Портрет Высоцкого в хорошем качестве

«Я, конечно, вернусь…»: образ Владимира Высоцкого в живописи и скульптуре


В.Высоцкий.»…Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите «есть». (2012). А.Рыбина-Егорова

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним», — это последние строки, написанные Владимиром Высоцким перед самой смертью. Поэт ушел, оставив глубокий след на этой бренной земле. Многие помнят «магнитофонную эпоху», когда страна смеялась и плакала вместе с героями песен поэта и барда. Высоцкий, еще при жизни познавший всенародную любовь, и сегодня продолжает жить, увековеченный в живописных полотнах художников, в бронзовых творениях скульпторов.

«Спасибо, что живой»…

Высоцкий на живописных полотнах и в графике

Интерес к Высоцкому не угаснет еще долгие годы пока живет поколение, помнящее его творчество. К нему, как к личности эпохи, обращаются современные художники разных направлений в искусстве, скульпторы. Волевой характер поэта – первое, что восхищает и привлекает многочисленных творцов, создающих легендарный образ.


Владимир Высоцкий. Ильяс Бичурин.

«Ильяс Бичурин возвращает людям Владимира Высоцкого с его безумной страстью жизни, любовью и гневом, болью и страданием, иронией и юмором», — это один из отзывов на сайте пензенского художника Бичурина.

В. Высоцкий. Ильяс Бичурин.

Ильяс никогда не был фанатом барда — он просто слушал его, как миллионы других, живущих в Советском Союзе. Но спустя годы художник проникся творчеством Высоцкого, стал изучать биографию, познакомился с друзьями, с актерами знавшими Владимира, и создал серию живописных работ, посвященную поэту.

В. Высоцкий. Ильяс Бичурин.

«Он проник в меня, словно болезнь, – говорит Ильяс. – Я считаю его олицетворением мужской чести, чистоты, патриотизма. Он не просто пел, он боролся за эти идеалы…»

В.Высоцкий. Ильяс Бичурин.


Владимиру Высоцкому и Марине Влади посвящается. Ильяс Бичурин.


В. Высоцкий (2012). Анна Горбунова

Это полотно самарской художницы Анны Горбуновой принимало участие в общероссийском творческом конкурсе «Лучший портрет В.Высоцкого», и получило главный приз зрительских симпатий.
«Портрет интересен необычным композиционным решением: Высоцкий как бы возвышается над городским пространством, а чёрный шлейф грозовых туч олицетворяет те «тёмные силы», которые преследовали поэта на протяжении всей жизни, мешая ему нормально работать и творить»-,так прокомментировал конкурсную работу председатель Союза художников И.Мельников.

В.С.Высоцкий.(2012). В.Корчинский

Эта картина Владимира Корчинского — победитель общероссийского конкурса в номинации «Лучший портрет — образ В. С. Высоцкого 2012г».

В.Высоцкий. Я никогда не верил в миражи. Ильяс Айдаров.

Художник Ильяс Айдаров, которого в Казани называют «Моцартом в живописи», жил когда то с поэтом в одном доме на Малой Грузинской,28. Спустя годы он создал целую серию живописных портретов Высоцкого.

Владимир Высоцкий. Гамлет. Ильяс Айдаров.


В.Высоцкий. Идет охота на волков. Ильяс Айдаров.


В. Высоцкий. (1986) Игорь Радоман.

Этот портрет поэта написан известным белорусским художником-монументалистом И.В.Радоманом. Мастер портретного жанра всегда писал «в холст»- без предварительных набросков. Поэтому портрет Высоцкого такой «живой» и динамичный. Это полотно хранится на Масловке.

Высоцкий в бронзе и граните

Во многих странах и городах России, где Высоцкий бывал со своими концертами, образ барда увековечен в памятниках, к которым «никогда не зарастет народная тропа».


Фрагмент мемориальной композиции. г.Самара (2008). Скульптор: М.Шемякин.


В.Высоцкий. Мемориальная композиция. г.Самара (2008). Скульптор: М.Шемякин.

Художник-иллюстратор, скульптор, друг Высоцкого — Михаил Шемякин создал монументальную композицию, посвященную годовщине со дня рождения поэта. В свое время Михаил Шемякин проиллюстрировал 42 песни друга. Памятник установлен в Самаре.

Владимир Высоцкий. г.Москва (1995). Скульптор: Г.Распопов.

Эту бронзовую скульптуру установили у Петровских ворот на Страстном бульваре г.Москвы к 15 годовщине со дня смерти Высоцкого.

Владимир Высоцкий. Владивосток. Скульптор: П.Чегодаев.

А этот всенародно почитаемый памятник, установлен во Владивостоке рядом с Приморским драматическим театром им. Горького.

Владимир Высоцкий. г.Новосибирск (2005). Скульптор: Александр Тартынов.

6-метровый памятник Владимиру Высоцкому установлен в Новосибирске в 2005 году в день 25-летия со дня смерти поэта.
Надпись на постаменте гласит:»Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и ранят в кровь свои босые души»,- воистину великие слова поэта.

Владимир Высоцкий. г.Одесса (2012). Скульптор А.Князик

4-метровая скульптурная композиция из бронзы, посвященная Владимиру Высоцкому, установлена в Одессе возле Одесской киностудии.

В.Высоцкий. Черногория. Подгорица (2004). Скульптор: А.Тартынов.

В столице Черногории Подгорице Высоцкий увековечен русским скульптором Александром Тартыновым. Высота скульптуры с постаментом 5 метров.

Владимир Высоцкий и Марина Влади. г.Екатеринбург. Скульптор: А.Сильницкий.

Эта романтическая композиция, посвященная Высоцкому и Марине Влади,создана скульптором Александром Сильницким. Установлена возле гостиницы «Большой Урал» в Екатеринбурге.

В.Высоцкий. г.Дубна. Московская область. (2008). Скульптор: О.Яновский

В Дубне, в городе физиков атомщиков увековечили память о Высоцком, назвав в его честь аллею, на которой и установили памятник, возведенный на средства поклонников поэта.

Мемориальный комплекс «Вертикаль». г.Харьков (2013). Скульптор: А.Демченко

На открытии 5-метрового монумента «Вертикаль» со скалодромом в виде арки главный архитектор г.Харькова С.Чечельницкий заявил: «Из всех памятников Высоцкому, которые я видел, этот — лучший. Совместив памятник и скалодром, нам удалось сделать это место живым. Теперь здесь смогут собираться и спортсмены, и барды, и просто харьковчане».

Владимир Высоцкий. г.Сочи (2011). Скульптор: Петр Хрисанов.

Популярность Владимира Высоцкого, как поэта-барда, актера, как гражданина не имеет границ. Он-«обречённый на вечность поэт».

И всё же главная память о великом поэте — это стихи и песни.
«И снизу лед, и сверху — маюсь между…» — последнее его стихотворное посвящение Марине Влади. Оно до сих пор вызывает разноречивые мнения среди читателей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Житель села Большие Избищи, что в Липецкой области, установил памятник Высоцкому. А в своей избе организовал настоящий центр поклонников поэта, куда приезжают мужчины со всей страны — чтобы отдохнуть от проблем, суеты и женщин

У Вячеслава Петрухина сегодня гости: к его воротам подъезжают и подъезжают автомобили, из их раскрытых окон раздаются песни Высоцкого. Мужчины смеются, идут друг к другу, раскинув руки для объятий: «Дела! Меня замучили дела». Все здесь могут цитировать любимого поэта часами. Кажется, они и общаться способны только с помощью его стихов. Вот и хозяин, проводя для нас небольшую экскурсию по своим деревенским владениям, не умолкает, треплет по холкам огромных собак-охранников: «Что говорить — на надежной цепи / Пес несравненно безвредней…», демонстрирует конюшню: «Где-то кони пляшут в такт, / Нехотя и плавно. / Вдоль дороги все не так, / А в конце — подавно» и, наконец, приглашает в дом: «То ли в избу — и запеть!»

«Мы пошустрим и, как положено, умрем»

Впервые Александр Ларин услышал записи Высоцкого в конце 1960-х и с тех пор собирает все, что с поэтом связано

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

А нравится Вячеславу слушать Высоцкого, кататься на лошадях, гонять голубей и общаться с друзьями. Поэтому свой бизнес, связанный с грузоперевозками, он почти полностью передал супруге — пусть сама командует, из районного центра Лебедянь уехал в село Большие Избищи, где когда-то жили его предки, построил дом, купил лошадь Прибаутку и николаевских голубей — высоколетных птиц с уникальным бескружным полетом. Потом, подумав, продал одну фуру и на вырученные деньги заказал белоснежный внедорожник. Жене Марине, обалдевшей от происходящего, объяснил: «Хоть перед смертью поживу так, как всегда хотел».

Избу — сосновый сруб из Сибири — помог приобрести друг. У того тоже была мечта — куда-нибудь от семьи, от забот иногда уезжать, выпивать, петь с мужиками под гитару, чуть раскачивась: «Если друг оказался вдруг…» Большой портрет Высоцкого, который теперь висит на фасаде, привез доктор, с которым Вячеслав познакомился в областной больнице. Портреты поэта поменьше притащил из Москвы бывший сослуживец. Сосед-фермер перепахал и засеял травой поле под ипподром. Лебедянский плотник подготовил чертежи большой беседки «с профилем Семеныча», вырезанным в дереве. Кто-то купил зерно для голубей, кто-то — «КамАЗ» сена подарил, кто-то — арабского скакуна…

Сейчас на конюшне уже восемь лошадей, в голубятне — 400 голубей, а давление у Вячеслава, как у космонавта. Этой весной в поле он нашел необычный кварцевый камень. «Когда я увидел его, меня словно пронзило — это ж будущий памятник Владимиру Семеновичу! — взволнованно вспоминает Петрухин.— Ведь в этом году ему как раз 80 лет исполняется!» Идею подхватили друзья, камень установили на постамент прямо перед воротами усадьбы, покрасили, прикрепили в центр гранитную доску с изображением поэта, его автографом и надписью: «Высоцкий В.С. 25.01.1938». Дату смерти кумира здесь запрещено упоминать. «Володька всегда живой,— строго поясняет Петрухин.— Живее нас всех».

В Медвежий угол — так называется этот район села — приезжают только почитатели Володьки, с другими Петрухину и говорить не о чем. «Высоцкий нас познакомил и сблизил. Даже здесь, в русской глубинке, его уважают многие. А теперь уже и сарафанное радио заработало, мои друзья привозят своих друзей, те — своих. И я всем рад»,— Петрухин, не закончив речь, бежит встречать новых гостей, кричит им с порога:

Ты стой на том,

Что этот дом —

Пусть ночью, днем —

Всегда твой дом,

И здесь не смотрят на тебя с укорами.

В Медвежьем углу действительно хорошо: слева — луг, справа — лес, речка. Две гитары, самогон, сотни записей с «правильными» стихами и песнями, шашлыки. Где ж еще мужчинам отдохнуть, о душе подумать, как не здесь?

«Женщины — как очень злые кони»

Голубятня как концертный зал: «В восторге я! Душа поет!»

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Марине Петрухиной о душе думать некогда — она специально приехала из Лебедяни, что от Больших Избищ в 30 километрах, чтобы накрыть большой стол для друзей мужа. Перед гостями женщина почти не появляется, суетится на кухне. «Я знала, за кого замуж выхожу,— объясняет.— Мы еще когда в пионерском лагере вместе отдыхали, он уже тогда читал стихи Владимира Семеновича. А потом, как ухаживать за мной начал, в машине только Высоцкого и включал — да на полную громкость, аж уши закладывало. А то еще вытащит колонки прямо на крышу и крутит без остановки целый день: «Идет охота на волков, идет охота…»». Марина никогда мужа переделать и не пыталась: «Что он любит — то и я», только, если приходили в гости к ее родственникам, она иногда подавала Вячеславу знак: хватит читать стихи, дай людям поесть! Однажды выбила она у Вячеслава обещание: никакого Высоцкого хотя бы на свадьбе у племянника. Так он все равно встал говорить тост и начал: «Гул затих, я вышел на подмостки!» Марина вскрикнула: «Ты ж обещал!», а муж оправдывается: «Это ж Пастернак!»

Детей Вячеслав тоже воспитывал по-своему. Сыну-третьекласснику обещал купить велосипед, только если тот за два дня выучит «Я не люблю фатального исхода…».

А старшая дочь и сейчас прекрасно исполняет песню Марины Влади «Я несла свою беду».

«Славка, зови жену! — слышно, как кричат мужчины в большой комнате.— Покажи нам того человека, который вдохновил тебя на все это!» Вячеслав смеется: «Это Высоцкий!», а потом начинает читать: «Женщины — как очень злые кони: / Захрипит, закусит удила!» Марина не обижается. В муже и его любви она уверена. Хотя признает: характер у Петрухина — ого-го! Но зато они вместе с юности. Он и сейчас ей читает: «Маринка, слушай, милая Маринка! / Кровиночка моя и половинка! / Ведь если разорвать, то — рубь за сто / — Вторая будет совершать не то!» Многие так могут?

Не многие. Пенсионер Александр Ларин, приехавший из Лебедяни, признается, что только официально был женат четыре раза. Может, его избранницы не могли смириться с тем, что Высоцкого он любил больше? В деревенском домике Александра Васильевича — настоящий музей любимого поэта: книги, пластинки, фотографии. Только однажды дрогнул перед женщиной бывший инженер: когда в длительной командировке в республике Коми закрутил роман с москвичкой, а она ему предложила: «Приезжай потом ко мне в столицу… Я билеты на Таганку могу достать». Долго думал Ларин, как быть: очень хотел увидеть своего кумира вживую, но тогда пришлось бы ухаживать за дамой по-настоящему, а может, и снова жениться. «Отказался я, не хотел быть ей чем-то обязанным. Думал, что сам еще смогу на Таганку попасть, без чужой помощи. А потом наступил восьмидесятый год…»

Электрик Андрей Воронов жалуется: жена иногда просит уменьшить звук, когда он целый день, по кругу, слушает «военные песни Семеныча»: голова, мол, болит. Хорошая женщина, но вот не понимает, как это можно: одно и то же, одно и то же. Хорошо хоть здесь, в Медвежьем углу, собираются единомышленники.

Преподаватель Геннадий Седнев женат второй раз. А первую любовь все равно вспоминает с нежностью: «Я в армии служил, в Заполярье. За отличную службу командир раз в полгода разрешал позвонить домой. Помню, всем своим письма написал: готовьтесь, буду звонить. Родня собралась, любимая моя пришла, целое событие! Я так ждал этот разговор, речь выучил, чтоб в положенные пять минут уложиться, а как взял трубку — онемел… Комок к горлу, сказать ничего не могу… Современной молодежи с этими их мобильниками не понять, что для нас значит песня «07» и слова:

Девушка, милая!

Я прошу, продлите!

Вы теперь, как ангел, не сходите ж с алтаря!

Самое главное — впереди, поймите,

Вот уже ответили… Ну, здравствуй,— это я!»

«Я когда-то умру»

Все здесь могут цитировать любимого поэта часами. Кажется, они и общаться способны только с помощью его стихов

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Павел Пономарев ради этой встречи специально приехал из Воронежа. Павлу всего 21 год, но он уверяет, что его ровесники отлично понимают Высоцкого. «Недавно с друзьями встречался. Одному нашему товарищу плохо было — девушка ушла. Так мы, чтоб подбодрить его, включили «Райские яблоки»: «Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем…»» Павел и сам пишет стихи, сначала подражал Владимиру Семеновичу, чей бюст стоит у него на письменном столе: «Мне была близка его тема надрыва», а сейчас уже, как уверяет, избавился от подражания, пишет свое: «Мост. Помост. Сжигать. Сжигать! Кони гнутся, Корни рвутся!.. Крови! Крови».

Петрухин слушает молодого поэта, потом говорит тихо: «Я с Пашей, чую, крепко дружить буду». И Геннадий улыбается: «А я еще в пятом классе написал на обложке тетради слова, которые стали для меня девизом на всю жизнь: «Я не люблю себя, когда я трушу». Вот как этот человек мог писать так, чтобы и мальчики, и старики его понимали?» Геннадий и своим ученикам, школьникам, играет на гитаре: «Они любят все те же песни, которые и нам близки: «Кони привередливые», «А на нейтральной полосе цветы», «Здесь вам не равнина…»».

Николай Пашинцев вспоминает, что впервые услышал Высоцкого, когда служил лейтенантом в ракетном полку. «Я тогда поразился: кто это? До него никто так, по-мужски, не пел. Не про знамя Победы, не про космос и колхозы — а про то, что было близко каждому: предательство, любовь, злость». Пашинцев сильно рисковал, когда попросил штабную машинистку перепечатать в двух экземплярах стихи вольнодумного поэта: тут секретность, ракеты, и — на тебе! — «Баллада о вольном стрелке», «В голове моей тучи безумных идей…», «Все позади, и КПЗ, и суд…» Но машинистка согласилась, только попросила: «А третий экземпляр я себе напечатаю, ладно?»

Поклонники творчества Высоцкого

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Пашинцев рассказывает, что песни Высоцкого, которые он кое-как научился играть на гитаре, помогали ему и девушек очаровывать. «Да где те твои девушки! — смеется электрик Воронов.— Кости их уже стлели!» Эти двое познакомились в ЖЭКе, куда пенсионер Пашинцев пришел жаловаться на неработающий автоматический выключатель в щитке. Андрей Воронов заявку принял и, заполняя бумаги, стал напевать «Мерцал закат, как сталь клинка…», Пашинцев сразу про выключатель забыл: «Так вы тоже… А почитайте еще что-нибудь». Электрик поднял голову, помолчал и как закричит: «Я летчик, я истребитель!»

Кажется, весь Лебедянский район наполнен мужчинами средних лет, у которых Высоцкий — мерило всей их жизни. Глава города нашел спонсоров и установил на бывшем общежитии барельеф с изображением Высоцкого. После этого там стали регулярно проводить почти митинги: мужчины привозят старый бобинный магнитофон, слушают песни, читают стихи. Лебедянский предприниматель и поэт Аркадий Польшин признается, что частенько и сам приезжает к общежитию с цветами, просто так, «если накатит». У Аркадия сейчас большие проблемы: сетевики давят, конкурировать с ними владельцам маленьких продуктовых магазинчиков сложно, поэтому «накатывает» часто. Он и поэму в честь установки барельефа написал: «Смотрит поэт в окошко — / Тоскует бродяга-ветер… / Будто присел на дорожку / С гитарой, на табурете». А когда у дома Петрухина установили камень, то туда не только Аркадий с товарищами прибыл, но и глава района, и культработники, и конюхи, и деды с палочками, и даже трио местных алкашей явилось, все плакали.

«Я уверовал в это, как загнанный зверь»

В память о талантливом поэте и актере

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

«Я верю, что Володька видит нас с небес,— говорит Петрухин, гладя теплый камень с портретом своего кумира.— Он наш небесный проводник, он поможет. Сейчас в стране кризис, доходы у всех падают, подскуливаем… Но вот мы месяц назад этот камень установили — и Семеныч нам помогать потихоньку начнет. Я уверовал в это, как загнанный зверь… Верю, что Володя даст нам силы пережить трудные времена: и у друзей все их задумки исполнятся, и у меня получится создать конный клуб, сюда будут приезжать со всей России, чтобы зарядиться Высоцким». Петрухин мечтает создать у себя в Медвежьем углу центр притяжения для всех почитателей Высоцкого. Когда-то, еще в школе, цитирование любимых стихов помогло ему избавиться от заикания. Неужто Высоцкий снова не поможет? Да быть такого не может: «Я видел его, он мне снился, разговаривал со мной…»

А пока он живет здесь один, кормит собак, каждый день носится на коне «вдоль обрыва по-над пропастью» и держит двери открытыми для всех, кто верует в то же, что и он:

И пускай иногда недовольна жена —

Но бог с ней, но бог с ней! —

Есть у нас нечто больше, чем рюмка вина,—

У друзей, у друзей.

В этом маленьком мужском монастыре охраняет всех их бог с гитарой и его чистые ангелы — кони и голуби. Задрав головы, мужчины-мальчики пронзительно свистят — и птицы, дернувшись, «зависают», парят с распростертыми крыльями над домом, над полями, над Петрухиным, который втолковывает юному Паше: «Высоцкий — это честь, это сила, порядочность. Все, что нужно настоящему мужчине. Он учит нас, что гонорок только на войне нужен, а жить надо так, чтоб не стыдно помирать было. Он призывает нас быть людьми, поэтому мы его и держимся. Понимаешь?» Паша то ли слышит, то ли нет — но кивает, глядя в небо. Из окна кухни выглядывает Марина и тоже смотрит вверх, прикрыв ладошкой глаза. Улыбается.

Наталья Радулова, Липецкая область

Портреты века. Владимир Высоцкий. До последней секунды народный


Небольшое предисловие.
Век – это 100 лет. Мы прожили столетие, пусть и в двух разных странах. Но – прожили. Век – это много. Много было событий и людей, и далеко не все заняли положенное им в истории место. Будем исправлять. Будем напоминать и рассказывать заново. Пока о человеке помнят – человек жив.
Скажите, уважаемые читатели из советской эпохи, в особенности те, кто за 50 и выше, вы можете себе представить, что сегодня мы бы в телевизоре увидели торжественное отмечание 80-летия Владимира Семеновича Высоцкого?
С торжественными речами, вручением блестяшки, рукопожатием кого-нибудь из сильных мира сего?
Вот и я не верю.
Поверю опросам ВЦИОМ 2010 года и ФОМ 2011-го. Было опрошено более 17 000 человек. И Высоцкий в списке «Люди 20 века» занял почетное второе место. После Юрия Гагарина.
Но скажем честно: Юрий Гагарин все-таки был полубогом. С обаятельной улыбкой, совершивший нечто до того момента невозможное, но запредельное. А Владимир Высоцкий – это земное и близкое.
Мы летали под богом, возле самого рая, —
Он поднялся чуть выше и сел там,
Ну а я — до земли дотянул.
Наверное, так заведено на небесах: звезды не коптят. Они горят и сгорают. Но – светят и греют.
В чем же феномен Высоцкого?

Я думаю, именно в том, что он был очень земным. Своим в доску и своим действительно для гробовой доски. Для всех, о ком он пел. А пел действительно много про кого. Солдаты, спортсмены, моряки, альпинисты, врачи, старатели, хулиганы, заключенные — список героев песен Высоцкого весьма обширен. Каждый находил свое, и без преувеличения могу сказать, что королем катушечных магнитофонов был именно хриплый голос под аккомпанемент гитары.
Я освещен, доступен всем глазам, —
Чего мне ждать — затишья или бури?
Я к микрофону встал как к образам…
Нет-нет! Сегодня точно — к амбразуре!
(Из первоначального варианта песни «Певец у микрофона».)
Не зря говорят: народ не обмануть. Не знаю, верили кому-либо больше, чем Высоцкому. Популярность его в народе была просто умопомрачительная. Если бы его издавали на виниле так, как издавали Пугачеву, еще вопрос, кто победил бы. Но и «самиздат» пахал стахановскими темпами.
А все почему? А потому, что слова были честными.
Да, это божий дар, уметь сказать так, так сложить слова, как это делал Высоцкий. Не зря каждый слушатель слышал в песне себя. И верил в то, что автор сам испытал все, о чем поет.
Свидетельством тому — тысячи вопросов, на которые даже пришлось дать ответ самому Высоцкому.
«Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, и так далее. Нет. Я просто пишу от первого лица, всегда говорю «я», и, вероятно, это вводит в заблуждение людей, они считают, что если я пою «я» от имени шофера, то я был шофером.
Всё это не совсем так. Во всех этих вещах есть большая доля авторского домысла, фантазии — а иначе не было бы никакой ценности уж — видел своими глазами, взял, да зарифмовал. И никакого достоинства в этом, в общем, нет. Конечно, я многое очень из всего, о чем вам пою, придумал. Хотя некоторые говорят, что они это знают, эти ситуации знают, бывали в них и даже людей, про которых я пою, они очень хорошо знают. Я получаю массу таких писем. Ну что же, это приятно».

Еще одно маленькое отступление. Почему именно с Высоцкого на «Военном обозрении» мы решили начать новый цикл? Многие зададут такой вопрос, так уж повелось.
Сразу и отвечу.
А дело в песнях опять же. В прекрасных песнях о той войне, про которую мы так часто говорим. Кто лучше мог написать? Ничуть не умаляю таких прекрасных песен, как «Журавли», «День Победы», «10 батальон», «Простите пехоте», «Катюша», но…
У каждой песни свой автор и композитор. Но таким количеством, как у Высоцкого, мало кто может похвастаться. Факт.
И благодаря Владимиру Семеновичу мы взлетали, как утки с раскисших полей, рвали цветы на нейтральной полосе, выходили вдвоем против восьми, проводили разведку боем и шли по тылам.
А секрет прост. Высоцкий умел смотреть и видеть, слушать и слышать. И у него было множество собеседников, людей однозначно образованных и умных, умеющих передать «картинку».
Говоря о военных, достаточно вспомнить троих. Отца, дядю и друга.
Младший лейтенант-связист Семен Владимирович Высоцкий, отец, принял свой первый бой в 1941 году под Москвой. А закончил войну майор Высоцкий в 1945 году в Праге. Полковником вышел в отставку.
Орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медали «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За оборону Москвы».
Для связиста, которых не особо баловали наградами, более чем достойно.
Алексей Владимирович Высоцкий, дядя, прошел две войны: советско-финскую и Великую Отечественную. Полковник-артиллерист.
Три ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, два ордена Красной Звезды. Медали: «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и другие.
Да, кстати, если заглянуть в личные дела братьев Высоцких, там в графе «национальность»… Удивительно, правда? Это к вопросу о «зажатых» наградах и прочему. А ведь Алексей Владимирович еще и печатался. И весьма удачно, потому что знал, о чем пишет.
Знающие люди из СМЕРШа ставят его «Горный цветок» на одну доску с «Моментом истины» Богомолова. А это, знаете ли, серьезного стоит.
И Алексей Высоцкий познакомил племянника с героем своего очерка «Бриллиантовая двойка», Дважды Героем Советского Союза, летчиком-истребителем Николаем Скомороховым. Награды Скоморохова здесь приводить не стоит, список может каждый посмотреть.
Николай Михайлович, будучи рассказчиком, ничуть не хуже Алексея Владимировича, стал если не соавтором, то музой песен о небе. И против многих из них обычно стоит авторское посвящение. Это и «Песня о погибшем летчике», и «Мы взлетали, как утки…»
Невозможно в среде ярких, умных и талантливых людей не раскрыться таланту. И Высоцкий не просто раскрыл свой талант, он отшлифовал алмаз до бриллианта. С этим, уверен, немногие поспорят.
Вторая часть уже цитированного монолога посвящена именно военным песням.
«А пишу я о войне так много не потому, что это — песни-ретроспекции. Вы знаете, нечего вспоминать, потому что я это не прошел. Мы все воспитаны на военном материале, у меня военная семья, есть погибшие в семье — как, впрочем, и у каждого человека у нас обязательно война коснулась.

Это такая великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и это будет еще помниться всегда. И пока еще есть люди, которые занимаются писанием и могут сочинять, конечно, они будут писать о войне. Но я пишу о войне песни конечно, не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, вы увидите, что их можно сегодня петь, что люди — из тех времен, ситуация из тех времен, а, в общем, идея и проблема — наша, нынешняя.
Вот и из-за этого, а я обращаюсь в те времена просто потому, что интереснее брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти.
Я таких людей в таких ситуациях нахожу чаще в тех временах. Вот поэтому я пишу много о войне. Пусть это вас не обманывает. Я считаю, что это нужно петь теперь, сегодня, да и продолжать в будущем».
Нечего добавить, кроме того, что мало кому удалось ТАК написать о войне. Так, чтобы продирало до печенок, до скрежета зубовного. Высоцкий мог.
Да, он называл Булата Окуджаву своим учителем. Да, у Окуджавы есть несколько просто шедевров военной песни. «Ах, война, что ж ты подлая сделала…», «Здесь птицы не поют…», «Простите пехоте…»
Но это вопрос принятия. Кому-то нравится спокойное и неспешное исполнение Окуджавы, мне вот больше по вкусу яростное, на грани истерики, манера Высоцкого.
За нашей спиною в шесть тридцать остались — я знаю —
Не только паденья, закаты, но — взлет и восход.
Два провода голых, зубами скрипя, зачищаю.
Восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдет!
И ведь актуальны и красивы эти незамысловатые в принципе песни даже сегодня. На личном примере сужу. Несколько лет назад, когда еще занимался с молодняком в клубе, на одном из суточных выходов сыграл под настроение несколько песен. В том числе и «Черные бушлаты».
Каково же было удивление, когда на следующем ночном сборище меня попросили повторить «балладу про морпехов». Аудитория была уже «сделана в России», и Высоцкого что там говорить, единицы знали по рассказам родителей.
Зацепило. Понравилось. А разве могло быть иначе?
Можно сказать, что не совсем удачно сложилась карьера Владимира Семеновича. Хотя и с гастролями поездил, и за рубеж выпускали. Не было главного – не было пластинок (несколько миньонов не в счет), не было государственного признания в виде званий и прочих атрибутов.
Но было другое. Были аншлаги на «Гамлета». Были просто чумовые роли Лопахина в «Вишневом саду» и Ганнибала в спектакле «Как царь Петр арапа женил». Были 30 фильмов, многие из которых с песнями Высоцкого.

И была роль Глеба Жеглова в «Месте встречи…» Один из немногих случаев, когда в целом отрицательный герой стал общенародным любимцем. И мальчишки того времени дрались в дворах за право в игре быть Жегловым.
Это было. И были тысячи записей его 700 с лишним песен, растиражированные на десятках, а то и сотнях тысяч советских магнитофонов.
Государство не признало артиста Владимира Высоцкого. Но звание «народный артист» вполне применимо, ибо автором и исполнителем песен и ролей Владимира Семеновича признал именно народ.
И этого признания не отнимет ни время, ни что-либо еще.
Высоцкий – народный артист.
Лучшей иллюстрацией этого стали похороны. В Москве идет Олимпиада, власти всячески стараются сгладить любое происшествие, которое может оказать негативное воздействие.
Но люди шли. И несли цветы. И провожали своего Высоцкого в последний путь.

И простите, но по количеству провожавших его Высоцкий мог поспорить и кое с кем из генсеков.
Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 11 июня 1980 года:
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Бесспорно. Сотни песен, написанных с душою и спетых от души, роли, сыгранные или озвученные опять же душой – позволят.
Жаль, конечно, что так мало было прожито, написано и сыграно. 42 – это не возраст. К сожалению.
Но с неба свалилась шальная звезда —
Прямо под сердце.
Так получилось. Как так случилось, кто виноват, и как могло быть, если бы было иначе, говорить поздно, да и незачем.
Он начал робко с ноты до,
Но не допел ее, не до…
Не дозвучал его аккорд
И никого не вдохновил.
Да нет же! Вдохновил. Звучит до сих пор. Живы песни Владимира Высоцкого, жива память. 80 лет со дня рождения и почти 40 лет, как он нас покинул.

Но память людская жива.