Какие профессии можно получить в армии?

Воинские специальности

Воинская специальность присваивается каждому солдату без исключения. Их существует огромное количество и многие из них мало чем отличаются от гражданских профессий. Например, служить можно бухгалтером или переводчиком, если удалось обучиться этим профессиям заранее. Но большинство специальностей, конечно, связаны с оружием и техникой. Получить такую лучше всего еще до призыва. В этом случае вы заранее будете довольно четко знать, чем именно займетесь в войсках.

Главной кузницей военных кадров считается общественная организация ДОСААФ. Там будущего солдата научат водить машину, чинить и обслуживать военную технику, работать с устройствами связи. И не только научат, но и выдадут соответствующие документы, которые призывник сможет предъявить в военкомате, чтобы стать связистом, механиком, водителем и т.д. Молодые люди, заранее прошедшие такую подготовку, очень ценятся в армии. Ведь сейчас срок службы составляет всего один год, и обучать новобранца «с нуля» просто некогда. А уж если призывник успел овладеть специальностью, относящейся к категории «сложных», требующих наличия определенного образования, как правило высшего, то такой ценный кадр скорее всего сам сможет выбрать для себя род войск и место прохождение службы.

Возможность заранее подготовиться к призыву есть и у тех, кто предпочитает техническим и гуманитарным наукам навыки стрельбы и выживания в экстремальных условиях. Военно-патриотические клубы и особые отделения того же ДОСААФ серьезно облегчат задачу тем, кто хочет служить, например, в ВДВ. Если определиться с будущей воинской специальностью не получается, можно посоветоваться с представителями военкомата при прохождении самой первой медкомиссии. Там помогут определиться с выбором и даже могут дать направление в ДОСААФ. А времени, остающегося до призыва, как раз хватит, чтобы завершить курс подготовки.

Конечно, получать специальность заранее призывников никто не обязывает, но если молодой человек придет в военкомат, не умея делать вообще ничего, то его армейские обязанности определят уже без его непосредственного участия.

©2010-2011 «Вся правда об армии» — войска специального назначения

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства.

Водительские военные специальности

Водительские военные специальности незаменимы в вооруженных силах. Основная роль военных водителей заключается в управлении автомобильной, бронетанковой и боевой техникой. Также подобные специалисты управляют железнодорожной техникой, которая перевозит топливо, снаряды, боевые машины и живую силу. Морские суда, самолеты и подводные лодки тоже требуют опытного рулевого, ведь они осуществляют охрану морских границ и предотвращают нанесение удара вражескими силами с морской и воздушной поверхности. Они же являются незаменимыми в ликвидации противника. И если для вождения военного автомобиля или грузовика специальное образование не нужно, то для того, чтобы управлять кораблем, самолетом или субмариной люди учатся годами.

Военные специальности особого назначения

Военные специальности особого назначения называют элитой армии. Люди подобных специальностей продумывают и осуществляют боевые задания под водой, на суше и в воздухе. Подобные операции связаны с риском и опасностью для жизни. На человека постоянно действуют сильнейшие эмоциональные и физические нагрузки, поэтому люди этих специальностей отбираются только по самым высоким критериям. Человек должен обладать не только крепкими нервами и физической силой, но еще и острым умом.

Технологические военные специальности

Технологические военные специальности очень важны для вооруженных сил. Представители данных профессий постоянно следят за поддержанием армии в полной боеготовности, как в мирное время, так и в военное. Они обеспечивают уход за военной техникой и вооружением. Этот процесс является важным и непрерывным, так как любая единица вооружения должна находиться в исправном состоянии, и в любой момент быть готовой к бою. Военные технологические специальности востребованы в радиосвязи, авиации, морском флоте, сухопутных войсках и на железной дороге.

Операторские военные специальности

Современная военная техника может функционировать только под строгим контролем специалистов. Четкие указания для правильной работы различных боевых машин, установок и комплексов являются приоритетными для должности военного оператора. Связь — это основа всей армии, без нее, а также без четких команд, вооруженные силы не смогут выполнить поставленные задачи. Потеря связи между отрядами войск неминуемо ведет к проигрышу сражения. Здесь служат и работают только те люди, которые отличаются четкостью и оперативностью выполнения поставленных для них задач.

Военные профессии

Если кто-либо скажет, что в армии есть работа только для мужчин — смейтесь такому «умнику» в лицо. Давно уже прошли те времена, когда деятельность женщин ограничивалась кухней и уборкой.

Чем хороши военные профессии

Во все времена людям был свойствен страх войны, а потому общество всегда нуждается в организованных, грамотных, физически подготовленных бойцах. Умственный труд в данной сфере не менее востребован: техника и технологии зачастую являются ключевыми стратегическими моментами в военном деле, да и наука постоянно вносит свой вклад в обеспечение социальной и государственной безопасности.

В связи с подобными разграничениями сфер военной деятельности в их рамках выделяют различные должности. Все они относятся к категории государственной службы, несение которой подразумевает право служащего на получение ряда льгот и преимуществ:

  1. Достаточно высокая заработная плата.
  2. Возможности карьерного роста (повышения по службе).
  3. Все условия для обучения, повышения квалификации.
  4. Государственные и социальные гарантии служащему и всем членам его семьи (например, жилье, медицинское обслуживание и пр.)
  5. Широта выбора специализации в рамках военного дела (об этом читайте ниже).

Кроме того, военная служба побуждает человека к поддержанию физической и умственной формы, делает его организованным и собранным. Впрочем, это сугубо личностные преимущества данной профессии, а что касается экономически-социальных выгод, то они приведены в списке выше.

Какие бывают военные профессии

Как уже было сказано, в рамках государственной службы существует достаточно широкий выбор военных профессий. Каждая из них специфична и стратегически важна: в целом все они составляют некий оборонный комплекс. В зависимости от личных склонностей и соответствия определенным критериям профпригодности, человек может построить карьеру в следующих военных областях:

  1. Профессии специального назначения. Они составляют, пожалуй, самый обширный сегмент военного дела и требуют высокого уровня физической подготовки. Воздушно-десантные войска, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска, ФСБ и прочие – все это исконно военные профессии, в рамках которых существует своя должностная дифференциация.
  2. Военно-технические профессии. Служат для обеспечения функционирования военных машин и оборудования. Они востребованы в сферах связи, военной авиации и т.д.
  3. Водительские военные профессии – без комментариев. Боевые машины, военные автомобили, самолеты, корабли и подводные лодки: есть транспорт – есть водитель.
  4. Научно-исследовательская деятельность в рамках военного дела. Это технологии, разработки, изыскания и пр. Сюда также можно отнести педагогический труд в соответствующей сфере.

Учеба и карьера

Для успешного и быстрого построения военной карьеры нужно пройти следующие этапы образования:

  1. Среднее общее образование – школьное с военно-профессиональной ориентацией (кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища).
  2. Высшее профессиональное образование – военные училища и академии, по окончании которых можно получить лейтенантское звание.

Дальнейшее продвижение по службе закономерно, но во многом зависит от личностных качеств выпускника. Если же человек получал среднее общее образование в обычной школе, он также может построить карьеру военного, но для этого ему обязательно нужно пройти срочную службу. Затем можно заключить контракт и, получив минимальную выслугу лет, продолжить свое образование.

Военные профессии, список которых вы видели выше, являются наиболее востребованными и престижными. Ознакомившись с их описаниями, вы сможете убедиться, подходит ли вам карьера военного, и если да, то выберете подходящее направление.

Кадровый военный уволился в запас, что дальше?

Профессиональная и психологическая адаптация бывших военнослужащих и членов их семей к новым условиям жизнедеятельности

Изменения условий жизнедеятельности военнослужащего и членов его семьи в связи с увольнением из Вооруженных сил и переходом в гражданский социум касаются различных сторон жизни: географии службы и проживания, бытовых условий, содержания деятельности, социального статуса, уровня притязаний в новой жизни, перспективы дальнейшего развития, круга общения и т.д. Однако в основе всех этих изменений лежат прежде всего изменения в психологии личности конкретного человека, по тем или иным причинам уходящего из привычного для него социума в социум непривычный. Психологическое состояние современного российского офицера, готовящегося к увольнению или уже уволенного с военной службы, во многом определяется тремя группами факторов: состояние экономики страны на современном этапе; готовность гражданского общества к «приему» бывших военнослужащих и членов их семей; степень отношения Министерства обороны РФ к уволенным в запас или отставку военнослужащим и членам их семей.

Основные проблемы:

– радикальное изменение всего образа жизни; переезд на новое место жительства; ухудшение материального положения; потеря жилья и неуверенность в возможности его получения на новом месте; проблемы трудоустройства и необходимость подготовки к жизнедеятельности в новых условиях;

– отсутствие гарантированной занятости после службы; неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки военнослужащих запаса, их трудоустройства; недостаточная практическая реализация льгот и прав граждан, уволенных из Вооруженных сил;

– сохранение у многих кадровых военнослужащих прежних стереотипов действий перед и после увольнения, связанных с ожиданием помощи от государства; привычка рассчитывать на формализованную социальную защиту военной структуры;

– неподготовленность к действиям в условиях новой экономической ситуации в стране, потеря квалификации членами семей военнослужащих; устойчиво негативный имидж бывшего военнослужащего в общественном мнении сотрудников гражданских организаций;

– открытое игнорирование органами военного управления различного уровня проблем бывших военнослужащих; нежелание Министерства обороны РФ участвовать в решении их проблем после увольнения с военной службы и другие.

РЕАКЦИЯ НА УВОЛЬНЕНИЕ

Анализ показывает, что для значительной части военнослужащих и членов их семей увольнение из армии приводит к крушению многих надежд, потере перспективы жизни и развития. Люди, которые с юных лет посвятили себя нелегкой военной службе, как правило, трудно адаптируются к новым условиям. Социально-психологическая адаптация становится для них сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать новую идентичность, которая позволит адекватно воспринимать самих себя, свое окружение, обрести новую профессию. Тем более что трудности поджидают бывших военных на каждом шагу. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотносить свои возможности с требованиями различных видов труда, искать вакантные должности и заключать трудовые договора.

Рубежный момент: увольнение из Вооруженных сил. Фото с сайта www.mil.ru

Все это приводит к тому, что люди, способные внести достойный вклад в преобразование общества, оказываются социально незащищенной категорией и составляют группу риска. Серьезные трудности с выбором гражданской профессии испытывают до 70% офицеров запаса. Многие из них до года и более остаются без работы. Кроме трудоустройства для полноценного вхождения увольняемых военнослужащих в мир гражданской жизни необходима большая и сложная работа над собой: им надо во многом изменить представление о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения.

Офицерам, увольняющимся с военной службы, как никакой другой категории граждан необходима грамотная профконсультационная помощь по всем вопросам, связанным с поиском работы, прохождением переподготовки, адаптации к рынку труда и новому рабочему месту. К сожалению, такого рода подготовку не ведут сегодня ни в воинских частях, ни в военкоматах по месту жительства. До 96% бывших военных заявляют, что никакой профконсультационной работы с ними перед увольнением в запас не проводилось.

В целях разработки и реализации таких проектов в рамках Программы социальной адаптации военнослужащих были использованы общие и частные технологии социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей, к которым относятся технологии их профессиональной ориентации, психологической реабилитации, социально-психологической реабилитации, социально-педагогической адаптации, вовлечения в малое предпринимательство, поддержки малого предпринимательства, трудоустройства, переподготовки и мониторинга.

Для проведения этой работы в ходе реализации Программы социальной адаптации военнослужащих (САВ) был создан центр социально-психологической поддержки «Статус» (г. Одинцово, Московская область), а при каждом уже существующем региональном центре социальной адаптации уволенных военнослужащих работали профессиональные психологи. Они прошли специальную подготовку для работы с увольняемыми военнослужащими, гражданами, уволенными из Вооруженных сил, и членами их семей.

Основными направлениями психологической поддержки, осуществляемой в рамках программы САВ, стали: психологическое консультирование, психокоррекция, профориентация и психотерапия с применением широкого методического арсенала и учетом уникальности личности, ее проблем в контексте жизненной ситуации; психологическое сопровождение предпринимательской деятельности бывших военнослужащих, предприятий малого и среднего бизнеса. Психологи проводили психодиагностику, индивидуальное психологическое консультирование и психотерапию, групповую психотерапию, профконсультирование и профессиональный психологический отбор, социально-психологические тренинги различной направленности, первичную медицинскую диагностику.

Региональные центры САВ и «Статус» в целях эффективной работы были оснащены современным материально-техническим оборудованием. Так, на вооружении специалистов был аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр-03», медицинский диагностический аппаратно-программный комплекс АМСАТ, ряд компьютерных психодиагностических методик. В ходе реализации программы был накоплен опыт, апробированы различные консультационные методики, собрана обширная статистика.

Обобщение основных результатов психологической диагностики социальных проблем бывших военнослужащих позволило определить преобладание в структуре психологических проблем бывших военнослужащих и членов их семей таких моментов, как профориентация и поиск работы, нежелание принять на себя ответственность за свою жизненную ситуацию, частичная психическая дезадаптация, семейные конфликты, слабое развитие коммуникативных навыков, злоупотребление алкоголем, адаптационные невротические реакции и неврозы.

Изучение психологических проблем бывших военнослужащих и их семей показало, что факт увольнения главы семьи с военной службы – болезненный момент и для всех ее членов. У членов семей, обращавшихся к нам, основными причинами стрессовых состояний были отсутствие работы у супругов, отсутствие жилья, алкоголизация одного из супругов, материальные трудности, проблемы в воспитании детей, разводы супругов, отсутствие друзей, связей. Как следствие этих проблем на первом месте среди психологических отклонений – апатии, депрессии, страхи, неврозы и у детей, и у взрослых. Знание этих проблем позволило определить содержание необходимой социально-психологической поддержки бывшим военнослужащим. Кроме того, важной стороной работы в области психологической поддержки являлся тщательный анализ всего предыдущего опыта и личностных качеств офицера запаса, максимально возможный учет их при подборе подходящей работы или профиля переподготовки. Учитывались следующие характеристики уволенного военнослужащего: уровень образования, профиль профессиональной подготовки, степень соответствия образования требованиям гражданской деятельности, характеристики профессиональных качеств, возрастные характеристики увольняемых военнослужащих.

ОСОБАЯ ГРУППА

Особую группу бывших военнослужащих составляли участники боевых действий. По данным исследований И.В. Соловьева, до 30%

военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых расстройств: повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, сопровождающиеся тяжелыми переживаниями, внезапные переживания, «возвращающие» в психотравмирующую ситуацию, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева. Многие из этих людей потеряли интерес к общественной жизни. Они проявляют меньше активности в решении собственных жизненно важных проблем, нередко у них наблюдается утрата способности к сопереживанию и потребности в душевной близости с другими людьми, в том числе и в семейной жизни. Жизненный опыт этих людей уникален и резко отличается от опыта невоевавших людей. Воспоминания, общее прошлое сближают участников войны и заставляют их тянуться друг к другу. Как показал опыт, в психологической помощи нуждается не только инвалид или ветеран, но и его ближайшее окружение – родители, жена, дети.

Однако, как показал опрос работников служб социальной защиты населения в регионе деятельности центров САВ, эти семьи до сих пор не относятся к категориям семей, особо нуждающихся и требующих защиты и социально-психологической помощи.

Характерными в этом плане являются результаты исследования, проведенного полковником Соловьевым И.В. среди тех военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в горячих точках:

Результаты опроса 248 офицеров Внутренних войск МВД России,

участвовавших в боевых действиях

Средний возраст – 31,5 года.

Распределение респондентов по длительности пребывания в боевых условиях

Более года – 37%. 10–12 месяцев – 10%. 7–9 месяцев – 18%. 3–6 месяцев – 22%. 1–2 месяца – 13%.

С какой оценкой обществом вашего боевого опыта вам приходилось встречаться чаще? Равнодушной – 60%. Отрицательной – 10%. Положительной – 30%.

Готово ли в настоящий момент общество, по вашему мнению, достойно принять и оценить людей, честно исполнивших свой воинский долг? Не готово – 49%. Готово – 7%. Не совсем готово – 34%. Затрудняюсь ответить – 10%.

Возникало ли у вас желание поделиться с кем-либо своими переживаниями, вынесенными с войны? Почти не возникало – 20%. Не возникало – 10%. Возникало часто – 15%. Иногда возникало – 55%.

Ваше нынешнее отношение к вашему боевому опыту. Он для меня ценен и полезен – 54%. Этот опыт нужен, но не обязателен – 30%. Лучше бы его не было – 5%. Он просто бесполезен – 3%. Затрудняюсь ответить – 8%.

Имеете ли вы проблемы, которые требовали бы участия психолога в их разрешении? Нет – 67%. Да – 18%. Затрудняюсь ответить – 15%.

Мое отношение к жизни после участия в боевых действиях. Изменилось к худшему – 25%. Изменилось к лучшему – 35%. Не изменилось – 40%.

В какой сфере ваш боевой опыт и качества, сформированные в боевой обстановке, могли бы оказаться наиболее полезными для общества? В обеспечении общественной безопасности – 72%. В развитии всех сфер общественной жизни – 10%. В воспитании детей и подростков – 10%. В бизнесе и коммерции – 5%. В политике – 3%.

Как вы оцениваете свои жизненные перспективы? Перспективы и надежды довольно призрачны – 43%. У меня достаточные перспективы и есть надежда на лучшее – 42%. Перспектив почти никаких и надежд не существует – 10%. Все лучшее позади и надежды в прошлом – 5%.

От кого или от чего может зависеть улучшение перспектив вашей жизни? От изменений в обществе – 50%. Только от меня самого – 42%. От помощи и поддержки близких и друзей – 8%.

Как вы оцениваете вашу сегодняшнюю жизнь?

а) в личном плане: можно жить – 15%; этой жизни просто нет – 5%; вполне нормальная жизнь – 45%; хотелось бы улучшить – 35%.

б) в материальном плане: обеспечиваю с трудом – 13%; можно жить – 30%; не могу обеспечить – 5%; удается сводить концы с концами – 52%.

в) в плане личных интересов: интересов и увлечений нет – 5%; о них даже не думаю – 10%; есть интересы и увлечения – 45%; интересы появляются от случая к случаю – 40%.

Отметим, что в отношении бывших военнослужащих российское общество повторяет путь США в условиях окончания войны во Вьетнаме без учета всех негативных последствий. В 70-е годы ХХ столетия появился и стал общепринятым специальный термин «вьетнамский синдром». Пока молодые американские парни – цвет нации, за многие тысячи миль от берегов родных штатов, рисковали жизнями и погибали во вьетнамских джунглях, искренне веря в то, что защищают национальные интересы, в их родном государстве ширилась антивоенная кампания. В ходе этой кампании они становились в глазах своих же соотечественников убийцами, преступниками, бездумными существами, слепо исполняющими злую волю Пентагона. Возвращаясь домой, пережив все ужасы и кошмары этой войны, потеряв друзей и вынеся совершенно иную систему духовных ценностей, где на первом месте стояли жизнь человека и боевое братство, они попадали у себя дома в среду, где их не только не признавали защитниками интересов общества, но зачастую просто презирали и отталкивали. Они оказались никому не нужными со своей системой ценностей, переживаниями, воспоминаниями и опытом.

Эти и ряд других психологических факторов и характеристик военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей стали определяющими в практической работе региональных центров САВ. Именно они обусловили выбор основных направлений профессиональной и психологической их адаптации: диагностические мероприятия; консультации (индивидуальные, семейные); тренинги; коррекция возникших нарушений адаптации; развивающие работы по самопроектированию, росту карьеры, личностному росту; методические разработки и рекомендации по работе специалистов; профориентация; помощь в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

ОПЫТ

Работа по адаптации затрудняется отсутствием у многих военнослужащих осознания необходимости получения психологической помощи, в том числе и по причине боязни получить психиатрический диагноз, так как у многих психологическая помощь ассоциирована с психиатрией и психиатрическим лечением.

В ходе обследования выявлено, что посттравматические явления развиваются уже после возвращения человека к обычным условиям жизнедеятельности после пребывания в экстремальной обстановке. Именно на этом этапе зачастую происходит дополнительная психотравматизация и уже обычные, так называемые нормальные условия мирной жизни для многих участников боевых действий становятся источником стресса и негативных психических изменений.

Объяснение данного феномена лежит в особенностях социальной среды, с которой сталкивается бывший военнослужащий, особенно – ветеран боевых действий на этапе его социальной адаптации. Именно социальная среда становится основным фактором успешной реабилитации или же наоборот. Человек со своим военным и боевым прошлым, опытом переживаний, выходящих за пределы обычного человеческого опыта, после возвращения к гражданской жизни остается один на один со своими проблемами. Естественное человеческое желание разделить те или иные переживания с кем-либо, потребность в эмпатии остаются нереализованными, так как эти переживания никем не могут быть восприняты и поняты правильно и в полной мере.

Выключение бывшего военнослужащего из системы социальных связей со своими боевыми товарищами, то есть разрушение состава боевой группы, тех отношений, которые сложились там, в экстремальной обстановке, когда эти отношения значат для человека гораздо больше, чем все остальные ценности этой жизни – этот фактор приобретает психогенный характер и в комплексе с остальными ведет к социальной и психической дезадаптации личности. Ощущение напрасности и бесполезности всего, что пришлось пережить в период военной службы, на войне, в боевой обстановке, чувство вины за выживание – фактор, который обусловлен общественным мнением и отношением общества к целям, задачам и итогам данного конкретного вооруженного конфликта.

Ситуация в семье, когда самые близкие люди зачастую сами являются субъектами травматического стресса и нуждаются в психологической помощи и реабилитации, ожидание в течение длительного времени самого страшного, что может произойти с любимым человеком на войне, вполне естественно, вызывает определенные негативные психические изменения. Возникает конфликт между необходимостью помогать и самому получать помощь. На этой почве разрушаются семьи, рвутся окончательно отношения между родителями и сыновьями, совершаются суициды.

АПРОБАЦИЯ САВ

Апробация деятельности центров САВ по этим направлениям позволила выработать обобщенную модель работы с бывшими военнослужащими и членами их семей. В ходе реализации Программы САВ центрами социальной адаптации военнослужащих учитывалось то, что в психологической поддержке бывшие военные нуждаются на всех этапах перехода к гражданской деятельности. Реализация комплексного подхода к этой работе потребовала решения задач, которые бы могли обеспечить:

· заблаговременную подготовку к увольнению с военной службы и переходу к гражданской деятельности;

· информирование военнослужащих запаса о закономерностях переходного периода, особенностях рынка труда и профессиональной деятельности в гражданских условиях, ожидающих его трудностях;

· психологическую готовность к смене профессии и устойчивость к критическим ситуациям;

· подбор новой профессии, имеющей сходство с прежней деятельностью;

· навыки в применении наиболее простых методов и приемов снятия психического перенапряжения, стрессового состояния;

· выработку стратегии и тактики поведения на рынке труда.

Модель работы центра социально-психологической поддержки.

Как показал опыт деятельности центров САВ, наибольшего эффекта в психологической адаптации военнослужащих специалисты достигли там, где систематическая плановая работа осуществлялась с учетом специфики этапов перехода бывших военнослужащих и членов их семей к новым условиям гражданской жизни.

Этап подготовки к увольнению с военной службы.

Рамки данного этапа совпадали по времени с мероприятиями подготовки и увольнения военнослужащих из армии. В это время реабилитационные и адаптационные мероприятия проводились по месту службы и проживания военнослужащего и его семьи. Основное содержание деятельности на этом этапе – подготовка военнослужащего к будущему увольнению. Здесь было важно помочь каждому военному осознать, что уход из армии – закономерный и естественный факт его профессиональной биографии, снять возможную обиду, сохранить способность объективно оценить ситуацию. Уже на этом этапе специалисты стремились к расширению информированности военнослужащих о гражданской деятельности, рынке труда, о профессиональных наклонностях и возможностях. Работа осуществлялась в группах на семинарах-тренингах, проводимых психологами и консультантами. Результатом проведенной работы стало достижение необходимого уровня готовности увольняемого военнослужащего к смене профессии. Это позволяло снять излишнюю психологическую напряженность и некоторую агрессивность во время адаптации.

Было выявлено, что готовящиеся в запас офицеры и их семьи остро нуждались в информационно-методических и справочных материалах по широкому спектру вопросов, связанных с их поведением на этапе перехода к новым условиям жизни и деятельности.

ПЕРЕПОДГОТОВКА

Психологическая готовность к смене профессии – это состояние человека, характеризующееся уровнем сформированности ряда личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной ориентации, а также наличием определенных знаний, навыков и умений профессиональной деятельности. Речь идет не столько о готовности к успешной работе по той или иной новой для человека профессии, сколько о готовности к самому процессу переориентации как специфической деятельности, связанной со сбором и анализом информации о рынке труда, изучением собственных возможностей, приобретением необходимых знаний и навыков деятельности и поиском оптимального для себя рабочего места.

Целью психологической помощи на этом этапе работы было определение степени соответствия индивидуальных качеств военнослужащего требованиям будущей специальности, обеспечение правильности выбора профиля обучения и учебного заведения. В этот период проводились психодиагностические обследования профессиональных интересов и способностей, вырабатывались конкретные рекомендации по целенаправленному развитию военнослужащим своих психологических качеств, являющихся профессионально важными для будущей деятельности. Также оказывалась помощь в организации самостоятельной работы по усвоению и закреплению новых знаний с целью адаптации к процессу обучения.

Как показал опыт, до начала переподготовки военнослужащего целесообразно провести его профессиональную ориентацию, что позволяет не тратить зря время и средства, а начать обучение по уже выбранной профессии. Среди методов и форм такой профориентационной работы наибольшее распространение получили:

· специально организованное наблюдение за человеком и профориентационная интерпретация результатов его деятельности;

· проведение профориентационных консультаций (бесед);

· использование тестовых и других психодиагностических методов для изучения интересов, склонностей, способностей, личностных свойств и качеств офицера;

· применение игровых и тренинговых методов и средств активизации профессионального выбора;

· использование специальной аппаратуры и тренажеров для отработки профессиональных навыков и изучения готовности человека к освоению новых профессиональных действий;

· распространение справочной литературы, информации о вакансиях на региональном рынке труда;

· изучение профессиографических материалов о различных специальностях, ресурсов телекоммуникационных сетей.

В начальной стадии организации психологической помощи бывшим военным и членам их семей перед специалистами-психологами ставилась задача предупреждения стандартной ошибки преувеличения роли тестовых методик в психокоррекционной работе, в подмене адаптационных мероприятий диагностическими. Чтобы избежать подобного перекоса в деятельности консультантов, их внимание было нацелено на разработку программ диагностических процедур, в которую вошло необходимое и достаточное количество тестов, применяемых специалистами на этапе первичной помощи; обучение специалистов методике тестирования; обработку тестового материала на вычислительной технике; обучение психологов современным методам оказания психологической помощи.

Важная роль в профориентации военнослужащих отводилась групповым формам психологической работы, например, тренинг-семинарам, которые позволяли преодолеть и ослабить действие социальных установок и стереотипов, мешающих адаптации; снизить присущую им некоторую ригидность; изменить пессимистическое представление о самих себе и окружающей действительности; сформировать у них стремление к активному участию в жизни в новых условиях.

Такие тренинг-семинары позволяют показать возможные направления приложения творческих способностей в условиях нового социума; подтвердить соответствие профессиональных базовых навыков потребностям предстоящей деятельности; продемонстрировать собственные возможности сохранения высокого социального статуса в гражданской жизни; выявить сферы рационального приложения сил и активности в новых условиях и др. Психологическое сопровождение процесса переподготовки было важным компонентом социально-психологической адаптации военнослужащих запаса, так как оно направлено на формирование навыков саморегуляции и управления своим поведением, способствует формированию активности личности уже на этапе трудоустройства.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

На этом этапе помощь военнослужащему заключается в совместной с ним оценке своей готовности к поиску работы. В ходе поиска работы важно сохранить у военнослужащего запаса настойчивость и уверенность в себе, особенно после нескольких отказов в трудоустройстве, исключить неоправданные переходы от наивного оптимизма к тотальному пессимизму. Он должен хорошо знать свои сильные стороны и последовательно искать свое дело, но в то же время быть готовым к временным компромиссам в подборе работы, исходя из ситуации на рынке труда. Специалисты-психологи объясняли, что поиск работы – тоже работа, знакомили военнослужащих с существующими технологиями эффективного поиска работы и трудоустройства.

Самим фактом трудоустройства проблемы вхождения в гражданскую сферу еще не заканчиваются, так как впереди длительный и противоречивый процесс освоения новых обязанностей и новой системы взаимоотношений в гражданском социуме, который устроен совсем не так, как военный. Переход в новую систему взаимоотношений труден всегда, но особенно – в зрелом возрасте. Надо быть готовым к серьезным трудностям на этом пути, может быть, к изменению ряда собственных устоявшихся привычек и жесткому самоконтролю.

Нужна помощь психолога военнослужащим запаса правильно строить отношения с коллегами и руководством, выбирать манеру поведения и общения с окружающими, преодолевать трудности, возникающие при освоении новой профессии, не падать духом при неудачном старте. Бывшим военнослужащим надо понять, что в условиях рыночных отношений готовность к смене рабочего места должна быть практически постоянной.

Необходимо создание комплексной системы медицинской, психологической и социальной реабилитации военнослужащих и вынужденных переселенцев, получивших в результате боевых действий ранения, а также имеющих признаки посттравматических стрессовых расстройств. Ключевым этапом этой работы является создание бизнес-инкубатора со специализированным реабилитационным центром.

Вадим Калиничев

Вадим Львович Калиничев – кандидат педагогических наук

12 полезных навыков и умений для службы в армии


Если ты хочешь служить не как все и службу свою провести в более комфортных для тебя условиях, то тогда тебе нужно не только знать , а и знать то, что может тебе помочь:
Развитая смекалка. В армии без этого никуда. Там всюду свои необычные задачи. Умение быстро выполнять то, что надо сделать «еще вчера» и находить решение (порой откровенно бредовой) проблемы поможет вам быстро приспособиться к армейской жизни.
Общительность и чувство юмора. Умей быстро заводить нужные знакомства, но помни правило: шути в тему и говори по делу.
Смелость. Не давай себя и своих друзей в обиду. Старайся не робеть — не так страшен черт, как говорится! Но без фанатизма – думай, прежде чем сделать что-то или сказать. Сочетание «слабоумие и отвага» до добра не доводит.
Знание мат. части. Выучи ТТХ (тактико-технические характеристики) основных видов вооружений, используемых в армии (прежде всего стрелкового). Станешь отличником боевой подготовки – плюс в характеристику.
Знание уставов. Уставов много, и они очень объемные. Тебе не надо зубрить все эти шедевры. Главное это знать минимум: Обязанности солдата/матроса, обязанности дневального/дежурного по роте, 16 статей строевого устава (ты должен отличать шеренгу от колонны) и т.д.
Компьютерная грамотность. Ценятся в армии люди, умеющие работать с компьютером (причем чинить тоже необходимо). Что же нужно освоить: пакет MS Office, графические редакторы (Photoshop, Corel), ну а если ты умеешь редактировать видео и аудио – то ты будешь просто незаменим.

Прямые руки. Например: уметь ремонтировать технику и не только. Надо сделать ремонт в кабинете командира или с машиной (УАЗ конечно) помочь надо – ты тут как тут, и делаешь, что умеешь, и с хорошей стороны отметился.
Умение держать все в чистоте и аккуратность. В армии, несмотря на весь бардак, существует маниакальное стремление к своеобразному порядку и чистоте. Солдат всегда должен быть побрит и подстрижен (особенно тебя будет доставать «кантик» на затылке), форма должна быть чистой, обувь начищена, в тумбочке все должно лежать по утвержденному порядку, а кровать заправлена по особой технологии и т.д. и т.п.
Умение играть на музыкальных инструментах. Тут все понятно: иногда лучше на концерте выступить или на репетиции трудиться, чем на плацу снег мести.
Умение шить и зашивать. С самого начала придется много орудовать нитками и иголками. Подворотнички отменили и шевроны на липучках, скажут тебе — это правда. Но придется «клеймить» т.е. пришивать именные ярлычки на форму, обувь и снаряжение. И зачастую не только себе и ночью. Сделаешь быстро и качественно — пойдешь раньше спать. А сон для солдата — первое дело.
Физическая форма. Старайся укреплять здоровье и улучшать физическую подготовку. В армии будет тяжело если будешь часто болеть, особенно зимой.
Адекватность и психическая устойчивость. Будь уравновешенным и спокойным. Готовься к большим психологическим нагрузкам: по дому скучать начнешь, обстановка будет вокруг напряженной, да и люди там разные попадаются, могут и специально провоцировать или давить на тебя (особенно старослужащие и сержанты).
Конечно, очень хорошо, если ты талантливый во всем человек. Но советуем аккуратно распространяться о своих умениях, и тщательно фильтровать выдаваемую тобой информацию. Т.к. в армии тебя просто будут нещадно эксплуатировать по всяким заданиям и будешь очень уставать. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь, да и своих дел не сделаешь. Поэтому внимательнее подходи к проявлению своих умений. Надеемся, эта статья поможет тебе составить хотя бы частичную картину службы в армии.

Если кто-либо скажет, что в армии есть работа только для мужчин — смейтесь такому «умнику» в лицо. Давно уже прошли те времена, когда деятельность женщин ограничивалась кухней и уборкой.

  1. Достаточно высокая заработная плата.
  2. Возможности карьерного роста (повышения по службе).
  3. Все условия для обучения, повышения квалификации.
  4. Государственные и социальные гарантии служащему и всем членам его семьи (например, жилье, медицинское обслуживание и пр.)
  5. Широта выбора специализации в рамках военного дела (об этом читайте ниже).
  1. Профессии специального назначения. Они составляют, пожалуй, самый обширный сегмент военного дела и требуют высокого уровня физической подготовки. Воздушно-десантные войска, спецназ, военно-морской флот, сухопутные войска, ФСБ и прочие – все это исконно военные профессии, в рамках которых существует своя должностная дифференциация.
  2. Военно-технические профессии. Служат для обеспечения функционирования военных машин и оборудования. Они востребованы в сферах связи, военной авиации и т.д.
  3. Водительские военные профессии – без комментариев. Боевые машины, военные автомобили, самолеты, корабли и подводные лодки: есть транспорт – есть водитель.
  4. Научно-исследовательская деятельность в рамках военного дела. Это технологии, разработки, изыскания и пр. Сюда также можно отнести педагогический труд в соответствующей сфере.
  1. Среднее общее образование – школьное с военно-профессиональной ориентацией (кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища).
  2. Высшее профессиональное образование – военные училища и академии, по окончании которых можно получить лейтенантское звание.

Профессии в армии

В обществе иногда принято разделять исключительно мужские и женские профессии. Мужскими профессиями, безусловно считается должности военнослужащих.

Но и женщины могут сейчас сделать карьеру в армии фактически по любой специальности. Работа в армии — это не только карьера, это большой престиж, серьезный уровень ответственности и надежная работа в государственной службе.

Профессию военного можно назвать одной из самых древних из ныне существующих. Любое государство, несмотря на искусство дипломатии, опасается военной агрессии со стороны других стран.

Всегда государство нуждалось и нуждается в специалистах разных категорий — хорошо физически готовых бойцах, интеллектуально подготовленных профессионалах. Интеллектуальный труд в армии не менее востребован, чем физический.

Технология и техника часто становятся главными стратегическими моментами в деле войны и в науке, обеспечивая безопасность обществу и государству на долгие десятилетия.

В военном деле существует несколько сфер деятельности. В рамках этих сфер деятельности выделяют несколько групп специальностей.

Каждая специальность имеет отношение к государственной службе, а служащий — возможность получать льготы. Но льготы — не единственное преимущество, которое подразумевает несение государственной службы.

Существуют и некоторые другие:

  • сравнительно высокая заработная плата;
  • прозрачная структура карьерного роста;
  • есть все условия для учебы и повышения собственной квалификации;
  • существуют гарантии от государства для служащего и его семьи на предоставление жилья и другие льготы;
  • предоставляется большой выбор специальностей в рамках военного дела.

Военный человек всегда находится в хорошей физической и интеллектуальной форме, он идеально собран и организован. Многих интересует, сколько месяцев в армии обучаться на профессию? В среднем, процесс обучения может длиться от полугода до 9 месяцев.

Альтернативная служба в армии — профессии

Альтернативная служба утвердительно отвечает на вопрос,

можно ли получить профессию в армии и предполагает работу по следующим специальностям:

Вышеперечисленные профессии — далеко не полный список всех тех, которые можно освоить, выбрав альтернативную службу. Но работа на этих должностях не предполагает карьерного роста, такого же, как в настоящей профессиональной армии.

Профессии в ВС РФ

Особое место отводится командующим экипажами, ВЧ и прочими отделениями. Командир — это тот, кто одновременно организует, воспитывает личный состав, а также сам является техническим специалистом.

Согласно Уставу ВС РФ, комдив является ответственным лицом за исполнение поставленных задач, поддержание дисциплины и психического состояния бойцов, их обучение, применение должным образом вооружения, снаряжения и содержания технических устройств в полной боевой готовности, причем в любое (военное и мирное) время.

В списке среди военных профессий популярными являются операторы. Современная техника требует настоящего профессионального обращения.

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

Для этого нужны отлично подготовленные специалисты. Они осуществляют прием, оценку и обработку данных, принимают те или иные решения, реализуют их и оценивают результат.

Операторы должны быть точными, обладать хорошим зрительным и слуховым восприятием, отличной памятью и сообразительностью.

Водительские должности также сегодня в почете. Войска отличаются высокой степенью мобильности. Именно водители обеспечивают быстрое передвижение на большие расстояния. Помимо автотранспорта и бронетанковых технических устройств сюда же относятся судна, функционирующие на воде и под водой, ж/д транспорт.

Чтобы получить должность спецназа, нужно обладать отличным здоровьем, быть способным действовать в напряженных и даже экстремальных условиях. Для работы по такой специальности люди должны иметь высокую степень ответственности, способность переносить сверхнагрузки физического и психологического плана, быть выносливыми, решительными, хладнокровными и отважными. К данным специальностям относятся разведчики, военные летчики, саперы, служащие флота в морской пехоте и так далее.

Также выделяются профессии технологического плана. Армейцы здесь должны поддерживать боевую работоспособность технических устройств и вооружения, выполнять ремонтные работы и техобслуживание. Они должны обладать специальными техническими знаниями, а также особым образным мышлением.

Ориентировочный перечень

Каждая профессия имеет важное значение для армии в целом. Молодые люди могут выбирать ту из них, которая лучше других подходит для развития имеющихся у них качеств и способностей.

К главным профессиям в армии относятся следующие:

  • военный медик, инженер;
  • летчик;
  • связист;
  • водитель;
  • механик;
  • радист;
  • профессия военного картографа и типографа.

Большое значение в армии имеют группы спецназа, солдаты и офицеры. К ним относятся подводники, пограничники, ракетчики и многие другие.

Следующие по степени важности — это, конечно же, медики. В качестве санитаров могут служить рядовые и сержанты, фельдшеры в звании прапорщиков.

Военврачами являются только офицеры. Военные инженеры занимаются сооружениями, а именно их возведением, ремонтом и техобслуживанием.

Летчики уничтожают наземные либо воздушные объекты, ведут разведку. Профессия военного связиста заключается в передаче сведений на разных уровнях.

К другим известным профессиям относится, например, артиллерист. Военной специальности, имеющей данное обозначение, нет, но под ней подразумевается специальность, относящаяся к обслуживанию орудий. Одним из самых популярных видов военной техники является танк. Каждый из членов экипажа в нем, в том числе, и командир, является танкистом.

Армейская служба не является исключительно мужским делом. Хоть подавляющее большинство личного состава все-таки представляют мужчины, для женщин тоже могут найтись подходящие места. К таковым относятся следующие:

  • картограф;
  • связист;
  • радист;
  • санитар;
  • военврач;
  • шифровальщик;
  • военный переводчик;
  • музыкант;
  • и другие.

Гражданские профессии

В различных видах вооруженных сил Российской Федерации нужны не только военные, но и гражданские профессии. Они причисляются к обслуживанию служащих, не относясь к ним напрямую. Это, например, экономические профессии, повар, переводчик, аналитик и прочие.

Список специальностей

В этом разделе будет приведено краткое описание самых популярных профессий в армейской сфере для представителей обоих полов.

Женских

Сегодня возможность реализации на военной службе имеют не только молодые люди, но и девушки. И для них предусмотрены отличные и интересные профессии с высокой оплатой труда, благодаря которым они смогут получить по выслуге лет хорошую пенсию. Кроме того, военнослужащим полагается такая льгота, как предоставление жилья.

Для начала нужно определиться, какой группе профессий отдать предпочтение:

  • военно-техническая группа должностей;
  • профессии, полученные в специальных учебных заведениях;
  • гражданская группа специальностей.

К военно-техническим женским профессиям относятся несколько специальностей.

  • Картограф – изучает почвы, особенности местности. Помимо этого, строит схемы, занимается разработкой карт и чертежей при помощи специальных программ. При надобности участвует в экспедициях, где занимается изучением сложной территории.
  • Радист-инженер – обязательно иметь соответствующее образование. Основной целью работы является работа с радиооборудованием, ремонт, отладка и настройка.
  • Монтажник связи занимается монтажом и установкой сложного технически оборудования, которое используется для установки связи.
  • Механик-оптик собирает и монтирует специализированную оптическую технику.
  • Метеоролог занимается составление прогнозов погоды для определенной местности в определенный период.
  • Телеграфисты и радисты передают данные по особенным каналам связи.
  • Инженеры обслуживают военную технику и контролируют ее работу, а конструкторы занимаются разработкой проектов и чертежами, а также расчетами, необходимыми для нормальной деятельности.

Существуют профессии, по своей сути, не являющихся военными, но без них в военной отрасли не обойтись. К ним можно отнести ряд специальностей.

  • Врачи и медсестры. Их учат так же, как и аналогичных гражданских специалистов, но в учебных заведениях, имеющих военно-медицинскую направленность.
  • Переводчики – такую специальность можно получить и в гражданском вузе, однако потребуется прохождение специальной переподготовки, в частности, для изучения военных терминов.
  • Военные психологи также отличаются от обычных обучением в соответствующей направленности учебном заведении. Они работают либо с военнослужащими, либо с теми, кто собирается ими стать.

Гражданские специальности в военной сфере не требуют прохождения специальной подготовки и переподготовки. Но и они нужны в армейской жизни.

  • Повара – необходимы везде, в том числе и в войсковых частях. Солдат и офицеров нужно кормить, и делать это должны квалифицированные кадры.
  • Водители – при наличии водительского удостоверения с необходимыми категориями могут работать и женщины, однако тяжелой техникой преимущественно управляют все же мужчины.
  • Корреспонденты, журналисты. Преимущество имеют те, кто хорошо знает иностранные языки, а также готов к командировкам в горячие точки. Кроме того, журналистам и корреспондентам, решивших посвятить свою деятельность освещением армейской жизни и боевых действий, следует быть готовыми к разного рода опасностям – быть захваченными в качестве заложников, плененными, ранеными.
  • Музыканты военного оркестра. Для них главное – это умение играть на каком-либо музыкальном инструменте из тех, что входят в состав военного духового оркестра.
  • Бухгалтеры и экономисты, а также кадровики могут работать в любой организации, включая военизированную, не нуждаясь в спецподготовке.

Мужских

Государственная служба предоставляет значительное пространство для выбора военной профессии. У каждой из них свое назначение, специфика.

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

В зависимости от того, какие личные склонности имеет человек (а также каким критериям профессиональной пригодности он отвечает), он может претендовать на построение карьеры в нескольких военных сферах.

  • Профессии спецназначения. Это самая обширная и сложная группа военных специальностей. От людей, обладающих ими, требуется высокий уровень физподготовки, психической устойчивости. Сюда входят служащие воздушно-десантных войск, спецназа, военно-морского флота, сухопутных войск, ФСБ и прочих. В рамках каждого из подразделений имеется свое разделение.
  • Военно-технические специальности предназначены для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу военной техники и оборудования. Представители этих профессий нужны и в сфере связи, и для военной авиации.
  • Водительские военные специальности предназначены для управления всеми видами военной техники – самолетами, боевой спецтехникой, автомобилями, кораблями и подводными лодками.
  • Научно-исследовательские специальности в военном деле. Сюда относится вся научная работа, которая проводится в рамках отрасли, – разработки, секретные изыскания и много другое. Преподавательская деятельность также может быть отнесена к этой группе профессий.

Востребованными профессиями в армейской жизни считаются:

  • военные врачи;
  • инженеры;
  • водители боевых машин, летчики;
  • связисты;
  • механики;
  • радисты;
  • картографы и топографы.

Санитарами могут быть как лица в звании рядовых, так и сержанты, но военными врачами – только люди с офицерским званием.

Задача военных инженеров – возведение, ремонт и техническое обслуживание всех необходимых в армейской жизни сооружений. Конструктор – это тот же инженер, но с более узкой специализацией.

Инженеры-конструкторы занимаются тем, что разрабатывают проекты техники или конструкций. Для него важно также просчитать любую нагрузку на сооружение и исключить вероятность его обрушения.

Летчики занимаются как разведкой, так и уничтожением воздушных или наземных объектов. Связисты передают сведения по специальным каналам связи, а радисты – их устанавливают.

Танк – одна из самых известных боевых машин. Все члены экипажа в нем называются танкистами, даже его командир.

Командный состав занимает особое положение в армейской жизни. Командиры должны и организовывать, и воспитывать личный состав, и при этом быть техническими специалистами. Комдивы ответственны не только за то, чтобы поставленные задачи исполнялись, но и за дисциплину в подразделении, и за нормальное психическое состояние личного состава, и за то, чтобы бойцы были обучены, вооружение и снаряжение содержалось в надлежащем виде и находилось в полной боевой готовности.

Оператор – еще одна из востребованных профессий, ведь военная техника постоянно совершенствуется, и для работы с ней требуются высококвалифицированные специалисты. Они принимают, оценивают и обрабатывают данные, одновременно принимая по ним решения.

Для оператора очень важно обладать прекрасным зрением и слухом, быть очень внимательными, иметь точную память и быстро соображать.

Карьерная лестница

Чтобы быстро и успешно построить карьеру в военной отрасли, необходимо прохождение следующих этапов образования:

  • среднее общее – обязательно имеющее военно-профессиональную ориентацию (кадетский корпус, суворовское или нахимовское училище);
  • высшее профессиональное – для большинства военных специальностей необходимо окончание военного училища или академии, из которых выпускник выходит в звании лейтенанта.

В дальнейшем продвижение человека по карьерной лестнице зависит от его личных качеств, желания достичь определенной «ступеньки».

Если человек окончил обычную школу, для начала карьеры в военной отрасли ему потребуется пройти службу в рядах Российской Армии.

После этого возможно заключение контракта, затем после получения минимальной выслуги лет – продолжение образования. Далее можно начинать движение по карьерной лестнице вверх.

Автор статьи Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ Следующая Призыв в армиюКакие рода войск существуют в Российской армии Отличная статья 0

Как искать работу бывшему военному

У кандидатов, прошедших армейскую школу, много преимуществ, которые они не осознают:

  • целеустремленность и дисциплинированность;
  • исполнительность и пунктуальность;
  • технические навыки.

При переходе со службы на «гражданку» важно правильно их презентовать в том направлении, которое выбрано для дальнейшей деятельности.

В каких направлениях работы бывших военных особенно ценят?

ИТ и информационная безопасность. Технологические компании испытывают постоянную нехватку квалифицированных сотрудников, многих готовы брать на начальные позиции с возможностью обучения на рабочем месте. Если военная специальность включала задачи, связанные с разработкой, эксплуатацией систем и информационной безопасностью, работу можно найти довольно быстро.

АХО (административно-хозяйственные отделы компаний). Нередко кандидаты с военным прошлым хорошо организовывают и координируют ремонтные работы, закупки, эксплуатацию зданий.

Преподавание. Многие военные находят интересную работу в сфере образования и обучения, где их подопечные получают хорошие знания не только за счет подачи информации, но и дисциплины лектора.

Управление (middle-менеджмент). Служба развивает организаторские и управленческие навыки: постановка задач, контроль, работа с мотивацией подчиненных. Как правило, дорасти до управленческой позиции можно как минимум за 1-2 года работы в одной компании, так как позиция требует понимания специфики работы всей организации и конкретного подразделения.

Охрана, служба безопасности, инкассация и другие направления «силовых» подразделений. Самый распространенный вариант первого трудоустройства после завершения службы.

Как действовать?

  1. Соберите рекомендации. При переходе из отрасли в отрасль возрастает роль отзывов. Бывший командир, сослуживец, коллега — ваш пропуск на интервью. Расскажите знакомым о том, что ищете работу, разошлите свое резюме, попросите помощи. Это нормально и не стыдно в момент, когда вы в процессе карьерного перехода.
  2. Выберите вакансии, которые вам нравятся. Обратите внимание на навыки и знания, необходимые для каждой роли. Первое знакомство с новой профессией можно сделать на курсах, тренингах и вебинарах. Очень часто на таком обучении вы можете получить предложение о разовой работе, проекте или даже постоянной занятости.
  3. Снизьте планку «идеальной работы». Очень хочется сразу найти предложение, которое устроит всем: задачами, зарплатой и бонусом, заграничными командировками и карьерными перспективами. Но, скорее всего, первые предложения потребуют компромисса. «Хочешь быть женой генерала — выходи замуж за лейтенанта». Так и в карьере: самые прочные истории строятся на основе постепенного роста компетенций, знаний и проектов. Главное, чтобы ваша первая «гражданская» работа позволяла развить навыки, которые нужны для работы мечты.
  4. Попросите близкого человека провести с вами интервью. Возможно, рассказ о себе придется смягчить: для военной среды характерна история приказов и рапортов. Но для коммерческих компаний такая прямолинейность и категоричность не свойственны.
  5. Снимите погоны. Да, за вашими плечами — достижения, результаты и целая профессиональная жизнь. А сейчас требуется интеграция в другую реальность. Здесь еще потребуется доказать и свой профессионализм, и амбиции, и право на продвижение. Чем быстрее дадите себе установку, что сейчас вы — ученик, вы учитесь, осваиваете новое, тем быстрее произойдет этот переход.

Удачи, и пусть на «гражданке» все сложится. Главное — действовать!

Поиск работы начинается с резюме. Правильно представить ваши сильные стороны помогут эксперты HeadHunter: используйте сервис «Готовое резюме» или задайте вопрос на форуме «Карьерного консультанта».