Курды в Турции конфликт

Курдский вопрос как политическое явление возник на Ближнем Востоке после распада Османской империи и ее разделения между странами-победительницами в Первой мировой войне Англией и Францией на сферы экономического и политического влияния. Начался новый этап в жизни народов Ближнего Востока. Раздел императорской Турции, определенный договорами Сайкс-Пико (1916), Версальским (1919), Севрским (1920) и Лозаннским (1923), привел к тому, что курдский народ оказался не по своей воле в четырех странах региона — Турции, Иране, Ираке и Сирии. Курды, чья численность превышает 30 миллионов человек, проживающих на суммарной площади 400 000 кв. км, являются самым многочисленным народом в мире, не имеющим своего собственного государства.
Между четырьмя странами, на территории которых компактно проживают курды, существуют острейшие противоречия. Пожалуй, единственное, что их объединяет, — это последовательное проведение антикурдской политики.
В Турции курды лишены элементарных прав национальных меньшинств со времен Ататюрка. Идеологическая концепция Турции состоит в создании моноэтнического общества, поэтому нет предпосылок для развития культуры, языка, традиций национальных меньшинств, представители которых официально считаются турками (курды — «горными турками»). Турецкий шовинизм состоит не только в официальном непризнании проблемы курдов и Курдистана, но и в запрещении отправления традиционных обрядов и обычаев. Один из последних примеров — запрет празднования национального курдского праздника Науроз 21 марта 1998 г. в центре турецкого Курдистана городе Дирбакыр. Этот праздник отмечается как день свободы и борьбы против угнетения. В результате подавления выступления курдов было убито 8, ранено более 50 человек, сотни были арестованы. Подобные события повторяются из года в год. Как известно, в Юго-Восточной Турции уже 30 лет действует положение о чрезвычайной ситуации, осуществляется строгий контроль за действиями национальных курдских общественных организаций, нарушаются права человека, свобода слова и печати. Экономический уровень жизни населения в этих районах страны в 4—5 раз ниже среднего уровня, высока доля безработных, в некоторых поселениях нет элементарных удобств — электричества, средств связи и т. д. Экономическая политика Турции не имеет приоритетов для развития отстающих районов страны, где проживает в основном курдское население.
В Иране курды также лишены права национального самоопределения. Лидеры и активисты курдских оппозиционных организаций преследуются не только на территории страны, но и за ее пределами. Например, были совершены убийства лидера Демократической партии иранского Курдистана Абдурахмана Касемло во время официальных переговоров в Вене в 1989 г. и сменившего его преемника Шарафа Канди в Берлине в 1994 г. Согласно догматическим исламским концепциям, в мусульманском обществе не может быть национальных различий, поэтому политические права курдов при сложившейся ситуации не могут быть реализованы в Иране.
Положение курдов в Ираке сопряжено с политикой геноцида по отношению к национальному курдскому меньшинству и с насильственной арабизацией и депортацией из районов традиционного проживания с целью изменения национального состава в этих регионах. Двухмиллионное население курдов в Сирии также ощущает на себе элементы национальной дискриминации: половина сирийских курдов не имеют даже гражданства, хотя родились и живут на территории Сирии всю жизнь. Такие люди называются «иностранцами», «некоренным населением» и не имеют элементарных прав на высшее образование, службу в госучреждениях и в армии, не имеют избирательных прав и т. д.
Судьба курдского народа сверхтрагична. Вот уже более столетия, до сегодняшнего дня, 30 миллионов человек этого народа живут в различных странах, где традиционно подвергаются дискриминации и геноциду, ощущают на себе проявление целенаправленной политики подавления национального самосознания и в ближайшее время не имеют реальной возможности государственного самоопределения.

Как уже отмечалось выше, такие разные по своей ориентации страны, как Турция, Иран, Ирак и Сирия, едины в своем стремлении не допустить создания независимого курдского государства. При этом каждая из них использует курдскую проблему в своих интересах, как своеобразный инструмент давления во взаимоотношениях друг с другом. Проблема курдского кризиса самым тесным образом связана с межгосударственными отношениями между Ираном, Ираком и Турцией и международными отношениями на Ближнем и Среднем Востоке.
Курдская проблема сыграла важную роль в обострении ирано-иракских противоречий на рубеже 70—80-х гг. Утверждение исламского шиитского режима в Иране в 1979 г. и широко развернувшаяся идея «экспорта иранской революции» вызвали серьезное беспокойство в политических кругах Ирака. Багдад, естественно, осознавал, что аятолла Хомейни воспользуется своими связями с лидерами иракских курдов для оказания давления на Ирак. И действительно, вождь исламской революции восстановил контакты с главой иракской Демократической партии Курдистана (ДПК) Масудом Барзани. ДПК добилась поддержки иранского правительства, которое предоставило ей оружие и оказало финансовую помощь.
Багдад в свою очередь использовал течение в курдском движении Ирака, возглавляемое Джалалом Талабани, для подстрекательства к активизации повстанческого движения курдов в Иране. В политических интригах в иранском Курдистане участвовала и Турция. По данным американского посольства в Тегеране, летом 1979 г. из Турции, являющейся членом НАТО, в Иран было поставлено оружие.
В 1996 г., когда между вооруженными формированиями иракских курдов произошли серьезные столкновения, Иран уже поддерживал Талабани, а багдадский режим — Барзани6. Спустя некоторое время ситуация вновь изменилась: Барзани призвал Москву вмешаться в качестве посредника для разрешения противоречий, возникших между его движением и иракскими властями.
Особое место курдская проблема занимает в отношениях между Турцией и Ираком. Турция, как известно, с бескомпромиссной жестокостью подавляет борьбу курдов за национальную автономию на собственной территории. Достаточно вспомнить, как в 1990—1994 гг. ее вооруженные силы уничтожили более 800 курдских деревень, несмотря на заверения турецкого премьер-министра Т. Чиллер, что она для курдов «как мать родная».
Подавляя движение курдов у себя дома, турецкое правительство в то же время выступает в защиту прав курдского населения в иракском Курдистане. Последнее обстоятельство отрицательно сказывается на ирако-турецких отношениях, что не мешает, однако, обеим странам проводить схожую политику в курдском вопросе. Так, например, в 1979 г. Турция, подобно Ираку, осуществляла подрывную деятельность в курдских районах против режима Хомейни. Затем в 1984 г. было заключено ирако-турецкое соглашение, по которому турецким войскам и жандармам под видом преследования экстремистских элементов разрешалось переходить государственную границу Ирака. Курдские политические организации расценили это соглашение как противоречащее арабо-курдскому братству, как акт, направленный на уничтожение курдского движения.
Великие державы также строили и продолжают строить свою политику в отношении курдского национального движения исходя из своих глобальных геополитических интересов на Ближнем и Среднем Востоке.
Политика США наиболее ярко проявилась в 1979 г. в условиях резко пошатнувшихся позиций Соединенных Штатов в Иране после свержения шахского режима и начавшихся вооруженных действий между правительственными войсками и курдскими повстанцами. Тогда вину за обострение ситуации и беспорядки в иранском Курдистане Хомейни возложил на США. Последние старались всячески отклонить эти обвинения. Однако опубликованные документы американского посольства в Тегеране по курдскому вопросу свидетельствуют об обратном.
Еще до свержения шахского режима политическое положение в иранском Курдистане находилось под неослабным вниманием внешнеполитических служб Соединенных Штатов. С приходом исламистов к власти обстановка в курдских районах интересовала США только с точки зрения ее использования для воздействия на внутриполитическое положение в Иране и удержания своих позиций в стране. С этой целью предполагалось использовать взаимные пограничные споры и притязания Ирана и Ирака и активизировавшееся движение курдских повстанцев. Деятельность американской агентуры в курдских районах Ирана полностью соответствовала внешнеполитической доктрине США, в которую входило использование в своих интересах движений национальных меньшинств.
Таким образом, с конца 70-х гг. американцы, пытаясь сокрушить военную мощь Ирана и Ирака, стали разыгрывать «курдскую карту». Началась реализация планов бывшего президента США Р. Рейгана, заявившего в свое время, что «курды — это спичка, которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим».
События 1979 г. в Иране подняли вопрос о советской помощи курдам. Однако Москва заняла осторожную позицию в курдском вопросе, хотя советские средства массовой информации и выражали некоторую симпатию национальным чаяниям курдов. По данным американской разведки, «несмотря на заявления в турецкой прессе, что Советский Союз перебрасывает оружие курдам Ирана, нет доказательств, что Советский Союз в настоящее время где-нибудь помогает курдам». Американские аналитики, на наш взгляд, верно оценивали позицию Советского Союза на перспективу: «СССР может время от времени выступать в поддержку более широкой автономии курдов, но он не будет рисковать своими отношениями с Ираком, Турцией или Сирией во имя помощи курдам». Такая оценка, пожалуй, вполне приложима и к нынешней политике России в курдском вопросе.
В связи с эскалацией в последние годы конфликта между курдами и правящими кругами стран их проживания вновь предельно обострился его регионально-международный аспект. Нет никаких сомнений в том, что справедливое решение курдского вопроса в настоящее время требует широкого международного влияния на руководящие круги стран, где проживают курды. К большому сожалению, мировое сообщество до сих пор не выработало четкого отношения к проблемам курдов. Особенно это касается западных стран, ведущих политику дуализма в отношении курдского вопроса. Например, они замечают нарушения прав курдов в строптивом Иране, но закрывают глаза на то же в Турции, декларируя при этом принцип невмешательства во внутренние дела этого государства. Страны Запада стояли у истоков курдской проблемы, во многом содействовали ее появлению. Сейчас они должны сформировать свое принципиальное мнение по отношению к трагическому вопросу положения курдов на Ближнем Востоке.
Юлдашев С.М
Военный Э.А
Макаров А.В
Сухоруков К.О

История турецко-курдского конфликта

Несмотря на свою многочисленность (четвертое место среди народов региона после арабов, турок и персов), курды никогда не имели своей государственности. В настоящее время этот народ является самым многочисленным этносом в мире, лишенным национальных прав и разделенным границами нескольких государств. Острее всего курдская проблема стоит в Турции. Курды составляют большинство населения в Восточной Анатолии, которая в свою очередь занимает до 30 % территории Турции.

Турецкое руководство рассматривает курдов в рамках Лозаннского мирного договора 1923 года, согласно которому национальными меньшинствами Турецкой Республики признаются немусульманские общины, состоящие из турецких граждан еврейского, греческого и армянского происхождения. Курды, в соответствии с турецким законодательством, не относятся к категории национальных меньшинств.

Официальная политика непризнания характеризовалась запретами в области языка, культуры, образования, СМИ, выступления против которых строго карались как проявление «курдизма», сепаратизма и т.п.

Это привело к активизации курдского сопротивления в Турции; в 1960-1970-х годах возникли несколько курдских партий и организаций, действовавших подпольно. Наибольшую популярность, особенно среди беднейших и социально неустроенных слоев курдского населения, приобрела Рабочая партия Курдистана (РПК), основанная Абдуллой Оджаланом в 1978 году, — левоэкстремистская организация, отдающая предпочтение насильственным методам борьбы, в том числе и террористическим. Отдельные партизанские выступления, организованные РПК, отмечены уже в конце 1970-х — начале 1980-х годов, а в 1984 году партия открыто начала повстанческую борьбу против турецких властей и карательных органов в Восточной Анатолии.

В феврале 1999 года лидер РПК Абдулла Оджалан был схвачен турецкой разведкой в Кении. В июне того же года он был приговорен к смертной казни за террористическую деятельность и государственную измену и помещен в тюрьму на острове Имралы. Впоследствии это наказание было заменено Оджалану на пожизненное заключение без права на амнистию.

Конфликт турецких властей с РПК унес более 45 тысяч жизней. РПК была признана террористической организацией ООН и Евросоюзом.

В октябре 2012 года власти Турции начали переговоры с отбывающим пожизненное тюремное заключение лидером РПК Абдуллой Оджаланом. Была разработана дорожная карта, где обе стороны брали на себя обязательства, направленные на решение затяжного конфликта. Впоследствии стороны не раз обвиняли друг друга в невыполнении обязательств.

В марте 2013 года Оджалан призвал сторонников провести конгресс для мирного урегулирования курдской проблемы.

Важную роль сыграл пересмотр идеологической платформы лидерами курдов. Долгое время стоящая на леворадикальных позициях Рабочая партия Курдистана сдвинулась на более умеренные позиции.

Весной 2013 года военные подразделения РПК были выведены в соседний Иракский Курдистан (правительство региона дало свое согласие) и укрепились в горах Кандиль вдоль границ с Турцией и Ираном.

С этого времени курды фактически не вели активных боевых действий против Турции и отказались от практики террористических атак на турецкие объекты.

Ситуация изменилась 25 июля 2015 года. Причиной обострения конфликта стали действия вооруженных сил Турции, которые нанесли несколько авиационных ударов по позициям боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России) на сирийско-турецкой границе.

Однако помимо атаки позиций ИГ, турецкая авиация подвергла ударам и позиции курдов, которые как раз и сражаются против «Исламского государства». Официально турецкое руководство заявило, что атаки по курдским позициям ставили своей целью защиту национальной безопасности турецкого государства. Поэтому руководство РПК сообщило о том, что соглашение о прекращении огня потеряло в современной политической ситуации всякий смысл. Это заявление РПК стало сигналом к действию для многочисленной курдской оппозиции на территории Турции.

В отличие от Турции, Сирия до недавнего времени не была местом серьезного противостояния между курдским национальным меньшинством и правительственными силами. Ситуация стала меняться после начала гражданской войны в Сирии. Первоначально сирийские курды находились в оппозиции правительству Башара Асада. После того, как в оппозиционном движении окончательно возобладали экстремистские настроения и главным оппонентом Асада стало «Исламское государство», ведущее боевые действия против курдов в Ираке, сирийские курды фактически перестали вступать в конфронтацию с правительственными войсками Сирии и обратили все свои усилия на сопротивление продвижению войск ИГ.

Ключевую роль в национальном движении сирийских курдов играет Демократический союз Курдистана, тесно связанный с Рабочей партией Курдистана.

Партия сирийских курдов Демократический союз также считается в Турции террористической организацией.

Курдское ополчение «пешмерга» на территории Сирии и Ирака на протяжении последних лет остается наиболее боеспособным противником наступающих формирований ИГ. На севере Сирии борьбу с ИГ ведут курдские ополчения YPG (Отряд народной защиты) и YPJ (Отряды по защите женщин), которые пользуются поддержкой РПК.

В декабре 2015 года турецкие власти объявили комендантский час в ряде населенных курдами регионов на юго-востоке страны, в частности в районе Сур города Диярбакыр, Джизре и Силопи провинции Ширнак, а также в Нусайбине и Даргечите провинции Мардин. В Джизре и Суре продолжаются уличные столкновения силовиков и бойцов запрещенной РПК. По данным генштаба Турции, с середины декабря в районах объявленной турецкими властями антитеррористической операции уничтожено около 850 курдских боевиков. Курдские активисты, в свою очередь, настаивают, что большинство погибших — случайные жертвы из числа мирных жителей. Около 200 тысяч человек покинули свои дома из страха стать случайными жертвами перестрелок.

13 февраля 2016 года турецкие вооруженные силы обстреляли позиции PYD (военное крыло партии сирийских курдов «Демократический союз») в районе Аазаса. Ранее представители курдских сил самообороны (КСС) заявили, что артиллерия турецких ВС открыла огонь по военному аэродрому Миннех на севере сирийской провинции Алеппо. По заявлению турецких властей, удары были нанесены в качестве ответной меры согласно правилам применения силы. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что во время этой атаки подверглась угрозе турецкая граница, «что сделало необходимым применение правил реагирования».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Турция против Курдов. К чему это приведет?

Когда началась третья военная операция Турции в Сирии под названием «Источник мира», многие недоумевали, как могли допустить такое США, Европа и Россия. Никто не мог понять, на чьей стороне правда. Какая тут роль России, и чем все это завершиться.

С одной стороны, США стали демонстрировать несогласие с такой политикой Эрдогана, грозя ему санкциями и даже развалом экономики. Известно, что правители США долгое время использовали курдов для борьбы с террористами ИГИЛ, обещая укрепить их положение в Сирии и обеспечить территориями для их государства, о которым те мечтали веками.

На днях турецкие СМИ сообщали, что их войска уже в начале военных действий потеснили курдских боевиков «Отрядов народной самообороны» (YPG) и освободили от их присутствия более 20 населенных пунктов. Не осталось бойцов курдских вооруженных отрядов и в двух крупных городах в приграничных районах Сирии. Один из них Рас аль-Айн.

Позже соединенные Штаты решили не возражать против операции, задуманной Турцией. Они ушли с приграничных районов, куда устремились турецкие войска. Также они отказали в помощи курдам и в поставках им военной техники. В свою очередь Эрдоган планирует создать зону безопасности длиной 500 км и 35 км в глубину, от Ефрата до иракской границы.

Сюда турецкое правительство собирается переселить около 2 млн сирийских беженцев, пребывающих сегодня на ее территории. К тому же, Турция пытается обезопасить себя от действий террористов, которые являются членами «Рабочей партии Курдистана», YPG и «Исламского государства».

Курдам придется оставить мечту о создании государства за счет САР

Исторически сложилось так, что у курдов никогда не был своего государства. Они всегда проживали на территории Сирии, Турции, Ирана и Ирака. В Сирии их 9% от всего населения страны. Сегодня, прикрываясь борьбой с терроризмом в Сирии, они захватывают новые территории и устанавливают там свои правила.

Пару лет назад они обосновались в регионе, который издавна занимали арабы-сунниты. Они «забыли» отдать эти земли официальным властям САР, после освобождения от террористов. Таким образом, провинции Дейр-эз-Зор, Ракка и Хасака оказались в оккупации теперь уже сирийских курдов.

Местное население заставляют учить язык курдов, преподавание в школах ведут на этом же языке. Молодежь призывают на армейскую службу, иногда попросту похищая парней призывного возраста. Возмущение местного населения часто подавляют с помощью оружия.

Говорят, что победа далась им малой кровью, так как они умели договариваться с главарями ИГ, ставя их на высокие посты. На этих территориях остается только выжженная земля. Ничего не строится, не ремонтируется, люди живут в невыносимых условиях, постоянно опасаясь за свою жизнь. Местные жители бегут с этих мест в Ирак.

На этих территориях располагаются лагеря беженцев, которые организовали военные США, а охраняют курды. В них большое количество боевиков, которые проходит здесь военную подготовку. Одной из таких баз является «Ат-Танф», а также американская база в Аш-Шаддади. В лагере «Аль-Хол» в Хасаке, боевики размещаются рядом с настоящими беженцами, что создает атмосферу нестабильности и прямой угрозы мирным жителям.

В последние годы радикально настроенные курды представляли из себя постоянную опасность для турецких граждан. На улицах турецких городов гремели взрывы, гибли люди. Теракты устраивали радикалы «Рабочей партии Курдистана» и аффилированные курдские группировки.

Многие пророчили, что военные действия со стороны Турции послужат началом полномасштабной войны, куда будут втянуты соседние государства, а, возможно, и весь мир.

Мнение западной прессы

Сегодня издание «Шпигель» отмечает, что Путин и Эрдоган все порешали и назвали себя победителями. Кроме них в победителях числится Башар Асад. Правда, его победа лишь частична, как и победа Турции. За то Путин может полностью гордится своей победой. Теперь Россия будет следить за порядком в регионе, а вот США свою роль утратили.

Встреча двух лидеров проходила в резиденции Путина в Сочи. Вместо запланированных двух часов президенты беседовали больше шести часов. Эрдоган понимал, что согласие Москвы в его планах имеет первостепенное значение. Без согласия Кремля турецкие войска не смогут свободно передвигаться по территории Сирии и взять под охрану буферную зону.

Путин всегда говорил, что не допустит нарушения целостности Сирии. Но Эрдоган убеждает его, что чужие территории ему не нужны. Он собирается вытеснить из них курдов и вернуть туда сирийских беженцев.

Сошлись на том, что буферная зона все-таки будет, но будет намного меньше, чем предполагали турки. В действие вступает так называемое Аданское соглашение между Турцией и Сирией. В нем прописано, что Турции позволено осуществлять антитеррористические операции в турецко-сирийских пограничных районах.

Взамен Турция признает территориальную целостность Сирии, таким образом, соглашаясь с тем, что Асад является полноправным правителем САР. Перемирие продлевается на 150 часов, пока с тридцатикилометровой зоны не будут выведены все курские вооруженные отряды народной самообороны. Участок буферной зоны, расположенной у городов Таль-Абьяд и Рас Аль-Айн, будет находиться под охраной турецких военных. Именно эту часть Турция отвоевала у курдов в ходе операции «Источник мира» в прошедшие дни.

Вся остальная территория будет находится под контролем Асада и Путина. Турецким войскам будет позволено участвовать в совместных патрулях в непосредственной близости от границы (10 км). Главным переговорщиком с курдами в дальнейшем будет Асад и его люди. Город Камышлы уйдет под руководство САР.

Россия — держава, отвечающая за порядок

Издание «Шпигель» отмечает, что «это сложная сделка, в которой есть один полный победитель, двое наполовину победителя и один проигравший». Победителем издание объявляет Путина. В то же время журналисты считают, что Эрдоган и Асад вполне довольны сделкой. Асад вернул себе власть почти над всей страной и будет мирится с присутствием Турции в пограничном регионе. А Эрдоган согласился сотрудничать не только с русскими, но и с Сирией.

Не у дел остались США. «Россия теперь — новая держава, обеспечивающая порядок в регионе». Пишет издание.

В Германии считают, что все бросили курдов и они являются основными проигравшими. От них отказались США, потом Асад, а после и Путин стал на сторону Турции.

В России свой взгляд на происходящее. Здесь считают, что такие договоренности спасли курдов от уничтожения. К тому же, если они будут выполняться, гарантированным будет мир в Сирии и сохранение границ государства.

Чем Турции мешают сирийские курды?

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Сирийские курды уже заявили, что будут защищать территории, которые находятся под их контролем

Турция объявила о намерении начать операцию на северо-востоке Сирии, чтобы создать вдоль своих границ «безопасную зону». Вашингтон заявил, что не станет препятствовать турецким военным, и начал выводить с этой территории свои войска. В сложившейся ситуации появилась угроза эскалации конфликта между Турцией и сирийскими курдами, которые сейчас контролируют северо-восток Сирии.

Би-би-си объясняет, зачем турецкие власти хотят создать на северо-восточных территориях Сирии, граничащих с Турцией, «безопасную зону», и почему считают курдов, под контролем которых находятся эти земли, террористами.

Зачем Турции нужна операция?

Главная цель анонсированной Турцией операции — оттеснить курдские отряды народной самообороны (YPG), которых Анкара считает террористами, подальше от своих границ.

Турецкие власти рассчитывают создать на территории северо-востока Сирии вдоль своих границ 32-километровую «зону безопасности», свободную от курдского ополчения.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Карту предполагаемой безопасной зоны Эрдоган в сентябре показал на Генассамблее ООН

В эту «безопасную зону» Анкара также рассчитывает переселить до 2 миллионов сирийских беженцев, которые сейчас проживают в Турции (всего в стране находятся порядка 3,6 млн беженцев, покинувших Сирию из-за гражданской войны, начавшейся в 2011 году).

Возглавляемые курдами Сирийские демократические силы (SDF), в которые входит ополчение YPG, в понедельник заявили, что будут защищать свои территории, и что США покидают район, чтобы превратить его в зону боевых действий, создавая угрозу возрождения «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная в России и других странах).

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption YPG являются самой многочисленной частью Сирийских демократических сил (SDF)

Почему Турция хочет оттеснить сирийских курдов от своих границ?

Территория, на которой Турция хочет создать «безопасную зону», находится под контролем Отрядов народной самообороны (YPG) — курдского ополчения, которое входит в состав курдско-сирийского альянса SDF и является его самым крупным подразделением.

США поддерживают SDF, и YPG в том числе. При поддержке американцев курдско-сирийские силы разгромили ИГ на северо-востоке Сирии и теперь контролируют эту часть страны.

Анкара считает YPG ответвлением запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). РПК с 1984 года борется за создание курдской автономии на юго-востоке Турции. Турция, США и некоторые страны ЕС признали РПК террористической организацией. YPG отрицают связь с РПК.

Турецкие власти опасаются, что сирийские курды, которые хотят добиться создания своей самоуправляемой территории внутри Сирии (наподобие Иракского Курдистана, который в Ираке имеет статус широкой автономии), вдохновят турецких курдов на создание аналогичной территории в Турции.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Альянс SDF сыграл важнейшую роль в разгроме ИГ на северо-востоке Сирии

Несмотря на то, что Турция входила в состав возглавляемой США коалиции против ИГ, она неоднократно критиковала Вашингтон за поддержку SDF и пыталась помешать альянсу взять под контроль северную границу Сирии.

Кроме того, в начале 2018 года Турция начала операцию «Оливковая ветвь» в населенном преимущественно курдами районе Африн на западе Сирии. Целью операции было вытеснить из Африна курдские вооруженные формирования.

По данным базирующейся в Британии Сирийской обсерватории по правам человека, в результате боевых действий, продолжавщихся два месяца, были убиты 300 мирных жителей, 1500 курдских ополченцев, 400 бойцов из протурецких формирований и 45 турецких военных. По меньшей мере 137 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома.

Позиция США

В декабре 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о разгроме ИГ в Сирии и о том, что отдал приказ немедленно начать вывод 2 тысяч американских военнослужащих, которые в Сирии оказывали помощь SDF.

Иностранные союзники США и некоторые высокопоставоенные члены Республиканской партии назвали утверждение о разгроме ИГ преждевременным и выразили обеспокоенность о том, что может произойти с курдскими силами без защиты США.

Через несколько дней Трамп в своем «Твиттере» пообещал «разорить турецкую экономику» в случае, если турецкие силы нанесут удар по курдам. «Создайте 20-мильную (32 км — Би-би-си) безопасную зону» — посоветовал американский лидер Анкаре.

И хоть вывод американских военных был отложен, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ухватился за предложение Трампа и заявил о готовности турецких сил к созданию «безопасной зоны».

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Эрдоган и Трамп согласны с тем, что на севере Сирии должна быть создана безопасная зона

В августе этого года американские военные заявили, что согласовали с турецкой стороной основные принципы решения проблем турецкой безопасности, в том числе «механизм обеспечения безопасности» вдоль сирийско-турецкой границы (термин «безопасная зона» американские военные не упоминали).

Однако 6 октября Белый дом выпустил заявление о том, что США начинают вывод своих войск с севера Сирии до начала операции Турции.

«Вскоре турецкие силы начнут давно запланированную операцию на севере Сирии. Вооруженные силы США не будут поддерживать эту операцию и участвовать в ней. Силы США, разгромившие ИГ, более не будут находиться непосредственно в этом районе», — говорилось в заявлении Белого дома.

В нем также отмечалось, что теперь ответственность за всех боевиков ИГ, захваченных за последние два года в этом районе, будет нести Турция. В плену у SDF на данный момент находятся 12 тысяч человек, подозреваемых в принадлежности к ИГ.

Неразрешенный Турецко-курдский конфликт

Подготовила
Студентка гр. 9ОВ-12
Иванец Диана
Цель
Ознакомить нас с происходящей конфликтной
ситуацией на территории Восточной Турции,
Северного Ирака. Рассмотреть причины конфликта.
Познакомиться с руководителями партий и стран
принимавших участия в ввостаниях.
Введение
С 1984 по нынешнее время
продолжается вооружённый конфликт
между правительством Турции и бойцами
Рабочей партии Курдистана, ведущими
борьбу за создание курдской автономии в
составе Турции.
Немного из истории
На начало XXI века курды остаются крупнейшим из
народов без собственной государственности. Севрский мирный
договор между Турцией и Антантой(1920) предусматривал
создание независимого Курдистана. Однако этот договор так и не
вступил в силу и был аннулирован после подписания Лозаннского
договора(1923).
В 1961году началось курдское восстание в Ираке, с
перерывами продолжавшееся несколько десятилетий. Рост
курдского национализма привёл к возникновению в 1978 году
Рабочей партии Курдистана (РПК).
15августа 1984 года РПК начала партизанскую войну в
восточных и юго-восточных провинциях Турции. За автономию
курда в Турции.
Курдистан
Расположение На территории Турции, Ирана, Ирака,
Сирии
Население
Более 40 миллионов
Религия
Ислам (сунниты, шииты, алавиты),
езидизм, христианство, иудаизм
Между четырьмя странами, на территории которых
компактно проживают курды, существуют острейшие
противоречия. Пожалуй, единственное, что их объединяет, —
это последовательное проведение антикурдской политики.
Курдистан заложник 4 стран

В Турции курды лишены элементарных прав национальных меньшинств со времен
Ататюрка.

Турция запретила празднования национального курдского праздника Науроз 21
марта 1998 г. в центре турецкого Курдистана городе Дирбакыр. Этот праздник
отмечается как день свободы и борьбы против угнетения.

Экономическая политика Турции не имеет приоритетов для развития отстающих
районов страны, где проживает в основном курдское население.

В Иране курды также лишены права национального самоопределения. Лидеры и
активисты курдских оппозиционных организаций преследуются не только на
территории страны, но и за ее пределами.

Положение курдов в Ираке сопряжено с политикой геноцида по отношению к
национальному курдскому меньшинству и с насильственной арабизацией и
депортацией из районов традиционного проживания с целью изменения
национального состава в этих регионах.

Сирия ввела элементы национальной дискриминации: половина сирийских
курдов не имеют даже гражданства, хотя родились и живут на территории Сирии
всю жизнь.
Противники
Рабочая партия Курдистана
Турция при поддержке
Иракский Курдистан
Ирак(с 1987)
Иран(с 2004)
&
Причины конфликта

Проблема курдского кризиса связана с межгосударственными
отношениями между Ираном, Ираком и Турцией и международными
отношениями на Ближнем и Среднем Востоке.
Курдистан хочет независимую автономию от Турции.
Газовая атака в Халабдже — применение иракскими властями в 16-17
марта 1988 года химического оружия против гражданского населения
города Халабджа на территории Иракского Курдистана, находящемся в
непосредственной близости от границы с Ираном, после его захвата
иранскими войсками и союзными им иракско-курдскими отрядами
пешмерга в ходе ирано-иракской войны.

США решила разыгрывать «курдскую карту». С этой целью предполагалось
использовать взаимные пограничные споры и притязания Ирана и Ирака и
активизировавшееся движение курдских повстанцев. Деятельность американской
агентуры в курдских районах Ирана полностью соответствовала
внешнеполитической доктрине США, в которую входило использование в своих
интересах движений национальных меньшинств.

Нефтяной конфликт между Иракским Курдистаном и Ираном, поскольку по
Иранской территории лежит трубопровод.

Экономически политическая ситуация.
Рабочая партия Курдистана
Лидер:
Абдулла Оджалан
Дата основания:
27 ноября 1978
Союзники и блоки: легальные курдские партии,
Демократический союз (Сирия), PJAK,
MLKP, MKP/HKO, Коммунистическая
партия Турции/Марксистсколенинская, Патриотический союз
Курдистана (1991-1994)
Девиз:
Демократическая Aвтономия народов
Ближнего Востока
Иракский Курдистан
Лидер:
Масуд Барзани
Дата основания:
15 марта 2006 (независимость от Ирака)
Союзники и блоки: легальные курдские партии,
Демократический союз (Сирия), PJAK,
MLKP, MKP/HKO, Коммунистическая
партия Турции/Марксистсколенинская, Патриотический союз
Курдистана (1991-1994)
Девиз:
Демократическая Aвтономия народов
Ближнего Востока
Турция
Лидер:
Дата основания:
Союзники и блоки:
Девиз:
Абдулла Гюль
29 октября 1923
Ирак(с 1987)Иран(с 2004)
Никому не удастся
погасить наше солнце!
Ирак
Лидер:
Дата основания:
Джаляль Талабани
3 октября 1932
(независимость от
Великобритании)
Союзники и блоки: Турция, Иран(2004)
Девиз:
Никому не удастся погасить
наше солнце!
Иран
Лидер:
Дата основания:
Хасан Рухани
1 апреля 1979
(после Исламской революции)
Союзники и блоки: Турция, Ирак(1987)
Девиз:
Никому не удастся погасить
наше солнце!
Командующие
РПК Оджалан, Абдулла
РПК Махсум Коркмаз
РПК Эрдал, Бахоз
РПК Карайылан, Мурат
Командующие
Турция Эврен, Кенан
Турция Озал, Тургут
Турция Демирель, Сулейман
Турция Сезер, Ахмет Недждет
Турция Бююканыт, Яшар
Турция Гюль, Абдулла
Турция Эрдоган, Реджеп Тайип
Ирак Саддам Хусейн
Ирак Гази Машаль Аджиль аль-Явер
Как преодолеть конфликт

Выходом из конфликта может быть только создание в каждой из трех основных
частей Курдистана (турецкой, иракской и иранской) широких национальнокультурных курдских автономий, имеющих органы местного самоуправления и,
возможно, национальные парламенты. В перспективе на основе этих автономных
образований, не затрагивая суверенитета “больших” государств, возможно создание
надгосударственной общекурдской территориально-политической структуры по
образцу с успехом действующих уже сейчас трансграничных еврорегионов. Правда,
для воплощения этого проекта потребуется не одно десятилетие и подобный
сценарий может стать реальностью не скоро.
2. Наибольших успехов в своем самоопределении и социально-экономическом
положении добились иракские курды, которые законодательно получили статус
субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями. Власти
Иракского Курдистана самостоятельно управляют регионом, имеют все атрибуты
государства, осуществляют внешнеполитическую и внешнеэкономическую
деятельность, имеют свои органы правопорядка и вооруженные силы, получают
пропорционально численности своего населения 17 % доходов от иракского
экспорта углеводородов, курдский язык (его диалекты) признан вторым
государственным языком в стране.

Решающее значение в решении курдской проблемы имеет и позиция премьерминистра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии Справедливости и Развития,
которая выиграла парламентские выборы, состоявшиеся 12 июня 2011 года.
Оптимальным видится отказ властей от националистической политики и переход к
постепенному предоставлению курдам национальных коллективных прав. Ведь
вполне допустимо признание Турцией курдов как народ. Их можно уравнять в
политических правах с турецким населением, легализовать курдский язык. Если
турецкое правительство начнет проводить политику позиционирования курдов как
равноправного туркам народа, у курдской оппозиции не будет оснований вести
вооруженную борьбу с целью создания отдельного государства.