Корабль с тремя рядами весел

ГРЕБЕЦ

Смотреть что такое «ГРЕБЕЦ» в других словарях:

  • гребец — загребной, гондольер Словарь русских синонимов. гребец сущ., кол во синонимов: 9 • весленик (1) • галеот … Словарь синонимов

  • ГРЕБЕЦ — ГРЕБЕЦ, гребца, муж. 1. Человек, веслом двигающий лодку. || Работающий на веслах за плату. Мы наняли для своего путешествия двух гребцов. 2. Тот, кто сгребает сено на сенокосе (обл.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ГРЕБЕЦ — (Rower, oarsman) человек, гребущий на шлюпке веслом или гребком. Баковые гребцы (Bowman) гребцы, работающие на баковых веслах, т. е. на первых, считая от носа шлюпки. Раньше их называли крючными. Загребной (Stoke, stroke oar) первый от кормы Г.… … Морской словарь

  • гребец — irkluotojas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Irklavimo sportininkas, nuolat dalyvaujantis varžybose. atitikmenys: angl. oarsman; puller; rower; sculler vok. Ruderer, m rus. гребец … Sporto terminų žodynas

  • гребец — irkluotojas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogus, irkluojantis kokią nors valtį. atitikmenys: angl. oarsman; puller; rower; sculler vok. Ruderer, m rus. гребец … Sporto terminų žodynas

  • Гребец — м. 1. Тот, кто гребёт , сидя в лодке. 2. Спортсмен, занимающийся греблей . Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • гребец — гребец, гребцы, гребца, гребцов, гребцу, гребцам, гребца, гребцов, гребцом, гребцами, гребце, гребцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • гребец — греб ец, бц а, твор. п. бц ом, род. п. мн. ч. бц ов … Русский орфографический словарь

  • гребец — (2 м), Р. гребца/, Тв. гребцо/м; мн. гребцы/, Р. гребцо/в … Орфографический словарь русского языка

  • гребец — бца; м. Тот, кто гребёт (1 зн.); спортсмен, занимающийся гребным спортом. Гребцы налегли на вёсла. ◁ Гребчиха, и; ж. (разг.). О спортсменке. Гребцовый, ая, ое … Энциклопедический словарь

Гребля

Кто хоть раз видел соревнования по академической гребле, тот никогда не забудет этого красивого зрелища. По сверкающей водной глади стремительно скользят длинные, узкие лодки. В необыкновенно четком ритме, как один человек, взмахивают веслами сидящие в них стройные, загорелые гребцы. Кому, глядя на них, не захочется попробовать и свои силы!

Двойка парная. На тренировке.

Гребля — чудесный вид спорта и замечательное средство физического воспитания молодежи. Свежий воздух, вода, солнце, постоянная смена впечатлений, нагрузка на различные группы мышц, ритмичность движений благотворно влияют на сердце, легкие и нервную систему человека. Занятия греблей развивают ловкость, координацию движений, закаляют волю. Гребля в составе команды воспитывает чувство коллективизма, приучает к дисциплине — ведь отсутствие одного человека может сорвать тренировку всей команды.

Гребля имеет и большое практическое значение. Тем, кто готовится к работе на водном транспорте, на рыбных промыслах или на сплаве леса, умение грести совершенно необходимо.

Одиночка. Положение гребца в начале гребка.

Первые лодки появились очень давно. С их помощью человек преодолевал водные пространства. Но уже. в далекой древности гребля начала приобретать и спортивный характер. Первое упоминание о соревнованиях гребцов встречается у римского поэта Вергилия в поэме «Энеида».

Современная история спортивной гребли начинается с 1716 г., когда в Англии были проведены первые соревнования по гребле. Особенной популярностью в Англии пользовалась академическая гребля. Начиная с 1829 г. там стали проводиться соревнования студентов Оксфордского и Кембриджского университетов, а в 1839 г. впервые были проведены соревнования в г. Хенлее. Ныне Хенлейская регата — самое популярное в мире соревнование по гребле.

Схема гребка на одиночке

В 1893 г. впервые было организовано первенство Европы по академической гребле для мужчин, а в 1900 г. академическая гребля для мужчин была включена в программу Олимпийских игр.

В 1936 г. в программу Олимпийских игр были включены соревнования по гребле на каноэ и байдарках. Они проводятся для двоек и одиночек. С 1948 г. в Олимпийских играх на байдарке на 500 м выступают и женщины.

По более широкой программе, чем на Олимпийских играх, проводятся соревнования на первенство мира и Европы.

Гребной спорт давно существует и в нашей стране; В 1718 г. по повелению Петра I в Петербурге был создан яхтклуб и на Неве появилась флотилия из 141 лодки. Петр I обязал владельцев этих лодок принимать участие в парадах на Неве. Для этого создавались специальные команды гребцов. Жители Петербурга явились инициаторами и первых соревнований. В 1860 г. состоялось открытие Петербургского речного яхтклуба и были проведены первые соревнования по гребле. Этот год официально считается годом «рождения» гребного спорта в России.

Особенно широко стал развиваться гребной спорт в конце XIX и начале XX в. Во многих городах России возникали гребные клубы, началось освоение академической гребли. Среди русских гребцов появились выдающиеся спортсмены: чемпион Москвы и России Митрофан Свешников, несколько раз побеждавший сильнейших иностранных гребцов; неоднократный чемпион России Г. С. Шустов; чемпион России Анатолий Переселенцев, завоевавший звание чемпиона Европы; участник Олимпийских игр 1912 г. М. Кузик и др.

Однако гребной спорт в царской России не получил широкого распространения. Дорогой инвентарь и большие членские взносы в клубах делали его доступным лишь состоятельным людям.

Только при Советской власти этот вид спорта стал в нашей стране массовым. Сейчас гребным спортом в секциях спортивных обществ, детских спортивных школах и клубах ДОСААФ занимаются десятки тысяч человек.

Советские гребцы добились замечательных успехов и в международных соревнованиях. Впервые они выступили (и успешно) на Олимпийских играх в 1952 г. Звания чемпионов Олимпийских игр в 1956 г. добились: по академической гребле — В. Иванов, Ю. Тюкалов, А. Беркутов; по байдарочной гребле — Е. Дементьева; по гребле на каноэ — П. Харин и Г. Ботев. Многие гребцы заняли призовые места.

Схема гребка на байдарке.

Большое внимание в Советском Союзе уделяется развитию гребного спорта среди молодежи. Созданы детские спортивные школы и юношеские секции в спортивных обществах. Юношеские соревнования проводятся для двух возрастных групп: 15—16 и 17 —18 лет. Для старшей группы с 1948 г. проводятся Всесоюзные соревнования. С 1958 г. соревнования по гребле на байдарках включены в программу Всесоюзной спартакиады учащихся. С 1958 г. проводятся также молодежные соревнования по гребле для юношей и девушек не старше 22 лет.

Гребной спорт делится на несколько видов.

Народная гребля. Этот вид гребли наиболее распространен. Народные (прогулочные) лодки в некоторых местах называются также яликами, гичками. Это широкие, устойчивые, снабженные рулем лодки. Они рассчитаны на одну или две пары весел, которые закрепляются в уключинах на бортах лодки. Гребец сидит на скамейке (банке), его ноги упираются в специальные упоры. Народная лодка устойчива и наиболее пригодна для начинающих заниматься гребным спортом. Упражнения на ней могут быть хорошей основой для изучения других видов гребли. До 1951 г. по народной гребле проводились соревнования на первенство СССР.

Академическая гребля. Лодка для академической гребли (скиф) состоит из легкого и прочного каркаса и обшивки из тонких листов красного дерева. Она очень низкая, едва возвышается над водой. Длина лодки-одиночки 7—8 м при максимальной ширине 28—30 см; весит она 12—15 кГ. Самая большая лодка — восьмерка — имеет 18—20 м в длину и 55—60 см в ширину. Вес ее 80—100 кГ. Уключины в такой лодке выносятся за борт на специальных кронштейнах. Гребцы в лодке сидят друг за другом на подвижных банках, которые позволяют гребцу использовать при гребле силу ног и увеличивать длину гребка.

Схема гребка на каноэ-двойке.

Лодки для академической гребли в зависимости от числа гребцов называются одиночками, двойками, четверками и восьмерками. На восьмерке всегда есть рулевой, четверки и двойки могут быть с рулевым и без него, на одиночке рулевого нет, и гребец управляет лодкой только веслами.

Есть два вида академической гребли: парная (когда у каждого гребца по два весла) и распашная (когда у гребца одно весло).

Хорошие гребцы могут развить на гоночной лодке большую скорость. Например, мужская восьмерка проходит 2000 м за 6 мин. Но для достижения таких результатов от гребца требуется отличная физическая подготовка и большое мастерство владения веслами.

Учатся академической гребле на специально предназначенных для этого более широких и устойчивых лодках.

Байдарочная гребля. Прообраз спортивных байдарок — каяки народов Севера. За рубежом лодки такого типа и сейчас называются каяками.

Байдарки имеют длинный вытянутый корпус. Такая форма позволяет уменьшить сопротивление воды. Остов байдарки деревянный, а обшивка делается из парусины, резины или из дерева. Байдарка-одиночка около 5 м длины и 50 см ширины. Вес ее не меньше 12 кГ. Двойки—6,5 м длины и 55 см ширины; вес их не менее 18 кГ; длина четверок 11 м, ширина 60 см, вес 30 кГ.

Положение гребца на каноэ-одиночке в начале гребка.

Гребец в байдарке сидит лицом вперед на невысоком сиденье и гребет двухлопастным веслом попеременно с каждой стороны. Уключин байдарка не имеет. Нос и корма ее закрыты водонепроницаемой тканью (декой), а отверстие, в котором сидит гребец, закрывается специальным «фартуком». Это предохраняет лодку от попадания в нее воды.

Соревнования проводятся для мужчин на одиночках, двойках и четверках на 500, 1000 и 10 000 м, для женщин на одиночках и двойках на 500 м. Проводятся также эстафеты.

Гребля на каноэ. Прототипом этих лодок были пироги народов Африки, Азии и Южной Америки. Каноэ — это довольно широкая (75 см), невысокая лодка длиной больше 5 м. Она очень неустойчива. Гребец располагается в каноэ лицом по направлению движения, он стоит на одном колене на специальной подушке, набитой мелкой пробкой. Так как центр тяжести гребца находится очень высоко, неустойчивость лодки еще более увеличивается. Спортсмен гребет с одной стороны лодки однолопастным веслом. Лодка не имеет руля, поэтому гребец во время гребка подруливает веслом, чем и сохраняет прямолинейность движения. Все это требует большого умения. В соревнованиях на каноэ выступают только мужчины на одиночках и двойках на 1000 и 10 000 м. В Советском Союзе гребля на каноэ стала быстро развиваться после включения ее в программу Спартакиады народов СССР.

СОВЕТЫ ЗАНИМАЮЩИМСЯ ГРЕБЛЕЙ

Заниматься гребным спортом могут только умеющие хорошо плавать. Там, где существуют секции гребли, лучше всего записаться в юношескую секцию и обучаться гребле под руководством инструктора или тренера.

Проще всего начинать с народной гребли. Первоначально проверьте и подготовьте инвентарь (подгоните рукоятку весла, поставьте на нужное расстояние упор и др.). Во время занятий весла держите пальцами свободно, не напрягая рук в кистях. Гребок производите тяговым движением корпуса и рук. Корпус в заключительной части гребка значительно отклоняйте назад. В конце гребка быстро вернитесь в исходное положение, а весла также быстро выньте из воды. После окончания гребка спокойно заносите весла для следующего. Добивайтесь ритмичности всех движений.

Первые тренировки на воде не должны быть длительными. Продолжительность их нужно увеличивать постепенно. Длительные тренировки, вырабатывающие выносливость, проводятся в умеренном темпе. На этих же занятиях надо проходить небольшие отрезки в быстром темпе. После 1—2 месяцев такой подготовки можно прогрести какую-либо дистанцию (500—1000 м) на время. В период подготовки к соревнованиям больше внимания уделяется тренировкам на средние и короткие дистанции, отработке старта и финиша. При достаточной подготовке в начале сезона можно тренироваться 2—3 раза в неделю, а в разгар сезона — 3—4 раза.

По такому же плану тренируются и гребцы на байдарке.

Весло для байдарочной гребли подбирается такой длины, чтобы гребец доставал конец его вытянутой вверх рукой. Гребок производится так: вытянув вперед руку, гребец погружает в воду всю лопасть весла и тянет его к себе, возможно ближе к борту лодки. Вторая рука помогает гребку, делая толкательное движение вперед приблизительно на уровне глаз. Надо следить за тем, чтобы толкающая рука не уходила вверх. В конце гребка корпус разворачивается в сторону тянущей руки и весло быстро вынимается из воды. После небольшой паузы начинается гребок с другой стороны. В байдарочной гребле тоже очень важна ритмичность движений.

Мы не даем советов для занятий академической греблей и греблей на каноэ, так как лодки для академической гребли и каноэ имеются только в спортивных секциях, где занятия проводят тренеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

.

«Навались»: каково было гребцам на галере в древние времена



Сегодня под галерами чаще всего подразумевают все весельно-парусные суда эпохи Средневековья и Античности, хотя в действительности к ним стоит относить только первые. Удивительно, на гребные суда оставались популярными вплоть до середины Нового времени. Начиная со времен Древнего Египта, главная особенность и сила таких кораблей заключалась конечно же в их гребцах.

В античной галере гребцы сидели на нескольких ярусах. |Фото: miroslawitch.narod.ru.

В эпоху, когда не было дизельного, электрического и даже парового двигателя, людям на море приходилось полагаться на ветер, течение и силу мускул. Сложно поверить, однако даже в период Нового времени, парусно-весельные суда не спешили уйти с флота и активно использовались в том числе и во время ведения воин. История даже знает несколько случаев, когда легковооруженные «примитивные» весельные галеры обыгрывали в сражениях тяжеловооруженные галеоны, используя свое преимущество в быстроходности и маневренности. Совершенно очевидно, что эффективность таких судов определялось гребцами, которые на них сидят.

На каждом весле античного суда был один гребец, что позволяло достигать большей скорости и маневренности. |Фото: pinterest.cl.

Пик развития весельно-парусных кораблей конечно же пришелся на Античность. В те времена люди строили действительно разнообразные суда на весла, среди которых были поистине огромные. Число гребцов на таких кораблях могло превышать несколько сотен. Вопреки распространенному мнению гребцами далеко не всегда были рабы. На не очень больших военных судах ими могли быть и сами бойцы. Главной особенностью античных галер была система расположения весел. Весла «лежали» в несколько рядов. Самое главное, что в античный период на одно весло полагался один гребец.
Примечание: есть основание полагать, что комбинация парус-весла использовалась только в штиль. При этом во время сражений паруса скорее всего опускались, а для движения и маневра использовались только весла.

В Средние века на одном весле было до 7 человек. ¦Фото: naukatehnika.com.

Изменилось все в средние века. Рабовладельческая формация сменилась феодализмом, захват новых рабов для наиболее черной и опасной работы стал дело весьма затруднительным. Приток рабской силы был уже не тот и на галерах начались проблемы. Нехватка «профессиональных» гребцов привела к изменению конструкции данных судов. Действительно большие весельные суда исчезают, с каждым столетием они становятся все меньше, а самое главное меняется подход к расположению и организации весел. Если раньше на каждом весле сидело по одному гребцу, и весла при этом были короткими, то теперь весла были длинными и на каждом из них сидело по несколько гребцов.
Интересный факт: гребцы на средневековых галерах существовали в ужасных условиях. Трудиться, спать, есть приходилось в одном месте площадь которого могла не превышать участка 5х2 метра. В этом пространстве могло ютиться до пяти человек.


На средневековых судах дела обстояли иначе. |Фото: goodfon.ru.

К началу Нового времени стандартная галера имела 52 весла, на каждое из которых приходилось по 4-5 гребцов. На самых крупных кораблях могло быть до 64 весел, а число гребцов на каждое из них могло достигать уже 7 человек. Главная проблема таких судов была в синхронизации работы гребцов. Оказалось, что оптимизировать работу гребцов-одиночек на каждом весле было намного проще, чем целых «коллективов».

Галеры оставались актуальны еще очень долгое время. |Фото: livejournal.com.

Интересный факт: на каждом весле сидел так называемый «загребной», наиболее опытный и сильный гребец, который должен был обучать новичков из числа рабов и каторжников. Самых слабых гребцов садили ближе к корпусу, так как там приходилось прилагать меньше всего усилий, их называли уключими.
Одним из самых интересных вопросов, конечно же остается максимальная скорость галер. Галеры позднего образца на веслах редко разгонялись больше 5 узлов – 9 км/ч. При этом ранние галеры, те в которых на каждое весло удавалось посадить по одному гребцу были намного более совершенными. Их скорость на веслах могла составлять 8-10 узлов, что составляет 15-19 км/ч.
Кстати, если доведется побывать в Греции, то можно попробовать себя в качестве гребца на античной галере. Судно называется «Олимпия» и является весьма популярным аттракционом среди туристов.


Хочется узнать еще больше всего интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 10 знаменитых кораблей, вошедших в историю флота.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

galea_galley

После того, как мы рассмотрели общую организацию снабжения галер провиантом, выясним, как обстояли дела на отдельно взятой галере. Начнем с питания гребцов.

Рацион каждого гребца на галерах эпохи Людовика XIV был очень скудным, едва ли соответствующим физическим потребностям галерников. Сезонных изменений в снабжении продовольствием не было. Как упоминалось ранее, официальный рацион состоял из двух фунтов хлеба или эквивалентного количества морских сухарей в день (во Франции этот эквивалент по питательности составлял 550 г морских сухарей (галет) = 750 г свежего хлеба) с фасолевым супом, растительным маслом (или салом), солью и иногда включал немного вина.

Несмотря на дополнительные порции, полагающиеся по праздникам, этой пищи было недостаточно для здорового мужчины, занятого тяжелым физическим трудом.

Рабы зачастую получали больший рацион, чем каторжники – в 1669 г. Кольбер даже считал, что их «перекармливали». Он предупреждал интенданта Арнуля, что «многие лица, знающие толк в галерных делах, говорят, что у нас не могут быть хорошие гребцы, потому что вы предоставляете рабам слишком много свободы и кормите их слишком хорошо. Нет ничего более разрушительного для качества раба, чем ожирение и излишний вес. Вы должны подумать об этом.» Офицеры галер, под руководством которых находились гребцы, не разделяли опасения Кольбера относительно того, что гребцы, в равной мере и каторжники, и рабы, «жирели» на королевском рационе. Наоборот, один из них информировал министра в 1676 году, что «все офицеры убеждены, что … хлеб и бобы, которые осужденные получают на борту галеры, недостаточны даже для их содержания, не говоря о том, чтобы сделать из них хороших гребцов.»

Несколько лет спустя высшее руководство флота серьезно рассматривало изменения в рационе. Их подход к этому вопросу был осторожный – судя по посланиям министра, можно было бы сказать скаредный. «В течение долгого времени предлагалось, чтобы казна улучшила питание галерных гребцов; утверждалось, что бобов и растительного масла недостаточно. Из-за роста расходов, с которым связано любое изменение, а также принимая во внимание, что осужденные всегда обходились действующим рационом, Его Величество до настоящего времени воздерживался от любых изменений в этом отношении. Однако, жалобы на слабость гребцов заставили меня отдать приказ о проведении расследования на месте, чтобы определить, как без чрезмерного увеличения затрат можно было бы дать более существенный рацион осужденным. Его Величество полагает, что расходы не составят значительную сумму, если давать осужденным четыре раза в неделю рис и немного свежего мяса в котел; раз в три дня можно было бы давать немного вина для поддержки их в те дни, когда они получают только бобы с маслом .» (( Colbert, Lettres,t. III, pt. 1, p.244.) ) Интендант Бродар, которому были адресованы эти указания, ответил контрпредложениями. Он предложил, чтобы рацион был увеличен тремя унциями сала в день вместо риса и мяса (возможно, сало было более доходным для его друга-снабженца). Но министр отверг эту схему. Он утверждал, что рис и мясо позволят готовить удовлетворительный суп. Он подробнее разъяснил это, заявив, что часть мяса можно будет давать больным, а остальное – загребным (vogue-avant): «Таким образом это обойдется значительно дешевле, а влияние на галеры окажет полезное, потому что загребные будут более энергичными, а остальные осужденные станут стремиться стать загребными, чтобы лучше питаться.» (там же).

Добавление риса в рацион улучшило питание галерных гребцов. В дальнейшем было предложено много других изменений рациона, некоторые из них были приняты. По меньшей мере одно из них позволило снабженцу заменить часть мяса, поставляемого гребцам, другими продуктами. Даже в 1748 г. галерный чиновник напоминал министру, что казенный рацион оставляет желать лучшего: «Вы знаете, монсеньер, что казенный рацион недостаточен для их существования, и что не только соображения гуманности, но и интересы службы требуют, чтобы он был способен обеспечивать более существенное питание.» Такие заявления не предъявляли обвинения королевской политике, и не могли дать ясное представлением об адекватности действующего рациона гребцов. Трудно на расстоянии нескольких веков, как было трудно для Кольбера и Сеньелэ, оценить адекватность этого рациона для различных лиц, даже когда было известно точное количество, получаемое ими.

Большое количество факторов оказывало влияние на питание и здоровье галерных гребцов. Многое зависело от индивидуальных особенностей, но был также ряд значительных обстоятельств окружающей среды, которые оказывали воздействие на каждого – вне зависимости от того, как силен он были или каково было общее состояние его здоровья. Помимо всего, осужденные не всегда получали свой рацион полностью. Хотя как его качество, так и количество фиксировалось королевским декретом, это вовсе не значило, что каждая порция измерялась, взвешивалась или анализировалась. Имели место недовесы, обмеры, мошенничества, коррупция и взятки в невероятных масштабах на всех этапах . Мы уже несколько раз касались этой темы. Бобовый суп могли разливать очень небрежно и без должной меры, а термин, используемый для обозначения порции хлеба, который обычно использовался на борту, main de pain, (ладошка хлеба) предполагал его возможную вариацию. (Я сравнивал ранее этот термин с нашим выражением «птюха» — кусок хлеба с маслом и сахаром, который выдавали на завтрак в хлеборезке при питании экипажа подводной лодки на бербазе. Моряки считали, сколько «птюх» осталось до ДМБ).

Едва ли менее серьезными были вариации качества выдаваемой пищи. Министр лично выразил озабоченность высокой смертностью среди гребцов во время кампании 1675 года (во время которой умерло 475 гребцов!). Его расследование привело к заключению, что «плохое качество провианта, на которое жаловался герцог де Вивонн (Duke de Vivonne)… во многом связано с необычно большим числом умерших.» Чтобы предупредить повторение проблемы, он приказал Бродару усердно взяться «за проверку качества провианта, поставляемого во время крейсерства в следующие годы… не позволять погрузку ни одной галеты или другого провианта до тех пор, пока они не будут проверены и пока не удостоверитесь в их хорошем качестве». Он также сообщил Бродару, что «Его Величество строго предупредил поставщиков по этому поводу; они обещали в следующем году выполнять свою работу лучше, чем в прошедшем.»
Продолжим в следующий раз

Скорость галер

Отступим несколько от обзорного характера этих заметок и более подробно рассмотрим организацию гребли на галерах XVII века. (Кстати, подобно тому, как у наших моряков не принято говорить, что корабль «плывет» — корабли ходят! – так и в галерном жаргоне Средиземноморья нет термина грести (ramer, от слова rame – весло), а вместо него говорят voguer (от слова vogue – ход).

Схема расположения гребцов на стандартной галере XVII века ((с) René Burlet, Jean Carrière, André Zysberg)

Стандартная галера имела 52 весла, по 26 с каждого борта и по пять гребцов на каждое весло (на каждую банку). (Фактически весел было 51, так как одна банка по центру левого борта была удалена для того, чтобы дать место очагу – fougon – для приготовления пищи). Более крупные Réales и Patrones имели от 30 до 32 пар весел и по 7 гребцов на каждую банку. Среди причин, которые привели к отходу от использовавшейся ранее системы гребли, при которой на каждом весле сидел один человек, был и возникший уже в XVI веке дефицит гребцов (galeotti) из числа добровольцев-профессионалов и появлении на галерах все большего числа рабов и каторжников. Синхронная гребля при системе, когда каждый гребец управляется со своим веслом требует от каждого гребца индивидуальной силы и мастерства, если же на весло посадить 5-7 человек, то среди них могут быть и более сильные и более слабые, и проворные гребцы и неопытные. Квалификация гребцов и их физические возможности учитывались при их рассадке. Гребцы, которые сидели у внутреннего конца весла уставали намного сильней тех, которые сидели ближе к борту, к уключине. Молодые, рослые, здоровые гребцы с крепкой хваткой становились загребными (vogue-avant). Они являлись старшими на каждой банке, отвечая за «натаскивание» новых гребцов. Это была элита гребцов галеры (шиурмы – chiourme). Их отбирали очень тщательно, как правило из рабов, но с увеличением числа осужденных на галеры преступников загребных назначали и из их числа. Четверо из загребных, которые занимали самые ответственные места, относились не к категории гребцов, а к матросам галеры и получали рацион свободных членов экипажа. Двое загребных находились на первых от кормы банках (по левому и правому бортам); их называли espaliers по причине близости ко «входу» на галеру — espale. Де ла Гравьер (Jurien de la Gravière) образно называет espale «вестибюлем галеры». Это участок палубы длиной немногим более двух метров между банками для гребцов и входом в кормовую надстройку. По краям этой площадки были выступы для того, чтобы на них крепить крюки входных трапов. Кормовые загребные задавали темп гребли. Два других загребных из привилегированной категории – conillers – находились на носовых банках. Conille­ – это участок палубы галеры длиной около трех метров между носовой частью галеры (tambouret) и первой носовой банкой. Роль этих загребных определялась тем, что они несли ответственность за работу с якорями (fers). Рядом с загребными на каждой банке сидели apostis , затем шли tiercerol, quarterol и, наконец, quinterol – самые слабые и тщедушные.

«Аранжировка» гребцов, распределение их по местам было очень деликатной задачей. Надо было добиться, чтобы гребцы каждой банки в совокупности имели примерно равную силу для сбалансированности хода. Умелое управление ресурсами шиурмы не исключало ударов со стороны комитов и подкомитов и других способов принуждения гребцов к напряженной работе. Гребцов одной и той же банки на галере называли «brancade», от староитальянского branco – стадо, стая, ватага. Это же слово использовали для общих кандалов с 5, 6 или 7 ветвями общим весом до полуцентнера,. Невозможно себе представить тесноту, в которой находились гребцы: на пространстве длиной 2,3 метра и шириной 1,25 м должны были работать, принимать пищу и спать пять человек…

После этого небольшого экскурса в описание системы гребли, продолжим наше обзорное рассмотрение положительных и отрицательных качеств галер.

Тактические характеристики галер в большой степени определялись физическими возможностями людей, которые сидели на веслах. Штормы, неблагоприятные ветры и течения могли быстро измотать гребцов. Продолжительные штили, когда гребцы постоянно находились в работе, делали то же самое. Обычно прилагались меры для того, чтобы снизить нагрузку на истощенных гребцов, давая трем четвертям или половине шиурмы отдохнуть, в то время как остальные определенное время (обычно полтора-два часа) сидели на веслах. Но даже на спокойной воде менее чем один час хода галеры при максимальном темпе гребли (passe-vogue), был равносилен по затрате сил гребцов четырем часам хода с нормальной крейсерской скоростью.

Возможно, ни одна характеристика галер не вызывала столько недоразумений, как максимальная скорость. Скорость естественно зависела от многих переменных, включая ветер, состояние моря, течения, условия для экипажа и гребцов, состояние самой галеры, наконец. Конечно, интендант Арнуль преувеличил максимальную скорость, когда заметил Кольберу, что “едва ли существует почтовая лошадь, которая движется быстрее.” Каковы бы ни были возможности почтовых лошадей, они конечно же были больше, чем у любой галеры, даже если последней помогал попутный ветер. Галера с хорошими гребцами при ходе на одних только веслах вряд ли могла превысить скорость 5 узлов на отрезке времени не более одного часа. Французский инженер восемнадцатого века Форфэ (Forfait) писал, что максимальная скорость галеры, которую она может поддерживать на протяжении одного часа, оценивается в четыре с половиной узла., с сохранением более низкой скорости на протяжении нескольких последующих часов, после чего, говорил он, гребцы должны прекратить работу и восстановить силы. Оценка Форфэ не кажется заниженной, в свете замечания опытного галерного капитана Барраса де ля Пенна, утверждавшего, что эскадра из пятнадцати галер в лучшем случае покроет расстояние от Рошфора до Гавра за один месяц. В Средиземном море после перехода из Марселя до Вильфранша капитан де Бетомас докладывал, что он покинул Марсельские (Йерские) острова «в прошлое воскресенье, 23-го в 9 часов вечера вместе с пятнадцатью галерами. Сюда (в Вильфранш) я прибыл этим вечером (26-го) в шесть часов. На всем пути дул встречный ветер и мешало встречное течение. Все гребцы настолько истощены, что я посчитал необходимым дать им по меньшей мере одни сутки на восстановление сил.» При более или менее непрерывной гребле в неблагоприятных условиях галеры Бетомаса делали в среднем по два узла на протяжении двух с половиной дней.

Таким образом, скорость хода на веслах представляла собой важное, но относительно кратковременное преимущество галер перед хорошо вооруженным врагом, использующим один только парус. При устойчивом ветре парусный корабль с хорошим экипажем мог легко уйти от преследующей его галеры. Галера могла сократить дистанцию на некоторое время, но чем дольше продолжалась погоня, тем медленнее шла галера и слабее становились гребцы. Таким образом, французские галеры испытывали большие трудности, когда пытались бороться в недружественных водах с легкими быстрыми испанскими корсарами Балеарских островов или Бискайского залива. Подобные же проблемы французы имели, действуя из Дюнкерка и Гавра против корсаров в Ла-Манше, особенно с островов Джерси и Гернси. В одном из докладов говорилось: «Мы пытались в течение многих дней догнать или поймать в засаде некоторых корсаров… мы преследовали два корабля в течение целого дня без всякого успеха… Если бы мы имели бригантину, оснащенную как веслами, так и парусами, мой господин, ни одному из них не удалось бы уйти от нас.» Штиль или легкие и переменные бризы были условием, необходимым для того, чтобы галеры могли добиться успеха в соревновании с легкими парусными судами в тех водах: такие условия не позволяли корсарам держать скорость, превышающую скорость галер. Но пираты Балеарских островов и Ла-Манша под парусами в обычных условиях опережали галеры, использующие и весла и паруса!

Чтобы завершить наш короткий обзор, приведем (в предварительном порядке; обстоятельно рассмотрим этот вопрос позже) некоторые расчетные данные для галер, имеющих 51 весло, при полном штиле, при темпе гребли 21 гребок/мин, шероховатости корпуса не превышающей 0,2 мм. Физиологи установили, что человек может поддерживать при работе мощность 140 Ватт в течение 10 часов, 170 Ватт в течение 4 часов и 200 Ватт всего лишь в течение 1 часа. Если брать работу загребного, то для достижения скорости 5 узлов (приблизительно 9 км/час) он практически тратит 200 Ватт, т.е. галера при такой скорости способна двигаться не более 1 часа! Если темп гребли будет поднят до 26 гребков/мин, то галера сможет достичь скорости 6 узлов, но от загребного потребуется приложение мощности 300 Ватт, что ограничивает время его работы всего 15 минутами. Хотел бы я посмотреть на тех специалистов, которые приписывают галерам крейсерскую скорость 7 узлов!
В следующий раз продолжим.

Tags: ограничения галер, скорость