Подводная лодка I 400

IJNS I-400 (1944)

I-400

Служба


Япония
Исторические данные

18 января 1943 Заложен

январь 1944 Спущен на воду

30 декабря 1944 Сдан

27 августа 1945 Выведен из боевого состава

31 мая 1946 Гибель

Общие данные

3530/5223 / 6560 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)

122,0 / 12,0 / 7,02 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

18,75 узл. Скорость хода надводная

6,5 узл. Скорость хода подводная

100 / м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)

37500 миль Дальность плавания надводная

60 миль Дальность плавания подводная

90 суток Автономность (макс)

Энергетическая установка

дизель-электрическая . Тип энергетической установки

4 дизеля, 7 700 к-во/л.с. Двигатели надводного хода

2 электродвигателя, 2 400 к-во/л.с. Двигатели подводного хода

Вооружение

1*140-мм/40,10*25-мм Тип 96 . Артиллерийское

8 носовых 533-мм ТА/20 шт Торпедное

Aichi M6A Seiran/3 шт Авиационное

Экипаж

157 чел. Общая численность

21 чел. Офицеры

I-400 (яп. 伊四百型潜水艦) — подводная лодка Императорского флота Японии, также известная по типу Sentoku (яп. 潜特型潜水艦), головная в серии авианесущих ПЛ периода Второй мировой войны. Корабли этого типа были самыми крупными подводными лодками в мире до появления АПЛ в 1960-х годах.

Общие сведения

Основная статья: Подводные лодки специального назначения типа Sentoku

Подводные лодки-авианосцы типа Sentoku – самые большие подводные корабли Императорского флота периода Второй мировой войны. Их возникновение было обязано плану адмирала Исороку Ямамото атаковать шлюзы Панамского канала с помощью гидросамолетов Aichi M6A1 Seiran, находящихся в ангарах лодки. На тот период Япония имела самый мощный флот на Тихом океане, и идея объединения атакующих способностей авианосца со скрытностью подводной лодки воплотилась в I-400 в попытке перелома хода боевых действий в пользу Страны восходящего солнца.

Вооружение

Основная статья: Подводные лодки специального назначения типа Sentoku

История службы

30 декабря 1944 года ПЛ I-400 принята от промышленности и, под командованием капитана 1 ранга Ariizumi Tatsunosuke, вошла в состав 6-го флота.

9-10 марта 1945 года авиацией союзников проведены массированные бомбардировки Токио, убито 83 000 человек. В марте-апреле 1945 года в отместку за сожжение Токио, Императорский военно-морской Генштаб рассматривает предложение об использовании ПЛ I-400 для налета на Сан-Франциско с применением бактериологического оружия, предложению противостоит вице-адмирал Дзисабуро Одзава.

5 апреля 1945 года ПЛ прибыла на Moji, на следующий день отплыла в Куре. 14 апреля отплывает в г. Далянь (Китай), где 20 числа того же месяца на борт грузится 1700 тонн мазута. На военно-морскую базу в Куре корабль возвращается 27 апреля 1945 года.

В мае 1945 года на ПЛ устанавливается шноркель. 2 июня корабль покидает Куре и направляется на остров Хонсю, расположенный напротив залива Нанао (Япония).

6 июня 1945 года начинается ночь летной подготовки. Команда из четырёх обученных людей готовит гидросамолет для запуска за 7 минут. Обучению мешают американские подводные лодки и нехватка авиационного бензина, материала и самолётов, но им удаётся запустить ряд смоделированных воздушных ударов.

12 числа Императорское командование решает использовать подводные лодки для нападения на американскую военно-морскую якорную стоянку на атолле Улити из-за неизбежного падения острова Окинава и налетов на Японию. От бомбардировки Панамского канала формально отказались, несмотря на протесты со стороны командира корабля капитана 1 ранга Аридзуми.

22-23 июля 1945 года японские опознавательные знаки удалены с самолетов и заменены поддельными американскими опознавательными знаками. Подводная лодка I-400 покидает ВМБ Оминато для осуществления налета на атолл Улити. Вскоре на I-401 принимают приказ идти на восток для встречи у Панамы, а I-400 пропускает радиограмму.

15 августа 1945 года — Императорский дворец, Токио. Император Хирохито (Hirohito) транслирует имперский рескрипт, который призывает к прекращению военных действий. Дивизиону всё-равно приказали нанести удар, но 18 августа Главный Морской штаб отменил приказ, ПЛ следует в Куре. На этом война для лодок Sentoku закончилась. 20 августа поступил приказ уничтожить наступательное вооружение. Изящные гидропланы были катапультированы в море, все торпеды выпущены в сторону горизонта, секретные документы уничтожены.

29 августа 1945 года на корабле были спущены флаги Императорского флота, и их место заняли чёрные флаги капитуляции. Капитуляцию ПЛ принимал эсминец ВМС США USS Blue (DD-387).

2 сентября официальная капитуляция Японии. 15 сентября I-400 исключена из списка флота. 06 января 1946 года прибыла в Пёрл-Харбор для дальнейшего изучения специалистами ВМС США.

Гибель

После окончания Второй мировой войны все три построенные лодки типа Sentoku были переведены в Пёрл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям, но американцы не хотели ни с кем делиться секретами подводных авианосцев, которые были способны наносить удары по территории Соединенных Штатов. Подводная лодка I-400 была отправлена на дно 31 мая 1946 года для того, чтобы СССР не прознал о масштабности разработок японских конструкторов. Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня — баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии.

Наши дни

В декабре 2013 года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке (спустя 4 месяца). В августе, проводя исследования морского дна, ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую лодку I-400 проекта Sentoku. ПЛ лежит на глубине около 700 метров (2,300 футов) недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. Исследователь Jim Delgado рассказал американской газете Chicago Tribune, что «подводная лодка была торпедирована, частично разрушена и затонула под крутым углом».

Восстановленный самолет Aichi M6A1 Seiran находится в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне. Это единственный сохранившийся пример данного самолета, который был найден в Aichi авиационном заводе после окончания войны в августе 1945 года. Отправлен в военно-морскую воздушную станцию Аламеда в Калифорнии. Стоял в хранилище вплоть до 1989 года, позже комплексной реставрацией был восстановлен. Хотя самолет был разорен сувенирными коллекционерами, и заводские чертежи отсутствовали, реставрационная команда смогла воссоздать его точно, и к февралю 2000 года он был готов для выставочной презентации.

См. также

  • Список статей о кораблях Императорского флота Японии
  • Атака Пёрл-Харбора
  • Вторая мировая война
  • Aichi M6A Seiran

Примечания

  1. Устройство напоминающее перископ, служит для обеспечения воздухом дизелей при следовании в подводном положении.

Литература и источники

Литература

Ссылки

  • ВМС Японии.
  • Сайт русскоязычной Википедии.
  • Сайт англоязычной Википедии(англ.)
  • Sentoku — Подводные лодки-авианосцы.
  • Императорский флот Японии, тип Sentoku.(англ.)
  • Статья редакции FURFUR про I-400.
  • Фотоархив типа Sentoku.(англ.)
  • I-400, интернет библиотека.
  • Форум Императорского флота Японии.
  • История службы IJNS I-400.(англ.)
  • Макеты подлодки и самолета Aishi-M6A1-Seiran.
  • Панамский канал в годы Второй мировой войны.
  • Японское «чудо-оружие».

Галерея изображений

  • Чертёж ПЛ I-400.

  • Blower (SS-325) в Токийском заливе рядом с захваченной японской подводной лодкой IJNS I-400, сентябрь 1945.

  • После капитуляции, сентябрь 1945.

  • Токийский залив, сентябрь 1945 года, несколько дней после капитуляции Японии, японские моряки сидят на палубах.

  • Экипаж IJNS I-400.

  • Схема окраски I-400.

  • Офицеры ПЛ, август 1945 года.

  • IJNS I-400 рядом с американской подводной лодкой Proteus (AS-19), конец 1945 года или начало 1946 года.

  • Оставляя морскую военную базу Ominata для ее окончательной миссии по бомбардировке Панамского канала, 23 июля 1945.

  • Лодка IJNS I-400.

  • IJNS I-400 вместе с Proteus (AS-19).

  • IJNS I-400 в Пёрл-Харборе, 1946 год.

  • Торпедирование корабля, 31 мая 1946 года.

  • Потопление подводной лодки, 31 мая 1946.

  • Гибель I-400, 31 мая 1946.

  • I-400 в японской анимации.

Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)

В декабре прошлого года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке. В конце лета, проводя исследования морского дна, гавайские ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую подлодку проекта Sen Toku (иногда для обозначения проекта применяется индекс головной подлодки – I-400). Субмарина лежит на глубине около 700 метров недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. В годы Второй мировой войны в составе японского военного флота служило большое количество подводных лодок различных типов. Однако наибольший интерес представляют субмарины проекта «Сентоку», отличавшиеся от других своим предназначением.


С начала тридцатых годов японские судостроители занимались созданием подводных лодок, способных нести легкие самолеты. Предполагалось, что перевозимый лодкой самолет будет выполнять разведывательные функции. В дальнейшем не исключалась и ударная роль самолета, однако ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку. Тем не менее, и разведывательные самолеты были в достаточной мере полезными для подлодок. В частности, после нападения на Перл-Харбор фото- и киносъемку результатов налета провел самолет-разведчик, доставленный к гавайским берегам подлодкой I-9 проекта A1.
В начале 1942 года по инициативе адмирала И. Ямамото началось создание проекта новой подводной лодки, способной нести сразу несколько самолетов-бомбардировщиков. Одновременно с этим стартовала разработка специализированного гидросамолета, пригодного для перевозки на перспективной субмарине и способного нести бомбовое вооружение. Предполагалось, что новые подводные лодки смогут скрытно доставлять ударные самолеты к береговым объектам или корабельным группам противника. Скрытный подход и внезапная атака, как ожидалось, должны были обеспечить высокую боевую эффективность новых субмарин и их самолетов. К перспективной подводной лодке предъявлялись высокие требования. Она должна была перевозить четыре самолета и иметь дальность плавания на уровне 65-70 тыс километров. Дальность подводного хода должна была превышать 100 км. Результатом подобных требований стали габариты и водоизмещение перспективной подводной лодки. Подводное водоизмещение, по расчетам, должно было превысить 6,5 тыс тонн.
Специфическое предназначение перспективной подлодки определило ее архитектуру. Подлодки «Сентоку» предлагалось сделать двухкорпусными, с прочным корпусом сложной формы. Для перевозки достаточного количества топлива, а также для приемлемого размещения герметичного ангара пришлось разработать оригинальный прочный корпус переменного сечения. В носовой части он состоял из двух крупных «труб» и в сечении напоминал восьмерку. К средней части форма прочного корпуса плавно менялась и становилась похожей на знак бесконечности. Это было обусловлено размещением цилиндрического ангара. Кормовую часть прочного корпуса выполнили в форме цифры 8 и тоже плавно сопрягли с центральной. Прочный корпус предлагалось закрыть обтекаемым легким.
Над средней частью корпуса, похожей на знак «∞», поместили цилиндрический (диаметр около 3,5 метра) ангар для перевозки самолетов. Подлодки проекта «Сентоку» должны были нести три гидросамолета Aichi M6A Seiran с запасом топлива и оружия. Большие габариты подводной лодки позволили в некоторой мере упростить процедуру взлета. После всплытия подводники должны были открыть передний люк ангара, выкатить на палубу самолет и подготовить его к вылету. Далее гидросамолет M6A нужно было установить на катапульту, обеспечивавшую взлет. Посадку предлагалось производить, как и ранее, на воду с последующим подъемом самолета на борт при помощи крана.
Наиболее заметным последствием высоких требований, предъявлявшихся к проекту «Сентоку», стали большие габариты подлодки. При подводном водоизмещении 6560 тонн (надводное – не более 5200 т) новые субмарины должны были иметь общую длину 122 метра и максимальную ширину корпуса 12 м. Средняя осадка составляла 7 метров. Таким образом, японские подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными представителями своего класса времен Второй мировой войны. Более того, их рекорд по размерам и водоизмещению продержался до появления атомных субмарин. Другой рекорд крупнейших японских подлодок касался дальности плавания. Расчетное значение этого параметра превысило 69 тыс километров. Это означало, что лодка проекта «Сентоку» сможет добраться до любой точки планеты, не нуждаясь в дозаправке топливом.

Для приведения столь крупной подлодки в движение пришлось создать силовую установку соответствующей мощности. В надводном положении субмарины «Сентоку» должны были перемещаться при помощи четырех дизельных двигателей мощностью по 2250 л.с. каждый. Для передвижения под водой лодки предполагалось оснащать двумя электродвигателями мощностью по 2100 л.с. С такой силовой установкой перспективные авианесущие подводные лодки в надводном положении могли бы развивать скорость не менее 18 узлов, в подводном – около 12 узлов. Характеристики прочного корпуса и ангара позволяли погружаться на глубину до 100 метров.
Экипаж подлодок проекта «Сентоку», по разным данным, состоял из 144 человек (21 офицер) или более. Запас продовольствия и пресной воды был рассчитан на плавание продолжительностью до 90 суток.
Как и другие подводные лодки того времени, «Сентоку» предлагалось оснащать торпедным и артиллерийским вооружением. В носовом отсеке подлодок предусмотрели восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Возимый боекомплект состоял из 20 торпед. Кроме того, подлодки должны были нести мощное зенитное вооружение. Оно состояло из трех трехствольных артиллерийских установок на базе автоматической пушки «Тип 96» калибра 25 мм, а также одной такой пушки, смонтированной отдельно. 140-мм орудие «Тип 11», установленное за ангаром, предназначалось для атаки как воздушных, так и надводных целей.
Несмотря на наличие мощного торпедного и артиллерийского вооружения, основным средством ведения боя для лодок «Сентоку» были самолеты-бомбардировщики Aichi M6A Seiran. Три таких самолета перевозились в крупном и длинном ангаре подлодки. Конструкторы фирмы «Айти» под руководством Н. Одзаки сумели создать сравнительно компактный самолет, пригодный для перевозки в ангаре ограниченных размеров, а также способный нести бомбовое вооружение. Бомбардировщик «Сейран» имел размах крыла 12,26 метра, общую длину – 11,64 м и оснащался двигателем жидкостного охлаждения Aichi Atsuta 32 мощностью 1200 л.с. Нормальный взлетный вес равнялся 4050 кг, максимальный достигал 4450 кг.

«Сейран» был выполнен по аэродинамической схеме «низкоплан». Характерной его чертой стали два крупных поплавка, предназначенные для посадки на воду. Эти элементы конструкции серьезно ограничивали летные характеристики бомбардировщик, что могло сказаться его на боевых возможностях. Тем не менее, специфические требования заказчика вынудили авиаконструкторов искать компромиссы, жертвуя теми или иными характеристиками. Поэтому максимальная скорость самолета M6A (на высоте 5000 метров) равнялась 475 км/ч, а крейсерская не превышала 300 км/ч. Экипаж бомбардировщика, состоявший из пилота и стрелка, мог обороняться от истребителей противника при помощи пулемета «Тип 2» калибра 13 мм, расположенного в задней кабине. В зависимости от поставленной задачи самолет «Сейран» мог нести две бомбы калибра 250 кг или одну калибра 800 кг. Кроме того, предусматривалась возможность подвески одной торпеды весом не более 850 кг.

Для размещения в небольшом ангаре подлодки на бомбардировщиках M6A Seiran были предусмотрены узлы складывания крыла и хвостового оперения. Поплавки демонтировались. После подготовки для перевозки в ангаре поперечные габариты самолета определялись диаметром воздушного винта. Размеры ангара позволяли перевозить три самолета в сложенном виде, запас топлива и боеприпасов. Кроме того, в оставшемся объеме можно было поместить еще один бомбардировщик в разобранном виде. На его сборку пришлось бы потратить гораздо больше времени, чем на подготовку к полету других.
Согласно первоначальным планам, судостроительная промышленность Японии должна была передать военному флоту 18 подводных лодок типа Sen Toku. Однако промышленность была занята выполнением других заказов, что сказалось на количестве построенных подлодок-авианосцев. Головная субмарина проекта I-400 вошла в состав японского флота в самом конце 1944 года. Через несколько дней военно-морскому флоту передали вторую подлодку I-401, а в последних числах июля 1945 года моряки приняли третий подводный корабль. До конца боевых действий на Тихом океане Япония успела начать строительство шести подлодок «Сентоку». Кроме того, ввиду трудного экономического положения требуемую серию субмарин сократили с планировавшихся изначально 18 единиц до 12. Однако и эти планы остались на бумаге.

В начале 1945 года первые две подлодки типа «Сентоку» опробовали свое основное вооружение в условиях полигона, после чего началась их служба. Возможность нанесения бомбовых ударов по целям, а также высочайшая дальность плавания определили первую боевую задачу новых субмарин. Их целью стали шлюзы Панамского канала. Японское командование посчитало, что разрушение или повреждение этих объектов серьезно ударит по снабжению американских войск на Тихом океане. Подлодки I-400 и I-401 отправились к берегам Центральной Америки, однако вскоре получили приказ возвращаться. Командование поняло бессмысленность такой атаки и связанные с ней риски, из-за чего приказало подводникам вернуться на базу. В первых числах августа начался второй поход подлодок «Сентоку», который тоже окончился неудачей. Две подводные лодки должны были отправиться к атоллу Улити и атаковать американские корабли. Через несколько дней после выхода в море на субмарине I-400 произошел пожар, она была вынуждена вернуться на базу для ремонта. I-401, в свою очередь, не могла самостоятельно выполнить боевую задачу и тоже вернулась домой.
Второй поход к атоллу Улити сначала планировался на 17 августа, но позже его перенесли на 25-е. Однако субмарины «Сентоку» так и не добрались до своей цели. Война на Тихом океане подходила к концу, и 20 августа экипажи подлодок-авианосцев получили приказ, в соответствии с которым они должны были уничтожить все оружие и самолеты. Бомбардировщики с боекомплектом были сброшены за борт, а торпеды выпущены в море. Понимая свое бессилие в критический момент войны, командир подлодки I-401 Аридзуми застрелился.
После окончания Второй мировой войны все три построенные подлодки типа Sen Toku были переведены в Перл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям. Опасаясь возможных последствий, американская сторона в короткие сроки избавилась от трофеев. 1 апреля подводная лодка I-402 была расстреляна торпедами, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401. Точное место, где находится затопленная лодка I-401, было определено в 2005 году. Головная субмарина проекта была обнаружена позже, в августе 2013-го.


Авианесущие подводные лодки «Сентоку» появились слишком поздно и не смогли оказать никакого влияния на ход Второй мировой войны. Возможно, уникальные корабли были в силах повлиять на ход морских сражений, однако есть основания сомневаться в их высокой боевой эффективности. Дело в том, что в случае использования торпед в подводном положении подлодки «Сентоку» не имели почти никаких преимуществ перед субмаринами иных проектов. Что касается бомбардировщиков Aichi M6A Seiran, то их возможности смотрятся неоднозначно. Малая скорость полета в сочетании со сравнительно низкой маневренностью и слабым оборонительным вооружением могли нивелировать все преимущества, связанные со скрытой перевозкой на борту подводной лодки. Таким образом, в условиях реального боя подлодка I-400 или ее «систершипы» в короткий срок могли остаться без авиагруппы.
Несмотря сомнительные боевые качества и короткий боевой путь, пройденный без каких-либо успехов, проект авианесущих подводных лодок Sen Toku представляет определенный интерес. Японским конструкторам удалось решить задачу, которую ставили перед собой их коллеги из множества стран. Кроме того, Япония наглядно показала реальные возможности комплексов «авианесущая подлодка-самолет», что, вероятно, сказалось на дальнейшем развитии подобной военной техники. Субмарины «Сентоку» оказались последними представителями своего класса, строившимися серийно. В дальнейшем авианесущие субмарины не выходили из стадии проекта.
По материалам сайтов:

Подводные лодки специального назначения типа Sentoku

I-400 (Sen-Toku-gata sensuikan) нет
I-400 (Sen-Toku-gata sensuikan)
нет Постройка и служба

18 ед. Заказано

3 ед. Построено

0 ед. Потеряно

1943 — 1945 гг. Годы постройки

1944 — 1945 гг. Годы службы

Место строительства

Куре, Сасебо

Общие данные

5 223 / 6 560 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)

122 / 12 / 7,2 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

18,75 узл. Скорость хода надводная

6,5 узл. Скорость хода подводная

100 / м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)

37 500 миль Дальность плавания надводная

60 миль Дальность плавания подводная

90 суток Автономность (макс)

Энергетическая установка Вооружение

1 х 1 — 140-мм/40 орудие Type 11, 3 х 3 и 1 х 1 — 25-мм автоматов Type 96 . Артиллерийское

8 ТА Торпедное

8 х 533-мм ТА Носовые ТА

20 шт Число торпед

3 гидросамолета Aichi M6A Seiran шт Авиационное

Экипаж

144 чел. Общая численность

21 чел. Офицеры

123 чел. Матросы

Авианесущие подводные лодки Императорского Флота Японии типа I-400 (Sentoku)— являются крупнейшими среди дизель-электрических подводных лодок когда-либо построенных в мире. Проектировались эти лодки в период 1942-1943 годов с одной целью: добраться до Восточного побережья США незамеченными и нанести авиаудары по городам.

История создания

Предпосылки появления

Исороку Ямамото (04.04.1884-18.04.1943 гг.)

I-400 была детищем адмирала Исороку Ямамото, выпускника Гарвардского университета, Главнокомандующего Японского Объединенного флота. Вскоре после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года, он задумал перенесение военных действий на континентальную часть Соединенных Штатов, организовав воздушные нападения на города, расположенные вдоль Западного и Восточного побережий с помощью морской авиации подводного базирования. Его главной целью было нанести не столько материальный, сколько моральный урон, чтобы мирное население пало духом и запросило о перемирии. Предполагалось, что базирующийся на ПЛ самолет будет выполнять разведывательные функции, в дальнейшем не исключалась и ударная роль гидроплана Aichi M6A1 Seiran, однако ряд особенностей авианесущих ПЛ и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку.

Технико-экономическое обоснование проекта выполнил один из офицеров штаба Ямамото — Камето Куросима. 13 января 1942 года, Главнокомандующий направил проект I-400 флотскому командованию с пометкой «совершенно секретно». В нём были сформулированы требования к кораблю: подводная лодка должна была иметь дальность плавания в 40 000 миль (74 000 км), а также иметь на борту более двух самолётов, способных нести авиационную торпеду или 800-кг авиабомбу. Первый проект авианесущих подводных лодок типа I-400 был представлен в марте 1942 года, после доработок был окончательно утверждён 17 мая.

Строительство

Так 17 марта были завершены разработки и уже 18 января 1943 года началось строительство первой подводной лодки I-400 на верфи в Куре, а за ней еще четырех кораблей: I-401 (апрель 1943 года) и I-402 (октябрь 1943 года) в Сасебо; I-403 (сентябрь 1943 года) в Кобе и I-404 (февраль 1944 года) в Куре. Только три из них были завершены.

Первоначальный план, утвержденный в июне 1942 года, предусматривал строительство 18 подводных лодок этого типа. К 1943 году Япония начала испытывать серьёзные затруднения с поставкой материалов и после гибели Ямамото количество ПЛ сократилось вдвое (до 9 ед.), а спустя некоторое время было решено завершить только пять начатых строительством ПЛ и не закладывать следующие из-за возникших трудностей. К концу войны успели построить три подводные лодки, последняя из них была завершена 24 июля 1945 года (за 5 недель до конца войны) в качестве подводной лодки-танкера без авиационного вооружения. Строительство трех остальных было приостановлено в марте 1945 года (I-404 была в 95% готовности).

Описание конструкции

Корпус

Сечения по корпусу I-400Наружный вид и расположение отсеков. Представитель ВМС США осматривает ангар, начало 1946 года.

Чтобы выполнить требования, заложенные в тактико-техническом задании, конструкторам пришлось применить множество оригинальных технических решений. Для ПЛ типа I-400 с водоизмещением более 5000 т традиционная конструкция прочного корпуса цилиндрической формы оказалась неприемлемой. В результате была разработана уникальная для своего времени двухкорпусная схема — средняя часть прочного корпуса была выполнена из двух цилиндров и в разрезе представляла собой цифру «8», положенную горизонтально. Отличительной особенностью компоновки являлись продольная прочная переборка в месте соединения цилиндров вдоль всех отсеков и герметичная палуба. Внутри корпус был разделен плоскими переборками на восемь отсеков. Благодаря такой конструкции удалось добиться достаточной ширины лодки для обеспечения требуемой остойчивости и уменьшения осадки, которая, тем не менее, достигала 7,02 метров. Чтобы снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус корабля был облит каучуковым составом, который поглощал звуковые волны. Однако, несмотря на эти меры, шумность корабля оставалась достаточно высокой.

Продольный разрез

Водонепроницаемый авиационный ангар был выполнен в форме цилиндра диаметром 3,5 м и длиной 37,5 м в центральной части корабля вне прочного корпуса. Снаружи ангар закрывала массивная герметичная дверь с резиновой прокладкой толщиной 51 мм. Дверь ангара открывалась изнутри при помощи гидропривода или снаружи вручную при помощи большого маховика. Топливные танки и цистерны с горючим для самолётов находились также вне прочного корпуса.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка ПЛ типа I-400 включала в себя четыре дизельных двигателя суммарной мощностью 7700 л.с. Двигатели располагались рядом попарно, причем каждая пара работала на свою линию вала. Дальность надводного плавания достигала почти 40 000 миль. Через редукторы и разобщительные муфты дизели были связаны с электрогенераторами и компрессорами, расположенными в пятом отсеке. Главные механизмы (дизели, генераторы, электродвигатели и компрессоры) устанавливались на резинометаллических амортизаторах. Под водой гребные винты приводились в движение с помощью двух электромоторов суммарной мощностью 2400 л.с., что обеспечивало подводную скорость до 6,5 узлов. Дальность плавания под водой достигала 60 миль.

Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи подводной лодки, тем самым освободив место внутри. Система погружения и всплытия позволяла лодке уйти под воду в течение 56 (70) секунд, чему способствовал сравнительно небольшой запас плавучести.

В мае 1945 года на одну ПЛ I-401 во время ремонта в Куре был установлен шноркель немецкого производства, который приводился в рабочее положение гидроприводом.

Экипаж

Униформа. Экипаж

Экипаж корабля I-400 насчитывал 157 человек, в том числе 21 офицера. Как и в других японских подводных лодках, члены экипажа не имели кондиционер для контроля температуры в тропиках. Отсутствие холодного хранения и неадекватные спальные помещения сильно ограничили экипаж, даже заставили некоторых спать на палубе и в проходах.

Экипаж состоял из 144 человек: 21 офицера и 123 матросов. Находился в благоприятных условиях, провизии хватало на 90 дней.

Детали

Подводные авианосцы I-400 были громоздкими, на них относительно сложно маневрировать при всплытии из-за их малых рулей. Большую доработку также вызвали обстоятельства схода с курса во время любого сильного ветра. Максимальная безопасная глубина погружения в I-400 была лишь 82% от ее общей длины, которая представляла проблему, если подводная лодка была спикировала на слишком крутой угол в чрезвычайной ситуации. При погружении и путешествиях на медленной скорости двух узлов, смещение рулевой надстройки принуждало рулить на семь градусов по правому борту для того, чтобы лодка шла по прямой. При проведении торпедной атаки, капитан должен был учитывать его больший радиус поворота по правому борту, чем в порту, опять же из-за смещения конструкции.

140-мм пушка

Торпедное

Торпедное вооружение подводных лодок типа I-400 состояло из восьми 533-мм носовых торпедных аппаратов, расположенных по четыре в двух торпедных отсеках, размещённых друг над другом. Боезапас лодки состоял из 20 торпед Type 95.

Артиллерийское

Артиллерийское вооружение I-400 состояло из одной 140-мм пушки Type 11 с длиной ствола 40 калибров (дальность стрельбы до 15 000 м), находившейся в кормовой части за ангаром, а также трёх трёхствольных и одной одноствольной установок автоматических 25-мм зенитных пушек Type 96. Трехствольные автоматы размещались в герметичных установках на крыше ангара, а одноствольный — на площадке рубки.

Авиационное

Авиационная группа на ПЛ типа I-400 состояла из трёх поплавковых бомбардировщиков-торпедоносцев Aichi M6A Seiran, с возможностью размещения в ангаре четвёртого самолета в частично разобранном виде. В походном состоянии самолёты хранились в ангаре, размещавшемся на верхней палубе ПЛ, при этом всё оперение самолётов складывалось так, чтобы не выходить за радиус обметания винта. Авиационный боезапас хранился в погребе в четвертом отсеке и включал в себя четыре авиационные торпеды, три 800- и двенадцать 250-кг бомб.

Вид на катапульту из ангара.

Ангар I-400 первоначально был предназначен для хранения двух самолетов. В 1943 году, командир Yasuo Fujimori, штаб-офицер морского Генерального штаба, просил его увеличить. Это было практически осуществимо и после переоборудования I-400 смогла вместить три самолета Aichi M6A1 Seiran. Ангар имел длину 34 м и был несколько смещен к правому борту.

Катапульта Тип 4, мод 10

Для запуска самолётов в носовой части подводных лодок стояла катапульта Type 4 № 2, модель 10 длиной 27 м, шириной 1,2 м и углом возвышения 3о. Возможности катапульты позволяли запустить самолёт массой 5 тонн, разогнав его до скорости 34 м/с. Для подъёма самолётов обратно на борт использовался 12-тонный кран по левому борту, убирающийся в подпалубное углубление. В рабочее положение кран приводился двигателем, установленным в прочном корпусе лодки. Кран имел стрелу с вылетом 11,8 м и электрическую лебедку грузоподъемностью 5 т.

Общая сборка каждого самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности гидросамолета с момента всплытия ПЛ составляла порядка 15 минут, разборка — две минуты. Для быстрого запуска двигателей самолетов, топливо и масло предварительно подогревались. Поплавки самолетов хранились под палубой и при сборке самолетов подавались по рельсам. Есть сведения, что для большей эффективности атаки на самолеты, по приказу Аридзуми Тацуносуке (Ariizumi Tatsunosuke), были нанесены американские опознавательные знаки, прямо нарушая законы и обычаи войны. Пилоты-камикадзе были против данного обстоятельства, но приказ командира был исполнен.

Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Летчик с I-400 Казуо Такаши вспоминает, что за два дня до выхода с базы командир лодки капитан 1-го ранга Аридзуми вручил каждому пилоту персонально самурайский меч (короткий меч Токо) с выгравированной на нем подписью командующего Объединенным флотом адмирала Тойеда в знак того, что теперь они становятся отважными пилотами-камикадзе. И вот 27 июля 1945 года две подводные лодки I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. ПЛ получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подводную лодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подводная лодка вошла в Токийский залив, а командир Ariizumi Tatsunosuke заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Оаху. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подводные лодки. Ведь ПЛ, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только лодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря. Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня — баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подводные лодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

  1. По другим источникам она была построена по первоначальному проекту, а переоборудование в танкер было только начато.
  2. Почти вдвое больше, чем у подводных лодок ВМС США
  3. Устройство напоминающее перископ, служит для обеспечения воздухом дизелей при следовании в подводном положении на перископной глубине.

Литература и источники информации

Интернет-ресурсы

  • UH team locates huge Japanese sub

Видео

Авианосец AkagiSC • KagaSC • SōryūS • HiryūS • Shōkaku • HiyōC • TaihōS • Unryū • ShinanoSC • G.15X
Лёгкий авианосец HoshoS • RyūjōS • ZuihōC • RyūhōC • ChitoseC • IbukiSCI
Эскортный авианосец TaiyōC • KaiyōSC • Shin’yōSC • Shimane MaruC • Akitsu MaruC • Yamashio MaruC • Kumano MaruSC
Линейные корабли Fusō • Ise • Nagato • Kongō • Yamato • Проект А-150X
Лёгкие крейсера Tenryū • Kuma • Nagara • Sendai • Katori • Agano • YūbariS • ŌyodoS
Тяжелые крейсера Furutaka • Aoba • Myōkō • Takao • MogamiL • Tone • IbukiI
Броненосный крейсер AsamaS • Izumo • YakumoS
Бронепалубный крейсер Chikuma • Yodo
Эсминцы Kamikaze • Momo • Fubuki • Akizuki • Momi • Minekaze • Mutsuki • Hatsuharu • Shiratsuyu • Asashio • Kagerō • Yūgumo • Matsu • Tachibana • Wakatake • ShimakazeS
Миноносец Chidori • Ōtori
Подводная лодка Junsen • Type A • Type B • Type C • Type D • Kaidai • I-121 • I-351 • I-400 • I-201 • I-501S • I-502S • I-503S • I-504S • I-505S • I-506S • Kaichū • Type L • Type L • Ro-100 • Ha-201 • RO-500S • RO-501S • Maru Yu
Кайбокан Shimushu • Etorofu • Mikura • Hiburi • Ukuru • Type C • Type D • IoshimaC
Канонерская лодка SagaS • AtakaS • Hashidate • OkitsuS • TobaS • Seta • Atami • Fushimi • KotakaS • Karatsu • SumaS • TataraS
Плавучая база Jingei

Примечания: S: Единственный корабль в классе; C: Перестроен из корабля другого класса; L: Официально классифицируется как лёгкий крейсер согласно Вашингтонского договора ; I: Отменен из-за окончания ВМВ; X: Недостроен;

Японские подлодки типа I-400

Идея создания флотилии мощных подводных лодок-авианосцев, способных достигнуть побережья США и нанести внезапный авиаудар, зародилась в голове главнокомандующего японским военно-морским флотом адмирала Ямамото. 13 января 1942 года он направил проект новой подлодки (1-400) флотскому командованию. В нем были сформулированы требования к подводному авианосцу: дальность плавания — 40 000 морских миль (74 080 км) и оснащение несколькими самолетами, способными нести торпеду или 800-кг авиабомбу.

СОЗДАНИЕ

Разработкой субмарины занялись специалисты Главного морского арсенала в Йокосуке и конструкторы государственной верфи в Куре. 17 мая 1942 года проект новой лодки был утвержден. А уже 18 января 1943 года на верфях Куре был заложен головной корабль серии I-400. Первоначально планировали построить 18 лодок, подобных 1-400. Но 18 апреля 1943 года самолет адмирала Ямамото был сбит. После гибели командующего некому стало лоббировать проект постройки лодок типа I-400, количество подлодок проекта сократили сначала до девяти, потом — до шести, а построили только три.

КОНСТРУКЦИЯ

I-400 имел двухкорпусную конструкцию. Легкий и прочный корпус лодки имел необычную форму, отличную от формы лодок других классов. Подводное водоизмещение лодки составляло 6560 т. Корабль оснастили мощными дизелями, позволяющими развивать надводный ход в 18,5 узлов, и большим запасом топлива, на котором корабль мог пройти 69 500 км. Имелось устройство для работы дизелей под водой — шноркель. Торпедное вооружение I-400 состояло из восьми 533-мм торпедных аппаратов, расположенных по четыре в двух носовых отсеках, размещенных друг над другом. На лодке было установлено одно 140-мм орудие (в кормовой части за рубкой) с дальностью боя до 15 км, три трехствольных и одна одноствольная 25-мм зенитных установки (на рубке). Субмарина несла три поплавковых самолета Аичи М6А «Сейран» (четвертый самолет лодка могла перевозить в частично разобранном виде).

Самолеты хранились в специальном ангаре в форме цилиндра длиной 37,5 м и внутренним диаметром 3,5 м (над прочным корпусом в центральной части лодки). Оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выступать за трехметровую окружность воздушного винта. Для запуска самолетов использовалась стартовая катапульта и специальные рельсы. С момента всплытия подлодки в надводное положение и до подъема в воздух всех трех самолетов проходило не менее 45 минут. Самолеты могли нести бомбовое вооружение или торпеду. I-400 оснащалась радиолокационными станциями обнаружения надводных и воздушных целей. Чтобы снизить радиолокационную и акустическую заметность, легкий корпус лодки покрыли специальным каучуковым составом.

СУДЬБА ПРОЕКТА

Первый подводный авианосец (I-400) был передан флоту 30 декабря 1944 года, второй (I-401) — 8 января 1945 года. Третья субмарина (I-402) достраивалась в Сасебо, но в марте 1945 года ее вернули в док, чтобы перестроить в танкер. Четверная (I-403), готовая только на 60 %, была отправлена на разборку. Пятую (I-404) с готовностью более 95 % при авианалете случайно потопила американская авиация. Шестую (I-405), как и 403-ю, отправили на слом. Основу 1 -й подводной ударной флотилии составили две новых лодки: I-400 и I-401. Основной боевой задачей флотилии была атака шлюзов Панамского канала в июле — августе 1945 года. В горах в северо-западной части о. Хонсю японцы построили макеты шлюзов, на которых пилоты отрабатывали бомбометание.

Самолеты запускались с лодок, стоящих у причала. В середине июня 1945 года, во время перехода в китайский порт Дайрен за горючим. I-401 подорвалась на магнитной мине и вышла из строя. Тем не менее к июлю 1945 года ударная флотилия, потеряв в катастрофах два самолета М6А «Сейран» вместе с экипажами, достигла боевой готовности, необходимой для удара по Панамскому каналу. Однако в последний момент Морской генеральный штаб операцию отложил. 27 июля 1945 года 1-400 и 1-401 вышли из порта Куре в сторону атолла Трук для атаки американских авианосцев. Атака была назначена на 17 августа, но 15 августа Япония капитулировала. Подлодкам был передам приказ — следовать надводным ходом в ближайший японский порт, подмяв черные флаги (сигнал о сдаче в плен).

Таким образом, единственная боевая операция японских подводных авианосцев завершилась, так и не начавшись. Все сдавшиеся субмарины американцы отвели в залив Сасебо, где провели их изучение. В 1946 году стало известно, что в Японию приезжают представители Советского Союза для ознакомления с захваченными американцами подлодками. Не желая, чтобы передовые японские технологии попали в руки русских, ВМС США лодки затопили.

Оставить эмоцию Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь 4384 Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен