Пулемет РПД 46

Ручной пулемет РПД

В 1943 году арсенал Красной Армии пополнился первым отечественным промежуточным патроном 7,62х39 мм. Вскоре после этого стартовала разработка новых типов оружия, предназначенных для использования подобных боеприпасов. Результатом нескольких программ создания нового стрелкового оружия стало появление ряда образцов различных классов: самозарядного карабина СКС, ручного пулемета РПД и другого оружия. Таким образом, «Ручной пулемет Дегтярева» стал первым отечественным образцом своего класса, использующим новый промежуточный патрон.

Еще на стадии проектирования нового патрона конструкции Н.М. Елизарова и Б.В. Семина было установлено, что оружие под такой боеприпас будет иметь заметные преимущества перед существующими системами, хотя в ряде случаев ожидалось и отставания по характеристикам. Патрон был легче, что сказывалось на объемах носимого боезапаса, но имел меньшую дальность стрельбы. Испытания патрона 7,62х39 мм показали его достаточную эффективность при стрельбе на дистанциях до 800 м. Анализ боев, в свою очередь, показал, что подобная дальность стрельбы вполне достаточна для нового оружия, которому предстоит использоваться в конфликтах будущего.

В начале 1944 года начался конкурс на создание ручного пулемета под промежуточный патрон. Военные желали получить сравнительно легкое оружие с максимально возможной огневой мощью. Кроме того, новый образец не должен был иметь недостатки, свойственные существующим пулеметам ДП/ДПМ. К разработке конкурсных проектов были привлечены несколько ведущих конструкторов-оружейников. Свои варианты ручного пулемета представили С.Г. Симонов, Ф.В. Токарев, А.И. Судаев и другие заслуженные мастера своего дела. Кроме того, в конкурсе принял участие В.А. Дегтярев, несколько пулеметов которого с конца двадцатых годов состояли на вооружении Красной Армии.
Используя свой опыт создания ручных пулеметов, Дегтярев предложил несколько вариантов нового оружия. Имея схожую газовую автоматику, предложенные проекты отличались конструкцией затвора и системой боепитания. Изначально Дегтярев предлагал использовать дисковый магазин наподобие примененного на пулемете ДП, а также рассматривал возможность создания отъемного коробчатого. Тем не менее, анализ различных предложений показал, что наилучшим вариантом будет использование ленточного питания.
По результатам испытаний, проведенных в середине 1944 года, лидером конкурса стал пулемет Дегтярева под условным обозначением РП-44. Это оружие даже изготовили небольшой партией и отправили в войска для проведения испытаний на фронте. Войсковые испытания завершились выработкой предложений по доводке и новых требований к оружию. От разработчика потребовали исправить выявленные недостатки и завершить разработку пулемета.
По результатам испытаний в войсках в конструкцию пулемета РП-44 были внесены некоторые изменения. В таком виде оружие вновь отправилось на испытания и получило рекомендацию к принятию на вооружение. В серийное производство новый образец поступил под названием «Ручной пулемет Дегтярева обр. 1944 г.» или РПД. Также иногда встречается обозначение РПД-44. Благодаря принятию на вооружение и началу производства пулемет РПД стал одним из первых серийных типов оружия, предназначенных для использования патрона 7,62х39 мм.


Пулемет РПД в разобранном виде. Фото Opoccuu.com
Пулемет РПД был построен на основе газовой автоматики с длинным ходом поршня. Общая схема автоматики была частично заимствована у поздних модификаций пулемета ДП. В частности, для повышения некоторых характеристик в состав автоматики был введен газовый регулятор, позволявший изменять количество пороховых газов, поступающих к поршню. В конструкции регулятора предусматривались три т.н. канавки для отвода газов, пронумерованные от «1» до «3». В нормальных условиях следовало устанавливать регулятор в положение «2», в котором обеспечивалась нормальная работа автоматики. Канавка №3 имела большее сечение и предназначалась для стрельбы при загрязнении оружия. Канавка №1, в свою очередь, имела минимальный диаметр и позволяла снизить темп стрельбы.
Несмотря на схожие решения и некоторые заимствования, пулемет РПД серьезно отличался от ДП и ДПМ. Так, ствольная коробка нового оружия была разработана с нуля. Она состояла из основной нижней части и шарнирно закрепленной верхней крышки. Кроме того, задняя часть ствольной коробки была выполнена в виде т.н. спусковой рамы, на которой закреплялись детали ударно-спускового механизма, рукоятка управления огнем и приклад. Внутри ствольной коробки располагалась затворная группа. В передней стенке коробки предусматривались крепления для установки ствола и трубки газового поршня.
Любопытной особенностью пулемета РПД стал ствол без возможности замены. Опыт эксплуатации имевшихся ручных пулеметов показывал, что ведение огня короткими очередями позволяет пулеметчику расстрелять весь носимый боекомплект без перегрева ствола. Таким образом, съемный ствол не давал никаких заметных преимуществ, но усложнял и утяжелял оружие. Необходимость переноски запасного ствола так же не добавляла удобства в бою.
Система запирания ствола при помощи расходящихся боевых упоров была похожа на аналогичный узел пулемета ДП, однако имела некоторые отличия. Связанная с газовым поршнем затворная рама контактировала с массивным металлическим затвором. Последний имел центральный канал квадратного сечения для ударника и две глубокие проточки на боковых поверхностях. В последних располагались боевые упоры, закрепленные на осях. Возвратно-боевая пружина располагалась в задней части ствольной коробки и внутри металлической части приклада.

Пулемет с открытой крышкой ствольной коробки. Фото En.wikipedia.org
При движении затворной рамы вперед под действием пружины затвор должен был досылать патрон в патронник. После остановки затвора в крайнем переднем положении рама продолжала двигать ударник. Смещаясь вперед, он раздвигал боевые упоры и те входили в пазы ствольной коробки, блокируя перемещение затвора. Дальнейшее движение ударника приводило к выстрелу. Давление пороховых газов, выходящих из ствола через газоотводное отверстие, сдвигало поршень и затворную раму. Из-за этого ударник смещался назад и позволял упорам сдвинуться со своего места. При помощи фигурных вырезов на ствольной коробке упоры возвращались в нейтральное положение и позволяли затвору уйти назад.
Движущийся затвор захватывал стреляную гильзу, вытаскивал ее из патронника и доводил до окна выброса. Выброс гильзы происходил через окна в ствольной коробке и затворной раме, вниз. При движении вперед затворная рама при помощи системы из двух рычагов приводила в движение подаватель, который смещал на одно звено ленту с патроном, тем самым выводя на линию подачи новый боеприпас.
Ствольная коробка пулемета РПД имела прорезь в нижней части правой стороны, предназначенную для вывода рукоятки затвора. Рукоятка была жестко связана с затворной рамой и двигалась во время стрельбы.
Ударно-спусковой механизм пулемета РПД имел простую конструкцию и позволял вести огонь только очередями. При нажатии на спусковой крючок смещались спусковой рычаг и шептало, после чего происходило разблокирование затворной рамы с последующим выстрелом. Огонь велся с открытого затвора. В конструкции УСМ предусматривался неавтоматический предохранитель. На правой поверхности ствольной коробки, над спусковым крючком, располагался флажок предохранителя. При переднем положении флажка предохранитель блокировал спусковой рычаг, в заднем – допускал стрельбу.
Для комфортного использования пулемет Дегтярева оснащался деревянным прикладом, пистолетной рукояткой и цевьем. Приклад закреплялся на металлическом основании в задней части спусковой рамы. Также на раме предусматривались крепления для пистолетной рукоятки управления огнем. Цевье состояло из двух деревянных деталей и металлических прокладок. Оно закреплялось перед ствольной коробкой. Необычная форма цевья с двумя выемками сверху и снизу была связана с рекомендуемыми способами стрельбы. При стрельбе с плеча пулеметчик должен был поддерживать оружие за цевье снизу. Стрельба «от бедра» осуществлялась при помощи ремня. В таком случае ремень перераспределял нагрузку на плечо, что позволяло одной рукой удерживать рукоятку управления огнем, а второй – компенсировать отдачу, придерживая пулемет за цевье сверху.
Пулемет РПД должен был использовать патронные ленты, для удобства помещаемые в металлические коробки. В ранних вариантах проекта предлагалось использовать ленты на 100 и 200 патронов, комплектуемые круглыми и квадратными коробками соответственно. Позже было решено отказаться от 200-патронной ленты и достаточно тяжелой квадратной коробки. Серийные пулеметы РПД комплектовались разборными цилиндрическими коробками для лент. Боепитание осуществлялось при помощи нерассыпной металлической ленты на 100 патронов, собранной из двух частей.
В верхней части коробки предусматривалась шарнирно закрепленная крышка и крепления для установки на пулемете. При подготовке оружия к стрельбе коробку следовало установить на крепление под ствольной коробкой. Верхняя крышка коробки при этом помещалась слева от пулемета. Затем открывалась крышка ствольной коробки, заправлялась лента и крышка возвращалась на место. После этого можно было взвести оружие при помощи боковой рукоятки. Патронная лента поступала в ствольную коробку через специальное окно в ее левой поверхности. Отработанный участок ленты выводился через аналогичное окно с другой стороны пулемета. Во избежание загрязнения механизмов оба окна были оснащены подпружиненными крышками.


Пустая лента с коробкой и подсумком. Фото World.guns.ru
Металлические коробки для лент имели ручку для переноски, однако транспортировать их рекомендовалось в специальных тканевых подсумках. При необходимости коробка извлекалась из подсумка и устанавливалась на пулемет. Использование специальных подсумков в определенной мере упрощало эксплуатацию оружия, особенно в боевых условиях.
Прицельные приспособления пулемета РПД были аналогичны использовавшимся на оружии того времени. В передней части крышки ствольной коробки, непосредственно над узлом приема ленты, находился открытый прицел, рассчитанный для стрельбы на дальность до 1000 м. На дульной части ствола имелась мушка с защитой.
Для повышения точности стрельбы пулемет комплектовался сошками. Крепления этих деталей располагались сразу за узлом мушки. Конструкция сошек позволяла складывать их и фиксировать в таком положении. В сложенном виде они закреплялись под стволом. При снятии защелки сошки разводились в стороны и удерживались в таком положении при помощи пружины.
«Ручной пулемет Дегтярева обр. 1944 г.» имел общую длину 1037 мм при стволе длиной 520 мм. Вес оружия без боекомплекта составлял 7,4 кг. Пулемет и боекомплект в 300 патронов (три ленты в коробках) весили 11,4 кг. Для сравнения, ручной пулемет ДП/ДПМ с одним дисковым магазином на 47 патронов весил 11,3 кг. Подобная экономия веса достигалась в первую очередь за счет использования более легкого боеприпаса и иной конструкции систем боепитания. Так, коробка с лентой на 100 патронов 7,62х39 мм весила на 400 г меньше, чем магазин с 47 патронами 7,62х54 мм R.
Нормальный темп стрельбы (положение регулятора «2») составлял 650 выстрелов в минуту. При установке регулятора на единицу скорострельность заметно снижалась. Практическая скорострельность достигала 100-150 выстрелов в минуту. За счет отказа от магазинного питания и применения ленты удалось обеспечить достаточно высокую скорострельность в боевых условиях, поскольку пулеметчик мог сделать до 100 выстрелов подряд без необходимости замены ленты.
Уменьшение веса оружия с боекомплектом по сравнению с существующими пулеметами позволило повысить мобильность стрелка на поле боя. Кроме того, полезным оказалось предложение об использовании креплений для коробки с патронной лентой. В 1946 году на вооружение был принят ручной пулемет РП-46 с ленточным питанием, не имевший подобных деталей. Из-за этого пулеметчикам нередко приходилось разряжать оружие перед сменой позиции. Коробка для ленты, устанавливаемая под ствольной коробкой, позволила избавиться от подобных проблем.
Прицельные приспособления пулемета РПД были рассчитаны для стрельбы на дальность до 1000 м. Стрелять по воздушным целям рекомендовалось с расстояния не более 500 м. Убойное действие пуль сохранялось и на больших дистанциях, однако в таком случае возникали серьезные проблемы с обнаружением цели и прицеливанием. На дальностях до 1000 м пулемет имел достаточно высокую эффективность стрельбы. Требования нормального боя при стрельбе очередями с расстояния 100 м выглядели так: не менее 75% пуль должны были ложиться в круг диаметром 20 см, а средняя точка попадания не должна была отклоняться от точки прицеливания более чем на 5 см.
На практике это означало, что для поражения цели типа «грудная фигура» на дальности 100 м в среднем требовалось не более двух выстрелов. Для поражения аналогичной цели на максимальной прицельной дистанции уходило около 27 выстрелов. Таким образом, пулемет РПД мог эффективно поражать различные цели на дальностях до 800 м и более, как того требовало изначальное техническое задание.
К концу сороковых годов советская оборонная промышленность освоила полномасштабное серийное производство новых пулеметов, что позволило обеспечить войска требуемым количеством оружия. Пулеметы РПД были приняты на вооружение в качестве средства усиления пехотных отделений и взводов. С 1946 года это оружие использовалось параллельно с пулеметами РП-46, предназначавшимися для применения на ротном уровне. Таким образом, за счет двух новых образцов стрелкового оружия удалось не только обновить материальную часть пехоты, но и значительно повысить ее огневую мощь.

Пулемет РПД, состоявший на вооружении Финляндии. Фото En.wikipedia.org
Со временем появилась модернизированная версия пулемета под названием РПДМ. Модернизированный пулемет почти не отличался от базового. При обновлении оружия была изменена форма газового поршня и его опоры. Кроме того, рукоятка затвора не была связана с затворной рамой, из-за чего при стрельбе оставалась неподвижной. Ввиду отсутствия серьезных изменений автоматики характеристики РПДМ остались на уровне базового РПД.
«Ручные пулеметы Дегтярева обр. 1944 г.» активно использовались до начала шестидесятых годов. С появлением более нового и совершенного ручного пулемета РПК конструкции М.Т. Калашникова это оружие стали отправлять на склады. Новый пулемет имел некоторые преимущества, в первую очередь связанные с унификацией и другими аспектами производства.
Обеспечив новым оружием свою армию, советская оборонная промышленность начала производство пулеметов РПД для экспортных поставок. Кроме того, зарубежным странам поставлялись пулеметы, снимаемые с вооружения или с хранения. Пулеметы РПД и РПДМ поставлялись более чем в три десятка стран Восточной Европы, Азии и Африки. В середине пятидесятых годов в порядке дружеской помощи СССР передал Китаю лицензию на производство пулеметов Дегтярева и всю необходимую документацию. Пулеметы китайского производства обозначались как «Тип 56» и «Тип 56-I». Со временем Китай так же начал продавать оружие своего производства третьим странам.
На данный момент насчитывается более 40 государств по всему миру, которые использовали или используют пулеметы РПД и их модификации зарубежного производства. Широкое распространение такого оружия сказалось на его использовании в ходе различных вооруженных конфликтов.
Некоторое количество опытных РП-44 и серийных РПД успело повоевать на фронтах Великой Отечественной войны. Тем не менее, первым конфликтом с массовым применением этих пулеметов стала война в Корее. В дальнейшем «Ручные пулеметы Дегтярева обр. 1944 г.» активно использовались почти во всех войнах в Азии и Африке. Начало поставок китайских пулеметов «Тип 56» привело к увеличению стран, использующих оружие советской разработки, а также поспособствовало его применению в большем количестве конфликтов.

Во множестве стран пулеметы РПД давно сняты с вооружения. Тем не менее, часть армий до сих пор эксплуатирует это оружие. Другие государства, в том числе и Россия, давно заменили РПД более современными системами, но сохраняют их на складах. Таким образом, можно считать, что пулеметы РПД до сих пор являются современным оружием, отвечающим требованиям военных некоторых стран.

Самозарядный вариант пулемета RPD v2.0 американской компании DS Arms
Со временем пулеметы Дегтярева получили распространение не только в армиях, но и в гражданской сфере. В некоторых странах, законодательство которых позволяет подобное, пулеметы РПД в доработанной и исходной версиях продаются стрелкам-любителям. К примеру, на рынке США присутствует несколько вариантов пулеметов РПД с переделанным УСМ, допускающим стрельбу только одиночными, и набором новых комплектующих. В соответствии с последними тенденциями оружие получает новый «обвес» в виде деталей с многочисленными планками Пикатинни, современных прицельных приспособлений, телескопических прикладов и т.д. Ввиду отсутствия серийного производства пулеметов переделке подвергается оружие, выпущенное несколько десятилетий назад.
Пожалуй, срок службы пулемета РПД в разных странах мира является главным положительным отзывом. Это оружие было первым отечественным серийным ручным пулеметом под промежуточный патрон, однако смогло наглядно опровергнуть известную пословицу про блины и показать свои возможности. Со временем ручной пулемет Дегтярева уступил свое место более новому оружию, хотя в некоторых армиях используется до сих пор. Вероятно, эксплуатация этого оружия будет продолжаться в течение нескольких следующих десятилетий, обеспечивая требуемую огневую мощь стрелковых подразделений.
По материалам сайтов:

Ручной пулемет Дегтярева

Ручной пулемет — основное оружие поддержки пехотных подразделений уровня взвод-рота. Помимо высокой скорострельности, отличается повышенной точностью и дальностью поражения. Применяется против живой силы противника, может поражать и легкую небронированную технику при соответствующих боеприпасах.

Ручной пулемет незаменим как при обороне, так и в наступательных операциях. Основные требования к такому оружию — безотказность, надежность и эффективность. Именно благодаря таким показателям ручной пулемет Дегтярева стал одним из самых распространенных вооружений советских подразделений во Второй мировой войне.

Технические характеристики ДП (Дегтярев пехотный) оказались настолько хорошими, что оружие в качестве трофейного применялось и немцами, и финнами. В послевоенный период оно активно поставлялось в страны ОВД, и до сих пор состоит на вооружении некоторых государств.

История создания ручного пулёмета Дегтярева

ДП — оружие Победы

Разработка ДП началась еще в 1923 по личной инициативе В. А. Дегтярева. Уже в следующем году в ходе испытаний были отмечены технические и эксплуатационные характеристики оружия, что и предопределило его дальнейшее серийное изготовление.

В 1927 ДП пулемет принят на вооружение Красной армии. Однако работы по его модернизации продолжались. Были внесены некоторые конструкторские изменения, что привело к появлению образцов 1931, 1934 и 1938 годов. Все они стали использоваться в ходе войны.

С началом Советско-Финской войны трофейные ДП использовались в рядах финской армии ввиду его превосходства над бывшим на вооружении пулеметом Лахти-Соларанта. Во Вторую мировую ДП в качестве трофейного оружия применялся и немецкими подразделениями.

В августе 1944 года были введены некоторые конструктивные изменения, что привело к созданию модернизированной версии пулемета Дегтярева (ДПМ или РПД 44). После войны обе версии были сняты с вооружения, аимевшиеся образцы поставлялись союзникам.

Снятие ДП и ДПМ с вооружения было обусловлено полученным в ходе войны опытом. Ведение боевых действий показало высокую эффективность единых пулеметов, объединяющих огневую мощь с мобильностью применения. На основе ДПМ в 1946 году был разработан РП-46 с ленточным питанием и утяжеленным стволом для большей мощности.

Особенности конструкции

Собранный вариант и отдельные комплектующие

Ручной пулемет РПД сконструирован на автоматике с применением принципа отвода пороховых газов. Поршень рассчитан на длинный рабочий ход, газовый регулятор расположен под стволом. Выброс гильз осуществлялся вниз. Огонь велся со съемной сошки, однако, ввиду частых потерь, в ДПМ она стала несъемной.

Пулемет Дегтярева пехотный имел тонкостенный, съемный ствол. При продолжительной стрельбе часто перегревался и выходил из строя. Замена осуществлялась с помощью специального ключа и защиты рук от ожогов. Так же перегревалась и выходила из строя возвратно-боевая пружина, что считалось одним из немногих недостатков дп.

Питание пулемета обеспечивалось из круглых дисков с патронами, «тарелок». Патроны в них располагались по кругу, пулями к центру, что обеспечивало надежность их подачи. Однако масса пустых магазинов, сложность транспортировки и вероятность повреждения снижала удобство и эффективность применения данного оружия.

У Дегтярева пулемет дополнялся следующими комплектующими:

  • составной шомпол, рассчитанный на чистку ствола;
  • ключ-отвертка для работы с комплектующими;
  • коленчатая протирка для чистки патронника через верхнее окно ствольной коробки;
  • прибор для очистки газовых путей;
  • выколотки для выталкивания осей и шпилек;
  • извлекатель для очистки оружия от оторвавшихся дулец гильз.

Все инструменты хранились в специальном коробе или сумке. Во время войны и после нее велись работы над созданием глушителя, но они так и не были завершены. Все наработки, включая глушители для новых РП-46, признаны нецелесообразными.

Принцип работы пулемёта

Принцип действия ДП

Принцип действия пулемета Дегтярева основан на магазинном питании и отводе пороховых газов. Устройство оружия позволяло делать до 80 выстрелов в минуту. Однако с учетом перегрева ствола и возвратно-боевой пружины, стрельбу часто ограничивали короткими очередями.

Принцип стрельбы основан на следующих механизмах:

  • при движении ударника боевые упоры разводятся в стороны, запирая ствол за счет движения затворной рамы;
  • после выстрела газовый поршень обеспечивает задний ход затворной рамы, затем ударник отводится назад и обеспечивает отпирание затвора.

При стрельбе лежа, к пулемету двумя концами крепилась длинная лента. Солдат натягивал ее ногой, прижимая оружие к плечу, что повышало точность стрельбы благодаря снижению колебаний от отдачи.

Патроны к РПД

Характеристики ДП и используемые пули

Калибр пулемета Дегтярева — 7,62 мм под патроны 7,62х54 мм R.

В зависимости от периода применения, к оружию подавались следующие патроны:

  • Легкие пули образца 1908 года, рассчитанные на прицельное поражение пехоты в пределах 800 метров, убойная сила сохраняется до 2500 м;
  • Тяжелые пули 1930 года с дальностью поражения до 3500 м. Для стрельбы применялись только в случае отсутствия легких;
  • Патроны с бронебойными пулями образца 1930 года (Б-30). Применялись против легкобронированной техники (бронемашины, танкетки) на расстоянии до 300 метров;
  • Бронебойно-зажигательные пули 1932 года (Б-32) применялись против бронированных машин (танки, огневые точки, самолеты) с ориентиром на поджог топливных баков;
  • Трассирующие пули (Т-30 и Т-46) — рассчитаны на целеуказание, пристреливание и корректировку огня.

Магазин РПД имеет некоторое сходство с пулеметом Льюиса, однако, на практике их устройства имеют отличия. К примеру, у Льюиса магазин поворачивается за счет энергии затвора и сложной системы рычагов. У Дегтярева для этого применяется предварительно взведенная пружина в самом магазине.

ТТХ ручного пулемёта Дегтярева

ТТХ пулемета Дегтярева

Тактико-технические характеристики пулемета Дегтярева следующие:

  • масса оружия вместе с сошками — 9,12 кг;
  • масса пустого и заряженного магазина — 1,6 и 2,8 кг соответственно;
  • общая длина — 1270 мм;
  • длина ствола — 604,5 мм без пламегасителя;
  • калибр — 7,62;
  • скорострельность — 500-600 выстрелов в минуту, боевая — 80;
  • начальная скорость легкой пули — 840 км/ч;
  • прицельная дальность поражения — 1500 метров, максимальная — 2500;
  • питание — плоский дисковый магазин на 47 патронов;
  • прицел — секторный;
  • принцип действия — отвод пороховых газов и запирание раздвижными боевыми упорами.

Некоторые конструкторские характеристики разных образцов могут отличаться. Точные показатели ТТХ пулемета Дегтярева зависят от года выпуска и модификации. Следует учитывать и тип используемых боеприпасов.

Преимущества и недостатки оружия

Преимущества пулемета Дегтярева были выявлены еще в ходе испытаний. Принимающая комиссия отметила простоту в обращении, безотказность и скорострельность оружия. Именно эти качества и сделали его востребованным для армии.

Преимущества ДП были оценены и в ходе боевых действий во время Советско-Финской и Великой Отечественной войн. Технические характеристики оружия позволяли применять его практически в любых операциях и погодных условиях.

Однако конструктивные показатели пулемета Дегтярева имеют и некоторые недостатки:

  • съемные сошки на ранних моделях — таковые часто деформировались или терялись в бою, что снижало точность и удобство стрельбы;
  • перегрев ствола — его замена в боевых условиях была неудобной, что не позволяло быстро восстановить ДП после интенсивной стрельбы, аналогичная проблема возникала и с возвратно-боевой пружиной;
  • патронники — первые магазины были рассчитаны на 49 патронов и легко деформировались, позже патронаж уменьшился до 47, но тяжесть магазина создавала сложности для быстрой перезарядки.

Несмотря на недостатки, ДП получил широкое распространение в пехотных соединениях. Были разработаны модификации, позволяющие использовать пулемет в других родах войск, вплоть до авиации.

Разновидности пулемёта

Ручной пулемет Дегтярева

Пулемет Дегтярева постоянно дорабатывался в плане улучшения технических и конструктивных характеристик, а также для применения оружия в различной технике. Выделяют несколько модификаций, получивших наибольшее распространение.

С окончанием войны большинство из них было снято с вооружения и отправлено на склады или в качестве экспорта союзникам. С учетом таких поставок ДП принимал участие и в послевоенных конфликтах в Корее, Вьетнаме и других государствах.

Малокалиберный ДП

Малокалиберная модификация ДП разработана в середине 1930-х годов в качестве пробного образца. Калибр такого оружия — 5,6 мм под патрон с кольцевым воспламенением. Конструктор — М. Марголин.

Данная модификация применялась для обучения советских солдат стрельбе. Широкого распространения не получила, как и серийного производства. В обучающих целях вместо нее применялся пулемет-заменитель системы Блюма.

ДП с глушителем

В начале Великой Отечественной войны активно велись разработки глушителя под ДП. Несколько таких модификаций было передано в войска в битве под Москвой. Повсеместного распространения они не получили, и уже в 1942 подобные конструкции были отправлены на доработку.

Послевоенные испытания были недолгими — наличие глушителя не обеспечивало безотказность подавления звука. Разработки в данном направлении были прекращены ввиду нецелесообразности.

ДПМ (Дегтярев пехотный модернизированный)

Модернизированный пулемет Дегтярева ДПМ — конструктивно-техническое улучшение оригинала от 1944 года. Это не совсем модификация, поскольку речь идет не об альтернативном оружии для конкретных целей, а об общем повышении его эффективности и надежности.

В данном пулемете основное внимание уделено имевшимся недостаткам ДП. Возвратно-боевая пружина помещена в специальную трубку в спусковой раме под прикладом. Это значительно снизило ее перегрев во время стрельбы.

Упростилась замена ствола, а сошки стали неснимаемой частью оружия. Была несколько изменена конструкция приклада и рукоятка. Оружие стало более устойчивым и удобным. Боевые характеристики и большинство технических остались неизменными.

ДА (Дегтярев Авиационный)

Дегтярев Авиационный (ДА) — модификация, применяемая на самолетах Р-5, У-2 и ТБ-3. С пулемета был снят кожух, защищающий руки пулеметчика от ожогов. Это обеспечило лучшее охлаждение ствола при продолжительной стрельбе. Приклад для удобства был заменен на две рукояти. Магазин вмещал до 60 патронов.

На вооружение ДА поступил еще в 1928 году, в 1930 была разработана его собственная модификация ДА-2 — спаренная установка. Однако широкого применения такие пулеметы не получили, ввиду небольшого калибра патронов. Уже в 1934 на вооружение авиации стал поступать специально разработанный ШКАС со скорострельностью в 1800 выстрелов в минуту.

ДТ/ДТМ (Дегтярёв танковый)

Станковый Дегтярев Танковый (ДТ) — модификация, сконструированная совместно с Г. С. Шпагиным в 1929 году. Применялась в большинстве танков и бронемашин. С учетом внутренней тесноты, деревянный приклад был заменен на выдвижной металлический. Также был предусмотрен специальный парусиновый гильзоулавливатель. Для удобства применения Шпагин разработал установку, позволявшую наводить пулемет в горизонтальном и вертикальном направлении. В случае выхода машины из строя, оружие снималось и могло использоваться экипажем для дальнейшего ведения боевых действий. Для этого применялись съемные сошки.

С учетом более компактных размеров и сниженного веса, ДТ активно использовался в воздушно-десантных подразделениях. В 1944 году в месте с ДПМ был улучшен до ДТМ — основное внимание было уделено защите возвратно-боевой пружины от перегрева.

Роторно — поршневой двигатель (двигатель Ванкеля)

Роторно-поршневой двигатель или двигатель Ванкеля представляет собой мотор, где главным рабочим элементом осуществляются планетарные круговые движения. Это принципиально другой вид двигателя, отличный от поршневых собратьев в семействе ДВС.

В конструкции такого агрегата используется ротор (поршень) с тремя гранями, внешне образующим треугольник Рело, осуществляющий круговые движения в цилиндре особого профиля. Чаще всего поверхность цилиндра исполнена по эпитрохоиде (плоской кривой, полученной точкой, которая жестко связана с окружностью, осуществляющей движение по внешней стороне другой окружности). На практике можно встретить цилиндр и ротор иных форм.

Составные элементы и принцип работы

Устройство двигателя типа РПД предельно проста и компактна. На ось агрегата устанавливается ротор, который крепко соединяется с шестерней. Последняя сцепляется со статором. Ротор, имеющий три грани, двигается по эпитрохоидальной цилиндрической плоскости. В результате чего сменяющиеся объемы рабочих камер цилиндра отсекаются с помощью трех клапанов. Уплотнительные пластины (торцевого и радиального типа) прижимаются к цилиндру под действием газа и за счет действия центростремительных сил и ленточных пружин. Получаются 3 изолированные камеры разные по объемным размерам. Здесь осуществляются процессы сжимания поступившей смеси горючего и воздуха, расширения газов, оказывающих давление на рабочую поверхность ротора и очищающих камеру сгорания от газов. На эксцентриковую ось передается круговое движение ротора. Сама ось находится на подшипниках и передает момент вращения на механизмы трансмиссии. В этих моторах осуществляется одновременная работа двух механических пар. Одна, которая состоит из шестерен, регулирует движение самого ротора. Другая — преобразует вращающиеся движение поршня во вращающиеся движения эксцентриковой оси.

Детали Роторно-поршневого двигателя

Принцип работы двигателя Ванкеля

На примере двигателей, установленных на автомобилях ВАЗ, можно назвать следующие технические характеристики:
— 1,308 см3 – рабочий объем камеры РПД;
— 103 кВт/6000 мин-1 – номинальная мощность;
— 130 кг масса двигателя;
— 125000 км – ресурс двигателя до первого полного его ремонта.

Смесеобразование

В теории в РПД применяют несколько разновидностей смесеобразования: внешнее и внутреннее, на основе жидких, твердых, газообразных видов топлива.
Касательно твердых видов топлива стоит отметить, что их первоначально газифицируют в газогенераторах, так как они приводят к повышенному золообразованию в цилиндрах. Поэтому большее распространение на практике получили газообразные и жидкие топлива.
Сам механизм образования смеси в двигателях Ванкеля будет зависеть от вида применяемого топлива.
При использовании газообразного топлива его смешение с воздухом происходит в специальном отсеке на входе в двигатель. Горючая смесь в цилиндры поступает в готовом виде.

Из жидкого топлива смесь приготавливается следующим образом:

  1. Воздух смешивается с жидким топливом перед поступлением в цилиндры, куда поступает горючая смесь.
  2. В цилиндры двигателя жидкое топливо и воздух поступают по отдельности, и уже внутри цилиндра происходит их смешивание. Рабочая смесь получается при соприкосновении их с остаточными газами.

Соответственно, топливно-воздушная смесь может готовиться вне цилиндров или внутри их. От этого идет разделение двигателей с внутренним или внешним образованием смеси.

Особенности РПД

Преимущества

Преимущества двигателей роторно-поршневого типа по сравнению со стандартными бензиновыми двигателями:

— Низкие показатели уровня вибрации.
В моторах типа РПД отсутствует преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное, что позволяет агрегату выдержать высокие обороты с меньшими вибрациями.

— Хорошие динамические характеристики.
Благодаря своему устройству такой мотор, установленный в машине, позволяет ее разогнать выше 100 км/ч на высоких оборотах без избыточной нагрузки.

— Хорошие показатели удельной мощности при малой массе.
Из-за отсутствия в конструкции двигателя коленчатого вала и шатунов достигается небольшая масса движущихся частей в РПД.

— В двигателях такого типа практически отсутствует система смазки.
Непосредственно в топливо добавляется масло. Топливно-воздушная смесь сама осуществляет смазывание пар трения.

— Мотор роторно-поршневого типа имеет небольшие габаритные размеры.
Установленный роторно-поршневой мотор позволяет максимально использовать полезное пространство моторного отсека автомобиля, равномерно распределить нагрузку на оси автомашины и лучше рассчитать расположение элементов коробки передач и узлов. Например, четырехтактный двигатель такой же мощности будет в два раза больше роторного двигателя.

Недостатки двигателя Ванкеля

— Качество моторного масла.
При эксплуатации такого типа двигателей необходимо уделять должное внимание к качественному составу масла, применяемого в двигателях Ванкеля. Ротор и находящаяся внутри камера двигателя имеют большую площадь соприкосновения, соответственно, износ двигателя происходит быстрее, а также такой двигатель постоянно перегревается. Нерегулярная смена масла наносит огромный урон двигателю. Износ мотора возрастает в разы из-за наличия абразивных частиц в отработанном масле.

— Качество свечей зажигания.
Эксплуатантам таких двигателей приходится быть особо требовательным к качественному составу свечей. В камере сгорания из-за ее небольшого объема, протяженной формы и высокой температуры затруднен процесс зажигания смеси. Следствием является повышенная рабочая температура и периодическая детонация камеры сгорания.

— Материалы уплотнительных элементов.
Существенной недоработкой мотора типа РПД можно назвать ненадежную организацию уплотнений промежутков между камерой, где сгорает топливо, и ротором. Устройство ротора такого мотора достаточно сложное, поэтому уплотнения требуются и по граням ротора, и по боковой поверхности, имеющей соприкосновение с крышками двигателя. Поверхности, которые подвергаются трению, необходимо постоянно смазывать, что выливается в повышенный расход масла. Практика показывает, что мотор типа РПД может потребить от 400 гр до 1 кг масла на каждые 1000 км. Снижаются экологичные показатели работы двигателя, так как горючее сгорает вместе с маслом, в результате в окружающую среду выбрасывается большое количество вредных веществ.

Из-за своих недоработок такие моторы не получили широкого распространения в автомобилестроении и в изготовлении мотоциклов. Но на базе РПД изготавливаются компрессоры и насосы. Авиамоделисты часто используют такие двигатели для конструирования своих моделей. Из-за невысоких требований к экономичности и надежности конструкторы не применяют сложную систему уплотнений в таких моторах, что значительно снижает его себестоимость. Простота его конструкции позволяет без проблем встроить в авиамодель.

КПД роторно-поршневой конструкции

Не смотря на ряд недоработок, проведенные исследования показали, что общий КПД двигателя Ванкеля довольно-таки высокий по современным меркам. Его значение составляет 40 – 45%. Для сравнения, у поршневых двигателей внутреннего сгорания КПД составляет 25%, у современных турбодизелей – около 40%. Самый высокий КПД у поршневых дизельных двигателей составляет 50%. До настоящего времени ученые продолжают работу по изысканию резервов для повышения КПД двигателей.

Итоговый КПД работы мотора состоит из трех основных частей:

  1. Топливная эффективность (показатель, характеризующий рациональное использование горючего в моторе).

Исследования в этой области показывают, что только 75% горючего сгорает в полном объеме. Есть мнение, что данная проблема решается путем разделения процессов сгорания и расширения газов. Необходимо предусмотреть обустройство специальных камер при оптимальных условиях. Горение должно происходить в замкнутом объеме, при условии нарастания температурных показателей и давления, расширительный процесс должен происходить при невысоких показателях температур.

  1. КПД механический (характеризует работу, результатом которой стало образование переданного потребителю крутящего момента главной оси).

Порядка 10% работы мотора расходуется на приведение в движение вспомогательных узлов и механизмов. Исправить данную недоработку можно путем внесения изменений в устройство двигателя: когда главный движущийся рабочий элемент не прикасается к неподвижному корпусу. Постоянное плечо крутящего момента должно присутствовать на всем пути следования основного рабочего элемента.

  1. Термическая эффективность (показатель, отражающий количество тепловой энергии, образованной от сжигания горючего, преобразующейся в полезную работу).

На практике 65% полученной тепловой энергии улетучивается с отработанными газами во внешнюю среду. Ряд исследований показал, что можно добиться повышения показателей термической эффективности в том случае, когда конструкция мотора позволяла бы осуществлять сгорание горючего в теплоизолированной камере, чтобы с самого начала достигались максимальные показатели температуры, а в конце эта температура понижалась до минимальных значений путем включения паровой фазы.

Современное состояние роторно-поршневого двигателя

На пути массового применения двигателя встали значительные технические трудности:
— отработка качественного рабочего процесса в камере неблагоприятной формы;
— обеспечение герметичности уплотнения рабочих объемов;
— проектировка и создания конструкции корпусных деталей, которые надежно прослужат весь жизненный цикл работы двигателя без коробления при неравномерном нагрева этих деталей.
В результате огромной проделанной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы этим фирмам удалось решить почти все наиболее сложные технические задачи на пути создания РПД и выйти на этап их промышленного производства.

Первый массовый автомобиль NSU Spider с РПД начала выпускать фирма NSU Motorenwerke. Вследствие частых переборок двигателей из-за выше сказанных технических проблем на раннем этапе развития конструкции двигателя Ванкеля, взятые NSU гарантийные обязательства привели ее к финансовому краху и банкротству и последовавшему слиянию с Audi в 1969 году.
Между 1964 и 1967 годом произведено 2375 автомобилей. В 1967 году Spider был снят с производства и заменён на NSU Ro80 с роторным двигателем второго поколения; за десять лет производства Ro80 выпущено 37398 машин.

Наиболее успешно с данными проблемами справились инженеры фирмы Mazda. Она и остается единственным массовым производителем машин с роторно-поршневыми двигателями. Доработанный мотор серийно начался ставить на автомобиль Mazda RX-7 с 1978 года. С 2003 преемственность приняла модель Mazda RX-8, она и является на данный момент массовой и единственной версией автомобиля с двигателем Ванкеля.

Российские РПД

Первое упоминание о роторном двигателе в Советском Союзе относится к 60-м годам. Исследовательские работы по роторно-поршневым двигателям начались в 1961 году, соответствующим постановлением Минавтопрома и Минсельхозмаша СССР. Промышленное же изучение с дальнейшем выводом на производство данной конструкции началось в 1974 году на ВАЗе. специально для этого было создано Специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей (СКБ РПД). Поскольку лицензию купить не было возможности, был разобран и скопирован серийный «ванкель» от NSU Ro80. На этой основе разработали и собрали двигатель Ваз-311, а произошло это знаменательное событие в 1976 году. На ВАЗе разрабатывали целую линейку РПД от 40 до 200 сильных двигателей. Доработка конструкции тянулась почти шесть лет. Удалось решить целый ряд технических проблем связанные с работоспособностью газовых и маслосъемных уплотнений, подшипников, отладить эффективный рабочий процесс в камере неблагоприятной формы. Свой первый серийный автомобиль ВАЗ с роторным двигателем под капотом представил публике в 1982 году, это был Ваз-21018. Машина внешне и конструктивно была как и все модели данной линейки, за одним исключением, а именно, под капотом стоял односекционный роторный двигатель мощностью 70 л.с. Длительность разработки не помешала случиться конфузу: на всех 50 опытных машинах при эксплуатации возникли поломки мотора, заставившие завод установить на его место обычный поршневой.

Ваз 21018 с Роторно-поршневым двигателем

Установив, что причиной неполадок являлись вибрации механизмов и ненадёжность уплотнений, конструкторы предприняли спасти проект. Уже в 83-ем появились двухсекционные Ваз-411 и Ваз-413 (мощностью, соответственно, 120 и 140 л.с.). Несмотря на низкую экономичность и малый ресурс, сфера применения роторного двигателя всё-таки нашлась – ГАИ, КГБ и МВД требовались мощные и незаметные машины. Оснащённые роторными двигателями «Жигули» и «Волги» легко догоняли иномарки.

С 80-ых годов 20 века СКБ был увлечён новой темой – применение роторных двигателей в смежной отрасли — авиационной. Отход от основной отрасли применения РПД привело к тому, что для переднеприводных машин роторный двигатель Ваз-414 создаётся лишь к 1992 году, да ещё три года доводится. В 1995 году Ваз-415 был представлен к сертификации. В отличие от предшественников он универсален, и может устанавливаться под капотом как заднеприводных («классика» и ГАЗ), так и переднеприводных машин (ВАЗ, Москвич). Двухсекционный «Ванкель» имеет рабочий объём 1308 см3 и развивает мощность 135 л.с. при 6000об/мин. «Девяносто девятую» он ускоряет до сотни за 9 секунд.

Роторно-поршневой двигатель ВАЗ-414

На данный момент проект по разработке и внедрения отечественного РПД заморожен.

Ниже представлено видео устройства и работы двигателя Ванкеля.

Двигатель Ванкеля. Принцип работы РПД

6 Май

Двигатели Ванкеля, известные как роторно-поршневые двигатели РПД, когда-то считались моторами будущего, но прошло много лет, а эти моторы как были экзотикой, так и остались. В данной статье поговорим про достоинства двигателя Ванкеля и разберем принцип работы РПД.

Достоинства и недостатки РПД

Достоинства:

  • меньшие габариты и масса,
  • меньшее количество деталей (даже в сравнении с двухтактным поршневым ДВС),
  • вдвое большая мощность при тех же габаритах, что и традиционные ДВС,
  • плавность работы в результате отсутствия возвратно-поступательно движущихся частей,
  • возможность потребления низкооктанового бензина.

Недостатки:

  • неэффективный процесс сгорания, а значит — повышение расхода топлива и токсичности отработанных газов,
  • смазка ‘на прогар’, что влечет за собой высокий расход масла,
  • невозможность производства на площадях, предназначенных для выпуска традиционных ДВС,
  • переход на выпуск РПД требует замены подавляющего большинства оборудования.

Роторно-поршневой двигатель покоряет своей простотой: корпус, вал, сам ротор — и все. Правда, существуют проблемы с уплотнениями роторов. На их решение ушли десятилетия, и в конце концов срок службы уплотнений удалось довести до ресурса поршневых колец в ДВС.
К недостаткам следует отнести непривычность двигателя Ванкеля как для ремонтников, так и для владельцев. Этот мотор требует изменения многих привычек. Так, тормозить РПД бесполезно, штурмовать подъемы ‘внатяг’ — тем более. Компактный ротор имеет малую инерцию, в отличие от массивных деталей традиционного ДВС. Частые запуски-выключения ‘забрасывают’ свечи. Непривычен и звук мотора, хотя многие это считают преимуществом.
Куда серьезнее органические недостатки, присущие РПД. Во-первых, это низкая эластичность характеристики и повышенный расход топлива. Последнее объясняется высокими потерями тепла через стенки камеры, далекой от оптимальной. Во-вторых, особенно велик расход масла. Ресурс такого мотора также ниже, чем у традиционного, из-за быстрого износа уплотнений ротора.
Немаловажную роль играет и жесткость внешней характеристики РПД, требующей более частых манипуляций рычагом КПП — на практике это выражается в более ‘коротком’ передаточном ряде, а значит, увеличенным числом передач. Идеальной была бы установка вариатора, но на спортивных машинах ‘автоматы’ не прижились, а на семейноv авто увидеть РПД странно — хотя бы по причине недостаточной экономичности.
Недостатки роторно-поршневых двигателей те же, что и у двухтактных поршневых моторов. Самое забавное, что и ‘лечатся’ многие из этих болезней аналогично. Повышенный ‘аппетит’ — непосредственным впрыском топлива, недостаточная эластичность — изменяемыми фазами и конфигурацией трубопроводов. Что было сделано на двигателе для купе ‘Mazda RX-8’.

Принцип работы двигателя Ванкеля

Функцию поршня в РПД выполняет трехгранный ротор, преобразующий силу давления газов во вращательное движение эксцентрикового вала. Движение ротора относительно статора обеспечивается парой шестерен, одна из которых закреплена на роторе, а вторая — на боковой крышке статора.
Конфигурация рабочих поверхностей ротора и статора — эпитрохоидальная. Рабочая поверхность статора имеет износостойкое покрытие. В вершинах ротора установлены специальные уплотнения, на рабочих поверхностях — выемки, выполняющие роль камер сгорания. Вал вращается в подшипниках, размещенных на корпусе, и имеет цилиндрический эксцентрик, на котором вращается ротор.
Шестерня неподвижно закреплена на корпусе двигателя. С ней в зацеплении находится шестерня ротора. Взаимодействие этих шестерен обеспечивает орбитальное движение ротора относительно корпуса, в результате которого образуются три разобщенных камеры переменного объема. Передаточное отношение шестерен 2:3, поэтому за один оборот эксцентрикового вала ротор поворачивается на 120 градусов. За полный оборот ротора в каждой из камер совершается полный четырехтактный цикл. Крутящий момент получается в результате действия газовых сил через ротор на эксцентрик вала.
Между статором и ротором образуются три камеры, аналогичные надпоршневому пространству ДВС. Процесс впуска начинается, когда вершина ротора пересекает кромку впускного окна, после чего объем камеры возрастает и туда поступает горючая смесь. Когда следующая вершина ротора перекрывает впускное окно, смесь начинает сжиматься, и в момент наибольшего сжатия подается искра — начинается рабочий ход. Затем открывается выпускное окно и отработавшие газы покидают пространство камеры.
Таким образом за один оборот ротора в двигателе происходят три цикла, что делает ненужным использование уравновешивающих устройств, особенно в двухсекционных конструкциях, получивших подавляющее распространение.
В рабочем процессе имеется два слабых звена: высокая нагрузка на уплотнения и избыточная величина динамического перекрытия фаз. Кроме того, конфигурация камеры сгорания далека от оптимальной. В то же время есть и большой плюс. Дело в том, что при повышении оборотов скорость распространения фронта пламени растет быстрее скорости перетекания смеси. В результате требования РПД к октановому числу топлива намного ниже, чем у поршневых моторов.

ручной пулемет Дегтярева РПД (СССР/Россия)

РПД.

Тип 56 — копия РПД китайского производства.
фото: AutoWeapons.com

Короб для ленты, пустая лента и подсумок для переноски короба.

Калибр 7,62х39 мм
V0 735 м/с
Масса 7,4 кг на сошках
Длина 1037 мм
Длина ствола 520 мм
Питание лента 100 патронов
Темп стрельбы 650 выстр/мин

Ручной пулемет Дегтярева (РПД) был разработан в 1944 году и стал одним из первых принятых на вооружение в СССР образцов под новый на тот момент патрон 7.62х39 мм. С начала 1950х годов и до середины 1960х РПД служил основным оружием огневой поддержки уровня пехотного отделения, дополняя состоявшие на вооружении автоматы АК и карабины СКС. С середины 1960х РПД постепенно заменяется на ручной пулемет РПК, что было хорошо с точки зрения унификации системы стрелкового оружия в Советской Армии, но несколько снизило огневые возможности пехоты. Тем не менее, РПД до сих пор хранятся на складах армейских резервов. Кроме того, РПД широко поставлялся «дружественным» СССР странам, режимам и движениям, а также выпускался в других странах, в том числе — в Китае, под обозначением Тип 56.

РПД представляет собой автоматическое оружие с газовым двигателем автоматики и ленточным питанием. Газовый двигатель имеет поршень с длинным рабочим ходом, расположенный под стволом, и газовый регулятор. Система запирания ствола является развитием более ранних разработок Дегтярева и использует две боевых личинки, подвижно закрепленные по бокам затвора. При приходе затвора в переднее положение выступ затворной рамы раздвигает боевые личинки в стороны, заводя их упоры в вырезы в стенках ствольной коробки. После выстрела затворная рама на своем пути назад при помощи специальных фигурных скосов прижимает личинки к затвору, расцепляя его со ствольной коробкой и затем открывая его. Огонь ведется с открытого затвора, режим огня — только автоматический. Ствол у РПД не сменный. Питание патронами — из нерассыпной металлической ленты на 100 патронов, составляемой из двух кусков по 50 патронов в каждом. Штатно лента располагается в круглом металлическом коробе, подвешиваемом под ствольной коробкой. Короба переносились рассчетом пулемета в специальных подсумках, однако каждый короб также имеет собственную складную ручку для переноски. Складная несьемная сошка раположена под дульной частью ствола. Пулемет комплектовался ремнем для переноски и позволял вести огонь «от бедра», при этом пулемет располагался на ремне, а левой рукой стрелок удерживал оружие на линии огня, наложив левую ладонь сверху на цевье, для чего цевью была придана специальная форма. Прицельные приспособления открытые, с регулировкой по дальности и углу места, эффективная дальность стрельбы — до 800 метров.

В целом РПД был надежным, удобным и достаточно мощным оружием огневой поддержки, предвосхитив более позднюю моду на легкие ручные пулеметы с ленточным питанием (типа М249 / Миними, Дэу К-3, Вектор Мини-Сс и др.)