О фаине раневской

Актриса, потрясающе сыгравшая десятки ролей, ставшая автором афоризмов, и так удачно озвучившая Фрёкен Бок из «Карлсона» умерла на 88-м году жизни 19 июля 1984 г. Инфаркт, случившийся незадолго до этого, ослабил сердце Фаины Раневской, и оно не смогло справиться с последствиями тяжелой пневмонии.

Дата и причина смерти

Практически до самой смерти Фаина Раневская выступала на сцене. Свой последний спектакль она сыграла за несколько месяцев до гибели, в 1983 году. Только болезнь, сопровождавшаяся постоянными болями, вынудила актрису завершить профессиональную карьеру. Точная дата смерти актрисы неизвестна, в разных источниках упоминаются несколько вариантов: 19, 20 июля или 20 июня 1984 г.

Причиной смерти Фаины Раневской стала остановка ослабленного инфарктом сердца, которое не смогло справиться с нагрузкой, возникшей в результате пневмонии. До своего 88-летия Народная артистка не дожила чуть более месяца.

Где похоронена

Рисунок 1. Могила Раневской на Донском кладбище

Фаина Раневская похоронена на Донском кладбище

Могила Фаины Раневской находится на четвёртом участке московского Нового Донского кладбища. В этом же месте за 21 год до смерти Раневской была похоронена старшая сестра актрисы, красавица Белла. Спустя несколько лет после гибели установлен один мемориальный камень.

Краткая биография

Фанни Гиршевна Фельдман (Фаина Георгиевна Раневская) родилась 27 августа 1896 г. в Таганроге, в еврейской семье. Ее отец был фабрикантом, мануфактурщиком, владел домами, магазинами и мельницами. С детства Фанни увлекалась театром. Ее считают одной из величайших актрис ХХ века, хотя большинство сыгранных ее ролей были второго плана.

Детство, юность, учеба

Рисунок 2. Фаина и Белла

Кроме маленькой Фанни родители воспитывали ещё четверых детей: сестру Изабеллу и троих братьев, один из которых умер младенцем. По воспоминаниям актрисы, называть её детство счастливым было нельзя: неприятная внешность и заикание доставляли колоссальные проблемы, как в семье, так и в гимназии.

Именно из-за этого вскоре девочка перестала ходить в школу и упросила родителей, организовать домашнее обучение. Так маленькая Фаина Раневская научилась не только читать, но и выучила несколько иностранных языков и овладела фортепиано.

Увиденная в 13-летнем возрасте постановка «Вишнёвого сада» настолько впечатлила девочку, что она экстерном сдала экзамены и решила ехать в Москву, учиться в театральном. Из-за этого решения произошел серьёзный разлад с отцом, общение с которым прекратилось на многие годы.

В столицу девушка приехала практически без денег. Мать тайком от отца смогла выделить ей небольшую сумму, которой едва хватило на оплату комнаты. Поступить в училище не получилось, оплачивать частные курсы Фанни не могла. Только благодаря знакомству с актрисой Гельцер, удалось устроиться работать в летний театр.

В 1917 г. родители Фанни эмигрировали из страны, а ей удалось поступить на службу в московский Театр актёра, с которого начался новый этап жизни, насыщенной работой с небольшими, но значимыми для неё ролями. Псевдоним «Раневская» она взяла из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сама говорила, что между нею и героиней пьесы есть что-то общее, но далеко не все.

Популярность

Рисунок 3. К/ф «Золушка»

Всеобщее признание Раневская получила еще в довоенное время. Выступая на сцене Театра Красной Армии, стала ведущей актрисой. На момент начала ВОВ работала в Театре Драмы. Труппа колесила по линии фронта с постановкой «Молодая гвардия».

На протяжении своей творческой биографии Фаина Георгиевна неоднократно удостаивалась государственных наград:

  • Трижды становилась лауреатом сталинской премии;
  • Заслужила звание Народной и Заслуженной артистки РСФСР;
  • Стала Народной артисткой СССР;
  • Имеет много других наград и медалей.

В театре самыми выдающимися у нее были роли Люси Купер в спектакле «Дальше – тишина» и миссис Этель Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж».

В кино Фаина Раневская снималась нечасто. Она предпочитала театр кинематографу, поэтому фильмография ее не так уж велика. Зато практически каждая роль – шедевр.

Друзья, знакомые

Несмотря на тяжёлый, вспыльчивый характер у Фаины Раневской было много друзей и знакомых. Хорошие отношения с некоторыми из них поддерживались на протяжении всей жизни, начиная с «довоенной» эпохи. В числе ее добрых знакомых были:

  • актёр и эстрадный артист Л. Утёсов;
  • актриса Е. Абдулова;
  • актриса А. Ревельс (жена Утёсова);
  • Анна Ахматова;
  • театральный актёр и режиссёр С. Михоэлс.

В юности, ещё до Октябрьской Революции познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Качаловым. В последнего была влюблена.

Рисунок 4. С сигаретой Фаина Георгиевна не расставалась на протяжении всей жизни

О личной жизни Фаина Георгиевна практически не распространялась. Хотя она и была замужем, рассказывать об этом она не желала даже друзьям и коллегам. «Предназначение женщины – создать семью. У меня не получилось». Так она отвечала на все вопросы на эту тему.

Единственным верным другом и спутником, оставшимся с ней до последних дней жизни, стала дворняжка, подобранная на улице – пёс по кличке «Мальчик».

В своих высказываниях актриса часто использовала нецензурную лексику, например, о любви говорила: «Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая».

Фильмография

Хотя фильмография Фаины Раневской не впечатляет количеством ролей, многие из них исполнены с такой самоотдачей и мастерством, что выводят её, актрису второго плана, на один уровень с исполнителями главных героев.

В качестве примера можно взять хотя бы вспыльчивую Лялю из «Подкидыша» (1939). Фраза «Муля, не нервируя меня» до сих пор остаётся крылатой, а авторство неоднократно оспаривается участниками съёмок.

Послевоенная картина Весна» (1947), в которой Раневская сыграла экономку Маргариту Львовну (главные роли исполнили Любовь Орлова и Николай Черкасов), стала самой кассовой на то время.

Из всех своих работ Фаина Раневская часто называла самой удачной Мачеху в «Золушке» (1947). Цензоры объясняют это тем, что тёплые отношения со сценаристом Е. Шварцем позволили актрисе неоднократно использовать в съёмках свои незабвенные афоризмы.

Современным детям творчество Фаины Раневской может быть знакомо по работе в озвучивании мультипликационных фильмов:

  • «Сказка о царе Салтане» – Бабариха (1943);
  • «Карлсон вернулся» – Фрёкен Бок (1970).

Фаина Георгиевна Раневская осталась в истории русской культуры, как источник неподражаемых афоризмов и шуток. Хотя её творческая биография и строилась достаточно тяжело, как она сама часто говорила: «из ста процентов я использовала только один», в работу на сцене и перед объективами кинокамер она вкладывала всю душу и огромный талант. Не зря в Таганроге, на аллее перед домом, где родилась Фаина Георгиевна, в 2008 г. установлен памятник ей.

Видео

Фаина Раневская – Великая и Ужасная

Фаина Раневская

Родилась 27 августа 1896 года в Таганроге.
Выдающаяся советская актриса театра и кино.
Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А.Н. Говберга).
В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, происходит её первая встреча с Василием Качаловым.
Окончила частную театральную школу.
С 1915 года — актриса театров Подмосковья, Крыма, Ростова-на-Дону, Архангельска, Смоленска и других городов.
1918 — 1923 гг. — Симферопольский городской театр.
1923-1924 — театры Казани.
В 1929-1930 актриса Бакинского рабочего театра.
В 1931-1935 годах — актриса Камерного театра.
В 1935-1939 годах — актриса Центрального театра Красной Армии.
В 1943-1949 годах — актриса Театра драмы (ныне театр имени Вл. Маяковского).
В 1949-1955 годах и в 1963-1984 годах — актриса Московского академического театра имени Моссовета.
В 1955-1963 годах — актриса Московского театра имени А.С. Пушкина.
Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка».
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).
Заслуженная артистка РСФСР (1937).
Народная артистка РСФСР (1947).
Народная артистка СССР (03.03.1961).
Ушла из жизни 19 июля 1984 года в Москве после инфаркта и пневмонии. Похоронена актриса на Донском кладбище столицы (4 участок).
В родном Таганроге именем актрисы названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).

Королевы эпизода: Как сложились судьбы актрис, которые покорили зрителей своими короткими ролями


Вера Ивлева, Екатерина Мазурова, Галина Лучай.

Роли каждой из этих трёх актрис были даже не второстепенными – эпизодическими. Они появлялись на экране на короткое время, и навсегда оставались в памяти зрителей. Невозможно себе представить фильм «Белое солнце пустыни» без удивительного образа незабвенной Катерины Матвеевны, «Джентльменов удачи» без мамы заведующего детским садом или «Двенадцать стульев» без Фимочки Собак.

Екатерина Мазурова


Екатерина Мазурова. / Фото: www.baskino.me

У неё не было актёрского образования, зато был самобытный талант и желание играть. Она начинала свою творческую деятельность в роли заведующей рабочим клубом, а потом играла на сцене Шуйского театра, в театрах в Ярославле и Иваново, выступала перед бойцами на фронте после отказа эвакуироваться из Москвы в годы войны. 20 лет проработала в Театре на Таганке. Она могла бы играть и дальше, если бы не два инфаркта, значительно подкосившие здоровье Екатерины Яковлевны. Уйдя со сцены в 1953 году, не смогла долго сидеть, сложа руки и на приглашение сняться в кино, посомневавшись, ответила согласием.

Екатерина Мазурова, кадр из фильма «Инженер Прончатов», 1972 год. / Фото: www.kino-teatr.ru

Снималась довольно много, но роли были, в основном, эпизодическими. Однако актёрский талант Екатерины Мазуровой проявлялся в них в полной мере. Она неподражаемо сыграла бабушку Кости Иночкина в дебютной картине Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», маму заведующего детским садом в «Джентльменах удачи», жену Ивана Савича в «Дело было в Пенькове» и ещё множество колоритных персонажей. При этом актриса никогда не жаловалась на то, что её не зовут на роли королев или аристократок.

Екатерина Мазурова и Евгений Леонов, кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 год. / Фото: www.kino-teatr.ru

В 1970-е годы она увлеклась музейным делом и стала всё своё время отдавать ему. Помогала в создании краеведческого музея, а после почти всю свою богатейшую коллекцию отдала ему. Любовь к антиквариату Екатерина Яковлевна унаследовала, видимо, от отца. Сама с 1930-х годов собирала антиквариат. Казалось, у неё был внутренний дар, позволявший на глаз отличать копию от подделки.

Екатерина Мазурова, кадр из фильма «Когда деревья были большими», 1961 год. / Фото: www.kino-teatr.ru

До конца жизни она оказывала помощь Шуйскому литературно-краеведческому музею, передав ему в дар больше тысячи экспонатов. При этом никогда в жизни ничего не просила для себя лично. И смогла остаться нужной и востребованной даже отойдя от всех дел в середине 1980-х. Скончалась в октябре 1995 года в Москве.

Галина Лучай


Галина Лучай, кадр из фильма «Белое Солнце пустыни», 1969 год. / Фото: www.1tv.com

Она снялась в кино один-единственный раз, в роли той самой Катерины Матвеевны, которая сделала образ товарища Сухова в «Белом солнце пустыни» столь живым и притягательным. Она в жизни совсем не была похожа на свою героиню, даже пышнотелость её была результатом работы костюмеров. Чтобы придать красавице округлые формы, приходилось пришивать к костюмам специальные накладки.

Галина Лучай, кадр из фильма «Белое Солнце пустыни», 1969 год. / Фото: www.playcast.ru

Однако Галину Лучай, скромную красавицу, режиссеры заметили. Но на все их предложения она отвечала отказом. У неё уже была любимая работа. Она много лет работала журналистом, позже – редактором, сценаристом и ведущей на телевидении. Сняла фильм об Андрее Тарковском по собственному сценарию, где сыграла саму себя: журналистку, которая брала интервью.

Анатолий Кузнецов и Галина Лучай, кадр из фильма «Белое Солнце пустыни». / Фото: www.kino-teatr.ru

Но интересы Галины Лучай не ограничивались лишь телевидением. Уже в 1990-е годы она резко меняет сферу профессиональных интересов. Больше она не работает в телевизионной журналистике, а занимается дизайном. А несколько лет спустя, после получения второго высшего образования, становится юристом, работала в Конституционном суде.
В 2001 Галина Лучай ушла из жизни, не сумев победить онкологическое заболевание.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Единственная роль Галины Лучай: Как сложилась судьба Катерины Матвеевны из «Белого солнца пустыни» >>

Вера Ивлева


Вера Ивлева, кадр из фильма «12 стульев». / Фото: www.kino-teatr.ru

Печально сложилась судьба Веры Ивлевой, сыгравшей Фимочку в «Двенадцати стульях» у Захарова. До этого актриса уже снималась в кино, работала в театре. Когда первый муж Дмитрий Ивлев потребовал от нее оставить «лицедейство», она оставила его. Когда гражданский муж Наум Маркзицер решил уехать в Америку, она снова выбрала работу на родине.

Вера Ивлева, кадр из фильма «Опасно для жизни». / Фото: www.kino-teatr.ru

Знакомство актрисы с Яковом Левитаном оказалось для неё роковым. Яков оказался очень пьющим человеком и жизнь с ним стала просто невыносимой. А ролей в театре ей давно уже не предлагали, сказывался возраст.

Вера Ивлева. / Фото: www.tr.hoboetc.com

Она не могла существовать вне профессии, а потому жила будто автоматически, ничего не видя и не слыша вокруг. Из-за этого несколько раз попадала в ДТП. В январе 1999 года актриса пошла на Рождественскую службу и больше не вернулась. Её тело было найдено лишь весной, когда сошел снег. Она погибла под колёсами автомобиля, а после была спрятана в лесу.

Ольга Викланд


Ольга Викланд, кадр из фильма «Двенадцать месяцев». / Фото: www.kino-teatr.ru

В её творческой биографии было несколько главных ролей в кино, множество – в театре и несколько удивительно ярких эпизодических ролей. Ольга Викланд обладала столь могучим талантом, что могла из крохотной роди создать настоящий шедевр. Стоит вспомнить только её колоритную Атаманшу в сказке «Снежная королева».

Ольга Викланд, кадр из фильма «Снежная королева». / Фото: www.kino-teatr.ru

Она прожила яркую жизнь, принимала самое активное участие в становлении Театра имени Пушкина, где проработала много лет. Она ушла из театра после смены руководства, когда режиссёр предложит играть оскорбительные для неё роли.

Ольга Викланд. / Фото: www.mega-stars.ru

Ольга Викланд в конце жизни сломала шейку бедра. Она понимала, что в её возрасте подобная травма уже не заживет и ей придется провести остаток дней, прикованной к кровати. Она не желала становиться обузой для близких и просто отказалась принимать еду и питье. Умерла в 1995 году в больнице.

Ирина Мурзаева


Ирина Мурзаева. / Фото: www.kino-teatr.ru

Актрису полюбили и запомнили с момента выхода на экраны фильма «Сердца четырёх», где она сыграла маникюршу. После в её фильмографии было много ярких, запоминающихся работ. Практически все роли были второго плана, а большинство и просто эпизодическими, но это не помешало актрисе стать знаменитостью.

Ирина Мурзаева. / Фото: www.kino-teatr.ru

Она служила в театре, много снималась, уже в зрелом возрасте стала одной из самых узнаваемых актрис благодаря съемкам в киножурнале «Ералаш». При этом Ирина Всеволодовна была столь открытым и добрым человеком, что к ней тянулись люди всех возрастов. Каждому хотелось получить хоть капельку тепла этой удивительной актрисы.
Скончалась Ирина Мурзаева в начале января 1988 года.


Их не считали красавицами, но обаяния им было не занимать, им не доставались главные роли, но они сумели заслужить всесоюзную славу. Их называли королевами эпизода – появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Фаина Раневская, биография, новости, фото

Биография Фаины Раневской

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени. На фото: Фаина Георгиевна Раневская В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.
И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку. Фаина Раневская в детстве (на фото справа с братом) Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок. Дом семьи Фельдманов в Таганроге Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь. Родители Фаины Раневской Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов… Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось. Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной… Фаина Раневская (справа) в юности с сестрой Беллой Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».
Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец сперва осадил ее обидным «давно ли на себя в зеркало смотрелась?», а когда понял, что дочь настроена серьезно, пригрозил изгнанием из дома, если та не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву. В отчий дом она больше не вернулась. Фаина Раневская в молодости Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег… И доучиться не довелось.
Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым. Знакомство с Екатериной Гельцер (на фото справа) сыграло большую роль в жизни Раневской Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский, М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.
Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова. Молодая Фаина Раневская Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.
В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской! Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната» Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были отмечены медалью «За доблестный труд». Фаина Раневская «Шо Вы грите?» («Шторм» Манька-спекулянтка) В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»! Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах». Фаина Раневская в роли Антониды Васильевны в «Игроке» Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности. Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж (постановка «Странная миссис Сэвидж») Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»). Фаина Раневская — «Великая и Ужасная» (Документальный фильм) Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха. Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость. Фаину Раневскую называли «королевой эпизодов» Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки. Фаина Раневская в фильме «Золушка» Кинодебют Фаины Георгиевны состоялся в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Потом было еще много ролей в других лентах, в числе которых:
• сельская попадья в «Думе про казака Голоту» (1937);
• Ляля в «Подкидыше» (1939) со знаменитым Мулей;
• Роза Скороход в «Мечте» (1941);
• мать невесты в «Свадьбе» (1944);
• военный врач в «Небесном тихоходе» (1945);
• мачеха в «Золушке» (1947);
• фрау Вурст в «У них есть Родина» (1949; присуждена Госпремия СССР);
• Зоя Павловна Свиристинская в «Девушке с гитарой» (1958);
• Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!» (1960). Фаина Раневская — «Не поеду» (Фитиль, 1965) Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин, Михаил Яшин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Георгий Юматов, Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми. В 1961 году Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР

Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.
Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей… Фаина Раневская. Красота — страшная сила Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений… Фаина Раневская: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня» Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня». Маргарита Терехова, Фаина Раневская и Ростислав Плятт Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.
И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер… Фаина Раневская с сестрой Беллой во время её приезда в СССР и верным «Мальчиком» Известно было окружению Раневской и о ее особой симпатии к певцу Георгу Отсу, однако актриса упорно опровергала досужие слухи. Фаина Раневская и Марина Неелова В общем, как бы то ни было, но украшением ее одинокой старости был только пес Мальчик. А еще – нежная любовь и забота будущей Народной артистки РСФСР Марины Нееловой…

Смерть

Фаина Раневская, отдававшая любимому делу все силы, выходила на театральную сцену до 1983 года. Последний свой спектакль гениальная актриса сыграла в 86 лет. Незадолго до гибели она написала: {Постоянные болезни, сопровождавшиеся сильными болями, вынудили Фаину Георгиевну объявить публике и руководству театра, что она уже не может больше «симулировать здоровье». До последних дней жизни она оставалась доброй, остроумной, мудрой – и по-прежнему эксцентричной. Скончалась Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года, находясь в столичной Кунцевской больнице: ее сердце после перенесенного инфаркта не выдержало борьбы с тяжелой пневмонией. Последний день Фаины Раневской Похоронена Раневская на Новом Донском кладбище (Москва). У подножия надгробного камня всегда лежат цветы от почитателей ее таланта. Могила Фаины Раневской …И чем дальше от нас дата смерти великой Фаины, тем ярче очерчивает время масштаб ее личности, с уходом которой завершилась целая театральная эпоха.

Память

В 2008 году на малой родине актрисы установили памятник. Раневская изображена в образе из фильма «Подкидыш». Здание рядом – дом, в котором родилась Фанни Фельдман. Планируется открыть музей-квартиру, но дата открытия раз за разом переносится. Среди других памятных мест в Таганроге работает кафе «Фрекен Бок» (как известно, этого мультперсонажа озвучила Раневская). Памятник Фаине Раневской в Таганроге Также в Таганроге есть улица имени Фаины Раневской, а также граффити с афоризмом актрисы: «» Граффити с Фаиной Раневской В 2009 году вышел документальный фильм Фуада Шабанова «Фаина Раневская: Красота – страшная сила». Интервью с Фаиной Раневской В 2019 году прошло 35 лет со смерти Фаины Раневской.

Имя: Фаина Раневская
Дата рождения: 27 августа 1896 г.
Где родилась: город Таганрог
Где умерла: Россия, СССР
Дата смерти: 19 июля 1984
Профессия: актриса

Рабочая, личная жизнь, биография Фаины Раневской непросты и интересны. Эта талантливая женщина и великая актриса во многом определила развитие театра и кино в нашей стране. Ранимая, очаровательная, сильная и одинокая – такой она запомнилась современникам. Легенды окутывали творческую личность при жизни; после смерти тайн стало ещё больше. Её образ сохранился во множестве фильмов, в записях постановок, воспоминаниях и написанных о ней книгах.

Будущую звезду при рождении назвали именем Фанни Гиршевна Фельдман. Эксцентричная, талантливая, завоевавшая сердца всех жителей Советского Союза женщина, превращала своим участием любую роль в невероятную, запоминающуюся. Фанни взяла себе псевдоним Раневская, под которым прославилась. Известно немало случаев, когда публика собиралась посмотреть представление лишь ради её выхода и расходилась, едва эпизод завершался.

Фаина Георгиевна Раневская прожила долгую, успешную, но одинокую жизнь. Она была не только талантливой, но и уверенной, целеустремлённой, чётко знавшей свои желания. В народной памяти Фанни осталась благодаря множеству крылатых фраз – иногда едких, иногда резких, но всегда искренних и бьющих точно в цель. Они отражали её личность – честную, открытую, бескомпромиссную.

Детство и юность актрисы

В настоящее время Фаина Раневская – легенда кинематографа. Люди, знавшие её ещё ребёнком, зачастую удивлялись поворотам судьбы актрисы. Фанни родилась в конце лета 1896-го. Дата рождения – 27 августа. Она появилась на свет в Таганроге, в обеспеченной семье, владевшей фабрикой по производству красителей, пароходом, магазином, несколькими домами. В летний сезон родственники путешествовали по Швейцарии. Отца девочки звали Гирши Хаймовичем Фельдманом. По прошествии многих лет поставят посвящённый Фаине памятник в Таганроге.

В семье Фельдманов было 5 детей. Младший мальчик скончался маленьким ребёнком. У Фанни была старшая сестра, 2 брата. С детства девочка слегка заикалась, избегала общения. Ей не нравилась собственная внешность. Известно, что Фаина избегала общения со сверстниками. Ей не слишком нравилась учёба. Родители отдали дочь в женскую гимназию, но Фая убедила забрать её для домашнего обучения. Из составленных о ней биографий известно, что именно в домашнем обучении Фанни получила навыки пения, музыки. Её научили иностранным языкам. Больше всего девочке нравилось читать.

Википедия рассказывает, что Фаина с юных лет увлекалась кино, театром. В 13-м ей довелось посмотреть «Вишнёвый сад» на сцене МХТ. Этот момент стал поворотным в её судьбе. Фанни полюбила сцену всем сердцем. Пути назад не было. Девочка поставила себе цель, поняла, что учёба – лишь шаг на пути к желанному. Ей удалось экстерном сдать гимназические экзамены и поступить в частную театральную студию. Позднее в интервью она рассказывала, что родители не приняли её решения. Семейные отношения и без того были хрупкими, но разразившийся скандал окончательно подорвал родственную близость. Рассказывая про детство и юность, Фанни часто говорила, что это было время едва ли не сиротства. Впрочем, она с теплом вспоминала о кукольных представлениях, которые разыгрывала, пока жила в родительском доме.

Любопытна национальность Фанни. Родители девочки – евреи, приехавшие в Россию из Беларуси. Сама Фаина – русская.

В 1915-м молодая девушка отправилась искать лучшей жизни в столице. Как видно из сохранившихся фото, в молодости Фаина была очаровательной девушкой – возможно, не писаной красавицей, но очень яркой, харизматичной, привлекательной и энергичной. Не обошлось без проблем с поступлением в театральные школы – подвели речевые дефекты. Тогда девушка выбрала частное заведение. Чтобы заработать на учёбу, она подрабатывала летом в театральной массовке.

Без поддержки семьи Фае пришлось непросто. Денег от массовки было недостаточно даже на жизнь. Хотя официально родители актрисы не помогали ей, втайне мать присылала помощь. Отец об этом не знал. Известен случай, когда Фаина в сопровождении знакомого пошла в банк за новым переводом. Выйдя на свежий воздух, она решила пересчитать купюры, но сильный ветер разметал бумажки. Фаина лишь вздохнула, залюбовавшись красотой их полёта, а спутник сравнил женщину с героиней «Вишнёвого сада». С этих пор у неё появился псевдоним Раневская, сохранившийся на всю жизнь.

Многие друзья Фанни знали, где родилась, в какой семье росла девушка. Началась революция, родители отправились в эмиграцию на своём пароходе. Друзья считали, что девушке стоит поехать с ними, но Фанни смело осталась в столице, начав полностью самостоятельную жизнь. Вновь увидеть сестру и мать, она смогла лишь много десятилетий спустя.

Фильмография актрисы

Фильмы с актрисой многочисленны, известны многим. Впервые в кино она исполнила роль в картине «Пышка», вышедшей в прокат в 1934-м. Тремя годами позднее зрители посмотрели ленту «Дума про казака Голоту», для работы над которой тоже пригласили Фаю. В 39-м её фильмография пополнилась проектом «Ошибка инженера Кочина». В том же году она снялась в картинах «Подкидыш», «Человек в футляре». 40-й год в истории кино отмечен актёрской работой Фанни в ленте «Любимая девушка». В следующем году она появилась в «Миргороде».

Киноведы, рассказывая, в каких фильмах снималась Фанни, обязательно упоминают:

  • «Солдатскую сказку»;
  • «Родные берега»;
  • «Свадьбу».

Вспоминая фильмы, в главной роли в которых играла Фаина, стоит упомянуть:

  • «Девушку с гитарой» в 58-м;
  • «Лёгкую жизнь» в 64-м.

Актриса работала над картинами:

  • «Мечта»;
  • «Весна;
  • «Золушка»;
  • «Осторожно, бабушка!».

Яркая, запоминающаяся на всех своих фото Фаина в 45-м снималась в «Небесном тихоходе», через два года сыграла в «Слоне и верёвочке», «Рядовом Александре Матросове». Двумя годами позднее её пригласили поработать над картиной «Встреча на Эльбе». В 49-м публика увидела фильм с её участием «У них есть Родина». В 1966-м презентовали картину «Сегодня – новый аттракцион».

Помимо актёрской деятельности в киноиндустрии Фая работала в озвучивании мультфильмов. Её голос звучит в мультипликационной работе 69-го «Карлсон вернулся».

Роли в театре

Театр привлекал Фанни с молодости. Именно ему она посвятила себя до последней капли. С 64-го играла в театре Моссовета. Фая работала над постановками:

  • «Дядюшкин сон»;
  • «Странная миссис Сэвидж»;
  • «Дальше – тишина».

В 73-м впервые поставили сюжет «Последняя жертва», а через 7 лет репертуар актрисы пополнился работой в постановке «Правда хорошо, а счастье лучше».

Карьерный рост талантливой актрисы заметен и по её работам в Мостеатре имени Пушкина. В 56-м Фаю пригласили для выступления «Игрок», двумя годами позднее – в постановку «Деревья умирают стоя», а в 60-м – в «Мракобесы».

В период 43-49 гг. Фаина играла в Мостеатре драмы. Она участвовала в постановках «Модная лавка» и «Шторм», «Сомов и другие». Ей довелось поработать в «Лисичках», «Молодой Гвардии» и «Законе чести». В 1954-м Фаина исполнила роль в радиоспектакле театра Моссовета «По ревизии». В период 33-39 гг. Раневская выступала в Центральном театре КА, а в 31-м её пригласили для работы над «Патетической сонатой» в Камерный московский театр.

В разные годы жизни Фанни выступала в спектаклях в архангельском, смоленском, крымском, сталинградском театрах. Ей довелось поработать в Баку, Крыму.

Афоризмы Фаины Раневской

Современному человеку Фанни Фельдман во многом знакома благодаря многочисленным афоризмам, записанным в книгах современников. Знакомые посвящали ей стихи и песни, открыто восхищались яркой, смелой женщиной, не стесняющейся сказать своё мнение искренне и прямо. Её афоризмы на все случаи жизни – кладезь иронии и остроумия, облачённых в лаконичную форму.

Например:

  1. Есть ли смысл в пластической операции, если при новом фасаде канализация остаётся прежней?
  2. Только не имеющий извилин мужчина ищет женщину без изъянов.
  3. Клоунов, идиотов не задерживайте в своей жизни – цирку положено гастролировать.
  4. Если не есть сладкое и хлеб, жирное, пиво, рыбку – морда уменьшается, но становится грустной.
  5. Женщины умирают позднее, потому что всегда опаздывают.

Среди самых известных цитат актрисы:

  1. Давно меня не называли бл*дью. Видимо, уже не так популярна!
  2. Жизнь так коротка! Глупо расходовать её на дурное настроение, диетическое питание и плохих мужчин.
  3. Тяжело в окружении козявок быть гением.

Известно крылатое выражение: «Что за мир! Как весело, когда так много идиотов!».

Фаина шутила, что больше всего в жизни боится глупых женщин, потому что в общении с ними ей сложно оставаться на своём уровне, не опускаясь до планки собеседника.

Известны такие смешные высказывания известной личности:

  1. Женщина, называющая избранника самым умным, понимает, что никого глупее не встретит.
  2. Желающая преуспеть в жизни женщина должна быть умной, дабы нравится глупцам, и глупой, чтобы понравиться умникам.
  3. Если есть, с кем поделиться приснившимся, нельзя считать себя одиноким.
  4. Бывают люди, у которых хочется спросить, удобно ли жить, не имея мозгов.

Именно Фая говорила, что лучше ругаться матом, нежели быть воспитанным, но подлым человеком. Она называла одиночеством жизнь человека, имеющего телефон дома, но не получающего звонков.

Пользуются популярностью 6 нескромных советов от Фаины Раневской:

  1. Понимай, что не каждый человек глубок.
  2. Воспринимай мечты проще.
  3. Убавь пиетет.
  4. Не терпи бестактности.
  5. Не путай воспитание и широкую душу.
  6. Умей правильно определить приоритеты.

Личная жизнь и семья актрисы

Про Фаину Раневскую и её мужчин ходило немало слухов, но общеизвестен факт того, что замужем талантливая актриса не была. Ей довелось прожить одинокую, печальную жизнь. Муж и дети – всё это осталось для Фанни незнакомым. Известно, что в юности она влюбилась в коллегу. Поначалу чувства казались взаимными, но однажды мужчина проявил худшую сторону: он пришёл в гости к Фанни с подружкой. Более того, мужчина попросил хозяйку квартиры оставить гостей наедине. Впоследствии некоторое время даже ходили слухи о том, что актриса лесбиянка и поэтому избегает отношений с представителями противоположного пола. Причиной, однако, была несчастная любовь.

Есть и другая сторона частной жизни актрисы, не связанная с её ориентацией. Фанни довелось познакомиться с замечательными людьми. Они стали её верными друзьями на всю жизнь. Фая близко дружила с Мариной Цветаевой, много общалась с Павлой Вульф, имела близкие отношения с Анной Ахматовой. Другом Раневской был Александр Таиров. Судьба сложилась так, что Фанни сошлась с Яковом Сегелем. Все друзья отмечали остроумие девушки.

Хотя награды и звания, которыми удостоена Фаина, многочисленны, она всю жизнь верила в своё несовершенство. Знакомые считали её неуверенной, недовольной собой женщиной. Кроме того, как говорила сама звезда, её любовь никогда не находила взаимности.

Известно, что в 47-м, когда актриса путешествовала в Тбилиси, ей довелось познакомиться с Фёдором Толбухиным. Современники говорили о близких отношениях, удивительном счастье Фанни. Двумя годами позднее мужчина внезапно скончался. Возможно, именно в этом секрет того, почему на вопрос «была ли замужем Раневская» ответ отрицательный.

Позднее заговорили о влюблённости в Георга Отса, но сама Фая категорически опровергла все слухи.

В 60-е годы сестра Фаины Раневской Изабелла, ставшая вдовой, перебралась жить к близкой родственнице. 4 года спустя Белла скончалась. До последнего дня о Фае заботилась Марина Неёлова. Ещё одним её верным спутником был пёс, дворняжка по кличке Мальчик. Его скульптурой украсили захоронение актрисы.

Дети Фаины Раневской

Знаменитая актриса не имела детей.

Интересные факты о Фаине Раневской

Актрису знали как преданного человека, которому можно доверять. Она могла не спать ночами, если кому-то требовалась помощь, отдать последние деньги на нужды близкого человека.

Фанни Фельдман дружила с Василием Качаловым. Именно он научил актрису не просто играть, но вживаться в роль. Они много гуляли вместе, долго разговаривали. На прогулки они всегда брали с собой собаку Джима – ту самую, которой посвятил стихотворение Есенин.

На многих последних фото Фаина запечатлена со своей собакой – Мальчиком. Этого пса она взяла с улицы. От мороза у животного сильно пострадали лапы; многие говорили, что шансов на выживание нет. Актриса сделала всё возможное, чтобы вылечить собаку. На это дворняжка ответила ей искренней любовью и привязанностью. На могиле актрисы установлена небольшая скульптура Мальчика.

Награды и звания актрисы

В 49-м Раневской вручили Сталинскую премию 2 степени.

Двумя годами позднее она награждена той же премией вновь; в том же году – этой премией 3 степени.

С 37-го Раневская – заслуженная артистка, затем получившая статус народной артистки. В 47-м ей вручен «Знак почёта», затем – Орден Трудового Красного Знамени. Фаину наградили Орденом Ленина в 76-м , а сразу после войны дали медаль за доблестный труд. В 48-м Раневской вручили медаль в память 800 лет существования столицы.

Старость и смерть Фаины Раневской

Раневская исполняла роли в театре до 85-летнего возраста. Она с трудом отказалась от любимой работы. Причиной стало пошатнувшееся здоровье. Принять решение было непросто, но выхода не было.

Годы жизни звезды советского кинематографического и театрального мира: 1896-1984.

Фанни скончалась в возрасте 87 лет. Причиной смерти стал инфаркт. О том, от чего умерла известная личность, рассказывает её больничная карта: Фая болела пневмонией. Точная дата смерти – 19 (20) июля 1984. Некоторые источники датируют её гибель 20 июня того же года.

Известно, где похоронена талантливая советская деятельница кино и театра: Новое Донское кладбище. Место захоронения – 4-й участок. Ранее тут была погребена её сестра.

Похороны начались в театре Моссовета. Здесь отслужили гражданскую панихиду по почившей. Церемония завершилась на Новом Донском кладбище.

Память об артистке

Когда умерла звезда, память о ней не угасла. В 87-м по прежнему столичному адресу проживания Фаины установили мемориальную доску.

В 92-м Раневская вошла в перечень 10 самых значимых актрис XX века по версии «Кто есть кто».

Открытый осенью 86-го астероид назван в честь Раневской. Песни, посвящённые актрисе, есть у Лолиты, группы «Коридор».