Кулак белого журавля pei ho kwan

Семинар ДЖЕН ЦИН ЕН — 13й Патриаха школы Кулак Белого Журавля Pei Ho Kun . Москва.

350 ЛЕТ
НЕПРЕРЫВНОЙ ТРАДИЦИИ !
ДЖЕН ЦИН ЕН
13 Патриах школы
Кулак Белого Журавля Pei Ho Kun .
Сам Джен,Сан Чин»Базового усилия »
В школе Pei Ho Kun Сам Джен (Сан Чин ) это не один комплекс взаимосвязаных движений . Это метод развития специфической силы .
На начальном этапе силу » разделяют » на несколько видов .
-Усилие выброса
-Усилие затягивания
-Усилие короткого шага
-Парадоксальное усилие
Каждый вид усилия необходимо хорошо проработать. Это напоминает принцип создания боевой машины . Ходовая часть , броня, средства атаки , средства обнаружения цели изначально создаются в разных конструкторских бюро и только на финальной стадии осуществляется общая сборка . Так же происходит и в Pei Ho. Для лучшей детальной проработки техники необходимо сосредоточится на специфических нюансах применения силы и только после этого перейти к созданию «единого усилия » . Дальнейшее обучение напоминает уже не создание отдельно взятой боевой техники , а создания системы безопасности в целом . Поэтому комплексов Сан Чин (Сам Джен ) несколько . Самым первым является Сам джен где осваивается техника открытой ладони и перемещение вперед , назад при помощи приставного шага.
Он так дословно и переводится
Сам Джен » Базового Усилия» . Этот комплекс создан таким образом что позволяет на начальном этапе сосредоточится на каждом усилии в отдельности . И только после того как отдельные виды приобретают достаточный уровень эффективности , начинается построение единой структурной системы . Закрепляется освоение Сан чин специальными упражнениями в парах без которых очень трудно применить приобретенные навыки в поединке !
Программа семинара создана таким образом чтобы не только познакомится с принципами боевой структурности и ее применением в поединке , но так же изучить МЕТОД освоения боевой силы . Очень часто в современных традиционных стилях основной упор делается на тао (ката ) и расшифровку движений . В то время как в спортивных единоборствах предпочтение отдается прежде всего методике освоения специальных качеств и технических характеристик действия . Быстрый старт , специальная выносливость , точность удара и тд . Правильный метод в традиционных стилях это когда работа над техникой , специфическими физическими качествами , и даже психологией поединка происходит в одном упражнении . Поэтому на этом семинаре два отдельгых занятия будут посвящены именно традиционному МЕТОДУ !
ПРОГРАММА СЕМИНАРА !
5 окт. 1900-2100
Сам Джен (Сан Чин ) «Базового усилия»
Последовательность движений.
Принципы построения структурности
-усилие выброса
-усилие короткого шага
6 окт 10.00 — 11.00
Традиционная практика «3 в одном »
11.15 — 12.15
Парная традиционная практика
» 1000 столкновений » :
-отработка укоренения во время атаки и защиты
— закалка ударных поверхностей применительно к поединку с использованием тайминга .
— применение структурного усилия в точке контакта .
12.30-13.30
Применение в бою . Самооборона .
15.00-16.30 Использование структурности в спортивном поединке
16.40 — 1800 Реальный бой
7 окт 10.00-11 00 Сам джен (Сан чин ) повторение тао
11.15-12 15 повторение применений
1200-1300 Лекция , Чай !!!
Обсуждаемые вопросы :
Традиционный подход к практике боевых искусств .
Методы , дозирование нагрузки , важные детали практики при набивки и укреплении тела.
Вопросы по практики и истории стиля .
Стоимость семинара 5000р.
2-й Кожуховский проезд,25,стр 3.
Спортивный центр Zavod

Прикрепленные файлы

  • 11.jpg 262,49К 0 скачиваний

Именно к этому сводится система GOJU-RYU CARATE-DO, древнее искусство побеждать. Президент Молдавской Ассоциации GOJU-RYU CARATE-DO Виктор Панасюк и его ученики побеждают не только реальных противников, но и самих себя, добиваясь абсолютной внутренней чистоты.

Виктор, что это за стиль — GOJU-RYU?

Этот стиль родился в Окинаве, тогда еще японской префектуре. В Окинаве был свой язык, своя культура, очень интересная потому, что представляла собой смешение японской и китайской культур.

И вот там, в 16 веке появилась система под названием «Кулак Белого Журавля». Автором этой системы была женщина, поэтому в этом стиле борьбы столько хитрых и каверзных приемов. Позже к «Кулаку Белого Журавля» добавились некоторые элементы, и система получила название GOJU-RYU, что означает «жесткое в сочетании с мягким». В основе этого стиля — объединение противоположностей, и в технике, и в жизни. Ну, понимаете, не противостояние, например мужчины и женщины, а слияние, что ли.

И так во всем. Это философская система, причем философия мысли развивается через тело. Здесь, как нигде, чувствуешь все это. Между «понял» и «на самом деле понял» иногда стоят десятки лет…

А сколько лет Вы занимаетесь GOJU-RYU?

Я занимаюсь каратэ с 14 лет. Сейчас мне 35. Сначала я занимался простым «спортивным» каратэ. Причем я даже не раздумывал, стоит ли это делать, сразу решил: это мое. А в 1987 году я поехал в Алма-Ату, и там ребята мне показали несколько движений из GOJU-RYU. Это было у кого-то на кухне…И я просто влюбился в этот стиль.

А в 1989-м Учитель Морио Хигаона приехал в Алма-Ату, и мы с ним познакомились. Сначала он почти не обращал на меня внимания, и я думал, может что-то не так делаю. А потом понял, что это часть обучения: заставить человека самого до всего дойти. Когда ко мне в группу приходят новенькие, я ничего не объясняю им, и смотрю, как они будут себя вести. Если ничего не поймут или вообще перестанут ходить на тренировки — тем лучше для нас и хуже для них.

Когда я был помоложе и позлее, я ставил новичков куда-нибудь в угол и заставлял стоять в такой позе, что устоять на ногах очень трудно. И смотрел на реакцию. Но сейчас я уже отошел от этих зверских методов и испытываю новичков по-другому, помягче.

Вообще, GOJU-RYU — это система выживания. И не просто физического выживания (хотя я могу месяц обходиться без пищи), но и духовного очищения. Кстати, у нас контактная система тренировок, то есть мы можем получить травмы при борьбе. Так вот, можно драться чистым, внутренне чистым, и тогда при борьбе просто не может быть серьезных травм. Но если дерешься с душевной грязью, то без крови не обойдется. Это проверено многократно за эти 10 лет, и на себе, и на других.

«Нечистый» человек на ковре получает наказание, это какие-то полумистические вещи. Сила — как яд, её можно использовать в «хороших » целях, а можно обратить во вред себе и кому-нибудь еще. Не все это понимают, но те, кому это открылось, и становятся настоящими мастерами. Настоящий мастер никогда уже не будет драться: просто не будет такой ситуации.

А ВЫ — мастер?

Нет, мне до этого еще далеко, хотя у меня уже есть какая-то интуиция, которая позволяет избегать «взрывоопасных» ситуаций.

Правда, что по системе GOJU-RYU тренируются спецназовцы?

Да, и не только они. Дело в том, что эта система вырабатывает в человеке качества, необходимые для такой работы, например, сверх-интуицию, можно сказать, экстремальную интуицию. По системе GOJU-RYU тренируются люди из службы безопасности Национального Банка и личной охраны президента.

Скажите, Виктор, тренировки у Вас платные?

Да, 50 леев за месяц.

А Вы не считаете, что за «науку выживания» и жизненную философию не надо брать денег?

На самом деле, это минимальная плата, чтобы хотя бы платить за аренду зала. Чтобы съездить на семинар к Морио Хигаона, нужно как минимум 450 долларов. Раньше он не брал денег за тренировки, и совершенно непонятно, на что же он жил. А потом все денежные дела взяла в свои руки его жена. Так что теперь все доходы от его занятий идут к ней.

Кстати, Виктор и его ученики из республиканской Ассоциации GOJU-RYU тренируются в унылом зале, без света, и только когда проводятся какие-нибудь соревнования, там появляется тарахтящий, как танк генератор.

Недавно команда борцов GOJU-RYU вернулась с международного чемпионата из Херсона, откуда привезла 4 золотых, 3 серебряных и 4 бронзовых медали. Но это еще не то, чего хочет Виктор. Он хотел бы, чтобы его ученики стали настоящими мастерами, чистыми духовно и нашедшими в жизни «золотую середину» …

Виктор Панасюк: «В боевых искусствах, как и в бизнесе, если ты стоишь на месте, значит — деградируешь»

Президент молдавской Ассоциации годзю-рю каратэ-до ВИКТОР ПАНАСЮК рассказал журналисту АНДРЕЮ ГИЛАНУ о том, что общего между политикой, бизнесом и боевыми искусствами, нужно ли видеть в конкуренте врага и какой поединок считается по-настоящему выигранным.

«После каждой войны победитель получает репарации, тем самым закладывает фундамент для будущего конфликта»

В каратэ много направлений, школ и ответвлений, какое направление вы практикуете?

Годзю-рю.

Чем оно отличается от остальных?

«Го» переводится с японского как жесткость, «дзю» — мягкость, «рю» — школа. Годзю — это закон сочетания жесткого и мягкого и присутствует во всех явлениях, предметах, которые существуют и нас окружают. Это попытка древних структурировать понимание окружающего мира: жесткое и мягкое, день и ночь, мужчина и женщина…

Мне казалось, что каратэ — это больше спорт, а оказалось, что за ним скрывается целая система представлений и знаний о мире и о человеке.

Боевые искусства изначально возникли как способ выживания, а потом трансформировались в способ развития. Мы постоянно должны себя развивать: духовно, нравственно и физически. Мы должны постоянно меняться. В боевых искусствах, как и в бизнесе, если ты стоишь на месте, значит — деградируешь. Равновесие не может быть статическим. Преимущество боевых искусств в том, что я на собственном теле могут почувствовать, что такое система развития и взаимосвязей, точка контроля и контроль пространства.

Система?

Да, возьмем простой пример: вы хотите научиться отжиматься 100 раз. Думаете, это просто: вы начинаете отжиматься по десять раз и каждый день прибавляете еще по одному разу. Вам кажется, что через три месяца вы выполните задачу.

Разве не так?

Да, через два месяца вы будете отжиматься 30 раз или даже 40, а через три — 20 и то с трудом. Оказывается, все не так просто. Даже в таком нехитром деле, как отжимания, нужно понять систему, чтобы достичь цели.

Разве боевые искусства изучают не для того, чтобы научиться одолеть противника, победить в поединке или надавать противнику в уличной драке?

Заблуждение. В этом-то и отличие боевых искусств от спорта. Представьте, вы встречаете пьяного хулигана на улице. Завязалась драка, вы ударили противника, он ударился головой и умер. Дальше следуют судебные тяжбы, которые могут для вас печально закончиться. Любая война — проигрыш. После каждой войны победитель получает репарации, тем самым закладывает фундамент для будущего конфликта. Поэтому цель боевых искусств не в выигрыше, а в развитии.

Я практиковал разные стили каратэ, но больше всего меня заинтересовал годзю-рю, который представляет собой баланс между жесткостью и мягкостью. Чем сильнее ты становишься физически, тем мягче ты должен быть внутри и меньше сил должен применять для решения конфликтов. Этот принцип действует не только в каратэ, но и в политике, и в бизнесе.

Известно, что вы даже отправились в Китай, чтобы отыскать родину годзю-рю. Удалось ее найти?

Мой ученик Сергей Робиш, который владеет китайским, прочел статью про учителя моего будущего учителя Джен Ван Цуня. Статья была посвящена столетию этого невероятного человека. В статье рассказывалось, например, о том, как он в молодости убил тигра: услышал ночью шум на скотном дворе, захватил с собой только вилы и убил ими дикое животное.

Мой ученик поехал в Китай, встретился с местными жителями и показал им иероглифы названий ката годзю-рю — комплексы упражнений. Они подтвердили, что такие ката им известны. Так, в 2006 году я отправился в Китай, поселился на месяц в местной деревне. Мне повезло, я нашел одну из первоначальных школ стиля Кулак белого журавля (Байхэцюань.— NM) , которая находится в южном Китае, в провинции Фуцзянь, в уезде Юн Чунь.

«Поединки выигрывают тогда, когда выигрывают оба соперника»

Насколько мне известно, каратэ — это японский вид единоборств.

Годзю-рю появился в южном Китае, позже его стали практиковать на острове Окинаве, а позже и в Японии.

Стиль Белого журавля, который я изучал в Китае, разработала женщина, которую звали Фан Цинь Нян. По легенде, она пряла пряжу, когда к ней в комнату залетел журавль. Она кинула в него веретено — он увернулся, она бросила в него палкой — птица крылом отбила удар. Так, к Фан Цинь Нян пришла идея упругой силы, при помощи которой можно отбивать тяжелые удары.

Стиль возник в 17 веке, в смутные времена: кочевые племена маньчжуров захватили Китай и основали свою империю. Местные жители страдали как от захватчиков, так и от многочисленных разбойников.

На юге Китая гористая местность. Даже в 1950-х годах при Чан-Кайши вокруг села, где я поселился, было семь банд разбойников, как и гор, которые ее окружали. Крестьянам нужно было защищаться, поэтому боевые единоборства были жизненно необходимы.

Как в фильме «Семь самураев»: деревня наняла самураев, чтобы те защитили от разбойников, которые отбирали урожай риса.

Да, вы правы. Крестьяне привлекали бродячих мастеров боевых единоборств, стараясь, чтобы они остались в их поселке, а также в свободное время сами практиковали боевые искусства. Удивительно, как она пришла к тем же принципам, которые присутствуют в системе Белого журавля. Ей удалось создать способ выброса силы, который задействует все крупные мышцы тела одновременно. И таким образом появилась возможность нанести очень сильный удар, даже не обладая большой массой.

Случилось так, что со своим будущим мужем — мастером шаолиньских боевых искусств — Фан Цинь Нян встретилась сначала в поединке. Он стал спорить с ее отцом — и дело закончилось боем. Фан Цинь Нян не только выиграла поединок, но и нанесла сопернику сильную травму бедра. После она вместе с отцом вылечила соперника, и он попросился в ученики. Дело кончилось свадьбой.

Так случилось, что супруги убили одного из знатных маньчжуров, поэтому вынуждены были бежать на родину мужа, в городок Юн Чун. Они построили трехметровый помост и вызвали на поединок любого желающего померяться силой. Легенда гласит, что Фан Цинь Нян не проиграла за 100 дней ни одного поединка, хотя желающих было много. В то время самым известным и сильным местным кланом был клан Дженов. Глава клана Дженов вызвал Фан Цинь Нян на поединок. Во время боя мастер получил несовместимые с жизнью раны. Перед смертью он запретил своим ученикам мстить: посчитал, что сам виноват, так как не распознал в Фан Цинь Нян мастера. Он также настоятельно попросил своего сына Джена Ли стать учеником Фан Цинь Нян. Джен Ли — предок моего учителя Джен Цин Йонга, у которого я учусь в Китае.

«Только признавшись самому себе, что ты испугался, можно победить страх»

Вы говорите, что чем сильнее ты становишься физически, тем мягче ты должен быть внутри. Этот принцип действует не только в каратэ, но и в политике, и в бизнесе. Многие бизнесмены считают иначе, они уверены, что бизнес — война. Поэтому среди них популярна книга Сунь-цзы «Искусство войны».

Бизнесмены зачастую неправильно трактуют Сунь-цзы. Бизнес, как и боевые искусства,— это не война, а общение. Поединки выигрывают тогда, когда выигрывают оба соперника. Лучший бой — это бой, который не состоялся. Чем выше уровень воина, тем реже он решает конфликт силой. Мастер — это тот человек, который никогда не дерется. Это человек, который уходит за пять минут до начала драки. Он умеет конфликт свести к общению.

Бизнесмены часто считают конкурентов своими врагами.

Конкуренция — это благо для бизнеса и стимул для развития. Когда-то мы конкурировали со школой Ашихара каратэ. Совместно участвовали в соревнованиях. Победа постоянно переходила из рук в руки. Отталкиваясь друг от друга, мы быстро развивались.

Что делать, если конфликт неизбежен?

Нужно следовать боевой добродетели. Это своего рода правила поведения, позволяющие добиться абсолютного выигрыша. Вы не оставляете разозлившегося соперника за своей спиной.

В чем заключается добродетель?

Нужно одинаково уважительно относиться ко всем: не бояться сильного противника и не презирать слабого. Только в таком случае вы можете сохранить правильные взаимоотношения и правильно отнестись к конкурентам. Не забывайте, что маленькие противники могут объединиться и противостоять сильному. Как говорят китайцы, за каждым человеком есть человек, за каждым небом есть небо.

Не делите людей на богатых и бедных, сильных и слабых, на тех, кто «поднялся», и тех, у кого нет статуса. Рано или поздно мы все попадем в ситуацию, где будут спрашивать за каждый поступок. Там не помогут ни связи, ни деньги (улыбается). Уважайте людей только за их полезные для общества дела, а не за то что они делают для своей собственной выгоды.

Решайте все вопросы по правде. Искренность — основа развития. Если человек хотя бы себе перестает врать, он лучше ориентируется в пространстве. Только признавшись самому себе, что ты испугался, можно победить страх.

«Информации было очень мало, и если что-то проникало, оно тут же набирало невероятную популярность»

Брюс Ли впервые начал заниматься боевыми единоборствами, когда ему было 13 лет. Когда вы занялись каратэ?

Меня записали в профессиональную секцию каратэ в Кишиневе в 14 лет, в 1979 году.

В то время о каратэ в Советском Союзе практически ничего не было известно. Как вы узнали о каратэ: из кино, из рассказов старших или это тлетворное влияние Запада?

Да, о каратэ практически ничего не было известно. Тогда все было по-другому. Молодежь того времени жила совершенно в другой реальности: не было компьютеров, обилия информации. Мы, будучи мальчишками, играли на улицах, и, разумеется, как и в любых играх, между нами возникали конфликты.

Дрались?

Легко дрались — легко мирились. Все было по-честному: за компьютером не прятались. А тут вдруг появилось нечто новое, экзотическое. Чтобы вы понимали, мы жили за «железным занавесом». Информации было очень мало, и если что-то проникало, оно тут же набирало невероятную популярность. Каратэ в Советском Союзе вызвало эффект разорвавшейся бомбы! Вы можете спросить любого 40-летнего мужчину — наверняка он либо занимался, или хотел заниматься этим видом единоборств.

Откуда такая популярность? Разве в Советском Союзе не было других видов единоборств?

Да, какое-то время был бум дзюдо, но он быстро прошел, так как этот вид спорта был официально разрешен, а каратэ — нет.

Запретный плод?

Да.

Так как же вы узнали о каратэ?

Из журнала «Спортивная борьба», где опубликовали небольшую статью. Помню, я вынес журнал во двор и мы долго с мальчишками пытались воспроизвести два приема, которые были там изображены. В 1976 году в Кишиневе открылись первые полуподпольные секции. Насколько мне известно, каратэ занимались сотрудники правоохранительных органов, милиция. Потом в Советском Союзе каратэ разрешили официально.

Ходят слухи, что к Леониду Ильичу Брежневу пришел кто-то из инструкторов рукопашного боя и предложил план: разрешить платные секции, которые должны принести деньги, чтобы частично покрыть расходы на Олимпиаду-80 в Москве. Правда это или нет, но когда каратэ разрешили, был сумасшедший ажиотаж. Тяжело описать.

В 1979 году в Кишиневе открыли четыре официальные секции. Попасть туда было непросто. Мне повезло: мой отец был заслуженным тренером республики по греко-римской борьбе и известным человеком в спорткомитете Молдавской ССР. Благодаря нему меня записали в секцию.

Где ее открыли?

В столичной школе № 40. Занятия проходили после девяти часов вечера. Уже спустя семь месяцев после открытия я стал своего рода помощником тренера. Поначалу нас было десять человек. Потом в газете «Вечерний Кишинев» разместили малюсенькое объявление, что объявляется набор на конкурсной основе. Представьте себе, пришло пять тысяч человек! Люди толкали друг друга так, что выдавили витражное стекло. Милиция не могла справиться. Зато к людям в кимоно кандидаты относились с благоговением: перед нами толпа моментально расступалась. В итоге из пяти тысяч отобрали двести человек. Начались большие тренировки. Мы перенесли занятия в спортзал третьей городской больницы.

Насколько мне известно, в 1980-е каратэ было запрещено?

Да, в газетах начали выходить материалы-сенсации вроде «Каратист побил дедушку» или «Каратисты учинили драку». И чуждое буржуазное боевое искусство, как писали газетчики, в 1983–1984 годах в СССР запретили. Тренировки продолжались, но они проходили нелегально в подвалах и парках. Свою первую секцию я открыл в 1987 году, и официально она называлась секцией айкидо с элементами боевого самбо.

Стиль Журавля или Стиль Белого Журавль считается одним из наиболее эффективных южных стилей Гунфу. В практике стиля акцент делается на внутренней тренировке разума и Энергии Ци.

Характерной особенностью стиля является работа с Даньтянь, многообразие техник рук и легкие перемещения.

При этом сами движения формальных комплексов тренируют не столько технику, сколько внутреннюю боевую силу данного стиля («ЦЗИНЬ»). И от каждого из движений внутренней силы (ЦЗИНЬ) можно произвести множество различных техник. Таким образом, при изучении Стиля Журавля ученик не заучивает технические приемы, а стремится к пониманию их сущности и овладению собственной внутренней силой.

В китайской традиции «Белый журавль» – ассоциируется с долголетием, независимостью, спокойствием и умиротворенностью. Поэтому Стиль Белого Журавля идеально подходит для тех, кто ищет духовной свободы и Просветления.

Стиль Журавля классифицируется, как мягко-жесткий стиль, имеет тысячелетнюю историю и множество вариаций.

Считается, что именно Стиль Журавля был положен в основу окинавского каратэ.

Также следует отметить, что Стиль Журавля является одним из 9 боевых искусств, элементы которого, вместе с элементами таких стилей, как Лима-лама, Кэмпо, Джиу-джитцу, Айкидо, были включены в Укидокан – боевое искусство созданное Бенни Уркидесом.

Точная дата возникновения Стиля Белый Журавль — неизвестна. По одной из версий стиль был создан женщиной по имени Фан Цинянь ориентировочно в 1662 – 1723 г.г. (Период Цинканси), которая объединила знания техник боевых искусств, переданных ей по наследству отцом известным мастером боевых искусств Фан Чжангуаном и собственных техник, разработанных ей в процессе наблюдений за журавлями, которые несмотря на свое изящество и мягкость, в бою он становится беспощадным.

Основой же техник стало правильное дыхание. Вдох, согласно учению Фан Цинянь, должен производиться носом, а выдох через рот. При этом с выдохом высвобождаемая энергия должна направляться в ударную поверхность части тела, которым наносится удар.

По другой версии Стиль журавля, изначально входивший в шаолиньский комплекс «Кулак Пяти Форм» по определенным причинам был выделен в самостоятельный стиль и в дальнейшем развился во множество отдельных подстилей, таких, как «Кулак журавля предков», «Кулак Клюющего Журавля», «Кулак Летящего Журавля» и других.

Для всех разновидностей стиля журавля базовым является комплекс «Саньчжань» («Три прямых» или «Три Войны»), в окинавском каратэ вариант данного комплекса называется «Санчин».

Техника Белого Журавля

Техника Стиля журавля основывается на имитации движений этой птицы.

В технике стиля можно выделить два основных положения рук:

  • Крылья журавля — расправленные или сложенные руки, которыми совершаются круговые движения, для защиты от ударов или для проведения захватов рук, ног или шеи противника.
  • Клюв журавля – соединение большого пальца и четырех сложенных вместе пальцев. Такое положение эффективно при нанесении ударов в мягкие, незащищенные места на теле человека: виски, глаза, нос, горло.

Техника рук позволяет лишить противника подвижности, вывести из равновесия или раскрыть его защиту для дальнейшего нанесения удара.

Техника ног – также широко используется в поединке.

Удары ногами наносятся во все участки тела человека, в том числе в голову и в пах.

Удар ногой в Стиле Журавля сочетается с использованием силы тела и способен привести к тяжелым последствиям, вплоть до разрыва внутренних органов противника.

Философия стиля

Философская основа Стиля Журавля – это сочетание идей даосизма и конфуцианства, провозглашающих в качестве основных ценностей – мир, гармонию и любовь.

В соответствии с китайской философией, для достижения мира и гармонии недостаточно одержать победу над врагом, победив его физически.

Истинная победа заключается в установлении духовной гармонии с врагом и только тогда будет достигнут мир. В Китае высшим уровнем боя считается его отсутствие.

Способность предотвратить сражение, победив противника не нанеся ему ни единого удара – считается истинной и безоговорочной победой.

Конечной целью изучения Стиля Журавля, как впрочем, и любого другого боевого искусства, является понимание самого себя и духовное развитие.

Виктор Панасюк. Путь на Окинаву

Вы не первый раз побывали на Окинаве. В этот раз поводом для поездки было присвоение вам шестого дана?

Почти все мои путешествия связаны с Годзю рю, так получилось и в этот раз. Сэнсей и хранитель традиций Годзю рю Морио Хигаонна проводил семинар для черных поясов у себя дома, на Окинаве. Я получил приглашение на семинар. Но основной моей целью был не сам семинар, и не получение шестого дана. Я специально выбрал декабрь для посещения Окинавы. В это время у сэнсея обычно тренируются всего несколько учеников, и есть возможность для более серьезных тренировок.

Как проходит экзамен в Годзю рю? Входит ли в него многочасовой поединок со сменяющимися партнерами, разбивание предметов, все то, что делает каратэ столь зрелищным и популярным?

Во-первых, хотел бы сказать, что дан, как степень мастерства в каратэ, не является спортивным званием, присвоенным за победу в соревнованиях или в поединке. Дан – это признание Учителем твоей глубины понимания каратэ, оценка того, как далеко ты продвинулся по своему личному пути в каратэ. Во время последнего пребывания на Окинаве я даже не сразу понял, что экзамен начался. Все началось с нескольких поединков под наблюдением сэнсея. На следующий день экзамен продолжился. Экзамены – это демонстрация всех разделов техники, которые есть в Годзю рю. Это ката (специальные формы упражнений), бункай – расшифровки этих движений с партнером, которые применяются для реального поединка, а также серия специальных упражнений для развития ряда специфических качеств – тактильной чувствительности тела, устойчивости, взрывной силы.

Не все читатели интервью глубоко разбираются в стилях и направлениях каратэ, специфической терминологии. Если можно – краткий экскурс об истории и отличиях Годзю рю как одного из стилей каратэ.

Годзю рю – один из трех основных стилей каратэ, которые практикуют на Окинаве. После японского завоевания, жителям Окинавы было запрещено хранение и ношение оружия. Боевые искусства, основанные, в первую очередь, на превращении своего тела в боевую машину, возникли как жизненная необходимость для людей, которые хотели сохранить свое личное чувство независимости, право самостоятельно определять жизненный путь и возможность защитить себя и своих близких.

В современном мире многие из боевых искусств стали откровенно коммерческими. Сам по себе этот процесс не плох и не хорош. Ничего плохого нет в проведении соревнований, победах, судьях и телетрансляциях. Для сотен тысяч спортсменов, занимающихся единоборствами, это замечательный способ почувствовать себя здоровым, уверенным в себе, зарабатывать деньги, в конце концов.

Что касается Годзю рю, то, во многом благодаря сэнсею Хигаонна, каратэ Годзю рю сохранило традиции подлинного боевого искусства. Это одна из причин, почему спортивные соревнования в Годзю рю проводятся, в основном, для детей и юношей. Любое спортивное состязание предусматривает правила-ограничители. Они необходимы, чтобы не превратить спортивный поединок в убийство. Именно поэтому, только когда молодой человек заканчивает занятия «первой ступени», начинаются настоящие серьезные тренировки. В боевом искусстве, как и в реальной жизни, ограничений быть не может.

Каратэ Годзю рю – это синтез специальных упражнений – ката, физической и духовной подготовки, упражнений с партнером. Поединки, когда они проводятся, происходят под контролем бойцов, с ограничением возможности серьезного поражения соперника. Но, в первую очередь, Годзю рю это боевое искусство, путь, по которому нужно идти всю жизнь.

Вы занимаетесь каратэ больше 20 лет. Как начиналось каратэ для вас?

Я начал заниматься каратэ в 1979 году. Ни о каком Годзю рю тогда речь не шла. До Советского Союза и Молдавии докатилась волна всемирного увлечения каратэ. Каратэ у нас было тогда причудливой смесью легенды, слухов, спортивной техники, основанной на разных стилях, пришедших от подлинных и случайных учителей и тренеров.

В 1984 году, после несчастного случая на сборах, каратэ было запрещено. Занятия и преподавание каратэ были отнесены к разряду уголовных преступлений и несколько моих знакомых действительно отсидели по этой статье. Я продолжил занятия в армии, где встретил несколько ребят, обладающих довольно высоким уровнем понимания боевых искусств, потом снова в Кишиневе, на улице, в парке по вечерам. В 1987 году я стал преподавать каратэ, хотя для этого пришлось зарегистрировать спортивную секцию, которая называлась «самбо с элементами айкидо». А, в 1989 году, я впервые узнал о Годзю рю. Я услышал, что в Казахстане проводит тренировки 4 дан каратэ, голландец Харри Де Спа. Но на уроки голландца я опоздал. Первые серьезные уроки Годзю рю получил от одного из его учеников. Тогда я впервые столкнулся с практикой «бункай» — закрытых расшифровок классических элементов боевых действий в Годзю рю. Кстати, мой казахстанский друг Александр Гендриксон показывал мне расшифровки прямо на кухне, карате еще продолжало оставаться под запретом.

В 1991 году, там же в Казахстане, я познакомился с сэнсеем Хигаонна, и с тех пор тренируюсь только у него. На следующий год, на ежегодном семинаре, он присвоил мне первый дан.

А что сейчас представляет собой школа Годзю рю в Молдове?

Годзю рю объединяет в Молдове более 500 человек. Мы занимаемся в четырех залах в Кишиневе. Открыты филиалы в Бендерах, Бричанах и Единцах. Дважды в Молдове с семинарами и показательными выступлениями побывал сэнсей Хигаонна.

Вся ваша жизнь тесно связана с сэнсеем Хигаонна. Какое впечатление производит на вас этот человек?

Многие кишиневцы видели Хигаонна на показательных выступлениях. Внешне – это невысокий крепкий приветливый человек. Трудно поверить, что ему уже 66 лет. Говоря об учителе, мне трудно сдержаться от характеристик в превосходной степени. Скажу проще – он подлинный хранитель традиций Годзю рю, скромный и добрый человек, посвятивший всю свою жизнь пути совершенствования в боевом искусстве.

Вернемся на Окинаву. Как проходил семинар в этом году?

Попробую рассказать распорядок обычного дня.

В 4.30 утра сэнсей Хигаонэ уже выходит из дома. Почти часовая прогулка пешком до Дзен До – дома для медитации другого известного на Окинаве человека – учителе дзена Сэйкеемо Раши. Дом для медитации – двухэтажное здание в традиционном окинавском стиле. На втором этаже зал для медитации, на первом – помещение, где учитель живет. Расположен дзен до в живописном месте, на вершине холма с которого открывается потрясающий вид на Наху (столицу Окинавы) и Тихий океан. Рядом с дзен до – каменная дорожка, по которой более 1000 лет проходили окинавские короли к замку, расположенному недалеко от дзен до.

Занятия медитацией занимают около часа, от шести до семи утра. Несколько дней в неделю это медитация в молчании, несколько дней – чтение сутр.

Потом, в течение дня, проходят две тренировки по 4-5 часов, которые ведет сэнсей Хигаонна. И так на протяжении трех недель.

Для Молдовы Окинава это экзотика. Вы побывали там уже четыре раза. Какие впечатления вспоминаются прежде всего. Как устроена жизнь на Окинаве?

Окинава – самый южный из островов, принадлежащих Японии. Климат – теплый, ведь рядом океан. Мы даже поплавали в океане, невзирая на декабрь. Двадцать процентов острова занимают американские военные базы. Присутствие военных чувствуется везде. В небе почти всегда можно увидеть военный вертолет или истребитель. Стоят истребители и в гражданском аэропорту Нахи. В городе полно военных джипов и, если соблюдать политкорректность, — американцев африканского происхождения. Из джипов доносится глухой ритм R&B, на ресторанах нередко можно встретить надпись – «одобрен для войск США»

Впечатления от Нахи, столицы Окинавы… Современный город. Много тесных узких улиц. Практически нет зелени. Единственная уступка любви к природе – часто встречается уличное бонсаи. Миниатюрные, в рост человека, сосны, клены, кустарники. Вообще, вся природа на острове, как и люди, невысокая. Даже за городом деревья не стремятся вверх. Зато плотность зарослей – как в джунглях, без мачете не продвинуться и двух метров. Север острова – высокие обрывы, спускающиеся к самому морю.

Условия для жизни… Можно выбрать, конечно, одну из сетевых гостиниц, их в Нахе достаточно. Но большинство приезжих предпочитает останавливаться в гостиницах в японском стиле. Трех-четырех этажные дома, маленькие комнатки, два на три метра. Вместо кровати – циновки из рисовой соломы. Удобства – на этаже, причем умывальник чуть ли не на уровне коленей – окинавцы в своей массе очень невысокие люди. Стоит такая гостиница 20 долларов в сутки. Это без завтрака. Но зато, Окинава все-таки, на 5 долларов можно купить порцию суши – семга, лосось, красная икра, штук десять суши. В Кишиневе вышло бы раз в десять дороже. Вообще, на 15-20 долларов в день можно спокойно прожить.

Конечно, запоминается колорит национальной кухни. Мои друзья на Окинаве часто приглашали меня в небольшой семейный ресторанчик. Любимое блюдо – пельмени или пирожки. Начинка – 80 процентов чеснок, 20 процентов мясо, причем свинина. Но чеснок не такой острый, как у нас. По вкусу напоминает скорее картошку с чесноком. Впрочем, запах потом достаточно сильный. Помню, на следующий день учитель, с улыбкой, предложил мне выполнять дыхательные упражнения напротив открытого окна. Национальный спиртной напиток не сакэ, а авамори. Если сакэ это, скорее, рисовое вино, то авамори ближе к водке, а некоторые настойки достигают крепости градусов до 70.

Впрочем, главное впечатление – люди Окинавы. Открытость, дружелюбие и спокойное ощущение собственного достоинства. Японцы по сравнению с окинавцами кажутся немного театральными и неестественными. На Окинаве в порядке вещей накормит гостя до отвала. Окинавец не допустит, чтобы вы платили в ресторане, если пригласил он. По поведению окинавцы скорее похожи на нас, чем на японцев или, например, на вежливых, но не искренних европейцев. Мне очень дорог простой подарок, которые сделали мне перед отъездом мои окинавские друзья – деревянная дощечка на которой вырезаны иероглифы «дух Окинавы».

Виктор, сейчас вы обладатель шестого дана Годзю рю. В принципе, это один из высших данов в иерархии каратэ. К чему вы будете стремиться дальше?

В жизни мне посчастливилось познакомиться с настоящим Учителем. И хотя сэнсэю Хигаонэ уже под семьдесят, он еще продолжает восхождение по пути Годзю рю. В нескольких фразах для интервью я не смогу рассказать о философии боевых искусств, о том, как это искусство может выступить критерием искренности в других сферах жизни. Как вся вселенная может выразиться в одном жесте, если этот жест подлинно искренен, так и в пути Годзю рю можно найти и продолжать находить все многообразие жизни. Расшифровке всего лишь одного движения можно посвятить годы и годы. Без всякого оттенка пафоса хочу сказать, что Путь бесконечен.

В таком случае, если не посвящать Годзю рю всю жизнь, стоит ли им заниматься обычному человеку, волей-неволей погруженному в суету повседневной жизни?

Чем замечательны боевые искусства, что каждый может выбрать в них то, в чем нуждается. Можно изучать весь технический арсенал, а можно ограничиться базовыми упражнениями. Но если вы проникните глубоко в тайну всего нескольких движений, то перед вами может открыться совсем другое понимание и видение жизни повседневной. Например, бизнесменам, которые тренируются у меня, я говорю: «Если за год занятий Годзю рю ваш бизнес не вырос хотя бы на 10 процентов, вы неправильно и неискренне занимались Годзю рю».

Обострение чувства жизни, которое приносит боевое искусство, нельзя сравнить больше ни с чем.