Подводная лодка России

Уж и не думал я, что по прошествии стольких лет я вновь пройду через проходные какого-нибудь режимно-секретного предприятия, но уже в роли простого смертного, гражданского лица без какой-либо формы допуска 🙂 И не какого-нибудь предприятия, а морской тематики — моей любимой. В общем, не знаю, какими правдами и неправдами, но повезло мне оказать на «Севмаше» в Северодвинске — в месте, где рождаются подводные лодки. На заводе, со стапелей которого сошла большая часть всех советских и российских подводных лодок, и где в настоящее время строятся самые современные субмарины проекта 955 «Борей». Хотите посмотреть?

Как попали
Экскурсия на «Севмаш» — событие крайне маловероятное и редкое. «Северное машиностроительное предприятие» — режимное и секретное, попасть туда обычным способом можно только устроившись на работу и оформив соответствующую форму допуска, как минимум, 3-ю. Поэтому, сами понимаете, даже если день открытых дверей там и случается, то дальше административного корпуса людей «с улицы» никто не пускает. Но, несмотря на всю строгость пропускного режима, пресс-служба завода подводных лодок периодически идёт навстречу блогерам и устраивает блог-туры. К примеру, тот блог-тур, в котором я побывал, стал … вторым 🙂

Удача улыбнулась нам, только благодаря экспедиции «На Север!», которую мы организовывали в августе прошлого года. В общем, просто всё совпало — моё желание там оказаться, с одной стороны, и желание вновь увидеть в своих стенах блогеров, с другой. К нашей ульяновской экспедиционной команде присоединились блогеры из Архангельска, которые так же посчитали приглашение на экскурсию за большое везение и удачу.
И вот мы, в назначенный день и время, приезжаем в Северодвинск — северный центр судостроения и судоремонта России. Город двух заводов — «Севмаша», где строят корабли, и «Звёздочки», где их ремонтируют и утилизируют. Некогда закрытый город, куда до 1992 года попасть можно было только по спецпропуску.
Своё знакомство с заводом мы начали с подробного инструктажа, как нам можно себя вести за проходными, что можно фотографировать, а что нет, куда ходить, а куда даже не пытаться заглядывать. С самого начала нам рассказали, какие цеха мы сможем посмотреть. И даже учитывая, что ничего секретного нам в принципе не могли показать, увидели мы довольно много интересного. Традиционно, любая экскурсия по заводу начинается с его истории и музея.
Секретный монастырь
В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь, постройки XVII века. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. А после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.

Строители судовой верфи не разрушили монастырь по одной лишь причине — эти постройки были единственными на многие километры вокруг, и их использовали как жильё. Постепенно монастырь обрастал новыми цехами и корпусами «Севмаша». Таким образом, он и оказался запертым внутри — в бывших церквях ныне располагаются некоторые подразделения огромного завода. Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 новых куполов и крестов, вместо сгоревших от молнии в 30х годах.

В 1939 году на заводе был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира.

Главный механический
Один из цехов, который нам разрешили посетить — главный механический, №4.

Здесь изготавливают огромные судовые подшипники, которые стали одним из брендов «Севмаша».

Подшипники являются одним из важных компонентов корабля. Упорный подшипник передаёт гидродинамическую нагрузку от винта на корпус корабля, то есть заставляет его двигаться.

Трудовые будни работников механического цеха:
Рабочий стол:
Почему-то читается как «За всё ответит Жириновский». Суровая трудовая дисциплина.
С первого взгляда, оборудование цеха выглядит довольно устаревшим, однако уже сейчас идёт процесс его модернизации. К примеру, работает вот такой токарный станок «Boehringer VFD 1000 DUS».
Что нам скажет начальник транспортного цеха?
Мало кто знает, что протяжённость дорог «Севмаша», не считая железнодорожных путей, более 50 километров. Это около 550 дорожных знаков на всей территории завода, 314 транспортных средств в его гаражах. Всем этим управляет Автотранспортный цех №20.
В 2014 году цех отметил свой 75-летний юбилей. Главным событием праздника тогда стало открытие памятника легендарной полуторке ГАЗ-АА. Макет этой машины, с которой начинался автопарк завода, изготовили на заводе в масштабе 1:3.
История завода в одном кадре:
1:3, если кто не понял 🙂 Не пытайтесь повторить этот трюк у себя дома — застрянете 🙂
Железнодорожный цех
Несколько месяцев назад на завод приехали три новеньких вагона с «Уралвагонзавода» — событие для «Севмаша» не рядовое, поскольку срок эксплуатации у некоторых имеющихся вагонов заканчивается, и они не смогут больше выходить на пути общего пользования. А когда последний раз пополнялся парк, работники цеха вспоминают с трудом.
Заводские пейзажи
Столовая
Комплексный обед в заводской столовой нам обошёлся примерно в 150 рублей.
Стапельный цех — место, где рождаются подлодки
К сожалению, посмотреть на стапельный цех №55 нам разрешили только снаружи. Сейчас в нём идёт строительство атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955У «Борей-А»), относящейся к 4-му поколению.
Однако, как оказалось, в Сети довольно много фотографий стапеля с «Бореем» внутри:
(источник: flotprom.ru)
И еще у Олега kuleshovoleg есть небольшой рассказ про этот стапельный цех — посмотрите.
Темп постройки подводных лодок на «Севмаше» примерно такой:
в 2008-м спустили К-535 «Юрий Долгорукий», в 2010-м сошёл К-550 «Александр Невский» и К-560 «Северодвинск», в 2013-м — «Владимир Мономах». Сейчас строятся «Бореи»: «Князь Владимир», «Князь Олег», Генералиссимус Суворов и «Ясени»: К-561 «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск». Заводские мощности загружены на полную мощь — на стапелях стоят сразу несколько лодок.
Легендарный 42й
24 сентября 1954 года на заводе, в цехе 42, была заложена первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Этот корабль стал третьим в мире подводным атомоходом.
Цех 42 единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем могут сделать специалисты 42го.
Здесь же, на стенде сборки активных зон реакторов, создают атомное сердце всех построенных на «Севмаше» кораблей. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением и две камеры электронно-лучевой сварки.
Делали тут и опытные батискафы, и башни для перегонки нефти, и даже конструкции для исследования космоса.
От входа в 42й корпус хорошо видны стоящие у причала подводные крейсеры «Акула» — самые большие лодки в мире. Но фотографировать их запрещено. Хотя бы так, издалека, но я их увидел «вживую». Мечта сбылась на 90%. Оставшиеся 10 — на её посещение, когда-нибудь. Надеюсь.
По-моему, прекрасная экскурсия получилась. «Севмаш», спасибо!

Подводные лодки ВМФ России

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения
Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.
Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.
В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.
В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.
Многоцелевые АПЛ
Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.
Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.
Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.
С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.
До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.
17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Неатомные подлодки
С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.
Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».
Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.
До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Специальная техника
Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».
Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.
В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.
Перспективы
На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.
До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.
Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.
По материалам сайтов:

Сравнение подводных сил России и США


Способность проникать в морские глубины и незаметно вклиниваться в оборону противника. Выбирать наилучшее место и время для атаки. Выживать без значительных затрат на оборону, используя неопределенность и неоднозначность водной среды. Уникальные свойства подводных лодок позволяют обеспечить беспрецедентный эффект присутствия и сдерживания, далеко не пропорциональный размерам и количеству самих субмарин.
На сегодняшний день ВМФ России и ВМС США являются крупнейшими в мире операторами подводных лодок. На вооружении каждого из флотов находятся лучшие образцы подводного вооружения, представленные многочисленными типами подводных кораблей.
Подводная компонента ВМФ России
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). Носители межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования, основа «ядерной триады» России.
Проект 955 и 955А «Борей»
В строю — 3, строятся — 3, планируемый состав серии — 8…10 подлодок.


Самый новый и современный проект подводного стратегического ракетоносца во всем мире. Конструктивные особенности и шумовые характеристики РПКСН пр. 955 позволяют отнести их к новому, четвертому поколению подводных атомоходов. Вооружение: ракетный комплекс Д-30 с 16-ю баллистическими ракетами подводного базирования Р-30 «Булава». Новые лодки «Борей» и твердотопливные ракеты открывают новую эпоху в истории отечественного подводного флота.
Проект 667БДРМ «Дельфин»
В строю — 7 единиц (1981-90 гг.).
Боевое ядро морских стратегических ядерных сил. Носители трехступенчатых баллистических ракет подводного базирования Р-29РМУ2 «Синева». Главным козырем «Синевы» по сравнению с твердотопливными «Трайдентом» и «Булавой» являются их выдающиеся энергомассовые характеристики (стартовая масса/дальность стрельбы/забрасываемый вес), обусловленные фундаментальными свойствами жидкого топлива.

К-407 «Новомосковск» (пр. 667БДРМ) после прохождения ремонта и модернизации
Проект 667БДР «Кальмар»
Три лодки, вступившие в строй в 1980-82 гг., вооруженные комплексом Д-9Р (16 пусковых установок шахтного типа с жидко-топливными ракетами Р-29Р). Ожидается, что устаревшие «Кальмары» будут постепенно выведены из боевого состава и заменены новейшими «Бореями».
Проект 941УМ
ТК-208 «Дмитрий Донской» — последний из тяжелых РПКСН типа «Акула», переоборудованный в пусковой стенд для испытаний БРПЛ «Булава».
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) — 8 единиц, все принадлежат к проекту 949А «Антей» (1986-96 гг.). Знаменитые «убийцы авианосцев», каждый из которых несет по 24 противокорабельные ракеты «Гранит».
Многоцелевые атомные подводные лодки — 21 единица. Разношерстое семейство, представленное представителями пяти проектов:
— пр. 671РТМ(К) — четыре подлодки. Запланирован вывод из состава флота;

— пр. 945 и 945А — четыре подлодки с корпусами из титана. Ведется глубокая модернизация с установкой современных систем и оружия. Все «Кондоры» и «Барракуды» вернутся в строй к началу следующего десятилетия;
— пр. 971 «Щука-Б» — двенадцать кораблей. Девять в боевом составе, три в резерве и в затянувшемся на десятилетие ремонте. Еще одна подлодка (К-152 «Нерпа») передана в лизинг Индии. На момент постройки (80-90 гг.) «Щуки-Б» были самыми грозными и совершенными субмаринами в своем классе. Таковыми остаются и сегодня, с поправкой на возраст. Имеется несколько модификаций («Улучшенная Щука»), некоторые представители проекта в настоящий момент проходят модернизацию по различным программам;

— пр. 885 «Ясень». Многоцелевая АПЛ четвертого поколения, оснащенная ракетным комплексом «Калибр». Лодка «Ясень» претендует на звание лучшей в своем классе среди всех зарубежных аналогов. В настоящий момент в строю находится один корабль этого типа (К-560 «Северодвинск»). На верфях — еще три корпуса, строящиеся по обновленному проекту 885М «Ясень-М». Планируемый состав серии — 8 субмарин;
К-560 «Северодвинск»
Атомные подводные лодки специального назначения — 2 единицы:
— носитель глубоководных станций БС-136 «Оренбург» (переоборудована из ракетоносца пр. 667БДР);
— атомная глубоководная станция АС-12 «Лошарик» (пр. 10831), предельная глубина погружения 6000 м, вооружение отсутствует.

Лодка-носитель БС-136 «Оренбург»
В настоящий момент по специальному проекту переоборудуют еще один недостроенный атомный ракетоносец К-139 «Белгород» (пр. 09852).
Дизель-электрические подводные лодки — 20 единиц, среди которых:
— 18 «Варшавянок» (пр. 877 и 636.3);
— 1 Б-585 «Санкт-Петербург» (пр. 677 «Лада» ) — в опытной эксплуатации на СФ;
— 1 Б-90 «Саров» (пр. 20120) — экспериментальная ДЭПЛ для испытания новых образцов вооружений.
В ближайшие годы отечественный ВМФ должен пополниться еще шестью ДЭПЛ, среди которых будут две «Лады»и четыре «Варшавянки».

Щука, Борей, Варшавянка!
Подводная компонента ВМС США
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ — соответствуют отечественным РПКСН). На вооружении единственный тип — «Огайо». В строю 14 лодок, построенных в период с 1981 по 1997 г.
Связка «Огайо» — «Трайдент-2» может считаться эталоном морских ядерных вооружений. Носитель — уникальная лодка, до недавнего времени считавшаяся самой скрытной из существующих АПЛ. И твердотопливная ракета с непревзойденными массогабаритами и ТТХ (неслучайно, на борту не самой крупной «Огайо» поместились 24 БРПЛ).

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN) — 4 единицы. Были переоборудованы из ПЛАРБ типа «Огайо». На борту каждой 154 «Томагавка».
Многоцелевые атомные подводные лодки (или, по оригинальной классификации, fast attack submarine — скоростные подводные охотники). В настоящий момент на вооружении ВМС США находятся три основных типа многоцелевых АПЛ, среди которых:
— 41 лодка типа «Лос-Анджелес» (1981-96 гг.). Небольшие по размерам, скрытные и надежные подводные охотники уже 30 лет составляющие основу подводных сил США. Большая часть из сохранившихся «Лос-Анджелесов» принадлежит к подсерии «Улучшенный ЛА». Оснащены вертикальными пусковыми установками для хранения и запуска КР «Томагавк»;

— 11 лодок типа «Вирджиния» трех разных подсерий (1997-2014 гг.). Новые американские лодки специализируются на боевых действиях в прибрежной зоне: разведка, проведение диверсионных операций и нанесение ударов по берегу. Как у их предшественников, «Лос-Анджелесов», в носовой части «Вирджиний» установлено 12 ракетных шахт для «Томагавков». Всего запланировано построить 30+ АПЛ данного типа, последние лодки (подсерия 5) получат возможность нести до 40 крылатых ракет;
— три «Морских волка». Белые слоны американского флота, формально считающиеся самыми совершенными подводными охотниками и первыми в мире многоцелевыми АПЛ 4-го поколения. Фактически же представляют собой предельно дорогие, штучные конструкции, страдающие от множества «детских болезней». Последний корабль типа «СиВулф», «Джимми Картер», был введен в строй в 2003 г. в виде лодки для специальных операций.
Дизель-электрические подводные лодки
В связи c ярко выраженной наступательной направленностью американский флот полностью отказался от дизель-электрических подлодок. Последняя ДЭПЛ «Гроулер» была построена в 1958 году.
Экстренное всплытие АПЛ типа «Лос-Анджелес»

Ужасающая мощь: весь подводный флот России на одной схеме

Федеральное агентство новостей предлагает вашему вниманию перевод статьи Кайла Мизоками Here Are All the Submarines of the Russian Navy in One Infographic («Ужасающая мощь: весь подводный флот России на одной схеме»), опубликованной на сайте Popular mechanic.

Новый план, составленный Naval Analysis, показывает всю подводную мощь российского флота. Сейчас он насчитывает 72 субмарины. Это на одну больше, чем у ВМС США. Однако разрыв в количестве атомных и штурмовых подлодок, а также субмарин с крылатыми ракетами, значителен.

В верхней части схемы располагаются новейшие атомные подводные лодки: четыре ПЛАРБ проекта 955 «Борей». Каждая из них имеет по шестнадцать баллистических ракет «Булава» с дальностью действия 9300 км и шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Всего Россия планирует построить восемь таких подлодок.

Затем идут семь субмарин проекта 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин» с ракетами «Синева», и завершает ряд гигантская подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула», которая в настоящее время участвует в испытаниях ракет.

Следующие восемь лодок — подводные ракетные крейсеры проекта 949А «Антей», длиной 154 метров и с подводным водоизмещением 24 000 тонны. Первоначально они были заказаны Советским Союзом для уничтожения авианосцев ВМС США, которые перевозили огромное количество больших и мощных крылатых ракет. Каждая из подлодок имеет на борту 24 противокорабельные ракеты П-700 «Гранит».

В отличие от Соединенных Штатов, Россия имеет как атомные, так и дизель-электрические торпедные субмарины. Это двенадцать атомных подлодок проекта 972 «Щука-Б» (по классификации НАТО – Akula I, II и III класса), проекта 671РТМ(К) «Щука» и четыре подлодки проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». Все они были разработаны еще в Советском Союзе во времена холодной войны, но некоторые были построены уже после развала СССР.

Совсем недавно Россия спустила на воду две субмарины проекта 885 «Ясень». Это серия российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвертого поколения, которые могут в конечном итоге заменить устаревающие модели проекта 949 «Гранит».

Из дизель-электрических Россия имеет 21 подводную лодку проекта 877 «Палтус» (типа «Варшавянка») и одну — проекта 677 «Лада». ДЭПЛ типа «Варшавянка» предназначены для работы недалеко российской территории, например, на Черном и Средиземном море. Некоторые лодки этого типа были построены еще во времена Холодной войны, иные, такие как «Ростов-на-Дону», — спущены на воду совсем недавно, в 2014 году. Подлодки типа «Лада» сконструировали на замену «Варшавянкам». Эксперт по подводным лодкам Г.И. Саттон утверждает: Россия планирует создать по меньшей мере пять таких экземпляров.

Субмарин специального назначения на российском флоте тоже немало. Есть две огромные «плавучие базы» на основе корпусов подлодок типа «Кальмар» и «Дельфин», которые служат для переправы глубоководных сверхмалых подводных лодок. Для океанографических исследований на глубине у России есть одна ПЛ «Лошарик», три автономные глубоководные станции проекта 18510, шифр «Нельма», и три АПЛ класса «Кашалот».

Есть и экземпляр, который особенно наводит ужас: подлодка Б-90 «Саров». Это испытательная платформа для торпеды на атомном ходу с огромной 100-мегатонной термоядерной боеголовкой «Статус-6», которая предназначена для атаки береговых объектов, таких как порты и города. Противоракетная оборона США бессильна против «Статус-6», в то время как удар этой ракеты способен уничтожать целые прибрежные районы, делая их непригодными для жизни из-за радиоактивных осадков.

У ВМФ России, по крайней мере, на бумаге, на одну подводную лодку больше, чем у ВМС США, хотя у американцев все модели оснащены баллистическими и крылатыми ракетами. Подводный флот ВМС США, в отличие от ВМФ России, полностью атомный, но, если бы соседи Соединенных штатов были их потенциальными противниками, американские власти, вероятно, тоже инвестировали бы в строительство неатомных подводных лодок.