Отличие фрегата от эсминца

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Российский корвет «Стерегущий»

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Чем отличается корвет от фрегата? Объясняем.

Во Владивосток недавно доставили на испытания новый корабль. Корвет «Громкий», который вскоре должен быть передан флоту. Новость сама по себе не особо замечательная, но товарищи задаются вопросом: «А почему корвет»?

Корвет «Громкий» во время транспортировки в плавучем доке.

Тема довольно интересная. Действительно. Корветы, фрегаты. Откуда сейчас эти названия парусных времен, и что они сегодня собой представляют?

200 лет назад все было относительно понятно: и то и то — трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом фрегат (этимология слова и поныне представляет собой загадку, но имеется оно практически во всех европейских языках) был классом повыше, наиболее мощные из них использовались в боевой линии заодно с линейными кораблями. Фрегат имел как минимум одну орудийную палубу (а иногда две — открытую и закрытую) и нес 30-50 пушек, в том числе тяжелых, относясь по тогдашней классификации к кораблям 5-6 ранга.

Фрегаты были быстрее и маневреннее линкоров, и использовались в качестве «прислуги за все» — от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Фрегат «Паллада» Корвет «Ла Речерч» у острова Медвежий, 1838 год.

Отличались корветы от малых фрегатов главным образом отсутствием закрытой батареи. Они тоже были многоцелевыми кораблями. В составе флотов корветы выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи.

В отдаленных морях корветы могли быть и флагманами местных сил, наводя шорох на туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушчонками и десантом.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах XIX века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены — даже несмотря на появление паровых фрегатов и паровых корветов. Их сменили крейсера — большие и малые, легкие и тяжелые, броненосные и бронепалубные и т.д., занявшие практически всю нишу этих классов. Где-то снизу крейсера подпирались уже совершенно новыми типами кораблей — миноносцами и эскадренными миноносцами (эсминцами), которые постепенно, с ростом ТТХ, все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.

Первый в мире крейсер: Корабль Ее Величества «Инконстант».

А что же фрегаты и корветы? Эти классы кораблей вернула к жизни Вторая мировая война, когда вдруг оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров, не хватает для выполнения важнейшей задачи — сопровождения конвоев, ставших кровеносными сосудами Объединенных Наций. Более того — эсминцы, не говоря уж о крейсерах, оказались слишком дорогими и избыточно мощными для этих целей.

Конвой союзников в Атлантике

Так ушедшие в небытие корветы и фрегаты возродились вновь. Чем они отличались?

Корветы имели водоизмещение в пределах тысячи тонн, вооружались артиллерией калибра до 76-100 мм, зенитными автоматами 20-40 мм (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. Они имели довольно солидное радиоэлектронное вооружение: джентльменский набор — радар (например, один из наиболее распространенных радаров военных времен — британский «тип 271» сантиметрового диапазона), гидроакустическую станцию (например тип 127DV), и высокоточный пеленгатор, «хаф-даф».

Под это описание, например, подходят широко известные британские корветы «цветочной серии» (Flower), размноженные в 267 экземплярах, и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас — танк Т-34.

Корвет «Азалия»

Оснащенные паровыми машинами мощностью в 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, «Либерти» и танкеры из США в Великобританию, те же «Либерти» и советские транспорта из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск… Они были везде. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Что делать?

Эту проблему решали фрегаты, ставшие эскортниками «классом повыше». Вот, скажем, тип River. Солидные корабли, 1370 длинных тонн в стандарте, 1830 полного, силовая установка уже в 5000 л.с., а то и в 6500 (если паротурбинная а не паромашинная), и скорость за 20 узлов. Построены в количестве 151 единицы. В отличие от корветов, фрегаты уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. Вооружены они были тоже солидно: пара 102 (или 114-мм) пушек, до десятка(!) «Эрликонов», конечно же, РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинок (до полутора сотен), чтобы гонять «мальчиков Деница».

Фрегат «Свэйл»

Заканчивая тему «Риверов» можно отметить что их послевоенная судьба была очень разной. Один из них — канадский Stormont — был, например, куплен Аристотелем Онассисом, и превратился после перестройки в роскошную яхту «Кристина О», названную в честь дочери миллиардера.

И тут все заверте…

Война закончилась, на сцену вышли новые реалии: ядрена бомба и ракетное вооружение. Ядрену бомбу мы тут трогать не будем, а вот ракеты нас интересуют. Благодаря им корветы и фрегаты УРО (управляемого ракетного оружия) стали тем, что они есть сейчас. Флоты стали меняться, стремительно «обракечиваясь». К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5-2 тысяч тонн корветы, до 4-5 фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки.

Британский фрегат «Корнуолл» и американский авианосец «Джон Стеннис».

«Многозадачность» определялась возможностями вооружения. С противолодочным все было ясно: мощные гидроакустические комплексы (ГАК) объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами, а то и ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами), и наличием (для фрегатов) палубного вертолета, по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме «охотников за субмаринами». Возможности ПВО возросли благодаря появлению компактных зенитных ракетных систем (Си Кэт, Си Вулф, Наваль Кроталь, «Оса-М» и прочие, имя им легион), а противокорабельные — благодаря компактным же ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору — «Гарпун» и «Экзосет»).

Пуск ПКР «Экзосет»

А что у нас?

А наша Родина в этот период шла своим путем, строя в этом классе узкоспециализированные вещи МРК и МПК (малые ракетные и малые противолодочные корабли) в виде аналогов западных корветов, сторожевые корабли (тоже, в общем, специализированные противолодочники) и «младшие» большие противолодочные (61-й проект, «поющие фрегаты») — в противовес фрегатам. Многоцелевыми они начали становиться уже под занавес СССР, когда стало ясно, что содержание титанического зоопарка разномастных кораблей слишком дорого даже для советской экономики.

СКР «Сметливый» проекта 61

Именно из этого запоздавшего понимания растут корни упомянутого в первой строке поста «Громкого». Это уже корабль следующего поколения, где многозадачность возведена в степень. Главным козырем современных ракетных кораблей являются универсальные установки вертикального пуска (УВП), способные запускать разные типы ракет — от противокорабельных до противолодочных. «Громкий», как и другие корветы проекта 20380, несет противокорабельные ракеты «Уран» (две счетверенные установки) и зенитный ракетный комплекс «Редут». В пусковой «Редута» 12 шахт, в каждой из них можно разместить одну ракету средней/большой дальности семейства 9М96 или 4 ракеты ближнего боя 9М100.

Корвет «Сообразительный» проекта 20380. Между дымогаром и носовой надстройкой виден щит, прикрывающий одну из двух «счетверенок» «Урана». Второй — на левом борту. Впереди, между надстройкой и 100-мм орудием — пусковая установка ЗРК «Редут».

Подробно расписывать ТТХ корвета и набор его вооружения смысла нет — оно все уже много где описано, поэтому остановимся наиболее примечательных особенностях: наличие БИУС, обеспечивающей коллективную оборону соединения, обмен информацией и целеуказание от внешних источников в реальном времени. До сего момента такая роскошь была доступна только кораблям класса «Иджис» — американским «Тикондерогам» и «Беркам», японским «Конго», новейшим испанским «Альваро де Базан» и пр.

Испанский фрегат «Альмиранте Хуан де Бурбон», относящийся к типу «Альваро де Базан».

У нас сумели подобную систему органично вписать в 2000 тонн водоизмещения, дав корвету потенциал крупного боевого корабля. Отряд из 2-3 подобных единиц во главе с современным фрегатом представляет серьезную угрозу для любого противника. Такой отряд может использоваться самостоятельно, может — как эскорт для авианосца, десантного корабля, крейсера или эсминца 1 ранга, контролируя обстановку в воздухе, на поверхности воды и в глубине.

Завершая тему хочется сказать, что традиционная классификация в последнее время утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями сейчас нивелируется, сводясь, в общем, к разнице в объеме боезапаса. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяет назвать его кораблем современной «линии баталии».

Возможно более правильным было бы вернуться к ранговой классификации. Ракетный корабль 1, 2, 3, 4 ранга… Как в былые времена мерялись по рангам артиллерийские корабли.

Дорогие читатели! Если вам понравилась наша заметка — будем очень благодарны за оставленный лайк. Спасибо!

Объясните простым языком, чем отличаются типы военных кораблей (линкор, крейсер, галеон, фрегат и т.д.)?

Павел Вячкилев 3120 4 года назад выпускник юридического университета. Хобби — история, военная история, военная техника.

Не являясь великим экспертом по флоту, могу отметить, что перечисленные Вами отличаются, как минимум временными эпохами.

Галеон — военно-транспортное судно 16-18 вв. Основная их работа заключалась в обеспечении связности Европы и американских колоний — в частности, галеонами перевозили испанское золото.

Фрегат — тут сложнее, поскольку значение термина несколько менялось со временем. Парусные фрегаты — быстроходные военные суда, вооруженные в разное время, 30-60 орудиями (русские фрегаты были 44-пушечными). Фрегаты 2-й мировой войны — название эскортных эскадренных миноносцев (эсминцев) в ВМФ Великобритании (В ВМФ СССР им соответствовали сторожевые корабли).

Послевоенные фрегаты:

» Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000…6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега. Именно такое определение для фрегата дает классификация НАТО образца 1975 года.»

Крейсер — корабль, который может «гулять сам по себе». В первую мировую войну крейсеры-рейдеры Германии нападали на торговые суда Атланты; они могут также оборонять конвои, поддерживать сухопутные войска и устанавливать минные заграждения. Универсальный корабль. Понятие появилось в конце 19 столетия.

Линкор — тяжело бронированный артиллерийский корабль (водоизмещение 20-70 тысяч тонн) с главным калибром 280-460мм и экипажем 1500-3000 человек. С появление авианосцев постепенно исчезли (последний американский линкор порезали в 2013-м году, емнип).

Авианосцы — самолет, чьей основной ударной силой является палубная авиация. Те самые, кто выпихнул линкоры с морских просторов.

Эсминец -современный многоцелевой корабль, предназначенный для действий в составе эскадры (название расшифровывается как «эскадренный миноносец»). Традиционно меньше крейсеров.

Катера — это разные классы малоразмерных кораблей, в общем-то. Раньше были торпедным катера (основное оружие — торпеды), сейчас — ракетные. Последние, как я слышал, произвели настоящую революцию в морском деле. Это небольшие суда с мощным ракетным (внезапно) вооружением и абсолютно никакой броней. Вести «морской бой» в привычном понимании — обмен выстрелами с противником — не могут. Используют тактику «нападай и уноси ноги». Один из самых распространенных ныне видов боевых кораблей.

Это не все типы надводных боевых кораблей — их намного больше. Но о других я знаю еще меньше. Может, кто добавит.

Про классификацию надводных боевых кораблей

Сижу, пишу новую статью и натыкаюсь на любопытный кусок текста, о котором я совсем забыл:

«Если определение авианесущих, десантных и минно-тральных кораблей не вызывает затруднений благодаря ясности их функциональных задач, то выделение класса эскортных и многоцелевых кораблей и его разграничение «снизу» от боевых катеров неизбежно носит субъективный характер. Сейчас в классе эскортных и многоцелевых кораблей выделяются крейсеры, эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы, и границы между этими подклассами крайне неопределенны. Широко известна условная классификация изданий Jane’s Fighting Ship, считающих боевыми катерами единицы со стандартным водоизмещением до 400 т, корветами – от 400 до 1200 т, фрегатами от 1200 до 4000 т, а всё что выше – эскадренными миноносцами и крейсерами (раньше крейсерами в Jane’s Fighting Ship полагали корабли стандартным водоизмещениемболее 5000 т). Однако даже эта классификация утрачивает своё значение в связи с тенденцией к росту водоизмещения надводных боевых кораблей и катеров, а самое главное – сплошь и рядом противоречит национальным классификациям большинства флотов мира».

Там же:

«Основным типом боевого корабля (эскортного/многоцелевого) дальней морской зоны становится многоцелевой большой фрегат/эскадренный миноносец, а ближней морской зоны – многоцелевой корвет/малый фрегат».

Теперь вспомним большого «любителя» моего творчества и «знатока» военно-морской тематики, доблестно скрывающегося под ником «Бей гансов!», который не решился прийти в мой блог. Одним из его доводов являлось то, что существует чёткая классификация боевых кораблей и не существует понятия тяжёлый корвет/лёгкий фрегат. Он пишет (орфография и пунктуация сохранены):
а. Легких фрегатов нет и уже не будет, поэтому не занимайтесь словоблудием. А классификация кораблей весьма условна только у доморощенных экспертов.
б.Про легкие фрегаты уже как-то упоминал — нет таких
в.Где вы видели такой класс кораблей?? Нет ни тяхелых корветов, ни легких фрегатов, ни тем более «тяжелый корвет/легкий фрегат».
г. Хм, это автор — про легкий фрегат — в Википедии почерпнул? Именно там этот корабль так назвали:) Но нет таких «легких фрегатов» — либо фрегат, либо если не подходит -корвет. Не надо городить еренду.
д. По отношению к автору — поставленная подпись «аспирант ИМЭМО» ко многому обязывает, в том числе и применению в отношении НК и ПЛ имеющейся точной классификации.

Господин «БГ!» явно питает личную неприязнь к вашему покорному слуге, что, очевидно, и является главным мотивом для написания подобных пасквилей. Что ж, возьмём цитаты Барабанова (я думаю даже «БГ!» не станет спорить с тем, что Михаил Барабанов – эксперт в данном вопросе). Что мы видим?

1. Чёткой и однозначной классификации боевых надводных кораблей основных классов (БНК ОК) не существует.

2. Существующая классификация носит субъективный характер и постепенно теряет своё значение.

3. В основе классификации лежит водоизмещение корабля, а не функциональные задачи и возможности, которые играют важную, но не ключевую роль при определении конкретного класса/подкласса корабля.

3. Понятие «малый/большой фрегат» реально существует.

4. Посмотрев том же источнике, мы видим, что существует понятие «малого корвета» (с. 305, четвёртая-пятая строчки снизу). Бывают «большие эсминцы» (с. 311), «лёгкие фрегаты» водоизмещением 1850 т, а бывают «корветы» водоизмещением 2500 тонн (сс. 312-313). Более того, бывают «литоральные боевые корабли» (с. 310, если господин «БГ!» усомнится в существовании этой кальки с английского в российском экспертном сообществе). Заметьте не «корветы» и не «фрегаты», а именно ЛБК, т.е. новый подкласс БНК ОК.

5. Там же мы найдём упоминание фрегатов FREMM и корветов Gowind водоизмещением 1250-2000 тонн (с. 316), хотя выше указывалось, что 1200+ это для Джейнс уже фрегат.

Какие выводы можно сделать?

1. Очевидно, что логика упомянутых цитат подразумевает существование и «большого корвета». Возможно, этот термин есть и в книге, но я его не увидел.

2. Термины фрегат, корвет, крейсер, а также эсминец (который стал полным синонимом destroyer), происходят из западной традиции, которая стала общеупотребимой. Добавление «малый/большой» существует применительно ко всем БНК ОК. В западной традиции с различной частотой используются понятия large/big/heavy, medium, light/small. Таким образом, можно использовать понятия «тяжёлый/лёгкий», наравне с «большой/малый». Существенной разницы не существует. Более того, традиционно крейсера были именно «легкими» и «тяжёлыми». А в случае с авианосцами «лёгкий/тяжёлый» часто использовались для замены «эскортный/эскадренный», хотя можно была сказать и «противолодочный/ударный». Тут можно спорить, но спор получится достаточно смешным и попахивающим излишней педантичностью. Вот спор между тем является ли «Мистраль» универсальным десантным кораблём, десантным кораблём вертолётоносцем-доком или чем-то другим имеет значение, хотя ответ на него и очевиден.

3. Классификация советской традиции (СКР, БПК, МПК и т.д.) уходит в прошлое, но полностью не исчезает. Возьмём корпоративный журнал Объединённой Судостроительной Корпорации №3/2010, статью Александра Мозгового «Переменчивый ветер: плюсы и минусы военно-морского экспорта», откроем страницу 7 и прочитаем «Нередко мы сами создаём ситуации, запутывающие потенциальных клиентов. Не раз приходилось слышать недоумённые вопросы, почему «Гепард» и «Тигр» (экспортные модели пр. 11661 и пр. 20380 – моё примечание), имеющие практически одинаковое водоизмещение, близкие другие характеристики и состав вооружения, классифицируются по-разному: первый корабль относится к «фрегатам» (точнее сторожевым кораблям, СКР – моё примечание), а второй к «корветам»? Очень трудно объяснить представителям зарубежных ВМС, что «так исторически сложилось»-Конец цитаты. Подобный пример доказывает то, что классификации в значительной степени условны, носят субъективный характер.

4. Существуют корабли (например, Говинд и Сигма), которые существуют в различных версиях и вариантах. Различаются водоизмещение, вооружение, прочие характеристики, а также функции. Подобные корабли преимущественно занимают диапазон 1000-2500 тонн, то есть занимают пограничное положение между корветом и фрегатом. Отечественный пр. 11661 относится к этой категории. Эта категория отличается и от категории катер/малый корабль/корвет (до 1000 т), так и от полноценных многоцелевых и фрегатов. Более того, в рамках каждой из трёх категорий БНК ОК, а также между ними всеми вместе существуют существенные различия, которые определяются функциями, целями, задачами и возможностями заказчика. Сравните, например, мой любимый «Буян-М» и американский LCS. Стоит добавить также наличие таких подклассов как OPV (offshore patrol vessel) (патрульный корабль морской зоны), cutter (куттер, корабль Береговой охраны, существует несколько подклассов) и small attack craft (rракетный катер/малый ракетный корабль) которые не совсем тождественны корвету.

5. Помимо субъективных «традиций» и водоизмещения подумаем о функциональных задачах. Здесь на ум приходят два основных принципа для классификации.

Первый – многофункциональность/специализированность. При этом стоит ещё добавить среднее положение в виде модульности. В США используются термины multi-mission/multi-role для обозначения универсальных многоцелевых кораблей (в ВМС США это эсминцы) и модульных LCS соответственно. Многофункциональность — способность одновременно все или почти все задачи (ПВО, ПРО, ПЛО, противоминная борьба, борьба с надводными целями и нанесение ударов по берегу). Специализированность – это доминирование 1-2 функциональных задач. Модульность – это потенциальная многофункциональность при условии замены модулей на фоне фактической специализированности.

Второй принцип – это зона, в которой действует корабль: океанская зона (blue water), ближняя морская зона (green water), прибрежные и внутренние воды (brown water). В данном случае я имею ввиду как чисто географическую, так и функциональную трактовку данной классификации по зонам (подробнее распишу, если потребуется – тема достаточно масштабная и раздует пост до небывалых размеров. Более того, можно начать новую грандиозную дискуссию вокруг классификации океанская/морская/прибрежная и дальняя морская/ближняя морская).
6. БГ! явно считает себя умнее Барабанова 😉

Итак, наконец, что есть «лёгкий фрегат/тяжёлый корвет»?

1. Это боевой корабль. Не смейтесь – смысл в том, что это военный корабль, главная (но не единственная) задача котрого — ведение боевых действий, а не «полицейский» (Береговая охрана) для осуществления патрульных функций и обеспечения морской безопасности.

2. Это корабль, обладающий большим количеством возможностей, «более многофункциональный», чем корабли линейки катер/малый корабль/корвет. Вместе с тем это корабль, существенно уступающий полноценному многофункциональному фрегату.

3. Это корабль морской зоны. Это не корабль привязанный к своей прибрежной зоне, это не корабль предназначенный преимущественно для прибрежной зоны противника (LCS ВМС США), но это и не полноценный океанский корабль.

4. Это корабль, который может быть построен в разных версиях (Сигма, Говинд).

Напоследок предлагаю вспомнить, что в терминологии атомных подлодок также существует некоторая сложность: , ПЛАРК смешивается с ПЛА, а в будущем, возможно, появятся нестратегические ПЛАРБ…

Спасибо за внимание.

Вопросы?