Р 40 киттихаук

Истребитель Кертис P-40 «Томагавк»

«Краткая справка: Американский истребитель P-40 «Томагавк» фирмы Кертис — не очень хорошо в бою, зато прост в управлении и изготовлении. Самый обыкновенный боевой самолет военного времени. История создания и боевое применение»

Американский истребитель второй мировой войны P-40 Томагавк

История создания истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»

Истребитель Кертис P-40 «Томагавк» разработан американской фирмой Кертисс. Основой конструкции для этой машины послужил истребитель P-36 «Хок-75», выпускавшийся с 1936 года и хорошо освоенный промышленностью. В русскоязычной литературе принято называть P-40 именно «Томагавк» или «Киттихок» (я не исключение, для простоты восприятия), однако, это фактическая ошибка — во-первых «Томагавк» и»Киттихок» не синонимы — так назывались разные модификации одного и того же самолета. Во-вторых, правильнее произносить оба названия («Tomahawk» и «Kittyhawk») как «Томахок» и «Киттихок» — как видите, при таком раскладе «двойственность» названия истребителя исчезает сама собой. Впрочем, произношение названия, не единственный «маленький секрет» этого истребителя. Гораздо интереснее ответ на другой вопрос — зачем США вообще взялись строить эту довольно своеобразную машину, да ещё и «тиражом» в 14000 экземпляров, если она по характеристикам уступает даже более ранней P-39 «Аэрокобра»?

Чертеж истребителя P-40 Томагавк

Ответ кроется во времени появления — война в Европе уже принимала угрожающие обороты, а Япония явно показала, что оккупацией части Китая дело не кончится. Авиапарк США уступал в 1939 году японскому почти в два раза — стране нужен был простой в управлении (та же «Аэрокобра» похвастаться этой характеристикой не могла) истребитель, производство которого можно было бы развернуть максимально быстро. P-40 «Томагавк» во многом похожий на уже хорошо освоенный промышленностью и пилотами истребитель P-36 «Хоук 75» был идеальным кандидатом. То, что самолет совершенно «не хватал звезд с неба» (при этом не надо думать, что это была плохая машина — просто «средняя») препятствием не являлось — «Томагавк» был нужен скорее, чтобы заполнить пустую нишу, а уже в последующем, его должны были заменить более совершенные машины.

Конструкция и модификации истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»

Истребитель P-40 «Томагавк» был цельнометаллическим истребителем с фюзеляжем типа монокок и свободнонесущим низкорасположенным крылом, с обшивкой из алюминиевого сплава. Руль и элероны обтягивались полотном. Крыло-многолонжеронное, неразъемное. В центральной части крыла располагались бензобаки. Еще один бак находился в фюзеляже за кабиной летчика. Бензонасосы и магистрали были сосредоточены в длинном узком подфюзеляжном обтекателе. Бензобаки «Томагавка» не протектировались, пилот также не имел никакой бронезащиты.

Характеристики P-40

Страна: США
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1939 год
Экипаж: 1 человек
Двигатель: V-12 Allison V-1710-39, мощностью 1150 л.с
Максимальная скорость: 580 км/ч
Практический потолок: 8800 м
Дальность полета: 1100 км
Масса пустого: 2880 кг
Максимальная взлетная масса: 4000 кг
Размах крыльев: 11,38 м
Длина: 9,66 м
Высота: 3,76 м
Площадь крыла: 21,92 кв.м.
Вооружение: 6× 12,7-мм пулеметов (281 патрон на ствол)

Основные модификации истребителя P-40:

  • P-40 TomaHawk Mk.I (Model Hawk 81-A1) — они отличались от прототипа XP-40 тем, что имели менее мощный двигатель с турбонагнетателем Allison V-1710-33 и два пулемета калибра 7,62 мм, установленные в крыльях дополнительно к двум синхронным пулеметам калибра 12,7 мм, располагавшимся в носовой части фюзеляжа.
  • P-40A Hawk — обозначение единственного самолета P-40 с фотокамерой (серийный номер 40-326).
  • P-40B (Model 81-B) — модификация самолета Р-40 для Авиационного корпуса армии США.
  • TomaHawk Mk.IIA (Model Hawk 81-A2) — в основном схож с самолетом P-40B, имел самогерметизирующиеся топливные баки, броню и был вооружен двумя установленными в крыльях пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма).
  • Р-40С TomaHawk Mk.IIB (Model Hawk 81-A3) — имел самогерметизирующиеся топливные баки, броню и был вооружен шестью пулеметами калибра 7,7 мм. Всего было построено 930 самолетов этой версии для Королевских ВВС Великобритании.
  • P-40D KittyHawk Mk.I (Model Hawk 87-A2) — дальнейшее развитие Р-40, установлен двигатель Allison V-1710-39 с поджатым радиатором, мощностью 1150 л.с., усилена броня, установлены в крыльях четыре пулемета калибра 12,7 мм, а также подфюзеляжное крепление для 227 килограммовых бомб или сбрасываемого топливного бака объемом 197 литров.
  • Р-40Е (Model 87-B2) — конструктивно самолет аналогичен предыдущему Р-40D (двигатель V-1710-39 с поджатым радиатором), но с шестью пулеметами в крыле. Всего было выпущено 2320 самолетов этого типа.
  • Р-40Е -1 KittyHawk Mk.IA (Model Hawk 87- А-3 и А-4) — аналог Р-40Е предназначенный для Королевских ВВС Великобритании.
  • XP-40F — обозначение единственного экспериментального самолета (Model 87-B3), объединяющего планер самолета P-40D и рядный двигатель Rolls-Royce Merlin 28.
  • P-40F Warhawk (KittyHawk Mk.II) — серийная модификация, разработанная на основе XP-40F, с двигателем Merlin V-1650-1 мощностью 1300л.с. производства компании Packard. Построено более 1300 экземпляров.
  • XP-40G (Model 81-AG) — единственный самолет с измененным вооружением и топливным баком. P-40G: 43 самолета P-40 со старыми крыльями Tomahawk Mk.IIA. В США самолеты были переименованы в RP-40G.
  • P-40J — это наименование предназначалось для варианта с поршневым двигателем Allison с турбокомпрессором.
  • P-40K WarHawk — вариант самолета P-40 Е с двигателем Allison V-1710-73. Было построено 1300 экземпляров, 21 из них получили ВВС Англии под обозначением KittyHawk Mk III.
  • P-40L WarHawk — вариант, в основном сходный с Model P-40F, за исключением изменений в снаряжении (построено 700 экземпляров).
  • P-40M KittyHawk Mk.III — вариант, в основном сходный с P-40K, но с двигателем Allison V-1710-71 в ВВС Великобритании получили обозначение KittyHawk Mk III.
  • P-40N WarHawk — основная и последняя серийная модификация. Было построено 5200 экземпляров (варианты Model 87V и Model 87W). Улучшенные летные характеристики были достигнуты в результате уменьшения массы и использования двигателя Allison V-1710-81 или его версий -99 и -115 с такой же мощностью. У самолета была уменьшена масса, и появилось улучшенное оборудование.
  • P-40P — это обозначение первоначально было присвоено 1500 самолетам, заказанным с двигателями V-1650-1, но на самом деле построенным как Model P-40N с двигателями V-1710-81.
  • XP-40Q — обозначение, присвоенное двум самолетам P-40K и одному сильно модифицированному самолету P-40N (обозначение компании — Model 87X).
  • P-40R — обозначение самолетов P-40F и P-40L после их переделки в 1944г. в учебно-тренировочные самолеты с двигателями Allison вместо Packard Merlin.
  • TP-40 — обозначение, полученное некоторыми самолетами Р-40 после переделки в двухместные тренировочные самолеты.
  • Twin-Engined P-40 — самолет P-40C с двумя двигателями Merlin V-1650-1 мощностью 1300л.с. производства компании Packard, расположенными на крыльях над основными стойками шасси.

Эксплуатация истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»

С 1939 года поступил на вооружение ВВС США, в общей сложности до снятия с производства 30 ноября 1944 года, было изготовлено 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций. Имея средние летные характеристики, «Томагавк», тем не менее, находился на вооружении 26 стран мира, в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР (Боевые потери ВВС (без учета ПВО и авиации ВМФ) составили 224 самолета данного типа).

P-40 Томагавк в зимней окраске советских ВВС

Несмотря на довольно внушительное число ленд-лизовских «Томагавков», особо они себя на Восточном фронте не проявили. Виноваты были в этом не столько характеристики самолета, сколько отсутствие ремонтной базы — по какой-то причине американцы недопоставили комплектующие, а также документацию, так что ремонт P-40 в полевых условиях был весьма затруднен. На часть «Томагавков» были поставлены двигатели М-105 (как на русских «Як»), однако массово произвести такую замену возможности не было.

В качестве официального мнения о «Kittyhawk» в советских ВВС можно привести цитату из «Отчета о боевой работе 4-й воздушной армии за апрель 1943 года»:

«…Истребитель «Kittyhawk» по летно-тактическим данным уступает «Airacobra» и Мe-109F,G. Ведет успешный бой с Ме-109 на горизонтальном маневре, но уступает ему на вертикальном. Может успешно выполнять роль перехватчика бомбардировщиков и разведчиков. У летчиков сложилось мнение, что «Kittyhawk» может быть хорошим самолетом при выполнении задач: прикрытие своих войск, сопровождение бомбардировщиков и ведение разведки».

Среди пилотов, в советских ВВС «Kittyhawk» считался «средней» машиной: лучшей, чем И-15, И-16 и «Hurricane», но худшей, чем Р-39, Яки или Ла. Другими словами, именно в качестве истребителя, P-40 был слабоват. Двигатель «Allison» быстро терял мощность на высотах выше 4500 м, соответственно о маневровом бое даже на средних высотах, можно было говорить с трудом. При этом, настоящей проблемой P-40 было частое разрушение подшипников двигателя на взлетном и форсажном (то есть боевом!) режимах, что было вызвано особенностью технологии их изготовления. В условиях постоянной нехватки запчастей, и не особого желания пилотов-истребителей выходить на задание в самолете движок которого мог рассыпаться в бою, P-40 в шутку называли «чудом безмоторной авиации».

Зато, благодаря хорошей живучести и управляемости, «Томагавк» был весьма не плох в качестве штурмовика.

Любопытный случай связанный с «живучестью» конструкции истребителя P-40 «Tomahawk» произошел во время воздушного боя 8 апреля 1942 г.: в этот день командир одного из советских истребительных звеньев из состава Северного Флота, лейтенант Алексей Хлобыстов дважды в одном бою таранил немецкие истребители! Первому «мессершмитту» на догонном курсе он отрубил хвостовое оперение, второму — на встречном курсе часть крыла, причем оба раза одной и той же — правой — консолью. Оба Ме-109 разбились, а «Tomahawk» благополучно сел на своем аэродроме и был без труда отремонтирован. Его пилот, у которого врачи не обнаружили даже царапин, был представлен к званию Героя Советского Союза и получил денежную выплату — 2000 рублей за два уничтоженных вражеских истребителя, а истребитель получил славу легендарно прочной машины. Впрочем, учитывая, что крыло P-40 было 5-лонжеронным, по сути, так оно и было.

Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.

P-40E-1 Kittyhawk

▂P-40E-1 Kittyhawk Кокпит АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 2.3/2.7/2.3БР Класс 1 человекЭкипаж 4,2 тоннВзлётный вес 3,30 кг/секСекундный залп Лётные характеристики 9 555 мМаксимальная высота Allison V-1710-39Двигатель Рядныйтип жидкостнаясистема охлаждения Скорость разрушения 819 км/чконструкции 300 км/чшасси Курсовое вооружение 6 x 12,7-мм пулемёт M2 BrowningОрудие 1 1 686 снарядовбоезапас 750 выстрелов/минскорострельность Подвесное вооружение 1 x 500-кг бомба ФАБ-500свНабор 1 2 x 100-кг бомба ФАБ-100сч
1 x 250-кг бомба ФАБ-250М43Набор 2 Экономика премиумнаятип 700 покупка 790/1 730/780ремонт 2 300 обучение экипажа 15 000 эксперты 130 асы 112 × 2 % награда за бой 210 × 2 % 150 × 2 % 40 × 2 %

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования — важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените самолёт по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Отметьте достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

    Недостатки:

      Историческая справка

      Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main. В конце обязательно укажите ссылки на источники.

      Медиа

      Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

      См. также

      Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

      • ссылка на семейство техники;
      • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

      И подобные.

      Ссылки

      Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

      • тема на оф. форуме игры;
      • страница на Википедии;
      • страница на Airwar.ru;
      • другая литература.

      Как только в 1940 г. первые «Хауки» 81 пошли в серию, конструкторы «Кертисс» во главе с Д. Берлином стали искать возможность серьезного усовершенствования своего детища. Пока вносились мелкие изменения, касавшиеся вооружения, бронезащиты и оборудования, у конструкторов вызревал более крупный проект. В том же 1940 г. фирма «Аллисон» предложила усовершенствованный мотор серии «А» (военное обозначение — V-1710-39) с новым, более компактным редуктором. Для двигателя предусматривался так называемый «чрезвычайный» форсированный режим — в течение 5 минут сколько улучшились и высотные характеристики двигателя — взлетную мощность 1150 л. с. теперь можно было поддерживать (с 30-минутным ограничением) до высоты 3500 м.

      Этот мотор и решили поставить на модернизированный «Хаук». Но работа не ограничилась перекомпоновкой капота под новый двигатель. Фактически для этой модификации, названной «Хаук» 87, был создан новый фюзеляж — более низкий и узкий. Сохранилась лишь его общая компоновка. Ось винта за счет нового редуктора оказалась приподнятой, кабина глубже «ушла» в фюзеляж. Заметно увеличилась площадь боковых окон за местом пилота, что улучшило задний обзор. Из-за того, что винт немного сместился вверх, появилась возможность укоротить стойки. Мотор мог развивать мощность 1470 л. с. Иная компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, в результате чего образовалась характерная массивная «борода». Но новый мотор вытеснил из-под -капота пулеметы. Теперь вооружение — четыре крупнокалиберных пулемета — расположилось в крыле за пределами диска винта.

      Англичане быстро оценили новый вариант, и хотя он существовал только на бумаге, уже в мае 1940 г. заказали 560 самолетов этого типа под названием «Киттихаук» I. Вслед за ними, через месяц, штаб авиационного корпуса США объявил о закупке у фирмы «Кертисс» истребителей «Хаук» 87 под маркой P-40D. Таким образом, еще раз был отдан приоритет количеству вместо качества. Весьма посредственные летные данные «Хаука» 87 ни для кого не были секретом, но его легко можно было запустить в серию без потери темпов производства, поскольку в нем использовались крыло, хвостовое оперение и многие узлы Р-40С. При этом военные сознательно отказались от параллельно предложенного им фирмой «Кертисс» более перспективного истребителя ХР-46 с тем же мотором, но существенно отличавшегося по конструкции (ХР-46, оснащенный двигателем V-1710-39 мощностью 1150 л. с., совершил первый полет 15 февраля 1941 г. и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Вместо расчетных 660 км/ч ему удалось показать лишь 571 км/ч).

      Первый «Хаук» 87 взлетел 22 мая 1941 г. Это был английский «Киттихаук» I («Хаук» 87А-2), а через неделю появился и первый P-40D. Вооружение из четырех пулеметов просуществовало недолго. Еще в феврале 1941 г. была внесена поправка в техническое задание, требовавшее установки не четырех, а шести пулеметов калибра 12,7 мм. Тем не менее «по инерции» выпустили 22 P-40D и еще 20 аналогичных «Киттихауков» I с прежним вооружением. Все последующие машины имели по шесть пулеметов. В США эта модификация называлась Р-40Е (а несколько позже всем модификациям Р-40 в США присвоили наименование «Уорхаук»), в Англии и те, и другие имели одно обозначение «Киттихаук» Г. Истребитель Р-40Е в «сухом» виде весил уже 3814 кг. По сравнению с «Томагауком» была усилена бронезащита спереди и сзади пилота. Бронезаголовник теперь достигал толщины 18 мм. Все это увеличило живучесть самолета. Р-40Е применялся и как истребитель-бомбардировщик: вместо подвесного бака он мог нести под фюзеляжем стандартную американскую бомбу весом 500 фунтов (227 кг). Позднее под крыльями поставили держатели, позволявшие брать еще две стофунтовые (45 кг) бомбы или шесть двадцатифунтовых (9,1 кг). Аналогичным образом на фронте переделывали и «Томагауки». Бомбить можно было и с пикирования под углом до 70╟. Новый двигатель и улучшенная аэродинамика обеспечили прирост скорости практически во всем диапазоне высот, увеличение дальности полета (отчасти за счет большего объема баков). Однако ничто не дается даром. В результате увеличения веса ухудшилась скороподъемность — на высоту 5000 м Р-40Е поднимался уже не за 7 минут, как Р-40С, а за 7,8 минуты. Снизился рабочий потолок, возросло время выполнения виража, увеличилась длина разбега на взлете и пробега на посадке. Короче говоря, все нововведения повышали ценность самолета как штурмовика, но при этом ограничивалась возможность ведения воздушного боя. Изменение распределения веса (сильная задняя центровка) ухудшило также пилотажные характеристики машины. Из пикирования стало трудно выходить без применения триммеров — усилие на ручке возросло и появилась тенденция к затягиванию. Появилась также опасность увода в сторону на взлете, ухудшилась курсовая устойчивость на малых скоростях. Однако в целом самолет остался доступным для среднего летчика, устойчивым на виражах. В штопор он входил только при грубых ошибках пилота.

      Осенью 1941 г. Р-40Е и «Киттихаук» I начали поступать в строевые части английской и американской авиации.

      Еще в сентябре 1941 г. в Великобританию вслед за «Киттихауками» I, закупленными англичанами за свои деньги, стали поступать «Киттихауки» IA (Р-40Е-1) по каналам ленд-лиза. Почти все эти самолеты были направлены в Африку или переданы английским домионам — Австралии, Канаде и Новой Зеландии. «Киттихауки» начали воевать в североафриканских пустынях в декабре 1941 г. Первой их освоила уже упоминавшаяся 112-я эскадрилья королевских ВВС, которой командовал известный австралийский летчик К. Колдуэл. «Киттихауки» применялись как истребители-бомбардировщики. Сначала они брали одну бомбу в 250 фунтов под фюзеляж, а позднее — три таких (две под крыльями). Для ударов по мостам и кораблям пользовались и 1000-фунтовыми бомбами (454 кг). В качестве истребителябомбардировщика они служили и во время похода Роммеля на Каир, и во время его обратного бесславного отступления, засыпая бомбами немецкие колонны в пустыне. Устаревшие итальянские истребители Фиат CR.42, G.50, Макки С.200 хотя и были маневреннее, в общем-то не очень досаждали «Киттихаукам», которые легко могли оторваться от них, а вот более современные Макки С. 202 и немецкие «мессершмитты» представляли для них большую опасность. Оставалось надеяться лишь на хорошую бронезащиту и высокую живучесть машины. Чтобы улучшить летные характеристики «Киттихауков», англичане иногда для облегчения машины снимали два пулемета. Учтя опыт, полученный при эксплуатации «Томагауков» в пустыне, «Киттихауки» еще на заводе стали снабжать мощными воздушными фильтрами, упрятанными под капот. Такие самолеты попадали и в СССР, но здесь дополнительные фильтры в большинстве случаев снимали (например, в 154-м полку), так как они, создавая избыточное сопротивление, «съедали» скорость.

      Часть предназначавшихся англичанам истребителей «Киттихаук» IA в начале 1942 г. попала в Советский Союз. Первыми их получили те полки, которые уже успешно освоили «Томагаук» — 126-й и 154-й. Однако «Киттихауков» поступило значительно больше, чем «Томагауков», и ими стали перевооружать все новые части. Весной 1942 г. эти истребители получили некоторые эскадрильи полков 258-й смешанной авиадивизии (19-го и 20-го гвардейских) на Карельском фронте. Первой там освоила эти машины 2-я эскадрилья 19-го полка.

      Примерно в это же время «Киттихауки» вместе с «Харрикейнами» прибыли в полки 122-й дивизии ПВО, прикрывавшей Мурманск. На Северо-Западном фронте на этих истребителях стали летать пилоты 436-го полка ПВО. Поступали они в морскую авиацию, например, в 7-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота.

      У нас старались в первую очередь использовать положительные стороны этого самолета — мощное вооружение (хотя по секундному залпу Р-40Е несколько уступал немецкому FW190A-3 и английскому «Спитфайру» VC, но тем не менее превосходил и «Мессершмитт Bf109F, и американский P-39D), большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее ( по советским меркам того времени) радио- и приборное оборудование. Поэтому «Киттихауки» применяли там, где эти качества можно было реализовать: в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки.

      Много «Киттихауков» попало в систему ПВО. Там с 1942 г. они были самыми массовыми после «Харрикейна» иностранными истребителями, а в 1945 г. опередили и «Харрикейн», и «Спитфайр» IX. Малопригодный для боя с вражескими истребителями, «Киттихаук», однако, благодаря скорости и мощному вооружению мог оказывать эффективное сопротивление бомбардировщикам противника. Выше 4500 м истребитель Р-40Е обгонял Як-1, хотя мотор «Аллисон» на Западе считался низковысотным. Большая продолжительность полета на крейсерском режиме позволяла барражировать над охраняемым объектом или районом. «Киттихаук» как перехватчик имел два основных недостатка — небольшой потолок и плохую скороподъемность. Хотя он использовался и ночью (например, в 154-м полку), отсутствие каких-либо устройств обнаружения целей в темноте и специальных навигационных приборов не позволяло ему вести самостоятельный перехват и выполнять команды наведения по данным наземной радиолокационной станции. Даже выдвижную фару нельзя было использовать в полете — ее разрешалось выпускать лишь на скорости, близкой к посадочной. Это четко проявилось при отражении налета немецкой авиации на американскую авиабазу в Миргороде в июне 1944 г., когда поднятые в воздух истребители 310-й авиадивизии ПВО темной безлунной ночью не смогли обнаружить ни одного самолета противника.

      В ПВО «Киттихаук» применялся также в роли самолета-осветителя. Такие машины занимали позицию на 2500-3000 м выше строя вражеских ночных бомбардировщиков и сбрасывали вниз светящиеся авиабомбы САБ-100, подсвечивая цели для атакующих. В этом качестве «Киттихаук», поднимавший шесть САБ-100, был лучше, чем «Харрикейн» (поднимавший четыре бомбы) и отечественные истребители (несшие две бомбы). Такая тактика успешно применялась под Киевом в 1944 г.

      Функции истребителя-бомбардировщика «Киттихауки» выполняли очень часто. Возможность использования этих машин как легких дневных бомбардировщиков особенно пригодилась в 1942 г., когда в связи с нехваткой фронтовой бомбардировочной авиации был издан специальный приказ наркома обороны «О применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков». В 154-м полку обычно под фюзеляжем подвешивали одну бомбу ФАБ-250 (этот вариант считался штатным), а в 78-м полку на Северном фронте таким образом брали и ФАБ-500. Часто использовалась комбинация из одной ФАБ-250 и двух бомб по 100 кг. Например, во время удара североморских летчиков по порту Киркенес «Киттихауки» несли по одной фугасной бомбе ФАБ-250 и две зажигательных ЗАБ-100. Целями для истребителейбомбардировщиков были аэродромы, укрепленные позиции, а иногда и корабли противника. Уже упоминавшийся 78-й полк использовал истребители для топмачтового бомбометания. При этом бомба сбрасывалась с горизонтального полета над самой водой и рикошетировала от ее поверхности, поражая борт корабля. Таким способом группа самолетов, ведомая капитаном В. П. Стрельниковым, за один день, 11 октября 1944 г., потопила две баржи и шесть мотоботов.

      Иногда для увеличения боевых возможностей «Киттихаука» как штурмовика подвешивали реактивные снаряды — по два PC- 82 под каждым крылом. Эффективны были эти машины и как истребители сопровождения. Например, они участвовали в рейде на Константу в июле 1944 г., а осенью 1942 г. восемь Р-40Е из 436-го авиаполка эскортировали редкостный тогда Ту-2 в дальней разведке по маршруту Новгород-Дно-Старая Русса.

      Нередко у нас «Киттихауки» служили разведчиками. Так, в 30-м разведывательном полку ВВС Черноморского флота на этих машинах летала 3-я эскадрилья Ю. Н. Новикова. Обычно в хвостовой части таких Р-40 устанавливали один плановый фотоаппарат. Все подобные переделки производились прямо в частях и существенно различались между собой. На Ленинградском фронте был изготовлен специальный двухместный разведчик Р-40ЕФ (хотя за основу был взят не Р-40Е, а Р-40К-5). Вооружения на этом самолете не было вообще, а соответствующие отсеки крыла были заняты дополнительными бензобаками.

      В США и Англии Р-40 в роли разведчика не использовался, и разведывательные варианты его не строились — единственный ХР-40А так и остался опытным.

      В Ленинграде же параллельно с «Томагауками» под моторы М-105П переоборудовали и Р-40Е. Всего, таким образом, было переделано более 40 истребителей. Надо сказать, что эта мера была вынужденной. Характеристики самолета с М-105П и винтом ВИШ-61П ухудшились по сравнению с исходными. В частности, максимальная скорость упала с 477 до 465 км/ч. Эти переделанные машины сосредоточили в 196-м полку, воевавшем над Ладогой.

      На «Томагауках» и «Киттихауках» наши летчики отважно сражались с врагом. Например, майор Найденов на «Томагауке» и «Киттихауке» до мая 1942 г. сбил 16 немецких самолетов и стал Героем Советского Союза. Он был далеко не единственным. Дважды Героем стал П. А. Покрышев из 154-го полка, в котором кроме него было более пятнадцати Героев Советского Союза. Звание Героя получил в марте 1954 г. и капитан В. П. Стрельников — мастер топмачтовых ударов. Этот список можно продолжить.

      Примечательно, что никто из союзников, воевавших на этих истребителях, не одержал такого количества побед, как, например, Хлобыстов и другие советские летчики.

      ЛТХ:

      Модификация P-40E
      Размах крыла, м 11.38
      Длина, м 9.66
      Высота, м 3.23
      Площадь крыла, м2 21.92
      Масса, кг
      пустого самолета 2880
      нормальная взлетная 3756
      максимальная взлетная 3996
      Тип двигателя 1 ПД Allison V-1710-39
      Мощность, л.с. 1 х 1150
      Максимальная скорость , км/ч 582
      Крейсерская скорость , км/ч 431
      Практическая дальность, км
      с ПТБ 2253
      без ПТБ 1046
      Скороподъемность, м/мин 640
      Практический потолок, м 8839
      Экипаж, чел 1
      Вооружение: шесть 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M-2 (281 патронов на пулемет)
      3х 227-кг бомбы

      Доп. информация :

      Список источников:

      Дайджест «Крылья» . Самолеты Мира. Владимир Котельников. Олег Лейко. Истребитель Р-40
      Авиация и Время. А.Котлобовский. «Ястребы» Донована Берлина
      Крылья Родины. Виктор Бакурский. «Хоук» — это P-40
      Aircraft Profile 35. Ray Wagner. Curtiss P-40 Tomahawk (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
      Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Curtiss P-40 Warhawk, Tomahawk, Kittyhawk
      USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Curtiss P-40
      Frans Bonne. WW2 Warbirds. Curtiss P-40 Warhawk
      Warbirds Resource Group. Curtiss P-40 Warhawk
      FAoW. Curtiss P-40 Kittyhawk
      Nationalmuseum.af.mil. Curtiss P-40
      Squadron/Signal. Bert Kinzey. P-40 Warhawk in Detail
      Squadron/Signal. Richard S. Dann. P-40 Warhawk in Action
      Osprey Military. Aircam. Curtiss P-40D-N Warhawk

      Уголок неба. 2015 (Страница: Дата модификации: )

      Помогите пожалуйста очень срочно нужно сделать

      ) В парке я видела и белок и синиц и даже зайца! Г) В магазине мы купили и ручки и фломастеры и краски. 2. Укажите предложение с однородными членами. А) Фильм закончился, началась концертная программа. Б) Проснулась моя кошка, защебетали канарейки. В) Сильно разбушевался ветер ноябрьской ночью. Г) Игривый пёс принес мне мячик, потом игрушечную косточку. 3. Укажите предложение, в котором при однородных членах есть обобщающее слово (знаки препинания не расставлены). А) Мы были сегодня в парке и видели синиц зябликов поползней. Б) Василию нужно повторить изученные орфограммы непроизносимые согласные в корне слова гласные после шипящих и Ц проверяемые безударные гласные. В) Петя станет инженером-конструктором будет создавать новые модели самолётов вертолётов и аэропланов. Г) Синицы и скворцы, зяблики и соловьи поют в начале лета. 4. Укажите предложение с обращением. А) Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые? Б) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. В) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Г) Молчи, скрывайся и таи чувства и мечты свои… 5. Укажите сложное предложение. А) Кто-то погасил свет в комнатах, запер двери Б) На партах лежат учебники, тетради, ручки и карандаши. В) Закончился дождь, и вновь выглянуло солнышко. Г) Мама подозвала меня к себе и ласково пригладила рукой мои непослушные вихры. 6. В коком предложении есть дополнение? А) Вдруг на реке воды взволновались. Б) Завыли буйные ветры. В) Солдат стал хвалить свою шинель. Г) В первую ночь отправился в дозор старший брат. 7. Какое предложение не относится к видам предложений по цели высказывания? А) повествовательное Б) вопросительное В) побудительное Г) восклицательное 8. В каком предложении нет определения? А) Я возьму папин рюкзак. Б) У нас наконец расцвела красивая орхидея. В) Мне очень нравятся вещи из шерсти. Г) Сейчас уже быстро темнеет. 9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой. В умелой кладке другого строения чувствуется рука псковитян, которые были прирождёнными каменщиками и умели строить так, что их стены могут смело соперничать с вечностью. 10. Замените словосочетание «умельцы из Мурома», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 11. Выпишите из предложения грамматические основы. Первую основу от второй отделить запятой. Между словами ставьте пробелы. Находясь в Кремле, нельзя не испытать особого, волнующего чувства, которое мне хочется назвать чувством Москвы. 12. Замените словосочетание «кремлевские сооружения», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 13. В приведённом ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Без пробелов, запятых и других знаков. Вот фризовый поясок, (1) охвативший белокаменное строение, (2) он пришёл сюда, (3) конечно, (4) из суздальской полевой стороны. 14. Выпишите из первого простого предложения в составе сложного грамматическую основу, ставя слова в той же последовательности, что и в предложении. В умелой кладке другого строения чувствуется рука псковитян, которые были прирождёнными каменщиками и умели строить так, что их стены могут смело соперничать с вечностью. 15. Замените словосочетание «белокаменное строение», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 16. Замените словосочетание «разновременные памятники», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 17. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой. Оно с трудом поддаётся определению, и истоки его кроются в очаровании Кремля, в гениальной многоцветности его разновременных памятников, столько говорящих открытому душевному взору. 18. В приведённом ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Без пробелов, запятых и других знаков. В обширной Москве много прекрасного, (1) величественного,(2) трогательного, (3) удивительного,(4) но Кремль,(5) как говорят в народе,(6) всему голова.

      Р-36 «Кертисс». Часть I. Непризнанный в своём отечестве

      Самолет Кертисс Р-36 представлял собой новое поколение истребителей-монопланов, поступивших на вооружение армейского воздушного корпуса США. Он был вполне сравним с истребителями Супермарин «Спитфайр», Хаукер «Харрикейн» и Мессершмитт Вf.109, которые впервые поднялись в воздух в середине 30-х годов, с интервалом в несколько месяцев. И хотя в Р-36 практически ничего не осталось от бипланов Кертисса, он сохранил прозвище «Хок», характерное для самолетов фирмы.
      Прототипом истребителя Р-36 послужил проект «модель 75», который был разработан по заказу армии для участия в конкурсе на новый истребитель, начало которого планировалось на май 1935 года. Хотя Кертисс и уступила первое место по итогам конкурса, реально она оказалась победителем, завоевав контракт на 227 самолетов для армейского воздушного корпуса и поставив 753 истребителя на экспорт. Кроме того, не менее 25 самолетов было построено по лицензии в других странах.
      «Модель 75» действительно имела мало общего с предыдущими самолетами Кертисс. Главным конструктором проекта был Донован Берлин, который перешел на Кертисс из Нортроп, и принес с последнего места работы много новых идей. Опытный самолет получил гражданскую регистрацию Х-17Y. Это был цельнометаллический моноплан с тканевой обшивкой только на рулевых поверхностях. Кабина была закрыта сдвижным назад фонарем, переходящим в высокий гаргрот. Основные стойки шасси и хвостовое колесо убирались. Основные стойки убирались назад в крыло с поворотом на 90°. Этот механизм уборки был первоначально разработан Боингом, которая сохраняла на него свои авторские права, получая оплату лицензии с каждого самолета, оснащенного такой кинематикой уборки шасси. Крыло выполнялось из двух консолей, соединенных на линии симметрии самолета. В консолях были герметичные кессоны для обеспечения вынужденной посадки на воду. Закрылки были разрезные с гидравлической системой управления. Первоначально вооружение соответствовало американским стандартам того времени — синхронные пулеметы 12,7-мм и 7,62-мм (по одному). Ни бронезащиты пилота, ни протектирования баков не было.
      Сборка опытной машины началась в ноябре 1934 года. Первоначально самолет был оснащен мотором воздушного охлаждения Райт ХR-1670-5 мощностью 900 л.с., оказавшимся неудачным. Первый полет «модели 75» состоялся в мае 1935 года. В течение последующих испытаний опытный самолет показал на высоте 3050 м скорость до 450 км/ч, потолок — 9150 м и дальность полета 860 км.
      27 мая 1935 года Кертисс предложила «модель 75» на конкурс, организованный Отделом снабжения армейского воздушного корпуса. Однако «модель 75» оказалась единственным летным конкурсантом к моменту запланированной даты начала испытаний. Главный конкурент, двухместный истребитель Северского SEV-2ХР, был «тяжело поврежден» во время перегонки на Райт-филд, так и не пребыв в срок. SEV-2ХР вернули на фирму, где его переделали в одноместный истребитель с убираемыми стойками шасси. В итоге конкурс был приостановлен вплоть до готовности SEV-1ХР. Наконец-то 15 августа истребитель Северского появился на Райт-филд под новым обозначением. Другой конкурент, Нортроп 2А, сразу после первого же взлета 30 июля упал в океан.
      Кертисс пыталась протестовать, так как задержка с началом конкурса была явно на руку Северскому, и убедила армию отложить окончательное решение о выборе победителя до апреля 1936 года. Во время первых испытаний «модель 75» с двигателем ХR-1670-5 показала себя неудовлетворительно. Поэтому Дон Берлин воспользовался задержкой в проведении конкурса для установки двигателя Пратт&Уитни R-1535 мощностью 700 л.с. Так как этот 9-цилиндровый однорядный двигатель уже не имел перспектив развития, его также быстро заменили на Райт ХR-1820-39 (G5) «Циклон», взлетной мощностью 950 л.с. С этим двигателем опытный самолет получил обозначение «модель 75В» (обозначение «модель 75А» было зарезервировано за экспортной версией «Хока»). Окончательный вариант «модели 75В» отличался усиленным фонарем кабины и остекленными «ушами» в гаргроте за кабиной пилота, несколько улучшившими обзор назад.
      Новый двигатель «Циклон» оказался практически таким же неудачным, как и его предшественник R-1670, и также не выдавал заявленной мощности. Во время испытаний на Райт-филд пришлось сменить четыре двигателя. К тому же сказывались проблемы с совместимостью нового двигателя и планера. На «модели 75В» удалось достигнуть скорости только 456 км/ч вместо 470 км/ч, гарантированных фирмой. И хотя фирма Северского также не сдержала своих обещаний, к тому же представленной ею истребитель был дороже, чем вариант Кертисса, «модель 75В» проиграла конкурс, и заказ на 77 самолетов получил Северский Р-35.
      Несмотря на то, что «модель 75» официально так и не была приобретена армией, в некоторых источниках этот самолет называется ХР-36, что больше соответствует логике развития событий, нежели реальной истории. Опытный самолет «модель 75» после оснащения двигателем Райт SCR-1670-G5 мощностью 900 л.с. позже получил фирменное обозначение «модель 750». Этот самолет был после переоборудования поставлен армии уже под обозначением ХР-37.
      16 июня 1936 г. Кертисс получила заказ от Отдела снабжения на три опытных самолета «модель 75В» под официальным обозначением Y1Р-36. Главной причиной возрождения интереса к «Хоку» была неспособность фирмы Северского удержаться в графике поставок. Фирменное название было «модель 75Е». По требованию армии самолеты были оснащены авиамоторами Пратт&Уитни R-1830-13 «Твин Уосп» — того же типа, что стояли на Р-35. «Твин Уосп» выдавал на высоте 3600 м 900 л.с. при 2550 об./ мин., а взлетная мощность была поднята с 950 до 1050 л.с. Винт был «Гамильтон-Стандарт» — трехлопастной автомат постоянной частоты вращения. Вооружение соответствовало стандартам того времени — по одному 7,62-мм и 12,7-мм синхронному пулемету. От первого опытного самолета Y1Р-36 отличались только двигателем и увеличенными остекленными «ушами» в гаргроте.

      Первый Y1Р-36 поступил в армию в марте 1937 года и испытан на Райт-филд в июне того же года. Пилоты-испытатели встретили самолет очень хорошо, особенно отмечалась хорошая маневренность самолета. Управление самолетом было легким и эффективным во всем скоростном диапазоне, самолет был устойчив, а также хорошо управлялся на земле. Не понравился летчикам гнутый козырек фонаря кабины, вносящий искажения, плохая вентиляция кабины, а также расположение органов управления уборкой шасси и закрылками. Таким образом, вариант с двигателем R-1830 был положительно принят армией, и 7 июля 1937-го последовал заказ на 210 Р-36А — крупнейший заказ на военный самолет в США со времен Первой мировой. Впервые инициативная разработка Кертисса получила заслуженную оценку.
      Серийные самолеты отличались от Y1Р-36 дополнительными жалюзи на капоте двигателя и «лягушачьими глазами» — обтекателями над пулеметными портами. В окончательном варианте Р-36А получили двигатель Пратт&Уитни R-1830-13 мощностью 1050 л.с. и винт-автомат Кертисс-Электрик.
      Еще до готовности один из Р-36А был переделан в опытный ХР-40 («модель 75Р»), а другой экземпляр в опытный ХР-42 («модель 75S»). Первый из них стал прототипом для серийного самолета.
      Еще один из Р-36А был облетан осенью 1938 года с двигателем R-1830-25, имевшим взлетную мощность в 1100 л.с. Обозначение самолета поменяли на Р-36В. Максимальная скорость достигала 500 км/ч. Позже самолет был вновь переделан в стандартный Р-36А.

      Р-36А от современных ему истребителей («Спитфайра» или «Харрикейна») отличался сравнительно слабым вооружением. В результате одна из машин была в порядке эксперимента оснащена дополнительной парой крыльевых пулеметов винтовочного калибра. Установка была признана удачной и последние 30 самолетов по первому заказу были доработаны соответствующим образом. При этом они получили новое обозначение Р-36С. Новая модификация также отличалась двигателем R-1830-17 (взлетная мощность 1200 л.с.) Все эти доработки серийных машин были одобрены 16 января 1939 года. Внешне серийные Р-36С отличались от Р-36А патронными ящиками крыльевых пулеметов, слегка выступающими под крылом. Несмотря на их дополнительное воздушное сопротивление, благодаря установке нового двигателя скорость даже возросла.
      Р-36А с серийным номером 38-174 в январе 1939 года был изъят из строевой эскадрильи для оснащения четырьмя 7,62-мм крыльевыми пулеметами с ленточным питанием. Одновременно на самолет установили два крупнокалиберных синхронных пулемета. После доработки он получил обозначение ХР-36D.
      Еще один Р-36А № 38-147 был оснащен новыми консолями крыла с установкой в каждой четырех 7,62-м пулеметов с ленточным питанием (как на «Спитфайре» и «Харрикейне»). Синхронный 12,7-мм пулемет был оставлен, но отключен. Самолет получил шифр ХР-36Е.
      Обозначение ХР-36Р присвоили Р-36А, оснащенному двумя 23-мм пушками системы датской фирмы Мадсен, в подкрыльевых обтекателях. При этом синхронные пулеметы были оставлены. Установка дополнительного вооружения привела к возрастанию взлетного веса до 3110 кг, а скорость упала до 424 км/ч. Поэтому пушки были сняты, самолет был переделан обратно в Р-36А, а окончательно его списали осенью 1944 года.
      Обозначение «модель 75А» носил самолет, оставшийся на фирме в качестве демонстрационного и имевший гражданскую регистрацию NХ22028. На нем фирма провела целый ряд различных экспериментов. Сначала самолет был оснащен вынесенным под двигатель нагнетателем с механическим приводом и носил обозначение «модель 75J. Позже самолет оснастили двигателем R-1830-SC2-G с турбокомпрессором. Турбокомпрессор ставился внизу носовой части фюзеляжа, сразу за капотом двигателя. Машина получила обозначение «модель 75R». Вес пустого составил 2303 кг, взлетный -2798 кг. Во время испытаний в начале 1939 года была достигнута скорость 528 км/ч. Однако низкая надежность и сложность турбокомпрессора заставили армейский воздушный корпус отказаться от его установки на Р-36, заказав вместо него оснащенный турбокомпрессором Северский (Репаблик) ХР-41, представлявший собой развитие Р-35. После испытаний на Райт-филд самолет был возвращен на Кертисс в Буффало, его оснастили двигателем Райт R-1820 и использовали в качестве демонстрационного.
      Первый серийный Р-36А был поставлен на Райт-филд в середине апреля 1938 года. Первой их должна была получить 20-я истребительная группа, до того имевшая на вооружении Боинг Р-26. Однако, попав в строевую часть, истребители Кертисса продемонстрировали целый «букет» бесчисленных недоработок и отказов. В районе стоек шасси происходило вспучивание обшивки крыла, что вызвало необходимость смонтировать усиливающие накладки. Доставлял проблемы выхлопной коллектор, а фюзеляж оказался недостаточно прочным. Несмотря на проводимые доработки, Р-36А большее время оставались на земле после очередного запрещения полетов. Было время, когда в 20-я истребительной группе имелось всего только шесть Р-36А в летном состоянии, да и те выполняли полеты только при соблюдении множества ограничений по скорости, пилотажу и перегрузкам.

      1-ю истребительную группу на Сель-фридж-филд, штат Мичиган, также в 1938 г планировалось перевооружить на Р-36А. Однако эта группа была вынуждена ждать результатов напряженной работы по доводке истребителя, ведшейся в Буффало. В конце концов, в 1938 году Р-36А получила только 94-я эскадрилья, использовавшая их вместе с Северским Р-35.
      В 1939 году на Р-36 были перевооружены еще три эскадрильи 8-й истребительной группы. К началу 1941 г. Р-36 был, очевидно, устаревшим и уже заменялся в строевых частях армейских ВВС (так стал называться армейский воздушный корпус), а оставшиеся машины сдавались в учебные части. Ко времени нападения японцев на Перл-Харбор Р-36 использовались в 35-й учебной группе на Маффетт-филд, штат Калифорния, и в 36-й учебной группе на Лэнгли-филд, штат Вирджиния. Р-36 применялись там в качестве переходного тренировочного самолета на новые типы истребителей. Остальные Р-36 были отправлены за океан. Так, их получили 16-я и 32-я истребительные группы в районе Панамского канала. Причем эти группы продолжали использовать и уже архаичные Боинг Р-26. В феврале 1941 года, 20 разобранных Р-36 были отправлены на Аляску, где поступили на вооружение 23-й эскадрильи на Эльмендорф-филд. Одновременно 31 Р-36 был направлен на Гавайи на борту авианосца «Энтерпрайз».
      Во время налета на Перл-Харбор его противовоздушную оборону обеспечивали 14 Р-26А, 39 Р-36А и 99 Р-40. Большинство из этих машин было уничтожено или повреждено на земле еще в первые минуты налета. Но четыре Р-36 из состава 46-й эскадрильи сумели подняться в воздух перед налетом второй волны японских самолетов и атаковать девятку бомбардировщиков Накадзима В5М1. Два японских самолета были сбиты — это были первые победы армейских ВВС США во время войны на Тихом океане.

      После Перл-Харбора истребитель уже не использовался американскими ВВС. Р-36 были быстро сняты с вооружения строевых частей и сданы в учебные части. Десять Р-36 были в марте 1942 года переданы Бразилии.
      Незадолго до оккупации Норвегии фашистами норвежское правительство планировало заказать 36 «Хок»-75А-8 — экспортной версии Р-36. В результате после готовности этих машин их приобрело правительство США. Шесть самолетов в феврале 1941 года были переданы вооруженным силам «Свободной Норвегии» в Канаде, где их использовали для подготовки пилотов-истребителей в так называемой «Малой Норвегии» под Торонто. Оставшиеся А-8 были приняты на вооружение армии США под обозначением Р-36С. Самолеты оснащались моторам Райт R-1820-G205А «Циклон» взлетной мощностью 1200 л.с., который на вооружении армии США назывались R-1820-95. Так как самолет представлял из себя сомнительную боевую ценность, а также из-за того, что остальные Р-36 были оснащены другими двигателями, их в 1943 г передали по ленд-лизу Перу. Один из них сейчас хранится в музее перуанских ВВС.
      Хотя Р-36 фактически не применялся в боях самими американцами, ему довольно много пришлось повоевать в составе ВВС других стран. Более того, это был один из немногих американских самолетов, которому довелось сражаться и на другой стороне. Но об этом в следующей части статьи.

      Котельников В. «Модель 75». Об истребителе Р-36 «Хок 75» фирмы «Кэртис» и его модификациях // Крылья Родины. 2002. №2. С.24-28.
      Котлобовский А. «Ястребы» Донована Берлина. Авиация и время. 2000. №3. С. 35-38.
      Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. C. 39-44.
      Быков М. «Ястреб» в небе Второй мировой // Авиамастер. 2000. №3. С.28-34.
      Харук А. Истребители Второй мировой. М.: Яуза-пресс, 2012. С. 231-233.