Главное управление глубоководных исследований министерства обороны РФ

Профессия — подводник

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В преддверии праздника мы предлагаем рассказать детям об этой героической профессии.
Именно в этот день, 19 марта (по старому стилю — 6 марта), 1906 года император Николай II издал указ о включении в классификацию судов военного флота Российской империи нового класса боевых кораблей — подводных лодок.
Кстати, первый действующий образец подводной лодки был создан еще в 1620 году для короля Англии Якова I. Эта подводная лодка была вёсельной и испытывалась в реке Темзе (Лондон).
В России первую подлодку пытался построить крестьянин-самоучка Ефим Никонов во время правления Петра I. В Санкт-Петербурге даже прошли успешные испытания «потаённого огненного судна большого корпуса». Однако после смерти императора этот проект был заброшен.
ПРОФЕССИЯ — ПОДВОДНИК
Вот дивная картина —
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат —
Они и там и тут
Под водной гладью кружат,
Границу стерегут!
Подводники надежно стоят на защите национальных интересов нашего Отечества. Подводные лодки уходят на несколько месяцев в дальние походы, выполняют военные задачи.
Командиры подводных лодок – особая категория военных. Командир может самостоятельно начать войну, вести боевые действия с применением ядерного оружия. Над всем экипажем лодки – один рубочный люк. Он задраивается и отдраевается только командиром лодки.
У подводников офицеры, старшины и матросы питаются одним и тем же пайком с одного камбуза. Казалось бы, это мелочь, но это имеет большое значение. Экипаж лодки – одна большая семья, и от каждого зависят жизни всех ее членов.
Создать по-настоящему профессиональный, дружный и сплоченный коллектив может не каждый командир. Экипаж насчитывает не более 150 человек. Нигде, кроме как на подводной лодке, не такой близости командира к своим подчиненным. Здесь и матрос, и старшина, и командир чувствуют плечо друг друга. На командира смотрят как на человека, от которого зависит их жизнь, но и который при выполнении боевых задач может послать их на смерть.

ЯСпециалист.ру

Специальности: военно-морское дело

Специализация по родам военного флота: надводный крейсерский флот, морская пехота, надводный авианосный флот, подводный флот, атомный подводный флот

Военно-морские специальности: навигация и управление судном; связь, телематика и пеленгация; морская артиллерия; управление боевыми ракетами и торпедными установками, противовоздушная оборона, обеспечение функционирования двигательной системы судна, военно-морская инженерия, интендантское дело, военно-морская медицина и другие, связанные с обеспечением пожарной и другой безопасности на флоте

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения):

Военно-морские школы, училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

То же, что и у военных сухопутных войск, однако при отборе будущих курсантов к состоянию здоровья предъявляются более высокие требования, особенно в отношении будущих подводников. Кроме того, для успешного прохождения профессиональной службы на судах военно-морского флота необходимо иметь твёрдый уравновешенный характер, быструю реакцию и сообразительность, устойчивость к психофизиологическому состоянию длительной качки, умение хорошо плавать. Весьма желательно от природы быть не склонным к конфликтам, дисциплинированным, обязательным человеком, всегда готовым немедленно в случае необходимости прийти на помощь. Очень важен проявляемый со школьной скамьи интерес к технике, морским судам, радио и компьютерам, а из школьных предметов – к математике, физике и астрономии.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Характер и содержание работы по данной профессии:

Служба в различных подразделениях военно-морского флота, командование подразделениями с постепенными повышением в званиях и должностях, выполнение технической работы в соответствии с полученной в военном учебном заведении военно-морской специальностью.

Очевидные плюсы

Все те же, что и для всех военных плюс возможность за государственный счёт повидать разные моря и океаны, земли и страны.

«Подводные камни», очевидные минусы

При выходе в военный или учебный рейд приходится надолго отрываться от семьи. Профессия связана с некоторым риском для здоровья и жизни даже в мирное время. Можно «заработать» морскую болезнь. У подводников свои специфические проблемы влияние длительного подводного плавания на здоровья. На атомных лодках имеется риск получить некоторую дозу радиации.

Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, морская болезнь – риск умеренный.

Вилка зарплаты (в рублях в месяц, не считая продовольственного пайка и обмундирования)*

20 000 – 70 000 – в зависимости от звания, типа судна и количества выходов в открытое море.

В былые времена стать военным моряком мечтал чуть ли не каждый второй мальчишка СССР. Когда же мальчики вырастали и их мечты становились более реалистичными, ребята видели в службе именно на флоте возможность побывать в заграничных портах, испытать на себе внимание зарубежных дам, которые, якобы (по бытовавшим в 60-70-е годы прошлого века представлениями), буквально вешались на русских военных моряков. Но те, кто действительно попадал на флот, начинали в последствии мыслить иными категориями. И нередко рассказывали больше о болтанках, в которые попадали во время рейда, и о том, насколько портились в такие периоды отношения между членами команды.

Море есть море. Оно одинаково действует и на рыбаков, и на военных моряков. То есть романтика морской службы на самом деле, может, и существует, но скорее больше в воображении тех, кто там пока ещё не служил. Для морских офицеров служба на несущем дежурство боевом корабле – это самые обычные профессиональные будни.

Мой приятель, отслуживший три года военно-морским фельдшером в звании простого матроса ( к концу службы старшины), исполнял ещё и обязанности кока. Ему не очень повезло: попал на малое пограничное судно (тральщик с торпедными аппаратами) Тихоокеанской флотилии. То есть на берег они не сходили больше чем по два-три месяца, всего за три года, как он говорит, «проболтались» на волнах Охотского моря около 900 дней. Его счастье, что никому из моряков не пришлось во время почти постоянных качек вырезать аппендикс. Увы, но хирурга рядом с ним на тральщике не было.

Сегодня, конечно, ситуация представляется лучшей. И перерывы между выходами в рейд на флоте стали значительно большими, чем во времена СССР (сказалось окончание холодной войны с США), и корабельные штаты почти везде укомплектованы высококвалифицированными военными хирургами, фельдшеры-срочники у которых только в помощниках. Знакомый офицер-подводник Северного флота говорил, что и с дисциплиной у них давно уже нет проблем – вроде бы даже нет никакой дедовщины.

А тогда… мой приятель Игорь Гумиров (родом из моего родного города Балакова Саратовской области) рассказывал, что на их тральщике «правили бал» «деды», а не офицеры. Но я буду рад, если кто-то из читающих этот рассказ военных моряков заклеймит меня как исказителя реальной ситуации. Тем не менее я хочу подчеркнуть, насколько для будущего морского офицера важно быть не просто сильным (в смысле иметь крепкие мышцы да ещё владеть рукопашным боем), но прежде всего психологически сильным и гибким в общении с людьми, которыми придётся командовать.

Авторитет офицера, как обычно пишут ветераны армии и флота, завоёвывается упорным трудом, но лучше, если этот труд – на выработку в себе особой психологической силы, своего рода профессиональной харизмы – начать ещё в годы подготовки к службе.

На флоте неформальный авторитет офицера важен вдвойне, потому что во время рейдов офицер в течение нескольких недель, а то и месяцев «не отрывается» от своих подчинённых, что психологически не так-то просто выдержать.

Тут дело не только в том, что долгое и практически постоянное нахождение в поле зрения друг друга людям быстро надоедает. Надо ещё иметь в виду, что вам предстоит командовать парнями, совсем недавно закончившими школу (причём многие, вероятнее всего, её закончили кое-как) и нередко «страдающими» комплексами независимости. Вполне возможно, что в школе кто-то из них неформально «атаманил» в своём классе или даже в параллели. Увы, но пока наше школьное образование не избавилось от одного очень серьёзного недостатка – от природы умных, ответственных, скромных в отношениях со сверстниками и трудолюбивых мальчиков делать не пригодными к службе на флоте по состоянию здоровья. И что? Не набирать новые боевые команды вообще?

Отсюда и дедовщина, которая на флоте принимает специфический, подчас замаскированный, но более опасный для службы характер. Так вот задача офицера – не допустить развития какой-либо «дедовщины» в принципе. И как заранее, ещё до поступления в мореходку выработать в себе такие психологические качества, чтобы матросы, считающие себя «дедами по праву», возрастом не намного моложе командующего ими офицера, сразу бы сами захотели вам реально, а не внешне подчиняться?

Вопрос неоднозначный и трудный. Наверное, всё-таки каких-то универсальных рецептов в природе не существует. Вряд ли стоит увлекаться всякими курсами психотехники, гипноза, тренингами убеждения, как и перед зеркалом вырабатывать волевой взгляд, чтоб сразу зауважали. Ветераны командования говорят обычно, что нужно быть просто преданным службе до мозга костей, а на море – ещё и преданным морю. Словами это не описать – тут надо почувствовать в себе эту преданность. И она вполне может «сидеть» где-то у человека в подсознании. Если он проявит себя на службе офицером на боевом судне, то все психологические умения руководить подчинёнными бойцами возникнут в вас сами собой.

И вот тут я уверен: если вы, попытавшись глубоко прочувствовать описанный выше момент и добившись при этом какого-то эмоционального результата, не испытаете прилив отторжения (представьте себе океан, свинцовое небо над головой, ходуном ходящую под ногами палубу и злобные взгляды матросов, которым надоела «вся эта морская канитель» вместе с командирами, и берег далеко-далеко, а «помочь вам упасть за борт» вряд ли «дедам» составит труда), значит вы не столь впечатлительны, чтобы профессиональная служба в военно-морском флоте была вам противопоказана. Тогда идите смело.

Но помните, что вы должны не только «не бояться» злых парней и любить море, но и иметь в себе непреодолимое желание тонко и корректно помогать «пацанам»-матросам становиться настоящими бойцами, людьми моря, которые никогда не станут пиратами, а всегда останутся славными защитниками Родины, даже когда безвозвратно сойдут на берег.

Что же касается выбора военно-морской специальности, то это зависит от того, что вам больше нравится – навигация и вождение судна, обеспечение связи, компьютерное программирование, работа с артиллерийскими орудиями, возня с двигателями и прочей техникой, обеспечивающей жизнедеятельность и безопасность судна и его команды и так далее. В любом случае будущему офицеру надводного или подводного флота необходимо успевать по математике, физике, информатике, иностранному (лучше английскому) языку. Очень неплохо заниматься борьбой (к военной службе ближе самбо), а уж научиться отлично плавать моряку, как говорится, сам Бог велел.

Однако надо понимать и то, что офицер должен быть образцом для подражания во всём, в том числе и культуре. Грамотно и красиво говорить, уметь классно фотографировать, хорошо знать географию, историю своего отечества, разбираться в музыкальных и литературных произведениях классиков – для морского офицера особенно важно, какую бы должность на корабле он ни занимал – инженера, врача (да, есть полноценное и очень строгое обучение в области военно-морской медицины, сочетающее в себе лечебное дело, включая экстренную хирургию и травматологию, с военно-морским делом). А если вы ещё и играете на каком-либо музыкальном инструменте – цены вам на флоте не будет. И будем надеяться, что это действительно так. Удачи!

Начинающим подводникам уметь плавать не обязательно

В первую мировую войну 1914-1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ.
За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.
Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение в 1950-е годы ядерных энергетических установок, благодаря которым подводные лодки получили практически неограниченную автономность плавания. Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных.

Как считают бывалые подводники, далеко не каждый сможет выдержать столь специфичные условия службы: 80-90 суток плавания, одни и те же лица в замкнутом пространстве, жесткий, монотонный ритм корабельной жизни: четыре часа сон, четыре вахта. А в аварийной ситуации никто не сможет уйти из отсека: можно либо победить, либо погибнуть, чтобы спасти товарищей.

«Служба на таких кораблях — это своеобразный образ жизни, это, если хотите, особое состояние души, — рассказал корреспонденту «Российской газеты» капитан 1-го ранга Сергей Китов, совершивший несколько дальних походов в Индийский океан. — Сколько раз случалось: возвращаешься в базу — уже почистился, побрился, собрался, к утру рассчитываешь подойти к родному пирсу, а просыпаешься — опять океан! Идем в другую сторону, автономка продолжается, еще пару недель в подводном положении…»

И потому здесь остаются, как правило, люди решительные, смелые, уживчивые и терпеливые.

Корреспонденты 5-го петербургского телеканала в этот день побывали в Военно-морском институте Владивостока, где курсанты встречали праздник на боевом посту.

Все учебные задания приближены к реальным: например, чтобы получить пятерку, нужно заделать пробоину за пять минут, слаженно сработать всей командой, выполняя учебное задание по тушению пожара в отсеке субмарины.

Начальник Тихоокеанского военно-морского института им. Макарова, капитан 1 ранга Игорь Леухин рассказывает: «Первое — подводник должен быть здоровым. Никаких болезней. Мы проводим серьёзное медобследование. Потом, конечно, знания. Подводник должен быть здоровым, грамотным и сильным человеком».

Физподготовка занимает важное место в обучении подводников. Это неудивительно: гидрокостюм, одеваемый при выходе в воду, весит килограммов десять, индивидуальный дыхательный аппарат — еще 16, да еще к этому прибавляется огромное давление на глубине.

Современные атомные подводные лодки напичканы электроникой. Однако курсантов все равно учат всё делать вручную. Автоматика может отказать, и каждый член экипажа должен знать, как действовать в экстремальной ситуации.

Как говорят командиры, некоторые ребята, поступая в институт, даже плавать не умеют. Но за пять лет подготовки их этому научат. Умение плавать не входит в список требований к будущим подводникам. Сюда приезжают молодые люди из разных регионов страны, так что многие и моря никогда не видели. А в остальном требования к абитуриентам жесткие. И в День подводника никому не дают поблажек.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

почти никто

Смотреть что такое «почти никто» в других словарях:

  • Почти знаменит — Almost Famous … Википедия

  • НИКТО (знак зодиака) — Геоцентрическая система Птолемея Астрология (от др. греч. ἄστρον, астрон, звезда, и от др. греч. λογία, логия, учение о) оккультное учение, согласно которому по расположению небесных тел, в основном планет, возможно предсказывать будущее… … Википедия

  • Полковнику никто не пишет — У этого термина существуют и другие значения, см. Полковнику никто не пишет (значения). Полковнику никто не пишет El coronel no tiene quien le escriba Жанр: магический реализм Габриэль Гарсиа Маркес … Википедия

  • Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия

  • Франсуа де Ларошфуко — (1613 1680 гг.) писатель моралист Безрассудство сопутствует нам всю жизнь; если кто нибудь и кажется нам мудрым, то это значит лишь, что его безрассудства соответствуют его возрасту и положению. Бесхарактерность еще дальше от добродетели, чем… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

  • Барак Обама — (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора

  • Великая депрессия — (Great Depression) Великая депрессия это продолжительный спад экономики США, причиной которого стало резкое падение котировок акций на Нью Йоркской бирже 29 октября 1929 года Определение Великая депрессия, предпосылки Великой депрессии в США и ее … Энциклопедия инвестора

  • Подуст — Chondrostoma nasus (L.) Название подуст, употребляемое в большей части России, указывает на главную особенность этой рыбы положение рта, который находится под сильно выдавшимся коническим и хрящеватым носом, в чем он с первого… … Жизнь и ловля пресноводных рыб

  • Семейство голубиные — Голуби птицы средней величины с маленькой головкой, короткой шеей и обильным и жестким оперением. Жесткое и твердое оперение прилегает довольно гладко: отдельные перья его сравнительно велики, широко закруглены, снизу пушисты. В оперении… … Жизнь животных

  • Деревня Новосёлки С-Петербургского уезда 3-го стана в наши дни — Деревня Новосёлки Санкт Петербургского уезда 3 го стана ( в данное время Выборгский район С Петебурга) О Новосёлках в Википедии сказано до обидного мало. Главная достопримечательность, оказывается свалка (правильно полигон твёрдых отходов ПТО 3) … Википедия