Первый корабль балтийского флота

Военно-Морской Флот

Днем рождения Балтийского флота (БФ) считается победа в устье реки Невы 18 мая (7-го по старому стилю) 1703 г. Гребная флотилия с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I одержала первую боевую победу, захватив в устье Невы два шведских военных судна — «Гедан» и «Астрильд». Все участники того боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».
Первые боевые корабли для Балтийского флота строились в 1702—1703 гг. в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. Первой эскадрой на Балтийском море командовал вице-адмирал К. Крюйс. В 1703 году была заложена база русского флота на Балтике — Кроншлот (позднее — Кронштадт).
На протяжении всей истории балтийцы одержали немало побед над захватчиками, пытавшимися оттеснить Русское государство от побережья Балтийского моря. Не раз им приходилось отстаивать интересы страны и на других морских театрах.
Во время Северной войны (1700—1721) при содействии русского флота на Балтике были взяты Выборг, Ревель (Таллин), Рига, Моонзундские острова, Гельсингфорс, Або; на море были одержаны победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719), Гренгаме (1720).
Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие русского военно-морского оружия и военно-морского искусства, в отечественную науку и культуру. Это практически все великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Ф.Ф. Ушаков и М.П. Лазарев, П.С. Нахимов и В.А. Корнилов, С.О. Макаров и Н.О. Эссен. Первооткрыватели новых земель В.И. Беринг, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Г.И. Невельской, композитор Н.А. Римский-Корсаков, писатели А.П. Соболев и С.А. Колбасьев, изобретатель радио и радиолокации А.С. Попов, физик Б.С. Якоби, собиратель русского слова В.И. Даль, кораблестроитель академик А.Н. Крылов гордо называли себя балтийцами.
Корабли Балтийского флота прокладывали курс во всех океанах и морях. Осваивали Дальний Восток и Средиземное море. Описание северных берегов России, первое кругосветное плавание и обеспечение жизнедеятельности русской Америки, открытие последнего из континентов планеты Антарктиды — все это стало возможным благодаря балтийским морякам.
На карте мира остались 432 географических открытия, которые носят имена 98 адмиралов и офицеров Балтийского флота.
В годы Первой мировой войны (1914—1918), уничтожив более 100 кораблей и вспомогательных судов противника, Балтийский флот выиграл у флота Германии битву за Балтику, несмотря на превосходство в силах последнего.
В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918—1922) моряки-балтийцы успешно защищали подступы к столице — Петрограду, сражались на всех сухопутных фронтах.
23 февраля 1928 г. за особые боевые и трудовые заслуги Балтийский флот был награжден орденом Красного Знамени.
С Балтики началось возрождение флота в 1930-х годах. Вводились в строй головные проекты кораблей, новые типы самолетов, вооружения и боевой техники. Балтийский флот стал базой по оснащению других флотов и флотилий своими кадрами, техникой, оружием и корабельным составом.
В Великой Отечественной войне (1941—1945) Балтийским флотом бессменно командовал адмирал В.Ф. Трибуц. Под его руководством балтийцы вели героическую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Они принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941—1943 гг., вели активные действия в открытом море, на вражеских коммуникациях, громили береговые батареи, склады, арсеналы врага, топили его корабли и транспорты с живой силой и техникой. Всему миру известна стойкость защитников Ханко, Моонзунда, Ленинграда. На сухопутных фронтах сражалось более 110 тыс. моряков-балтийцев. 8 августа 1941 г. летчики 1-го минно-торпедного полка БФ под командованием полковника Е.Н. Преображенского первыми в Великой Отечественной войне нанесли бомбовый удар по Берлину. Силами БФ было высажено 24 морских десанта, потоплено 1205 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожено 2418 самолетов противника.
За боевые заслуги Балтийского флота 23 соединениям, частям и кораблям флота было присвоено звание гвардейских, 78 награждены орденами, 11 получили почетные наименования, более 82 тыс. моряков были отмечены высокими государственными наградами, 173 балтийцам присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе четырем — дважды. Девять моряков-балтийцев навечно занесены в списки кораблей и частей Краснознаменного Балтийского флота.
В 1946 г. Балтийский флот был разделен на два флота – 4-й и 8-й, в декабре 1955 г. флот был восстановлен в прежней структуре.
7 мая 1965 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени.
С начала 1950-х годов на Балтике началось успешное освоение нового ракетно-ядерного оружия, боевой техники, флот стал пополняться ракетными кораблями, реактивными самолетами, его боевые возможности резко возросли. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. Моряки-балтийцы не раз демонстрировали свои высокие морально-психологические качества и морскую выучку на учениях и маневрах, самыми крупными из которых были «Океан» в 1970 г., «Братство по оружию-80», «Запад-81», «Запад-99», «Боевое содружество-2001», «Запад-2009».
В настоящее время Балтийский флот завершил новое организационно-штатное построение и имеет в своем составе корабли различных классов, подводные лодки, морскую авиацию, силы и средства противовоздушной обороны (ПВО), сухопутные и береговые войска, органы оперативного, технического, тылового и морально-психологического обеспечения.
Балтийцы первыми в Военно-морском флоте стали участвовать в программе «Партнерство ради мира» Организации Североатлантического договора (НАТО) совместно с кораблями военно-морских сил НАТО и стран Балтийского моря, в 2000 г. установили боевое взаимодействие с частями ПВО Республики Беларусь, в ходе которого состоялись успешные пуски ракет зенитных ракетных комплексов С-300.
В 2000—2010 гг. корабли флота посетили с визитами и деловыми заходами более 100 морских портов стран Европы, Азии, Америки и Африки, успешно участвовали в международных учениях.
В 2009—2010 гг. при выполнении задач боевой службы моряки-балтийцы принимали активное участие в обеспечении безопасности судоходства в Аденском заливе (сторожевой корабль «Неустрашимый»), совершили заходы в порты четырех иностранных государств, совместно с военными моряками других стран решали задачи по борьбе с пиратством у берегов Африки и обеспечению безопасности международного судоходства.
На Балтийском флоте планово осуществляется обновление корабельного состава.
За последние годы Балтийский флот пополнился современными кораблями, оснащенными новейшими вооружением и техническими средствами: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий». Корветы этого проекта предназначены для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками, а также для огневой поддержки морского десанта. Корабли способны эффективно решать задачи противолодочной и противовоздушной обороны.
Также продолжается модернизация уже имеющихся в составе флота кораблей, на которых устанавливаются новые системы и вооружение.
Современный Балтийский флот — разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, включающее в себя корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения.
География деятельности флота в настоящее время велика. Корабли и суда обеспечения БФ решают задачи в интересах корабельных группировок ВМФ, безопасности международного судоходства, в самых удаленных районах Мирового океана.
Балтийский флот, являясь форпостом России в Западном регионе, обеспечивает стабильность военно-политической обстановки и государственные интересы страны. Моряки-балтийцы уверенно продолжают ратное дело своих предшественников, более 300 лет тому назад поднявших над просторами Балтики Военно-морской Андреевский флаг.

18 мая — День Балтийского флота

Трагедия линкора «Лефорт»

Самое интересное в истории Российского флота


Балтийский флот

18 мая (7 мая по старому стилю) — День Балтийского флота. В этот день 315 лет назад отряд русских лодок под командованием Петра I в устье Невы взял на абордаж шведские суда «Астрильд» и «Гедан». С этой победы ведет свою историю и боевую летопись Балтийский флот. В течение всего своего существования он надежно обеспечивает выход России к Балтийскому морю и ее многообразные связи с государствами на всех континентах планеты.

Героические действия балтийцев не ограничиваются акваторией Финского залива и ближайших к нему морей. Балтийский флот не раз отстаивал интересы страны на просторах Мирового океана — в Атлантике и Тихом океане, нес боевую службу в Средиземном море, а также выполнял ответственные задания у берегов Америки. В годы Великой Отечественной войны он в труднейших условиях сражался за Ленинград, а затем участвовал в освобождении от фашизма Прибалтики, Финляндии, Польши и Германии.

Мореплавание на Руси и возвращение к Балтийскому морю

Искусство мореплавания на Руси насчитывает не одно столетие. С древнейших времен наши предки жили по берегам Онежского и Ладожского озер, Невы и Финского залива. Они были прекрасными мореходами и воинами, но им приходилось постоянно защищать свои земли от набегов шведов, поляков и немцев. Борьба была длительной и очень трудной. Но во второй половине XVI века шведам удалось оттеснить русских от Балтийского моря. Все наши правители, будь то князья или самодержцы прекрасно понимали, что без сильного флота ни отвоевать, ни, тем более, удержать за собой выход к морю не удастся.


Портрет Петра I
Художник П. Деларош

Полное и окончательное решение балтийского вопроса удалось только Петру I. Во время длившейся 21 год тяжелой Северной войны Россия прочно укрепилась на берегах Финского залива, и построила сильный военный флот, который прошел боевую закалку в сражениях с флотом Швеции — одной из сильнейших морских держав того времени. Об отражении многократных попыток шведов уничтожить Балтийский флот и захватить Петербург читайте .

Создание регулярного Балтийского флота

В 1703 году в устье реки Невы заложили Петропавловскую крепость, положившую начало одному из красивейших городов мира и новой столице России — Санкт-Петербургу. На следующий год построили форт Кроншлот – основу будущего Кронштадта. Позднее был создан целый пояс укреплений на подступах к Петербургу, а их связующим звеном был Балтийский флот. Одним из первых сооружений строящегося Санкт-Петербурга стало Адмиралтейство, в котором сразу же приступили к постройке кораблей.

Все это было очень нужно, но еще нужнее были знающие и опытные моряки. Поэтому в 1701 году в Москве была создана Школа математических и навигацких наук — первое в России артиллерийское, инженерное и морское учебное заведение. Для подготовки исключительно флотских офицеров в 1715 году в Петербурге была основана Академия морской гвардии. Петр I очень внимательно следил за ходом обучения, часто общался с преподавателями и учащимися.

Первые морские победы и их значение для страны

Победа в Северной войне стала поворотным событием в российской истории. Она показала политическую, военную и экономическую мощь Русского государства, которое в 1721 году было преобразовано в Российскую империю. Таким образом, становление мощного государства было непосредственно связано с созданием в стране сильного Балтийского военно-морского флота.

После кончины Петра I отношение к флоту изменилось. Корабли почти не выходили в море, падал престиж морской службы. Период застоя продолжался до «Золотого века Екатерины». При ней Балтийский флот впервые вышел за пределы Балтики и прославил нашу страну крупными победами в Средиземном море. В ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов русские эскадры одержали настолько крупные победы, что шведы поспешили заключить мир. К концу XVIII века Россия стала одной из великих мировых держав, и в этом немалая заслуга отечественного военно-морского флота.

Научные подвиги моряков


Портрет И.Ф. Крузенштерна
Из собрания Эрмитажа

Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие кораблестроения и военно-морского искусства, в русскую науку и культуру. Особенно ярко их таланты проявились в области географических открытий. В первую очередь здесь надо сказать о Великой Северной экспедиции, трудами которой была обследована и положена на карту огромная по протяженности береговая полоса от Белого моря до Японии. По достигнутым результатам она не имела себе равных в истории географической науки. Выполнение этой труднейшей миссии легло в основном на офицеров Балтийского флота.

В начале XIX века Российский флот стал заметно отставать по строительству паровых и железных судов. В штабах процветал бюрократизм и казнокрадство. Однако и в этих условиях передовые флотские офицеры стремились послужить стране своим участием в морских научных экспедициях и дальних плаваниях. Их стараниями Россия в первой половине XIX века заняла ведущее место в мире по исследованию морей и океанов. Вся подготовка экспедиций, формирование экипажей и снаряжение кораблей происходили в главной базе Балтийского флота – Кронштадте. Отсюда же ушли в антарктическую экспедицию шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, читайте об этом в статье «Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков».

С его рейда 26 июля 1803 года вышли в первое для русских моряков кругосветное плавание шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это они заложили прекрасную морскую традицию – «Служить флоту и науке!». В 1823 году И.Ф. Крузенштерн на основе громадной массы сведений, собранных русскими и иностранными мореплавателями, создал «Атлас Южного моря», который был сразу признан учеными и моряками всего мира.

Очень важно, что отправляя свои корабли в дальние плавания, Россия никогда не ставила цели колонизации или ограбления вновь открытых земель. Дружественное, уважительное отношение к коренным народам посещаемых стран было важнейшей отличительной чертой наших моряков. Руководители экспедиций и многие их участники снискали себе славу ученых, первооткрывателей и мореплавателей, но никак не захватчиков, корсаров и разбойников.

Затем последовала русско-японская война, которая очень убедительно показала, что даже могущественные державы терпят поражение в результате утраты своей морской мощи. После Цусимского сражения Россия превратилась во второстепенную морскую державу, а Балтийский флот пришлось возрождать заново. Подробнее о Цусимском сражении и его последствиях .

Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне

Балтийский флот всегда был донором для всех флотов нашей страны. В XIX веке балтийские корабли несли постоянную службу у наших дальневосточных берегов, возвращаясь в Кронштадт только для ремонта и отдыха экипажей. В ноябре 1929 года линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» вышли из Кронштадта и, обогнув Европу, пришли в Севастополь для усиления Черноморского флота. В 1930-х годах несколько эсминцев и подводных лодок перешли с Балтики по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск став ядром морских сил Заполярья. Вместе с кораблями передавались знания, опыт и боевые традиции.

Нашей стране выпала трудная судьба. В ее истории было много войн и почти в каждой из них принимали участие моряки Балтийского флота. О подвигах балтийцев в этих войнах невозможно рассказать в рамках одной статьи, но нельзя обойти вниманием их огромный вклад в победу над фашизмом. В результате стойкой обороны Либавы, Таллина, Ханко и Моонзундских островов был сорван план гитлеровцев победным маршем пройти по нашей стране и в кратчайший срок захватить Москву и Ленинград.

После тяжелейшего Таллинского прорыва, корабли приняли активное участие в обороне Ленинграда. Авиация флота уже 8 августа 1941 года нанесла бомбовый удар по Берлину. В первые недели и месяцы войны авиаторы наносили мощные удары по войскам и наземным объектам противника. В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия морской авиации. Первыми в январе 1942 года звания гвардейских были удостоены 1-й минно-торпедный, а также 5-й и 13-й истребительные авиаполки Балтийского флота.

Мощные орудия кораблей громили живую силу и огневые точки врага на подступах к Ленинграду, а затем включились в контрбатарейную борьбу. Созданная из кораблей Балтийского флота Ладожская флотилия надежно прикрывала поставки боеприпасов, горючего и продовольствия в блокированный город. Балтийцы самоотверженно дрались с врагом на море, на суше и в воздухе. Артиллерия и авиация флота оказали мощную поддержку частям Ленинградского фронта в январе 1943 года при прорыве блокады. В начале 1944 года корабли флота скрытно перебросили на Ораниенбаумский плацдарм большое количество войск и техники, обеспечив успех нашего наступления и полное снятие блокады Ленинграда.


Корабли Балтийского флота ведут бой в Ирбенском проливе
Художник А.А. Ефимов

Исключительно важная роль принадлежала Балтийскому флоту в освобождении Карелии, после чего Финляндия вышла из войны. О первом опыте боевого взаимодействия Балтийского флота с Оборонительными силами Финляндии читайте . Затем были бои за порты Прибалтики и Моонзундский архипелаг, в результате которых флот вышел в Балтийское море и к побережью Германии.

Здесь была сосредоточена основная часть надводных кораблей и морской авиации фашистов. В то же время, наше командование отказалось от использования в этот период крупных надводных кораблей из-за очень серьезной минной опасности. В связи с этим вся тяжесть ведения боевых действий на море легла на морскую авиацию, подводные лодки и катера. Боевые действия балтийцы завершили 9 мая 1945 года взятием острова Борнхольм.

Балтийский флот на современном этапе

В настоящее время Балтийский флот находится на передовой линии противостояния с флотом США и НАТО. После тяжелых лет перестройки флот вновь стал пополняться новыми кораблями, авиацией и береговыми ракетными комплексами. Значительно более содержательной и напряженной стала боевая подготовка моряков. Вошли в норму дальние походы кораблей, боевая служба по выполнению задач контртеррористической деятельности, совместные ученья с кораблями союзных и дружественных нам государств. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что балтийцы с гордостью несут российский военно-морской флаг на просторах Мирового океана.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военный Энциклопедический Лексикон. СПб. 1850 г.
  • Энциклопедия военных и морских наук под редакцией Г.А. Леера. СПб. 1897 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М. 1978 г.
  • В настоящее время все чаще можно слышать высказывания, что Балтийский флот теряет свое былое значение, поскольку его выход на океанские просторы может быть перекрыт, а корабли слишком уязвимы от ударов авиации и ракетного оружия. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?

После неудач на юге Петр обращает свое внимание на Балтийское море. Здесь он, одержав ряд побед над Швецией, в 1703 году закладывает в устье Невы Санкт-Петербург, который вскоре становится главным судостроительным центром России. Ранее морское российское судостроение было сосредоточенно главным образом в Архангельске. Еще в 1701 году казенная Соломбальская верфь завершила постройку шести судов. В 1702 году к приезду царя там были спущены фрегат “Курьер”, бригантина “Святой Илия”; на частной верфи ? два
фрегата: “Меркурий” и “Святой Дух”. В этом же году Петр I основал судостроительные верфи на Ладоге, и в устье реки Сясь, впадающей в Ладожское озеро. На последней были заложены четыре 28-пушечных фрегата, начали постройку шести шмаков, двух бригов и большого количества лодок. В это же время основана и Олонецкая верфь на левом берегу реки Свирь, впадающей в Ладожское озеро. Здесь вскоре завершается постройка семи 28-пушечных фрегатов, которые вместе с построеными на Сяси положили основу Балтийского флота. Первые фрегаты типа “Штандарт” имели длину 27 м, ширину 7 м, были вооружены 28…30 пушками (рис. 10.5). На “Штандарте” был поднят штандарт Петра I с двуглавым орлом, в лапах и на крыльях которого были изображены карты четырех морей: Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского, выход к которым был осуществлен в петровские времена. Крупные государственные верфи в те времена называли адмиралтействами (в дальнейшем под адмиралтейством также понимали управление флотом, его хозяйством и поставками для него). Петер-
бургскую, которую заложили в 1704 году, стали называть Главным Адмиралтейством. На чертеже адмиралтейства Петр I собственноручно написал: “Сей верфь государственными работниками или подрядом как лучше, и построить по сему. Для жилья строить мазанки, кузницы обе кирпичные, амбары и сараи из брусьев, но обшить досками. Эллингов построить 17, из них пять шириною по 60 футов, три по 45 и семь по 25 футов”. Также предусматривалась постройка канатного сарая длиной 350 футов, мастерских: длиной 80 футов для изготовления мачт, конопатной длиной 60 футов, малярной длиной 40 футов и для изготовления блоков ? 40 футов, две корпусные мастерские длиной 120 футов. В этом строительстве Петр I учел современный уровень кораблестроительного производства, изучению которого была посвящена его поездка в Голландию и Англию.

Строительство Балтийского флота велось согласно кораблестроительной программе, составленной Петром I предположительно в 1703 году: 12 кораблей, 10 шняв, три флейта, шесть буеров, один буерс, восемь шмак, 10 шкут, 10 галер.

Строительство вплоть до конца 1707 года шло по этой программе, хотя в дополнение к ней строилось большое число скампавей и бригантин.

Галеры и скампавеи (рис. 10.6, 10.7) предназначались для разведки, перевозки войск, высадки десанта и абордажного боя в шхерах Финского залива. Скампавея представляла собой уменьшенную на 30?-40 % венецианскую галеру. Название скампавея образовано из двух итальянских слов: sampare -? исчезать и via ?- прочь, что, по всей вероятности, отражало ее маневренность и быстроту.Скампавея имела длину около 22 м, ширину около 3 м, осадку 0,7 м, 12…18 пар весел и 1?2 мачты с косыми парусами, 1?2 легкие пушки на носу; вмещала до 150 человек, включая абордажную команду. К концу 1707 года шведскому королю Карлу XII удалось вывести из войны почти всех союзников России, поэтому к решающему столкновению со Швецией Петр I укрепляет армию и флот. На Балтике берется курс на строительство линейных кораблей и фрегатов. В это время была принята новая судостроительная программа по Балтийскому флоту: 27 линейных кораблей, от 50 до 80 орудий на каждом, шесть 32-пушечных фрегатов и шесть 18-пушечных шняв. Первым русским линейным кораблем стала “Полтава” (рис. 10.8), которая была заложена в конце 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и спущена на воду летом 1712 года. Строительством корабля руководил сам Петр I. “Полтава” имела длину 34,6 м, ширину ? 11,7 м, осадку ? 4,6 м, 54 пушки 180-, 12- и 6-фунтового калибров. Корабль участвовал во всех кампаниях в годы Северной войны со Швецией. В мае 1713 года “Полтава” была флагманским кораблем Балтийского флота и прикрывала боевые действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом (ныне Хельсинки). После 1732 года в
связи с ветхостью корабль был исключен из списков флота и разобран.

Сразу же после вступления в строй “Полтавы” Петр I разработал проект нового 64-пушечного линейного корабля, получившего наименование “Ингерманланд” (рис. 10.9), как считают специалисты, лучшего корабля Петра I. “Ингерманланд” был заложен осенью 1712 года корабельным мастером Ричардом Козенцем на Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду весной 1715 года. Это был трехмачтовый двухпалубный линейный корабль длиной 46 м, шириной 12,8 м и осадкой около 5,6 м. Корабль был назван по имени земель, расположенных в устье Невы. (“Ингерманланд” несколько лет был флагманским кораблем русского флота на Балтийском море. В 1716 году он возглавлял объединенные силы русско-датско-англо-голландского флота против шведского. В 1735 году корабль затонул в Кронштадте, находясь на вечной стоянке. В следующем году был разобран.).

Петр I продолжает проектирование и закладку линейных кораблей. Вслед за “Ингерманландом” был построен линейный корабль “Лесное”. (“Ингерманланд”, “Лесное”, “Ревель”, “Гангунт”, “Рига”, “Выборг” и др. ? названия кораблей давались в честь городов и географических мест, где русской армией и флотом были одержены победы.). С целью введения единообразия и достижения хороших мореходных качеств Петр I утвердил чертеж 100-пушечного корабля, выполненный по его эскизам корабельным учеником Качаловым (рис. 10.10).

В первой четверти XVIII века для Балтийского флота было построено 40 линейных кораблей, 38 фрегатов, значительное количество брандеров, шмаков, прамов и большое количество мелких гребных
судов. Строили их, помимо петербургских, Новгородская, Олонецкая, Казанская, Архангельская и другие (всего восемь) верфи.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Одинокий_рейнджер ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА ПЕТРОМ I

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал, что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот , историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создаётся Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие — неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот. Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту — в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра). На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны».

К сожалению, судьба корабля сложилась трагично — он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) , что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

В 1689 году разрешился внутренний кризис — царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника — геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.

В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня — с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь — Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи — все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться — отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру — не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях. По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» — он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

В составе эскадры из трех кораблей («Св. апостол Павел», «Св. Пророчество» и «Святой Петр») Петр провожал торговую эскадру до выхода из Белого моря. К сожалению, этот поход прошел не слишком радужно. Во время достаточно короткого перехода стал очевиден дефицит морских офицеров — все сподвижники Петра были хороши для Потешной флотилии, но с трудом ходили на настоящих судах. Если «адмирал» Ромодановский и «вице-адмирал» Бутурлин худо-бедно справились с обязанностями, то «контр-адмирал» Гордон только по счастливой случайности не посадил на скалы яхту «Святой Петр».

На этой же яхте Петр решил посетить Соловецкий монастырь, но в пути корабль застала сильная буря. В наше время наострове БольшойСоловецкий находитсяморскоймузей. . Если верить некоторым источникам, священники уговаривали царя принять причастие чтобы умереть с чистой совестью. Но Петр только отмахнулся от предложения и сам встал за штурвал яхты. Все обошлось — пробыв некоторое время на Соловках, он вернулся в Архангельск.

По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением корабля «Апостол Павел», а после прибытия купленного в Голландии корабля «Св. Пророчество» принял его под команду и совершил плавание в Белом море до Св. Носа в эскадре под флагом Ромодановского. Из второго путешествия по Белому морю Петр возвратился с неукротимым желанием приступить к строительству русского флота. России в то время принадлежало два морских побережья – Беломорское и Каспийское.

Естественным было устремление к Белому, которое связывало страну с Англией, Голландией и дру­гими странами. В Москве далеко не все понимали эти устремления. Петр же понимал, что великая страна, ее экономика требовали выхода к морю. Он не мог тогда бо­роться за возврат Балтийского побережья России, там господствовала мощная держава. И повернул свои взоры на юг, к Азовскому и Черному морям.

Россия искала выход к морю. Начинать было решено с юга… В феврале 1695 г. царь Петр Iприказал собирать войско – отвоёвывать у турок город Азов в устье Дона. Под именем бомбардира Петра Михайлова царь отправился в путь вместе с первыми полками западного образца: Преображенским, Семёновским и Лефортовым. Крепость Азов после долгой осады решили взять штурмом. Множество русских солдат и офицеров погибло, но город взять не удалось. Турки подво­зили морем свежие войска и продовольствие. Первый азовский поход 1695 г. закончился бесславно…

Пётр тяжело переживал неудачу, однако об отступлении не думал. Без военного флота приморскую крепость взять было сложно. Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты, шить паруса и лить пушки.

Выстроили верфи, амбары, бараки. Заложили на стапелях два 36-пушечных корабля, двадцать две галеры и четыре брандера. К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнув­шие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. С этого дня и открылся свободный выход в Азовское море.

Надо было утверждаться на всем Азовском море, вы­двигаться к Черному. А для этого следовало продолжать создавать флот и построить гавани, ибо, как говорил Петр I, «гавань – это начало и конец флота, без нее есть ли флот или нет – его все равно нет». 27 июля, после взятия Азова, Петр стал на лодках объезжать побережье. Как гласит легенда, на одном из мысов, или, как их здесь называли, рогов, вечером горели костры – то пастухи на таганах варили пищу. Здесь, на таганьем рогу, и решили соорудить гавань (будущий Таганрог) для первого в России регулярного военно-морского флота.

Позднее в предисловии к Морскому уставу Пётр напишет: «…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот – обе!» Вскоре после взятия Азова, 20 октября 1696 г., Боярская Дума по предложению Петра приняла постановление:»Морским судам быть!» Этот день считается днём рождения Российского Военно-Морского Флота.

В 1697 г. для изучения кораблестроения и морского дела Петр I отправился волонтером при Великом посольстве в Голландию. Работал он сначала в Саардаме на частной верфи, затем в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, где участвовал в постройке корабля от закладки до окончания и получил от мастера Класса Поля аттестат о знании корабельной архитектуры. Одновременно царь жадно впитывал знания разного рода, которые в будущем он использовал для проведения преобразований в России.

В 1698 г., заметив, что у голландских кораблестроителей не хватает теоретических знаний и они более руководствуются опытом и практикой, Петр отправился в Англию и в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Будущий адмирал плавал на английском флоте до острова Уайт, присутствовал на устроенных в честь него морских маневрах, посещал музеи, арсеналы и другие интересовавшие его места. Во время поездки за границу были наняты на русскую службу моряки и других специалисты, в том числе вице-адмирал Корнелиус Крюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез, которые взялись за приведение в порядок администрации флота.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям. Тем не менее царь продолжал сооружение Азовского флота. По возвращении из заграничного путешествия Петр Михайлов, как царь себя называл, принял звание корабельного мастера и стал получать жалованья по 366 рублей в год. 19 ноября 1698 года он заложил в Воронеже 58-пушечный корабль. Но всё-таки путь на широкие, мировые морские просторы был для русских кораблей затруднён: Керченский пролив контро­лировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы – проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.

Основная нацеленность интересов русского государя изменилась, Пётр I обратил свои взоры на Балтику. Но там уже господствовал сильный флот только что взошедшего на престол юного и отчаянного шведского короля Карла XII. Опираясь на под­держку двух других признанных морских дер­жав – Англии и Голландии, он угрожал не только своим прибалтийским соседям – Дании и Польше, но и намеревался захватить русские города:Псков, Новгород и Архангельск.

«Король мечтает только об одной войне, – писал о Карле XII французский посланник, – ему слишком много насказали о подвигах и походах его предков. Сердце и голова наполнены этим, и он считает себя непобедимым…» Такую уверенность придавало Карлу обладание не только флотом, насчиты­вавшим 50 кораблей, но и 150-тысячной армией, набиравшейся из шведских крестьян, которые в мирное время жили на полученной от государства земле. Эта армия превосходила по своим боевым качествам многие западноевропейские наёмные армии.

Против Швеции в 1699 г. был создан антишведский воен­ный Северный союз. Каждое государство антишведской коалиции имело свои интересы: датский король Фридрих IVхотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II, который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (При­балтики); Пётр Iстремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.

В мае 1703 г. по приказуПетра I была заложена на берегу Невы, на острове Янни-Саари, крепость в шесть бастионов. Имя ей дали Петропавловская. Тысячи мужиков, свезённых со всей России, стоя по пояс в воде, дубовыми «бабами» забивали сваи в топкий берег. Всех воров-колодников по приказу Петра тоже пригоняли сюда на работу. Сотнями ложились люди в мокрую землю на краю света – не выдерживали трудов, да и хлеба не хватало. «Зело здесь болеют, а многие и померли», – писал Пётр в Москву, требуя прислать ещё людей. Так начался строиться Санкт-Петербург – новая столица России.

Столицу надо было защитить от шведов… Недалеко от устья Невы, в Финском заливе, лежал остров Котлин, заросший густым сосновым ле­сом. Только вблизи него можно было пройти к устью Невы, – в других местах мешали отмели. Скоро на отмели к югу от острова Котлин началась стройка нового русского форта Кроншлот, части будущей морской крепости Кронштадт. В инструкции ко­менданту крепости говорилось: «Содержать сию цитадель с божьей помощью ащо случится хотя до последнего человека».

Уже через год шведы начали нападать на новую крепость, да и на побережье тоже. Хотя все атаки были отбиты, но без кораблей надёжно защи­тить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, завизжали пилы. На берегах рек Сясь и Свирь, а за­тем и Невы возникали верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. Первый корабль Балтийского флота был построен в 1703 г. – 30-пушечный фрегат «Штандарт».

В мае 1703 г., начальствуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда «Гедан» и «Астрильд», за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Оказавшись без поддержки, гарнизон крепости Ниеншанц капитулировал после обстрела. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В сентябре в звании капитана он привел с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург корабль «Штандарт».

К концу 1705 г. он насчитывал более двух десятков кораблей, фрегатов и галер. Триста орудий стояло на их палубах, ещё пахнувших свежим лесом, и две тысячи двести человек экипажей, матросов и пушкарей, ожидали приказа, чтобы тронуться в путь. Ко­мандующим флотом царь Пётр назначил вице-адмирала Корнелия Крюйса.

Борьба шла долго и не всегда с успехом! Более двадцати лет, с 1700 по 1721 г., шла Северная война между Швецией и странами Северного союза. Вос­пользовавшись тем, что Фридрих IV направился со своими главными силами отвоёвывать Шлезвиг, Карл XII при поддержке англо-голландского флота высадил десант на датский остров Зеландия и осадил Копенгаген. Угрожая сжечь столицу Да­нии, Карл XII заставил Фридриха IV капитулиро­вать и выйти из Северного союза. Это произошло 7 августа 1700 г.

Эта война делится современными истори­ками на два периода: первый – с осени 1700 г. (начало осады Нарвы ) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

С началом Северной войны необходимым стал и Балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов было построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная Петром на острове Котлин крепость имела уже более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.

В 1706 г. Петра I произвели в капитан-командоры. 30 ноября 1707 г. он заложил в Санкт-Петербурге 16-пушечную шняву «Лизет», спущенную им в 1708 г. С 29 октября 1708 г. по указу адмирала графа Апраксина Петр Алексеевич стал получать жалованья командорского по 600 рублей, корабельного мастера по 1200 рублей. С 14 февраля по 27 мая 1709 г. он находился при судостроении в Воронеже, обозревал азовские порты, плавал на бригантине в Азовском море и 7 апреля спустил в Воронеже 2 построенных им корабля: 50-пушечный «Ластка» и 80-пушечный «Старый Орел».

Хотя для русских моряков строилось много разных кораблей и галер, – до шведского флота было всё-таки далеко. Однако мало-помалу русские войска с помощью флота отбили у шведов Нарву, Выборг, Ригу и Ревель и, наконец, в июле 1713 г. Гельсингфорс. У шведов не осталось в Финском заливе ни одного опорного пункта. В июле 1714 г. русский флот одержал победу над шведами в Гангутском морском бою, разгромив и взяв в плен отряд шведских кораблей.

Следующий этап резкой активизации в строительстве новых кораблей наступает в 1711-1713 гг. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Победа позволила русскому флоту контролировать Аландские шхеры и побережье. Стремясь перенести войну на территорию врага, российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей и шхерного флота. Окончательное утверждение на Балтийском море может быть приурочено к победе у Гренгама 27 июля 1720 г. К моменту окончания войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.

С 1705 г. начались рекрутские наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью только начиная с 1718 г. Первое мореходное училище было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200, а с 1701 г. – уже на 500 человек. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота.

В 1718 г. царственный вице-адмирал командовал авангардом флота Апраксина Ф.М. в плавании по Финскому заливу. 15 июля был спущен в Санкт-Петербурге построенный 90-пушечный корабль «Лесное». В 1719 г. царь начальствовал Балтийским флотом; флот ходил до Аланда, где простоял почти два месяца. В этом и предшествующем годах Петр усердно трудился над составлением морского устава, работая иногда по 14 часов в сутки.

Шведские сенаторы пробовали уговаривать своего короля Карла XII, чтобы он заключил мир с Россией. Однако Карл и слушать ничего не хотел. «Хотя бы вся Швеция пропала, – заявил он, – а миру не быть!» Пришлось опять объявлять новую мобилизацию по всей Швеции…

Ещё много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот, и в 1721 го­ду шведы были вынуждены подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору к России отошли: Ингерманландия, на землях которой возник Петербург, Эстляндия с городом Ревель, Лифляндия – с Ригой и часть Карелии – с Выбор­гом и Кексгольмом.

В честь Ништадтского мира Пётр приказал устроить большие празднества сначала осенью в Петербурге, а затем зимой 1722 г. в Москве. По московским улицам прошла не­обыкновенная процессия: множество больших макетов кораблей, поставленных на санные полозья, двигались к Кремлю.

На флагманском макете восседал сам Петр I, возглавлявший это шествие. А в Кремле его встретил старый друг. На пьедестале, украшенном картинами и надписями, стоял «Дедушка русского флота» – старый английский корабельный бот, на котором молодой русский царь плавал ещё по Яузе, и все «ко­рабли» отдавали «дедушке» честь…

К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своем составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов (Коробков Н.М. «Русский флот в Семилетней войне», М., 1946 г.). В его рядах было до 30 тысяч человек. Петербург, Кронштадт, Ревель, Архангельск – вот основные порты и базы его пребывания.

Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что было бы невозможно свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки без энтузиазма молодого Петра Великого, влюбившегося в морское дело, осознавшего в полной мере его важность для государства и заставившего приближенных также стать его энтузиастами.
Царь Петр стал редчайшим примером человека, обладавшего полнотой власти, но действовавшего не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела. Достойным памятником преобразователю служит созданный им флот.