Ракета п 500

П-500 «Базальт»

П-500 «Базальт»

По классификации НАТО: SS-N-12 «Sandbox» (англ. «песочница»)

Советская противокорабельная ракета. ПКР «Базальт» это первая крылатая ракета морского базирования со сверхзвуковой скоростью полёта и предназначенна для борьбы с мощными корабельными группировками, включая и авианосные. С 1975 г. комплексом «Базальт» были вооружены 10 подводных лодок проектов 675МК и 675МУ, на которых он заменил комплекс П-35. В 1977 году ПКР «Базальт» был зачислен на вооружение тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143. В 1980-е годы комплексом оснащали ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».

Дальнейшим развитием П-500 «Базальт» является ПКР П-1000 «Вулкан»

История создания

-28 февраля 1963 г. — вышло постановление Совета Министров СССР № 250-89 по созданию комплекса в ОКБ-52 МАП (одно постановление с ПКР П-120 «Малахит»).
-в декабре 1963 г. завршён эскизный проект П-500.
-октябрь 1969 г. — октябрь 1970 г. — этап наземных испытаний (1-й этап ЛКИ)
-с конца 1970 г. — этап лётно-конструкторских испытаний.
-1974 г. — успешные государственные испытания.
-1975 г. — принятие на вооружение.

Конструкция ракеты

Ракета П-500 «Базальт» является прямым развитием ракеты П-35, имея ту же принципиальную компоновку. Сигарообразный фюзеляж снабжён складываемым треугольным крылом высокой стреловидности и единственным вертикальным стабилизатором под корпусом. Двигательная установка — турбореактивный двигатель КР-17-300 — размещена в кормовой части фюзеляжа, воздухозаборник (как и у П-35) выведен под корпус, но имеет более обтекаемую форму с коническим центральным телом, рассчитанным на достижение высоких скоростей, порядка 2-2,5 МаХа. Корпус ракеты сделан из жаропрочных материалов, выдерживающих значительные температуры, возникающие при трении о воздух.

Старт ракеты происходит из транспортно-пускового контейнера при помощи двух закрепленных в кормовой части (по бокам от стабилизатора) твердотопливных ускорителей. На первых испытаниях, при залповой стрельбе наблюдался непредусмотренный эффект: значительные облака пороховых газов, создаваемые ускорителями взлетавших первыми ракет, мешали запуску турбореактивных двигателей последующих. Во избежание этого, запуски ракет происходят с промежутками в 8 секунд.

Дальность действия ракеты в зависимости от выбранного профиля полета может достигать 500 км. Ракета применяет режим «большая высота — малая высота»; на маршевом участке ракета летит на высоте до 5000 метров (чтобы снизить сопротивление воздуха и затраты топлива), а вблизи цели, после захвата таковой головкой самонаведения, ракета снижается до высоты 50 метров и продолжает полет на малой высоте, скрываясь за радиогоризонтом от радаров противника. Поражение цели обеспечивается полубронебойной (по другим данным, фугасной) боевой частью весом в 500—1000 кг. Для выдачи первичного целеуказания ракетному комплексу, применяются данные от морской системы разведки и целеуказания «Легенда».

Впервые в мировой практике, П-500 была оборудована бортовой станцией постановки помех 4Б89 «Шмель», определяющих режим работы неприятельского радара сопровождения, и выставляющих помехи на нужной частоте. Тем самым, ракета повышает свою устойчивость к неприятельским ЗУР. Очевидно, ракета также может выполненять запрограммированые маневры уклонения.

Тактика использования

Ракетный комплекс «Базальт» получает первичное целеуказание от орбитальных платформ МКРЦ «Легенда», либо от средств воздушной разведки. Запуск ракеты происходит с корабля или с подводной лодки; ввиду конструктивных ограничений ракеты, являющейся развитием П-35 и применяющей аналогичную пусковую аппаратуру, запуск с подводной лодки может производится только в надводном положении. Возможна стрельба как одиночными ракетами, так и залпами.

Из-за значительного времени полета и ограниченных возможностей ГСН ракеты, стрельба на полную дальность эффективна только с применением внешнего целеуказания от самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ «Успех» или «Успех-У». Это является слабым местом системы, так как синхронные действия с береговыми самолетами весьма затруднительны, а вертолеты обладают ограниченными летными характеристиками. Помимо этого, авиационные средства целеуказания весьма уязвимы для вражеской палубной авиации,и нуждаются в прикрытии.

Получая корректировки от МРСЦ «Успех», ракеты следуют к цели на большой высоте, чтобы сэкономить горючее. Приблизившись к цели на дистанцию захвата ГСН, ракеты выполняют распределение целей и снижаются до сверхмалой высоты, скрываясь за радиогоризонтом. Остаток пути ракеты проходят на сверхмалой высоте, чтобы уменьшить свою заметность и уязвимость.

Оценка проекта

Ракета П-500 была спроектирована как развитие удачной серии ракет П-35, с расчетом на достижение более высоких летных характеристик, большей дальности и больших возможностей в поражении хорошо защищенных целей, таких как авианосные ударные группировки. Изначально, проект был рассчитан на развитие решений и основных компонентов П-35, с той целью, чтобы применять аналогичную пусковую инфраструктуру и системы обслуживания с минимальными модернизациями. В ней впервые были использованы такие новаторские технические решения как бортовая станция постановки радиопомех, комбинированная траектория стрельбы на большую дальность и залповые атаки с распределением целей. Высокая сверхзвуковая скорость и малая высота полета довольно сильно затрудняли перехват ракеты вблизи цели.

Следует, однако, отметить, что будучи весьма совершенным для своего времени оружием, П-500 сохраняла тот же принципиальный недостаток, что и все сверхзвуковые ракеты — высокую уязвимость на маршевом (высотном) участке полета. Совершенствование палубных перехватчиков (наподобие Grumman F-14 Tomcat) и дальнобойных зенитных ракет в конце 1970-х позволяло перехватить ракету еще до того, как таковая снизится для маловысотной атаки. Бортовая станция постановки помех повышала устойчивость ракеты к ЗУР старых моделей (нуждавшихся в непрерывном наведении, т.е. постоянном облучении цели радаром корабля-носителя), но с появлением ЗУР SM-2, имевших инерциальное наведение на маршевом участке и нуждавшихся в облучении цели только на короткий момент самонаведения в непосредственной близости от цели — возможности системы постановки помех существенно снизились.

В настоящее время, система П-500 считается устаревшей, и снята с вооружения, замененная на кораблях новой, более дальнобойной ракетой П-1000 Вулкан.

ТТХ

П-500 Базальт — SS-N-12 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне — «НПО машиностроения») группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М (источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета — «большая высота — малая высота» с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета.
Основные отличия от ракет семейства П-6:
— большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей;
— рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля;
— использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке;
— применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.
Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования.

В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6.

Ракета комплекса П-500 (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru)

Ракета комплекса П-500 «Базальт» (http://www.npomash.ru).

Крылатая противокорабельная ракета П-500 Базальт (4К80)

]]>]]>»Базальт» стал последней ракетой, размещавшейся на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Как и П-6, ракета «Базальт» имела профиль полета «большая высота — малая высота», но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.

По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 была подобна П-6, но обладала большей скоростью полета, увеличенной дальностью стрельбы и более мощной фугасно-кумулятивной боевой частью, спроектированной в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.

Для ракеты П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон» (главный конструктор С.И.Червяков), в которую впервые включалась бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля.

Предназначенная для борьбы с крупными корабельными группировками противника П-500 была эффективна только при залповой стрельбе, обеспечивающей ее прорыв через средства ПРО. Залп формировался из 8 ракет с интервалом не более 8 секунд. Ракета имела один крупный недостаток. Она имела сильно форсированный маршевый турбореактивный двигатель, который перед стартом должен был выводиться на режим воздушным стартером непосредственно в пусковой установке путем его раскрутки в течение 20-30 секунд. Старт и разгон ракеты до маршевой скорости осуществлялся двумя твердотопливными ускорителями. При залповой стрельбе необходимо было запускать одновременно маршевые двигатели всех восьми ракет, находящихся в пусковых установках. При пуске первой ракеты горячие пороховые газы, попадали на входы воздухозаборников работающих маршевых двигателей ракет. Из-за недостатка кислорода и высокой температуры газов обороты падали, двигатели глохли. Впервые это явление было обнаружено на подводных лодках пр.651 и 675. с ним не смогли справиться и поэтому на подводных лодках пр.675, принятых на вооружение, пришлось снять часть пусковых установок, оставив только носовыe и кормовые, удаленные на значительное расстояние друг от друга. Они обеспечивали залп только 4-х ракет.

]]>]]>

Разработчики пусковой установки СМ-241 знали об этом явлении, и, поэтому, на пусковых установках первого корабля проекта 1143 предусмотрели специальную систему измерений в составе датчиков давления и температуры в необходимых зонах пусковой установки. При первых же бросковых испытаниях на Черном море явление проявилось — при пуске первой ракеты глохли двигатели оставшихся в ПУ ракет. Только после проведения специальной программы испытаний, был определен порядок пуска ракет в залпе, обеспечивший стабильный залп с интервалом менее 8 секунд. При этом доработки материальной части не потребовалось, потребовалась лишь доработка программных средств системы управления.

Исследования по обеспечению стабильного залпа ракет П-500, проведенные на ТАКР «Киев», позволили более детально узнать причину срыва залпа от стартующей ракеты и придали уверенность в возможности создания плотной компоновки пусковых установок даже для такой «капризной» ракеты как П-500. Эти знания потребовались при создании пусковых установок СМ-248 для надводных кораблей проекта 1164. Первоначально по ТЗ намечалось разместить 12 пусковых установок, однако в ходе разработки эскизного проекта было решено увеличить число размещаемых на корабле пусковых установок до шестнадцати, расположенных по бортам и имеющих индивидуальные газоотводы за борт корабля. Такая компоновка позволила резко повысить боеготовность корабля и боевую мощь корабля, способного дать один за другим два восьми ракетных залпа. В конструкции СМ-248 применены стеклопластиковый корпус и крышки пусковой установки. Направляющие для ракеты изготавливались из высокопрочного алюминиевого сплава В-95 методом экструзии без последующей механической обработки.

Обнаружение целей и наведение комплекса «Базальт», как и последующих комплексов «Вулкан» и ]]>»Гранит»]]>, осуществлялось с помощью системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Полномасштабная разработка системы МКРЦ была начата в 1962 году.
В ее состав вошли:

  • радиолокационный разведывательный комплекс для обнаружения надводных морских целей из космоса;
  • радиотехнический разведывательный комплекс для обнаружения из космоса излучений корабельных радиотехнических средств;
  • ядерная энергетическая установка, обеспечивающая электропитанием космические аппараты.

Работы по созданию системы МКРЦ «Легенда» и передача ее на вооружение МО СССР с космическими аппаратами радиолокационной разведки были завершены в 1975 году, а с космическими аппаратами радиотехнической разведки — в 1978 году.

В дальнейшем была создана модификация комплекса «Базальт» — ракета 4К80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета.

Защитное устройство БАЗАЛЬТ-4ГА

Устройство предназначено для защиты объектов от утечки речевой информации по акустическим, виброакустическим и акустоэлектрическим каналам. Обеспечивает защиту посредством подавления возможных акустоэлектрических преобразований в слаботочных цепях, акустических и информативных вибрационных сигналов соответствующими шумовыми сигналами.
Устройство представляет собой двухканальный генератор электрического шумового сигнала, с возможностью по октавной корректировки частотной характеристики в обоих каналах.
Устройство может комплектоваться акустическими и вибро электрическими датчиками типа
Базальт-4ДВ, TRN-2000, OMS-2000 и т.п.

Технические характеристики:
  • Напряжение питания: 50Гц, 198 — 240В
  • Ток потребления: не более 0,3А
  • Максимальные эффективные напряжения выходных шумовых сигналов в полосе частот (170 5700) Гц:
  • по низковольтному выходу на минимальном сопротивлении нагрузки 1 Ом: не менее 2В
  • по высоковольтному выходу на минимальном сопротивлении нагрузки 50 Ом: не менее 15В
  • Диапазон регулировки напряжений выходных шумовых сигналов по обоим выходам: не менее 20дБ
  • Глубина регулировки напряжений выходных шумовых сигналов в октавных полосах с центральными частотами 250, 500, 1000, 2000, 4000 Гц по обоим выходам: не менее 25дБ
  • Габариты: 200х145х75мм
  • Вес: не более 3кг

* Примечание: Допускается нагружать высоковольтный выход устройства на емкостную
нагрузку не более 0,7 мкФ при максимальном напряжении выходных сигналов, или не более
3 мкФ при эффективном напряжении выходных сигналов не более 7,5 В

Статья №20. Крылатая противокорабельная ракета П-500 ракетного комплекса «Базальт»

Дата: 28 Февраль 2014 Рубрика: Вооружение надводных кораблей ВМФ СССР и РФ Комментарии: 1 комментарий

Противокорабельная ракета П-500 ракетного комплекса «Базальт»

Ракетный комплекс «Базальт» (обозначение NATO – SS-N-12) с противокорабельной крылатой ракетой П-500 (4К-80) создан в середине 70-х годов научно-производственным объединением «Машиностроения».

Эскиз противокорабельной ракеты П-500 «Базальт»

Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» началась в ОКБ-52 НПО «Машиностроения» (г. Реутов Московской области) по Постановлению Совета Министров № 250-89 от 28.02.1963 г. Главный конструктор противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» В.Н. Челомей. Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года.

Гений ракетостроения, дважды Герой Соц.труда, лауреат многочисленных премий, академик АН СССР В.Н.Челомей. Более двадцати лет его имя рассекречено в связи со смертью.

Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 года по октябрь 1970 года в Неноксе. Ракета 4К-77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49. Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 года перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ).

В 1974 году успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс «Базальт» в 1975 году приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6.

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт» предназначался для поражения отряда боевых кораблей и авианосцев противника. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены крылатой ракеты П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики. Ракета П-500 имела массу на старте 4800 кг., длину 11700 мм., размах крыла 2600мм.

Крылатая ракета П-500 на ложементах автопоезда

По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла так же применяться и специальная (ядерная) боевая часть (350 кт).

Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г. Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.

На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения.

Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на головки самонаведения зенитных ракет противника и обеспечивала неуязвимость ракет в зоне ПВО атакуемого корабля.

Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда».

Для крылатой ракеты П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина.

Ракета П-500 комплекса «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции ракеты. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом.

В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание. Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.

Учёный в области аэромеханики и проблем космических полетов, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик АН СССР (1979); РАН (1991) Авдуевский Всеволод Сергеевич

Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 году в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД.

Сопловой блок крылатой ракеты П-500

Комплекс противокорабельного оружия «Базальт» по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения.

Ракета П-500 комплекса «Базальт» явилась последней ракетой, размещавшейся на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Это было своеобразной «платой» за возможность перевооружения носителя новым видом ракетного оружия.

Испытания ПКР П-500 с ПЛАРК пр.675 (Щит авианосца. Ударная сила. ТВ-программа, ОРТ, 2000-е годы)

Как и у П-6, ракета П-500 имела профиль полета «большая высота-малая высота» – сложную траекторию полета к цели (высотою до 3-х и более километров), но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.

Повышенная помехозащищенность ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избирательное поражение главных целей атакуемого корабельного соединения (как правило, это был авианосец). Для облегчения преодоления ближнего рубежа противоракетного оружия надводных кораблей ракету частично бронировали.

Атомная подводная лодка проект 675 с крылатыми ракетами П-500 РК «Базальт»

Под комплекс «Базальт» было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс. Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса – ракета 4К-80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ практически без доработок носителя.

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт». Ракетный залп ТАКР «Киев»

Шесть спаренных ПУ ПКР «Базальт» на ТАКР пр.1143.4 «Баку»

В 1977 году «Базальт» принимался на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 типа «Киев». Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер «Баку» имел шесть спаренных установок. В 80-е годы этим комплексом вооружили ракетные крейсера проекта 1164 типа «Слава».

Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требует наличие выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самолеты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/»Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение.

При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.

В техническом проекте ракетного крейсера проекта 1164 удалось увеличить количество пусковых установок с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно – и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет.

Загрузка крылатой противокорабельной ракеты П-500 на ракетный крейсер проекта 1164 «Москва»

Однако все эти системы относительно устарели, так как разрабатывались в 60–70-е годы. Новые ПКР тяжелого класса не создаются в настоящее время и не предвидятся в будущем.