Почему назвали танк т 34

Как конструктор Кошкин создал смертоносный «сюрприз» для Вермахта, и почему Т-34 называют главным оружием Победы



Михаил Ильич Кошкин – создатель одного из главных танков советской армии в период Великой Отечественной войны. В условиях сложной политической обстановки, когда в Германии к власти приходят нацисты, а Япония представляет реальную военную угрозу для СССР, конструкторскому бюро №183 под руководством М.И.Кошкина поручается разработка нового танка.
Вопреки мнению многих инженеров Кошкин был сторонником создания машины с гусеничным ходом. Благодаря этому можно, не меняя размеры машины и мощности её двигателя, увеличить толщину брони и усилить вооружение. Отстаивать своё мнение в условиях репрессий было опасно, но он был уверен в своей правоте, поэтому решился во что бы то ни стало убедить военное руководство в правильности такого конструкторского решения.

Путь от простого кондитера до главного конструктора Харьковского паровозостроительного завода


Михаил Ильич Кошкин – гений из кондитерской, инженер, создавший легендарный Т-34./Фото: pbs.twimg.com

Михаил Ильич родом из Ярославской области (село Брынчаги). Его большая семья рано осталась без кормильца. Поэтому четырнадцатилетний Михаил уезжает и устраивается учеником мастера на московскую фабрику кондитерских изделий. С 1917 года он участвует в боях как красноармеец. С 1921 года – студент университета на факультете управления, закончив который становится директором кондитерской фабрики в Вятке, а позже занят партийной работой в губернском комитете этого города.
С 1929 года учится в политехническом университете Ленинграда. Его специализация – транспортное машиностроение. После прохождения практики получает приглашение работать на Путиловском заводе (позже – Кировском), специалисты которого были заняты формированием танковой отрасли. М.И. Кошкин назначается на должность заместителя главного конструктора.
В 1936 году уже возглавляет КБ № 183 на базе Харьковского завода. В условиях массовых репрессий должность главного конструктора была не только ответственной, но и опасной. Но Михаил Ильич с честью выдерживает все испытания и трудности, а его отношения с коллективом складываются благополучно – он сумел найти подход к подчинённым благодаря своим личностным качествам: деловитости, трудолюбию, честности и простоте в обращении с сотрудниками.

Создание легенды и показательное выступление новой машины в Москве 17 марта 1940 года


М. И. Кошкин был назначен главным конструктором Танкового Бюро №183 на Харьковском паровозостроительном заводе в декабре 1936 года./Фото: s.057.ua

В конце зимы 1939 года результатом работы КБ становятся два опытных танка с гусеничным ходом. Их боевая масса, в отличие от предшествующих машин, стала больше на 10 тонн, а броня – толще на 20-25 мм – и всё это без ущерба для манёвренности и скорости. Сотрудниками КБ спроектирован дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил, что позволило повысить экономичность машины и уменьшить риск её возгорания в случае прямого попадания вражеского снаряда.

Едва завершилось изготовление новых танков, их потребовали предоставить на показ высшему руководству страны. Но машинам нужна обкатка, да и по нормам допуска к показу пробег должен быть от 2000 км. Тогда М.И. Кошкин принимает решение отправить бронемашины в Москву своим ходом. Этот шаг был очень рискованным. Технику никто не должен был увидеть, чтобы сохранить секретность разработок. Перемещаться предстояло по пересечённой местности по заснеженным просторам на новой, не опробованной в достаточной мере технике. Но вместе с тем это был шанс испытать машину.


Т-34 – гордость российских бронемашин, отличающаяся простой и в тоже время гениальной конструкцией./Фото: upload.wikimedia.org

5 марта 1940 года была сформирована колонна из двух закамуфлированных опытных образцов, машин сопровождения и тягачей. В суровых условиях было тяжело и технике, и людям, осуществлявшим её ремонт и обслуживание. Но 12 марта пробег благополучно завершился. Испытания в Кубинке показали – образцы имеют высокую стойкость.
Демонстрация машин высшему военному руководству на Ивановской площади Кремля тоже прошла успешно. Элегантная, быстрая и манёвренная машина понравилась даже главкому армии Сталину.
М. И. Кошкин был простужен во время перегона техники в Москву, однако обратный путь он предлагает преодолеть снова своим ходом. Это был уже апрель месяц, весенняя распутица сильно усложнила эту задачу. Один из танков попал в болото. Михаил Ильич, сильно промокший и промёрзший при попытках спасти технику, серьёзно заболел. 26 сентября 1940 года Михаил Иванович умер, так и не оправившись после болезни.

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»


Немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в броне, но это «Тридцатьчетвёрка» могла скомпенсировать своей большой манёвренностью и подвижностью./Фото: soldats.club

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.
Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.
Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.
Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!


Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250)./Фото: topwar.ru

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.
Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.


В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».
Танк впоследствии стал настолько легендарным, что про него сняли сотни документальных фильмов, притом не только в России. А совсем недавно вышел фильм известного режиссёра Алексея Сидорова «Т-34».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Танк Победы

Авторы проекта

* Попов Виталий
* Решетников Андрей

Руководитель проекта

* Громова Светлана Федоровна, учитель информатики.

Название проекта

«Танк Победы»

Цели проекта

Рассказать все о танке победы,и почему он так назван.

Задачи проекта

1. Рассказать об истории создания Т-34.

2. Сравнить Т-34 и немецкие танки Второй Мировой войны.

3. Рассказать о лучших танкистах, воевавших на Т-34.

4. Объяснить почему Т-34 является Танком Победы.

Этапы проекта:

I. Где? Когда? Почему? (История создания Т-34)

II. Противостояние.

III. Забытые герои. (Советские танковые асы)

IV. Танк-герой.

Использованные методы:

Теоретический: сбор, анализ и синтез информации
Практический: компьютерное моделирование

Введение

В течение многих веков люди наделяли чудесными свойствами свое оружие. Появлялись легенды о всесокрушающих мечах, способных рассекать камни и никогда не ломаться. «Меч-кладенец» богатыря, «Эскалибур» короля Артура, «Дюрандаль» Роланда стали полноправными участниками легенд о могучих богатырях и благородных рыцарях. В век атомной бомбы легенды стали складывать о танках, ставших в ходе Второй мировой войны неизменными участниками сражений на всех театрах военных действий, от заснеженных полей и густых лесов нашей страны до африканской пустыни и джунглей Азии. Человеческая потребность в чудо-оружии реализовывалась в виде легенд о неуязвимых и сметающих все на своем пути танках, от которых бежали враги, попутно получая приказы от начальства не вступать с ними в открытый бой и смазывая ядом алебарды для коварного удара в спину благородному воину. Как и полагается выдающимся образцам вооружения, чудо-танки получали название или с намеком на благородное происхождение ( «королева поля боя»), или имена крупных хищников ( «тигр» и «пантера»), или назывались в честь выдающихся политических и военных деятелей своих стран ( «ИС» — «Иосиф Сталин»). Как и полагается великим воинам, чудо-танки могли пасть не в открытом бою с врагом, но стать жертвой интриг властолюбцев.

Где? Когда? Почему?

Первые дни Великой Отечественной войны. При поддержке авиации войска Вермахта стремительно продвигаются вглубь нашей страны. Немцы уверены в превосходстве своих танков. По данным разведки Советский Союз имеет на вооружении устаревшую технику. Но уже к концу первой недели Германский Генеральный штаб получает всё больше сообщений о встречах с новым советским танком. Он с лёгкостью поражает боевые машины Вермахта с больших дистанций, при этом немецкие танки не могут нанести ему существенных повреждений. Это был легендарный Т-34.

К концу 30-х годов основным средним танком был Т-28. По мере развития артиллерии стало ясно, что защиту этих машин требуется серьёзно усилить. На танк установили дополнительные бронелисты. Конечно, такое новшество повысило защищённость танка, но вместе с тем увеличило его массу. Как следствие ухудшились скорость и проходимость. Модернизация ходовой части ощутимых результатов не принесла. Требовался новый средний танк.

27 февраля 1939 года состоялось заседание Комитета обороны. На нём рассматривались чертежи и макеты новых танков: А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны под руководством Михаила Кошкина, возглавлявшего в то время танковое конструкторское бюро Харьковского завода № 183. По итогам заседания Кошкину было поручено изготовить оба танка в металле. Внешне обе машины выглядели почти одинаково, но по итогам ходовых испытаний оказалось, что у А-32 есть резерв по увеличению веса. Этот резерв и использовали для установки более толстой брони без существенной потери остальных характеристик. С небольшими доработками танк решили выпускать серийно. Постановлением Комитета обороны от 19 декабря 1939 года А-32 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной Армии под обозначением Т-34.

Основные характеристики среднего танка Т-34 образца 1940 года:

Боевая масса: 26,8 т

Экипаж: 4 человека

Оружие:

• пушка калибра 76,2 мм

• 2 пулемёта калибра 7,62 мм

• Мощность двигателя: 500 л. с.

• Максимальная скорость: 54 км/ч

Противостояние

Германия. Т-5 «Пантера» (Pz-5). Танк «Пантера» можно без преувеличения считать самым известным немецким танком второй мировой войны. Составить ему конкуренцию по популярности мог только другой немецкий танк — «Тигр». Разработан в 1943 г. Модификации.

Pz.VD — первый вариант массой 43 т. Габариты 8860х3400х2950 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 42 с длиной ствола 70 калибров. Двигатель Maybach HL 230РЗО мощностью 650 л.с. Толщина брони 16—100 мм. На машинах поздних выпусков появилась командирская башенка нового типа.

Pz.VA — введена шаровая установка курсового пулемета, ликвидированы лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни. Бинокулярный прицел заменен монокулярным. Уменьшен угол возвышения пушки.

Pz.VG — изменен угол наклона бортовых бронелистов, ликвидирован люк-пробка в лобовом листе корпуса. Внесены изменения в системы двигателя. Часть машин выпущена с опорными катками без резиновых бандажей.

Боевым крещением «Пантеры» стала операция «Цитадель». В боях на Курской дуге принимали участие 51-й и 52-й батальоны, объединенные в «Panther-Brigade 10» группы армий «Юг». Бригада, насчитывавшая 192 танка, понесла серьезные потери.

Позже «пантеры» активно использовались на Восточном фронте, в Италии, а после высадки союзников в Нормандии — на Западном фронте. По массовости это был второй немецкий танк, ставший на заключительном этапе войны главным и серьезнейшим противником танков всех стран антигитлеровской коалиции.

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действия противотанковой артиллерии, от мин и т. д.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.

С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.

Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

Забытые герои

Осень сорок первого. Враг рвется к Москве. В тот день «тридцатьчетверка» лейтенанта Дмитрия Лавриненко находилась в засаде под Серпуховым, когда к нему приблизилась колонна гитлеровской пехоты с артиллерией и автомашинами. Наши танкисты подпустили ее на расстояние прямого выстрела и открыли огонь. В первые же минуты были подбиты два противотанковых орудия. И сразу же «тридцатьчетверка» молодого офицера устремилась на противника. Танк врезался в колонну, уничтожая все на своем пути. «Экипажу Лавриненко Дмитрия Федоровича вместе с другими танкистами была поставлена задача задержать прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте в районе Серпухова, — докладывал уже позже вышестоящему командованию комбриг Фирсов, руководивший обороной Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи военный совет армии экипажу объявил благодарность и представил его к государственным наградам». Этот очерк с рассказа о действиях экипажа лейтенанта Дмитрия Лавриненко начинается не случайно — в публикации речь об асах-танкистах. А эффективно, результативно экипаж молодого офицера действовал не только в этом бою и не только против пехоты и артиллерии противника.

ЛЕЙТЕНАНТ Дмитрий Лавриненко из героической 4-й танковой бригады, которой командовал полковник Михаил Катуков, — ас номер один в Советских Вооруженных Силах. На его счету 52 уничтоженных немецких танка — и это в 1941-м. Поражающий воображение факт. Начало войны, наша армия отступает, и в этих условиях такой результат. Лавриненко хорошо знает старшее поколение, его имя было, что называется, на слуху. Сегодня о нем вспоминают все реже. Самый результативный советский танковый ас родился в 1914 году в станице Бесстрашной Краснодарского края. Двадцатилетним поступает в военное училище. На фронте с первых дней войны. Первую славу себе Дмитрий Лавриненко добыл в октябре сорок первого в боях под Орлом и Мценском, где танкисты бригады вели напряженные бои против танковых соединений генерала Гейнца Гудериана. В течение четырех дней его экипаж уничтожил 16 вражеских танков. Отважно действовал экипаж Лавриненко и в ноябре, когда танкисты взвода держали оборону вместе с воинами знаменитой сегодня дивизии генерала Ивана Панфилова. Взвод располагался возле небольшой деревушки Гусеново, где тогда находился штаб дивизии. В один из дней на позиции обороняющихся устремилась немецкая колонна из 8 танков. Лавриненко решает не ждать, пока противник откроет огонь, сыграть на внезапности, взять инициативу в свои руки ~ контратаковать. И повел свою машину на врага. Первым выстрелом подбил головной танк. Не дав гитлеровцам опомниться, экипаж выпускает еще 6 снарядов, и каждый — в цель. Лишь одному немецкому танку удалось скрыться. Лавриненко — участник 28 боев, в каждом из которых действовал на редкость активно и находчиво. Даже находясь в обороне, он не ждал противника, а искал его. применял самые эффективные способы ведения боя. Результат — 52 уничтоженных танка. Он мог быть и выше, но в ноябре 1941-го отважный танкист погиб на подступах к Москве в бою за деревню Горюны. Советские танкисты-асы периода Второй мировой войны, не слишком известны для большинства наших граждан, в отличии например от авиаторов. Или даже знаменитых германских танкистов таких как Витман, Кариус. Наши асы, как нам кажется, забыты незаслуженно! Вот небольшой и далеко не полный список советских героев-танкистов:

• Старший лейтенант Лавриненко Дмитрий Федорович с экипажем, воевал на Т-34\76, уничтожил 52 танка и САУ, несколько орудий. Погиб в 1941 году. Лучший танковый асс союзников.

• Старший сержант Любушкин Иван Тимофеевич, воевал на Т-34, уничтожил 20 танков и САУ, погиб в 1942 году.

• Оськин — подбил 3 Королевских тигра на Т-34

• Михаил Сальников, уничтожил 15 танков и САУ

• Капитан Самохин Константин Михайлович, воевал на БТ-7 и Т-34, уничтожил более 30 танков и САУ, несколько орудий. Погиб в 1942 году.

• Младший лейтенант Голуб Иван Платонович, воевал на Т-34-85, уничтожил 5 тигров, 2 пантеры, 5 орудий. Погиб в 1944 году.

• Братья Михеевы. 9 братьев в составе нескольких экипажей уничтожили порядка 200 вражеских бронецелей, орудий и автомашин

• Лейтенант Деген Ион Лазаревич, воевал на Т-34-85, уничтожено 16 танков и САУ, 1 танк

Танк-герой

Чем же был хорош Т-34? Главным в конструкции танка было гармоничное сочетание его основных боевых свойств: высокой огневой мощи, надёжной броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76-миллиметровая пушка могла поразить танки противника на дистанции в 1,5 км. Броневые листы корпуса и башни были расположены под рациональными углами наклона. Зачастую немецкие снаряды попросту рикошетировали от танка.

К началу войны в западных военных округах было сосредоточено 13 тысяч советских танков. Из них около 900 составляли Т-34. Достаточно грозная сила, но к началу войны решающую роль сыграли не численные показатели или технические особенности боевых машин. Красная Армия оказалась просто не готова к столь молниеносному нападению. Действия наших частей были просто разрознены, отсутствовала связь между войсковыми соединениями. Не была организована разведка. Командование танковых частей не имела сведений о противнике. Не хватало горючего, боеприпасов. Конечно, на многих участках фронта враг встречал ожесточённое сопротивление, но этого было не достаточно, чтобы остановить продвижение немецких войск. К осени 41-ого действия советских бронетанковых войск носили в основном маневренный характер. Советские танкисты неожиданно атаковали из засад. Пользуясь фактором внезапности, уничтожали противника и быстро отходили. Только в период с 4-го по 11-ое октября танковая бригада полковника Михаила Катукова уничтожила 113 немецких танков, 49 орудий и до полка пехоты. Но для сдерживания немцев требовалось большое количество бронетехники. С этой целью на заводах срочно разворачивали производство новых танков, и тут проявилось ещё одно положительное качество Т-34: в отличие от немецких машин он был прост в изготовлении.

Пока на передовой шли бои, конструкторы продолжали работать над танком. Задача, поставленная руководством страны, была проста: увеличить количество выпускаемых «тридцатьчетверок». С этой целью в конструкцию боевой машины было внесено несколько тысяч различных изменений, что позволило делать танки ещё быстрее. В начале 42-ого в ходе производства изменили конструкцию башни, она стала просторнее, а технология её изготовления проще. Из-за шестигранной формы новую башню «тридцатьчетвёрки» прозвали «гайкой». До 43-го года Т-34 превосходил по своим характеристикам любой из танков противника. Появление его на поле боя, как правило, решало исход сражения в пользу Красной Армии. Немецкое командование выпускало инструкции, в которых говорилось, что нужно остерегаться танка с наклонными плоскостями, закруглёнными гранями; его нужно изучать внимательно, потому что это Т-34. Но немецкое командование не только выпускало инструкции по уничтожению наших танков. Руководство Рейха внимательно изучило захваченные «тридцатьчетвёрки» и всерьёз задумалось о выпуске таких же машин на своих заводах, но большинство конструкторов и промышленников были против, и в то же время сама промышленность Германии переживала нелёгкие времена. При дальнейшем создании техники немцы пошли своим путём и уже в конце 42-го года на полях сражений стали появляться новые танки Вермахта. В январе 43-го один из них был захвачен советскими войсками под Ленинградом. Это был тяжёлый танк T-VI, более известный как «Тигр». Детально обследовав трофей, советское командование пришло к выводу, что 76-миллиметровой пушки Т-34 уже не хватает для эффективной борьбы с «Тигром». Эти выводы подтвердились и летом 43-го. Тогда под Курском в районе железнодорожной станции Прохоровка состоялось грандиозное танковое сражение. В этих боях советские войска вплотную столкнулись с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». В битве на Курской Дуге Красная Армия одержала победу, вместе с тем это заставило форсировать работы по модернизации танков.

Уже в декабре 43-го на вооружение приняли Т-34 с новой башней и более мощной пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился до пяти человек, появился наводчик. Теперь командир танка мог в полной мере управлять боем. С начала 44-го года на заводах стали активно наращивать производство Т-34-85, именно такое обозначение получила эта машина. Конечно, новый танк не мог бороться с » Тиграми» на равных условиях, но при умелых действиях экипажа мог стать достаточно грозной силой. Выигрывал он, как правило, за счёт манёвренности и проходимости. Там где тяжёловесные немецкие танки застревали, Т-34 проходили без особых проблем. Занимая более выгодные позиции для выстрела, советские танкисты поражали новую бронетехнику противника в слабозащищённые места: борта и корму. За четыре года боёв эти машины завоевали себе славу лучших танков Второй Мировой. . Они по праву принимали участие а Параде Победы 24 июня 1945 года. Значимость этих танков не забыта и сейчас. Как и много лет назад легендарные Т-34 занимают почётное место в парадах посвящённых Победе в Великой Отечественной войне.

Почему танк Т-34 назвали именно так?

Несмотря на кажущуюся неважность, сегодня популярен вопрос о присвоении названия самому популярному советскому танку – Т-34. В данном тексте мы разберем расхожие мифы о происхождении названия боевой машины, и попробуем ответить на вопрос – чем на самом деле обосновано сочетание «Т-34»?

Производство Т-34 фактически стартовало в 1940-м году. На фото — Т-34 обр. 1941 года с литой башней

В силу того, что текст не об истории создания танка, мы позволили себе опустить некоторые эпизоды, не касавшиеся выбора его названия.

Предыстория

Предвестником будущей легенды стал прототип А-32, который одобрили на заседании Комитета Обороны СССР весной 1938 года. Литера «А» присваивалась продукции Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна, в частности – танкам конструкторского бюро машиностроения. Так, первая боевая машина из Харькова получила заводское обозначение А-12, который впоследствии переименовали в Т-12. Думаю, буква «Т» пояснения не требует – «танк».

Танк БТ-20, он же — А-20. Опытная машина стала ступенью к созданию Т-34

Прототип А-32 комиссия одобрила, предписал модернизировать конструкцию. Результатом доработок стал прототип А-34. Еще во время его испытаний и до фактического поступления в войска, новый танк был принят на вооружение под привычным именем. Тут начинаются версии: кто-то считает, что «34» — год принятия, год начала работ или масса машины – что не совсем правда.

Результат дальнейших доработок — танк А-32. По сути, именно он после ряда доработок был принят на вооружение под обозначением «Т-34»

Причем в соответствующем приказе проявилась путаница обозначений советских танков:

«Принять на вооружение<…>танк Т-32<…>Присвоить название указанному танку «Т-34″»

Приказ был опубликован в 1939 году – значит, год в названии не фигурирует. Масса? Нет — первые машины едва превышали показатель в 26 тонн. Даже Т-34-85, созданный в 1944 году, не весил 34 тонны.

Опытный А-34 на испытаниях.

Гипотезы

Исходя из вышеописанного, мы вернулись к вопросу о значении названия цифр в названии машины. И тут есть несколько версий. Первая – красивая и логичная: «34» — порядковый номер принятого на вооружение танка. И до некоторого времени это было логично! Если допустить, что первая советская «тэшка» была 16-ой по счету из опытных, но первой принятой на вооружение. До 30-х годов сохраняется некоторая логика, и через 18 машин появляется Т-34 – опытный легкий танк образца 1932 года.

В 1931 году уж создавалась «тридцатьчетверка» — легкий танк Т-34 был собран в единичном экземпляре по причине наращивания масштабов выпуска Т-26

Казалось бы, тут логика пропала – почему еще один Т-34 делают спустя 8 лет? Но одно предположение может все объяснить. Несмотря на попытку сделать нумерацию сквозной, все получалось иначе: за Т-16 следовал Т-18, а спустя год был презентован Т-17. Причем в логичном перечне есть как серийные, так и опытные образцы. Так вот. В 1929 году было организовано Управление по механизации и моторизации РККА, которое присвоило индексы как имеющимся, так и перспективным танкам. Так получился логичный и последовательный перечень, начавшийся с Т-16. Но в реальности – из-за несвоевременной реализации проектов, их отмены или наоборот – форсированного принятия на вооружение, последовательность наименований нарушилась. Исходя из этого, Т-34 не мог быть «34-м» танком.

Единственное предположение

Долгая дорога к Т-34 не дает никаких объяснений к названию «Т-34». Слева-направо: А-8, А-20, Т-34 обр. 1940-го, Т-34, обр. 1941-го года

Как видите, число в названии Т-34 не соответствует порядковому номеру серийного танка РККА, и не является 34-м по счету прототипом. Ни год создания, ни масса машины тоже никак не связаны с наименованием. Ввиду этого, справедливой версией можно считать, что Т-34 назван в честь «Съезда победителей» — 17 съезда ВКП(б), прошедшего зимой 1934 года. Ведь танк Т-34 был не только прорывной машиной, но и обозначил начало самостоятельного танкостроения, которое до того момента значительно опиралось на зарубежные разработки.

Почему именно танк т-34 считается легендарным?

Во первых по тому что Т-34, оказался самым используемым танком для СССР, во все времена, и этого уже не изменить, так как СССР распался, а Россия хоть и наследница, но все равно уже другая страна.

Использовался он реально в самое трудное время, и стал первым элементом Советской техники, который стал превосходить немецкую. Да в то время когда у Советской армии появились Т-34, Немцы использовали свои танки которые назывались очень похожим названием, а именно Т-4.

Когда же на авансцену вышел Т- 34, то он стал превосходить немецкие танки, и немцам пришлось наспех сконструировать Пантеру и Тигр.

Однако Т-34 изготавливались в неслыханных количественных масштабах, и количеством превосходили

более сложные технически немецкие танки. Хотя такая спешка сказалась на красоте танка, но это не как не сказывалось на его мобильности, так как он после сборки мог сразу идти в бой, и управлять им было относительно не сложно, а от того кадры для его эксплуатации, всегда находились.