Подводная лодка гранит

Подводные лодки проекта 949А «Антей».

Написал на «Защищать Россию» статью о подводных лодках проекта 949А «Антей». Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» — подлодки проекта 949А «Антей» — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.
Фото: zvezdochka_ru

После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.
На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.
2. Автор не известен.

Архитектура:
Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.
Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8–9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.
Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».
Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1–4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5–9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.
Радиоэлектронное вооружение:
Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.
3.АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка».

Навигационная система:
Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.
Энергоустановка:
Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.
Вооружение:
24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.
Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.
4.АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.
Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.
Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.
5.Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул»

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.
Подводные лодки, построенные по проекту 949А:

  • «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  • «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
  • «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  • «Воронеж». В боевом составе флота.
  • «Смоленск». В боевом составе флота.
  • «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  • «Тверь». В боевом составе флота.
  • «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  • «Омск». В боевом составе флота.
  • «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).
Будущее:
В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».
6. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

7. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

ПЛАРК

Смотреть что такое «ПЛАРК» в других словарях:

  • ПЛАРК — О веб сайте см. Plurk Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2 … Википедия

  • ПЛАРК — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами … Словарь сокращений русского языка

  • Подводные лодки проекта 949А «Антей» — ПЛАРК проекта 949А «Антей» … Википедия

  • Подводные лодки проекта 667АТ «Груша» — ПЛАРК проекта 667АТ «Груша» … Википедия

  • Проект 949А — ПЛАРК проекта 949А «Антей» К 186 «Омск» Основные характеристики Тип корабля ПЛАРК … Википедия

  • К-162 — ПЛАРК К 222 проекта 661 «Анчар» К 162 История корабля Государство флага … Википедия

  • Подводные лодки проекта 661 — ПЛАРК К 222 проекта 661 «Анчар» К 162 История корабля Государство флага … Википедия

  • Подводные лодки проекта 661 «Анчар» — ПЛАРК К 222 проекта 661 «Анчар» К 162 История корабля Государство флага … Википедия

  • Проект 661 — ПЛАРК К 222 проекта 661 «Анчар» К 162 История корабля Государство флага … Википедия

  • Подводные лодки проекта 659(Т) — ПЛАРК проекта 659 … Википедия

Атомные подлодки с крылатыми ракетами – гордость и военная мощь России

Они способны неделями «лежать» на морском дне, всплывая для нанесения одного единственного и решающего удара

Вместе со стратегическими бомбардировщиками Ту-23М3 атомные подводные лодки считаются главной ударной силой России. Более полувека они патрулируют воды, а зарубежная пресса периодически заходится в панике, публикуя новости о приближении их к берегам той или иной страны.

Шокировавшее мир советское ноу-хау

О советских атомных подводных лодках с крылатыми ракетами (ПЛАРК) мир впервые узнал 28 марта 1958 года, когда в Комсомольске-на-Амуре была спущена на воду субмарина К-45 проекта 659. Она получила на вооружение не привычные для всех подводников торпеды высокой мощности, а по шесть новейших крылатых ракет П-5, способных донести до цели ядерные боеголовки мощностью 220 килотонн. Она могла находиться в автономном плавании до 50 суток и развивала очень серьезную для своего времени подводную скорость в 29 узлов.

Это было время жесточайшего международного кризиса, когда весь мир готовился к возможному переходу от холодной войны к Третьей мировой. Пять советских подводных ракетоносцев получили задание патрулировать тихоокеанское побережье США и, в случае необходимости, нанести неожиданный удар по военным объектам этой страны. Пикантность ситуации заключалась в том, что средства противовоздушной обороны США не имели никаких возможностей сбить советские крылатые ракеты, которые после пуска с субмарины поднимались на высоту до 900 метров и могли преодолеть расстояние свыше 500 км.

Атомная подводная лодка проекта 659 с крылатыми ракетами. Фото: wikipedia.org

Готовившиеся отразить потенциальный советский ракетный удар средства ПВО США были ориентированы сбивать воздушные цели, летящие на высоте не ниже полутора километров, поэтому советское ноу-хау загнало их в настоящий тупик.

Козырный туз в рукаве Хрущева

Когда славившийся своим боевым настроем президент США Дуайт Эйзенхауэр получил информацию о принятии на вооружение подлодок проекта 659, то он начал паниковать. Некоторые военные эксперты утверждают, что впоследствии, во время Карибского кризиса, не только советские ракетные базы на Кубе, но и пять советских ПЛАРК проекта 659 и находящиеся на их борту 30 крылатых ракет П-5 с ядерными боеголовками стали основными козырями Никиты Хрущева в переговорах с Джоном Кеннеди.

Противокорабельная крылатая ракета П-5 в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил, Москва. Фото: wikipedia.org

Имевшие большое военное преимущество на море США вынуждены были пойти на серьезные уступки, опасаясь ядерного пожара на своем западном побережье. Но и Никита Хрущев вынужден был пообещать американцам прекратить выпуск подводных атомных лодок с крылатыми ракетами. Шестая из запланированных 32 субмарин проекта 659 так и не была достроена, а подлодки К-45, К-59, К-66, К-122 и К-151 взамен пусковых установок получили торпедные аппараты.

ПЛАРК второго поколения

В начале 1970 года в состав Краснознаменного Северного флота зачислили ПЛАРК второго поколения, которая обладала уникальными характеристиками. К-222 проекта 651 «Анчар» стала самой быстрой подводной лодкой в мире и развивала скорость до 44 узлов. Для ее вооружения конструкторы разработали сверхсовременную ракету П-70 «Аметист». Уникальность десяти пусковых установок «Аметиста» заключалась в том, что для запуска ракеты субмарине не требовалось подниматься на поверхность. Но так называемый «мокрый» старт отнимал у двигателя ракеты очень много энергии, и она могла поразить цель с расстояния до 80 км.

Самая быстрая в мире подводная лодка К-222 проекта 651 «Анчар». Фото: wikipedia.org

Низкая эффективность стрельбы, высокая шумность и баснословно дорогая цена К-222 заставили отказаться от дальнейшего производства ПЛАРК проекта 651 «Анчар». Более 30 лет она несла службу на Северном флоте, а в 2008 году была отправлена на демонтаж.

Но страна не осталась без подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. В Горьком на судостроительном заводе в период с 1967-1973 год было построено одиннадцать субмарин проекта 670 «Скат». Они не были особенно быстры, разгоняясь под водой до 25 узлов, и имели на вооружении по восемь крылатых ракет «Аметист». Некоторые субмарины этого проекта были проданы за границу и вошли в состав флота других государств.

Бывшая ПЛАРК К-43 проекта 670, состоящая на вооружении ВМФ «Индии» под названием Chakra. Фото: wikipedia.org

В период с 1973 по 1979 года советский флот получил и шесть субмарин модернизированного проекта 670М-1 «Чайка», вооруженные восемью более современными ракетами П-120 «Малахит», дальность стрельбы из которых удалось увеличить до 150 км.

Ударные аргументы российского флота

В 1983-1986 годах прошел процесс переоборудования в ПЛАРК субмарин проекта 667 «Навага», способных нести на своем борту 16 баллистических ракет. Ракеты «Гранат» выпускались прямо из торпедных аппаратов и могли преодолевать до 2000 километров.

Подводная лодка проекта 667АГ «Груша». Фото: wikipedia.org

С 1986 года на вооружение советского, а потом и российского флота начали поступать подводные лодки проекта 949 «Антей», которые легко развивали скорость в 32 узла и могли проводить в автономном плавании не менее двух месяцев. Они получили по 24 сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит», имеющие дальность стрельбы в 550 км. На сверхмалых высотах «Граниты» практически незаметны, и даже сверхсовременные радары обнаруживают их с огромным трудом. Они способны «нести» бронебойно фугасный заряд весом 750 кг, либо ядерную боеголовку мощностью 500 килотонн.

Сегодня в состав Северного флота РФ входят три атомные субмарины проекта «Антей». На Тихоокеанском флоте несут службу подводные лодки «Тверь» и «Томск», а еще несколько субмарин сейчас отправлены на переоборудование. До 2021 года они пройдут процесс переоснащения противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс» и ОКР «Калибр», даже одно точное попадание которых способно вывести из строя современный авианосец любого противника.

пр.949 Гранит — OSCAR-I

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
пр.949 «Гранит» — OSCAR-I

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК) / подводный ракетный крейсер 1 ранга. Исследования облика носителя противокорабельных крылатых ракет нового третьего поколения начаты в 1967 г. В ходе изысканий было установлено, что поражение авианосца в составе перспективного авианосного ордера с помощью сверхзвуковых ПКР возможно при наряде в 20-24 ПКР в залпе. Тактико-техническое задание на создание «тяжелого подводного ракетного крейсера» и нового ракетного комплекса оперативного назначения «Гранит» формировалось 1-м ЦНИИ МО СССР в течение 1969 г. Параллельно, еще до начала эскизного проектирования, в ЦКБ-18 проводились предварительные проработки вариантов подводной лодки с учетом возможностей разработчиков компонентов корабля. В итоге на согласование ТТЗ потребовалось лишь около двух месяцев. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения ПЛАРК:
— число ПКР в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе АУГ;
— число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
— характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание наших противоавианосных сил в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;
При разработке ПЛАРК использованы в том числе наработки по ПЛА пр.661 РАРА. Постановлением Совмина СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР «Гранит» по созданию ракетного комплекса срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г. Постановлением Совмина СССР от 16 июля 1970 г. принято решение о проектировании ПЛАРК пр.949 с включением её в планы судостроения на 1971-1980 г.г. Проект разрабатывался ЦКБ-18 (ЛМПБ «Рубин») под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу «Гранит» — В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора — О.А.Гладков (1983 г.).
На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки — вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны (ССЗ «Красное Сормово» в г.Горький и ССЗ им Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре). Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта. В процессе разработки лодки была создана буксируемая модель длиной 25 м, которая проходила испытания разного рода на Ладожском обере и в Севастополе.

ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I (исходное фото из архива Tor, обработано, http://tsushima.su).
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil, фото впервые опубликовано в ежегоднике Soviet Military Power, 1987 г.).
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 OSCAR и ПЛА пр.671РТМ(К) VICTOR-III, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I, 1986 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Головная лодка проекта — К-525 — под заводским №605 заложена в цеху №55 ПО «Севмаш» в Северодвинске 25 июля 1975 г. 10 сентября 1975 г. лодка была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. В создании ПЛАРК пр.949 участвовало 129 предприятий 16 министерств Совмина СССР. На головной лодке (зав.№605) проекта было установлено 150 головных и опытных образцов различных агрегатов и комплексов. Лодка спущена на воду 3 мая 1980 г. и первый пуск ракеты «Гранит» с ПЛАРК К-525 пр.949 произведен 8 декабря 1980 г. При пуске произошел сбой бортовой системы управления и ракета не спикировала на цель. При втором пуске 10 декабря 1980 г. ошибка повторилась. В ходе изучения проблемы была обнаружена ошибка в алгоритме работы СУ и после её исправления двухракетный и одиночный пуски в середине декабря 1980 г. прошли успешно. 30 декабря 1980 г. ПЛАРК К-525 принята в состав ВМФ СССР. Совместные испытания ракетного комплекса полностью завершены в августе 1981 г. — всего выполнено 20 пусков с ПЛАРК К-525 и 8 пусков с ракетного крейсера «Киров» пр.1144 (в августе 1981 г. проведено 4 пуска ракет). Ракетный комплекс «Гранит» принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. (19 июля 1983 г. по др.данным).
Вторая лодка проекта К-206 заложена там же 22 апреля 1979 г., спущена на воду 10 декабря 1982 г. и принята в состав ВМФ 30 ноября 1983 г. Обе ПЛАРК в 1992 г. вошли в состав ВМФ России. ПЛАК К-525 в 1996 г. выведена из боевого состава флота, К-206 — в 1996 г. выведена в отстой. Позже в 2004 г. обе лодки утилизированы.
Лодки проекта во Флоте имели неофициальное самоназвание «Батон» — за форму корпуса и внушительность размеров.
Конструкция двухкорпусная. Прочный корпус выполнен из стали АК-33 разработки ЦНИИ «Прометей» толщиной от 45 до 68 мм. Прочный корпус состоит из 9 отсеков, цилиндрической формы переменного диаметра в носовой и средней частях корабля. Концевые переборки прочного корпуса литые, радиус носовой — 8 м, радиус кормовой — 6.5 м. Поперечные переборки плоские — между первым и вторым, а также четвертым и пятым отсеками они рассчитаны на давление 40 атм. и имеют толщину до 20 мм. Т.е. лодка разделена на три отсека-убежища для аварий на глубинах до 400 м — при затоплении части прочного корпуса люди в этом случае имеют шанс спастись или в первом отсеке или во втором-третьем или же в кормовых отсеках. Остальные переборки внутри зон спасения рассчитаны на давление 10 атм (для глубины не более 100 м). ПУ ракет расположены за пределами прочного корпуса под углом 45 к горизонту. Конструкция лодки специально оборудована для плавания в арктических районах — имеются специальные подкрепления легкого корпуса и рубки.

Прочный корпус разделён на 9 отсеков:
1. торпедный;
2. управления, аккумуляторных батарей;
3. боевые посты и радиорубка;
4. жилые помещения;
5. электрооборудование и вспомогательные механизмы;
6. реакторный
7, 8. ГТЗА
9. гребные электродвигатели
Ограждение выдвижных устройств имеет длину 29 м. В нём расположена всплывающая спасательная камера (рассчитана на весь экипаж ПЛА). Так же в ограждении находятся 2 устройства ВИПС для выстреливания приборов гидроакустического противодействия и контейнеры с ЗУР для ПЗРК «Игла-1». Легкий корпус лодки покрыт противогидроакустическим покрытием. Вдоль легкого корпуса расположено размагничивающее устройство.
ПЛАРК К-206 «Мурманск» отличается от К-525 «Архангельск» более стреловидным килем с контейнером антенны буксируемой ГАС типа «Пеламида».
Проекции ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 OSCAR-I (http://forums.airbase.ru, обработано).
Средства спасения — в ограждении рубки установлена всплывающая спасательная камера, вмещающая весь экипаж ПЛАРК.
Двигательная установка унифицирована с ДУ ПЛАРБ пр.941, имеет блочную конструкцию, выполнена с двухкаскадной амортизацией.
2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650Б мощностью по 190 мВт;
2 х паропроизводящих установки;
2 х блочных паротурбинных установки «Азурит» разработки Калужского турбинного завода с ГТЗА ОК-9 мощностью по 49000 л.с.;
2 х резервных электродвигателя малого хода мощностью по 225 л.с.
Двухвальная движительная установка с 6 лопастными двойными винтами фиксированного шага.
2 х подруливающих устройства.
Движительная система ПЛАРК пр.949 разработана с использованием опыта создания ПЛАРК пр.661 РАРА — фото с утилизации последней. СРЗ «Звездочка», 14.04.2009 г. (http://forums.airbase.ru).
Энергосистема:
2 х турбогенератора мощностью по 3200 кВт
2 х резервных дизель-генератора ДГ-190 мощностью по 800 кВт
Аккумуляторная батарея свинцово-кислотного типа — 2 группы х 152 шт
ТТХ лодки:
Экипаж — 94 чел (в т.ч 42 офицера)
Длина — 144 м
Ширина — 18.2 м
Осадка — 9.2 м
Водоизмещение полное — 22500 т
Водоизмещение надводное — 12500 т
Скорость полного хода:
— надводная — 15 уз
— подводная — 32 уз
Глубина погружения:
— максимальная — 600 м
— рабочая — 480 / 500 м
Автономность — 120 сут
Вооружение:
Ракетный ударный комплекс 3К45 «Гранит» с 24 наклонными ПУ СМ-225 со сверхзвуковыми ПКР 3М45 «Гранит» — SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.
Пуск ракет «Гранит» с ПЛАРК пр.949 «Гранит» — OSCAR-I, artist impression, 1987 г. (US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г.Реутов (http://militaryphotos.net, обработано)
Пусковая установка СМ-225 — наклонная (45 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК пр.949 и пр.949А. Старт «мокрый» — ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК «Курск» ракеты не получили значительных повреждений в ПУ.

Пусковая установка СМ-225 / СМ-225А комплекса «Гранит» (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).

ПЛАРК оснащена системой повседневного и стартового обслуживания ракетного комплекса с цистернами замещения отрицательной плавучести выпущенных ракет и воответствующими водоотливными и воздушными системами. Система компенсационных цистерн обеспечивает нахождение лодки в заданном коридоре глубин при старте ракет, а так же в аварийной ситуации при заполнении кольцевого зазора четырех контейнеров ПКР с обоих бортов. Цистерны замещения отрицательной плавучести (ЦЗОП) и потерянной положительной плавучести (ЦЗПП) размещены под прочным корпусом лодки в междубортном пространстве. Подводный старт ракет осуществлялся после заполнения колцевого зазора в контейнерах забортной водой с вытеснением воздуха из кольцевого зазора в отсек. За всё время эксплуатации ПЛАРК пр.949 / 949А полный залп в 24 ПКР «Гранит» не был произведен ни разу.
Торпедно-ракетный комплекс вооружения:
2 х 650-мм торпедных аппарата
4 х 533-мм торпедных аппарата
Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством со стеллажами продольной и поперечной подачи. Система управления «Гринда», предназначенная для централизованного автоматического управления торпедными аппаратами, устройствами быстрого заряжания. Система управления стрельбой «Ленинград-949», система предстартовой подготовки и контроля ракет, аппаратура предстартовой подготовки и контроля БЧ ракет. Система телеуправления торпедами «Сигнал-М». Кодово-блокирующие устройства для боеприпасов с ядерными боевыми частями. Стрельба торпедами возможна до рабочей глубины погружения на скорости до 13-18 уз.
Боекомплект:
— вариант 1 — 28 ракето-торпед 83Р (10 шт), 84Р (8 шт), 86Р (6 шт) и 88Р (4 шт).
— вариант 2 — 28 торпед УСЭТ-80 (18 шт), 65-76А (10 шт).
— вариант 3 — торпеды УСЭТ-80 (12 / 16 шт), торпедо-ракеты 86Р (4 / 2 шт), 83Р (10 шт).
Торпедные аппараты с воздушно-гидравлическим выстреливанием боеприпасов новой конструкции, позволяющие осуществлять залповую стрельбу. В системе хранения боезапаса применена принципиально новая автоматическая корректировка положения боезапаса на стеллажах, относительно осей торпедных аппаратов для компенсации деформации прочного корпуса подводной лодки при изменении глубины погружения. При воздушно-гидравлическом способе выстреливания в казенную часть ТА из импульсной цистерны, расположенной вне прочного корпуса лодки перед носовой сферической переборкой, под избыточным давлением подается забортная вода. Избыточное давление в цистерне создается поршнем гидравлического цилиндра силовой установки расположенного на сферической переборке внутри первого отсека прочного корпуса. При таком способе стрельбы величина избыточного давления не зависит от глубины погружения лодки.
Новый тип конструкции торпедных аппаратов потребовал серии испытаний, проведенных на опытном стенде, созданном на ССЗ «Красное Сормово». Торпедно-ракетный комплекс вооружения прошел всесторонние испытания на головной лодке пр.949, принят на вооружение и позже установлен на всех ПЛАРК пр.949А.

2 ПУ ПЗРК «Игла-1» / «Игла», боекомплект 10 ЗУР. Боекомплект хранится в ограждении выдвижных устройств.
Оборудование:
БИУС МВУ-132 «Омнибус-949», пульты БИУС размещены в главном командном пункте во втором отсеке ПЛ.
Система единого времени «Камыш»
Целеуказание ракетному комплексу обеспечивает комплекс морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) 17К114 «Легенда». Прием информации от спутниковой системы целеуказания осуществляется в надводном или в подводном положении.
— антенный пост «Селена» / PUNCH BOWL космической системы «Коралл» (разработки киевского НПО «Квант») МКРЦ «Легенда».
— всплывающая антенна буйкового типа «Зубатка» / «Ласточка» (по разным данным) — для получения данных целеуказания по системе «Легенда» и навигационных данных;
— антенный пост морской разведывательной системы целеуказания МРСЦ-2 «Успех» (авиационное целеуказание)
Гидроакустические средства:
— ГАК МГК-540 «Скат-3» (позволяет сопровождать до 30 целей, дальность действия — до 220 км) в составе:
— навигационный обнаружитель круговой НОК-1;
— навигационный обнаружитель разводий НОР-1;
— ГАС миноискания МГ-519 «Арфа» / MOUSE ROAR;
— ГАС-аварийный ответчик МГС-30;
— ГАС МГ-512 «Винт»;
— эхоледомер МГ-518 «Север»;
— ГАС МГ-543;
— буксируемая ГАС типа «Пеламида» на ПЛАРК зав.№606;
— часть гидрофонов ГАК расположена по бортам легкого корпуса ПЛ.
РЛС общего обнаружения МРКП-58 «Радиан» / SNOOP HEAD
РЛС госопознавания «Нихром-М»;
РЛС пеленгации «Зона» / PARK LAMP
Станция обнаружения РЛС противника МРП-10М «Залив-П»
2 х устройства ВИПС для запуска приборов гидроакустического противодействия (расположены за ограждением выдвижных устройств)
Навигационный комплекс «Медведица-949».
— система космической навигации «Синтез» / PERT STRING;
— станция космической навигации АДК-ЗМ «Парус»;
— гирокомпас ГКУ-1М;
Комплекс радиосвязи «Молния» / «Молния-М»
— антенный пост «Кора» ПМУ;
— система космической связи «Цунами-БМ»;
— всплывающее аварийное сигнализирующее устройство «Парис»
— буксируемая антенна радиосвязи параванного типа «Залом»
Система закрытой УКВ-радиосвязи «Анис» — BALD HEAD / RIM HAT
Телевизионный обзорный комплекс МТК-110 / ТВ-2М (по др.данным)
Командирский перископ «Сигнал-3»
Перископ универсальный «Лебедь» ПЗНС-10С
Система прицеливания ПП-191
Механизмы и оборудование, имеющие принципиальные отличия от других ПЛ 3-го поколения:
Опреснительная система ПС 3-1
Холодильные фреоновые машины МХМБ-50, УФП-12
Пароэжекторные холодильные машины ЭХМ-5
Центробежный насосный агрегат ЦНА-260
Центробежные насосы ЦН-254, ЦН-250/20, ЦН-800/20
Агрегат АТО-8-1000
Модификации:
пр.949 — базовый вариант
пр.949А — улучшенная модификация с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой.
пр.949.1 (наименование проекта условное) — 9 июня 1990 г. принято решение ВПК при Совмине СССР о переоборудовании ПЛАРК К-525 пр.949 для проведения испытаний ракетного комплекса «Болид». Испытания планировалось начать в 1993 г.
Статус: СССР / Россия
— 1975 г. 25 июля — в цехе №55 ПО «Севмаш» заложена головна ПЛАРК заводской №605 пр.949.

— 1977 г. август — готовность головной ПЛАРК заводской №605 на ПО «Севмаш» составляла примерно 40% — завершена секционная сборка корпусных конструкций, сформированы кормовая и носовая части прочного корпуса, идет подготовка к гидравлическим испытаниям прочного корпуса.
— 1978 г. 20 января — завершены гидравлические испытания кормового блока прочного корпуса головной ПЛАРК проекта.
— 1978 г. март — произведена закатка ПТУ в 8-й отсек лодки головной ПЛАРК проекта.
— 1978 г. июнь — произведена закатка ПТУ в 7-й отсек лодки головной ПЛАРК проекта.
— 1978 г. 13 октября — завершены гидравлические испытания носового блока прочного корпуса головной ПЛАРК проекта.
Одна из ПЛАРК пр.949 в Оленьей губе на размагничивании, 1980-е годы (фото из архива Юрия Юдина, http://vk.com/).
— 1983 г. — ПЛАРК К-525 впервые погрузилась на предельную глубину — 600 м.
— 1985 г. — впервые ПЛАРК К-525 и К-206 произвели стрельбы с целеуказанием от космической системы «Легенда» на предельную дальность ПКР «Гранит».
ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I (фото из архива Tor, http://tsushima.su).
ПЛАРК К-206 «Мурманск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I (http://www.deepstorm.ru).
Западные снимки ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I (из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).
ПЛАРК К-206 «Мурманск» пр.949 «Гранит» — OSCAR-I (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
— 1991 г. 30 августа — ПЛАРК К-525 в ожидании ремонта и модернизации выведена в резерв.
— 1993 ноябрь — ПЛАРК К-206 в ожидании ремонта выведена в резерв.
— 1993 г. — ПЛАРК К-525 переведена на СРЗ «Звездочка» для капитального ремонта и модернизации.
— 1994 г. 22 декабря — ПЛАРК К-206 переведена на СРЗ «Звездочка» для капитального ремонта.
— 1996 г. 16 апреля — ПЛАРК К-206 поставлена в отстой в порту Северодвинск.
— 1996 г. 31 июля — ПЛАРК К-525 из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава Флота и передана в ОРВИ.
— 1998 г. 7 января — ПЛАРК К-206 из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава Флота и передана в ОРВИ.
— 1999 г. 7 ноября — на ПЛАРК К-525 спущен Военно-Морской Флаг, лодка передана гражданскому экипажу.
— 2003 г. — ПЛАРК К-525 и К-206 находятся около ПО «Севмаш» в Северодвинске.
— 2004 г. январь — на СРЗ «Звездочка» начата одновременная утилизация ПЛАРК К-525 и К-206.
Утилизация ПЛАРК К-525 «Архангельск» пр.949 «Гранит» на СРЗ «Звездочка», г.Северодвинск (источник).
Утилизация ПЛАРК пр.949 «Гранит» на СРЗ «Звездочка», справа — К-525 «Архангельск», г.Северодвинск (из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/).
— 2005 г. январь — утилизация ПЛАРК К-525 и К-206 завершена.
Знак ПЛАРК К-206 «Мурманск» пр.949 (http://www.falerist1.narod.ru).
Реестр ПЛАРК пр.949:
Командиры ПЛАРК пр.949 (http://deepstorm.ru/):

Подводные лодки проекта 949 «Гранит»

Смотреть что такое «Подводные лодки проекта 949 «Гранит»» в других словарях:

  • Подводные лодки проекта 949 «Гранит» — Подводная лодка Название = ПЛАРК проекта 949 «Гранит» Оригинал названия = Иллюстрация: Подпись = Флаг = Порт = Спущен = Выведен = Статус = Тип = ПЛАРК Проект = 949 «Гранит» КБ = Главный конструктор = NATO = «Oscar… … Википедия

  • Подводные лодки проекта 949 — ПЛАРК проекта 949 «Гранит» Основные характеристики Тип корабля ПЛАРК Обозначение проекта … Википедия

  • Подводные лодки проекта 949А «Антей» — ПЛАРК проекта 949А «Антей» … Википедия

  • Подводные лодки проекта 651 — ДПЛРК проекта 651 … Википедия

  • Подводные лодки проекта 659(Т) — ПЛАРК проекта 659 … Википедия

  • Подводные лодки проекта 675 — ПЛАРК проекта 675 … Википедия

  • Подводные лодки проекта 651Э — ДПЛРК проекта 651 Основные характеристики Тип корабля ДПЛ с крылатыми ракетами Обозначение проекта … Википедия

  • Подводные лодки проекта 659 — ПЛАРК проекта 659 Лодка проекта 659Т Основные характеристики Тип корабля ПЛАРК Обозначение пр … Википедия

  • Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — У этого термина существуют и другие значения, см. Ясень (значения). МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» … Википедия

  • Подводные лодки проекта 670 «Скат» — У этого термина существуют и другие значения, см. Скат (значения). ПЛАРК проекта 670 «Скат» … Википедия