Мурманск после войны

LiveInternetLiveInternet

Часть 1 — http://www.liveinternet.ru/users/alyonabat61/post354798010/
Город — герой МУРМАНСК



К началу Великой Отечественной войны (1941 год) Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом: возведены заводские корпуса, создана база индустриального рыболовства, набирал силу траловый флот, создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно. В Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий — все это строилось без подъемных кранов. Кирпич на седьмой этаж носили на «козе», по четырнадцать штук за раз, а удальцы нагружали и по шестнадцать. Но, несмотря на отсутствие механизации и землеройной техники, стро­ительство каменных зданий шло очень быстро. Население города достигло 120 тысяч жителей.
Мурманск постепенно приобретал свое собственное лицо, свою архитектуру. Но, к сожалению, дальше была война.



По расчётам немецкого командования, Мурманск должен был быть взят всего за несколько суток в самом начале войны. Однако этому расчету не суждено было сбыться. Жители Мурманской области сразу же, проявляя горячий патриотизм и самоотверженность, поднялись на борьбу с фашистскими оккупантами. Прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха.


Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение.
В военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, в первые дни войны в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев: северяне-рыбаки, судоремонтники, грузчики портов, рабочие железной дороги, работники городских учреждений и организаций, жители Кировска, Кандалакши, Зашейка, Умбы и других населенных пунктов области.
Памятник Герою Советского Союза пулеметчику Анатолию Бредову (до войны — электрик Мурманской судоверфи)
Всего на фронт ушел каждый шестой житель области — более 50 тыс. человек.
Решающую роль в остановке наступления германских войск сыграла сформированная в начале сентября в Мурманске Полярная дивизия народного ополчения, впоследствии 186-ая стрелковая. Добровольцы стали ядром Полярной дивизии (около 50%). Только что сформированные батальоны принимали присягу у мурманского Дома офицеров, получали боевое оружие и отправлялись на фронт, на передовую. В первых же боях «полярники» заслужили эпитет «дикая дивизия». Атаки батальонов дивизии оказывались полной неожиданностью для немцев, полки дивизии быстро продвигались по тропам в тыл позиций немцев и наносили удары по врагу там, где этого никто не ждал.
Памятник воинам Полярной дивизии народного ополчения
Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.
Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми — Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.
Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы — на подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ.
С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование с «Северникеля», Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы Мурманской области вывезли 8 тыс. вагонов и более 100 судов – эта эвакуация стала частью более масштабной операции, которую проводили по всем западным областям Советского Союза. Те предприятия, которые были оставлены в области, были переведены на военные рельсы и ориентированы на выполнение военных заказов.
Подлинный героизм проявили мурманчане, которые, несмотря на голод, суровые климатические условия, порой отсутствие жилья, трудились ради победы и в море, и на причалах, и у станков. Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды,выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов.
Бесперебойно работал порт Мурманска. Он был важным транспортным узлом, через который поддерживалась связь с союзниками: именно сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу. Фашисты пытались уничтожить их беспрерывными бомбежками, намертво заблокировать с моря.
Но город выстоял, и продолжал работать его порт: проводились разгрузка и погрузка кораблей, судоремонтные работы. В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов. С прибывших судов выгружали танки, станки, автомашины, военно-стратегическое сырье, продовольствие. За границу отправляли лес, апатит, магнетит, хром, воск, асбест, растительное масло, пушнину.
В апреле 1942 г. немецкая авиация приступила к систематическим бомбардировкам разгружающихся в Мурманске транспортов, к концу июня в результате массированных налетов не только порт, но и город были практически уничтожены. Даже в условиях разрухи и постоянных авианалетов город продолжал жить, трудиться и воевать!
Значительны были потери разгружающихся в порту судов, в том числе и иностранных.
Те суда, которые удавалось отремонтировать, продолжали свою благородную миссию. Судоремонтными предприятиями города только в 1942 г. были отремонтированы 65 судов иностранного флота.
Суровой для мурманских портовиков, моряков, судоремонтников была зимняя навигация 1942-1943 г. Зимняя навигация 1942-1943 гг. сократилась до 3 месяцев. В эту навигацию через Мурманский порт прошло 45 судов, обработано 214463 тонны импортного и 52243 тонны экспортного груза.
Летом 1943 г. в порту были проведены большие восстановительные работы, восстановлен причальный фронт, что дало возможность одновременной разгрузки 14 пароходов, на всех причалах оборудованы бомбоубежища. Были установлены 5 импортных портальных кранов, транспортер, реконструированы железнодорожные пути, подготовлены складские помещения.
К зимней навигации 1943-1944 гг. в помощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Карельского фронта и Северного флота. В навигацию 1943-1944 гг. Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624035 тонн импортного и 42118 тонн экспортного груза. В 1944 г. грузооборот порта достиг довоенного уровня.
Через Мурманский порт до самого конца войны, до весны 1945 года шли грузы, необходимые фронту и тылу.
За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, разгрузил и отправил 2 миллиона тонн различных грузов: боевой техники, военного снаряжения, продовольствия, медикаментов, стратегического сырья.
Порт Мурманска стал для гитлеровских захватчиков непокорённой крепостью.
В короткие сроки была решена важнейшая задача по переводу мирной промышленности на военные «рельсы». Все рыболовные траулеры были переданы в состав Северного флота. Судоремонтные предприятия провели работу по переоборудованию их в боевые корабли, на них устанавливали вооружение. Судоремонтные заводы также ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Уже с 23 июня все предприятия области перешли на круглосуточный (чрезвычайный) режим работы. Горожане, работавшие на верфях, отремонтировали 645 боевых кораблей, 544 транспортных и других судов, Кроме того, в Мурманске были переоборудованы еще 55 рыболовецких судна в боевые.
Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы, снабжая провиантом, как жителей города, так и бойцов Советской армии.
Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины, не было радиосвязи.). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду.
Мурманские рыболовецкие суда выполняли свои важные задачи в непосредственной близости от театра боевых действий. Каждый выход в море был для них настоящим подвигом.
Город, особенно в первый военный год, остро ощущал недостаток продуктов питания. Нужно было изы­скивать местные продоволь­ственные ресурсы. Для того, чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях, были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи — лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы.
Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. За годы войны для фронта было изготовлено 1260 минометов, почти 100 тысяч мин, 190 тысяч гранат. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Артели промысловой кооперации вели производство оленьих упряжек, мыла, переносных печей (буржуек), различной походной утвари, шили обмундирование, ремонтировали обувь. Оленеводческие колхозы передавали армии оленей и нарты, снабжали мясом и рыбой.
Железнодорожники Мурманска работали самоотверженно и мужественно, не жалели ни сил, ни жизни. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы железной дороги, острую нехватку квалифицированных кадров (многие железнодорожники ушли на фронт), оборудования и материалов, движение поездов не останавливалось, связь с Большой землей не прерывалась, была обеспечена бесперебойная транспортировка грузов, военной техники, снаряжения и продовольствия. Силами мурманских «вагонников» был оборудован бронепоезд «Мурманец». Для восстановления разрушений от вражеских бомбардировок уже в июле 1941 г. были созданы специальные восстановительные подразделения (поезда, участки восстановительных работ и т.д.), что позволило сконцентрировать средства и четко организовать восстановительные работы. В каждой газете военных лет можно найти заметки о трудовых победах и подвигах железнодорожников. А среди архивных документов очень много телеграмм с разных участков дороги о количестве сброшенных бомб, повреждениях, человеческих жертвах, проявлениях мужества железнодорожников по спасению поездов, ценных грузов, организации немедленных восстановительных работ, обеспечении бесперебойных перевозок несмотря на частые налеты.
Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.
И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным — вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу.
Пожар в Мурманске после налета вражеской авиации
Не взяв Мурманск с суши, враг беспрестанно бомбил город с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня 1942 года немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб! В отдельные дни совершалось до пятнадцати-восемнадцати налётов. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду: за время войны количество взрывчатых веществ на квадратный метр территории города превысило все мыслимые пределы — 792 авиационных налета и 185 тысяч сброшенных бомб.
Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Фашистские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город, в основном, зажигательные бомбы; чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска. Огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий.
Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС, люфтваффе сбросили около 7 тыс. фугасных и 200 тыс. зажигательных бомб. В Мурманске было разрушено и сожжено три четверти города: более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 (две трети) производственных и служебных зданий, а это — жилые дома, больницы, детские сады, школы и другие культурно-бытовые и служебно-технические здания.
Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы. Надо отметить, что силами ПВО над Мурманском и Кировской железной дорогой в 1941-1943 годы было сбито 185 самолётов врага.
Город стойко оборонялся.
Хотя население Мурманска в годы войны сократилось до 35 тыс. человек (большинство жителей были эвакуированы), общими усилиями жители Мурманска собрали около 60 млн. рублей, которые пошли на нужды армии, несмотря на тяжелейшие условия жизни гражданского населения!
Город Мурманск стоял насмерть в воротах северного советско-германского фронта.
В ноябре 1945 года по заключению правительства Мурманск был одним из тех городов, возрождение которых провозглашалось задачей первоочередного характера.
На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был достаточно быстро восстановлен.
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Он Был открыт в честь 30-летия разгрома немецко-фашистских сил 19 октября 1974 г и посвящен всем павшим героям тех лет. В народе памятник известен под именем «Алеша». Он выполнен в виде 35–метровой фигуры солдата-героя в плащ-палатке и автоматом за плечом. Рядом с памятником находятся два зенитных орудия.
Суровое Заполярье. За 69 параллелью в горной тундре, среди скал и болот, рек и озер, в шхерах и фиордах, на сопках встали над братскими могилами строгие обелиски. В окрестностях Мурманска и в самом городе также возвышаются памятники в честь подвига жителей и защитников героического города.
Мемориал рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Памятник погибшим портовикам
Мемориал участникам конвойных операций
Памятник в честь боевого сотрудничества стран антигитлеровской коалиции
Памятник «В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах»
Памятный знак воинам 12-й Краснознаменной Печенгской бригады морской пехоты КСФ
Памятник артиллеристам-комсомольцам — воинам 6-й Героической батареи
В 1982 году за мужество и стойкость, проявленные жителями в борьбе с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город награждён орденом Отечественной войны I степени.
В 1985 году за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне: за проявленные мужество и героизм в жестоких боях с оккупантами и на трудовом фронте городу Мурманску присвоено звание «Город-герой» с вручением высшей награды Советского Союза ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

http://topwar.ru


Краткий курс истории. Битва за Заполярье

1 ноября 1944 года завершилась битва за Заполярье.

Начало войны

Для многих наших читателей битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, лишь небольшой эпизод противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху Битва за Москву, блокада Ленинграда, сражение за Сталинград, Курская дуга, а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов – двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».

Боевые действия

Против объединенных сил врага выступала 14-я армия, личный состав которой составлял 52 тысячи человек, 1150 орудий и минометов, 400 танков. Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июля 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Блицкриг на Севере не удался. Позиционные бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска

Война на море

Затишье на берегу не снизило накал боевых действий на море. В этот период активизируются поставки военной техники, снаряжения и продовольствия по программе Ленд-лиза. Только через Мурманск переправили 1,2 миллиона тонн иностранных грузов. Естественно, немцы пытались сорвать поставки, с этой целью в регион были переброшены большие части люфтваффе, кригсмарине и надводных сил. Основную нагрузку по охране конвоев несли корабли британского флота и советский Северный флот, который также вел активные действия по срыву перевозок вражеских грузов. Всего за годы войны Северный флот лишил противника 200 кораблей и вспомогательных судов, свыше 400 транспортов и около 1300 самолетов.

Освобождение Заполярья и Норвегии

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

7 октября 1944 года Красная армия начала Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию войск Карельского фронта и Северного флота. Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». Во время освобождения страны 2122 советских солдата и офицера пали смертью храбрых. В Осло, Киркенесе, Будё, Эльвенесе и ряде других городов стоят памятники нашим воинам с надписью «Норвегия благодарит вас».

К сожалению, время не только лечит, но и калечит. В эти дни на территории Норвегии проходят учения НАТО «Единый трезубец», в них принимают участие свыше 50 тысяч военнослужащих. Цель одна – защита от России, правопреемницы СССР, который в далеком 1945 году принес мир и спокойствие на эти земли.

Но, несмотря на все эти бряцания оружием, память о мирной миссии советского народа в стране сохраняется, а к памятникам советских солдат-освободителей все так же относятся с большим уважением, в отличие от многих других европейских стран, в том числе и Польши.

Защитники ЗаполярьяПамять История и события

В самом первом наброске плана операции «Барбаросса» небольшой город Мурманск был обозначен среди важнейших стратегических целей наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом. Летом 1941го население Мурманска составляло 100 000 жителей. И на захват маленького городка фашисты отвели три дня.
Первые немецкие бомбы накрыли сонный город 22 июня. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель Мурманской области – всего более 50 тысяч человек. Заводы, фабрики производства – все работало на нужды фронта. Рабочий день составлял порой 14 часов. Работали в несколько смен и спали у станков.
Порт Мурманска стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые для фронта. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны было разгружено около 300 судов, переработано свыше миллиона тонн грузов. Работа в порту не остановилась ни на один день. Бомб, больше чем на Мурманск, было сброшено лишь на Сталинград. От города остались лишь печные трубы. Но порт работал, и люди стояли насмерть за каждый сантиметр земли.
Защитники Заполярья сражались героически. В море – провожая Полярные конвои, добывая рыбу для фронта и блокадного Ленинграда, в каждом бою, над водой или под ней. На суше – не сдавая ни метра дороги к городу, обагряя кровью каждую неприступную высоту, под непрерывным огнем. В воздухе – сбивая вражеские самолеты, ценой своей жизни.

После налета немецкой авиации. Мурманск. 1941 г. Фотограф – Евгений Халдей

Имена Защитников Заполярья всегда на слуху у мурманчан, благодаря улицам города, названным в их честь. Он выстояли. А мы обязаны знать и помнить своих героев!
Алексей Генералов – командир миномётной роты 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта, гвардии капитана.
8 октября 1944 года в бою за переправу на реке Валасйоки миномётная рота гвардии капитана Генералова огнём подавила две батареи врага, отразила несколько контратак противника, истребив при этом около пятидесяти гитлеровцев.
13 октября 1944 года для 28-го гвардейского стрелкового полка сложилась тяжелая обстановка в бою на восточном берегу реки Титовка. Когда в ходе боя подразделение фашистских егерей прорвалось в район штаба полка, гвардии капитан Генералов, находившийся поблизости со своим подразделением, правильно оценив, что угрозу от штаба полка могут отвести только его миномётчики, со словами «В атаку! За мной!» первым бросился на врага. Воины-гвардейцы его роты устремились вслед за командиром, и практически в упор ударили по гитлеровцам из автоматов. Потом в ход пошли гранаты. В развернувшейся схватке бойцы-миномётчики смяли и обратили в бегство гитлеровских егерей, уничтожив более 80-и фашистов, в том числе десятерых лично истребил гвардии капитан Генералов.

Во время преследования отступавшего противника отважный офицер пал смертью храбрых. Миномётчики его роты, мстя за смерть командира, преследовали гитлеровцев на расстоянии более двух километров и нанесли им большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Генералову Алексею Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Михаил Ивченко был снайпером 8-й стрелковой роты 28-го гвардейского стрелкового полка.
Когда после длительной артиллерийской подготовки утром 7 октября 1944 года части 14-й армии перешли в наступление, — на главном направлении, южнее озера Чапр, высоту Малый Кариквайвиш успешно штурмовали воины 10-й гвардейской стрелковой дивизии. В цепи атакующих шёл и гвардии ефрейтор Ивченко М.Л.
Внезапно в одном из подавленных артиллерийским огнём дотов ожил вражеский пулемёт, огненные свинцовые трассы которого прижали к земле бойцов наступавшей 8-й стрелковой роты. Продвигаться по открытому каменистому склону было совершенно невозможно. Тогда на правом фланге от бойцов роты отделился снайпер Михаил Ивченко. Прикрываясь складками местности, отважный гвардии ефрейтор пополз к дзоту. Оглянувшись, он сделал боевым товарищам знак рукой, чтобы те не поднимались и не подставляли себя под пулемётный огонь.
Когда до дзота осталось не более 12-15 метров, Ивченко привстал и метнул в амбразуру гранату. Пулемёт умолк, но через минуту вновь ожил. Тогда прижатый к земле гвардеец мгновенно вскочил и бросился к амбразуре. Пулемёт дал короткую очередь и захлебнулся: его огонь был погашен телом героя, повторившего подвиг Александра Матросова: ценой собственной жизни гвардии ефрейтор Ивченко М.Л. обеспечил выполнение боевой задачи и спас жизнь десяткам товарищей.
Похоронен в братской могиле на 81-м километре шоссе Мурманск – Печенга, где сооружён мемориал «Долина славы». Подвиг Михаила Ивченко увековечен памятником, его имя высечено на мраморной плите.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии ефрейтору Ивченко Михаилу Лаврентьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Иван Халатин в апреле 1940 года стал начальником 6-й заставы Рестикентского отряда. 8 апреля 1942 года застава подверглась нападению крупного сводного отряда немцев и финнов, усиленного артиллерией и минометами, которые хотели перерезать Кировскую железную дорогу в районе Мурмашей и отрезать Мурманск с юга.
Застава из 42-х бойцов, которой командовал Иван Халатин, четверо суток выдерживала на стратегически важной высоте Круглая огневой удар многократно превосходящих сил врага.
Отборные фашистские части нанесли мощный удар по стоявшему в обороне Рестикентскому сводному отряду. С воздуха высоту атаковали свыше двух десятков вражеских самолетов. По пограничникам била артиллерия и минометы.
Четверо суток халатинцы держали оборону, их ряды таяли, но с высоты непрерывно вел огонь Михаил Бабиков. Кончилась последняя пулеметная лента. Прекратили огонь и враги. Они приблизились к пулеметчику, чтобы взять его живым. Тогда Михаил открыл крышку «максима» и заложил в нее гранату. Пограничник подорвал себя, пулемет и окруживших его фашистов.
Прибывшему подкреплению открылась страшная картина: «Высота была буквально перепахана разрывами бомб, мин и гранат, — вспоминал подполковник в отставке И. Семенов. — У многих пограничников были разбиты головы, выколоты глаза…».
Ценой своих жизней пограничники не дали гитлеровцам подойти к железной дороге и отрезать Заполярье от всей страны. В том бою со стороны немцев погибло около 400 человек.
Посмертно ефрейтор Михаил Васильевич Бабиков и старший лейтенант Иван Александрович Халатин награждены орденами Ленина.
«Мурманск, город мой широкоплечий,
Грудью дамб улёгся на залив.
День ушёл. У окон бродит вечер.
У причалов сердится прилив».
Эти строки знает почти каждый мурманчанин. Написал эти строки их земляк Александр Подстаницкий. Первые его стихи были опубликованы в газете «Полярная правда». В 1939 году после окончания школы стал сотрудником редакции газеты «Комсомолец Заполярья», в командировках изъездил весь Кольский полуостров. В конце 1940 года по воинскому призыву Александр Подстаницкий попал в омскую лётную школу. В начале Отечественной войны был направлен в 42-й авиаполк 36-й авиационной дивизии дальнего действия воздушным стрелком-радистом. За отличие в боях получил орден Красной Звезды. 28 июня 1942 года он погиб в воздушном бою у станицы Коротыш под Орлом.
В 1942 году девятнадцатилетний Анатолий Бредов ушел на фронт и стал командиром пулемётного отделения 155-го стрелкового полка. 11 октября 44го 155-й стрелковый полк вышел на автодорогу Титовка—Петсамо и начал штурм высоты Придорожная. Расчёт Бредова выдвинулся вперёд и уничтожил 80 немцев. Но вскоре пулемётная точка была обнаружена и окружена немецкими войсками. Начался тяжелый бой.
Когда патроны у расчёта закончились, в живых остались лишь командир Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков. Они оборонялись до последнего, забрасывая окружающих немцев гранатами. Когда осталось две последние гранаты, Ашурков встал во весь рост и со словами: «Русские в плен не сдаются! Получайте, гады!» метнул гранату в гитлеровцев. После этого Бредов и Ашурков подорвали последней гранатой себя и пулемёт. Ашурков выжил, и на пятый день был подобран бойцами из санитарного батальона. Анатолий Бредов похоронен на воинском кладбище. 9 мая 1958 года на пересечении проспекта Ленина и улицы Профсоюзов был открыт памятник, на постаменте которого золотом выбито: «Анатолию Бредову – комсомольцы и молодежь Мурманска».
С началом Великой Отечественной войны Борис Сафонов командовал эскадрильей 72-го смешанного авиаполка. Ни одно боевое задание не выполнялось без личного его участия. Поговаривали, что когда самолёт Сафонова поднимался в воздух, в немецкий эфир неслось: «Ахтунг, Сафон!». Что служило немецким летчикам сигналом возвращения на базу.
Осенью 1941 года в трудном поединке Сафонов подбил известного немецкого аса. Его прозвали «рыжим», потому что на фюзеляже самолета был нарисован большой рыжий пес с краснозвездным истребителем в зубах. Летчик самолета держался крайне нагло, но открытого боя старался избегать. Сафонов досадовал, что ему не доводилось встретить в воздухе этого наглеца. Наконец, такой случай представился. В честном бою Сафонов сбил «рыжего». Им оказался матерый немецкий асс Вилли Френгер. На его счету числилось 900 боевых вылетов и 36 сбитых над Ла-Маншем самолетов. При задержании он сорвал с груди свои награды: два железных креста, один – в золотой оправе. В мае 1942 г. гвардии подполковник Борис Сафонов вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов, идущих к Мурманску. Ведя бой с превосходящими силами противника, Сафонов, сбив 3 вражеских самолета, погиб сам в этом бою.
Саша Ковалев родился в 1927 году в Москве. Когда ему было 10, его родителей репрессировали. В 1942 году Саша поступил в школу юнг Северного Флота на Соловецких островах, закончил ее с отличием и получил направление на эсминец «Громкий», который сопровождал в Мурманск и Архангельск транспорт с боевыми грузами.
Боевое крещение Саша получил в апреле 44го. Катер потопил транспорт противника и подвергся нападению немцев. В бою был тяжело ранен сигнальщик, командир приказал заменить его юнгой из моторного отсека. Выполняя приказ командира, Саша наблюдал и докладывал, куда падают вражеские снаряды. Маневрируя, командир уберег катер от прямых попаданий. За этот бой Саша получил Орден Красной звезды. За 3 неполные месяца службы на торпедном катере Саша участвовал в 14и боевых походах. Майской ночью 1944го катер возвращался на базу, потопив боевой корабль врага и приняв на свой борт экипаж другого советского катера, подожженного немецкими снарядами. Внезапно на моряков обрушился бомбовый и пулеметный огонь вражеских самолетов. Катер получил повреждения: из выхлопного коллектора, пробитого осколком, били струи горячего пара и масла. Набросив на себя ватную куртку, Саша Ковалев закрыл пробоину телом. Он сдерживал напор обжигающих струй, пока е подоспели товарищи. Катер не потерял хода и продолжил бой с врагом. 9 мая 1944 года юнга Саша Ковалев погиб при выполнении боевого задания. За подвиг в бою Саша Ковалев посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Солдатскиий труд. Заполярье. 1941 г. Фотограф – Евгений Халдей
Авиация. Заполярье. 1941 г. Фотограф – Евгений Халдей
В боевом походе. Заполярье. 1942 г. Фотограф – Евгений Халдей
По материалам:

Город-герой Мурманск

***

Военная история Мурманска обусловлена наступлением в 1941 году немецко-фашистской армии сразу по нескольким фронтам. Так для захвата земель Заполярья, со стороны Норвегии и Финляндии, был развернут фронт «Норвегия». В планах фашистских захватчиков было нападение на Кольский полуостров. Оборона полуострова была развернута на Северном фронте, полосе протяженностью в 500 км. Именно эти части прикрывали Мурманское, Кандалакшское и Ухтинское направления. В обороне участвовали корабли Северного флота и сухопутные войска Советской армии, защищая Заполярье от вторжения немецких войск.

Мемориал Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны

Вражеское наступление началось 29 июня 1941 года, но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от граничной линии. Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества этих героев, линия фронта оставалась неизменной до 1944 года, когда наши войска начали наступление. Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны. Вслед за Сталинградом, Мурманск становится лидером в печальной статистике: количество взрывчатых веществ на квадратный метр территории города превысило все мыслимые пределы: 792 авиационных налета и 185 тысяч сброшенных бомб – однако Мурманск выстоял и продолжал работать как портовый город. Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники. За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов.

Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы, снабжая провиантом, как жителей города, так и бойцов Советской армии. Горожане, работавшие на верфях, отремонтировали 645 боевых судов и 544 обычных транспортных. Кроме того, в боевые, в Мурманске были переоборудованы еще 55 рыболовецких судна. В 1942 году основные стратегические действия развивались не на суше, а в суровых водах северных морей. Главной задачей фашистов была изоляция берегов СССР от выхода в море. Однако это им не удалось: в результате неимоверных усилий, героями Северного флота было уничтожено более 200 боевых кораблей и около 400 транспортных. А осенью 1944 года флот изгнал противника из этих земель и угроза захвата Мурманска миновала.

В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Город Мурманск получил звание «Город-Герой» 6 мая 1985 года. Самым известным памятником, посвященным событиям Великой Отечественной войны в городе-герое Мурманске, является мемориал «Защитникам Советского Заполярья», который находится в Ленинском районе города. Был открыт в честь 30-летия разгрома немецко-фашистских сил 19 октября 1974 г и посвящен всем павшим героям тех лет. В народе памятник известен под именем «Алеша». Он выполнен в виде 35 –метровой фигуры солдата-героя в плащ-палатке и автоматом за плечом. Рядом с памятником находятся два зенитных орудия.

***

Другим символом города стал памятный знак «Героям североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Находится он в Ленском округе города-героя Мурманска, как и «Алеша» был открыт в октябре 1974 г. Памятный знак выполнен в виде наклоненной вперед стелы из клепаных металлических дисков на гранитном склоне сопки. На лицевой стороне виден свисающий якорь. Вся композиция ограждена цепями, поддерживаемыми артиллерийскими снарядами.

Воинам 6-й героической комсомольской батареи.

Памятник Бредову А.Ф.

Воинам 1 корпуса противовоздушной обороны.

7 октября 1944 года войска Карельского фронта, при поддержке кораблей Северного флота начали Петсамо-Киркенесская операцию. Во время штурма высоты «Придорожная», расположенной возле Петсамского шоссе, пулеметный расчет под командованием сержанта Анатолия Бредова уничтожил почти сотню солдат противника. Но пулеметная точка была обнаружена и окружена немцами, в живых остались только сам Бредов и наводчик Никита Ашурков. Когда закончились патроны, во врага полетели гранаты, а последней гранатой подорвали себя и пулемёт. Никите Ашуркову посчастливилось выжить, его через 5 дней подобрали санитары. В марте 1945 года, Анатолию Бредову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1958 году, в центре Мурманска, на проспекте Ленина ему установлен монумент в виде трехметровой скульптуры с гранатой в руке.

В конце лета 1941 года 6-аягаубичная батарея 143-го артполка заняла стратегическую позицию на перекрестке трех дорог в 50 км от Мурманска. В начале сентября 150-тысчная германская армия начала второе генеральное наступление на город (первая атака была в июле). Пехотная часть, которая прикрывала батарею, была переброшена на другой участок фронта, артиллеристы остались одни. Начиная с 7 сентября, 37 бойцов, под командованием старшего лейтенанта Григория Лысенко, целую неделю отбивали атаки противника. 14 сентября оказались в полном окружении и приняли свой последний бой. Когда подоспевшие советские части отбросили немцев за реку Западная Лица, погибших героев похоронили с воинскими почестями. Командование Карельского фронта присвоило подразделению почетное наименование — «6-я Героическая комсомольская батарея».

В Мурманске, на вершине холма над Варничным ручьем в 1959 году был установлен постамент, выложенный серо-зеленой плиткой и северным камнем. На нем стоит 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года. К постаменту ведет крутая лестница, с лицевой стороны — бронзовый венок и мемориальная доска.

После того, как Мурманск отразил два генеральных наступления немецких войск в июле и сентябре 1941 года, начались массовые бомбардировки города. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. Для защиты города от немецких налетов, на сопках в самой западной части города – Абрам-мысу на левом берегу Кольского залива с 1941 по 1944 годы располагались позиции 1-го корпуса войск ПВО.

В память о воинах-зенитчиках, на этом месте в 1984 году открыт памятник — 85-мм зенитная пушка, стоящая на постаменте, выложенном из камня.

Памятный знак павшим польским матросам Северных конвоев

Советским воинам, погибшим в боях за Родину.

Мемориал воинам погибшим 1939-1940 и 1941-1945 гг.

В составе арктического конвоя РQ-16 был эсминец «Гарланд», который шел под польским флагом и команда которого состояла из поляков. В мае 1942 года во время перехода в Мурманск, он подвергся атаке авиации Люфтваффе получил значительные повреждения, многие матросы погибли. Несмотря на это, благодаря мужеству команды, «Гарланд» в порт назначения прибыл. 26 погибших членов экипажа эсминца были похоронены на союзническом кладбище Мурманска. Позже рядом с ними похоронили польских матросов с английского корабля «Тобрук». 1 сентября 1989 года в 50-ю годовщину начала второй мировой войны польскими ветеранскими организациями на их могиле был поставлен памятный знак — каменный якорь-крест с эпитафией на польском языке.

В 1974 году был установлен памятник «В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах». Представляет собой скошенный «куб». облицованный тёмно-красным гранитом. Он символизирует долговременную огневую точку, ведь именно ДОТы чаще всего возводили военные строители под вражеским обстрелом. На одной «стене» ДОТа барельеф с лицами двух солдат, на другой – три штыка и дата «1941-1945», на третьей – текст-посвящение. Памятник был установлен в то месте, где в 1941 году формировались отряды добровольцев — работников треста «Мурманрыбстрой» и других строительных организаций.

В память о советских воинах, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной, в 1948 году рядом с Верхне-Ростинским шоссе установили скульптуру в виде фигуры скорбящего воина. В 1948 году был открыт мемориальный комплекс в память советских солдат умершим в госпиталях Мурманска в 1939-1940 и 1941-1945 годы на месте их захоронения. В 1984 году произведена полная реконструкция.

Памятный знак «Героям североморцам»

Обелиск военным строителям, погибшим в годы войны.

Памятник в честь содружества стран антигитлеровской коалиции.

В период 1941-1942 годов «северный коридор» был главным маршрутом поставок иностранной помощи в европейскую часть СССР. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили в СССР в рамках программы ленд-лиза важные военные грузы.

Первоначально, все арктические конвои были нацелены на Архангельск — он находился вдалеке от линии фронта, имел устойчивое железнодорожное сообщение с остальной частью страны. Корабли первого арктического конвоя пришли порт Архангельска уже 31 августа 1941 года. До октября все конвои шли туда, но в конце ноября Белое море замерзло и навигация в нем прекратилась. Поэтому, несмотря на угрозу налетов немецкой авиации, конвои были перенацелены на Кольский залив, который не замерзал даже в самые сильные морозы. 11 января 1942 года первый караван судов стал на разгрузку в Мурманском порту. В дальнейшем, несмотря на близость фронта и значительные проблемы с разгрузкой транспортов в порту, Мурманск оставался основной перевалочной базой для поставок по ленд-лизу

В честь 30-летия Победы, в 1975 году в Мурманске был открыт памятник в честь боевого сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. Он прост, но понятен по своей символике — на мощном бетонном основании покоится стилизованная рука, удерживающая на раскрытой ладони гранитный шар — нашу планету. Обелиск изготовлен из красного карельского гранита. На плите из черного камня, установленной на подиуме, высечено посвящение на русском и английском языках: «В память о совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против фашизма во Второй мировой войне».

***

Города Герои СССР:

    1. Город-герой Москва
    2. Город-герой Ленинград
    3. Город-герой Волгоград
    4. Город-герой Севастополь
    5. Город-герой Одесса
    6. Город-герой Киев
    7. Крепость-герой Брест
    8. Город-герой Керчь
    9. Город-герой Новороссийск
    10. Город-герой Минск
    11. Город-герой Тула
    12. Город-герой Мурманск
    13. Город-герой Смоленск

Великая Отечественная-Фильм 06. «Война в Арктике»

«Великая Отечественная» (англ. The Unknown War) — документальный сериал советско-британо-американского производства, вышедший на киноэкраны в 1978 году, наиболее объективно, на тот момент, описывающий участие СССР во Второй мировой войне для западного зрителя. Создатели фильма поставили себе задачу объективно отразить события этой страшной страницы истории, и фильм оказался откровением для американской аудитории и одновременно уникальной возможностью для народов, составляющих в годы второй мировой войны СССР, довести правду о героическом подвиге советского народа и личностях внесших неоценимый вклад в борьбе с фашизмом. В фильме используется огромное количество документальных кадров выполненных военными корреспондентами периода Великой Отечественной. Фильм лишён политической окраски и отражает исключительно фактическую сторону военных действий. Он призван научить людей уважать историю, ценить подвиги предшественников и беречь, как неизменную ценность человечества, мир и гуманизм. Ведущим выступил американский актёр Берт Ланкастер. Режиссёр фильма — советский кинодокументалист Роман Кармен. Фильм вышел в двух вариантах — для англоязычного и русскоязычного зрителя. Русскую версию озвучил Василий Лановой.