Ракетный катер проекта 12411

Вторая Мировая война наглядно показала насколько важными для успешных действий флота в сложной оперативно-тактической обстановке являются малые военные корабли. Тысячи моряков союзнических караванов обязаны своей жизнью эскортным корветам и фрегатам, успешно боровшимися с «волчьими стаями» немецких подводных лодок. В Советском Союзе сторожевики, морские охотники и торпедные катера выполняли огромный объем боевой работы, обеспечивая защиту флангов от действий вражеского флота. Малые боевые корабли оказались единственным эффективным инструментом флота, когда крупные и основные силы флота были ограничены в своих действиях.

Советское военно-морское командование сумело правильно оценить боевой опыт применения малых боевых судов, приступив в послевоенное время к активному строительству военных судов прибрежного действия. Сначала акцент делался на быстроходные торпедные катера. Позже, с появлением ракетного оружия, в СССР активно развернулось строительство ракетных катеров. Если первые суда были еще далеки от совершенства и имели ограниченные боевые возможности, то ракетные катера проекта 1241 представляли собой образец конструкторской мысли.

Ракетный катер. Стрельба

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

Постоянное совершенствование мореходных качеств кораблей, увеличение мощности и дальности ракетного вооружения значительно повысили боевые и тактико-технические характеристики ракетных катеров. К тому же, подобные корабли можно было строить большими сериями. Вместо строительства одного эсминца или ракетного крейсера флот в течение 3-5 лет мог получить до двух десятков малых ракетных кораблей. Благодаря этому классу судов советский ВМС быстро сумел восстановить свою ударную мощь.

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

Особенности советских ракетных катеров проекта 1241

Основная особенность любого ракетного катера – это его вооружение. Противокорабельная ракета обладает достаточной мощностью, чтобы вывести из строя крупный корабль или нанести значительные повреждения и потопить военный корабль меньшего водоизмещения. По способу действия советские ракетные катера являются ударным вооружением. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название для новой ракеты было выбрано не случайно. В реальности воплотилась идея вооружить москитный флот мощным и принципиально новым оружием.

Проект 1241 оказался настолько удачным, что на его платформе выпускались катера проекта 12412, торпедный вариант. Новые торпедные катера оснащались не турбинами, а высокоскоростными дизелями. Такое судно могло выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок. Немало кораблей этого класса поступило на оснащение Пограничных войск КГБ СССР, используемых для охраны морской границы.

Проект 1241Т

Ракетные катера типа «Молния» начали проектироваться в Ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Новое судно получило шифр «Молния», а сам проект должен был стать базовым для последующего строительства малых боевых судов других типов. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и пугающее название «Тарантул» и был причислен к классу корветов.

Первоначальная задача создать мощный военный корабль небольшого водоизмещения для конструкторов оказалась трудной. Установить на корабле одновременно и артиллерийское вооружение и целый ударный противокорабельный комплекс, сохранив боевой единице высокую скорость хода, оказалась невыполнима. Новая энергетическая установка и наличие мощного вооружения привели к росту водоизмещения. В итоге на чертежах вырисовывался уже не катер, а ракетный корабль. Учитывая возросшее водоизмещение и достаточно большую автономность плавания, эти суда напоминали уже полноценные боевые корабли. Недаром в странах НАТО эти суда сразу стали классифицировать как корветы. Строительство кораблей шло по двум направлениям. Ввиду неготовности противокорабельной ракеты «Москит» сначала упор делался на постройку катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит». На этом проекте советским конструкторам удалось полностью отработать базовую версию, подведя ее под условия массового производства.

Термит

Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженная ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать уже совершенно новым кораблем.

Строительство ракетных катеров типа «Молния»

Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.

Корабли модификаций 12411-Т и 12411-М строились в Ленинграде на Приморском ССЗ, на Средне-Невском судостроительном заводе и в Хабаровске. За неполные 12 лет, с 1979 по конец 1991 года в СССР было построено 73 ракетных катера различных проектов. К моменту развала Советского Союза в постройке еще находилось 6 судов этого класса различной степени готовности. Достроить оставшиеся в наследство от СССР боевые суда планировалось до 1996 года.

Катера ВМС Вьетнама

Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:

  • для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
  • для ВМС Индии – 5 кораблей;
  • 4 ракетные катера получила Польша»;
  • 3 боевые судна для ВМС Румынии;
  • по 2 корабля получили Болгария и Йемен.

Один ракетный катер проекта 1241Рэ был передан военно-морским силам Вьетнама. Три боевых корабля этого проекта находись в составе отечественного ВМФ, используемые для обучения иностранных экипажей. На экспорт шли боевые суда, вооруженные ПКР «Термит». Корабли, вооруженные ПКР «Москит» строились только для нужд отечественного флота. Только в 2000 году уже российские кораблестроители разработали экспортную модификацию кораблей проекта 12418, вооружаемые ПКР «Уран».

Ракета Уран

Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.

Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.

Современная история кораблей проекта 1241

Первые корабли проекта 1241.1 строились на советских верфях вплоть до 1980 года. До этого все суда оснащались старыми газотурбинными двигателями, которые не отличались высокой экономичностью и не обладали той гибкостью в режимах работы, которая была необходима кораблям этого класса. В начале 80-х годов промышленность освоила новый тип двигателя — дизельные газотурбинные установки, способные обеспечить кораблям широкий скоростной диапазон и свободу маневра.

Ракетный катер

Проект 1241 в отличие от других технических решений отличался многообразием проведенных модернизаций. Ни один корабль, находившийся в составе ВМФ СССР, не менял столько раз свое основное вооружение. На серийных судах этого проекта главный калибр менялся трижды. Сначала проектировались корабли под 2 пусковые установки ПКР «Москит». В реальности, первые спущенные на воду суда, оснащались противокорабельными ракетами П-15М «Термит» в той же конфигурации. Корабли, строящиеся на экспорт, оснащались ПКР «Термит» в экспортном варианте исполнения П-20М. Далее на новые суда, отправляемые за рубеж, устанавливались ракетные комплексы с ракетами «Уран». Новейшая версия ракетного корабля уже имела 4 пусковые установки по 4 ПКР «Уран» в каждой.

Отечественные боевые единицы последнего поколения стали получать на вооружение новейшие противокорабельные комплексы «Москит». Каждый ракетный корабль теперь мог нести 4 ПКР «Москит». Дальность обнаружения целей увеличилась до 150 км, а сама ракета могла поразить цель на расстоянии 120 км. Высота полета снаряда составляла всего 20 м над уровнем воды, что соответственно делало ее труднозаметной для корабельной ПВО. Скорость полета противокорабельной ракеты составляла 2Мах. На таком расстоянии и при такой скорости полета снаряда ни одна из существующих на сегодняшний день систем корабельной ПВО не может вовремя среагировать на опасность.

Ракета Москит

В современных условиях, когда ВМФ России испытывает трудности с переоснащением корабельного состава, ракетные корабли последних модификаций проекта 1241 продолжают нести бремя военной службы. В начале нулевых на вооружении российского флота находилось не более 25 кораблей этого типа. Проект 1241 получивший дальнейшее развитие в виде кораблей проекта 12418 «Тарантул-3» являются боеспособными единицами Черноморского и Тихоокеанского флота. На Балтике осталось всего несколько кораблей этого типа, которые находятся в различной степени технического износа.

Наиболее современные суда, спущенные на воду в середине 90-х годов, продолжают оставаться основными боевыми кораблями в ВМС Вьетнама и Туркмении. Военно-морские силы Индии, начиная с 2000 года, перешли на собственное строительство крупных военных судов, переведя ракетные корабли советского проекта в разряд учебных.

Большие ракетные катера проекта 12411 «Молния»

Большие ракетные катера проектов 12411Т, 12417, 12411, 1241РЭ шифр «Молния-1» — 70+1 единиц
Пр.12411Т – 13 единиц, пр.12417 – 1 единица, пр.12411 – 33+1 единиц, пр.1241РЭ – 25 единиц
Пр.12411Т
Ленинград «Алмаз» – 4 единицы
Р-5 (зав.№401), с 9.06.1980 «Калининградский комсомолец», с 15.02.1992 Р-49, затем «Боровск» ?/1975/30.01.1979
Р-255 (зав.№403), с 1981 «Кировский Комсомолец», с 15.02.1992 Р-255 1976/1979/1980
Р-256 (зав.№404), с 1987 «Полтавский комсомолец» ?/?/1982
Р-6 (зав.№405) ?/?/1983
Пос.Понтонный Средне-Невский ССЗ – 5 единиц
Р-54 (зав.№200), с 1985 «Краснодарский комсомолец», с 15.02.1992 Р-54 21.04.1981/18.12.1982/30.12.1983
Р-63 (зав.№202), с 1985 «Куйбышевский комсомолец», с 15.02.1992 Р-63 19.11.1981/23.12.1983/10.06.1985
Р-101 (зав.№203), с 2002 «Ступинец» 4.08.1982/27.06.1984/30.09.1985
Р-129 (зав.№204) 3.02.1983/19.11.1984/28.12.1985
Р-257 (зав.№205) 3.05.1983/1.08.1985/31.10.1986
Хабаровский ССЗ – 4 единицы
Р-42 (зав.№901) ?/?/1983
Р-45 (зав.№902) ?/?/1983
Р-69 (зав.№903) 1980/?/1984
Р-79 (зав.№904) 1980/?/11.1984
Пр.12417 — пос.Понтонный Средне-Невский ССЗ
Р-71 (зав.№201) 12.08.1981/14.09.1983/10.06.1985
Пр.12411
Ленинград «Алмаз» – 1 единица
Р-46 (зав.№402) ?/?/20.03.1980
Пос.Понтонный Средне-Невский ССЗ – 10+1 единиц
Р-47 (зав.№206), с 1986 «Тамбовский комсомолец», с 15.02.1992 Р-47 22.06.1983/21.08.1986/13.02.1987
Р-60 (зав.№207) 10.12.1985/30.12.1986/12.12.1987
Р-160 (зав.№208), с 1990 «Полтавский комсомолец», с 15.02.1992 Р-160, с 1997 МАК-160 27.02.1986/29.09.1987/8.08.1988
Р-187 (зав.№209) 18.07.1986/16.04.1988/4.03.1989
Р-239 (зав.№210) 5.10.1987/30.12.1988/21.09.1989
Р-334 (зав.№211), с 29.10.1998 «Ивановец» 4.01.1988/28.07.1989/30.12.1989
Р-109 (зав.№212) 24.07.1989/13.04.1990/20.10.1990
Р-291 (зав.№213) 25.07.1989/19.10.1990/30.05.1991
Р-293 (зав.№214) 30.04.1991/23.08.1991/23.03.1992
Р-2 (зав.№215) 1991/1994/1999
Р-5 (зав.№216) 1991/?/план 2004
Хабаровский ССЗ – 22 единицы
Р-66 (зав.№905) ?/?/1984
Р-85 (зав.№906) ?/?/09.1985
Р-103 (зав.№907) ?/?/11.1985
Р-113 (зав.№908) ?/?/12.1985
Р-158 (зав.№909) ?/?/1986
Р-76 (зав.№910) ?/?/1986
Р-83 (зав.№911) ?/?/12.1986
Р-229 (зав.№912) ?/?/09.1987
Р-230 (зав.№913) ?/?/12.1987
Р-240 (зав.№914) ?/?/09.1988
Р-261 (зав.№915) ?/?/12.1988
Р-271 (зав.№916) ?/?/09.1989
Р-442 (зав.№917) ?/?/12.1989
Р-297 (зав.№918) ?/?/09.1990
Р-298 (зав.№919) ?/?/09.1990
Р-11 (зав.№920) ?/?/ 09.1991
Р-14 (зав.№921) ?/?/12.1991
Р-18 (зав.№922) ?/?/09.1992
Р-19 (зав.№923) ?/?/12.1992
Р-20 (зав.№924) 1989/10.1991/12.1993
Р-24 (зав.№925) 1989/12.1991/12.1994
Р-29 (зав.№926) 1992/?/24.09.2003
Пр.1241РЭ
Рыбинский ССЗ («Вымпел») – 22 единицы
Р-26 (зав.№01710) ?/?/1981
Р- (зав.№01711) ?/?/1983
Р- (зав.№01712) ?/?/1984
Р- (зав.№01713) ?/?/1984
Р- (зав.№01714) ?/?/1985
Р- (зав.№01715) ?/?/1986
Р- (зав.№01716) ?/?/1986
Р- (зав.№01717) ?/?/1986
Р- (зав.№01718) ?/?/1987
Р- (зав.№01719) ?/?/1988
Р- (зав.№01720) ?/?/1988
Р- (зав.№01721) ?/?/1988
Р- (зав.№01722) ?/?/1988
Р- (зав.№01723) ?/?/1989
Р- (зав.№01724) ?/?/1990
Р- (зав.№01725) ?/?/1990
Р- (зав.№01726) ?/?/1990
Р- (зав.№01727) ?/?/1990
Р-69 (зав.№01728) ?/?/?
Р-104 (зав.№01729) ?/?/?
Р- (зав.№) ?/?/1999
Р- (зав.№) ?/?/1999
Ярославский ССЗ – 3 единицы
Р-600 (зав.№) ?/?/1990
Р-601 (зав.№) ?/?/1991
Р-602 (зав.№) ?/?/1991
Пр.12441Т – 395/465 т (1 единица с ДГТУ – 386/457 т), пр.12417 – 435/495 т, пр.12411 – 436/493 т, пр.1241РЭ – 385/455 т
Пр.12411Т – 56,1*10,2*2,1 м, пр.12411 – 56,1*10,2*2,3 м, пр.1241РЭ – 56,1*10,2*2,2 м
Пр.12411Т, 12417 – 2*2 ПУ ПКР П-15М»Термит», пр.12411 – 2*2 ПУ КТ-152 (ПКР П-100″Москит», с зав.№214 П-105″Москит-М»), пр.1241РЭ – 2*2 ПУ КТ-138Э (ПКР П-20М)
1*4 ПУ МТУ-4 (пр.12411Т, 12411 — ЗРК «Стрела-2М/3/3М»/»Игла-1», пр.1241РЭ – ЗРК «Стрела-2М/3/3М» (Польша – «Стрела-2М»)) – 16 ЗУР
ЗРАК «Кортик» (на пр.12417) – 8 ЗУР, 2*6 30 мм
1*1 76 мм АК-176 – 314 выстрелов – СУ МР-123″Вымпел»
2*6 30 мм АК-630 (нет на пр.12417) – 2000 выстрелов
Пр.12411Т — 2*16000 л.с. ГТА М-15 (4000 л.с. маршевая ГТУ М-75, 12000 л.с. форсажная ГТУ М-70) (1 единица — 2*4000 л.с. дизели М-510, 2*12000 л.с. ГТУ М-70), пр. 12411 – 2*4000 л.с. дизели М-510, 2*12000 л.с. ГТУ М-70,пр.1241РЭ — 2*16000 л.с. ГТА М-15Э (4000 л.с. маршевая ГТУ М-75, 12000 л.с. форсажная ГТУ М-70), пр.12411Т – 42 уз, пр.12411 – 41 уз, пр.1241РЭ – 43 уз, пр.12411Т – 1800 миль (13 уз), 1600 миль (14 уз), 400 миль (36 уз) (1 единица с ДГТУ – 2400 миль (14 уз)), пр.12411 – 2400 миль (13 уз), 450 миль (36 уз), пр.1241РЭ – 220 миль (14 уз), пр.12411Т – 3 ДГ по 150кВт, пр.12411 – 2 ДГ по 200кВт, 1 ДГ 100 кВт, пр.1241РЭ – 2 ДГ ДГР2А-200/1500 по 200 кВт, 1 ДГ ДГР2А-100/1500 100кВт
Пр.12411Т – 39 чел (5 офицеров), пр.12411 – 40 чел, пр.1241РЭ – 37 чел
Пр.12411Т – РЛС «Рангоут» (на поздних РЛК 34К1″Монолит» (РЛС «Мост», «Маяк», «Мечь», «Массив»)), МР-405 (нет на первых), НРЛС «Дон», комплекс РЭБ «Вымпел-Р2″, пр.12411 — РЛК 34К1″Монолит» (РЛС «Мост», «Маяк», «Мечь», «Массив»), НРЛС «Дон», комплекс РЭБ «Вымпел-Р2″, пр.12417 — РЛК 34К1″Монолит» (РЛС «Мост», «Маяк», «Мечь», «Массив»), РЛС «Позитив», НРЛС «Дон», пр.1241РЭ – РЛК «Гарпун-Е», НРЛС «Кивач-2» (Польша №434, 435) или «Печора-1» (Польша №436, 437), аппаратура госопознавания – «Нихром-РР»
Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101)
Модернизации
Малый артиллерийский корабль: МАК-160 (Р-160) — демонтированы ПУ ПКР «Москит»
Р-47 — 1 контейнер ПКР «Москит» заменен на ПУ ПКР нового типа
Р-239 – модернизируется с заменой АК-630 на 1 ЗРАК «Палаш»
Распределение по флотам
БФ: Р-2, 5(зав.№401, с 1998 КВФ), 6, 26 (ранее ЧФ), 47, 129, 187, 255, 257 (ранее ЧФ), 291, 293
ЧФ: Р-46(затем БФ), 54, 60, 63, 69 (зав.№01728), 71, 104, 109, 160(с 06.1992 КВФ), 239, 256, 334, 600-602
СФ: Р-101(с 1989 БФ, с 1993 КВФ)
ТОФ: Р-11, 14, 18, 19, 20, 24, 29, 42, 45, 66, 69 (зав.№903), 76, 79, 83, 85, 103, 113, 158, 229, 230, 240, 261, 271, 297, 298, 442
Бортовые номера
Р-5: 727(2000)
Р-6: 851(2000)
Р-11: 940(1998)
Р-14: 924(2000)
Р-18: 937(1999)
Р-19: 978(2000)
Р-20: 921(2000)
Р-24: 946(1998)
Р-26: 992(1986), 860(1996)
Р-29: 916(2003)
Р-42: 835, 944(2000)
Р-46: 948(1984), 957(1986), 960(1990)
Р-47: 847(1992), 819(1992)
Р-54: 954(1984), 955(1986), 965(1990)
Р-60: 970(1988), 953, 955(1990)
Р-63: 954(1986), 964(1990)
Р-69 (зав.№01728): 980(1994)
Р-71: 952(1984), 955(1986), 962(1990)
Р-79: 995(2000)
Р-83: 956(2000)
Р-101: 714(2000), 705(2003)
Р-104: 979(1994)
Р-109: 952(1996)
Р-129: 852(2000)
Р-160: 965(1988), 700(2000), 054(2004)
Р-187: 855(1992), 814(2000)
Р-239: 973(1989), 953(1990)
Р-240: 908(2000)
Р-255: 820(1993)
Р-256: 950(1984), 956(1986)
Р-257: 967(1986), 831(2000)
Р-261: 943(2000)
Р-271: 909(2000)
Р-291: 825(1991)
Р-293: 874(1996)
Р-297: 951(1999)
Р-298: 971(1998)
Р-334: 954(1990)
Р-442: 907(2000)
Р-600: 971(1990)

Р-601: 972(1991)
Р-602: 973(1991)
Списание: 1994 — Р-46(5.07), 1995 – Р-45(1.09), Р-66(1.09), Р-69(1.09), 1996 – Р-76(31.07), Р-158(31.07), 1997 – Р-113, Р-230, 2000 – Р-6, Р-255
Экспорт: Болгария – 1 единица: ракетный корвет «Мулния»101 (до 12.1990 Р-256)
Вьетнам – 4 единицы пр.1241РЭ: HQ371, 372 в 10.1994 (бывшие Р-69, 104), HQ373, 374 в 1999. 8 единиц заказаны в 2004 (2 единицы — Рыбинск «Вымпел»)
ГДР – пр.1241РЭ малые ракетные корабли 5 единиц: «Албин Кёбис»771, с 1987 571 (бывший зав.№01713) в 1984 списан 31.12.1991, «Рудольф Эглхофер»772, с 1987 572 (бывший зав.№01714) в 1985, «Фриц Глобик»773, с 1987 573 (бывший зав.№01715) в 1985 списан 31.12.1991, «Пауль Эйзеншнейдер»774, с 1987 574 (бывший зав.№01716) в 1986 списан 31.12.1991, «Ганс Беймлер»775, с 1987 575 (бывший зав.№01717) в 1986 списан 31.12.1991, установлен как музей в Пеенемюнде.
Индия – 5 единиц пр.1241РЭ: «Вир»К40 (бывший зав.№01718) передан 12.05.1987, «Нирбхик»К41 передан 3.02.1988, «Нипат»К42 передан 15.01.1989, «Нишанк»К43 передан 12.01.1989, «Ниргхал»К44 передан 4.06.1990. 7 единиц построены по лицензии пр.12411Э: Бомбей «Магазон док» — «Вибхути»К45 03.1988/26.04.1990/3.06.1991, «Випул»К46 07.1988/3.01.1991/16.03.1992, «Кашак»К97 01.1991/12.11.1993/29.12.1994, «Прабал»К99 08.1998/09.2000/06.2001, «Гоа шипъярд» — «Винаш»К47 06.1990/24.01.1992/20.11.1993, «Виджут»К48 06.1992/09.1993/16.01.1995, «Прахар»К98 11.1991/26.08.1995/1.03.1997.
386/457 т, 56,1*11,5*2,5 м, 2*4000 л.с. дизели MTU12V538TB92, 1*23300 л.с. ГТУ LM-2500, 35 уз, 2400 миль (13 уз), 450 миль (35 уз), 41 чел (5 офицеров). 4 единицы строятся пр.12418МЭ: Мумбай «Магазон док» — «Пралайя»К91 2.05.1998/14.12.2000/18.12.2003, «Прабал»К92 16.02.1998/28.09.2000/11.04.2002. 560 т, 56,1*10,6*2,6 м, 4*4 ПУ ПКР 3М-24Э»Уран», ЗРК «Стрела-2М», 1*1 76 мм «ОТО_Мелара» — СУ «BEL Линкс», 2*6 30 мм АК-630М, 2*2950 л.с. дизели, 2*11475 л.с. ГТУ, 35 уз, 2000 миль(20 уз), 76 чел (6 офицеров), РЛК «BEL APARNA», РЛС общего обнаружения «Позитив-Э»
Ирак – 1 единица пр.1241РЭ: бывший Р-600 в 1990
Йемен – 2 единицы пр.1241РЭ: №971 передан 07.12..1990, №976 (бывший зав.№01727) передан 15.01.1991
Польша – 4 единицы пр.1241РЭ: малые ракетные корабли «Горник»434 (бывший зав.№01711) передан 28.12.1983, «Хутник»435 (бывший зав.№01712) передан 31.03.1984, «Металович»436 передан 13.02.1988, «Ролник»437 (бывший зав.№01723) передан 4.02.1989
Румыния – 3 единицы пр.1241РЭ: «Зборул»188 1990, «Пескарусул»189 в 12.1992, «Ластунул»190 в 12.1992 (бывшие Р-601, 602)
Украина – 2 единицы: «Никополь»U155, с 15.03.2002 «Приднепровье» (до 12.08.1997 Р-54), «Кременчуг»U156 (до 12.08.1997 Р-63)
ФРГ – 1 единица корвет УРО пр.621 «Хидденси»Р6166 (до 10.1990 ГДР №572), в 11.1991 передан США для обследования, в 10.1996 установлен в Фолл-Ривере в Массачусетском корабельном мемориале
Нереализованные модификации
Пр.12418 – с ПКР 3Р-24″Уран»

Молниеносный морской «Тарантул» — ракетный катер проекта 12411 «Молния»

Ракетные катера проекта 12411 предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.


С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).
В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. (С 2008 года ливийская сторона заказала на судостроительном заводе «Вымпел» 3 РК проекта 12411. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов).
История разработки РК проекта 12411
Боевые дествия с участием ракетных кораблей вооруженых противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит». Первоначально были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость.
Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.
Проектрирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.
Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года. Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации. Для быстрого ввода в стой новых РК ракетные корабли собирались на Хабаровском и Средне-Невском ССЗ. Оба завода строили и сдавали в среднем два-три РК в год, основную часть ракетных катеров построили и ввели в строй с 1985 по 1992 года. Ракетных катеров проекта 1241-1 было построено до 1985 года еще три единицы.

Устройство и конструкция
Водоизмещение РК — около полутысячи тонн, архитектура новых кораблей гладкопалубная с круглоскулыми (передняя часть) и остроскулыми (корма) обводами. Стальной корпус для обеспечения живучести поделен на десять отсеков. Надстройка и внутренние корабельные переборки исполнены из сплавов алюминия. РК проекта 12411 оснастили новой ДГТУ комбинированного типа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей и 2 дизельных двигателей, передающих вырабатываемую мощность на два винта с фиксированным шагом, которые обеспечивали максимальную скорость 40 и более узлов.
Вооружение
Кроме основного противокорабельного комплекса с ПКР 3М-80 «Москит», ракетный катер оснащался одной артустановкой АК-176 калибра 76мм и двумя шестиствольными артустановками АК-630 калибра 30мм. Имелась возможность установки двух блоков ПЗРК Стрела-3.

Ракетные корабли проекта 12411
Всего было заложено 34 корабля, их строили на мощностях Ленинградского «Алмаза», Средне-Невского и Хабаровского заводов:
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);

Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;

Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 — заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;

Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).
Основные характеристики:
— длина – 56.1 метра;
— ширина – 10.2 метра;
— осадка – 4.3 (2.5) метра;
— водоизмещение норма/макс – 436/493 тонны;
— скорость – 38-39 до 41 узлов;
— дальность хода 1600 миль (скорость 20 узлов) или 400 миль (скорость 36 узлов);
— Силовая – ДГТУ, комбинированная, два дизеля (8000 л.с) и две турбины (24000 л.с);
— Вооружение – 4 ПУ с 3М-80 (ПКР Москит); одна АК-176 калибра 76.2мм; два АК-630 калибра 30мм; возможность установки двух ПЗРК Стрела-3 или Игла;
— Оборудование – усиленный радиолокационный комплекс;
— Команда катера – 40/41 или 44 человека.
Источники информации:

Вне сомнения, наша Страна является первооткрывателем в области постройки ракетного катера, как «революционного класса». Малые размеры корпуса, высокая скорость, маневренность и наличие ударного ракетного оружия, внесли заметные коррективы в тактику военно-морских флотов Мира.

Официально, первый ракетный катер был принят на вооружение в 1960 году. Это были маневренные, скоростные катера 183Р «Комар». Он был вооружён 2 ракетами.

Следующим стал проект 205 («Osa» по классификации НАТО), оснащённый уже 4 ракетами П-15.

21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был потоплен тремя ракетами П-15, выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» по личному приказу президента Насера в ответ на уничтожение двух торпедных катеров израильским эсминцем и двумя торпедными катерами тремя месяцами ранее. Это был первый случай боевого применения противокорабельных ракет, выпущенных с ракетного катера. Он показал, что ракетные катера являются действенным оружием современной войны, и подстегнул другие страны к созданию собственных ракетных катеров и противокорабельных ракет.

Эсминец «Эйлат». Первая жертва противокорабельных ракет.

Первое же боевое применение показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Было положено начало новому направлению тактической мысли, перенесенному затем и в другие рода сил: понятие морского боя потеряло традиционный смысл, присущий ему с зарождения войны на море.

Поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100—500 т) и высокую скорость (30-50 уз). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20-40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.

Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты.

Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например, израильский тип «Саар 5».

Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.

По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).

На сегодняшний день, ракетный катер, как класс, в чистом виде, в нашей стране представлен одним проектом.

Большой ракетный катер проекта 1241 «Молния».

Была построена серия больших ракетных катеров, строившихся на судостроительных заводах СССР в 1979-1996 годах и поставлявшихся как ВМФ СССР, так и на экспорт, во флота дружественных СССР государств.

В составе ВМФ СССР корабли активно эксплуатировались на всех флотах (Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском) кроме Северного на протяжении 1980-х годов и несли службу в прибрежных водах Советского Союза. На 2011 год ракетные катера проекта 1241 и их модификации состоят на вооружении Военно-Морского Флота России и в ВМС других государств. Серия состоит из нескольких подтипов, отличающихся между собой составом вооружения и типом энергетической установки.

Более подробно, этот проект описан в статье «ВМФ России. Ближайшие перспективы развития. Москитный флот».

Сегодня, в составе ВМФ России находится около трех десятков ракетных катеров. Большинству из них свыше 20 лет. В принципе, можно смело утверждать, что наш «москитный флот» морально и физически устарел. Крылатые ракеты «Термит» и «Москит» наша промышленность уже не выпускает. А строительство новых ракетных катеров не ведется.

В последние десятилетия военно-морскими экспертами не раз высказывались мнения, что эра ракетных катеров, строившихся массово в 1960-1980-х гг. и составлявших основу ударных надводных сил флотов стран «третьего мира», закончилась. Основания для таких скоропалительных заключений, в частности, якобы давал опыт боевых действий американских ВМС против иракских катеров в 1991 г.

Основные выводы:

«Ракетный катер беззащитен против авиации, которая потопит его до момента применения оружия по надводной цели. Поэтому продолжение строительства малых ракетных катеров (водоизмещением до 350 т) бессмысленно, а если строить – то большие (более 500 т) катера, вооруженные эффективными комплексами ПВО и развитыми средствами РЭБ».

Однако при ближайшем рассмотрении очевидность таких выводов оказывается под сомнением.

Во-первых, ставить крест на эффективности ракетных катеров вообще, рассматривая ситуацию спланированных наступательных боевых действий Вооруженных Сил США, в том числе авианосного соединения, против одиночных и действовавших спорадически (если это вообще имело место) иракских катеров, мягко говоря, не корректно. Тезис о доминировании авиации на море со времен Второй мировой войны никем не ставился под сомнение. Действия ракетных катеров против крупных надводных боевых кораблей могут быть эффективными только при гарантированном целеуказании, поддержке со стороны авиации берегового базирования и средств РЭБ, то есть при обеспечении им «режима благоприятствования» своими вооруженными силами, и наконец, с использованием фактора внезапности.

Во-вторых, катера, спроектированные в 1960-е гг. и построенные в последующие десятилетия, явно не соответствовали требованиям времени ни по своему основному – ракетному – вооружению, ни по возможностям средств обнаружения и целеуказания, ни по оборонительным возможностям, ни, наконец, по своему техническому состоянию.

На самом деле, преждевременные «похороны» ракетного катера как класса были обусловлены двумя основными факторами. Первый – это огромные геополитические изменения в мире, связанные с исчезновением СССР и распадом Варшавского договора. Это, с одной стороны, заставило почти весь мир поменять приоритеты в военном строительстве и поставило под сомнение возможность дальнейшего приобретения и поддержания технического состояния военной техники советского производства, а с другой – наводнило мир ставшим «лишним» оружием, которое можно было купить сравнительно дешево. Второй фактор – объективное отсутствие необходимости восполнения естественной убыли корабельного состава флотов «третьих стран» в условиях военно-политической неопределенности.

Какие же проекты ракетных катеров уже разработаны в нашей стране и существуют «на бумаге»?

1. Проект 20970 «КАТРАН» — ракетно-артиллерийский катер

Катер предназначен для борьбы с надводными кораблями и боевыми катерами противника, несения патрульной службы по охране морского района в открытых прибрежных акваториях морей, океанов и во внутренних морях.

Корпус катера выполнен достаточно прочным для плавания в разреженном льду толщиной до 0,4 м. Мореходные качества корабля достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 5 баллов включительно без ограничений по курсу и скорости. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков.

Состав вооружения сбалансирован и наряду с высоким ударным потенциалом гарантирует эффективную самооборону корабля от надводного и воздушного противника.

Существует несколько компоновок вооружения данного проекта. Ниже указан один из вариантов.

2. Проекта 12300 «Скорпион» — ракетно-артиллерийский катер

Ракетно-артиллерийский катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности.

Что касается корпуса, то он у «Скорпиона», очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения «Молния», имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то «Скорпион» с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

На сегодняшний день «Скорпион» — вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой «Яхонт» вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. «Яхонт» имеет дальность стрельбы 300 км.

Головной катер был заложен 5 июня 2001 года. Планировалось завершить его постройку 2005 году. Затем планировалась постройка серии, для ВМФ РФ — 10, для ФПС РФ — 10. 30 катеров планировалось построить на экспорт, в том числе для страны Азиатско-тихоокеанского региона. Однако, к настоящему времени (декабрь 2013 года) не достроили даже головной катер данного проекта. Однако сообщений о прекращении строительства в прессе также не появлялось.

3. Проект 12418 «Молния» — большой ракетный катер

Ракетный катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Как видно по фотографии, данный проект является продолжением развития проекта 1241. С той лишь разницей, что в качестве ударного ракетного оружия на нем стоят крылатые ракеты «Уран».

Данные катера мы строим для ВМС Вьетнама.

16 противокорабельных ракет — это серьезное оружие. Напомню, что на существующих в составе ВМФ России катерах этого проекта размещено всего 4 крылатых ракеты «Москит», или «Термит».

Подведем итоги….

На сегодняшний день “Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» имеет ряд разработок, позволяющих нам строить ракетные и ракетно-артиллерийские катера для нашего ВМФ. А учитывая опыт постройки катеров для ВМС Вьетнама, можно утверждать, что мы способны развернуть строительство серийно.

Меня очень удивляют заявления наших «стратегов» о необходимости срочной постройки кораблей «океанской зоны». Да, они нужны. Но сейчас ли? Может, вначале, есть смысл прикрыть свои прибрежные моря, прежде чем выходить в Океан? Ракетный катер — это не так затратно. С дальностью плавания до 2500 миль он легко прикроет наши прибрежные воды. А с размещением на борту новейших противокорабельных крылатых ракет, катер гарантированно создаст головную боль кораблям противника.

Будем ждать прояснения в «светлых» головах наших адмиралов….

Ракетный катер «Ивановец» вошел в Средиземное море

Иностранные блогеры успели сфотографировать прохождение корабля, который сопровождается катером турецкой береговой охраны TCSG19.

— Yörük Işık (@YorukIsik) 13 июля 2016 г.

Военные эксперты предполагают, что ракетный катер «Ивановец» должен заменить находящий в Тартусе малый ракетный корабль «Серпухов» проекта 21631, который входит в состав российской группировки в Средиземном море.

Отметим, что «Ивановец» — большой ракетный катер проекта 12411 «Молния” предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей противника и десантных судо в море и в пунктах базирования, а также для прикрытия своих кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

Главное оружие катера — четыре пусковых установки противокорабельных ракет 3М-80 «Москит». Противокорабельная крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета «Москит» после пуска делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полета около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до семи метров. Скорость полета ракеты составляет 2,35 Маха. За счет высокой скорости и внушительной боевой части (150 килограммов) «Москит» способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. Ракета имеет дальность поражения до 120 километров.

Для стрельбы по воздушным, морским и береговым целям в носовой части катера установлена автоматическая артиллерийская установка АК-176М калибром 76,2 мм. Скорострельность пушки 130 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы 15,7 километра.

Для поражения воздушных и малоразмерных морских целей на надстройке в кормовой части катера расположены две автоматические скорострельные артиллерийские установки АК-630М калибром 30 мм. Кроме того, на корме установлен пост для переносного зенитного ракетного комплекса «Игла».

Катер вступил в состав Черноморского флота 30 декабря 1989 года. В 2013 году, после прохождения капитального ремонта, был привлечен к мероприятиям по обеспечению безопасности зимней Олимпиады в Сочи. Водоизмещение 493 тонны. Длина — 56 метров, ширина — 10 метров. Максимальная скорость — 41 узел. Дальность плавания — 2400 морских миль. Экипаж 40 человек.