Опасность астероидов для земли

Потенциально опасные астероиды для Земли

В непосредственной близости от нашей планеты летает немало космических объектов. Наиболее интересны из них астероиды, сближающиеся с Землей.

Некоторые, летящие астероиды, опасны для земли. Credit: topcor.ru

Что значит «опасный» астероид?

Опасными считаются те астероиды, которые:

• подлетают к нам на 8 млн км и ближе;
  • являются достаточно большими и крепкими, чтобы не развалиться при вхождении в земную атмосферу;
  • способны врезаться в земную поверхность, нанеся нашей планете вред.

Всего таких объектов насчитывается не менее 4700 ед., но пока лишь 1 небесное тело, которое угрожает Земле, входит в Главный пояс астероидов. Это широкая область примерно посередине Солнечной системы, которая включает:

• 4 тела диаметром более 400 км;
  • 200 объектов диаметром более 100 км;
  • 1000 астероидов диаметром более 15 км;
  • 1-2 млн тел диаметром более 1 км.

Малых планет мелкого размера, например 100-метровых, здесь примерно столько же.

Испытывая воздействие гравитации этих двух планет, они летают в пространстве по близко расположенным орбитам, которые отличаются относительной стабильностью. Однако нередки ситуации, когда от столкновений или внутренних процессов большое тело разваливается на несколько мелких объектов либо от него откалываются осколки. Существует большой риск, что они покинут Пояс и отправятся к Земле.

Астероиды, сближающиеся с Землей, и даты возможного столкновения

Сегодня в списке малых планет, близкая встреча которых с нами не исключена и ожидается в ближайшие годы, 2 астероида.

Предполагается, что к земле летят 2 астероида. Credit: solarwardengame.com

Объект 2013 TV135 диаметром 400 м приблизится к нам в августе 2032 г. всего на 4 тыс. км. Лететь он будет со скоростью 15 км/с, и его столкновение с нами приведет к взрыву мощностью 2,5 тыс. Мт. Для сравнения — это в 200 тыс. раз больше, чем энергия, образовавшаяся при взрыве ядерной бомбы 6 августа 1945 г. над Хиросимой — тогда мощность оценивалась величиной от 13 до 18 кт.

Малая планета 2001 WN5 шириной 1,5 км была открыта в 2001 г., но в перечень опасных попала позже. Очередное приближение ее к Земле намечено на июнь 2028 г., но пролетит ли она мимо (расстояние оценивается в 250 тыс. км) или врежется в нашу планету, пока неизвестно: небесное тело и его траектория еще недостаточно изучены.

Случаи сближения астероидов с землей в ХХI веке

В нашем столетии к Земле уже приближалось несколько опасных астероидов:

• Апофис;
  • 2007 TU24;
  • 2005 YU55.

Первая малая планета из этого списка была обнаружена в 2004 г. и долгое время считалась одной из опаснейших для нас — вероятность столкновения высока, случиться это должно в 2036 г. Диаметр этого космического тела — около 300 м, весит оно 27 млн т. При контакте его с поверхностью мощность высвобождения энергии составит 1700 Мт. Это в 100 раз больше, чем энергия взрыва упоминавшейся выше бомбы в Японии.

Астероид по имени Апофис может вызвать крупное землетрясение. Credit:krimchel.ru

Апофис может вызвать землетрясение высокой силы. Его магнитуда даже в 10 км от точки падения будет равна по шкале Рихтера 6,5 балла. В момент столкновения ударная волна приведет к образованию ветра, дующего со скоростью как минимум 790 м/с, разрушающего даже укрепленные сооружения.

Однако в начале 2013 г. этот объект пролетел мимо на расстоянии не менее 14 млн км. Возможно, и в следующий его прилет столкновения не случится.

Астероид 2007 TU24 ученые впервые увидели в телескоп в октябре 2007 г., а уже через 3 месяца он пролетел в 550 тыс. км. Это яркое небесное тело, чьи габариты можно сопоставить, например, с главным зданием МГУ на Воробьевых горах. Его считают угрожающим нам, потому что он пересекается с орбитой Земли каждые 3 года, но столкновения не будет как минимум до 2170 г.

Астероид 2007 TU24 — опасен для земли. Credit: mashable.com

Объект 2005 YU55 имеет диаметр 400 м и весит около 55 млн т. Он движется по эллиптической орбите с нестабильной траекторией, исследователи считают его поведение крайне непредсказуемым. В конце 2011 г. астероид приближался к Земле на расстояние ближе, чем от нас до Луны. Второе имя 2005 YU55 — Невидимка: он полностью черный, потому практически не виден в космосе и представляет для нас большую опасность.

Также мимо нас в текущем столетии пролетали:

Дата Астероид Диаметр, м Минимальное расстояние до Земли, тыс. км
июнь 2002 г. 2002 MN 120 120
июль 2006 г. 2004 XP14 410-920 430
март 2009 г. 2009 DD45 20-40 70
январь 2010 г. 2010 AL30 15 130

В январе 2012 г. к нашей планете на расстояние чуть менее 27 млн км приблизился астероид Эрос, который:

• имеет средний диаметр около 17 км и неправильную форму, напоминающую орех;
  • является первым и пока единственным космическим телом, вырвавшимся из Главного пояса;
  • считается одной из самых крупных и хорошо видимых «внутренних» малых солнечных планет;
  • движется в пространстве со средней скоростью 24 км/с;
  • имеет период обращения вокруг Солнца более полутора земных лет.

Если бы он врезался в Землю, последствия были бы крайне катастрофическими — хуже, чем при падении астероида Чиксулуб, который упал около 65 млн лет назад и стал причиной множественных цунами, лесных пожаров, землетрясений, выброса в атмосферу большого количества угарного газа и сажи. Но вероятность того, что Эрос столкнется с нами в ближайшее время, мала.

После этого астероида в опасной близости от Земли появлялись:

Дата Астероид Диаметр, м Минимальное расстояние до Земли, тыс.км
февраль 2013 г. 2012 DA14 45 около 28
март 2014 г. 2014 DX110 30 350
сентябрь 2014 г. 2014 RC 20 40
октябрь 2015 г. 2000 FL10 нет данных 25 000

Оригинальные способы использования опасных астероидов

Однако даже самые опасные небесные каменные тела могут принести землянам пользу. Речь о программе NASA по «поимке» астероида, изменению его траектории, чтобы он направился к космической станции. Для этого планируется использовать капсулу, запущенную к объекту, когда он будет находиться между Землей и Луной.

В ней будет содержаться особый «мешок», представляющий собой своеобразную сеть, чтобы поймать в себя астероид и отбуксировать его в нужную точку.

Если этот план удастся, человечество в будущем получит возможность добывать на астероидах полезные ископаемые — железо и другие вещества, в т.ч. те, которые редко встречаются на Земле. Их также допустимо использовать как источники льда, который можно растапливать и разделять на кислород и водород, например, для производства топлива.

Астероиды — практически неисчерпаемые источники ресурсов. Небольшое тело диаметром 1 км предположительно содержит не менее 2 млрд тонн железо-никелевой руды. Освоение этих объектов приведет к уменьшению цен на сырьевые ресурсы и поможет избежать их исчерпания на Земле.

Самые опасные для Земли астероиды

Потенциальную опасность для Земли представляют собой космические тела, приближающиеся к планете на расстояние, равное менее 8 млн. километров. При прохождении объекта на столь малом расстоянии высока вероятность их вхождения в гравитационное поле Земли.

Особенную угрозу представляют астероиды, имеющие крупные размеры, так как вероятность полного их разрушения при прохождении сквозь атмосферу минимальна. Ниже представлен перечень космических путешественников, приближение которых к Земле может стать причиной всемирного апокалипсиса.

Апофис

Сравнение: Апофис и Эмпайр стейт билдинг

Обнаруженный в 2004 году астероид, диаметр окружность которого равна 300 метрам, а масса – более двадцати семи млн. тонн, относительно недавно считался особенно космическим путешественником. Согласно данным, полученным учеными, максимальный риск столкновения объекта с планетой Земля приходился на 2036 год. При прохождении в 2013 году мимо Земли на расстоянии, равном 14 млн. км, астероид изменил траекторию, что свело риски катастрофы к минимуму.

Несмотря на то, что опасность сближения Апофиса с нашей планетой минимальна, учеными были определены вероятные последствия его падения на Землю, сравнить которые можно со взрывом нескольких атомных бомб.

2007 TU24

Астероид 2007 TU24

В 2008 году астероид ТU24, открытый несколько ранее, приблизился к нашей планеты на расстояние, равное 550 тыс. км. Диаметр этого небесного тела составляет 250 метров, яркость составляет 12 звездной величины, что дает возможность увидеть в период максимального приближения к голубой планете даже при помощи телескопов средней мощности. ТU24 представляет для Земли потенциальную опасность, так как траектория этого небесного тела пересекает орбиту нашей планете приблизительно один раз в три года. Следующее максимальное приближение космического путешественника ожидается в 2027 году.

Дуэнде

Орбита Дуэнде в сравнении с орбитой Челябинского метеорита.

Размеры астероида Дуэнде, обнаруженного учеными в 2012 году, относительно невелики – окружность небесного тела не превышает 30 метров, а масса составляет порядка 40 тысяч тонн. Проведенные исследования позволили ученым выявить, что орбита космического путешественника находится в резонансном соотношении с Землей. То есть, период обращения астероида вокруг Солнца равен одному году. Приведенные факты характеризуют Дуэнде, как объект, несущий угрозу обитателям нашей планеты.

Кроме того, отсутствует возможность определения поведения небесного тела в обозримом будущем. Однако до наступления начала 2020 года риски катастрофы составляют не более 1:14 000, что крайне мало.

2005 YU55

Радарное изображение астероида 2005 YU55

После открытия астероида YU55, который был обнаружен в 2005 году, это небесное тело было признано потенциально опасным для Земли. Окружность этого астероида составляет 400 метров. Отличительной его особенностью является эллиптическая орбита, которая исключает возможность точного определения траектории движения и поведения объекта.

В конце 2011 года YU55 приблизился к Земле на критично малое расстояние, равное 325 тыс. км., что давало ученым возможность предположить высокую вероятность его вхождения в атмосферу. Поверхность астероида обладает аномально черным цветом, что является причиной позднего его обнаружения. Ввиду указанной особенности он носит статус «астероида – невидимки».

Эрос

Изображение южного полушария Эроса.

Открытый в 1898 году Эрос, относится к числу первых космических тел, открытых человеком. Этот гигант обладает пугающими размерами 33:13:13 км. Форма небесного путешественника несколько напоминает арахис, то есть, сила тяжести на нем распределена неравномерно, что не исключает возможность изменения орбиты. Несмотря на то, что вероятность столкновения небесного тела с Землей крайне мала, учеными был определен ударный потенциал этого объекта.

Согласно расчетам, полученным в результате исследований, последствия столкновения астероида с поверхностью обитаемой планеты будут более глобальными, нежели после катастрофы, которая, согласно ряду гипотез, привела к закату эру динозавров.

2001 WN5

Орбита 2001 WN5 и орбита Земли в 2028 году

WN5, обнаруженный в конце 2001 года астероид, расценивается, как объект высших степеней опасности. На сегодняшний день непосредственно небесное тело, а также траектория его движения, изучены поверхностно, что исключает возможность предсказания поведения астероида. Согласно предварительным данным, размеры этого космического путешественника составляют около полутора километров. Согласно гипотезам специалистов, в 2028 году небесное тело пройдет от Земли на критическом расстоянии, равном 250 тыс. км. По космическим меркам эта величина крайне мала.

2013 TV135

Это космическое тело, обладающее большими размерами – порядка 400 метров в диаметре, характеризуется, как самый опасный для планеты и ее населения, объект. Открыт астрономом Геннадием Борисовым в Крыму с помощью самодельного 20 см телескопа. Максимальное приближение гиганта к нашей планете состоится в августе 2032 года, он пронесется на расстоянии 4 тыс. км. от Земли. Вероятность столкновения небесных тел составляет не более 1 шанса к 63 000. Однако полученные данные предварительны, при уточнении орбиты приведенные показатели могут существенно измениться как в меньшую, так и большую сторону.

Наблюдение учеными за астероидами и их поведением, вычисление размеров и орбит дает возможность оценки степени опасности небесных тел для Земли и определение вероятности столкновения космических путешественников с нашей планетой. Наличие даже потенциальных угроз является предпосылкой за осуществлением постоянного наблюдения за астероидами, несущими особенную опасность и разработке планов по их уничтожению.

Опасные для Земли астероиды – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Опасные соседи: топ-5 астероидов, которые угрожают Земле

Появление астероида-убийцы может быть как предсказуемым, так и неожиданным. Совсем недавно в опасной близости от Земли пролетел астероид 2018 GE3. Обнаружили его не просто в прошлом году, как следует из его обозначения, а за считаные часы до того, как он пронесся рядом с нашей планетой. Четыре дня наблюдений позволили установить, что он не несет опасности для Голубой планеты. Теперь мы знаем о нем все, чтобы не бояться встречи с ним в следующий раз.

Орбита 2018 GE3

Однако есть астероиды, наблюдения за которыми позволяют сделать вывод, что их орбиты находятся в опасной близости от Земли. Они движутся по своим орбитам в нашей части Солнечной системы, и малейшее их изменение может привести к столкновению с нами. О самых опасных соседях нашей планеты по Солнечной системе мы и расскажем.

29075 (1950 DA)

Этот небольшой околоземный астероид из группы Аполлонов примечателен в первую очередь тем, что имеет наибольший индекс по Палермской шкале опасности столкновений. На текущий момент 1950 DA оценивается как наиболее опасный для Земли астероид: его индекс – минус 1,42.

Максимальное сближение астероида с нами произойдет в 2032 году, но наиболее тесное соседство – возможно, и столкновение – может случиться 16 марта 2880-го. В этом случае человеческую цивилизацию, если через 800 лет она еще будет существовать, ожидают катастрофические последствия. Наши потомки должны быть готовыми к глобальному изменению климата и гибели значительной части биосферы.

Орбита 1950 DA

1950 DA относится к Аполлонам – группе околоземных астероидов, чьи орбиты пересекают земную орбиту с внешней стороны, то есть в целом они уже находятся за пределами земной орбиты и еще продолжают пересекать ее в области афелия. Названы они так в честь астероида (1862) Аполлон – первого открытого представителя группы. 1950 DA имеет сильно вытянутую эллиптическую орбиту, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца он пересекает не только орбиту нашей планеты, но и Марса. То есть одновременно относится и к семейству Марс-кроссеров.

Ему требуется два с небольшим года, чтобы облететь Солнце, и на своем пути он достаточно часто сближается с Землей на относительно небольших расстояниях. Это, а также длительный период наблюдения и умеренный наклон его орбиты к плоскости эклиптики позволили вполне точно измерить его физические характеристики.

Диаметр небесного странника, с которым, возможно, предстоит встретиться нашей планете, – в среднем 1,3 километра. Фактическая масса 1950 DA неизвестна, однако, по разным расчетам, она составляет от двух до четырех миллиардов тонн.

Малые, по космическим меркам, размеры астероида и опять же сравнительно небольшая масса делают его подверженным воздействию эффекта Ярковского, который может значительно сместить его орбиту. Этот эффект, впервые предсказанный еще в 1900 году российским инженером Иваном Ярковским, заключается в появлении слабого реактивного импульса за счет теплового излучения от нагревшейся днем и остывающей ночью поверхности астероида. Да, на астероиде тоже есть день и ночь, ведь он так же, как и другие тела в космосе, вращается вокруг своей оси. Такой своеобразный «фотонный двигатель» способен придать ему дополнительное ускорение и, соответственно, спровоцировать изменение его орбиты. Что может быть чревато для Земли катастрофическими последствиями.

101955 Bennu (1999 RQ36)

Бенну – второй из самых опасных для нашей планеты астероидов. Его индекс по Палермской шкале – минус 1,71. В 2135 году он окажется на расстоянии всего 300 тысяч километров от Земли – это даже ближе, чем Луна. Дата возможного падения колеблется в пределах 2175-го и 2199 года, за этот период он 78 раз подойдет к Земле на близкое расстояние. Период обращения вокруг Солнца – примерно 1,2 года.

Орбита Бенну

Астероид имеет эллиптическую орбиту с длиной большой оси около 1,13 а. е. Так же, как и 1950 DA, Бенну входит в группу Аполлонов.
Средний диаметр астероида – более 510 метров, а масса – от 60 до 78 миллионов тонн. Падение этого астероида на Землю было бы эквивалентно взрыву бомбы мощностью 1150 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: «Царь-бомба» – термоядерная авиационная бомба, мощнейшее взрывное устройство, когда-либо испытанное людьми на Земле – имела мощность взрыва около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Астероид Бенну в сравнении

Интересен астероид еще и тем, что он – цель миссии космического зонда OSIRIS-REx, запущенного NASA в сентябре 2016 года. Вернуться с пробами на Землю космический аппарат должен в 2023-м. «Отщипнуть» от небесного камушка планируется порядка двух килограммов реголита. Помимо этого, OSIRIS-REx сможет уточнить его характеристики и измерить силу эффекта Ярковского непосредственно вблизи астероида.

410777 (2009 FD)

Третью строчку в таблице самых опасных астероидов занимает 2009 FD. Это бинарный – то есть двойной – астероид. Он представляет собой систему из двух гравитационно связанных друг с другом небесных тел. Они вращаются вокруг общего центра масс, как, например, компоненты двойной звезды. Первый его компонент является телом диаметром в 120–180 метров, а второй – 60–120 метров. Масса 2009 FD – около 3,2 миллиона тонн.

2009 FD

Как предполагают ученые, двойные астероиды уже падали на Землю. Об этом могут свидетельствовать некоторые ударные кратеры, такие как двойной кратер Клируотер в канадском Квебеке, который мог быть появиться как раз в результате падения бинарного астероида. Он образовался в пермский период, около 290 миллионов лет назад. Параметры орбиты 2009 FD также относят его к группе Аполлонов. Один оборот вокруг Солнца он совершает за 458 земных дней.

Это третий и последний из астероидов, которые на сегодняшний день, согласно Палермской шкале, требуют к себе особого внимания. Его индекс – минус 1,78. Такой показатель для комет и астероидов вычисляется по специальной формуле, и если в результате расчетов получается минус два или меньше, то вероятность столкновения с Землей практически отсутствует, от минус двух до нуля – ситуация требует тщательного наблюдения, от нуля и выше – скорее всего, столкновения не избежать.

В последний раз 2009 FD пролетал мимо Земли 29 октября 2015 года. Тогда нашу планету и астероид разделяло примерно 6,27 миллиона километров. В следующий раз подобная встреча состоится 3 ноября 2020 года. В этот день он промчится на удалении примерно 25,91 миллиона километров. Наиболее опасный для Земли период – 2185–2198 годы, максимально близко он подойдет к планете в 2198-м.

99942 Apophis (2004 MN4)

О ком точно стоит рассказать, так это об Апофисе. И хотя NASA исключило возможность его столкновения с Землей в 2036 году, европейский сервис NEODyS, который спонсируется ESA, не спешит вычеркивать астероид из своего риск-листа. На сегодняшний день он вместе с тремя вышеописанными астероидами имеет статус «особый» – значит, нежелательная встреча с Землей, по мнению европейских исследователей, все же возможна. По Палермской шкале он имеет индекс минус 2,83.

У Апофиса – неправильная форма с наибольшим диаметром в 325 метров. Период обращения вокруг Солнца составляет 325 суток, при этом наклон орбиты к плоскости эклиптики – 3,3 градуса. К тому же среднее расстояние до Солнца – 0,92 а. е. По этим параметрам орбита, как мы видим, очень близка к земной, но имеет на порядок больший эксцентриситет – 0,191 (у Земли – 0,016). В отличие от трех предыдущих, он относится к группе Атонов (названы в честь астероида (2062) Атон), его орбита в целом находится внутри земной и пересекает ее с внутренней стороны. Расстояние от Солнца в афелии больше перигелийного расстояния Земли.

Орбита 2004 MN4

Апофис был открыт в 2004 году и сразу обратил на себя внимание астрономов. Расчеты допускали столкновение астероида с Землей уже в 2029-м, опасность которого по Туринской шкале в 2004 оценили в четыре балла. Это еще одна шкала, которая применяется для оценки вероятности столкновения объекта с Голубой планетой. В отличие от Палермской, которая ориентирована прежде всего на специалистов, Туринская шкала была разработана в основном для публичного оповещения общественности об угрозе столкновения.

В этой шкале применяются величины от нуля до десяти. Нуль означает, что вероятность столкновения с Землей настолько мала, что попадает в ошибки наблюдений. Десять – соударение неизбежно и приведет к глобальным последствиям. Величина опасности определяется исходя из математической вероятности столкновения и кинетической энергии соударения. Ни один объект никогда не оценивали выше четырех баллов. По состоянию на сегодняшний день значение, отличное от нуля, не присвоено ни одному небесному телу.

Что же касается Апофиса, то он даже был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый опасный астероид из когда-либо замеченных. Высокий балл по Туринской шкале Апофис сохранял до августа 2006 года, когда после уточнения траектории был снижен до нуля. Его диаметр, по данным последних наблюдений 2014 года, составляет приблизительно 370 метров, и, если все же столкновение с Землей случится, его падение может вызвать крупную региональную или даже глобальную катастрофу.

Есть все основания полагать, что возможность столкновения сохраняется. В 2029-м астероид приблизится к нам на расстояние, близкое к геостационарной орбите. И дело даже не в том, что он может столкнуться с одним или несколькими спутниками. Из-за притяжения нашей планеты Апофис, вполне вероятно, изменит свою орбиту, в результате чего в 2036 году сможет подойти к Земле ближе, чем ожидается сейчас. Из-за отсутствия точных данных более четко предсказать изменение орбиты астероида пока затруднительно.

2010 AU118

Астероид 2010 AU118 занимает четвертую строчку по Палермской шкале, его индекс опасности – минус 2,72. Расчетный диаметр астероида – 1,9 километра. Это самый большой объект, указанный в таблице риска Sentry – системе мониторинга столкновений, созданной в NASA. Ее специалисты постоянно сканируют самые последние данные наблюдений за астероидами и определяют вероятность их столкновения с Землей.

В отличие от рассмотренных выше астероидов, относящихся к группам Аполлонов и Атонов, он принадлежит к третьей, ранее нами не упомянутой группе Амуров (названа в честь астероида (1221) Амур). Он, как и другие астероиды группы, не пересекает орбиту Голубой планеты, а подходит к ней с внешней стороны. Один оборот вокруг Солнца 2010 AU118 совершает за 754 дня. Число потенциально опасных сближений с 2020 по 2112 год – 38.

К слову, есть еще группа астероидов, представителей которой мы не рассмотрели. Речь об Атирах, названных так по имени астероида (163693) Атира. Их орбиты целиком лежат ближе к Солнцу, чем земной перигелий, – таким образом, они находятся внутри орбиты Земли.

Атиры – самая маленькая по численности группа околоземных объектов, если сравнивать с группами Атона, Аполлона и Амура. Сейчас среди них нет таких, которых можно отнести к опасным для нас. На сегодня подтверждено наличие всего лишь 18 астероидов этой группы. Однако не факт, что их на самом деле настолько мало.

Такое количество объясняется тем, что с Земли их трудно исследовать из-за близкого расположения к Солнцу, а также в связи с малыми размерами. Наблюдать эти астероиды можно только в сумерках, незадолго до рассвета или сразу после заката. Не исключено, что в будущем и среди них найдется небесное тело, слишком близко подходящее к Земле, возможность изменения орбиты которого – вследствие прохождения его вблизи планет или благодаря эффекту Ярковского – может перенести его в разряд опасных для человечества.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter. Закладка Скопировать ссылку Email Печать Twitter VK Facebook Telegram

Человек и прогресс

Страница 1 из 2

Проблема астероидной опасности – это аспект глобального характера, связанный с угрозой столкновения с Землей одного или нескольких астероидов, которое в нынешних условиях стало бы неизбежным, а по своим последствиям было бы сопоставимо с ограниченной термоядерной войной.

Около десятка тысяч астероидов регулярно приближается к нашей планете – вопрос времени состоит лишь в том, когда и в каком месте произойдет удар. Несмотря на всю серьезность угрозы и катастрофичность возможных последствий, Земля плохо подготовлена к потенциальному столкновению. Даже экспертам лишь с огромным трудом удается рассчитать траектории космических обломков.

В марте 2014 года группа ученых во главе с Аланом Харрисом (Alan Harris) приступила к экспериментам по моделированию конца света.

Этот исследователь возглавляет международный проект защиты от астероидов под названием «NeoShield» («Новый щит»), осуществляемый в Германском центре авиации и космонавтики (DLR). Кстати, суть экспериментов не настолько ужасна, как можно было бы себе представить, судя по их направленности: находящиеся в лаборатории исследователи просто стреляют из газовых пушек по искусственным миниастероидам. После обстрела они контролируют причиненные разрушения. Может быть, однажды эти эксперименты помогут спасти мир от столкновения с каким-нибудь пришельцем из Вселенной: во всяком случае, Харрис говорит о том, что мы должны более детально изучить состав астероидов, чтобы быть в состоянии отклонять их от своих орбит.

В Солнечной системе уже обнаружено свыше 600 тысяч астероидов. По меньшей мере с десяток тысяч из них с определенной периодичностью приближается к Земле. Эти так называемые «околоземные объекты» (ОЗО) серьезно беспокоят экспертов. Их столкновение с нашей планетой привело бы к катастрофическим последствиям, однако мы до сих пор почти не подготовлены к этому.

О реальности астероидной опасности свидетельствуют в том числе огромные кратеры на Луне, которые можно каждую ночь наблюдать на её поверхности невооруженным глазом. Совсем недавно, 11 сентября 2013 года, в естественный спутник Земли врезался очередной астероид массой 400 кг и размером с бытовой холодильник, который летел со скоростью 61 000 км/ч. После себя он оставил кратер диаметром около 40 метров.

Однако специалисты не ожидали этого столкновения. По словам Хосе Мадьедо (José Madiedo) из андалузского университета Уэльвы, Испания, «наблюдать астероиды трудно». Этот астроном лично был свидетелем столкновения космического обломка с Луной. «Большинство из них имеет очень темную поверхность. Поэтому увидеть их можно только в том случае, когда они достаточно велики и находятся сравнительно близко».

Недавно около Земли пролетел 270-метровый астероид (2000 EM26) под названием «Моби Дик» (Moby Dick) – во всяком случае, существует такое предположение. Он был открыт в 2000 году, и согласно расчетам, должен был вернуться в феврале 2014 года. Однако, когда астрономы направили свои телескопы на предполагаемую зону его пролета, они ничего не увидели. Моби Дик исчез. По словам Алана Харриса, такое случается. «Допустим, какая-либо обсерватория обнаруживает астероид. После этого требуется несколько часов наблюдения для того, чтобы рассчитать траекторию его полета. И только тогда мы можем грубо предсказать, где он будет находиться в ближайшую ночь.

Начиная со второй ночи, ученые могут рассчитать его местонахождение до следующей недели, затем на несколько месяцев вперед. Если в этот период будет плохая погода, то всё пойдет насмарку. Тогда ни у одного телескопа в мире уже не будет ни единого шанса снова увидеть обнаруженный астероид». Летающие обсерватории тоже способны отслеживать лишь незначительную часть космических обломков.

Тех, кто боится угрозы, Харрис успокаивает математическими раскладами: «Если мы обнаруживает астероид только за год до того, как он приближается к Земле, то это означает, что он должен быть довольно небольшим». По прогнозам ученого, «астероид, достаточно крупный для того, чтобы причинить вред нашей планете, мы бы увидели за 10-20 лет до его приближения».

По словам астрофизика Марио Трилоффа (Mario Trieloff) из Гейдельбергского университета, действительно крупные обломки на самом деле довольно редки: «астероиды вдвое крупнее встречаются в 10 раз реже». Существует около тысячи астероидов, которые имеют размер больше 1 километра и при этом пересекают орбиту Земли.

Они достаточно крупны для того, чтобы стать потенциально опасными для нас – более крупные могут вызвать ядерную зиму. Трилофф утверждает, что «90 процентов из них известны ученым». Ни одно из числа этих крупных космических тел в ближайшие 100 лет, скорее всего, не столкнется с Землей, даже если пролетит, возможно, довольно близко от неё.

Но что делать, если какой-то более крупный обломок действительно будет угрожать столкновением с нашей планетой? Ведь до сих пор не существует космической миссии, в рамках которой проводилось бы реальное испытание технологии противоастероидной защиты. Международная координация усилий, направленных на такую защиту, осуществляется слишком медленно, и «спасители мира» рискуют погрузиться в джунгли аббревиатур: SMPAG (Группа планирования и консультаций по космическим миссиям), IAWN (Международная сеть оповещения об астероидной опасности), UNCOPUOS (Комитет ООН по мирному использованию космического пространства) – вот названия лишь нескольких организаций, в которые объединяются эксперты по астероидам.

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»

< Предыдущая

Астероидная опасность

Размещено на http://www.allbest.ru/

Астероидная опасность

Астероид — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму и не имеют атмосферы.

В настоящий момент в Солнечной системе обнаружены сотни тысяч астероидов. По состоянию на 2015 г. в базе данных насчитывалось 670 474 объекта, из которых для 422 636 точно определены орбиты и им присвоен официальный номер, более 19 000 из них имели официально утверждённые наименования. Предполагается, что в Солнечной системе может находиться от 1,1 до 1,9 миллиона объектов, имеющих размеры более 1 км. Большинство известных на данный момент астероидов сосредоточено в пределах пояса астероидов, расположенного между орбитами Марсаи Юпитера.

Самым крупным астероидом в Солнечной системе считалась Церера, имеющая размеры приблизительно 975Ч909 км, однако с 24 августа 2006 года она получила статус карликовой планеты. Два других крупнейших астероида Паллада и Веста имеют диаметр ~500 км. Веста является единственным объектом пояса астероидов, который можно наблюдать невооружённым глазом. Астероиды, движущиеся по другим орбитам, также могут быть наблюдаемы в период прохождения вблизи Земли.

Общая масса всех астероидов главного пояса оценивается в 3,0—3,6·1021 кг, что составляет всего около 4 % от массы Луны. Масса Цереры — 9,5 1020 кг, то есть около 32 % от общей, а вместе с тремя крупнейшими астероидами Веста (9 %), Паллада (7 %), Гигея (3 %) — 51 %, то есть абсолютное большинство астероидов имеют ничтожную по астрономическим меркам массу.

Однако астероиды опасны для планеты Земля, так как столкновение с телом размером более 3 км может привести к уничтожению цивилизации, несмотря на то, что Земля в значительно больше всех известных астероидов.

Почти 20 лет назад, в июле 1981 года, НАСА (США) провело первое Рабочее совещание «Столкновение астероидов и комет с Землей: физические последствия и человечество», на котором проблема астероидно-кометной опасности получила «официальный статус». С тех пор и по настоящее время в США, России, Италии было проведено не менее 15-ти международных конференций и совещаний, посвященных данной проблеме. Понимая, что первоочередной задачей ее решения является обнаружение и каталогизация астероидов в окрестности земной орбиты, астрономы в США, Европе, Австралии и Японии начали предпринимать энергичные усилия для постановки и осуществления соответствующих наблюдательных программ.

Наряду с проведением специальных научно-технических конференций, эти вопросы рассматривались ООН (1995 г.), Палатой Лордов Великобритании (2001 г.), в Конгрессе США (2002 г.) и Организацией экономического сотрудничества и развития (2003 г.). В результате этого, принят ряд постановлений и резолюций по данной проблеме, важнейшей из которых является Резолюция 1080 «Об обнаружении астероидов и комет, потенциально опасных для человечества», принятая в 1996 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы.

Очевидно, что к ситуации, когда нужно будет принимать быстрые и безошибочные решения о спасении миллионов и даже миллиардов людей, нужно быть готовым заранее. Иначе, в условиях недостатка времени, государственной разобщенности и других факторов, мы будем не способны принять адекватные и эффективные меры защиты и спасения. В связи с этим, было бы непростительной беспечностью не принять действенных мер по предотвращению подобных событий. Тем более что Россия и другие, технологически развитые страны мира располагают всеми базовыми технологиями для создания Системы планетарной защиты (СПЗ) от астероидов и комет.

Однако, глобальный и комплексный характер проблемы делает непосильным для отдельно взятой страны создание и поддержание в постоянной готовности такой Системы защиты. Очевидно, что, поскольку эта проблема является общечеловеческой, то и решаться она должна объединенными усилиями и средствами всего мирового сообщества.

Необходимо отметить, что в ряде стран уже выделены определенные средства и начаты работы в этом направлении. В Аризонском университете (США) под руководством Т. Герельса разработана методика мониторинга АСЗ и с конца 80-х годов ведутся наблюдения на 0,9-м телескопе с ПЗС-матрицей (2048х 2048) национальной обсерватории Китт-Пик. Система доказала свою эффективность на практике — уже обнаружено около полутора сотен новых АСЗ, с размерами вплоть до нескольких метров. К настоящему времени завершены работы по переносу аппаратуры на 1,8-м телескоп этой же обсерватории, что значительно повысит скорость обнаружения новых АСЗ. Начат мониторинг АСЗ еще по двум программам в США: в Ловелловской обсерватории (Флагстафф, Аризона) и на Гавайских островах (совместная программа НАСА — Военно-воздушные силы США с использованием 1-м телескопа ВВС наземного базирования). На юге Франции в обсерватории Лазурный берег (Ницца) начата Европейская программа мониторинга АСЗ, в которой задействованы Франция, Германия и Швеция. Ставятся аналогичные программы также в Японии.

При падении крупного небесного тела на поверхность Земли образуются кратеры. Такие события называют астропроблемами, «звездными ранами». На Земле они не очень многочисленны (по сравнению с Луной) и быстро сглаживаются под действием эрозии и других процессов. Всего на поверхности планеты найдено 120 кратеров. 33 кратера имеют диаметр больше чем 5 км и возраст около 150 миллионов лет.

Первый кратер был выявлен в 1920-х годах в Каньоне Дьявола, что в североамериканском штате Аризона. Рис 15 Диаметр кратера — 1,2 км, глубина — 175 м, примерный возраст — 49 тысяч лет. По расчетам ученых такой кратер мог образоваться при столкновении Земли с телом сорокаметрового диаметра.

Геохимические и палеонтологические данные свидетельствуют о том, что примерно 65 млн. лет назад на рубеже Мезазойского периода Меловой эры и Третичного периода Кайнозойской эры небесное тело размером примерно 170-300 км столкнулось с Землей в северной части полуострова Юкатан (побережье Мексики). След этого столкновения — кратер под названием «Чиксулуб». Мощность взрыва оценивается в 100 миллионов мегатонн! При этом образовался кратер диаметром 180 км. Кратер был образован падением тела диаметром 10-15 км. При этом в атмосферу было выброшено гигантское облако пыли общим весом миллион тонн. На Земле наступила полугодовая ночь. Погибло более половины существовавших видов растений и животных. Возможно, тогда в результате глобального похолодания и вымерли динозавры.

По данным современной науки всего за последние 250 миллионов лет произошло девять вымираний живых организмов со средним интервалом в 30 миллионов лет. Эти катастрофы можно связать с падением на Землю крупных астероидов или комет. Отметим, что достается от непрошенных гостей не только Земле. Космические аппараты сфотографировали поверхности Луны, Марса, Меркурия. На них четко видны кратеры, причем сохранились они гораздо лучше благодаря особенностям местного климата.

На территории России, выделяются несколько астропроблем: на севере Сибири — Попигайская — с диаметром кратера 100 км и возрастом 36-37 миллионов лет, Пучеж-Катунская — с кратером 80 км, возраст которого оценивается в 180 миллионов лет, и Карская — диаметром 65 км и возрастом — 70 миллионов лет. небесный астероид тунгусский

Тунгусский феномен

На Землю русскую в XX столетии упало два крупных небесных тела. Во-первых, Тунгусский объект, который вызвал взрыв мощностью 20 мегатонн на высоте 5-8 км над поверхностью Земли. Для определения мощности взрыва его приравнивают по разрушающему воздействию на окружающую среду взрыву водородной бомбы с тротиловым эквивалентом, в данном случае в 20 мегатонн тротила, что превосходит энергию ядерного взрыва в г. Хиросима в 100 раз. По современным оценкам масса этого тела могла достигать от 1 до 5 миллионов тонн. Неизвестное тело вторглось в пределы земной атмосферы 30 июня 1908 года в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в Сибири.

Начиная с 1927 г. на месте падения Тунгусского феномена работали последовательно восемь экспедиций русских ученых. Было определено, что в радиусе 30 км от места взрыва ударной волной были повалены все деревья. Лучевой ожег стал причиной огромного лесного пожара. Взрыв сопровождался сильным звуком. На огромной территории по свидетельству жителей окрестных (очень редких в тайге) сел наблюдались необычайно светлые ночи. Но ни одна из экспедиций не нашла ни одного кусочка метеорита.

Многим более привычно слышать словосочетание «Тунгусский метеорит», но пока достоверно не известна природа этого явления, ученые предпочитают пользоваться термином «Тунгусский феномен». Мнения о природе Тунгусского феномена самые противоречивые. Одни считают его каменным астероидом с диаметром приблизительно равным 60-70 метрам разрушившимся при падении на куски примерно 10-ти метрового диаметра, которые затем испарились в атмосфере. Другие, и их большинство, что это — осколок кометы Энке. Многие связывают этот метеорит с метеорным потоком Бета-Таурид, родоначальницей которого так же является комета Энке. Доказательством этому могут служить падение двух других крупных метеоров на Землю в тот же месяц года — июнь, которые ранее не рассматривались в одном ряду с Тунгусской. Речь идет о Краснотуранском болиде 1978 года и китайском метеорите 1876 года.

Реальной оценкой энергии Тунгусского феномена является величина примерно равная 6 мегатоннам. Энергия Тунгусского феномена эквивалентна землетрясению с магнитудой 7,7 (энергия сильнейшего землетрясения равна 12).

Вторым крупным объектом, найденным на территории России, был Сихотэ-Алиньский железный метеорит, упавший в Уссурийской тайге 12 февраля 1947 г. Он был значительно меньше своего предшественника, и его масса составляла десятки тонн. Он тоже взорвался в воздухе, не долетев до поверхности планеты. Однако на площади в 2 квадратных километра было обнаружено более 100 воронок диаметром чуть больше метра. Самый большой из найденных кратеров был 26,5 метров в диаметре и 6 метров глубиной. За прошедшие пятьдесят лет найдено свыше 300 крупных осколков. Самый большой осколок имеет вес 1 745 кг, а общий вес собранных осколков превысил 30 тонн метеорного вещества. Найдены были далеко не все осколки. Энергия Сихотэ-Алининьского метеорита оценивается около 20 килотонн.

России повезло: оба метеорита упали в безлюдной местности. Если бы Тунгусский метеорит упал на большой город, то от города и его жителей ничего не осталось.

Из больших метеоритов XX столетия заслуживает внимание Бразильская Тунгуска. Он упал утром 3 сентября 1930 г. в безлюдном районе Амазонки. Мощность взрыва бразильского метеорита соответствовала одной мегатонне.

Все сказанное касается столкновений Земли с конкретным твердым телом. А что же может произойти при столкновении с кометой, огромного радиуса, начиненной метеоритами? На этот вопрос помогает ответить судьба планеты Юпитер. В июле 1996 г. комета Шумейкер-Леви столкнулась с Юпитером. За два года до этого при прохождении этой кометы на расстоянии 15 тысяч километров от Юпитера ее ядро раскололось на 17 осколков примерно по 0,5 км в диаметре, растянувшихся вдоль орбиты кометы. В 1996 г. они поочередно проникли в толщу планеты. Энергия столкновения каждого из кусков по оценкам ученых достигала примерно 100 миллионов мегатонн. На фотографиях космического телескопа им. Хаббла (США) видно, что в результате катастрофы на поверхности Юпитера образовались гигантские темные пятна — выбросы газа и пыли в атмосферу в местах паления осколков. Пятна соответствовали размерам нашей Земли!

Конечно, кометы в далеком прошлом сталкивались и с Землей. Именно столкновению с кометами, а не с астероидами или метеоритами приписывают роль гигантских катастроф прошлого, со сменой климата, вымиранием многих видов животных и растений, гибелью развитых цивилизаций землян. Нет гарантии, что такие же изменения в природе не произойдут после падения астероида на Землю.

В связи с тем, что существует вероятность падения на землю астероидов, необходимо создание защитной установки, которая должна состоять из двух автоматизированных устройств:

— устройство слежения за приближающимися к Земле астероидами;

— координационного центра на земле, который будет управлять ракетами, для раздробления астероида на более мелкие части, которые не смогу нанести вред не природе, не человечеству. Первое должно представлять из себя спутник (в идеале несколько спутников), расположенный на орбите нашей планеты и ведущий постоянное наблюдение за пролетающими мимо небесными телами. При приближении опасного астероида, спутник должен передать сигнал в координационный центр, расположенный на Земле.

Центр автоматически определит траекторию полета и запустит ракету, которая разобьет крупный астероид на более мелкие, тем самым предотвратит мировую катастрофу при столкновении.

То есть необходима разработка учеными конкретных автоматизированных механизмов, которые будут контролировать передвижение небесных тел, а в частности приближающихся к нашей планете и предотвращать мировые катастрофы.

Проблема астероидной опасности интернациональна по своей природе. Наиболее активными странами в решении этой проблемы являются США, Италия и Россия. Положительным фактом является то, что устанавливается сотрудничество по данной проблеме между специалистами-ядерщиками и военными США и России. Военные ведомства крупнейших стран действительно в состоянии объединить свои усилия для решения данной проблемы человечества — астероидной опасности и в рамках конверсии начать создавать глобальную систему защиты Земли. Это кооперативное сотрудничество способствовало бы росту доверия и разрядке в международных отношениях, разработке новых технологий, дальнейшему техническому прогрессу общества.

Примечательным является то, что осознание реальности угрозы космических столкновений совпало со временем, когда уровень развития науки и техники уже позволяет ставить на повестку дня и решать задачу защиты Земли от астероидной опасности. А это означает, что нет безысходности для земной цивилизации перед угрозой из Космоса или, иными словами, у нас есть шанс защитить себя от столкновения с опасными космическими объектами. Астероидная опасность стоит в ряду важнейших глобальных проблем, которые неизбежно придется решать человечеству объединенными усилиями различных стран.

Размещено на Allbest.ru