Происхождение терских казаков

Терское казачье войско — русские казаки на Кавказе

О кубанских и донских казаках нам известно, прежде всего, по произведениям культуры и искусства. А вот кто такие терские казаки? Этот вопрос у многих вызовет затруднение. Но вспомните рассказы Льва Толстого и других русских писателей, служивших на Кавказе. Нередко там упоминаются казачьи разъезды и заставы. Вряд ли в этой роли можно представить донцов или кубанцев, это была прерогатива именно терских казаков. Однако не только Кавказская война стала для них возможностью отличиться и послужить России.

История происхождения терского казачества

После того как Иван Грозный завоевал Астрахань, русские люди начали продвигаться на Кавказ. И выяснилось, что здесь уже живут их соотечественники. На берегах Аграханского залива и реки Сунжи на тот момент расселялись люди, чей субэтнос несколько позже назовут терскими казаками. По мнению исследователей, они являлись наследниками волжских ушкуйников, путешествовавших во времена Средневековья по Каспию.

Воевода Плещеев привел за собой на Терек в 1563 году волжских казаков. А через четыре года здесь же, на Тереке, был построен знаменитый Терский город. Он стал форпостом дальнейшего проникновения Руси на Кавказ. Город был уничтожен турками, но вновь отстроен спустя 10 лет. Эта дата (1577 год) стала точкой отсчета для терского казачества – оно ведет свое старшинство именно от нее.

К XVII веку терские казаки имели несколько своих городов: на Сунже и Тереке было поставлено четыре поселения. Постепенно войска их углублялись в Кабарду и помогали местному населению отбиваться от ногайцев и кумыков. Те казаки, которые расселились вдоль Терского хребта, начали со временем называться гребенскими (ведь они жили как бы на гребне).

XVIII век стал для казачества знаковым. В этот период они не только начали расселяться по нижнему течению Терека, но и принимали участие в Хивинском походе. Одна за другой строились станицы. Так, в 1735 году был заложен Кизляр, в 1763-м поставлено военное укрепление, которое позже стало городом Моздоком, а в 1784 году – Владикавказ. В это столетие было окончательно сформировано Гребенское казачье войско, которое в 1776 году вместе с несколькими другими объединениями преобразовалось в Астраханское. К 1786 году образовалось Кавказское линейное войско, состоящее из Терского-Семейного, Гребенского, Волгского, Терского войска.

Казаки-кавказцы принимали активнейшее участие во всех событиях, происходивших в этом регионе. Так, в 1768 году Россия вступила в войну с Османской империей. Моздокскую линию обороняли представители Терского казачьего войска, они же отражали нападения горцев и турок на станицы. На страницы истории вписана оборона станицы Наурской в 1774 году. Большая часть казаков этого поселения была в походе, так что сражаться со штурмующими выпало, в основном, женщинам и старикам. Атака кавалерии с однаженными наголо шашками вселяла настоящих ужас на обороняющихся. Несмотря на малочисленность жителей, они смогли отстоять станицу, а со стороны неприятеля потери составили около 800 человек.

Кавказская война 19-го столетия также проходила с активным участием терского казачества. За подвиги в этой военной кампании нескольким казачьим полкам император пожаловал Георгиевские знамена. Участвовали казаки и в Первой мировой войне.

К началу ХХ века было сформировано 12 терских полков, в том числе:

  • три Кизлярско-Гребенских;
  • три Горско-Моздокских;
  • три Волгских;
  • три Сунженско-Владикавказских.

Имелись также две казачьи батареи, представляющие собой артиллерийские части. После революции большевики начали административный передел территорий. В результате Терские земли были сформированы в Горскую АССР, а казакам сделали предложение о дислокации в Сунженском округе. Впрочем, впоследствии он также был упразднен.

Форма одежды и символика терцев

На протяжении всей своей истории казачество не только мирно уживалось с местным кавказским населением, но и многое переняло. Особенно это отразилось на форме терских казаков. Основным предметом одежды здесь традиционно считается черкеска и бешмет. В некоторых казачьих станицах использовались наряды и костюмы, в которых наблюдались явно азиатские мотивы.

Папахи терцев – это не только знак отличия, но и символ казачьей чести. Традиционно этот головной убор изготавливался из овчины, а вот форма его могла быть какой угодно. У каждого казака было в запасе несколько папах на разные случаи жизни, вплоть до похорон. Еще один неотъемлимый атрибут — газыри. Даже после появления патронов и исчезновения необходимости, было принято иметь их нагруди слева и справа в ряд по 10 штук.

Официальные цвета терского казачества – синий и черный. Даже флаг терского казачьего войска является синим, по которому проходит серебряная вышивка. В качестве изображений использовались либо имперский орел, либо Спас Нерукотворный.

Культура и песни терских казаков

Уникальным явлением можно назвать песни терских казаков. Дело в том, что в них интереснейшим образом соединились традиционные русские мотивы с горским интонационным строем. В свое время казаки принесли с собой песенное наследие с Волги и Дона. Эти песни попадали сюда и с новыми переселенцами, которые приезжали на Кавказ служить и оставались здесь навсегда. Здесь выделяется традиция так называемой исторической песни, которая стала ярким атрибутом любого казачьего праздника.

Исторические песни представлены в широком репертуаре. Слушателям предлагаются рассказы об атаманах, целые повествования о знаменитых героях (таких, как Ермак). Существует много песен, где речь ведется как от лица отдельного человека, так и целого казачьего отряда или полка. В подобных сочинениях присутствуют размышления о жизни, возможной предстоящей смерти в бою. Чаще всего, такие произведения проникнуты патриотизмом и готовностью сложить голову за страну. В них по-своему отражена вся история терского казачества, его мировоззрение.

Как правило, песни исполняются многоголосным способом. Здесь тоже наблюдается связь между традициями казаков-походников и горских воинов. Преобладание низких мужских голосов эффектно оттеняется одноголосным дискантным сопровождением. В танцах терских казаков также прослеживаются кавказские обычаи. Например, знаменитая казачья песня «Ойся» исполняется терцами зачастую под местную лезгинку. Практически ни один праздник у казаков-терцев не может обойтись без музыкального сопровождения и танцев с бубнами и барабанами. При этом, исполняются не только горские, то и традиционные русские казачьи пляски.

Обычаи и традиции терских казаков

Как и все казачьи субэтносы, терцы имеют свои укоренившиеся традиции. Где бы ни жили терские казаки, они исповедуют христианскую религию, поддерживают правила уважения к старшим. Быт терцев начинается с домостроения. В постройке нового дома в старину принимала участие вся станица, да и сегодня соседи активно помогают застройщикам.

В казацкой среде долгое время (начиная со второй половины 19 века) бытовала традиция оформления фотографиями домашних интерьеров. Из развешанных по стенам дома семейных фотоснимков составлялись целые стенды.

Наряду с основными станичными праздниками (Рождество, свадьбы и так далее) у терцев существовал и обычай проводов казаков на службу. Он становился настоящим праздником, на котором гуляло все поселение. Свадьбы же, как правило, праздновались осенью либо зимой, когда заканчивались заботы об уборке урожая. Кстати, община могла вмешаться вопросы брака. Она не только определяла возраст, когда можно было жениться, но и могла воспрепятствовать уходу девушки-казачки в другую станицу, если в ее родной оставались вдовые и неженатые мужчины. В целом, быт терских казаков можно назвать разумно-домостроевским.

С появлением казаков на важных торговых путях, Турция и Персия обратилась к Московским властям с жалобой, что казаки дорогу закрыли, с купцов берут оброк, а иных грабят. На что Москва отвечала: «Сами знаете, что на Тереке и на Дону живут воры, беглые люди, без ведома Государева, не слушают они никого, и нам до казаков какое дело». Но дело все-таки было, уже с 1577 года по приказу царя на Кавказ стали переселяться волжские и донские казаки, ставшие оплотом будущего Терского казачьего войска. Постепенно терцы переходят на службу царю, появляются казачьи разъезды и станицы. Так к началу XVIII века на Терке было построено 88-километровая кордонная линия. Главной целью царской России было обезопасить границы от нападений горцев и турков, и тем самым постепенно расширять границы России. При Петре I Гребенское казачье войско стало иррегулярным воинским формированием, подчинившись Военной коллегии. По указу Петра I из числа терских казаков создается Аграханское казачье войско, а в 1736 году создаются Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачьи войска. В 1786 году Россия и Турция договорилась о разделе границ по реке Кубань, для обороны новой границы Терское и Гребенское казачьи войска получили новое имя – Кавказской линии казаков.

Свою известность казаки «линейцы» получили во времена Кавказских войн. Вот тут-то и понадобились все знания и умения терских казаков, которые с малых лет познали все тяготы жизни на Кавказе. За проявленные подвиги казаки «линецы» были направлены для охраны самого императора в Собственный Его Императорского Величества Конвой. А уже через год войско стало частью России. Казаки получили право на землю, леса и рыбные промыслы. В том же году был назначен первый наказной атаман – генерал–лейтенант Петр Верзилин. По окончанию Кавказской войны, в линейном войске насчитывалось более 10 000 казаков. Для более эффективного управления войском, по инициативе главнокомандующего войсками и наместником Кавказа Александром Барятинским, было принято решение об упразднении Кавказского линейного войска и создания в 1860 году Кубанского и Терского казачьих войск.

ГОРОД НЕБОЛЬШОЙ, НО ХОРОШИЙ…

«А Терек город деревянный, небольшой, но хороший, стоит на реке Тюменке, на низком месте. Базары, храмы и дома находятся в крепости, а за ней один монастырь. За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы – Черкесская слобода, Окоцкая и слобода новокрещенных черкесов», – рассказывал московский купец Федот Афанасьевич Котов, описывая свое путешествие в Персию в 1623 году. Терская крепость и Черкесская слобода при ней – важная страница в истории отношений России и Кабарды.

Крепкие отношения с Россией завязал кабардинский князь Темрюк Идарович – он, как всем известно, выдал за Ивана Грозного свою дочь Кученей. И как не порадеть родному человеку и не помочь ему в борьбе с многочисленными недругами, обретающимися близ границ Кабарды?

<<< Кабардинский князь Темрюк Идарович

Русский письменный источник рассказывает, что в 1566 году «…Того же месяца декабря в 22 день приехал ко царю и великому князю из Черкас Матлов князь Темгрюкович, шурин царя и великого князя, а людей с ним 30 человек, бити челом государю царю и великому князю от отца своего Темгрюка князя Айдаровича, чтобы государь пожаловал, для брежениа от недругов его велел город на реке Терке усть Сююнчи реки поставити».

Отчего именно там? Этому есть объяснение: недалеко от впадения этой самой Сююнчи, то есть по-нашему, Сунжи в Терек, там, где река пересекала главный северокавказский путь через приморский Дагестан в Закавказье, существовал в ту пору перевоз. В феврале, как свидетельствует та же летопись, царь распорядился поставить у перевоза крепостцу:

«…Того же месяца февраля во 2 день отпустил царь и великий князь в Черкасы Матлова князя Темгрюковича, а с ним по Темгрюкову челобитью послал царь и великий князь для городовово дела князя Ондрея Семенова сына Бабичева да Петра Протасьева со многими людьми, да и наряд, пушки и пищали, с ними в Черкасы послал, а велел на Терке реке Темгрюку князю по его челобитью город поставити».

Крепость изладили споро. Завезли гарнизон из стрельцов, приготовились наблюдать за ворогом и оборонять земли союзника. А не пришлось: форт в стратегически важной точке раздражал Османскую империю и крымского хана так, что они предприняли все усилия, чтобы ее уничтожить. Особенно веским аргументом стал набег на московские земли войска Давлет-Гирея в 1571 году с самыми катастрофическими для Москвы последствиями. В том же году крепость на Сунже от греха подальше срыли.

В 1588 году крепость, как птица Феникс, возродилась опять, но на новом месте – ближе к устью Терека на реке Тюменке, как о том сообщает купец Федот Котов.

Он называет ее Тереком, но в истории закрепилось название Терская крепость, или Терки. Чрезвычайно, даже стратегически важный город был основан в наследственном владении князя Сунчалея Канклычевича Чекасского, внучатого племяника Темрюка Идаровича.

Город-крепость был призван обозначить русское присутствие на Северо-Восточном Кавказе и стать проводником прорусских идей и влияния России. С этой миссией город Терки справлялся отменно: уже в тот год, когда там побывал купец-бытописатель Котов, она уже представлял собой важную точку на карте региона: его значимый военный, торговый и – берите выше – политический центр.

Рядом с крепостью, как точно описал русский купец, быстро повырастали слободы: Черкасская, где жили выходцы из Кабарды, Окоцкая, населенная прочими кавказскими народами и Новокрещеная, где как следует из названия, жили переселенцы, принявшие православие. Иногда крещение имело практический смысл: беглого слугу горского князя не выдавали обратно, если он крестился в православную веру.

Крепость Терки. Старинная гравюра неизвестного автора.

Терки стремительно меняли статус: из русского поселка при военной базе он превратился в цветущий и оживленный город с многонациональным населением. Удобное расположение на скрещении торговых путей обеспечило «деревянному, но хорошему» городу высокое место в рыночном рейтинге той поры: сюда везли товары со всего Кавказа и из России – продукты, посуду, конскую упряжь…, да всего не перечислить.

Базары и храмы, как верно указал купец Котов, находились в крепости. Ею управлял в его время воевода, который подчинялся астраханскому воеводе. В слободах была своя власть: русский царь Михаил Федорович, первый из Романовых, назначил Сунчалея Канклычевича Черкасского князем «терских черкас и всего нерусского населения». После его кончины власть над нерусским населением крепости Терки унаследовали его сыновья, Шолох Сунчалеевич, а потом и Муцал Сунчалеевич. Но это уже отдельная история.

Франц Рубо. Вступление войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 года

В 1707-1708 годах крепости довелось повоевать – ее осадили, а потом взяли и почти дотла сожгли войска крымского хана. Русские войска освободили крепость, и она снова отстроилась и зажила мирной жизнью, но продолжалось это недолго. В 1722 году на Кавказ прибыл царь Петр, и местоположение Терков его не устроило. Он приказал возвести крепость Святого Креста на реке Сулак и перевести туда гарнизон и жителей крепости Терки.

Черкесов тоже переселили: в полуверсте от новоотстроенной крепости выстроили слободу Охочинскую, в которой и обосновались горцы, находящиеся на русской службе. Командовать ими назначили Эльмурзу Бековича-Черкасского. Но и этой крепости не суждено было остаться на карте: ее тоже поглотила бурная кавказская история. Жителей – и черкесов в их числе – снова переселили: на сей раз в свежеотстроенную крепость Кизляр.

BERG…man Tbilisi

Казаки (терские) и Федерация, равнодушная к тем, благодаря кому, во многом, существует в таких масштабах

09:24, 19 декабря 2018

О русских казаках писать и говорить можно и нужно часто и много! Вся история государства российского, со времен Ивана Грозного и даже, до него, непрерывно связана с казаками.

Если говорить о геноцидах, то, имхо, казаки пострадали от коммунистов и тех, кто веками их ненавидел и боялся, имхо, сильнее, чем многие, из распиаренных, в этом плане, народов.

При этом, о массовых убийствах и уничтожении казачества говорят достаточно мало, или, не говорят вовсе… Спасибо Шолохову, если бы не «Тихий Дон», многие, быть может, даже не заинтересовались бы тем, как боролись Советы и как выкорчевывали, часто, с корнем, белое казачество! И как относились к казакам коллективные Яшки Свердловы и Левки Троцкие!

Более того, часть современной «творческой интеллигенции» открыто ненавидит казаков, называет их скоморохами и противниками прогресса и либеральных ценностей.

В РФ имеется еврейский автономный округ — Биробиджан. И все прекрасно понимают, что евреев там, ну, пожалуй, один из самых низких процентов по России, и что само название — почти троллинг, но, оно есть и никто его пока не трогает.

С другой стороны, казаков в России сейчас, самый минимум, несколько миллионов человек. Точной цифры не называется. В ходе переписи 2010 года казаки отмечали нежелание переписчиков учитывать их как казаков, а также, по мнению казаков, даже собранные в ходе переписи материалы не были объективно отражены органами статистики. 26 января 2013 года в Ростове на Дону и Волгограде казаками были проведены митинги по поводу признания себя народом (чтобы больше не было возможности прятать и искажать казачьи проблемы, чтобы отображать реальную численность казаков и решать реальные насущные казачьи проблемы).

Казаки расселены почти по всей России, особенно, на ее границах…. казаки — это, если говорить простым языком, военнизированная, самобытная и не знающая крепостного рабства, часть русского народа, со своим, уникальным характером, норовом и культурными особенностями.

Благодаря казакам, в немалой степени, раширялась и удлинялась — Россия.. казаки захватывали для царя — гигантские территории, куда после них, приходила армия. Казаки расселялись на границах, чтобы охранять их. Казаки, особенно конница, вселяли ужас в врагов царя.

Казаки брали Париж и Берлин, и об их отчаянии и жестокости, ходили легенды в Европе!

Казаки 2-го Горско-Моздокского полка Терского Казачьего Войска

А сейчас, коротко, о Северном Кавказе и Терском казачьем войске! Некоторые моменты из истории!

Те́рские казаки, терцы, гребенцы́ — казаки, которые исконно живут вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.

Терское казачье войско — второе по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знаменами

Штаб терского казачьего войска первоначально располагался во Владикавказне, а затем в Ставрополе.

Войсковой праздник, войсковой круг 7 сентября (25 августа), день Святого Варфоломея, в память разгрома и пленения мюридов, которыми руководил Шамиль в ауле Гуниб в 1859 году.

Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия.

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков.

Во время русско-турецкой войны 1787—1791 терские казаки под началом русских офицеров принимали участие в трех походах против турецкой крепости Анапа. После войны на Кубани на месте бывших ногайских кочевий поселяются малороссийские казаки, кладя начало кубанским казакам. В 1796 терские казаки принимают участие в Персидском походе графа Зубова.

В 1817 году начинается Кавказская война с горцами, в которой казаки-линейцы играли вспомогательную роль. В качестве форпостов на территории нынешней Чеченской республики строятся укрепления Преградный Стан и крепость Грозная на месте старинного казачьего города Сунжа. В условиях военного времени терские казаки теряют остатки своего самоуправления. В 1824 году формируется ещё один «Горский» терский полк из новых станиц: Луковской, Екатеринградской, Черноярской, Новоосетинской, Павлодольской, Приближнной, Прохладной, Солдатской.

В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц — Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская, Терская, Карабулакская, Троицкая, Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт, Грозненской, Петропавловской, Джалкинской, Умахан-Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.

C падением Гуниба и пленением имама Шамиля (1859) в Кавказской войне произошёл перелом, и сопротивление горцев было, в основном, подавлено. Год спустя Владикавказскому, Моздокскому, Кизлярскому, Гребенскому и двум Сунженским полкам были пожалованы Георгиевские знамена «За военные подвиги против непокорных горцев».

Распад Российской империи привел к активизации межэтнических конфликтов. В ноябре 1917 года была образована Горская республика. Тогда же вооруженный отряд ингушей разорил станицу Фельдмаршальскую.

В марте 1918 года большевики сформировали Терскую Советскую Республику с центром в Пятигорске, а затем и Владикавказе.

Летом 1918 года она была реорганизована в Северо-Кавказскую Советскую Республику, конец которой положил Второй Кубанский поход (белой) Добровольческой армии.

Казаки подняли Терское восстание и поддержали Деникина. Однако Красная Армия, опираясь на силу горцев (Шариатская колонна), оказывала казакам ожесточенное сопротивление (Оборона Грозного). Большевики провели геноцид казачьих станиц и укреплений на Аргуни и Ассе, истребив целый ряд станиц и их жителей. В начале 1919 года весь бассейн реки Терека оказался под властью Деникина. В составе Белой Армии действовали и подразделения терских казаков (Терская казачья дивизия). В начале 1920 года, в результате контрнаступления Красной Армии, Терская область стала советской.

В 1921 году в результате перераспределения власти собственности в пользу горцев была образована Горская АССР со столицей в Владикавказе. Русские земли Терской области были превращены в Терскую губернию со столицей в Георгиевске. Казачьему населению Горской АССР была выделена ограниченная автономия — Сунженский казачий округ c центром в станице Слепцовская. После упразднения Горской АССР в 1924 году казачий округ вошел в Северо-Кавказский край, однако в 1929 году округ вошел в состав Чечни, реорганизованной в 1934 году в Чечено-Ингушетию сначала на правах автономной области, а затем (с 1936 года) и республики. В упразднении казачьей автономии сыграла свою роль политика коллективизации, поскольку казаки воспринимались советской властью как кулаки.

П.С. Мне кажется, для одного материала пищи дря размышлений — вполне достаточно.

Особенно примечателен момент, что «горцы» воевали на стороне красных, против белых и казаков.

О том, как сейчас живут терские казаки, и что стало с их станицами и землями при царе Путине, который «своих не бросает» — вы напишите сами, если считаете нужным.

Ну и… конечно, вопрос — кого он считает своими — также актуален.

История народов Северного Кавказа

Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.

Происхождение терских казаков

Казаки-горцы — почти исчезнувший этнос. По одной из версий, Терское Казачье Войско официально объявило о своем существовании в 1415 году. Терские казаки пополнялись притоком представителей местных народов: осетин, чеченцев, ингушей, кабардинцев и других.

Об их происхождении имеются противоположные мнения. Одни считают их потомками волжских казаков, а также новгородцев и рязанцев, другие — предками этих волгских казаков, изначально живших на Кавказе со времен Мстислава Удалого (XI век). Всех кавказцев тогда называли черкасами, посему это название распространилось и на казаков (гребенских, азовских, днепровских). Если бы Мстислав передал свое северокавказское (бывшее тьмутороканское) княжество преемнику, то мы бы получили четвертую Русь — черкасскую, что, впрочем, и случилось, в виде казачества, но без их государства.

Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 годы, когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий – верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

По мнению исследователей, основывающихся на сведениях «Книги Большому Чертежу » и «Сказании о Гребенской иконе», авторство которого приписывается митрополиту Рязанскому Стефану, гребенские казаки — произошли от донских казаков, живших в XVI в. между рр. Донец и Калитва, у Гребенских гор. В 1582 казаки в количестве 300 чел. во главе с атаманом Андреем прошли через рр. Маныч, Кума и Терек в ущелье Кавказских гор и поселились в с. Гребни, на берегу горной р. Акташа. В 1623 Гребенские казаки в составе кабардинского посольства прибыли в Москву с повинной (возможно, по поводу их участия в нападениях на южные границы Московского государства). В 1631 отказались от совместных действий с царским войском против ногайцев, но уже в 1633 участвовали в походе воевод князей Туренина и Волконского на Казыев улус, в Моджары. В 1651 помогали строить острог на р. Сунжа, а через 2 года им была объявлена «царская милость за осадное сиденье» в этом остроге во время нападения кумыков.

Переселение на правобережье Терека

Около 1685 года, под давлением часто нападавших горских народов (чеченцы и др.), гребенцам пришлось оставить предгорья и селиться ближе к Тереку — на его правом берегу. В «Хронике гвардейскихъ казачьихъ частей» сообщается другая дата переселения гребенцов на правый берег Терека — 1680 год. Также в «Хрониках …» имеется дополнение о том, что гребенцы переселились на правый берег Терека в районе впадения в него Сунжи. Здесь, казаки жили в урочищах Павловом и Кошлаковском. Число гребенцов постепенно увеличивалось за счёт прибывавших с рек Дона и Кумы казаков, построены два укреплённых городка в Кабарде (старорусск. Черкасская земля): Кажаровцы в Большой Кабарде и Татар-Туп в Малой Кабарде. Позднее возникли еще два поселения: Новогладкий и Червленый.

В ходе Русско-турецкой войны 1686—1700 годов гребенские казаки снова привлечены в состав русского войска: гребенцы принимали участие во вторжении на территорию Крымского ханства — так называемых Крымских походах 1687 и 1689 годов, а также в Азовских походах Петра I в 1695 и 1696 годах.

Переселение на левобережье Терека

В 1711 году гребенцы участвовали в походе графа Ф. М. Апраксина против Малой ногайской Орды. Граф выступил на Кубань из Терского города и с помощью кабардинцев и гребенских казаков «сильно погромилъ» малых ногайцев. Тогда же он уговорил гребенцов переселиться с правого берега Терека на левый и образовать своими городками линию, которая «послужила бы связью между ниж. Кабардой и гор. Теркомъ». В 1712 году гребенские казаки переселились на левобережье Терека, где основали пять укреплённых городков.

В армии Императорской России

После переселения гребенцов с правого берега Терека на левый, из них сформировали Гребенское казачье войско. Вхождение в состав иррегулярных войск Российской империи произошло либо в 1711 году, либо в 1712 году. В 1716—1717 годах гребенские казаки участвовали в Хивинском походе — военной экспедиции российской армии в Хивинское ханство под командованием князя А. Бекович-Черкасского.