Новые подлодки России

Подводное кораблестроение России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Подводное кораблестроение России — крупная отрасль российского кораблестроения.

Россия обладает технологиями по строительству как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок. Производимые корабли в основном передаются в состав российского ВМФ, значительная часть строится по экспортным контрактам.

История

Основная статья: История подводного кораблестроения России

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как «потаенное судно» Ефима Никонова. В начале 1880‑х по проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей.

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника, но малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием.

К началу ХХ века Морское ведомство России всерьез поверило в могущество подводного флота и в 1901 года утвердило комиссию для проектирования полуподводных судов. Комиссия разработала проект подводной лодки «Дельфин», принятой в состав флота 14 октября 1903 года под названием «миноносец № 150».

К началу Первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, ещё 24 — строились.

Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В 1950‑е годы в СССР появились подводные лодки с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учётом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок.

После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились.

В настоящее время строятся новые подводные ракетные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки для пополнения подводных сил ВМФ.

В 2014 год стал рекордным для российских подводных кораблестроителей — в Северодвинске и Санкт-Петербурге заложены в общей сложности 8 атомных и дизель-электрических подводных лодок, в том числе два крейсера стратегического назначения серии «Борей» («Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов») и одна ДЭПЛ для ВМС Вьетнама.

Организации

Севмаш

АО «Производственное объединение „Севмаш“» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений.

Центр судоремонта «Звёздочка»

Центр судоремонта «Звёздочка» — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на берегу Белого моря в Северодвинске. Важнейшим направлением производственной деятельности ЦС «Звездочка» является ремонт и модернизация атомных подводных лодок российского ВМФ. Прежде всего это РПКСН проекта 667 БДРМ, составляющих основу морских стратегических ядерных сил России.

С начала производственной деятельности на ЦС «Звездочка» выполнены ремонт и переоборудование свыше 110 подводных лодок, из которых более 80 — с атомной энергетической установкой.

Адмиралтейские верфи

АО «Адмиралтейские верфи» — центр неатомного подводного кораблестроения России. За историю предприятия на нём было построено более 300 подводных лодок.

ЦКБ МТ «Рубин»

АО «Центральное конструкторское бюро морской техники „Рубин“» — крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники. По проектам ЦКБ МТ «Рубин» построено более 80 % подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев.

Разработанные ЦКБ МТ «Рубин» подводные лодки составили основу российского экспорта военно-морской техники.

СПМБМ «Малахит»

АО «СПМБМ „Малахит“» — конструкторское бюро в Санкт-Петербурге, специализирующееся на разработке проектов подводных лодок. Является ведущей в России организацией по проектированию многоцелевых подводных лодок.

Типы подводных лодок

Проект «Борей»

У атомных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» в экипаже 130 человек. Они оснащены современным гидроакустическим и навигационным оборудованием, передовыми системами связи и управления огнём, и имеют характеристики малозаметности четвёртого поколения. Длина каждой лодки составляет 185 футов, ширина 15 футов, а скорость в подводном положении 29 узлов.

10 января 2013 года подводная лодка «Юрий Долгорукий», относящаяся к проекту «Борей», вошла в боевой состав российского Северного флота. Её строительство велось на «Севмаше» с 1996 по 2008 год.

В начале 2013 года отмечалось, что второй ракетоносец этого класса «Александр Невский» в настоящее время проходит ходовые испытания в море, а третий, получивший название «Владимир Мономах», в конце прошлого 2012 года был выведен из цеха для спуска на воду.

На следующих лодках класса «Борей» будет по 20, а не по 16 ракет «Булава». Первая субмарина этого усовершенствованного класса «Борей-А» «Князь Владимир» была заложена в июле 2012 года.

К 2020 году российский ВМФ намерен получить ещё два ракетных подводных крейсера класса «Борей-А». В совокупности на восьми субмаринах классов «Борей» и «Борей-А» будет 148 ракет «Булава».

Проект «Ясень»

9500-тонные подводные лодки «Ясень» имеют на вооружении 24 крылатых ракеты, а также восемь торпедных аппаратов (калибр 650 миллиметров). Некоторые крылатые ракеты имеют дальность пуска более 3 000 километров, остальные же называют «убийцами авианосцев». Применение более крупных торпедных аппаратов позволит производить из них пуски ракет, а также более мощных торпед. У «Ясеней» в состав вооружения входят новые «умные» торпеды с возможностью самонаведения, созданные специально для этой лодки.

«Ясени» — это высокоавтоматизированные субмарины, а поэтому экипаж там в два с лишним раза меньше, чем у новых американских лодок класса «Вирджиния», где его численность составляет 134 человека. Основу проекта «Ясень» составляют атомные подводные лодки более ранних поколений «Акула» и «Лира».

В 1993 году на «Севмаше» началось строительство подводной лодки «Северодвинск», относящейся к проекту «Ясень». В июне 2014 года на ней был поднят флаг ВМФ России.

Всего до 2020 года планируется построить 8 «Ясеней».

Проект «Варшавянка»

Россия продолжает строительство усовершенствованных многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 636 «Варшавянка», предназначенных как для российского флота, так и на экспорт.

Подлодки проекта 636.1 относятся к третьему поколению. Они разработаны в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодки считаются одними из самых малошумных. Скорость подводного хода субмарин проекта 636 составляет 20 узлов в час, рабочая глубина погружения — около 240 м.

Подлодка проекта 636 обладает оптимальным сочетанием акустической скрытности и дальности обнаружения целей, оснащена новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой. Кроме того, субмарина несёт на себе мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение, что позволяет обеспечивать мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

Перспективы

Атомная подводная лодка «Хаски». По состоянию на 2016 год готовятся различного рода технические задания предварительные, проводятся наработки.

Ссылки

  • Пульс — Подводная лодка
  • Подлодка нового поколения «Северодвинск» («РИА Новости», Россия)
  • Пять лучших подводных лодок всех времен («The National Interest», США)
  • Лучшие в Мире подводные лодки. «Ясень» — ответит всем
  • West fears the Beast from Beneath
  • Британские СМИ: Превосходство подводного флота России сокрушительно
  • Как национализируют Россию: судостроение и производство средств ПВО
  • Новости российского подводного флота: сроки постройки новых АПЛ срываются, Индия хочет «Ясеня». 24 марта 2016

Примечания

  1. День моряка-подводника в России: история праздника
  2. День моряка-подводника в России: история праздника
  3. День моряка-подводника в России: история праздника
  4. День моряка-подводника в России: история праздника
  5. День моряка-подводника в России: история праздника
  6. День моряка-подводника в России: история праздника
  7. День моряка-подводника в России: история праздника
  8. День моряка-подводника в России: история праздника
  9. День моряка-подводника в России: история праздника
  10. Заложена АПЛ «Генералиссимус Суворов». 26 декабря 2014
  11. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  12. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  13. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  14. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  15. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  16. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  17. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  18. Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Гибщик судовой»
  19. Россия возрождает атомный подводный флот («World Politics Review», США)
  20. Россия возрождает атомный подводный флот («World Politics Review», США)
  21. Россия возрождает атомный подводный флот («World Politics Review», США)
  22. Россия возрождает атомный подводный флот («World Politics Review», США)
  23. Россия возрождает атомный подводный флот («World Politics Review», США)
  24. Закон подлости: кризисы в российском атомном подводном кораблестроении («Strategy Page», США)
  25. Закон подлости: кризисы в российском атомном подводном кораблестроении («Strategy Page», США)
  26. Проблемы российского подводного флота («The Diplomat», Япония)
  27. На атомной подводной лодке «Северодвинск» поднят флаг!
  28. Закон подлости: кризисы в российском атомном подводном кораблестроении («Strategy Page», США)
  29. Российский ВМФ на подъёме («The National Interest», США)
  30. Российский ВМФ на подъёме («The National Interest», США)
  31. Россия поставит Алжиру две подлодки типа «Варшавянка»
  32. Россия поставит Алжиру две подлодки типа «Варшавянка»
  33. В Петербурге спустили на воду неатомную подлодку «Новороссийск»
  34. «Хаски» совместит качества многоцелевой и стратегической подлодки. 5 апреля 2016

Военный эксперт назвал главные преимущества подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень»

На вооружении российского флота находится порядка 70 подлодок разных типов. В планах серия многоцелевых субмарин четвертого поколения проекта 885М «Ясень-М» и стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей».

Подлодки проекта «Ясень» вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр». В общей сложности субмарина способна нести 40 ракет. Для сравнения американская подлодка нового класса «Колумбия» будет вооружена лишь 16 баллистическими ракетами.

В зависимости от выполняемой боевой задачи российские подлодки «Ясень» могут выполняться в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо «Калибров» субмарины способны нести и более мощные ракеты «Оникс», специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей. Как отмечает военный эксперт Виктор Литовкин, они становятся многоцелевыми не только по уровню задач, которые на них возлагаются, но и по богатству вооружений.

«Это уникальная подводная лодка. Она малошумная, практически бесшумная. И которая может находиться в океане достаточно длительное время, не всплывая на поверхность», — объясняет военный эксперт Виктор Литовкин.

В проект «Борей» входят атомные ракетоносцы «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава», эти подводные лодки способны работать в любой точке планеты, имея неограниченную мореходность.

Ракетный комплекс «Булава», установленный на борту «Юрия Долгорукого», может нести 10 ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия «Булавы» около восьми тысяч километров. Субмарина имеет 170 метров в длину. Ее водоизмещение составляет 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» способен погружаться на глубину до 450 метров и развивать под водой скорость до 29 узлов. Также подлодка имеет самый бесшумный среди всех подводных лодок гребной винт. Для сравнения ее ход в два раза тише, чем американской «Вирджинии».

«Малошумность позволяет просто скрытно выполнять те или иные операции», — добавляет Литовкин.

В России начата разработка и атомных субмарин пятого поколения под кодовым названием «Хаски». Предполагается, что они будут комплектоваться энергетической установкой аналогичной той, которая была когда-то на легендарных советских атомных подводных лодках «Лира», или, как их называли в НАТО, — «Альфа».

Как этот прорывной проект советских инженеров надолго опередил свое время? Почему тип торпед, которые стояли на вооружении»Лиры», до сих пор находится под грифом «Секретно»? И как уникальные разработки прошлого используются в наши дни? Смотрите в новом выпуске «Скрытых угроз» 20 апреля в 19.50 на телеканале «Звезда».

Новые подлодки для российского флота: на стапелях и в планах

В текущих и будущих государственных программах вооружения особое внимание уделяется развитию подводных сил военно-морского флота. ВМФ нуждается в подводных лодках разных классов, способных решать те или иные боевые задачи тактического или стратегического уровня. Часть актуальных планов в деле строительства новых субмарин уже реализована, а прочие предстоит выполнить в самое ближайшее время. Рассмотрим текущую ситуацию со строительством новейших подводных кораблей и планы военного ведомства на обозримое будущее.

Одна из главных задач судостроительной промышленность на данный момент – строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, несущих межконтинентальные баллистические ракеты. К настоящему времени флот успел получить три новых корабля, построенных по проекту 955 «Борей». Еще одна лодка, являющаяся головной в проекте 955А, достроена и проходит испытания. Прочие заказы пока находятся на разных стадиях строительства.

В 2014, 2015 и 2016 годах на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск) были заложены четыре новые подводные лодки типа «Борей-А». Корабли с именами «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский» на данный момент находятся на разных стадиях строительства, и на завершение необходимых работ уйдет немало времени. Тем не менее, запланированные сроки сдачи этих кораблей уже не за горами.
Согласно опубликованным данным, АПЛ «Князь Олег» войдет в строй в конце 2019 года. Примерно через год после этого флот получит «Генералиссимуса Суворова» и «Императора Александра III». Последняя из строящихся на данный момент субмарин начнет службу до конца 2021 года. Сдача крейсера «Князь Пожарский» завершит длительный, сложный и дорогой процесс строительства восьми «Бореев» и «Бореев-А», предусматриваемый текущими Госпрограммами вооружений на 2011-2020 и 2018-2025 годы.
Вторая важнейшая программа в области подводного флота – строительство АПЛ проекта 885 «Ясень». Головной корабль этого типа уже несколько лет служит в составе Северного флота. АПЛ К-560 «Казань», построенная по обновленному проекту 885М, должна в ближайшее время поступить на службу. Планы министерства обороны предусматривают строительство еще пяти субмарин нового проекта «Ясень-М», причем все они уже заложены и сейчас находятся на разных стадиях строительства.
В 2013-2017 годах предприятие «Севмаш» ежегодно закладывало по одному новому «Ясеню». На стапелях последовательно появились АПЛ «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Часть работ по всем этим заказам уже была завершена, но судостроители еще не готовы передавать технику военным. Согласно опубликованным данным, в 2018-19 годах должен состояться спуск на воду АПЛ «Новосибирск». Соответственно, в 2019-20 годах лодку введут в боевой состав военно-морского флота. Сдача «Красноярска», «Архангельска» и «Перми» запланирована на 2020 год. Последняя субмарина серии, «Ульяновск», начнет службу позже, в 2022-23 годах.

С 2014 года «Севмаш» реализует один из самых загадочных и потому интересных проектов. В одном из его цехов была заложена новейшая подлодка проекта 09851, разработанного, по известным данным, в ЦКБ МТ «Рубин». О проекте известно крайне мало, но некоторые сведения о нем все же оглашались. В связи с этим предназначение новой лодки с именем «Хабаровск» неизвестно, но есть информация о примерных сроках ее выхода в море. Еще в 2015 году было объявлено, что головная АПЛ проекта 09851, относящаяся к условному пятому поколению, будет построена и испытана к 2020 году. Остается ли эта информация актуальной – неизвестно.

Важной составляющей подводных сил являются субмарины с дизель-электрическими и неатомными энергетическими установками. Такие корабли тоже строятся в настоящее время, и в обозримом будущем поступят на службу. Сейчас реализуются два проекта строительства дизель-электрических подводных лодок, необходимые для перевооружения нескольких флотов.
Буквально пару лет назад Черноморский флот получил шесть новых ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка», и вскоре было принято решение о продолжении их строительства. Теперь новые корабли планировалось передавать Тихоокеанскому флоту. Как и в случае с предыдущим заказом, военное ведомство решило построить шесть подлодок. Выполнение нового заказа началось не так давно, но результаты этих работ вряд ли заставят себя долго ждать.
В июле 2017 года судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) заложил первые две субмарины новой серии. Они получили имена «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Производство «Варшавянок» уже давно налажено, что позволит выполнить новые заказы в самое ближайшее время. Спуск на воду, испытания и сдача подлодок заказчику состоятся в 2019-20 годах. К этому времени на стапелях будут находиться новые ДЭПЛ проекта 636.3, так же предназначенные для Тихоокеанского флота.
Следует напомнить, что две серии подлодок «Варшавянка» обязаны своим появлением известным неудачам проекта 677 «Лада». Головная ДЭПЛ этого типа, «Санкт-Петербург», имела серьезные недостатки, из-за чего флот инициировал приостановку серийного строительства таких кораблей. После решения имевшихся проблем промышленность получила новые заказы. Было продолжено ранее замороженное строительство первой серийной субмарины, а еще один корабль перезаложили.
С 2005 года «Адмиралтейские верфи» строят лодки «Кронштадт» и «Великие Луки». Сборка конструкций этих кораблей продолжалась до 2009 года, когда была приостановлена из-за проблем «Санкт-Петербурга» и всего проекта в целом. В 2013-м завод продолжил строительство «Кронштадта». Примерно через два года состоялась перезакладка следующей подлодки. Таким образом, на данный момент две новые «Лады» находятся на разных стадиях строительства и пока не готовы к началу службы. Впрочем, по некоторым данным, ДЭПЛ «Кронштадт» будет спущена на воду уже в 2018 году. Не позднее 2020-го она начнут службу в составе Северного флота. Чуть позже заказчику передадут и «Великие Луки».

Следует отметить, что далеко не все подводные лодки, уже ставшие предметом заказа, были заложены к настоящему времени. Строительство нескольких новых кораблей, заказанных военно-морским флотом, начнутся только в обозримом будущем. Учитывая средние сроки строительства такой техники, можно представить, в какой период имеющиеся заказы будут выполнены в полной мере.
Прошлым летом стало известно, что судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» не планирует закладывать новые подлодки в 2018 году. Строительство новых кораблей начнется годом позже. В 2019 году завод заложит подлодки «Магадан» и «Уфа». Чуть позже запустят строительство «Можайска» и шестой субмарины, пока не получившей имени. Предполагается, что третья и четвертая «Варшавянки» для Тихоокеанского флота будут спущены на воду в 2020-21 годах и вскоре начнут службу. Пятый и шестой корабли передадут заказчику только в 2022 году.
Так же летом прошлого года флот огласил свои планы в отношении проекта 677 «Лада». Утверждалось, что в течении нескольких следующих лет должен появиться контракт на две новые ДЭПЛ этого типа. Такое соглашение пока не готово, и потому строительство еще не начиналось. С учетом требуемых затрат времени можно считать, что четвертая и пятая «Лады» вступят в строй только в середине двадцатых годов.
Тем временем составляются планы по дальнейшей модернизации существующих проектов с последующим строительством новых подводных лодок. К примеру, уже известно о разработке обновленного проекта «Борей». Согласно последним сообщениям, в новую Госпрограмму вооружений, рассчитанную на 2018-25 годы, включена опытно-конструкторская работа с шифром «Борей-Б». Суть этого проекта заключается в обновлении существующих ракетоносцев типа «Борей» с повышением основных технических и боевых характеристик.
По данным средств массовой информации, в проекте «Борей-Б» будут использоваться корпус и ряд других агрегатов существующих подлодок, которые оснастят новыми устройствами. В частности, для нового снижения заметности предлагается создать улучшенный водометный движитель.

Осенью прошлого года командование ВМФ указывало, что точные сроки строительства лодок «Борей-Б» будут определены только после окончания проектных работ. При этом активные работы по проекту предполагалось начать в 2018 году. Впрочем, уже существуют оценки и примерные сроки. Предполагается, что первый стратегический ракетоносец будет заложен в начале следующего десятилетия и поступит на службу в 2026 году. В 2023 году может начаться строительство первой серийной субмарины. Всего же будет построено четыре или пять кораблей.
Будущее проекта 885 «Ясень» пока связано только с имеющимися заказами. До начала следующего десятилетия флот получит пять новых кораблей, которые пока находятся на стапелях. Возможность продолжения строительства «Ясеней» неоднократно упоминалась в прошлом, но, похоже, такое решение не будет принято. Одной из причин этого может стать появление совершенно нового проекта подлодки схожего назначения.
Следующим шагом в области атомного подводного флота станет проект многоцелевой подлодки пятого поколения, известный под названием «Хаски». Разработка этого проекта ведется в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». На данный момент перспективный проект остается на стадии предварительной проработки, но уже в ближайшее время должно завершиться формирование облика будущей подлодки. Уже было объявлено о намерении использовать принципиально новые подходы, позволяющие получить требуемые характеристики и возможности при значительной экономии.

Как сообщалось, на базе общих агрегатов будет создано сразу два варианта АПЛ «Хаски». Один из них будет представлять собой многоцелевую подлодку с торпедным и ракетным вооружением. Для атаки различных целей предполагается использовать управляемые ракеты существующих типов. Второй проект «Хаски» предусматривает применение перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Также упоминалось, что на базе наработок по теме «Хаски» и с использованием агрегатов такой лодки может быть создан стратегический подводный ракетоносец.
На протяжении нескольких последних лет обсуждался проект перспективной неатомной подлодки, оснащенной принципиально новой для нашего флота воздухонезависимой энергоустановкой. Такой вариант субмарин разрабатывался в проекте под названием «Калина». Согласно сообщениям официальных лиц, подлодки типа «Калина» должны были заменить в производстве не самые удачные «Лады». При этом ожидалось получение ряда характерных возможностей, прямо связанных с новой аппаратурой.

В прошлом упоминалось, что первая «Калина» может быть заложена уже в 2018 году. С учетом времени, потребного на строительство и испытания, головная неатомная подлодка могла войти в состав флота не ранее 2020 года. Впрочем, указывались и иные сроки завершения тех или иных работ. В частности, пригодная к практическому применению воздухонезависимая энергоустановка могла быть создана только в начале двадцатых годов, что соответствующим образом повлияет на сроки строительства подлодок.
Нетрудно подсчитать, как сейчас выглядит программа строительства новых подводных лодок для военно-морского флота России. На разных стадиях строительства на данный момент находятся 14 субмарин четырех типов. Это четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения и пять многоцелевых АПЛ, одна специальная подлодка неизвестного назначения, а также по две дизель-электрические лодки двух проектов.
В планах строительство, как минимум, 10-11 кораблей. Среди них будет четыре или пять кораблей с баллистическими ракетами, а также шесть дизельных подлодок: четыре одного проекта и две другого. Новые многоцелевые АПЛ пока не планируются к строительству. По всей видимости, подобные планы будут составлены только после завершения текущей стадии проекта «Хаски». Пока остается только гадать, сколько подобных субмарин закажет флот.
Следует напомнить, что отечественная промышленность занимается не только строительством новых подводных лодок. Параллельно со строительством техники современных проектов осуществляется ремонт и модернизация более старых субмарин. Таким образом, в ожидании современных и перспективных подлодок ВМФ получает возможность продолжать эксплуатацию имеющейся техники, в том числе получающей новое оснащение и вооружение. Своевременная модернизация не приводит к быстрому и полному обновлению флота, но дает известные преимущества, обеспечивая сохранение требуемой боеспособности.
В скором будущем российская оборонная промышленность завершит исполнение текущей Государственной программы вооружения, запущенной в 2011 году. При этом прямо сейчас начинается реализация новой аналогичной программы, которая будет действовать до 2025 года. Обе крупнейшие Госпрограммы уделяли большое внимание развитию подводного флота, разработке и строительству новых субмарин, а также модернизации имеющихся. С завидной регулярностью – хотя, по понятным причинам, и не каждый день – поступают новые сообщения о ходе строительства и модернизации подлодок. Первые результаты этих работ уже успели повлиять на обороноспособность страны, и в самом ближайшем будущем нас ждут новые события подобного рода.
По материалам сайтов:

Самые лучшие подводные лодки ВМФ России

День моряка-подводника отмечают в России 19 марта. 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин

Первыми звания «офицер подвод­ного плавания» приказом Главного морского штаба были удостоены 68 офицеров, сдавшие специальный экзамен. Россия была одной из первых среди стран, применивших подвод­ные лодки в вооружённой борьбе на море.

Подводные силы как самостоятельный род флота России сформировались к концу Первой мировой войны. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов страны находилось 218 подводных лодок. За годы войны подводники совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, выпустили 1542 торпеды, в активных минных заграждениях поставили 1736 мин. В итоге ими было потоплено около 100 боевых кораблей и более 200 транспортов противника.

В середине 50-х годов прошлого столетия в ответ на создание США подводной лодки с атомной энергетической установкой в СССР были развёрнуты работы, направленные на обеспечение паритета в этом направлении. Мы справились с этой грандиозной задачей практически в два раза быстрее. Был точно выбран путь от первого в мире атомного реактора, использованного в Обнинске, к главной энергоустановке подвод­ной лодки, а также за шесть лет проведены огромные исследования и разработки, выполненные 135 организациями. 1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой в России атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол». 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта ГЭУ: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».

В подводном флоте Советского Союза состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их — порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта «Ясень» и стратегических ракетоносцев «Борей», идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

«Борей»

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» уступили место более скрытным и эффективным атомным ракетоносцам четвертого поколения класса «Борей». Всего в составе ВМФ России — 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых — проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава» (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» — от имени головного корабля класса) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. Разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Была проделана огромная работа по снижению шумности лодок и снижению физических полей. Шумность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Борей» в 5 раз ниже по сравнению с многоцелевыми АПЛ «Щука-Б» третьего поколения и в 2 раза ниже, чем у американской «Вирджинии».

На лодке установлен ядерный энергоблок с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с.

До 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта «Борей-А» находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии — «Князь Пожарский» — был заложен в конце 2016 года.

«Ясень»

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 «Ясень»— К-560 «Северодвинск» (головная подлодка серии в строю на Северном флоте — прим. 24РосИнфо). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту 885М «Ясень-М». На «Севмаше» в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: «Казань» (в этом году ожидается передача флоту), «Новосибирск», «Красноярск» (должна сойти со стапелей в 2019 году), «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

На кораблях проекта 885 применена однокорпусная архитектура на части длины прочного корпуса, а торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности, где они обычно находились. В результате была сформирована «акустически чистая» носовая оконечность для размещения крупногабаритных гидроакустических антенн.

Новые АПЛ отличаются оптимизированными обводами корпуса, обновленной элементной базой комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированным оборудованием и современными материалами. Примечательно, что все компоненты — российского производства. Ранее многие элементы закупались в странах бывшего СССР. Кроме того, сообщается, что на «Казань» установили новый, менее шумный двигатель.

Помимо десяти 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта «Ясень-М» вооружены большим арсеналом ракет. На них установлены восемь универсальных вертикальных пусковых установок, в каждой из которых по пять крылатых ракет «Калибр-ПЛ». В зависимости от выполняемой боевой задачи, они могут быть в разных модификациях: противокорабельные, противолодочные, для ударов по наземным целям и стратегические. Вместо «Калибров» субмарины способны нести и более мощные П-800 «Оникс», специально предназначенные для уничтожения крупных надводных целей.

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, «Ясень» выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, — полноценного неядерного стратегического сдерживания, т.е. произошло превращение таких подводных лодок из преимущественно противолодочных в ударные. «На «Ясенях» размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения.

Лодки проекта «Ясень» приходят на замену знаменитой на весь мир «звериной» дивизии многоцелевых атомных подводных лодок. Свое имя дивизия получила благодаря названиям лодок: «Пантера», «Гепард», «Тигр», «Волк», «Вепрь», «Леопард». Все они построены по проекту 971 и являются одними из самых «зубастых» подводных кораблей ВМФ России. Их задача — охранять наши стратегические подводные ракетоносцы от иностранных субмарин и кораблей.

«Черная дыра»

«Черные дыры в океане» — так на Западе прозвали новые российские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 636.3 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved Kilo) за беспрецедентную малошумность. Даже зная, что многоцелевая субмарина рыскает где-то рядом, эсминцы НАТО часто не в силах нащупать ее своими сверхчувствительными сонарами.

Подлодки проекта «Варшавянка» относятся к третьему поколению, имеют водоизмещение 3,95 тысячи тонн, скорость подводного хода — 20 узлов, глубину погружения — 300 метров, экипаж — 52 человека. У лодок модифицированного 636-го проекта выше боевая эффективность. Подводные лодки этого проекта объединяют в себе сочетание характеристик акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Они оснащены новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой, высокоточным ракетным оружием, мощным торпедным вооружением.

На вооружении подлодок находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс «Калибр». Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

«Новороссийск» — первая из шести построенных лодок этого проекта. Спущена на воду в июне 2014-го, базируется в Новороссийске. Вслед за ней в состав Черноморского флота вошли однотипные «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар»,»Великий Новгород» и «Колпино». «Ростов-на-Дону» — первая подлодка в истории ВМФ России, ударившая ракетами по реальному противнику. В декабре 2015-го все выпущенные «Калибры» нашли свои цели в Сирии.

Лодки получились настолько удачными, что решено построить еще шесть для Тихоокеанского флота. 28 июля 2017 года были заложены первые две подводные лодки этого проекта — «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Подлодка «Петропавловск-Камчатский» будет спущена на воду в 2019 году и в том же году будет сдана. «Волхов» спустят на воду весной 2020-го и до конца года сдадут флоту. Третья подводная лодка называется «Магадан», четвертая – «Уфа». Сдаваться они будут одновременно в 2021 году, с небольшим разрывом. Их заложат в 2019 году. Соответственно, одна будет спущена в 2020 году, другая – в 2021 году. Пятая лодка называется «Можайск», шестой лодке Военно-морской флот еще имя не дал. Обе лодки будут сдаваться в 2022 году. Соответственно, одна будет спущена в 2021 году, другая – в 2022 году.

«Лада» — «Калина»

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа «Лада» относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у «Варшавянок»). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Глубина погружения — до 350 метров. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ», торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами «Игла».

Головная субмарина серии — «Санкт-Петербург» — была заложена на «Адмиралтейских верфях» в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 — «Кронштадт» — заложен в 2005 году, третий — «Великие Луки» — в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа «Лада» первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых — увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса «Варшавянка» вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», где создают модернизированный вариант подводной лодки типа «Лада» — проект «Калина».

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В «Калине» будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 «Варшавянка» и 677 «Лада», которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит ВНЭУ, главное преимущество которой — увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок — до трех недель.

«Хаски»

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте «Хаски» — атомной подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро «Малахит» в Санкт-Петербурге.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, «Хаски» получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники «Малахита» Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе. Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон», которые вскоре начнут поступать в войска.

«Совершенно секретно»

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 «Подмосковье» после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ «Дельфин» в носитель подводных аппаратов.

В составе флота находится еще один подобный атомоход — БС-136 «Оренбург», который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар». Мир узнал об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой подана в комиссию ООН по морскому праву заявка на расширение подконтрольной России арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней. Подробнее…

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения — К-139 «Белгород» проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных аппаратов. В 2014 году на «Севмаше» была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 «Хабаровск».

1 марта 2018 года, во время выступления перед Федеральным собранием, Владимир Путин продемонстрировал видеоролик об океанской многоцелевой системе с беспилотными подводными аппаратами, оснащенными ядерной энергетической установкой, носителями которых возможно станут «Белгород» и «Хабаровск».

Президент уточнил, что ядерная установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность, при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в двести раз меньшее время выхода на боевой режим.

«Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности», — заключил президент.

«Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей — это просто фантастика. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует», — сказал верховный главнокомандующий Вооруженными силами России.

Вернуться на главную страницу >>

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Корвет «Совершенный» принят в состав Тихоокеанского флота >>

На Севмаше заложили атомный подводный крейсер «Ульяновск» проекта «Ясень-М» >>

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Модернизация атомного крейсера проекта «Орлан» >>

Подробно о строительстве атомных ледоколов проекта 22220 >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

ВМФ РФ получит сразу шесть подлодок в 2020 году

Российский ВМФ в 2020 году впервые за 28 лет получит от предприятий судостроительной отрасли сразу шесть подводных лодок, четыре из которых — атомные, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе РФ.

Реклама

Он рассказал, что, согласно контрактам, в 2020 году «Севмаш» должен сдать флоту первые серийные подлодки проектов 955А «Князь Олег» и 885М «Новосибирск». Кроме того, ВМФ получит головную субмарину проекта 885М «Казань» и атомную подлодку (АПЛ) спецназначения «Белгород» проекта 09852.

По словам собеседника агентства, «Белгород» поступит в ведение главного управления глубоководных исследований Минобороны без подводных аппаратов «Посейдон», поскольку их испытания к тому времени еще не завершатся.

Первую атомную подлодку-носителя беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» спустили на воду 23 апреля на судостроительном комплексе «Севмаш» в Северодвинске. «В течение двух лет подводная лодка и сами беспилотники «Посейдон» будут проходить совместные испытания. На рубеже 2020-2021 годов вся система планируется к принятию на вооружение ВМФ России», — сообщил РИА «Новости» информированный источник.

«Белгород» станет самой крупной подводной лодкой в составе ВМФ. Ее водоизмещение составит почти 24 тыс. т, длина — 184 м, а ширина — 18,2 м. По габаритам с субмариной не смогут сравниться даже крейсеры стратегического назначения проекта 955А «Борей-А» (длина — 170 м, ширина — 13,5 м). Остальные характеристики АПЛ держатся в строгой секретности.

«Белгород» привлек особенно пристальное внимание Запада и получила оттуда достаточно лестные отзывы. Британский таблоид The Sun окрестил ее «морским монстром». Автор публикации обратил внимание, что в России создали крупнейшую субмарину такого типа, а размещенные на ее борту ядерные торпеды могут уничтожить целый город. В статье написали, что с «Белгородом» Москва сможет поразить вражеские базы ВМС или авианосцы практически в любой точке Европы или на восточном побережье США.

К-329 «Белгород» проекта 09852 создается на базе недостроенной атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 949АМ. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же лодка-носитель будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования, а так же и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.

«В истории строительства отечественного атомного подводного флота специалисты выделяют так называемое «золотое десятилетие» — это вторая половина 1960-х годов — середина 1970-х годов», — напомнил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко. Собеседник издания рассказал, что в этот период флоту ежегодно передавалось до десяти атомоходов различных проектов, из них по четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения.

«Конечно, возможности СССР и современной России – это не одно и то же, но сам факт ускорения строительства подводного флота ничего кроме удовлетворения не вызывает», – отметил адмирал.

Как рассказал собеседник агентства, также «Адмиралтейские верфи» сдадут флоту две дизель-электрические подлодки: «Волхов» проекта 636.3 и первую серийную субмарину проекта 677 «Кронштадт».

На последней будет обычная, а не воздухонезависимая энергетическая установка.

К сожалению, в России пока нет дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой. Ранее утверждалось, что первые ВНЭУ получат субмарины проекта 677 «Лада». Тем не менее, принятый в состав флота «Санкт-Петербург» и строящиеся «Кронштадт» и «Великие Луки» будут оснащены традиционной для лодок этого проекта энергетической установкой.

И только следующая субмарина этого проекта получит ВНЭУ. Спустить на воду ее предполагается до 2025 года. Насколько известно, в основу отечественной воздухонезависимой установки будет заложен паровой реформинг с электрохимическим генератором на твердотельных элементах.

Появление ВНЭУ на отечественных ДЭПЛ резко улучшит их конкурентные преимущества в сравнении с западными аналогами. В сочетании с ракетным комплексом «Калибр» это будет поистине грозное оружие.

В Объединенной судостроительной корпорации сказали ТАСС, что «корпорация поставляет государственному заказчику все корабли в соответствии с согласованными графиками». Таким образом там ответили на просьбу прокомментировать информацию источника агентства.

Планируется, что до конца этого года ВМФ получит две подлодки. В июне гендиректор «Севмаша» Михаил Будниченко сообщил, что до конца текущего года флоту передадут головную подлодку проекта 955А «Князь Владимир». В марте глава «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков рассказал, что в 2019-м заказчик получит первую субмарину проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский» для Тихоокеанского флота.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу ранее отмечал, что до конца года флоту передадут три подлодки: одну дизельную и две атомные. Источник в сфере оборонной промышленности пояснил ТАСС, что одной из атомных субмарин должна была стать «Казань», но ее сдачу перенесли на 2020 год.

В советское время ВМФ в отдельные годы получал более десяти подлодок, как, например, в 1971 году, когда промышленность передала флоту СССР 12 только атомных субмарин различных классов.

В начале месяца источники в Главкомате ВМФ сообщили «Известиям», что российский флот получит современную противолодочную управляемую ракету (ПЛУР). По данным газеты, ПЛУР находится в высокой степени готовности. Она предназначена для уничтожения вражеских субмарин на расстояниях в десятки километров, указали в статье. Наводиться оружие будет с помощью патрульного самолета или вертолета. Сама ПЛУР будет расположена в универсальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), рассказали в издании.

По информации журналистов, конструктивно ракета напоминает матрешку с малогабаритной торпедой в головной части. Попав в заданный район, оружие отделяется от носителя, а затем самостоятельно находит и поражает вражескую субмарину.

«Гарантия уничтожения вражеской подводной лодки этим видом оружия превышает 90%.

От неминуемой гибели субмарину может спасти только техническая неисправность боеприпаса или ошибка экипажа корабля, неверно определившего район, где находится противник», — пояснил бывший начальник Главного штаба ВМФ, адмирал Валентин Селиванов.