Ракета протон м

— Дмитрий Олегович, на днях мы все волновались за космонавтов на МКС, когда появилось сообщение, что у генконструктора РКК «Энергия» Евгения Микрина, который летал на Байконур провожать экипаж «Союза МС-16», после возвращения в Москву обнаружили коронавирус. Правда, скоро выяснилось, что с экипажем он напрямую не общался – только через стекло. А как сейчас вообще обстановка на предприятиях Роскосмоса в связи с пандемией? Много заболевших?

— В целом по отрасли 42 человека. Из них четверо выздоровело. К сожалению, двое наших коллег скончались в больницах. Я соболезную семьям, потерявшим близких, и хочу заверить, что предприятием, на котором они работали, им будет оказана необходимая поддержка.

Нами предпринимаются все возможные меры по нераспространению инфекции среди сотрудников. При этом надо иметь в виду, что Роскосмос — это сегодня единственное космическое ведомство в мире, которое продолжает работу, несмотря на пандемию.

Это требует от нас исключительных усилий. На Байконуре, на космодроме «Восточный» у нас пока, слава богу, нет ни одного подтвержденного случая заболевания.

Мы строго следуем рекомендациям врачей и продолжаем пилотируемую программу. 17 апреля обеспечили штатный спуск на Землю международного экипажа корабля «Союз МС-15», 25 апреля запускаем грузовик «Прогресс» на Международную космическую станцию, готовим другие пуски. Мы не можем оставить МКС без снабжения и будем ответственно выполнять взятые международные обязательства. Но это, конечно, серьезный вызов для нас.

Спуск на Землю международного экипажа корабля «Союз МС-15».Фото: REUTERS

Евгений Анатольевич Микрин, надеюсь, перенесет заболевание спокойно, он сейчас под наблюдением специалистов, ему оказывается вся необходимая медицинская помощь. Я недавно общался с ним по телефону, пожелал ему скорейшего выздоровления.

Дмитрий Рогозин: Мы единственное космическое ведомство в мире, которое продолжает работу в период пандемии

00:00 00:00

— А почему все космические предприятия в мире ушли на карантин, а мы – такие смелые – работы не останавливаем?

— Роскосмос, в отличие от НАСА и от Европейского космического агентства, не является государственными агентством. Мы корпорация, которая занимается не только гражданским, но и военным космосом. Мы физически не можем остановить предприятия, которые сейчас работают над созданием самых современных боевых ракетных комплексов. И подготовка к летным испытаниям «Сармата» (стратегический ракетный комплекс шахтного базирования пятого поколения с тяжёлой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой — Ред.) идет по плану. Мы не снижаем темп работы.

Для рабочих, сборщиков, инженеров, которые обслуживают эти программы, мы проводим тестирование, они используют маски, и по возможности находятся друг от друга на безопасном расстоянии.

Мы организуем доставку боевых расчетов в центральные пункты управления специальным транспортом с тем, чтобы люди не контактировали с внешним миром. Наши ЦУПы должны постоянно работать, следить за состоянием орбитальных группировок, за ГЛОНАССом, например.

На всех предприятиях ограничен вход посторонним лицам. На пуске «Союза МС-16» на Байконуре мы отказались от приглашения и гостей, и журналистов. Проводили пресс-конференцию космонавтов дистанционно. Пока такие меры себя оправдывают.

Спусковой модуль корабля «Союз МС-15».Фото: REUTERS

Переиграем Маска

— Дмитрий Олегович, на днях вы довольно жестко комментировали очередное высказывание Илона Маска и пообещали, что российские ракеты скоро будут конкурировать с ракетами SpaceX, и стоимость наших пусков удастся сократить на треть. Каким это образом?

— Вся стратегия Роскосмоса и наших предприятий сводится к борьбе за эффективность и надежность. К этому относится и борьба с издержками, с непроизводственными расходами и избавление отрасли от избыточного управленческого персонала. Такой «технологический фитнес» позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке пусковых услуг и всей космической деятельности.

Когда-то предприятия Роскосмоса доминировали на этом рынке, цена за пуск «Протонов» доходила до 100 миллионов долларов. Потом стали появляться агрессивные конкуренты. За их спинами стали мощные силы, в частности, в Соединенных Штатах это и Пентагон, и другие государственные заказчики. Для внутренних пусков в интересах государства они оплачивают им пусковую кампанию по ценам в три-четыре раза дороже цены, предъявляемой на рынке. Это и есть классический демпинг, без стеснения реализуемый США в космической сфере.

Собственно, они особо и не скрывают, что борются с Роскосмосом и европейскими компаниями.

Передел рынка начался примерно пять лет назад. К сожалению, он совпал с внутренними проблемами ракетно-космической отрасли России, когда из-за падения дисциплины и утраты технологических навыков резко выросла аварийность традиционных и ранее очень надежных наших ракет, и разгонных блоков.

Создание единой государственной корпорации «Роскосмос», наведение порядка в отрасли позволило не только восстановить надежность нашей техники, но и дать ответ конкурентам. Мы пошли на беспрецедентный шаг и добились снижения на 39 процентов стоимости наших пусков. На фоне санкций нам удалось проявить максимальную гибкость и сохранить привлекательность наших пусковых услуг для иностранных клиентов, которые хотели бы запускать свои космические аппараты именно на русских, на российских ракетах.

— Маск говорит, что у него ракета на 80 процентов многоразовая, а у нас одноразовые. Разве мы можем конкурировать?

— Что значит «на 80 процентов многоразовая»? Тогда что такое 100 процентов? Наши, да и американские эксперты считали эффективность многократного использования ракетных модулей и пришли к выводу, что на прибыль можно выйти лишь при десятикратном использовании возвращаемых ступеней. У компании SpaceX нет таких результатов.

На самом деле никто экономику пусков этой компании не знает, они ее тщательно скрывают, и понятно почему. Falcon-9 в нынешней ее версии — это ракета тяжелого класса. При пуске с возвратом ступени половина топлива уходит на то, чтобы вернуть эту ступень на Землю. То есть, реально ракета, которая может вывести больше 20 тонн полезной нагрузки, выводит примерно в два раза меньше. Остальное съедает сама ракета на обратную дорогу. Прибавьте сюда затраты на каждую возвращаемую матчасть: авионика, программное обеспечение, источники питания, сенсоры, электроника, опорные стойки, гидравлические и электромеханические системы, а также логистика (морская и авиационная поддержка) и многое другое. Тема до сих пор спорная, вызывает много вопросов, на которые Илон Маск ответы давать не собирается. В том числе и на наш вопрос, каков объем господдержки, фактически – дотации за каждый пуск Falcon? Мы его спрашиваем про Фому, а он нам – про Ерёму, твердя всё про «многоразовость».

Falcon-9 в нынешней ее версии — это ракета тяжелого класса. При пуске с возвратом ступени половина топлива уходит на то, чтобы вернуть эту ступень на Землю.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

— Тем более, что это не автомобиль – заправил и поехал дальше. Нужно все возвращаемые ступени заново проверить и почистить…

— Двигатели для такого рода ракет используют известную топливную пару кислород-керосин. После пуска они требуют очистки. Более того, все равно, какой бы мягкой посадка ступени ни была, так или иначе есть некий динамический удар. И надо обязательно тестировать двигатели и саму ступень, насколько ее можно повторно использовать.

Короче, возможность многократного использования средств выведения — это красивая инженерная идея, она нам всем нравится, но пока она является ширмой, прикрывающей американский демпинг на рынке пусковых услуг и грубую попытку выдавить с него иных конкурентов. Но мы им не уступим. Наши ракеты эффективные. У них высочайшая степень надежности, у них прекрасная наработанная сотнями пусков статистика. А от добра добра не ищут.

А вот в наших перспективных ракетах мы будем рассматривать возможность многократного использования ракетных блоков, но сделаем это на иных, чем SpaceX, технологиях, которые действительно обеспечат экономическую эффективность такого рода пусков – без всяких толстосумов, демпингующих ракетную отрасль. Первое – это переход на метановые двигатели, которые могут быть многократно использованы без переборки и очистки. Двигатель – это самая дорогая часть ракетного модуля, и начать надо именно с него.

— То есть у нас тоже ведутся работы по созданию многоразовой ракеты?

— Мы уже заложили две работы. Первая работа называется – «Крыло — СВ». Это совместная работа Фонда перспективных исследований и ЦНИИмаша – нашего головного научного института. Специально для этих целей сейчас создается опытное конструкторское бюро имени выдающегося советского авиаконструктора Роберта Бартини, куда мы набираем талантливых молодых инженеров. Они будут готовить демонстратор ракеты в легком классе. С учетом нашей географической специфики садиться ступень должна по самолетному, а не «вертикальной свечкой», как у Falcon.

Если мы это отработаем и увидим, что самолетный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса. Даже есть уже ее рабочее название — «Союз — СПГ». Почему СПГ? Да потому что это и есть сжиженный природный газ – новое топливо для метанового двигателя.

И, если это всё оправдает себя и с инженерной, и с экономической точек зрения, то тогда, действительно, ракета среднего класса, которая придет на замену «Союзу-2», будет многоразовой.

Проект многоразовой крылатой ступени ракеты «Крыло — СВ». Фото: fpi.gov.ru

OneWeb и другие

— Недавно было объявлено, что британская компания OneWeb стала банкротом. А она у нас заказывала много пусков. Вообще у них проект интересный – развесить небольшие спутники на низких орбитах и обеспечить всю планету интернетом. Плюс приостановлены пуски ракеты «Союз» с космодрома Куру. Как это может повлиять на экономическое положение Роскосмоса?

— К сожалению, сокращение количества пусков негативно скажется на экономике наших ракетных фирм и пусковой кампании в целом.

Гвианский космический центр находится в Латинской Америке, практически на экваторе. Там активно работает наш «Союз-2». Французы очень любят эту ракету и даже свои космические аппараты выводят именно на наших «Союзах». Мы планировали провести в феврале и марте два пуска. Один в интересах Объединенных Арабских Эмиратов, аппарат уже был заправлен, и мы заправили наш разгонный блок «Фрегат». А второй пуск был связан с французским космическим аппаратом. Но в связи с эвакуацией французского боевого расчета с космодрома в Куру мы тоже приостановили эти работы: хозяин-то уехал…

— То есть французы побросали работу и сбежали, а наши специалисты на космодроме остались?

— Нельзя так сказать, что они побросали. У них пошли случаи заражения в соседнем населенном пункте, и они провели эвакуацию своего персонала. На континентальную часть Франции улетели все их специалисты. Остались только те, которые помогали нашему боевому расчету проводить необходимые регламентные работы с нашим разгонным блоком, а затем и слив топлива с него. Мы не могли оставить его в заправленном состоянии, это могло бы привести к предсказуемым катастрофическим результатам. Часть наших специалистов – 21 человек – осталась на Куру. Эти два пуска перенесены пока на сентябрь.

И, к сожалению, есть сложности с компанией OneWeb, в интересах которой мы уже провели три пуска, в том числе два в этом году – вывели каждый раз на «Союзах» по 33 космических аппарата. Это была сложнейшая операция, потому что разгонный блок «Фрегат» с ювелирной точностью развозил эти аппараты на разные орбиты.

Сейчас мы получили информацию, что компания OneWeb находится в банкротном состоянии. И мы пока не понимаем, сможем ли мы осуществить еще десять пусков в интересах этой компании в течение этого года. При том, что у нас четыре собранные в «пакет» ракеты и четыре разгонных блока уже находятся на Восточном. Столько же ракет — на Байконуре. Мы ведем сейчас переговоры с этой компанией и с ее партнером «Арианспейс», который является заказчиком наших пусков в интересах OneWeb.

Пуск корабля «Союз 2.1б» с 33 спутниками OneWeb на борту 21 марта 2020 года.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Конечно, деградация пусковой компании идет не только у нас, во всем мире, она происходит потому, что мировая космическая промышленность стоит.

— Получается, что OneWeb нам должен денег?

— Нет, основную сумму по контракту мы уже получили. Здесь вопрос не в деньгах, а в том, чтобы пуски состоялись. Потому что, если пусков не будет, так или иначе мы все равно будем нести определенные убытки, ведь часть ракет под эту программу уже на космодромах. Их обслуживают наши боевые расчеты, наши стартовики, они, ведь, должны получать деньги как за работу, так и за вынужденный простой. Поэтому мы, конечно, рассчитываем на то, что компания OneWeb найдет нового инвестора и в ближайшее время продолжит свою работу.

Надежда на «Ангару»

— Дмитрий Олегович, какие перспективы ракеты «Ангара»? Первый пуск модернизированной ракеты должен был состояться до конца этого года. Теперь будет перенос?

— Я надеюсь, нет. Работа не останавливается ни на один день. До конца апреля мы, если не будет дополнительных критических замечаний в ходе проверок на Контрольно-испытательной станции, ракету передадим военным и отправим ее спецэшелоном на космодром в Плесецк. Надеюсь, пуск будет успешным, и мы получим хороший контракт на производство и легкой, и тяжелой модификаций «Ангары». Универсальные ракетные модули изготовлены и находятся на нашем серийном омском заводе «Полет». Так же будет собираться версия тяжелой «Ангары», в том числе, в пилотируемом варианте. Потому что в 2023-м году мы должны уже стартовать ракетой «Ангара А5П» с космодрома «Восточный», сейчас там ведется большая стройка второго этапа.

Активно идет работа над кораблем «Орел». Подчеркну, он не является альтернативой «Союза МС». «Орел» нужен для покорения дальнего космоса, для исследования в том числе и Луны. В 2023-м году мы должны его первую версию в автоматическом режиме без экипажа запустить с Восточного.

Ракета-носитель «Ангара» в цехах ГКНПЦ им. Хруничева. Фото: пресс-служба Роскосмоса

— Но вы же говорили, что будет облегченная версия «Орла», которая заменит «Союзы» по доставке космонавтов на орбитальную станцию?

— На самом деле будет один и тот же корабль, просто для доставки на МКС у него заправка будет меньше. Вопрос только в экономике. Сколько он будет стоить.

Кстати, мы уже с вами говорили про многоразовость. Так вот, «Орел» будет многоразовый. Капсула, возвращаемая из космоса, потом повторно будет использоваться несколько раз для обеспечения следующих полетов.

— Слушайте, а почему столько разговоров вокруг стройки стартового комплекса под «Ангару» на Восточном? Прямо ударная комсомольская стройка! В Плесецке стартовую позицию под «Ангару» военные спокойно построили и не было такого внимания к строительству.

— Это разные стартовые комплексы. В Плесецке – это перестроенный стартовый комплекс ракеты «Зенит». На Восточном все строится на голом месте, в тайге. Он гораздо более сложный. И он рассчитан не только на «Ангару» в ее нынешней версии, но и на «Ангару А5В». «В» – это означает водород. Будет третья водородная ступень, которая даст новой ракете значительную прибавку в мощности и она сможет выводить на опорную орбиту уже не 27, а 37 тонн.

Кроме того, командный пункт, а я часто выкладываю на своей страничке в социальных сетях фотографии о ходе его строительства, может обеспечивать не только стартовый комплекс «Ангары», но и других ракет, которые в будущем станут взлетать с Восточного. И, прежде всего, сверхтяжелой ракеты.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на строительной площадке стартового стола космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» на космодроме Восточный. Фото: Егор Алеев/ТАСС

И в стратосферу…

— Не так давно Президент поручил Роскосмосу заниматься еще и развитием полетов в стратосферу. Это зачем? Причем тут космонавтика?

— Стратосфера, конечно, не космос, это намного ниже. Но, например, можно испытывать какую-то полезную нагрузку в стратосфере, прежде чем отправлять ее в космос. Это, по сути дела, такие полшага в сторону космоса, и это пространство тоже необходимо осваивать.

Раньше стратостатами занимались авиаторы. Но коль такое поручение получено, мы с удовольствием будем этим заниматься. Мы уже встречались с энтузиастами стратосферы, с теми инженерами, которые считают, что очень много полезного можно сделать вместе.

— И будете под эту идею разворачивать новые производства?

— Нет, скорее всего, мы этим заниматься в периметре Роскосмоса не будем, это нам не свойственно. Мы будем делать эти работы в рамках частно-государственного партнерства с теми частными компаниями, которые уже существуют. Мы будем оказывать им максимальное содействие. Например, можем пуски в стратосферу осуществлять, используя инфраструктуру космодрома Восточный. Можем использовать нашу аппаратуру для тестирования на этих стратостатах, которые частники будут изготавливать.

Ракета-носитель «Ангара» в цехах ГКНПЦ им. Хруничева. Фото: пресс-служба Роскосмоса

Смена поколений

— Сейчас идет смена инженерных поколений. Но проблема в том, что молодым ребятам не интересно быть в подмастерьях. Они хотят делать свое, новое…

— Все энтузиасты космоса этой «бациллой» начинают болеть с детства. Я могу про себя сказать. Я лет, по-моему, с шести «заболел» космосом. Мы жили на улице Планерной в Тушино. Отец работал на авиационном заводе военпредом. А я записался в соседнем доме, Планерная, дом 7, как сейчас помню, в кружок ракетного моделирования. Мы делали маленькие ракеты, запускали их. Потом ходили в музей на Красноармейской улице. В 8 лет я «от корки до корки» прочел и усвоил книгу из отцовской библиотеки «Теория реактивных двигателей». Когда я возглавил Комитет Госдумы по международным делам, пришлось готовить ратификацию соглашений с США по ограничению стратегических ракетных потенциалов, и я снова окунулся в любимую стихию. А уж в качестве постпреда России при НАТО этими вопросами занимался каждый день, прочел гигантское количество технической информации по боевым ракетным комплексам. Потом защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук.

Так что на своем примере могу сказать, что, если мы хотим получить у себя на наших предприятиях лучших инженеров, конструкторов, лучших технологов, влюбленных в космос, это надо эту работу проводить в школах, в вузах.

Поэтому мы хотим в Национальном космическом центре, строительство которого ведется в Филях, там, где у нас будут инженерные корпуса, разместить и базовые кафедры ведущих вузов. Для того, чтобы студенты, которые увлекаются космосом и ракетно-космической техникой, могли работать по каким-то заданиям в серьезных, настоящих, взрослых конструкторских бюро.

Строительство стартового стола космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» на космодроме Восточный. Фото: пресс-служба Роскосмоса

В Роскосмосе мы создали совет молодых ученых.

Для молодежи очень важно не заниматься рутиной. Поэтому молодые специалисты включаются в такие новые работы, как водородная тематика, которую мы развиваем в Центре Хруничева и КБ «Салют», в тематику, связанную с метановыми двигателями, с новыми системами управления, с технологиями производства.

— Я так понимаю, что, из-за мирового экономического кризиса, будет серьезное сокращение рабочих мест. И у нас, и за рубежом. А вот на предприятиях Роскосмоса, как я понимаю, будут вакансии? Вы же производство не останавливаете.

— У нас идут два процесса, которые приведут на самом деле к стабилизации рабочей силы в Роскосмосе.

С одной стороны, конечно, идет сокращение персонала за счет отказа от неэффективных производств. Раньше каждое конструкторское бюро у нас имело под собой серийный завод, т он рано или поздно превращался в «натуральное хозяйство», хотя на соседнем предприятии можно было бы размещать необходимые заказы. Но нет, каждый директор выстраивал собственную империю, не желая выстраивать внутреотраслевую кооперацию. Причем все эти заводы в советское время были построены на гигантских территориях. Плата за землю, за использование имущества — колоссальная.

Сейчас в рамках единой семьи Роскосмоса мы создаем центры компетенций. То есть, например, завод «Полет» в Омске, или завод «Прогресс» в Самаре, или московский Центр Хруничева, или «Красмаш» в Красноярске могут и должны работать сообща, не создавая дублирующих производств, а наоборот – выращивая уникальные компетенции в общих интересах. При этом сами производства станут более компактными. С другой стороны, свободные производственные площади и невостребованный персонал будет нами переквалифицирован для новых направлений работы.

Почему нам не делать для нашей страны то, что ей необходимо? Мы сегодня по заявкам и «Газпрома», «Газпромнефти», «Транснефти», и других компаний выполняем значительные объемы заказов. Пермская «Искра» производит газотурбинные агрегаты, крайне необходимые для небольших поселков, которые создаются вахтовиками на севере, где идет добыча газа или нефти.

Все оборудование, которое необходимо для космодрома Восточный, мы сами производим. И электронику, и «умное железо», и всю оснастку.

Так что работа действительно есть. И люди, которые будут высвобождаться от производства ракетно-космической техники, будут заняты на новых производствах, которые, собственно говоря, создают новый облик Госкорпорации «Роскосмос» как корпорации, которая думает не только о космосе, но думает еще и о земле.

Строительство стартового стола космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» на космодроме Восточный. Фото: пресс-служба Роскосмоса

Планы – на десять лет

— Дмитрий Олегович, крупные предприятия Роскосмоса еще несколько лет назад были с огромными долгами. Ни один год не проходил без аварий. 2019 – первый безаварийный год за много лет. А вот как с экономикой?

— Да, 2019-й год стал первым безаварийным впервые за 16 лет. Много у нас проблем было. Часть космического рынка мы потеряли по своей вине. Поэтому Президент меня и направил в Роскосмос работать. Работая в Правительстве и курируя оборонно-промышленный комплекс, я активно выступал с идеей объединения ракетно-космических предприятий, как гражданских, так и оборонных, в рамках государственной корпорации. Собрать их в единый кулак. Президент эту идею поддержал и сказал: ты знаешь, как это сделать, вот иди и работай. Я и работаю. Собрали людей. Я считаю, что в руководстве Роскосмоса сейчас сложилась действительно «звездная команда». Благодаря ей я смотрю в будущее, как говорится, «с осторожным оптимизмом».

В 2017-м году Роскосмос имел убыток 16 млрд. рублей. В 2018-м году уже получил первые миллиарды рублей чистой прибыли. В 2019-м этих денег стало еще больше. Производительность труда выросла на 8%. Выручка в целом на 15%.

Но куча проблем связана с недоработками прошлых лет. Это же такая инерция, которая складывалась в клубок проблем еще с 90-х годов. Сразу в одно мгновение все не исправишь.

Мы в корне пересмотрели основополагающие документы, которые определяют стратегию развития отрасли на ближне- и среднесрочную перспективу. В течение этого, 2020-го года, мы разные программы, которые иногда противоречили друг другу и не совпадали по годам реализации: это и программа ГЛОНАСС, и программа создания космодрома Восточный, программа создания ракетоносителей сверхтяжелого класса, и программа «Сфера», сведем в единую госпрограмму развития отрасли. В ней будут увязаны все мероприятия – и подготовка производства для создания новых ракетно-космических комплексов, и само создание ракетно-космических комплексов, и создание наземной космической инфраструктуры, то есть космодромов для них. Четкая системная программа будет на десять лет.

— А что за история с уже отправленными на космодром ракетами «Протон», в которых обнаружились бракованные болты?

— Скелеты продолжают вываливаться из шкафа. Действительно был брак при изготовлении отдельных деталей на Усть-Катавском заводе в Челябинской области. Это 2015-16 годы. Слава богу, обнаружили мы его не в космосе, а на земле. Доработка ракет «Протонов» пройдет в течение этого года. Она не скажется на пусковой кампании. Только один пуск нам придется перенести на 4 месяца, но и это будет оправдано с точки зрения обеспечения безопасности и здоровья нашего персонала на Байконуре во время пандемии.

— Как вы считаете, в нынешней ситуации удастся сохранить планы и в 2028-м отправить к Луне первый наш космический корабль?

— Крайне важно, чтобы с 2021-го года началось финансирование программы создания ракетного комплекса сверхтяжелого класса. Его ведь не сделаешь за 2-3 года, надо начинать сейчас. По сути дела, мы уже приступили к этой работе. В Самаре на заводе «Прогресс» новые топливные баки, которые мы делаем под ракету «Союз-5», являются элементом боковых блоков будущей сверхтяжелой ракеты. Но для того, чтобы эта ракета полетела, для нее надо и космодром построить. Это уже третья очередь строительства Восточного. К ней тоже надо приступать со следующего года.

Я, конечно, вижу какие огромные траты сейчас приходится делать Правительству для того, чтобы бороться с этой бедой – пандемией. Нужны компенсации малому, среднему бизнесу. И все же я исхожу из того, что с 2021-го года финансирование ключевых программ, которые связаны с созданием самой современной техники, все-таки будет осуществлено. Мы обязаны идти вперед и сохранить за Россией статус великой космической державы.

В России разработают два варианта нового пилотируемого корабля «Орел»

Накануне главного космического праздника страны обозреватель «Комсомолки» рассказывает о том, на чем будет летать следующее поколение наших покорителей Вселенной (подробности)

Ракета-носитель

Запуск ракеты-носителя «Протон-К» с модулем «Звезда» для международной космической станции

Раке́та-носи́тель (РН, также раке́та косми́ческого назначе́ния, РКН) — аппарат, действующий по принципу реактивного движения (ракета) и предназначенный для выведения полезной нагрузки в космическое пространство.

В разговорной речи и в СМИ нередко используется искажённая (этимологически неправильная) форма этого термина: «ракетоноситель».

Иногда термин «ракета-носитель» применяется в расширенном значении: ракета, предназначенная для доставки в заданную точку (в космос, в отдаленный район Земли или океана) полезной нагрузки (искусственных спутников Земли, космических кораблей, ядерных и неядерных боевых блоков). В такой трактовке термин «ракета-носитель» объединяет термины «ракета космического назначения» (РКН) и «межконтинентальная баллистическая ракета» (МБР).

Классификация

В отличие от некоторых горизонтально-стартующих авиационно-космических систем (АКС), ракеты-носители используют вертикальный тип старта и (много реже) воздушный старт.

По расположению ступеней (компоновке)

  • продольная компоновка (тандемная), у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно.
  • параллельная компоновка (пакетная), при которой несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно.
    • условно-пакетная компоновка (т. н. полутороступенчатая схема), в которой используются общие топливные баки для всех ступеней, от которых питаются стартовые и маршевые двигатели, запускающиеся и работающие одновременно. По завершении работы стартовых двигателей сбрасываются только они.

по количеству ступеней

  • одноступенчатые
  • полутороступенчатые — у которых имеется общие баки окислителя и горючего для всех ступеней, а первую ступень образуют стартовые двигатели, то есть сброс происходит только двигателей, а не ступени целиком (например РН «Атлас» первых модификаций)
  • двухступенчатые

и т. д.

по используемым двигателям

  • жидкостные
  • твердотопливные, или их комбинации на разных ступенях.

По массе полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту (НОО) одноразовые и многоразовые

Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты как пакетной, так и продольной схем. Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7-10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза. В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались — существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской РН «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями). Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.

Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990-х — 2000-х годов, такие как: ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и др.). Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС)-АКС «Спейс Шаттл» (Космический челнок) и закрытая советская программа МТКС «Энергия-Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и др. АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов. Вопреки ожиданиям, «Спейс Шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту; кроме того, пилотируемые МТКС характеризуются сложным и длительным этапом предстартовой подготовки (из-за повышенных требований по надёжности и безопасности при наличии экипажа).

На предназначенные для пилотируемых и для беспилотных полётов.

Ракеты для пилотируемых полётов должны обладать бо́льшей надёжностью (также на них устанавливается система аварийного спасения); допустимые перегрузки для них ограничены (обычно не более 3-4,5 единиц).

История

Почтовый конверт, посвященный первому в мире запуску космического аппарата в сторону Луны

Первым детально проработанным теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшим фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны, и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали т. н. космическими державами, начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (позже также и Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН Дельта IV heavy и европейская РН Ариан V тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21-25 тонн полезного груза, на ГПО — 6-10 тонн и на ГСО — до 3-6 тонн .

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса, такие, как американская РН «Сатурн V» и советская РН «Н-1», а также позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс Шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20-30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (2-ой ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия»-«Буран».

См. также

  • Список ракет-носителей
  • Хронология первых космических запусков по странам

Литература

  • Ракеты-носители. Воениздат, 1981.

Ссылки

  • Ракетоноситель или ракета-носитель
  • Зарубежные ракеты-носители

Примечания

Советская и российская ракетно-космическая техника
Исторические РН

Спутник • Восток • Луна • Восход • Союз • Молния • Н-1 • Энергия

Эксплуатируемые РН

Протон • Космос • Союз-У • Зенит • Союз-ФГ • Союз-2

Разрабатываемые РН

Союз-2-3 • Ямал • Ангара • Русь-М • Энергия-К • Нева • Енисей • Онега • Россиянка

РН на базе МБР

Циклон • Днепр • Стрела • Рокот • Старт

РН на базе БРПЛ

Волна • Зыбь • Штиль

Разгонные блоки

Блок Л • Блок ДМ • Бриз • Фрегат • Икар • КВТК

Многоразовые космические системы Спираль • ЛКС • Буран • Заря • МАКС • Байкал-Ангара • Клипер • ППТС (Русь)

Одноразовые ракеты-носители

Действующие

Ариан-5 · Атлас-5 · Дельта (2 · 4) · Днепр-1 · GSLV · H-IIA · H-IIB · Исследователь-1 · Космос-3М · Великий поход (1D · 2C · 2D · 2F · 3A · 3B · 3C · 4B · 4C) · Минотавр-1 · Молния-М · Наро-1 · Пэктусан-1 · Пегас · Протон (К · М) · PSLV · Рокот · Сафир · Шавит · Штиль · Старт-1 · Стрела · Союз (У · ФГ · 2) · Таурус · Ынха-2 · VLS-1 · Волна · Зенит (2 · 2М · 3SL · 3SLB)

Планируемые

Ангара · Ausroc IV · GSLV III · GX · Haas · Великий поход-5 · 6 · 7 · Минотавр-4 · Минотавр-5 · Наро-2 · RPS-420 · 550 · Simorgh · VLS · Русь-М · Союз-1 · TSLV · Антарес (Таурус-2) · Циклон-4 · Вега · Зенит-3F · SLS

Устаревшие

Ариан (1 · 2 · 3 · 4) · ASLV · Афина · Атлас (B · D · E/F · G · H · 1 · 2 · 3 · LV-3B · SLV-3 · Able · Agena · Centaur) · Блэк эрроу · Конестога · Дельта (A · B · C · D · E · G · J · L · M · N · 0100 · 1000 · 2000 · 3000 · 4000 · 5000 · 3) · Диамант · Энергия · Европа · Фэнг Бао-1 · H-I · H-II · J-I · Юнона-1 · Юнона-2 · Космос (1 · 2I · 3) · Ламбда-4S · Великий поход (1 · 2A · 2E · 3 · 4A) · Mu (V) · Н-1 · N-I · N-II · Пилот · Р-7 (Луна · Молния · Полёт · Союз (Л · М · У2) · Союз-Восток · Спутник · Восход · Восток (Л · К · 2 · 2М)) · Сатурн (1 · 1B · 5 · INT-21) · Скаут · SLV · Спарта · Тор (Able · Ablestar · Agena · Burner · Delta · DSV-2U) · Thorad-Agena · Титан (2GLV · 3A · 3B · 3C · 3D · 3E · 34D · 23G · CT-3 · 4) · Циклон (2 · 3) · Авангард

Головные обтекатели

Переходные отсеки

Назначение переходного отсека:

Переходный отсек (ПхО) обеспечивает стыковку космической головной части с блоком предыдущей ступени ракеты-носителя и установку головного обтекателя, а также транзит электрических и газовых связей систем РБ, КА и ГО с системами РН и наземной аппаратурой на СК через транзитные электрические цепи и газовые магистрали РН. Состыкованный с ГО корпус ПхО обеспечивает пылевлаго-защищенность РБФ и КА от воздействия окружающей среды при подготовке к запуску и в полете (до сброса ГО).

Переходный отсек 14С227.
Переходный отсек 14С227 разработан и изготавливается НПО Лавочкина для использования с ГО производства НПО Лавочкина (Ø 3715 мм, длина 8450 мм или 10400 мм) и РН «Союз-2».
Масса ПхО ≈ 345 кг

Переходный отсек РБФСТМ.
Переходный отсек разработан и изготавливается Акционерное общество НПО Лавочкина для использования с ГО производства АО «РКЦ «Прогресс» (Ø 4110 мм, длина 11433 мм) и РН «Союз-2».
Масса ПхО ≈ 465 кг

Переходный отсек РБФЗТ.
Переходный отсек РБФЗТ разработан и изготавливается НПО Лавочкина для использования с ГО АМГЭ производства НПО Лавочкина (Ø 4100 мм, длина 10400 мм или 11350 мм) и РН «Зенит».

ГО АМГЭ успешно применялся при запусках КА «Электро-Л» №1, КА «Спектр-Р» (оба – РН «Зенит-2SБ» и РБ «Фрегат-СБ»), КА «Фобос-Грунт». Аналогичный ГО 465ГК успешно применялся с разгонным блоком ДМ-SLB при шести запусках КА по программе «Наземный старт» с РН «Зенит-2SБ».
Масса ПхО ≈ 390 кг

ПхО разработаны и изготавливаются НПО Лавочкина.

Протон ракета носитель: фото, характеристики, видео

Космонавтика во все времена была «козырем» России и поводом для гордости ее граждан. Начиная со времен создания первого спутника и человека, побывшего в космосе, мы привыкли к стремительному развитию этого направления, являющимся одним из самых значимых геополитических аргументов.

Но разруха в 90-х годах существенно притормозила развитие этой отрасли. К счастью в последние годы ситуация начинает меняться. Ярким примером этому выступает возобновившиеся полеты тяжелой ракеты «Протон-М», которая может выводить на орбиту грузы, рекордных объемов.

История создания ракеты носителя

Пик развития советской космонавтики приходится на 1960 год. Именно тогда стало ясно, что государство нуждается в сверхмощной ракете-носителе, которая бы имела возможность выводить на орбиту еще больше грузов. Безусловно, «первую скрипку» в лоббировании этих планов, отыгрывала даже не официальная космонавтика, а военные, которые испытывали потребность в мощному «грузовике» для размещении в космическом пространстве тяжелых военных грузов.

В те годы обе стороны Холодной Войны проявили серьезный интерес к выводу сверхмощных водородных бомб на геостационарную орбиту. К счастью, до реализации столь самоубийственных шагов не США, не СССР не дошли, хотя ракета «Протон-М» тогда уже существовала.

Рассмотрим непосредственный процесс создания. Разработкой поручено заниматься ОКБ-52, которой руководил В.Н. Челомей. Чтобы это бюро справился с поставленной задачей и не сорвало сроков, потребовалось включить в процесс многие авиационные КБ по стране.

Первый прототип был создан уже в 1962 году. Ракета получила название «УР-200». В период с 1962 по 1964 года было проведено одновременно 9 пробных запусков современной техники.

Новый прототип

К счастью, все они прошли успешно, но еще до начала пробных полетов, в 1961 году, сам Челомей настоял на создании нового прототипа. Согласно произведенным полетам, он должен стать в 5 раз тяжелее исходного варианта.

Изначально создатели хотели пойти по направлению «наименьшего сопротивления, объединив 2 ракеты «УР-200» и добавив еще 1 разгонную ступень к получившийся конструкции. Но уже предварительные расчеты продемонстрировали, что надежность этой конструкции оставляет желать лучшего.

В результате решили разработать новую ракету «УР-500», однако, ученые с целью упрощения расчетов остановились на компромиссном варианте: использовали последовательное расположение ступеней в роле верхней части они применяли таковую для «УР-200». Безусловно, изначальный проект был существенно переработан.

Двигатели

С разработкой двигателей специалистам пришлось повозиться. Все потому, что в результате продолжительных споров они выбрали полиблочную версию компоновки 1 ступени. Эта схема позволяла вписаться в технологические пролеты туннелей и мостов при транспортировке ступеней ракеты, но накладывала определенные ограничение на используемое топливо.

Традиционная кислород-керосиновая пара практически невозможна, поскольку потребовалось бы существенно увеличить размеры, а поэтому в качестве топлива выбрали ядовитый несимметричный диметилгидразин с тетраксидом азтота в роле окислителя.

Но Королев требовал использовать именно керосин, в результате чего с ним произошел конфликт. До 1965 года осуществлялись масштабные испытания новой силовой установки в условиях, которые были максимально приближены к действительности.

Последующая история

В отечественной космонавтике тех лет, властвовала политика. К 1965 году, когда проект был почти полностью готов, предприятие подвергалось многочисленным проверкам по личному приказу Л.И. Брежнева. Он с недоверием относился к наследию предшественника.

Поэтому создание «УР-200» была остановлена. К счастью, удалось отстоять 500 моделью. В средине 1965 года был успешно выведен на орбиту спутник «Протон». От него удалось получить сигнал только через несколько часов после выхода на орбиту, поэтому долгое время запуск считали неудачным.

В первых появившихся публикациях прессы ошибочно назвали ракету именем спутника. Вскоре оно прижилось, поэтому только с 1965 года в космонавтике и появился «Протон-М». Вернее, вместо индекса «М» появилась приставка «К».

Модернизированной она именуется только с 2001 года, когда с помощью нее на орбиту впервые закинули груз.

Главные характеристики

Показатели этой удивительной техники советско-российского ракетостроения не могут не впечатлять. Компоновка – трехступенчатая. Сам вес «Протона А Е М» составляет 702 т. Ракета позволяет выводить геопереходную орбиту одновременно 6 т полезного груза.

Первая ступень диаметр больше 6 метров, третья – больше 4. С учетом того, что в качестве топлива применяется токсичные компоненты, требуется строгое соблюдение всех норм подготовки самой ракеты, а также стартовой площадки для нее.

Причем стоимость запуска – меньше 100 млн $. Например, для ракеты Delta IV Heavy американского производства, которая является одним из главных конкурентов российского аппарата «Протон-М», такой показатель составляет 265 млн $, что в 3 раза больше.

Печальная статистика

Этот носитель смог прославится не только благодаря количеству выводимого груза, но и своими габаритами. Дело в том, что ракета «Протон-М» известна большим количеством неудачных запусков. Причем эта традиция началась еще с предшественника.

Из четырех первых запусков, которые прошли с 1965 по 1966 год, один уже был неудачным по причине аварий 2 разгонной ступени. Но стояло ожидать обратного, так как испытания подобной новой техники этого рода сопряжены с высокой вероятностью неудач.

В целом было зафиксировано приблизительно 47 случаев, когда запуск «Протон-М» совершился неудачей. Учитывая, что, в общем было четыреста стартов, получается что из них только 89 успешных.

Известные катастрофы

Аварии этой ракеты-носителя наверное не вызвали бы такой широкий общественный резонанс (к тому же, нештатные ситуации постоянно случались с «Протоном»), правда с его запусками связывают развитие отечественной системы ГЛОНАСС.

Поэтому те 100 млн долларов, в которые обошелся сам старт, можно считать мизерными по сравнению с тем ущербом, которое могло бы понести государству в случае потери хотя одного подобного спутника. Это ярко проявилось еще в 2010 году, когда одновременно 3 спутника группировки ГЛОНАСС отправились на дно Тихого океана, а не на орбиту.

Тогда ущерб для государства составлял около 3 млрд рублей, не считая стоимости самой ракеты. После аварии (считается, что она произошла в результате ошибок во время заправки ступеней топливом) своих постов лишились многие высокопоставленные «космические» чиновники.

В 2011 году в результате неполадок с двигателями ракеты, на правильную разгонную орбиту не удалось вывести орбиту уникальный спутник «Экспресс АМ4». С ней связывали переход к цифровому телевизионному вещанию в России. Аппарат пытались спасти всем миром: по всей планете были использованы станции телеметрии, но к сожалению, предотвратить сгорание спутника, что случилось в атмосфере, не удалось.

Тогда стоимость ущерба составляла минимум 10 млрд рублей.

Практически такая же ситуация произошла в 2012 году с двумя спутниками связи. Все по причине неполадок, произошедших в топливной системе. В результате ракеты были выведены на неправильную орбиту. Технику признали потерянной, так как связь с ней наладить не удалось. Стоимость ущерба была примерно такой же – 10 млрд рублей.

В средине 2013 года неприятности с ГЛОНАСС продолжились. Три спутника взорвались вместе с ракетой. Провели тщательное расследование. На этот раз виноватыми оказались датчики угловых скоростей, которые во время сборки были установлены с поворотом на 180° от нормального положения. Как следствие, ракета носитель пошла по неправильной орбите.

В мае этого года на дно отправился еще один спутник «Экспресс», которые вновь похоронили планы на быстрый переход к цифровому вещанию.

Перспективы и выводы

В результате всех перечисленных выше случаев с должностей были сняты многие начальники. Государство выделило примерно 2 млрд рублей на качественную подготовку к запускам этих типов ракет. Как следствие, стоимость запуска 1-го «Протона» (со всеми потерями) можно было сравнить с такой же как и у американской ракеты «Атлас-5».

Но, как бы там ни было, РН «Протон» считается одной из важнейших столпов коммерческих запусков. Получается, что даже с авариями цена вывода на геостационарную орбиту является самой низкой в мире, поэтому Роскосмос не испытывает нехватки в потенциальных клиентах и партнерах.

Новая ракета

Эксперты уже давно говорят, что в скором времени «Протон-М» устареет. Все потому, что на сегодняшний день ведутся активные разработки «Ангары». Это блочная ракета нового поколения, которая будет не просто дешевле предшественника, но и проще в производстве. В «Ангаре» будут использоваться керосин-кислородные двигатели. Ей можно запускать с космодромов «Восточный» и «Плесецк», не платя астрономические суммы за аренду «Байконура» казахам.