Подписание договора ОСВ 1

ОСВ-1

ОСВ-1 Джимми Картер и Леонид Ильич Брежнев подписывают договор ОСВ-2. Вена, 18 июня 1979 года.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (О Сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991) и СНВ-II (1993).

ОСВ-I

ОСВ—I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-ых. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок в 1967.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

ОСВ-II

Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.

Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП, последний из серии договоров по ядерному разоружению.

Историческое значение

Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами против друг-друга, наращивание ядерного арсенала затрачивало столь крупные средства, что могло в конечном счёте привести к финансовому краху обеих стран. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.

Ссылки

См. также

  • Российское ядерное оружие

Многосторонние договоры
О нераспространении • О запрещении испытаний
Российско-американские договоры
ОСВ-I • ПРО • ОСВ-II • РСМД • СНВ-I • СНВ-II • СНП

Провозглашение Нейтральности • Доктрина Монро • Доктрина Рузвельта • Доктрина Трумэна • Доктрина Эйзенхауэра • Доктрина Кеннеди • Доктрина Джонсона • Доктрина Никсона • Доктрина Картера • Доктрина Рейгана • Доктрина Клинтона • Доктрина Буша

Lodge Corollary • Доктрина удержания • Теория домино • Rollback • Доктрина Стимсона • Доктрина Киркпатрика • Доктрина Уайнберегера • Доктрина Пауэлла • Доктрина Рамсфельда • Доктрина Вульфовица

Трансатлантические отношения • Организация Североатлантического договора • АНЗЮС • СЕАТО • СЕНТО

Австрия • Албания • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Молдавия • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Сербия • Украина • Финляндия • Франция • Чехия • Швеция • Эстония

Израиль • Иордания • Ирак • Иран • Кувейт • Саудовская Аравия • Сирия

Афганистан • Вьетнам • Индия • Индонезия • Казахстан • Киргизия • Китай • КНДР • Ливан • Пакистан • Республика Корея • Таджикистан • Таиланд • Турция • Узбекистан • Япония

Алжир • Ангола • Египет • Кения • Либерия • Ливия • Мадагаскар • Марокко • Сомали • Танзания • ЮАР

Аргентина • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Канада • Куба • Мексика • Никарагуа • Перу • Чили • Эквадор

Австралия • Новая Зеландия

Тайвань

ООН

Внешняя политика США
Внешнеполитические доктрины Президентские доктрины Другие доктрины
Военно-политические союзы
Двусторонние отношения Европа Ближний Восток Азия вне Ближнего Востока Африка Америка Австралия и Океания Непризнанные государства Международные организации

Как научиться понимать и анализировать оборотно-сальдовую ведомость

Сегодняшнюю статью я посвящу одному из важнейших бухгалтерских документов, без которого анализ хозяйственной деятельности компании был бы крайне затруднен. Мы поговорим об ОБОРОТНО-САЛЬДОВОЙ ВЕДОМОСТИ (ОСВ).

1. Что представляет собой ОСВ

2. Для чего нужна ОСВ

Давайте представим: мы целый месяц фиксируем в бухгалтерском учете все имеющие место быть операции хозяйственной деятельности, будь то начисление зарплаты, оплата поставщику, поступление товаров и материалов, выдача денежных средств под отчет, иначе говоря, все, что происходит в компании день за днем. И вот наступает час «Х», когда заканчивается месяц, и нужно проверить, как обстоят у нас дела с учетом, нет ли ошибок, кому и сколько мы должны, кто должен нам, сколько денег нам заплатили покупатели, кто не отчитался за подотчетные суммы… И вот тут–то нам поможет оборотно-сальдовая ведомость.

3. Как разобраться в ОСВ

Разобраться в ОСВ не так сложно. Но, чтобы уметь ее читать, нужно сначала научиться ее составлять, то есть, практически ощутить из чего она состоит, тогда и анализ будет понятен.

Именно этим мы с Вами сейчас и займемся – составим ОСВ. За основу возьмем несколько наиболее частых операций.

Итак: «За месяц бухгалтер компании ООО «Сфера» провела ряд хозяйственных операций:

Наименование операции

Дт

Кт

Сумма

Оплатила с р/с 129 800 руб. за товар поставщику.

129 800

Оприходовала товар на сумму 129 800 (в т.ч. НДС 18% 19 800 руб.)

110 000

Выделен НДС по оприходованным товарам

19 800

НДС принят к вычету на основании счета-фактуры от поставщика

19 800

Оприходовала материалы на склад стоимостью 29 500 руб. ( в т. ч. НДС 18 % 4 500 руб.)

25 000

Выделен НДС по оприходованным товарам

4 500

НДС принят к вычету на основании счета-фактуры от поставщика

4 500

Поступила предоплата от покупателя 300 000 руб.

300 000

Оформила отгрузку товара покупателю на сумму 212 400 (в т.ч. НДС 18% 32 400 руб.)

212 400

Начислен НДС с реализации товара

32 400

Списана стоимость товара на себестоимость

110 000

Снятие с р/с и оприходование д/с в кассу 50 000 руб.

50 000

Выдача подотчет 50 000 руб.

50 000

Начисление заработной платы сотрудникам 250 000 руб.

250 000

Удержан НДФЛ с з/п – 32 500 руб.

32 500

А теперь приступаем непосредственно к заполнению нашего бухгалтерского регистра. А именно: в таблице, которая будет служить нам ОСВ, заносим все используемые в нашем случае счета (1) и начальные остатки (2). Допустим у нас был остаток по ДТ.сч. 51, равный 200 000 руб., и по Кт сч 62 200 000 руб.. После разнесения счетов и начального сальдо впишем все суммы (обороты) по Дт и Кт вышеперечисленных счетов (3). В завершении посчитаем остатки по счетам на конец периода (4).

Вот, собственно, наша ОСВ и готова!

Сформировав отчет своими собственными руками, мы уже четко понимаем, откуда берутся цифры и какое значение имеют. Таким образом, мы с легкостью можем проанализировать движение и остатки на любом участке бухгалтерского учета.

Так, например, из ОСВ наглядно видно, сколько денежных средств поступило на расчетный счет компании за отчетный период, сколько мы заплатили и каким резервом можем воспользоваться еще. Можем проверить остаток товара или материалов на складе. Как видим, в нашем случае, на складе у нас есть материалы на сумму 25 000, а товар весь списан. Анализ «кредиторки» показал, что у ООО «Сферы» на конец периода сформировалась задолженность перед поставщиками в сумме 29 500 руб., также «висит» аванс от покупателей по Кт 62 счета – 87 600 руб. Помимо того, не выплачена заработная плата сотрудникам — долг организации по Кт сч. 70 – 217 500 руб. Оборот по счету 90.1 показывает выручку компании, она составила 212 400 руб., в т.ч НДС, который отражен по Дт сч. 90.3, и т.д.

Для того, чтобы получить развернутую информацию по какому-то определенному бухгалтерскому участку, формируется ОСВ по конкретному счету.

Как видите, оборотно-сальдовая ведомость просто необходима каждому бухгалтеру, в ней аккумулируется информация обо всех операциях компании.

Таким образом

Подпишитесь на наш канал на YouTube!

Почему я рекомендую этот курс?

Во-первых, Вы поймете, что освоить бухгалтерский учет легко.

Во-вторых, Вы получите готовые практические кейсы почти по всем рабочим ситуациям из хозяйственной деятельности компании.

В-третьих, Вы сами себя проверите и убедитесь в полученных знаниях.

В-четвертых, Вы выбираете удобный способ обучения: очно, либо дистанционно.

Ну и в-пятых, это действительно интересно!

Автор статьи:
Матасова Татьяна Валериевна —
эксперт по вопросам налогового и бухгалтерского учета

Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО

⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 44

Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 г., а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 г. После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г.Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных так и оборонительных вооружений. Однако в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе. В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.

В основу соглашения об ограничении наступательных вооружений был положен принцип, в соответствии с которым ограничению подлежало количество пусковых установок баллистических ракет как наземного, так и морского базирования. Количество бомбардировщиков, а также количество боезарядов соглашением никак не ограничивалось. На ранних стадиях переговоров СССР и США обсуждали возможность запрета на оснащение баллистических ракет боеголовками индивидуального наведения, однако сторонам не удалось найти взаимоприемлемого решения этой проблемы.

Ставшие результатом переговоров документы — Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений(Договор ОСВ-1) — были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Основным положением Договора ОСВ-1 стало обязательство СССР и США не начинать с 1 июля 1972 г. строительства новых стационарных пусковых установок баллистических ракет наземного базирования, а также не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок баллистических ракет морского базирования. Кроме этого, соглашение запрещало создание новых шахтных пусковых установок тяжелых ракет, а также переоборудование существующих ШПУ в пусковые установки тяжелых ракет. В результате установления этих ограничений была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент подписания соглашения в СССР были построены или находились в процессе строительства 1416 шахтных пусковых установок, 308 из которых предназначались для размещения тяжелых ракет Р-36 (SS-9) и Р-36М (SS-18 Mod 1). Кроме этого, к числу тяжелых ракет относились 18 орбитальных ракет Р-36, развернутых на полигоне Байконур.

Установленные ОСВ-1 ограничения на количество подводных ракетоносцев относились только к подводным лодкам построенным после 1964 г. и, таким образом, не касались советских подводных лодок проектов 629 (Golf), 658 (Hotel) и 701 (Hotel III). Поскольку Договор разрешал завершение строительства подводных лодок и шахтных пусковых установок, начатого к моменту его заключения, определение строящейся подводной лодки было сформулировано таким образом, чтобы дать СССР возможность построить 62 «современных» подводных ракетоносца, на которых могло быть развернуто не более 740 ракет. В дополнение к этому СССР мог дополнительно развернуть 210 баллистических ракет морского базирования за счет уничтожения такого же количества наземных пусковых установок ракет Р-16У и Р-9А. Это положение давало СССР возможность иметь до 950 ракет морского базирования. В целом, Договор ОСВ-1 никак не ограничивал советскую программу создания стратегических ракетоносцев.

Основное положение Договора об ограничении систем противоракетной обороны заключается в запрете создания противоракетной обороны территории страны или района и запрете на создание базы для такого развертывания. В качестве исключения Договор по ПРО разрешал развертывание двух противоракетных систем, одна из которых предназначена для обороны столицы, а другая — для обороны позиционного района баллистических ракет. Основным ограничением, накладываемым на эти системы, стало ограничение количества перехватчиков. В составе каждой из двух систем ПРО разрешалось иметь не более 100 противоракет и их пусковых установок. Кроме этого, определенные ограничения накладывались на количество и места размещения радиолокационных станций системы ПРО, а также на места размещения РЛС системы предупреждения о ракетном нападении. В 1974 г., СССР и США подписали протокол к Договору по ПРО, который сократил количество разрешенных к развертыванию систем с двух до одной.

Договор ОСВ-2

После подписания Договора ОСВ-1 Советский Союз и США продолжили переговоры о дальнейшем ограничении стратегических вооружений. Однако достижение договоренности о содержании следующего этапа контроля над вооружениями оказалось гораздо более сложной задачей. Поскольку новое соглашение, в отличие от ОСВ-1, должно было носить всеобъемлющий характер, Советский Союз настаивал на обязательном учете американских средств передового базирования в балансе стратегических сил. Усилия США в основном были направлены на установление ограничений на количество и возможности советских ракетных комплексов наземного базирования, в частности тяжелых ракет и ракет, оснащенных РГЧ ИН. Проблема тяжелых ракет стала более острой после того, как в 1973 г. СССР провел первые испытания разделяющихся головных частей с боеблоками индивидуального наведения.

Значительное преимущество в суммарном забрасываемом весе ракет, которым обладал Советский Союз, в сочетании с установленным в ОСВ-1 запретом на развертывание новых ракет означало, что СССР мог значительно превзойти США в количестве развернутых боезарядов.

Первой договоренностью достигнутой после 1972 г. стало так называемое Владивостокское соглашение, основные положения которого были согласованы во время встречи в верхах во Владивостоке в ноябре 1974 г. В соответствии с этим соглашением СССР и США обязались ограничить количество стратегических носителей 2400 единицами, из которых только 1320 могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения.

При заключении Владивостокского соглашения Советский Союз пошел на значительные уступки. Основной уступкой стало снятие требования о включении в будущий договор средств передового базирования США. Кроме этого, СССР согласился на установление одинаковых ограничений для обеих сторон, отказавшись от требования о равенстве возможностей стратегических сил. Соединенные Штаты, в свою очередь, пошли на включение в договор тяжелых бомбардировщиков и отказались от попыток сократить количество советских тяжелых ракет.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2, продолжались до 1979 г. Как и на ранних стадиях переговоров, основные усилия США были направлены на ограничение количества боезарядов на советских межконтинентальных ракетах наземного базирования. Советский Союз в свою очередь настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного базирования, а также пытался добиться запрета на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования. Кроме этого, оставалась нерешенной проблема стратегических возможностей бомбардировщика Ту-22М, а также ряд проблем связанных с проверкой выполнения Договора.

Поскольку новое соглашение не было подготовлено к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1, в октябре 1977 г. СССР и США объявили, что будут продолжать соблюдать предусмотренные ОСВ-1 ограничения. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано к концу 1978 г. и 18 июня 1979 г. в ходе встречи в верхах в Вене этот документ был подписан.

Договор ОСВ-2 основывался на согласованных во Владивостокском соглашении ограничениях, к которым был добавлен ряд дополнительных ограничений. Кроме этого, ОСВ-2 предусматривал некоторое сокращение количества стратегических носителей, которое должно было быть проведено в течение двух лет, а также ряд ограничений на количество боеблоков, которыми могли оснащаться носители, и ограничения на модернизацию стратегических систем. Предусматривалось, что Договор будет находиться в силе до 31 декабря 1985 г. Сопровождавший Договор протокол, срок действия которого был ограничен тремя годами, устанавливал ограничения на развертывание мобильных ракет и крылатых ракет морского и наземного базирования.

Основным положением Договора ОСВ-2 стало ограничение количества стратегических носителей на уровне 2400 единиц. Кроме этого, стороны обязались к 1 января 1981 г. сократить количество носителей до 2150. Из общего количества стратегических систем только 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. В число 1320 носителей с РГЧ ИН включались как ракеты наземного и морского базирования, так и тяжелые бомбардировщики, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности. Без учета бомбардировщиков количество оснащенных РГЧ ИН носителей не должно было превышать 1200 единиц. Кроме этого, отдельное ограничение было установлено на оснащенные РГЧ ИН баллистические ракеты наземного базирования, количество которых не могло превышать 820.

В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. В частности, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками. Тяжелые бомбардировщики существующих типов не должны были оснащаться более чем 20 крылатыми ракетами, а с учетом новых бомбардировщиков среднее количество крылатых ракет, приходящихся на бомбардировщик, не должно было превышать 28. Таким образом, в отличие от ОСВ-1, в новом Договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях.

В целом, Договор ОСВ-2, хотя и ставил определенные рамки для количественного наращивания стратегических сил, не мог в полной мере решить проблему качественного совершенствования вооружений. К моменту подписания Договора как США, так и СССР в основном закончили процесс перехода к системам, оснащенным РГЧ ИН. Кроме этого, в процессе переговоров обе стороны сделали все возможное для того, чтобы сохранить существовавшие у них на тот момент программы модернизации стратегических сил. В то же время, Договор ОСВ-2 позволил сделать дальнейшее развитие наступательных вооружений более стабильным и предсказуемым процессом, что с учетом заметно осложнившихся в конце 1970-х годов советско-американских отношений стало очень большим достижением.

Существенное ухудшение советско-американских отношений не позволило довести процесс ОСВ-2 до вступления Договора в силу. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. администрация США отозвала Договор из сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Тем не менее, поскольку стороны не заявили о намерении отказаться от ратификации Договора, США и СССР продолжали в целом соблюдать его положения. Исключениями стали отказ Советского Союза от сокращения общего количества носителей до 2400, разрешенных Договором, а также объявление ракеты «Тополь» модернизацией ракеты РТ-2П. Соединенные Штаты впоследствии также нарушили положения Договора ОСВ-2. В 1986 г., в ходе реализации программы развертывания оснащенных крылатыми ракетами бомбардировщиков, США превысили установленный в Договоре предел на количество носителей с РГЧ ИН.

ПРО и ОСВ-1

ПОЛИТИКА “РАЗРЯДКИ” В ОТНОШЕНИЯХ С ЗАПАДОМ

В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной «разрядки» напряженности между Востоком и Западом. Он был вызван стабилизацией взаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-х гг. изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества.

На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в «ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон» (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьезный просчет советского руководства, который привел к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ОСВ-1 И ПРО

Советско-американское сотрудничество в политико-дипломатической области развивались в начале 70-х годов непривычно плодотворно. С 1969 г. в Хельсинки шли советско-американские переговоры о контроле над вооружениями, задачей которых было выработать компромисс в сфере ограничения стратегических наступательных вооружений. Попутно велась подготовка целой серии двусторонних договоренностей, направленных на стабилизацию советско-американских отношений и исключение случайного военного конфликта между СССР и США. Эти переговоры стали приносить результаты.

30 сентября 1971 г. в Вашингтоне было подписано бессрочное советско-американское Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США. В соответствие с ним стороны обязались обязательно информировать друг друга обо всех случаях «несанкционированного, случайного или иного необъяснимого инцидента, связанного с возможным взрывом ядерного оружия», а также принимать меры для предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, находящегося под контролем каждой стороны. Соглашение регламентировало ряд важных технических и организационных аспектов взаимодействия СССР и США в случае возникновения опасных ситуаций для избежания конфликта между ними. Это был первый документ после карибского кризиса 1962 г., в котором фиксировались правила поведения сторон в случае возникновения «ядерной тревоги».

В мае 1972 г. состоялся официальный визит президента США Р.Никсона в Москву. Это был первый в истории визит высшего американского руководителя в Советский Союз, если не считать пребывания президента Ф.Д.Рузвельта в Ялте в 1945 г. В результате проведенных переговоров удалось заключить ряд важных соглашений военно-стратегического и общеполитического характера.

Прежде всего, были подписаны первые документы, ставшие результатом компромиссов, достигнутых в рамках переговоров по ограничению стратегических вооружений. По-русски этот процесс сокращенно назывался по первым буквам этого словосочетания – ОСВ, по-английски – SALT (Strategic Arms Limitation Talks). В 60-70-х годах состоялось два тура таких переговоров. Первый из них получил наименование «ОСВ-1», второй – «ОСВ-2». К визиту Р.Никсона в Москву относятся договоренности серии «ОСВ-1» – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г.

а) Договор ПРО (перестал действовать в 2001 г.) был призван предупредить гонку вооружений в области создания систем обороны против ракетно-ядерных ударов. Эти системы разрабатывались в Советском Союзе и Соединенных Штатах, причем считалось, что в СССР – с некоторым опережением. Системы были дорогостоящими и, по заключениям экспертов, не достаточно надежными. Они представляли собой оборонительные комплексы, состоящие из «противоракет», то есть ракет-перехватчиков, способных уничтожать приближающиеся ракеты противника до того, как те смогут нанести ущерб обороняющейся стороне.

СССР и США договорились о том, что каждой стороне будет разрешено создать по два комплекса «противоракет» и поставить под их защиту, соответственно, по два района (всего четыре) по выбору – вокруг столиц и в районе расположения шахтных пусковых установок, то есть баз МБР. При этом обе стороны обязались не создавать общенациональные, то есть покрывающие всю территорию страны, системы ПРО и основы для их создания. Договором также запрещалось создавать, испытывать и развертывать системы или компоненты систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Договор был бессрочным, но из него было можно выйти, уведомив об этом за 6 месяцев до дня предполагаемого выхода (чем воспользовалась американская сторона в 2001 г.).

Во время второго визита президента Р.Никсона в Москву в июне 1974 г. специальным советско-американским протоколом число районов, разрешенных для размещения систем ПРО, было сокращено с четырех до двух – по одному для каждой стороны. Советский Союз разместил свою систему ПРО в районе Москвы, а США – в Гранд-Форкс, районе основной базы пусковых установок МБР.

б) Вторым элементом договоренностей серии «ОСВ-1» было Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. В литературе это соглашение часто именуется «соглашением ОСВ-1», что не вполне точно, но принято между специалистами-практиками. Временное соглашение было заключено сроком на пять лет и содержало количественные ограничения развертывания наступательных вооружений. СССР получил право иметь 1600 единиц МБР как наземного, так и морского базирования, а США – 1054. При этом СССР, как очевидно, получил право на большее число ракет, чем США. Но советские ракеты в тот период имели всего одну боеголовку, а американские – уже имели разделяющиеся головные части, то есть одна ракета несла несколько боеголовок, каждая из которых была способна к индивидуальному наведению на цель. Численное преимущество Советского Союза по ракетам, поэтому, компенсировалось преимуществом США по количеству боеголовок.

Сверх этого лимита стороны обязались в течение пяти лет не увеличивать число стационарных пусковых установок МБР наземного базирования и пусковых установок баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

Договоренности серии «ОСВ-1» не касались таких важных видов наступательных вооружений как бомбардировщики дальнего радиуса действия, по числу которых США имели трехкратное преимущество над СССР. Кроме того, соглашения не регламентировали численность разделяющихся головных частей (РГЧ), что позволяло увеличивать разрушающую мощность стоявших на вооружении ракет за счет размещения на них разделяющихся боеголовок вместо обычных, оставаясь формально в лимитах соглашений 1972 г.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

НИКСОН В МОСКВЕ

Первый официальный визит американского президента в СССР начался 22 мая 1972 года в четыре часа дня по московскому времени. Именно в этот момент в аэропорту Внуково-2 приземлился президентский «боинг». У трапа самолета Ричарда Никсона встречали Подгорный и Косыгин, некоторые наши министры, причастные к предстоящим переговорам на высшем уровне, сотрудники посольства США, а также малочисленная группа «представителей трудящихся». Так было определено сценарием встречи, утвержденным Политбюро с учетом сложных политических условий, в которых проходил этот визит. Ведь США в то время не только продолжали воевать во Вьетнаме, но и активизировали там свои военные действия. Американцы бомбили территорию Северного Вьетнама, вели наземные боевые операции. И это не могло не отразиться на атмосфере встречи.

Высокого гостя приветствовал в аэропорту почетный караул из представителей трех родов войск, на ветру развевались государственные флаги СССР и США. Словом, весь протокольный церемониал был соблюден. Строй почетного караула вместе с Никсоном обошел Подгорный, а по окончании церемонии Подгорный, Косыгин и Никсон сели в одну машину, и длинный кортеж направился в Кремль.

Ленинский проспект и другие улицы, ведущие в сторону Кремля, были украшены советскими и американскими флагами. Не было, правда, только «восторженных» толп москвичей, которых при встречах представителей дружественных государств обычно собирали по разнарядке. Более того, даже случайных прохожих к краям тротуаров не подпускали. Это все оговорили заранее.

Никсона поселили в Кремле, в апартаментах по соседству с Оружейной палатой. Там же, в отдельном крыле, разместили его ближайших помощников, включая Киссинджера. Над зданием впервые в его истории развевался государственный флаг Соединенных Штатов Америки. Подгорный и Косыгин откланялись, напомнив гостю, что вечером, после того как Никсон отдохнет от утомительного перелета, они с ним вновь встретятся — на официальном банкете в Кремле.

(…)

Вечер был ясный. После грибного дождика, который встретил Никсона в аэропорту, погода наладилась. Майская яркая зелень радовала глаз.

Но вот мы и у цели. Лифт поднял нас на второй этаж, и мы оказались возле кабинета, который когда-то занимал Сталин, а позднее Хрущев. В приемной, ее называли предбанником, уже находился Александров. Он распахнул дверь. Никсон, а за ним и я вошли в кабинет. Навстречу, широко улыбаясь, шел Брежнев. Лидеры тепло поприветствовали друг друга. Брежнев предложил гостю сесть напротив него. Официант принес чай и печенье. Беседа началась.

Леонид Ильич выразил удовлетворение в связи с первым в истории официальным визитом президента США в СССР, а затем напомнил Никсону, что они с ним уже однажды мимолетно встречались, а именно в 1959 году, летом, когда он, Брежнев, вместе с Хрущевым и другими советскими руководителями присутствовал на открытии Национальной выставки США в Сокольниках. Брежнев, слегка заискивая, как мне показалось, напомнил также Никсону о том, что на выставке была сделана фотография, которая потом обошла все газеты мира. На ней запечатлены Никсон и Хрущев во время своего знаменитого «кухонного спора». «Так вот, я тоже есть там, справа от вас, но вы, может быть, этого уже не помните?..» — спросил Брежнев. Никсон с улыбкой ответил, что конечно же помнит.

(…)

В целом же создавалось впечатление, что оба лидера хорошо понимают друг друга, так сказать работают на одной волне. В какой-то момент Брежнев начал говорить о своем желании установить особые личные отношения с президентом США, которые, завязавшись в эти дни, затем укреплялись бы в ходе последующих встреч, а в промежутках между ними поддерживались бы перепиской. Никсон ответил в том же ключе и напомнил об особых отношениях, сложившихся между Сталиным и Рузвельтом во время войны. Он отметил, что они благодаря своим личным взаимоотношениям могли находить решения спорных вопросов даже тогда, когда это не удавалось бюрократам.

Саммит Брежнев – Никсон (1972) и его значение для советско-американских отношений

Автор Андрей Теренин

Саммит с участием генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева и президента США Р. Никсона, который состоялся с 22 по 30 мая 1972 г. Саммит стал отправной точкой для нового этапа во взаимоотношениях между СССР и США. Ряд историков считают, что процесс «разрядки» был неотъемлемой частью холодной войны, который характеризовался снижением агрессивности противостояния сверхдержав. Другой подход предполагает, что «разрядка» представляла собой альтернативу холодной войне, а её завершение рассматривается историками как упущенная возможность развития международных отношений с учётом взаимных интересов, в том числе в сфере мировой безопасности. Общее содержание темы статьи представлено в ментальной карте.

Гипотеза: Прорыв 1972 года заложил солидный фундамент для дальнейшего сотрудничества между СССР и США, вместе с тем «разрядка» не означала прекращения холодной войны.

Советско-американские отношения накануне саммита (1969-1972 гг.)

Во внешней политике обеих стран произошли серьёзные изменения. В ноябре 1968 г. на президентских выборах в США победил кандидат от республиканской партии Р. Никсон. Новоизбранный президент объявил о вступлении его страны в эру переговоров, которая должна была заменить уходящую эру конфронтации. В феврале 1969 г. был создан секретный дипломатический канал «Добрынин-Киссинджер». Администрация Никсона начала двойную разрядку с Советским Союзом и Китаем. СССР в свою очередь принял курс на улучшение двусторонних отношений с США.

В 1969 г. в Хельсинки открылись переговоры официальных делегаций по проблеме ограничения стратегических вооружений (ОСВ); второй площадкой для переговоров делегаций стала Вена. Основой для нормализации отношений стала доктрина «достаточности», провозглашённая президентом США в виду достижения «стратегического паритета» с СССР.

При изучении данной темы также рекомендуется использование презентации.

Подготовка саммита

Во второй половине 1971 г. была достигнута принципиальная договорённость о проведении советско-американской встречи на высшем уровне. Важную роль в подготовке саммита сыграл конфиденциальный канал.

Тайный визит Г. Киссинджера в Москву в апреле 1972 г. оказался весьма успешным в рамках подготовительной работы к встрече, однако его миссия не смогла снять напряжение вокруг Вьетнама.

Визит американского президента в СССР мог быть отменён как раз из-за обострения войны во Вьетнаме. Отказ советского руководства от встречи мог привести к охлаждению отношений и перенести подписание важнейших документов на неопределённый срок. В итоге, политбюро ЦК, взвесив все за и против, решило не отменять и не переносить встречу. Сам Брежнев выступал за проведение встречи, и всё же у него оставались некоторые сомнения. Созванный Пленум ЦК также поддержал решение о проведении встречи.

Проведение саммита: переговоры и подписание документов

Переговоры охватили самые различные стороны взаимоотношений. На полях саммита был подписан ряд соглашений, имеющих практическое значение, в том числе о сотрудничестве в космосе, которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки космических кораблей СССР и США в открытом космосе. 29 мая в заключительный день встречи Брежнев и Никсон подписали декларацию «Основы взаимоотношений между СССР и США», которая установила 12 принципов взаимоотношений двух государств. По итогам переговоров лидеры СССР и США планировали в будущем расширить двусторонние торгово-экономические связи.

Международный аспект советско-американских переговоров

Переговоры содержали пять основных проблем — разоружение, Вьетнам, европейская безопасность, Ближний Восток и укрепление роли ООН.

26 мая 1972 г. Брежнев и Никсон подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. .

Брежнев и Никсон впервые при личной встрече обсудили войну во Вьетнаме. Руководители также выразили готовность продолжить процесс «разрядки» в Европе.

Последствия и историческое значение саммита

Успешный саммит придал советско-американским отношениям новый импульс для дальнейшего развития. СССР и США начали переговоры по ОСВ-2. Стороны продолжили консультации по ряду сложных международных проблем. Изменения в отношениях активизировали сферу сотрудничества в области освоения космоса, науки и культуры. Тем не менее срыв реализации советско-американского торгового соглашения (1972) стал одним из показателей трудностей «разрядки». Серьезным испытанием для советско-американских отношений стала и новая арабо-израильская война, разразившаяся в октябре 1973 г.

Историки А.В. Богатуров и В.В. Аверков отмечают, что приезд Никсона в СССР заложил основу традиции регулярных встреч руководителей двух стран, которая продолжается с перерывами и возобновлениями вплоть до настоящего времени.

Важнейшим результатом саммита стало подписание целого ряда соглашений, главными из которых были документы в комплексе ОСВ-1 (ПРО и соглашение ОСВ). СССР и США объявили о своих намерениях остановить гонку ядерных вооружений.

Вывод: выдвинутая гипотеза была подтверждена, саммит Брежнев – Никсон (1972) стал важным событием в истории международных отношений времён холодной войны. Без преувеличения встреча на высшем уровне и её результаты оставили свой след в истории. Переговоры наглядно показали, что Запад и Восток могут находить решения по конкретным международным проблемам. И всё таки, чтобы построить дом, одного только фундамента недостаточно. СССР и США не удалось избавиться от конфликтного мышления, в следствии чего «разрядка» испытывала трудности.

Чтобы проверить свои знания можете пройти тест по теме

Список источников и литературы

Историко-ориентированные системы:

1. Хронос // События 1972 года

2. Хронос // Договор об ограничении противоракет

3. Хронос // Анатолий Федорович Добрынин

4. Хронос // Видеозапись лекции А.В. Шубина: Разрядка и второй этап «холодной войны»

5. История.рф // ПРО и ОСВ-1

6. Исторические материалы // Развитие экономических связей с западными странами

7. Cambridge Histories Online // Kissinger

Официальные документы:

Текст Договора по ПРО 1972 года (дата обращения 29.11.2019)

Временное Соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (дата обращения 29.11.2019)

Основы взаимоотношений между СССР и США (дата обращения 29.11.2019)

Источники личного происхождения (мемуары):

Литература:

Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945–2008. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 520 с.

Печатнов В.О., Маныкин А.С. История внешней политики США. – М.: Международные отношения, 2012. – 672 с.

Dallek, R. Nixon and Kissinger: Partners in Power. – New York: HarperCollins, 2007. – 752 p.

Видеофайлы:

Кинодокумент «Президент США в Советском Союзе (1972)» (дата обращения 29.11.2019)