Корабли 2 мировой

Содержание

Сверхтяжелый крейсер проекта B-65

Сверхтяжелый крейсер B-65 Общие данные

Экипаж

1300 чел. Общая численность

Бронирование

190 / мм. Пояс/борт

125 мм. Палуба

Вооружение

Артиллерия главного калибра:

  • 9 (3х3) — 310мм/50 орудия.

Универсальная артиллерия:

  • 16 (8×2) — 100-мм орудий Тип 98.

Зенитная артиллерия:

  • 12 (4×3) — 25-мм орудий Тип 96;
  • 4 (2×2) — 13,2-мм пулемета Тип 93.

Минно-торпедное вооружение:

  • 8 (4×2) — 610-мм торпедных аппарата.

Системы управления огнем и наблюдения:

  • 2 — директора Tип 94 для ГК с 8 м дальномерами;
  • 4 — директора Tип 94 HA для УА с 4,5 м дальномерами;
  • 6 — 110 см боевых прожектора Tип 92.

Авиагруппа

  • 3 гидросамолета-разведчика Aichi E13A;
  • 1 катапульта.

B-65 — проект сверхтяжелого крейсера для Императорского флота Японии. Реализация проекта В-65 должна была стать ответом Японии на разработанные для ВМС США «большие крейсера» типа Alaska. В соответствии с тактической доктриной ВМС Японии, эти обладающие хорошей бронезащитой и мощной артиллерией суперкрейсера предназначались для борьбы с тяжелыми крейсерами противника в генеральном морском сражении. После катастрофических потерь, понесенных японским флотом у аттола Мидуэй и дальнейшим ходом войны на Тихом океане стало понятно, что авианосцы стали главной ударной силой флота. Приоритет был отдан строительству авианосцев и программа разработки B-65 была закрыта.

Общие сведения

Сравнение размеров крейсера проекта B-65 и кораблей Императорского флота Японии

Сверхтяжелые крейсеры проекта B-65 можно рассматривать как возможную вершину эволюции конструкции тяжелых крейсеров ВМС Японии, если бы в свое время не было ограничений на строительство флота в подписанных Японией международных договорах . С появлением 5 сентября 1940 года заказа на «большие крейсера» типа Alaska для ВМС США и изучения японцами их спецификации проект сверхтяжелых крейсеров B-65 можно считать ответом на урозу, создавашуюся новыми американскими крейсерами.

Следует отметить, что крейсера данного проекта не следует относить к классическим линейным крейсерам. B-65, несмотря на мощную 310-мм артиллерию главного калибра, не предназначались для сражений с линкорами противника.

Сама идея линейного крейсера во всех вариантах реализации устарела к концу 1930-х годов, когда некоторые государства начали проектирование быстроходных линкоров, обладавших скоростью 30 узлов и выше, серьезным вооружением и защитой. После их появления становились бесполезными любые корабли, которые были неспособны противостоять обстрелу линкоров на стандартных дистанциях боя или уйти от них.

Сам по себе проект в рамках заданных технических условий был неплох. Огневая мощь — значительная, противоторпедная защита — хорошая, скорость — достойная. Хотя, если в рамках «послезнания» судить по опыту войны, эта противоторпедная защита была не такой надежной, как планировалось при разработке, но американские «большие крейсера» типа Alaska не имели даже такой. Бронирование позволяло вступать в бой максимум с тяжелыми крейсерами.О специфике и тактическом назначении кораблей проекта B-65 речь пойдет ниже.

История создания

Крупнейшие в истории линейные корабли Yamato и Musashi. Эти корабли считались японцами ключевым элементом доктрины «Кантай Кэссэн»

Предпосылки к созданию

Крейсер Alaska. Ответом на эти корабли должны были стать корабли проекта B-65

По окончании Первой мировой войны военно-морской флота Страны Восходящего солнца уступал своему основному сопернику — ВМС США — по большинству классов кораблей. По условиям Вашингтонского договора 1922 года была отменена японская обширная программа постройки флота и тоннаж основных классов кораблей был зафиксирован 5:3 в пользу ВМС США.

У Японии осталось два пути: создание индивидуально более сильных кораблей, чем их вероятные противники или искать дорогу в поиске новейших технических и тактических приемов, неожиданных для соперника. Первый путь на длительное время закрывали упомянутый выше Вашингтонский и Лондонский (1930-го года) договоры о лимитировании морских вооружений. Выбрав второй путь, путь поиска тактических новинок, японский флот во многом преуспел. Основываясь на выработанной после опыта Цусимы доктрине «Кантай Кэссэн» (яп. 艦隊決戦, рус. «решающее сражение флота») руководство японского флота планировало уничтожить главные силы флота вероятного противника в генеральном сражении.

Вся кампания против ВМС США выливалась в намерении остановить направлявшуюся к Японским островам группировку американских линкоров. Так как сражаться с превосходящим по силам американским флотом было равно поражению, то главной тактической задачей было ослабить противника перед генеральным сражением. Японские стратеги планировали нанесение сопернику в ночь пред главной битвой массированного торпедного удара. Для этого планировалось задействовать сильное и хорошо подготовленное «Соединение ночного боя». Указанное соединение по усложненной японской организации соответствовало 2-му Флоту (официально именовался «Разведывательные силы»).

Следует отметить, что экипажи кораблей 2-го Флота проходили курс специальной боевой подготовки для действий в ночных условиях и условиях ограниченной видимости. Другими словами, весь 2-й Флот представлял собой соединение, отлично подготовленное для ночного боя. Главный ударный кулак, 1-й Флот («Линейные силы»), состоял из линейных кораблей, авианосцев и эсминцев. Внешнее кольцо охранения линкоров вероятного противника согласно оценкам японского штаба, состоящее из тяжелых крейсеров, планировалось прорывать линейными крейсерами 3-й дивизии линкоров (типа Kongo) и тяжелыми крейсерами 4-й дивизий крейсеров (типа Atago). Затем в дело вступали тяжелые крейсера 5-й (типа Myoko), 7-й (типа Mogami) и 8-й дивизий (типа Tone). Основной же удар наносили эскадры эсминцев (всего 32 эсминца) и крейсеров-лидеров данных эскадр.

Первоначально командование японского флота планировало заменить четыре линкора типа Kongo четырьмя новейшими сверхтяжелыми крейсерами, обладавшими хорошим вооружением, скоростью и защитой.

Проектирование

Незадолго после начала Второй мировой войны японская разведка получила информацию о старте проектирования в США сверхтяжелых крейсеров типа Alaska с артиллерией главного калибра 305-мм и скоростью более 30 узлов. После изучения имеющейся информации по основным тактико-техническим характеристикам американских кораблей практически сразу начались ответные работы. Результатом работы японских проектировщиков стал проект сверхтяжелых крейсеров типа «супер А» (проект B-65). Их проектирование стартовало летом 1940 года. Первые два корабля проекта B-65 даже были включены в «Пятую программу пополнения флота 1942—1943 гг.» под номерами 795 и 796, и уже с августа 1940 года они значились в списках «Соединения ночного боя» вместо устаревших линейных кораблей типа Kongo.

Разработка новейших кораблей вышла за стадию теории довольно далеко. В 1940 году на военно-морской верфи в Йокосуке провели полномасштабные испытания их противоторпедной защиты. Испытания новых 310-мм орудий были назначены на следующий год. Также рассматривался переход на 360-мм орудия главного калибра в трех двухорудийных башнях, всего шесть орудий. По данному варианту перевооружения проекта нет доступной информации. Однако перегрузка проектного отдела и ухудшавшаяся с каждым днем международная обстановка на Тихом океане потребовали переместить центр усилий на более приоритетные задачи.

Разработка проекта была остановлена в ноябре 1941 года. С началом войны на Тихом океане ограниченные судостроительные возможности Японии уже не позволяли реализовывать подобные проекты. Полная отмена дальнейших работ по кораблям проекта B-65 произошла в следствие стратегического изменения ситуации в войне на Тихом океане — после поражения японского флота в битве за Мидуэй в июне 1942 года. Заказы на строительство суперкрейсеров никогда не были выданы.

Описание конструкции

Корпус

Проекции корпуса крейсера проекта B-65

Продольные обводы гладкопалубного корпуса с клиперским форштевнем, призванным улучшить мореходные качества, соответствовали принятым морским техническим отделом. Наибольшая ширина корпуса шла от середины корабля в корму. В носовой части высота надводного борта определялась требованиями хорошей мореходности, в средней части необходимостью обеспечения хорошего запаса плавучести и остойчивости, в корме — стремлением максимально сэкономить вес судна.

Главными конструктивными элементами, которые обеспечивали продольную прочность, являлись три палубы, из которых средняя была броневой. А также три платформы в оконечностях судна и броневой пояс, который включался в силовой набор корпуса.

В центральной части корпуса, вдоль диаметральной плоскости корабля, располагались четыре машинных отделения в два ряда по два отделения на ряд. Подобным образом, тоже вдоль диаметральной плоскости, располагались восемь котельных отделений в два ряда по четыре отделения на ряд.

Бронирование

Современная реконструкция возможной схемы бронирования и ПТЗ. Сечение по 1-й башне главного калибра

Вертикальная бронезащита корпуса была спроектирована из расчета противостояния обстрелу из 305-мм орудий на дистанциях от 20 до 30 км. Горизонтальная броня должна была выдерживать попадания сброшенной с пикирования крупной авиабомбы весом 800 кг (позже до 1000 кг).

Главный 190 мм пояс, который устанавливася с уклоном наружу в 20°, до 241 мм увеличивал его эффективную толщину. Главный броневой пояс прикрывал около 60 процентов длины корабля по ватерлинии (начинался от носовой и заканивался кормовой башней главного калибра). Оконечности прикрывались броневыми траверзами, которые с большой долей вероятности также могли быть установлены с наклоном. На верхнюю кромку броневого пояса опиралась броневая палуба толщиной 125 мм. Барбеты башен главного калибра выше уровня броневой палубы должны были иметь минимальную толщину 210 мм, лобовые плиты башен, вероятно, 200 мм, а боковые до 165 мм. Бронирование боевой рубки до 180 мм. В кормовой части планировалось бронирование помещений для основной и вспомогательной рулевых машин.

Противоторпедная защита проектировалась мощной и должна была выдерживать взрыв заряда торпеды в эквиваленте 400 кг ТНТ (тринитротолуола). Кроме этого, противоторпендная защита должна была выдерживать подводные попадания 305-мм снарядов. Основой противоторпедной защиты, как и на линкорах типа Yamato, была одна мощная броневая противоторпедная переборка, которая являлась продолжением главного броневого пояса. Но другое в сравнении с Yamato размещение машинных и котельных отделений (в более длинном и узком корпусе) позволяло внедрить важное улучшение — возможность установки на протяжении носовых погребов главного калибра, а также на протяжении котельных и машинных отделений еще одну водонепроницаемую переборку. Эта переборка должна была предотвратить поступление воды через поврежденную основную переборку в случае повреждения противоторпедной защиты и предотвратить затопление машинных и котельных отделений, что в реальности наблюдалось на Yamato и Musashi.

Энергетическая установка и ходовые качества

Размещение котельных и машинных отделений крейсера проекта B-65

Паросиловая котлотурбинная четырехвальная главная энергетическая установка по проекту состояла из восьми водотрубных паровых котлов Kanpon Ro с нефтяным отоплением, которые располагались в восьми котельных отделениях в два ряда по четыре отделения на ряд. Котлы должны были вырабатывать пар для четырех турбозубчатых агрегатов (ТЗА), каждый из которых работал на свой вал. ТЗА размещались в четырех машинных отделения в два ряда по два отделения на ряд.

Технические характеристики энергетической установки:

Экипаж и обитаемость

Ориентировочна численность экипажа при проектном составе вооружения и оборудования 1300 человек. В перспективе, по мере усиления зенитного вооружения, экипаж мог составлять свыше 1500 человек.

Вооружение

Главный калибр

460-мм орудие ГК линкоров типа Yamato. Так могла выглядеть казенная часть 310-мм орудия для крейсеров B-65

В роли орудий главного калибра на крейсерах проекта B-65 планировалась установка новых 310-мм пушек с длиной ствола в 50 калибров модели 31 cm/50 (12.2″) Type 0 (?) в трехствольных установках. Проектом предусматривалась установка трех башен ГК (две в носовой части корпуса и одна в кормовой).

Спроектированные для не реализованного проекта крейсеров орудия не имели никаких прототипов. Информация об этих орудиях полностью основана на предварительном проекте B-65. Тип 0 (модель 1940 г.) — вероятное название, они могли быть обозначены и как орудие Тип 94 (модель 1934 г.), если конструкция их казенного механизма соответствовала модели 460-мм орудий Тип 94, используемых для линкоров типа Yamato. В некоторых источниках упоминается 300 мм, но фактический калибр должен был составить 310 мм.

Отличительной характеристикой данного орудия должно было стать использование тяжелого 561 кг бронебойного снаряда, который проектировался для эффективного пробития вертикального и горизонтального бронирования на разных дистанциях боя.

Проектные характеристики орудий главного калибра крейсеров проекта B-65:

  • Количество стволов в башне — 3
  • Углы возвышения орудий- от -5° до 45°
  • Максимальная дальность стрельбы — планировалась до 33 км при угле возвышения в 45°.
  • Теоретическая скорострельность составляла 3 выстрела в минуту.
  • Общий запас снарядов был недостаточным, всего 540 штук (по 60 на одно орудие). Но с учетом особенности планировавшегося применения кораблей проекта (скоротечный ночной бой), этого количества боеприпасов должно было хватить.

Универсальная артиллерия

100-мм АУ тип 98 модель А

Универсальная артиллерия дальнего действия должна была состоять из восьми спаренных стабилизированных 100-мм башенных артиллерийских установок с орудиями Tип 98 длиной ствола в 65 калибров. Всего шестнадцать 100-мм орудий Тип 98. Установки планировалось установить побортно в центральной части корпуса, по четыре на борт.

Орудийная установка Тип 98 Модель А была принята на воору­жение флота в 1938 году. Установка представляла собой один из немно­гих разработанных в Японии видов вооружения, которое по своим тактико-техническим характеристикам превосходило прочие мировые аналоги. Но при сравнении нужно учесть, что уступающая японской по баллистическим харектеристикам аме­риканская артиллерийская система 127-мм Мark 12 обладала весомым пре­имуществом: в боекомплекте к ней были снаряды, оснащенные радиовзрывателями. Отсутствие у Тип 98 Модель А радиовзры­вателя и только оптическая наводка приводила к весьма малой вероятности пораже­ния цели.

Боекомплект 100-мм орудий обычно состоял из фугасных и небольшого количества учебных снарядов, других боеприпасов к данному орудию не было. Для дос­тижения высоких баллистических характеристик артиллерийской установки Type 98 Model А в жертву принесли живучесть ствола, составлявшую всего 350 выстрелов (для сравнения: у японской пушки 127-мм Type 89 — до 1500, а у немецкой 105-мм SKC/33 — около 2950).

Тактико-технические характеристики 100-мм орудия Тип 98:

Зенитное вооружение

Сдвоенные и строенные установки зенитного автомата Type 96

Кроме 100-мм универсальной артиллерии, которая также выполняла задачу зенитной артиллерии дальнего действия, для малокалиберного зенитного вооружения ближнего действия планировалась установка 25-мм автоматов Тип 96. Первоначально проектом предусматривалось размещение автоматов в двухствольных установках. Затем планировалось разместить в имеющих большую огневую эффективность трехствольных установках. Всего 6 установок по 2 зенитных автоматах в первоначальном варианте или 4 установки по 3 зенитных автомата в позднем варианте.

Для 25-мм автоматических орудий использовалось четыре вида снарядов: бронебойный, весом 262 г (без заряда); фугасный, весом 243 г (заряд 13,2 г); зажигательный, весом 250 г (заряд 11,3 г); трассирующий, весом 252 г, (заряд 11,0 г).Среди зенитных основных систем малого калибра периода Второй мировой войны автомат Тип 96 был сопоставим с 20-мм орудием Oerlikon, но проигрывал 40-мм орудию Bofors прак­тически по всем показателям.

Кроме этого предполагалась установка четырех крупнокалиберных пулеметов калибра 13,2-мм Тип 93 (японская версия системы Hotchkiss) в спаренных установках.В целом проектное зенитное вооружение можно считать весьма слабым. К началу войны на Тихом океане 25-мм пушки являлись вполне удов­летворительным оружием. Но в ходе боевых действий первоначальные незначительные недостатки японских 25-мм ав­томатов Тип 96 сильно проявились на фоне ка­чественного роста тактико-технических характеристик самолетов союзников и усовершенствования применяемой ими тактики. Скорость наведения 25-мм зенитных установок была неудовлет­ворительной даже при использовании электропривода, не говоря уже о ручной наводке. Конструк­ция прицелов была несовершенной и слабо приспособ­ленной для ведения огня по быстролетящим це­лям. Установка четырех 13,2-мм пулеметов типа 93 почти ничего не могла добавить к реальным возможностям противовоздушной обороны кораблей.

Тактико-технические характеристики 25-мм зенитного автомата Тип 96:

Торпедное вооружение

610-мм торпеда Тип 93. 1. Боевая часть. 2. Танк с окислителем. 3. Топливный танк. 4. Технический отсек 5. Приводы рулей направления и глубины. 6. Гребные винты

В отличие от действующих тяжелых крейсеров ВМФ Японии, торпедное вооружение на крейсерах проекта B-65 планировалось установить побортно в кормовой части, в нишах под верхней палубой. Всего две пары поворотных четырехтрубных 610-мм торпедных аппаратов для кислородных торпед Тип 93.

Конструкторы, поддаваясь требованию заказчика пошли на осознанный риск, так как повышенная концентрация взрыво- и пожароопасных запасов в корме корабля (авиационный бензин и боезапас плюс также торпеды) могла привести к детонации и гибели корабля. Что неоднократно и происходило с японскими тяжелыми кораблями. Достаточно вспомнить гибель крейсера Mikuma.

Торпеда Тип 93 имела массу 2,7 т и могла доставить до 490 кг взрывчатки ТНА (тринитроанизол) на скорости до 48 узлов на дальность 20 км, на скоростью 40-42 узла — на 32 км или на скорости 36 узлов — на 40 км.

Системы наблюдения и управления огнем

Схема размещения и общий вид СУО на примере носовой надстройки тяжелого крейсера IJN Furutaka в 1941 году. Обозначения: А — пост управления огнем ГК с директором Тип 94; В — пост слежения за целью; С — платформа УЗО; D, Е, F, G — компасный, верхний, средний и нижний мостики; 1,4 — 6-м и 1,5-м дальномеры Типа 14; 2 — сигнальный мостик; 3 — антенна радиотелефона; 5 — позиция 13,2-мм спарок; 6 — наблюдательный пост; 7 — зенитный директор Тип 94 с 4,5-м дальномером; 8 — пост слежения за воздухом; 9 — директор зенитных автоматов; 10 — зенитные бинокли; 11 — место сигнального прожектора.

В проект крейсеров в качестве систем управления огнем (СУО) закладывалась стандартная на тот момент для Императорского флота Японии структура и набор устройств, установленных приказом по морской артиллерии №18 от 24.04.1923 г. и внесенными изменениями приказом №13 от 9.03.1932 г..

Для крейсеров проекта B-65 структура и набор устройств должны были включать следующие помещения и оборудование:

1. Пост управления огнем, состоящий из:

  • поста управления огнем главного калибра (ГК) в верхней части носовой надстройки не менее, чем в 23 м над ватерлинией стандартная площадь 12 м² , оборудован директором Тип 94 с 8-метровым бинокулярным дальномером совмещающего типа. Директоры этих моделей заключались в башенки. Ширина директора 1 м, высота 1,7 м, вес 2 т. Проектировался для слежения за углами горизонтальной (ГН) и вертикальной (ВН) наводки, имел 2 вычислительных устройства: одно для коррекции угла возвышения и ГН на бортовой качке, второе для коррекции ГН из-за параллакса. Директор Тип 94 выдавал на принимающие устройства башен полные углы ВН и ГН, а управляющий стрельбой офицер наводил и стрелял из орудий в соответствие с указателями.
  • резервного поста управления огнем ГК в кормовой части, площадь не менее 12 м², оборудован директором Тип 94 с 8-метровым бинокулярные дальномером совмещающего типа.

  • посты управления огнем универсальных орудий площадью 12 м², которые размещались на надстройках, должны были оборудоваться двумя зенитными директорами Тип 94 фирмы Nippon Optical Manufacture Company в носовой и двумя в кормовой надстройках. Всего четыре устройства. ДиректорТип 94 размещался в башенке с 4,5-метровым стереоскопическим дальномером Тип 94 и четырьмя 8-см биноклями. Башенка вращалась электрогидравлическим приводом с максимальной скоростью 13°/с (вручную 9°/с), ВН ручная со скоростью 25 /с (максимальная). Рабочий диапазон измерения дистанции 3000-15000 м, максимальная скорость цели 150 м/с. Вес системы составлял 3,5 т, высота 1,6 м. Дальномер и бинокли горизонтального и вертикального наводчиков были стабилизированы. Директор измерял действительную дистанцию, угол подъема (или высоту цели), курсовой угол, углы вертикального и продольного отклонения цели и передавал эти данные в зенитное вычислительное устройство, размещенной под броневой палубой в центральном артиллерийском посту.

2. Боевые помещения, расположенные под носовой надстройкой и под броневой палубой:

  • боевой пост ГК площадью 15 м² , оборудованный вычислительным прибором стрельбы.
  • центральный пост связи, рядом с боевым постом ГК, площадь 4 м² .

3. Пост слежения за курсам и скоростью цели (визирный) в верхней части носовой надстройки рядом с пунктом управления огнем главного калибра, площадь 15 м², оборудован устройством слежения за целью.

4. Пост управления боевыми прожекторами в главном и резервном постах управления огнем главного калибра. Всего предусматривалась установка 6 110-см боевых прожектора Tип 92.

5. Система управления торпедной стрельбой состояла из директора совмещенного с устройством слежения за целью (визиром)и вычислительного устройства.Торпеды выпускались когда цель маневрированием корабля приводилась на линию прицела. Стандартным устройством слежения за целью для торпедной стрельбы крейсеров был прибор Тип 93.

Авиационное вооружение

Согласно проекту авиационное вооружение состояло из одной установленной в кормовой части катапульты Type 1 № 2 Model 11 (25.6 метров) и трех гидросамолетов-разведчиков Aichi E13A, а также кран для спуска и подъема самолетов. Два самолета со сложенными крыльями должны были располагаться на авиационной платформе, третий на катапульте. Запас авиционного топлива и авиационный боекомплект тоже хранились в кормовой части корабля.

Этот корабль в искусстве

Проект реализован в онлайн-игре World of Warships под названием Azuma в варианте без торпедного вооружения и в варианте с торпедным вооружением под наименованием Yoshino.

Примечания

  1. Вашингтонский от 1922 года и Лондонский от 1930 года — международные договора по ограничению военно-морских вооружений.
  2. Япо́ния (яп. 日本 Нихон, Ниппон, букв. «место, где восходит Солнце»). Поэтическое название — Страна восходящего солнца
  3. Такие же АУ устанавливались на эсминцы типа Akizuki, крейсер Oyodo и авианосец Taiho.

См. также

  • Императорский флот Японии
  • Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года
  • Вторая мировая война
  • Крейсер
  • Линейный крейсер

Литература и источники информации

Литература

  • Eric Lacroix & Linton Wells II Japanese Cruiser of the Pacific War. — Anaapolis Maryland, USA: Naval Institute Press, 1997.
  • Warship International. — Naval Records Club, Winter 1969. — С. 48-49.
  • Сулига С.В. Японские тяжелые крейсера. Том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации. — СПб: АОЗТ»ПФ», 1996. — 119 с.

Ссылки

  • Тема на форуме worldofwarships.eu по истории проекта B-65
  • Тема на форуме worldofwarships.eu по истории проекта B-65
  • Тема на форуме worldofwarships.com по истории тяжелых крейсеров Японии периода ВМВ
  • Статья С.Сулиги по проекту B-65
  • Статья на форуме сайта shipbucket.com на тему проекта B-65
  • Статья на сайте navweaps.com по вооружению крейсеров проекта B-65

Галерея изображений

  • Эскиз сверхтяжелого крейсера проекта B-65

  • Современная пластиковая модель сверхтяжелого крейсера проекта B-65

  • Современная реконструкция возможной схемы бронирования и ПТЗ. Сечение по машинному отделению

  • Схема турбозубчатого агрегата

  • Кормовые 100-мм артиллерийские установки Тип 98 модель А одного из эсминцев типа Akizuki

  • Компьютерная модель строенного зенитного автомата Type 96

  • Японский 110-см боевой прожектора Tип 92. Крейсера проекта B-65 должны были получить по шесть таких установок.

  • Торпедный аппарат Тип 92, модель (© Дж. Лоу, 1999)

  • Запуск гидросамолета-разведчика Aichi E13A c катапульты Type № 2 Model 5 японского тяжелого крейсера Ashigara. Яванское море, май 1943 г.

Самый мощный линкор всех времен и народов

Перед вами USS Iowa – первый из самых крупных и самых мощных линейных кораблей, которые когда-либо состояли на службе в Морском Флоте Соединённых штатов. Оснащённый 406-мм орудиями, способными стрелять ядерными снарядами, этот корабль — единственный в американской истории, обладающий такой возможностью.

Давайте я вам расскажу про этот корабль подробнее …

Эти девять орудий, дающих одновременный залп — ужасающее, но завораживающее зрелище. Однако следует признать, что в ситуации реального боя такой метод атаки далеко не оптимален. Ударные волны снарядов настолько сильны, что начинают влиять друг на друга, нарушая траекторию полёта. Военные решили эту проблему, стреляя из орудий в быстрой последовательности – каждое отдельное орудие способно стрелять независимо.

Фото 3.

USS Iowa использовался на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, но вскоре после неё стало очевидным, что время линкоров подошло к концу. Самой мощной силой на море стали авианосцы с их бомбардировщиками и истребителями. США отменили строительство двух из шести линкоров класса Iowa ещё до конца войны. Также Штаты планировали создать новый класс линейных кораблей – 65.000-тонные корабли класса Montana с 12-ю 406-мм орудиями, но отменили их разработку в 1943 году.

Фото 4.

2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона линкор «Айова» отправился в Тихий океан, где получил боевое крещение во время операции на Маршалловых островах.

С 8 апреля по 16 октября 1952 года линкор «Айова» участвовал в Корейской войне в боевых операциях у восточного побережья страны, осуществляя поддержку наземных сил артиллерийским ударами по Сонгджину, Хунгнаму и Койо в Северной Корее.

Тем не менее, после войны четыре построенных линкора класса Iowa — USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri, и USS Wisconsin – были действующей частью самого мощного боевого флота, который существовал в мире на протяжении нескольких десятилетий. В 80-х годах к впечатляющему арсеналу этих линкоров были добавлены 32 ракеты Tomahawk и 16 ракет Harpoon, а также 4 системы Phalanx.

Фото 5.

Также линкоры класса Iowa были единственными кораблями Флота США, способными стрелять ядерными снарядами. Их снаряды имели маркировку W23, и «с учётом их мощности от 15 до 20 килотонн в тротиловом эквиваленте, они делали 406-мм орудия линкоров Iowa самой крупнокалиберной ядерной артиллерией в мире».

Фото 6.

24 февраля 1958 года линкор «Айова» выведен из состава ВМС США, и переведен в состав Атлантического резервного флота. Но начале 80-х годов вернулся в строй, полностью обновив зенитную артиллерию и получив новейшую электронику. Орудия главного калибра остались на месте. Вес снаряда такого орудия — одна тонна. Дальность стрельбы — 38 км. Шесть лет назад Конгресс США отклонил предложение морского министра списать «Айову», сославшись на нежелательность ослабления огневой мощи американского флота.

Окончательно списан в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Сэсун-Бэй (шт. Калифорния). 28 октября 2011 году был отбуксирован в порт Ричмонд, Калифорния для восстановления перед переходом на постоянное место базирования в порту Лос-Анжелеса. Там он будет использоваться в качестве музея

Фото 7.

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Вот их названия: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64).

Фото 8.

Информация по орудиям:

http://www.navweaps.com/Weapons/WNUS_16-50_mk7.htm — по главному калибру

http://www.navweaps.com/Weapons/WNUS_5-38_mk12.htm — по универсальному калибру (пятидюймовки).

Фото 9.

Фото 10.

Фото 12.

Фото 13.

В целом, «Айова» была несомненным триумфом американского кораблестроения. На ней были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев, и она обладала отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки «Айовы», стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу «Айовы» была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.

В результате, американцам удалось создать (практически без опыта) броненосец, немногим уступающий европейским современникам. Но сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна «Айовы» (что явно было не самым правильным актом).

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

USS Iowa (BB-61) — головной корабль серии из 4 линкоров типа «Айова» ВМС США.
Взрыв в орудийной башне американского военного корабля Айова случился 19 апреля 1989 года. Взрыв произошел в центральном помещении башни № 2 (16-дюймового орудия), и серьёзно повредил само орудие. Погибло 47 моряков.

Давайте вспомним что нибудь еще интересное о кораблях : вот например RMS и HMS Queen Elizabeth, а вот печальное Кладбище кораблей. Посмотрите еще на Слишком уникальный USS Zumwalt и Как строят авианосец Gerald R. Ford. А вот уже наш Самый большой ледокол в мире

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=49669

Страница не найдена!

История создания и службы
итальянских линкоров Второй мировой войны.

Из первой мировой войны итальянский линейный флот вышел в весьма ослабленном состоянии: не поучаствовав ни в едином сражении, он потерял дредноут “Леонардо да Винчи”, поставив Италию в тяжелое положение перед лицом постоянного соперника на Средиземном море — Франции.

Соотношение линейных сил Италии и Франции 1:1,5, предусмотренное Вашингтонским соглашением, конечно же, не устраивало амбициозных итальянцев. А когда потенциальный противник объявил о постройке двух новых кораблей — хотя и относительно небольших, но мощных и быстроходных “Дюнкерка” и “Страсбурга”, чаша терпения переполнилась. Необходимо было дать надлежащий ответ.

И ответ последовал — достаточно оригинальный и неожиданный. Недостаток средств не позволял построить необходимые для противостояния 5-6 новых судов, поэтому конструкторы предложили перестроить имеющиеся 4 дредноута таким образом, чтобы они могли успешно сразиться с двумя “дюнкерками” и уйти от остальных, устаревших французских линкоров.

Идея состояла в удалении средней башни и размещении на месте подбашенных отделений новых машин. Для решения поставленной задачи пришлось проделать немало работ. Первыми в 1933 году на стапели встали “Кавур” и “Чезаре”. (См. старый вид.) С них сняли башни и все надстройки, извлекли машины и котлы и приступили к перестройке корпуса. Его носовую часть удлинили на 10,3 м, пристроив прямо к старому таранному носу дополнительную конструкцию с клиперским форштевнем. (Впоследствии эта странная конфигурация дала пищу для домыслов об удобстве размещения в межкорпусном пространстве заряда, якобы отправившего на дно “Новороссийск” — бывший “Чезаре”.) Удлинение корпуса понадобилось прежде всего для обеспечения более высокой скорости, не совместимой со старыми обводами. Новая энергетическая установка хотя и весила на треть меньше старой, но развивала втрое большую мощность! Механизмы разместили в шахматном порядке — по левому борту спереди находились котлы, за ними — турбины, а по правому — наоборот. Предполагалось, что обновленные таким образом дредноуты достигнут скорости в 28 узлов.

Оригинально решилась и проблема с вооружением. 305-мм пушки выглядели несолидными рядом с французскими 340-мм и новыми 330-мм, в особенности после удаления средней трехорудийной башни. А разработка нового крупнокалиберного орудия для старых судов являлась делом невыгодным. Тогда итальянцы просто рассверлили свои двенадцатидюймовки до калибра 320 мм. Дело выглядело весьма рискованным: пушки британской конструкции, находившиеся на вооружении итальянских дредноутов, изготавливались путем намотки многих километров проволоки на внутреннюю трубу. При рассверливании пришлось удалить несколько слоев этой “намотки” и вставить новый лейнер. Прочность при этом могла серьезно пострадать, но к чести итальянских оружейников надо отметить, что “операция” прошла отлично: их линкорам пришлось не раз вести огонь, но орудия прекрасно “держали удар”. Новые пушки дополнялись достаточно совершенной системой управления огнем. В результате вооружение модернизированной четверки оказалось вполне конкурентоспособным в сравнении с “французами”.

Полностью обновилась и вспомогательная артиллерия. Место казематных 120-мм пушек заняли шесть спаренных башенных установок (того же калибра, но более современной модели), размешенных на верхней палубе, а также восемь 100-мм зениток.

Не меньше изменений претерпела и защита — в основном палубная и подводная. Толщина главной броневой палубы над энергетической установкой составила 80 мм, а над погребами — 100 мм. Усилили и барбеты, причем также оригинальным образом: их “обнесли” снаружи дополнительным кольцом 50-мм брони. Хотя ненужный теперь каземат сняли, общий вес брони увеличился на 3200 т, достигнув солидной цифры в почти 40% от стандартного водоизмещения — совсем неплохо для традиционно считавшихся слабо защищенными “итальянцев”.

Очередной “изюминкой” модернизации стала противоторпедная защита. Главный конструктор генерал Пульезе предложил оформить ее (вместо обычных плоских переборок) в виде двух концентрических труб: внутренняя была полой и предназначалась в качестве “жертвы” для гашения силы подводного взрыва, а внешняя на удаленной от борта стороне представляла собой 25-мм полукруглую броневую переборку. Идеи Пульезе зародились еще в период первой мировой войны и проверялись с начала 20-х годов, но только теперь настало время их осуществления. Мнения о качестве такой защиты существовали и существуют самые разные; по опыту войны можно лишь сказать, что более важное значение имеет общая ширина, а не форма противоторпедной зашиты.

Столь обширные работы потребовали немало средств и времени. Только через 4 года “Кавур” и “Чезаре” вновь вошли в состав действующего флота. Впервые они показали себя в мае 1938 года, на морском параде в Неаполитанском заливе, который почтили присутствием оба фашистских лидера, Муссолини и Гитлер.

Вслед за первой парой наступила очередь двух оставшихся, “Андреа Дориа” и “Кайо Дуилио”. Почти “систершипы” своих предшественников, они прошли аналогичную модернизацию в 1937-1940 годах. Полубак, ранее более короткий, чем у “Чезаре” и “Кавура”, продолжили до той же длины, так что внешний облик линкоров стал еще более одинаковым. Также надставили нос и корму. Но скорость оказалась несколько меньше, чем у “кавуров”.

Главное отличие заключалось во вспомогательной артиллерии, которая на сей раз состояла из двенадцати новых 135-мм орудий (в четырех трехорудийных башнях с хорошей защитой), расположенных в носовой части. Основательно устаревшие 100-мм зенитки были заменены десятью новыми 90-мм универсальными пушками в более маневренных одиночных установках.

Вторая пара еще только готовилась ко вступлению в строй, когда первой уже довелось побывать в бою. В сражении у Пунта-Стило 9 июля 1940 года ей пришлось обменяться залпами с британскими “Уорспайтом”, “Малайей” и “Ройял Совереном”. Снаряд с “Уорспайта” поразил “Чезаре” в основание трубы и заставил итальянцев быстро покинуть поле боя. До несчастья в Таранто все четыре модернизированных линкора поучаствовали в коротких стычках с английскими силами, но более не получали повреждений — впрочем, не нанося никакого ущерба и противнику.

После Таранто затонувший “Кавур” подняли и перевели ремонтироваться в Триест. Работы продвигались неспешно, и до капитуляции Италии в строй он не вошел. А затем вновь отправился на дно, на сей раз чтобы предотвратить захват бывшими союзниками и новыми врагами — немцами. Те все же в очередной раз подняли линкор на поверхность, но воспользоваться им не смогли. Американская авиация вернула “Кавур” в ставшее уже привычным “подводное” состояние в 1945 году. Вновь поднят на поверхность он был спустя семь лет, и только для того, чтобы пойти на слом.

Самая интересная судьба выпала на долю его “напарника”. “Джулио Чезаре” счастливо избежал тарантского позора и участвовал в еще нескольких нерешительных столкновениях с британскими кораблями. Долгая непрерывная служба, казалось бы, исчерпала его боевые возможности, и в 1943 году линкор спровадили в Полу в качестве плавучей казармы и учебного судна. После капитуляции Италии ему пришлось отправиться на Мальту. По завершении войны в результате дележа флотов фашистских держав “Чезаре” достался СССР. Переданный 3 февраля 1949 года, он получил название “Новороссийск” и спустя сорок лет после закладки стал самым мощным линейным кораблем советского флота!

Рано утром 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте прозвучал взрыв, давший пищу многочисленным предположениям. Уже изрядно одряхлевший линкор, к тому же “домодернизированный” до состояния неплохой водопроницаемости новыми хозяевами, внезапно опрокинулся в ходе неудачно проводившихся спасательных работ. Некоторые до сих пор полагают, что к гибели “Новороссийска” приложили руку и итальянские диверсанты, и американские сверхмалые подводные лодки. Но официальная версия — подрыв на невытраленной донной германской мине — является, пожалуй, единственно разумной.

“Дориа” и “Дуилио” участвовали в дальнем прикрытии своих конвоев в Северную Африку, благополучно избежали английских торпед и американских бомб — только для того, чтобы сдаться союзникам в сентябре 1943 года. Однако спустя несколько месяцев англо-американцы вернули оба линкора новому итальянскому правительству. Они составили основу послевоенного итальянского флота, прослужив до 1956 года, а затем отправились на слом.

Вернемся, однако, к довоенным годам. Пока модернизировались старые дредноуты, а французы приступили к постройке своих “дюнкерков”, итальянские конструкторы медленно и тщательно разрабатывали новый проект. Работами руководил все тот же Пульезе. К 1934 году проектирование закончилось, и сразу же на верфях Генуи и Триеста состоялась закладка двух новых кораблей — первых в мире линкоров последнего поколения, сочетавших хорошую защиту и большую скорость при мощном вооружении.

Ответ на французский вызов стал поистине сокрушительным. Первоначально планировалось удержаться в пределах “договорных” 35 тысяч тонн. Но уже в ходе проектирования стало ясно, что в этом случае придется пожертвовать каким-либо из боевых элементов. Итальянцы вполне резонно, хотя настолько же и нечестно, решили, что к тому моменту, когда их питомцы войдут в строй, договорные ограничения изменятся или вообще отпадут. В итоге проектное стандартное водоизмещение “Литторио” достигло 40 тыс.т, а обычная кораблестроительная перегрузка добавила еще 500-700 т. Зато такие размеры позволили обеспечить оптимальные боевые качества корабля.

Традиционно высокая скорость (достигшая на испытаниях 31-31,5 узла) сочеталась с неожиданной для “итальянцев” очень хорошей и тщательно продуманной защитой. Главный пояс имел наклон наружу, увеличивающий его эффективную толщину, и состоял из двух слоев. Внешний, толщиной 70 мм, предназначался для “обезглавливания” наконечников бронебойных снарядов, сразу снижая их пробивающую способность примерно на четверть. Менее чем в полуметре вглубь находились основные плиты толщиной 280 мм, а в метре позади них — наклоненная под тем же углом 36-мм броневая переборка. Но и этим дело не кончалось: глубже в корпусе располагалась вторая 24-мм броневая переборка, на сей раз имевшая наклон внутрь корабля. Попавшему в борт снаряду предстояло пробить в сумме 420 мм брони. Выше главного пояса борт бронировался 70-мм листами (45 мм на полубаке), также способными деформировать бронебойный наконечник. Столь же внушительно выглядела защита сверху: главная броневая палуба над погребами имела толщину 162 мм, а над машинами — 110 мм. Верхняя палуба выполнялась из З6-мм броневых листов. Хорошо прикрывались и башни главного калибра, весившие более полутора тысяч тонн каждая! Исключительную толщину имели лобовые плиты башен вспомогательного калибра — такую же, как и главного — целых 350 мм. В качестве подводной защиты, естественно, использовалась излюбленная “труба” Пульезе диаметром почти 4 м с 40-мм кольцевой противоторпедной переборкой.

В общем, “Литторио” стал одним из наиболее защищенных линкоров за всю их историю. Вооружен он был также неплохо. Хотя итальянцы ограничились 15-дюймовым главным калибром (просто не сумев создать пушки максимально разрешенного, 406-мм), они попытались скомпенсировать размер очень высокими баллистическими характеристиками. Снаряд весил примерно столько же, сколько у знаменитой английской 15-дюймовки, но его начальная скорость достигала 850 м/с. По своей способности пробивать броню орудия “Литторио” превышали не только все 15-дюймовые, но также и некоторые 16-дюймовые пушки. Однако столь высокие возможности дали и отрицательный побочный эффект. Высокая начальная скорость снаряда вызывала сильное выгорание стволов, и после буквально нескольких первых выстрелов баллистика менялась, снижая точность стрельбы.

Вторую пару однотипных линкоров, “Рома” и “Имперо”, заложили в 1938 году, перед самой войной. Это сказалось на их судьбе. Но если “Рому” все же удалось ввести в строй (почти через 4 года после закладки), то “Имперо”, заложенный и спущенный на полгода раньше, так и остался у достроечной стенки до капитуляции Италии.

Впрочем, судьбу и остальных, пожалуй, лучших образцов итальянского кораблестроения нельзя назвать счастливой. “Литторио” получил свои 3 торпеды в Таранто и ремонтировался полтора года. После падения режима Муссолини его переименовали в “Италию”.

Его собрат “Витторио Венето” также пострадал от торпед: в битве при Матапане свое дело сделал торпедоносец “Суордфиш”, отправив линкор в ремонт почти на полгода. А через 2 месяца после его завершения новая британская торпеда, на сей раз с подводной лодки, снова привела корабль на завод. В 1943 году оба линкора стали излюбленными целями союзной авиации: англо-американцы боялись их попыток повлиять на действия в Северной Африке. Но бомбардировщики не нанесли главной силе флота дуче сколь-нибудь серьезных повреждений.

И все же авиация сыграла свою роковую роль в судьбе последнего линкора серии — “Ромы”. В момент капитуляции Италии все боеспособные корабли направились сдаваться на Мальту. Командующий флотом адмирал Карло Бергамини избрал в качестве флагмана совершенно новую “Рому”, ни разу не участвовавшую ни в одной боевой операции. И первый же ее поход стал для нее последним. 9 сентября отряд атаковали самолеты бывшего союзника — Германии, применившие свое новое оружие. Управляемая по радио планирующая бомба весом свыше тонны пробила насквозь борт и палубу “Ромы” и взорвалась под днищем. Уже одного этого было бы достаточно для полного выхода линкора из строя. Но второе попадание стало еще более разрушительным. От него сдетонировали передние погреба, и флагман пошел ко дну, унося с собой адмирала и более 1200 человек команды. Шедшую следующей в строю “Италию” также пронзила насквозь еще одна такая же бомба, по счастью, разорвавшись уже за противоположным бортом. Бывший “Литторио” благополучно сдался, воссоединившись с “Витторио Венето” в английском плену.

Англичане нашли для “узников” неплохую камеру, загнав их в озеро Амаро в южной части Суэцкого канала. Там оба самых могущественных итальянских корабля тихо ржавели в течение 4 лет. Уже в 1947 году их вернули в руки хозяев, но только затем, чтобы отнять снова. По условиям мирного договора “Италия” и “Витторио Венето” передавались США и Англии, которые должны были их немедленно разобрать. Эту обязанность союзники возложили на саму Италию, и в 1948 году основа морской мощи главного претендента на господство в Средиземном море превратилась в груду металлолома.

(Статья В. Кофмана из журнала «Моделист-Конструктор»)

См. статью Линкоры типа «Джулио Чезаре». Линкор «Новороссийск».

Итальянские линкоры
Второй мировой войны

На первую страницу

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

В тридцатые годы соглашения, заключенные ведущими морскими державами и регулировавшие область крупного военного судостроения, стали трещать по швам. Одни государства строили корабли у самого верхнего предела ограничений, другие просто игнорировали существующие лимиты. Когда Франция начала разработку новых тяжелых крейсеров, фашистская Италия почувствовала себя вправе приступить к собственному военно-морскому «ренессансу», заложив линкоры типа «Литторио».

Этим кораблям предстояло стать первыми в полном смысле слова линейными кораблями, строившимися в Европе с 1922 г., и первыми крупными боевыми кораблями, созданными в Италии со времен Первой мировой войны.
В тип «Литторио» входили две партии кораблей по два корабля в каждой. Первая пара была заложена в 1934 г., а вторая — в 1938 г. В один день с «Литторио» судостроители заложили и его «брата близнеца», линкор «Витторио Венето» (для обозначения их типа используются названия обоих кораблей). По плану предполагалось, что водоизмещение «Литторио» будет колебаться в пределах
35 ООО т, однако к моменту схода со стапелей корабль значительно потяжелел. Главным вооружением «Литторио» служили 15-дюйм. (381-мм) орудия с высокой начальной скоростью полета снаряда — самые мощные, которые только выпускались в Италии в то время. По бокам от носовых башен главного калибра устанавливались башни с б-дюйм. (152-мм) пушками — всего по две башни впереди и сзади, по три ствола в каждой. Отдельные 3,5-дюйм. (89-мм) зенитки и 4,7-дюйм. (119-мм) пушки размещались с бортов. Кормовая артиллерийская башня главного калибра устанавливалась выше, чем носовая, для того чтобы взрывная волна не повредила палубный самолет (обычно истребитель «Реджианне» Re 2000), ангара для которого не предусматривалось. «Увешанный оружием» «Литторио» не располагал столь же мощным бронированием — главное предпочтение конструкторы отдавали быстроходности судна.

Вместе с тем противоторпедную защиту они продумали основательно. «Литторио» был заложен 28 октября 1934 г., спущен на воду 22 августа 1937 г. (на месяц позже «Витторио Венето») и вступил в строй б мая 1940 г. Почти сразу ему пришлось принять боевое крещение, когда КВМФ устроил настоящий разгром итальянского флота в гавани Таранто.
11 ноября 1940 г. самолеты «Суордфиш» из состава морской авиации Британии поразили «Литторио» тремя торпедами, однако, несмотря на это, линкор остался на плаву. В апреле 1941 г. после ремонта «Литторио» вернулся в строй, а почти годом позже, в марте 1942 г., во время боя у африканских берегов вновь был поврежден. В июне 1942 г. и апреле 1943 г. линкору удалось уцелеть после сильнейших воздушных атак. 30 июля 1943 г., через пять дней после свержения Муссолини, «Литторио» переименовали в «Италию». 9 сентября, по пути на Мальту, где «Италия» и аналогичный ему «Рим» должны были сдаться союзникам, линкоры подверглись ударам немецких крылатых бомб. «Рим» пошел ко дну, а «Италия» получила серьезные повреждения. Простояв остаток войны на приколе, в 1946 г. «Италия» вернулась на родину.
По условиям выплаты репараций, линкор достался США и был отправлен в переплавку между 1948 г. и 1950 г.

Тактико-технические характеристики линкора «Литторио»

Водоизмещение стандартное 40 724 т; полное 45 236 т
Главные размерения длина (общая) 237,74 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,18 м; осадка 9,57 м
Энергетическая установка восемь котлов Ярроу, четыре турбины Белуццо суммарной мощностью 128 200 л.с., вращающие четыре гребных винта
Максимальная скорость 30 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 280 мм до 70 мм; палубы от 162 мм до 45 мм; надстроек от 210 мм до 70 мм; башен орудий главного калибра от 350 мм до 200 мм; башен универсальных орудий от 280 мм до 70 мм
Вооружение девять 15-дюйм. (381-мм) орудий главного калибра, 12 — 6-дюйм. (152-мм) и четыре 4,7-дюйм. (119-мм) универсальных орудия, 12-3,5-дюйм. (89-мм), 20 — 37-мм и 16 — 20-мм автоматических зенитных орудий, один самолет
Команда от 1830 до 1950 человек

Фото линкора «Литторио»

Топ самых мощных линкоров Второй мировой войны

С момента установки на корабли пушек начинается извечное соперничество снаряда и брони. После осознания уязвимости величественного парусного флота к огню орудий, инженеры и кораблестроители начинают устанавливать на военные суда броню. В 19-м веке появляются первые броненосцы, завершившие свое развитие к началу 20-го века и ставшие главной ударной и наиболее могущественной силой флота. Им на смену приходят линкоры-дредноуты, еще более крупные, мощные и тяжело бронированные. Пик развития линейных кораблей пришелся на Вторую мировую войну, когда соперничество снаряда и брони достигло апогея, породив наиболее мощные и величественные суда из когда-либо созданных человеком. О них и пойдет речь в нашей статье.

6. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V»

Перед Второй мировой военные флоты ведущих морских держав интенсивно вооружались современными линкорами. Великобритания считалась законодателем моды в сфере военного кораблестроения и наиболее мощной морской державой на протяжении уже нескольких веков, но после Первой мировой войны ее лидерство стало постепенно угасать. В итоге Владычица морей подошла к войне с наименее сильным «главным» линкором.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» англичане начали проектировать в конце 20-х годов 20-го века для замены ими сверхдредноутов. За несколько лет первоначальный проект претерпел значительные изменения, и к 1935 году был утвержден окончательный вариант длиной около 230 метров и водоизмещением порядка 35 тысяч тонн. Главным калибром нового линкора должны были стать десять 356-миллиметровых орудий. Расположение артиллерии главного калибра было оригинальным. Вместо классических четырех 2-орудийных или трех 3-орудийных башен выбрали вариант с двумя башнями по четыре орудия на носу и на корме и одной башней с двумя орудиями на носу. Калибр в 356 мм к началу Второй мировой считался недостаточным и был наименьшим среди остальных линкоров ведущих держав. Бронебойный снаряд «Кинг Джорджа» весил скромные 721 кг. Начальная скорость была невысокой — 757 м/с. Английские пушки не блистали скорострельностью. В плюсы можно занести только традиционно качественные стволы орудий и бронебойные снаряды вкупе с надежностью системы в целом.

Средний калибр линкора был представлен шестнадцатью 133-миллиметровыми орудиями в 2-орудийных башнях. Эти пушки должны были стать универсальными, ведя как зенитный огонь, так и выполняя функцию борьбы с вражескими миноносцами. Если со второй задачей такие пушки вполне справлялись, то против авиации они оказались неэффективными из-за малой скорострельности и несовершенства систем наведения. Также линейные корабли «Кинг Джордж» были оснащены двумя разведывательными гидросамолетами с одной катапультой.

Бронирование британских судов строилось по классическому принципу «все или ничего», когда основные и наиболее важные узлы корабля прикрывались самой толстой броней, а оконечности корпуса и палубы оставались практически небронированными. Толщина главного броневого пояса достигала впечатляющих 381 мм. В целом бронирование было достаточно неплохим и сбалансированным. Качество самой английской брони по-прежнему оставалось отличным. Нарекания вызывала лишь откровенно слабая противоминная и противоторпедная защита.

Главная силовая установка развивала 110 тысяч лошадиных сил и позволяла линкору разгоняться до 28 узлов. Расчетная дальность плавания экономичным 10-узловым ходом достигала 14 тысяч миль, однако в реальности все выходило куда скромнее.

Всего англичанам удалось построить пять кораблей такого типа. Линкоры создавались для противостояния немецкому флоту в Атлантике, однако служить им пришлось во многих уголках света. Наиболее воюющими из британских линкоров оказались «Кинг Джордж V», долгое время бывший флагманом английского Королевского флота, и «Принс оф Уэлс», принявший бой вместе со злополучным «Худом» против легендарного «Бисмарка». В конце 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией, остальные же его собратья пережили войну и были благополучно отправлены на слом в 1957 году.

Линкор Vanguard

Помимо кораблей типа «Кинг Джордж V», англичанам во время войны удалось заложить новый «Вэнгард» — более крупный и мощный линейный корабль, лишенный многих недостатков предыдущих линкоров. По водоизмещению и вооружению (50 тысяч тонн и восемь 381-миллиметровых орудий) он напоминал немецкий «Бисмарк». Но достроить этот корабль англичане смогли лишь в 1946 году.

5. Линейные корабли типа «Литторио / Витторио Венето»

После Первой мировой войны Италия переживала не самые лучшие времена. Денег на строительство новых линкоров не хватало. Поэтому выпуск новых судов всячески откладывался по финансовым соображениям. К разработке современного линейного корабля Италия приступила лишь после закладки во Франции, основного соперника в Средиземноморье, мощных и быстроходных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», которые полностью обесценивали старые итальянские линкоры.

Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» — их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года.

Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых (381 мм) орудий в трех 3-орудийных башнях. Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато».

Вес бронебойного снаряда достигал 885 кг при высокой начальной скорости в 870 м/с. За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий в четырех 3-орудийных башнях. Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран.

Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов.

Линкор Vittorio Veneto

Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов. Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной (4,5—5 тысяч миль), но вполне достаточной для Средиземноморья.

Линкор Roma

Всего итальянцам удалось спустить на воду три линкора этого типа, четвертый корабль остался недостроенным. На протяжении всей Второй мировой суда вели боевые действия и периодически повреждались английской и американской авиацией, после чего ремонтировались и вновь вводились в строй. В итоге «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы после войны в Великобританию и США соответственно, где их распилили в середине 1950-х годов. Третий линкор — «Рома» — удостоился более печальной участи. После капитуляции Италии немцы потопили его управляемыми авиабомбами «Фриц-Х», дабы судно не досталось союзникам. Таким образом, красивые и изящные итальянские линкоры так и не сумели стяжать себе боевой славы.

4. Линейные корабли типа «Ришелье»

После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота.

После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними. Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».

Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина — порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке».

«Ришелье» нес восемь 380-миллиметровых орудий длиной 45 калибров в двух 4-орудийных башнях. Вес бронебойного снаряда составлял 890 кг при начальной скорости 830 м/с. Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.

Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту. Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен.

Линкор Jean Bart

Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил.

Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом.

Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два — «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении. Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными.

3. Линейные корабли типа «Бисмарк»

Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота.

Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. «Бисмарк» нес восемь орудий в четырех 2-орудийных башнях, по две на носу и корме. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов.

Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда (800 кг). Как показало время — не зря.

Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным. Используя схему с четырьмя башнями главного калибра, немцам приходилось бронировать до 70% длины корпуса. Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву.

Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Реальная дальность плавания была практически на 20% ниже заявленных 8,5—8,8 тысячи миль.

Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны.

Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа.»Бисмарку» в 1941 году пришлось принять бой, ставший самым известным морским сражением Второй мировой. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота — флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.

Модель линкора «Тирпиц»

После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.

2. Линейные корабли типа «Айова»

Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса.

Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн. «Айова» должна была противостоять японским линкорам типа «Ямато». Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях.

Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению.

А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы». Цитадель в центральной части корабля была прикрыта скромным 307-миллиметровым главным броневым поясом. В целом, линкор был бронирован на уровне «Саут-Дакоты» и европейских линейных кораблей с меньшим водоизмещением, а «Ришелье» он даже уступал. Не слишком полагаясь на свою бронезащиту, американцы пошли по другому пути.

Линкоры типа «Айова» получили мощнейшую среди аналогичных кораблей силовую установку в 212 тысяч лошадиных сил. Для сравнения, на предшественнике мощность турбин достигала всего 130 тысяч «лошадок». «Айова» теоретически могла разогнаться до рекордных 33 узлов, превосходя по скорости хода абсолютно все линкоры Второй мировой. Таким образом, американские линейные корабли обладали преимуществом в маневре, имея возможность выбирать для себя оптимальные дистанцию и условия артиллерийского боя, частично компенсируя не самое крепкое бронирование.

Всего американцы планировали построить шесть кораблей данного типа. Но принимая во внимание уже построенные четыре линкора типа «Саут-Дакота» и все более возрастающую роль авианосцев, в США ограничились серией из четырех кораблей — «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин». Все линейные корабли принимали активное участие в войне на Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии.

Послевоенная судьба линкоров типа «Айова», в отличие от большинства судов этого класса, сложилась не совсем обычно. Корабли не были сданы на металлолом, а продолжили свою службу. Американцы активно использовали свои линкоры во время войны в Корее и Вьетнаме. В середине 1980-х уже старые к тому времени суда прошли модернизацию, получив современную электронную начинку и управляемые крылатые ракеты. Последним конфликтом, в котором принимали участие линейные корабли, стала война в Персидском заливе.

1. Линейные корабли типа «Ямато»

Японские военные понимали, что экономически соперничать со своим основным соперником на Тихом океане, Соединенными Штатами Америки, невозможно. Поэтому было решено добиться качественного превосходства, чтобы компенсировать количественное отставание. Это противостояние вылилось в рождение самых крупных и мощных линкоров в истории.

При проектировке этих кораблей японцы старались сделать максимально вооруженное и наиболее защищенное судно в мире. Отбросив Вашингтонские соглашения, в обстановке строжайшей секретности они в 1937 году заложили гигантский линкор «Ямато», полное водоизмещение которого превысило 70 тысяч тонн, а длина достигала 260 метров.

Артиллерия главного калибра была представлена девятью 18-дюймовыми орудиями в трех 3-орудийных башнях, расположенных классически, как на «Витторио Венето» и «Айове». Подобной артиллерии не имел ни один линкор в мире. Бронебойный снаряд весил без малого полторы тонны. А по суммарному весу залпа «Ямато» превосходил европейские линейные корабли с 15-дюймовыми пушками почти вдвое. Система управления артиллерийским огнем была совершенна для своего времени. И если «Ямато» не обладал такими новшествами, как радиолокаторы (были установлены на «Айове»), то оптические дальномеры и баллистические вычислители не уступали мировым аналогам. Проще говоря, ни одному линкору того времени в пределах дальности стрельбы орудий японского монстра в 40 с лишним километров лучше было не показываться.

Зенитные орудия японцев, не уступая по качеству европейским, отставали от американских по точности стрельбы и скорости наведения. Малокалиберные автоматические зенитные пушки, число которых за время войны возросло с восьми встроенных автоматов до полусотни, все равно качественно уступали «Бофорсам» и «Эрликонам» американцев.

Бронирование линкоров типа «Ямато», как и главная артиллерия, было «самым-самым». Причем, стремясь установить на свои корабли броню максимальной толщины, японцы постарались уменьшить длину цитадели. В итоге главный броневой пояс прикрывал только примерно половину судна в центральной части. Зато его толщина была впечатляющей — 410 мм. Следует отметить, что японская броня по качеству уступала лучшей на то время английской и немецкой по причине закрытия доступа в Японию самых современных технологий производства броневой стали и отсутствия поставок ряда редких легирующих элементов. Но все равно «Ямато» оставался самым тяжело бронированным кораблем в мире.

Линкор «Мусаси»

Главная силовая установка японского суперлинкора была довольно скромной и выдавала около 150 тысяч лошадиных сил, разгоняя огромный корабль до 27,5 узла. «Ямато» был самым медленным среди линкоров Второй мировой. Зато корабль нес самую большую авиагруппу разведывательных самолетов — целых семь штук на двух катапультах.

Японцы планировали ввести в строй три линкора этого типа, но смогли достроить только два — «Ямато» и «Мусаси». Третий, «Синано», был переделан в авианосец. Судьба кораблей сложилась печально. Японские моряки шутили, что линкоры типа «Ямато» больше и бесполезнее даже таких огромных и бесполезных вещей, как Китайская стена и египетские пирамиды.

Ни «Ямато», ни «Мусаси» так и не удалось сокрушить своей могучей артиллерией корабли противника. В итоге оба японских линкора, брошенные в конце войны в безрассудные походы против превосходящих сил противника, были потоплены американской авиацией, не имея шансов уцелеть. Справедливости ради отметим, что живучесть они проявили отменную, получив в свои могучие корпуса более десятка торпед и тяжелых бронебойных бомб.