Французский флот 18 века

История французского флота — History of the French Navy

ВМС Франции
(Marine Nationale)

Министры Naval

Морской префект

Силы действий Военно-морских

Подводные силы

  • Стратегическая Oceanic Force (FOST)
  • Эскадрон Субмарины ядерной атаки (Эсна)

Военно-морская авиация

FORFUSCO ( Marine Commandos , Naval Fusiliers )

Морская жандармерия

Текущий флот

Текущие развертывания

Звания в ВМС Франции

История французского флота

Будущее французского военно-морского флота

Прапорщики и вымпелы

Исторический суд

  • Линкоры
  • Cruisers
  • Разрушители
  • Субмарины
  • Корабли линии
  • Парус фрегата

Исторические флота

Крест войны

Военная медаль

Орден почетного легиона

Ленты

Девиз: Honneur, Patrie, Valeur, дисциплина

( «Честь, Отечество, доблесть, дисциплина»)

команда Компоненты Оборудование персонал история Награды

Хотя история французского флота восходит к Средневековью, его историю , можно сказать, эффективно начать с Ришелье под Людовиком XIII .

С момента создания ее нынешней территории, Франции пришлось столкнуться с тремя основными проблемами на морском уровне:

  • Географически Франция имела две большие части береговой линии , разделенных на Пиренейском полуострове (Испания и Португалия), так что она должна была держать две военно — морские силы и делить ресурсы между средиземноморским морем и Атлантическим океаном .
  • Политически и стратегически основные угрозы Франции пришли из Центральной Европы, который требуется сильная армия, а не сильный флот.
  • Противоречивая поддержка ее флот. Чтобы быть эффективной, ВМС требует инфраструктуры, портов, судоремонтных, литейные, которые должны быть сохранены в мирное время. Офицеры и команды нуждаются в большом количестве опыта в море. Нехватка ресурсов и политического недоразумение неоднократно повредила службу, создавая создала ряд блестящих эпох следует бедствия.

История французского флота можно разделить на следующие эпохи:

  • Создание первого фактического государственного военно — морского флота, под Людовика XIII , благодаря политике Ришелье . Этот флот был в значительной степени разрушен бедами фронды .
  • Перестроен и блестящая эпоха под Людовика XIV , во многом благодаря Жан-Батист Кольбер . Усилия не преследуется по Régence от Филиппа Орлеанского и в начале царствования Людовика XV ; Следовательно, война Семилетняя и французская и индийская война закончилась катастрофой.
  • Период возрождения под импульсацией из Шуазеля , который завершился под Людовиком XVI с де Грассами победой «s над британцами во время американской войны . В тот же период, исследователи , как Бугенвиль расширил французскую географию, морские карты и основывает заставы. Крушение произошло во время французской революции и Первой империи , оставив британец века бесспорного господства морей.
  • Под Наполеоном III , современный флот был построен, используя новые технологии , таких как пару и судовой брони, которые сделали старшие флота эффективно устарели. Эта сила является важным инструментом в конституции и передержки Французской империи. Флот поддерживал высокий стандарт, и между двумя мировыми войнами (1925-1939), значительное усилие было сделано противостоять угрозе немецких и итальянских военно — морских сил. С падением Франции , однако, большинство ВМС никогда не получило шанс бороться, и что выжил Мерс-эль-Кебир был в конечном счете уничтожено в затоплении французского флота в Тулоне .

Французский флот любовно известен как La Royale ( «The Royal»). Причина не так хорошо известна: это может быть для своей традиционной привязанности к французской монархии ; потому что, прежде, чем быть названным «Nationale», военно — морской флот был назван «Royale» (военно — морской флот не спорт королевских титулов общих с другими европейскими флотами , как британские Королевского флот ); или просто из-за расположения его штаб — квартиры » Рю Рояль » в Париже .

Развитие французского флота

Следует несколько остановиться на французском флоте, впервые принимавшем участие в морских операциях. Лишь начиная с временем Кольбера мы видим планомерное развитие французского флота. Раньше различные начинания разбивались о недостаток денег; теперь же флот создается с определенной целью дать развиться морской торговле и сделать из Франции первоклассную морскую торговую державу, вырвать ее из тяжелого финансового положения и создать более надежную основу для ее экономического положения и национального благосостояния. Кольбер понимал, что для этой цели прежде всего необходимым сильный флот.

Ему удалось провести в жизнь свои планы и видеть плоды своего труда, но при все меньшей поддержке короля флот стал приходить в беспорядок и после смерти Кольбера, в 1683 г., почти окончательно рзложился.

Кольбер успел создать почти невозможное, в особенности после перехода должности «адмирала Франции» в 1669 г. к четырехлетнему ребенку, и назначения Кольбера полновластным морским министром. В 1661 г., в начале его деятельности, Франция обладала только 30 вооруженными военными судами, из коих 3 имели более 30 орудий. Через пять лет уже насчитывалось 70, из них 50 линейных кораблей, а еще через пять лет французский флот состоял из 196 судов. Кольбер довел численность флота до 107 больших судов с 24-120 орудиями, из них около дюжины с более чем 75 орудиями. Громадная работа, особенно интенсивная до 1671 г.

Все это оказалось возможным лишь благодаря одновременной энергичной постройке военных портов с арсеналами и верфями, которая шла рука об руку с развитием судостроения. Брест и Тулон были намечены как главные базы и сильно укреплены; Гавр, Дюнкерк и Ла-Рошель предназначались быть опорными пунктами, оба первых – лишь для мелкосидящих судов.

Кольберу приходилось бороться с трудностями: лень, недостаточная работоспособность, даже казнокрадство давали себя чувствовать в ужасающих размерах. Мы не будем останавливаться на государственной организации Франции того времени – это бы нас завело слишком далеко. Однако же французские верфи вскоре заслужили всеобщую похвалу; англичане не раз признавали, что они не могли бы работать так быстро и с такой основательностью.

Свойственная французам любовь к порядку, их систематичность и научное отношение к делу выказали себя с блестящей стороны. Ни в чем не было заметно излишней торопливости и поверхности; все работы производились крайне обстоятельно. Англичане были слишком уверены, что они во всем первые, слишком превозносили себя и бывали нерадивы.

При той основательности, с которой создавался флот, при достигнутых уже громадных результатах остается загадкой, каким образом такой дельный народ как французы мог допустить столь быстрый развал своего флота. Решение этого вопроса заключается в том, что благодаря стремлению Людовика играть руководящую роль на континенте в шестилетней сухопутной войне, народ и государственная казна почти совсем обеднели, хотя его армия и земельные приобретения все увеличивались.

Все в государстве пришло в застой. Король не обладал государственными способностями, он не обращал внимания на увядание торговли, промышленности и земледелия, на нехватку везде и всюду денег; созданные Кольбером верфи и базы пришли в упадок, а с ними и сам флот. Блестящего прежде флота к концу царствования Людовика почти не стало; думать о поддержке судоходства, морской торговли и промышленности не было ни у кого ни времени, ни желания.

Этот период истории Франции служит ярким примером того, что флот может процветать лишь в том случае, если его основания, если все то, для чего он главным образом существует – судоходство, торговля и промышленность – процветают. Оба взаимно дополняют друг друга, одно без другого висит в воздухе. Кольбер все это понимал своим гениальным умом и действовал правильно; король сам легкомысленно разбил созданное его гениальным министром новое и грозное оружие.

Мы так надолго остановились на обстоятельствах, предшествовавших третьей англо-голландской войне, и на неправильной политике Людовика XIV не только в качестве предисловия к дальнейшему описанию этой войны; неправильная морская политика короля Франции, его одностороннее, упрямое следование намеченной цели, ясно подтверждают старинную поговорку: «Сухопутная война обездоливает, морская кормит». Есть много доказательств правильности этой поговорки. Людовик XIV уже во вторую войну выступил со своим флотом, но сделал это ощупью, нарочно держась в стороне. В союзе с Англией и после дальнейшего усиления своего флота он почувствовал себя значительно свободнее; но и для того времени есть ясные доказательства, что он никогда не пускал в дело полностью ни всего флота, ни даже отдельных судов.

Все это имело место несмотря на то, что французский флот нисколько не уступал в отношении материальной части, снабжения и вооружения своим двум соперникам. Уже в то время отстающие в научном отношении англичане брали французские суда за образец. Последние имели лучшие мореходные качества, были удобнее для установки артиллерийского вооружения и размещения команды. Число команды больших линейных кораблей было всегда больше, чем на соответствующих судах других держав, например:

50-пушечный 70-пушечный 90-пушечный

В Голландии 400 чел. 500 чел.

В Англии 400 чел. 600 чел. 850 чел.

В Франции 500 чел. 700 чел. 1200 чел.

Подготовка личного состава при Кольбере была хорошей. Им была создана первая специальная организация «морского призыва»; он оставлял уволенных по окончании срока службы в запас флота в списках команд кораблей. Одна треть команды состояла из солдат, завербованных судовыми командирами. Опыт обоих других флотов, Голландии и Англии, был им использован при создании постоянного корпуса офицеров и унтер-офицеров. Он сумел привлечь лучшие слои общества для службы во флоте, учредил корпус гардемаринов из 200 учащихся и старался переводить во флот сухопутных офицеров для поднятия воинского духа. Создавались учебные заведения и учебные суда, а также точные инструкции для всех отраслей морской службы в свойственной французам систематической форме.

Короче говоря, он старался соединить разделенное до того времени военное и морское командование корабля в одном лице. Во Франции, в мирное время, научным путем пришли к тому же, что было сделано в Голландии и Англии благодаря большому боевому опыту – к созданию типа современного морского офицера, соединившего в одном лице моряка и солдата. Отступления от изложенного в уставных положениях стали исключением, военно-морской дух оживил новые морские организации. В новом офицерском корпусе капитанам коммерческих судов не было места, разве только командирами специальных и транспортных судов. Но начавшаяся в 1672 г. морская война заставила французов призывать на службу офицеров коммерческого флота, т. к. многие из вновь принятых во флот дворян оказывались не на высоте. У нового офицерского корпуса не было боевого опыта; тактическая подготовка оказалась весьма неудовлетворительной.

Людовик XIV, вероятно, по этим соображениям, берег свой флот и не ставил ему серьезных задач. Единственно важную военную задачу французский флот должен был выполнить против мавританских пиратов в Средиземном море (Марокко, Алжир, Тунис, Триполи и т. п.), где в то же время действовали и оба других флота. Испания в то время уже почти сошла со сцены; ее флот уже не играл никакой роли.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Новая французская субмарина «Барракуда». Срез состояния флотов европейских держав

Праздник со слезами на глазах

Двенадцатого июля 2019 года французское судостроительное объединение Naval Group в Шербуре провело официальную церемонию спуска на воду головной атомной многоцелевой субмарины типа «Барракуда», получившей имя Suffren. Лодку назвали в честь французского адмирала XVIII века, полное имя которого Пьер-Андрэ де Сюффрен де Сен-Тропез. Для французов это бесспорный герой, отличившийся, в частности, в Семилетней войне, в Войне за Независимость североамериканских колоний и в противостоянии с Британской империей в Индийском океане. В последнем случае Сюффрен, имея очень незначительную помощь метрополии, смог захватить полсотни британских судов. А Франция восстановила свое влияние на побережье Индии.

Впрочем, адмирал Сюффрен, вероятно, не был бы рад тому, что сейчас происходит с французским флотом. Напомним, что спущенную сейчас на воду головную подводную лодку типа «Барракуда» заложили еще в 2007 году, а передать ее флоту планируют в 2020-м, если ничего не изменится. На фоне этого даже такой долгострой как российская субмарина проекта 885 К-561 «Казань» уже не кажется таким уж долгостроем: ее, напомним, заложили в 2009 году, а в строй планируют ввести тоже в 2020-м. Про американские атомные субмарины типа «Вирджиния» даже вспоминать как-то неудобно: американцы могут построить одну такую лодку за несколько лет.
При этом, если уж говорить откровенно, «Барракуда» — это совсем не «Ясень» и не «Вирджиния». Формально все три субмарины относятся к МПЛАТРК (многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми). Но подводное водоизмещение французской субмарины составляет 5300 тонн, в то время как у проекта 885 данный показатель равен 13800 тонн, а подводное водоизмещение «американца» — 7800 тонн. Экипаж у французской субмарины тоже, соответственно, меньше — всего 60 человек. Это немногим больше, чем несет службу на советской дизель-электрической «Варшавянке».


Из открытых источников мы знаем, что «Барракуда» имеет четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 миллиметра. 20 единиц боезапаса могут быть составлены из торпед Black Shark и крылатых ракет морского базирования Scalp Naval (MdCN) и Exocet. Кроме этого, субмарина сможет нести до двенадцати спецназовцев со снаряжением в специальном модуле, прикрепляемом к субмарине. Конечно, далеко не этого ожидаешь от атомной субмарины XXI века.
Вообще, всем этим (небольшими размерами и относительно скоромными боевыми возможностями) сложно удивить тех, кто интересуется историей французского флота. Ведь, как известно, «Барракуда» идет на смену многоцелевой лодки «Рюби» — самой маленькой атомной подводной лодки в мире, из всех современных субмарин. Ее длина равна 73 метрам, а подводное водоизмещение составляет 2607 тонн. На фоне нее «Барракуда» — настоящий гигант. Хотя, конечно, многие обратили внимание на схожие особенности подлодок, в частности — наклоненную вперед рубку: нечто подобное можно было видеть на ранних российских субмаринах стратегического назначения «Борей».
Всего флот Франции должен получить шесть новых лодок вместо шести старых до конца 2020-х годов. Но это, опять же, произойдет, если планы руководства страны не поменяются. А причин на то хватает. Достаточно сказать, что шесть «Барракуд» обойдутся французам, согласно расчетам, в примерно восемь миллиардов долларов. Это очень большие деньги, даже для США, которые, напомним, ранее посчитали корабли типа «Замволт» слишком дорогими и отказались от массового строительства, ограничившись тремя эсминцами.

«Штиль, ветер молчит»

Современный флот — это вообще очень дорогое удовольствие. И если нет денег на его строительство, то лучше, пожалуй, и не начинать. И хотя Франция традиционно входит в десятку стран по объему экономики и в пятерку по военным расходам, очевидно, сравниться с ведущими военно-морскими державами ей уже будет не суждено никогда.
Нельзя сказать, что Франция внезапно стала «слабой» или «отсталой», просто другие геополитические игроки, такие как США, Китай или даже Индия ушли очень далеко. И догнать их с французским ВВП практически нереально. Примерно то же самое можно видеть в случае с британским ВМФ. Еще в феврале 2017 года СМИ сообщили, что из строя вышли все три построенные и введенные на тот момент в строй новейшие британские многоцелевые подлодки типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных субмарин — лодками типа «Трафальгар».
Еще более неоднозначная ситуацию получается с новейшими британскими авианосцами типа «Куин Элизабет». Напомним, что раньше военные Туманного Альбиона отказались от использования на них стартовых катапульт и, соответственно, истребителей F-35C, которые можно запускать с их помощью. А выбор пал на самолет укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B, который отлично смотрится на палубах американских универсальных кораблей, но, к сожалению для британцев, имеет весьма ограниченный боевой радиус, что критично для основного палубного самолета.

Единая армия, единый флот

Мы уже не стали рассматривать немецкий флот, который традиционно намного более слабый, чем военно-морские силы Франции и Великобритании. И не стали анализировать состояние ВМС менее сильных с экономической стороны государств Европы.
Однако даже при столь «поверхностной» оценке вывод напрашивается сам собой. Ни одна европейская страна в сложившихся обстоятельствах не может себе позволить содержать по-настоящему мощный флот. Чисто из экономических соображений. В этой связи вспоминается недавнее предложение председателя Христианско-демократического союза Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Политик, напомним, заявила, что страны ЕС могли бы поучаствовать в строительстве общеевропейского авианосца: нужно полагать, это предложение можно рассматривать в контексте идеи создания общеевропейской армии.
«Авианосец — инструмент геополитической проекции силы. Прежде чем пользоваться им, нужно сформулировать единую стратегию. Германию отделяют от этого несколько световых лет!»
— написал в Twitter немецкий дипломат, председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер.
Некоторые политики сделали акцент на финансовых затратах и огромных технических ресурсов, которые потребует реализация чего-то подобного. Однако с другой стороны совершенно ясно, что если отдельная взятая Франция или Британия возьмется за такой проект, то рисков будет намного больше.
Таким образом, общеевропейский флот видится продолжением политики Франции и Германии, направленной на более тесную военную интеграцию. И вслед за европейским истребителем шестого поколения и новым европейским танком могут появиться европейский авианосец и европейская атомная подлодка. Конечно, сначала нужно найти дополнительные точки соприкосновения и политическую волю. Но это лучше, нежели, опираясь на свои собственные ресурсы, создавать «недорослей», которые едва ли когда-то смогут проявить себя в бою.

Операция «Катапульта» и англо-французская война 1940-1942 годов.

Французский линкор «Дюнкерк»
«У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг — защищать эти интересы.»
Посмотрим с разных сторон на происходящее…
А именно на захват либо уничтожение французских кораблей и их колоний по всему миру англичанами, и начало англо-французской войны 1940-1942 годов…
Итак версия Черчилля:
Французский флот был дислоцирован следующим образом: два линкора, четыре легких крейсера, несколько подводных лодок, в том числе одна очень большая «Сюркуф»; восемь эсминцев и около двухсот мелких, но представлявших значительную ценность минных тральщиков и охотников за подводными лодками находились по большей части в Портсмуте и Плимуте. Они были в нашей власти. В Александрии находились: французский линкор, четыре французских крейсера (три из них – современные крейсера, вооруженные 8-дюймовыми орудиями) и ряд более мелких кораблей. Сильная английская эскадра стерегла эти корабли. На другом конце Средиземного моря, в Оране и в соседнем с ним военном порту Мерс-эль-Кебире, стояли два лучших корабля французского флота – «Дюнкерк» и «Страсбург», современные линейные крейсера, значительно превосходившие «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и построенные специально с целью превзойти эти последние. Переход этих кораблей в руки немцев и появление их на наших торговых путях были бы крайне неприятным событием. Вместе с ними стояли два французских линкора, несколько легких крейсеров, ряд эсминцев, подводных лодок и других кораблей. В Алжире было семь крейсеров, из которых четыре были вооружены 8-дюймовыми орудиями, а на Мартинике – авианосец и два легких крейсера.
В Касабланке находился «Жан Бар», только что прибывший из Сен-Назера, но не имевший своих орудий. Это был один из основных кораблей, учитывавшихся при подсчете военно-морских сил всего мира. Строительство его еще не было закончено и не могло быть закончено в Касабланке. Ему нельзя было дать уйти в какое-либо другое место. «Ришелье», строительство которого было гораздо ближе к завершению, пришел в Дакар. Он мог идти своим ходом, и его 15-дюймовые орудия могли вести огонь. Много других французских кораблей, имевших меньшее значение, находилось в различных портах. И наконец, ряд военных кораблей в Тулоне находился за пределами нашей досягаемости.
Англия , которая, как полагали иностранцы, трепещет на грани капитуляции перед могущественной выступившей против нее державой. Англия нанесла жестокий удар по своим лучшим вчерашним друзьям и обеспечила себе временное бесспорное господство на море. Стало ясно, что Целью операции «Катапульта» был одновременный захват всего доступного нам французского флота, установление контроля над ним, вывод из строя или его уничтожение.
Ранним утром 3 июля все французские корабли в Портсмуте и Плимуте были взяты под английский контроль. Выступление было неожиданным и в силу необходимости внезапным. Были использованы превосходящие по численности силы, и вся операция показала, как легко немцы могли бы завладеть любыми французскими военными кораблями в портах, находившихся под их контролем. В Англии передача кораблей, за исключением «Сюркуфа», прошла в дружественной обстановке, и команды охотно сходили на берег. На «Сюркуфе» были ранены два английских офицера, убит старшина и ранен один матрос. В драке был убит один француз, однако были приложены успешные старания успокоить и подбодрить французских моряков. Сотни моряков добровольно присоединились к нам. «Сюркуф» после доблестной службы погиб 19 февраля 1942 года со всем своим храбрым французским экипажем.
Смертельный удар должен был быть нанесен в западной части Средиземного моря. Здесь в Гибралтаре вице-адмирал Сомервелл с «соединением Эйч», состоявшим из линейного крейсера «Худ», линкоров «Вэлиант» и «Резолюшн», авианосца «Арк Ройал», двух крейсеров и одиннадцати эсминцев, получил приказ, посланный из адмиралтейства в 2 часа 25 минут утра 1 июля:
«Быть готовым к „Катапульте“ 3 июля».
Адмирал отплыл на рассвете и оказался вблизи Орана примерно в 9 часов 30 минут утра.
Переговоры продолжались весь день. В 6 часов 26 минут вечера было послано окончательное распоряжение:
«Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя, либо быть потопленными вами до наступления темноты».
Но операция уже началась. В 5 часов 54 минуты адмирал Сомервелл открыл огонь по этому мощному французскому флоту, который находился, кроме того, под защитой своих береговых батарей. В 6 часов вечера он сообщил, что ведет тяжелый бой. Обстрел продолжался около десяти минут, и за ним последовали ожесточенные налеты наших самолетов, действовавших с авианосца «Арк Ройал». Линкор «Бретань» был взорван. «Дюнкерк» сел на мель. Линкор «Прованс» выбросился на берег, «Страсбург» ускользнул и, хотя он подвергся атакам самолетов-торпедоносцев и был поврежден ими, все же достиг Тулона так же, как и крейсера из Алжира.
В Александрии после длительных переговоров с адмиралом Кэннингхэмом французский адмирал Годфруа согласился выгрузить горючее, снять важные части с орудийных механизмов и репатриировать часть своих экипажей. В Дакаре 8 июля авианосец «Гермес» атаковал линкор «Ришелье», который подвергся также атаке исключительно отважного моторного катера. В «Ришелье» попала воздушная торпеда, и он был серьезно поврежден. Французский авианосец и два легких крейсера во Французской Вест-Индии были разоружены после долгих переговоров и в соответствии с соглашением с Соединенными Штатами.
4 июля я подробно доложил палате общин о том, что мы сделали. Хотя линейный крейсер «Страсбург» ускользнул из Орана и у нас не было сообщений о том, что «Ришелье» действительно выведен из строя, в результате принятых нами мер немцы в своих планах уже не могли более рассчитывать на французский флот.
Устранение французского флота, как важного фактора, почти единым ударом, с помощью насильственных мер, произвело глубокое впечатление во всех странах. Это сделала Англия, которую многие сбросили со счетов, думая, что она беспомощна; Англия и ее военный кабинет ничего не страшится и ни перед чем не остановится. Так оно и было.
1 июля правительство Петэна переехало в Виши и стало действовать как правительство неоккупированной Франции. Получив известие из Орана, оно отдало приказ об ответных мерах – воздушном налете на Гибралтар, и с французских баз в Африке на Гибралтарский порт было сброшено несколько бомб. 5 июля оно официально порвало отношения с Великобританией. 11 июля президент Лебрен уступил место маршалу Петэну, который стал главой государства по решению огромного большинства в 569 голосов против 80, при 17 воздержавшихся и многих отсутствующих.»
Итак вы узнали о начале событий со слов Черчиля, а теперь посмотрим с другой стороны.
После вероломного нападения с 1940 по 1942 год Англия и неоккупированная немцами часть Франции находились в состоянии войны!
Знали ли вы о крупнейшем военно — морском сражении второй мировой войны? Думаю вряд ли. Об этих страницах истории стремятся помалкивать… Немного предистории.
После предательства Англией своих союзников и поспешного бегства из Дюнкерка… А ведь Черчилль стремился заставить Францию сражаться до последнего француза, хотя сам обещал лишь поддерживать деньгами… Правительство Франции видя ненадежность своего союзника отказалось идти на поводу у англичан.
10 июня правительство Рейно, покидая Париж, обратилось к президенту США Рузвельту с отчаянной просьбой о помощи. Соединенные Штаты могли предъявить Гитлеру ультиматум, требуя остановить наступление во Франции. Наконец, янки могли предложить свои посреднические услуги в деле заключения перемирия. Однако Рузвельт отказался…
22 июня 1940 г. в Компьене, в том же самом вагоне, где было подписано перемирие в 1918 г., французские представители подписали капитуляцию.
По условиям перемирия под контролем правительства Виши осталась южная часть Франции. Северная часть страны и всё атлантическое побережье были оккупированы германскими войсками. Весь французский флот остался в подчинении правительства Виши.
Итак, Германия не желала иметь побежденную Францию в качестве союзника, и потребовала от правительства Петена соблюдать строжайший нейтралитет…
Могли ли французские корабли и небольшие сухопутные части, разбросанные по колониям по всему свету — в Сирии, Алжире, Марокко, Сенегале, Экваториальной Африке и на Мадагаскаре — как-либо угрожать Англии? Разумеется, нет!
В июле 1940 года началось формирования правительства Виши в не оккупированной немцами Франции. И тут Великобритания нанесла удар по своему разгромленному союзнику! Нападение на него – акт международного разбоя по всем международным законам.
До 3 июля 1940 г. солдаты и офицеры французских колониальных войск относились к своим недавним союзникам как собратьям по оружию, друзьям и помощникам, пусть не слишком успешным в борьбе с сильным противником. Кстати, последствием этого вероломного нападения произошедшего 3 июля 1940 года было то, что десятки тысяч французов захотели вступить в ряды добровольцев, чтобы воевать против СССР и Британии в составе немецкой армии!!!
Черчилль принимает решение захватить или уничтожить французский флот и оккупировать все французские колонии. Разумеется, он думал не о войне с Гитлером, а о послевоенном разделе мира. План нападения на французов получил название «Катапульта»…
Как результат произошла самая крупная морская битва Второй мировой войны. Хотя это мягко говоря не совсем точно. Скорее вероломное нападение и расстрел беззащитных жертв! Случилось это забытое событие 3 июля 1940 г. в Средиземном море у Мерс-Эль-Кебира вблизи порта Оран в современном Алжире, в те времена это была Французская Северная Африка. В бою с обеих сторон участвовали семь линкоров, десятки эсминцев и подводных лодок. Кроме того, это было единственное сражение, где кроме линкоров одновременно участвовали палубная и береговая авиация, а также береговая артиллерия.
Любой сильный флот является бельмом на глазу у Британии.
Только она может являться владычицей морей!
«Вокруг земного шара Британская вода.
Стоят у Гибралтара Английские суда.
Неисчислимы рейсы. Широкий путь открыт.
У берега твой крейсер На Индию глядит.
Ты в Африке оставила Следы от якорей.
Британия, Британия, Владычица морей…»
Кстати, вспомним ее политику в прошлом. Нужно помочь слабому против сильного, иначе он может возвыситься и потеснить Британию на пьедестале, а в нужный момент предать и его. А как обстояли дела в истории? Ах да, не так давно во времена Наполеоновских войн англичане сожгли флот французов — роялистов в Тулоне, узнав что приближается Бонапарт…
Что? Дания хочет быть нейтральной в войне? У нее неплохой флот… Дважды сожгли вместе с Копенгагеном в 1801 и 1807. Так лучше…
Во время интервенции в РСФСР 1918 года, что англичане не утопили, то себе забрали. Ни белым, ни красным, не нужен вам Черноморский флот! Зря что ли мы его заставили уничтожить гораздо раньше в Крымской войне и лишили возможности иметь на 15 лет.
Хроника событий:
3 июля к французской военно-морской базе Мерс-эль-Кебир подошла английская эскадра адмирала Соммервиля в составе линкоров: «Вэлиант»
Британский линкор: «Вэлиант»
«Резолюшн»,
«Худ»
авианосца «Арк Роял»,
легких крейсеров «Аретьюза», «Энтерпрайз» и одиннадцати эсминцев.
Здесь в Мерс-эль-Кебире были дислоцированны французские корабли адмирала Жансуля, состоявшие из линкоров: «Дюнкерк»
, «Страсбург»,
«Прованс»
и «Бретань»,
шести лидеров, гидроавианосца «Коммандан Тест»
и дюжины вспомогательных судов.
Морская авиация была представлена шестью самолетами «Луар-130» и тремя летающими лодками «Бизерта», а также четырьмя «Луар-130» на борту линкоров «Дюнкерк» и «Страсбур».
Противовоздушная оборона Орана и Мерс-эль-Кебира состояла из 42 истребителей «Моран-406» и «Хок-75» на аэродромах Ла-Сенья и Сен-Дени-Дю-Сиг.
Кроме того, у французов имелось около полусотни бомбардировщиков DB-7 и LeO-451, однако после того, как несколько машин было угнано своими экипажами в Гибралтар, местный авиационный начальник полковник Ружевэн приказал привести остальные бомбардировщики в небоеспособное состояние.
Были французские береговые батареи, оснащенные устаревшими орудиями: батарея Канастель — три 240-мм орудия; форт Сантон — три 194-мм орудия; батарея Гамбетта — четыре 120-мм орудия и батарея Эспаньоль — два 75-мм орудия.
Если бы Англия, объявила бы войну Франции хотя бы 1 июля 1940 г., то эскадру Соммервиля ждал бы неминуемый разгром. Но это была не война, а внезапное вероломное нападение. Французские моряки считали, что война для них закончена, а корабли, согласно условиям перемирия, начали разоружаться. Все линкоры были причалены кормой к волнолому, а носом – к берегу, что являлось обычным способом швартовки в мирное время. Таким образом, «Бретань» и «Прованс» могли вести огонь лишь половиной своей артиллерии главного калибра. «Дюнкерк» и «Страсбург» вообще не могли стрелять. Котлы кораблей были холодными. Воздушная разведка подступов к базе не велась. Да и вообще, летчики французских ВВС принципиально не желали воевать.
Адмирал Соммервиль предъявил французскому адмиралу Жансолю ультиматум передать все корабли под британский контроль или затопить их.
Сдача кораблей Англии серьезно подорвала бы позиции Франции на будущих мирных переговорах. Не надо смотреть на события 1940 г. сквозь призму победы 1945 г. Летом 1940 г. Гитлер, Петен, Муссолини и многие другие были уверены, что заключение мира (по крайней мере, в Западной Европе) — дело нескольких недель. Еще более важным было то, что немцы могли счесть передачу кораблей Англии нарушением условий капитуляции и оккупировать Южную Францию.
Во время переговоров британские самолеты-корректировщики низко кружили над французскими кораблями, передавая информацию на британские линкоры, а тем временем офицеры линкора «Страсбург» готовились к торжественной встрече английских коллег и проведению большого банкета.
Внезапно в 16 ч. 56 мин. англичане открыли огонь. Французы не могли прицельно отвечать. В результате на британских линкорах потери составили два человека ранеными, да и то это было следствием попаданий снарядов береговых пушек. Линкор «Прованс» получил несколько попаданий 381-мм снарядов, возник сильный пожар, и корабль лег на грунт на глубине около 10 метров. Тяжелые повреждение получил и «Дюнкерк», который тоже должен был вынужден сесть на мель. «Бретань» тоже получил попадания до того, как отвалил от причала. Линкор начал погружаться кормой.
Горящий линкор «Бретань»
Над ним поднялся густой столб дыма. В 17 ч. 07 мин. он уже был охвачен огнем с носа до кормы, а спустя 2 минуты внезапно опрокинулся и затонул, унося с собой жизни 977 моряков.
Гибель линкора «Бретань»
Несколько истребителей типа «Моран» MS.406 и «Кертисс Хок» 75 наконец-то поднялись в воздух, но по неясным причинам не вели огня по британским торпедоносцам.
(Фото французского эсминца «Могадор». Прорываясь из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.)
Линейный крейсер «Страсбург» с пятью эсминцами прорвался в открытое море и направился к главной базе ВМС на южном берегу Франции – Тулону. У мыса Канастель к ним присоединилось еще шесть эсминцев, вышедших из Орана.
Линейный крейсер «Страсбург»
В 17 ч. 10 мин. «Страсбург» и сопровождавшие его эсминцы буквально натолкнулись на английский авианосец «Арк Роял», шедший встречным курсом. Однако командир «Страсбурга» капитан 1 ранга Луи Коллине упустил редкий шанс несколькими залпами 330-мм орудий потопить беззащитный авианосец. Он приказал не открывать огня, а идти своим курсом. Командир же «Арк Рояла» не оценил галантности (или глупости) француза и поднял в воздух шесть «Суордфишей» из 818-й эскадрильи. В 17 ч. 45 мин. «Суордфиши» начали бомбить «Страсбург». Но ни одна из 227-кг бомб не попала в корабль, зато зенитным огнем было сбито два английский самолета.
Горящий линкор «Прованс»
В 19 час. 43 мин. еще шесть «Суордфишей» атаковали «Страсбург». На сей раз англичане применили торпеды. Из-за плотного зенитного огня «Суордфишам» пришлось сбросить торпеды более чем за километр от линейного крейсера, что позволило ему своевременно уклониться. Ближайшая торпеда прошла на дистанции 25 метров за кормой «Страсбурга».
Линейный крейсер «Страсбург» идет на прорыв:
4 июля в 20 ч. 10 мин. «Страсбург» в сопровождении эсминцев благополучно пошел в Тулон. Вскоре в Тулон пришли и шесть французских крейсеров из Алжира.
Во время этого перехода сторожевой корабль «Риго де Женуйи» 4 июля в 14 ч. 15 мин. был торпедирован английской подводной лодкой «Пандора» и затонул.
Французов постоянно подводили то чрезмерная галантность, то чрезмерное хвастовство. После атаки Мерс-Эль-Кебира прессе было заявлено, что «повреждения «Дюнкерка» незначительные и будут вскоре устранены». Англичане расстроились и решили добить «Дюнкерк».
6 июля 1940 г. торпедоносцы «Суодфиш» с авианосца «Арк Роял» трижды атаковали «Дюнкерк» и другие корабли. После налета французам пришлось рыть еще 150 могил.
Нападения же англичан на французские корабли продолжались.
7 июля английская эскадра в составе авианосца «Гермес», крейсеров «Дорсетшир» и «Австралия» и шлюпа «Милфорд» подошла к французскому порту Дакар. В ночь с 7 на 8 июля в порт проник выкрашенный в черный цвет диверсионный катер. Катер сбросил 6 глубинных бомб под кормой французского линкора «Ришелье», чтобы вывести из строя его рули и винты. Однако из-за малой глубины взрыватели не сработали. Через 3 часа линкор атаковали шесть «Соурдфишей» с авианосца «Гермес». Удача улыбнулась лишь одному «Соурдфишу» — его торпеда с магнитным взрывателем прошла под днищем линкора и взорвалась у гребных винтов правого борта. В корпусе возникла пробоина площадью около 40 кв. м, корабль принял 1500 т воды. В целом повреждения были незначительными, но из-за отсутствия должной ремонтной базы в Дакаре на приведение «Ришелье» в состояние готовности к выходу в море потребовался целый год.
Англичане не унимались и в сентябре 1940 г. вновь атаковали Дакар.
Английское соединение «М» вице-адмирала Каннингхэла состояло из линкоров «Бархем» и «Резолюшн», авианосца «Арк Роял», крейсеров «Девоншир», «Фиджи» и «Кумберленд», 10 эсминцев и нескольких малых кораблей.
Нападение на Дакар вылилось в грандиозное трехдневное сражение с участием линкоров, подводных лодок, базовой авианосной авиации, а также береговых орудий калибра 240 мм, 155 мм и 138 мм. Англичане потопили французские лодки «Персей» и «Аякс». Город был охвачен множеством пожаров. Потери гражданского населения 84 человека убитых и 197 раненых.
Однако главная цель англичан — линкор «Ришелье» — остался цел. Оба британских линкора и крейсер «Кумберленд» получили тяжелые повреждения.
Неудача в Дакаре не остановила англичан.
В 1941 году Великобритания под формальным предлогом оккупировала Сирию и Ливан, которыми Франция владела по мандату Лиги Наций.Затем во Французское Сомали. В 1942 году Великобритания под предлогом возможного использования немцами Мадагаскара в качестве базы для подводных лодок осуществила вооруженное вторжение на остров. В этом вторжении тоже принимают участие войска де Голля. На тот момент коллаборациониста, приговоренного к смертной казни французским правительством… Французы воюют вместе с англичанами против французов… Идеально! Не так ли? Сбылась заветная мечта англичан: таскать каштаны из огня чужими руками… Бои продолжались полгода и закончились капитуляцией сил Французского государства в ноябре 1942 года…
В ходе боевых действий было потоплено 15 французских подводных лодок, т. е. больше, чем советский ВМФ потопил германских подводных лодок за всю Великую Отечественную войну.
Осенью 1942 г. американцы напали на французские колонии Марокко и Алжир. 8 ноября новейший американский линкор «Массачусетс»,
Американский линкор «Массачусетс»
тяжелые крейсера «Тускалуза» и «Уичита» совместно с самолетами с авианосца «Рейнджер» атаковали стоявший в гавани Касабланки недостроенный французский линкор «Жан Бар»
. На французском линкоре могла действовать лишь одна 380-мм башня, и она стреляла до тех пор, пока прямым попаданием 406-мм снаряда не вывело из строя ее подъемные механизмы…
27 ноября 1942 года под угрозой захвата нацистами остатков своего флота, французы затопили его в гавани Тулона.
Всего французы утопили более 70 кораблей, включая три линкора, 7 крейсеров, 30 эсминцев и миноносцев, 15 подводных лодок.
Остатки линкора «Дюнкерк» в Тулоне
Десятки, если не сотни тысяч мирных французских граждан погибли в ходе бомбардировок союзной авиацией французских городов в 1940-1944 гг. Точные цифры до сих пор не подсчитаны. Но можно с уверенностью сказать, что во Второй мировой войне число французов, погибших от рук немцев, соизмеримо с жертвами англо-американцев!
P.S. Как же меня забавляют комментарии в сообществах от малообразованных антисоветчиков, либерастов и школьников. Регулярно пытающихся сказать какую — либо гадость или сослаться на величайшего знатока Википедию.)

Корабли Французской армады

Древние корабли Франции

Флот во Франции очень известен и всегда поддерживался правительством, таким образом французы соперничали даже с англичанами. Сама история военно-морских сил берет старт из 11 века, когда Франция доставляла крестоносцев в зону боевых действий, но время шло, кораблестроение менялось и Англия начала обгонять своих соседей по развитию водного транспорта. Франция не могла смириться с таким положением дел и в 1636 году она спускает свой первый линейный корабль, который носил название «Корона». Судно имело 3 мачты, на которых развевались паруса. Вся обшивка была из бука, а также шпунтовый пояс. Все планки обшивки были прикручены двумя болтами, по одному с начала и конца, также они скреплялись со шпангоутами, а у основания были положены шайбы из металла. Бранхоуты были в виде брусьев и также крепились на обшивку и к шпангоутам, всё это также скреплялась железными болтами. Все порты для пушек находились на расстоянии 3,5 метров друг от друга, а также закрывались сверху, что роднило корабль с Англией и Голландией. По своей ширине они были метрового размера, а также были равно удалены друг от друга.

Палуб на «Короне» было несколько, каждой из них приписывали собственное назначение, так, например, на самом нижнем уровне было что-то наподобие склада. В кормовой части были сложены сухари, вода к ним никогда не попадала из-за буковой обшивки и проконопаченным щелям, также на этом уровне располагался порох, который защищался парусиной, чтобы быть огнеопасным и не пропитываться влагой. Ниже подобного склада можно было попасть в трюм, а если подняться, то на второй палубе, также будут некоторые складские помещения. Здесь хранились ручные ружья, кладовая пушкарей, румпель, а также орудия.

На третей палубе уже были жилые каюты, так там сидел капитан корабля, а помимо этого была кают-компания, по бортам были помещения сержантов, также на этом этаже работал рулевой, ещё здесь были компасы и песочные часы. На палубу выше также жили люди, а именно штурманы и судовой мастер. Помимо этого, здесь была ещё одна каюта капитана, в ней жил лидер команды корабля в тот момент, когда его помещение на третьей палубе занимал адмирал.

«Корона» считалось королевским судном, что автоматически определяло его величественный внешний вид, на данный момент историки изучают этот корабль лишь по картинам современников. Жилые каюты были украшены орнаментами, а на самой верхней палубе располагались 3 кормовых фонаря. Также на корабле был транец с изображением покровителя корабля. Помимо этого, сам корабль полностью красился и украшался драгоценностями.

На судне можно было увидеть привычные для всех представителей французского флота – львиные ямы. Так называемое жилое помещение для боцманов между фок-мачтой и битенгом.

Под всеми описанными выше помещениями находились три камбуза. У каждого подобного места была своя роль. Первый предназначался для капитана, второй – командиру пехоты, а последний отводился для всех остальных членов экипажа, матросов и солдат. Помимо этого, рядом с подобными кухнями держали всякую живность, чтобы принимать свежую пищу, а также две хлебные печи.

Французский пинк «Филез» – 15 век

Данный корабль, точнее тип судов, обладал кормой небольшой ширины. Первые данные о нем найдены в XV столетии, а последние датируются XVIII веком. Пинк, создаваемый на севере Европы оборудовался 2 мачтами, а ближе к Средиземному морю использовали трехмачтовые варианты. В обоих случаях применялись скошенные паруса, к бушпиту крепился кливер, а выше бизани находился крюйсель. Все это позволяло достигнуть высокой маневренности и неплохого показателя скорости. Орудий насчитывалось до 30, однако корабль не использовался непосредственно в боевых действиях. Часто применялся в качестве торгового судна, промыслового или для доставки продовольствия более крупным представителям.

Пинк, который находится на картинке, был создан в Марселе в 1778 году.

Французский торговый корабль

Данные корабли, в основном именовались нефами, однако некоторые использовали такие термины как – хулки и килсы, а в редких случаях бузы. Они обладали ключевыми особенностями – закругленным носом и приподнятыми на достаточную высоту штевнями. Корабли оборудовались единственной мачтой. Благодаря началу применения навесного руля, появилась возможность задействовать ветра бокового направления при перемещении. Кроме того, была повышена осадка, что позволило вмещать больший объем грузов. Начали обустраивать бушприт, к вантам подводились выбленки, якорь внешне напоминал адмиралтейский.

Судно могло перевозить сразу 200 тонн грузов. Галс-клампы ограждались древесиной. Их основное предназначение заключалось в проводке толстых канатов, что отличало от шкота, где отсутствовали тали. Штаги и другие такелажные элементы сдвигались в заднюю часть судна.

Конструкция нефа предусматривала наличие пристроек в передней и задней частях, предположительно для посадки воинов, так как применялись крестоносцами. Для улучшения внешнего вида, ни оборудовались боевыми щитами, с нанесенным гербом.

Французское военное судно «Ля Короне» – 1636 год

На данной открытки нарисовано парусное судно 1636 года. Оно по праву считалось самым лучшим, среди всех созданных во Франции, со всех точек зрения. Для производства корпуса использовался дуб, но тут была важная особенность – для определенных деталей подбирался отдельный ствол, максимально подходящий по размеру. Благодаря такому подходу, удавалось значительно повысить прочностные характеристики, так как волокна оставались нетронутыми. На создание корпуса 1 корабля уходило порядка 2000 дубовых стволов. В длину судно достигает 70 метров, а по уровню воды 50.7, при ширине в 9.3. Борт нависал над поверхностью на 10.5 метров. Водоизмещение доходило до 2100 тонн. Присутствовали 3 палубы, на которых устанавливались 72 орудия, крупного и мелкого калибра. Грот-мачта в высоту 57.6 метра. Паруса занимают площадь более 1000 кв.м. На борту могут одновременно разместиться 638 человек.

Французский пинасс (пинаса) – 17 век

XVII век для Европы ознаменовался появлением пинасса, который по основным характеристикам был схож с флейтом, однако отличием выступали шпангоуты и корма. Первые стали обладать увеличенным изгибом, направленным внутрь, а вторая начала выполняться в более плоском варианте. В носовой части судна имелась поперечная переборка, протянувшаяся вверх, вплотную к полубаку. Данная конструкционная особенность сохранялся примерно до 1700 годов. Протяженность корабля приближалась к 44 метрам. Устанавливались 3 мачты, усиленный бушприт, на котором находились блинд и бом-блинд. Прямоугольные тип парусов крепился к фок-мачте и грот-мачте. На верхней части бизань-мачты удерживался крюйсель, под ним бизань. По водоизмещению корабль мог быть различным, начиная от 150 и заканчивая 800 тоннами. Использовались преимущественно торговцами для транспортировки грузов.

Французская галера «Ля Реаль» – 17 век

В самом названии указана принадлежность корабля к королевскому флоту. Начиная с 1526 году аналогичные корабли начали выступать в роли флагманских для французского флота. Если на борт поднималась королевская особа, то на галере поднимался штандарт, соседствующий с адмиралтейским флагом. Считается, что только в XVII веке судно получило свой законченный внешний вид и конструкцию. Украшением корабля, который нарисован на открытке, занимался известный скульптор из Франции – Пюже. Парижский музей хранит у себя некоторые элементы внешнего оформления, а также масштабная модель. Это внушительное судно достигало 52 метров и длину, при ширине в 6.4. Всего присутствовали 62 банки, а на месте еще 2 находился камбуз. Для движения использовались крупные 15 метровые весла, управляемые сразу 7 гребцами, общее количество которых составляло 427 человек. В передней части корабля находились 5 пушек – 18, 24 и 36 фунтов. По бокам также имелись орудия – по 6 штук с каждой стороны. Во время движения по «свободной воде» задействовали паруса, а при ведении боевых действий брались за дело гребцы.

Французская галера «Ля Ферм» – 1691 год

По сравнению с галерами Ля Реаль, которые обладали крупными габаритами, данный тип французских судов был совсем небольшим. В длину Ля Ферм достигали 46.7 метра, а в ширину 5.8. Осадка находилась на уровне 1.6 метра. Оборудовался 3 мачтами, на каждой из которых располагался латинский, скошенный парус. Все вместе, парусные полотна могли занимать 850-1150 кв.м. Ширина корабля составляла до 6 метров. Такое соотношение длина-ширина отлично сказывалось на маневренности, независимо от способа передвижения – парусный или гребной. Последние располагались на 18 банках, оборудованных по каждому борту. Общее количество гребцов доходило до 180 человек. Судно, показанное на изображении, относится к 1691 году. В плане внешнего оформления Ля Ферм сильно проигрывает Ля Реаль.

Французский линейный корабль «Солей Руайяль» – 18 век

После введения в действие «Табеля о корабельном ранжировании», которые делил все суда на 6 классов, в зависимости от водоизмещения, размера, количеству орудий и членов команды. Ярким примером того, каким должно быть судно класса 1 является Солей Руайяль, появившийся на свет в 1690 году. На его борту располагались 120 орудий. Он стал основой флота многих стран того времени начиная с XVIII века. Корабль достигал 55 метров в длину и 15.5 в ширину. Трюм углублялся на 6.7 метра. Одновременно на корабле находилась команда из 875 человек. На протяжении долгого времени именно это «судно для линейного боя» удерживало звание лучшего среди своего класса.

Французский фрегат «Флора» 18-19 век

В 1700-1800 годах класс фрегат включал в себя суда, обладающие одной палубой и тремя мачтами, используемый в боевых действиях. Основные отличия от линейных судов заключались в уменьшенном размере и наличии орудия для дальних атак. Поэтому фрегаты отлично подходили для разведывательных и крейсерских целей. Они могли нападать на одиночных противников самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны флота, и целью их, в основном, выступали торговые корабли. Согласно имеющимся данным, наиболее крупный представитель «нес» на себе 60 орудий и выполнял некоторые функции «линейного».

Флора появилась в 1780 году на территории Франции. В длину она имела 47 метров, при ширине в 11.6. Осадка находилась на уровне 5 метров. На борту устанавливались 30 пушек на 9 фунтов. Корабль обслуживала команда из 300 членов.