Командующие северным флотом

Новым командующим Северным флотом стал вице-адмирал Александр Моисеев

Вице-адмирал Александр Моисеев, который до этого командовал Черноморским флотом, назначен новым командующим Северным флотом. Соответствующий указ президента РФ Владимира Путина зачитал министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании в среду.

Тем же указом адмирал Николай Евменов, который до этого командовал Северным флотом, назначен главнокомандующим Военно-морским флотом России.

Биография

Александр Алексеевич Моисеев родился 16 апреля 1962 года в селе Борское Гвардейского района Калининградской области. Окончил среднюю школу и кинотехникум в городе Советске Калининградской области, работал мастером-наладчиком в киноремонтной мастерской города Березники Пермской области.

В 1981 году призван на срочную военную службу (Уральский военный округ).

В 1982 поступил и в 1987 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова.

С 1987 года служит на подводных лодках Северного флота. Последовательно прошёл путь от инженера вычислительной группы радиотехнической боевой части до командира атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения.

В 1994 году, будучи в должности старшего помощника командира атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-18 «Карелия», награждён орденом Мужества за поход к Северному полюсу. Во время похода, экипаж «Карелии» водрузил на Северном полюсе Андреевский и Российский флаги.

В 1994 поступил и в 1995 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

7 июля 1998 года, командуя атомным ракетным подводным крейсером стратегического назначения К-407 «Новомосковск», вошёл в историю космонавтики, как командир подводного крейсера, который впервые успешно произвёл запуск на низкую околоземную орбиту двух немецких коммерческих микро-спутников Tubsat-N и Tubsat-N1 ракетой-носителем «Штиль» стартом из подводного положения.

В 2001 поступил и в 2003 году окончил с отличием Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

В 2003—2007 годах — начальник штаба 31-й дивизии подводных лодок Северного флота.

В 2007—2009 годах — командир 31-й дивизии подводных лодок Северного флота.

В 2008 году, будучи старшим на борту, руководил переходом атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-44 «Рязань» с Северного флота на Тихоокеанский флот в подводном положении подо льдами Северного Ледовитого океана, за что награждён вторым орденом Мужества.

В 2009 поступил и в 2011 году окончил с золотой медалью факультет национальной безопасности и обороны государства Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

14 февраля 2011 года удостоен звания Героя Российской Федерации. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 21 февраля 2011 года, во время церемонии вручения государственных наград, сказал:

«Золотая Звезда Героя России вручается командиру соединения подводных лодок стратегического назначения Северного флота Александру Алексеевичу Моисееву. В ходе боевого патрулирования под его руководством были успешно проведены испытания новейшего оружия и осуществлён целый ряд ракетных пусков. Как Верховный Главнокомандующий я наблюдал за этими учениями. И, действительно, всё было сделано очень качественно».

В июне 2011 года — апреле 2012 года — заместитель командующего Подводными силами Северного флота.

В 2012 году указом Президента Российской Федерации № 423 назначен командующим Подводными силами Северного флота.

20 февраля 2013 года указом Президента Российской Федерации № 151 присвоено очередное воинское звание контр-адмирал.

Являлся депутатом Совета депутатов ЗАТО Александровск.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года назначен начальником штаба Северного флота.

22 ноября 2017 года назначен заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

С 14 мая 2018 года — исполняющий обязанности командующего Черноморского флота. 26 июня 2018 года указом Президента Российской Федерации назначен командующим Черноморским флотом ВМФ России.

Северный флот ВМФ России

  • 1 июня 1933 года — Сформирование Северной военной флотилии (с постоянным базированием в

Мурманске), положившее начало созданию Северного флота;

  • 21 — 22 июля — Партийно-правительственная комиссия в составе К. Е. Ворошилова, С. М. Кирова и И.В. Сталина посетила корабли Северной военной флотилии, на буксирном пароходе «Буревестник» обошла Кольский залив и наметила места их базирования;
  • Сентябрь — Первый большой поход отряда кораблей флотилии, посещение ими города Архангельска;
  • Октябрь — Сформирован отдельный дивизион подводных лодок, положивший начало подводным силам Северного флота;
  • Декабрь — Первая партийная конференция флотилии. Создание Драматического театра флотилии;
  • 13 февраля 1934 года — Пароход «Челюскин» при попытке пройти Северным морским путем был затерт льдами и погиб в Чукотском море Экипаж судна во главе с начальником экспедиции О. Ю. Шмидтом высадился на льдину;
  • 23 февраля — Первое награждение североморцев.Орденов и медалей СССР удостоилась большая группа участников перехода на Север;
  • 3 апреля — Создание службы наблюдения и связи флотилии;
  • 11 и 13 апреля — Экипаж «Челюскина» был снят с льдины и на самолетах доставлен на берег;
  • Май — Первое дальнее плавание отдельного дивизиона подводных лодок. Подводники достигли Нордкапа, а затем в Белом море отрабатывали учебные задачи;
  • 28 июня — 20 сентября — Ледорез «Ф. Литке» во главе с В. Ю. Визе впервые в истории в течение одной навигации совершил переход по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск;
  • Сентябрь — Первая спартакиада флотилии;
  • 6 августа 1935 год — Посещение флотилии А. А. Ждановым и А. И. Микояном, которые на месте решили ряд вопросов строительства баз и укреплений, снабжения кораблей и частей. Вступление в строй главной базы Северного флота Полярное и перевод в нее на постоянное базирование надводных кораблей и подводных лодок Северной военной флотилии. Первое плавание дивизиона подводных лодок под командованием К. Н. Грибоедова во льдах Карского моря. Участие в этом походе командующего Северной военной флотилией флагмана 1 ранга. К. И. Душенова.
  • 1936 год — Первая комсомольская конференция флотилии;
  • 2 июля—17 октября — Переход эскадренных миноносцев «Войков» (командир капитан 3 ранга М. Г. Сухоруков) и «Сталин» (командир капитан-лейтенант В. Н. Обухов) Северным морским путем из Кронштадта во Владивосток;
  • 17 сентября — Прибытие из Ленинграда в Мурманск первых трех самолетов МБР-2, заложивших основу североморской авиации;
  • 11 мая 1937 год — Приказ Народного комиссара обороны о реорганизации Северной военной флотилии в Северный флот;
  • 21 мая — Самолет «СССР Н-170», пилотируемый Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым, высадил на лед вблизи Северного полюса группу советских специалистов: начальника геофизической станции «Северный полюс» И. Д. Папанина, гидробиолога П. П. Ширшова, магнитолога Е. К. Федорова и радиста Э. Т. Кренкеля;
  • 18 — 20 июля — Первый трансарктический перелет из СССР в США через Северный полюс, предпринятый советскими летчиками В. П. Чкаловым, Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым да самолете АНТ-25;
  • 18 июня — Вышел первый номер газеты Северного флота «Краснофлотец»;
  • 12 — 14 июля — Второй трансарктический перелет из СССР в США через Северный полюс, выполненный советскими летчиками М. М. Громовым, А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным на самолете АНТ-25;
  • 31 июля — Гидрографические суда «Океан» и «Охотск» под руководством А. М. Лаврова совершили переход из Мурманска на Дальний Восток Северным морским путем;
  • январь 1938 года — Сформирована отдельная бригада подводных лодок Северного флота с местом базирования в Екатерининской гавани.
  • Февраль — Сформировано первое звено торпедных катеров флота;
  • 19 февраля — Группа И. Д. Папанина снята с дрейфующей льдины «Северный полюс» гидрографическими судами «Таймыр» и «Мурман». Участие в этой операции североморских подводных лодок «Д-3», «Щ-402» и «Щ-404»;
  • апрель 1939 — Перелет из СССР в Северную Америку через Северную Атлантику, предпринятый советским летчиком В. К. Коккинаки на самолете «Москва». Участие в обеспечении этого перелета подводных лодок Северного флота «Щ-402», «Щ-403», «Щ-404» и «Д-2»;
  • 30 ноября — Начало советско-финляндской войны;
  • 1 декабря — Овладение советскими войсками при содействии кораблей Северного флота Линахамари и Петсамо;
  • 12 марта 1940 год — Подписание в Москве мирного договора между СССР и Финляндией. В ходе этой войны за успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм 72 североморца были награждены боевыми орденами и медалями;
  • 5 августа — Переход подводной лодки «Щ-423» под командованием капитана 3 ранга И. М. Зайдулина по Северному морскому пути из Полярного во Владивосток;
  • 22 июня 1941 год — Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. В этот день североморская береговая батарея № 221 уничтожила вражеский тральщик в Печенгской губе;
  • 24 июня 1941 год — Старший лейтенант Б. Ф. Сафонов, сбив фашистский самолет Хе-111, открыл боевой счет летчиков флота;
  • 6 июля — Высадка кораблями Северного флота десанта в губе Западная Лица;
  • 12 июля — Сторожевой корабль № 29 («Бриллиант») впервые на Севере потопил фашистскую подводную лодку;
  • 13 июля — Героический бой сторожевого корабля «Пассат» (командир старший лейтенант В. Л. Окуневич) с тремя фашистскими миноносцами;
  • 14 июля — Подводная лодка «Щ-402» (командир старший лейтенант Н. Г. Столбов) открыла боевой счет подводников Северного флота, потопив фашистский транспорт, Высадка отрядом кораблей Северного флота десанта в составе стрелкового полка и батальона моряков на западный берег губы Большая Западная Лица;
  • 2-15 августа — Создание Беломорской военной флотилии;
  • 10 августа — Героический бой сторожевого корабля «Туман» (командир старший лейтенант Л. А. Шестаков) с тремя вражескими эскадренными миноносцами;
  • 13 августа — Старшему сержанту В. П. Кислякову, первому на Северном флоте, присвоено звание Героя Советского Союза;
  • 21 августа — Первый прорыв североморских подводников («М-172», командир И. И. Фисанович) во вражеский порт Линахамари;
  • 31 августа — Прибытие в Архангельск первого союзного конвоя в составе шести транспортов;
  • 11 сентября — Первый боевой успех катерников флота — «ТКА-11» (командир капитан-лейтенант Г. К. Светлов) и «ТКА-12» (командир лейтенант А. О. Шабалин) в Варангер-фьорде потопили эскадренный миноносец и транспорт противника;
  • 25 ноября — Первый на Северном флоте таран вражеской подводной лодки надводным кораблем — сторожевиком «Бриз» (командир старший лейтенант В. А. Киреев);
  • 3 января 1942 год — Создание отдельного дивизиона истребителей подводных лодок;
  • 30 марта — Потопление эскадренным миноносцем «Гремящий» под командованием капитана 3 ранга А. И. Турина фашистской подводной лодки;
  • 28 апреля — Высадка кораблями Северного флота на побережье Мотовского залива десанта в составе 12-й отдельной бригады морской пехоты и отряда разведчиков под общим командованием полковника В. В. Рассохина;
  • 5 июля — Атака подводной лодки «К-21» под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина фашистского линкора «Тирпиц»;
  • 14 июля — Гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов был награжден посмертно второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
  • 15 июля — 14 октября — Переход лидера «Баку» и эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный» из Владивостока в Кольский залив Северным морским путем;
  • 31 июля — Создание Северного оборонительного района (СОР);
  • 25 августа — Героический подвиг в Карском море ледокольного парохода «А. Сибиряков» в бою с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер»;
  • 27 августа — Бой береговой батареи и сторожевого корабля № 19 («Дежнев») у острова Диксон с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер»;
  • сентябрь 1942 год — июнь 1943 год — Переход отряда подводных лодок Тихоокеанского флота, переданных в состав Северного флота, в Заполярье через два океана и девять морей;
  • 1 января 1943 год — Потопление подводной лодкой «Л-20» вражеского транспорта «Муанса»;
  • 8 января — Потопление авиацией флота фашистского транспорта в районе мыса Кибергнес;
  • 14 января — Авиация флота нанесла торпедный удар по конвою противника. Героический подвиг летчика капитана А. А. Баштыркова;
  • 20 января — Набег лидера «Баку» и эсминца «Разумный» на коммуникации противника, потопление ими фашистского транспорта;
  • 29 января — Авиация флота нанесла торпедный удар по конвою противника;
  • 3-7 февраля — Совместные действия подводных лодок «К-3» и «К-22» на коммуникациях противника;
  • 3 февраля—6 апреля — Постановка мин сторожевыми катерами типа МО в Варангер-фьорде;
  • 20 февраля — Прорыв подводной лодки «К-21» в бухту Воген;
  • 27 марта — Набег отряда кораблей Северного флота на коммуникации противника;
  • 29 марта — Совместные действия подводных лодок и авиации флота на коммуникациях противника. Высадка десанта на побережье губы Малая Волоковая. Героические действия отряда под командованием капитана А. Я. Юневича;
  • 30 марта — Набег отряда кораблей на коммуникации противника;
  • 25 апреля — Авиация флота в районе Конгс-фьорда потопила 3 вражеских судна. Героический подвиг летчика капитана В. Н. Киселева;
  • 3 мая — Государственный Комитет Обороны принял решение о переводе на Север шести подводных лодок с Каспийского моря;
  • 18 мая — Присвоение одной из подводных лодок типа М, построенной на средства комсомольцев, наименования «Ленинский комсомол»;
  • 2 июня — Прибытие в Архангельск шести подводных лодок с Каспия;
  • 17 июня — Начало операции по выводу ледоколов из Архангельска в Арктику;
  • 4 июля — Авиация флота нанесла удар по конвою противника в районе мыса Скальнес. Потопление вражеского транспорта;
  • 15 июля — Потопление самолетами-торпедоносцами фашистского транспорта у Лаксе-фьорда;
  • 23 июля и 7 августа — Авиация флота нанесла удары по аэродромам Свартнес и Луостари;
  • 9 августа — Включение в состав Северного флота подводной лодки «Новосибирский комсомолец», построенной на средства комсомольцев и молодежи Новосибирской области;
  • 14 ноября — делегация области торжественно передала ее экипажу;
  • 28 августа — Потопление подводной лодкой «С-101» у мыса Желания (Новая Земля) фашистской подводной лодки «U-639»;
  • 14 сентября — Удар североморской авиации по конвою противника в районе мыса Кибергнес. Потопление двух танкеров;
  • 21 сентября — Потопление торпедным катером «ТКА-15» транспорта противника;
  • 27 сентября — Совместный удар авиации флота и 7-й воздушной армии Карельского фронта по аэродрому Луостари, в результате которого было уничтожено до 20 самолетов противника;
  • 13 октября — Авиация флота нанесла удар по конвою в районе мыса Кибергнес;
  • 22 октября—18 ноября — Операция по выводу ледоколов из Арктики (конвой»АБ-55″);
  • 30 октября — В Полярное прибыли 5 тральщиков и 6 больших охотников за подводными лодками, совершивших трудный океанский переход из США;
  • 12 ноября — Атака группой торпедных катеров конвоя противника в Варангер-фьорде. Потопление транспорта;
  • 6-7, 9-12 декабря — Постановка мин катерами МО в Варангер-фьорде;
  • 21 декабря — Высадка разведывательного десанта в районе Вадсё;
  • 22 декабря — Атака конвоя противника торпедными катерами у острова Лилле-Эккерей;
  • 15 января — 5 февраля 1944 год — Первая операция Северного флота на коммуникациях противника («РВ-1»), в которой участвовали авиация, подводные лодки, эскадренные миноносцы, катера и береговая артиллерия;
  • 11 февраля — Удар североморской авиации по линейному кораблю «Тирпиц» в Альтен-фьорде;
  • 20 февраля — 3 марта — Вторая операция на коммуникациях противника («РВ-2»);
  • 1 марта — Сформирована бригада торпедных катеров Северного флота;
  • 3 марта — Авиация флота атаковала конвой противника у острова Лилле-Эккерей;
  • 6-7 марта — Высадка разведывательных групп на мысе Пикшуев;
  • 8 марта — Высадка разведывательного десанта в заливе Малая Волоковая;
  • 1 апреля — На флоте создана бригада охотников за подводными лодками;
  • 7 апреля — Удар авиации по конвою противника в районе Бек-фьорда;
  • 9 апреля — Атака группой торпедных катеров фашистского конвоя у острова Стуршер;
  • 10-30 апреля — Третья операция на коммуникациях противника («РВ-3»);
  • 23 апреля — Удар авиации флота по конвою противника в Варангер-фьорде. Героический подвиг летчика капитана И. Б. Катунина;
  • 11 мая — Последовательные авиационные удары по конвою противника в Бек-фьорде;
  • 13-14 мая — Удары авиации флота по конвою противника в районе Киркенеса;
  • 16-31 мая — Первая операция группы подводных лодок на коммуникациях противника;
  • 10-17 июня — Вторая операция группы подводных лодок на коммуникациях противника;
  • 22 июня — В Полярном открыт памятник героям-подводникам, павшим в боях за Родину;
  • 27-28 июня — Массированные удары авиации флота по порту Кир-кенес и по конвою противника на подходах к Печенгс-кой губе;
  • 9-28 июля — Операция группы подводных лодок на коммуникациях противника во взаимодействии с разведывательной авиацией;
  • 15 июля — Удары подводных лодок и торпедных катеров по конвою;
  • 25 июля — 6 августа — Переход из Англии четырех подводных лодок, полученных в счет репараций с Италии;
  • 28 июля — Удар авиации флота по Киркенесу;
  • 16-31 августа — Операция группы подводных лодок на коммуникациях противника во взаимодействии с разведывательной авиацией;
  • 47-24 августа — Переход из Англии с очередным конвоем линейного корабля «Архангельск» и 9 миноносцев, полученных в счет репараций с Италии;
  • 17 августа — Удар авиации флота по Киркенесу;
  • 19 августа — Массированный удар четырех групп торпедных катеров по конвою противника в районе мыса Кибергнес;
  • 5 сентября — Потопление тральщиком «Т-116» у острова Мона (Карское море) фашистской подводной лодки «U-344»;
  • 19 сентября — Выход Финляндии из войны;
  • 23 сентября — Героический подвиг экипажа тральщика «Т-120» и его командира капитан-лейтенанта Д. А. Лысова;
  • 25 сентября — Совместный удар торпедных катеров и авиации флота по конвою противника в Варангер-фьорде;
  • 7 октября — 1 ноября — Петсамо-Киркенесская операция;
  • 7 октября — Начало наступления 14-й армии Карельского фронта;
  • 9-10 октября — Высадка 63-й бригады морской пехоты на побережье залива Малая Волоковая. Начало наступления частей Северного оборонительного района на перешейке полуострова Средний;
  • 11-12 октября — Удары по конвоям противника в Бек-фьорде и в районе Лангс-фьорда;
  • 9-12 октября — Рейд сводного разведывательного отряда к мысу Крестовый и захват находившихся на нем фашистских батарей;
  • 12-13 октября — Высадка десанта в порт Линахамари;
  • 15 октября — Освобождение Печенги;
  • 16 октября — Удар авиации флота по конвою противника. Героический подвиг командира 9-го гвардейского минно-торпедного полка подполковника Б. П. Сыромятникова;
  • 18 октября — Высадка десанта в районе Суоловуоно и Аресвуоно;
  • 21 октября — Атака торпедными катерами конвоя противника;
  • 23 октября — Высадка десанта в Коббхольм-фьорде;
  • 25 октября — Высадка десанта в Холъменгре-фъорде, Освобождение норвежского города и порта Киркенес;
  • 26 октября — Набег отряда эсминцев на коммуникации противника. Артиллерийская бомбардировка порта Вардё;
  • 1 ноября — Войска Карельского фронта, завершили освобождение Печенгской области;
  • 23 ноября — Прибытие в Архангельск конвоя «АБ-15». Закончилась операция по выводу ледоколов из Арктики;
  • 5 декабря — Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За оборону Советского Заполярья»;
  • 9 декабря — Поиск подводных лодок противника отрядом кораблей в составе лидера «Баку» и пяти эскадренных миноносцев. Потопление фашистской подводной лодки «U-387»;
  • 3–5 января 1945 год — Переход конвоя «БК-41» из Белого моря в Кольский залив. 16 января — Переход конвоя «КБ-1»;
  • 15 апреля — Расформирование Беломорской флотилии и создание Беломорского оборонительного района;
  • 22 апреля — Переход конвоя «ПК-9». Потопление эсминцем «Карл Либкнехт» вражеской подводной лодки «U-286»;
  • 9 мая — Торжественный митинг в Полярном в честь Победы над фашистской Германией;
  • 13 мая — Парад кораблей Северного флота по случаю победоносного окончания войны;
  • 3 июня — Переход флота на положение мирного времени. Отмена системы внутренних конвоев в Баренцевом море;
  • 24 июня — Участие батальона героев-северомерцев в Параде Победы в Москве. апрель 50-е годы;
  • 1946 год — Экспедиция ледокола «Северный полюс» с целью изучения высокоширотного варианта Северного морского пути;
  • 16 октября 1946 год — Открытие Музея Северного флота;
  • 20 марта 1947 год — Переименование газеты Северного флота «Краснофлотец» в «На страже Заполярья». С 1 августа 1947 г. она перешла на большой формат;
  • 15 октября — Комсомол Москвы принял решение о шефстве над Северным флотом;
  • 1948 год — Экспедиция ледореза «Ф.Литке» с целью дальнейшего изучения высокоширотного варианта Северного морского пути;
  • февраль 1948 год — Первая послевоенная партийная конференция Северного флота. Апрель — Первая послевоенная комсомольская конференция Северного флота;
  • 50-е годы — Начало перевооружения флота на ракетное и ядерное оружие и перехода на атомную энергетику;
  • 18 апреля — Главная база флота поселок Ваенга Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименована в город Североморск областного подчинения;
  • май 1953 год — Поход крейсера «Александр Невский» для участия в праздновании;
  • 1955 год — Экспедиция ледореза «Ф.Литке» в неисследованные области Арктики.Первые старты баллистических ракет с советских подводных лодок;
  • 22 сентября 1955 год — Открытие памятника катерникам флота, героически погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками;
  • 1956 год — Поход отряда кораблей Северного флота с визитом дружбы в шведский порт Гётеоорг и в столицу Норвегии Осло;
  • ноябрь — Приказом командующего Северным флотом противолодочный корабль (командир гвардии старший лейтенант А. Попов-Лукин) объявлен отличным. Это первый отличный корабль на флоте;
  • 31 мая 1957 год — Подводная лодка, которой командовал капитан 3 ранга Р. Д. Эрлих, стала первым в подводных силах флота отличным кораблем;
  • 1958 год — Начало научной деятельности исследовательской подводной лодки «Северянка»;
  • 30 января 1959 год — Учреждено переходящее Красное знамя Военного совета Северного флота;
  • август — сентябрь — Дружественный визит отряда кораблей флота в шведский порт Гётеборг и норвежскую столицу Осло;
  • 9 октября — Обращение экипажа крейсера «Октябрьская революция» ко всем североморцам с призывом развернуть соревнование в честь XXI съезда КПСС;
  • Декабрь — Развертывание на флоте движения за звание ударников и бригад коммунистического труда;
  • январь 1959 год — Комсомольцы флота начади сбор металлолома на строительство тракторной колонны «Североморец».
  • В течение 1959–1960 годов — из металлолома, собранного на флоте, были построены две тракторные колонны «Североморец», переданные труженикам сельского хозяйства Московской области;
  • 26 января — Экипаж крейсера «Октябрьская революция» выполнил свое обязательство,к открытию XXI съезда партии был объявлен отличным;
  • 28 января — В первичную партийную организацию авиаполка Северного флота поступило заявление от комсомольца Ю. А. Гагарина, будущего первого космонавта планеты, с просьбой принять его кандидатом в члены КПСС;
  • 1 апреля — Учреждена Книга почета Северного флота;
  • Июль — Присвоение звания Героя Советского Союза первому командиру первого отечественного подводного атомохода капитану 1 ранга Л. Г. Осипенко;
  • декабрь — Вступление в строй флагмана ледокольного флота атомного ледокола «Ленин», открывшее новый этап в освоении Арктики и судоходстве по Северному морскому пути;
  • 24 апреля 1960 год — По инициативе комсомольцев началось движение воинов и трудящихся Североморска и других населенных пунктов за гарнизоны высокой флотской культуры, образцового порядка и дисциплины;
  • 10 августа 1961 год — Двадцатилетие героического подвига сторожевого корабля «Туман». Присвоение его славного имени одному из новых сторожевиков флота;
  • 1962 год — Арктический поход атомной подводной лодки под командованием капитана 3 ранга В. Н. Чернавина;
  • июль — Поход атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу;
  • 20 июля — Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении экипажа подводной лодки «Ленинский комсомол» и о присвоении звания Героя Советского Союза контрадмиралу А. И. Петелину, капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Р. А. Тимофееву;
  • 28 апреля 1963 год — Посещение премьер-министром Революционного правительства Республики Куба Фиделем Кастро Рус кораблей Северного флота;
  • сентябрь — Подледное плавание и всплытие в географической точке Северного полюса атомной подводной лодки под командованием капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева. Арктический поход атомной подводной лодки под командованием капитана 1 ранга А. П. Михайловского;
  • февраль — 20 июля 1964 года — Присвоение А. П. Михайловскому и Ю. А. Сысоеву звания Героя Советского Союза. Опубликовано обращение экипажа атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» ко всей армейской и флотской молодежи с призывом начать эстафету боевой славы в честь 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
  • октябрь — Дружественный визит отряда кораблей Северного флота в норвежский порт Тронхейм;
  • 7 мая 1965 года — Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Северного флота орденом Красного Знамени;
  • 24 июля — Вручение Северному флоту ордена Красного Знамени;
  • 10 декабря — Посещение первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным Краснознаменного Северного флота;
  • февраль — март 1966 год — Кругосветное плавание отряда атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина;
  • 31 мая — 3 июня 1967 год — Посещение Краснознаменного Северного флота Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым и членом Политбюро ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным;
  • июль 1968 год — Участие Краснознаменного Северного флота в учениях «Север»;
  • 1970 год — Обращение экипажа атомной подводной лодки «Ленинец» к воинам Военно-Морского Флота с призывом развернуть социалистическое соревнование в честь XXIV съезда КПСС;
  • апрель — май — Участие Краснознаменного Северного флота в маневрах «Океан». Май — Отряд североморских кораблей совершил визит дружбы на Кубу;
  • 1971 год — Визит противолодочного корабля «Гремящий» и эсминца «Жгучий» в Осло и Роттердам;
  • апрель 1972 год — Ракетная подводная лодка (командир капитан 1 ранга С.Е. Соболевский)первой в Вооруженных Силах СССР награждена Вымпелом Министра обороны за мужество и воинскую доблесть;
  • 12 декабря — Опубликовано обращение экипажа атомной подводной лодки «50 лет СССР» к воинам Вооруженных Сил с призывом развернуть социалистическое соревнование за отличное знание и содержание оружия и техники, мастерское владение ими;
  • июнь 1973 год — Празднование 40-летия Краснознаменного Северного флота;
  • 12–17 ноября 1974 год — Визит отряда кораблей флота в Осло в связи с 30-летием начала освобождения Норвегии от фашистских захватчиков;
  • 26 января 1975 год — Опубликовано письмо Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева экипажу отличной атомной подводной лодки КСФ.
  • май — Визит отряда североморских кораблей в американский порт Бостон;
  • ноябрь 1976 год — Экипаж отличной атомной подводной лодки, где заместителем командира по политической части капитан 2 ранга А. В. Честикин, обратился к североморцам с призывом широко развернуть социалистическое соревнование за *претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС;
  • 12–20 октября 1977 год — Визит отряда кораблей флота в Осло;
  • 18–21 мая 1978 год — Визит отряда кораблей флота во французский порт Бордо;
  • ноябрь — Экипаж атомной ракетной подводной лодки «60 лет Великого Октября» выступил инициатором социалистического соревнования в Военно-Морском Флоте под девизом «Бдительно стоять на страже завоеваний социализма, всемерно повышать боевую готовность и уровень воинского мастерства»;
  • 15 мая 1980 год — В критической ситуации, пожертвовав своей жизнью, спас товарищей военный строитель комсгрупорг подразделения Болатхан Уразов. За совершенный подвиг он посмертно награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть»;
  • Июль — По инициативе комсомольской организации атомной подводной лодки «Ленинец» североморцы заступили на ударную комсомольскую вахту под девизом «Родине, партии — ударный ратный труд, XXVI съезду КПСС — достойную встречу»;
  • Сентябрь — За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, награждены орденом Красной Звезды комсомольцы Александр Лисица и Альберт Шайхутдинов. ЦК ВЛКСМ отметил их подвиг знаком «Воинская доблесть»;
  • 26 ноября — Экипаж атомной ракетной подводной лодки КСФ, которой командует капитан 1 ранга Г. А. Никитин, выступил инициатором социалистического соревнования в Военно-Морском Флоте в честь XXVI съезда КПСС;
  • декабрь — XX партийная конференция флота;
  • 23 февраля 1981 год — Рапорт личного состава флота XXVI съезду КПСС о выполнении высоких социалистических обязательств;
  • 15-18 мая — Делегация ЦК ВЛКСМ во главе с первым секретарем ЦК комсомола Б. Н. Пастуховым посетила корабли и части флота. Б. Н. Пастухов вручил переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ комсомольской организации соединения подводных лодок, где помощником начальника политотдела по комсомольской работе капитан-лейтенант В. И. Телин, за успехи в коммунистическом воспитании молодежи;
  • октябрь — Коллектив Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота удостоен премии Ленинского комсомола;
  • ноябрь — Комсомольская организация отличной подводной лодки «Ярославский комсомолец» выступила с призывом заступить на комсомольско-молодежную ударную вахту в честь XIX съезда ВЛКСМ. В комсомольских организациях флота развернулось соревнование за право подписать рапорт XIX съезду ВЛКСМ. Экипаж атомной ракетной подводной лодки (командир капитан 1 ранга В. А. Журавлев) выступил инициатором социалистического соревнования советских военных моряков за достойную встречу 60-й годовщины образования СССР;
  • февраль 1982 год — XVIII комсомольская конференция флота;
  • июнь — Комсомольский актив флота на своем собрании, обсудившем итоги XIX съезда ВЛКСМ и задачи комсомольских организаций кораблей и частей, принял решение пронести по морям и океанам как эстафету Военно-морской флаг прославленной Краснознаменной подводной лодки «К-21»;
  • 28 июля — 1 октября — 50-летие первого сквозного плавания из Архангельска по Северному морскому пути в одну навигацию ледокольного парохода «А. Сибиряков»;
  • 2-10 декабря — Официальный дружественный визит отряда кораблей флота в кубинские порты Гавана и Сьенфуэгос;
  • декабрь — Рапорт североморцев об успешном выполнении высоких социалистических обязательств, принятых в честь 60-летия образования СССР;
  • 1983 год — По итогам 1982 года Краснознаменный Северный флот объявлен передовым в Военно-Морском Флоте;
  • 11-12 марта — Пребывание члена Политбюро ЦК КПСС, Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова на Краснознаменном Северном флоте.

Феномен адмирала

МОЖНО без преувеличения сказать, что самое существенное влияние на развитие советского Военно-морского флота в послевоенный период оказал Сергей Георгиевич Горшков. Вероятно, по-другому и быть не могло, так как этот человек был Главнокомандующим Военно-морским флотом в течение тридцати (!) лет.

В воспоминаниях сослуживцев и подчиненных личность Горшкова не всегда выглядит однозначной. Но в целом в мемуарах преобладает похвальная и даже восторженная тональность. Только с уходом Сергея Георгиевича с должности в 1985 г. некоторые адмиралы начали бросать фразы об упущениях Горшкова в вопросах строительства флота, о барских чертах его характера, тяге к внешнему блеску и наградам. Адмирала могли упрекнуть и в нетерпимости к инакомыслию, и в ревности к соперникам по службе. Но ни в одной публикации о Горшкове не встретишь не то что фактов, но и упоминаний о слабом уровне его подготовки, о непрофессионализме. Потому что как раз в этих вопросах Сергей Георгиевич был силен.

Думаю, это не случайно. Продержаться тридцать лет на посту Главнокомандующего ВМФ, когда в государстве пять раз менялись первые лица (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), очевидно, мог только такой человек, который обладал не только огромными профессиональными знаниями, умениями, но и недюжинными политическими, дипломатическими способностями и даром психолога. Такого продолжительного опыта руководства флотом, как у Сергея Георгиевича Горшкова, за всю историю отечественного флота не было ни у одного российского адмирала, да и ни у одного военачальника других видов Вооруженных сил.

Этому факту есть ряд объяснений.

ПАРТИЙНАЯ ХВАТКА

К середине 60-х гг. Горшков, помимо огромных профессиональных знаний и опыта, приобрел хватку партийно-государственного деятеля. Он уже почти 10 лет руководил Военно-морским флотом. При этом, являясь с 1956 г. кандидатом, а с 1961 г. — членом ЦК КПСС, безукоризненно четко усвоил те партийные механизмы, которые обеспечивали приоритет в развитии той или иной области военного дела, способствовали личному престижу и утверждению в верхних структурах власти государства. Кроме того, надо отметить и исключительно удачное для карьеры Горшкова стечение обстоятельств.

14 октября 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС был смещен Никита Хрущев, наступил восемнадцатилетний этап правления Леонида Брежнева. Именно с приходом Леонида Ильича к руководству страной Горшков, благодаря их общему, объединяющему прошлому в годы Великой Отечественной войны, приобрел качественно новое положение. Он получил возможность прямо выходить на общение с первым лицом государства и некоторую независимость от МО СССР.

Еще больше укрепились позиции Горшкова как Главнокомандующего ВМФ с приходом к руководству Министерством обороны Маршала Советского Союза Андрея Гречко в 1967 г. Брежнев, Гречко и Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. Андрей Антонович Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко и Брежневым. Более того, Сергею Георгиевичу некоторое время даже довелось командовать 47-й армией. Обе армии, 18-я и 47-я, длительное время воевали по соседству друг с другом.

Все эти обстоятельства определили взаимные личные симпатии трех руководителей, что впоследствии во многом играло исключительно важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.

Кстати, сам путь Горшкова «наверх», в Главкомы, определил еще один влиятельный военачальник — Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, знавший Горшкова еще с довоенных времен. Кузнецов занимал пост Главкома ВМФ после войны, но к 1955 г. серьезно заболел и ввиду болезни обратился к министру обороны Жукову с просьбой освободить его от высокой должности и перевести на другую. Из-за натянутых взаимоотношений между этими военачальниками просьбу расценили как нежелание Кузнецова работать с Жуковым. Ответа Главком не получил, но ему было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять все соответствующие должности обязанности. Николай Герасимович назвал адмирала Горшкова, в то время командовавшего Черноморским флотом.

Так в июле 1955 г. Сергей Георгиевич занял пост первого заместителя ГК ВМФ, а 5 января 1956 г. стал Главнокомандующим ВМФ.

Вслед за этим Горшков получает самые высокие звания: 1962 г. — адмирал флота, 7 мая 1965 г. — Герой Советского Союза, 1967 г. — Адмирал Флота Советского Союза, 1982 г. — дважды Герой Советского Союза. Также Сергей Георгиевич был удостоен двух самых престижных премий, Государственной и Ленинской, соответственно за 1980 и 1985 гг.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Карьера Горшкова шла гладко, без препятствий. Но все-таки в жизни адмирала произошло два события, которые чуть было не сыграли в его судьбе роковую роль.

Первое пришлось на время середины службы в Тихом океане. 7 ноября 1938 г. новейший эсминец «Решительный» совершал переход на буксире от гавани Владивосток, где предстояли заключительные испытания только что построенного корабля. Руководил переходом командир бригады эсминцев, капитан 3 ранга Горшков.

К вечеру погода испортилась, сила ветра достигла 11 баллов. Буксир лопнул — и эсминец понесло. «Решительный» ударило о скалу и выбросило на пустынный берег. Корабль разломился на части. Казалось бы, командная карьера Горшкова оборвалась навсегда. Но…

О гибели эсминца лично Сталину докладывал командующий флотом Кузнецов. Ему удалось отстоять Горшкова. Дело не было передано в суд. А через год Горшкова назначили командиром бригады эсминцев на Черноморский флот.

Судьба сберегла Горшкова для будущего, для руководства всем Советским ВМФ. Но и в начале самой высокой морской карьеры Горшкову пришлось пройти через еще одно испытание.

В ночь на 29 октября 1955 г. под килем линейного корабля «Новороссийск», стоявшего в Севастопольской бухте на штатных швартовых бочках и на якорях, раздался неимоверный взрыв. Флагманский корабль Черноморского флота погиб, унеся с собой 607 жизней. Менее чем за четыре месяца до этого Горшков покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его вице-адмиралу Владимиру Пархоменко. На момент трагедии Сергей Георгиевич фактически руководил всем Военно-морским флотом, т.к. Кузнецов уже полгода почти не исполнял обязанности ГК ВМФ из-за болезни.

Казалось, что гибель линкора не может не отразиться на судьбе адмирала. Но… 15 декабря 1955 г. с должности снимают лишь преемника Горшкова Пархоменко. И это при том, что Пархоменко прокомандовал флотом всего три месяца с небольшим. Более того, от командования Военно-морским флотом окончательно отстраняют Кузнецова… А Сергей Георгиевич Горшков

5 января 1956 г. становится Главкомом ВМФ! И остается им до 9 декабря 1985 г.

ВЫХОД В ОКЕАН

Что памятного, особого и необычного произошло за этот длительный срок? Коротко на вопрос можно ответить так: создан самый мощный за всю историю страны океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот со всеми его достоинствами. С достоинствами — да, но и с целым рядом нерешенных проблем. Одним из главных недостатков, допущенных при руководстве Горшкова, являлось то, что флот, хоть и многочисленный, был несбалансированным. Со всей ясностью это проявилось к началу 90-х гг., когда перед ВМФ встал сложнейший вопрос: что делать с огромным (250 единиц) количеством устаревших атомных подводных лодок и с другими силами, выводимыми из боевого состава флотов? Другая проблема — как сохранить боеспособным ядро флота — наиболее ценные и крупные корабли, если… не будет войны! Пути решения этих проблем Горшков найти не смог.

Почему? По двум причинам. С одной стороны, процесс тормозили объективные условия: нехватка мощностей для строительства всех элементов флота, недостаточность научных проработок в различных областях, высочайший бюрократизм на всех уровнях власти. Именно поэтому не решены были проблемы ремонта многочисленного флота, утилизации отслуживших срок кораблей, особенно атомных подлодок, мореходных океанских судов снабжения, плавмастерских, плавбаз. Ощущалась нехватка вспомогательных судов и других средств обеспечения. С другой стороны, изменить объективные факторы можно было, лишь проявив необычайную смелость, идя на риск в спорах, требуя от оборонного комплекса настоящего, глубокого внимания к проблемам. А такое под силу не каждому.

Воспитанный в духе повиновения партийно-государственному аппарату, Горшков не мог решиться на кардинальные шаги. Тем более что в целом Сергей Георгиевич вносил немалую положительную лепту в процесс строительства флота, в развитие военно-морской теории, в кадровую работу, используя благосклонность высших лиц страны к себе лично. Исключительно тесные взаимоотношения Горшкова с партийно-государственным аппаратом позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области флота. Но только в рамках установленной административной системы. Выйти за них Сергей Георгиевич так и не отважился.

В РАМКАХ СОВЕТСКИХ ТРАДИЦИЙ

Проблемы строительства флота и теории его использования при Горшкове решались хотя и не безупречно, но все же масштабно и целенаправленно. А вот в другой важнейшей области строительства флота, в кадровой политике, трудно выделить или даже отметить что-то яркое и действительно прогрессивное. Так, при Горшкове не было выдвинуто ни одного молодого командующего флотом, адмирал не держал в своем окружении ни одного талантливого преемника, он не всегда поддерживал способных командиров соединений или объединений, обладающих нестандартным мышлением. А ведь Кузнецов заметил и поддержал Горшкова, когда тот был молод. Правда, с другой стороны, рост и продвижение Горшкова по службе во многом определялись его личным поведением, умением использовать особенности государственной и партийной системы.

Подтверждением этому является целый ряд факторов. Так, получив звание контр-адмирала в сентябре 1941 г. во время высадки десанта в районе Григорьевки, будучи беспартийным комбригом крейсеров, Горшков в августе 1942 г. вступает в партию уже как командующий Азовской флотилией. Сергей Георгиевич четко определил, что коммунисту надлежит постоянно прославлять партию. Именно это он и начал делать: везде и всегда подчеркивал свою принадлежность КПСС, никогда не забывал упомянуть о ее руководящей роли и заботе о строительстве флота. В 1956 г. Горшков вошел в состав ЦК КПСС. На протяжении всей своей длительной службы в самой высокой флотской должности Главком внешне обязательно почтительно относился к политработникам и их высоким руководителям.

Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР — эти звания для военачальников приходили с должностью. Но Горшков, будучи Главнокомандующим ВМФ, формальную сторону своего служебного положения старался показывать как мудрую заботу партии.

Почтительность Сергея Георгиевича проявлялась в разных формах: в выступлениях, докладах, публикациях, в приглашениях высоких должностных лиц на флоты. Так, летом 1962 г. Северный флот посетил Хрущев, в 1967 г. — Брежнев и Косыгин. Аналогичные визиты организовывались и на другие флоты. Сопровождающим, как правило, был сам Главнокомандующий ВМФ. Безусловно, все это поднимало престиж ВМФ в государстве и авторитет самого Сергея Георгиевича.

К сожалению, к способным и талантливым военачальникам Горшков мог отнестись без всякого уважения. Порой командиры вызывали суровое недовольство Сергея Георгиевича, особенно если они расценивались им как соперники по выдвижению на должности. Например, это было заметно по отношению к адмиралу Александру Чабаненко и вице-адмиралу Георгию Холостякову. Их, говоря мягко, Горшков недолюбливал. Даже к своему непосредственному покровителю, Кузнецову, Сергей Георгиевич проявил непростительное равнодушие. Будучи полновластным хозяином советского ВМФ, Главком Горшков не проявил должной настойчивости, чтобы вернуть Николаю Герасимовичу его заслуженное положение государственного военного деятеля, и не восстановил незаконно отобранное после взрыва корабля «Новороссийск» звание Адмирала Флота Советского Союза. Реабилитация Кузнецова состоялась только после кончины Горшкова при новом Главкоме Владимире Чернавине в 1988 г.

По отношению к рядовым матросам и младшему офицерскому составу Горшков также зачастую проявлял равнодушие. Отсутствие квартир для офицеров и мичманов, неготовность аварийных и спасательных средств, в том числе и их отсутствие на борту подводных лодок, крайне удручающие условия быта для экипажей, действующих в удаленных районах океана (ограниченность пресной воды, отсутствие фруктов и овощей, редкие заходы в иностранные порты да и то с резко ограниченным сходом на берег и т.п.), разумеется, вызывало недовольство моряков. Главком же порой просто негодовал на жалобы и просьбы по этим вопросам. Возможно, все это можно назвать мелочами, ведь бесквартирных офицеров хватало и при Кузнецове, вспомогательный флот был слаб и при нем. Но принципиальное отличие все же есть: Кузнецова верхи терпели, а Горшкова любили. Поэтому у Сергея Георгиевича изначально было больше возможностей для решения бытовых проблем моряков. Ведь можно и недостроить одну подводную лодку, а вместо нее поставить новые дома, казармы, дополнительные буксиры, создать капитальную ремонтную базу для флота.

В этой связи следует заметить, что все же со временем, по свидетельству окружения Горшкова, он менялся от крутого нрава (что-то «под Жукова») в 50-60-е гг. до «дедовского» характера в последние годы руководства флотом. И вместе с этим на посту Главкома Горшков всегда, до последних дней, неизменно оставался требовательным, работоспособным и целеустремленным военачальником.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ

Были ли в конце 1955 г. у Горшкова серьезные конкуренты на пост Главнокомандующего ВМФ? Анализируя службу, боевой и жизненный опыт ряда командующих, можно утверждать, что такими кандидатами могли быть несколько человек: Арсений Головко, Виталий Фокин, Александр Чабаненко и в какой-то степени Федор Зозуля. Эти адмиралы оставили заметный след в истории отечественного ВМФ и, безусловно, справились бы с руководством всем Советским Военно-морским флотом. По опыту командования наиболее подходящими кандидатурами являлись Головко и Чабаненко. Однако Головко не отличался крепким здоровьем и прожил всего 55 лет. У Чабаненко же не было такого богатого боевого опыта, как у Горшкова. С другой стороны, с первых ролей уже ушли те командующие, которые руководили флотами в годы войны: Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Лев Владимирский.

Сам же Горшков во время войны проявил себя с наилучшей стороны. Приведем примеры.

В сентябре 1941 г. комбриг крейсеров, капитан 1 ранга Горшков назначается командиром сил высадки, а после ранения контр-адмирала Владимирского вступает в руководство всей операцией по высадке десанта в районе Григорьевки для оказания помощи защитникам Одессы. Документы на операцию утонули вместе с эсминцем «Фрунзе», на котором и был ранен Владимирский. Горшков провел всю операцию без документов — высадка прошла успешно.

Через месяц Сергей Георгиевич становится командующим Азовской флотилией. Как показали последующие события, контр-адмирал Горшков быстро разобрался в обстановке и очень верно определил пути решения задач, поставленных перед флотилией. В последующем, уже командуя Дунайской флотилией, военачальник продолжал удивлять всех своим искусством. Однажды на флотилию прибыл Маршал Советского Союза Жуков. Он вызвал к себе Горшкова и приказал ему переправить через водную преграду идущие к Дунаю сотни танков. На обоснованные возражения Горшкова, что у флотилии нет средств для такой переправы, Жуков ответил: «Не будут переправлены танки — будете расстреляны». Танки удалось переправить. Все эти случаи убедительно доказывают, что Сергей Георгиевич был талантливым флотоводцем.

В первые послевоенные годы вице-адмирал Горшков, командующий Черноморской эскадрой, удивлял подчиненных нововведениями: создал систему сбор-походов, ввел в практику сдачу экзаменов на самостоятельное управление кораблем. Ярких эпизодов в период, когда Сергей Георгиевич был начальником штаба флота, командующим флотом, нет ни в воспоминаниях, ни в публикациях. Но думается, служба на Черноморском флоте была налажена, так как в 1953 г. командующего Черноморским флотом Горшкова награждают орденом Ленина.

Эти и многие другие факты подтверждают: назначение Сергея Георгиевича на высший пост в Советском ВМФ было закономерным и объективным.

Став Главнокомандующим ВМФ, Сергей Георгиевич, как уже говорилось выше, сделал самое главное в своей жизни: под его руководством был создан реальный океанский флот, развита теория его использования. В 70-х гг. Горшков с помощью хорошо подготовленных офицеров и адмиралов пишет много статей и ряд книг. Наиболее значимый труд — «Морская мощь государства», вышедший в 1976 г. Несомненно, Горшков не был просто «автором» чужих, не им написанных книг. Грамотный адмирал, эрудированный человек, он исключительно хорошо знал историю флота, военно-морское искусство, свободно разбирался в тонкостях военно-морской теории и практики.

ФЛОТ СДАЛ — ФЛОТ ПРИНЯЛ

Сергей Георгиевич Горшков закончил свое 30-летнее руководство ВМФ 9 декабря 1985 г., в понедельник, в обычный рабочий день. В зале Военного совета собралось высшее командование ВМФ, а также приглашенные на заседание начальники управлений и отделов Главного штаба и управлений Главнокомандующего ВМФ.

В 16 ч. 53 мин. в зал вошел Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевич. Он открыл заседание Военного совета: «У нас сегодня один, и довольно короткий вопрос, я зачитаю Постановление Совета Министров СССР».

«Постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1985 г. о Главнокомандующем Военно-морским флотом СССР. Совет Министров СССР постановляет:

1. Назначить адмирала флота Чернавина Владимира Николаевича Главнокомандующим Военно-морским флотом — заместителем министра обороны СССР.

2. Освободить Адмирала Флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича от обязанностей Главнокомандующего Военно-морским флотом — заместителя министра обороны СССР и члена коллегии Министерства обороны СССР в связи с переходом на другую работу».

После зачтения приказа Горшков произнес короткую речь: «Я очень признателен Центральному комитету, что мне было доверено 30 лет исполнять столь ответственную должность Главнокомандующего Военно-морским флотом… Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия, но ЦК и Министерство обороны всегда относились с пониманием к нашим проблемам, и это придавало мне сил и уверенности. Сегодня я передал Владимиру Николаевичу Чернавину все дела. Выражаю вам благодарность и признательность за беззаветную работу, которая позволяла решать указания Центрального комитета партии. Спасибо вам за вашу службу».

Затем на трибуну поднялся новый Главком, адмирал флота Чернавин. Обращаясь к Горшкову, он сказал: «Сергей Георгиевич, мы благодарны вам за воспитание, мы ваши ученики… Разрешите заверить вас, что мы люди, преданные флоту, и будем настойчиво выполнять программу его развития».

В этот же день Главком Горшков подписал свой последний приказ: «Решением Центрального комитета КПСС и по приказу министра обороны я передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны… Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья».

Минобороны провело крупную кадровую ротацию

В Министерстве обороны России произошла «серьезная кадровая ротация», сообщают «Известия» со ссылкой на источники в военном ведомстве. Там отметили, что приказы о назначении высокопоставленных офицеров были подписаны несколько дней назад.

Реклама

Самым сенсационным издание назвало переход на пост главы технополиса «Эра» руководителя военной полиции генерал-лейтенанта Владимира Ивановского. Этот технополис занимается развитием и внедрением инновационных технологий в оборонной сфере.

На базе «Эры» проводят исследования квантовых решений, искусственного интеллекта и робототехники.

Там работают военные и гражданские ученые, а также служат призывники из ведущих вузов России, которые выдержали конкурсный отбор. Исследовательской деятельностью занимаются более 30 научных организаций и предприятий промышленности.

Ивановский — доктор технических наук — по данным «Известий», неоднократно бывал в Сирии, где организовывал работу подчиненных в условиях миротворческой операции. В августе 2016 года он стал начальником военной полиции, но служба там была только кратким эпизодом его биографии. Большая часть карьеры генерала связана с высшими учебными заведениями Минобороны.

Перестановки произошли в основном в Военно-морском флоте: там появится новый руководитель Главного штаба — вместо вице-адмирала Андрея Воложинского будет адмирал Александр Витко, который в 2014 году был командующим Черноморским флотом.

На пост его заместителя назначили вице-адмирала Владимира Касатонова. В 2016 году он возглавил ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Касатонов станет первым офицером из военного вуза, назначенным на такую должность в ВМФ. Как отмечают собеседники «Известий» в военном ведомстве, он принимал участие в сирийской операции.

Перемены в российском флоте были еще в мае нынешнего года — у него появился новый главнокомандующий. Им стал адмирал Николай Евменов.

На этом посту он сменил адмирала Владимира Королева. Евменов — выпускник Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола и Военно-морской академии имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Он был старшим помощником, а после — командиром подводных лодок К-490 и К-506. После завершения академии Генштаба он возглавлял 25-ю дивизию подводных лодок, командовал Подводными силами Тихоокеанского флота. В 2012 году Евменова назначили начальником штаба Северного флота, а в 2016-м — его командующим.

Когда министр обороны Сергей Шойгу вручал ему штандарт командующего, он отмечал, что Евменов «обладает большим опытом решения сложных и ответственных задач, стоящих перед объединенным стратегическим командованием, и в новой должности в полной мере реализует свои разносторонние знания и высокие морально-деловые качества».

В 2017 году указом президента ему присвоили звание адмирал. За годы службы он был награжден орденами «За военные заслуги» и «За морские заслуги», а также ведомственными медалями Минобороны РФ.

Несмотря на то что Евменов в прошлом — подводник, его замами, как отмечают «Известия», служат преимущественно офицеры, командовавшие надводными кораблями.

В мае Путин также назначил новым командующим Черноморским флотом вице-адмирала Игоря Осипова, который ранее занимал пост командующего Каспийской флотилией.

До этого во главе Черноморского флота был вице-адмирал Александр Моисеев. Указом президента он сменил адмирала Евменова на посту командующего Северного флота.

За два месяца до этого ТАСС со ссылкой на источник в Министерстве обороны сообщал, что новым заместителем главнокомандующего ВМФ по вооружениям стал вице-адмирал Игорь Мухаметшин. Там отметили, что в этой должности он сменил вице-адмирала Виктора Бурсука, отправленного в отставку по возрасту. Бурсук занимал пост замглавкома ВМФ по вооружениям с октября 2013 года. Мухаметшин до этого был начштаба — первого заместителя командующего Балтфлотом.