Обход Украины железная дорога

Железная дорога в обход Украины

Предыстория

Власти рассматривали проект строительства железнодорожной линии Прохоровка – Журавка –Черткова – Батайск еще до переворота на Украине в феврале 2014 года. Длина ветки должна была составить 748 км. Проект был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 -2020 годы)». Работы должны были начаться в 2018 году, их оценили в 479,8 млрд рублей.

Однако после государственного переворота на Украине отношения между Москвой и Киевом обострились, и РЖД пришлось пересмотреть проект и ускориться.

Специалисты рассмотрели несколько вариантов: строительство линии Журавка – Шептуховка длиной 149 км, Кантемировка – Шепуховка (146 км) и Журавка – Миллерово (137 км). Утвердили последний проект.

Журавка – Миллерово

Строительство железнодорожной ветки Журавка – Миллерово началось в 2015 году. Железнодорожные войска вели работы одновременно на всех участках магистрали. Для строителей построили четыре временных вахтовых поселка, проложили технологические автомобильные дороги, временные электрические сети и другую инфраструктуру. Участки очистили от взрывоопасных предметов.

Сотрудники РЖД закончили строительно-монтажные работы на линии Журавка – Миллерово в августе 2017 года. Новая железная дорога длиной 137 км проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. На линии построили семь железнодорожных станций: Зайцевку, Сергеевку, Сохрановку; Кутейниково, Виноградовку, Колодези и Боченково. Первую станцию на территории Воронежской области открыли в начале августа 2017 года. «Зайцевка» появилась в сервисе «Яндекс. Карты».

Министр обороны РФ Сергей Шойгу вручил орден Жукова военным за постройку магистрали 7 августа.

В ноябре 2017 года на магистрали запустили движение грузовых поездов. Движение всех поездов запланировали перевести на железнодорожную линию в обход Украины Журавка – Миллерово до конца 2017 года.

Стоимость

Реализацию проекта оценили в 55 млрд рублей.

Проблемы при строительстве

В ноябре 2015 года жители кантемировских сел Титаревка, Осиковка и Ивановка пожаловались в администрацию Кантемировского района на разбитую автодорогу, ведущую в райцентр. Специальная комиссия определила, что техника, которая возит песок для строительства новой железнодорожной дороги, разбила 30 км дорог. Ранее, в июне 2015 года, строители «убили» техникой 4 км асфальта по дороге в Колесниковку.

Кроме того, работы затронули примерно 600 га земель района – муниципальных, фермерских и других. Работы начинались без каких-либо официальных документов – разве что фермеры писали расписку на тетрадном листе о том, что они не возражают, что на их земле будут вестись работы.

В конце июня 2016 года жители Титаревки пожаловались журналистам, что задыхаются от пыли из-за огромного потока машин, привозящих песок для строительства ветки железной дороги в обход Украины. За полчаса по дороге мимо Титаревки, поднимая пыль, проезжает около 40 грузовиков». Жители волновались и за будущий урожай: в огородах почернела картошка и пожелтели огурцы.

Через год, в конце июня 2017 года, многотонные фуры разбили дорогу, соединяющую три села в Богучарском районе – Плесновку, Лебединку и Новоникольское. Большегрузы перевозили сваи, бетон, щебень и другие материалы для строительства железной дороги в обход Украины. Спустя пару недель жители поселка Кузнецовский Кантемировского района вышли на центральную улицу, чтобы преградить путь грузовым машинам. Грузовики со щебнем разбивали единственную асфальтированную дорогу в поселке.

Ценные находки

В 2016 году участком строительства магистрали в Богучарском районе заинтересовалась группа археологов Санкт-Петербургского института материальной культуры Российской академии наук. Специалисты вскрыли курган недалеко от села Лебединка.

По словам начальника экспедиции Романа Филиппенко, это второй этап «спасательных раскопок» памятников археологии, оказавшихся в зоне строительства железной дороги. Первый этап прошел с октября по декабрь 2015 года. Находки отнесли к периоду поздней бронзы – это вторая половина второго тысячелетия до нашей эры, время племен срубной культуры.

Цель проекта

Участок станет частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего центральную Россию с Черноморским побережьем. По проекту, максимальная скорость движения пассажирских поездов составит 140 км/ч, грузовых – до 90 км/ч. Загрузка направления в летний период составит до 190 поездов в сутки, большая часть которых – пассажирские поезда дальнего следования.

Цель проекта – развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении Центр – Юг, увеличение пропускной способности и обеспечение транспортной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, минуя территорию Украины.

Строительство новых железных дорог в России

Строительство новых железных дорог в России позволит осуществить продуктивную модернизацию и скорейшее экономическое развитие страны. Для этого в 2000 году была разработана и утверждена Стратегия развития Российских жд, рассчитанная до 2030 года.

Стратегические планы страны по прокладке железных дорог

Половина срока прошло. Что ждет железнодорожную отрасль в оставшиеся годы, как повлияет на осуществление задуманного экономическая ситуация и чего ждать от плана реализации в дальнейшем, думают в Правительстве и в отраслевых подразделениях жд.

Нужно сказать, что до сегодняшнего дня условия продвижения плана Стратегии всегда были сложны. Кризисы, экономические трудности не способствовали быстрому росту общей протяженности жд полотна в России. Если к 1992 году общая длина стальных путей составляла 87 тыс. км, то за следующие 15 лет в результате строительства новых железных дорог общегосударственная сеть увеличилась всего на 9 тыс. км.

Железнодорожные скоростные линии

Но зато Россия занимает второе место в мире (после Китая) по электрофицированнию жд полотен. Экологичные и дешевые электрички позволяют сокращать затраты и перевозить огромное количество если не грузов, то пассажиров. Электрифицированные пути в нашей стране на сегодня составляют 43 тыс. км.

Целевой вариант Стратегии предусматривает к 2030 году:

    • проложить 20,7 тыс. км жд;
    • обновить 23 тыс. локомотивов;
    • поставить 1 млн. грузовых вагонов;
    • пустить более 23 тыс. пассажирских вагона;
    • увеличить мотор-вагонный подвижной состав на 24, 5 тыс. ед.

Планы колоссальные. Особенно важным является строительство железной дороги на юге, на Дальнем Востоке и в Сибири. Тесные дружественные отношения с Китаем и ослабление партнерства с Европой привели к тому, что сегодня подписан российско-китайский договор о 10 миллиардных инвестициях Поднебесной в строительство скоростной железной дороги между Москвой и Пекином.

Стороны также подписали соглашение, по которому к 2018 году (к ЧМ по футболу) построят 770 километровый участок, соединяющий Москву и Казань. Причем максимальная скорость поездов достигнет 400 км/ч.

К 2030 году общероссийская скоростная линия жд составит 5 тыс. км.

Строительство жд в обход Украины

Учитывая, что железнодорожная ветка между Ростовской и Воронежской областями дважды пересекала российско-украинскую границу, было решено начать строительство жд в обход Украины. Для этого задействовали железнодорожные войска, которые, по словам генерал-лейтенанта О. Косенка, начальника ГУЖВВС РФ опережают график на 20, а на отдельных участках даже на 40 %.

4 батальона механизации из 3-х военных округов (900 военных и больше 350 единиц техники) прокладывают участок протяженностью в 20 км. Такая оперативность позволит сдать полотно раньше запланированного на 2018 г, срока. А это особенно важно в связи с ухудшившимися с Украиной отношением и военными действий на востоке соседней державы.

Железнодорожная ветка Миллерово-Журавка позволит ездить из Ростова в Воронеж только по безопасной российской территории

Железнодорожные ветки севера

Как известно, наши Север и Восток богаты полезными ископаемыми. Для удешевления перевозок добытого, в ноябре 2011 года проложили магистраль от Томмота до Якутска. А другой проект – строительство жд моста через Надым, осуществляет «Мосстрой -12» с помощью немецких инженеров компании DB International. Это позволит быстрее и дешевле реализовывать проекты по обеспечению России минералами и сырьем.

Кстати, Стратегия предусматривает строительство жд путей к местам, где еще только осваиваются новые месторождения полезных ископаемых. Более того, подвижный состав и постройка жд инфраструктуры должны осуществляться лишь на отечественных предприятиях. Это поможет решить проблему занятности населения.

В национальных интересах нашей страны Стратегический план развития жд сети России предусматривает недопущение технологической и научно-технической зависимости от иностранных источников. Для этого проводятся всесторонние фундаментальные и прикладные исследования силами российских специалистов.

Железная дорога в обход Украины построена. Как Россия будет нас огибать

Сегодня, 20 сентября, Россия объявила о том, что строительство железнодорожного участка в обход Украины завершено и по нему уже пошли первые грузовые составы.

«Страна» выяснила, что известно об этом проекте, и какое значение пуск обходной магистрали будет иметь для Украины.

Из истории вопроса

Двухпутную электрифицированную железнодорожную линию начали строить на участке Журавка — Миллерово после того как в 2014 году между Россией и Украиной разгорелся вооруженный конфликт на Донбассе.

Во времена СССР главная железнодорожная магистраль, соединяющая центр России с южными районами РСФСР проходила через территорию Украины. Одна из ниток магистрали шла через Харьков (сейчас она не используется — ред.), вторая проходила вдоль границы между Россией и Украиной, частично заходя на территорию Луганской области.

Доходило и до небольших несуразностей. Так, например станция Матвеев Курган, располагалась в Ростовской области России, но тем не менее входила она в состав украинской Донецкой железной дороги. Понятное дело, что на такие мелочи во времена единого государства никто не обращал внимания.

Был и другой путь из центра России на юг республики. Но он проходил через Волгоград, был длиннее, и поездка для пассажиров по этому маршруту, например из Москвы до Адлера становилась на 12 часов дольше.

Кто и как построил обходную трассу

После начала конфликта на Донбассе, в России рассматривали несколько вариантов обходной железки. В итоге из всех был выбран самый короткий и экономичный. Маршрут начинается на станции Журавка Воронежской области и идет до станции Миллерово в Ростовской области.

2016 год. Архивные кадры. Вот так строили трассу в обход Украины, видео: ГТРК Дон-ТР

Распоряжение правительства РФ о строительстве обходной трассы, было подписано осенью 2015 года, хотя поготовительные работы начались еще в 2014. Любопытная деталь, на момент подписания официального документа проект трассы еще не был готов.

Строительство вели структуры РЖД и железнодорожные войска России. Участие военных, конечно же, помогло существенно снизить издержки строительства. Военные железнодорожники отсыпали земляное полотно и выполнили монтаж вспомогательных объектов, а гражданские специалисты занимались непосредственно укладкой шпал, рельсов и вопросами энергообеспечения дороги.

Во сколько России обошлась новая дорога

По открытым данным, на строительство обходной дороги из федерального бюджета России ушло 56,6 миллиардов рублей (это немногим меньше $1 миллиарда — Прим.Ред.). Однако не сообщается, вошли ли в эту сумму затраты из бюджета Министерства обороны.

Новую трассу планировали сдать в 2018 году. Но график опередили на год.

И вот какой участок построили.

Фото: rg.ru

Что было построено

Как сообщает официальный сайт РЖД, при строительстве обходной магистрали было сооружено 98 объектов искусственных сооружений, в их числе: 5 железнодорожных мостов, включая мост через реку Калитва длиной 158 м, 1 виадук, 4 автодорожных путепровода, 2 скотопрогона, 20 железнодорожных путепроводов для проезда сельхозтехники, 66 водопропускных труб.

Для электрификации участка потребовалась реконструкция двух тяговых подстанций (Журавка и Старая Станица), а также строительство трех новых тяговых подстанций (Сергеевка, Кутейниково и Колодези). Кроме того, были проложены 318 км линий электропередач.

Для сокращения сроков строительства работы были развернуты одновременно на всех участках магистрали. Было построено 4 временных вахтовых поселка для строителей, проложены технологические автомобильные дороги, временные электрические сети и другая инфраструктура.

ТТХ магистрали

Магистраль Журавка – Миллерово длиной 137 км, проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. Она стала частью скоростного железнодорожного коридора, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем. Максимальная скорость движения пассажирских поездов составит здесь 140 км/ч, грузовых – до 90 км/ч. Загрузка направления в летний период составит до 190 поездов в сутки, большая часть которых – пассажирские поезда дальнего следования.

Новая железная дорога проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. Цель проекта – развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении «Центр – Юг России», увеличение ее пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, минуя территорию Украины.

Кто проехал первым

По новой дороге Россия первыми запустила грузовые поезда. Они перевезли зерно, железорудное сырьем и строительные материалы. Однако, как признают в ОАО «Российские железные дороги», сейчас речь идет лишь о тестовых испытаниях нового транспортного участка.

«Тестовая эксплуатация позволит проверить готовность железнодорожной инфраструктуры, работу систем управления движением, а также подготовить локомотивные бригады», — заявили в пресс-службе РЖД.

Когда запустят пассажирские поезда

Точной даты нет. В «РЖД», 20 сентября, пообещали лишь, что «о дате запуска движения по линии пассажирских поездов ОАО «РЖД» сообщит дополнительно».

Последствия для Украины

Экономисты, политики и эксперты называют разные цифры потерь для Украины. Если некоторые украинские политики озвучили сумму убытков от обходной трассы в $1,6 миллиарда в год, то экономисты называют другие цифры. Они находятся в пределах $200 — 300 миллионов.

Ранее «Страна» сообщала, что Омелян рассказал, что в «Укрзализныце» крадут со скоростью 15 миллиардов в год.

flackelf

1. Шестое сентября. Середина дня, получасовая стоянка скорого фирменного поезда СПб — Новороссийск на станции Подгоренская, что немного севернее более крупной и известной станции под названием Россошь.
Это юг Воронежской области. Насколько я понял, долгую стоянку в Подгоренской для некоторых южных поездов на воронежском ходу, стали практиковать из-за того, что в Россоши, где как правило останавливаются ВСЕ, поезда просто физически не помещаются. А на самом деле тут, в Подгоренской — Россоши, из-за «смерти» курского хода сформировался важный пересадочный узел для жителей Белгородской и Курской областей, желающих поехать поездом на наши российские «юга». От города Павловск, что на трассе М-4, через эти места, в сторону Белгорода проходит автодорога 14К-1 (Белгород — Павловск).

2. Тут был пешеходный мостик, которые я очень люблю и я сделал с него несколько снимков.
В глубине виден Подгоренский цементный завод «ЕВРОЦЕМЕНТ групп», который по всей видимости является местным градообразующим предприятием.

3. Вид на северо-запад. Видны меловые горы, характерные для среднего Дона.

4. Подгоренский — посёлок городского типа, административный центр Подгоренского района Воронежской области России.
Население 6136 жителей.

5. Ну с мостика выглядит довольно неплохо.

6. Местный вокзал дореволюционной постройки.

7. И Привокзальная площадь.


9. Местное пригородное расписание. Пригородные поезда думаю важны в этой части Воронежской области, потому что железная дорога не дублируется автомобильной в непосредственной близости. Федеральная трасса «Дон» М-4 в этих местах проходит значительно восточнее и за рекой Дон.
10. Обратил конечно же внимание и вот на это. Это спецпредложение для Жителей Белгорода и области. Курская тоже думаю актуальна, ведь им теперь надо объезжать громадный «украинский выступ» вдающийся в территорию России, чтобы попасть на юг.
11. А это расписание, которое дает ясное представление о том, насколько же загружен воронежский магистральный ход.
Сдуреть можно!
Поездов много идёт за нами и перед нами, а ещё грузовые. Едем очень медленно. Надо расширять воронежский ход, особенно участок Лиски — Ростов на Дону.
12. Этот ЭП1М-406, 2007 года выпуска и приписанный к депо Кавказская, тянет нас от станции Мичуринск-Уральский до самого Новороссийска.
13. Без остановки на юг, в сторону Россоши проходит какой-то пассажирский поезд.
14. Отправились.
Казалось бы мелочь, но обратите внимание на состояние дороги. А это самая что ни на есть настоящая глубинка — удаленный юг Воронежской области.
15. Ну вот и ставшая известной, благодаря обходу Украины, станция Журавка. Тут появилась новая контактная сеть.
16. 120-ти километровая новая дорога, построенная за два с половиной года, начинается тут.
17. Старая дорога уходит в сторону Чертково. Там, всего в семи километрах, вне главного хода оказалась станция и крупный населенный пункт Кантемировка.
Кажется с одного пути снята контактная сеть.
18. Скорость несколько снизилась, примерно до 60 километров в час. Видимо верхнее строение пути еще не устоялось, поэтому есть ограничение.
Идем по новой магистрали построенной в абсолютно чистом поле. Линии ЛЭП тоже совершенно новые.
Что сказать, построен участок капитально и на совесть, все выглядит по самым современным стандартам.
19. Длинная эстакада над низиной. Рельеф надо сказать тут не самый простой, не как у нас на северо-западе.
Дорога то поднимается на насыпь, то спускается в выкопанную выемку в грунте.
20. Какая-то из станций, а их тут кажется всего две — Зайцевка и Кутейниково.
Характерная деталь — все станции в отличие от старых, полностью и тщательно огорожены.

22. Новая тяговая подстанция.

26. Несмотря на то, что построен жд обход Чертково, и дорога проходит в 25 километрах от границы, продолжают приходить вот такие издевательские СМСки.
Приглашают даже в посольство в Киеве, которое регулярно подвергается нападениям нацистов.
27. Предлагают подключиться к «дешевому» интернету от неньки. Главное, что «доплат никаких».
28. Ну вот, прямо из поезда можно позвонить, поинтересоваться насчет программы переселения соотечественников.
29
30. Ближе к южному участку скорость несколько выросла.
31. А вот и самое интересное. Это на южном примыкании к старой дороге, что чуть севернее Миллерово.
На старой дороге стоит «тройник» ВЛ80С с грузовым поездом. Неужели только от Чертково ходят такие тяжелые поезда? Значит старый участок жив и пока не разобран.
32. Еще один состав на старой дороге. Это станция Боченково.
33. И еще один «тройник» ВЛ80С.

35. Довольно крупный вокзал станции Глубокая, что южнее Миллерово.
Итак только от Москвы до Ростова мы ехали ровно сутки. При этом наш поезд фирменный, с недешевыми билетами.
А как быстро ходили поезда на юг до событий 2014 года? Имею в виду из Москвы и Питера на Кавказ. Как это выглядело 20 или например 35 лет назад, когда у нас был ход через Харьков и Донбасс?
Может кто-то помнит.
Еще несколько фотографий, сделанных тогда из поезда СПб — Новороссийск.
36. Это еще у нас, на Октябрьской дороге. Сутки назад.
37. Тут крайняя точка питерской электрички на московском направлении.
38. И потрясающе красивый вокзал от Николаевской железной дороги. Постройка середины XIX века.
39. От Питера 163 километра.
40. Есть.такая большая тупиковая станция на воронежском ходе — Мичуринск-Уральский (бывший город Козлов). Первый поезд она приняла аж в 1867 году. Так вот, где-то половина поездов на юг и на Саратов, заезжают сюда, чтобы постоять добрых минут 40-35 и при этом сменить направление, хотя объехать по другой ветке возможность есть. Есть наверное в этом какой то скрытый смысл.
Мы вот были в последнем вагоне, стали в первом. Прицепили ЭП1М-406 депо Кавказская. Этот уже будет тянуть до самого Черного моря.
В сторону Тамбова отправляется пассажирский под ТЭП70БС.
41. Голубой ЭП1М, который притащил нас от Рязани II, стоит в тупике.
42. Вот тут видна наша проводница. Довольно интересная интересная проводница попалась в этот раз, запомнила всех пассажиров по имени и именно так ко всем обращалась.
Очень ко всем доброжелательна и настоящая хозяйка вагона. Сам состав формирования Северо-Кавказской дороги, новороссийский.
43. Ради интереса сходил в ресторан. Цены там конечно очень высокие, но чашка американо стоит еще терпимо — 105 рублей.
44. Новый вагон-ресторан от Тверского завода. Народа почти нет.

46. Прохожу через новый купейный вагон. Классная РЖДшная дорожка на полу.
47. На станции Воронеж-Южный (Придача), столкнулись с идиотской оптимизацией.
Поступила команда и из вагонов в голове поезда стали выпускать на улицу только в одном вагоне из трех. В результате стала создаваться толчея из желающих выйти, покурить и сесть в поезд. А в хвостовых вагонах такого нет. Мы то ведь в Мичуринске оказались в голове поезда.
Это кто же такое придумал то?
48. Маршрутки на Придаче. Кажется раньше тут транспорта не было.
49. Красивый вокзал.
50. Громадная станция Лиски.
Место сверху по прежнему пустое, нет желающих ехать за такие деньги на верхних полках. Они почти все в вагоне не заняты.
Они так и остались незанятыми до самого конца.
Ну а пока, что я рассматриваю имеющееся дополнительное жизненное пространство, как своего рода компенсацию за достаточно дорогой билет.

52. Красивая долина Дона у Лисок.

54. Меловые откосы.

Tags: РЖД

Железнодорожный обход Украины отсекает её от «Нового шёлкового пути»

В понедельник случилось давно ожидаемое событие: все грузовые и пассажирские поезда «Российской железной дороги», следующие в направлении Москва – Ростов-на-Дону и обратно, пошли в обход Украины по новой железнодорожной линии «Журавка – Миллерово» длиной в 137 километров. Эта дорога проложена по территории Воронежской и Ростовской областей на удалении 25 километров от украинской границы. Раньше российские поезда её дважды пересекали, проходя транзитом через короткий перегон «Гартмашевка – Зориновка» в Луганской области.


Киевские эксперты не оценили всех потерь
Движение по новой магистрали открыли ещё ранней осенью. В сентябре по ней пустили грузовые составы. В тот памятный день министр обороны Сергей Шойгу вручил 39-й бригаде железнодорожных войск, выполнившей основные работы на строительстве дороги, орден Жукова. Теперь магистраль окончательно введена в режим полноценной эксплуатации. По ней ежедневно идут 120 пассажирских и 30 грузовых поездов.
Комментируя событие, российские СМИ отметили, что построенная в обход Украины железная дорога «усилит независимость России и обеспечит безопасность перевозок». Кроме того, ожидается экономия на оплате украинского транзита и обслуживании перегона «Гартмашевка – Зориновка», взятого Россией в начале 1990-х годов в аренду на 49 лет. Это более $100 миллионов в год.
«Тю, – сказали украинские аналитики, больше похожие на пособников киевского режима, чем на ответственных экспертов, – этот перегон давно находится в зачахшем состоянии». Потом признали, что «потеря даже небольшого объема оплаты за транзит, а это около 70 млн. долларов, конечно, нежелательна».
Общее мнение киевского экспертного сообщества в интервью Deutsche Welle выразил руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «До начала российско-украинского конфликта здесь перевозили уголь, добытый в Донбассе и Ростовской области, – пояснил аналитик. – С 2014 года грузовое движение здесь резко сократилось, но некоторые предприниматели продолжали перевозки. Участок не был самым главным, его специфика была в том, что грузы частично шли по территории Украины, а теперь россияне будут ее объезжать».
Одним словом, «а нам и не жалко». Это внешнее безразличие, возможно, навеяно общим, достаточно плачевным, состоянием украинских дорог, объединённых под управлением главного государственного железнодорожного оператора – «Укрзализныцы». По официальным данным, сегодня 27 процентов от общей протяженности магистральных путей Украины эксплуатируется с просроченным капитальным ремонтом.
Неприглядную картину дополняет острая нехватка железнодорожной техники и её плохое состояние. «Укрзализныця» признаёт, например, что изношенность парка магистральных электровозов и тепловозов, электро- и дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов превышает 80 процентов.

На этом безрадостном фоне потерю дохода с короткого периферийного перегона можно, как сказал Охрименко, не считать «огромной трагедией». Меж тем, на сайте министерства инфраструктуры Украины сообщается, что железнодорожный транспорт обеспечивает в стране 82 процента грузовых перевозок и до 50 процентов – пассажирских.
В свете этих данных видно, какую важную роль в экономике Украины играет «Укрзализныця». При этом своё будущее компания связывает с обслуживанием транзитных грузов из Азии в Европу и обратно. Оптимизм украинских железнодорожников вызван китайским проектом «Нового шёлкового пути». Потому что другие направления пока разочаровывают.
В постмайданный период транзитные грузовые перевозки через Украину резко снизились. Например, в прошлом году по территории страны проследовало транзитом на 30 процентов грузов меньше, чем в 2015-м. Экс-министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко оценил потери от сокращения транзита почти в 2 млрд. долларов.
Россия продлит магистраль вдоль украинской границы
Киев рассматривает свои планы на участие в «Новом шёлковом пути», как своеобразную компенсацию за потери, допущенные на российском направлении. Впрочем, на пути этих планов как минимум два препятствия. Одно из них – отношение к Украине самих китайцев. На днях в Киеве побывала делегация из Пекина, возглавляемая вице-премьером страны Ма Каем.
В местных СМИ стали взахлёб обсуждать перспективы украинского участия в китайских транзитных проектах. Рисовали транспортные коридоры, по которым товары из Поднебесной могут проследовать через Украину в Европу. Только вот Ма Кай приехал совсем по другому поводу – за деньгами.
Несколько лет назад Пекин оформил кредит в размере 3,6 миллиарда долларов в счет поставок украинского зерна. Межправительственным соглашением предусматривалось, что Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) в оплату кредита передаст Китаю более трёх миллионов тонн зерна (в том числе – 1,1 млн. тонн кукурузы, 1 млн. тонн пшеницы и около 1 млн. тонн ячменя).
Половину согласованного объёма зерна украинская сторона должна была отгрузить до конца октября 2014 года, остальную часть – через месяц. Осторожные китайцы перечислили украинцам только первый транш в 1,6 млрд. долларов. И были правы. К ноябрю Украина поставила Китаю только 65 тысяч тонн кукурузы и больше зерновыми поставками не заморачивалась.
У правительства Арсения Яценюка возникла другая тема. Оно ликвидировало ГПЗКУ и забрало на свой счёт находящиеся у него средства. В этих условиях китайцы не стали проплачивать второй транш кредита и потребовали назад остатки первого транша. Сменивший Яценюка во главе правительства Владимир Гройсман долг Украины перед Китаем признал, но объяснил китайским партнёрам, что возврат кредита «не входит в приоритетные вопросы руководства страны». Сегодня приоритет киевской власти «война с российским агрессором».
Китайцев объяснение Гройсмана не устроило. Они отправили в Киев вице-премьера Ма Кая, чтобы решить возникший спор в досудебном порядке. Не получилось. Теперь стало известно, что Китай направил в Лондонский международный арбитражный суд иск против Украины. Пекин хочет получить свои деньги обратно, плюс 6 процентов в год от суммы транша за пользование чужими деньгами и судебные издержки.

После такого скандала Украина вряд ли может рассчитывать на статус надёжного партнёра в китайских транзитных проектах. Тем более, что восточные транспортные коридоры для неё, похоже, совсем закрываются. РЖД объявила о своих перспективных планах на этом направлении.
Планируется продолжить строительство дороги от станции Журавка до Прохоровки, то есть, создать вдоль украинской границы отсекающую рокаду. Больше того, к 2025 году вдоль восточной границы Украины будет создана скоростная железнодорожная магистраль (направление Воронеж – Лиски – Ростов-на-Дону). Она соединит Центральную часть России с её Черноморским побережьем.
Похожий проект рисовали в своём воображении украинские СМИ. Им виделась транспортировка китайских грузов в обход России по так называемому Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Его украинцы романтически называли «Шелковый ветер».
Романтику увидели в двойной морской перевалке (через Каспий и Чёрное море) китайских грузов на маршруте Китай – Казахстан – Азербайджан – морские порты Грузии. Далее, по мысли киевских романтиков, грузы должны идти на Украину, а из неё через Беларусь в литовский порт Клайпеда на Балтике.
Серьёзные эксперты изначально усомнились в реалистичности такого маршрута ввиду дороговизны морской перевалки. Теперь к этому добавились ненадёжность Украины, как торгового партнёра, и конкурентные планы России с вариантами её транспортных маршрутов. Они заставили Киев нервничать.
Министр инфраструктуры страны Украины Владимир Омелян в эфире телеканала «112. Украина» заявил, что «Укрзализныця» с 2018 года может прекратить железнодорожное сообщение с Россией. Окончательное решение пока не принято. Вопрос прорабатывает государственный оператор железных дорог Украины – «Укрзализныця».
Министр прямо связал возможное сокращение сообщения с Россией с пуском железной дороги в обход Украины. Эта не первая подобная угроза. Комментаторы напомнили, что в мае нынешнего года Киев уже объявлял о прекращении железнодорожного сообщения с 1 июля из-за пассажирских перевозок России в зоне пресловутой Антитеррористической операции.
Гнев Киева вызвала электричка Таганрог – Донецк, «нарушающая суверенитет и территориальную целостность Украины». Потом посчитали пассажиропоток в Россию, денежные переводы украинских рабочих своим семьям на Украину и тихо замолчали тему вплоть до пуска новой приграничной магистрали.
Скорее всего, нынешние угрозы тоже останутся без последствий. Как ни крути, а прекращение сообщения с Россией превратит Украину в железнодорожный тупик Европы. Тупик этот окажется транспортным, экономическим, политическим и в чём-то моральным. Не случайно министр Омелян окончательное решение переложил на «Укрзализныцю». В кабинетах киевской власти пока не готовы взять на себя ответственность за полный транспортный разрыв с Россией.