Пропаганда великой отечественной войны

Пропаганда политическая и литературная

Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна – Красной Армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.

Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Во время Сталинградской битвы Красная армия применяла революционные методы психологического давления на противника. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.

Решение об организации пропаганды было принято в первые дни Великой Отечественной войны. Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. Помимо военно-политической пропаганды была также и литературная: в группу, которую создали специально для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат были включены такие известные писатели, как К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург и многие другие. С ними также сотрудничали немецкие антифашисты – Ф. Вольф, В. Бредель.

Советских авторов читали за рубежом: к примеру, статьи Эренбурга расходились по 1600 газетам в США, а письмо Леонова «Неизвестному американскому другу» прослушали 10 миллионов заокеанских радиослушателей. «Литература вся становится оборонной», — говорил В. Вишневский.

Ответственность писателей была огромна – они должны были не только показывать качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и с помощью разных подходов воздействовать на различную аудиторию. К примеру, Эренбург считал, что «для красноармейцев и для нейтральных шведов требовались различные доводы».

Помимо возвышения Красной Армии, советского человека и союзных войск, пропаганда также должна была изобличать немецкие войска, вскрывать внутренние противоречия Германии, демонстрировать бесчеловечность ее нападений.

СССР владел всем арсеналом способов идеологической борьбы. Действуя в стане врага, наши пропагандисты не пользовались излишней коммунистической риторикой, не обличали перед немецким населением церковь, не ополчались против крестьян.

Пропаганда в основном была направлена против Гитлера и НСДАП, причем использовались противопоставления фюрера и народа.

Немецкое командование следило за советской пропагандой и видело, что та была прекрасно дифференцированной: «она говорит народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии…».

Политическая пропаганда не знала ограничений: советская пропаганда, направленная на врага, не только поносила несправедливость войны, но и апеллировала к огромным землям России, холодам, превосходству сил союзных войск. На фронте распускались слухи, рассчитанные на все слои общества – крестьян, рабочих, женщин, молодежь, интеллигенцию. Однако в пропаганде были и общие моменты – образ фашистского врага.

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Изучая историю, мы часто сталкиваемся с понятием «война». За время существования России их было великое множество. Война многолика. Это не только сражение на фронте и работа в тылу, но это и духовный подвиг народа. Одним из средств, помогавших поднять боевой дух, была пропагандистская работа в войсках. Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал, что пропаганда стала одним из мощнейших средств по поддержанию настроений и формированию активной гражданской позиции.

Пропаганда является сложным явлением, целью которого является распространение сведений, направленных на формирование общественного мнения, взглядов, представлений, эмоциональных состояний . Пропаганда может быть разных видов: политическая, социальная, религиозная и идеологическая. В предвоенные и военные годы в СССР важное значение имела именно идеологическая пропаганда. Так как СССР — это тоталитарное государство, стало быть, там господствовала единая идеология, которая пронизывала все стороны жизни общества. А поскольку все сферы жизни общества связаны, это коснулось «бумерангом» не только политики, но и отозвалось в духовной сфере. И именно пропаганда была направленна на укрепление патриотизма и межнационального единства народов страны. Поэтому в это время усиливается начатое еще в предвоенный период прославление героического прошлого русского и других народов.

Давайте вспомним, какой была роль пропаганды во время Первой мировой войны. Активная работа пропагандистского аппарата Антанты в годы первой мировой войны, нарастание темпов технического прогресса, способствовавшего развитию средств связи (в первую очередь радио), позволило сделать возможным быструю передачу нужной информации. Это в свою очередь дало возможность разработки новых методов эффективной пропаганды. Все это в сочетании с опытом руководства большими массами, привело к тому, что пропаганда была выбрана важнейшим ресурсом в борьбе против врага.

Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику . Популярными средствами пропаганды стали советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Но пропаганда была характерной чертой не только советского режима, но и немецкого. Ведение нацистской пропаганды основывалось принципах, которые сформулировал сам Гитлер: — «пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум»;

‒ «излагать идеи кратко, ясно, понятно, в форме легко запоминаемых лозунгов»;

‒ «чтобы лжи поверили, необходимо ее пропагандировать самым односторонним, грубым, настойчивым образом» .

Почему Гитлер делал ставку на «массы», а не на элитарную часть общества? «Будь проще, и к тебе потянутся» — в этом принципе кроется главная идея классической пропаганды. «Массы», то есть в большинстве своем неграмотное, политически не подкованное население никогда не будет стремиться анализировать происходящее. «Массы» воспринимают информацию на эмоциональном уровне. А эмоциями легко управлять.

Поэтому делая ставку на большинство населения, расчет себя оправдал. Самым простым средством морально-психического давления были листовки, изготовленные в большом количестве. О масштабах тиражей можно судить по записи, сделанной Геббельсом в своем дневнике: «Около 50 млн. листовок для Красной Армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией…» (июнь 1941 года)

А что же советская контрпропаганда? В первые месяцы войны командование Красной Армии оказалось не готовым к активной работе контрпропаганды. Опасность немецкой пропаганды была явно недооценена, что позволило немцам на начальном этапе войны перехватить инициативу. С чем это могло быть связано? Возможно, Сталина и его окружение в заблуждение ввел пакт Молотова-Риббентропа. Ведь уже в первой статье договора звучат слова «Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами». Таким образом, условия данного договора могли ослабить бдительность советского руководства. Возможно, была и другая причина: недооценивание стратегической задачи Германии о молниеносной войне. А учитывая, что пропаганда в стране всегда была мощным оружием удержания власти, следовало предположить, что Гитлер может воспользоваться такой возможностью. А если еще и вспомнить слова Н. Макиавелли о том, что «для достижения цели все средства хороши», то и пропаганда как средство, ускоряющее победу, вполне могло сгодиться. Героизма советским войскам не занимать. Но Германия прекрасно знала о сталинском режиме, а, следовательно, предполагала, что недовольных много. А правильно сказанное «слово» порой является мощным оружием, которое может обеспечить деморализацию войска, и, возможно, станет еще одним шагом к победе.

Разгром фашистов под Москвой стал яркой точкой отсчета активного наступательного характера советской пропаганды. Чтобы подавить панику среди солдат, официальная власть формирует образ врага как жалкого и бесчеловечного монстра. Лейтмотивом советской пропаганды стала низкая, нечеловеческая сущность немецкого солдата для того, чтобы он перестал восприниматься как человек и его легче было убивать. В воззваниях были сильны мотивы мести, осознания несправедливости, защиты самого дорогого — своего дома и Родины.

Особую роль в осведомлении масс сыграли кино и радио как самый доступный и понятный способ, помогавший преодолеть безграмотность и просветить массы. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой должны были стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года. Именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года).

Также важную роль сыграли плакаты. Плакаты были разными по содержанию и по-разному передавали суть того или иного события. Часть плакатов была посвящена немецким политическим лидерам (особую популярность имела фигура Геббельса). Как правило они носили сатирический характер и высмеивали политиков. Другие плакаты описывали ужасы войны — убийства, насилия, грабежи. Подобные плакаты быстро распространялись по всему Союзу. Пропагандистские поезда и агитационные бригады, лекторы и художники помогали распространять информация в учебных заведения, больницах, заводах, в военных рядах. А главное, что они носили простой и одновременно яркий и запоминающийся характер. Часто подобные материалы сопровождались колкими стихами.

Так пропаганда перерождается в нечто качественно новое. Принцип пролетарского интернационализма ушел в прошлое. Классовые ценности переросли в понятие, сближающее весь народ — «Родина», «Отечество». Работа пропагандистских органов сумела сделать главное — поселить в сознании людей непримиримое отношение к чуждому, варварскому образу жизни врага, которая в сочетании с проявленной доблестью солдат стала одним из главных факторов на пути к победе.

Литература:

Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва и Берлин активно использовали технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великие державы активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.
Методы были одинаковы, и для «демократических» Соединенных Штатов, и для тоталитарных Германии и Советского Союза. Постоянное влияние на людей, с самого раннего возраста, включение их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. На Западе – это были коммунисты, жидобольшевики и евреи (в Третьем рейхе), «комиссары», в СССР – буржуазные плутократы.
Режимы Муссолини и Гитлера отличались большой воинственностью, милитаризацией своей пропаганды. Культ силы стал основой их идеологии – проводились постоянные военные парады, воинственные речи, военизированные массовые движения. Европейских обывателей запугивали, старались сломить их волю к сопротивлению ещё до начала большой войны. К примеру, именно на такой эффект был рассчитан немецкий фильм «Крещение огнём» 1939 года, о действиях люфтваффе в Польской кампании.
Особенность пропаганды Соединенных Штатов было присвоение ими положения «борца за мир», «демократию», это отличие они сохранили до нынешних времён. Это подтверждают названия нескольких американских организаций того времени: Американский комитет борьбы против войны, Мировой конгресс против войны, Американская лига против войны и фашизма и др. Этим же грешил и Советский Союз, хотя советская внешняя политика действительно была направлена на сохранение мира в СССР, в отличие от Италии, Германии, США, которые сознательно разжигали мировой пожар войны.
Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое большинство (90-95%) и небольшую категорию трудновнушаемых людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.
Для безграмотных и полуграмотных существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.
Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д.

Большое значение по-прежнему играли плакаты, самыми знаменитыми мастерами по их созданию были художники военного времени Соколов-Скаля, Денисовский, Лебедев, коллектив Кукрыниксов — это псевдоним трех известных советских художников, который был получен по начальным буквам их фамилий. Они работали вместе на протяжении 20 лет — Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Многие из этих работ напоминали о подвигах давних русских национальных героев, так на одном из плакатов был изображён Александр Невский князь-герой, победитель шведов и немецких рыцарей, непобедимый полководец Александр Суворов, бивший турков и французов, Василий Чапаев, советский герой Гражданской войны. В параллель с большим контрнаступлением Красной Армии под Москвой в 1941–1942 годах был массово выпущен плакат с Михаилом Кутузовым, который за 130 лет до этого разгромил «Великую армию» Наполеона.

Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях флота, чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак. Популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, которые рисовали их в самой простой и доступной для людей форме.
Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.
Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами.
В период Великой Отечественной войны была снята серия отличных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы, победителями «коричневой чумы». А СССР был образцом государства будущего.
Внутри страны жесткая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству позволили Сталину проводить настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха.

Пропаганда во время Второй мировой войны

В Википедии есть портал
«Вторая мировая война»

Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.

Уровень обработки целевых групп подчас оказывался очень высок. Например, по свидетельствам очевидцев, значительная часть населения Германии ещё в начале весны 1945 года была уверена в грядущей победе, тогда как на самом деле исход войны уже был предопределён.

Учитывая специфику условий, в которых создавались агитационные материалы, нет ничего удивительного в том, что многие из них современному человеку кажутся излишне жестокими, некоторые — слишком натуралистичными или, напротив, карикатурными.

Советская пропаганда

Основные статьи: Пропаганда в СССР, Цензура в СССР

С 1933 по 1941 гг. образ фашистской Германии испытал трансформации несколько раз: 1933 – август 1939 гг. — образ Германии как врага при разделении нацистского государства и немецкого народа; август 1939 – май-июнь 1941 — снятие антифашистских акцентов; май 1941 – 22 июня 1941 г. — возвращение в пропаганду образа фашистской Германии как врага в предвоенных условиях.

Этой деятельностью занималось Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

была ведущей формой советской пропаганды, отражавшей как точку зрения официальных властей, так и массовые настроения. Сформированный советской пропагандой образ врага в лице Германии, нацистской верхушки и фашизма — но не немецкого народа — явился важным фактором моральнополитической подготовки СССР к войне. Существеннейшей составляющей советской пропаганды стало резкое неприятие расизма, фашизма, антисемитизма и шовинизма как проявление общечеловеческой составляющей ценностных акцентов.

Направленная на собственное население и армию

Пропаганда была оборотной стороной силового воздействия воюющего государства, занятого одновременно вооружённым противоборством на фронте и обеспечением эффективной работы тыла. С началом войны жители втянутых в неё стран столкнулись с опасностью потери здоровья и жизни, резким снижением уровня потребления, разрушением привычной социальной среды. Пропагандистская работа была призвана снизить уровень социального стресса, способствовать повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу. Почти все материалы подобного рода можно условно разделить на две категории — изображающие «своих» и врагов.

Советский плакат «За Родину! За Сталина!»

«Свои» в пропагандистских материалах предстают сильными, уверенными в себе людьми. Как правило, широко используются изображения государственных символов, политических лидеров, популярных исторических персонажей (чаще связанных с военной историей). Сама война в таких материалах предстаёт справедливой, обусловленной необходимостью решения важной общенациональной задачи (например, «спасения европейской цивилизации от большевизма» или «защиты социалистической Родины от немецко-фашистских захватчиков»). Народ предстаёт в качестве единой и несокрушимой силы. Пребывание на фронте не связывается в пропагандистских материалах с опасностью.

В пропагандистских целях широко использовались военные успехи. В сообщениях Совинформбюро ежедневно подробно рассказывалось об удачных действиях советских подразделений, перечислялись едва ли не все населённые пункты, отбитые у врага. Большое внимание уделялось описанию потерь противника, практиковался пересказ показаний пленных-«очевидцев» о низком боевом духе неприятеля.

Издавался «Блокнот агитатора» — массовый журнал Главного политического управления Советской Армии и ВМФ в помощь армейским и флотским агитаторам. Публиковал материалы о подвигах советских людей на фронте и в тылу. Выходил с августа 1942, два раза в месяц. В годы Великой Отечественной войны «»Блокнот агитатора»» издавался на русском, азербайджанском, армянском, грузинском, казахском, узбекском, татарском языках. Основные задачи: разъяснение политики КПСС и Советского правительства по вопросам строительства Вооруженных Сил, пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций советского народа и его Вооруженных Сил, разъяснение требований военной присяги и уставов, обобщение опыта армейских и флотских агитаторов.

В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое наследие добольшевистской России, прежде всего военное. В армии была воссоздана гвардия, в изменённом виде вернулись георгиевские награды и символы, кадетские корпуса. Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны, были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев — Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова. В большом количестве стали издаваться брошюры о героическом прошлом русского народа.

Предпринимались попытки использовать в пропагандистских целях Церковь. В 1943 году после большого перерыва было разрешено избрание нового Московского патриарха. О патриотической позиции Церкви широко сообщалось в печати. В частности, широкую известность получил факт создания на средства верующих танковой колонны «Дмитрий Донской».

Враги в пропагандистских материалах

Марка «Разгром немецких войск под Москвой». Немец-мародёр от мороза закутан в женскую одежду и платок

Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность и деперсонифицировать образ противника — сделать так, чтобы он не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. Как правило, в таких материалах сильны мотивы защиты своей страны, своего дома, а также мотив мести.

Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства. В пропагандистской кинопродукции боевые и личные качества вражеских солдат описываются чаще всего как очень низкие. Зачастую, находясь в безопасности, они выглядят наглыми и глупыми, но проявляют трусость в бою. Врага в таком кинофильме оказывается очень легко убить. Так, например, в заключительном эпизоде советского фильма «Два бойца» (1943) главные герои вдвоём беспрепятственно расстреливают наступающие колонны немцев.

Контрпропаганда

«Клещи в клещи», Кукрыниксы, 1941

Служит для отражения пропагандистских атак и действий противника, дезавуирует слухи и домыслы, распускаемые противником в пропагандистских целях, утверждает слабость, ложность и ошибочность позиции противника. В Великую Отечественную войну частым объектом контрпропаганды служил образ министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса (тогда же возникло идеологическое клише «геббельсовская пропаганда»).

Со времён библейской давности народы мира, не надеясь только на грубую военную силу или разум своих правителей, всегда дополняли их важным фактором психологического давления на общественное мнение противников. К сожалению, наша страна оказалась совершенно неподготовленной к тому, чтобы бороться с Геббельсом и его компанией, уже имевшей большой опыт в демагогии, признаюсь, я не раз удивлялся, как искусно в Берлине отмывали чёрного кобеля добела. С тотальным государством вообще труднее бороться.

— Пикуль В. С. «Честь имею»

Пропаганда в нейтральных государствах

Основная статья: Соболевская акция

По указанию Сталина, в конце 1940 г. Коминтерн и БРП(к) развернули в Болгарии одну из самых масштабных и самых успешных пропаганистких кампаний во всей Второй мировой войне – Соболевскую акцию (болг. Соболева акция). Она имела своей целью оказать нажим на мнения премьер-министра Болгарии Богдана Филова и болгарского царя Бориса III, чтобы они приняли предложение СССР о заключении пакта о взаимопомощи с Болгарией. В ходе Соболевской акции активисты БРП(к), при поддержке своих союзников из политического круга «Звено», БЗНС и БРСДП (ш.с.) добились отправления сотен обращений, телеграмм и воззваний. В них представители всей болгарской общественности − рабочие, крестьяне, интеллигенция, старшеклассники, студенты и пр., призывали Народное собрание, правительство Болгарии и царя Бориса III принять предложение СССР. Оценки количества собранных подписей варьируются в пределах от 340 000 до полутора миллионов.

Пропаганда «в стане врага»

Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен. С этой целью стороны вели при помощи громкоговорящей аппаратуры трансляции через линию фронта пропагандистских программ, иногда чередуя их с музыкой. В расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы. Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.

Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как «пропуска в плен» — предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени коллаборационистских организаций — таких как «Русская освободительная армия» или «Свободная Германия».

Пропаганда, посвящённая союзникам

В силу сложившихся обстоятельств, Вторая мировая война оставила особый пласт пропагандистских материалов — посвящённый союзникам. На время войны с общим врагом разногласия между странами Запада и Советским Союзом были забыты. Союзники, как и собственные воины, изображаются сильными, уверенными в себе. На первый план часто выходят тезисы о народах-братьях, общей борьбе за мир и свободу. Весьма примечательно, что пропагандистские штампы о «коммунистической угрозе» и «мировом империализме», которые вытеснялись «союзнической» пропагандой, после войны молниеносно оказались вновь востребованными, а плакат, на котором русский лётчик пожимает руку британскому в небе над Германией, стал восприниматься скорее как странный.

  • «Джеймс Кеннеди» — советская песня о британских союзниках

Известные произведения

  • песня В. Лебедева-Кумача «Священная война» (опубликована 24 июня 1941 в газете «Известия»)
  • стихотворние К. Симонова «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом…»)
  • брошюра «Мы Ненавидим — Мы Мстим» Л. ОГИЗ — Госполитиздат. 1942 г. 48 с., мягкий переплёт

Пропаганда союзников

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Плакат союзников «Русский. Этот человек — твой друг. Он сражается за свободу»

  • Плакат союзников с изображением А. Гитлера (использована игра слов pants-panzers)

Нацистская пропаганда

Основные статьи: Имперское министерство народного просвещения и пропаганды, Национал-социалистическая пропагандаГерманский плакат «Победа любой ценой»

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Основой разработанной Геббельсом концепции было информирование и воздействие на население Рейха чераз радио — соответственно, практически в каждой немецкой семье имелся радиоприёмник.

За годы войны было выпущено 150-180 пропагандистких фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau» — в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце — уже полчаса.

В пропагандистких фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке, проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов, еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (напраленной на поглощение третьих стран), а президент Рузвельт объявлялся евреем. США рисовалась как страна низкой морали, а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже.

Направленная на армию противника

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

На передовой широко применялись громкоговорящие рупорные установки, для распространения листовок — агитацонные бомбы, снаряды и реактивные мины.

Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника (сына Сталина Якова, сына Хрущёва Леонида, крупных военачальников), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и т.п..

Пропаганда на оккупированных территориях

Немецкий плакат на украинском языке «Гитлер — освободитель» Немецкий агитационный плакат «Воины Гитлера — это друзья народа» Немецкая листовка

Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона — Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами», полноценными гражданами Рейха, которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал перед фотокамерами вместе со звёздами французской культуры.

Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой, то в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание. В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные — например, БЦР, Украинский национальный совет, УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона, Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода), издавалась националистическая и антисемитская литература. Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается — работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи, на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде. Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения. В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию. Немцы создавали и показывали специальные фильмы, в которых угоняемым обещали райскую жизнь вдалеке от фронта.

Одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука — рожа просит кирпича».

См. также

  • Совинформбюро
  • Советские плакаты времён Великой Отечественной войны
    • Убей немца!
    • Родина-мать
  • Фрицы
  • Агитационная литература
  • Агитационные боеприпасы
  • Военно-пропагандистская филателия
  • Кукрыниксы

Литература

Ссылки

  • Оружие третьего фронта Великой Отечественной войны
  • Аруева Л. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны
  • Агитационные листовки, плакаты Третьего Рейха на территории России и Украины (подборка материалов)
  • Красная Армия и Вторая Мировая война, Листовки (аспект псхиологической войны) // АНАТОМИЯ АРМИИ
  • «Голливуд доктора Геббельса» — передача Эхо Москвы из цикла Цена Победы
  • Д/ф «Битва за умы» (из цикла «Алтарь Победы»)

Примечания

  1. «Блокнот агитатора», также, — периодические издания обкомов КПСС, выпускаемые на местных национальных и русском языках обычно 2 раза в месяц. В 1968 в СССР издавалось 76 «»Блокнот агитатора»» общим тиражом 45,4 млн. экз.
  2. Цанев, Стефан. Болгарские хроники = Български хроники. — первое. — София: Книгоиздателска къща «Труд». — Т. 3. — 276 с. — ISBN 978-954-528-862-3
  3. }Антифашистская борьба в Болгарии: Документы и материалы.. — София, 1984. — Т. 2.
  4. В брошюре опубликованы передовая статья газеты `Правда` от 11 июля 1942 года `Ненависть к врагу`, а также публицистические заметки следующих авторов: Михаил Шолохов `Наука ненависти`, Алексей Толстой `Убей зверя!`, Илья Эренбург `Июнь`, Всеволод Вишневский `Они проклянут этот день`, Николай Тихонов `Мы ненавидим !`, Илья Эренбург `Крепость России`, Николай Тихонов `Ленинград сражается.
  5. Каждая В. «Еврейский синдром» советской пропаганды // Почему не любят евреев. — М., 2007. — 480 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8125-0862-3
  6. Шнеер А. И. Часть 3. Глава 2. Антисемитизм в годы войны в тылу и на фронте // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8

Вторая мировая война

Портал «Вторая мировая война»

2-я мировая война на Викискладе

Проект «Вторая мировая война»

Театры военных
действий
Основные сражения (1939—1942) Основные сражения (1943—1945) Специальные темы Участники

Начало:
• Причины
• События в Европе
• События в Азии

Основные театры военных действий:
• Западная Европа
• Восточная Европа
• Средиземноморье
• Африка
• Юго-Восточная Азия
• Тихий океан

1939:
Польская кампания вермахта (1939)
• Польский поход РККА
• Битва за Атлантику
Советско-финская война (1939—40)

1940:
• Датско-норвежская операция
• Французская кампания
• Битва за Средиземноморье
• Битва за Британию
• Восточноафриканская кампания
• Североафриканская кампания
• Сенегальская операция
• Габонская операция
• Оборона Мальты
• Итало-греческая война

1941:
• Югославская операция
• Греческая операция
• Сражение у мыса Матапан
• Иракская операция
• Критская операция
• Сирийско-Ливанская операция
• Операция Барбаросса
• Киевская операция (1941)
• Советско-финская война (1941—44)
• Оборона Заполярья
• Оборона Одессы
• Битва под Уманью
• Блокада Ленинграда
• Иранская операция
• Смоленское сражение
• Битва за Москву
Харьковская операция (1941)
• Севастопольская оборона
• Нападение на Пёрл-Харбор
• Таиландская операция
Малайская операция
• Гонконгская оборона
• Филиппинская операция (1941—42)
• Гуамская операция
• Уэйкская операция
Операция в Голландской Ост-Индии
• Третья Чаншайская операция

1942:
• Демянская операция
• Битва за Батаан
• Тиморская операция
• Битва за Австралию
• Новогвинейская кампания
• Сингапурская оборона
• Битва за Индийский океан
• Битва за Гуадалканал
• Битва за Дьепп
Сражение у восточных Соломоновых островов
• Мадагаскарская операция
• Сражение в Коралловом море
• Битва за Мидуэй
• Алеутская операция
• Андаманская операция
• Харьковская операция (1942)
• Битва за Кавказ (1942—43)
• Сталинградская битва
• Мароккано-алжирская операция
• Чжэцзян-Цзянсийская операция

1943:
• Деблокада Ленинграда
• Острогожско-Россошанская операция
• Тунисская кампания
• Итальянская кампания (1943—45)
• Курская битва
• Смоленская операция (1943)
• Додеканесская операция
• Гилберта-Маршалловская операция
• Бирманская операция
• Битва за Днепр
• Хуайинь-Янчэнская операция
• Чунцинская операция
• Сражение при Чандэ
• Днепровско-Карпатская операция

1944:
• Наступление под Ленинградом
• Корсунь-Шевченковская операция
• Крымская операция
• Выборгско-Петрозаводская операция
• Нормандская операция
• Южно-французская операция
• Белорусская операция (1944)
• Прибалтийская операция
• Филиппинская операция (1944—45)
• Львовско-Сандомирская операция
Ясско-Кишинёвская операция
• Бухарестско-Арадская операция
• Восточно-Карпатская операция
• Дебреценская операция
• Голландская операция (1944)
• Гуамская операция
• Марианско-палауская операция
• Будапештская операция
• Петсамо-Киркенесская операция
• Лапландская война
Битва за Пелелиу
• Арденнская операция
• Операция «Ити-Го»

1945:
Битва за Иводзиму
• Висло-Одерская операция
• Борнейская операция
• Восточно-Прусская операция
• Рюкюско-Бонинская операция
• Балатонская операция
• Хэнань-Хубэйская операция
• Маас-Рейнская операция
• Рурская операция
• Верхне-Силезская операция
• Нижне-Силезская операция
• Восточно-Померанская операция
• Берлинская наступательная операция
• Пражская операция
• Венская операция
• Советско-японская война
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
• подробнее…

• Мюнхенское соглашение
• Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
• Блицкриг
• Вермахт
• Договор о дружбе и границе между СССР и Германией
• Присоединение Прибалтики к СССР
• Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР
• Итальянская кампания
«Странная война»
• Пакт о нейтралитете между СССР и Японией
• Японо-китайская война (1937—45)
Ленд-лиз
• Коллаборационизм
• Вспомогательная полиция
• Пропаганда
• Криптография
• Военная техника
• Военное производство
• Колонны паровозов
• Движение Сопротивления
• Советские партизаны
Советские военнопленные
• Рельсовая война
• Марш пленных немцев по Москве
• Заговор против Гитлера
• Курляндский котёл
• Операция «Бернхард»
• Операция «Даунфол»
• Разведка
• Технологии
• День Победы

Гуманитарные катастрофы:
• Оккупация советской территории
• Холокост
• Блокада Ленинграда
• Батаанский марш смерти
• Военные преступления союзников
• Военные преступления стран Оси
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
• Станция комфорта
• Катынский расстрел
• Отряд 731
• Стратегические бомбардировки
• Падение Сингапура
• Нанкинская резня

Последствия:
• Последствия
• Потери
• Переселение немцев
• Репарации
• Нюрнбергский процесс
• Токийский процесс
• Холодная война

Антигитлеровская коалиция
• СССР
• США
• Великобритания
• Китай
• Канада
• Франция
• Норвегия
• Польша
• Нидерланды
• Бельгия
• Люксембург
• Чехословакия
• Югославия
• Греция
• Египет
• Индия
• Австралия
• Новая Зеландия
• ЮАС
• Бразилия
• Мексика

• подробнее…

Страны Оси
• Германия
• Италия
• Япония
• Вишистская Франция
• Финляндия
• Венгрия
Румыния
• Болгария
• Хорватия
• Словакия
• Таиланд
• подробнее…

Дополнительная информация

• Великая Отечественная война
• Выступление по радио В. М. Молотова 22 июня 1941 года
• Выступление по радио И. В. Сталина 3 июля 1941 года
• «Наше дело правое»
• Советские фронты Великой Отечественной войны
• Личности
• Командующие фронтами в годы Великой Отечественной войны
• Командующие советскими армиями во время Великой Отечественной войны
• Список командующих германскими группами армий в ходе Второй мировой войны
• Десять сталинских ударов
• Территориально-политическая экспансия Третьего рейха
• Тотальная война
• Комиссия по расследованию злодеяний немецких оккупантов

• Вторая мировая война в мировой культуре
• Награды Второй мировой войны
• Звания Второй мировой войны
• Азербайджан в Великой Отечественной войне
• Карелия в Великой Отечественной войне
• Латвия в Великой Отечественной войне
Тува в Великой Отечественной войне
Молдавия в Великой Отечественной войне
• Швейцария в годы Второй мировой войны