Корвет бойкий проекта 20380

Корвет «Совершенный», проект 20380: конструкция, основные характеристики, вооружение

Эффективное противостояние натовским эсминцам и авианосцам возможно при наличии совершенно нового типа боевых противолодочных кораблей (БПК). Охрану морских рубежей на Балтийском флоте ВМФ России осуществляет сегодня, используя для этого построенные на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) многоцелевые «сторожевики» «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий», «Бойкий». Закладка подобных кораблей выполнена и для других флотов. Корвет «Совершенный» стал первым кораблем двадцать первого века, предоставленным Тихоокеанскому флоту.

Планируется, что данное судно вместе с «собратьями» по проекту станет основой российского военно-морского флота в ближней морской зоне. В статье представлено описание корвета «Совершенный», основные характеристики судна, история его создания.

Начало

Закладка корвета «Совершенный» была проведена в 2006 году. Однако в 2013-м, в связи с завышением цены от завода до 7 млрд рублей, строительство решено было приостановить. Сооружение корвета «Совершенный» было превращено в долгострой. Одновременно с этим кораблем выполнялись работы по другому судну данного проекта под названием «Громкий». В 2014 году Министерство обороны подписало с Объединенной судостроительной корпорацией новый договор, по которому стоимость двух корветов проекта 20380 составляла 13 млрд рублей. Производство осуществлялось на АСЗ в городе Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).

Строительство и выпуск корабля

Корвет «Совершенный» проекта 20380 разработан сотрудниками центрального конструкторского бюро Санкт-Петербурга. В апреле 2014 года АСЗ заключил государственный контракт с Тульским машиностроительным заводом на изготовление для корвета «Совершенный» двух артиллерийских установок АК-630М-06.

В мае 2015 года судно было спущено на воду. В ноябре 2016 года на корвете производились швартовые испытания и размагничивание. В январе 2017-го были проведены заводские ходовые испытания, после которых корабль вышел в море.

Введение в эксплуатацию

В марте этого года были успешно проведены первые морские испытания корвета «Совершенный». Местом для артиллерийских стрельб стали морские полигоны Тихоокеанского флота. Боевое вооружение корвета «Совершенный» тестировалось в начале лета 2017-го. Государственные испытания заключались в ракетной стрельбе из главного корабельного ракетного комплекса «Уран». В качестве мишени был использован морской корабельный щит. Кроме того, из российского катера «Р-79» была выпущена крылатая ракета-мишень, которую корвет успешно поразил, используя для этого 100-миллиметровую артустановку А-190. В июле 2017-го государственные морские испытания были успешно закончены. На вооружение ВМФ России корвет «Совершенный» поступил 23 июля 2017 года.

Планы на будущее

Для ВМФ РФ планируется построить несколько десятков кораблей этого класса. Работы будут выполняться на двух крупных судостроительных предприятиях: «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном заводе.

Предназначение

Уникальность обоих корветов проекта 20380 заключается в том, что данные корабли при необходимости можно модернизировать. Усовершенствованные корветы способны, кроме своих сторожевых задач, осуществлять еще и обнаружение вражеских подлодок, надводных целей, истребителей, крылатых ракет и торпед с дальнейшим их уничтожением. Кроме того, планируется использование «Совершенного» для оказания мощной огневой поддержки путем нанесения ракетных и артиллерийских ударов при высадке российского десанта.

Принцип модульности

Для конструкции корвета «Совершенный» использовалась модульная схема. Благодаря этому у российских конструкторов появилась возможность при необходимости оснащать корвет новыми оружейными и радиоэлектронными системами. В дальнейшем для того, чтобы установить на корвет «Совершенный» навигационное вооружение, корабль не придется кардинально переделывать, что, в свою очередь, позволит сэкономить время и деньги.

Чем уникален корвет?

В отличие от остальных кораблей проекта 20380, «Совершенный» является многофункциональным и более компактным. Для данного корабля в соответствии с технологией «стелс» использовались многослойный композиционный материал (стеклопластик с углеродистыми волокнами), обладающий радиопоглощающими свойствами. За счет своих конструктивных особенностей и благодаря специальному покрытию корвет практически не заметен в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Кроме вертолета на данном корвете предусмотрено место еще для транспортировки беспилотных летательных аппаратов.

Устройство корпуса

«Совершенный» оснащен стальным гладкопалубным корпусом. Сотрудниками АСЗ выполнена качественная обводка его подводной части. Благодаря этому удалось снизить сопротивляемость воды до 25 %. Нижняя часть судна под ватерлинией выпуклой эллипсоидной формы. В судостроении подобная конструкция называется «носовым бульбом». Благодаря ему поток воды планомерно распределяется вдоль всего корпуса корвета, что позволяет экономить топливо, а также увеличивать скорость и дальность плавания.

ГЭУ

Корвет оснащен двухвальной главной дизельной энергетической установкой. Ее основу составляют два дизельных агрегата ДДА 12000. В одном таком агрегате имеются:

  • Дизели 16Д49 (две штуки), которые изготавливаются на Коломенском заводе.
  • Две редукторные передачи.
  • Один суммирующий реверс-редукторный агрегат, изготавливаемый на ОАО «Звезда».

Вырабатывается энергия четырьмя дизель-генераторами 22-26ДГ. Мощность одного генератора составляет 630 кВт.

Вооружение судна

Корвет оснащен:

  • Противокорабельным ракетным комплексом «Уран». Это основа боевого вооружения «Совершенного». Местом для расположения дозвуковых ракет (могут использоваться Х-35, «БраМос» или «УКСК Калибр») стали две четырехконтейнерные (четырехствольные) пусковые установки. Один комплект ракетного вооружения состоит из восьми ПКР. Дальность Х-35 составляет 130 км. Используется для уничтожения надводных целей.
  • Зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) «Редут». Представляет собой три модуля, в каждом из которых имеется по 4 ячейки. Таким образом ЗРК вмещает 12 ракет (9М96М или 9М96Е), рассчитанных на большую и среднюю дальность. Также ЗРК может комплектоваться ракетами, предназначенными на малую дальность: 9М100. При желании зенитно-ракетное вооружение можно комбинировать. Для каждой ракеты предусмотрена активная радиолокационная головка (АКГ), осуществляющая самонаведение на цель. Ракета приходит в движение и вылетает из ячейки вверх на высоту 30 метров под воздействием сжатого воздуха. После того как ракета выходит из ячейки, она на некоторое время зависает в воздухе. После включения турбореактивного маршевого двигателя она приводится в движение и при помощи данного двигателя и АКГ доставляется к цели: ракетам или самолетам противника.
  • Зенитной артиллерией АК-630. Представлена двумя артиллерийскими установками. Данные пушки расположены по бортам. Установки обладают высокой скорострельностью: за минуту одна пушка может осуществить до 5 тыс. выстрелов. В качестве боеприпасов используются осколочно-фугасные зажигательные снаряды. Радиус стрельбы составляет от 400 до 4 тыс. метров. В этих пределах зенитная артиллерия «Совершенного» представляет серьезную угрозу для воздушных и надводных целей противника.
  • Зенитным ракетно-артиллерийским оружием. Представлено комплексом «Кортик-М». Боевой комплект содержит ракеты (32 шт.) и 30-мм снаряды (3 тыс. шт.). Радиус поражения ракетами составляет от 1,5 до 8 км, снарядами – от 500 до 4 тыс. метров.

  • Артиллерийской системой АУ-А190.

Является универсальной корабельной установкой калибра 100 мм. В качестве боеприпасов для данной артсистемы используются осколочно-фугасные снаряды (ОФС) и снаряды, содержащие дистанционный взрыватель (СДВ). Дальность действия ОФС составляет свыше 21 км, а СДВ – до 15 км. Осколочно-фугасными боеприпасами уничтожаются надводные объекты противника, а СДВ – воздушные вражеские цели.

Артиллерийская система оснащена нарезным орудийным стволом. Для АУ-А190 разработана двухсторонняя подача боеприпасов. Было замечено, что при односторонней подаче скорострельность орудия не превышает 60 выстрелов в минуту. При двусторонней скорострельность удалось повысить до 80.

Местом для хранения снарядов стал специальный барбет артустановки. Артиллерийская система характеризируется высокой точностью. Поскольку после выполнения 20 выстрелов орудие сильно нагревается, конструкторы оснастили АУ-А190 системой водяного охлаждения: в ствольной полости расположен гибкий шланг, через который к орудию поступает морская вода, проходя через установку, охлаждая ствол, а затем вытекая обратно в море. В одном боекомплекте содержится 320 боеприпасов. Установка рассчитана на выполнение 2500 выстрелов.

Что обеспечивает навигацию судна?

Контроль за осуществлением стрельбы и запуском ракет осуществляется на боевом посту радиотехнического вооружения (РТВ). Данный пост оборудован жидкокристаллическими мониторами, на которых отображаются цели. Для облегчения корректировки стрельбы РТВ использует оптический канал сопровождения. В результате цели противника подаются на экраны как реальные видеоизображения. Корабль оснащен многофункциональным телевизионным комплексом МТК-201. Система выхватывает сигнал на дистанции до 45 км. Постовому достаточно только захватить на экран цель, данные о которой сразу же автоматически поступают к стойкам оружейных комплексов. Наводка орудий осуществляется также при помощи автоматики.

Для корвета разработали боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая является программным обеспечением и операционной системой «Совершенного». Она связана с другими кораблями, береговыми пунктами и авиацией. Сюда поступает и обрабатывается информация о целях. Используя сигналы, исходящие от корабля противника, командир «Совершенного» может определить, какому государству принадлежит судно. При помощи сигналов легко устанавливаются бортовые номера, классы и даже названия кораблей. После того как вся информация о противнике будет собрана, МТК выбирает самые эффективные средства для его уничтожения.

Обнаружить вражеские цели в воздухе командир корвета может при помощи радиолокационной системы «Фурке-2». Данная РЛС способна выявлять угрозу на дистанции до 110 км. В результате экипаж корабля надежно защищен от ударов с воздуха.

Управление огнем

Корвет оснащен системой управления огнем (СУО) «Пума-02». С ее помощью радиотехническое вооружение может осуществлять одновременно сопровождение четырех целей, две из которых выделяются как самые опасные. Затем стрелком выбирается место, куда должен попасть снаряд, и режим огня. Он может быть как одиночным, так и серийным. Для того чтобы выпустить большое количество снарядов по кораблю противника, стрелку на «Совершенном» нужно нажать педаль и некоторое время удерживать ее в таком положении.

Противоторпедная защита

Для защиты от торпед противника корвет оборудован уникальной системой «Пакет-НК». Она состоит из двух четырехтрубных 33-см аппаратов. Местом их размещения стали два специальные лацпорта по бортам корабля. Системы позволяют уничтожать торпеды и подводные лодки противника.

Выявлять и уничтожать вражеские подводные цели способен и вертолет Ка-27, который как базовый закреплен за корветом «Совершенный».

Корвет «Стерегущий» проекта 20380

Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» (бортовой номер 530) был заложен 21 декабря 2001 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1001. Спущен на воду 16 мая 2006 года. Передан флоту 20 ноября 2007 года. Принят в состав ВМФ России 28 февраля 2008 года. Несёт службу в составе соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Цена корабля составила 8 млрд. рублей.

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Стерегущий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Стерегущий» впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».

В 2009 году корвет участвовал в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009». Принимал участие в совместных учениях «ПАССЕКС» в Финском заливе с фрегатом INS «Beas» (ВМС Индии), совместных учениях с французским десантным вертолётоносцем «Мистраль».

14 июня 2013 года корвет вышел из Балтийска в дальний поход, из которого вернулся 15 июля. За это время корвет прошел более 7,5 тысяч морских миль и с 18 по 23 июня побывал с неофициальным визитом в порту Ден-Хелдер (Королевство Нидерланды), где российские моряки участвовали в праздновании юбилея ВМС Нидерландов.

Экипаж корабля также принял участие в четырёхстороннем международном военно-морском учении «Фрукус-2013», которое проходило с 25 июня по 2 июля в главной военно-морской базе французских ВМС в Атлантике — городе Брест, и в акватории, прилегающей к северо-западному побережью Франции.

С 6 по 10 июля корвет «Стерегущий» принимал участие в праздновании юбилея ВМС королевства Бельгии в порту Зебрюгге, куда заходил с неофициальным визитом.

Завершающим в программе похода стал визит в Роттердам, куда корвет заходил для пополнения запасов воды и продовольствия.

По сообщению от 24 сентября 2013 года в ходе проведения совместных стратегических учений вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь «Запад-2013» корабли Балтийского флота выполнили ракетные и артиллерийские стрельбы по надводным целям, имитирующим суда и плавсредства, используемые незаконными вооруженными формированиями для высадки на побережье.

По сообщению от 27 марта 2014 года во время выхода в море экипажи корветов «Сообразительный», «Бойкий» и «Стерегущий» провели комплекс артиллерийских стрельб по различным целям.

10 апреля 2014 года корабли Балтийского флота вышли в море для выполнения курсовых задач, ракетных, артиллерийских стрельб и минно-торпедных упражнений в рамках проверки за зимний период обучения 2014 учебного года. 25 апреля с экипажами корветов «Сообразительный», «Стерегущий» и «Бойкий» под руководством начальника штаба Балтийского флота контр-адмирала Сергея Попова проведено тактическое учение с боевыми пусками противокорабельных ракет в полигонах Балтийского моря.

По сообщению от 16 июня 2014 года в рамках совместного учения Балтийского флота, Воздушно-десантных войск и Военно-воздушных сил России, которое проходит в Калининградской области под руководством командующего войсками Западного военного округа, в акватории Балтийского моря экипажи корветов «Сообразительный» и «Стерегущий» во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27 морской авиации флота отработали задачи по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки условного противника. Также экипажи вертолетов Ка-27 совершили более 50 посадок на палубы корветов «Стерегущий» и «Сообразительный», находящихся в дрейфе и на ходу, часть из них – в темное время суток.

По сообщению от 17 ноября 2014 года в морских полигонах БФ прошло совместное учение новейшего корвета и одной из самых бесшумных подводных лодок в мире. По сообщению от 21 ноября выполнил ракетные и артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным мишеням, имитирующим боевые корабли и средства воздушного нападения условного противника.

По сообщению от 03 февраля 2015 года корвет поставлен в док Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» для дефектации. 20 марта покинул предприятие после окончания планового ремонта.

По сообщению от 10 августа 2016 года в рамках плановой боевой учебы выполнил артиллерийские стрельбы по морским и воздушным мишеням.

04 июня 2017 года покинул Военную гавань города Балтийска для выполнения плановых учебно-боевых задач в операционной зоне Балтийского флота. По сообщению от 09 июня миновал проливы Каттегат, Скагеррак и вышел в Северное море. По сообщению от 15 июня в составе корабельной ударной группы Балтийского флота нанес артиллерийский удар по отряду кораблей условного противника. По сообщению от 26 июня провел ракетную дуэль с отрядом кораблей условного противника. 24 июля в рамках совместных учений «Морское взаимодействие-2017» принял участие в соревновании по обеспечению живучести корабля. По сообщению от 17 сентября в рамках совместного стратегического учения «Запад-2017» в акватории Балтийского моря успешно отработал задачи по отражению атак средств воздушного нападения условного противника и нанесли артиллерийский удар по морским и береговым целям.

По сообщению от 20 марта 2019 года выполнил артиллерийские стрельбы по морским целям, имитирующим боевые корабли, а также отразили воздушный налет условного противника.

Добавить в закладки:

Проект 20380


Новый российский многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 был спроектирован для отечественного ВМФ в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге. Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией предыдущего многоцелевого корабля аналогичного класса пр.12441, так как головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 г. на верфях ССЗ «Янтарь» в свое время так и не был достроен. В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командование ВМФ России приняло решение начать строительство более простого и дешевого корабля пр.20380, который стали классифицировать как корвет (ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР). Непосредственное военно-научное сопровождение создания этого корабля осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. А всего в создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский ССЗ и др.).
Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр.20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.
Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойных композиционных материалов (трудногорючие многослойные стеклопластики и конструкционные материалы на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс». Корпус корвета пр.20380 является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что стало одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки. В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.
Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.
Особое внимание уделено защите и повышению живучести корабля. Были реализованы новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет с 0,5 до 0,1. Кроме того, на кораблях пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в том числе по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.
Корабль пр.20380 оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основу его вооружения составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (боекомплект 8 ПКР Х-35, дальность стрельбы 130 км), расположенных поперек диаметральной плоскости в средней части (аналогично СКР пр.11540). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК «Кортик-М» (в носу), ПЗРК «Игла» (для запуска с плеча) и двумя 30-мм артиллерийскими установками АК-630М (в корме). При этом модернизированный вариант боевого модуля «Кортик» имеет сниженную на 2 т массу и увеличенную до 10 км дальность стрельбы ракетами. Главное артиллерийское вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с боезапасом 332 снаряда (максимальная скорострельность 80 выстр./мин, дальность стрельбы 21,3 км, досягаемость по высоте – 15 км). Управление огнем 100-мм и 30-мм артиллерии осуществляется новейшей системой 5П-10 «Пума», антенный пост которой размещен на носовой надстройке. Уникальная система противоторпедной защиты «Пакет-НК» представлена двумя четырехтрубными 330-мм аппаратами, расположенных побортно в лацпортах. Ее торпеды могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Также для обнаружения и уничтожения подводных лодок предназначен вертолет постоянного базирования Ка-27.
Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе совмещенном с конструкцией фок-мачты, две НРЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый». Для самообороны и защиты от пиратов или подводных диверсантов на пр.20380 имеются две тумбовые 14,5-мм пулеметные установки и два гранатомета ДП-64. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов. Для обеспечения радионавигации противолодочного вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты станции ОСПВ-20380.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

ГЭУ корвета пр.20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух пар двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током мощностью 380 В (50 Гц). За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне – впервые в отечественной практике на НК применили технологии, отработанные ранее на наших атомных ПЛ последнего поколения.
В целом от имеющихся сейчас на вооружении противолодочных кораблей корвет пр.20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 99 человек.
Модификации. Помимо серийного корабля пр.20380 для отечественного флота ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший номер проекта 20382 и шифр «Тигр». Этот корабль отличается в основном наличием упрощенного вооружения в экспортном исполнении и наличием возможности заменять необходимые системы на аналоги западного производства в зависимости от требований заказчика.

Предполагается, что начиная с 5-го корабля типа «Стерегущий» в проект будут внесены некоторые изменения, в частности, касающиеся противокорабельного и зенитного вооружения. Вероятнее всего комплекс «Кортик-М» будет заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска (например «Полимент»), а ПКРК «Уран» – на «Оникс» или «Клаб» также с УВП.
Программа строительства. 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась закладка головного корвета «Стерегущий». Некоторое время спустя были заложены еще два однотипных – 20 мая 2003 г. «Сообразительный» и 27 июля 2005 г. «Бойкий», а затем еще два.


Всего планируется построить серию из 20 многоцелевых кораблей пр.20380 (по 5 на каждый из флотов), причем 4 из них должны быть сданы флоту до 2015 г.
Статус на 2008 г. Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Первые два корвета поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Они будут использоваться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.

Головной корабль серии – «Стерегущий» – впервые был представлен широй общественности на проходящем с 27 июня по 1 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Водоизмещение, тонн
• стандартное 1 800
• полное 2 220
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) — 104,5 (н/д)
• ширина наибольшая (по КВЛ) — 13 (н/д)
• осадка наибольшая (средняя) — 7,95 (н/д)
Главная энергетическая установка:
• 4 дизеля 16Д49, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 23 320 (17 140)
• 4 дизель-генератора 22-26ДГ, мощность, кВт — 4 Х 630
2 вала; 2 пятилопастных гребных винта
Скорость хода, уз:
• наибольшая — 27
• экономическая — 14
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) ок. 4000 миль
Автономность, 15 сут.
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 99 человек
ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное:
• ПУ КТ-184 ПКРК «Уран»
ПКР 3М24 «Уран» (SS-N-25) — 2 Х 4
Зенитное ракетное:
• ПУ ПЗРК 9К38 «Игла» (SA-16 «Gimlet») — 8
Зенитное ракетно-артиллерийское (боезапас):
• ЗРАК «Кортик-М» (CADS-N-1B) — 2
– ПУ ЗУР 9М311М (SA-N-11 «Grison») — в каждом: 2 Х 4 (32)
– 30-мм автомат АО-18 (боезапас) — 2 Х 6 (3000)
Артиллерийское (боезапас):
• 100-мм АУ А-190-01 «Универсал» — 1 Х 1 (332)
• 30-мм ЗАК АК-630М — 2 Х 6 (6000)
• 14,5-мм пулеметная установка МТПУ — 2 Х 1 (н/д)
Торпедное вооружение (боезапас):
• 330-мм ТА ПТЗ «Пакет-НК» — 2 Х 4 (8)
Противодиверсионное (боезапас):
• гранатомёты ДП-64 — 2 (240)
Авиационное:
• вертолет Ка-27 («Helix-A») —
1
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
БИУС
«Сигма-20830»
РЛС общего обнаружения
1 х «Фуркэ-2»
1 х «Монумент-А» также для ЦУ ПКРК
НРЛС
1 х «Пал-Н»
2 х МР-231
ГАС
• «Заря-2» подкильная
• «Минотавр-М» протяженная буксируемая
• «Анапа-М» опускаемая
• «Пакет-А» целеуказания ПТЗ
Средства РЭБ
• ТК-25-2
Комплексы выстреливаемых помех
4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»
Оптико-электронные приборы
4 х МТК-201М2.2
РЛС управления огнем
1 х «Монумент-А» для ПКРК «Уран»
2 х «Сандал-В» прием внешнего целеуказания
1 Х 5П-10 «Пума-02» для 100-мм АУ и ЗАК
1 Х МР-123-02 «Вымпел» (Bass Tilt) для ЗАК
Навигационный комплекс
• «Чардаш 20380»
• «Сюжет-КМ»
• CH-3101 спутниковая навигация
• ОСПВ-20380 радионавигация для вертолета
Комплекс радиосвязи
• «Рубероид»
• р/п «Бригантина»
РЛС госопознавания
3 Х «Пароль»

Всё о корветах проекта 20380 и их модификациях

Новости со строительства новейших корветов проекта 20380 поступают в нашу редакцию практически каждый день. 31 августа во Владивосток, для проведения заводских ходовых испытаний, прибыл корвет «Громкий». 3 сентября поступило известие с Санкт-Петербурга — на корвет «Гремящий» заселяется экипаж.

Вывод «Громкого» из акватории АСЗ / Фото: Амурский судостроительный завод

В ближайшем будущем российский флот будет иметь в своем составе 13 таких кораблей, и сегодня мы расскажем об этом проекте и каждом его представителе, но сперва вернемся к новостям о корветах «Громкий» и «Гремящий».
Корвет «Громкий» покинул Амурский судостроительный завод и взял курс на Владивосток 10 августа. 31 августа корабль, с помощью плавучего дока «Зея» и нескольких морских буксиров, был доставлен на достроечную базу завода в Приморье. В ближайшие месяцы начнется самый ответственный этап работ — заводские ходовые и государственные испытания.
На корвете «Гремящий», строящемся на заводе «Северная верфь», закончилась подготовка к заселению экипажа. Готовность корабля к приему команды вместе с личным составом проверяла комиссия 13-ой бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей.
В ходе проверки судостроители предъявили комиссии жилые, служебные и санитарно-бытовые помещения, медицинский блок, камбуз. Была продемонстрирована работа систем обеспечения жизнедеятельности корабля, дизель-генераторов, средств внутрикорабельной связи, проверена укомплектованность заказа аварийно-спасательными средствами. Для проверки работы камбузного оборудования — тестомесильного агрегата, пароконвектомата, плиты и духовых шкафов корабелы по сложившейся традиции организовали пробную варку обеда.
Экипаж будет вселяться на «Гремящий» поэтапно в течение 2 недель. Его задача – изучить работу систем и оборудования, в период швартовных испытаний отработать взаимодействие в штатных и внештатных ситуациях и подготовиться к выходу на ходовые испытания.

Корвет «Гремящий» у причала завода «Северная верфь» / ОАО «СЗ «Северная верфь»

Корветы проекта 20380, если по-простому, то малые сторожевые корабли — проект многоцелевых кораблей 3-го ранга ближней морской зоны. Их предназначение:

  • Действия в ближней морской зоне государства, ведение борьбы с надводными кораблями и подлодками противника;
  • Артиллерийская поддержа морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  • Патрулирование зоны ответственности с целью блокады.

В связи с тем, что первые корабли проекта долгое время не покидали Балтийское море, начали ходить слухи о недостаточной мореходности этих кораблей. Но после летней смены командования Балтийского флота выяснилось, что дальние походы этим кораблям по силам. И корветы это доказали своими походами за пределы Датских проливов — корветы «Бойкий» и «Сообразительный» с успехом совершили трехмесячный «круиз» по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.

Зенитный ракетный комплекс «Редут» на корвете «Стойкий» / Кулешов Олег

По состоянию на 4 августа в боевом составе ВМФ РФ находится пять кораблей этого типа — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» — в составе Балтийского флота и «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Ещё восемь корветов находятся в различных стадиях постройки на заводе «Северная верфь» и Амурском судостроительном заводе.

Разработка корвета началась после трудностей, связанных со строительством предыдущего многоцелевого корабля «Новик» проекта 12441, который так и не был достроен. В связи с этим, после нового конкурса, в котором победило конструкторское бюро «Алмаз», командованием ВМФ было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Новые корабли должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

Корвет «Стойкий» / Кулешов Олег

Постройка головного корабля, под именем «Стерегущий», началась в декабре 2001 года на заводе «Северная верфь». Затем на этом предприятии, по проекту 20380 и его модификациям (проект 29385 и проект 20386), было заложено еще 8 кораблей: «Сообразительный» (проект 20380, 2003 год), «Бойкий» (проект 20380, 2005 год), «Стойкий» (проект 20380, 2006 год), «Ретивый» (проект 20380, 2015 год), «Строгий» (проект 20380, 2015 год), «Гремящий» (проект 20385, 2012 год), «Проворный» (проект 20385, 2013 год), «Дерзкий» (проекта 20386, 2016 год). На Амурском судостроительном заводе строительство линейки корветов 20380 ведется с 2006 года. Именно тогда в мае, на предприятии был заложен корабль «Сообразительный». Затем было заложено ещё три корабля: «Громкий» (2012 год), «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (2015 год) и «Резкий» (2016 год).
В 2017 году, во время спуска на воду корвета «Гремящий», начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников сказал, что серия корветов проекта 20385 будет состоять из четырех кораблей, в дальнейшем будет осуществляться строительство корветов проекта 20386. Получается есть вероятность, что будет произведена закладка еще двух кораблей по проекту 20386.

Спуск на воду корвета проекта 20385 «Гремящий» / Кулешов Олег

Отличия между проектами 20380, 20385 и 20386 в следующем:

  • Проект 20385 — модернизация 20380. Боекомплект зенитного ракетного комплекса «Редут» увеличен с 12 до 16 ячеек. Противокорабельные ракеты Х-35 «Уран» заменены на 8 ракет Калибр-НК.
  • Проект 20386 — проект корвета нового поколения на основе 20385. В нем будет реализован модульный принцип вооружения и возможность базирования беспилотного летательного аппарата.

Пусковые контейнеры для противокорабельных ракет «Уран» / Кулешов Олег

Одной из интересных особенностей кораблей проекта 20380 является их надстройка. Она выполнена из многослойных композиционных материалов по так называемой технологии «стелс». Ее особенностью является не только малая радиолокационная заметность, но и трудногорючесть.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух дизель-дизельных агрегатов ДДА12000, созданных совместно специалистами Коломенского завода и «ЗВЕЗДЫ».

Корвет «Стойкий» / Кулешов Олег

Из вооружения следует отметить наличие противокорабельного ракетного комплека «Уран-У». Противовоздушная оборона состоит из зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных ЗРК «Игла» (запуск с плеча или с палубной установки) и две 30-мм артустановки АК-630М (в корме). Артиллерийского вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 21,3 км. Система противоторпедной защиты представлена комплексом «Пакет-НК», который состоит из двух четырехтрубных 330 (324) -мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен палубный Ка-27ПЛ. Кроме того, на кораблях в большом количестве устанавливается различное радиотехническое вооружение.

Артустановка «А-190 на корвете «Стойкий» / Кулешов Олег

По состоянию на сегодня — ближайшие корабли серии, которые получит флот, это «Громкий» и «Гремящий». Как уже было выше сказано, они вовсю готовятся к своему первому выходу в море.
В феврале 2018 года прошла информация, что, возможно, будет отменено строительство оставшихся корветов проекта 20380. В случае такой ситуации есть вероятность, что флот полностью сконцентрируется на постройке последней модификации корвета проекта 20386. И внешне это будет совершенно другой корабль. Его самой главной фишкой станет — принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением (возможны модули с буксируемой ГАС «Виньетка», «Калибр-К» на 4 ракеты, модуль РЭБ и РТР и др.), что позволяет расширить круг решаемых задач. Также особенностью станет уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении моря.

Сторожевой корабль ‘Дерзкий’ / БФК-Проект, ООО

Если же говорить в целом про проект и подвести промежуточные итоги, то лето 2017 года доказало правильность постройки подобных корветов для отечественного Военно-морского флота.

Корвет «Сметливый» проекта 20380 / Кулешов Олег

Корвет «Стойкий» / Кулешов Олег

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».
В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.
В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества, но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.
В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».
Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.
Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».
Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.
К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.
Незаметно, обтекаемо
В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.
Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.
Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.
ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.
«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.
Плечом к плечу
Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.
«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.
Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.
В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.
На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.
Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.
Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.
Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.
Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.
Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.
Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.
Готов к апгрейду
Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.
Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.
Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.
К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».
Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.
Серийный и разный
Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.
Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.
На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.
Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.
На фото запечатлен второй корвет проекта 20380, получивший имя «Сообразительный». Позади 100-мм артиллерийской установки можно рассмотреть крышки пусковых ячеек зенитно-ракетного комплекса «Редут».
1. Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.
СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ 1. 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал» 2. Боевой модуль ЗРК «Кортик-М» (на последующих кораблях – 12 пусковых ячеек ЗРК «Редут») 3. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (впоследствии будет заменен на «Оникс» или «Калибр») 4. 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М 5. Лацпорт комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» 6. Комплекс выстреливаемых помех ПК-10 7. Подкильная антенна гидроакустического комплекса «Заря-2» 8. Гидроакустическая система целеуказания комплекса противоторпедной защиты 9. Навигационная РЛС «Пал-Н» 10. Навигационная РЛС МР 231-2 11. Оптико-электронный прибор МТК-201 М2.2 12. Антенна РЛС целеуказания 5П-10 «Пума» 13. Антенна РЛС «Монумент-А» в радиопрозрачном кожухе 14. Трехкоординатная РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2» 15. Опускаемая гидроакустическая станция «Анапа-М» 16. Станции комплекса радиоэлектронной борьбы ТК-25-2 17. Ангар для противолодочного вертолета Ка-27 18. Взлетно-посадочная площадка 19. Протяженная буксируемая гидроакустическая станция «Минотавр-М»