Фантом самолет Вьетнам

Содержание

Самолет истребитель МиГ-21 — характеристики, фото

Тип Многоцелевой истребитель
Максимальная скорость 2125 км/ч
Практический потолок 19 км

МиГ-21 (объект Е-5, самолёт И-500, НАТО: Fishbed)

Советский многоцелевой истребитель, созданный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Производился серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Использовался во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было произведено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 выпускалась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 производилась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная модификация F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было произведено около 2500 J-7/F-7

Разработка

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем третьего поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счёт применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч.

На первой модификации (МиГ-21Ф), как и на МиГ-19, основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

МиГ-21 был лёгким, маневренным самолётом, что очень помогло ему в схватке с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были ещё далеки от совершенства, советскому истребителю было довольно легко совершить манёвр уклонения и обмануть ракету.

Исход таких сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не канули в лету.

В СССР, в свою очередь, сделали вывод, что две ракеты — это очень мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Кроме того, уже выпущенные самолёты дорабатывались (а на новых самолётах это делалось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.

Дальнейшим развитием самолёта МиГ-21 стали модификации с установкой сначала Р-13-300 с тягой 63 кН, потом двигателя Р-13Ф-300 с тягой 65 кН и в дальнейшем двигателя Р-25-300 с тягой 71 кН, что в конечном счёте на тонну увеличило снаряженный вес самолёта. Модификация с двигателем Р-25-300, поступившая на вооружение в 1972 году, имела обозначение МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16A (принятым на вооружение в 1979 году), довольно сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике.

В 1977 году с появлением МиГ-29 самолёт окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оборудовано мощной БРЛС»Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.

Модификации

Первое поколение

-МиГ-21Ф (тип 72) (1959) — фронтовой истребитель. Вооружение: две встроенные 30-мм пушки НР-30 и два подкрыльевых пилона для подвески блоков неуправляемых ракет С-5 (по 16 ракет в каждом блоке), ракет С-24, бомб или зажигательных баков. Двигатель Р-11Ф-300, тяга без форсажа — 3880 кгс, на форсаже — 5740 кгс. Радиолокатором не оснащался. Производился в 1959—1960 годах на горьковском авиазаводе. Всего собрано 83 экземпляра.

-МиГ-21Ф-13 (тип 74) (1960) — фронтовой истребитель. Появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Демонтирована одна из пушек, что позволило увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести дополнительный подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа — 3950 кгс, на форсаже — 6120 кгс. Радиолокатором не оснащался. Производился с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах.
На облегчённой модели этой модификации под названием Е-66 в 1960 году установлен рекорд скорости на замкнутом 100 км маршруте; достигнута средняя скорость 2149 км/ч, а на отдельных участках 2499 км/ч. А 28 апреля 1961 г. был установлен новый абсолютный рекорд высоты 34714 м.

Второе поколение

-МиГ-21П (1960) — опытный всепогодный истребитель-перехватчик; оборудован радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». Двигатель Р-11Ф-300 (как на МиГ-21Ф), прицел АСП-5НДН. На этой модификации была демонтирована и вторая пушка. Вооружение состояло только из двух управляемых ракет К-13 (Р-3С). В то время существовало мнение что ракеты могут полностью заменить пушки (американский Фантом тоже получил пушку лишь в 1967). Вьетнамская война убедительно доказала, что это мнение было заблуждением. Вместо ракет К-13 на пилоны можно было подвешивать бомбы и неуправляемые ракеты. К июню 1960 г. была собрана небольшая установочная серия перехватчиков МиГ-21П. Однако на этом его производство закончилось, а в массовое изготовление пошла следующая модификация — ПФ.

-МиГ-21ПФ (тип 76) (1961) — всепогодный перехватчик; оборудован аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». От предыдущей модификации отличался более мощным двигателем Р-11Ф2-300 (как на МиГ-21Ф-13), новейшим радиолокатором ЦД-30ТП (РП-21), и прицелом ГЖ-1. Серийно производился с 1961 года на горьковском и московском авиазаводах.

-МиГ-21ПФС (изделие 94)(МиГ-21ПФ(СПС)) (1963) — подвариант МиГа-21ПФ. Литера «С» означает «сдув пограничного слоя» (СПС). Военные хотели получить МиГ-21 с возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах и для этого была создана система сдува пограничного слоя с закрылков. Под эту систему были доработаны двигатели, получившие название Р-11-Ф2С-300, с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух, что резко повысило взлетно-посадочные характеристики самолёта. Применение СПС позволило сократить длину пробега в среднем до 480 м, а посадочную скорость до 240 км/ч. На самолёте могли дополнительно устанавливаться два стартовых ускорителя СПРД-99 для сокращения длины разбега. Все эти нововведения оборудовались и на всех последующих модификациях. Самолёты «ПФ» и «ПФС» производились в 1961—1965 годах.

-МиГ-21ФЛ (тип 77) (1964) — экспортная модификация МИГа-21ПФ созданная специально для Индии. Упрощено радиоэлектронное оборудование; вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Вместо двигателя Р-11Ф2-300 поставлен Р-11Ф-300, как на ранней версии МиГ-21П. Производился в 1964—1968 годах на горьковском и московском авиазаводах. Поставлялся в Индию с 1964 года, в разобранном виде. Некоторое количество МиГ-21ФЛ поступило и в советские ВВС. Также производился в Индии по лицензии.

-МиГ-21ПФМ (изделие 94) (1964). Недостатком модификаций ПФ/ПФС было отсутствие пушечного вооружения (хотя в то время оно ошибочно и считалось устаревшим). Поэтому в данной модификации была предусмотрена возможность подвески пушечного контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне. Под монтаж контейнеров ГП-9 были доработаны и индийские МиГ-21ФЛ. Также выяснилось, что в некоторых ситуациях ракеты с радиолокационным наведением предпочтительнее, чем с тепловым, например, в условиях облачности или тумана. Поэтому наряду с ракетами Р-3С (К-13), самолёт ПФМ получил возможность нести ракеты РС-2УС (К-5МС) с радиолокационной системой наведения; для этого несколько доработали бортовую РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М. Позже до РП-21М были доработаны радиолокационные прицелы на МиГ-21ПФС. Среди других усовершенствований: установлены запросчик-ответчик СРЗО-2М «Хром-Никель» (изд.023М), зеркало для обзора задней полусферы (перископ), новое катапультное кресло КМ-1М, инфракрасный визир «Самоцвет», новый прицел АСП-ПФ сопряженный с РЛС и ИК-визиром, и т. д. Серийный выпуск МиГ-21ПФМ для ВВС Советского Союза велся на заводе № 21 в Горьком с 1964 по 1965. На московском заводе «Знамя Труда» данная модификация собиралась на экспорт с 1966 по 1968.

-МиГ-21Р (1965)
Разведывательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе оборудовались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием. Контейнеры были в следующих вариантах:

-«Д» — для дневной фоторазведки — фотоаппараты для перспективной съёмки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съёмки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
-«Н» — для ночной фоторазведки — фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
-«Р» — для радиотехнической разведки — аппаратура «Ромб-4А» и «Ромб-4Б», фотоаппарат АФА-39 для контроля;
-станция постановки активных помех СПС-142 «Сирень»;
-аппаратура для забора проб воздуха;
-аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.

Проводились лётные испытания контейнеров:

-с телевизионным комплексом ТАРК или ТАРК-2 и линией передачи информации на наземный пункт (этот вариант в частности использовался в Афганистане);
-с аппаратурой круглосуточной разведки «Шпиль» с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
-с аппаратурой инфракрасной разведки «Простор»;
-с аэрофотоаппаратами для съёмки с особо малых высот.
Самолёты также оснащались аппаратурой радиоэлектронной борьбы на законцовках крыла.

Кроме разведывательного оборудования, на МиГ-21Р предусматривалось размещение такого же вооружения, как и на истребителе ПФМ, за исключением пушечной гондолы ГП-9 и подвесного топливного бака на подфюзеляжном пилоне.

Все предыдущие модификации имели только 2 подкрыльевых пилона. МиГ-21Р и все последующие модификации имели уже 4. Видимо, с самого начала это было вызвано необходимостью увеличить дальность полёта у разведчика: ведь на подфюзеляжный пилон уже нельзя было подвесить дополнительный топливный бак — на его месте расположена разведывательная аппаратура; если же занять подвесными топливными баками подкрыльевые пилоны, то некуда будет подвесить ракеты, и самолёт станет совершенно безоружным.

В борьбе за повышение дальности полёта запас топлива во внутренних баках был увеличен и достиг 2800 литров, но этого было всё равно недостаточно. Зато с появлением двух дополнительных подкрыльевых пилонов проблема была решена. Теперь самолёт нёс разведывательную аппаратуру под фюзеляжем, два подвесных топливных бака по 490 литров на подкрыльевых пилонах, и ещё два подкрыльевых пилона могли нести всю номенклатуру вооружения, как и предыдущая модификация «ПФМ».

МиГ-21Р производился на Горьковском авиазаводе №21 с 1965 по 1971 год.

Третье поколение

-МиГ-21С (изделие 95) (1965) — новым этапным шагом развития МиГ-21 послужило появление новейшей бортовой Радиолокационной станции РП-22, получившей название «Сапфир-21» или сокращённо С-21 (отсюда и литера «С» в названии модификации). Станция имела более высокие характеристики, чем РП-21: при тех же углах сканирования дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» достигла 30 км, а дальность сопровождения была увеличена с 10 до 15 км. Но главное — она позволяла использовать новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это изменило тактику использования самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за целью.
Обычным вооружением МиГа-21С стали 4 управляемые ракеты: 2 с инфракрасной головкой самонаведения Р-3С, и 2 с радиолокационной ГСН Р-3Р. Под фюзеляжем на центральном пилоне была размещена гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23.
Новый автопилот АП-155 разрешал не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
В состав бортового оборудования ввели усовершенствованную аппаратуру наведения на цель «Лазурь-М» и новую станцию предупреждения об облучении СПО-10.
МиГ-21С производился серийно в Горьком в 1965-68 гг только для советских ВВС.
Характеристики МиГ-21С:
-Тип двигателя: Р-11Ф2С-300
-Тяга:
-без форсажа 3900 кгс
-на форсаже 6175 кгс
-Максимальная скорость:
-на высоте 2230 км/ч
-у земли 1300 км/ч
-Практический потолок 18000 метров
-Макс. эксплуатационная перегрузка 8
-Дальность полёта МиГ-21С на высоте 10 км:
-без подвесных топливных баков — 1240 км
-с одним подфюзеляжным ПТБ на 490 л — 1490 км
-с тремя ПТБ на 490 л — 2100 км.

-МиГ-21СН (1965) — подвариант МиГа-21С, приспособленный для того, чтобы нести на центральном (подфюзеляжном) пилоне атомную бомбу РН-25 (позднее — и других типов). Литера «Н» — от слова «носитель». Производился серийно с 1965 года.

-МиГ-21СМ (тип 15) (1968) — МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был оборудован более мощный двигатель Р-13-300, обладавший к тому же увеличенным запасом газодинамической устойчивости и широким диапазоном режимов форсажа с плавным изменением тяги. Тяга без форсажа — 4070 кгс, на форсаже — 6490 кгс. По сравнению с самолётами предыдущих модификаций имеет лучшие разгонные характеристики и скороподъёмность. Максимальная эксплуатационная перегрузка была увеличена до 8,5 g.
Предыдущие модификации могли нести двухствольную пушку ГШ-23 в подвесном контейнере ГП-9, который крепился на центральном пилоне. Однако таким образом контейнер занимал центральный пилон, на котором мог бы быть расположен подвесной топливный бак, бомба, или контейнер с разведывательной аппаратурой. Кроме того Вьетнамская война ясно дала понять, что пушка нужна истребителю не иногда в особых случаях, а всегда — при каждом боевом вылете. Учитывая всё это, МиГ-21СМ получил встроенную в фюзеляж пушку ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов. С внедрением встроенной пушки оптический прицел АСП-ПФ был заменен прицелом АСП-ПФД.
Из-за встроенной пушки пришлось немного уменьшить запас топлива — до 2650 литров. Чтобы компенсировать это, был создан новый подвесной бак объёмом 800 литров, причём расстояние от него до земли осталось прежнее. Этот бак можно было подвешивать только на центральном пилоне, подкрыльевые могли нести только 490-литровые баки.
На четырёх подкрыльевых пилонах в различных сочетаниях могли подвешиваться ракеты Р-3С, Р-3Р, блоки УБ-16-57 или УБ-32-57 (первые несут 16, вторые — 32 неуправляемые ракеты С-5), неуправляемые ракеты С-24, бомбы и зажигательные баки калибром до 500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки — 1300 кг. Самолёт также мог оборудоваться аэрофотоаппаратом АФА-39. Кроме того, в 1968 на вооружение МиГ-21 поступила управляемая ракета «воздух-земля» Х-66.
Истребители МиГ-21СМ производились в 1968—1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком.

-МиГ-21М (тип 96) (1968) — МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но у него был менее совершенный чем РП-22С радиоприцел — РП-21М, и соответственно вместо ракет Р-3Р на самолёт устанавливались более старые РС-2УС. Но всё же в одном аспекте МиГ-21М превосходил модификацию «С»: на нём была оборудована встроенная в фюзеляж пушка ГШ-23Л, так же как и на строящемся для советских ВВС более новом МиГ-21СМ. Самолёт производился на московском заводе «Знамя Труда» с 1968 по 1971 годы. В 1971 г. лицензия на его производство была продана Индии.

-МиГ-21МФ (1969) — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт. Самолёт имел такой же двигатель Р-13-300, ту же радиолокационную станцию РП-22 «Сапфир-21» и такой же комплекс вооружения, как «СМ». Фактически «МФ» почти не отличался от «СМ». Впервые экспортная модификация МиГ-21 ни в чём не уступала своему прототипу предназначенному для СССР (правда появилась на год позже). Некоторые самолёты модификации «МФ» поступили и в советские вооружённые силы. МиГ-21МФ производился серийно на московском заводе «Знамя Труда» в 1969—1974 годах. Кроме того, уже после этого, в 1975—1976 годах, 231 истребитель этой модификации собрал горьковский авиазавод. МиГ-21МФ продавался во многие страны. В ходе Ирано-иракской войны он сбил иранский F-14 (США поставляли этот новейший самолёт Ирану в последние годы правления Шаха). МиГ-21МФ производился в Индии и в Китае.

Модификация МиГ-21бис (1972)

МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», производимых в СССР.

Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу без форсажа 4100 кгс, на форсаже — 6850 кгс, а на чрезвычайном форсаже — 7100 кгс (по некоторым источникам — даже 9900 кгс). Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Скороподъёмность машины была увеличена почти в 1,6 раза. Поскольку выяснилось, что слишком большой запас топлива на МиГ-21СМТ (3250 литров) ухудшает лётные характеристики, на МиГ-21бис объём внутренних баков уменьшили до 2880 л. Таким образом, после долгих поисков было достигнуто оптимальное сочетание аэродинамики самолёта и объёма его топливной системы.Этот самолёт также оснащался: более совершенной РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанным оптическим прицелом, позволившим снять ограничения при стрельбе из пушки при больших перегрузках, и новой системой автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившей время технического обслуживания. Ресурс МиГ-21бис достиг 2100 часов.

На самолёте сохранились помехозащищённая линия связи «Лазурь-М», обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1М, приёмник воздушного давления ПВД-18.

В НАТО эти истребители получили кодовое название Fishbed L.

Во время производства самолёты МиГ-21бис стали оснащать пилотажно-навигационным комплексом (ПНК) «Полет-ОИ», предназначенным для решения задач ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. В состав комплекса входят:

-система автоматического управления САУ-23ЕСН, представляющая собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды
-система ближней навигации и посадки РСБСН-5С
-антенно-фидерная система Пион-Н
Кроме того, комплекс использует сигналы гидродатчика АГД-1, курсовой системы КСИ, датчика воздушной скорости ДВС-10 и датчика высоты ДВ-30. Внешне МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» отличался двумя небольшими антеннами, оборудованными под воздухозаборником и над килем. В Восточной Европе такие истребители получила только ГДР. Там они получили локальное обозначение МиГ-21бис-САУ, что означало «МиГ-21бис с системой автоматического управления».

В НАТО МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» получили кодовое наименование Fishbed-N.

МиГ-21бис производился с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было собрано 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители приобрела Финляндия. Первые самолёты были поставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не производились, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советскою Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис закончилась в 1987 г.

Помимо совершенствования самого самолёта, продолжали появляться новые ракеты. В 1973 году появились Р-13М оснащённые тепловой головкой самонаведения, представляющие собой глубокую модернизацию Р-3С; и лёгкая манёвренная ракета для ближнего ближнего боя Р-60. Причём 2 из 4 подкрыльевых пилонов МИГа-21 могли нести спаренную подвеску с двумя ракетами Р-60. Таким образом общее число управляемых ракет достигало 6. В целом число возможных комбинаций вооружения составило 68 (на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20). Часть самолётов МиГ-21бис снабжалась оборудованием для подвески ядерной бомбы.

Двухместные учебно-тренировочные модификации

-МиГ-21У (1962) — учебно-тренировочный истребитель.

-МиГ-21УC (1966) — учебный фронтовый истребитель, оснащённый двигателем Р-11Ф2С-300.

-МиГ-21УМ (1971) — учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.

Прочие

М-21 (М-21М) (1967) — высокоманевренный радиоуправляемый самолет-мишень.

-МиГ-21И (1968) — самолёт-аналог сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Использовался для исследования поведения самолётов схемы «бесхвостка» и с оживальным крылом. Было собрано 2 экземпляра. Первый был потерян 26 июля 1970 года (лётчик В. Константинов погиб), второй сейчас является экспонатом Центрального музея ВВС в Монино.

Модернизации

-МиГ-21-93 (1994) — модернизация серийных МиГ-21бис созданная для ВВС Индии (впоследствии получил название MiG-21UPG Bison). РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» совместно с другими российскими предприятиями (НИИР «Фазотрон») создала программу модернизации самолётов семейства МиГ-21, которая была нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволило им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении ещё ряда лет. По боевым возможностям модернизированные самолёты МиГ-21 не уступают даже современным истребителям четвёртого поколения. ВВС Индии в 1998—2005 годах провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на основе разработанного РСК «МиГ» проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной БРЛС «Копьё», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. БРЛС «Копьё», разработанная Корпорацией «НИИР „Фазотрон“», имеет повышенную дальность действия. БРЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей (в том числе, ракетами средней дальности) в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. БРЛС «Копьё» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. В вооружение истребителя дополнительно включаются управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27Т1 и Р-73Э и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Параллельно с модернизацией продлён ресурс и сроки службы самолёта.

-в 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль показал модернизированный вариант истребителя МиГ-21, переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. Самолёт был оснащён новым радиоэлектронным, навигационным и прицельным оборудованием, а также системой катапультирования лётчика, изначально разработанной для тактического истребителя «Лави». Фонарь кабины, состоявший из трех частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования.

-MIG-21-2000 (1998) — проект модернизации серийных МиГ-21бис и МиГ-21МФ, созданный израильским концерном «Таасия авирит» и корпорацией IAI. Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования.

Асы МиГ-21

Пилот Страна Количество побед
Нгуен Ван Кок Вьетнам 11-13 3-5 F-105, 3 F-4, 2 AQM-34 и 1 F-102 подтверждены; один раз сбит
Бассам Хамшу Сирия 7+1 на земле Самый успешный арабский пилот. Все победы подтверждены
Нгуен Хонг Ни Вьетнам 8 2 F-4, 1 F-105 и 1 AQM-34 подтверждены
Фам Тхань Нган Вьетнам 8 1 F-101 подтверждён
Май Ван Куонг Вьетнам 8 нет подтверждённых
Данг Нгок Нгы Вьетнам 7 2 F-4 подтверждены
Нгуен Дык Шоат Вьетнам 6 5 F-4 и 1 A-7 подтверждены
Нгуен Нгок До Вьетнам 6 1 F-101 и 1 F-105 подтверждены
Нгуен Ньят Чиеу Вьетнам 6 1 F-105 и 1 победа на МиГ-17 подтверждены
Ву Нгок Динь Вьетнам 6 3 F-105, 1 F-4 и 1 НН-53 подтверждены
Али Ваджай Египет 5-6 2 в войне на истощение и 4 в Октябрьской войне
Ле Тхань Дао Вьетнам 6 2 F-4 подтверждены
Нгуен Данг Кинь Вьетнам 6 1 F-105, 1 EB-66 и 1 AQM-34 подтвеждены
Нгуен Тиен Сам Вьетнам 6 4 F-4 подтверждены
Адиб эль-Гар Сирия 5,5 от 3 до 5 F-4 и совместный Nesher подтверждены
Файез Мансур Сирия 5 3 Mirage III, 1 Nesher, 1 F-4 (2 Mirage III и 1 F-4 подтверждены)
Нгуен Ван Нгиа Вьетнам 5 1 F-4 подтверждён

Интересные факты

-МиГ-21 состоял на вооружении и применялся в ВВС более чем 65 стран. Советскими лётчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».

-15 августа 1966 года Mig-21 ВВС Ирака был угнан в Израиль иракским лётчиком, который был завербован израильской разведкой Моссад.

-7 мая 1971 года пилот Валерий Рубаненко ценой своей жизни увёл горящий Миг-21 от города Чёрмоз (Пермский край)

-Известен один МиГ-21, который находится в частном владении. Самолёт принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу — бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Финч купил этот МиГ в конце 1990-х гг. и потратил целых три года, чтобы привести самолёт в годное для полётов состояние. Этот МиГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. До того, как Финч стал его владельцем, машина длительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, шт. Мериленд в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

-МиГ-21 являлся неофициальным символом старейшего в России Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Самолёт-памятник находился перед входом в училище в Волгограде и у КПП Пермского военного авиационно-технического училища имени Ленинского Комсомола в Перми.

Тактико-технические характеристики МиГ-21бис

Технические характеристики

-Масса пустого: 5 460 кг
-Нормальная взлетная масса: 8 726 кг
-Максимальная взлётная масса: 10 100 кг
-Масса топлива: 2750
-Двигатель: ТРДДФ Р-25-300
-Тяга максимальная без форсажа: 4 100 кгс
-Тяга на форсаже: 6 850 кгс
-Тяга на чрезвычайном форсаже: 7 100 кгс

Лётные характеристики
Вооружение Миг 21

Характеристики Миг-21 общие для всех модификаций

Характеристика чехословацкого S-106 (Миг 21Ф-13) Aero S-106:

Тип Многоцелевой истребитель
Максимальная скорость 2125 км/ч
Практический потолок 19 км

МиГ-21

МиГ-21

Галерея МиГ-21

Разработчик ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ)
Первый полет 1956
Единиц произведено (1959-1985) 11 496 (без учета производства в Китае)

МиГ-21 (по классификации НАТО: Fishbed) – советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Выпускался в СССР с 1959 по 1985 годы. Самый массовый сверхзвуковой самолет в мире, считается одним из лучших боевых самолетов Холодной войны и одним из ее символов.

История МиГ-21

В середине 1950-х годов ОКБ МиГ проводило обширные исследования в рамках программы создания истребителя на замену МиГ-19. Рассматривались 2 концепции, по которым были созданы 2 прототипа: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным.

Первым, в 1954 году взлетел Е-2. Самолет разогнали до 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разогнали до 1900 км/ч. Е-4 с треугольным крылом взлетел в 1956 году. Вследствие длительных испытательных работ и модификаций самолет удалось разогнать до 2000 км/ч. Разработчики склонялись к Е-4 с треугольным крылом, учитывая еще и то, что Е-2 был, фактически, переработанным МиГ-19. Дальнейшие модернизации Е-4 довели до версии Е-6, разогнанный до 2 МАХов, который, в итоге и стал истребителем МиГ-21.

Стоит отметить, что в то время концепция маневренного боя считалась мертвой и стратеги принимали главной характеристикой истребителя скорость, а главным оружием должны были быть ракеты. Именно под эту концепцию и создали МиГ-21. В США так же работали над скоростной машиной. F-104 Starfighter стал венцом гонки скоростей. Его прямое, но короткое крыло было таким тонким, что среди летчиков разошлось поверье, что о его края можно было порезаться. Действительно, на огромных скоростях самолеты были хороши, но на малых эти машины оказались почти неуправляемыми. Старфайтер и вовсе первое время называли «летающим гробом» из-за огромного количества катастроф.

Конструкция МиГ-21

МиГ-21 выпускался в огромных количествах в течение долгого времени подвергался такому количеству модификаций, что их можно условно поделить на 3 поколения.

Первое поколение

  • МиГ-21Ф выпускался в 1959-1960 годах (83 единицы). Самолет имел две встроенные пушки и два пилона для подвески вооружений. Двигатель Р-11Ф-300 на форсаже давал 5,74 тс тяги.
  • МиГ-21Ф-13 выпускался в 1960-1965 годах. Появилась возможность подвешивать на пилонах ракеты воздух-воздух Р-3С. За счет удаления одной пушки был увеличен топливный бак, плюс, под фюзеляжем можно было подвесить топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300 на форсаже давал 6,12 тс тяги

Второе поколение

  • МиГ-21П – был выпущен небольшой партией в 1960 году. Впервые был оснащен радиолокатором и оборудованием для командного управления боем истребителями. Основываясь на концепции скоростного ракетного боя, самолет был лишен пушек, однако, эта концепция была разрушена во время войны во Вьетнаме.
  • МиГ-21ПФ – модификация МиГ-21П, выпускался с 1961 года. В отличие от версии «П», оснащался более мощным двигателем Р-11Ф2-300, локатором и прицелом.
  • МиГ-21ПФС – модификация версии «ПФ», выпускавшийся в 1961-1965 годах.. Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого применялся ряд технических решений. Были доработаны двигатели с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух. В итоге, пробег сократился до 480 м. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя для сокращения длины разбега.
  • МиГ-21ФЛ – экспортная версия МИГ-21ПФ для Индии. Оснащался упрощенным оборудованием и двигателем. Поставлялся в 1964-1968 году. Так же в Индии было налажено лицензионное производство.
  • МиГ-21ПФМ – производился в 1964-1968 годах. Вьетнамская война показала, что скоростной бой с исключительным применением ракет себя не оправдал. На МиГ-21ПФМ вернули пушечное оружие. Так же появилась возможность устанавливать несколько видов ракет воздух-воздух. Бортовое оборудование было модернизировано.
  • МиГ-21Р – разведывательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливались сменные контейнеры с разведывательным оборудованием.

Видео МиГ-21 : Видео демонстрационных полетов МиГ-21 на авиашоу в Румынии, 2013 год

Третье поколение

  • МиГ-21С – стал самолетом «третьего поколения» модификаци. Начало ему дала новая РЛС «Сапфир-21», значительно улучшившая боевые характеристики. Но главное — она позволяла применять новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это меняло тактику применения самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за противником. Так же, в отличие от старых моделей, новый МиГ-21 имел уже 4 пилона для оружия. Новый автопилот АП-155 позволял не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полету из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
  • МиГ-21СН – вариант серии «С», способный нести авиационную атомную бомбу. Выпускался с 1965 года.
  • МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300 с тягой форсаже — 6,49 тс.
  • МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но оборудование было упрощено.
  • МиГ-21МФ — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт и, практически, от него не отличался.
  • МиГ-21СМТ и МиГ-21СМТ представляли собой модификации истребителей «СМ» и «МФ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300.
  • МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу на чрезвычайном форсаже — 7,1 тс. На самолёте также были модернизировали бортовое оборудование. Самолет выпускался в СССР вплоть до 1985 года.

Боевое применение МиГ-21

Боевое крещение МиГ-21 получил во время Вьетнамской войны. Там его основным противником был американский F-4 Fantom. Со своим прямым конкурентом F-104 Starfighter МиГ-21 так в бою и не встретился. Тем не менее, истребитель отлично показал себя в бою, Высокая скорость и маневренность сделали МиГ-21 серьезной проблемой, для ВВС США. Именно в то время концепция неманевренного ракетного боя провалилась, стоив американцам большого количества самолетов.

В середине 1960-х МиГ-21 попал в арсеналы арабских государств и тут же оказался на передовых арабо-израильских войн. Там их противниками выступали истребители F-4 Fantom и Mirage III.

В начале 1970-х МиГ-21 ВВС Индии принимали участие в пограничных конфликтах этой страны с Пакистаном. Самолет снова показал себя весьма эффективным в борьбе с довольно пестрой пакистанской авиационной группировкой, уничтожив большое количество самолетов.

В течение всего времени службы МиГ-21 успел поучаствовать в множестве других конфликтов, среди которых: Египетско-ливийская война, война в Анголе, Эфиопо-Сомалийская война, приграничные конфликты КНДР и Южной Кореи, война в Афганистане, Ирано-Иракская война, Балканские войны, Азиатские военные компании

На вооружении

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7. МиГ-21 самый массовый реактивный самолет в мире — благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

На данный момент МиГ-21 значительно устарел, но до сих пор стоит на вооружении ряда государств, в основном, стран Третьего мира.

Схема МиГ-21

Защитой северо-вьетнамского неба занималось Управление Противовоздушной обороны Северного Вьетнама, в состав которого входило Управление ВВС, Ракетное Управление, Радарное управление и Управление зенитной ПВО. Во время операции Linebaker II ПВО Вьетнама должно было отражать, как дневные так и ночные атаки американской авиации. Утром на Вьетнам налетали штурмовики американских ВМФ, тогда как ночью в воздушное пространство страны входили тяжелые бомбардировщики Б-52 представлявшие серьезную опасность для скоплений вьетнамских войск. Поскольку пилоты МиГ-ов были недостаточно хорошо подготовлены для проведения ночных перехватов, основная тяжесть борьбы легла на плечи ракетных полков ПВО.
Радиолокационные станции.
В течение 4-5 секунд после запуска за SA-2 тянулся яркий огненный шлейф, исходящий от работающего ускорителя. Во время операции Linebacker II пилоты не всегда могли увидеть его из-за низкой облачности и туманов, окутывающих Ханой.
Советские радары появились во Вьетнаме в самом начале Вьетнамской войны. После того, как активность американской авиации увеличилась, советские специалисты усовершенствовали радарную сеть, которая охватила всю страну, часть Лаоса и южного Вьетнама. Радарные станции были эффективно расставлены по местности. Часть РЛС работала на склонах гор, тогда как другие стояли в низинах. Все РЛС были связаны со штабом северо-вьетнамского ПВО. К моменту начала операции Rolling Thunder система работала на полную катушку и могла довольно эффективно противостоять налетам американских штурмовиков и бомбардировщиков.
Вьетнамцы знали о том, что их система ПВО успешно обнаруживает самолеты, идущие со стороны Тайланда (вместе с огромными воздушными танкерами), а также приближающиеся Б-52. Истребители и штурмовики ВМФ США вьетнамские радары обнаруживали с трудом, поскольку цели этих налетов располагались не далеко от авианосца, что сокращало время подлета.
К моменту завершения операции Rolling Thunder большая часть вьетнамского ПВО вышла из строя. Однако, к апрелю 1972 года система защиты была обновлена и заработала с еще большей эффективностью. К октябрю 1972 года система работала круглосуточно. Несмотря на противодействие машин РЭБ вьетнамцы легко обнаруживали волны вражеских самолетов, их вектор движения и высоту полета, после чего отслеживали их до момента запуска ракет.
Управление и контроль
Главный штаб управления вьетнамским ПВО находился в пещере возле Ханоя. Его специалисты видели целостную картину воздушного сражения. Региональные штабы ПВО занимались идентификацией и отслеживанием отдельных целей. Полки ПВО, в распоряжении которых были SA-2, находились под управлением РЛС среднего радиуса действий П-14 (Лена — мобильная двухкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн) и П-12 (Енисей — мобильная двухкоординатная радиолокационная станция метрового диапазона волн, работающая на дальности 200 км). Кроме того, на вооружении Вьетнамцев находился радар дальнего действия известный как Flat Face (П-15 мобильная двухкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона волн) и система Side Net (ПРВ-11) определяющая высоту цели.
РЛС П-15 на шасси ЗиЛ — 157.
Когда в штаб приходила информация об обнаруженном рейде, штаб присваивал рейду порядковый номер, после чего получал всю возможную информацию о цели, как то: вектор, высоту и скорость полета, а также формацию и возможную цель удара. Данные сведения поступали батальонным операторам ПВО, которые начинали отслеживать противника при помощи РЛС сопровождения и наведения РСН-75В.
Данная система состояла из четырех машин или прицепов (приемопередающей машины, машины управления, энергоблока и аппаратной кабиной). Во время стрельбы приемопередающую машину с радарной антенной ставили в стороне от позиции, поскольку американские ракеты “Шрайк” наводились как раз на нее. Машина управления представляла собой колесную “каморку”, набитую электроникой. В ней располагалась команда управления, состоящая из 7 человек: командира батальона, офицера управления огнем, трех офицеров наведения, навигатора и офицера-ракетчика. Энергоблок обеспечивал энергией работу приемников и передатчиков системы ПВО, тогда как аппаратная кабина обладала передающим оборудованием и обеспечивала функционирование систем слежения за целью. Все машины батальоны были связаны сетью информационных кабелей.
Для успешного ведения военных действий в состав ракетного полка входил специальный технический батальон, обеспечивающий бесперебойную работу радарной системы. Несмотря на то, что вся ракетная система (включая SA-2) была транспортируемой, для запуска ракет требовалась стационарная площадка, отдельные элементы которой можно было связать при помощи кабельной системы.
П-12 и П-15. Оба на шасси ЗиЛ-157.
Ракеты класса земля-воздух
Американские пилоты назвали ракеты комплекса СА-72 «Телеграфными столбами».
Советский союз начал поставку систем ПВО в октябре 1964 года, то есть после первых американских налетов. К системам ПВО относились истребители МиГ, зенитные пушки, радиолокационные станции, а также комплексы СА-75 “Двина” (SA-2F по классификации NATO) с радаром Fan Song. В 1965 Северный вьетнам получил 16 подобных комплексов и один специальный учебный комплекс. В 1966 году Вьетнам получил 18 боевых и одну тренировочную систему, в 1967 СССР поставил 42 боевых и 2 учебных комплекса, тогда как в 1968 году на вооружении Вьетнама появились еще 4 боевые системы.
По завершении операции Rolling Thunder на вооружении Вьетнама были поставлены лишь две системы СА-75. Однако, после начала новой серии бомбардировок, в 1972 году СССР отравил вьетнамцам еще 12 ракетных комплексов (установки доставлялись железнодорожным транспортом через враждебный Китай, что приводило к многочисленным задержкам).
Первое подразделение ПВО, известное, как 236 ракетный полк, начало боевую деятельность в 1965 году и состояло из элитных бойцов — студентов технических ВУЗов, работающих под контролем советских военных специалистов. В конце июля 1965 года 236 полк сбил первый американский самолет. Американцы начали наносить удары возмездия и к концу 1965 года полк был практически полностью уничтожен. Подобное положение дел серьезно деморализовало молодых военных специалистов- вьетнамцев, которые не были готовы к столь серьезному повороту событий.
Главный штаб управления вьетнамским ПВО вынес из боев несколько важных уроков. В частности, офицеры стали обращать внимание не только на технические умения своих подчиненных, но и на их моральную стойкость. Молодые вьетнамцы должны были понять, что техническое превосходство американцев не абсолютно и их можно сбивать в любое время дня и ночи при любых погодных условиях. Успех американцев, связывался с провалами на земле, в ходе боевой подготовки.
Каждый батальон ПВО Северного Вьетнама мог отслеживать пуск 3 ракет в один момент времени. Радары Fan Song, входящие в комплекс СА-75, использовали две антенны, работающие на разных частотах. Одна антенна определяла высоту цели, тогда как вторая ее азимут. Данные с Fang Song обрабатывались вместе с данными П-12, что обеспечивало идентификацию точной позиции цели, ее вектора движения. С помощью этих данных офицеры ПВО определяли точку перехвата противника. Комплекс СА-75 мог отслеживать до 6 целей, запуски ракет осуществлялись с 6 секундным интервалом. Дальность действия комплекса составляла 60 миль.
Летящую SA-2 можно было увидеть невооруженным взглядом.

После запуска ракеты, радар отслеживал положение снаряда (транспондер включался через 6 секунд после пуска) и цели. Подобное отслеживание было нужно потому, что связь ракеты и РЛС поддерживалась через информационный конус шириной 7.5х1.5 градусов. Если ракеты выходила из зоны слежения радиолокатора, она становилась неуправляемой. Американцы знали про эту особенность советской ПВО и использовали для ее нейтрализации специальное устройство РЭБ в подвесном контейнере, которое глушило ракетный транспондер, тем самым срывая режим обратной связи.
Если связь между РЛС и ракетой не прерывалась, вычислительная машина ПВО обрабатывала расстояние до цели и генерировала ракете команды, корректирующие боевой курс. Стоит отметить, что подобный “автоматический” режим крайне редко срабатывал в настоящих сражения с американцами, поскольку звездно-полосатые использовали три основных режима “глушения”, противостоящих данному трюку. Активное глушение дальнего радиуса действия обеспечивалось при помощи самолетов EB-66 и морских EA-6. Активное глушение ближнего радиуса действия требовало применения контейнеров РЭБ, подвешенных на машины, входящие в состав ударных формаций. Наконец, американцы использовали пассивное глушение, которое осуществлялось с помощью массивного сброса дипольных отражателей.
Для борьбы с вражескими системами РЭБ вьетнамцы использовали “пассивное отслеживание” направленное на поиск источника помех, видимых на экране РЛС. Когда дальность до источника помех была определена, например с помощью триангуляции (простейшее действие, ибо все батареи ПВО были связаны друг с другом), в место предполагаемого нахождения источника выпускалась ракета. РЛС работала до момента точечного удара по цели.
A-4 ВМФ США успешно поразил цель на территории Северного Вьетнама.
Эксперты ПВО могли осуществить пуск таким образом, что ракета могла достать противника не используя систему обратной связи до последнего момента полета (некоторые выстрелы были настолько точными, что система отслеживания вообще не включалась). Естественно, подобный способ борьбы с американскими самолетами не гарантировал 100% успех. Однако, он позволял уничтожать вражеские системы РЭБ и сбивать самолеты, не опасаясь получить в ответ запуск “шрайка”.
Иногда операторы советских РЛС использовали пассивное наведение ракет на цель. В этом случае SA-2 наводилась прямо на источник помех при помощи радара слежения (так называемое трехточечное наведение, во время которого ракета, РЛС и цель находились на одной линии). Расстояние до цели при этом рассчитывалось по таблицам, тогда как высота ее полета была известна, ибо американцы не меняли ее в течение нескольких лет. Во время подобных атак радар, занимающийся отслеживанием цели отключался сразу после выстрела, тогда как летящая ракета управлялась в ручном режиме. Подобный метод стрельбы требовал от ракетчиков высокого уровня подготовки и некоторого везения, ибо команды в ракету поступали с некоторой задержкой.
Ракетный батальон ПВО было сложно замаскировать от идентификации воздушными разведчиками. В некоторых случаях от обнаружения спасал камуфляж, но разведчики могли обнаружить комплекс по работе его радарной станции.
Во время сражения каждый батальон ПВО оперировал 6 ракетами, которые были установлены на пусковые установки СМ-63-1. Еще шесть ракет находились в центре пусковой площадки и могли быть быстро установлены на направляющие при помощи специализированного погрузчика (перезарядка занимала 20 минут). В начале войны ракетные установки находились на расстоянии 200-330 футов друг от друга и были размещены на углах воображаемого шестигранника. Однако, эта уникальная “цветочная” формация легко идентифицировалась с воздушного разведчика, вследствие чего вьетнамцы стали использовать уникальные паттерны для расстановки ракет.
Во время сражений с американцами русские специалисты, внедрили новую технику сканирования, в которой «не-сканирующий» луч использовался для подсветки цели, а отраженный сигнал принимался сканирующей антенной, не излучающей энергии. Эта остроумная методика, названная «Лепесток только на прием» (LORO), оказалась очень эффективной и использовалась до самого конца военного конфликта.
Северо-вьетнамские ПВО шники имели и собственное ноу-хау — очень простую, но эффективную электронную «ловушку» для бомбардировщиков В-52. Зная маршрут их полета, северо-вьетнамцы расположили вдоль него простые передатчики для имитации присутствия РЛС Fan Song. Они включались при подлете американских самолетов, вынуждая их запускать анти-радиолокационные ракеты. Этот обман работал прекрасно, и часто, американцы расходовали против ложных целей весь свой запас ракет, что делало их уязвимыми над целью и на обратном маршруте от атак комплекса С-75.
Сама ракета — СА-2, известная в среде американских пилотов, как “телеграфный столб”, представляла собой снаряд длиной 35 футов, оборудованный маленькими но весьма эффективными управляющими поверхностями. После запуска у СА-2 включался ускоритель, который работал от 5 до 6 секунд. В этот момент ракета могла быть обнаружена визуально, как яркое пятно, появившееся на фоне земли или ночного неба. Факел запуска угасал, ракета сбрасывала ускоритель, после чего включался основной двигатель, который работал в течение следующих 22 секунд, разгоняя снаряд до скорости 3 маха.
Ракета несла 430 фунтов взрывчатки, которая обеспечивала радиус поражения, равный 213 футам (на низких высотах) и 820 футам на больших высотах. Сама ракета была неточной. Ее ошибка наведения представляла круг диаметром 246 футов. Таким образом, чем выше летела цель, тем более эффективной была работа ракеты и тем меньше усилий должны были приложить ракетчики, чтобы вогнать противника в землю.
Радиус подрыва SA-2 компенсировал неточность ракеты.
Ракеты комплекса СА-75 доставлялись на место запуска в длинных цилиндрических контейнерах — “сигарах”. В случае необходимости ракеты собирались на месте бойцами технического батальона, которые проверяли их электронные системы, блоки наведения на цель и несущие плоскости. Техники батальона также производили заправку ракеты. Стоит отметить, что вне “сигар” ракеты могли находиться лишь ограниченное время (40 дней в условиях вьетнамского климата).
После завершения операции Rolling Thunder СССР перестала поставлять ракеты. Так что до начала операции Linebaker I вьетнамские специалисты трудились над восстановлением старых ракет, которые предварительно были доставлены на склады хранения. Приведение ракеты в хранимое состояние было сложным процессом. Сначала с ракеты сливалось топливо, топливные баки проходили процедуру очистки, их сушили и проверяли целостность при помощи тестов давления. После этого с ракеты снимались все плоскости, которые очищались и отдавались на отдельное хранение. К моменту начала операции Linebaker многие зенитные ракеты находились на складах более 4 лет (при этом часть ракет погибла в 1971 году во время наводнения Красной реки).
«Сигары».
Зенитные орудия
Кроме ракет, СССР поставила вьетнамцам некоторое количество управляемых по радару СОН-9/СОН-9А зенитных орудий (100 мм КС-19, 85мм КС-12 и 57мм С-60). 100 мм пушки могли вести огонь со скорость 15 выстрелов в минуту против целей, находящихся на высоте 39,000 футов. 85 мм пушки могли выполнять 15-20 выстрелов в минуту против целей, идущих на высотах до 27,500 метров. К сожалению эти медленные орудия были практически бесполезны против быстрых американских истребителей. Б-52 они не могли достать по причине недостаточной высоты обстрела. В условиях Вьетнама пригодились 57мм пушки, который могли выдавать 70 выстрелов в минуту. Эти орудия были весьма полезны против вертолетов и американских штурмовиков, если их система наведения не была блокирована комплексами РЭБ.
Зенитные орудия были эффективны против американских вертолетов и поршневых штурмовиков.
МиГ-и
В феврале 1964 года СССР передал вьетнаму истребители МиГ-17 на основе которых был сформирован 921 истребительный полк Сао Дао, авиабаза Фук Йен (Ной Бай), около Ханоя. Начиная с апреля 1965 года полк участвовал в воздушных боях и в конце того же года получил на вооружение модерновые истребители МиГ-21 (17-ые были переведены в 923 истребительный полк).
Во время операции Rolling Thunder МиГ-и были менее эффективны, чем зенитные ракеты, поскольку за их штурвалами сидели северо-корейские пилоты, пытавшиеся применять против американцев “партизанскую” тактику. В конце 60-ых, когда американцы начали глушить радары, пилоты МиГ-ов поднабрали опыта и начала агрессивно атаковать американские ВВС.
МиГ-17Ф из состава 923 полка, 14 июня 1968.
В перерыве между Rolling Thunder и Linebacker, в марте 1967 года, северо-вьетнамцы сформировали 371-ую авиационную дивизию, в состав которой вошли 921 и 923 полк. В 1965 году был сформирован 925 истребительный полк, который летал на китайских репликах МиГ-19, известных под обозначением Shenyang J-6. Наконец, в феврале 1972 вьетнамцы сформировали четвертый и последний 927 истребительный полк, на вооружение которого встали МиГ-21ПФ.
Начиная с 1969 года истребители МиГ приступили к перехвату бомбардировщиков Б-52. Первые две серьезные попытки перехвата были предприняты в конце 1971 года (к этому моменту пилоты получили опыт ночных полетов, а также обучились тактике перехвата зенитных частей) в районе демилитаризованной зоны (DMZ). Оба перехвата оказались неудачными, сбить американцев не удалось.

Во время событий Linebacker I, МиГ-и вновь устремились в бой, но эффективность МиГ-17 и МиГ-19 оказалась низкой (машины понесли тяжелые потери), тогда как МиГ-21 из состава 921 и 927 полка продемонстрировали свои лучшие стороны. Низкая эффективность вьетнамских перехватчиков была связана с недостаточным количеством ВПП, которые могли принимать самолеты после наступления темноты. Фактически, для этих целей можно было использовать лишь ВПП в Ной Бай.
Shenyang J-6 из состава 925 истребительного полка.
Еще одной проблемой, связанной с ночным перехватом, стала неготовность МиГ-21ПФ в выполнению подобных задач. Бортовая РЛС РП-21 устанавливалась в конусе в носовой части машины. Этот конус был небольшим, а значит, в него могла поместиться лишь небольшая радиолокационная станция, имеющая весьма ограниченный радиус действия. Вдобавок к этому МиГ-21 нес всего лишь две ракеты Р-3С (советский аналог Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведения), которые совсем не подходили для ведения сложных ночных боев.
В бой с МиГ-ами американцы бросали многочисленные F-4, на вооружении которых находилась куда более совершенная AIM-7, оборудованная полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. В довершении всего Вьетнамская ПВО не могла со 100% вероятностью идентифицировать находящийся в небе МиГ, вследствие чего вьетнамские летчики могли попасть под удар собственных “телеграфных столбов”.
Совокупность всех вышеозначенных проблем привела к тому, что вьетнамское командование отозвало все МиГ-21 с передовой после первой ночи бомбежек и переквалифицировало их против тактической авиации противника, совершающей налеты в дневное время. По истечении третьей ночи операции, вьетнамское ПВО стало испытывать нехватку зенитных ракет, МиГ-и вновь стали совершать боевые вылеты и по данным вьетнамской стороны сбили два Б-52, при этом один был уничтожен таранным ударом (американцы эти потери не признают).
МиГ-21МФ будущего космонавта и героя Советского Союза Фам Туана.
Взлетно-посадочные полосы ВВС Северного-вьетнама
База ВВС Фук Йен (Ной Бай) — Располагалась в 19 милях к северу от Ханоя. Позволяла осуществлять вылеты в ночное время.
База ВВС Йен Бай — Военная ВПП, расположенная к северо-северо-западу от Йен Бай.
Аэропорт Гия Лам — Располагался в округе Лонг Биен, на восточном берегу Красной реки.
База ВВС Кеп — Располагалась возле города Кеп, провинция Бак Гианг, в 37 милях к северо-востоку от Ханоя.
База ВВС Хок Лак — Располагалась в 15 милях к западу от Ханоя.
Противодействие американским системам РЭБ.
Серьезной проблемой для вьетнамского ПВО оставались ракеты AGM-45 Shrike, с пассивной головкой самонаведения, настроенной на обнаружение частот работы радара сопровождения цели ЗРК С-75. Советские специалисты знали, что ракета обладает рядом серьезных недостатков. Во-первых, она обладала ограниченным радиусом действия (всего 16 километров у первых версий). Во-вторых, наведение ракеты требовало точного позиционирования самолета относительно РЛС (отклонение головки наведения от цели не могло превышать +/-3 градуса). Во время атаки самолет должен был находиться в 30 градусном пикировании. Наконец, Shrike был медленнее SA-2, а значит, вьетнамцы могли сбить “охотника за радарами” прежде, чем тот успевал запустить ракету.
Северо-вьетнамцы были знакомы с тактическими приемами, которые американские пилоты использовали во время запуска ракет Shrike.
К моменту начала Linebacker II, вьетнамцы уже не боялись Shrike и не паниковали в момент выстрела, который можно было довольно точно засечь. Проверка проводилась довольно просто. Операторы РЛС подсчитывали приближающийся тактический самолет “лучом” РЛС. Если цель поворачивала на радар и запускала ракету, становилось понятно, что к радару направляется AGM-45. В этот момент радар отключался или работу начинал второй радар. Шрайк следовал за новой целью, а потом полностью терял ее, становясь бесполезным.
Более совершенная ракета AGM-78 могла быть выпущена в 90 км от цели. При этом самолет не должен был осуществлять пикирования. Однако и она ничего не могла поделать с проблемой отключающегося радара.
Для того, чтобы обезопасить себя от ракетных ударов, во время налетов Б-52 вьетнамцы широко использовали попеременное включение радиолокационных станций, а также передачу данных о цели по радио или телефону. Батальоны SA-2 вступали в бой, когда бомбардировщики проходили, буквально над их головами. РЛС включалась, быстро наводилась на цель, батарея осуществляла запуск SA-2, после чего РЛС отключалась вновь. Вся эта процедура занимала столь мало времени, что американцы просто не успевали запустить Shrike.
Первая версия «Красной книжки».
Противодействие Б-52
С Б-52 вьетнамцы имели свои собственные счеты. Эти, наводящие хаос и панику машины, долгое время были неуязвимы для коммунистической ПВО. Летая на большой высоте, они, как правило, не заглядывали на территории, защищенные советскими зенитными ракетами. Уничтожение Б-52 стало приоритетной задачей на новом этапе воздушной войны. Для достижения поставленной цели северовьетнамцы задумали подтянуть батареи SA-2 как можно ближе к границам Южного Вьетнама.
К северу от DMZ (военный округ 4) был сформирован новый 238 ракетный полк ПВО, который прибыл в Вин Линь в мае 1967 года и сразу же попал под раздачу. Потери в людях и технике были столь велики, что вместо двух батальонов ПВО к лету 1967 года действовал лишь один 84 батальон (и тот сводный). 29 октября 1967 года 84-ый батальон выпустил 2 SA-2 против трех Б-52, сбрасывающих бомбы на цели, расположенные внутри DMZ. Бойцы батальона заявили об уничтожении одного Б-52, тогда как американцы опровергли данную информацию.
11 января 1968 против формации из 6 Б-52 было выпущено 4 ракеты. Американцы потери не имели, но одна из ячеек была вынуждена отказаться от бомбометания и осуществила налет на резервную цель. За процессом перехвата бомбардировщиков наблюдал заместитель командира вьетнамского ПВО Хон Ван Кхан, который на основании своих наблюдений написал 29 страничный документ “Итоги сражения с Б-52 под Вин Линем” (брошюра была опубликована в 1969 году), которая стала базисом для оборонительного плана по защите Ханоя-Хайфона в 1972 году.
Итоговый вариант «Красной книги», редакция 1972 года. Приведенная в ней информация была с пользой применена во время операции LInebacker II.
Linebacker I
Северо-вьетнамское вторжение в Южный вьетнам в марте 1972 года, заставило американцев провести операции Freedom Train и Linebacker I. Наибольшей проблемой для вьетнамцев во время этих операций стали рейды Б-52 на территорию ДРВ.
10 апреля 1972 Б-52 атаковали ВПП в Вине, 13 апреля в Бай Туонге. При этом американцы использовали новую тактику с “коридорами безопасности” из дипольных отражателей. В воскресенье 16 апреля 17 Б-52 провели рейд на Ханой и Хайфон. 21 и 23 апреля 39 Б-52 сбросили бомбы на Тан Хоа.
Северо-вьетнамская ПВО предпринимала отчаянные усилия, стремясь снизить эффективность американских бомбежек. Для решения этой проблемы была создана элитная группа H61, которая подняла материалы по операциям 1967 года и приказала бойцам ПВО тщательно описывать боевые формации бомбардировщиков и делать фотографии радарных дисплеев для будущего анализа. В сентябре 1972 года штаб ПВО северного-вьетнама завершил создание плана по защите Ханоя от налетов Б-52. 31 октября 1972 года офицеры Северного Вьетнама провели недельную конференцию, посвященную проблемам перехвата тяжелых бомбардировщиков, на которую были приглашены офицеры ПВО, операторы радарных станций, а также специалисты-ракетчики, имеющие опыт боевых действий.
Первая страница тезисов «Октябрьской конференции».
Представитель генерального штаба в области ПВО Ву Хуан Винь скомпилировал отчеты о системах РЭБ Б-52, собранных многочисленными вьетнамскими и советскими экспертами. На основании этих данных командир Тренировочной Дивизии Ракетных Операций Нгуен Синь Хай написал пособие “Принципы сражения с Б-52”, которая стала известна среди вьетнамских ракетчиков, как “Красная книга” (обложка пособия была красной).
К этому моменту времени задача противодействия Б-52 немного упростилась, ибо американцы стандартизировали типы джаммеров и приписали использовать отдельные виды помех против отдельных видов радаров. Стандартизация привела к тому, что офицеры Вьетнамской ПВО получили полное представление о всех паттернах подавления вражеских электронных систем, используемых во время рейдов Б-52.
По завершении конференции по полкам ПВО отправились военные специалисты, снабженные Красными книжками. Они должны были поделиться своими знаниями с линейными командирами защитных систем.
Описание стандартных паттернов полета и формаций Б-52 (из тезисов «Октябрьской конференции»). Офицеров, развозивших тезисы по военным частям называли «странствующими артистами».
Красная книга стала полезной после того, как в октябре 1972 года американские ВВС начали бомбежку целей внутри Военного Округа 4.
В начале октября 361 Дивизия ПВО в составе 261 и 257 полка ПВО отвечала за защиту Ханоя, тогда как 274 полк ПВО был выведен из Военного округа 4. К сожалению, занимаясь военной логистикой, вьетнамские ракетчики совершили серьезную ошибку. 15 декабря 1972 года они перебросили 261 полк из окрестностей Ханоя в Военный округ 4, дабы противодействовать Б-52 на подлете к столице. 267 полк, должный сменить 261 на боевом посту, было решено оставить внутри 4 округа. Таким образом, защита Ханоя к моменту начала Linebacker II была серьезно ослаблена по сравнению даже с 1967 годом.
Продолжение следует…

МиГ-21 против F-4 Phantom II. Битва за Вьетнам

Активные темы

  • Машина по имени Света (14)

    fughe Инкубатор 01:42

  • И снова о коронавирусе! А что там у хохлов? (17)

    Poncik Инкубатор 01:42

  • Запрещенная правда. (64)

    RealVor Инкубатор 01:42

  • Почему в Москву ограничен только въезд? (30)

    DIVOZX Инкубатор 01:42

  • Привет друзья! Много новеньких, будем знакомы-я Пашкетт (297)

    Xollms Инкубатор 01:42

  • Как прожить на 13000р ?Спб. (66)

    dremakaus Инкубатор 01:42

  • Во Владикавказе ОМОНу дали команду разогнать митинг, но часть ро… (483)

    Чатланен События 01:41

  • Медики нашли виновника алкогольной зависимости (31)

    h812 Инкубатор 01:41

  • Медведев предложил продавать нефть по принципу take or pay (58)

    Давеча Инкубатор 01:41

  • «Трамп, @лядь, денег напечатал». (5)

    Lastochka79 Инкубатор 01:40

  • Биржа «Алиса» (16)

    Darthlexx Инкубатор 01:40

  • Блатные и карантин (51)

    justOneUser Тексты 01:40

  • В России планируют продлить режим самоизоляции (259)

    velosowa События 01:39

  • ЯПпонская музыка ٩(◕‿◕)۶ (49)

    Sengirko Крутятся Диски 01:38

  • Зеленоградский любитель экстрима решил на год замуровать себя в … (178)

    roman400022 События 01:38

Причина появления советских военцспецов во Вьетнаме во время войны с США лежала на поверхности: Северный Вьетнам не мог в одиночку справиться с американской авиацией, которая начала массированные бомбардировки страны, и обратился за помощью к Советскому Союзу и Китаю. Почти 6500 военных специалистов отправились в эту страну для выполнения задач, как указывалось в приказе, «в условиях, максимально приближенных к боевым».

«Ястребы» в небе

На первом этапе авиация США только наносила массированные удары с воздуха. Американские F-4 Phantom тогда решали множество задач: от привлечения к охране истребителей и бомбардировщиков до непосредственных ударов по позициям противника. Эти самолеты, до прихода во Вьетнам советских специалистов являлись бесспорными владельцами всего воздушного пространства Вьетнама. Вьетнамские летчики были гораздо хуже вооружены и подготовлены. Используя китайские копии самолёта МиГ-17 ни о каком мало-мальски серьезном воздушном противостоянии говорить было нельзя. Однако с помощью советских и китайских военных специалистов вьетнамские летчики получили уникальную тактику ведения воздушного боя. Малочисленные звенья МиГ-17 проходили на сверхмалой высоте, ниже уровня обнаружения американской системой ПВО, в качестве которых американцы использовали прародителей современных AWACS. При появлении противника, легкие и маневренные самолеты «выныривали» из-под брюха американской авиации и фактически расстреливали их в упор. В условиях даже многократного численного превосходства американцев, такая тактика была оправдана — американские ВВС начали нести колоссальные потери.

«Фантому» обломали зубы

Тем не менее, МиГ-17 значительно уступал «Фантому» в скорости и маневренности, и активный воздушный бой мог вести лишь ограниченное время. Учитывая этот фактор, решением советского руководства во Вьетнам были переброшены сверхзвуковые МиГ-21 в модификациях 21Ф-13 и 21ПФ-В. Истребители, способные воевать практически в любых погодных условиях, были оснащены радиолокационным прицелом и ракетами Р-3С, что в свою очередь явилось причиной для очень серьезных проблем в стане американцев. Несмотря на появление новой техники у противника, американцы продолжали использовать «Фантом» как основный ударно-штурмовой самолет. Американский расчет в основной своей массе был сделан на мощное вооружение самолета, новую РЛС и высокие характеристики силовой установки. Под «Фантомы» также была разработана новая тактика нанесения ударов, но против советских МиГ-21 она не помогла. Начиная с мая и заканчивая декабрем 1966 года потери американских ВВС составили 50 самолетов, при том, что с вьетнамской стороны было подбито лишь 12 самолетов МиГ-17 и МиГ-21. Впоследствии ветеран вьетнамской войны Робин Олдс, который командовал американскими летчиками во Вьетнаме, признался, что МиГ-21 оказался «Фантомам» «не по зубам». К недостаткам американского F-4 прежде всего относили крайне плохие «штопорные» характеристики. Самолет был сконструирован так, что вероятность попадания в плоский штопор, при отсутствии должной квалификации, приближалась к 50%. До 1971 года из-за этой конструктивной особенности, американские ВВС потеряли более 80 «Фантомов».