Корабли береговой охраны Крыма

Сторожевые корабли проекта 22460

Эта статья в данный момент редактируется

Статья активно редактируется участником проекта mrbolshoy.
Перед внесением правок свяжитесь с ним.

Последняя правка была внесена 27.01.2019.

Сторожевые корабли проекта 22460Сторожевые корабли проекта 22460 Постройка и служба

14 ед. Заказано

12 ед. Построено

2007 — 2019 гг. Годы постройки

2009 ~ гг. Годы службы

— Судостроительная фирма «Алмаз»
— АО «Восточная верфь» Место строительства

Общие данные Экипаж

24 чел. Общая численность

Вооружение

Основное вооружение

  • 1 × 1 — 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-630;
  • 2 × 1 — 12,7-мм пулемет «Корд».

Авиационное вооружение

  • 1 вертолёт;
  • 1 БПЛА.

Построенные корабли

«Рубин», «Бриллиант», «Жемчуг», «Изумруд», «Аметист», «Проворный», «Преданный», «Надёжный», «Бдительный», «Безупречный», «Сапфир», «Коралл», «Дозорный»

Сторожевые корабли проекта 22460 — серия кораблей, также известная как Патрульные катера типа «Рубин». Спроектированы в ПКБ «Северное» в 2006 году. До 2019 года на воду спущено 13 кораблей этого типа, продолжается строительство ещё одного. Корабли проекта выполняют задачи по патрулированию и охране морских границ Российской Федерации в пределах прибрежной 12-мильной зоны. Служат в составе Черноморского флота, Каспийской флотилии, Тихоокеанского флота, Балтийского и Северного флотов.

Общие сведения

В 2006 году Федеральная Пограничная служба Российской Федерации провела тендер на пограничный сторожевой корабль нового поколения. ПКБ «Северное» с проектом 22460 «Рубин» выиграло этот конкурс. Главным конструктором представленного проекта являлся Алексей Наумов. От проекта требовалась невысокая стоимость постройки. Планировалось строительство кораблей крупной серией и на нескольких судостроительных предприятиях. Основным конкурентом проекта 22460 на конкурсе стал проект КБ «Алмаз» 22100 с газотурбинным агрегатом.

История создания

Проектирование

При проектировании нового пограничного сторожевого корабля разработчики руководствовались Концепцией развития корабельного состава пограничных органов федеральной службы безопасности. Целью проектировщиков стало создание многофункционального корабля с хорошей автономностью, дальностью плавания, с достойными скоростными характеристиками и обитаемостью.

Корабль предназначался для охраны государственных морских границ, а также для противодействия пиратству и терроризму. Судостроительная фирма заключила договор с компанией «Транзас» на изготовление и монтаж навигационно-тактического комплекса «Тримс-22460» на сторожевом корабле «Изумруд» проекта 22460. Проектом предусмотрено размещение на борту вертолёта, системы автоматизации корабля и современных средств связи и навигации.

Постройка и испытания

Схема сторожевого патрульного корабля проекта 22460Схема дизельного судового двигателя MTU 16V4000, правая сторона

Стоимость строительства одного корабля в 2011 году составляла около 2,4 млрд. российских рублей. В такую стоимость обошлось строительство корабля «Сапфир» проекта 22460.

Описание конструкции

Генеральный директор ПКБ «Северное» В. Спиридопуло в 2008 году отметил, что корабли проекта 22460 отличаются от предшественников своими мореходными качествами. Сторожевик может выходить в море при волнении в 6 баллов, при этом не особо теряя в маневренности.

Корпус

Корабли проекта 22460 имеют новую форму корпуса, улучшенную мореходность. На спокойной воде патрульный корабль развивает скорость 30 узлов. Сторожевик имеет повышенную степень скрытности, относительно предыдущих серий кораблей береговой охраны. Для увеличения живучести в конструкции корабля имеется двойное дно и двойные борта.

Энергетическая установка и ходовые качества

Дизель-генератор ДГА-300

До 2015 года сторожевые корабли проекта 22460 оснащались дизельными двигателями производства Германии, однако в связи с политическими событиями 2014-2015 годов поставки двигателей прекратились и судостроителям пришлось искать альтернативные варианты для устранения дефицита двигателей для новых кораблей. Выходом стало заключение контракта с производителем подобных двигателей в Китайской Народной Республике. К ноябрю 2015 года контракт был подписан. Главный конструктор ПКБ «Северное» Алексей Наумов отметил, что китайские двигатели производятся по германской лицензии с соблюдением всех технологий.

В качестве главной энергетической установки до 2015 года использовалось четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L, производства фирмы MTU Friedrichshafen, каждый мощностью 3860 л.с. Суммарная мощность установки составляла 15 440 л.с. После 2015 года на корабли проекта 22460 устанавливаются дизельные двигателя китайского производства CHD622V20, суммарной мощности 15 776 л.с. Движение корабля производится при помощи двух винтов. Заявленная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, однако в различных источниках встречаются и меньшие показатели максимальной скорости.

Для производства электричества на корабле используется два 300-кВт дизель-генератора DGA-300-VA1-MPS, а также два 60-кВт дизель-генератора DGA-60-VA2-MPS.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля составляет 24 человека. Корабль имеет бассейн и сауну. Корабли проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой.

Вооружение

Основное вооружение

Характеристики АК-630
ТТХ Значение ТТХ Значение
Скорострельность, выстр.\мин 4000-5000 Боевой расчет, чел. 1
Начальная скорость снаряда, м/с 1030 Масса установки, кг 3800
Дальность стрельбы, м 4000 Ресурс установки, выстр. 8000
Углы ВН от −12° до +88° Углы ГН 360°
Скорость ВН, °/с 50 Скорость ГН, °/с 70

Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, БПЛА, также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.

Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.

Дополнительное вооружение

В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.

Авиационное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.

Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.

На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.

Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции — Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.

Тестовая модель Ка-226Т Зеркальная антенна РЛС «Наяда»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)
Макс. взлетная масса, кг 3400 Размеры вертолета:
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х ГТД Allison 250-C20R/2 или Arrius 2G Длина, м 8,1
Взлетная мощность, л.с. 2 × 460 или 2 × 670 Высота, м 4,19
Экипаж 1 Ширина, м 3,25
Нагрузка в транспортной кабине, кг 1046-1500 Диаметр несущего винта, м 13,0
Нагрузка на подвеске, кг 1300-1500
Макс. скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 197
Статический потолок, м 2000
Продолжительность полёта, ч 4,5
Дальность полёта, км 600
Практический потолок, м 5000

В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • Электронная противопожарная система SP-520M
  • РЛС «Наяда»
  • Радар «Балтика-М»
  • Система радиоразведки
  • Средства радиоэлектронной борьбы

Модификации

На Международном военно-морском салоне МВМС-2011 ПКБ «Северное» представило экспортный вариант проекта 22460, проект 22460Э, однако заказов на постройку этих кораблей не получило.

Во время Международной выставки «Интерполитех-2014» в Москве, Объединённая судостроительная корпорация представила новый проект корабля «Патрульно-сторожевой корабль проекта ПС-500», разработанный ПКБ «Северное». На рекламном проспекте изображался корабль практически идентичный изображению проекта 22460Э на выставке 2011 года, однако сама модель представленного корабля отличалась от проекта 22460Э.

В связи с отсутствием заказа на экспортный вариант, проект 22460Э не продвинулся далее технического проекта.

Служба

Флаг кораблей, катеров и судов пограничных органов Российской Федерации. Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России

Все построенные корабли проекта 22460 находятся в строю и служат в различных флотах Российской Федерации в составе Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.

  • «Рубин», «Жемчуг», «Изумруд», «Аметист», «Проворный» — Черноморский флот.
  • «Бриллиант» — Каспийская флотилия.
  • «Сапфир», «Коралл», «Дозорный» — Тихоокеанский флот.
  • «Надёжный» — Балтийский флот.
  • «Преданный», «Бдительный» — Северный флот.

См. также

Корветы проекта 20380
Фрегаты проекта 22350
Патрульные корабли проекта 22160
Боевые корабли после 1945 года

Источники информации

Статья на Eng Википедии
Статья на Рус. Википедии
Проект 22460 на Bastion-opk.ru
Project 22460 on Russianships.info

Галерея изображений

  • «Жемчуг» у причала судостроительного предприятия «Алмаз», 2012 год

  • «Коралл» на Восточной верфи. Сентябрь 2014 года

  • «Сапфир» на Восточной верфи. Декабрь 2013 года.

  • «Надёжный», подготовка к спуску на воду. Май 2015 года

  • «Коралл» на Восточной верфи. Июль 2015 года

  • «Изумруд» буксируется к месту службы

  • «Проворный» после проведения заводских испытаний. Конец 2016 года

  • «Преданный» на выставке МВМС-2017. Июнь 2017 года.

  • «Дозорный», спуск на воду. 22 августа 2017 года.

  • «Бдительный», октябрь 2017 года

  • «Безупречный», апрель 2018 года.

  • «Дозорный», групповое фото экипажа, 22 июня 2018 года.

Как российские суда в Азове защищают от украинских «пиратов»

СИМФЕРОПОЛЬ, 20 апр – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Патрульный катер «Мангуст» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым начинает набирать обороты, оставляя по правому борту Крымский мост. На скорости около 40 узлов (более 70 километров в час) 20-метровое плавсредство входит в акваторию Азовского моря, командир отдает команду «полный ход» и двигатели мощностью 3000 лошадиных сил еще больше разгоняют катер. Путь лежит в Азов – к 50-метровому сторожевому кораблю, который сейчас охраняет российские суда от украинских «пиратов».

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Патрульный катер «Мангуст» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым

С «Мангуста» на «Светлячок»

«Мангуст» начинает замедляться за 500 метров до цели. Пара минут, и швартуемся у левого борта пограничного сторожевого корабля, называемого «Светлячок» и несущего гордое имя «Крым».

Плавсредство, водоизмещение которого — 375 тонн, направляет в море две артиллерийские установки АК-630М, которые способны за пару минут «распилить» небольшой корабль пополам.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничный сторожевой корабль «Крым»

На борту журналистов РИА Новости Крым встречает помощник командира корабля Виктор Серов. С ним поднимаемся в пункт зрительного наблюдения «Крыма» по идеально чистым переходам.

«Из состава пограничных кораблей, которые сейчас находятся в акватории Азовского моря, – наш является самым мощным», — не без гордости говорит он. И неспроста: 50-метровый ПСКР может запросто преодолеть 2200 миль (3960 километров) за один выход в море, а автономность плавания составляет 10 суток.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Помощник командира пограничного сторожевого корабля «Крым» Виктор Серов© РИА Новости Крым. Александр Полегенько «Крым» после происшествия с российским рыболовецким сейнером «Норд», захваченным украинскими пограничниками, выполняет особое задание: защищает российские суда от «пиратов» с соседнего государства.

«Наш корабль в акватории Азовского моря выполняет задачи по контролю прохождения российских судов и по защите и воспрепятствованию нападения на них. В частности, речь идет о рыболовецких судах», — поясняет Виктор Серов.

Корабль не ходит «хвостом» за каждым сейнером, но в случае поступления сигнала о внештатной ситуации способен оперативно оказаться в любой части Азовского моря.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничный сторожевой корабль «Крым»© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко «Чтобы сняться с якоря, нам надо максимально 10 минут, за короткий промежуток времени мы наберем крейсерскую скорость в 30 узлов (более 50 километров в час — ред.). Так что в точке, где находится судно, подающее сигнал бедствия, мы окажемся быстро», — гарантирует помощник командира.

При этом корабль легко управляется, за что среди моряков его прозвали «велосипед».

Готовность за семь минут

Объявляется учебная тревога, осмотровая команда уже через семь минут при полном оснащении готова к высадке, а артиллерийские установки поворачиваются в сторону условной цели.

Командир артиллерийской боевой части на «Крыме» лейтенант Сергей Ветров рассказывает об установках: «Наш корабль вооружен двумя шестиствольными 30-миллиметровыми артиллерийскими установками. Основной магазин — на 2000 патронов, плюс допмагазин на 1000 патронов. Темп стрельбы — 4-5 тысяч выстрелов в минуту, управление установками – дистанционное. Это отличное оружия для поражения надводных и воздушных целей. Прицельная дальность стрельбы — до 5000 метров».

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Командир артиллерийской боевой части на пограничном сторожевом корабле «Крым» лейтенант Сергей Ветров© Фото: государственная погранслужба Украины Лейтенант гарантирует, что «условной цели» мало не покажется, ведь 30-миллиметровые снаряды несут в себе почти 50 граммов взрывчатого вещества. Для понимания, такое же его количество содержалось в бронебойных трассирующих снарядах для орудия танка Т-34-85 образца 1943 года.

«У нас в ленте осколочно-фугасные снаряды и каждый шестой — осколочно-трассирующий (снаряды такого типа светятся в полете — ред.), чтобы мы видели направление стрельбы и могли ввести поправки. Начальная скорость полета снаряда — 700 метров в секунду», — отметил Сергей Ветров.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничный сторожевой корабль «Крым» © РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничный сторожевой корабль «Крым» © РИА Новости Крым. Александр Полегенько Артиллерийская установка АК-630М на пограничном сторожевом корабле «Крым» © РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничный сторожевой корабль «Крым» © РИА Новости Крым. Александр Полегенько Суда Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым © РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничники достают из моря браконьерские сети © РИА Новости Крым. Александр Полегенько Браконьерские сети, которые достали из моря пограничники /

Конечно же, досмотровая команда также вооружена. Однако большая часть вооружения предназначена для обороны корабля, а не нападения.

«На корабле имеется стрелковое вооружение для осмотровой группы: пистолеты Ярыгина, автоматы и гранаты. В случае нападения нам есть чем вооружиться и занять оборону», — уточняет Сергей Ветров.

Пограничники против сетей

После проведения учений «Мангуст» отчаливает от сторожевого корабля: поступил сигнал, что недалеко обнаружены браконьерские сети. Борьба с незаконным ловом морских биоресурсов — одна из важнейших задач пограничных органов.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Спуск на воду надувного катера с пограничного сторожевого корабля «Крым»

После нескольких минут хода на полной скорости сети действительно удается обнаружить, а вот их владельцев – нет. С катера спускают бортовое плавстердство с двумя сотрудниками береговой охраны, которые отправляются к импровизированным «буйкам» – пластиковым бутылкам.

Вскоре сеть уже погружена на моторную лодку, а вся рыба (две небольшие камбалы и керченская сельдь) выпущена в море. Браконьеры лишились еще нескольких десятков метров сетей.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько Пограничники достают из моря браконьерские сети

Как рассказал сотрудник Погрануправления ФСБ России по Республике Крым Алексей Литвиненко, в прошлом году служба в Керчи привлекла к административной ответственности более 750 нелегальных рыбаков, наложила штрафов более чем на 5 млн рублей, изъяла свыше 400 кг водных биологических ресурсов, более 200 самодельных ловушек и сетей общей длиной около 15 километров. «Ущерб от незаконной деятельности составил более семи миллионов рублей», — добавил он.

ФСБ: приоритет Береговой охраны — в вертолетонесущих судах

Статистика показывает, что по-прежнему подавляющее количество российских и иностранных судов задержано в морях Дальнего Востока (в 2018 году — 28 судов, или 85% от общего количества задержанных судов). Но если число задержанных в этом регионе российских судов с 2016 года сократилось в 2,5 раза (с 35 в 2016 году до 14 в 2018-м), то количество задержанных иностранцев сохранилось практически на прежнем уровне (в 2016 году — 16, в 2017-м — 15, в 2018-м — 14).

В соответствии с законодательством Российской Федерации капитаны судов и их судовладельцы привлекаются к административной или уголовной ответственности. Суммы административных штрафов исчисляются миллионами рублей. Суда под флагами Сьерра-Леоне, Того и Танзании (так называемые суда под «удобными» флагами) конфискованы в судебном порядке в доход государства.

Что касается неких черных списков, то хочу успокоить всех, кто имеет отношение к рыболовству. Таких списков по определению быть не может, поскольку перед законом все равны.

Вместе с тем на особом контроле находятся суда, осуществляющие незаконный промысел, в том числе незаконную добычу краба, который относится к ценным видам водных биоресурсов. В частности, на Дальнем Востоке из года в год из-за своей высокой стоимости на внутреннем и внешнем рынках краб остается объектом устремлений браконьеров. Другими объектами браконьерства являются осетровые и лососевые виды рыб, кальмары, креветка, трепанг дальневосточный, минтай, треска.

В интересах декриминализации рыболовства Береговой охраной на ведомственном, межведомственном и международном уровнях проводятся целевые мероприятия. Например, во всех регионах сотрудниками Береговой охраны пограничных органов с учетом обстановки проводятся оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с незаконной добычей ценных и особо ценных видов рыб (осетровые, некоторые виды лососей, омуль, нельма, судак и другие). С Росрыболовством и МВД России в периоды нерестового хода рыб осуществляются совместные рейды. В 2018 году проведено 1432 таких рейда.

В 2018 году при взаимодействии с береговыми охранами США и Японии были задержаны два судна под «удобными» флагами, причастные к незаконному промыслу. Ежегодно с Береговой охраной Пограничной службы Казахстана проводятся совместные оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с браконьерством в акватории Каспийского моря. В прошедшем году еще одним участником этих мероприятий стала Береговая охрана Азербайджана.

Помимо правонарушений в области рыболовства выявляем нарушения пограничного режима и режима государственной границы на море.

— Часто ли при задержании применяют оружие?

— К сожалению, не всегда удается пресечь противоправные действия нарушителей российского законодательства без силового воздействия. Порой приходится действовать в условиях открытого физического противостояния, многочасовых преследований нарушителей и невыполнения ими законных требований об остановке, а также опасного маневрирования в отношении корабельного состава Береговой охраны, что зачастую ставит под угрозу жизнь и здоровье пограничников.

В таких случаях, когда исчерпаны все возможности к задержанию нарушителей, в рамках законных полномочий сотрудники Береговой охраны вынуждены применять оружие.

При этом важно отметить, что за последние три года количество таких случаев сократилось в 4,5 раза (с 32 случаев в 2016 году до семи в 2018-м).

— Но на море нередко нужны и спасательные действия. Занимается ли Береговая охрана спасанием гибнущих экипажей?

— Одним из важных направлений нашей работы является участие сил и средств подразделений Береговой охраны пограничных органов в решении задач поиска и спасания людей, судов и объектов, терпящих бедствие на море, во взаимодействии с аварийно-спасательными службами федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности Российской Федерации.

Ежегодно, порой с риском для здоровья и жизни, в условиях сложной гидрометеообстановки сотрудники Береговой охраны самостоятельно или во взаимодействии с поисковыми и аварийно-спасательными службами оказывают помощь людям и судам, терпящим бедствие на море. Примеров много. Приведу лишь некоторые из них.

В апреле прошлого года в Баренцевом море пограничные сторожевые корабли «Сыктывкар» и «Кизляр» оказали помощь четверым терпящим бедствие гражданам России на двух маломерных плавательных средствах. Члены экипажей были подняты на борт и доставлены в города Североморск и Полярный.

В июне в Японском море пограничное патрульное судно «Андрей Евдокимов» первым пришло на помощь терпящему бедствие российскому рыболовному судну «Посейдон-2», у которого оказались частично заполнены водой два трюма, что представляло угрозу затопления судна. Экипаж был эвакуирован на «Андрея Евдокимова» бортовым плавсредством пограничного патрульного судна. В сентябре в Восточно-Сибирском море пограничные сторожевые корабли «Сахалин» и «Волга» спасли жителя города Певек, который рыбачил на резиновый лодке и штормом был вынесен в открытое море.

В октябре прошлого года в Азовском море экипаж пограничного патрульного судна «Парус» откликнулся на просьбу капитана сухогруза «Нила» под флагом Того, которое получило пробоину ниже ватерлинии. С сухогруза на борт патрульного судна были приняты семь украинских моряков.

И это не все примеры, когда корабли и патрульные суда Береговой охраны приходили на помощь. В 2018 году в Баренцевом, Азовском, Черном, Каспийском, Японском и Восточно-Сибирском морях в ходе поисково-спасательных мероприятий оказана помощь 30 судам, спасено 193 человека, из которых 167 — иностранные граждане.

— Это ведь является и темой сотрудничества с зарубежными коллегами?

— Несомненно, данные вопросы обсуждаются с коллегами из береговых охран других стран.

В этом году Российская Федерация приняла председательство в Форуме пограничных ведомств / береговых охран государств северной части Тихого океана. В апреле в Южно-Сахалинске состоялась встреча экспертов рабочих групп, в том числе в сфере морской безопасности, реагированию на чрезвычайные ситуации, по проведению совместных операций. В мае во Владивостоке проведен тренинг по отработке информационного взаимодействия. В мероприятии, проводимом в Южно-Сахалинске и Владивостоке, приняли участие делегации из Канады, Китая, Республики Корея, США, Японии.

Что касается Арктического форума береговых охран, то в период с 31 марта по 4 апреля состоялась встреча руководителей ведомств — участников форума. Одним из элементов встречи было проведение многостороннего учения по спасанию людей с судна, терпящего бедствие во льдах, «Полярис-2019» (Ботнический залив Балтийского моря). От России принял участие пограничный сторожевой корабль «Надежный». В ходе учения силами четырех кораблей береговых охран (Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция), трех вертолетов (Финляндия — два, Норвегия), двух самолетов (Дания, Исландия) и МСКЦ отрабатывались вопросы поиска и спасания людей с судна, терпящего бедствие.

Штабом учения организованы действия по эвакуации судна, поиску и подъему из воды 286 человек (в их роли выступили волонтеры из граждан Финляндии). ПСКР «Надежный» обнаружил и поднял 15 человек со спасательных плотов. Действия российского корабля получили положительную оценку при разборе учения.

На пленарном совещании все стороны подтвердили необходимость развивать практическое аспекты сотрудничества. Кроме того, руководители делегаций Дании, Норвегии и Швеции отметили, что деятельность форума не должна политизироваться.

— Продолжается ли традиция обмена визитами кораблей Береговой охраны с зарубежными странами?

— Заход корабля в иностранный порт — не основная цель, которую мы преследуем, планируя двухсторонние и многосторонние мероприятия. Каждый международный поход сопровождается учениями, в ходе которых корабли, авиация и органы управлений сторон учатся совместно эффективно решать актуальные для каждого региона проблемы. В 2018 году проведено девять совместных международных учений, четыре из них сопровождались визитами пограничных кораблей в порты Республики Корея, Японии, Норвегии и Азербайджанской Республики. К нам приходили коллеги из Казахстана, Республики Корея и Японии.

В этом году планируются учения с береговыми охранами Норвегии, Финляндии, Эстонии, Швеции, Казахстана, Азербайджана, Турции, Республики Корея.

— В прошлом году в Казахстане была подписана Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Это придаст новизны во взаимоотношениях с коллегами из прикаспийских государств?

— В прошлом году в ходе Пятого каспийского саммита был подписан также межправительственный Протокол о сотрудничестве пограничных ведомств на Каспийском море. Он призван суммировать возможности всех пяти прикаспийских государств в борьбе с незаконной деятельностью, включая браконьерство. Планируем в этом году пригласить экспертов и руководителей пограничных ведомств, решающих задачи на Каспийском море, с целью обсудить дальнейшие шаги по развитию многостороннего сотрудничества в регионе.

— В задачи Береговой охраны помимо охраны морских границ РФ входит и борьба с терроризмом на море и морским пиратством. А прошлый год ознаменовался инцидентом с провокационной попыткой самовольного прохода украинских военных судов через Керчь-Еникальский канал в обход действующих правил судоходства. Насколько Береговая охрана готова противостоять подобным инцидентам?

— В целях противодействия терроризму совместно с аппаратом Национального антитеррористического комитета совершенствуется система противодействия террористической деятельности в морском пространстве. На базе пограничных органов в Мурманске, Симферополе, Каспийске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском развернуты аппараты оперативных штабов в морских районах (бассейнах) по противодействию терроризму. На регулярной основе принимаем участие в проведении антитеррористических учений (тренировок) в морских районах (бассейнах).

Пограничные органы дооснащаются материально-техническими средствами, необходимыми для проведения контртеррористических операций, антитеррористических учений и тренировок.

Береговая охрана в Керчи получила два пограничных сторожевых корабля

Два сторожевых корабля 4-го ранга проекта 03050 (шифр Гюйс) вошли в состав Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Корабли закончили ходовые и государственные испытания в конце апреля этого года.


головной корабль серии «Орлан»
Как сообщается, в конце апреля 2019 года в Керчи успешно завершили ходовые и государственные испытания пограничные сторожевые корабли 4-го ранга «Коршун» и «Кречет» проекта 03050 (шифр «Гюйс»). Оба сторожевика построены в Рыбинске Ярославской области на верфях АО Судостроительный завод «Вымпел» и являются вторым и третьим кораблями проекта 03050, переданных пограничникам.
Корабли были заложены в начале 2018 года и уже в октябре были спущены на воду: 11.10. — «Коршун» и 17.10 — «Кречет». Головной корабль серии «Орлан» был заложен 24 июня 2016 года, спущен на воду 2017 года и передан Береговой охране Пограничной службы ФСБ РФ с базированием в Керчи. В настоящее время в Рыбинске строятся четвертый и пятый ПСКР проекта 03050.
Проект 03050 пограничного сторожевого корабля разработан конструкторским бюро ССЗ «Вымпел» совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) и является дальнейшим развитием проекта 1496М1 с учётом пожеланий пограничной службы РФ. ПСКР совмещает в себе качества патрульного корабля и буксира.
Полное водоизмещение корабля — 112 тонн, длина/ширина/осадка — 29,1/ 6,5/1,9 метра. Максимальная скорость хода — 18 узлов, автономность — 10 суток. Экипаж — 5 человек. Вооружение — один пулемет (калибр не указан).
Все пять ПСКР, построенные и еще строящиеся в Рыбинске, предназначены для усиления Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ в Черном море с базированием в Керчи.

Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России

mascotte110377> 10 ОБрПСКР г. Владивосток в/ч 2441
55 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ МОРЮ
5 декабря 2008 года у Отряда ПСКР в г.Владивостоке – юбилей. 55 – возраст зрелого человека, для части – это целая история со множественными событиями, судьбами людей, традициями и устоями.
Хотя официальной датой рождения части принято считать 1953 год, истоки ее гораздо глубже. Согласно архивным документам, 27 декабря 1922 года, на третий день после освобождения Владивостока, состоялось первое заседание Приморского военно-революционного комитета, решением которого был образован отдел государственно-политической охраны (позднее отдел ГПУ). Немного позже, 4 января 1923 года, были определены порядок охраны дальневосточной границы и ее построение. Почти полгода морскую границу охранял единственный корабль «Красный вымпел», пока в помощь ему не был выделен «Красный восток». И только в марте 1924 года пограничной охране ОГПУ были переданы корабли «Красный приморец», «Пролетарское око», «катера «Амур», «Поворотный», «Уссуриец», «Находка», «Контролер». 30 мая 1924 года все они сведены под единое командование. Так образовался Владивостокский отряд сторожевых судов пограничной охраны. А спустя одиннадцать лет к названию отряда добавляется слово «морской».
После войны с Японией дивизион пограничных кораблей, на базе которых в дальнейшем будет создана бригада пограничных сторожевых кораблей, располагался на 42-м причале бухты Золотой рог. Состав плавсредств был преимущественно из деревянных кораблей, развивающих скорость 14 узлов и трехмоторных со скоростью 26 узлов. Одновременно на 36-м причале порта Владивосток базировалась группа вспомогательных средств на месте нынешнего судоремонтного завода.
В 1945 году на месте сегодняшнего дислоцирования Отряда ПСКР базировался Пограничный порт, который занимался формированием грузов, их хранением и погрузкой на корабли для последующей отправки пограничным подразделениям, создаваемым на Сахалине и Курилах. Вскоре из Германии были приведены суда «Крупская» и «Брест», водоизмещением по 10 тонн, и танкер «Краснофлотец». Корабли считались самостоятельными воинскими частями, несмотря на то, что базировались на 44-м причале совместно с кораблями Владивостокского дивизиона. В их функциии входила переправка грузов из Пограничного порта в отдаленные подразделения границы.
В мае 1953 года Советское правительство приняло решение о создании во Владивостоке морской пограничной части с целью обеспечения подразделения округа всем необходимым для выполнения задач охраны государственной границы. Часть получила наименование – 28-й отдельный дивизион транспортных и ремонтирующих кораблей. Днем образования части было установлено 5 декабря 1953 года.
В 1962 году во Владивостоке началось формирование 37-го отдельного дивизиона сторожевых кораблей на месте расположения нынешнего Отряда ПСКР. С 44-го причала корабли были перебазированы. Формирование дивизиона возложили на командира 30-го Отдельного дивизиона сторожевых кораблей капитана 3 ранга Эдуарда Ивановича Гребенникова. 1 мая 1962 года он назначен командиром вновь созданного дивизиона.
15 февраля 1966 года 37 ОДСКР переформирован в отдельную бригаду. Корабли и суда, принятые от гражданских ведомств, выслуживали установленные сроки, и в Николаевске-на-Амуре началось строительство транспортных кораблей, некоторые из которых и в настоящее время находятся на боевом посту части.
В 1992 году, в период участившихся случаев морского браконьерства, для охраны биоресурсов залива Петра Великого был создан дивизион пограничных сторожевых катеров. Тогда же в составе бригады создается дивизион строящихся и ремонтирующихся кораблей, основной задачей которого является объединение в своем составе под единым командованием ремонтирующихся на судоремонтных предприятиях и строящихся на Владивостокском судостроительном заводе кораблей, в последующем передаваемых в подразделения тихоокеанского пограничного округа. А в 2000 году в состав морского соединения вошел еще один дивизион – патрульных судов типа «Командор», предназначенный для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также обеспечения государственного контроля в сфере рыбодобычи и перевозки морепродуктов.
Долгое время на Владивостокское морское соединение пограничных кораблей была возложена основная задача – обеспечение централизованными поставками грузов и ремонтной базы отдаленные подразделения округа. В этом была уникальность бригады, по праву считавшейся транспортной. Но время вносит свои коррективы. Сегодня Отряд ПСКР в г.Владивостоке выполняет разнородные задачи, главной из которых является охрана морских биоресурсов.