Окрас немецких танков на восточном фронте

Содержание

Зачем немецкие танкисты вешали сетки на стволы своих танков?

Немецкие камуфляжи.

Немецкие танки довоенного периода часто красились в серый цвет с добавлением коричневых и зелёных мелких полос. К 1935 году стандарт изменили и танки покрывались исключительно танковым серым, крайне редко дополняя основной цвет коричневыми полосками.

Следующее изменение было внесено после опыта африканского корпуса. Не столь многочисленные танки вермахта были хорошо видны в пустыне, в отличие от итальянских машин. В связи с этим, немецкие специалисты наладили поставку жёлто-песчаных цветов для нанесения в полевых условиях, а новые танки для африканского корпуса поставлялись с готовым монотонным камуфляжем. В конце 1943 года, жёлто-песчаный оттенок дополняли жёлто-оливковым. Он же был основным на восточном фронте и сперва дополнялся зелёным и крайне редко коричневым или красно-коричневым пятнами. Произошёл такой переход весной-летом 1943 года.

Осенью того же года, танки поставлялись в базовом жёлто-оливковом, а полевые мастерские, через которые проходили новые и отремонтированные боевые машины покрывались пятнами и полосками зелёного и красно-коричневого.

После 1944 года пришло понимание, что войну уже не выиграть и единственным шансом было перемирие. Наступательные действия в таких условиях велись только в локальных боях и в целях контратак, а большую часть времени танки пытались распределять по засадам. В соответствии с новой тактикой, пришлось менять трёхцветный камуфляж, делая его или из ровных линий, ломая силуэт, или использовать иллюзии света, покрывая танк мелкими пятнами, имитируя проблески солнечного света сквозь листву. Наиболее распространёнными такие камуфляжи были на западном фронте из-за обилия лесопосадок.

К 1945 году, танки выходили с завода в грунте характерного красного оттенка. В конце войны, не редки были случаи использование голого грунта в качестве коричневого цвета, дополняя окрас жёлто-оливковым и зелёным.

Зачем сетки на пушках?

Наверняка вы уже догадались, что сетки нужны были для простоты создания камуфляжа. Экипажи танков в полевых мастерских приваривали петли, крючки, наматывали сетки и всячески помогали фиксировать ветки на пушках, чтобы повысить незаметность и как следствие, получить право первого выстрела.

Именно первые несколько секунд позволяли нанести противнику колоссальный урон. Не редки были случаи, когда взвод немецких танков мог за первую минуту уничтожить от 5 танков противника, причём это справедливо не только для западного, но и для восточного фронта. Однако, если союзники не имели массовых средств борьбы с танками, теряя на передовой мощнейшие истребители танков М10 и М36, то СССР имел многократный опыт борьбы с теми же «Тиграми» и «Пантерами». Первого «Тигра» ЗиС-3 могла пробить в лоб, но со средних дистанций боя. Если говорить о Т-34-85 и Panzer IV, то в количественном соотношении СССР превосходил США и мог выдвинуть на передовую танки, способные ловко маневрировать и успешно поражать улучшенные «Четвёрки». «Шерман» мог обладать мощной пушкой, но не мог столь же хорошо передвигаться по полю боя, а зачастую, даже поздних 75 мм орудий М3 было недостаточно для поражения Panzer IV от модификаций G и выше в лоб корпуса.

Захват Франции Германией (5 июня — 24 июня 1940 г.)

Еще 17 февраля 1940 г. А. Гитлеру представили план нападения на Францию. После того как фюрер внес в него свои коррективы, этот документ получил одобрение у военного руководства Германии. Согласно утвержденному плану, получившему название «Болезненный удар», наступление на Францию велось тремя группами германских армий, в ходе которого мощные танковые колонны должны были прорваться через лесистые Арденны там, где союзники ожидали их меньше всего.

Французский пехотинец. Вооружение, форма и амуниция образца 1940 г. Реконструкция

После эвакуации союзных войск из Дюнкерка в распоряжении французского командования осталось 60 дивизий, из которых лишь три были бронетанковыми. Против них стояли 89 германских дивизий, 15 из которых были танковыми и моторизованными. Части люфтваффе имели в своем распоряжении около 2,5 тыс. самолетов, большинство из которых были штурмовиками. Французы едва могли рассчитывать на 980 самолетов самых различных модификаций.

Оборона французов

На начало немецкого наступления гарнизон главной оборонительной системы Франции — «линии Мажино» — состоял из 17 дивизий (2-я группа армий под командованием генерала Г. Претеля). Кроме того, еще 27 дивизий были «растянуты» по всей линии фронта, так что каждая дивизия вынуждена была оборонять участок от 12 до 14 км. Они были сведены в две группы армий: в 4-ю группу армий (под командованием генерала Ш. Юнцигера) входили 2-я армия и вновь прибывшая 4-я армия, а в расположенную слева 3-ю группу армий (под командованием генерала А. Бессона) — 6-я, 7-я и 10-я армии. На левом фланге 10-й армии находились последние оставшиеся во Франции английские соединения, одна французская пехотная дивизия и основные силы единственной, вновь сформированной, французской танковой дивизии.

Бронеколпаки с выдвижными орудиями на «линии Мажино»

Планы вермахта

План германского верховного командования на последний этап «французской кампании», получивший название «Рот», предусматривал нанесение трех ударов. Группа армий «Б» (командующий генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок), с шестью танковыми дивизиями прорывает фронт противника между Уазой и морем и продвигается в южном направлении с задачей выйти к Сене в районе Руана. Через несколько дней группа армий «А» (командующий генерал-фельдмаршал Г. фон Рундштедт), имея в своем составе четыре танковые дивизии, начинает наступление по обе стороны Ретель и прорывается вглубь Франции, имея конечной целью плато Лангр. После того как развернется наступление обеих групп, группа армий «Ц» (командующий генерал-фельдмаршал В. фон Лееб) атакует «линию Мажино» и стремится прорвать ее между городом Мец и рекой Рейн.

Основные танки Франции

На момент начала Второй мировой войны S35 являлся одним из наиболее современных и боеспособных танков французской армии, даже несмотря на то, что он был разработан фирмой Somua еще в 1934 г. Производство S35 начато в 1938 г. и продолжалось вплоть до поражения Франции в июне 1940 г. За этот период было выпущено около 427 танков этого типа, из которых около 297 единиц после поражения Франции поступили на вооружение вермахта и использовались практически до самого конца войны.

Французский средний танк S35 (Somua S35)

Стремительное наступление

5 июня группа армий «Б» начала наступление. Ее ударная сила — танковый корпус Гота сразу же глубоко вклинился в оборону противника. Французы не сумели противостоять танковому удару, и 7-я танковая дивизия генерала 3. Роммеля стала стремительно продвигаться к Сене. К 8 июня Роммель был в Руане и, воспользовавшись полнейшей растерянностью противника, повернул к морю и отрезал 51-ю английскую дивизию и значительные силы французов у Сен-Валери. Только восточнее французским войскам удалось остановить продвижение танковой группы Клейста, которая тщетно пыталась прорваться с плацдармов у Амьена и Перонна.

Войска группы армий «А» перешли в наступление 9 июня. Первой задачей был захват плацдармов на южном берегу Эны. Создав плацдарм около города Ретель, они в ночь с 9 на 10 июня навели мост и к утру переправились через реку. Здесь части вермахта встретили мощное сопротивление французов, благодаря чему многочисленные деревни и рощи стали трудно преодолимыми. Ликвидацию этих очагов сопротивления немцы отводили мотострелковым полкам, а танковые части проходили мимо, стремясь продвинуться как можно дальше на юг. Днем 10 июня французские резервы, включавшие вновь сформированную бронетанковую дивизию, контратаковали танки Гудериана, но были разбиты.

Мощь «линии Мажино»

Как показали события «французской кампании», все ранее сделанные заявления о том, что «линия Мажино» неприступна и ее укрепления способны выдержать любую атаку, оказались не более чем блефом. Основную роль в прорыве сыграли германская авиации и артиллерия, которая широко применяла дымовые снаряды. Вскоре обнаружилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий снарядов и бомб, а большое количество сооружений не было приспособлено для круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга с помощью гранат и огнеметов. В результате оборонительные сооружения «линии Мажино» были прорваны за несколько часов в результате обычного наступления немецкой пехоты практически без поддержки танков.

Солдаты переходят через мост во французскую подземную крепость на «линии Мажино». Май 1940 г.

Падение столицы

После неудачи Клейста его танковую группу перебросили в район Лаона, где она с ходу прорвала французскую оборону и, стремительно продвигаясь вперед, 11 июня вышла на Марну в районе Шато-Тьерри. На следующий день Марны в районе Шалона достигли и танки Гудериана. После этого восемь германских танковых дивизий устремились на юг по обе стороны Реймса. 14 июня была взята французская столица, хотя, как отмечали германские генералы, это был лишь небольшой эпизод великого наступления, так как сам по себе Париж не имел никакого стратегического значения. В это время танковый корпус Гота действовал уже в Нормандии и Бретани, танковая группа Клейста направлялась к плато Лангр и в долину Роны, а танковая группа Гудериана повернула на восток, в Лотарингию, чтобы атаковать «линию Мажино» с тыла. 14 июня 1-я армия, входившая в группу армий «Ц», южнее Саарбрюккена прорвала «линию Мажино».

Жители Парижа из народного ополчения пытаются противостоять продвижению немецких войск

14 июля 1940 г. немецкая армия вступила в Париж. Уже на следующий день оставшиеся в городе парижане были разбужены громкой речью, доносящейся из громкоговорителей на французском языке с сильным немецким акцентом об установлении комендантского часа и переводе часов на час вперед. Отныне французская столица начинала жить по нацистским законам и берлинскому времени. Кстати, существует история, согласно которой А. Гитлер не смог подняться на Эйфелеву башню, так как лифты были выведены из строя патриотически настроенными французами. В результате ему оставалось лишь фотографироваться на фоне башни.

После прорыва «гордости и надежды Франции» вся оборона французов рухнула, и темп наступления немецких войск был ограничен лишь отставанием пехотных соединений. 16 июня танки Клейста вошли в Дижон, а 17 июня передовые отряды Гудериана достигли швейцарской границы у Понтарлье. Окружение французских армий в Эльзасе и Лотарингии было завершено, и уже 24 июня они капитулировали. В сводке из ставки фюрера сообщалось о захвате 22 тыс. пленных, в том числе командира корпуса и трех командиров дивизий, а также двенадцати артиллерийских дивизионов и большого количества имущества и снаряжения.

Парад нацистов у Триумфальной Арки в Париже. Июль 1940 г.

Немецко-французский договор

17 июня 1940 г. во французском правительстве произошли кардинальные перемены. Пост премьер-министра от П. Рей но перешел маршалу Ф. Пете-ну. Новое правительство отказалось от предложения Великобритании заключить с ней «нерушимый союз» и сражаться до конца. В этот же день Ф. Петей обратился к правительству Германии с просьбой о перемирии. 22 июня 1940 г. в Компьенском лесу было подписано франко-германское соглашение о перемирии. Символичным стало то, что это соглашение было заключено в том же вагоне (специально доставлен из музея к месту подписания), в котором в 1918 г. правительство Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, подписало позорное для себя перемирие.

Счастливый А. Гитлер отплясывает джигу. 22 июня 1940 г.

Согласно перемирию, заключенному 22 июня 1940 г. (Второе компьенское перемирие, или Компьенское перемирие 1940 г.), Франция прекращала ведение боевых действий против Германии на всей территории страны, в своих колониях и на морях. Территория страны разделялась на две зоны: оккупированную немцами территорию, включающую в себя Северную и Юго-Западную Францию, и так называемое автономное Французское государство со столицей в городе Виши (новое правительство Франции избрало этот город в качестве своей резиденции, в связи с чем оно вошло в историю, как «Вишистское правительство»), в которое входит остальная часть Франции и ее заморские территории.

Таким образом, немцы оккупировали около 3/5 французской территории. Французская армия подлежала разоружению, хотя позже новое французское правительство Ф. Петена получило разрешение иметь небольшую армию (около 100 тыс. человек) с целью «поддержания внутреннего порядка». 24 июня 1940 г. подобное соглашение было заключено между правительствами Франции и Италии, которая к этому времени вступила в войну на стороне Германии.

Английские солдаты, взятые в плен во Франции

Итоги «французской кампании»

В ходе обороны своей территории французская армия потеряла 84 тыс. убитыми и около 1500 тыс. пленными. Потери немецкой армии доходили до 27 тыс. человек убитыми, 111 тыс. ранеными, и еще 18 тыс. пропали без вести. В результате успешно проведенной операции «Гельб» Германия избавилась от основного на тот момент своего противника. Кроме того, был получен плацдарм для действий авиации против Великобритании и возможной высадки немецкой армии на Британские острова.

Поделиться ссылкой

Авиаторы и их друзья

Оценка состояния Люфтваффе – одного из сильнейших инструментов агрессии Германии против СССР – представляет собой весьма важный элемент, как для понимания общего хода Великой Отечественной войны в целом, так и для сравнительного анализа возможностей советских ВВС, в частности.
В первую очередь, вероятно, подобную оценку можно сделать, рассмотрев итоги применения Люфтваффе в одной из крупнейших кампаний состоявшихся до нападения на СССР. Этот анализ даст нам возможность провести различие между глобальными проблемами Люфтваффе, общими для всех фронтов, и между частными проблемами имевшими место лишь в конкретной обстановке того или иного театра военных действий. Зная об этих проблемах, мы впоследствии можем достаточно четко определить как плюсы, так и минусы в состоянии советских ВВС к 22 июня 1941 года – в какой степени и как они могли воспользоваться слабыми сторонами немецкой авиации и что они могли противопоставить его сильным сторонам? Таким образом целый комплекс подобной информации поможет нам в анализе одного из кардинальных вопросов истории Великой Отечественной войны – вопроса о глобальной готовности советских ВВС к затяжной войне на истощение с Люфтваффе.

Первый захваченный Bf 109E-3; самолет приземлился во Франции 22 ноября 1939 г.
и был направлен в Centre d’Essais для проведения испытаний. (A P Bishop, ).

Вне всякого сомнения, крупнейшей воздушной кампанией Люфтваффе не только периода, предшествовавшего нападению на СССР, но и периода всей второй мировой войны, является кампания в Западной Европе в мае-июне 1940 года. Это подтверждается следующими фактами. Никогда – ни до и ни после боев на Западе в мае-июне 1940 года – немцы не использовали такую сильную и многочисленную группировку своей авиации, которая на 10 мая 1940 г. насчитывала 4050 самолетов всех типов различного назначения . Для сравнения – другая крупнейшая авиационная группировка Германии, самая сильная за время всех последующих кампаний, была выставлена против СССР к 22 июня 1941 г. и имела в своем составе 3509 самолетов всех типов .

Лучшим истребителем французских ВВС на момент нападения Германии на Францию в мае 1940 г. был Dewoitene D.520.
Французский ас adjutant Pierre Le Gloan из GC III/6 летая на нем сбил 18 немецких самолетов. .

Невиданным ранее было и сосредоточение средств борьбы на небольшом участке фронта. “Под Седаном гитлеровцы создавали 20-ти и даже 50-ти кратное превосходство над французскими войсками. Именно здесь была достигнута самая высокая в годы второй мировой войны концентрация сил и технических средств борьбы, особенно танков и авиации на узком участке фронта”, – оценивал историк Д.М.Проэктор бои во Франции .

Версия о выводе из строя французской авиации в первые часы или дни войны, была использована нацистской пропагандой еще до завершения воздушной кампании во Франции. Затем она появилась в первых послевоенных трудах немецких историков. “Французская авиация в результате беспрерывных ударов по ее основным аэродромам была уничтожена фактически еще на земле… Французские ВВС фактически были выключены из борьбы”, – писал подполковник в отставке Греффрат . Специализировавшийся на истории ВВС Георг Фойхтер утверждал то же самое: “Точно так же как и польская авиация, французские военно-воздушные силы были разгромлены на земле .

Лучший ас Люфтваффе во французской кампании 1940 г. гауптманн Wilhelm Balthasar (справа).
На хвосте Bf 109E Бальтазара отметки о 39 воздушных победах. .

Советская историческая наука практически полностью заимствовала данный тезис. Так, в коллективном труде “Начальный период войны”, вышедшем в 1974 году, приводятся данные со ссылкой на периодическое издания 1940 года (журнал “Военная мысль”) о потере французской авиацией только на земле с 11 мая по 5 июня 1940 г. включительно (без учета потерь первого дня) 1,5 тысяч самолетов . Ставка верховного главнокомандования германской армии через Германское информационное бюро сообщало из Берлина 5 июня 1940 года, что с 10 мая по 3 июня Люфтваффе был уничтожен только в воздухе 1841 самолет противника и кроме того 1600 -1700 на земле . М.Н. Кожевников указывает, говоря о периоде войны во Франции, что “французская и английская авиация не оказали должного отпора воздушному нападению немецких ВВС” . А в “Истории второй мировой войны” (по сути, единственном фундаментальном советском труде о событиях 1939-1945 гг.) – дается лишь общее соотношение людских потерь обеих стран, предворяемое тезисом: ”Боевые действия вермахта окончились победой Германии. Франция потерпела жестокое поражение” . В остающемся по сей день единственном советском труде по истории Люфтваффе Д.Д. Горбатенко (который был издан более 30 лет назад – в 1967 году), даются цифры потерь германской авиации во Франции и Норвегии – 1239 самолетов, с оговоркой автора: “Но в целом эти потери серьезно не повлияли на боеспособность Люфтваффе”. Это, однако, не мешает автору несколько позже объявить 1284 самолетов, уничтоженных в первый месяц войны с СССР, такими потерями, ”каких еще не знала германская авиация с самого начала второй мировой войны” .

Potez 63 был одним из самых массовых французских истребителей – было построено 1115 экземпляров.
Он также служил в роли легкого бомбардировщика и разведчика.
В боях было потеряно около 400 машин этого типа. .

Таким образом, до сих пор существует никем не пересматривавшийся тезис о легкой победе Люфтваффе в западном походе 1940 г., базирующийся как на утверждениях немецкой пропаганды, так и на отсутствии аналитических работ российских историков, посвященных исследованию состояния Люфтваффе к 22 июня 1941 г. и имеющий прямое отношение к объяснению причин неудач ВВС РККА в начале Великой Отечественной войны.

При подробном рассмотрении основных положений данного тезиса вырисовывается, однако, совершенно иная картина. Одними из первых, кто усомнился в соответствии реальности объявленных немцами астрономических потерь французских ВВС, были советские летчики, занимавшие высокие посты в ВВС РККА. Это очень четко проявилось, в частности, на совещании высшего руководящего состава РККА 23 – 31 декабря 1940 г., на котором обсуждались важнейшие вопросы развития Красной Армии всего лишь за полгода до начала Великой Отечественной войны. В докладе начальника Главного Управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта П.В.Рычагова “Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе” было прямо заявлено , что задача уничтожения авиации противника на аэродромах является “наиболее сложной” и ”представляет большую трудность. Большинство таких налетов будет постигать неудача” . “Основным является воздушный бой. Я не верю тем данным, которые мы имеем в печати и которые говорят о большом количестве потерь самолетов на аэродромах. Это, безусловно, неправильно. Неправильно, когда пишут, что французы на своих аэродромах теряли по 500-1000 самолетов”, – заявил генерал-лейтенант Г. П. Кравченко – командовавший ВВС Прибалтийского особого военного округа – при обсуждении доклада П.В. Рычагова .

Bf 109E в камуфлированном укрытии на полевом аэродроме во Франции.
Фотография из коллекции Ken Delve .

Практически все авторы, приводящие подобные высказывания советских военачальников на декабрьском совещании 1940 года, подвергают критике их тезисы. Так, в коллективном труде “Воздушная мощь Родины”, последнего, вплоть до сего дня касающегося истории ВВС РККА предвоенного и военного периода, расценивают это как недооценку “новых явлений и… возможностей нашего вероятного противника”. А.Хорьков в своей монографии о начале Великой Отечественной войны также указывает на “ошибочные выводы” некоторых выступавших .

Для того чтобы решить эти противоречия нужно обратиться к реальным фактам, касающейся западной кампании Люфтваффе 1940 г., что, к сожалению, не было сделано ни разу ни одним советским или российским исследователем.

Самый массовый истребитель ВВС Франции на момент германского нападения, Morane-Saulnier MS.406, не мог составить достойную конкуренцию Мессершмиту Bf 109E.
Во время воздушной войны французы потеряли в воздухе 150 самолетов этого типа. .

Реальные цифры потерь французской авиации с 10 мая по конец июня 1940 года составили 795 самолетов, из них в воздухе было потеряно 320 машин, а в авариях – 235 и лишь 240 – от ударов с воздуха на аэродромах . Эти данные полностью опровергают тезис об уничтожении французской авиации первым же ударом. Потери немецкой авиации достигли очень высокого уровня. Самый первый день военных действий стал рекордным по потерям немецкой авиации во всей второй мировой войне . Несмотря на преимущество в силах Люфтваффе потеряли за 42 дня боевых действий 2073 самолета (то есть половину от первоначального состава) и 6611 авиаторов, а 547 потерянных истребителей – свыше четверти от общего числа потерь – свидетельствовали об ожесточенных воздушных боях: эти данные приведенные исследователем из ГДР Олафом Гролером в фундаментальном труде “История воздушных войн 1910-1980 гг.“ фактически игнорировались советскими историками, хотя его работа часто упоминалась в связи с другими проблемами. По свидетельству командующего 2-ым воздушным флотом А. Кессельринга беспрерывные боевые действия уже через 16 дней “истрепали наших людей и боевую технику и снизили нашу боевую мощь до 30-50%” .

Возможно более подробно рассмотреть многие важные аспекты, но некоторые выводы уже можно сделать на основании приведенного материала. Люфтваффе несли огромные абсолютные и относительные потери в личном составе и в авиатехнике. Значительное место в списке причин немецких потерь занимали воздушные бои. Совершившая около 10000 боевых вылетов французская истребительная авиация одержала 935 воздушных побед, что соответствует доле примерно в 50% от общих потерь Люфтваффе . Значение воздушных боев проявлялось даже на протяжении ограниченных временных отрезков. Именно на советско-германском фронте после краха блицкрига в конце 1941 года этот фактор, первоначально оттесненный на задний план неблагоприятным для ВВС РККА развитием событий, не мог не стать решающим. На Западе он, проявившись в полной мере, не мог оказать решающего значения в силу кратковременности общего хода событий не зависящих от действий ВВС.

Le Touquet, Франция, лето 1940 г. Наземная команда закатывает в укрытие Bf 109E,
красный 14 из 2/JG 53. Фотография из коллекции Chris Goss. .

Важнейшими составляющими в воздушных сражениях были качество авиатехники и уровень подготовки летного состава. Автор глубоко убежден, что именно первый вопрос так и не был разработан советской историографией в силу сосредоточения усилий на внезапном нападении Германии и на ее ранних военных успехах, сделавших подобную постановку вопроса попросту излишней. Но именно в его решении и кроется ответ на причины неудач ВВС РККА уже после провала блицкрига – а достаточно ли высоким было качество новых советских истребителей, постоянно занимавших все больший процент в авиапарке ВВС РККА? Вряд ли можно объяснить все неудачи только слабой подготовкой пилотов, ведь вопрос о соответствии новой матчасти ВВС РККА требованиям времени к началу войны с Германией долгое время считался чуть ли не аксиомой. Почему же это не проявилось даже в 1942 году, когда и вопросы боевого опыта и вопросы насыщения новой техникой и ушедший в прошлое фактор внезапности перестали быть такими острыми как год назад? Ведь французские пилоты тоже не обладали значительным боевым опытом.

Таким образом, вопрос качества материальной части – истребителей РККА следует признать если не решающим, то важнейшим при ответе на вопрос о неудачах ВВС РККА в 1941-1942 гг. Очевидно, что соотношение качества французской авиационной истребительной техники с немецкой было менее разительным, чем аналогичное соотношение качества новых советских истребителей с истребителями Германии в 1941-1942 гг.

Такие выводы можно сделать из анализа боевых действий Люфтваффе на Западе в сравнении с их действиями на Востоке.

Артиллерийские тягачи и боевые машины на их базе

Артиллерийские тягачи и боевые машины на их базе

Классификация артиллерийских тягачей германской армии также имела свои особенности. Так, все полугусеничные тягачи имели индексы по сквозной системе, но в литературе их часто обозначают либо названием фирмы, либо с использованием такого важного для тягача параметра, как тяга на крюке. Поэтому тягач Sd.Kfz.9, например, больше известен под названием Famo 18-тонный. В соответствии с возрастанием тягового усилия (а соответственно, массы и размеров) немецкие полугусеничные тягачи обычно и располагаются в справочниках. При этом ни та ни другая система обозначений не совпадает с хронологией создания тягачей и принятия их на вооружение.

Машины, выпадающие из этого типового ряда, занимают место в конце списка.

После установки того или иного вида вооружения тягачи получали обычное обозначение модификации. Правда, в том случае, если подобное мероприятие производилось официально. В ряде случаев монтаж вооружения осуществлялся по инициативе воинских частей, и такие машины никаких официальных обозначений не получали.

Leichtes NSU-Kettenkrad НК-101 (Sd.Kfz.2)

Полугусеничный мотоцикл — наиболее известный немецкий многоцелевой тягач. Разработан фирмой NSU в 1940 году. Серийно производился фирмами NSU и Stoewer с 1940 по 1944 год. Изготовлено 8345 (7813) единиц.

Серийные модификации:

Sd.Kfz.2 — несущий сварной корпус. Штампованное переднее колесо в вилке мотоциклетного типа. Мотоциклетное сипенье водителя в передней части корпуса. В средней части — автомобильный двигатель, в кормовой — сиденье для двух человек.

Sd.Kfz.2/1 — Sd.Kfz.2 с оборудованием для перевозки полевого кабеля.

Sd.Kfz.2/2 — Sd.Kfz.2 с оборудованием для перевозки тяжелого полевого кабеля.

Разработанный в качестве легкого тягача для горнострелковых войск полугусеничный мотоцикл NSU быстро нашел применение во всех видах вооруженных сил Германии, где использовался для буксировки легких горных и зенитных пушек, минометов, катушек с телефонным кабелем и различного рода прицепов. Благодаря высокой проходимости по пересеченной местности, способности двигаться по традиционно плохим дорогам России, этот полугусеничный мотоцикл стал весьма популярным у солдат Восточного фронта.

В послевоенные годы машина долгое время использовалась в сельском и лесном хозяйстве и в почтовой службе в горной местности.

Полугусеничный мотоцикл NSU (Sd.Kfz.2)

Полугусеничный мотоцикл с зенитной пушкой на буксире

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУГУСЕНИЧНОГО МОТОЦИКЛА Sd.Kfz.2

БОЕВАЯ МАССА, т: 1,435.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 0,35.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 0,325.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 3000, ширина — 1000, высота —1030, дорожный просвет —230.

ТРАНСМИССИЯ: сухое однодисковое сцепление, трехскоростная коробка передач, демультипликатор, двойной дифференциал.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: переднее управляемое колесо в вилке мотоциклетного типа, подвеска пружинная, размер шины 3.50-19; гусеничный движитель каждого борта состоит из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое), подвеска индивидуальная торсионная, в каждой гусенице 40 траков с резиновыми подушками шириной 160 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 61,5.

ЗАПАС ХОДА, км: 260.

Leichter Zugkraftwagen 1t Typ 1)7 (Sd.Kfz.10)

Разрабатывался c 1934 года В 1937 году началось производство машин 6-й серии le.Zgkw. 1t Typ D6 (легкий 1-тонный тягач типа D6). Массовое производство последней модели — le.Zgkw. It Typ D7 — началось в 1939 году и продолжалось до 1944 года на заводах фирм Demag, Adler, B?ssing-NAG, Ph?nomen и Saurer. Изготовлено 14 698 тягачей (кроме того. 7326 шасси использовано для изготовления бронетранспортеров типа Sd.Kfz.250).

Серийные модификации:

Sd.Kfz. 10 — базовая модель. Ходовая часть полугусеничного типа. Открытый сверху (предусматривалась установка брезентового тента) небронированный кузов вмещал только артиллерийский расчет.

Sd.Kfz. 10/1 — leichter Gasspurkraftwagen — машина химической разведки.

Sd.Kfz.10/2 — leichter Entgiftungskraftwagen — дегазационная машина.

Sd.Kfz.10/3 — leichter Spruhkraftwagen — машина для распыления отравляющих веществ.

Sd.Kfz.10/4 — leichter Selbstfahrlafette (2 cm Flak 30)—20-мм автоматическая пушка Flak 30 за штатным щитом в кузове тягача (на машинах первых серий щит отсутствовал). Боекомплект 260 выстрелов. Боевая масса 5,5 т, экипаж 7 человек.

Sd.Kfz. 10/5 — 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38. Боекомплект 280 выстрелов. Часть машин имела броневое прикрытие кабины и двигателя. Изготовлено 610 единиц Sd.Kfz. 10/4 и Sd. Kfz. 10/5.

Вверху — зенитная самоходная установка Sd.Kfz.10/4. Внизу — легкобронировванная самоходная установка с 50-мм противотанковой пушкой на шасси 1-тонного тягача Sd.Kfz.10. Восточный фронт, район Коростеня, декабрь 1943 года

Артиллерийский тягач Sd.Kfz. 10 использовался для буксировки 37-мм противотанковых пушек Рак 35/36, 50-мм Рак 38, 75-мм легких пехотных орудий lelG 18, 150-мм тяжелых пехотных sIG 33 и 210-мм реактивных пусковых установок (так называемых «шестиствольных минометов») Nebelwerfer 42. Тягачи использовались на всех театрах военных действий, включая такие сложные в эксплуатационном отношении, как Африка и Россия.

Зенитные самоходные установки состояли на вооружении Вермахта и Люфтваффе.

На 1 марта 1945 года в строю оставалось 2255 тягачей.

Во фронтовых условиях силами воинских частей некоторое количество машин было оборудовано под установку 37-мм противотанковых пушек Рак 35/36 и 50-мм Рак 38.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.10

БОЕВАЯ МАССА, т: 3,4.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 1,5.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 1.

ЭКИПАЖ, чел.: 8.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —4750, ширина —

1840, высота — 1620, клиренс — 325.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у бронетранспортера Sd.Kfz.250.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 65.

ЗАПАС ХОДА, км: 275.

Leichter Zugkraftwagen 3t Тур HLkl 6 (Sd.Kfz.11)

Разрабатывался с 1933 года фирмой Hansa-Lloyd-Goliath. Серийно выпускался c 1936 (Typ HLkl 5) по 1944 год фирмами Hanomag, Adler, Skoda и Wanderer. Изготовлено 9028 тягачей (кроме того, 15 252 шасси использованы для производства бронетранспортеров типа 5d.Kfz.251).

Серийные модификации:

Sd.Kfz.11 — основной серийный вариант. Аналогичен по конструкции Sd.Kfz.10. В средней части кузова за водительской кабиной в специальном отсеке размещался боекомплект буксируемой артсистемы.

Sd. Kfz. 11/1 — Nebelkraftwagen — малина для постановки дымовой завесы I перевозки боеприпасов к установкам Hebelwerfer.

Sd.Kfz.11/2 — дегазационная машина.

Sd.Kfz.11/3 — mittlerer Spruhkraftwagen — машина для распыления отравляющих веществ.

Sd. Kfz. 11/4 — модернизированный вариант Sd.Kfz.11/1.

Sd.Kfz.11/5 — mittlerer Gasspurkraftwagen — машина химической разведки.

Артиллерийский 3-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.11 в частях Африканского корпуса использовался главным образом для буксировки легких 105-мм полевых гаубиц leFH 18. Северная Африка, 1942 год

Артиллерийский тягач Sd.Kfz.11 использовался главным образом для буксировки 75-мм противотанковых пушек Рак 40, 105-мм легких полевых гаубиц leFH 18 и в качестве разного рода химических машин. На 1 марта 1945 года в строю оставалось 1938 тягачей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.11

БОЕВАЯ МАССА, т: 5,625.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 1,475.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 3.

ЭКИПАЖ, чел.: 9.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —5500, ширина — 2000, высота — 2200, клиренс —320.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у бронетранспортера Sd.Kfz.251.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 53.

ЗАПАС ХОДА, км: 275.

Mittlerer Zugkraftwagen 5t Typ BN 1.8 (Sd.Kfz.6)

Разработан фирмой B?ssing-NAG. Производился фирмами B?ssing-NAG и Daimler-Benz (под обозначением DB 10) с 1939 по 1943 год. Изготовлено 3660 единиц.

Серийные модификации:

Sd.Kfz.6 — Pionierfarzeug — машина для инженерных войск.

Sd. Kfz. 6/1 — артиллерийский тягач.

Sd.kfz.6/2 — зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической зенитной пушкой Flak 36. Боевая масса 10,4 т, экипаж 7 человек, габариты: 6320x2260x2500 мм. Изготовлено 339 единиц.

Sd.Kfz.6 mit 7,62 cm FK 36(r) —76-мм трофейная советская дивизионная пушка Ф- 22 в высокой открытой сверху прямоугольной рубке. Боевая масса 10,5 т, экипаж 5 человек, габариты: 6330x2260x2980 мм, бронирование рубки 10 мм, скорость до 50 км/Н, запас хода 317 км. Силами Африканского корпуса изготовлено 9 единиц.

Артиллерийский тягач Sd.Kfz.6. Польша. 1939 ш

Пятитонные полугусеничные тягачи нашли наиболее широкое применение в частях инженерных войск.

Артиллерийский тягач Sd.Kfz.6/1 использовался в основном для буксиров- <и 105-мм легкой полевой гаубицы eFH 18.

Самоходные установки с пушкой Ф-22 — немецкое обозначение FK 36( г) — воевали в Северной Африке в составе 505-го противотанкового дивизиона 605.Panzerjager Abteilung).

На 1 марта 1945 года в частях Вермахта оставалось 757 тягачей.

Sd.Kfz.6 mit 7,62 cm FK 36(r)

Самоходная установка Sd.Kfz.6/2. В прицепе перевозились боеприпасы. Восточный фронт, лето 1943 года

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.6

БОЕВАЯ МАССА, т: 7,375.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 1,425.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 5.

ЭКИПАЖ, чел.: 9.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6020, ширина- 2200, высота — 2500, клиренс — 400.

ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, двойной

дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемый передний мост, размер шин 7.50-20, подвеска — поперечная полуэллиптическая листовая рессора; гусеничный движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое), направляющего колеса с натяжным механизмом; подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусеницы 280 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 52.

ЗАПАС ХОДА, км: 290.

Mittlerer Zugkraftwagen 8t Typ KM m 11 (Sd.Kfz.7)

Самый массовый и наиболее популярный полугусеничный тягач германской армии. Разработан фирмой Krauss-Maffei а 1934 году. Производился фирмами Krauss-Maffei, Daimler-Benz, B?ssing-NAG и Hansa-Lloyd с 1934 по 1945 год. Изготовлено 12 187 единиц.

Серийные модификации:

Sd.Kfz. 7 — артиллерийский полугусеничный тягач. Машины разных лет выпуска отличались маркой и мощностью двигателя, формой капота и крыльев.

Sd.Kfz. 7/1 — 2 cm Flakvierling 38 auf Fahrgestell Zugkraftwagen 8t — 20-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка в кузове с решетчатыми откидными бортами. Боевая масса 11,55 т, экипаж 10 человек. Боекомплект перевозился на специальном прицепе. С 1943 года кабина водителя и передняя часть двигателя защищались 8-мм броней. Изготовлено 319 единиц.

Sd.Kfz.7/2 —3,7 cm Flak 36 auf Fahrgestell Zugkraftwagen 8t —37-мм автоматическая зенитная пушка Flak 36.

Боевая масса 11,05 т, экипаж 7 человек. В остальном аналогична Sd.Kfz.7/1. Изготовлено 123 единицы.

Sd.Kfz.7/6 — вариант с бронированной кабиной и кузовом.

Тягач Sd.Kfz.7 в первую очередь использовался для буксировки 88-мм зенитных пушек Flak 18 и Flak 36 как в частях ПВО, так и в тяжелых противотанковых дивизионах Вермахта. Кроме того, тягач применялся для буксировки 150-мм тяжелых полевых гаубиц sFH 18 и трейлеров.

Использовался на всех театрах вплоть до конца Второй мировой войны. На 1 марта 1945 года в германской армии насчитывалось 3602 тягача Sd.Kfz.7.

Тягач производился по лицензии в Италии фирмой Breda. Итальянский вариант Breda-61 имел 130-сильный двигатель и правое расположение руля.

Самоходная установка с 20-мм счетверенной автоматической зенитной пушкой Sd.Kfz.7/1. Нормандия, июнь 1944 года

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.7

БОЕВАЯ МАССА, т: 9,75.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 1,8.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 8.

ЭКИПАЖ, чел.: 11.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6850, ширина — 2400, высота — 2620, клиренс — 400.

ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемый передний мост, размер шин 9.75-20, подвеска — поперечная полуэллиптическая листовая рессора; гусеничный движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое), направляющего колеса с натяжным механизмом; подвеска балансирная на полуэллиптических листовых рессорах; ширина гусеницы 360 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, кмАс 50. ЗАПАС ХОДА, км: 258.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 24; глубина брода, м —0,8.

Две самоходные полубронированные зенитные установки sd. Kfz.7/2 с 37-мм автоматическими пушками на позиции у замка Святого Ангела в Риме, 1944 год

Schwerer Zugkraftwagen 12t Тур DBs 10 (Sd.Kfz.8)

Разработан в 1932 году для Красной Армии по советскому заказу, вскоре аннулированному. Серийно производился для Вермахта с 1934 по 1945 год фирмами Daimler-Benz, Krupp и Krauss-Maffei. Изготовлено 3450 единиц

Серийные модификации:

Sd.Kfz.8— основная производственная модель, выпускавшаяся в четырех вариантах (DBs 7, DBs 8, DBs 9 и DBs 10), отличавшихся друг от друга главным образом маркой и мощностью двигателя, массой и габаритными размерами. На части машин устанавливался дизель мощностью 180 л.с.

8,8 cm Flak 18(Sf) auf Zugkraftwagen (St)— 88-мм зенитная пушка на шасси тягача Sd.Kfz.8. Полностью бронированные кабина и двигатель (толщина брони 8— 14,5 мм). Боевая масса 20 т, экипаж 9 человек. Изготовлено 10 единиц.

Тягач Sd.Kfz.8 использовался для буксировки 150-, 170- и 210-мм тяжелых артиллерийских орудий. На 1 марта 1945 года в войсках оставалось 1125 машин этого типа.

88-мм самоходные пушки принимали участие в боевых действиях в Польше и Франции в составе 8-го тяжелого противотанкового дивизиона (8. schwere Panzerj?gerabteilung).

12-тонный тягач Sd.Kfz.8 с 88-мм зенитной пушкой Flak 36

8.8 cm Flak l8(Sf) auf Zgkw. 12t

88-мм зенитная пушка на бронированном шасси тягача Sd.KfzJ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.8

БОЕВАЯ МАССА, т: 12,15.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 2,55.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 12.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина-7400, ширина — 2500, высота— 2800, клиренс —400.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемые передние колеса, размер шин 11.25-20, подвеска — полуэллиптическая поперечная листовая рессора; гусеничный движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое), направляющего колеса с натяжным механизмом, подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусеницы 400 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч; 51.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

Schwerer Zugkraftwagen 18t Typ F3 (Sd.Kfz.9)

Самый тяжелый немецкий полугусеничный тягач периода Второй мировой войны. Разрабатывался и серийно выпускался фирмой FAMO. С 1938 по 1945 год изготовлено 2727 единиц.

Серийные модификации:

Sd.Kfz.9 — полугусеничный тягач, подобный по конструкции всем предыдущим. Две основные производственные модели отличались друг от друга варкой и мощностью двигателя, а также другими незначительными деталями.

8,8 cm Flak 37 auf Zugkraftwagen 18t — 88-мм зенитная пушка на шасси тягача Sd.Kfz.9 с полностью бронированной кабиной и двигателем. Толщина брони в— 14,5 мм. Боевая масса 25 т, экипаж 9 человек. Изготовлено 15 единиц.

Sd.Kfz.9 — самый тяжелый тягач Вермахта

Для буксировки танка Tiger приходилось «запрягать» два 18-тонных тягача Sd.Kfz.9

18-тонный тягач Sd.Kfz.9 (или FAMO, как его чаще называли) в основном использовался в качестве машины для эвакуации с поля боя поврежденных танков. Для этой цели тягач, помимо лебедки, часто оснащался специальным оборудованием — сошниками, краном и т.д В начальный период войны его возможностей вполне хватало. Задача осложнилась после появления у Панцерваффе новых тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Так. для буксировки одного поврежденного «Тигра» приходилось «запрягать» три 18-тонных тягача! Кроме того, тягач использовался для буксировки трейлера грузоподъемностью 35 т и реже — артсистем крупного калибра.

На 1 марта 1945 года в Вермахте и войсках СС оставалось 1276 тягачей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.9

БОЕВАЯ МАССА, т: 15,13.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 2,87.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 18.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —8250, ширина — 2800, высота — 2850, клиренс — 440.

ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемые передние колеса, размер шин 12.75-20, подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое), направляющего колеса с натяжным механизмом, подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусеницы 440 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 260.

Schwerer Wehrmachtschlepper (sWS)

Разрабатывался с 1942 года для замены 5-тонных тягачей с учетом опыта их боевой эксплуатации. Серийно производился с декабря 1943 по март 1945 года фирмами B?ssing- NAG и Ringhoffer-Tatra. Изготовлено 825 единиц.

Серийная модификация:

полугусеничный тягач с открытой кабиной и деревянным кузовом (предусматривалось брезентовое покрытие). Подвеска опорных катков гусеничного движителя конструктивно аналогична примененной на танке «Пантера». В вариантах перевозчика боеприпасов и носителя вооружения тягач оснащался полностью бронированной низкопрофильной кабиной (толщина брони 6—15 мм). В последнем варианте машина вооружалась 37-мм зенитной пушкой Flak 43 с 8-мм щитом или 150-мм 10-ствольной реактивной пусковой установкой Nebelwerfer 41 (боекомплект — 50 фугасных гранат).

Тягачи sWS использовались на фронте с 1944 года вплоть до конца войны. Перетяжеленная и малоподвижная машина не пользовалась популярностью в воинских частях. Объем производства к тому же был невелик. На 1 марта 1945 года в войсках находилось 538 машин как бронированной, так и небронированной версии.

Подбитый полугусеничный тягач sWS. Эта машина оснащена бронированной кабиной

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА sWS

БОЕВАЯ МАССА, т: 9,5 (13,5 с бронированной кабиной). ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 4.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 8.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина —6675, ширина — 2500, высота —2830.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемые передние колеса, размер шин 270-20, подвеска — полуэллиптическая поперечная листовая рессора; гусеничный движитель каждого борта состоит из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление цевочное), направляющего колеса; подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусеницы 500 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 28.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

Raupenschlepper Ost (RSO)

Разработан в 1942 году в инициативном порядке фирмой Steyr-Daimeler- Puch AG на базе агрегатов грузового автомобиля Steyr 1500/02. Предназначался для использования преимущественно на Восточном фронте (Ost — Восток). Серийно производился фирмами Steyr, Klockner-Humbolt-Deutz/Magirus, Graf und Stift и Wanderer. C 1942 по 1945 год изготовлено 28 151 единица.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: RSO(Steyr) —легкий гусеничный грузовик-тягач с цельнометаллической двухместной обогреваемой кабиной и деревянной грузовой платформой с брезентовым верхом. Двигатель Steyr V8.

RSO(Steyr)

RSOfKHD/Magirus) — стальная кабине упрощенной формы с брезентовым верхом. Двигатель Deutz F4L514, 4-цилиндровый, дизельный, мощностью 65 л.с., рабочий объем 5322 см?.

7,5 cm Pak 40/4 auf Raupenschlepper Ost(Sf) — 75-мм противотанковая пушка Pak 40/4 на шасси тягача Ost. Низкопрофильная бронированная кабина (толщина брони 5 мм). Пушка за штатным щитом установлена в центре открытого кузова с откидными деревянными бортами. Боевая масса 5,2 т, экипаж 4 человека. Углы наведения пушки по горизонтали ±30°, по вертикали -5р…+22°. Прицел IF3. Габариты: 4570x1990x2600 мм. Изготовлено 60 единиц.

RSO mit 2 cm Flak 38 — 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 на горном лафете установлена в кузове линейного тягача. Изготовлено 12 единиц.

Легкие гусеничные тягачи RSO главным образом использовались для перевозки грузов в частях службы снабжения как на Восточном фронте, так и в Италии и Западной Европе. Довольно часто их применяли для буксировки противотанковых пушек калибра до 75 мм, легких полевых гаубиц и разного рода прицепов. Прочность и надежность этой машины сделали ее очень популярной в войсках.

Самоходные противотанковые установки на базе RSO проходили войсковые испытания на Восточном фронте в начале 1944 года в группе армий «Юг».

Самоходные зенитные установки к юнцу войны состояли на вооружении 1-го горного зенитно-артиллерийского дивизиона.

Легкий гусеничный тягач Ost со 105-мм гаубицей на прицепе

RSO(KHD/Magirus)

7,5 cm Pak auf Ost(sf)

75-мм пушка Pak 40 на шасси тягача Ost — наиболее миниатюрная противотанковая САУ германской армии периода Второй мировой войны

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА RSO

БОЕВАЯ МАССА, т: 5,2.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 1,5.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 3.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4425, ширина—1990, высота — 2530, клиренс — 550.

ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач (4+1), дифференциал, гидравлические тормоза на ведущем колесе и ленивце.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска рессорная; ширина гусеницы 340 мм, шаг трака 120 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, кмЛт: 17,2.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.— 30; ширина рва, м —1,7; глубина брода, м — 0,67.

Численность французских вооружённых сил в 1939-1940 гг.

Карл-Хайнц Фризер в своей книге Blitzkrieg-Legend пишет:
«В начале сентября 1939 года французские вооружённые силы мобилизовали в целом 6,1 млн человек. Весной 1940 года армия насчитывала около 5,5 млн (включая колониальные части). Из этого числа к началу немецкого наступления около 2,24 млн человек занимали северо-восточный фронт».
Чуть выше Фризер пишет, что на 10 мая 1940 года численность вермахта составляла около 5,4 млн человек. Получается разрыв шаблона: Франция, с населением вдвое меньше Германии, сумела выставить армию, как минимум, сравнимую с немецкой, а в начале войны даже значительно бóльшую (6,1 млн против 4,5 млн).
Однако, как всегда есть нюансы.
Про 6,1 млн Фризер ссылается на Лисса (Liß, Westfront 1939/40: Erinnerungen des Feindbearbiters im O.K.H.) и Амуру (Amouroux, “Kollabos, Helden und Verräter. Die Franzosen unter deutscher Besetzung” Der Spiegel 44, no. 20 (1990)).
Лисс на указанной 25-й странице пишет о немецкой довоенной оценке французского военного потенциала: 4 800 тыс. обученных и 1 600 тыс. необученных (включая 440 тыс. и 535 тыс. «цветных» соответственно); в военное время 2 800 тыс. в полевой армии, 1 925 тыс. в территориальных войсках, 1 200 тыс. забронированных, всего 5 925 тыс.
Амуру действительно сообщает, что мобилизовали 6 104 тыс. человек, но с примечанием «из которых 4 654 тыс. комбатантов».
Но и это примечание не окончательное. Теоретически у Франции было ок. 8,1 млн человек, подлежащих призыву, в том числе:
Проходящих службу в армии — 388 тыс. (1917-18 гг.р.)
Недавно уволенных в запас — 382 тыс. (1915-16 гг.р.)
1-й резерв — 5 310 тыс. (1899-1914 гг.р.)
2-й резерв — 2 030 тыс. (1891-98 гг.р.)
По мобилизации в вооружённые силы призвали значительно больше народу, чем действительно было нужно. В известном смысле, французские генералы повторили ошибку 1914 года, когда непродуманная мобилизация подорвала производственную и добывающую промышленность. То же самое произошло и в 1939-м. Например, есть такие данные:
Всего мобилизовано в 1939 — 5 782 тыс. человек, в т.ч.:
5 108 тыс. французов
674 тыс. прочих
Из них направлено:
На действительную службу — 2 680 тыс.
В территориальные войска — 1 640 тыс. (к концу года осталось 550 тыс., остальные направлены в промышленность)
В промышленность и т.п. — 1 460 тыс.
В марте 1940 года Гамелен сравнил текущую ситуацию по человеческим ресурсам с 1917 годом.

Мобилизованные французы Мобилизованные туземцы I. Вооружённые силы 1 марта 1917 1 марта 1940 Сев.-африк. Колониальн. Метрополия 2 910 000 2 330 000 70 000 20 000 Северная Африка — 80 000 100 000 22 000 Левант и Восток 150 000 35 000 23 000* 3 000* ВВС 40 000 150 000 — — ВМФ 180 000 180 000 2 000 — Всего 3 280 000 2 775 000 195 000 45 000 II. Территориалы Проходящие подготовку 310 000 300 000 25 000 30 000 В процессе перевозки — 25 000 В промышленности 700 000 710 000 — — В сельском хозяйстве 130 000 250 000 — — Внутренние войска 500 000 650 000 5 000 2 000 Прочие (госпитали, отпуска по болезни, дезертиры, заключённые и т.д.) 300 000 140 000 5 000 — ВВ в Северной Африке 90 000 70 000 110 000 8 000 Всего 2 030 000 2 120 000 145 000 65 000 ИТОГО 5 310 000 4 895 000 340 000 110 000* — Только Левант.
Видно, что фактически в вооружённых силах, находящихся в метрополии и бассейне Средиземного моря, имелось 3 015 тыс. человек, а также 380 тыс. проходящих подготовку и около 145 тыс. госпитализированных и отпускников по болезни.
Так что херр Фризер слегка смухлевал в своих подсчётах, которые большинство приняло за чистую монету.