Кто такой гайдай?

Леонид Гайдай, биография, новости, фото

Биография Леонида Гайдая

Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии. Его отец, Иов Исидорович Гайдай был родом с Украины из села Ореховщина, из семьи крепостных крестьян и имел всего три класса образования, с 11 лет работал. В 1908 году Иов Гайдай был приговорён к каторжным работам, взяв на себя чужую вину. После отбытия наказания работал на железной дороге. Мать Леонида Мария Ивановна была родом из Рязанской области.
У Леонида Гайдая были старшие сестра Августа и брат Александр. В 1923 году Иов Исидорович с семьёй переехал в Читу, а потом в Приангарье, в железнодорожный поселок Глазково, недалеко от Иркутска. Там Леонид Гайдай поступил железнодорожную школу №42. Леонид Гайдай в молодости С детства Леониду очень нравилось кино, более всего кинофильмы с участием Чарли Чаплина. Каждое воскресенье он приходил на самый первый киносеанс с Участием Чаплина, в конце фильма прятался под сидениями в кинотеатре, чтобы переждать перерыв между сеансами и посмотреть заново любимый фильм. Часто ему удавалось проделать это несколько раз.

Леонид Гайдай в военные годы

В 1941 году Леонид Гайдай закончил школу. В июне 1941 года он пришёл в военкомат вместе со своими одноклассниками, чтобы записаться добровольцем в армию, но им сказали в военкомате, что необходимо немного подождать. Леонид устроился на работу в Иркутский театр, в то время там гастролировал Московский театр сатиры. Леонид смотрел все спектакли, вместе с театром ездил на гастроли, одновременно учась в театральной студии Дома Культуры железнодорожников. Он принимал участие в некоторых спектаклях, например «Свадьба» и «Медведь» Чехова.
В феврале 1942 Гайдай был призван в армию. Первое время он проходил службу в Монголии, там Леонид объезжал предназначенных для фронта лошадей. Высокий и худощавый Гайдай нелепо смотрелся верхом на лошади, но со своими обязанностями справлялся отлично. Как и другие его сослуживцы, он рвался на фронт. У них считалось стыдом находиться в военное время в мирной Монголии. Помимо всего, иногда новобранцев забывали покормить и они часто голодали. Леонид Гайдай на видео Когда приехали отбирать в действующую армию пополнение, на каждый вопрос военкома Леонид отвечал «Я». «Кто в кавалерию?» «Я», «В артиллерию?» «Я», «В разведку?» «Я», «Во флот?» «Я». Тем самым он вызвал недовольство военачальника. «Да подождите вы, Гайдай, — закричал офицер, — Дайте мне огласить весь список». Через много, благодаря этому случаю, родился эпизод из фильма «Операция «Ы».
Леонид Гайдай был направлен на Калининский фронт. Он проходил службу в разведке. В декабре 1942 года в бою возле деревни Енкино Гайдай закидал гранатами огневую точку противника, уничтожив трёх вражеских солдат, принимал участие в захвате пленных, за это его наградили медалью «За боевые заслуги».
В 1943 году Гайдай получил тяжёлое ранение ноги, подорвавшись на противопехотной мине. Около года он находился в госпитале, перенёс пять операций. Врачи хотели ампутировать ему ногу, но Леонид категорически отказался от этого, сославшись на то, что «не бывает одноногих актеров». В результате ранения он получил вторую группу инвалидности и был комиссован. Всю оставшуюся жизнь его преследовали последствия ранения. Часто открывалась рана, из которой выходили осколки, кость воспалялась, и были сильные боли. Леонид Иович никогда не показывал своих болезней и недомогания, посторонние люди даже не догадывались о его инвалидности. Герои фильмов Леонида Гайдая Трус, Балбес и Бывалый на много десятилетий полюбились публике

Актер и режиссер. Комедии Леонида Гайдая

После выписки из госпиталя Леонид Гайдай поступил в театральную студию Иркутского областного драмтеатра, в которой учился до 1947 года. Два года после этого он играл в спектаклях. Актёром он был хорошим, публика его очень любила. О его участии в спектакле «Молодая гвардия» по роману Фадеева где Гайдай сыграл Ивана Земнухова даже писали в газете. Однако Леонид трезво оценивал свои возможности, понимая что внешность у него специфическая и репертуар его ограничен. Он стал думать о том, чтобы попробовать себя в качестве режиссёра. В 1949 году Леонид Гайдай приехал в Москву и поступил на обучение на режиссерский факультет во ВГИК. Он заметно выделялся на фоне других студентов. Своим актёрским талантом он удивил многих преподавателей.
Еще, будучи студентом, Гайдай стал работать режиссером—практикантом, а также снялся в фильме «Ляна» режиссёра Бориса Барнета в роли Алёши.
В 1955 Леонид Гайдай окончил ВГИК и приступил к съёмкам своего первого фильма «Долгий путь» совместно с В. И. Невзоровым. Фильм был поставлен по мотивам рассказов В. Г. Короленко и вышел на экраны в 1956 году. Памяти Леонида Гайдая В 1958 году появился второй фильм Гайдая «Жених с того света», снятый в жанре сатирической комедии. Главные роли в нём сыграли Ростислав Плятт и Георгий Вицин. Этот фильм едва не стоил режиссёру карьеры. Чиновникам из Министерства культуры этот фильм не понравился по причине сатирического изображения бюрократов в нём. Фильм подвергся жёсткой цензуре и был сокращён почти вдвое. Эта картина чуть не стоила режиссёру карьеры, на длительное время он был фактически отстранён от режиссёрской работы. В 1960 году вышла картина «Трижды воскресший» снятая в жанре героической киноповести. Фильм с треском провалился. Леонид Гайдай впал в депрессию, не знал, что снимать дальше и на какое-то время уехал в Иркутск к родителям.
В 1961 году появились короткометражные фильмы «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необычный кросс». Эти фильмы принесли режиссёру известность, также как легендарной тройке актёров (Вицин, Никулин, Моргунов). Впоследствии режиссёр задействовал этих актёров в других своих фильмах.
В 1965 году выходит комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», которая состояла из трёх киноновелл. Эта картина стала лидером кинопроката, как и следующие две «Кавказская пленница», вышедшая в 1966 году и «Бриллиантовая рука» 1968 года. В 1995 году детективная комедия «Бриллиантовая рука» по опросам телезрителей была признана лучшей отечественной комедией за последние 100 лет. Леонид Гайдай. Великий пересмешник Комедию «12 стульев», вышедшую в 1971 году Леонид Иович считал своей лучшей картиной. Самой главной трудностью было найти актера на роль О. Бендера. Первоначально на эту роль был утверждён Владимир Высоцкий, но перед началом съемок Высоцкий запил. Гайдай заявил: «Никогда не буду снимать Высоцкого». Своё слово сдержал. Эту роль сыграл никому неизвестный Арчил Гомиашвили. Сам Леонид Гайдай в этом фильме сыграл эпизодическую роль Варфоломея Коробейникова.

В 70-х годах Гайдай снял ещё две кинокомедии, которые вошли в золотой фонд отечественного кинематографа — «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года и «Не может быть!» 1975 года.
В 70-е и 80-е годы Леонид Гайдай активно снимал сюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль». В перестроечный период конца 80-х появились фильмы «Опасно для жизни!» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация» Последним фильмом Гайдая стала комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» 1992 года. Этот фильм был не очень популярен.

Личная жизнь Леонида Гайдая

Учась во ВГИКе Леонид Гайдай познакомился со своей однокурсницей Ниной Гребешковой. Она стала его единственной женой. Их свадьба состоялась 1 ноября 1953 года. Вместе они прожили 40 лет. Нина Павловна Гребешкова снялась во многих фильмах своего мужа, в ролях второго плана. Леонид Гайдай умер в возрасте 70 лет

Последние годы жизни

По воспоминаниям жены Леонида Гайдая Нины Гребешковой последние годы ему было тяжело работать. У него была эмфизема легких и открылась рана на ноге. В 70 лет началось воспаление легких, а 19 ноября 1993 года Леонид Иович умер в больнице от тромбоэмболии лёгочной артерии. Леонид Гайдай был похоронен на Кунцевском кладбище города Москвы.

Гений комедии. Леонид Иович Гайдай


Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 в Амурской области в городе Свободный. Отец его, Иов Исидорович Гайдай, являлся уроженцем Полтавщины. Он вырос в крестьянской семье, имел всего три класса образования и трудился с одиннадцати лет. В двадцать два года юноша, взяв на себя вину чужого человека, был осужден на каторжные работы в Сибири, растянувшиеся на долгие семь лет. После каторги, окончившейся весной 1913, Иов осел в Амурской области. Там близкий друг Гайдая познакомил его со своей младшей сестрой Марией Ивановной Любимовой. Молодые друг другу понравились, и вскоре была сыграна свадьба. В 1923 Гайдай вместе с супругой и тремя детишками (Августой, Александром и только-только родившимся Леонидом) перебрался в Читу, а позднее — в расположенный в предместье Иркутска приангарский поселок Глазково. Здесь Иов Исидорович выстроил свой собственный дом, а также, будучи опытным садоводом, разбил вокруг него прекрасный сад.
Детство Леонида Гайдая складывалось вполне обычно. Он мечтал научиться играть на скрипке, однако у его родителей не было лишних денег. В одном журнале Леня вычитал, как самому смастерить инструмент. Скрипка у него не вышла, однако привычка к внимательному изучению различных журналов осталась у Гайдая на всю жизнь. В 1931 он пошел в первый класс Иркутской железнодорожной школы №42. Учился он неплохо, однако отличался плохим поведением, много хулиганил и озорничал, частенько разыгрывал других ребят. Помимо учебы Гайдай участвовал в художественной самодеятельности, лихо бренчал на балалайке, с удовольствием декламировал Зощенко и Маяковского, а также ездил с культурным десантом от местного клуба железнодорожников. В 1940 ему был вручен томик Чехова «По Сибири» с надписью: «Гайдаю Лене. Лучшему участнику художественной олимпиады». Подобно другим мальчишкам Леонид боготворил кино, в особенности фильмы Чаплина, которые показывали по воскресеньям. Позднее он рассказывал, что приходил на первый сеанс местного кинотеарта, а по окончанию фильма ложился на пол и тихо заползал под сиденье. Переждав таким образом паузу между сеансами, он снова смотрел ту же картину.
В середине июня 1941 Леонид окончил школу, а спустя пять дней вместе со своими одноклассниками уже шел записываться в армию добровольцем. Позже будущий кинорежиссер писал: «…Выпускной бал в 42 школе был 20 июня, а 22 июня началась, как известно, война… О ней мы узнали в 17 часов по местному времени. В тот момент я с отцом сажал перед домом тополя. В это время нам (подросткам, я имею в виду) отчего-то было весело, каждый намеревался быстрее попасть в армию и отправиться на фронт сражаться с фашистами». Однако в военкомате Леониду сообщили, что он должен немного подождать, и тогда юноша устроился в Иркутский театр рабочим сцены. Помимо того в город на время войны перебрался столичный Театр Сатиры. Молодой Гайдай пересмотрел все их постановки, ездил вместе с актерами на гастроли, а также успевал заниматься в театральной студии, работавшей при Доме Культуры железнодорожников. Там он сыграл в рядей спектаклей, в частности, «Медведь» и «Свадьба» по Чехову. Сам Леонид Иович вспоминал: «Я работал в Театре сатиры — ставил декорации, закрывал и открывал занавес… Выучил наизусть текст почти всех спектаклей, познакомился с такими примечательными актерами, как Хенкин, Коль, Слонова, Любезнов, Милютин».
В начале февраля 1942 Гайдая, наконец, призвали в армию. Изначально служба его проходила в Монголии, где будущий кинорежиссер объезжал предназначенных для фронта лошадей. Худой и высокий парень смотрелся весьма комично на приземистых монгольских лошадках, однако с работой своей справлялся весьма успешно. В одном из посланий своему брату он писал: «Я на хорошем счету. Начальству нравится мой «поставленный» голос… Кроме того, активно участвую в самодеятельности». Подобно другим своим сверстникам Гайдай страстно желал оказаться на фронте. Хорошо известна история о том, как на все вопросы офицера, приехавшего отбирать пополнение в действующую армию, Леонид Иович отвечал «Я». Состоялся примерно такой диалог, легший спустя много лет в основу известного эпизода из фильма «Операция «Ы»: «Кто в кавалерию?» «Я», «В артиллерию?» «Я», «В разведку?» «Я», «Во флот?» «Я». В итоге Гайдая отправили на Калининский фронт. Позже он сообщал: «Когда я узнал о Калининском фронте, то решил, что нас непременно повезут через столицу. Тогда я очень хотел увидеть Москву. И нас действительно провезли через город, однако пересекли его мы ночью в метро под землей. Поезд с солдатами не останавливался ни на одной станции, и Москвы в тот раз я так и не увидел».
Из-за прекрасного знания немецкого языка Леонид Иович был определен в разведку. В составе своего взвода он неоднократно бывал во вражеском тылу, захватывал языка и был удостоен нескольких наград. В декабре 1942 в боях за село Енкино он забросал гранатами огневую точку противника, уничтожив трёх немцев. В 1943 Гайдай, возвращаясь с очередного задания, подорвался на мине. С тяжелым ранением в ногу он был доставлен в госпиталь, где провел больше года, последовательно перенеся пять сложнейших операций. К слову, изначальный вердикт врачей «ампутация ноги», его категорически не устраивал и, со словами «одноногих артистов не бывает», молодой разведчик настоял на продолжении лечения. Все обошлось, и нога зажила, однако последствия ранения преследовали кинорежиссера всю его жизнь. Время от времени кость воспалялась и начинались сильные боли. По факту, Леонид Иович был инвалидом второй группы, однако никто из посторонних людей не только не знал об этом, но даже не догадывался — Гайдай терпеть не мог жаловаться на свои недуги и болезни.

Выписавшись из госпиталя, комиссованный Леонид Иович очень скоро на костылях появился в стенах родного Иркутского областного драмтеатра. Несмотря на не выговариваемые с детства буквы «л» и «р», Гайдай сумел поступить в студию при театре и благополучно окончил ее в 1947. Два года после этого он играл в постановках драмтеатра и пользовался у публики успехом. О его работах писали в газетах, однако Леонид Иович довольно трезво оценивал возможности своей специфической внешности и начал присматриваться к режиссерской работе. Вопрос об отъезде в Москву младшего члена семьи решился на семейном совете. Иов Исидорович дал сыну слово поддерживать его материально. Старший брат Александр Гайдай, к слову, уже известный поэт и журналист, участник войны, также заверил Леонида в том, что будет отправлять ему часть своего офицерского жалованья. Таким образом, при поддержке родных в 1949 Гайдай отправился в Москву и успешно поступил в мастерскую Григория Александрова на режиссерском факультете ВГИКа. Поступал он, к слову, со стихотворением «Про девочку Лиду» Ярослава Смелякова. Позднее этот стих будет читать Демьяненко Селезневой. Признанные мэтры были поражены актерским талантом Гайдая — согласно рассказам очевидцев, известные кинорежиссеры Борис Барнет и Иван Пырьев буквально со стульев сползали от смеха при просмотре его студенческих работ.
На курсе, где занимались известные в будущем мэтры кино (в частности, Ордынский и Кулиджанов) Леонид Иович был одним из самых заметных. Учился он блестяще — являлся сталинским стипендиатом, что означало повышенную стипендию, а также перспективу дальнейшего трудоустройства. Однако, по словам бывших сокурсников Гайдая, первое время обучения его подводила страсть к розыгрышам. Шутки молодого человека не очень нравились наставникам, и спустя уже первое полугодие будущий классик отечественной кинокомедии оказался отчислен из института за профнепригодность. Другой человек в подобной ситуации опустил бы руки, но только не Гайдай. Леонид Иович посетил множество высоких начальников, доказывая им, что был исключен незаслуженно. В результате ему поверили и вновь приняли с испытательным сроком.
Во ВГИКе Гайдай встретил Нину Гребешкову, на которой впоследствии женился и с которой прожил всю свою жизнь. Ухаживая, Леонид Иович много рассказывал ей об Иркутске и о фронте, читал стихи. Сама Нина Павловна вспоминала: «Во ВГИКе мы учились на одном курсе. Не могу сказать, что влюбилась в него сразу… Вообще я стеснялась его, боялась при нем глупость сказать. Он ведь старше на целых восемь лет, побывал на войне. А мне тогда лишь семнадцать исполнилось…». По вечерам Гайдай провожал Гребешкову до дома в Гагаринском переулке. Как-то раз он вдруг сказал ей: «Что мы все ходим и ходим с тобой? Давай поженимся!» Нина Павловна растерялась, поскольку не была уверена, шутит ли Леонид в очередной раз или говорит серьезно. Однако Гайдай был серьезен, Гребешкова рассказывала: «Свадьба была скромная — у нас дома в коммунальной квартире. Были родственники, студенты, знакомые. После мы сняли комнату и жили там. Леня, кстати, очень обиделся, когда я не взяла его фамилию. Но стать Гайдай — это же не то женщина, не то мужчина…».
Необходимо отметить, что еще учась, Гайдай приглянулся мэтру советского кино тех лет Ивану Пырьеву. А когда обучение его во ВГИКе окончилось известный кинорежиссер предложил молодому человеку два варианта — пойти помощником к Эльдару Рязанову, готовящемуся снимать «Карнавальную ночь», или также помощником к театральному режиссеру Андрею Гончарову. Леонид Иович выбрал второй вариант. Режиссеры приступили к съемкам киноленты по драме Короленко «Долгий путь», однако в ходе работы неожиданно начали конфликтовать. Ссора разрослась до таких масштабов, что съемки пришлось остановить. В дело вмешалось руководство студии, и в итоге Гончарова убрали со съемочной площадки. Фильм Гайдай доснимал вместе с Валентином Невзоровым. Таким образом, Леонид Иович первым из выпускников своего курса получил самостоятельную работу, да к тому же на легендарном «Мосфильме».
После выхода драмы «Долгий путь» Михаил Ромм, каким-то образом разглядевший в молодом режиссере комедийные наклонности, дал ему совет работать в данном направлении. Второй фильм Гайдая «Жених с того света», законченный в 1958 в мастерской Ромма, являлся уже чистой комедией. Народный артист СССР Никита Богословский рассказывал: «На «Мосфильме» эта 90-минутная комедия произвела настоящий фурор — уже на первых просмотрах люди выпадали из кресел. Однако картину запретили — ее почему-то возненавидел секретарь ЦК комсомола Михайлов… В итоге фильм пришлось сокращать вдвое. Этот удар Гайдай сильно переживал, даже заболел туберкулезом легких…». Изуродованную ленту малым тиражом пустили по захудалым киноточкам. Кинокритики, вторя чиновникам от кино, в один голос твердили, что режиссура не дело Гайдая. В этой обстановке Пырьев решил поддержать талантливого дебютанта, буквально заставив Леонида Иовича снять картину по полной комсомольского пафоса пьесе Галича «Пароход зовут «Орленок». Партийное начальство обожало подобные темы, а режиссеров щедро осыпало наградами. Тем не менее, идеологический пафос оказался Гайдаю чуждым — нелюбовь к материалу просвечивала буквально в каждом кадре. Почувствовал это и зритель — в прокате фильм «Трижды воскресший», несмотря на участие в главной роли первой красавицы экрана тех лет Аллы Ларионовой, провалился с треском. Несмотря на то, что после выпуска идеологически «правильного» фильма, режиссера наверху «простили», сам Гайдай впоследствии никогда не упоминал об этой ленте.
Не зная, что делать дальше, Леонид Иович вернулся в Иркутск. Именно в эти дни в судьбу его снова вмешался глава «Мосфильма» Иван Пырьев. Прочитав в 1960 в «Правде» стихотворный фельетон украинского поэта Степана Олейника «Пес Барбос», он предложил молодому режиссеру снять по нему короткометражную ленту. Фельетон в стихах необычайно увлек Гайдая. Он рассказывал родным: «Послушайте, как же это смешно! Бежит собака — два метра пленки, за ней Бывалый — три метра, оглядывается — полтора метра. Затем общий план — все бегут…». Но родные лишь пожимали плечами: «Три идиота бегают от пса со взрывчаткой, которую сами же бросили. Что здесь смешного?». Одна лишь Гребешкова, зная характер мужа, сказала: «Потрясающе!». На роль Бывалого согласно рекомендациям того же Пырьева вместо актера Михаила Жарова был приглашен Евгений Моргунов. Прозвища своим героям Леонид Иович придумал сам — в оригинальном фельетоне участвовали безликие Гаврила и два Николы. Вторым на роль Труса был назначен Георгий Вицин, а третьим на роль Балбеса — Сергей Филиппов. Однако к началу съемок его в Москве не оказалось, и ассистенты начали рассматривать другие варианты. Наконец, Георгий Михайлович заявил: «Я был вчера в цирке и видел там одного клоуна — удивительный парень…». Этим человеком являлся Юрий Никулин, когда он пришел на студию, Гайдай, только завидев его, объявил: «Все, у нас есть Балбес. Не нужно никаких проб». Сам Юрий Владимирович вспоминал об их первой встрече так: «Гайдай не производил впечатления комедийного кинорежиссера. Мне всегда казалось, что ежели человек снимает комедию, то непременно и сам должен быть весельчаком. А я увидел совершенно серьезного человека».


У советских зрителей девятиминутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс» имел огромнейший успех. Впоследствии эту короткометражную ленту приобрели более ста стран. На волне успеха Гайдай очень скоро снял продолжение — ленту «Самогонщики» (1961). Ее идею подбросил Юрий Никулин, игравший в цирке подобную интермедию вместе со своим напарником Михаилом Шуйдиным. И хотя в СССР этот фильм имел меньший успех, его также приобрели около семидесяти стран. А в 1963 на экранах страны появилась новая работа Гайдая «Деловые люди», основанная на рассказах американского писателя О. Генри. Третья новелла картины «Вождь краснокожих» стала подлинным шедевром отечественного комедийного кино. В фильме «Деловые люди» было множество режиссерских находок. На все вопросы, зачем это нужно, Гайдай только пожимал плечами: «Не знаю, нравится мне и все тут… А зачем, критики придумают что-нибудь…». В прокате 1963 года «Деловые люди» посмотрело свыше двадцати трех миллионов зрителей.
Следующий фильм Леонида Иовича увидел свет в 1965. «Операция «Ы» мгновенно стала лидером проката. С этого момента началось «золотое десятилетие Гайдая» — все его работы занимали в списке самых кассовых фильмов первые строчки. В последней истории «Операции «Ы» снова появилась знаменитая троица. Однако сам режиссер по окончании съемок внезапно объявил: «Больше не буду снимать с ними никаких отдельных картин. Тройка изживает себя». Это заявление, к счастью, не оправдалось. Спустя год Леонид Иович приступил к работам над «Кавказской пленницей». Фильм вышел отменный, однако именно он поставил на судьбе Труса, Балбеса и Бывалого крест. По словам самого Гайдая, причиной стал Моргунов, с которым у него с самого начала не заладились отношения. Неоднократно Евгений Александрович отказывался сниматься, но Пырьев уговаривал его вернуться. На «пленнице» неприязнь между актером и режиссером усугубилась еще больше. Однажды Моргунов, переживающий очередной приступ звездной болезни, привел на съемочную площадку свою подругу. Необходимо отметить, что даже к любимым артистам Гайдай был беспощаден, если они не соблюдали дисциплину. Увидев девицу, Леонид Иович потребовал удалить ее со съемочной площадки. В результате дело едва не докатилось до драки. После этого Моргунов уехал в столицу, тройка распалась, а в оставшихся сценах «Пленницы» снимался дублер.

«Кавказская пленница», вышедшая в 1966, принесла ее автору еще больший успех, нежели все предыдущие работы. В прокате фильм занял первое место, собрав рекордное число зрителей — семьдесят шесть с половиной миллионов человек. До этого момента ни одному отечественному режиссеру не удавалось завлечь в кинотеатры такое количество народа. К тому времени наладился быт гениального режиссера — вместе с супругой он получил трехкомнатную квартиру. Необходимо отметить, что его семейная жизнь была вовсе не идеальной. Леонид Иович шутил и веселился только на публике, а дома предпочитал одиночество. Гребешкова рассказывала: «В гости к нам заходили лишь по обстоятельствам и по делу. Весь свой юмор Леня воплощал в фильмах, а дома был тих, мил и занят мыслями о работе… Конфликты у нас, конечно же, были. Виной всему мелочи. Например, Леня, собираясь по делам, первым делом надевал ботинки. А потом говорил: «Ой! Нинок, я папку забыл! Будь любезна принеси очки из комнаты. Извини, я записную книжку оставил… И так до бесконечности! И каждый день!». Любопытный факт, написать гениальный сценарий для Гайдая зачастую оказывалось проще, чем вбить гвоздь. Хозяйство и дом лежали на плечах Нины Павловны, и она старалась в меру сил — покупала мебель, затевала ремонты. После очередного приобретения Гайдай мог спросить супругу: «Нинок, а зачем нам все эти вещи?». Когда в 1972 супруги купили свой первый автомобиль «Волга», идти в автошколу пришлось именно Нине Павловне. Однако с ее ростом в 150 см, из-за руля была видна одна лишь голова актрисы. Она попросила у Гайдая другую машину, и уже спустя несколько дней была гордой владелицей второй модели ВАЗа с красными сиденьями.

После успеха «Кавказской пленницы» Гайдай неожиданно решил «изменить» комедии и экранизировать «Бег» Михаила Булгакова. Однако идея эта была в Госкино встречена прохладно, и тогда кинорежиссер обратил свое внимание к книге «Двенадцать стульев». Но и эта задумка в тот момент не осуществилась — на экранах только что появился «Золотой теленок» Швейцера, и киношное руководство с интересом ждало на него первых откликов. И тогда, дабы не простаивать, Леонид Иович снял «Бриллиантовую руку». Фильм этот, признанный в 1995 лучшей отечественной комедией за сто лет, принес режиссеру первое место в прокате (1968 год) и около восьмидесяти миллионов зрителей на просмотрах. Нина Гребешкова рассказывала: «До мозга костей Леня являлся профессионалом. Он отлично чувствовал ритм ленты, знал, где необходимо сократить, а где совсем чуть-чуть затянуть. Говорил: «Вот здесь будут смеяться, нужно прибавить пятнадцать кадров, чтобы зрители услышали реплики» или «Это затянуто, длинно, надо сократить». Все сцены разбирал с хронометром». Сам Гайдай говорил: «Кинокомедия обязана иметь как можно меньше слов. А те, которые есть, должны быть отточенными, лаконичными, бьющими прямо в цель». И он оставался верен своим принципам — монтаж в его лентах был жесточайшим, трюки сыпали, как из рога изобилия, темп не позволял зрителям перевести дыхание, а фразы и слова сразу делались крылатыми. Гайдай варьировал интонации и выражения, пока не достигал такого звучания фраз, что они становились заразительными: «Клиент готов», «Сядем усе», «Не виноватая я», «У вас ус отклеился» и другие. Актеры вспоминали, что картина «Кавказская пленница» еще находилась в стадии съемок, а подсобные рабочие уже бормотали при встрече друг другу: «Бамбарбия! Кергуду!». Сам Гайдай говорил: «Если смеются рабочие, будет смеяться страна!», и был абсолютно прав. «Операцию «Ы», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» за пятнадцать месяцев проката посмотрело около двухсот двадцати миллионов человек, то есть почти все население огромной страны.
Как-то раз, вернувшись с гастролей, Гребешкова почувствовала себя плохо и вскоре поняла, что беременна. Новость режиссер принял с восторгом, и в родившейся дочке Оксане души не чаял. Годы спустя Нина Павловна рассказывала: «Он много занимался с дочкой, воспитывал ее своеобразно — не ругал и не опекал по мелочам. В восемнадцать лет она вышла замуж. Леня тогда спросил меня: «Давай, им денег дадим?». А я в ответ: «Дадим, когда попросят». Но они никогда не просили…».
В 1970 Гайдай, перехватив инициативу у Данелия, начал, наконец, снимать «Двенадцать стульев». Сам он рассказывал по этому поводу: «Долгое время я добивался экранизации книги. А потом узнал, что роман собирается ставить Данелия, и там все уже на мази. Я, разумеется, расстроился, однако ничего не поделаешь. И вот как-то ко мне подходит Данелия и говорит: «Леня, хочешь поставить «Двенадцать стульев»?» Я в ответ: «Это мечта всей жизни». Он: » Ну тогда бери и начинай. У меня, пока готовился, все перегорело». И я взялся за дело…». Самой большой проблемой стали поиски артиста на роль Остапа. Леонид Иович перепробовал более сотни актеров, пробы прошли двадцать три (среди которых были Баталов, Басов, Миронов, Евстигнеев, Борисов, Высоцкий), однако сам режиссер в итоге остановился на кандидатуре Александра Белявского. Но в самый первый съемочный день, когда по давней традиции ассистент должен был разбить бутылку шампанского, та не разбилась. Гайдай невероятно расстроился и все повторял: «Теперь везенья не будет». И действительно, уже скоро Александра Борисовича сняли со съемок, а на его место был назначен Владимир Высоцкий. Однако и он, не проработав двух недель, запил и был также со съемок снят. После этого пришлось разыскивать нового актера, которым стал никому неизвестный 44-летний артист русского театра Грибоедова Арчил Гомиашвили, и снимать все сначала в третий раз.
Комедия вышла на экраны в 1971, и хотя сам Гайдай впоследствии не раз говорил, что «Двенадцать стульев» одна из его лучших картин, лента пользовалась меньшей популярностью, нежели предыдущие работы. Несмотря на это среди зрителей Леонид Иович продолжал оставаться самым любимым режиссером — его старые картины продолжали собирать полные залы. В эти годы Гайдай впервые побывал в Америке, а в 1972 посетил Италию. Эльдар Рязанов предложил ему снять «Приключения итальянцев в России», однако Леонид Иович отказался. В семидесятые годы Гайдай выпустил еще две вошедшие в золотой фонд советского кино комедии — «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и «Не может быть!» (1975). Песня «Вдруг, как в сказке…» из картины «Иван Васильевич» превратилась в визитную карточку всех ресторанов страны, а сам Леонид Иович в 1974 получил звание народного артиста.
В обычной жизни Леонид Иович продолжал оставаться очень скромным человеком. Он никогда не выпячивал свое «я», наоборот, осаждал самопровозглашенных «художников» и «творцов». Не любил давать интервью. Объяснял: «Смотрите мои картины, там все сказано». Архивные фотографии, выполненные на съемках комедий, показывают — режиссер нередко занимал место артиста, объясняя, что необходимо делать. Играл он талантливо, репетируя дома перед зеркалом за всех своих героев. Нередко также режиссер переозвучивал своих персонажей. К примеру, в «Кавказской пленнице» за Варлей говорит Румянцева, а в «Бриллиантовой руке» за Светличную — актриса Толбузина. Любил он подменять в кадре и части тел актеров. Для «Бриллиантовой руки» снимали эпизод, в котором герой Никулина падал и говорил: «Черт побери!». Падал он прекрасно, однако поскользнуться у него не получалось, и за него это выполнил Каневский. А в фильме «Двенадцать стульев» в драке отца Федора и Воробьянинова исполнителям ролей Пуговкину и Филиппову было нужно лягать друг друга. Однако у Филиппова оказались коротковаты ноги, и эффектные пинки не выходили. Отпинаться пришлось лично Гайдаю — в группе он оказался самым длинноногим. Кроме того, известно, что Леонид Иович свято верил в приметы и был убежден в мистической силе черных кошек, считая, что они приносят удачу. В связи с этим он снимал их практически в каждой картине. После выхода каждой новой комедии Леонид Иович говорил, что это последняя, что он будет снимать только что-нибудь серьезное. А потом сам смеялся над собой: «Для меня снимать комедию — это вроде вредной привычки. Как курение». На самом деле вредной привычкой его было делать работу хорошо. Он часто ходил в кинотеатры и наблюдал — не обветшала ли картина, не замылились ли шутки. К жене возвращался, радостно потирая руки: «Вообрази! Сколько лет прошло, а смеются в тех же местах…».

В начале семидесятых Гайдай расстался со своими верными соавторами — сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Костюковский, в частности, вспоминал: «Гайдай являлся нашим третьим соавтором. Не формальным, как это зачастую бывает, а настоящим, активным, въедливым. Работая втроем над сценарием, мы перед тем как разойтись по домам, давали друг другу задания — продумать изречения, афоризмы, фразы. Никто из нас не работал по принципу — пусть хуже, зато по-моему. Когда я сегодня смотрю самые первые версии наших сценариев, то вижу, какой это был адский труд… Гайдай являлся очень опытным режиссером — знал, как снять с артиста штамп, не хуже, чем Бендер изъять деньги».

Следующий фильм Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (1977) имел третью категорию и слабую посещаемость. Эту ленту Леонид Иович снял, устав от эксцентрики, однако большинство его задумок руководство приказало вырезать. Сам он с горечью вспоминал: «В «Инкогнито» было множество по-современному острых сцен… Но все вычистили. Все сцены, не механически перенесенные из пьесы, а творчески обогащенные, осовремененные, полетели в корзину». В начале восьмидесятых на экраны страны вышли комедии «Спортлото-82» и «За спичками». Эти ленты стали последними, имевшими у зрителей большой успех. Последующие картины Гайдая, которые он снимал, стараясь вписаться в новую действительность («Опасно для жизни!», «Частный детектив», «На Дерибасовской хорошая погода»), пользовались куда меньшей популярностью. Все свои неудачи Леонид Иович тяжело переживал. По словам Гребешковой: «Леня всегда болезненно следил, как идут его фильмы, частенько подходил к стендам и смотрел репертуары кинотеатров». К слову, сама Гребешкова никогда не просила супруга, чтобы он ее снимал в своих картинах. Однако если предлагал, то не отказывалась. Известен случай, когда ей предложили главную роль на Киевской киностудии, а Леонид Иович — эпизодическую роль врача-психиатра в «Кавказской пленнице». Нина Павловна выбрала работу у мужа.

По воспоминаниям родных, образ Шурика — его внешность и характер — режиссер полностью списал с себя. Гребешкова рассказывала: «Каким он был? Взгляните на Шурика, и все вам станет ясно. Это его точная копия — от жестов до походки… Он никогда не учил, никогда не делал замечаний, однако всегда выражал свое отношение. К примеру, терпеть не мог за глаза кого-то обсуждать. Если я говорила о ком-нибудь плохо, Леня всегда меня останавливал: «Ну, ладно, и что ты предлагаешь? Ты не можешь убить его, изменить тоже. Ну, такой вот он. Все разные, и он — такой». Он каким-то образом любил людей со всеми их недостатками…». Со слов Нины Павловны известен один случай, очень точно характеризующий гениального режиссера: «Однажды в магазинах пропал лук. И вот вижу, на улице торгуют луком с машины, однако стоит гигантская очередь. А у Гайдая была книжка инвалида войны. Я дома говорю ему: «Леня, там большая очередь, пожалуйста, сходи, возьми хотя бы килограмм». Леня ушел за луком и исчез на несколько часов. Оказывается, все это время он стоял в очереди, так как стеснялся использовать удостоверение. И взял ровно килограмм». Опять же со слов Гребешковой: «Он был абсолютно равнодушен к званиям, хотя имел их все вплоть до народного артиста. Когда ему сообщали об очередном ордене, Леня приходил и говорил: «Опять меня записали на какую-то цацку». Гайдай не понимал, зачем ему вообще нужны звания: «От этого я ведь ни хуже, ни лучше не стану…». Когда супруга попросила его устроить дочку в английскую школу, Леонид Иович наотрез отказался: «Зачем? Я вот учился в обычной и как будто бы не дебил…».
После распада Советского Союза и разъединения «Мосфильма» Гайдаю предлагали возглавить какое-нибудь свое объединение. Однако он в отличие от своих коллег (например, Быкова и Наумова) этого не сделал. Объяснял так: «Не буду браться за то, чего не умею». Сценарист Аркадий Инин, с которым он работал последние годы, видел у измотанного болезнями режиссера две отдушины — игровые автоматы и сигареты, от которых Леонид Иович, несмотря на проблемы с легкими, не желал отказываться. Инин говорил: «Дома он мог часами рассказывать супруге, что если б крутанул еще раз «однорукого бандита», то яблочки обязательно бы совпали с лимонами, а он сорвал банк. Это меня удивляло — невероятно умный же был человек». Сама Нина Гребешкова так вспоминала о последних годах жизни великого режиссера: «Работалось ему тяжело. Лежачим больным он не был, но страдал — открылась на ноге рана плюс эмфизема легких. Однако он был счастливым человеком — жил лишь тем, что интересовало его. Любил играть в карты и на «одноруких бандитах». Бороться с этим было бесполезно, я пыталась остановить его: «Леня, так никто не живет». А он отвечал: «Как это никто!? Я так живу».

В 1993 сценаристы Аркадий Инин и Юрий Волович написали для Леонида Иовича сценарий комедии о подводной лодке, однако Гайдай удивил их, сказав: «Ребята, наверное, я не смогу…». В семидесятилетнем возрасте у него было обнаружено воспаление легких. Нина Гребешкова писала: «Сначала все было плохо — начался отек легких, стала скапливаться жидкость. Потом он стал себя лучше чувствовать. Я была в больнице каждый день, иногда ночевала там. Наступило 19 ноября 1993. Стемнело… Мы сидели и разговаривали, он отправлял меня домой, и вдруг резко наклонился вперед. Я обняла его одной рукой, а другой взяла за голову. Примчались врачи, одели маску… Все было бесполезно, он ушел. Тромбоэмболия легочной артерии — оторвался тромб и произошла закупорка. Спасти его не было возможности… Для меня он так и не умер, просто на минутку вышел…». Гайдай не дожил совсем немного до тех лет, когда фильмы его стали чуть ли не еженедельно показываться по Центральному телевидению. Похоронен неповторимый мастер советской сатирической и эксцентрической комедии в Москве на Кунцевском кладбище.

Леонид Гайдай

Биография

Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Он известен, прежде всего, своими кинокомедиями, большинство из которых вошло в летопись классических отечественных фильмов. Наиболее знамениты его картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и «12 стульев».

Будущая легенда отечественного кино родился в поселке Свободный, расположенном в Амурской области. Но ему еще не было и года, когда семья перебралась в Читу, а затем в Иркутск, где и прошло детство Леонида. Он рос вместе с двумя старшими детьми – братом Александром и сестрой Августой. Кстати, родители Гайдая были простыми тружениками, служащими железной дороги. При этом ведомстве учился и Леонид, окончивший железнодорожную школу накануне войны.

Режиссер Леонид Гайдай

По слухам, сам Леонид Гайдай считал себя русским, но отца режиссера звали Иов Исидович, что намекало на семитские корни режиссера. По другим источникам, отец Леонида Гайдая имел украинское происхождение, а сам режиссер не может считаться евреем, так как наследование этой национальности передается по матери.

Леонид пытался пойти добровольцем на фронт, но из-за возраста юношу не взяли. Гайдай устроился осветителем в Московский театр сатиры, находившийся в тот момент в Иркутске в эвакуации. Через год молодого человека мобилизовали, но сначала отправили служить в тихую Монголию. Леонид был возмущен этим, постоянно добивался перевода на фронт.

Тогда же случился любопытный инцидент, в измененном виде попавший позднее на экраны кинотеатров. Военком искал добровольцев для перевода в горячие точки и на каждый вопрос «Кто в артиллерию?», «В кавалерию?», «Во флот?» Гайдай выкрикивал «Я». Тогда офицер и сказал знаменитую впоследствии фразу «Подождите Вы! Дайте огласить весь списочек!»

Леонид Гайдай

В итоге Леонида Гайдая перевели на Калининское направление в разведку, где он геройски проявил себя во время одного из сражений, а позднее получил тяжелое ранение, наступив на вражескую мину. Молодого человека комиссовали, и до конца войны он находился в тылу.

После великой Победы Гайдай окончил в Иркутске театральную студию. Немного поработал в драматическом театре актером и осветителем, а затем отправился в Москву покорять ВГИК, куда поступил на режиссерский факультет.

Фильмы

В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.

Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни.

В 1961 году он снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Экранизировав несколько новелл американского юмориста О’Генри в картине «Деловые люди», Гайдай возвращается к советской действительности и дарит зрителям одну за другой бессмертные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.

В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Леонид Гайдай экранизировал классические произведения российских авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».

Кстати, сам Леонид Гайдай нередко появлялся в своих фильмах в маленьких эпизодах. Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль».

В 1989 году Леонид Гайдай получил звание народного артиста СССР.

Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.

Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Например, Георгий Вицин, Виктор Уральский, Сергей Филиппов и Нина Гребешкова появлялись в его картинах около 10 раз. Также Гайдай любил работать с Натальей Крачковской, Александром Демьяненко и Леонидом Куравлевым.

Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Личная жизнь

Со своей будущей супругой, актрисой Ниной Гребешковой, Леонид Гайдай познакомился во ВГИКе – девушка была его однокурсницей. Они поженились в 1953 году и дружно прожили 40 лет. Кстати, режиссер был расстроен, что супруга отказалась официально брать его фамилию, но Гребешкова объясняла свой отказ тем, что не сразу понятно – мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для актрисы это важно.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай

В семье родилась дочь Оксана, которая впоследствии подарила Леониду и Нине внучку Ольгу.

Смерть

Последние годы Леонид Гайдай сильно болел. У него была незаживающая рана на ноге, а затем из-за пристрастия к курению режиссера стали беспокоить дыхательные пути. В 1993 году режиссер заболел воспалением легких, попал в больницу, где и скончался от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Могила Леонида Гайдая

В память о Леониде Гайдае кинотеатр в родном городке режиссера Свободном Амурской области был назван его именем, а также установлен монумент режиссеру. Имя Гайдая присвоили и крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, расположена красивая мемориальная доска. Также мемориальные доски появились на школе, где учился кинорежиссер, на здании школы № 49, где в 1943—1944 годах режиссёр проходил лечение в госпитале, располагавшемся в этой школе во время войны, и на доме № 5, корпус 1 по московской улице Черняховского, где жил Леонид Гайдай после переезда в Москву.

В Перми в 2010 году появился памятник Леониду Гайдаю – скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев кинорежиссера, которые переходили из фильма в фильм, установлена перед кинотеатром «Кристалл». Три комедийных героя изображены в полный рост, в движении, без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди.

Памятник Леониду Гайдаю в Иркутске

Через 2 года подобная композиция была открыта и в Иркутске. Но здесь, кроме знаменитой троицы из Труса, Балбеса и Бывалого, присутствовал также и сам Леонид Гайдай на режиссерском стульчике.

Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве – одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая.

Фильмография

  • 1961 –»Пес Барбос и необычный кросс»
  • 1965 –»Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1966 –»Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 –»Бриллиантовая рука»
  • 1971 –»12 стульев»
  • 1973 –»Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1975 –»Не может быть!»
  • 1982 –»Спортлото-82″
  • 1989 –»Частный детектив, или Операция «Кооперация»
  • 1992 –»На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

Краткая биография

Родился 30 января 1923 года в Амурской губернии, в городе Свободный. Спустя несколько месяцев после рождения мальчика отец перевез жену и трех детей в Читу, где устроился на работу в городское управление железной дороги. В этом городе они остались на семь лет, затем переехали в Иркутск, где Леонид, самый младший ребенок в семье, поступил в железнодорожную школу. В детстве он не отличался примерным поведением, зато активно участвовал в школьной самодеятельности, выступал с клубом железнодорожников, с удовольствием читал стихи.

В 1941 году Гайдай устроился рабочим сцены в Иркутский областной драматический театр. Он работал на всех спектаклях эвакуированного из столицы театра Сатиры. В феврале 1942-го молодого человека призвали в армию. Он окончил полковое училище и был назначен командиром отделения. На фронте он подорвался на противопехотной мине, был тяжело ранен и признан инвалидом 2-ой группы. Вернувшись в Иркутск в 1944 году, Леонид поступил в театральную студию. Начинающего актера быстро заметили: эффектной игрой на эпизодических ролях он затмевал главных персонажей. В 1949 году он поступил во ВГИК на режиссерский факультет, в мастерскую Григория Александрова. Молодой человек выгодно выделялся среди абитуриентов. Однако уже на первом курсе с ним произошел неприятный инцидент: из-за неудачной шутки он оказался на грани отчисления, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться в университете.

Во время учебы Леонид встретил Нину Гребешкову, которая стала спутницей всей его жизни и исполнительницей множества ролей второго плана практически во всех картинах мужа. У пары родилась дочь Оксана.

Студентом Гайдай снялся в нескольких фильмах, но с середины 50-х полностью ушел в режиссуру. В 1956 году вышел его первый фильм, «Долгий путь», поставленный по сибирским рассказам В. Г. Короленко. Следующая лента, «Жених с того света», чуть не положила конец карьере Леонида: сатира на бюрократов была жестко раскритикована чиновниками. Следующий фильм, «Трижды воскресший», разительно отличался от всего творчества режиссера, а яркий патриотический настрой выглядел неестественно.

В 1961 году Гайдай снял 9-минутный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», на который его вдохновил фельетон Степана Олейника в газете «Правда». Короткометражка имела оглушительный успех и породила на свет трех героев, которые потом еще не раз появлялись в картинах Гайдая и завоевали любовь зрителей. Образы Труса, Балбеса и Бывалого стали нарицательными и снова появились уже в следующей работе, «Самогонщики», затем перекочевали в трилогию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», лидер кинопроката в 1965 году, а позднее и в музыкальную комедию «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Еще одного «кочующего» персонажа, чудаковатого студента в очках, звали Владиком, но цензура углядела аналогию с Лениным, и на свет появился Шурик.

В 1968 году на экраны вышла картина, признанная лучшим фильмом Гайдая – криминальная комедия «Бриллиантовая рука». Главная роль создавалась специально под Юрия Никулина, а на роль Геши Козодоева вместо Георгий Вицина пригласили Андрея Миронова. К съемочной группе был приставлен сотрудник КГБ. Для того чтобы свести к минимуму вмешательство цензуры в сценарий, Гайдай прибегнул к хитрости: он запечатлел мощный ядерный взрыв на море, который никак не хотел вырезать из финальной версии. Когда проверяющая комиссия поинтересовалась значением эпизода, он представил взрыв как символ сложной международной обстановки и зла империализма. Представители Госкино согласились оставить фильм без существенных изменений при условии, что Гайдай исключит сцену со взрывом. Картина вошла в пятерку лучших фильмов советского кинопроката, а реплики героев немедленно разошлись на цитаты.

В 1971 году на экраны вышла его лучшая, по мнению режиссера, работа: экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Самым сложным моментом оказались поиски исполнителя главной роли. В пробах участвовало более двадцати именитых актеров, но роль получил никому не известный Арчил Гомиашвили. В 1973 году свет увидела еще одна комедия, «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова. Здесь снова появился Шурик, но уже в амплуа инженера-изобретателя, работающего над созданием машины времени. В 1973 году картину посмотрели более 60 миллионов зрителей. Последней заметной работой Гайдая стала лента «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди».

Леонид Гайдай умер в Москве 19 ноября 1993 года.

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. Его отец был из семьи крепостных крестьян, в 1908 году взял на себя чужую вину — пожалел многодетного отца, и был приговорен к каторжным работам на Амурской железной дороге. С женой Марией познакомился по переписке — один из каторжан решил познакомить Иова со своей сестрой и отправил его фотографию… После освобождения он женился, работал на железной дороге и думал, что его дети продолжат его дело — в семье было два сына и дочь, но все выбрали другие занятия.

Леонид Гайдай окончил иркутскую железнодорожную школу, а через два дня после выпускного началась война… К тому времени, как будущего режиссёра призвали в армию, он уже год был разнорабочим сцены в эвакуированном из Москвы Театре Сатиры. Сначала Леонида Гайдая отправили в Монголию — объезжать диких лошадей для фронта. Потом он был отправлен в разведку на Калининский фронт, где получил тяжёлое ранение, подорвавшись на мине. В 1942 году получил медаль «За боевые заслуги».

После войны Леонид Гайдай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и приступил к работе. После первого самостоятельного фильма его на два года отстранили от режиссёрского кресла за высмеивавший бюрократию сатирический фильм «Жених с того света». Правок от цензуры было столько, что после вырезания всех неугодных сцен фильм превратился в короткометражный.

Вернуться в профессию разрешили только ради «правильного» фильма про комсомольцев «Трижды воскресший». После него начальство киностудии Леонида Гайдая простило, но этот фильм режиссёр впоследствии старался не упоминать.


Во ВГИКе он познакомился со студенткой актёрского факультета Ниной Гребешковой. Она стал его женой — первой и единственной. Супруги прожили вместе сорок лет, у них родилась дочь Оксана. Ни дочь, ни внучка не пошли по их стопам — обе ушли в экономику.


Первый успех пришел к Леониду Гайдаю после короткометражных комедий «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». В 1961 году «Пёс Барбос…» был снят по незатейливому фельетону в стихах, который режиссёр прочитал в газете «Правда». То, что он номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм, стало для всех неожиданностью! В этой короткометражке состоялось первое появление на экране знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого.


Через несколько лет выходят сразу три фильма, которые сделали Леонида Гайдая знаменитым, популярным и любимым режиссёром советских зрителей — «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука». В списке 20 лидеров за всю историю советского проката «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница…» занимают второе и третье место, «Операция «Ы» лишь немного отстает — у неё седьмое место. На семнадцатом месте оказался ещё один фильм Леонида Гайдая — «Иван Васильевич меняет профессию». Это абсолютный рекорд — ни один режиссёр не занял в рейтинге сразу четыре позиции!


Леонид Гайдай любил работать с одними и теми же актёрами. Чаще всего у него снимались Георгий Вицин и Виктор Уральский — актеры появились в 10 картинах режиссёра! В девяти фильмах режиссёр снял свою жену Нину Гребешкову. В восьми фильмах сыграл роли Сергей Филлипов, семь раз снялись у Леонида Гайдая его тёзка Леонид Куравлёв и Юрий Никулин. В шести фильмах появлялись Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов и Наталья Крачковская. Актёр Александр Демьяненко снялся всего в трёх работах Гайдая, но его фамилия стала ассоциироваться именно с фильмами этого режиссёра.

Знаменитого Шурика режиссёр писал с себя. Он хотел создать нового положительного персонажа советского кино — нелепого доброго очкарика, который совершенно не приспособлен к быту и у него все валится из рук.

У Леонида Гайдая было две приметы. Первая: он всегда разбивал тарелку перед началом съёмок, а если тарелка не разбивалась — работу откладывали. Вторая: режиссёр считал, что чёрные кошки приносят ему удачу. Его чёрные талисманы появляются в фильмах «Операция „Ы“…», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Леонид Гайдай иногда снимался в эпизодах своих фильмов. В «Трижды воскресшем» сыграл изобретателя, в «Бриллиантовой руке» видны только его ноги — это он был пьяницей, которого Семён Горбунков обнаружил в подворотне, в «Двенадцати стульях» сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова. Последняя роль была в его же последнем фильме — «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», где он появился в образе спятившего игрока казино.

В 2012 году в Иркутске установлен памятник Леониду Гайдаю. Он входит в целую скульптурную композицию — стоит троица Трус, Балбес и Бывалый, а рядом на режиссёрском стуле сидит Леонид Гайдай, у ног которого примостился Пёс Барбос с динамитной шашкой в зубах. Ещё один памятник легендарному комедиографу стоит в городе Свободный — на родине режиссёра.