Мт лб с 8

МТ-ЛБ и его модификации

Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был создан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году. Данная машина в первую очередь предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и использовалась в роли артиллерийского тягача, который перевозил расчет и боекомплект орудия. В ряде частей машина выполняла функцию легкого бронетранспортера и использовалась для перевозки десанта и грузов. МТ-ЛБ очень хорошо показал себе в вооруженных конфликтах и локальных войнах прошлых лет. Единственным его недостатком можно было признать слабое вооружение, но для артиллерийского тягача оно было вполне достаточным, более того сегодня в России создано несколько различных модификаций, получивших усиленное вооружение. Всего с момента начала эксплуатации в 1966 году было выпущено более 9 000 различных вариантов МТ-ЛБ. На 2010 год на вооружении российской армии находится около 4 000 подобных машин.

За свою более чем 40-летнюю историю эксплуатации МТ-ЛБ завоевал заслуженную популярность в войсках как в России, так и за рубежом. Наверное, называя свою машину «многоцелевым тягачом», создатели даже не догадывались, что на ее базе будет создано более 80 различных модификаций – от БТРов до боевых комплексов. На базе данного тягача были разработаны система ПВО 9А35 Стрела-10, противотанковый комплекс 9М144 Штурм-С, противобатарейная РЛС 1Л219 «Зоопарк», САУ 2С1 «Гвоздика» и множество других боевых машин. Даже сейчас этот тягач остается незаменимым в частях на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, где одним из важнейших показателей боевой эффективности техники является проходимость. Находится он на вооружении и созданных в России специализированных горных бригад.
МТ-ЛБ первой серии
Компоновка и устройство
Компоновка МТ-ЛБ несколько необычна для советского танкостроения, так как трансмиссия в тягаче была расположена спереди, а двигатель был расположен в средней части машины с небольшим смещением к левому борту. Между трансмиссионным отделением и дизельным двигателем находится отделение управления. За счет того, что двигатель относительно продольной оси был смещен влево, в машине имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.
В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины, водитель слева, командир справа. Для удобства наблюдения машина оснащена двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые могут прикрываться броневыми заслонками. При этом наблюдение за дорожной обстановкой механиком-водителем ведется через 3 призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен на ТВН-2Б – прибор ночного видения. Справа на корпусе МТ-ЛБ в носовой части над местом командира смонтирована бронированная коническая башенка кругового вращения ТКБ-01. В башне смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение его на цель командир машины осуществляет в ручном режиме.
Десантное отделение оно же грузовое находится в корме МТ-ЛБ и первоначально использовалось для размещения в нем боекомплекта и артиллерийского расчета буксируемого орудия. В дальнейшем, когда машина стала использоваться в качестве бронетранспортера, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 пехотинцев в полной экипировке. Десант размещается на сидениях вдоль бортов машины, которые смонтированы поверх топливных баков. Для посадки/высадки пехотинцев и погрузки груза и имущества в корме корпуса имеется двустворчатая дверь, а также 2 люка в крыше десантного отделения. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и отопителем.

МТ-ЛБМ 6МБ с поднятым водоотражающим щитком
Корпус транспортера сварной с использованием катаных броневых листов, которые обеспечивают защиту экипажа и десанта от пуль ручного стрелкового оружия, мин малого калибра и осколков артиллерийских снарядов. Машин имеет герметичный корпус, что позволяет ей преодолевать водные преграды вплавь. Общий вес машины составляет 9,7 тонн, полезная нагрузка достигает 2,5 тонн. При этом машина в состоянии тянуть прицеп весом до 6,5 тонн. Движение МТ-ЛБ по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед тем как преодолевать водную преграду в передней части корпуса поднимается специальный водоотражающий щиток, а с обеих сторон в корме корпуса опускаются и фиксируются специальные гидродинамические щитки. На случай попадания внутрь корпуса воды имеется водооткачивающая помпа.
Применение МТ-ЛБ оказалось особенно успешным зимой и в переходные времена года – начало весны и поздняя осень. Так как машина обладает отличными подвижными качествами и высокой проходимостью. На МТ-ЛБ установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность 19,6 л.с/т, которая в купе с низким давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам. Ширина стандартного трака составляет 350 мм., в то время как в заболоченных и заснеженных районах для повышения проходимости на нее могут устанавливаться гусеницы с увеличенной шириной траков 565 мм. МТ-ЛБ с такими гусеницами получил обозначение МТ-ЛБВ. Данная машина обладает давлением на грунт на уровне всего 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека. По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем с крутизной до 35°, при наличии прицепа до 25°.
Подвеска машины торсионная, независимая с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности. Оригинальная конструкция трансмиссия вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру разворот вокруг своей оси с радиусом, который равен 1/2 ширины машины. Этот факт имеет особое значение при перемещении по узким дорогам в лесистой или горной местности. МТ-ЛБ является, по сути, единственным средством передвижения в труднодоступных районах России. На Дальнем Востоке, Сибири, Крайнем Севере, горах Кавказа МТ-ЛБ используется мотострелковыми подразделениями в роли бронетранспортера.
МТ-ЛБМ 6МА, принята на вооружение
Вторая жизнь МТ-ЛБ
С развалом СССР все заводы по производству машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок данной техники не производилось с 1990 года. При этом в стране осталось огромное количество машин, которые еще имели сроки эксплуатации более 10 лет. Было очевидно, что за прошедшие 40 лет с момента создания машины она заметно подотстала в техническом плане и уже не отвечала требованиям времени. Неудивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта и работ по повышению ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с сегодняшней действительностью.
В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности. Главной целью модернизированных на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ было повышение их огневой мощи. Для этого машины оснащались новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, кроме этого их ресурс восстанавливался на 80%. В кратчайшие сроки на предприятии были созданы 2 основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.
Результатом одной из самых простых модернизаций стала машина МТ-ЛБВМК, которая получила новую башню с 12,7-мм пулеметом 6П49 «КОРД». Все остальные механизмы и системы МТ-ЛБ изменений не претерпели.
В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превращается в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника. Данные модификации достаточно широко используются в войсках, успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты. На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились и на отечественных выставках вооружений можно вживую посмотреть на другие варианты модернизации. По сути, МТ-ЛБ уже давно превратился из тягача/транспортера в полноценную боевую машину.
МТ-ЛБМ 6МБ, принята на вооружение
МТ-ЛБМ 6М1А3 вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК. В этой версии МТ-ЛБ получает башню с 4 ПУ ПТУР «Корнет». И если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы наведения, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ установленный в башне и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т.д.). На данной версии ставится более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с., а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной.
Версия машины МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружается 23-мм автоматической пушкой КПВБ спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.
Версия МТ-ЛБМ 6М1Б2, по сути, превращается в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в 2-х плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине используются 30-мм автоматическая пушка 2А42 спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела, включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины.
Еще одной близкой версией является МТ-ЛБМ 6МБЗ. Данная машина получила более мощное вооружение – стабилизированную в 2-х плоскостях двуствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «КОРД» и автоматический гранатомет АГ-17. Следующая модификация 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение 2 ПЗРК «Игла».
ЗРАК МТ-ЛБМ 6МБ5
Также на базе этого варианта был сделан полноценный ЗРАК — зенитно-артиллерийско-ракетный комплекс. В этой версии машина оснащается небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой и легкобронированными целями противника.
При всех своих замечательных качествах МТ-ЛБ обладает и достаточно существенным недостатком – слабый уровень бронирования. Его броня достаточно тонкая и пробивается бронебойными винтовочными пулями с дистанции в 200 м. Поэтому в настоящее время перед конструкторами ОАО «Муромтепловоз» стоит и задача повышения уровня защиты. По словам главного конструктора предприятия Сергея Серебрякова, наработки в этом направлении есть, и обеспечить машине дополнительное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных 12,7-мм пуль на любых дистанциях, возможно без потери подвижности машины. На данный момент можно с уверенностью сказать, что, не смотря на свой более чем преклонный возраст, модификации на МТ-ЛБ будут актуальны и востребованы еще достаточно длительное время.

МТЛБ | Вездеход МТ-ЛБ Технические характеристики, Купить, Цена

МТЛБ

МТЛБ — малогабаритный транспортер МТ-ЛБ предназначен для перевозки и транспортировки грузов и пассажиров в условиях труднодоступной местности. Широкое применение получили в армейских частях Советского союза в роли тягача для артиллерийских орудий и перевозки личного состава.

На базе МТЛБ выпускаются различные модификации бронетранспортеров для выполнения задач разведки и охраны воинских колонн и объектов, транспортировки мотострелковых подразделений к месту боя.
А также для эффективной огневой поддержки, ведения борьбы с живой силой и легкобронированными объектами, в том числе по низколетящими воздушными целями.

МТЛБ применялась в качестве БТР, БМП, импровизированной САУ, тягача, БРЭМ, санитарной машины, передвижного командного пункта.

Широкое применения МТ-ЛБ в армейских частях обуславливалась лёгкостью эксплуатации и доступностью топлива и запчастей.

Вездеход МТЛБ

Благодаря своей универсальности и высокой проходимости вездеход МТЛБ стал применяться также и для гражданских служб. Большую популярность МТ-ЛБ получил у жителей крайнего севера и труднодоступной местности.

На базе МТЛБ выпускались вездеходы повышенной проходимости для экспедиций и геологоразведки. Уникальное шасси вездехода и его технические характеристики, простота управления и маневренность позволили производить вездеходы специально для транспортных и других специализированных служб с использованием различного навесного оборудования.
Отличная проходимость вездехода МТЛБ в песчаной, снежной и заболоченной местности делают МТЛБ незаменимым помощником в суровых условиях севера и тундры. Вездеходы МТ-ЛБ способны транспортировать грузы, перевозить людей, форсировать водные преграды, а также преодолевать возвышенности под углом 35 градусов.

Преимущества:

  • Высокая проходимость;
  • Отличная маневренность;
  • Простота эксплуатации;
  • Низкая цена;

МТЛБ Купить

Вы можете купить МТЛБ — цена от производителя ОАО «Муромтепловоз». Вы также можете купить вездеход МТЛБ в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.

МТЛБ Цена — от 2 950 000 руб

Цена на вездеход МТЛБ зависит от комплектации и навесного оборудования. Цена нового МТЛБ начинаются от 2 950 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБ также значительно зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.

МТЛБ с консервации — от 1 390 000 руб

Цена МТЛБ с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБ с консервации можно от 1 390 000 руб. Цена на МТ-ЛБ с консервации в полной комплектации и рабочем состоянии — от 1 550 000 руб. Цена сильно зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.

МТЛБ | Технические характеристики

Вездеход МТЛБ обладает выдающимися техническими характеристиками и высокой проходимостью. Ходовые качества МТ-ЛБ позволяют использовать вездеход на всей территории России, в условиях крайнего севера и в суровом климате Сибири.

Двигатель МТЛБ

Вездеход МТЛБ комплектуется четырехтактным дизельным двигателем V8 ЯМЗ 238-В c рабочим объемом 14,86 л, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.

Технические характеристики

Модель ЯМЗ-238ВМ
Число и расположение цилиндров V8
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 14,86
Мощность, кВт (л.с.) 176 (240)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 883 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1250–1450
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 220 (162)*
Сцепление ЯМЗ-238
Габариты, мм 1225×1005×1035
Масса, кг 1105
ТНВД 80.7-20

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода МТЛБ состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусеницы, двенадцати опорных катков и четырех гидроамортизаторов.

Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.

Технические характеристики МТЛБ

Максимальная скорость 61,5 км/ч
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и прицепом 28-35 км/ч
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ) 9,5 т
Мест в кабине 2
Мест на платформе 11

Расход топлива МТЛБ

На час работы двигателя 42-43 л
На 100 км пути 80-100 л
Расход масла не более 2% от расхода топлива
Грузоподъемность номинальная, при буксировке прицепов 2,1 т
Грузоподъемность максимальная, при перевозке грузов без прицепа 2,3 т
Масса буксирного прицепа 6,7 т
Колея 2,5 м
База 3,7 м
Дорожный просвет 0,395-0,415 м
Длина (по тягово-сцепному прибору) 6,5 м
Ширина (по гусенице) узкая или РМШ/широкая снегоболотоходная 2,9/3,2 м
Высота (при клиренсе 0,4 м) 1,9 м

К особенности компоновки шестикатковым шасси относятся переднее расположение ведущих колес и узлов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение грузовой платформы.

МТЛБ | Главная передача

Трансмиссия вездехода МТЛБ состоит из главной передачи, сцепления, карданного вала и бортовых передач. Главная передача МТЛБ служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах, для изменения скорости движения вездехода, а также для поворота транспортера.Главная передача МТЛБ двухпоточная, механическая, состоит из конической пары, коробки передач и двух планетарно-фрикционных механизмов поворота, смонтированных в одном картере.

Устройство МТЛБ

Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза.

В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья.
Сиденье механика -водителя расположено между главной передачей и двигателей с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.

В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.

Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками.

Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.

Модификации МТЛБ

Благодаря универсальности шасси вездехода на базе МТЛБ выпускаются следующие модификации:

  • МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет широкие траки с пониженным давление на грунт;
  • МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, предназначенный для гражданских целей;
  • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз»;
  • МТ-ЛБу-ГПМ-10 — Гусеничная пожарная машина ;
  • МТ-ЛБ-ЛПТ — Лесопожарный трактор ;
  • МТ-ЛБу-ПНС-1 — Передвижная насосная станция ;
  • МТ-ЛБу-ГПМ-10 — Авианаводчик-разведчик на базе ;
  • МТ-ЛБу-ЛПВ — Гусеничный лесопожарный вездеход;
  • МТЛБу ТГМ-126 — Топливозаправщик на шасси гусеничного вездехода;

Производитель

ОАО «Харьковский тракторный завод», Украина, ОАО «Муромтепловоз», Россия.

МТЛБ Отзывы

Вы можете ознакомиться с отзывами владельцев вездехода МТЛБ, а также поделиться своим мнением.
Купить вездеход МТЛБ в наличии и на заказ, все комплектации и широкий выбор навесного оборудования. Купить новый МТЛБ по цене от 2 950 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБ также зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.

Армия в современном мире требует оснащения передовым вооружением, боевыми машинами и квалифицированным составом. Однако наравне с этим необходимо обеспечивать пехоту и транспорт продовольствием, снаряжением и т. п. Для этих целей используются специальные средства передвижения. Так, в 60 гг. военными инженерами Советского союза был изобретен гусеничный транспортер — МТЛБ. Тягач является многоцелевым и оснащен легкой броней. Примечательно, что он до сих пор находится на вооружении в армии РФ.

Исторические факты о создании вездехода МТЛБ

В 60-х годах правительство СССР совместно с руководящим составом вооруженных сил приняло решение провести обновление артиллерийского тягача АТ-П. В качестве экономии бюджета на общем совете постановили разрабатывать транспортное средство не с нуля, а использовать базовую серийную модель. Для нужд советской армии по характеристикам больше всех подходил на роль вездехода — МТ-Л. Основополагающим изменениям подвергся корпус — его заменили на бронированный. Остальные узлы и механические части практически не были затронуты.

Разработкой и внедрением обновления МТЛБ (фото) занимались конструкторы Харьковского тракторного завода. Первые шаги на пути к современному вездеходу были сделаны в 64 году. Спустя 24 месяца тягач поставили в серийное производство.

Название «многоцелевой тягач» было присвоено инженерами на начальном этапе. При этом вряд ли, специалисты догадывались, насколько термин будет соответствовать действительности. Так, в армии России сегодня на базе МТ-ЛБ уже создано больше 80 модификаций и специальных транспортных средств. Обусловлено это тем, что машина зарекомендовала себя, как надежный вездеход в различных военных конфликтах.

Примечательно, что перед вездеходом МТЛБ не ставится цели принимать непосредственное участие в бою, т. к. сначала он разрабатывался, как бронетранспортер орудий, расчетов и боевых снарядов. Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.

Боевая машина МТЛБ

Популярность тягач завоевал за счет следующих свойств:

  • высокий уровень надежности;
  • простое обслуживание;
  • возможность проведения ремонтных работ вне бокса;
  • относительно небольшой вес;
  • высокая мощность;
  • проходимость обеспечивается за счет гусеничного тракта.

К сведению: помимо того, что вездеход числиться на вооружении в России, тягач приобретается десятками других государств по всему миру. С момента запуска в серию МТЛБ был выпущен свыше девяти тысяч раз. На 2010 г. в ВС РФ находится порядка четырех тысяч машин разной модификации.

Основные конструктивные моменты вездехода

Корпус машины имеет сварную конструкцию из стальных плит небольшой толщины. Броня предназначена для защиты от стрелковых видов оружия. Тем не менее, это позволило сохранить вес у МТЛБ — 9,7 т. Такая скоромная масса позволила инженерам обеспечить вездеход возможностью передвигаться по воде. А высокая проходимость обеспечена гусеничным трактом, создающим низкое давление на поверхность.

Корпус машины оснащен следующими отделениями:

  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • система управления;
  • транспортно-грузовой отсек.

Внутри могут свободно размещаться как личный состав, так и пассажиры.

В вездеходе МТЛБУ трансмиссионная подвеска расположена спереди вместе с коробкой передач и поворотным механизмом. За этой частью установлена перегородка из брони с отсеком управления. Отделение также вмещает места для водителя и механика. Обзор за местностью осуществляется через лобовое стекло, оснащенное защитой. Справой стороны на корпусе вмонтирована башня с пулеметом (калибр 7,62). Обслуживание силовой установкой занимается командир тягача.

Отделение с двигателем находится за отсеком с управлением и занимает практически всю среднюю часть. Помимо мотора, здесь находится главный фрикцион.

На корме присутствует отсек для транспортировки грузов и десанта. Кормовые двери и люки, расположенные выше корпуса, используются в качестве входа-выхода.

Главное, что у МТЛБУ есть такая техническая характеристика, как восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238В. Двигатель обладает мощностью в 300 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 61,5 км/ч.

Катки у машины оснащены воздушной камерой, обеспечивающие движение по водной глади, т. е. транспортное средство способно плавать. Гусеничный тракт тягача осуществляет давление на грунт до 0,45 кг/см², подвеска имеет независимый торсионный тип.

Технические параметры

После проведения модернизации МТЛБ (фото) военный оснастили обновленным шасси с гусеничным трактом на 7 катков. Мотор был заменен на ЯМЗ-238В, что в итоге позволило машине иметь более совершенные технические характеристики, нежели у предшественницы. Примечательно, что это относится как к основным параметрам мощности, так и к уровню проходимости.

В рядах ВС России бронетранспортер получил название мотолыга-МТЛБ, «эмтээлбешка».

Ходовые свойства, мощный мотор, высокая грузоподъемность, а также проходимость дают возможность использовать тягач по всей стране. При этом на подвижность не влияет бездорожье и условия Крайнего Севера. Эти качества также ценятся вооруженными силами других государств.

Двигатель

На МТЛБУ установлен дизельный двигатель с восьмью цилиндрами ЯМЗ-238Н-1. Мотор оснащен турбонадувом, что вкупе с 300 лошадиными силами позволяет машине передвигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.

Главными техническими характеристиками двигателя, установленного на бронетранспортер, в отличие от старых версий, является внушительное обновление. Так, конструктора добавили:

  • масляный картер с обечайкой;
  • упругую муфту;
  • привод на вентилятор без использования фрикционного колеса.

Габариты МТ-ЛБ

У МТЛБ есть внутри кабина, изготовленная из цельной металлической обшивки. Допускается посадка до восьми человек, не считая личного состава машины. Кроме того, вездеход оборудован закрытым кузовом для транспортировки до 4 тонн груза либо десяти пассажиров.

Таким образом, обновленная версия мотолыги в армии позволяет больше вмещать, а дополнительным бонусом выступает круговой обзор местности. Примечательно, что и кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным за счет внедрения 7-опорного катка.

Высота аналогично подверглась изменениям — прибавили 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.

Габаритные характеристики:

Масса, тонна 9,7
ДхШхВ, метры 6,45×2,86×1,86
Объем прицепа на буксире, тонна 4,5
Полезный удельный вес, тонна 2
Скорость по дороге, max км/ч 61,5
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч 30
Расход топлива зависит от местности от 90 до 120 л/100 км
Клиренс (среднее значение), см 40
Скорость передвижения по водному пространству, км/ч 6

Подвижность машины

МТЛБ-У оборудована 6-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающая передвижение бронетранспортера по асфальтированной магистрали, грунтовой дороге, а также по водному пространству и пересеченной местности.

МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):

  • максимально развивает скорость по автомагистрали — 61,5;
  • усредненное значение по пересеченной местности — 30;
  • по водному пространству — 6.

Система управления

Основная масса функций блока управления вездеходом находится в свободном доступе для водителя машины. Кроме запуска двигателя, механик способен активизировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного нахождения внутри (фото) МТЛБ.

Ходовая машины

Ходовая также претерпела обновление в ходе модернизации. В новой версии установлены 14 опорных катков, 2 ведущих и 2 направляющих колеса. При этом последние обладают натяжными устройствами. Две гусеницы имеют ширину в 56 см и 4 гидроамортизатора.

Подвеска обеспечивает плавный ход, гася удары и толчки во время езды тягача по бездорожью. Дополнительным плюсом является тот факт, что подвеска имеет независимый, торсионный тип.

МТЛБ — техническое описание (инструкция по эксплуатации) расхода топлива:

60 мин. работы мотора, л 42-43
Расход на 100 км, л от 80 до 100
Расход масла зависит от расхода дизеля до 2%
Дополнительные характеристики
Номинальная грузоподъемность (т):

  • с прицепом;
  • без прицепа
2,12,3
Вес прицепа, тонна 6,7
Колея, метры 2,5
База, метры 3,7
Клиренс, метры от 0,395 до 0,415

Модификации машины МТЛБ

Вездеход МТЛБ — универсальная машина, на которую можно устанавливать различные устройства, передвижные лаборатории, буровые установки за счет базы из 7 катков шасси. Тягач используется не только на вооружении ВС России, но также применяется в нефтегазовой отрасли, георазведке в качестве транспорта по бездорожью и воде.

Применяя различные модификации бронетранспортера можно добиться использования тягача не только для перевозки грузов и десанта, но и в качестве командно-штабного передвижного пункта. Или как МТ-ЛБВ-Н для с/х нужд.

Разработано свыше 80 вариантов модификаций, например:

  • базовым вариантом является МТЛБУ;
  • многоцелевой тягач — МТ-ЛБу-Н;
  • вездеход с расширенной кабиной — МТ-ЛБу-М;
  • пожарное транспортное средство на гусеничном тракте, в т. ч. авианаводчик-разведчик — МТ-ЛБу-ГПМ-10;
  • насосная станция — МТ-ЛБу-ПНС-1;
  • вездеход для лесопожарных нужд — МТ-ЛБу-ЛПВ;
  • и другие виды.

МТЛБ создавался, как универсальная платформа, на которую можно устанавливать боевые орудия и гаубицы. Однако в ходе испытаний стало понятно, что 6 катков не в состоянии вынести нагрузку, а корпус не позволяет монтировать тяжелое вооружение или ПВО. Поэтому корпус удлинили, установив седьмое колесо, заменили старый мотор, что позволило увеличить параметры грузоподъемности.

В обновленной машине способны размещаться десять пассажира и личный состав, либо боевые припасы. На основании этих факторов тягач стал популярен не только у военных, но и у гражданского населения.

Мотолыга — это легкая, но мощная машина, предназначенная для выполнения различных задач — от перевозки гражданских лиц до транспортировки грузов. Высокий запас хода, отличные технические характеристики и проходимость дают возможность использовать вездеход практически в любых условиях местности.

Гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10

Техника на базе вездехода

На базе бронетранспортера созданы различные машины, например:

  1. МТП-ЛБ — передвижное устройство для проведения технологической помощи. Место башни занимает грузовая платформа.
  2. Объект № 26 — САУ «Гвоздика» монтируется на удлиненном шасси.
  3. Комплект «Дева» (2С24).
  4. Разведывательная машина РХМ «Кашалот», работающая в условиях химической атаки.
  5. Самоходный «Тунджа» оснащен минометом (калибр 120 мм).

В разные годы на базе тягача создавались:

  • заградители для мин;
  • средство для проведения радиоразведки;
  • передвижные медпункты;
  • машины для штаба;
  • бронетранспортеры с мощной защитой и вооружение;
  • зенитные и противотанковые комплексы;
  • а также многое другое.

Боевое применение МТЛБ

Мотолыга активно применялся в различных военных конфликтах, например, в Первую и Вторую Чеченскую войны, Приднестровье (1992 год), Южной Осетии (2008 год), а также на Востоке Украины (2014 год).

Срок годности техники зависит от своевременного проведения ремонтных работ и корректной эксплуатации.

В технических документах указано, что плановая проверка всех узлов и механизмов должна проводиться каждый день. Механик обязан проводить осмотр частей до преодоления водных преград и после.

Технический осмотр также проводится:

  • контрольная проверка перед каждым выездом и на всех остановках;
  • каждый день до и после эксплуатации;
  • ТО № 1 — в промежутке между 800-1000 км;
  • ТО № 2 — в пределах 2400-3000 км пробега;
  • сезонное ТО.

МТЛБ — отличный помощник в гражданской и военной сфере. Бронетранспортер способен служить долгое время при надлежащем уходе. На 2019 год тягач используется на вооружении не только в России, но и у порядка 28 других держав.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

Боевое применение МТ-ЛБ в войне на Донбассе

Под своим опусом, посвященным применению БМД и машин на ее базе в конфликте в Донецкой и Луганской областях Украины мною было обещано написать что-то в том же духе и о другой технике колесящей по степям Донбасса. Раз обещал, то пора уже что-то сделать.

Мой небольшой обзор будет посвящен несправедливо забытому, на фоне «коллег», бронированному аппарату – МТ-ЛБ. В отличии от танков, БМП и БТР этот скромный тягач редко становиться героем статей либо чьих-то научных изысканий, служба на нем не является предметом гордости, а внешность не таит угрозы. Простой работяга десятков военных конфликтов зачастую остается в стороне от объективов камер и перьев всякого рода авторов.

МТ-ЛБ из состава ПТАБатр одной из бригад ВС Украины

Сразу предупрежу читателя, с данной машиной, в отличии от БМД, автор имел лишь обзорное знакомство, эксплуатировать ее в полной мере мне не приходилось, лишь в какой-то степени принимать участие в восстановлении. Поэтому мною могут быть допущены некоторые неточности в деталях, за указание которых буду крайне благодарен. Вот теперь приступимссс)))

МТ-ЛБ не является новой машиной. Свой век она начала в далеком 1964 году, когда первые единицы начали выходить из ворот Харьковского тракторного завода, в конструкторском бюро, которого ей была дарована жизнь. В скором времени производством тягача занялись другие заводы Союза, так как армия требовала достаточно много этих машин, а ХТЗ не мог самостоятельно удовлетворить такие аппетиты. По той же причине производственная документация была передана за границу, союзникам по Варшавскому Договору, что позволило наладить производство МТ-ЛБ в Польше и Болгарии для потребностей стран-участниц ОВД.

Перед тем как рассмотреть вопрос, вынесенный в заголовок, стоит немного разобраться, что же такое эта самая «МТ-ЛБ». Данная аббревиатура расшифровывается довольно просто — многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный. Вроде как все ясно, раз тягач то что-то тягает, а что в армии положено тягать? (ну кроме круглого конечно)? Грузы и артиллерию. Для повышения мобильности последней и был создан МТ-ЛБ.

МТ-ЛБ 24 ОМБр ВСУ с ЗУ-23-2

Советская армия закончила вторую мировую войну с довольно пестрым спектром «тягачей» артиллерии. Здесь были как лошади, так и трактора с различными грузовиками. Однако еще до начала войны командование четко осознавало потребность армии в артиллерийском тягаче, никуда она не делась и по окончанию. Как не крути лошадки давно уже себя изжили, трактора не имели достаточной скорости, а грузовики далеко не везде проходили, а главное не имели никакой защиты. Именно по последней причине и появилась потребность в создании чего-то бронированного, для перевозки орудий, расчетов и боеприпасов. Ведь после войны армия получила довольно неплохой АТ-Л, который должен был закрыть вопрос, однако отсутствие на нем какой-либо брони заставило конструкторов искать иные варианты. Таковой в итоге был получен в лице МТ-ЛБ, да еще и с приятным бонусом, по сравнению с АТ-Л в возможности плавать.

МТ-ЛБ 1 «Славянской» ОМСБр ВСН

Данная база оказалась крайне удачной, что повлекло за собой создание целого семейства машин, среди которых ЗРК «Стрела-10», СНАР «Леопард», РХМ «Кашалот», ПТРК «Штурм-С» и многие другие. В последствии удлинив базу на каток получили МТ-ЛБу, на базе которой так же был произведен ряд машин среди них САУ 2с1 «Гвоздика». Вообще за время производства МТ-ЛБ обзавелась нешуточным количеством потомков не только в СССР, но и за его пределами. В 1985г Болгария представила миру, на одном из парадов свою БМП-23, основой для которой послужила база «Гвоздики», уже после распада союза, наверное, каждая страна у которой имелось хоть какое-то производство этих машин, показала миру множество вариантов модернизаций и переработки старичка. Даже их краткий обзор потянет на полноценную статью, поэтому здесь мы будим говорить лишь о «базовой» модели, не особо затрагивая остальных.

К моменту начала конфликта на Донбассе, большая часть МТ-ЛБ находилась на базах хранения. В строевых частях эта техника встречалась в ЗРАДн и ПТАДн ОМБр, ОТБр и ОАБр, 128 ОГПБр и 36 ОБрБО. О наличии этих машин в аэромобильных частях на март 2014г мне не известно. Кроме того, какое-то количество МТ-ЛБ находилось в частях обеспечения и учебках. Основная же масса мотолыг сосредоточилась на базах хранения (большинство в Староконстантинове). В виду того что армия Украины 25 лет усыхала с дивизий до бригад количества БМП-2 было достаточно дабы покрыть все нужды пехоты и такого явления как пехота на штатных МТ-ЛБ в начале конфликта не было.

МТ-ЛБ на базе хранения в в/ч А-0598, Староконстантинов

Однако уже к концу лета 2014г ситуация изменилась. В стране начали разворачивать новые воинские части, которым понадобилась матчасть, старые же потеряли большое количество техники и им так же нужно было чем-то восполнять недостающее. Все это делалось под лозунгом «нужно еще вчера», поэтому выгребать со складов начали все что могло двигаться либо быть восстановленным в кратчайшие сроки.

Всего Украине при развале союза досталось около 2200 машин данного типа. Менее сотни их было продано за годы независимости, не более четверти находились в частях. Восстановленные авральными темпами МТ-ЛБ шли в замену БМП и БТР. Так ново сформированная 81 ОАэМБр получила батальон на МТ-ЛБ, 79я и 80я ОАэМБр получили по ПТАБатр с МТ-ЛБ и МТ-12. Более всего в этом плане «повезло» 14й ОМБр. После расформирования 51й ОМБр вся ее мачасть разъехалась по другим бригадам. В итоге, когда захотели сформировать 14ю, «свободных» БМП уже не осталось и бригаду посадили на МТ-ЛБ, немного «доработав» последние. Список тех, кто в авральном порядке получил МТ-ЛБ можно продолжать и дальше, но именно с этого «перевооружения» начинается новый этап жизни тягачей в ВСУ.

Модернизированные МТ-ЛБ 14 ОМБр ВСУ на вручении техники 5 января 2015г

Что касается другой стороны конфликта, то здесь так же достаточно большое количество МТ-ЛБшек. В основном эти машины сосредоточены у взводов связи, медиков, саперов, управления и зенитчиков ОМСБр и ОМСП. Исключением являются части ЛНР, где к примеру 6 ОМСП использует МТ-ЛБ как замену БМП в своих мотострелковых батальонах.

МТ-ЛБ 6ОМСП ВСН

Думаю, на этом с довольно-таки объёмным вступлением можно заканчивать, и пора переходить к сути. МТ-ЛБ участвуют в конфликте на Донбассе с его первых дней. Стоит начать с того что мало кто воспринимает мотолыгу как полноценную боевую технику всегда, почему-то, пытаясь сравнивать ее с БМП или БТР. Такое отношение к вопросу в корне не верно, по той простой причине что МТ-ЛБ создавалась для выполнения иных задач и со своей спецификой. Наличие башенки с пулеметом скорее «приятный бонус». Тоже касается бронирования. Его задача защищать от пуль и осколков. Причем как показывает практика с последними мотолыга не всегда справляется.

То, что ВСУ и сепаратисты были вынуждены использовать МТ-ЛБ в качестве БМП, говорит скорее о возможностях противоборствующих сторон, нежели про боевой потенциал мотолыги.

МТ-ЛБ 6ОМСП ВСН с ЗУ-23-2 и дополнительным бронированием

Первой проблемой в данном амплуа стало вооружение. Установленный в вращающуюся башню 7,62мм пулемет Калашникова сложно назвать устрашающим орудием. Если с места с него еще можно вести мало-мальски прицельный огонь, то в движении про это можно забыть, тем более если вам нужно делать это в бою и при наступлении на позиции противника. Поэтому «Кулибины» начали искать варианты усиления. Предпринимались они как на местах, так и в рамках заводов. Самым, пожалуй, простым стала установка на крышу десантного отделения ЗУ-23-2. Схема, испытанная в многих военных конфликтах, по-прежнему работала и имела один значимый нюанс. Всегда требовался достаточно безбашенный расчет, готовый залезть на ЗУшку и стрелять. Для повышения защищенности расчетов обеими сторонами так же проводились работы в виде дооснащения ЗУ экранами, либо же создания подобий «башенок». Дальше всего в этом плане ушли в ВСУ, сделав, на волонтерском уровне, пару МТ-ЛБ с дистанционно управляемой ЗУ-23-2. Причем управление осуществляться как из десанта, так и с наружи, выносным пультом. Одну из этих машин постигла печальная учесть, она была уничтожена противником, судьба второй для меня не известна, так же как получил ли данный проект развитие либо остался в двух экземплярах.

МТ-ЛБ с ЗУ-23-2 ОБСпН НГУ «Азов»

Вторым вариантом дооснащения стала установка на крышу крупнокалиберного пулемета. Причем вариации этих пулеметов так же ограничивались лишь доступными под рукой. Самое простое – это установка НСВ на специальном зенитном станке, более сложные варианты включали в себя наваривание специальных креплений. Упомянутая выше 14я бригада получила МТ-ЛБ с закрепленными на них ДШК, вместо башенок с ПКТ. Пехотинцы быстро смекнули что стрелять, высунувшись по пояс из люка аки Джон Рембо чревато насыщением свинцом, поэтому ими были доварены башенки, хоть как-то прикрывающие стрелка. Но даже с установкой более мощного пулемета боевые возможности МТ-ЛБ выросли не значительно, так как обозначенные выше проблемы никуда не делись.

МТ-ЛБ с сдвумя пулеметами КПВТ ВСУ МТ-ЛБ ВСН с установленим на нее НСВ, ранее принадлежащая 128 ОГПБр ВСУ МТ-ЛБ 7 ОМСБр ВСН с НСВ на зенитном станке МТ-ЛБ ВСУ с ДШК и СПГ-9 МТ-ЛБ 14 ОМБр ВСУ с дополнительной защитой для пулемета ДШК, установленного вместо башни с ПКТ

Касательно вооружения так же стоит упомянуть присутствующие на Донбассе МТ-ЛБ6МА, МТ-ЛБ6МБ, МТ-ЛБВМ и МТ-ЛБВМК, которые являются машинами российского производства. От базовой мотолыги они отличаются наличием другого вооружения. Со стороны Украины подобного рода машины существуют в единичных экземплярах, как поделки местных мастеров.

МТ-ЛБ 6МБ вероятно принадлежащая 17ОМСБр ВС РФ с украинским автомобильным номером МТ-ЛБ 6МА вероятно 8 ОМСБр ВС РФ уничтоженная в р-не Многополья МТ-ЛБ ВМ казаков ЛНР МТ-ЛБ ВМ ДНР МТ-ЛБ с башней от БТР и дополнительным бронированием в виде решеток и бронелистов ОБСпН НГУ «Азов» МТ-ЛБ с башней от БРДМ полка Днепр-1

Далеко не новым, опять-таки практикуемым обеими сторонами, стала установка на МТ-ЛБ миномёта «Василек». Это, пожалуй, одна из самых эффективных «поделок» на тему повышения огневой мощи. Да в атаку на таком не походишь (хотя при желании можно стрелять с василька и «прямой наводкой»), но зато придает миномёту мобильности, что является неоспоримым плюсом. Полученная таким образом эрзац-САУ имеет скорость и какую-никакую защиту для БК и расчета, однако платит за все это точностью, на которую естественно сказываются нюансы установки миномете на машину.

МТ-ЛБ РГ ДНР с 2Б9 «василек» и дополнительным бронирование в виде шахтной ленты и наваренных листов Батарея 2Б9 ВСУ установленные на МТ-ЛБ

Все выше описанное является использованием МТ-ЛБ в несвойственном ему амплуа. Это сродни установке снайперской оптики на пистолет. Стрелять он от этого не перестанет, но и винтовкой не станет. Так и с тягачом, даже обвешанный всякого-рода оружием он не становиться БМП, БТР либо САУ, а лишь придает мобильности разного-рода огневым средствам. В эпоху насыщения пехоты противотанковыми средствами использование МТ-ЛБ в несвойственных ему амплуа зачастую приводит к потере машины и экипажа.

МТ-ЛБ 93 ОМБр ВСУ защищенная мешками и ящиками с землей

От усиления вооружения, перейдем к более логичному – повышению защищенности. Перед конструкторами в 50-60 годах никто не ставил задачи создать машину способную противостоять противотанковым средствам и тяжелому вооружению пехоты, так как предполагалось что действовать МТ-ЛБ будет в ближнем тылу где основными угрозами явится артиллерийский огонь и легкое стрелковое оружие в возможных засадах. С этими вызовами мотолыга с горем пополам справляется. И если тот же АК для тягача не угроза, то осколки 120мм мин вполне удачно прошивают тонкие борта и корму, приводя к проломам в броне. Тоже касается и крупнокалиберных пулеметов, бронебойные боеприпасы которых, на коротких расстояниях, способны поразить тягач в любую проекцию.

Импровизированные противокумулятивные экраны на МТ-ЛБ 93 ОМБр ВСУ МТ-ЛБ 128 ОГПБр ВСУ потеряная в Дебальцево

В условия большого насыщения артиллерией с обеих сторон в конфликте на Донбассе стоит отметить что основной процент потерь приходиться именно на ее огонь. Так при беглом обзоре данных собранных на сайте lostarmour имеем: 25 машин уничтоженных огнем артиллерии 10 уничтожено противотанковыми средствами либо танками, из 73 МТ-ЛБ попавших в выборку. Возможно кто-то поправит мои расчеты, для этого даю таблицу:

МТ-ЛБ 1 мсб 1 Славянской ОМСБр ВСН с защитой в виде шахтной ленты

Естественно многие экипажи бронемашин старались усилить защищенность своих коробочек. В ход шли ставшие «классикой» мешки с песком, ящики с землей и решётки. Хотя стоит признать, что последние на МТ-ЛБ встречаются куда реже нежели на БМП, БТР и БМД. Эффективность такой дополнительной защиты при применении МТ-ЛБ как машины ближнего тыла можно считать удовлетворительной, однако при использовании тягача в несвойственном ему амплуа БМП\БТР все эти улучшения несут скорее психологический характер хоть немного успокаивая экипаж. С большой долей вероятности мешки и ящики позволят остановить часть осколков и возможно станут препятствием на пути крупнокалиберного пулемета, на сколько такая защита спасает от РПГ – вопрос открытый, про что-то крупнее даже речи не идет. Кроме того, в ЛНР и ДНР весьма популярным является использование при усилении защиты ББМ шахтной ленты. Не обошла эта традиция стороной и МТ-ЛБ, которые так же были ей обвешаны. Так же стоит отметить практику наваривания дополнительных бронелистов обеими сторонами конфликта. Однако это может пагубно сказываются на ресурсе ходовой части.

Комбинированное бронирование МТ-ЛБ 6ОМСП шахтной лентой и бронелистами

Так же стоит отметить что даже при множественных попаданиях машины может продолжать движения, так как большая часть ее площади — это «десант» и по сути, если не задет двигатели, повреждена ходовая либо не произошло возгорание – тягач с большой вероятностью сможет продолжить движение. Правда этот плюс с лихвой перекрывает тот минус что с большой вероятностью будет поражен перевозимый внутри груз либо личный состав, ибо как писалось выше – броня весьма условна.

Мне известен эпизод, во время которого МТ-ЛБ получила множественные попадания из РПГ, пуль и осколков, продолжала движение, остановившись лишь тогда, когда 30мм снаряд пушки 2А42 БМД-2 (либо ЗУ-23-2) пробил двигатель. В дальнейшем вооруженным силам Украины удалось захватить эту мотолыгу и эвакуировать ее в тыл, где после замены двигателя она была переоборудована в машину для эвакуации раненых.

МТ-ЛБ 1 мсб 1 Славянской ОМСБр захваченая ВСУ 22.01.2015 в р-не Авдеевки

Касательно ходовых качеств – машина имеет достаточно высокую проходимость и подвижность, ей хватает прыти для того что б тягать за собой МТ-12 «Рапира» или что по меньше, справляется она и с Д-30, с арт.системами по крупнее тягач уже не совладает. Обладает приятным бонусом в виде плавучести, относительно не плохо чувствует себя на воде.

Касательно внутреннего пространства – назвать мотолыгу «удобной» можно только в сравнении с БМП и БМД. Да, места в ней больше, но современному бойцу, средний рост которого 178см в бронежилете, с БК и автоматом будет в ней тесновато, а если он приоденется как положено и возьмёт с собой по больше патронов – то рискует и вовсе не вылезти из коробочки. Поэтому, как и в случаи с БМП и БМД пехота предпочитает ездить на броне, возя внутри пожитки и все что может пригодиться. Так же проблематичным является эвакуация с места пулеметчика, так как покинуть машину он должен будет за кем-то.

Делая вывод можно сказать что МТ-ЛБ в общем и целом изжила себя. Еще в Союзе ей начали искать замено, но по прошествии практически 30 лет после его развала так и не нашли того, кто стал бы на место старичка. Попытки каким-то образом сделать из тягача БМП обречены на провал по ряду объективных причин (грузоподъемность не дает качественно решить вопрос вооружения и бронирования, без ущерба ходовой). По сути мотолыги доживают свой век в ожидании замены, которой пока и не пахнет не только у участников конфликта на Донбассе, но и в странах-эксплуатантах МТ-ЛБ в целом.

Отдельная благодарность администрации ЛА за предоставленную информацию на основе которой написана статья