Морские битвы второй мировой

Лучшие фильмы про морские сражения

Фильмы на военную тему всегда привлекают повышенное внимание зрителей. Одни из них рассказывают о драматических событиях, происходивших в годы тех или иных вооруженных конфликтов, другие — представляют зрителям вымышленные, а зачастую, и вовсе фантастические истории. Но во всех случаях такие проекты необычайно сложны. Не только потому, что требуют от создателей большой аккуратности и внимания к историческим деталям, но и из-за необходимости максимально эффектно демонстрировать реальные образцы боевой техники. И в этом смысле с наибольшими трудностями сталкиваются те кинематографисты, которые стремятся рассказать о морских сражениях или знаменитых кораблях. И в силу масштабности таких баталий, и из-за сложности работы с водой. С перечнем некоторых подобных картин издание «Новости кино» познакомит своих читателей.

«Перл-Харбор» (2001)


Пожалуй, самый популярный голливудский военный блокбастер, отчасти основанный на реальных событиях, и рассказывающий о японском нападении на базы ВМС и ВВС США на Гавайских островах в 1941 году. В центре сюжета героический любовный треугольник, состоящий из двух друзей-пилотов и прекрасной медсестры, вступающей в романтические отношения то с одним, то с другим. У главных героев действительно были реальные прототипы, но их биографии оказались сильно искажены. Один из них Кенет Тейлор, доживший до премьеры, был очень недоволен столь вольной интерпретацией его судьбы. В «Перл-Харборе» фигурируют действительно участвовавшие в этих драматических событиях корабли и самолеты, а сами съемки проходили в том числе и на действующей гавайской военно-морской базе.
Было построено несколько масштабных декораций, в том числе изображающих линкор «Оклахома» (USS Oklahoma), торпедированный японцами. В съемках был задействован авианосец «Лексингтон» (USS Lexington), который изображал одновременно и американский и японский авианосцы. Флот США также разрешил задействовать авианосец «Констелейшн» (USS Constalation), изображавший своего «старшего брата» — USS Hornet, с палубы которого стартовали бомбардировщики подполковника Дулиттла B-25B.
В создании фильма принимала участие и Россия. Так, в Оренбурге по сохранившимся чертежам были построены два самолета «Mitsubishi Zero» принимавших участие в налете на Перл-Харбор. Еще несколько настоящих японских и американских самолетов были найдены в различных военных музеях. Фильм был успешен в прокате и удостоен премии Американской Киноакадемии за спецэффекты.

«Тора! Тора! Тора!» (1970)


Нападению на гавайскую базу США были посвящены еще несколько известных кинолент, в том числи и совместный японско-американский фильм под названием «Тора! Тора! Тора!» 1970 года выпуска. В отличие от романтической версии, предложенной зрителям в «Перл-Харборе», в этом случае события были воспроизведены с максимальной достоверностью и с двух точек зрения. Консультантами выступали участвовавшие в этих сражениях ветераны с обеих сторон.
Корабль имперского флота, с которого стартовали ударные авиационные группы, изображал американский авианосец «Йорктаун» (USS Yorktown), принимавший участие во множестве реальных морских битв в годы Второй мировой войны. «Роли» японских самолетов исполнили тренировочные «Т-6 Texan», слегка «модернизированные» с помощью фальшивых накладок. Часть самолетов, в том числе «Curtiss P-40» и «Boeing B-17», настоящие. Из-за непонятного американскому зрителю названия и не слишком внятной рекламной кампании «Тора! Тора! Тора!» повалился в прокате, но был высоко оценен специалистами, в том числе и Американской Киноакадемией. Подлинное признание к картине пришло уже в эпоху массового выпуска на кассетах VHS.

«Мидуэй» (2019)

Событиям на Тихоокеанском театре военных действий посвящен и фильм 2019 года «Мидуэй», рассказывающий о решающей схватке Японии и США за господство в море. Как известно, имперский флот потерпел сокрушительное поражение и более не смог вести активные боевые действия, но лишь проводить оборонительные операции. Фильм, который стал одним из самых дорогих независимых проектов, снял немецкий режиссер Роланд Эммерих. В отличие от предшественников морские и воздушные сражения в фильме «Мидуэй» были воссозданы в основном с помощью компьютерной графики, что добавило зрелищности, но не реалистичности.
Как известно, в этой битве японская эскадра потеряла четыре авианосца — «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю». Потери американцев оказались куда скромнее — авианосец «Йорктаун» и эсминец «Хэмманн». Создателей фильма упрекали в исторических неточностях. Так, в распоряжении японцев не было показанных в картине самолетов «Mitsubishi A6M Zero», а американские «Douglas TBD Devastator» не могли одновременно нести бомбы и торпеды. Фильм «Мидуэй» потерпел в прокате такую же катастрофу, как японский флот в реальности.

«Жестокое море» (1953)

Английский фильм, снятый по мотивам одноименного романа, и рассказывающий о противостоянии британского и немецкого флотов в годы войны в Атлантике и Средиземном море. Большая часть съемок проходила на Плимутских верфях и специальных искусственных водоемах. Британские боевые корабли времен войны изображали корветы «Кореопсис» (HMS Coreopsis), «Порчестер Касл» (HMS Portchester Castle). Бурный Атлантический океан снимался у побережья в районе Портленда, где встречающиеся морские течения вызывают высокие волны. В год выпуска картина стала самой кассовой в национальном прокате, и была отмечена рядом наград, в том числе номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

«Конвой PQ-17» (2004)

Отечественный телевизионный фильм, посвященный печально известному из-за больших потерь арктическому конвою, доставлявшему в северные порты Советского Союза военную технику и товары стратегического назначения. Известно, что из-за несогласованности действий группировок кораблей союзников из 35 грузовых судов конвоя 22 были потоплены немецкими подложками и авиацией. В эскадру прикрытия входили британские крейсеры «Лондон» и «Норфолк», а также два американских крейсера «Тускалуза» и «Уичита».
Были также задействованы линкоры «Дюк оф Йорк» и «Вашингтон», авианосец «Викториес», прикрытие осуществляли советские подводные лодки «К-22» и «Щ-403». Немецкое командование планировало использовать, помимо «волчьей стаи» подводных лодок, знаменитый линкор «Тирпиц». Последний не успел принять участие в битве, но, считается, что именно из-за этой угрозы, корабли конвоя были рассредоточены, что и предопределило страшные потери.
Сценарий основан на произведении В. Пикуля «Реквием Конвою PQ-17». Поскольку участвовавших в этих событиях кораблей не осталось, большая часть сражений воспроизведена с помощью весьма впечатляющей по тем временам компьютерной графики, созданной студией SL-Studio. В качестве консультантов привлекались не только конструкторы и инженеры, но и ветераны, участвовавшие в этих смертельно опасных миссиях. Натурные съемки проводились в Полярном.

«Моонзунд» (1988)

«Конвой PQ-17» стал не единственным экранизированным произведением Пикуля. В 1988 году на советские тогда еще экраны была выпущена лента под названием «Моонзунд», действие которой происходило на финальном этапе Первой мировой войны, когда сражающийся на Балтике русский императорский флот был вынужден выдерживать не только натиск противника, но и революционные брожения. В центре сюжета экипаж эсминца «Новик», принимавшего участие в обороне архипелага прикрывающего подступы к Петрограду. Проект, как и литературный первоисточник, критиковали за слишком вольное обращение с фактами, что, впрочем, не помещало «Моонзунду» стать очень заметным явлением переживавшего не самые лучшие времена отечественного кинематографа. Интерьеры и экстерьер снимали на кораблях Балтийского флота, а бой «Новика» с немецкими эсминцами «V-99» и «V-100» в условиях полного отсутствия компьютерной графики воссоздавали с помощью моделей и комбинированных съемок.

«Адмиралъ» (2008)

Еще один российский фильм, посвященный событиям начала XX века, в центре сюжета которого офицер русского флота, а в дальнейшем командующий флотом, один из руководителей Белого движения и Верховный правитель России. Несмотря на то, что сюжет картины в основном сфокусирован на любовной истории и событиях Гражданской войны, в ней есть эпизоды морских сражений, например, открывающая сцена боя эсминца «Сибирский стрелок» под командованием Колчака с немецкими крейсерами. Стоит отметить, что в действительности такого боя не было, и меткое попадание снаряда в рубку флагмана противника — чистейший художественный вымысел. Однако общеизвестно, что группа эсминцев Балтийского флота, где тогда служил главный герой, действительно успешно выставила мины, на которых подорвались немецкие крейсера «Аугсбург», «Газелле» и «Фридрих Карл». Для создания эпизодов использовались как декорации и пиротехника, так и CGI-образы кораблей.

«Ямато» (2005)

Своими военно-морскими традициями гордились не только в США, Великобритании и России, но и в Японии, флот которой некогда являлся одним из сильнейших в мире. Хорошей иллюстрацией можно считать драму «Ямато» 2005 года выпуска, в которой упоминается знаменитый имперский линкор времен Второй мировой. Действие происходит как в наши дни, так и начале 1945 года, когда линкор принял свой последний бой. Создатели фильма стремились добиться максимальной достоверности, поэтому на верфях Hitachi был построен практически полноразмерный макет корабля «Ямато» и систем противовоздушной обороны. В общей сложности стоимость декораций составила внушительные 600 миллионов йен. При создании фильма активно использовались пиротехнические и компьютерные спецэффекты. Расходы оказались оправданными, так как кассовый успех фильма был велик — более пяти миллиардов йен. В дальнейшем макеты были открыты для публики, и привлекли огромное количество туристов.

«Морской бой» (2012)

Среди фильмов о морских битвах особое место занимают фантастические проекты, например, такой экзотический как экранизация популярной настольной игры. В картине в основном фигурируют современные эсминцы класса «Эгида», в частности, «Бенфолд», но в качестве своеобразной «вишенки на торте» появляется последний линкор американского флота — «Миссури» (USS Missouri). Именно на его борту в свое время был подписан акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Создатели «Морского боя» получили разрешение принять участие в реальных военных учениях, и в течение двух недели могли снимать картину в обстановке максимально приближенной к боевой. Часть интерьеров была построена в павильонах. Естественно, пришлось немало потрудиться и экспертам в компьютерной графике. Самыми сложными оказались не инопланетные захватчики и их вооружения, а симуляция водных поверхностей: волны, брызги и всплески во многих сценах полностью нарисованы. Но, несмотря на все ухищрения и зрелищность, «Морской бой» не вызвал большого энтузиазма у зрителей, а его сборы оставили желать много лучшего.

«Подводная лодка» (1981)

Немецкий фильм, являющийся экранизацией одноименного романа. Действие происходит в 1941 году в основном на борту находящейся в боевом походе немецкой субмарины «U-96». Подготовка к съемкам заняла несколько лет, в качестве консультанта выступил бывший командир аналогичной подводной лодки. Для придания видеоряду реалистичности сцены в интерьерах лодки снимались в специальной цистерне, которая висела на специальных подвесах, позволяющих имитировать жестокую качку во время бомбардировки глубинными бомбами. Были также построены несколько макетов рубки, а также миниатюрный макет, использовавшийся в подводных сценах. Натурные съемки велись в сохранившихся со времен войны немецких бункерах для подводных лодок в Ла-Рошели. Фильм «Подводная лодка» получил высокие оценки критиков и претендовал на шесть премий «Оскар». Ныне он считается одним из лучших представителей своего жанра.

С древнейших времён морские битвы не уступали сухопутным столкновением по напряжённости и числу задействованных боевых сил, а так же, как не печально это констатировать, количеству людских потерь. Цели на море те же, что и на суше — уничтожение сил противника, непозволение ему выполнить определённую боевую задачу и, что немаловажно, установление контроля над территорией.

Военное превосходство на море даёт целый ряд преимуществ. Эту непреложную истину давно поняли военные стратеги и правители государств, имеющих выход к морю, и со времён античности развитие боевого флота всегда было приоритетным в обеспечении обороноспособности и наступательном потенциале ведущих мировых держав.

Поднимем архивы, старые карты и рассмотрим самые крупные морские сражения в истории Человечества. Чтобы было легче ориентироваться, наш рассказ будет построен в хронологическом порядке.

Саламинское сражение. 480 год до н.э.

Царь персов Ксеркс намеревался захватить Грецию, но на пути его замыслам встала не только сухопутная армия греков, но и морские силы.

Одно из первых крупных сражений на воде в мировой истории произошло в Эгейском море между греческим и персидским флотом. Шла война и в узких проливах между островами и материком сошлись 311 кораблей греков и около 1 000 персидских.

Военачальник греков спартанец Еврибиад сражался против самого Ксеркса, и своими умелыми действиями смог разбить намного превосходящие силы противника.

Поражение персов нарушило планы восточного царя и, в конечном счёте переломило ситуацию в пользу греков в ходе греко-персидской войны. Основным плодом победы стало установление контроля объединённого греческого флота над Эгейским морем.

Сражение при Акциуме. 31 год до н.э.

В последнем морском бою Античности сошлись корабли под командованием римского императора Октавиана Августа и политика, военачальника Марка Антония. В противостоянии у мыса Акций в Ионическом море решалась дальнейшая судьба Рима.

Долгое время ни одна из сторон не могла получить тактического и оперативного превосходства. Переломным моментом стал внезапный уход 60 египетских галер Клеопатры обратно в порт. Октавиан? воспользовавшись ситуацией, уничтожил большое число кораблей Антония. Уцелевшие суда укрылись в бухте, но позже сдались на милость победителя.

Битва стала завершающим этапом гражданского противостояния и борьбы за власть в Римской империи.

Битва при Лепанто. 1571 год

У входа в Патрасский залив в 60 километрах от города Лепанто в битве сошлись боевые эскадры Священной Лиги и Османской империи. В историю она вошла как одна из самых трагических и кровопролитнейших битв, когда-либо происходивших на море. Кстати, о самых кровопролитных войнах в истории на thebiggest.ru есть очень познавательная статья.

Столкнулись не только армии, столкнулись два мировоззрения, две религии — католицизм и мусульманство. Под флагами Священной Лиги собрались силы многих католических государств.

Корабли неожиданно встретились ранним утром 7 октября, и в завязавшемся столкновении почти весь османский флот был сожжён за несколько часов, а 117 турецких судов были захвачены как трофеи.

Турки проиграли, и вся Европа увидела, что непобедимых доселе армию и флот Османской империи можно побеждать.

Гравелинское сражение. 1588 год

В ходе Итальянской войны 7 августа английские корабли неожиданно атаковали испанскую Великую армаду недалеко от французского побережья. На следующий день, получив подкрепление и боеприпасы, командующий англичан Френсис Дрейк решил встретиться с испанцами в открытом бою.

После продолжительного противостояния, испанцы начали отступать, потеряв в бою около 600 человек. Англичане два дня преследовали испанский флот, чтобы полностью разгромить, но так и не выполнили эту задачу.

Из 130 кораблей Великой Армады только 65 смогли вернуться в испанские порты. Некоторые из них попали в шторм у берегов Ирландии, и были выброшены волнами на берег. Большинство выживших после крушения моряков убили местные жители, остальные были захвачены в плен.

Битва при Гангуте. 1714 год

Чтобы укрепить сухопутные успехи в Северной войне, целью которой был выход к Балтийскому морю, России нужна была победа на море. У мыса Гангут в начале августа 1714 года шведы преградили путь русским кораблям с 15-тысячным десантом. Завязалась битва. Это была настоящая проверка молодого, только зарождающегося российского флота.

Русские корабли взяли на абордаж фланговые суда шведов, вынудив их сдаться. Пётр I лично принял участие в атаке на флагманский прам «Элефант». После непродолжительного сопротивления шведский флот сдался, а часть военных судов скрылись за Аландскими островами.

Гангутское сражение стало первой военно-морской победой русского флота и обеспечило ему свободу действий на Балтике. Русский царь после победы, за мужество и стойкость в абордажной атаке был произведён в вице-адмиралы.

Сражение при Гренгаме. 1720 год

Последняя морская битва Северной войны произошла вблизи острова Гренгам. Российская эскадра вплотную подошла к Аландским островам и была неожиданно атакована шведами.

Корабли стали отходить на мелководье, где более крупные суда шведов сели на мель и не смогли успешно маневрировать. Воспользовавшись этим, русские моряки и офицеры на галерах взяли на абордаж 4 шведских фрегата. Остальные шведские корабли отступили.

Победа русской эскадры у острова Гренгам окончательно утвердила русский флот на Балтийском море, а главное, приблизила подписание победного для России Ништадтского мира.

Хотите больше узнать о великих победах русского флота? Переходите по , на нашем сайте thebiggest.ru вы вспомните о многих триумфальных моментах в истории России.

Чесменское сражение. 1770 год

Перенесёмся с севера на юг. В ходе русско-турецкой войны в Чесменской бухте произошло величайшая баталия между русскими эскадрами и турками. Общее командование российскими военно-морскими силами осуществлял граф Алексей Орлов.

В Хиосском проливе турецкие суда начали обстрел русских кораблей, но после контратаки, турки обрубили якоря и отвели свои фрегаты и линейные корабли в бухту.

Благодаря невероятному мужеству, стойкости и смелости русских моряков удалось уничтожить турецкие суда, и в восемь утра 26 июня двухдневный бой был завершён полной победой русского флота.

Победа позволила России контролировать пролив Дарданеллы и диктовать свои условия при заключении мира с османской империей.

Битва у мыса Трафальгар. 1805 год

Решающий морской бой периода Наполеоновских войн произошёл в Атлантическом океане, у побережья Испании, неподалёку города Кадис.

Объединённый французско-испанский флот потерял в столкновении с англичанами 22 корабля. Английская эскадра не потеряла в ходе боя ни одного своего корабля, но у Трафальгара погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После двухдневного противостояния, начавшийся шторм потопил плохо державшиеся на воде суда, имевшие повреждения и пробоины.

Результатом поражения Франции и Испании стала утрата этими государствами преимущества на море. Англия же, наоборот, укрепила свои позиции морской державы.

Синопская битва. 1853 год

Всего за несколько часов в гавани города Синоп у черноморского побережья Турции российский Черноморский флот разгромил турецкую эскадру.

Командовал российской флотилией вице-адмирал Павел Нахимов. Всего несколькими линейными кораблями он блокировал турецкие суда в бухте, а по приходу подкрепления начался обстрел. Умелыми действиями русским морякам и офицерам удалось уничтожить не только турецкие корабли, а также подавить шквальный огонь береговых батарей.

Пленены были многие капитаны турецких судов, в том числе и командующий вице-адмирал Осман-Паша. Чтобы не дать России развить успех, в войну на стороне Османской империи в марте 1854 года вступили Великобритания и Франция.

Цусимское сражение. 1905 год

Бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима произошёл 14–15 мая 1905 года. По сути, исход сражения был решён в первый же день после массированной артдуэли между броненосцами.

Из 38 русских судов, участвовавших в бою, были затоплены или взорваны 21. Японские потери составили два небольших миноносца, а также небольшие повреждения других кораблей. Ещё один миноносец затонул после случайного столкновения со своим же крейсером.

Битва стала крупнейшим морским сражением русско-японской войны 1904–1905 годов. Победа японского флота в Цусимском проливе выявила множественные недостатки в организации русской армии, а также приблизила общую победу Японии в войне. TheBiggest надеется, что Россия надолго извлекла уроки из этого поражения.

Самые крупные военные поражения русской армии.

Ютландское сражение. 1916 год

В противостоянии стран в годы Первой мировой войны Германия и Великобритания не могли не сойтись на море, чтобы решить, чьи военно-морские силы сильнее, и кто в конечном счёте будет контролировать водные пути.

Крупнейшее морское сражение Первой мировой произошло в Северном море неподалёку полуострова Ютландия. Германия стремилась полностью контролировать просторы мирового океана, а если конкретизировать, то уничтожить значительную часть британского флота. Английские суда успешно блокировали немцев, и не давали им свободно выходить в Северное море. Британия, разгадав планы противника, попыталась нанести неожиданный контрудар.

После битвы обе стороны заявили о своей победе. Германия смогла нанести значительный урон британской военной эскадре, но в то же время Великобритании удалось удержать блокаду немецких судов.

Забытые подвиги русских солдат в годы Первой мировой войны.

Бой у Лейте. 1944 год

Самая масштабная битва на море в истории военных конфликтов произошла в ходе Второй мировой войны между американским и японским флотом у острова Лейте в Филиппинском море.

В баталию в общей сложности было вовлечено 244 судна. Первые боевые столкновения принесли преимущество японцам, но они не смогли развить своё стратегическое превосходство, и в первый же день боя потеряли крейсер «Musashi». В результате японского обстрела затонул американский авианосец «Princeton», а многие корабли США повредили пилоты-камикадзе, направлявшие свои самолёты на вражеские суда.

Но в результате ошибки командования Японии, был отдан приказ к отступлению военно-морских сил и ухода авиации. После отхода японского флота Япония окончательно потеряла стратегическое и оперативное преимущество в Тихоокеанском регионе.

Битва за Атлантику

Историческая наука ввела термин «Битва за Атлантику» для определения противостояния на просторах океана воюющих держав как в годы Первой мировой войны, так и в период Второй мировой. Совокупность больших и локальных столкновений в водах Атлантики привели к большим людским потерям, а также уничтожению большого количества боевой техники. Самое страшное, что жертвами атак зачастую были мирные суда с не в чем неповинными пассажирами на борту.

Главной целью немецких морских сил в обеих войнах было нарушение транспортных коммуникаций между странами антигитлеровской коалиции. Государства, воевавшие с Германией и её союзниками, стремились заблокировать немцев в европейских портах, и не дать им оперативного простора.

Важной составляющей битв за Атлантику стала подводная война, с использованием воюющими державами подводных лодок разных модификаций.

До сегодняшнего дня не удаётся точно посчитать потери обеих сторон в кровопролитнейших войнах ХХ века в борьбе за контроль над Атлантическим океаном.

Заключение

Военно-морская техника прошла большой путь развития, от первых вёсельных галер и галеонов Древнего мира до современнейших авианосцев и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту.

В заключение отметим, что морские баталии не меньше наземных военных операций влияют на ход мировой истории. По окончании Второй мировой войны крупные морские сражения ушли в историю, уступив место мелким локальным конфликтам. Но военно-морские силы в современных условиях не утратили своего тактического и стратегического значения, выступая поддержкой наземным военным операциям. Но TheBiggest надеется, что с каждым годом их будет всё меньше, а со временем исчезнут совсем, и о морских баталиях мы сможем узнать только со страниц учебников и энциклопедий.

Автор статьи: Валерий Скиба.