Ил 2 ВОВ

Вопрос советских самолётов-штурмовиков в годы Великой Отечественной войны


В марте 1941 года – за несколько месяцев до начала войны – совершил свой первый полёт Су-6. Это опытный бронированный штурмовик. В данном случае стоит обратить внимание на тот факт, что партийное задание по созданию такой машины было получено конструкторским бюро в марте 1940 года. И всего за год боевая машина не просто была создана, но и поднялась в небо.
На штурмовик Су-6 возлагались большие надежды в ходе начавшейся в июне 1941 Великой Отечественной. Но с необходимым числом штурмовиков для нужд воздушного флота страны вопрос так и не был решён.
Почему же судьба «летающего танка» с поршневым двигателем оказалась во многом печальной? Своими соображениями по этому поводу делится один из лучших в стране экспертов по тематике истории военной авиации Олег Растренин.
Беседа заходит о штурмовиках в целом, которые для Советского Союза в годы войны могли бы сыграть важнейшую роль.
При этом в ходе лекции вырисовывается картина, которая походит на описание того, что можно назвать подковёрными играми «аппаратчиков», из-за которых военно-воздушный флот РККА СССР в годы войны так и не получил того, что мог бы получить и что позволило бы существенно повысить эффективность его применения против вражеской сухопутной военной техники.
Вопросы и ответы о штурмовиках от Олега Растренина в программе «Архивная революция» на канале «Tactic Media»:

«Летающий танк»: Ил-2 штурмовик

Настоящие легенды не нуждаются в представлении. Сегодня мы расскажем об истории штурмовика Ил-2

«Черная смерть», «летающий танк», «бетонный самолет» или просто «чума» – как только не называли немцы наш штурмовик, ставший одной из самых больших напастей для вермахта. Самый массовый в мире самолет, обладающий феноменальной живучестью и огневой мощью. Ил-2 прошел большой путь – от прототипов до буквально выкованного в горниле войны самолета поля боя и летающего на небольших высотах штурмовика, поражающего наземные цели всех типов. Как его конструкция, так и тактика применения со временем менялись, но неизменным оставалось лишь одно: если над немецкими позициями появлялись Ил-2, враг в ужасе стрелял по нашим штурмовикам из всего что было в надежде остановить неизбежный опустошительный удар.

На пороге войны

Идея использовать авиацию для ударов по наземным целям была не нова. Еще в Первую мировую истребители, а также новый тип самолетов – бомбардировщики – активно утюжили позиции и тыловые объекты врага. С течением времени и развитием зенитной артиллерии и истребительной авиации для вылетов на линию фронта и ближнюю прифронтовую полосу противника потребовались самолеты специальной конструкции. Адаптация для этих целей истребителя или бомбардировщика уже не давала защиты от плотного зенитного огня и свободно охотящихся истребителей. Так, в армиях стали появляться специализированные машины, используемые в военной авиации и в наши дни, – штурмовики. В СССР уже был опыт применения «боевиков» (так в 30-е годы у нас называли штурмовики), например Р-5Ш или Р-Z. Но это как раз были адаптированные для данных целей самолеты. Революцию в конструкции штурмовиков произвел прототип нашего гениального авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, который назывался БШ-2 (бронированный штурмовик), или ЦКБ-55, поднятый в воздух 2 октября 1939 года еще одной легендой отечественной авиации, летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.

Прототип штурмовика БШ-2

Конструкция нового самолета поражала воображение. Для тех лет это был действительно прорывной самолет. Вокруг двухместной кабины-бронекапсулы, выдерживавшей попадание 7,62-миллиметровой пули с любой дистанции, строились органы управления, двигатель и оперение. Баки, бачки, основные жизненно важные узлы самолета также бронировались. Так коллектив ОКБ завода №39 выполнил задачу военных и лично Сталина на новый штурмовик, неуязвимый к огню с земли. Тем не менее у новой машины был выявлен ряд недостатков, прежде всего связанных с двигателем: АМ-34 даже в форсированном варианте слабо «тянул» новую тяжелую машину, а новый АМ-35 вообще был недоведенным и плохо работал.

Ил-2 в разрезе

Тем не менее военные приняли новый самолет благосклонно и, как водится, велели доработать его. Так, 12 октября 1940 года в воздух поднялся ЦКБ-57 – «дополненный» вариант БШ-2. Новый мощный маловысотный «движок» АМ-38 неплохо тянул облегченную машину. Но тут крылся и первый недостаток – к сожалению, стоивший жизни многим пилотам. Доподлинно не известно, почему Ильюшин так поступил, но вкупе с увеличением мощности оружия (добавили две 23-миллиметровые пушки ВЯ, заменив ими два пулемета из четырех) и новым двигателем исчезла задняя кабина для стрелка. Самолет стал одноместным. Вероятно, на это решение повлияли сроки, которые нельзя было срывать, и работы над ДБ-3, еще одним проектом, но уже бомбардировщика, Ильюшина (кстати, он первым бомбил Берлин).

Ил-2 штурмовик

В декабре 1940 года в рядах нашей авиации появился самолет Ил-2. Сразу же началось производство одноместных Ил-2. На 22 июня 1941 года было выпущено 249 машин, 50 уже были в действующих частях, еще 50 только должны были прибыть в свои полки. Несмотря на небольшое количество, первые вылеты Ил-2 совершили уже 25 июня. Машины 74-го и 66-го ШАП наносили удары по продвигающимся немецким колоннам.

Ил-2 готовят к вылету

В первых же боях быстро были выявлены недостатки нового штурмовика – конечно же, это отсутствие бортового стрелка, делающее неповоротливый Ил легкой добычей вражеского истребителя, и недостаточная эффективность бомб. В строевых авиаполках взялись решать первую проблему самостоятельно: кустарным способом прорезали позади кабины отверстие, куда ставили пулемет ШКАС; на место стрелка становился техник или оружейник. Это место прозвали «кабиной смерти». И только в сентябре 1942 года в части стали поступать новые двухместные штурмовики. Правда, кабина стрелка уже не была бронирована, что в среднем приводило к смертности восьми стрелков на одного летчика.

Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности

А вот довооружили самолет быстро. Под крыльями размещали реактивные снаряды РС-82 или РС-132, как у Катюши. Быстро расширялась номенклатура бомб: так, 100-килограммовая ФАБ-100 могла пробивать бортовую броню средних немецких танков при близком разрыве и выбивать сварные швы и заклепки. А когда на вооружение поступили ПТАБ – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5–2,5 килограммов, немцы были вынуждены отказаться от танковых атак плотным строем и увеличить дистанции в колоннах. Один штурмовик мог сбросить целый ворох таких бомб, повреждая сразу множество единиц техники. Ил-2 нес от 400 до 600 килограммов бомб и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. Любители загадок могут порассуждать и над торпедной версией штурмовика – Ил-2Т. Мог ли он поднять торпеду? Свидетельства этого есть, хоть и не документальные, а устные. В любом случае Ил-2 служили и в морской авиации, а их пилоты отлично освоили так называемое топмачтовое бомбометание – с рикошетированием бомбы от воды с целью попасть в борт вражеского судна.

Атака на немецкую автоколонну

Самолет постоянно модернизировался, улучшались его летные и технические характеристики. Появилась версия с более мощными 37-миллиметровыми орудиями для поражения бронетехники противника. Испытывались даже 45-миллиметровые, но от них отказались из-за очень сильной отдачи. Улучшили и мотор машины, поставив форсированный АМ-38Ф. К концу войны все наработки были превращены в новый, очень удачный самолет Ил-10 – дальнейшее развитие Ил-2.

Боевое применение

Война застала Ил-2 врасплох. Еще не были в достаточной мере отработаны тактические методики применения штурмовой авиации. Часто в штурмовых авиаполках учиться воевать приходилось прямо в ходе боевых действий ценой потерь и крови. Высокие потери одноместных Ил-2 в начале войны, несмотря на хорошую живучесть, были нивелированы к 1943–1944 годам. По иронии судьбы к этому времени советская авиация захватила господство в воздухе, и многие пилоты-штурмовики вообще перестали брать с собой стрелка за ненадобностью – вот такая метаморфоза.

Хорошо видно ракетно-бомбовое вооружение Ил-2

За годы войны было сформировано 356 штурмовых авиаполков всех очередей готовности. Из более чем 36 тысяч построенных штурмовиков (а это и сейчас мировой рекорд) потеряны были 23600 машин. Естественно, большая часть потерь приходилась на первый период войны. Однако 11 тысяч было потеряно не в боях, а вследствие различных летных происшествий и аварий. Штурмовики часто возвращались, имея по 500 пробоин в корпусе, садились «на брюхо», списывались из-за невозможности восстановления.

Знаменитые Ил-2 47-го ШАП, на переднем плане самолет героя Советского Союза подполковника Н. Степаняна

Ил-2 стал настоящим фронтовиком, особенно страшным в опытных руках, когда наши летчики освоили тактику налетов «все разом». Когда 12 машин (и более) одновременно сбрасывали весь боекомплект, расстреливая вражескую позицию, шансов уцелеть на земле было очень мало. Наши летчики-штурмовики особенно успешно боролись с крупными скоплениями техники, колоннами, позициями артиллерии, складами и железнодорожными узлами. После налетов Ил-2 оставались лишь дымящиеся головешки и кучи нацистских трупов.

Восстановленый Ил-2 в полете, наши дни

На Ил-2 летала целая плеяда настоящих асов, например дважды Герои Советского Союза Василий Андрианов, Михаил Одинцов, Талгат Бегельдинов, десятки однократно награжденных «Золотой Звездой». Пилоты Ил-2 считались действительно бесстрашными людьми, ведь иногда им по нескольку раз в день приходилось прорываться сквозь завесу зенитного огня с земли и атаки нацистских истребителей с воздуха. Ил-2 стал не просто символом Победы, а оружием, «рабочей лошадкой» фронтовой авиации, день за днем своим тяжелым трудом приближая разгром противника.

Штурмовой самолет Ил-2

23.09.2019 Восстановленный в наши дни самолёт Ил-2

Самолёты поля боя, которые называют штурмовиками – это особая часть военной авиации. Им приходится летать в условиях максимального противодействия со стороны противника. Уклониться от вражеского огня получается далеко не всегда, и лётчику остаётся надеяться только на бортовую броню и живучесть собственной машины. Одним из первых крупносерийных самолетов, созданных для ведения боевых действий в столь жёстких условиях, стал советский Ил 2 — штурмовик для непосредственной поддержки войск. Создавали его в спешке, потому что надвигалась война, в ходе которой эта машина оказалась одним из самых эффективных инструментов, использовавшихся Красной армией против вермахта.

История создания бронированного штурмового самолёта Ил-2

Во второй половине 30-х годов прошлого века советские военно-воздушные силы получили возможность оценить свои самолёты в условиях реальных боевых действий в Испании. Полученный опыт позволил сделать вывод о том, что при наличии у противника достаточно сильной противовоздушной обороны, попытки использования истребителей для поддержки наземных сил приводят к значительным потерям. Скорость уже не спасала самолеты от вражеского зенитного огня, необходимо было задуматься об использовании брони.

В феврале 1938 года на имя И.В. Сталина поступила докладная записка от С.В. Ильюшина — руководителя Опытного конструкторского бюро завода №39. В этом документе, копию которого получил А.Д. Локтионов, начальник ВВС Красной армии, говорилось, что все типы штурмовиков, разрабатывавшихся в СССР, слишком уязвимы для огня с земли. В связи с этим Ильюшин предложил создать новый, хорошо бронированный самолет, проект которого уже был им подготовлен.

ЦКБ-55 – первый прототип Ил-2. Двухместный самолет, кабина штурмана включена в бронекорпус

Предполагалось, что эта машина будет вооружена четырьмя крыльевыми пулеметами ШКАС и бомбами общим весом в 200 килограммов. Скорость будущего штурмовика у земли оценивалась Ильюшиным примерно в 400 км/ч при боевом радиусе в 300-400 километров. Для защиты задней полусферы предполагалось установить еще один пулемет ШКАС на турели, в отдельной кабине. Силовой установкой должен был стать мотор Микулина — АМ-34ФРН.

Главным отличием этого проекта от всех других вариантов стало использование несущего бронекорпуса. Для защиты особо важных или уязвимых элементов конструкции, внутри корпуса планировалось разместить отдельные бронекапсулы, прикрывающие радиаторы, бомбовый отсек, мотор, бензобак и кабину.

Этот проект, который сам Ильюшин назвал «летающим танком», был почти сразу утвержден на уровне Совнаркома. Первоначальным официальным обозначением самолета стала аббревиатура БШ-2 (бронированный штурмовик). Заводское название этой машины – ЦКБ-55.

Изначально планировалось, что первый экземпляр нового самолета поступит на государственные испытания в ноябре 1938 года, но в реальности даже в январе следующего, 1939 года, Ильюшин смог продемонстрировать только макет штурмовика и эскизный проект. Первоначальные сроки были заведомо невыполнимыми по очень многим причинам, в частности, из-за несоответствия технических характеристик мотора АМ-34ФРН предъявляемым требованиям.

ЦКБ-57, второй прототип Ил-2. Сделан одноместным

Первый полёт ЦКБ-55 состоялся 2 октября 1939 года. На самолет был установлен новый двигатель АМ-35, еще не прошедший цикл лётных испытаний, что послужило причиной многих проблем. Первой из них стал хронический перегрев мотора. Исправить этот дефект удалось только после существенного изменения компоновки радиаторов охлаждения.

Государственные испытания штурмовика начались 31 марта 1940 года. Несмотря на то, что они показали явное несоответствие самолета параметрам технического задания, итоговое заключение было положительным. Ильюшину предложили заменить мотор АМ-35 на маловысотный АМ-38, устранить ряд выявленных эксплуатационных недостатков и кардинально усилить вооружение, заменив два крыльевых пулемета на авиационные пушки калибра 23 мм.

«Исправленный» самолет с мотором АМ-38 поднялся в воздух 12 октября 1940 года. Этот прототип имел новое заводское обозначение – ЦКБ-57. Отличался он не только силовой установкой – штурмовик стал одноместным. Ранее довольно часто говорилось о том, что такое решение было продиктовано военными заказчиками, однако, это неверно – переделка состоялась по личной инициативе Ильюшина. Представители ВВС фактически лишь одобрили её, да и то задним числом, признав ЦКБ-57 допустимым вариантом.

Конструктор так никогда и не рассказал о причинах своего поступка, но догадаться о них нетрудно. Дело в том, что одна только замена мотора не позволяла добиться скорости и дальности полета, указанных в техническом задании. К тому же масса машины с усиленным вооружением неизбежно должна была вырасти, что еще более усложняло ситуацию. Между тем резервов для снижения веса уже не имелось. К примеру, от бронекапсул конструкторы отказались еще во время проектирования.

Кабины пилота и штурмана на ЦКБ-55. Вверху – в закрытом, внизу в открытом состоянии

Таким образом, дальнейшие работы могли сильно затянуться. К тому же Ильюшин в это время был занят доводкой еще одного самолета – бомбардировщика ДБ-3Ф. Еще один срыв сроков сразу по двум проектам грозил конструктору утратой доверия со стороны руководства и концом карьеры. И это не стало бы просто личной трагедией Ильюшина – в результате Красная армия оставалась без штурмовика, а необходимость в нём была огромной. В этих условиях и было принято решение о создании одноместного варианта БШ-2. Отказ от второго члена экипажа позволил увеличить запас топлива, повысить продольную устойчивость, добиться повышения скорости полёта и улучшить ряд других ТТХ.

В декабре 1940 года самолету присвоено всем известное ныне название Ил-2, а в январе 1941 началась подготовка к серийному производству. В то время еще не было полной ясности относительно того, какие именно пушки получит штурмовик. Сначала планировалось устанавливать МП-6 (калибр – 23 мм), однако, Ильюшин, видимо, относился к ним скептически. Поэтому «ранние» серийные самолеты оснащались уже привычными для лётчиков, но гораздо более слабыми пушками ШВАК.

В первые месяцы 1941 года вооружение штурмовика усилили реактивными снарядами. Бомбовая нагрузка выросла до 400 килограммов.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ходе развернувшихся широкомасштабных боевых действий все преимущества и недостатки самолёта Ил-2 проявились очень ярко. Основной проблемой сразу же оказалось отсутствие стрелка. В условиях господства в воздухе немецких истребителей штурмовику приходилось туго — потери были тяжелыми.

Одноместный Ил-2 на лыжном шасси. Такие самолеты использовались зимой 1941-42 годов

Несмотря на то, что лётчики неоднократно высказывали пожелания об установке на Ил-2 оборонительного пулемета, С.В.Ильюшин крайне негативно относился в этой идее, полагая, что в результате её реализации летно-технические характеристики самолёта резко снизятся. Лишь в сентябре 1942 года, после того, как этой проблемой вплотную занялся наркомат авиационной промышленности и командование ВВС, были разработаны два основных варианта оборудования штурмовика оборонительной стрелковой установкой. По итогам испытаний было принято решение о серийном производстве двухместной модификации, в задней кабине которой устанавливался крупнокалиберный пулемет УБТ.

Вес самолёта увеличился на 275 килограммов, что сделало машину менее маневренной и довольно инертной – реакция на отклонение рулей следовала не сразу. Пришлось, кроме того, уменьшить бомбовую нагрузку. Словом, опасения Ильюшина во многом оправдались, при этом защищенность самолёта действительно заметно выросла. Кроме того, вскоре Ил-2 начали оснащать мотором АМ-38Ф, мощность которого позволила вернуть прежние лётные характеристики.

В дальнейшем штурмовик еще не раз модернизировался, однако, эти изменения уже не принесли каких-либо принципиальных изменений. К концу войны началась постепенная замена Ил-2 на более совершенные самолеты Ил-10, но завершить этот процесс до 9 мая 1945 года не удалось.

Особенности конструкции штурмовика

Самолёт Ил 2 представляет собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Кабина штурмовика – закрытая, шасси убирающееся.

Детализированная схема кабины, приборного оборудования и органов управления самолёта Ил-2

Фюзеляж первоначально был цельнометаллическим. Его передняя часть представляет собой бронекорпус, закрывающий кабину, водяной радиатор, баки с горючим и мотор. Толщина брони – от 4 до 6 миллиметров, использованы как сварные, так и клёпаные соединения. Вторая половина фюзеляжа на ранних экземплярах Ил-2 делалась из алюминиевого сплава, однако, начиная с 1942 года, металл пришлось заменить на фанеру и шпон.

Двухлонжеронное крыло состояло из трех основных элементов – центроплана и двух консолей, снабженных элеронами и закрылками. Свободнонесущее хвостовое оперение состояло из киля и стабилизатора. Рулевые поверхности сделаны из полотна, натянутого на металлический каркас. Начиная с 1942 года, консоли крыльев и киль делались из дерева, а обшивка элеронов стала полотняной – в СССР возник острый дефицит алюминия.

Главная особенность конструкции планера – использование бронекорпуса в качестве силового элемента, воспринимающего все основные нагрузки.

Штурмовик оснащался одним поршневым двигателем водяного охлаждения конструкции А. Микулина — АМ-38, впоследствии АМ-38Ф. Масляный радиатор размещен за пределами бронекорпуса, в отдельной бронированной коробке, а водяной – внутри фюзеляжа.

Вооружение штурмового самолета

Ил-2 нес до 400 килограммов бомб различного калибра. Допускался даже полёт с перегрузом до 600 кг. Крупные авиабомбы калибром от 100 кг и более размещались на внешних узлах подвески, мелкие загружались в бомболюки, размещенные в центроплане.

Крыльевые бомболюки штурмовика Ил-2КСС

Кроме того, самолет мог использовать выливные авиационные приборы, поражая наземные цели при помощи специального зажигательного состава.

В 1943 году в состав боекомплекта Ил-2 включили контейнеры с кумулятивными противотанковыми бомбами (ПТАБ). Благодаря этому штурмовик стал по-настоящему опасным для любых мобильных бронированных целей.

Под крылом самолета, начиная с весны 1941 года, размещались 8 направляющих для реактивных снарядов РС-82 или 4 для РС-132. Применялись они в подавляющем большинстве случаев по наземным целям, хотя случались и исключения.

Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и двух пушек. На ранних самолетах устанавливались двадцатимиллиметровые орудия ШВАК, затем штурмовик получил более мощные пушки — ВЯ-23 (калибр – 23 мм, масса снаряда – 200 грамм). Боекомплект состоял из полутора тысяч патронов и трёхсот снарядов. Около тысячи серийных Ил-2 были оснащены двумя пушками НС-37 с боекомплектом по 50 или 60 снарядов на каждую.

В качестве оборонительного оружия использовался пулемёт Березина УБТ калибра 12,7 мм. Боекомплект состоял из 150 патронов. Кроме того, стрелок мог применять против вражеских истребителей авиационные гранаты.

Авиационная пушка ВЯ-23. Входила в состав вооружения большинства штурмовиков Ил-2

Тактико-технические характеристики

Ил штурмовик выпускался в нескольких разных модификациях, заметно отличавшихся между собой.

Характеристики их тоже были различными:

Ил-2 одноместный Ил-2 КСС (двухместный) Ил-2 НС-37
Взлетный вес 5,31 тонны 6,16 тонны 6,16 тонны
Вес пустого самолета 3,99 тонны 4,36 тонны 4,625 тонны
Длина самолёта 11,6 м 11,6 м 11,6 м
Высота 4,17 м 4,17 м 4,17 м
Размах крыла 14,6 м 14,6 м 14,6 м
Мощность двигателя 1575 л.с. 1720 л.с. 1720 л.с.
Максимальная скорость 450 км/ч на высоте, 433 км/ч у земли 414 км/ч на высоте, 403 км/ч у земли 405 км/ч на высоте, 391 км/ч у земли
Дальность полета с нагрузкой 638 км 720 км 685 км
Практический потолок 7 800 м 5 500 м 6 000 м
Нормальная бомбовая нагрузка 400 кг 400 кг 100 кг

Горизонтальная маневренность Ил-2 была невысокой, особенно на более тяжёлом двухместном варианте. Даже без бомб самолет выполнял полный вираж за 27 секунд.

Плюсы и минусы штурмовика Ил-2

В ходе Великой Отечественной войны самолёт штурмовик Ил 2 в полной мере проявил как свои преимущества, так и недостатки.

К числу первых относятся:

  1. Сравнительная простота конструкции. Промышленность сумела в короткие сроки развернуть массовое производство штурмовиков, построив более 36 тысяч этих самолётов;
  2. Высокий уровень защищенности от огня с земли. Ил-2, конечно, не мог выдержать попадание зенитного снаряда, но уничтожить его при помощи обычного стрелкового оружия было практически невозможно;
  3. Живучесть. Получив десятки, порой даже сотни пробоин от снарядов малокалиберной зенитной артиллерии, штурмовик мог благополучно вернуться на свой аэродром;
  4. Достаточно эффективное против большинства целей вооружение.

Ил-2, тяжело поврежденный в бою, но сумевший вернуться на свой аэродром

Благодаря всем этим особенностям Ил стал полноценным самолётом поля боя, хотя и далеко не идеальным.

Вот лишь некоторые из недостатков этой машины:

  1. Неповоротливость. Тяжелый самолет медленно входил в крен, вираж и боевой разворот, с трудом набирал высоту. Это в значительной мере затрудняло ведение оборонительного воздушного боя;
  2. Примитивное прицельное оборудование. Наносить по врагу точные удары способны были только опытные лётчики. Кроме того, когда Ил 2 заходил на цель, штурмовик мог потерять её из вида, потому что обзор закрывался мотором;
  3. Плохая защита задней кабины. На ЦКБ-55 второй член экипажа размещался в бронекорпусе и выполнял функции не только стрелка, но и штурмана, а также бомбардира. У серийных двухместных штурмовиков задняя кабина была вынесена за пределы бронекорпуса. В результате на одного погибшего лётчика приходилось до восьми убитых в воздухе стрелков;
  4. Высокая аварийность. Свыше 11 000 штурмовиков были потеряны не в бою, а в результате различных лётных происшествий.

Кроме того, курсовая устойчивость Ил-2 оставляла желать лучшего, а пикировать под большими углами на нём запрещалось. Всё это уменьшало эффективность применения штурмовиков.

Модификации Ил-2

На протяжении всей своей «биографии» бронированный штурмовик неоднократно модернизировался и перевооружался.

Ил-2 с пушками НС-37. Предполагалось, что такой самолет сможет эффективно уничтожать танки

Известны следующие модификации этого самолета:

  1. Одноместный Ил-2 (ЦКБ-57). Первый серийный вариант штурмовика. Часть этих самолетов переделывалась в двухместные непосредственно в войсках, кустарными методами;
  2. Двухместный Ил-2. Производился, начиная с осени 1942 года. Двигатель оставался прежним – АМ-38, что обусловило существенное снижение маневренных характеристик самолета. В частности, время выполнения виража выросло до 49 секунд. Кабина стрелка и турель вызывали нарекания до конца войны, однако, усовершенствовать их, не останавливая массового производства, оказалось невозможно;
  3. Ил-2 АМ-38Ф. Серийный выпуск этой модификации начался с января 1943 года. Двухместный самолет оснащен форсированным двигателем, что позволило довести его основные характеристики до того же уровня, что и на одноместном штурмовике;
  4. Ил-2 «крыло со стрелкой», сокращенно — КСС, иногда упоминается как Ил-2 М3. Крупносерийная модификация со значительно измененной формой крыла и улучшенной благодаря этому центровкой. Кроме того, были улучшены аэродинамические характеристики самолета, а вместо прежних металлических баков устанавливались фибровые. Основным преимуществом этих емкостей стала их способность к самовосстановлению – мелкие пробоины затягивались особым составом, твердеющим при контакте с воздухом;
  5. Ил-2 НС-37. На этот вариант штурмовика вместо пушек ВЯ-23 устанавливались два орудия НС-37 калибром 37 мм. Боекомплект составлял 50 снарядов на ствол. Эти пушки были довольно громоздкими и тяжелыми, что привело к существенному снижению бомбовой нагрузки и максимальной скорости штурмовика. Построено было более тысячи таких Илов. Их старались применять против немецких танков, но практика показала, что наилучшим оружием для уничтожения бронетехники являются не пушки, а авиабомбы ПТАБ;
  6. Ил-2КР. Этот самолет снабжался фотоаппаратом, установленным в задней части фюзеляжа и специальной рацией, антенна которой монтировалась на кабине пилота. Основное предназначение Ил-2КР – корректировка артиллерийского огня и фоторазведка.

Современный рисунок, изображающий «гипотетическую» несерийную модификацию Ил-2Т

Существовало несколько несерийных модификаций штурмовика:

  1. Ил-2 НС-45. Еще одна попытка создания «противотанкового самолета». На крыле устанавливались авиационные пушки конструкции Нудельмана и Сураева калибром 45 мм. Испытания показали, что отдача этого орудия плохо воспринимается самолётом, а прицельная стрельба почти невозможна;
  2. Ил-2 ШФК-37. Результат переделки исходного одноместного штурмовика. Самолёт вооружили двумя крыльевыми пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Штурмовик получил некоторый опыт боевого применения в декабре 1942 и январе 1943 года, но в серию не пошёл;
  3. Ил-2И. Модель создана в 1943 году под впечатлением от применения серийных Ил-2 против немецкой транспортной авиации, пытавшейся создать «воздушный мост» с окруженной группировкой немецких войск под Сталинградом. Самолет снова стал одноместным, его максимально облегчили, сняв даже крыльевые пулеметы ШКАС. Но «истребителя-бомбардировщика» не получилось – скорость машины оказалась недостаточной;
  4. Ил-2 М-82. Экспериментальный самолет, на который вместо двигателя АМ-38 установили мотор воздушного охлаждения М-82. Характеристики штурмовика в целом остались прежними, однако, серийно этот вариант не строился;
  5. Ил-2Т. Никаких документов, подтверждающих само существование этой модификации, не существует. По неподтвержденной информации, с самолета Ил-2 КСС сняли крыльевые пушки, а под фюзеляжем каким-то образом подвесили торпеду 45-36АН.

«Истребитель бомбардировщиков» Ил-2И

Стоит также упомянуть об учебно-тренировочной модификации Ил-2У. В задней кабине этого самолета размещался инструктор, который имел возможность использования резервного дублирующего управления. Такой штурмовик мог нести не более 200 кг бомб, два реактивных снаряда, а из стрелкового оружия были оставлены только пулеметы.

Боевое применение и историческая ценность

Самолёты Ил-2 применялись на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Поначалу их эффективность была довольно низкой. Причинами этого была плохая работа пушек ШВАК, вызванная дефектами системы перезарядки, а также неумелое использование машины – тактика еще только создавалась, а летчики не успели освоить штурмовики.

Первые два года войны Ил-2 часто становился жертвой вражеских истребителей, которые активно пользовались незащищенностью задней полусферы бронированного самолета. После появления двухместных штурмовиков ситуация заметно улучшилась. Правда, по иронии судьбы уже в 1944 году советские лётчики стали часто отправляться на задание без стрелка. Дело в том, что люфтваффе утратили господство в воздухе, так что штурмовики всегда могли рассчитывать на истребительное прикрытие, а в этих условиях пилоты предпочитали облегчать самолет.

Потери самолетов Ил-2 по итогам войны были огромными – 23 600 машин. Однако 11 200 из них – это результаты различных аварий, не связанных с боевыми действиями. Из 12 400 штурмовиков, уничтоженных противником, больше половины сбито зенитной артиллерией. Погибло 7 837 лётчиков и воздушных стрелков, воевавших на самолетах Ил-2.

Танк Pz-V «Пантера», уничтоженный бомбами ПТАБ, сброшенными с Ил-2

Опубликование этой печальной статистики в постсоветские годы привело к попыткам переоценки вклада бронированного штурмовика в победу над Германией. Ил-2 стали называть неэффективным самолётом, который мог воевать только «числом». Осмеянию подверглась примитивная система прицеливания. Одновременно всячески превозносился немецкий Ju-87, который якобы был намного более успешным самолётом поля боя.

Подобная «аналитика» весьма далека от реальности. Ил-2 никогда не стали бы выпускать в столь огромных количествах, если бы он не имел никакой практической ценности. Эти самолеты буквально не давали врагу высунуться из укрытий, активно мешали продвижению транспортных колонн в оперативном тылу, вселяли вполне обоснованную уверенность в советские войска. Начиная с 1943 года бронированные Илы начали использовать бомбы ПТАБ, из-за которых немецкие танкисты вынуждены были отказаться от использования сомкнутых построений, что заметно ослабило атакующую мощь бронетехники. Солдаты вермахта, ощутившие на себе удары этого самолёта, едва ли разделили бы мнение авторов нынешних «разоблачительных» статей.

Памятник штурмовику Ил-2 в Самаре. В годы войны в этом городе (тогда Куйбышев) было организовано массовое производство таких самолетов.

Свою роль в истории штурмовик Ил-2 сыграл, став одним из тех факторов, благодаря которым Красная армия дошла до Берлина и полностью разгромила как фашистскую Германию, так и всех её союзников. Оценить лётные качества этого самолета в какой-то мере можно, используя современный авиасимулятор. Разумеется, даже самая совершенная программа не позволит почувствовать то, что когда-то испытывали настоящие пилоты, но общее представление составить всё-таки получится.

Штурмовик Ил-2 (СССР)

«Краткая справка: Знаменитый советский штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина, прозванный «черной смертью». История создания, конструкция и модификации самого знаменитого штурмового самолета времен Второй Мировой войны»

Штурмовик Ил-2 с пушками Ш-37 под крыльями

В январе 1938 г. Сергей Владимирович Ильюшин обратился к правительству СССР с предложением построить разработанный в его КБ двухместный бронированный штурмовик, который по боевой эффективности превосходил самолеты, создававшиеся по программе «Иванов».

В 1939-40 гг. было изготовлено два экземпляра самолета, получившего обозначение БШ-2 (ЦКБ-55). Однако приемочная комиссия не придала тогда должного внимания защищенности самолета со стороны хвостовой части. Обороноспособность принесли в жертву усиленному бронированию, пушечному вооружению, а главное – увеличенному радиусу действия, построив одноместный вариант. Переделанный самолет прошел испытания и под обозначением Ил-2 был запущен в производство сразу на трех заводах.

Разработка и боевое применение штурмовика Ил-2

Первые же бои показали высокую эффективность бортового оружия, исключительную живучесть самолета и надежность бронекорпуса. Располагая небольшим количеством штурмовиков Ил-2, командование использовало их для нанесения ударов по скоплениям бронетанковой техники противника, маршевым колоннам, на заправке, в предбоевых порядках.

Практика боевой работы Ил-2 свидетельствовала об удачном подборе наступательного вооружения. Две пушки ШВАК (или ВЯ) при удачном выходе на цель позволяли уничтожить с дистанции 300-600 м один-два легких танка. Залповый пуск восьми снарядов РС-82 с дистанции 300-400 м был столь же эффективен. Более того, деморализующее воздействие ракетной атаки на противника было столь велико, что при появлении Ил-2 экипажи танков покидали свои машины.

Боевая техника и транспорт поражались бомбами различного калибра – весом 250, 100, 50, 25, 15, 10, 2,5 или 1 кг в зависимости от характера цели. Пулеметы ШКАС использовались для истребления живой силы. Ил-2 был одним из немногих советских самолетов, получивших у противника собственное название – «Schwarz Tod» («Черная смерть»).

Тем не менее немецкие истребители довольно быстро нашли «ахиллесову пяту» Ил-2. Практически с первых дней войны в ОКБ стала поступать информация о больших потерях штурмовиков, лишенных истребительного прикрытия.

Штурмовик Ил-2

Несмотря на хорошую бронезащиту и маневренность, одноместные Ил-2 были уязвимы. Истребитель противника в основном подходил сзади, сбоку и почти в упор – с расстояния 10-15 м – расстреливал кабину летчика Ил-2 из пушек и пулеметов. Но только в 1942 г. С.В.Ильюшину было предложено возвратиться к разработке двухместного штурмовика.

Между тем, не дожидаясь новых машин, летно-технический состав некоторых штурмовых полков собственными силами, в полевых мастерских, переделывал свои Ил-2. Часть фонаря за кабиной пилота снималась, в фюзеляже делался вырез, на который монтировались турельная, шкворневая или самодельная пулеметные установки.

Кроме того, летчики-штурмовики одноместных Ил-2 стали применять тактику нанесения ударов по наземным целям из так называемого «свободного круга», который при появлении истребителей противника перестраивался в замкнутый круг и каждый впереди идущий самолет прикрывался следующим за ним. Со временем были разработаны и другие тактические приемы борьбы Ил-2 с истребителями. Опытные пилоты, хорошо освоив свою машину, могли выполнять на ней фигуры высшего пилотажа и довольно успешно вести оборонительный воздушный поединок с истребителем противника.

В октябре 1942 г. на Центральном фронте начались войсковые испытания первых серийных двухместных штурмовиков Ил-2 с пулеметом БТ. Было отмечено снижение потерь от атак истребителей противника, а также повышение эффективности боевого вылета, в котором летчик мог сосредоточиться на прицельном бомбометании и стрельбе. Однако теперь на одного погибшего летчика приходилось примерно 7 убитых стрелков.

Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2

В ходе серийного выпуска повышалась мощность вооружения. С 1943 г. под крылом самолета начали устанавливать две пушки НС-37. Эффективность поражения бронетанковой техники особенно возросла с созданием малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.

При попадании в цель бомба весом в 1,5 кг прожигала броню толщиной до 70 мм. В бомбоотсеки Ил-2 помещалось до 192 авиабомб ПТАБ. Сброшенные в одном заходе, с высоты 75-100 м, они поражали объекты, в том числе практически все танки, на площади 15 х 70 м.

Всего за годы войны предприятиями авиапромышленности было построено 36163 самолета Ил-2 всех модификаций.

Основные модификации штурмовика Ил-2

Модификации штурмовика Ил-2

БШ-2 (ЦКБ-55, ДБШ) – двухместный бронированный штурмовик с двигателем АМ-35 (1350 л.с.). Конструкция смешанная: передняя часть фюзеляжа – бронекорпус; хвостовая часть – деревянная, выклеенная из березового шпона и фанеры; крыло и оперение – дюралюминиевые. Вооружение: четыре крыльевых пулемета ШКАС и один подвижный пулемет в кабине стрелка, 400-600 кг бомб. Госиспытания проводились в апреле 1940 г. Скорость у земли – 362 км/ч. Выпущено два экземпляра (№ 1 и № 2).

ЦКБ-57 – опытный бронированный штурмовик, переделанный под установку двигателя АМ-38 (1600 л.с.). На ЦКБ-55 № 1 вместо кабины стрелка установили бензобак и 12-мм бронеперегородку, за фонарем размещался длинный непрозрачный обтекатель. Для улучшения продольной устойчивости центровку сместили вперед, консолям крыла придали стреловидность 5° и увеличили площадь стабилизатора. Вооружение осталось пулеметным. Испытания проводились в октябре 1940 г. Была достигнута скорость у земли 423 км/ч.

ЦКБ-55П (пушечный) – модифицированный одноместный ЦКБ-55 № 2 с мотором АМ-38. Крыло было переделано под установку двух пушек ПТБ-23. Для улучшения обзора вперед двигатель опустили вниз на 175 мм, а сиденье и фонарь приподняли на 50 мм, соответственно, изменили обводы капота. Для защиты головы пилота сзади установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель, за форму которого самолет прозвали «Горбатый».
Толщина листов бронекорпуса увеличена. Вооружение: две 23-мм пушки, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82. После испытаний в воздухе пушки было решено заменить из-за большой отдачи. Самолет с установленными серийными пушками ШВАК в январе 1941 г. получил обозначение Ил-2. В феврале — марте проводились госиспытания, на которых была получена скорость 433 км/ч у земли. В таком виде машина стала эталоном для серии.

Ил-2 одноместный – серийный. Первый самолет был выпущен в марте 1941 г. и соответствовал эталону. В апреле на Ил-2 была испытана новая пушка ВЯ-23. Вооружение: две пушки ШВАК (до 500 снарядов) или две пушки ВЯ-23 (300 снарядов), два пулемета ШКАС (1500 патронов), восемь снарядов РС-82 и 400-600 кг бомб. У серийных машин был увеличен запас топлива. Полетная масса достигала 5873 кг. Скорость у земли составляла 372-382 км/ч. К июню 1941 г. было построено 249 самолетов.

Ил-2 М-82 (сентябрь 1941 г.) – запасной вариант с мотором М-82 для бесперебойного выпуска Ил-2 в случае отсутствия двигателей АМ-38. На серийном Ил-2 была снята передняя часть бронекорпуса с двигателем и всеми системами. Установленный двигатель воздушного охлаждения М-82 не бронировался, а закрывался дюралюминиевым капотом с управляемой «юбкой».
Кабинный бензобак снят, а на его месте в бронекорпусе оборудована кабина стрелка с бронированным фонарем и 12,7-мм пулеметом БТ на шкворневой установке. Основное вооружение осталось без изменений. Отмечено некоторое снижение скорости – 365 км/ч у земли. Тем не менее в апреле 1942 г. самолет прошел госиспытания и был рекомендован к выпуску, однако серийно не строился.

Характеристики Ил-2

Страна: СССР
Тип: Штурмовик
Год выпуска: 1940 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1 х АМ-38Ф мощностью 1750 л.с.
Максимальная скорость: 405 км/ч
Практический потолок: 6900 м
Дальность полета: 685 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: Нет сведений
Размах крыльев: 14,6 м
Длина: 11,6 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 2 х 20-мм пушка ШВАК, 1 х 12,7-мм пулеметы БТ, 2 х 7,62-мм пулеметы ШКАС Максимальная бомбовая нагрузка: 600 кг на внутренней подвеске (с пушками НС-37 — 200 кг)

Ил-2 с пушками Ш-37 В конце 1941 г. была предпринята попытка усилить вооружение серийного одноместного Ил-2 двумя пушками Ш-37, взамен двух ШВАК. Из-за больших размеров пушки и магазина (на 40 снарядов) ее пришлось расположить под крылом в громоздком обтекателе. Вооружение: два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 и 200 кг бомб. Построена малая серия.

Ил-2 двухместный (начало 1942 г.) – двухместный вариант с оборонительным вооружением. В конструкцию фюзеляжа были внесены минимальные изменения – на окантованный вырез в гаргроте монтировались полутурельная установка с пулеметом БТ и небронированный фонарь, откидывающийся вправо.
Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 или четыре РС-132, 400-600 кг бомб. Полетная масса машины увеличилась на 270 кг. В марте 1942 г. начались заводские испытания. Скорость с мотором АМ-38, по сравнению с одноместным Ил-2, снизилась на 26 км/ч, техника пилотирования почти не изменилась. Самолет был запущен в крупносерийное производство. В октябре 1942 г. двухместные Ил-2 впервые приняли участие в боевых операциях. Было разработано несколько вариантов кабин стрелка с пулеметом, полностью закрытых.

Ил-2 с блистерной пулеметной установкой – опытный вариант 1942 г. По образцу самолета Ил-2 М-82, кабина стрелка с пулеметом БТ была полностью бронированной. Стрелок был защищен прозрачной броней в блистере и броневым листом в сдвижном фонаре. Для оборудования кабины фюзеляжный бак был снят и заменен двумя бронированными баками, размещенными в бомбоотсеках центроплана. В серию этот вариант не пошел из-за большого объема конструктивных изменений и, самое главное, вдвое уменьшенной бомбовой нагрузки.

Ил-2 с экранированной турелью МВ-З – опытный вариант, 1942 г. Эта установка с пулеметом УБТ обеспечивала отличные сектора обстрела, но громоздкий полукруглый экран создавал большое сопротивление, что ухудшало летные данные. Кроме того, на серийные двухместные Ил-2, в зависимости от серии и завода-производителя, устанавливались различные по размерам и форме откидывавшиеся фонари стрелка.

Ил-2 двухместный с форсированным двигателем АМ-38Ф (1750 л.с.). Доработка мотора позволила использовать более доступный низкооктановый бензин. На всасывающий патрубок карбюратора установили фильтр, благодаря чему повысились надежность работы и долговечность двигателя. Изменения в системе управления рулем высоты улучшили продольную устойчивость самолета. Была разработана и установлена новая турель под БТ с увеличенными секторами обстрела. Проведенные конструктивные и некоторые аэродинамические доработки улучшили летно-технические, маневренные и взлетно-посадочные данные. Выпускался серийно с января 1943 г.

Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) – учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине было оборудовано место инструктора со вторым управлением. Вооружение: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость – 396 км/ч у земли. Была упрощена техника пилотирования. Подобные переделки производились силами личного состава фронтовых частей в полевых мастерских. Вы пускался небольшими сериями в 1943-45 гг.

Ил-2 «противотанковый» – двухместный вариант серийного Ил-2 АМ-38Ф с крупнокалиберными пушками НС-37. Разработан в марте — апреле 1943 г. Пушки устанавливались в небольших обтекателях под крылом, ленточное питание по 50 снарядов укладывалось в отсеках крыла. Вооружение также включало крыльевые пулеметы ШКАС и УБТ. Бомбовая нагрузка – 200 кг. Несмотря на увеличение на 760 кг полетной массы, техника пилотирования Ил-2 с пушками НС-37 мало отличалась от управления обычным Ил-2. Однако он был несколько инертным при маневрировании. Технический состав отмечал простоту крепления пушки и удобство ее обслуживания. С июля по декабрь 1943 г. проводились войсковые испытания. Впервые самолеты были применены в июле 1943 г. в Курской битве против скопления немецких танков. Пушки НС-37 могли поразить любые танки вплоть до Pz VI»Tiger».

Позже пушками НС-37 оснащались и серийные Ил-2 «крыло со стрелкой». Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ.

Весной 1945 г. успешно прошел испытания Ил-2 с двумя пушками НС-45. В серию не запускался в связи с окончанием войны.

Ил-2И («истребитель бомбардировщиков») – одноместный вариант, переделанный из серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Выпущен в июле 1943 г. по заданию ГКО. Предназначался для уничтожения бомбардировщиков, транспортных самолетов и подавления средств ПВО. Крыло усилено, сняты пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение и узлы подвески снарядов РС. Устанавливались две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и замки для подвешивания двух бомб по 250 кг. Самолет облегчен на 760 кг. Скорость на высоте 1300 м – 415 км/ч. Серийно не выпускался.

Ил-2КР – корректировщик артиллерийской стрельбы. С лета 1943 г. выпускался малыми сериями. Серийные Ил-2 переоборудовались во фронтовых частях под артиллерийские разведчики. Внешне Ил-2КР отличались от обычных Ил-2 стойкой радиоантенны, перенесенной на козырек фонаря пилота. Более мощную, с большей дальностью действия рацию устанавливали в кабине за бронеспинкой пилота, на уменьшенном фюзеляжном бензобаке. Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа разместили фотоаппарат.

Ил-2 двухместный «крыло со стрелкой» — модификация с новым крылом. Летом 1943 г. консоли крыла были переконструированы с целью смещения вперед центровки самолета, нарушенной размещением стрелка с пулеметом. Угол стреловидности крыла по передней кромке был доведен до 15°. Серийный выпуск двухместных Ил-2 АМ-38Ф «со стрелкой» заводы смогли начать только в конце 1943 г. С 1945 г. Ил-2 всех вариантов стали выпускать с дюралюминиевыми консолями крыла и хвостовой частью фюзеляжа.

Штурмовик Ил-10 — глубокая модернизация Ил-2

Серьезные модификации штурмовика Ил-2

Ил-8 тяжелый штурмовик-бомбардировщик с двигателем АМ-42 (2000 л.с.). По компоновочной схеме – несколько увеличенный в размерах Ил-2, с улучшенной внешней аэродинамикой, усиленным бронированием и увеличенной бомбовой нагрузкой.
Кабина стрелка размещалась в бронекорпусе. Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, один УБТ. Четыре увеличенных бомбоотсека вмещали 600 кг бомб, еще 400 кг подвешивалось в перегрузку. Во время заводских испытаний, в мае 1943 г., из-за ненадежной работы пришлось заменить пять двигателей АМ-42.

На втором опытном экземпляре была перекомпонована система охлаждения и смазки двигателя, установлены новые бронекорпус, крыло, оперение, шасси и четырехлопастной винт, внесены изменения в оборудование и органы управления.

Пушки ВЯ заменили на НС-23, вместо пулемета стрелка установили пушку УБ-20, в хвостовой части разместили кассету с 10 авиационными гранатами, в бомбоотсеках – 1000 кг бомб, на наружной подвеске – 2 бомбы по 500 кг. Госиспытания начались в конце мая 1945 г. Самолет развил скорость у земли 461 км/ч. В серию не пошел, поскольку уже выпускался Ил-10, которому Ил-8 уступал по ряду летно-технических данных.

Ил-1 – одноместный бронированный истребитель малых и средних высот. Спроектирован по заданию ГКО под новый двигатель АМ-42. Разработано новое цельнометаллическое крыло меньшей площади, улучшена форма бронекорпуса, фонаря кабины, обтекателей шасси. Новая кинематическая схема позволила убирать шасси полностью в центроплан, с поворотом колес назад по направлению полета.

Вооружение: две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов), в хвостовой части – кассета на 10 авиационных гранат, в перегрузку мог брать 200 кг бомб на наружной подвеске. В мае 1941 г. проходили испытания. На высоте 3260 м самолет развил скорость 580 км/ч. Легко выполнял все фигуры высшего пилотажа. Совершал вираж на вертикали за 20 сек. (Bf109G-2 – за 22-23 сек.). Серийно не выпускался, поскольку необходимость в таком самолете отпала.

Одновременно, под тем же обозначением, разрабатывался второй вариант самолета (будущий Ил-10).

• Справочник авиации •

Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

Крылья победы. «бетонный самолет»

Ил-2 штурмовик – легендарный боевой самолет второй мировой, участник множества компьютерных игр и авиасимуляторов в наше время и герой сотен воздушных сражений во время Великой Отечественной. Ил-2 был разработан знаменитым авиаконструктором Сергеем Ильюшиным в 1939 году и надо сказать, что среди немалого количества военных самолетов, участвовавших в сражениях, этот штурмовик в России является одним из самых знаменитых, если не самым знаменитым.

На фото — штурмовик Ил-2М3 в полете.
Из всех самолетов, созданных в ОКБ Илюшина во время Великой Отечественной, Ил-2 получил наибольшее распространение и популярность в наших войсках, и в то же время именно он, наряду с У-2, вызывал особенную неприязнь как в авиации Вермахта, так и в других войсках фашистской Германии. Немецкие солдаты нарекли этот самолет множеством различных прозвищ, которые могут точно охарактеризовать его роль в сражениях против Германии: Ил-2 называли «мясорубкой», «черной смертью», «бетонным самолетом». Также он получил и еще одно прозвище – «Железный Густав», поскольку самолет имел в своей конструкции металлический бронекорпус.
Вообще, фюзеляжи самолетов второй мировой, особенно советских, отличались одной интересной особенностью – элементы их конструкции, в том числе и несущие, были сделаны из самых невероятных материалов: фанеры, дерева, плексигласа. Если современный самолет буквально набит электроникой, то в то время ее было очень мало, точнее, ее почти не было. Управление самолетом осуществлялось вручную, и это требовало от экипажа огромного мастерства, учитывая еще то, что боевой самолет не только совершал вылеты, а еще подвергался постоянной опасности нападения противника и сам должен был принимать участие в таких нападениях.
Штурмовик Ил-2 являлся по сути многоцелевым, и его применение во время военных действий было чрезвычайно широко. Он поступил в Красную Армию за месяц перед началом войны, в ВВС СССР было передано около сотни этих самолетов, а построено было к тому моменту более двухсот. Их получил Четвертый авиаполк (ШАП), которым командовал полковник Гетман. Полк базировался на аэродроме Богодухово, под Харьковом. В него было передано 17 штурмовиков, остальные же поступили незадолго до 22 июня 1941 года. К сожалению, в ходе напряженных боев почти все машины из первых поступлений были вскоре потеряны.
А вам ноты и скрипичный ключ на борту ничего не напоминают? 🙂
Ил-2 был сконструирован как моноплан, имел винтовой двигатель жидкостного охлаждения, а шасси этого самолета убирались лишь наполовину – такова была особенность конструкции, так называемые «полуубирающиеся шасси». Системы жизнеобеспечения самолета (двигатель, система охлаждения, топливные и масляные баки) были бронированы. Броней были обшиты и места расположения пилотов в машине.
В первой модификации Ил-2 бронекорпус прикрывал только пилота, в дальнейшем с созданием Ил-10 этот недостаток был ликвидирован. Экипаж Ил-2 состоял из двух человек – пилота и стрелка-радиста. Стрелок, место которого находилось позади пилота, не был прикрыт бронекорпусом, но со стороны хвоста его все же защищала так называемая бронеспинка – лист 8-мм брони, расположенный позади места стрелка, хотя эта защита была явно недостаточной. Опытный образец этого самолета, или прототип, как принято говорить сейчас, носил название ЦКБ – 55, а позже БШ-2 (аббревиатура от Бронированный Штурмовик Второй). Первый вариант был двухместным, но затем Ильюшин разработал вариант и одноместного Ил-2, который имел лучшие скоростные и маневренные характеристики. Успеха одноместный штурмовик не имел, так как из-за отсутствия оборонительного вооружения среди одноместных «илов» происходило много потерь.
Ил-2 1941 года (второй серии) — одноместный
Ил-2 применялся для уничтожения танков, колонн с продовольствием и бронетехникой, малых укрепленных узлов, участвовал в налетах на склады и оборонительные позиции частей Вермахта, и, разумеется, в боях с самолетами противника. Четких инструкций по боевому применению штурмовика не существовало, и поэтому пилоты использовали машину по текущей боевой ситуации, благо вооружение Ил-2 было чрезвычайно разнообразным.
Вооружение Ил-2.
Вооружение этого самолета во многом определяло секрет успеха его среди других братьев по оружию. Самолет был укомплектован двумя авиационными пушками ШВАК, конструкции Шпитального и Владимирова (пошли в серию в 1936 году), это были первые пушки калибра 20 мм, используемые на самолетах Великой Отечественной, и вообще первые советские авиапушки такого калибра. Снаряды подавались с помощью ленты, перезарядка осуществлялась механическим способом, скорострельность достигала 800 выстр. мин. Конструкция пушки ШВАК имела три варианта: турельный, крыльевой, и так называемый «мотор-пушка».
Боекомплект ШВАК – снаряды с латунной гильзой, цилиндрической формы, имевшие закраину в донной части. Такая конструкция приводила к затруднениям при выбросе гильзы после выстрела, так как закраина мешала ее извлечению. Иногда по этой причине ШВАК заклинивало. Кстати, именно по этой же причине подвергались аналогичной поломке и винтовки СВТ (самозарядная винтовка Токарева) — патрон винтовки имел точно такую закраину, без привычной проточки по диаметру гильзы, которая тогда была уже реализована у немцев. За эту проточку цеплялся зацеп гильзосбрасывателя при выбросе гильзы. Правда, потом в СССР реализовали это решение.
Bf.109. после попаданий 20-мм снарядов ШВАК
Пушка ШВАК была укомплектована бронебойно-зажигательными и бронебойно-осколочными снарядами. Конечно, на Ил-2 были установлены традиционные для того времени пулеметы – два крыльевых (ШКАС – конструкции Шпитального и Комарицкого, калибр 7,62 мм, в серию пошли с 1932 года), и кормовой УБТ, калибра 12,7 мм (универсальный пулемет Березина турельный, конструкции Березина и Никитина, в серию пошел в 1941 году) На пулемете УБТ, кстати, отсутствие проточки на гильзе играло и положительную роль: скорострельность его была выше немецких аналогов, поскольку гильза с проточкой не могла быть подхвачена зацепом при скорострельности более 1 000 выстрелов в минуту.
ШКАС
Задний стрелок двухместного Ил-2 с 12,7-мм пулеметом УБТ на полутурельной установке.
Другую часть вооружения штурмовика составляли авиабомбы – так называемые ПТАБ (противотанковая авиабомба). ПТАБ это 2.5 кг – кассетная бомба, снаряженная кассета включала 48 ПТАБов. Она была разработана конструктором Ларионовым в ЦКБ-22. В боекомплект Ил-2 входило 4 контейнера с ПТАБами. Бомба была оборудована донным взрывателем и снабжена кумулятивным зарядом. При сбрасывании контейнера бомбы накрывали площадь размерами до 3 000 квадратных метров, а поскольку верхняя броня танка довольно слабая, то ПТАБы эффективно справлялись с задачей уничтожения танков.
Противотанковые кумулятивные авиабомбы (ПТАБ). Вес 2.5 кг. Пробивали броню толщиной 70мм. Впервые применены в Курской битве.
Брал Ил-2 и обычные фугасные авиабомбы ФАБ-100. Ну и наконец, этот уникальный самолет Великой Отечественной был укомплектован наиболее прогрессивным вооружением того времени – авиационными ракетами. Тогда они носили маркировку РС – реактивный снаряд, или НУРС – неуправляемый реактивный снаряд. Первые такие ракеты появились в 20-х годах, а полностью рабочие – в 1929 году. НУРС использовались для реактивных минометов типа БМ-13 «Катюша» и подобных, а маркировка РС обычно употреблялась в авиации. Ил-2 был вооружен РС-82 или РС-132 (калибр 82 мм или 132 мм), это были осколочные снаряды малой дальности действия – до 7 километров, вес заряда составлял 360 граммов и 900 граммов соответственно, а радиус эффективного поражения — до 10 метров.
82-мм неуправляемый реактивный снаряд РС-82.
Авиационный реактивный снаряд РС-132.
В воздухе самолету сообщал движение винт, приводимый во вращение с помощью V-образного 12-цилиндрового двигателя АМ-38 мощностью более 1 500 л. с. Объем этого двигателя составлял более 46 литров, он был разработан в КБ Микулина, производился на ФГУП ММПП «Салют» в Москве. Надо сказать, что в числе новшеств на Ил-2 впервые была применена технология, позволяющая изготовлять детали брони, имеющие сложную (криволинейную) поверхность, так называемая ШНБ – штампованная неоднородная броня. Кроме того, «колпак» кабины на нем также был из пулестойкого материала.
Модификации Ил-2.
С тех пор, как первый Ил-2 взлетел в предвоенное советское небо (это случилось 2 октября 1939 года, в Европе в то время уже шла война), он прошел несколько модификаций. Кстати, штурмовиком в первом полете управлял известный советский летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки, которому в то время было 35 лет. Конечно, самолет прошел немало модификаций с целью усовершенствования. Давайте посмотрим, какие же модификации Ил-2 проводились во время войны:
ИЛ-2 Первая модификация, самолет поступил под ней в серийное производство. Как уже говорилось, самолет имел и одноместный вариант исполнения, причем на месте, где располагался стрелок, был установлен топливный бак.
ИЛ-2 АМ – 38Ф Эта модификация произведена в январе 1943 года, на самолет был установлен более мощный двигатель АМ-38 форсированный, с увеличенной мощностью. Мотор начал ставится на все Ил-2 с февраля 1943 года.
Ил-2 АМ-38Ф
ИЛ-2 М-82 и ИЛ-2 М-82ИР Одноместный штурмовик с мотором М-82. Испытания производились в августе 1942 года. Мотор имел большую мощность — 1 675 л. с. Испытания на заводах были завершены успешно, но все же в серийное производство самолет не пустили.
Ил-2 М-82 Тяжелый штурмовик.
ИЛ-2 ШФК-37 Также одноместный вариант, кроме пулеметов был вооружен еще пушками ШФК-37 (конструкция Шпитального, фюзеляжно-крыльевая, 37-мм). Эти «илы» принимали участие в Сталинградской битве во время разгрома печально известной 6-й армии генерала Паулюса, несколько самолетов базировались на аэродроме в районе станицы Качалинская. В серийное производство этот самолет также не пошел.
Ухудшение пилотажных характеристик нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с большим разносом масс по размаху крыла и наличием обтекателей пушек.
ИЛ-2 НС-45 И этому штурмовику не суждено было выйти в серию. Модификация его состояла в установке на самолет крыльевых пушек типа НС-45, однако испытания выявили, что эти пушки малоэффективны для стрельбы по наземным целям, а ведь для этого они и предназначались ! НС-45 имела чрезвычайно сильную отдачу, из-за этого падала кучность стрельбы и было решено это новшество не применять.
Ил-2 с 45-мм пушками НС-45. Государственные испытания,февраль 1944 г.
ИЛ-2 НС-37 А этот самолет после модификаций успешно прошел все испытания, после чего был допущен к серийному производству. НС-37, как вы уже догадались, это название противотанковой пушки калибра 37-мм, которой был укомплектован штурмовик. На этой модели не было РС, только пушки (две штуки), и бомбы – нагрузка в 100 кг. В боекомплект пушек входили 100 снарядов, и разумеется, на самолете были установлены неизменные пулеметы. В сборку входил и форсированный мотор АМ-38Ф. Усовершенствованный самолет был приспособлен в основном для борьбы с бронетехникой.
ИЛ-2 М3 или ИЛ-2 КСС Эта модификация явилась наиболее масштабной из всех. КСС значит «крыло со стрелкой» — оконечности консолей крыльев Ил-2 были слегка отведены назад, что улучшало центровку самолета и повышало его остойчивость в воздухе. Уже известный вам мотор АМ-38Ф был тоже слегка модернизирован – мощность его увеличилась до 1 720 л. с. Также были произведены и другие улучшения – как известно, изначально штурмовик этот имел крылья, изготовленные из дерева. В КСС этот недостаток был убран – крылья стали делать из металла. Была улучшена система управления рулем высоты, а также было применено еще одно интересное нововведение: топливный бак Ил-2 был изготовлен из металла, и при попадании пули или снаряда топливо вытекало – самолет мог загореться и погибнуть. Теперь же бак был сделан из фибры, особого материала высокой прочности, а стенки его обрабатывались спецсоставом, который при нарушении целостности стенок бака затягивал повреждения, наподобие как в бескамерной шине автомобиля, повышая живучесть самолета во время боя и после него. Спецсостав увеличивал вязкость в соединении с кислородом воздуха, и это его свойство было использовано в модернизации. КСС – самая поздняя модификация штурмовика, после нее Ил-2 уже не пытались улучшить, потому что были разработаны более совершенные самолеты, такие, как Ил-10.
Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»)