Моторно трансмиссионное отделение

МТО

Смотреть что такое «МТО» в других словарях:

  • МТО — МТО: МТО (объектив) Машина технического обслуживания Московский театр оперетты Моторно трансмиссионное отделение Молодёжная туристическая организация Международная туристическая организация Монолитные Твердотельные Объекты (научная фантастика)… … Википедия

  • МТО-АТ — мастерская технического обслуживания автомобильной техники авто, техн … Словарь сокращений и аббревиатур

  • МТО-И — мастерская технического обслуживания инженерной техники техн … Словарь сокращений и аббревиатур

  • МТО — Смотри механико термическая обработка (МТО) … Энциклопедический словарь по металлургии

  • МТО — межрегиональный территориальный округ материально техническое обеспечение logistics … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • МТО-АТ — мастерская технического обслуживания автомобильной техники … Словарь сокращений русского языка

  • МТО — мастерская технического обслуживания материально техническое обеспечение машина технического обслуживания международная торговая организация механико технологический отдел Московский театр оперетты мощный телеобъектив … Словарь сокращений русского языка

  • МТО ЯРБ — межтерриториальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора техн. Источник: http://www.garant.ru/prime/20070214/6228674.htm … Словарь сокращений и аббревиатур

  • МТО (объектив) — У этого термина существуют и другие значения, см. МТО. Объективы МС МТО 11 (слева) и МТО 500. МТО семейство зеркально линзовых телеобъективов … Википедия

  • планирование начального МТО — 3.4.1 планирование начального МТО (initialprovisioning, IP): Определение в процессе проектирования изделия комплекта запасных частей и расходных материалов, необходимых для поддержки его функционирования в начальный период эксплуатации, когда… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Поводырь для уставшей «восьмидесятки»

Большинство любителей бронетанковой техники много внимания уделяет собственно танкам, напрочь забывая о машинах технической поддержки и обеспечения. Между тем важность такого элемента в системе бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) очевидна. Одним из наиболее современных образцов отечественной бронетехники спецназначения стала бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У на базе танка Т-80У.

Насущная необходимость

Стоило первым британским «ромбам» начать месить французскую грязь, как тут же появились их безоружные варианты с надписью «Supply» на борту — специальные машины снабжения. Их же использовали в качестве технической помощи. Со временем на подобных машинах стали появляться краны, лебёдки и прочее оборудование.

В Советском Союзе практически с самого основания броневых сил тоже немало внимания уделялось машинам поддержки. Во многом это объяснялось невысокой надёжностью первых танков и необходимостью сберегать их ресурс. Основы комплексного развития БТВТ были заложены именно в 1930-е годы, но планы серьёзно спутала война. В экстремальных условиях более актуальным стал вопрос массового выпуска боевых машин, а вот о производстве различных тягачей на время пришлось забыть.

Mk IV Supply Tank — британский танк снабжения, хорошо отличимый от боевых собратьев по спонсонам, лишённым орудий и пулемётов, хотя лобовая пулемётная установка сохранилась. Франция, сентябрь 1918 года

Опыт Великой Отечественной войны наглядно продемонстрировал необходимость наличия в танковых и ремонтных подразделениях тягачей-эвакуаторов с характеристиками подвижности, аналогичными танкам. Реалии начавшейся холодной войны также долгое время не позволяли полноценно заниматься созданием и производством БРЭМ — бронированных ремонтно-эвакуационных машин. Какое-то время армию выручали БТС — бронированные тягачи, получаемые конверсией танков устаревших типов. Но с момента начала перевооружения на танки второго послевоенного поколения — Т-64, Т-72 и Т-80 — ситуация стала усугубляться.

Очевидно, что в качестве основы для машины поддержки должна использоваться база того танка, который нужно поддерживать. В условиях Советской армии 70-80-х годов прошлого века это означало необходимость создания сразу трёх типов БРЭМ с различной силовой установкой и ходовой частью. Конечно, это было неприемлемо — производственных мощностей не хватало и для выпуска даже одного типа, не говоря о трёх! Кроме того, особенности силовых установок танков Т-64 и Т-80 серьёзно затрудняли отбор мощности для привода лебёдок или кранового оборудования. Так появилась БРЭМ-1, или «Изделие 608» — машина, созданная на базе Т-72 с V-образным дизельным двигателем. С момента её создания до начала массового производства потребовалось более 10 лет. Всё это время тягачами для современных танков служили БТС на базе давно устаревших Т-44 и Т-54.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1

Стоит ли говорить, что «старички» едва справлялись со своими задачами? Им не хватало тягового усилия и скорости, в особенности на марше, и они отставали от колонн танков, которые должны были сопровождать. Если с обеспечением запчастями для БТС в частях, оснащённых Т-72, в силу преемственности конструкции было неплохо, то там, где на вооружении состояли Т-64 и Т-80, зампотехам приходилось быть магами.

При этом БРЭМ-1 нисколько не спасал положения. Где в части, на вооружении которой стоят Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), взять запчасти для дизелей БРЭМ? Как говорил один знакомый автору офицер-танкист: «Я думаю, что при эвакуации и буксировке танков, расход будет чудовищным. Это да. Но проще подогнать лишнюю цистерну керосина, чем в полку на Т-80 искать запчасти на БРЭМ-1». Однако задача по созданию БРЭМ с газотурбинной силовой установкой в СССР даже не ставилась.

Машина для экспортных нужд

Как ни странно, ситуация изменилась после развала Советского Союза и прекращения серийного выпуска Т-80. Тогда, в начале 1990-х, предполагалось Т-80У как самый современный и дорогой сделать основным экспортным образцом. Уже в 1993 году этот недавно рассекреченный танк был с успехом показан на выставке в Арабских Эмиратах, где он привлёк внимание военных сразу целого ряда стран.

В 1995 году Т-80У Кантемировской дивизии, спешно перевооружённой с харьковских дизельных Т-80УД на российские газотурбинные «восьмидесятки», приняли участие в юбилейном военном параде в Москве. Следом, в 1996 году, сразу два государства подписали контракты на их приобретение — Южная Корея и Республика Кипр. Однако при этом возникла проблема: по требованиям заказчиков, для обеспечения эксплуатации Т-80У нужны были БРЭМ, выполненные на единой базе с танками. Таковых не было, и проблему пришлось обходить путём переговоров.

В итоге корейцы согласились обойтись собственными БРЭМ на шасси танка K1, а вот с киприотами сделка оказалась сложнее. Пакет контрактов был согласован с ними ещё в 1994 году. Он предусматривал поставку 123 Т-80У. В апреле 1996 года был подписан договор, предусматривающий поставку 27 линейных и 14 командирских машин, а также дизельных БРЭМ-1 в качестве машин поддержки, на остальные танки подписали опцион. Также предусматривалась возможность закупки четырёх БРЭМ с ГТД на шасси Т-80У. Общая стоимость контракта составила то ли 172, то ли 175 млн долларов США. Поскольку машины брались из наличия в ВС РФ, первую поставку осуществили уже летом того же 1996 года, а полностью контракт закрыли в июне 1997 года.

Надо сказать, что поставленный Кипру БРЭМ-1, созданный в 1973–1975 гг., по своим техническим характеристикам уже не отвечал современным требованиям. Грузоподъёмность его крановой установки составляла всего 12 тонн, что было недостаточно для демонтажа башни Т-80У, весившей 15 тонн. Кран нужно было дорабатывать, что требовало соответствующих затрат на подготовку. Серьёзные нарекания вызывал короткий вылет стрелы и её расположение по одному борту с выхлопным патрубком двигателя.

Схема компоновки БРЭМ-80У

Для того чтобы не отстать от всё возрастающих требований войсковой эксплуатации бронетехники, в начале 1990-х годов ФГУП УКБТМ совместно с омским КБТМ был проведён ряд ОКР по созданию новых более мощных БРЭМ на базе перспективных шасси — «Изделие 622» (ОКР «Отцепка», шасси танка «Объект 187») и ОКР «Отцепка-88» (шасси танка «Объект 195»). Так как базовые машины не дошли до серии, то эти БРЭМ не имели перспектив. «Изделие 622», спроектированное коллективом под руководством А.А. Морова, осталось в макете, а «Отцепка-88» — лишь в чертежах. Тем не менее, опыт их создания был использован в дальнейшем при создании БРЭМ-80У, или «Изделия 647».

Эта работа стала инициативой омского КБ, воодушевлённого опционом и надеждами на то, что поставка новой БРЭМ киприотам станет только первой ласточкой. Предполагалось, что подобные поставки будут продолжены, и наличие БРЭМ на единой базе с Т-80У подстегнёт продажи «восьмидесяток». Начальник отдела перспективного проектирования КБТМ Дмитрий Агеев писал:

«В январе 1997 года омское КБТМ приступило к созданию бронированной ремонтно-эвакуационной машины на базе танка Т-80. Тактико-техническое задание (ТТЗ) было сформулировано предельно просто: максимальное использование узлов и агрегатов базового шасси; превосходство по основным техническим параметрам над всеми известными в данном классе машинами российского и зарубежного производства.

Срок от начала проектирования до выхода машины из цеха был определён в шесть месяцев, то есть до открытия выставки сухопутных вооружений и военной техники ВТТВ-97. ТТЗ было достаточно «сырым», тем более что официально оформленным все его увидели гораздо позже и вынуждены были корректировать некоторые параметры на ходу, что вовсе не облегчало работу.

Этапы эскизного проектирования, технического проекта сжались по времени до пары недель. Применение узлов и агрегатов базового изделия в какой-то мере облегчало выполнение задачи, но в то же время накладывало ряд существенных ограничений и порождало огромное количество проблем, связанных с компоновкой и размещением применяемых комплектующих».

Столь быстро справиться с работой позволило внедрение системы автоматизированного проектирования и использование программы трёхмерного параметрического моделирования. При этом во время поисков оптимального решения коллектив разработчиков неоднократно менял не просто компоновочные, а и концептуальные решения.

Проблема с ГТД

Сохраняя общие технические характеристики Т-80У по удельной мощности, скоростям движения, преодолеваемым препятствиям и т.п., БРЭМ-80У придавались повышенные возможности использования специального оборудования. Главная лебёдка развивала непосредственное тяговое усилие 35 тс, а с использованием полиспаста оно достигало 140 тс, что заметно превышало характеристики лебёдки БРЭМ-1 (25 тс и 100 тс соответственно). Кроме того, лебёдка БРЭМ-80У имела лучшие показатели как по скорости выдачи троса — 50 м/мин. вместо 20 м/мин. у БРЭМ-1 — так и по скорости намотки — 17 и 50 м/мин. вместо 13 м/мин. Наличие двух скоростей намотки сокращало время, экономило ресурс и топливо при вытаскивании легкозастрявших или лёгких машин. Тяговое усилие вспомогательной лебёдки БРЭМ-80У увеличили до 1 тс, что в два раза превышало усилие лебёдки БРЭМ-1 и позволяло проводить более широкую номенклатуру работ. Грузоподъёмность крана повысили с 12 до 18 тонн. Это, а также новая конфигурация стрелы крана, позволило при ремонтных работах поднимать башню танка с боекомплектом.

БРЭМ-80У «Изделие 647» на выставке Russian Expo Arms-2011 в Нижнем Тагиле. Фото автора

Основная сложность при создании БРЭМ-80У, как и ожидалось, возникла в реализации отбора мощности от двигателя. На дизельной БРЭМ-1 это происходило механически через редуктор. Однако реализовать такое техническое решение в БРЭМ на шасси Т-80У не представлялось возможным в связи с установкой на нем газотурбинного двигателя со встроенным редуктором отбора мощности, расположенным со стороны кормового листа корпуса шасси. Разворот двигателя потребовал бы полной перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения. Танковый ГТД выполняется в едином моноблоке со встроенным раздаточным редуктором, выходной вал которого связан с входными валами бортовых коробок передач агрегата трансмиссии и не имеет выходящих из корпуса моноблока (поскольку они изначально не были необходимы) шестерён или валов, с которых можно было бы снять значительный поток мощности для привода гидронасосов.

Была поставлена задача обеспечить уменьшение выступания редукторного кожуха за кормовой лист танкового шасси за счёт разработки для БРЭМ малогабаритного редуктора отбора мощности, отвечающего её функциональным требованиям, что позволяло бы сохранить возможности машины по движению и преодолению препятствий на уровне боевого танка. Параллельно в ходе работы были решены вопросы повышения надёжности в работе собственно редуктора отбора мощности, а также деталей привода, служащих для снятия мощности со встроенного раздаточного редуктора ГТД и её передачи на редуктор отбора мощности.

БРЭМ-80У «Изделие 647» на выставке Russian Expo Arms-2011 в Нижнем Тагиле. Фото автора

В итоге БРЭМ-80У была снабжена малогабаритным плоским редуктором отбора мощности от силовой установки на рабочее оборудование со встроенной муфтой. При этом корпус редуктора выполнили преимущественно плоским за счёт однорядного расположения шестерён выходных валов редуктора с увеличением поперечного размера в зоне входного вала и раздаточных валиков. Муфта образована двумя ведомыми шестернями, установленными на подшипниках на входном валу, и плавающей зубчатой обоймой, которая установлена с возможностью соединения зубчатого венца входного вала с ведомыми шестернями. Параллельно входному валу установлены раздаточные валики с шестернями для приёма мощности с ведомых шестерён муфты и передачи её на гидронасосы, связанные с выходными валами редуктора.

Редуктор отбора мощности имеет три выходных вала, связанных с гидронасосами, при этом два гидронасоса предназначены для питания гидромотора тяговой лебёдки и имеют повышенную производительность в сравнении с третьим, служащим для питания гидроцилиндров отвала, стрелы грузоподъёмного крана и гидромоторов поворотной платформы, вспомогательной лебёдки и устройства подъёма-опускания груза, а муфта редуктора отбора мощности выполнена с возможности подключения либо гидронасоса малой производительности, либо одновременного подключения всех трёх гидронасосов избирателем режима работы редуктора.

Вид на кормовую часть БРЭМ-80У. Хорошо видны жалюзи турбины для выхода выхлопных газов, под ними броневой короб, закрывающий редуктор отбора мощности, и полужёсткое сцепное устройство. Фото автора

Передача мощности организована внутри выходного вала раздаточного редуктора, в корпусе которого выполнено окно с уплотнительной крышкой, через которое выведен торсионный валик со сферическим профилем у обеих шлицевых головок, связывающий через шлицевую трубу выходной вал раздаточного редуктора с входным валом редуктора отбора мощности. В соответствии с современным уровнем развития гидроприводов мобильных машин в гидросистеме использовано повышенное рабочее давление до 280 кг/см², что позволяет увеличить концентрацию мощности в единичных гидроагрегатах: гидромоторах и гидроцилиндрах, за счёт чего повысить их силовые характеристики.

БРЭМ-80У снаружи и внутри

Экипаж машины состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, слесаря-специалиста по системам и сварщика-такелажника. Кроме того, установлено сиденье для пятого человека, что позволяет при необходимости иметь на БРЭМ-80У ещё одного специалиста либо вывозить раненых с поля боя.

Для проведения ремонтно-эвакуационных работ БРЭМ-80У оснащена специальным оборудованием:

  • основной лебёдкой;
  • вспомогательной лебёдкой;
  • грузоподъёмным краном;
  • сошником-бульдозером;
  • буксирными средствами;
  • грузовой платформой;
  • электросварочным оборудованием.

Основная лебёдка предназначена для создания тяговых усилий при эвакуации застрявших военных гусеничных машин (ВГМ), для подтягивания неисправных ВГМ, когда тяговое усилие на крюке машины недостаточно для буксирования или подход машины к эвакуируемому объекту невозможен, а также для эвакуации застрявших и повреждённых объектов при форсировании водных преград. Лебёдка установлена на кронштейнах, приваренных к днищу, у моторной перегородки в машинном отделении.

Бронировка редуктора отбора мощности. Фото автора

Вспомогательная лебёдка предназначена для подтягивания троса основной лебёдки к эвакуируемому объекту, а также для выполнения других работ по перемещению грузов. Она установлена в отсеке в носу машины и отделена от обитаемой части бронированным листом. Привод лебёдки осуществляется от гидромотора.

Грузоподъёмный кран, размещённый на корпусе с левой стороны машины, предназначен для демонтажа и монтажа агрегатов, узлов и механизмов БТВТ при их ремонте в полевых условиях и для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Увеличенная грузоподъёмность крана позволяет производить демонтаж и монтаж танковой башни с вооружением в собранном виде, а при использовании полиспаста позволяет приподнять нос или корму ремонтируемого изделия. Все рабочие операции крана — изменение вылета стрелы, подъем и опускание груза, поворот крана — выполняются от гидравлических приводов.

Сошник-бульдозер предназначен для самозакрепления машины на местности при работе тяговой лебёдки путём заглубления отвала в грунт, а также для выполнения земляных работ. Сошник-бульдозер установлен на носовой части машины. Приводится двумя гидроцилиндрами.

К буксирным средствам машины относятся полужёсткое буксирное приспособление и буксирные тросы.

Грузовая платформа предназначена для перевозки на машине запасных частей, агрегатов, ГСМ и другого имущества, необходимого для ремонта. Номинальная грузоподъёмность платформы для постоянной перевозки грузов без ограничения скорости машины — 1500 кг. Допускается перевозка на платформе грузов весом до 4000 кг на небольшие расстояния со скоростью до 8 км/час.

Показательные выступления БРЭМ-80У на военно-спортивном конкурсе «Рембат-2018»: рекордная эвакуация сразу шести обездвиженных боевых машин

Комплект электросварочного оборудования предназначен для ручной электродуговой резки и сварки сталей. Питание электросварочного оборудования обеспечивается энергоагрегатом с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя ГТА-18А мощностью 18 кВт. Благодаря этому экономится топливо и ресурс основного двигателя.

От базового танка в конструкции БРЭМ-80У полностью заимствованы ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение с обслуживающими системами: силовая установка, трансмиссия, системы питания топливом, воздухом, смазки, охлаждения, воздушная, электроснабжения, противопожарная, защиты от оружия массового поражения. Заимствованы приборы наблюдения. Для сохранности дорожного покрытия на БРЭМ возможна установка асфальтоходной гусеницы.

Корпус, за исключением днища, выполнен оригинальной конструкции, но с использованием элементов корпуса базового изделия — таких как кронштейны балансиров, гидроамортизаторов, поддерживающих катков и т.п. Люки членов экипажа также заимствованы с базового танка. Конструкция корпуса позволяет увеличить объем обитаемого отделения (отделения управления) до 4,5 м³. Для улучшения условий работы экипажа в различных климатических зонах на машине установлен кондиционер.

Вооружение БРЭМ состоит из зенитной пулемётной установки калибра 12,7 мм открытого типа, четырёх автоматов АКС-74, ручного гранатомёта РПГ-7 и сигнального пистолета. Маскировка на поле боя обеспечивается системой пуска дымовых гранат и деформирующим окрашиванием.

Разработчики машины заявляют:

«По тяговым возможностям лебёдки и грузоподъёмности крана БРЭМ-80У стоит на одном уровне с лучшими мировыми образцами. По совокупности инженерного оснащения и возможности проведения ремонта в полевых условиях — превосходит известные образцы. По суммарному показателю проходимости, подвижности и защищённости — выгодно отличается высокой оперативностью и возможностью автономного решения поставленной задачи».

Эти заявления были подтверждены установлением своеобразного рекорда. В 2018 году в ходе международных военно-спортивных соревнований «Армейские игры» на закрытии военно-спортивного конкурса «Рембат», который проходил в Омске, БРЭМ-80У смогла одновременно отбуксировать на сцепке сразу шесть танков Т-80У общей массой около 270 тонн.

С показом БРЭМ-80У на «Рембате-2018» связан любопытный момент. Оказалось, что БРЭМ-80У имеет собственное имя «Омич», которое крупно написали на бортах машины, но вот с самим обозначением возникла неувязка — на те же оба борта кто-то нанёс ошибочное обозначение «БРЭМ-90М». Из-за этого пришлось ретушировать часть официальных фотографий, предоставленных прессе, и замазывать ошибку на видео. Так же поступили и с самой надписью — её быстро закрасили и переписали заново, заодно к финальному рекордному показу добавив и российский триколор.

По окончании разработки опытный образец БРЭМ-80У неоднократно участвовал в показах на международных выставках вооружений и военной техники в Омске и Нижнем Тагиле. В целом, маркетинговые усилия по его продвижению не прошли даром.

В середине 2000-х Кипр модернизировал свои Т-80У до уровня Т-80УА установкой тепловизионных прицелов «Плиса». Сделка на сумму 12,1 млн долларов была заключена в 2004 году. В 2009 году на выставке вооружений в Омске было объявлено, что Кипр намерен приобрести новую партию модернизированных Т-80У в количестве 41 единиц общей стоимостью 115 млн евро. Как и в первом контракте, 14 танков предполагалось поставить в командирской версии. Кроме этого, Кипр приобрёл четыре БРЭМ-80У.

Первая партия из 27 машин была доставлена заказчику в 2010 году, вторая из 14 машин — в 2011 году. С последней партией на Кипр уехали и БРЭМ. При этом отгрузка танков за ликвидацией их серийного производства была вновь осуществлена из наличия российского Минобороны, а вот БРЭМ-80У были новыми. Поставленные российской стороной боевые машины сменили 52 устаревших французских AMX-30, состоявших на вооружении 20-й танковой бригады Национальной гвардии Кипра. Широкой общественности киприотские БРЭМ-80У были представлены в ходе проходивших 21–24 июня 2012 года учений Национальной гвардии Кипра «Димитра-2012».

Потомки и конкуренты

В настоящее время в связи с модернизацией Т-80 и оснащением ими так называемых «арктических бригад» БРЭМ-80У получил перспективу и в российской армии. При этом в связи с дефицитом базовых машин Т-80У разработана технология изготовления БРЭМ-80 с использованием старых корпусов танков Т-80Б и Т-80БВ, что позволит значительно удешевить серийный процесс изготовления БРЭМ-80У.

БРЭМ-90 — «клон» БРЭМ-80У на базе дизельного танка Т-90. Её компоновка полностью идентична БРЭМ-80У, за исключением МТО и базового шасси

Опыт работ по БРЭМ-80У был использован КБТМ также при создании БРЭМ-90 на шасси танка Т-90С. С учётом наработок эта машина была спроектирована ещё быстрее, но так и осталась в проекте. Первоначально предполагалось, что она сменит устаревшую БРЭМ-1 («Изделие 608») в предложениях на экспорт.

В настоящее время конструкторами «Омсктрансмаша» на базе БРЭМ-80У разработана аэродромная гусеничная эвакуационная машина. Она была представлена на международном промышленном форуме «Инженеры будущего-2018». Сообщалось, что «данная машина предназначена для проведения аварийно-спасательных работ, в том числе эвакуации повреждённых воздушных судов из зоны крушения, аварийного приземления, при выкате самолётов за пределы взлётно-посадочной полосы, оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании воздушных судов в полевых условиях». При этом аэродромный танк-тягач способен буксировать воздушные суда массой до 600 тонн. Успешному применению этой машины в аэропортах способствуют высокие тяговые характеристики, а также применяемое топливо — как и на самолётах, на ней применяется керосин, что упрощает логистику.

В заключение стоит упомянуть, что практически параллельно с омичами работу по созданию своей БРЭМ вели конструкторы из украинского Харькова.

Аэродромный эвакуационный тягач на базе БРЭМ-80У

Продвижение на внешние рынки танков Т-80УД и Т-84 с МТО на основе двухтактного дизеля типа 6ТД было затруднено отсутствием соответствующей ремонтно-эвакуационной машины. Работы по созданию БРЭМ-84 «Атлет» на базе Т-80УД вело ХКБМ им. А.А Морозова при участии запорожского электровозоремонтного завода «Искра». Демонстрационный образец машины построили в 1997 году, а в 2000 году показали на выставке DSA-2000 в Малайзии. В 2007 году БРЭМ-84 вышла на этап государственных испытаний, а 24 ноября 2008 года была официально принята на вооружение украинской армии.

1 сентября 2011 года был подписан контракт на поставку 49 танков БМ «Оплот» и двух БРЭМ-84 для вооружённых сил Таиланда, который закрыли в 2018 году. В состав 9-й отгрузочной партии, отправленной заказчику 18 мая 2018 года, вошли две БРЭМ «Атлет» с заводскими номерами ХКБМ 111-18-01-01-01 и ХКБМ 111-18-01-01-02. Общая стоимость двух машин составила 6 млн долларов США.

Источники и литература:

  1. Болдырев А.П. Средства ремонта и эвакуации на танковом шасси. Сборник докладов 2-й научно-практической конференции, посвящённой 70-летию ФГУП ПО УВЗ и 65-летию ФГУП УКБТМ «Танкостроение: состояние и перспективы» — Нижний Тагил, 2006
  2. Агеев Д. «Семь раз отрежь, один отмерь?!». Журнал «CADmaster» (http://archive.cadmaster.ru)
  3. Паспорт экспортного облика бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У
  4. Патент РФ 2313758 от 27.12.2007
  5. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе танка Т-80У. Рекламный проспект — ОАО КБТМ, Омск

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1

В начале семидесятых годов советские военные специалисты пришли к выводу о необходимости создания новой специальной техники, предназначенной для оказания технической помощи боевым машинам на поле боя и на марше. Существующий парк различной техники не позволял решать весь спектр существующих задач без привлечения разных средств, из-за чего следовало создать совершенно новую машину, оснащенную набором различного оборудования. С целью создания такой техники был запущен новый проект с шифром «Лебедка», результатом которого стало появление бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1.

По заказу Главного бронетанкового управления Минобороны, промышленность должна была создать защищенную специальную машину с высокой проходимостью и подвижностью, а также с комплексом специального оборудования. Основными задачами этой техники были определены эвакуация поврежденной техники с поля боя с последующей доставкой на пункты сбора, помощь в проведении ремонтных работ, а также выполнение различных грузоподъемных работ в полевых условиях. Разработка подобной многофункциональной машины позволяла сократить парк вспомогательной техники и тем самым упростить систему ремонта поврежденных бронемашин.
Создание перспективной ремонтно-эвакуационной машины было поручено ОКБ-174 Омского завода транспортного машиностроения. Разработкой проекта руководили главный конструктор А.А. Моров и ведущий конструктор В.А. Степанов. Проект получил заводское обозначение «Объект 608». Задачей инженеров было создание специальной машины с набором различного оборудования, построенной на существующем шасси. С целью ускорения разработки и упрощения эксплуатации в качестве основы для «Объекта 608» было взято шасси серийного основного танка Т-72. Подобная техника уже состояла на вооружении, что позволяло упростить строительство ремонтно-эвакуационных машин, а также облегчало их будущую эксплуатацию за счет унификации по большому количеству агрегатов.

Общий вид БРЭМ-1. Хорошо видна стрела подъемного крана. Фото Wikimedia Commons
Применение готового шасси и энтузиазм сотрудников конструкторского бюро позволили создать новый проект за сравнительно малое время. Уже в конце 1972 года был подготовлен комплект документации, необходимый для строительства опытной бронемашины. Строительство «Объекта 608» было поручено заводу №183 (г. Нижний Тагил), производившему танки Т-72. Сборка прототипа не заняла много времени – он был готов к испытаниям в марте 73-го. Вскоре после завершения его строительства начались первые проверки, прошедшие на ближайших полигонах.
В течение 1973 года опытный «Объект 608» прошел весь комплекс заводских испытаний, после чего вышел на полигонно-войсковые. Военные специалисты проверяли предложенную машину в 1974-75 годах. По результатам войсковых испытаний новую специальную бронетехнику рекомендовали к принятию на вооружение. 13 июня 1975 года министр обороны СССР подписал приказ, в соответствии с которым бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Объект 608» принималась на вооружение под обозначением БРЭМ-1. После этого началась подготовка к серийному производству новой техники.

Перед БРЭМ-1 ставился широкий спектр задач вспомогательного характера, для выполнения которых ее пришлось оснастить набором разнообразного специального оборудования. С его помощью бронемашина способна буксировать различную технику, в том числе застрявшую на различных поверхностях, перевозить разные грузы, обеспечивать ремонт, выполнять некоторые земляные работы и т.д. В соответствии с подобным техническим заданием были определены основные аспекты облика перспективной машины.
Основой для «Объекта 608» стал танк Т-72Б, что повлияло на некоторые особенности его облика. Ремонтно-эвакуационная машина сохранила силовую установку и ходовую часть базовой машины, однако некоторые ее агрегаты имеют заметные отличия. Заметным переработкам, прямо связанным с выполняемыми задачами, подверглась компоновка корпуса. Обитаемый отсек с рабочими местами всех трех членов экипажа располагается в передней части корпуса. Рабочее место механика-водителя находится в центральной части отсека, справа и со сдвигом назад располагается командир. Место сцепщика-такелажника с набором необходимых органов управления разместили у левого борта и сдвинули назад относительно командира.
Все члены экипажа получили собственные люки в крыше машины. Кроме того, предусматривался один эвакуационный люк в днище, размещенный позади сиденья механика-водителя. Основные люки экипажа оснащены оптическими приборами для наблюдения за обстановкой. Водитель может использовать призменные приборы днем, а в темное время суток средний прибор следует заменять прибором ночного видения ТВНЕ-4ПА. Командир располагает небольшой вращающейся башенкой, в которой имеются два призменных прибора и один комбинированный (дневной и ночной) ТКН-3. Сцепщик-такелажник, как и командир, имеет небольшую башенку, однако она не оснащается механизмами вращения. Сцепщик-такелажник располагает четырьмя призменными приборами ТНП-160, такими же, как на других люках крыши. Средства для наблюдения ночью на рабочем месте сцепщика отсутствуют.

Передняя часть машины крупным планом. Фото Armor.kiev.ua
За спиной экипажа предусматривается т.н. машинная перегородка, разделяющая обитаемый отсек и машинное отделение. В последнем размещена часть специального оборудования, предназначенного для решения основных задач. Позади машинного находится моторно-трансмиссионное отделение с агрегатами силовой установки. Серийные БРЭМ-1 оснащаются дизельными двигателями В-84МС мощностью 840 л.с., что позволяет сохранить основные характеристики на уровне базового основного танка.
Корпус «Объекта 608» строился на базе основного танка Т-72Б и имеет схожую защиту. В лобовой проекции экипаж и внутренние агрегаты машины защищены комбинированной преградой, расположенной под углом 60° к вертикали. Бортовые листы и крыша, в свою очередь, обеспечивают защиту от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. Часть внешних агрегатов специального оборудования так же выполняются из материалов высокой прочности, что позволяет им выдерживать обстрел из стрелкового оружия без повреждений.

БРЭМ-1 не является боевой машиной, однако имеет некоторое вооружение для самообороны. В качестве основного средства защиты предлагается крупнокалиберный пулемет НСВТ, расположенный на турели над люком командира. Возимый боекомплект пулемета составляет 400 патронов. При необходимости экипаж может использовать три автомата АКС-74У с общим боекомплектом 360 патронов и 18 ручных гранат. Также в укладках обитаемого отсека размещается сигнальный пистолет и запас патронов к нему. Дополнительным средством защиты является термодымовая аппаратура. С ее помощью «Объект 608» может защитить себя и эвакуируемую машину от наблюдения и, как следствие, атаки.
Одним из самых заметных элементов специального оборудования машины БРЭМ-1 является сошник-бульдозер шириной 3,1 м, расположенный в передней части корпуса. Этот агрегат устанавливается на рычагах и оснащен гидравлическими приводами, обеспечивающими его подъем и опускание. Обеспечивается заглубление в грунт до 0,45 м. Основной задачей сошника-бульдозера является удержание ремонтно-эвакуационной машины на месте при использовании тяговой лебедки. Ввиду применения мощной лебедки имеющиеся гусеницы не всегда способны обеспечить требуемое сцепление с опорной поверхностью. В ряде ситуаций сошник может применяться при земляных работах. Управление гидроприводами сошника-бульдозера осуществляется с рабочего места водителя при помощи пары кнопок.
В лобовом листе корпуса предусматривается окно с роликовым устройством выдачи троса тяговой лебедки. Трос проходит через передние отсеки корпуса и входит в машинное отделение, где располагается тяговая лебедка. Этот трос предназначается для вытаскивания застрявшей техники или, при необходимости, для буксировки поврежденных машин, в случае отсутствия возможности применения сцепки. Трос имеет длину 200 м и диаметр 28,5 мм. Для большей прочности трос состоит из нескольких прядей спиральной свивки. Основой троса является стальная оцинкованная проволока.

Схема БРЭМ-1. Рисунок Gurkhan.blogspot.hu
Трос наматывается на барабан механической лебедки с планетарным и раздаточными редукторами. Конструкция лебедки обеспечивает выдачу троса со скоростью порядка 0,3 м/с. Намотка производится с темпом до 0,217 м/с. Характерной особенностью тяговой лебедки БРЭМ-1 является большая тяга. Без дополнительных приспособлений она способна создавать тяговое усилие (на коуше троса) до 25 тс. В комплект специального оборудования ремонтно-эвакуационной машины входит отдельный полиспаст, при помощи которого тяговое усилие может быть доведено до 100 тс.
В машинном отделении также располагается вспомогательная лебедка с приводом от гидромотора. Она оснащается 400-метровым тросом и способна развивать тяговое усилие до 530 кгс. Вспомогательная лебедка предназначается для обеспечения работы основной. Так, ее следует применять для подачи достаточно тяжелого троса тяговой лебедки к буксируемой машине. Кроме того, с ее помощью предлагается перемещать блоки полиспаста, для чего на машине перевозятся специальные салазки.
Вытащенная машина может быть взята на буксир. Для этого БРЭМ-1 на кормовом листе корпуса перевозит полужесткое буксирное приспособление с двухсторонней внутренней амортизацией. В рабочем положении это устройство крепится к буксировочному узлу машины, а его концы закрепляются на крюках эвакуируемой машины. Обеспечивается буксировка машины весом до 50 т.
В левой передней части машинного отделения предусматриваются опорные механизмы подъемного крана. Для подъема различных грузов БРЭМ-1 оснащается поворотным стреловым краном с грузоподъемностью до 12 т. Конструкция крана обеспечивает подъем и перемещение различных грузов, однако ширина секторов обслуживания и грузоподъемность ограничиваются массой нагрузки. К примеру, при максимальном грузе в 12 т возможна работа в пределах сектора шириной 45°, а при максимальном вылете стрелы (4,4 м) высота подъема груза не превышает 1,9 м над поверхностью земли. Управление краном производится при помощи отдельного выносного пульта, благодаря чему оператор получает возможность находиться вне машины и без каких-либо затруднений следить за работой систем. В походном положении стрела крана укладывается вдоль корпуса поворотом назад. Крюк при этом закрепляется в нижней части стрелы.
На крыше машинного и моторно-трансмиссионного отделений находится специальная грузовая платформа, оснащенная роликами для перемещения по корпусу. Часть оборудования предлагается перевозить контейнеры ЗИП, а также инструменты, необходимые для проведения ремонта различной техники. Грузовая платформа представляет собой подвижную конструкцию длиной 1320 мм и шириной 1630 мм. Имеются откидные борта высотой 410 мм.

Вид на машину слева-сзади. Фото Armor.kiev.ua
Машина БРЭМ-1 перевозит различное оборудование для проведения ремонта в полевых условий. В частности, она комплектуется электрическим сварочным аппаратом ЭСА-1. Интересен способ электропитания этой аппаратуры: для подачи энергии используется штатный стартер-генератор силовой установки СГ-10-1С. При использовании сварочной аппаратуры это устройство переключается в генераторный режим и обеспечивает выполнение необходимых работ.
На надгусеничных полках предусматриваются ящики и крепления для перевозки различного оборудования, применяемого для тех или иных операций. Так, на левой полке, под стрелой крана, хранятся двурогий крюк для крана, ящик ЗИП, ящик-стеллаж с электросваркой и принадлежностями, два блока полиспаста, а также два домкрата грузоподъемностью по 30 тс. На правой надгусеничной полке размещается ящик для остальных блоков полиспаста и транспортировочных салазок. Кроме того, там же перевозится еще один ящик ЗИП. В кормовой части правого борта предусмотрены крепления для трубы-лаза, входящей в комплект оборудования для подводного вождения.
БРЭМ-1 имеет полный комплект радиоэлектронного оборудования для внутренней и внешней связи. Экипаж должен использовать шлемофоны ТШ4, связанные с переговорным устройством Р-174. Также в машине устанавливаются УКВ-радиостанция Р-173 и приемник Р-173П. При помощи этого оборудования экипаж ремонтно-эвакуационной машины может поддерживать голосовую связь с другой техникой на поле боя.

Будучи построенным на базе основного танка Т-72Б, «Объект 608» имеет схожие габариты и вес. Боевая масса этой бронемашины составляет 41 т. Максимальная длина – 7,98 м, ширина – 3,46 м, высота –2,42 м. Отмечается, что отсутствие башни и каких-либо иных крупных обитаемых отсеков, выступающих над корпусом, позволило уменьшить лобовую проекцию и тем самым повысить живучесть машины в условиях решения поставленных задач под огнем противника.
840-сильный двигатель В-84МС позволяет БРЭМ-1 развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. При движении по грунтовой дороге средняя скорость не превышает 40-45 км/ч. При буксировке танка типа Т-72 или аналогичного максимальная скорость по грунтовой дороге не превышает 10-15 км/ч. На пересеченной местности максимальные показатели скорости дополнительно сокращаются.

Кормовая часть машины. Хорошо видны буксировочное приспособление и грузовая платформа. Фото Armor.kiev.ua
Внутри корпуса устанавливаются несколько топливных баков, кроме того, предусмотрена возможность установки дополнительных бочек на корме корпуса. При запасе топлива в 1730 л ремонтно-эвакуационная машина может пройти по шоссе до 700 км. На пересеченной местности запас хода заметно сокращается. При движении по грунтовой дороге с танком на сцепке запас хода может падать до 150-200 км.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 была принята на вооружение в середине 1975 года. Вскоре началась подготовка к серийному производству этой техники, которое должно было вестись в Нижнем Тагиле. Тем не менее, по некоторым данным, в силу разных обстоятельств первая установочная партия серийных машин была построена только в 1985 году. К этому времени проект претерпел некоторые изменения. В частности, поменялось расположение пулеметной установки и была доработана конструкция сошника-бульдозера.
Использование в качестве основы существующего серийного танка позволило наладить массовое производство новой техники и начать полноценные поставки в войска. БРЭМ-1 поставлялись эвакуационным взводам ремонтно-восстановительных батальонов танковых и мотострелковых дивизий, а также иным подразделениям соответствующего назначения. Освоение новой техники позволило ремонтным подразделениям повысить эффективность своей работы по эвакуации и восстановлению поврежденной техники.
За счет использования ряда оригинальных технических решений авторам проекта «Объект 608″/БРЭМ-1 удалось создать весьма интересную специальную бронемашину с высокими характеристиками. В частности, особый интерес представляют характеристики тяговой лебедки. Это устройство при применении полиспаста способно развить усилие до 100 тс. По некоторым данным, это достаточно для вытаскивания любой современной отечественной бронетехники, застрявшей в грязи или на других подобных поверхностях. При этом сообщается, что замерзание грунта не является помехой, и БРЭМ-1 успешно вытаскивает танки вместе с крупным комом промерзшего грунта. Единственной проблемой в данном случае становится правильный упор на грунт при помощи сошника-бульдозера.

При помощи имеющегося крана могут выполняться некоторые ремонтные операции. Среди прочего этот агрегат можно использовать при замене силовой установки танка в полевых устройствах. Состав остальных элементов специального оборудования определен таким образом, чтобы экипаж БРЭМ-1 мог оказать всестороннюю поддержку пострадавшей технике.
Применение БРЭМ-1 при эвакуации СУ-100 после парада в Москве, май 2010 г. Фото Ifun.ru
По понятным причинам, использование ремонтно-эвакуационных машин обычно не привлекает внимание широкой общественности. Тем не менее, в мае 2010 года все желающие могли наблюдать за работой БРЭМ-1 прямо в центре Москвы. После проведения Парада Победы произошла нештатная ситуация: одна из самоходных артиллерийских установок СУ-100 упала с полуприцепа-танковоза и опрокинулась на крышу. Для возвращения бронемашины в правильное положение использовалась тяговая лебедка БРЭМ-1. С ее помощью самоходку поставили на борт, а затем вернули на гусеницы, после чего появилась возможность отправить ее на ремонт.
К началу девяностых годов советская промышленность успела построить достаточно большое количество бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе танка Т-72Б. После распада Советского Союза эта техника досталась всем вновь образованным государствам. Кроме того, были выполнены несколько контрактов на поставку подобных машин третьим странам. Благодаря этим соглашениям БРЭМ-1 пополнили парк техники сухопутных войск ГДР, Ирана, Ирака, Сирии и т.д.
Развитие достаточно удачного проекта «Объект 608» было продолжено и после распада СССР. Так, в настоящее время потенциальным заказчикам предлагается модернизированный вариант машины под обозначением БРЭМ-1М. В отличие от оригинала, он строится на базе танка Т-90 и имеет соответствующие характеристики. Кроме того, в ходе модернизации машина получила новый кран с увеличенной длиной стрелы и большей грузоподъемностью, доведенной до 20 т. За счет этого БРЭМ-1М, в отличие от предшественника, имеет возможность поднимать башни существующих танков без какой-либо специальной подготовки. Также БРЭМ-1М отличается обновленной тяговой лебедкой с усилием 35 тс, которое при помощи полиспаста может быть увеличено до 140 тс.
Определенное количество БРЭМ-1 до сих пор эксплуатируется вооруженными силами России. Задачей этой техники является помощь подразделениям, оснащенным танками семейств Т-72, Т-80 и Т-90. Можно предположить, что эта техника будет сохранять свое место в войсках в течение длительного времени, и откажутся от нее не ранее, чем начнется полномасштабное списание имеющихся танков.
По материалам сайтов:

 БРЭМ-1 — назначение, устройство, характеристики

1. Назначение

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 предназначе­на для эвакуации поврежденных танков из зоны действия огня против­ника на СППМ или в укрытие, эвакуации застрявших объектов и оказа­ния помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании танков в полевых условиях.
БРЭМ-1 обеспечивает решение следующих задач: ведение технической разведки;
вытаскивание застрявших, затонувших танков и машин на их базе, требующих усилия вытаскивания до 100 тс;
буксирование поврежденных и неисправных танков и машин на их базе;
выполнение ремонтных работ, в том числе электросварочных (режу­щих), обеспечивающих подготовку танков и машин на их базе к букси­рованию или вытаскиванию;
проведение демонтажно-монтажных работ по замене основных сбо­рочных единиц при ремонте танков (в том числе башни с вооружением);
оказание технической помощи экипажам в проведении технического обслуживания и устранении отдельных повреждений и отказов;
транспортирование запасных частей и материалов;
выполнение землеройных работ по отрывке укрытий для танков и подготовке площадок для ремонта.
БРЭМ-1 используется в составе:
пункта технического наблюдения (ПТН);
ремонтно-эвакуационной группы (РЭГ);
технического замыкания колонн;
группы ликвидации последствий применения противником ОМП.

2. Общее устройство БРЭМ-1

БРЭМ-1 выполнена на базе шасси танка Т-72 и включает в себя следующие основные части:
броневой корпус;
вооружение;
силовую установку;
силовую передачу;
ходовую часть;
электрооборудование;
средства связи и наблюдения;
систему коллективной защиты и вентиляции;
противопожарное оборудование;
термическую дымовую аппаратуру;
оборудование для преодоления водных преград;
специальное ремонтно-эвакуационное оборудование.
Экипаж машины состоит из трех человек: механика-водителя, ко­мандира, сцепщика-такелажника.
По внутреннему расположению механизмов и оборудования БРЭМ-1 разделена на три отделения: управления, машинное и силовое.
Специальное ремонтно-эвакуационное оборудование включает в себя: крановую установку;
тяговые лебедки (основную и вспомогательную);
сошник-бульдозер;
электросварочное оборудование;
средства для буксирования машин;
комплект приспособлений и специальных ключей для войскового ре­монта обеспечиваемых машин в полевых условиях.