Наум акимович сенявин

Сенявин, Алексей Наумович

Алексей Наумович Сенявин (Синявин; 5 октября 1722 — 11 августа 1797) — русский адмирал из рода Сенявиных, командующий Донской и Азовской военными флотилиями.

Биография

Происхождение

Родился 5 октября 1722 года. Сын петровского вице-адмирала Наума Акимовича Синявина (1680—1738) и Нениллы Фёдоровны Языковой (1688—1738), двоюродный дядя адмирала и члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Сенявина.

Служба

Алексей Наумович, в уважение заслуг отца, начал службу во флоте прямо с мичманского чина 5 сентября 1734 году. В 1735—1739 годах, состоя адъютантом при своём отце, принимал участие в русско-турецкой войне. По окончании войны был переведён в Балтийский флот и в 1741—1743 годах сражался против шведов. Следующей кампанией Сенявина была Семилетняя война, где он, командуя линейным кораблём «Св. Павел», отличился в 1760 году при морской блокаде крепости Кольберг. В 1762 году Сенявин, будучи в чине капитана 1-го ранга, вышел в отставку.

Вся блестящая деятельность адмирала, как лучшего моряка своего времени, принадлежит царствованию императрицы Екатерины II.

Вновь призванный на службу в 1766 году в качестве генерал-казначея Адмиралтейства, Сенявин через два года был произведен в контр-адмиралы. 9 ноября 1768 года, по случаю начавшейся войны против турок, императрица поручила ему организацию Донской экспедиции с задачей построить на старых петровских верфях на Дону различного типа суда, которые могли бы затем действовать на Азовском и Чёрном морях. Поручение, требовавшее быстроты и особой сообразительности, привело к возрождению Донской (Азовской) флотилии, задача которой заключалась в том, чтобы оказать активное содействие сухопутным войскам, начавшим вскоре военные действия в Причерноморье и Крыму. В 1769 году Сенявин был произведён в вице-адмиралы, ему также было поручено восстановление Таганрога.

Для лучшего успеха морского предприятия, требовалось избрать такой род военных судов, который бы отвечал как местным условиям плавания на мелководных местах, так и боевым требованиям, потому что опыты прежних лет в этом отношении были неудовлетворительны. Такой новый род судов, получивший название «новоизобрётенных кораблей», и соединявший все искомые условия, был построен к 1771 году на Дону и, сплавленный к Таганрогу, помог овладению Крымом со стороны наших войск; за эти труды Сенявин был в 1771 году награждён орденом св. Александра Невского.

В 1773 году Сенявин с порученною ему флотилией уже действовал так успешно против турок на море, что навсегда закрыл неприятельским судам вход в Азовское море занятием крепостей Ени-Кале и Керчи. В следующем 1774 году с флотилией, стоявшей у Керченского пролива, он отразил нападение турецкого корабельного флота, и несмотря на крайнее неравенство сил, принудил его отступить с уроном.

Таким образом, условиями заключенного в этом году Кучук-Кайнарджийского мира, благодаря содействию Донской флотилий, России были возвращены Азов и Таганрог и отданы Керчь с Еникале, открывавшие для русских судов вход в Чёрное море.

В 1775 году после победы в Русско-турецкой войне 1768—1774, возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота. Для определения места, была организована экспедиция, которую и возглавил Сенявин. Именно он выбрал место для основания Херсона и предложил строить корпуса судов, под прикрытием укрепления Александр-Шанц, а после этого спуская их в Днепро-Бугский лиман, оснащать орудиями, мачтами и такелажем. Так и строили корабли в Херсонском адмиралтействе, вплоть до его ликвидации в 1827 году.

Наградами трудов и заслуг Сенявина было производство его в адмиралы 10 июля 1775 года, а также пожалование орденов св. Анны 1-й степени, св. Андрея Первозванного (1794 год) и св. Владимира 1-й степени (1795 год).

В 1788 году, за понесенными трудами и тяжёлой болезнью, он был уволен от службы, но в 1794 году, по выздоровлении, снова поступил, с назначением присутствовать в Адмиралтейств-коллегии.

Умер 11 августа 1797 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры; в 1870-х годах его прах там же был перенесён на Тихвинское кладбище. На могиле установлена мраморная колонна, увенчанная урной с пламенем. На доске помещена следующая эпитафия, сочинённая будущим санкт-петербургским вице-губернатором С. Н. Завалиевским:

Синявин Наум Акимович

«Общий Морской Список», Часть I.

От основания флота до кончины Петра Великого. Стр. 341 – 347

1698 г. Поступил на службу в матросы и в бомбардирскую роту в солдаты.

1699 г. Находился в керченском поход на корабле «Отворенные врата», под командою капитана Петра Михайлова (Государя).

1702 г. Был в походе под Шлиссельбургом.

1703 г. Был в походе под Канцами.

1704 г. Тоже, под Нарвой и Юрьевым.

1705 г. Состоял в команде на шняве «М у н к е р».

1706 г. Пожалован в боцманматы. Состоял в команде на шняве «М у н к е р». Октября 12, был послан из Выборга с партией, на лодках, для взятия шведских купеческих судов. По нечаянности, сойдясь с шведским военным ботом «Э с п е р н», лодки свалились с ним на абордаж и, не смотря на сильное сопротивление неприятеля, овладели судном; затем, отбили нападение другого бота, подоспевшего на помощь атакованному. В деле этом был ранен.

1707 г. Состоял в команде шнявы «М у н к е р». Ноября 23, произведен в боцмана.

1708 г. марта 24. В бытность в Воронеже, пожалован в поручики. Находился в плавании на шняве «М у н к е р». В мае, под начальством Боциса, на бригантинах ходил в шхеры и участвовал в разорении города Борго. В августе, командуя двумя бригантинами, находился в сражении со шведами во время переправы их чрез Неву. В октябре, по званию капитана гренадерской роты, участвовал в поражении шведов у Сойкиной мызы, причем ранен в ногу.

1709 г. Сопровождал Государя в поездке в Воронеж, Азов и Троицкое. В июле, поехал под Полтаву, потом сопровождал Государя в поездке до Петербурга и далее до Москвы. Декабря 23, пожалован в поручики Преображенского полка.

1710 г май. Находился при Государе на шняве «М у н к е р», и принимал участие в конвоировании транспорта с провиантом до Выборга. Привел из Новой Ладоги построенный там корабль «В ы б о р г», и находился на нем в пробном плавании до Красной горки.

1711 г. Сопровождал Государя в Прутском походе, потом в путешествии чрез Варшаву, Торн, Карлсбад, Эльбинг, Кенигсберг до Петербурга, причем на него возлагалось заготовление судов в тех местах, где путешествие совершалось водой.

1712 г. На свадьбе Государя состоял в числе шаферов. Сопровождал Государя в плавании на корабле «С а м с о н» до Выборга, а потом в путешествии в Померанию, и из Грибсвальда послан в Копенгаген с поручением привести оттуда в Ревель три купленные корабля.

1713 г. февраля 5. Приняв в Копенгагене командование над кораблем «Р а н д о л ь ф», одним из трех купленных, прибыл с ним и с двумя другими в начале марта в Ревель. 3-го апреля произведен в капитан-поручики. Командуя тем же кораблем, вышел из Ревеля, в отряде под начальством капитан-командора Вейбранта Шельтинга, и у Сескаря присоединился к эскадре вице-адмирала Крюйса, с которой находился в плавании до Ревеля и принимал участие в неудачной погоне за шведскими кораблями. По возвращении в Петербург, заведывал вооружением тялок.

1714 г. апрель. Послан в Ревель для приема приведенных туда покупных кораблей, а также для проводки из Рогервика в Ревель кораблей, пришедших из Архангельска. Находился в плавании на одном из судов эскадры Вейбранта Шельтинга. В октябре, вступил в командование вновь построенным кораблем «Н а р в а», и проводил его из Петербурга на Котлин.

1715 г. января 26 Произведен в капитаны 4-го ранга. Находился на корабельной эскадре под начальством адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина на корабле «И н г е р м а н л а н д», а потом вступил в командование кораблем «Св. Екатерина». Августа 16, командуя кораблем «С т р а ф о р д», под конвоем английской эскадры Нориса, отправился из Ревеля в Англию и Голландию для закупки там разных припасов, и найма морских служителей. Зайдя ненадолго в Лондон, перешел к острову Текселю, где и остался на зимовку.

1716 Г. Командуя тем же кораблем перевез на нем в Копенгаген нанятых для нашего флота в Голландии морских служителей. Затем, приняв в команду корабль «Д е в о н ш и р», , поступил с ним в состав эскадры, собравшейся на Копенгагенском рейде, и участвовал с нею в крейсерстве в Балтийском море и в плаваніи с союзными флотами, под штандартом Государя, к Борнхольму. Осенью возвратился в Ревель.

1717 г. май. Переименован в капитаны 3-го ранга. В сентябре, командирован князем Меншиковым на гальот к Сойкиной мызе, простояв против которой около месяца, возвратился в Петербург. В октябре, проводил на камелях из Петербурга к Котлину корабль «Св. Александр».

1718 г. май. Произведен в Капитаны 2-го ранга. Командуя кораблем «Р и г а», находился в плавании в эскадре под начальством адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина.

1719 г. январь. Послан в Гамбург для принятия команды над кораблем «Р а н д о л ь ф», и для привода оттуда в Петербург яхты, подаренной Государю королем прусским. В начале мая прибыл с кораблем и яхтой в Ревель и, затем, на яхте перешел в Петербург. Мая 24, посланный в крейсерство, с отрядом из 6 кораблей и 1 шнявы, и имея брейд-вымпел на корабле «П о р т с м у т», между островами Эзелем и Готско-Сандо атаковал шведские 1 корабль, фрегат и бригантину, под командой капитан-командора Врангеля. После жаркого часового боя заставил шведские суда сдаться, за что 17 июня пожалован, чрез чин, в Капитан-командоры. В июле и августе, командуя кораблем «Св. Екатерина», находился в плавании в Балтийском море и у острова Аланда для охранения галерного флота, действующего у берегов Швеции, и ходил, с отрядом из 3-х кораблей, к Никепингу, для наблюдения за неприятельскими судами. По возвращении в Петербург, вступил в командование кораблем «Св. Исаак-Виктория», имея повеление от Государя вооружить его к осени. Заведывал также работами по подъему затонувших близ Котлина кораблей «Л о н д о н» и «П о р т с м у т».

1720 г. Пожаловано ему имение из отписанных в казну деревень Соловьева, в Рязанском уезде.

1721 г. января 31. Назначен присутствовать в адмиралтейств-коллегии. Командовал кораблем «Св. Андрей», состоявшим в Котлинской эскадре, под начальством вице-адмирала Петра Михайлова (Государя), имевшего флаг на корабле «И н г е р м а н л а н д». В сентябре, командуя эскадрой кораблей, и имея брейд-вымпел на корабле «Св. Александр», послан был от Котлина в Гельсингфорс. Октября 22, по случаю заключения мира со Швецией, произведен в шаутбенахты.

1722 г. Находился на Котлине, исполняя должность командующего флагмана. В феврале, уволен для лечения к «марцыальным» водам. В ноябре, был командирован депутатом от адмиралтейств-коллегии в Воронеж, приписные к адмиралтейству города и на заводы, «для освидетельствования».

1723 г. Имея флаг на корабле «С в. А н д р е й», находился в плавании в эскадре под начальством генерал-адмирала графа Апраксина.

1724 г. Находился в плавании в эскадре вице-адмирала Вильстера. По именному указу послан в Москву.

1725 г. Пожалован орденом св. Александра Невского. Посылался депутатом от адмиралтейств-коллегии в Кронштадт при вооружении и разоружении флота, и заведывал морской корабельной командой в Петербурге.

1726 г. Имея флаг на корабле «Д е р б е н т», состоял в эскадре генерал-адмирала графа Апраксина. Осенью отправился в Ревель с отрядом судов, имея флаг на корабле «Н е п т у н у с». По возвращении в Петербург стал присутствовать в адмиралтейств-коллегии. В декабре, послан депутатом в Москву, Тавров и на заводы, «для наилучшего исследования дел».

1727 г. марта 28. Назначен членом комиссии при кабинете Ея И. В. для рассмотрения окладов и расходов двух воинских коллегий (военной и адмиралтейской). Мая 6, произведен в вице-адмиралы. Начальствуя отрядом судов и имея флаг на корабле «Д е р б е н т», ходил в Киль для отвоза туда герцога и герцогини Голштинских. Мая 25, пожалована ему деревня

1728 г. апреля 15. Назначен главным командиром над галерным флотом. Находился депутатом от коллеги при вооружении флота в Кронштадте. Ноября 5, назначен в Воронеж и Тавров для наблюдения за разломкой кораблей и судов, построенных до 1710 года.

1729 г. марта 29. Пожаловано ему 1167 душ крестьян. Находился в Москве и докладывал, по делам адмиралтейств-коллегии, Верховному тайному совету, от имени которого по прибытии в Петербург объявил коллегии благодарность за уменьшение 200,000 рублей из суммы, ассигнованной на содержание флота. Принял главную команду над галерным флотом. В июне ему пожалованы, из приписных к Тырпицким заводам деревни, для осмотра которых уволен в отпуск на месяц.

1730 г. февраля 21. Указом Верховного тайного совета потребован в Москву с отчетом о корабельном и галерном флотах. По возвращении из Москвы по-прежнему вступил в командование галерным флотом.

1731 г. Посылался от коллегии депутатом на Сестрорецкие заводы.

1732 г. января 25. Назначен членом воинской морской комиссии. Был депутатом от коллегии при вооружении и разоружении флота в Кронштадте. Июля 25 повышен в вице-адмиралы синего флага, и в августе, сдал главную команду над галерным флотом адмиралу Ивану Михайловичу Головину.

1733 г. Находясь в Кронштадте депутатом от коллегии при вооружении и разоружении флота, произвел, согласно новому положению, расписание команд по ротам. В декабре, за отсутствием Гордона, назначен исправлять должность главного командира в Кронштадте.

1734 г. Находился с флотом в плавании к Данцигу, имея флаг на корабле «Св. Александр», и принимал участие в военных действиях; а по возвращении послан с отрядом судов, имея флаг на корабле «Ш л и с с е л ь б у р г», в Ревель, по прибытии куда исправлял должность главного командира. В награду за долговременную службу, по его просьбе.

Высочайше повелено двух его сыновей принять на флот мичманами.

1735 г. Находился в Риге, для наблюдения за отправкой оттуда в Кронштадт хлеба, перевозка которого происходила на военных судах, бывших в этом году в кампании.

1737 г. Назначен начальником Днепровской флотилии, находившейся при Очакове.

1738 г. май. Скончался в Очакове.

РБС/ВТ/Сенявин (Синявин), Алексей Наумович

Сенявин, (Синявин) Алексей Наумович, адмирал, род. 1716 г., ум. 10 августа 1797 г. Сын известного Петровского адмирала Наума Акимовича Синявина, А. Н., в уважение заслуг отца, начал службу во флоте прямо с мичманского чина в 1734 году, и повышаясь постепенно в чинах, был уволен в 1762 г. от службы капитаном 1 ранга. Вся блестящая деятельность адмирала, как лучшего моряка своего времени, принадлежит царствованию императрицы Екатерины II. Вновь призванный на службу в 1766 г. сперва в качестве генерал-казначея, С. через два года переименован был в контр-адмиралы, и по случаю готовившихся военных действий против турок, императрица возложила на него важное поручение: заложить на старых петровских верфях по р. Дону различного типа суда, которые могли бы сплавляться до Азовского и Черного морей. Поручение, требовавшее быстроты и особой сообразительности, вело к возрождению донской флотилии, задача которой заключалась в том, чтобы оказать, на первый случай, активнее содействие сухопутным нашим войскам, начавшим вскоре военные действия по прибрежьям Крымского полуострова. Для лучшего успеха морского предприятия, требовалось избрать такой род военных судов, который бы отвечал как местным условиям плавания на мелководных местах, так и боевым требованиям, потому что опыты прежних лет в этом отношении были неудовлетворительны. Такой новый род судов, получивший название «новоизобретенных кораблей», и соединявший все искомые условия, был построен к 1771 г. и, сплавленный к Таганрогу, помог овладению Крымом со стороны наших войск, а в 1773 г., С. с порученною ему флотилиею уже действовал так успешно против турок на море, что навсегда закрыл неприятельским судам вход в Азовское море занятием крепостей Еникале и Керчи. В следующем 1774 г., с флотилиею стоявшею у Керченского пролива, он отразил нападение турецкого корабельного флота, и несмотря на крайнее неравенство сил, принудил его отступить с уроном. Таким образом, условиями заключенного в этом году Кучук-Кайнарджийского мира, благодаря содействию донской флотилий, России были возвращены Азов и Таганрог и отданы Керчь с Еникале, открывавшие для наших судов вход в Черное море. Исполнилась заветная мечта Петра Великого. Наградами неимоверных трудов С. было производство его в вице-адмиралы (1769 г.) и в адмиралы (1775 г.), а также пожалование орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. В 1788 г., за понесенными трудами, он был уволен от службы, но в 1794 г., по выздоровлении, снова поступил, с назначением присутствовать в Адмиралтейств-коллегии.

«Общий морской список». т. IІ. — «Краткая история русского флота», выпуск 1.

Гордость Русского Флота.Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин.

Выдающийся русский флотоводец конца XVIII — начала XIX столетия Дмитрий Николаевич Сенявин родился 6 августа 1763 года в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии Его предок Наум Сенявин прославился крупной морской победой в бою у о. Эзель в 1719 г. во время Северной войны. Отец Дмитрия Николаевича тоже служил во флоте. В феврале 1773 года 10-летнего Дмитрия определили при помощи его дяди А.Н. Сенявина в Морской шляхетский кадетский корпус.

Первые три года кадет мало утруждал себя знаниями, однако наставления дяди-флотоводца и старшего брата, уже офицера, заставили подростка взяться за учёбу. В 1777 году Сенявина произвели в гардемарины. Следующим летом он впервые ходил в плавание от Кронштадта до Ревеля и обратно. В 1779 году в эскадре контр-адмирала Хметевского на корабле “ Преслава “выходил для защиты нейтрального судоходства. Плавание у берегов Норвегии оказалось неплохой школой. Когда в начале 1780 года Дмитрий Сенявин на отлично сдал выпускные экзамены, он уже имел точное представление, что такое морская служба.
1 мая 1780 года выпускник корпуса мичман Сенявин на корабле “Князь Владимир “ отправился с эскадрой а Атлантику для охраны судоходства, по результатам 2-х летного плавания командование отметило его “ отличное радение в службе “. После возвращения домой в 1782 году подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскйю флотилию. Сенявин служил на корабле “ Хотин “, на новом фрегате “Крым “. В 1783 году фрегат перешёл в Ахтиарскую бухту, где был основан Севастополь.
Севастопольская бухта.
Смышлёный Д.Н. Сенявин состоял флаг-офицером и адъютантом командира Севастопольского порта контр-адмирала Макензи, а после его смерти в 1786 году – контр-адмирала М.И. Войновича. В 1786 году его назначили командиром пакетбота “ Карабут “, доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту для посла России в Турции. Положение командира специального судна неминуемо связало его с князем Г.А. Потёмкиным, который летом 1788 года включил опытного моряка в свою свиту, сделав офицером по особым поручениям.
В сражении при Фидониси Д.Н. Сенявин состоял при Войновиче на корабле “ Преображение Господне “ и контр-адмирал отмечал храбрость, неустрашимость и расторопность своего флаг-капитана и представил его к награде. Для Сенявина это сражение явилось школой управления эскадрой. Потёмкин направил капитан-лейтенанта к царице с известием о победе над турецким флотом. Екатерина II “ за весть радостную и жданную “ наградила его золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами и наполненной червонцами.
“Преображение Господне“.
После возвращения Потёмкин назначил Сенявина своим генеральс-адъютантом и присвоил ему чин капитана 2-го ранга. На берегу Сенявин долго не засиделся. Осенью, командуя кораблём “ Полоцк “ и отрядом вооружённых судов, Сенявин уничтожил у берегов Анатолии 11 турецких транспортов, нападал на турецкие порты Вонна, Карасу, сжёг склады на берегу, взял пленных, за что получил орден Святого Георгия 4-го класса. В марте 1790 года Д.Н. Сенявина назначили командиром “ Навархия Вознесение Господне “, так как его достраивали, то он не смог принять участие в сражениях в Керченском проливе и при Гаджибее. На кампанию 1791 года Ф.Ф. Ушаков создал резервный отряд ( эскадру кайзер-флага ) из корабля “ Навархия Вознесение Господне “ и 2-х лучших фрегатов, чтобы атаковать флагман неприятеля в сражении при Калиакрии. Ф.Ф. Ушаков отметил командира корабля, который “ оказал храбрость и мужество “.
На следующий год Д.Н. Сенявин – командир корабля “ Святой Александр Невский “, на котором 4 компании крейсерствовал в Чёрном море. В январе 1796 года Дмитрия Николаевича произвели в капитаны 1-го ранга и дали “ под команду “ 74-х пушечный корабль “ Святой Пётр “. На нём Сенявин в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова отправился на Средиземное море и участвовал во всех боевых действиях в Архипелаге. За взятие крепости Святой Мавры он получил орден Святой Анны 2-й степени.
“ Навархия Вознесение Господне» в сражении при Калиакрии “.
“ Святой Пётр “ обстреливает одну из батарей острова Видо при взятии Корфу.
По возвращении эскадры на Родину Д.Н. Сенявин в 18800 году был произведён в капитаны генерал-майорского ранга и возглавил Херсонское адмиралтейство и порт, затем был перечислен в контр-адмиралы и переведён главным командиром порта Севастополь. В 1804 году Сенявина отозвали на Балтику и назначили командиром Ревельского порта. Контр-адмирал за отведённый ему небольшой срок организовал ремонт маяков, помещений некоторых мастерских В 1805 году комиссия, обследовавшая порт, отметила значительное улучшение казённых сооружений и запущенное состояние дома самого командира порта.
Для защиты Ионических островов, где остров Корфу являлся основной базой русского флота, были направлены военные корабли. К началу 1806 года в Адриатическом море сосредоточилась эскадра, состоявшая из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок, госпитального судна и 2 транспортов. На кораблях и судах имелось на вооружении 1154 пушки. Общее количество членов экипажей достигало 7908 человек. Помимо этого на кораблях находился десант в 13000 человек. Командовал эскадрой вице-адмирал Д.Н. Сенявин, унаследовавший военно-морское искусство Ф.Ф. Ушакова. Сенявин был не только учеником Ушакова, но и настойчивым борцом за сохранность и преемственность лучших боевых традиций на русском флоте. Он же с 13 мая 1806 года осуществлял общее руководство всеми морскими и сухопутными силами на Средиземном море.
Для ведения боевых действий эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина, включавшая в себя семь 74-пушечных линейных корабля, один 64-пушечный линейный корабль, 50-пушечный фрегат, 32-пушечный шлюп и десант из двух батальонов пехоты и 270 албанских стрелков, вышла из Корфу к Архипелагу. К Дарданеллам эскадра подошла 24 февраля 1807 года. Сенявин принял решение блокировать Дарданеллы, захватить крепость на острове Тенедос, чтобы создать базу блокадного флота, а затем вынудить турецкий флот принять сражение в море. Оставив 2 корабля при устье пролива, с остальными Сенявин подошёл к острову турки отказались сдаваться. Сенявин высадил десант и лично шёл с одним из отрядов. Совместными действиями артиллерии кораблей и высаженных войск турецкие укрепления были взяты. 10 марта турки капитулировали. Оставшийся гарнизон в 1200 человек и всё турецкое население перевезли на материк, было захвачено 79 пушек и 3 мортиры. Тенедос стал базой русских блокадных действий.
7 мая 8 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 малых судов под командованием капудан-паши Сейит-Али ( Саид-Али ) попытались отбить остров и крепость, но, не сумев осуществить намеченного, отошли к острову Мавро. Воспользовавшись попутным ветром 10 мая Сенявин приказал атаковать неприятельский флот. Турецкие корабли, подняв паруса и не вступая в бой, поспешили к Дарданеллам. Началось преследование.
Линейный корабль “ Твёрдый “ в бою.
Дарданелльское сражение.
Русская эскадра состояла из 10 линейных кораблей : “ Уриил “ ( капитан 1-го ранка М.Т. Бычевский ), “ Твёрдый “ ( флагманский Д.Н. Сенявина, капитан 1-го ранга Д.И. Малев ), “ Сильный “ ( капитан-командор И.А. Игнатьев ), “ Ярослав “ ( капитан 2-го ранга Ф.К. Митьков ), “ Селафаил “ ( капитан 2-го ранга П.М. Рожнов ), “ Елена “ ( капитан 2-го ранга И.Т. Бычевский ), “ Скорый “ ( капитан 1-го ранга Р.П. Шельтинг ), “ Мощный “ ( капитан 1-го ранга В. Кровве ), “ Рафаил” ( капитан 1-го ранга Д.А. Лукин ), “ Ретвизан “ ( флаг контр-адмирала А.С. Грейга, капитан 2-го ранга М.М.Ртищев ) и фрегат “ Венус “ ( капитан-лейтенант Е.Ф. Развозов ).
Около 18часов задул западный ветер, и русские корабли, нагоняя турецкую эскадру, вблизи Дарданелл стали поодиночке вступать в бой с ближайшими кораблями противника. Первым открыл огонь фрегат “ Венус “, атаковав отставший турецкий корабль. Ближе остальных кораблей к туркам находились “ Ретвизан “, “ Рафаил “, “ Селафаил “. Умело маневрируя, они шли за уходящим к проливу противнику и атаковали их на самых коротких расстояниях. “ Ретвизан “ атаковал вице-адмиральский корабль, дав залп ему в корму. Затем он поразил двумя залпами следующий в стою турецкий корабль. “ Рафаил “ вступил в бой с турецким кораблём, который ранее аткаовал “ Венус “. “ Селафаил “, догнав в 18.30 100-пушечный корабль капудан-паши, дал по нему два залпа в корму, Саид-Али вынужден был изменить курс. В этот момент к турецкому флагману подошёл “ Твёрдый “ и дал залп всем бортом. При этом он так близко подошёл к турецкому кораблю, что реи их почти соприкасались. Д.Н. Сенявин стремился в первую очередь атаковать турецкого флагмана. Но поскольку “ Твёрдый “ слишком близко подошёл к берегу, он был вынужден повернуть на обратный галс. Турецкого флагмана успел поразить продольным залпом “ Селафаил “, после чего сильно повреждённый корабль капудан-паши смог укрыться в Дарданеллах под прикрытие береговых батарей. Затем “ Селафаил “ подошёл под корму другого турецкого корабля, идущего в Дарданеллы, и сделал насколько залпов, прежде чем тот вошёл в пролив. “ Твёрдый “ нанёс серьёзные повреждения кораблю под вице-адмиральским флагом. “ Уриил “ так близко сошёлся с другим турецким кораблём под вице-адмиральским флагом, что своим такелажем сломал у турка утлегарь ( продолжение бушприта ). Преследуя турок, русские корабли вели бой, по способности меняя курс, убавляя и и прибавляя парусов, часто заходя под корму противника, часто ведя огонь с обоих бортов. В наступившей темноте береговые батареи часто поражали своих. Темнота позволила туркам скрыться в проливе. Три турецких корабля не успели войти в пролив и сели на мель где были добиты утром следующего дня. В бою турки потеряли 2000 человек , русские – 83 человека. В числе погибших был капитан-командор И.А. Игнатьев, вместо него командиром “ Сильного» был назначен капитан-лейтенант Д.С. Шишмарёв. Эта победа явно показала неизмеримое превосходство личного состава русской эскадры над турками. Капудан-паша Саид-Али приказал казнить своего вице-адмирала и дух командиров кораблей.
Афонское сражение.
Тесная блокада столицы Турции была одной из причин восстания в Константинополе и свержения с престола султана Селима III. Вскоре в Константинополе начались голодные бунты. Новый султан Мустафа IVповелел капудан-паше Саид-Али идти в море и “ отнять “ у Сенявина остров с крепостью Тенедос. 10 июня турецкий флот под командованием Саид-Али ( 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 корвета, 2 брига всего 1200 пушек ) вышел из Дарданелл и стал у восточного берега острова Имброс.
Афонский морской бой.
Оставив и Тенедоса бриг “ Богоявленск “ ( лейтенант П.А. де Додт ), накануне пришедший с Корфу, и два греческих судна, Д.Н. Сенявин направился к северу от о. Имброс, чтобы отрезать противника от Дарданелл, а затем навязать ему бой. 15 июня, когда русская эскадра находилась между островами Имброс и Самофракия , турецкий флот спустился к о. Тенедос и обстрелял крепость. 16 июня с Анатолийского берега был перевезён турецкий десант ( 7000 ), который начал осаду крепости. Русский гарнизон ( 600 человек ) атаковал противника в момент его высадки, а артиллерия крепости и “ Богоявленска “ вела огонь по турецким кораблям. Эскадра Д.Н. Сенявина 17 июня направилась к о. Тенедос, отрезая турецкий флот от Дарданелл. Турецкие корабли, чтобы избежать сражения, ушли в западном направлении. Обеспечив оборону своей базы и оставив у Тенедоса “ Венус “, “ Шпицберген “, “ Богоявленск “ и два корсарских судна , Сенявин с 10 линейными кораблями ( 754 орудия ) направился на поиск противника.
19 июня 1807 года в пятом часу утра у юго-западной оконечности о. Лемнос были обнаружены корабли противника. Турецкая эскадра состояла из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпов и 2 бригов – всего 1196 орудий, в полтора раза больше, чем русских. Построившись в боевой порядок : линейные корабли составляли первую линию, в центре которой находились флагманские корабли, фрегаты располагались во второй линии. Готовясь к бою Д.Н. Сенявин применил новый тактический приём – каждого из трёх турецких флагманов должны были атаковать два русский корабля с одного борта на дистанции картечного выстрела. Для атаки турецких флагманов были назначены : “ Рафаил “ с “ Сильным”, “ Селафил “с “ Уриилом “ и
” Мощный “ с “ Ярославом “, что обеспечивало превосходство атакующих в артиллерийском огне. Остальные корабли под командованием Д.Н. Сенявина и младшего флагмана контр-адмирала А.С. Грейга должны были в случае необходимости усилилить атакующих и воспрепятствовать кораблям турецкого авангарда прийти на помощь своим флагманским кораблям. Избирая объектом главного удара флагманские корабли турок, Сенявин учитывал особенности противника ; личный состав турецкого флота хорошо сражался только до тех пор, пока держался флагман.
Атака флагманских турецких кораблей.
В 7.45 шесть кораблей тремя тактическими группами на параллельных курсах начали сближаться с противником почти перпендикулярно его боевой линии с тем , чтобы одновременно атаковать все флагманские турецкие корабли. Если бы они шли кильватерной колонной, то тактическое развёртывание заняло бы значительное время. Наши суда, не отвечая на шквальный огонь противника, в молчании приближались к туркам и, только подойдя на картечный выстрел, открыли жёсткий прицельный огонь. Первым к линии противника подошёл “ Рафаил “. Он дал залп из всех орудий левого борта (заряженных сдвоенными ядрами) по кораблю Саида-Али “Мессудие “. Однако, потеряв управление из-за повреждённых парусов, “ Рафаил “ сам свалился под ветер и прорезал неприятельскую линию между “ Мессудие” и “ Сед-эль-Бахри “. Его атаковали два линейных корабля, два фрегата и бриг.
“ Мессудие “ уже готовился свалиться на абордаж, но меткие выстрелы “ Рафаила “заставил капудан-пашу отойти. Вслед за “ Рафаилом “ вступили в бой остальные корабли атакующей группы, действуя против назначенных им кораблей противника. “ Уриил “ вынужден был перенести огонь с “ Сед-эль-Бахри “ на “ Мессудие “ чтобы помочь “Рафаилу “. К 9 часам все атакующие корабли встали на свои места против трёх турецких флагманов. С дистанции картечного и даже ружейного выстрела они метким огнём наносили им серьёзные повреждения в парусном вооружении и поражали личный состав турецких кораблей. При этом “ Селафаил “ почти час сражался один на один с “ Сед-эль-Бахри “. Около 9 часов Д.Н. Сенявин на “ Твёрдом “, а вслед за ним и остальные три корабля его группы – “ Скорый “, “ Ретвизан “, “Святая Елена “ – вышли в голову турецкого флота. “ Твёрдый “, сбив выдвинувшийся вперёд турецкий фрегат, преградил путь головному кораблю и дал по нему продольный залп почти в упор. Получив сильнейшие повреждения, турецкий корабль лёг в дрейф и тем самым остановил движение всех остальных кораблей. Не выдержав огня русских кораблей, турецкий флагман “ Мессудие “ около 10 часов вышел из боя и уклонился к западу. По сигналу Д.Н. Сенявина за ним устремился “ Сильный “, войдя в самую гущу неприятельского флота и громя их с обоих бортов. Турецкие корабли стали уходить к полуострову Афон. Сильно повреждённый “ Сед-эль-Бахри “ и конвоирующие его линейный корабль и два фрегата направились в залив Айон-Орос. Д.Н. Сенявин послал вдогонку “ Селафаил “ и “ Уриил “ В ночь на 20 июня “ Сед-эль-Бахри “ был захвачен у полуострова Афон “ Селафаилом “ Сопровождавшие турецкий флагман корабли при появлении русского корабля бросили повреждённый корабль и ушли в глубь залива к остову Николинда. “ Селафаил “ взял “ Сел-эль-Бахри “ на буксир и повёл его к эскадре. Для преследования и уничтожения линейного корабля и фрегатов, укрывшихся в заливе Айон-Орос, Сенявин направил “ Ретвизан ”, “ Сильный “, “ Уриил “ и “ Святую Елену “ под командованием А.С. Грейга. Утром 21 июня, видя безвыходность своего положения, не решаясь вступить в бой, корабль и оба фрегата выбросились на мель и после своза команд на берег были сожжены. Ещё один линейный корабль и фрегат не могли держаться на воде и были сожжены самими турками у острова Тино, а два фрегата потонули у острова Самотраки. Флот султана лишился 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, корвета и более 1000 человек убитыми и на долго перестал существовать как боевая сила. Потери русской эскадры составили 77 убитыми и 182 раненый ( в числе погибших был и командир “ Рафаила “ капитан 1-го ранга Д.А. Лукин ).
Буксировка пленённого “ Сед-эль-Бахри “ русским линейным кораблём “ Селафаил “.
Если бы русская эскадра продолжила преследование турок, разгром их был бы полным. Но известие об опасном положении русского гарнизона на о. Тенедосе, атакованного сильным турецким десантом, заставило Д.Н. Сенявина вместо преследования разбитого турецкого флота спешить к Тенедосу куда она прибыла 25 июня. Если бы эскадра не подоспела, гарнизон не смог бы дольше удерживать остров. Избегая кровопролития Сенявин предложил туркам сдаться. Турецкий командир принял условия, и 28 июня около 5000 турок было перевезено на берег, все осадные орудия и оружие были сданы русским.
В1807 году, когда в ходе англо-русской войны 1807-1812 годов русская эскадра, возвращавшаяся в Россию, была блокирована в Лиссабонском порту превосходящими силами английского флота, Д.Н. Сенявин вступил в переговоры с английским командованием и добился сохранения русских кораблей путём их интернирования до окончания войны. 5 августа 1809 года экипажи русских кораблей на транспортах были отправлены в Россию. Александр I оказался недоволен самостоятельными действиями Сенявина. По возвращении в Санкт-Петербург он был понижен в должности. Три года он исполнял должность командира Ревельской эскадры. 2 мая 1811 года Д.Н. Сенявина назначили командиром Ревельского порта.
Балтийский флот на Ревельском рейде.
Во время нашествия Наполеона на нашу родину в 1812 г. Сенявин подал царю просьбу об определении его в действующую армию. Александр I написал на прошении: «Где? В каком роде службы? И каким образом?» Адмирал был обижен этими вопросами. «Буду служить, — ответил он, — таким точно образом, как служил я всегда и как обыкновенно служат верные и приверженные русские офицеры». Александр I не любил подобные ответы, и Сенявин не был принят в действующую армию. Мало того, 21 апреля 1813 г. его уволили в отставку с половиной пенсии.
Во время движения декабристов, хотя Сенявин сам непосредственного участия в нем не принимал, имя знаменитого адмирала связывалось с декабристами. Из материалов следствия по делу декабристов явствует, что декабристы предполагали поставить его во главе Временного правительства России. Уже в последние годы жизни Д.Н. Сенявин снова был призван на службу. Приближалась новая война с Турцией. Сенявину поручено было командовать эскадрой, шедшей в Англию для дальнейшего следования в Архипелаг. В замечательном приказе, данном 5 августа 1827 г. на имя Гейдена, Сенявин выразил свое отношение к матросам:
«Весьма важным считаю обратить особенное внимание вашего сиятельства на обхождение гг. командиров и офицеров с нижними чинами и служителями. Сделанные мною замечания на сей предмет показывают мне, что гг. офицеры имеют ложные правила в рассуждении соблюдения дисциплины в своих подчиненных. Нет сомнения, что строгость необходима в службе, но, прежде всего, должно научить людей, что им делать, а потом взыскивать на них и наказывать за упущения. Надлежит различать упущение невольное от умышленного или пренебрегительного: 1) требует иногда снисхождения, 2) немедленного взыскания без послабления… Начальники и офицеры должны уметь возбудить соревнование к усердной службе в своих подчиненных ободрением отличнейших. Они должны знать дух русского матроса, которому иногда спасибо дороже всего. Непристойные ругательства во время работ не должны выходить из уст офицеров, а неисправность и проступки матросов наказуются по установленной военной дисциплине. Так как может случиться, что ваша эскадра будет употреблена на военные действия, то тем паче должны гг. командиры и офицеры приобресть к себе искреннюю любовь подчиненных, дабы с лучшею пользою употреблять их в нужное время… Предлагаю вашему сиятельству всякий раз, когда представится удобность, посещать корабли и фрегаты, в команде вашей состоящие, осматривать во всех частях исправность оных, содержание людей, больных и испытывать знание матросов в экзерцициях. Сверх того, слабые познания матросов, особенно в обращении с артиллерией, поставляют вас в непременную необходимость, как возможно чаще обучать их пушечной экзерциции и довести их до надлежащих успехов по сей части, ибо артиллерия решает победы».
В 1813 году Д.Н. Сенявин подал прошение об отставке. Только в 1825 году, когда на престол вступил Николай I, вспомнили о заслугах Николая Дмитриевича перед Отечеством. Царь вернул его на службу и даже назначил его своим генерал-адъютантом, наградил алмазным знаком ордена Святого Александра Невского и выдал пособие в 36000 рублей. В августе 1826 года Д.Н. Сенявина произвели в адмиралы. В 1830 году Д.Н. Сенявин долго болел и вынужден был уйти в отставку.
Умер Дмитрий Николаевич Сенявин 5 апреля 1831 года. Адмирал просил похоронить его скромно, но император организовал торжественное погребение и лично командовал почётным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка.
Именем Д.Н. Сенявина названы группа островов в архипелаге Каролинских островов, мыса в заливе Бристоль Берингова моря и на юге-востоке остова Сахалин, ряд кораблей русского и советского флота.
Покоится Д.Н. Сенявин в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Могила Д.Н. Сенявина.
Памятник Д. Н. Сенявину — Севастополь.
Боровск (Калужская область): памятник адмиралу Д.Н. Сенявину.

Дмитрий Николаевич Сенявин (1763–1831)

Существуют свидетельства о том, что прославленный адмирал Федор Федорович Ушаков неоднократно повторял: «Я не люблю, не терплю Сенявина, но он отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честью быть моим преемником в предводительствовании флотом».

Несходство характеров двух талантливейших флотоводцев не мешало им по достоинству ценить друг друга. Д. Н. Сенявин успешно продолжил дело своего учителя, творчески развил тактику ведения морского боя, обогатив ее новыми приемами. Время давно определило его место в русской истории как одного из создателей национальной школы военно-морского искусства.

Родился Дмитрий Николаевич Сенявин 6 августа 1763 года в селе Комлеве Боровского уезда. Как и большинство русских адмиралов, в детстве он не слышал ни гула прибоя, ни крика чаек, не видел морских просторов. Однако семейные традиции делали встречу с морем неизбежной: Сенявины были среди тех первенцев «гнезда Петрова», кто создавал военно-морской флот России, кто победил непобедимых до того шведов.

Грамоте мальчика обучил приходский священник. Дальнейшее обучение девятилетний Митя продолжил в городской школе (других учебных заведений в Боровске не было), в которой учились солдатские дети. Через год он поступил в Морской корпус.

Морской корпус находился тогда в Кронштадте и содержался весьма небрежно. Директор корпуса Иван Логинович Голенищев-Кутузов был обременен заботами по Адмиралтейству и частенько ездил в Гатчину ко двору наследника и генерал-адмирала Павла Петровича. Всеми делами в корпусе заправлял майор Голостенев, человек нрава крутого и большой любитель выпить. Этому «педагогу» доверил сына в феврале 1773 года Николай Федорович, сказавший на прощание: «Прости, Митюха, спущен корабль на воду, сдан Богу на руки. Пошел!»

С этого началось обучение Дмитрия Сенявина. Кадетов учили многим наукам, необходимым морякам: математике, астрономии, штурманскому и корабельному делу, иностранным языкам и т. д. Учили весьма хорошо, но присмотра за детьми не было никакого. Поэтому среди юнцов процветали леность и дурное поведение. Попав в такую среду, быстро сделался ленивцем и резвецом (хулиганом) свежеиспеченный кадет Сенявин. Три года просидел он в одном классе и вознамерился было совсем уйти из корпуса.

Намерения юноши стали известны родственнику, капитану первого ранга Сенявину. Он пригласил племянника к себе домой, отечески побеседовал с ним, а затем кликнул людей с розгами, и те славно высекли лоботряса. По окончании экзекуции дядя обласкал Дмитрия, но решительно предупредил: или прилежная учеба, или же «секанцы» каждую неделю.

Возвратясь в корпус и хорошенько поразмыслив, будущий адмирал сел за уроки. Память у него была отменная, а теперь появилось и прилежание. Очень скоро Сенявин стал одним из лучших среди воспитанников. Подействовали на него и рассказы старшего брата, Сергея, возвратившегося из плавания. Дмитрий твердо решил стать моряком. В 1778 году он был произведен в гардемарины и отправился в свое первое плавание на корабле «Преслава».

В начале 1780 года состоялись выпускные экзамены, Дмитрий Сенявин был лучшим по набранным баллам. 1 мая он получил назначение на корабль «Князь Владимир». А вскоре капитан бригадирского ранга Никифор Палибин повел корабли в Португалию, и мичман Сенявин впервые увидел просторы Атлантического океана.

В это время на Черном море началось строительство крупных парусных кораблей. Для комплектования их экипажей с Балтики на юг направлялись офицеры и матросы, имевшие опыт службы на таких судах. Отправился в 1782 году во главе партии из 13 матросов в Таганрог и Дмитрий Сенявин, вернувшийся из океанского похода.

Он был уже достаточно опытным мореходом, однако в битвах участия еще не принимал. В тишине прошли и его первые черноморские годы. На фрегатах «Крым» и «Скорый», на 66-пушечном корабле «Слава Екатерины», на двухмачтовом галионе «Темерник» крейсировал Дмитрий Николаевич, ставший уже лейтенантом (1783 год), у северного побережья Черного моря.

В 1786 году молодой лейтенант вступил в командование пакетботом «Карабут». На этом маленьком суденышке он доставлял депеши русскому посланнику в Турции Я. И. Булгакову. Встречи их были частыми. Маститый дипломат не гнушался бесед с молодым офицером, и, возможно, именно в Стамбуле Сенявин получил ценнейшие уроки политической игры, пригодившейся ему в дальнейшем.

Видимо, собеседники немало рассуждали и о вероятности войны с Турцией. Султан не мог смириться с потерей Крыма, а Россия намерена была и дальше укрепляться и расширяться в Крыму и Причерноморье. Об этом свидетельствовала демонстративная поездка императрицы Екатерины II в «полуденные края» в 1787 году.

В мае этого года Дмитрий Николаевич стал капитан-лейтенантом и назначен флаг-капитаном контр-адмирала М. И. Войновича, командующего Севастопольской эскадрой. Его-то и послал адмирал в Кременчуг навстречу императрице и Потемкину, чтобы доложить о готовности моряков принять августейшую особу. Видимо, всесильный фаворит заметил и запомнил молодого офицера.

В сентябре 1787 года война началась. Эскадра Войновича после неоднократных обращений Потемкина вышла в море. Поход оказался очень неудачным. Жесточайший шторм разметал русские корабли. Флагманское судно «Преображение Господне», на котором находились Войнович и Сенявин, оказалось на краю гибели: вода в трюме стремительно прибывала, помпы не работали. Матросы уже оделись в чистое белье, адмирал находился в полной растерянности. Лишь флаг-капитан не растерялся. Топором он обрубил ванты, на которых раскачивалась сломанная мачта. Затем Сенявин кинулся в трюм и организовал откачку воды. Трехчасовая каторжная работа завершилась тем, что корабль был спасен.

В кампанию 1788 года Севастопольской эскадрой по-прежнему командовал М. И. Войнович, авангардом эскадры — вновь Ф. Ф. Ушаков, а Дмитрий Николаевич, как и в прошлый год, был правой рукой командующего. 3 июля эскадра двинулась к Очакову и недалеко от острова Фидониси обнаружила турецкий флот, блокировавший Днепровско-Бугский лиман. Ф. Ф. Ушаков, командовавший авангардом, применил ряд новых тактических приемов, оказавшихся неожиданными для противника, и одержал победу.

Войнович и Сенявин находились вдали от битвы. Они видели все, но адмирал ничего не понял и не принял из действий Ушакова. А его флаг-капитан наблюдал памятливо, цепко, смекалисто, все наматывая на ус.

Войнович отправил своего любимца вестником победы к Потемкину, от Потемкина Сенявин помчался курьером в Петербург, где удостоился аудиенции у Екатерины II. На флот он вернулся капитаном второго ранга и стал генеральс-адъютантом фаворита.

Дмитрий Николаевич не стал отсиживаться на главной квартире. В сентябре 1788 года во главе отряда из четырех кораблей он двинулся к турецким берегам. С ходу ворвались русские корабли в Синопскую бухту и напали на пятерку вражеских судов. Пока береговые батареи открыли огонь, одно турецкое судно было потоплено, другое захвачено в плен. Корабли же Сенявина благополучно выбрались из бухты. Далее отряд двинулся вдоль анатолийских берегов. 13 транспортов с турецкой пехотой и конницей, провиантом пошли на дно. Поставленная задача была блестяще выполнена. Наградой удальцу стал орден св. Георгия 4-й степени.

В 1789 году Сенявину довелось совершить «ледовый поход». Потемкин поручил ему провести корабль «Св. Владимир», вмерзший в лед лимана, под огнем турецких боевых кораблей. Капитан второго ранга успешно выполнил приказ и получил право носить орден св. Владимира 4-й степени с бантом.

В 1790 году он стал командиром корабля «Навархия» и служил под командованием адмирала Ушакова. У прославленного флотоводца прошел он настоящую школу военно-морской науки, учился умению побеждать.

В мирные годы Д. Н. Сенявин продолжал командовать кораблями, в 33 года стал капитаном первого ранга, обзавелся семьей. Женой его стала Тереза, дочь австрийского генерального консула в Яссах. В 1798 году у него родился первенец Николай. И в тот же год Дмитрий Николаевич ушел в далекий морской поход.

Началась экспедиция в Средиземное море. Русско-турецкий флот Ф. Ф. Ушакова лег курсом на Ионические острова, захваченные французами. Сенявин участвовал во всех сражениях, где гений Ушакова достиг зенита. Ему пришлось вести корабельные поединки, осуществлять блокаду, высаживать десанты, вести дуэли с береговой артиллерией и, наконец, штурмовать бастионы. И везде он, по признанию адмирала Ушакова, «являл отличное искусство и неустрашимую храбрость». Сенявин стал кавалером ордена Анны 2-й степени и получил чин капитана бригадирского ранга. В октябре 1800 года эскадра возвратилась в Севастополь.

Дальнейшая судьба Дмитрия Николаевича изобиловала и возвышениями, и падениями. В сентябре 1803 года он был произведен в контр-адмиралы, через год назначен флотским начальником в Ревель, а в августе 1805 года стал вице-адмиралом. Последнее повышение в чине связано с ответственнейшим поручением императора — возглавить экспедицию эскадры русских кораблей в Средиземное море.

В начале XIX века отношения между Россией и Турцией вновь обострились. В 1806 году, воспользовавшись тем, что русская армия была вовлечена в борьбу с наполеоновской Францией в Европе, Высокая Порта объявила России войну. Русское командование, видя неизбежность столкновения, разработало планы боевых действий, предусматривавшие широкое использование сил флота. Главный удар планировалось нанести по Стамбулу. Для этого Черноморский флот должен был войти в Босфор и высадить 15 — 20-тысячный десант. Со стороны Средиземного моря к турецкой столице в это время должна была прорваться и объединенная русско-английская эскадра. Действия русских сил на Дунае отвлекали турок от направления основного удара. Для реализации этих планов и направлялась в Средиземное море эскадра Сенявина.

10 сентября 1805 года корабли двинулись в путь. Через месяц эскадра прибыла к английским берегам. В Англии были куплены и подготовлены к походу бриги «Аргус» и «Феникс». В декабре началось океанское плавание. Адмирал не позволял морякам бездельничать: на кораблях постоянно проводились учения — артиллерийские и ружейные. Дмитрий Николаевич строго следил за соблюдением мер гигиены: трюмы ежедневно проветривались, окуривались пороховым дымом, отсеки и кубрики мылись с уксусом. Он строго запретил матросам спать в волглом белье, пользовался любой возможностью освежить запасы воды и провизии. Ни на одном корабле за время пути не возникло заразных болезней. В те времена это был результат, вызывающий удивление.

В 1806 году начались боевые действия в Адриатическом море и на Балканском полуострове. Выполнить намеченные планы не удалось: Черноморский флот не смог вовремя подготовиться к высадке десанта, а англичане попытались самостоятельно совершить прорыв в Дарданеллы и захватить Стамбул. Попытка успехом не увенчалась.

В связи с изменившейся обстановкой вице-адмирал Д. Н. Сенявин, ставший главнокомандующим русскими силами в Средиземном море, решил блокировать Дарданеллы, чтобы лишить турок подвоза продовольствия в столицу из Египта, принудить турецкий флот выйти в море и, навязав ему решительный бой, уничтожить.

Базой русского флота в Эгейском море стал остров Тендрос, захваченный в марте 1807 года. Блокада пролива продолжалась до конца августа. В Стамбуле начались голодные бунты. Турецкий флот вынужден был активизировать свои действия в архипелаге, в результате чего произошло два крупных морских сражения, завершившиеся победами русских моряков.

Особенно прославила имя Сенявина вторая, Афонская, битва, состоявшаяся 19 июня 1807 года. В Афонском сражении соотношение сил было следующим. Эскадра вице-адмирала Сенявина состояла из 10 линейных кораблей, фрегата, вспомогательного судна и флотилии малых греческих вооруженных судов (всего 754 орудия). Турецкий флот, во главе которого стоял капудан-паша Сейит-Али, насчитывал 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета и 2 вспомогательных судна (всего 1196 орудий).

Турки значительно превосходили русскую эскадру. Русские же превосходили турок в искусстве маневрирования, применения артиллерии и обладали высокими морально-боевыми качествами.

Д. Н. Сенявин заблаговременно разработал план предстоящего сражения и в соответствии с ним готовил свою эскадру к бою. В боевом приказе он обратил внимание моряков на необходимость вести бой на минимально короткой дистанции, чтобы наиболее эффективно использовать артиллерию всех калибров.

Встреча противников произошла утром 19 июня у острова Лемнос, близ полуострова Афон. Обнаружив неприятельский флот, шедший в кильватерной колонне на север, русская эскадра двинулась на противника и около девяти часов решительно атаковала его с дистанции 0,5 кабельтова (92 м).

Шесть кораблей, развернувшись бортом, нанесли сокрушительный артиллерийский удар по флагманам противника, четыре корабля под командованием самого Сенявина охватили авангард неприятельской эскадры. Завязалось ожесточенное сражение, которое продолжалось несколько часов. Русские моряки проявили мужество и героизм. Особенно отличился экипаж корабля «Рафаил», первый атаковавший противника и нанесший серьезные повреждения флагманскому судну турок.

Турецкие моряки дрались с отчаянным мужеством и иногда предпочитали взрывать свои корабли, нежели сдавать их. Однако бой закончился разгромом турецкого флота. Турки потеряли восемь кораблей (один из них, «Седдуль-Бахр», был взят в плен), остальные бежали и укрылись в Дарданеллах. Потери в личном составе составили у них около двух тысяч убитыми, ранеными и пленными. Русская эскадра потерь в кораблях не имела, убито и ранено было около 250 человек.

Разгром турецкого флота в Афонском сражении и эффективная блокада эскадрой Сенявина Дарданелл оказали существенное влияние на исход русско-турецкой войны.

Вице-адмирал Д. Н. Сенявин проявил себя как выдающийся флотоводец, сумевший добиться решительной победы над численно превосходящим противником. Он творчески развил передовую маневренную тактику русского флота, обогатив ее новыми, более совершенными приемами ведения морского боя: проведением атаки несколькими взаимодействующими между собой тактическими группами кораблей; нанесением главного удара превосходящими силами по флагманским кораблям в центре с одновременным охватом головы эскадры неприятеля и т. д.

Боевые действия эскадры Сенявина в архипелаге продолжались до конца августа 1807 года и прекратились в связи с начавшимися переговорами в Тильзите, которые повлекли за собой и мирные переговоры с Турцией. Эскадре было предписано покинуть архипелаг и возвращаться в Россию. Сенявину царь пожаловал орден св. Александра Невского.

Победителям предстояло возвращаться в Кронштадт, а после Тильзитского мира англичане превратились из союзников в противников. Тем не менее, корабли двинулись в далекий поход. В Атлантике жестокий шторм изрядно покалечил изношенные корабли русской эскадры. Пришлось искать прибежища в Лиссабоне. Здесь-то и проявились в полную силу исключительные дипломатические способности Дмитрия Николаевича. Он сумел преодолеть попытки французов и англичан использовать русскую эскадру в своих интересах. Однако ему пришлось согласиться с требованием английского адмирала: не считаясь плененной, эскадра отстоится в английском порту до окончания войны.

Долго мучились в Портсмуте русские моряки. Лишь в сентябре 1809 года вернулись они в Россию. В 1813 году прославленный флотоводец вынужден был уйти в отставку: царь не простил ему инициативы и самостоятельности, проявленных в тяжбе с Наполеоном и англичанами.

Лишь в 1826 году император Николай I вернул опального флотоводца на службу, пожаловав в генерал-адъютанты. Сперва самодержец убедился в лояльности Сенявина, а затем назначил членом Комитета образования флота. Работы было много. Члены комитета вникали в проблемы кораблестроения, устройства портов, занимались артиллерией и т. д.

Закат Дмитрия Николаевича был светлым. Его произвели в полные адмиралы, назначили в Сенат, избрали в академики. Однако здоровье становилось все хуже и хуже.

5 апреля 1831 года прославленного адмирала не стало. Вся столица была взволнована церемонией его похорон: сам государь император Николай Павлович командовал взводом гвардейцев, провожая усопшего в Александро-Невскую лавру. Признание пришло, хотя и слишком поздно. Именем Д. Н. Сенявина назвали корабль, остров в Тихом океане, пролив у берегов Чукотки.

Материал создан: 26.01.2015