Причина гибели византийской империи

Византийская империя: тысяча лет взлетов и падений

К концу IV века огромная Римская империя «римской» только называлась. Уже несколько поколений императоров правили не из Вечного города, а из восточной столицы — Константинополя. В 395 году император Феодосий I, любивший обоих своих сыновей, разделил империю между ними. Старшему сыну Аркадию досталась восточная часть со столицей в Константинополе, а 10-летнему Гонорию — западная со столицей в Риме. Естественно, такое дробление вызвало непонимание и недовольство подданных, но вскоре выяснилось, что чадолюбивый Феодосий оказал цивилизации большую услугу. Всего через 80 лет после его смерти Рим пал под ударами варваров, и Западная империя прекратила своё существование. Что было бы, если страна в момент нашествия диких племен оставалась единой, — неизвестно, но Восточная Римская империя смогла дать отпор варварам и на несколько веков стала оплотом цивилизованного мира.

В просторечии, а потом и официально это мощное государство стало именоваться Византией. Византом греки называли Константинополь еще до того, как римские императоры сделали его своей столицей. В стране сохранились римские законы, обычаи и господствующая христианская религия. На огромные просторы Восточного Средиземноморья, Азии и Северной Африки простиралась власть императора, которого так же называли автократором или базилевсом. В середине VI века мощная Византия начала наступать на небольшие варварские государства в Европе и Африке, постепенно отвоёвывая бывшие римские территории. Базилевса Юстиниана I признали своим владыкой королевство вандалов в Северной Африке, государство остготов в Италии, а также вестготы в Южной Испании. Казалось, еще немного, и Константинополь восстановит свою власть на всех захваченных варварами территориях, и Римская империя предстанет в своем прежнем величии.

Однако воинственные жители Аравийского полуострова, осененные новой религией — исламом, — не дали этим мечтам сбыться. Арабские племена неожиданно атаковали восточные и южные рубежи Византии. Через несколько десятилетий под их властью оказалась почти вся Северная Африка и Ближний Восток. После смерти Юстиниана и европейские владения стали ускользать из рук новых базилевсов. В 673 году произошло неслыханное: арабские «дикари», над которыми еще недавно потешались цивилизованные византийцы, подошли к Константинополю и пять лет держали его в осаде. Противников удалось отогнать от столицы, но о планах мирового господства Византии пришлось забыть.

Эти неприятности совпали с другими бедами. Государство опустошила эпидемия чумы. Византия, являвшаяся экономическим и торговым лидером Европы, пришла в упадок. На восстановление былого великолепия потребовалось несколько веков.

Реконструкция панорамы Константинополя. (cappadociavisit.com)

Население империи искало спасения от разорения, войн и напастей в религии. Византийская церковь формально еще подчинялась Римскому Папе, но с каждым столетием всё больше претендовала на самостоятельность. Если на западе Папа был высшим судьей для любых монархов, то в Константинополе император мог снимать и назначать патриархов, реформируя церковь в угоду своей политике. Это привело к фактическому обожествлению, сакрализации императорской власти, что стало характерно для зарождавшегося православия. Формальный раскол западной и восточной христианских церквей произошел лишь в 1054 году, когда догматические противоречия стало невозможно сдерживать.

Империя наносит ответный удар: борьба Византии за величие

В тысячелетней истории Византии периоды расцвета перемежались длинными временами упадка. Император Лев III Исавр, вроде бы, навел порядок в государстве и разгромил арабов, в очередной раз покушавшихся на границы, но претендовать на гегемонию в Европе Византия уже не могла. Бурно развивались западные государства. В 800 году Карл Великий объявил о воссоздании Римской Империи, что стало для Константинополя ощутимой оплеухой. Еще одну пощечину нанесли русы, чей князь Олег в назидание прибил свой щит на ворота столицы Византии. Вновь подняли голову арабы, а новая религиозная политика властей, так называемое иконоборчество, вызвало череду восстаний. Византия вновь погрузилась в смуту.

Русы у стен Константинополя, фрагмент иконы. (wikimedia.org)

Порядок установился лишь с воцарением новой Македонской династии. При этих императорах Константинополь превратился в прекраснейший город, поражавший современников своим великолепием. Двор императоров славился роскошью и тщательно разработанным церемониалом, отступления от которого жестоко карались. Базилевс являлся чуть ли не живым богом, прислуживать которому имели право лишь евнухи. Странная смесь западных христианских обычаев и восточной пышности поражала современников. Византийское государство безо всякого стеснения вмешивалось в экономику. Морская торговля, составлявшая основу процветания империи, находилась под жестким контролем чиновников. Они не только устанавливали размеры пошлин и таможенных сборов, но даже монеты чеканили, исходя из торговых нужд. Государство контролировало положение дел в важнейших отраслях сельского хозяйства, регулируя цены на зерно и другие продукты. Даже во главе цехов ремесленников стояли чиновники. Всё это позволяло управлять экономикой и выжимать из населения как можно больше налогов, но делало Византию менее конкурентоспособной.

Падение Византии

В конце I тысячелетия Византийская империя то расширяла свои границы, завоевывая, например, Болгарию, то теряла территории под натиском турок-сельджуков. Как раз в это время в обиход вошли такие выражения, как «византийская роскошь» и «византийское коварство». Последним качеством отличались не только константинопольские царедворцы, но и наемные убийцы, в случае необходимости устранявшие врагов императора внутри империи и далеко за её пределами.

Очередной расцвет Византии был связан с началом крестовых походов. В XII веке Константинополь служил местом отдыха рыцарей на их тяжелом пути в Святую Землю. Христиане, отбивавшие Гроб Господень у мусульман, пользовались покровительством императора. К сожалению, такие отношения сохранялись недолго. В конце столетия к власти в результате переворота пришел Андроник Комнин, который в популистских целях устроил в столице резню латинян. Этим он обрек государство на страшную кару: Четвертый крестовый поход в 1204 году был направлен против христианской Византии. Рыцари захватили Константинополь, империя развалилась на небольшие государства. Хаос продолжался более полувека, пока династия Палеологов не выгнала латинян и не восстановила императорскую власть.

О прежнем могуществе, правда, правители Византии могли лишь мечтать. Со всех сторон на них наседали враги, наибольшую опасность представляли турки. К концу XIV века они захватили всю Малую Азию и заблокировали Константинополь. От падения древний Визант спас лишь поход Тамерлана против турок, вынужденных снять осаду.

Ж.-Ж. Бенжамен-Констан «Вступление турок в Константинополь». Источник: wikipedia.org

Передышка оказалась недолгой. В 1453 году турки захватили Константинополь и переименовали его в Стамбул. Тысячелетняя история Восточной Римской империи бесславно завершилась. Последние её остатки — Морея и Трапезунд — пали спустя 10 лет.

Гибель византийской цивилизации

Вступление

Причины падения города Константинополя, раннесредневекового центра мира, описаны очень подробно, на сайте «ВО» было достаточно статей на этот счёт, в данной же заметке я хочу обратить внимания на ряд ключевых факторов, приведших к падению цивилизации ромеев.

Диорама падения Константинополя. Музей Армии. Стамбул. Турция. Фото автора.
Итак, Византия была прямой правопреемницей Римской империи; сами же византийцы считали свою историю и государство прямым продолжением Римской империи, без всякой преемственности. Просто произошел перенос столицы и всех государственных институтов с Запада на Восток.
В 476 г. в Риме был низложен последний император Западной части империи, подчеркнём, римское государство не было уничтожено, а только лишен власти римский правитель, знаки власти были отправлены в Константинополь, центр империи переместился в Новый Рим окончательно.
Западная цивилизация сложилась на территориях Римской империи не путем преемственности, а путём завоевания, начиная с конца V—VI вв. Ключевым вопросом соперничества западных стран с Византией, начиная с VIII в., была борьба за право считаться наследницей великого Рима? Кого считать? Западную цивилизацию германских народов по географическому принципу или ромейскую цивилизацию, исходя из казуса государственной, политической и юридической правопреемственности?
В VI веке при Юстиниане Великом территория Римской империя была практически восстановлена. Возвращена Италия, Африка, часть Испании. Государство охватывало территорию Балкан, Крыма, Армении, Малой Азии (совр. Турция), Ближнего Востока и Египта.

Спустя сто лет, с появлением и экспансией исламской цивилизации, территория государства значительно сократилась, арабское вторжение решило судьбу имперских земель на востоке: были потеряны важнейшие провинции: Египет, Ближний Восток, Африка. Одновременно, часть территорий было потеряно в Италии. Этнически страна становится практически государством одного народа – греков, греческий язык полностью вытеснил универсальный имперский язык — латынь.
С этого периода начинается борьба за выживание, иногда озаряемая блистательными победами, тем не менее, у империи не было больше ни экономических, ни военных сил вести постоянные и активные военные действия или создавать «вызовы» другим цивилизациям.
Эту слабость, какое-то время византийская дипломатия «компенсировала» «хитростями», деньгами, блефом.
Но непрекращающаяся борьба на нескольких фронтах изматывала страну. Отсюда и выплаты «даней», например, Руси, под видом добровольных подарков, с целью компенсировать или нивелировать ущерб.
Вспышка политической и военной активности наблюдалась в Х веке, 40-х годах ХI в. На смену которой пришли новые вторжение со стороны степи: половцев, печенегов и турок (турок-сельджуков).
Война с ними и начавшееся новое вторжение с запада (норманны Южной Италии) привели страну на край гибели: потеряны земли в Италии (Юг и Сицилия, Венеция), потеряна почти вся Малая Азия, разорены Балканы.
В таких условиях новый император Алексей Комнин, воин и дипломат, обратился к Западу, к римскому епископу, находящемуся формально в византийской юрисдикции, хотя раскол в христианстве уже начался.
Именно первые крестовые походы реанимировали Византию, вернули земли в Малой Азии вплоть до Сирии. Казалось бы, начался новый ренессанс, продлившийся до 40-х годов ХII в.
В силу специфики византийских институтов власти, которые всё больше ветшали, под воздействием «традиции»: реальной и надуманной, снова наступил период раздоров в стране.
В это же время происходит усиление Западных стран, сплочённых феодальными институтами, которые видели в Византии и Константинополе источник баснословных богатств, одновременно, её административную и военную слабость.
Что привело к 4-му крестовому походу и захвату Константинополя западными воинами. Через пятьдесят семь лет греки никейской «империи» при поддержке генуэзцев, конкурентов Венеции, вернули себе столицу и небольшую часть земель в Европе, но в течение 50 лет потеряли все остатки земель в Малой Азии.
Никаких уроков из позора поражения сделано не было, и с этого момента государство стало катиться под уклон:
• всё то же упование на чудо и божью десницу («на бога надейся, а сам не плошай» — не византийский девиз);
• всё те же свары и интриги правящей элиты за доли в уменьшающемся пироге.
• неумение и нежелание видеть реальность, а не мир через очки имперского высокомерия.
В междоусобной борьбе за ресурсы, правящий слой терял земли, которые попадали под власть иноземцев, а с потерей земель и свободного общинника, основу армия и флот.
Конечно, в ХIV-ХV в. в стране существовала армия и небольшой флот, но последний не мог решать никаких задач, резко уступая флотилиям, а не флотам итальянцев, а в конце концов и туркам.
Армия состояла из отрядов мятежных аристократов и наемников, которые периодически устраивали восстания с целью захватить слабую власть в Константинополе.

Такой шлем мог быть на защитниках города Константина. Барботто Сев. Италия ХV в. Музей Армии. Стамбул. Турция. Фото автора.
Ромейская держава после 1204 г. была лишь империей по названию, фактически она стала полуколонией итальянцев, сократившись до размеров города Константинополя, небольших территорий в Малой Азии (Трапезунд) и Греции.
В связи с этим я хотел бы привести пространную цитату из Л.Н. Гумилёва, которая блестяще описывает ситуацию этноса при смерти. В рамках своей теории, которую многие считают спорной, он отметил важную фазу в развитии этноса – обскурацию (затемнения):
«Как ни странно, фаза обскурации не всегда приводит этнос к гибели, хотя всегда наносит этнической культуре непоправимый ущерб. Если обскурация развивается быстро и поблизости нет хищных соседей, стремящихся к захватам, то императив: «Будь таким, как мы» встречает логичную реакцию: «День, да мой!» В результате исчезает сама возможность сохранения этнической доминанты и любых коллективных мероприятий, даже разрушительных. Направленное развитие вырождается в подобие «броуновского движения», в котором элементы – отдельные люди или небольшие консорции, сохранившие, хотя бы частично, традицию, получают возможность противостоять тенденции к прогрессивному упадку. При наличии даже небольшого пассионарного напряжения и инерции бытовых норм, выработанных этносом в предшествовавшие фазы, они консервируют отдельные «островки» культуры, создавая обманчивое впечатление того, что существование этноса как целостной системы не прекратилось. Это самообман. Система исчезла, уцелели только отдельные люди и их память о былом.
Адаптация при столь быстрых и постоянных изменениях среды неизбежно запаздывает, и этнос гибнет как системная целостность».
Правящие кланы Византии, борясь за власть, стали активно использовать «новых наёмников» — турков-осман, «познакомив» их с европейской частью страны. После чего Османы завоевали все балканские страны и византийские территории вокруг столицы, что и стало основой их государства, центром которого стал римский город Адрианополь (совр. Эдирне). Воинственные православные сербы участвовали во всех походах в составе армии Османов, как при сражении с Тимуром, так и при осаде Константинополя.
Падение Константинополя в конце ХIV в. было отсрочено очередным «чудом»: монгольский завоеватель Тимур разбил турецкого султана Баязета.
В 1422 г. турки сняли осаду Константинополя под угрозой вторжения западных войск.
Все дипломатические попытки последних императоров, включая игру на противоречиях в стане Османов, унию с католиками и признание Папу главой православной церкви, не увенчались успехом.
В 1444 г. турки при Варне разгромили войско крестоносцев, которое могли лишь косвенно помочь византийцам.

Такие шлемы были у турок в последней битве за Константинополь. Шлем султана Абу Саид Гюркан 1451-1469 гг. Музей Армии. Стамбул. Турция. Фото автора.
В 1453 г., невзирая на угрозу очередного крестового похода, молодой султан Мехмед II взял «столицу мира».
Сейчас в информационном пространстве распространены два взгляда на проблему гибели византийской цивилизации:
1. Сами виноваты — из-за своей «византийской политики», коварной и вероломной. Договорились бы с Западом и папой, соблюдали бы договорённости, и всё было бы хорошо.
2. Виноваты в том, что не защитили православную империю, не создав «сильного государства». Мысль, конечно, оригинальная, но ничего не объясняющая.
Истина всё же где-то посредине.
Византинист и историк церкви А. П. Лебедев писал:
«К сожалению, при все своей религиозности, общество носило в себе очень много задатков болезненной, патологической жизни, ненормального развития, от чего бы то ни происходило. Религиозность была чем-то отдельным от жизни: религиозность – сама по себе, жизни – сама по себе. Между ними не было того единения, той тесной связи, которая, поставляя то и другое в гармоническое отношение, рождала бы истинно облагороженную, высоконравственную жизнь».
Или добавим весьма корректное мнение Л. Н. Гумилёва:
«избыточную энергию (пассионарность) византийцы тратили на теологические споры и раздоры».
Эту характеристику ромейского общества прежде всего надо отнести на счёт её верхушки, которая, совмещая необузданную корысть и нежеланием вносить изменения в одряхлевшие институты управления, увлекалась западными веяниями, не осознавая сути явления («рыцарство», турниры, «рыцарские» пиры, конное поло и т. п.).
Чрезмерная консервация социума вошла в противоречие с военными технологиями. Что не позволило на определенном этапе провести «модернизацию» и привело к гибели страны.
Когда мы говорим «военные технологии», мы имеем в виду не только пушки или ракеты как таковые, а всю систему построения обороны: от подготовки солдата, его качество и здоровья, до тактики и стратегии в войны. Если на определенных этапах развития страны с теоретической «военной наукой» в Византии было всё в порядке, собственно вооружение было на высоком уровне (чего стоит один «греческий огонь»), то с системой комплектации вооруженных сил и высшего офицерского состава всегда была проблема. Пока были деньги, можно было иметь наемников, но когда деньги кончились, кончились и воины. А в конце ХII в. Константинополь потерял и технологические преимущества на суше и море, теоретическая военная наука отстала и тормозила развитие тактики. С потерей территорий и финансов это проблема резко усугубилась.
Идеологические споры, периодически сотрясавшие Византию, не способствовали консолидации общества, это был какой-то «спор во время чумы».
Попытки модернизации системы или хотя бы её элементов, натыкались на агрессивный консерватизм. Так, в Х веке, когда император-воин Никифор II Фока, понимавший потребности в идеологических стимулах и лично видевший, как себя ведут воины-арабы в бою, предложил
«издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия».
В конце концов осталась одна тупиковая парадигма: «лучше чалма, чем папская тиара».
Перефразируем В. И. Ленина: любая цивилизация, как и всякая революция, лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться, обеспечить систему защиты. Читаем — система защиты, понимаем — система развития.
Ромейская империя, или христианская византийская цивилизация, пала под напором западной цивилизации и была поглощена исламской цивилизаций из-за следующих причин: консервация системы управление и, как следствие её, исчезновение цели (куда нам плыть?). Цивилизация перестала формировать «вызовы», а «ответы» были всё слабее. В то же время вся энергия византийской знати, впрочем, как и столичного общества, была направлена на личное обогащение и постройку системы управления государством только под эти цели.
В этой связи знаковой является судьбе попавшего в плен к туркам Великого дуки (премьер-министра) Луки Нота́ра, сторонника «чалмы». Его малолетний сын понравился султану Мехмеду II, который потребовал его в свой гарем. Когда же отец отказался отдать сына на поругания, султан приказал казнить всю семью. Лаоник Халкокондил писал, что дети перед казнью просили отца отдать взамен на жизнь все богатства, которые находились в Италии! Псевдо-Сфрандзи по-другому описывает ситуацию, рассказывая о том, что после взятия Константинополя Великий дука Лука принёс несметные богатства Мехмеду, султан, возмущенный его хитростью, спросил: «Почему ты не захотел помочь своему императору и родине своей и дать им те несметные богатства, что у тебя были…?»
Ситуация как нельзя лучше характеризует своекорыстие высших представителей византийской власти, которые, имея богатства, не готовы были использовать их на защиту страны.
Впрочем, в ситуации 1453 г. правящий класс уже ничего поделать не мог, система мобилизации дала сбой еще в 1204 году, и воссоздать ее было практически невозможно. И последнее: инертность и пассивность народных масс, особенно в столице, нежелании прилагать усилий в борьбе с врагами и надежде на чудо, все эти факторы привели империю ромеев к гибели. Как писал солдат Прокопий Кесарийский еще в VI в. о константинопольцах: «Они хотели быть свидетелями новых приключений , хотя и сопряженных с опасностями для других».
Главный урок падение византийской цивилизации состоит, как ни странно, в том, что… цивилизации смертны.

Причины гибели Византии.

Отсюда являлся целый ряд зол:

Императорская власть, будучи всеобъемлющей, не была самостоятельной, не могла получить характера верховной. Она не могла иметь должного контроля за управлением. Она отрезалась от народа. В результате, нравственный характер власти мог сохраняться лишь постольку, поскольку это успевала делать Церковь. Но постоянные перевороты выдвигали людей такого типа, который вовсе не легко поддается нравственно-религиозному воздействую. Таким образом, даже и с точки зрения нравственной, произвол в Византии не был надежно обуздываем.

Бюрократия сама тоже чрезвычайно развращалась от своего же всесилия, от отсутствуя общественного контроля, от неимения обществом никаких органов, способных помочь Верховной власти контролировать и обуздывать бюрократию. Вся такая политическая обстановка действовала, наконец, деморализующе и на само общество, отчуждавшееся от государства.

Таким образом, роковым обстоятельством в Византийской государственности было отсутствие или чрезмерная слабость строя социального. От этого портилась вся машина государственного действия, и от этого же Византия теряла способность ассимилирующего воздействия на народности, входящие в состав империи, или ее окружавшие. Византийская государственность не привлекала к себе эти народы, напротив, являлась для них антипатичной, как сила только эксплуатирующая, но не дававшая почти ничего и сверх того сулящая народностям империи только порабощение чиновничеством. Социальные силы всякой провинции, всякой народности, при включении в состав империи, обречены были на захирение и уничтожение. Но при таком условии, самостоятельного стремления быть с Византией, войти в ее состав, не возникло и не могло возникать нигде. И вот в результате общая схема жизни империи состояла в том, что империя постепенно уменьшалась, теряла область за областью, на минуту кое-что расширяла, но потом опять шла на убыль. Количественная сила империи постоянно уменьшалась. И чем слабее количественно она становилась, тем тяжелее делалось для населения содержать грузную бюрократическую административную машину Византии. Такой ход эволюции неизбежно предсказывал роковую развязку. Сила турок могла развиться только потому, что на это им дало возможное растущее захирение самой Византии.

Политическая смерть Византии, таким образом, всецело обусловилась недостатками ее государственной системы, не только не развивавшей социального строя, но даже всеми силами не дававшей ему развиваться. Религиозное начало несколько парализовало злополучные тенденции бюрократического строя, душившего то, на чем вырастает сила государств: строй социальный. Церковь, насколько это ей свойственно, заменяла собой недостаток социальной связи. Церковь, насколько это возможно для нравственно-религиозного влияния, оздоровляла нравы, развращаемые политической системой. Церковь, наконец, придала императорам до некоторой степени значение Верховной власти.

Но старо-римский абсолютизм, неизбежно рождающий централизацию и бюрократию, не дал возможности византийскому автократору развиться в истинную Верховную власть, направляющую управление, производимое ею посредством всех социальных и политических сил нации, а не одной бюрократии.

Этим и обусловилась гибель византийской государственности, не умевшей пользоваться социальными силами.

Настоящий тип монархической Верховной власти, определяющей направление политической жизни, но в деле управления строящей государство на нации, живой и организованной, — этот тип государственности суждено было, впоследствии, развить Московской Руси, взявшей благодаря урокам Византии, монархическую верховную власть в основу государства, а в своем свежем национальном организме нашедшей могучие силы социального строя, в союзе с которым монарх и строил свое государство.

Лев Тихомиров, «Монархическая государственность»

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

2. Культура Византии

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

4. Константинополь – «Новый Рим»

5. Империя в опасности. Натиск арабов

6. Подъём Византийского государства

7. Расцвет византийской культуры

8. Поздняя Византия. Начало конца

Заключение

Литература

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

Становление:

IV — VII — 1 период — становление Византийской цивилизации

VII — XI — 2 период — расцвет Византийской цивилизации

XI — XV — 3 период — период феодальной раздробленности

Политическая структура:

Феодальная монархия — в руках монарха все верви власти, разветвленный широкий чиновнично-бюрократический аппарат, местное административное, деление представляло военным гражданам власть и управление, уничтожились остатки горизонтальных связей, Государств подчинило себе общество — не сложился институт наследования престола…

Социальная структура:

крестьяне

горожане

рабы

военно-феодальная знать

священники и монахи

Феодалы не обладали всей полнотой власти на своей территории. Феодалы подчинялись императору по принципу подданства

Не сложилась система замкнутой социальной структуры.

Города не получили автономию полностью зависели от правительства.

Городские земли находились в государственной собственности.

Жизненный уровень большей части населения был низким. Население было неоднородным. Государство контролировало всю деятельность городского населения, подчиняло себе, пыталось извлечь максимальную пользу.

Сельское население: свободные общинники и зависимое население несли повинности. В общине существовала круговая порука. Не было свободы перемещения.

Церковь: зависела от государства. Экономически слабея, ибо зависела от государственных налогов. Придерживалась идеи национального единства. Монархи влияли на выборы патриарха.

Экономика: Индустриальный тип развития экономики. Интенсивное развитие внутренней и внешней торговли. Поддержка государством, развития товарно-денежных отношений, ведущая морская держава, не развиты формы ч/с, государство во многом регулировало экономику.

2. Культура Византии

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV — V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические — о природе Христа и тринитарные — о месте его в Троице.

В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий

Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира.

Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

Непревзойдённым шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером.

Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба.

Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне. Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров.

Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее «Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв.

4. Константинополь – «Новый Рим»

На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец — целый комплекс роскошных зданий — превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии — изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов

5. Империя в опасности. Натиск арабов.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления.

К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики. На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава.

Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития — становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII—XII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х—Х11 вв.). Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности.

Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода. VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные перемены происходили в VII—IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества.

Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе.

Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.

Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.

В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы.

В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности.

Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.

Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.

6. Подъём Византийского государства.

С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет — центр светского образования для всей империи.

Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров — изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

7. Расцвет византийской культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы.

Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности.

Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

8. Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо- западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза — вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.

Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств — Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе. Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура — это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности.

Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро — греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии.

В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество.

Необычайный расцвет Константинополя — этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из народной культуры.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной.

Литература

Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.

Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.

Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.

Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.

Гибель Константинополя. Как крестоносцы предали Христа за богатую добычу

В конце XI века Византийская империя оказалась на грани падения. Турки-сельджуки, стремительно захватывавшие территории в Передней Азии, занявшие большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, подступали к стенам Константинополя.

Алексей I попросил, Урбан II сделал: как начинались крестовые походы

Византийский император Алексей I Комнин, собственная армия которого была ослаблена, обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II. Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика: Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

Это было первое обращение подобного рода после раскола в христианстве, известного как «Великая схизма».

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем: восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати, представлявших собой младших отпрысков знатных родов, в условиях утвердившихся феодальных отношений на основе единонаследия не получавших земель своих родителей.

Пламенная речь Урбана II, произнесенная в Клермоне в ноябре 1095 года, положила начало эпохе крестовых походов.

Идея о защите Гроба Господня и прекращении страданий христиан, угнетаемых иноверцами, довольно быстро выродилась в захватническую войну, многие из участников которой думали в первую очередь о личном обогащении.

«Каникулы» Бонифация

Государства, созданные крестоносцами после Первого крестового похода, оказались неустойчивыми и существовали под вечной угрозой захвата мусульманами. Новые крестовые походы, предпринятые в ответ на военные неудачи, успеха не имели.

В конце XII века папа римский Иннокентий III стал призывать европейских монархов отправиться в очередной поход. Желающих, однако, оказалось крайне мало. Короли Европы подозревали, что понтифик, претендующий на светскую власть, просто старается услать их на Ближний Восток.

В итоге предводителями похода стали граф Фландрии Балдуин I и маркграф Монферрата Бонифаций. Под их знамена, по разным оценкам, собрались от 12 до 30 тысяч воинов.

Местом сбора крестоносцев была объявлена Венеция. Предводители похода договорились с венецианским дожем Энрико Дандоло о перевозке воинов, лошадей и снаряжения в Египет. Флот Венеции в ту пору считался лучшим в Европе.

Энрико Дандоло благословляет рыцарей. репродукция/ Гюстав Доре

Хитрый план старого дожа

Энрико Дандоло в ту пору было уже далеко за 90 лет, он ослеп, но сохранял ясность ума, и решил, что армию крестоносцев можно использовать в своих целях.

Венецианские корабли абсолютно бесплатно перевозили крестоносцев на остров Лидо, но покинуть его они не могли. Дандоло требовал заплатить за перевозку 85 тысяч марок серебром. Сумма для тех времен была колоссальной, таких денег у крестоносцев не было. Запертые на острове воины испытывали проблемы с едой и питьевой водой и грозили устроить бунт.

Дандоло пояснил: можно получить отсрочку в оплате, но для этого нужно захватить город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Крестоносцы приняли предложение, и в конце 1202 года Задар был захвачен и разграблен.

Иннокентий III, узнав об этом, пошел пятнами от гнева и наложил на них анафему. Впрочем, потом сам же ее и снял, предложив искупить грехи, все-таки отправившись в Святую землю.

Исаака II Ангела ослепляют по приказу брата. репродукция

Ангел просит помощи

Но у хитрого дожа в кармане было новое предложение. Теперь слепой Дандоло задумал отправить крестоносцев в Византию.

При этом подавалась новая миссия как восстановление закона и справедливости. Византийский император Исаак II Ангел был смещён с престола и ослеплён своим братом Алексеем. Сын свергнутого — Алексей Ангел — обращался за помощью к европейским владыкам.

Дандоло не очень заботила судьба византийской династии. Вмешательство крестоносцев, по его задумке, должно было серьезно ослабить Константинополь, являвшийся главным торговым конкурентом Венеции в Средиземноморье.

В Византийской империи в этот период не затихали междоусобицы знати. Пытаясь получить перевес, претенденты на власть были готовы давать любые обещания. Алексей Ангел обещал выплатить крестоносцам 200 000 марок, помочь флотом и отрядом в 10 000 воинов в завоевании Египта и содержать 500 солдат в Святой земле, а также подчинить византийскую церковь Святому Престолу.

В июне 1203 года крестоносцы прибыли под стены Константинополя, осадили город и нанесли тяжелое поражение войску Алексея III. Император бежал, а вместо него трон занял освобожденный из тюрьмы Исаак II Ангел. Крестоносцы добились, чтобы его сын Алексей, обещавший им деньги, стал соправителем.

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. репродукция/ Гюстав Доре

Интриган Мурзуфл

Когда Исаак II узнал о сумме, которую сын обещал крестоносцам за помощь, он схватился за голову. Таких денег в казне не было, и взять их было просто неоткуда. Население обложили тяжелейшими налогами, что вызвало сильное возмущение, но даже это позволило собрать только половину суммы. Крестоносцы же требовали уплаты долга целиком.

В январе 1204 года Алексей IV Ангел решился попросить помощи у крестоносцев для подавления смуты в Константинополе. Переговоры были поручены видному сановнику Алексею Мурзуфлу. Но тот, преследуя собственные цели, решил выдать замыслы императора жителям города. Алексея IV и Исаака II Ангелов низложили и заточили в тюрьму. 5 февраля 1204 года новым императором под именем Алексей V был провозглашен Мурзуфл, а вскоре низложенных властителей умертвили в тюрьме.

Император Алексей V полагал, что сможет дать отпор крестоносцам, однако организованные им атаки завершились неудачей.

8 апреля 1204 года Константинополь был блокирован с моря. 9 апреля последовал первый штурм города, который был с большим трудом отбит защитниками. Новый штурм 12 апреля привел к пожару, уничтожившему две трети зданий. Мурзуфл бежал из города. 13 апреля Константинополь был окончательно взят крестоносцами.

Алексей V Мурзуфл ведёт переговоры с Энрико Дандоло. репродукция/ Гюстав Доре

«Армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи»

Один из предводителей крестоносцев — Жоффруа де Виллардуэн — писал в хронике «Завоевание Константинополя»: «Огонь начал распространяться по городу, который вскоре ярко запылал и горел всю ночь и весь следующий день до самого вечера. В Константинополе это был уже третий пожар с тех пор, как франки и венецианцы пришли на эту землю, и в городе сгорело больше домов, чем можно насчитать в любом из трёх самых больших городов Французского королевства.

Остальная армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи, — так много, что поистине никто не смог бы определить её количество или ценность. Там были золото и серебро, столовая утварь и драгоценные камни, атлас и шёлк, одежда на беличьем и горностаевом меху и вообще всё самое лучшее, что только можно отыскать на земле. Такой обильной добычи не брали ни в одном городе со времён сотворения мира».

Внутренние распри сделали свое дело. Жоффруа де Виллардуэн удивлялся тому, что в 500-тысячном городе лишь малая часть жителей выступила на его защиту, что позволило крестоносцам взять Константинополь малыми силами.

Счет горожан, убитых во время грабежей, шел на тысячи, количество изнасилованных женщин вообще никто не подсчитывал.

Уничтожению и разграблению подвергались христианские святыни, включая храм Святой Софии.

Осада Константинополя крестоносцами (1204). Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера. 1470-е гг.

Необратимые изменения

Слепой Дандоло потирал руки от удовольствия: Византия более не являлась конкурентом Венеции, ее могущество сгорело в огне пожаров Константинополя.

Иннокентий III повторно наложил анафему на крестоносцев. То, что задумывалось как богоугодное дело в защиту христианских ценностей, обернулось чудовищным преступлением против единоверцев.

Но предводители похода прислали в Рим ответ с советом подумать, ведь теперь восточные христиане снова подчинены папе и раскол преодолен. Захват Константинополя предлагалось считать «даром Божьим».

Иннокентий III согласился. Прежняя Византийская империя распалась на несколько государств. В Константинополе крестоносцы, отказавшиеся от планов идти на Иерусалим, провозгласили Латинскую империю, которая просуществовала чуть более полувека. Вскоре (там же, в Константинополе) умер и хитроумный, но уже пожилой (особенно по тем временам) Энрико Дандоло.

В 1261 году Никейская империя, основанная Феодором Ласкарем, бывшим константинопольским вельможей, сможет отвоевать Константинополь у потомков крестоносцев. Однако возрожденная Византия будет лишь жалкой копией некогда великой державы. Полностью оправиться от катастрофы 1204 года ей уже не удастся.

Захват и разграбление Константинополя продемонстрировали, что от высокой идеи «освобождения Гроба Господня» не осталось ничего, кроме смрада и грязи.