Ф 4 фантом 2

Во время эскизного проектирования истребителя Phantom II, было рассмотрено несколько предложений по варианту с пушечным вооружением. Но в то время была популярной идея, что маневренные воздушные схватки Второй Мировой войны ушли в прошлое, и на волне всеобщей ракетизации, бортовая артиллерия считалась атавизмом. Благодаря этому, первые варианты Фантомов были исключительно ракетными.

Однако, в ходе воздушных боев во Вьетнаме, быстро выявились недостатки новейших ракет ╚воздух-воздух╩. Первые модели УРВВ AIM-7 Sparrow, AIM-4 Falcon и AIM-9 Sidewinder не оправдали возложенных на них ожиданий. Ракеты были дороги, ненадежны и неустойчивы к противомерам. Вьетнамские истребители зачастую избегали гибели из-за того, что выпущенная Фантомом ракета отказывала или промахивалась. Первые варианты F-4 могли нести подвесную пушечную установку на подфюзеляжном пилоне, но использование данной установки увеличивало лобовое сопротивление, а стрельба не блистала высокой точностью.

В марте 1961 года фирма McDonnell предложила ВВС США первый вариант F-4 с пушкой, но но не вызвал особого интереса у военных. В конце 1964 года конструкторы McDonnell начали проектирование нового варианта Фантома, несущего бортовое артиллерийское вооружение. Данный вариант, получивший обозначение F-4E, привлек внимание руководства ВВС, и с июня 1965 года разработка финансировалась ВВС. В дальнейшем F-4E суждено стать самым массовым и самым распространенным вариантом Фантома.

Основной сложностью вооружения F-4 бортовой пушкой было отсутствие свободного места в плотно нафаршированном аппаратурой фюзеляже. Решение проблемы было найдено в использовании более длинной носовой части разведчика RF-4C. В новом носу разместили БРЛС AN/APG-30, а под ним в обтекателе установили 20-мм шестиствольную скорострельную пушку M61A1 фирмы General Electric. В новый вариант был переоборудован опытный самолет YRF-4C (с/н 62-12200). Прицел с вычислителем для пушки был позаимствован у F-100D. Контейнер с контрольно-измерительной аппаратурой подвешивался на пилоне под фюзеляжем. Переоборудованный самолет получил обозначение YF-4E, и совершил первый полет 7 августа 1965 года.

После 50 испытательных полетов YF-4E оснастили новыми двигателями J79-GE-J1B. Результаты испытаний YF-4E были весьма обнадеживающими. Два следующих YF-4E были переоборудованы из серийных F-4C (с/н 63-7445) и F-4D (с/н 65-0713). На втором YF-4E была установлена пушка, но отсутствовала БРЛС. Оба самолета были оснащены двигателями J79-GE-J1B, по позднее получили J79-GE-17, что потребовало установки новых узлов крепления и дополнительных титановых листов, для защиты хвостовой части от возросшей температуры реактивной струи. Для размещения пушки M61A1 в ограниченном пространстве носовой части самолета, была создана новая система подачи боеприпасов. Близость пушки к БРЛС потребовала создания высокоэффективных демпферов и пламягасителя.

Установочная серия из 96 истребителей F-4E была заказана в августе 1966 года в дополнение к заказу на F-4D. Первый серийный F-4E (с/н 66-0284), пилотируемый Р. Д. Хантом и У. Уайтом взлетел 30 июня 1967 года.

Пушечная установка под носом мешала установке большой БРЛС, устанавливавшейся на F-4C и F-4D, поэтому F-4E оснастили полупроводниковой станцией следующего поколения AN/APQ-120 фирмы Westinghouse, имевшей меньший диаметр антенны. Однако из-за задержек с поставками AN/APQ-120 первые 30 самолетов были поставлены без БРЛС, которые установили по мере их доступности. На F-4E ╚прописали╩ систему предупреждения о радиолокационном облучении AN/APS-107, но из-за ненадежной работы аппаратуры первые 67 истребителей данной системой не оснащались.

Вес барабана с 639 снарядами пушки M61A1 был скомпенсирован установкой дополнительного 360 литрового бака в задней части фюзеляжа, в результате чего, общая емкость топливной системы увеличилась до 7545 литров. Один из бортовых ПВД был перенесен на обтекатель РЛС. На серийные самолеты устанавливались двигатели J79-GE-17 с удельной тягой на форсаже 8120 кг. Для снижения веса были сняты приводы механизма складывания крыла. Так же была упразднен аварийный электрогенератор, работавший от набегающего потока воздуха.

В ходе эксплуатации пушечной установки быстро выявилось, что мощная сила дульного пламени и выходящие из ствола пороховые газы, образовывавшиеся во время стрельбы стали причиной ряда проблем. С изначальной конструкцией дульных тормозов пушки M61A1 на F-4E часто случались помпажи двигателей, в которые попадали пороховые газы. К тому же конструкция надульников оказалась такова, что во время полета из-за набегающего воздуха они издавали громкий свист, хорошо слышимый с земли, что демаскировало самолет за долго до подлета к цели. Данные проблемы были решены путем удлинения стволов пушки. Так же была создана система, перекрывавшая входные каналы воздухозаборников во время стрельбы, что исключало попадание пороховых газов в двигатели.

Второй серийный F-4E (с/н 66-0285) совершил первый полет 11 сентября 1966 года. На этом самолете были внедрены меры по повышению эффективности хвостового оперения, а так же произведены испытания на штопор. Третий серийный F-4E (с/н 66-0286) 2 октября 1967 года был перегнан на базу ВВС Неллис в штате Невада для эксплуатационных испытаний.

В ходе серийного производства истребители F-4E непрерывно модернизировались. На самолетах Block 31 начали устанавливать систему предупреждения о критических углах атаки. Начиная с серии Block 40 в замен снятого аварийного генератора начали устанавливать вспомогательную силовую установку. На Block 41 эластичные фюзеляжные баки заменили на самозатягивающиеся. Серия Block 42 получила новую систему РЭП и СПО AN/APR-36/37.

На серии Block 48 начали устанавливать электронно-оптическую систему AN/ASX-1 TISEO (Targer Identification System-Electro Optics) фирмы Northrop, позволявшую обнаруживать и идентифицировать цели на больших дистанциях. Систему, представлявшую собой телекамеру с мощным объективом, разместили в корневой части левого крыла. TISEO выдавала изображение на ЭЛТ в кабине оператора. На экспортные самолеты данная система не устанавливалась. За место ИНС AN/ASN-63, системы управления оружием AN/ASQ-91 и навигационного вычислителя AN/ASN-46A была установлена цифровая прицельно-навигационная система AN/ARN-101(V) фирмы Lear-Siegler, которая упростила задачи аэронавигации, но сделала Фантома плохом бомбардировщиком, так как программное обеспечение было неудачным и сырым, и не позволяло осуществлять эффективное прицеливание и бомбометание. Так же был установлен доработанный прицел AN/ASG-26.

Для решения проблем плохой маневренностью была начата программа «Agile Eagle», целью которой была выработка мер по повышению устойчивости самолета на больших углах атаки. В результате был разработан предкрылок, автоматически выпускавшийся при углах атаки более 6╟. Первый самолет с предкрылками совершил полет 11 февраля 1972 года. После испытаний ВВС заказали комплекты для доработки, и 304 F-4E, произведенных ранее были оснащены предкрылками.

Начиная с Block 56 AN/APR-36/37 была заменена системой AN/ALR-46 фирмы Itek, выполненной с использованием цифровой техники. Примерно в то же время на всех строевых F-4E была обеспечена возможность подвески двух контейнеров РЭБ (обычно AN/ALQ-131 фирмы Westinghouse), контрольной видеокамеры KB-18A и установлена система госопознавания AN/APX-80.

На Block 53 путем установки многофункционального дисплея с цифровым интерфейсом была реализована возможность применения УР AGM-65 Maverick. Так же был установлен двигатель J79-GE-17C или -17Е с мало дымящей камерой сгорания.

Лазерный дальномер-целеуказатель AN/AVQ-23A/B Pave Spike устанавливался на F-4E поздних серий, а так же на Block 36-45. Самолеты Block 48 оснащались контейнерами инфракрасной/лазерной системы целеуказания AN/AVQ-26 Pave Tack, позволявшей применять оружие с лазерной системой наведения без внешнего целеуказания не зависимо от времени суток. Данный контейнер не получил распространения из-за того, что его большие размеры позволяли подвешивать только на подфюзеляжном пилоне. Начиная с осени 1977 года 180 самолетов было оборудовано упомянутой ранее цифровой прицельно-навигационной системой AN/ARN-101(V). F-4E несущие данную систему выделялись характерными антеннами на гаргроте.

Производство F-4E осуществлялось 12 лет, в течении которых было построено 1387 машин, 993 из которых состояло на вооружении ВВС США (58 F-4E Block 60 и 62 было выделено Израилю во время войны ╚судного дня╩ в 1973 году), а 394 было поставлено за рубеж. Последний F-4E был произведен 25 октября 1979 года для Кореи.

Демонстрационная группа ВВС США Thunderbirds в июне 1969 года была переоснащена истребителями F-4E. Это были F-4E ранних серий, и некоторые из них не были оборудованы маневренными предкрылками. С самолетов сняли пушечные установки и БРЛС. Четыре макета ракет AIM-7 было установлено на фюзеляжных узлах, и использовались как дымогенераторы. Фантомы прослужили в строю демонстрационной группы до 1974 года, после чего их сменили более дешевые в эксплуатации самолеты T-38 Talon.

Первые F-4E попали на юго-восточный театр боевых действий в ноябре 1968 года в составе 469 тактического авиакрыла, разместившегося на таиландской авиабазе Корат. Еще 6 эскадрилий в 1972 году разместили во Вьетнаме и Таиланде.

В ходе войны во Вьетнаме экипажи F-4E сбили 21 вьетнамский истребитель, 10 из которых было уничтожено УР Sparrow, 5 пушечным огнем, еще 4 УР Sidewinder, и еще один был поврежден УР Sidewinder и добит из пушки. В большинстве вылетов во Вьетнаме F-4E выполнял роль бомбардировщика.

С 1975 года 116 F-4E Block 42-45 начали переоборудовать в противорадиолокационные самолеты F-4G Wild Weasel.

Начиная с 1975 года F-4E ВВС США начали постепенно вытесняться новейшими F-15 Eagle, а с 1979 года и F-16. Последние F-4E были выведены из состава строевых частей в начале 90-ых годов. К началу операции ╚Буря в пустыне╩ в январе 1991 года все строевые F-4E были сняты с вооружения ВВС США. Однако несколько самолетов, оснащенные контейнерами Pave Tack из 7440 смешанного авиакрыла действовали по наземным целям на севере Ирака, базируясь на турецкую авиабазу Инкирлик.

394 самолета, построенные для зарубежных заказчиков (включая финансировавшуюся правительством США поставку 86 Фантомов Израилю). Экспортные F-4E не могли быть носителями ядерного оружия.

Турция в 1973 году заказала 40 истребителей F-4E, и еще 32 в 1977 году. В ответ на участие Турции в операции ╚Буря в пустыне╩ США передало 40 F-4E, снятых с вооружения 110, 141, 457 и 35 авиакрыльев.

ВВС Греции заказали 46 F-4E в 1971 году.

Корейская республика в 1978 году заказала 37 F-4E, еще 24 самолета США предложили в 1988 году и 30 в 1989.

Иранское правительство заказало 208 F-4E, из которых былна о поставлено 177 самолетов. После исламской революции США наложило эмбарго на поставки оружия Ирану. В результате возникли сложности с запасными частями и обслуживанием Фантомов, и когда в 1980 Ирак напал на Иран, только 40% иранских Фантомов смогло подняться в воздух. Потери в ходе первых 9 месяцев войны составили около 60 F-4E.

ВВС Израиля начали получать F-4E в сентябре 1969 года, а за 6 месяцев до этого несколько экипажей переучилось на новый тип на авиабазе ВВС США Джордж. Всего с сентября 1969 по январь 1971 было поставлено 44 F-4E и 6 RF-4E. Тяжелые потери ВВС Израиля в ходе Войны на истощение заставили США оказать поддержку поставкой F-4E ВВС США. C 1970 по 1973 год было передано 78 вновь построенных, а так же взятых из строевых частей ВВС США Фантомов. После войны Судного дня ВВС США передали еще порядка 40 самолетов, многие из которых были ветеранами Вьетама. С 1975 года по 1976 было поставлено 24 F-4E из ВВС США, 24 вновь построенных (оборудованные системой TISEO, и доработанные для применения ПРР AGM-78 Standart-ARM) и 12 RF-4E. В общей сложности Израиль получил 204 истребителя F-4E и 12 RF-4E.

В ВВС Израиля Фантомы получили имя «Курнас» (кувалда). Израильские Фантомы подверглись глубокой модернизации. На большинство самолетов была установлена неубирающаяся штанга для дозаправки в воздухе, а так же обеспечена возможность использования УР ╚воздух-воздух╩ Shafrir, Python-3 и УР Gabriel. Пушка M61A1 заменена на пару 30M552, и установлена ИК-станция переднего обзора FLIR, а БРЛС заменена многорежимной EL/M-2021 фирмы Elta.

По заявлениям Израиля истребителями F-4E в ходе различных конфликтов с 1969 по 1982 год было одержано 116 воздушных побед, в то время как потери составили 55 самолетов.

В 1979 году по договоренности между правительствами Египет начал получать от США F-4E и запасные части к ним. Всего было получено 35 самолетов. По началу уровень техэксплуатации Фантомов египетскими ВВС был очень низким, положение исправилось в 1983 году, после вмешательства специалистов ВВС США.

В 1963 году McDonnell Douglas предложила правительству Австралии F-4C, оснащенные французскими двигателями SNECMA Atar 9, но выбор был сделан в пользу F-111C. Из-за задержек с поставками F-111, Королевские ВВС Австралии дали согласие на Фантом и получили 24 F-4E, которые начали прибывать в Австралию в сентябре 1970 года, где прослужили до июня 1973 года, после чего были возвращены в США.

Истребитель F-4E активно задействовался в различных экспериментальных программах. Так опытный YF-4E (62-12200) стал платформой для испытания электродистанционной системы управления в рамках программы PACT (Precision Aircraft Control Technology). Первый полет YF-4E с ЭДСУ совершил 29 апреля 1972 года, а первый полет с полностью функционировавшей ЭДСУ был совершен 22 января 1973. Позднее этот же самолет переоборудовали для программы CCV (Control Configured Vehicle) установив над воздухозаборниками ПГО. Первый полет по этой программе был совершен 29 апреля 1974 года. Пятого декабря 1978 года YF-4E был передан в музей ВВС США на базе Райт-Паттерсон в штате Огайо, где он и находиться по сей день.

ЛТХ:

Модификация F-4E
Размах крыла, м 11.71
Длина, м 19.20
Высота, м 5.03
Площадь крыла, м2 49.24
Масса, кг
пустого самолета 13397
максимальная взлетная 17964
Тип двигателя 2 ТРД General Electric J79-GE-17А
Тяга нефорсированная, кН 2 х 8120
Максимальная скорость , км/ч 2410
Практическая дальность, км 4180
Боевой радиус действия, км 958
Максимальная скороподъемность, м/мин 15200
Практический потолок, м 21600
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 20-мм пушка М61А1
4-6 х УРВВ AIM-7E/F/M Sparrow
4 х AIM-9 Sidewinder на крыльевых узлах подвески
Боевая нагрузка :
до 1370 кг вооружения на центральном пилоне и
до 5888 кг оружия, расположенного под крылом на 6 узлах подвески
6 х УРВЗ AGM-65 Maveric
1 20 кт ядерная бомба В57 или 100/500 кт В61
11 454-кг бомб с ЛН GBU-16 Paveway II
24 227-кг бомбы Mk.82 или 13 360-кг бомб М117 или
13 360-кг зажигательных бомб BLU-10/B
4 контейнера GBU-5/A c 30-мм пушкой GAU-13A и 300 патронов или 4 контейнера SUU-16A или -23A c 20-пушкой M61A1 или GAU-4 и 1200 патронов
До 5 1401 литровых ПТБ

Доп. информация :

Схемы

Варианты окраски:

Чертеж «McDonnell F-4E Phantom II»
Чертеж «McDonnell F-4B/E/S Phantom»
Книга «РЛЭ McDonnell Douglas F-4E Phantom II»
Фотографии:

Первый опытный пушечный Фантом YF-4E Экспериментальный Фантом, участвовавший в программе «Agile Eagle» Серийный F-4E в полете F-4E из 388 тактического авиакрыла на авиабазе Корат F-4E из 388 тактического авиакрыла В полете F-4E демонтрационной группы ВВС США Thunderbirds

Звено F-4E Thunderbirds на взлете

F-4E турецких ВВС F-4E ВВС Австралии F-4E ВВС Греции F-4E ВВС Ирана Звено F-4E ВВС Израиля с УР Python 3 Влетает F-4E ВВС Израиля YF-4E (62-12200), доработанный по программе CCV Пушка M61A1 Vulcan на истребителе F-4E Пушечная установка M61A1 БРЛС AN/APQ-120 ТРДД J79-GE-17 Кабина пилота F-4E Кабина оператора F-4E F-4E Phantom II F-4E командира 4 тактического авиакрыла ВВС США, авиабаза Неллис, 1982 год, учения Red Flag F-4E из 388 тактического авиакрыла, авиабаза Корат, 1972 год F-4E ВВС Египта, 1980 год F-4E ВВС Израиля

Уголок неба. 2004 (Страница: Дата модификации: )

F-4

F-4 Phantom II

Галерея F-4

Разработчик McDonnell Douglas
Первый полет 1958
Единиц произведено 5195

McDonnell Douglas F-4 Phantom II (Фантом 2) – американский многоцелевой истребитель третьего поколения, созданный компанией McDonnell Douglas в конце 1960-х годов.

История F-4

Изначально, проект F-4 был инициирован в компании McDonnell Douglas (в то время McDonnell Aircraft) по заказу ВМС США – морякам нужен был новый, более эффективный самолет на замену устаревшему F-3 Demon.

В 1953 году все еще рассматривались варианты модернизации F-3 с новым двигателем и оборудованием, однако ВМС отказались от модификации F-3H Super Demon, так как у них уже имелись самолеты, способные выполнять задачи, которые должна была выполнять новая модификация, а общего улучшения не было.. Флоту нужен был совершенно новый самолет.

В 1955 году McDonnell получил пакет требований к новому самолету – нужен был всепогодный перехватчик, способный защитить корабли от любого имеющегося в то время у СССР самолета.

Прототип XF4H-1 был разработан для применения ракет Sparrow III и оснащался двигателями J79-GE-8. Конструкция была весьма удачной аэродинамически, но продувки показали высокое давление на крыло, снижающее его ресурс – нужно было «выгнуть» крыло вверх на 5 градусов, что ухудшило бы характеристики. Вместо этого, конструкторы приподняли вверх лишь сегменты по краям на 12 градусов – так появилась необычная форма крыла F-4. Самолет так же получил один из самых мощных на то время радаров, управление которым было основной задачей второго пилота. Прототип так же получил все средства для взлета и посадки на авианосцы. ВМС заказало два прототипа XF4H-1 для проведения летных испытаний. В 1958 году прототип совершил первый полет. Год спустя начались испытания самолетов на авианосце Independence.

В течение всего периода испытаний разработчики и заказчики думали над названием. Предлагалось назвать самолет F4H «Satan» — Сатана и «Mithras» — Митра. В конце концов, решили не увлекаться мистицизмом и назвали модель Phantom II, как наследника истребителя McDonnell FH-1 Phantom.

В начале производства радар Фантома был заменен на еще более мощный Westinghouse AN/APQ-72. В дальнейшем, не смотря на то, что F-4B был морским самолетов, по требованию в унификации авиационного парка, самолеты пошли на вооружение ВВС, тем более, что F-4C их требованиям к многоцелевому истребителю-бомбардировщику вполне удовлетворял. Первый Фантом для ВВС взлетел в 1963 году, разогнавшись в первом же полете до 2-х скоростей звука.

Видео F-4 : Видео запуска двигателей, руления и взлета

Модификации F-4

Варианты для ВМС и морской пехоты США

  • F4H-1F (F-4A) — первая модификация, состоявшая на вооружении ВМС США.
  • F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A
  • RF-4В (F4Н-1Р) — невооружённый фоторазведчик на основе F-4В
  • F-4G — вариант самолёта F-4В.
  • F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель
  • F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование
  • F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

Варианты для ВВС США

  • F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально обозначалась F-110A.
  • RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на основе F-4С (первый полёт 18.05.1964).
  • F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).
  • F-4Е — усовершенствованный истребитель, масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В.
  • F-4G Wild Weasel V — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е

Экспортные варианты

  • F-4EJ — F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией «Мицубиси дзюкогё».
  • F-4F — модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ.
  • F-4K — вариант для Королевских ВМС Великобритании
  • F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании.

Эксплуатация

Истребители F-4 Phantom II находились в производстве с 1958 по 1979 годы. Всего было построено 5195 единиц.

Будучи весьма удачным самолетом, Фантом активно поставлялся в многие страны, в том числе: в Австралию, Великобританию, Германию, Грецию, Египет, Израиль, Иран, Испанию, Турцию, Южную Корею и Японию. Самолет подвергался значительным модернизациям и был выведен из ВВС США и стран Европы лишь в 1990-х годах. В ряде стран Фантомы планируется эксплуатировать вплоть до 2015 года.

Будучи одним из самых распространенных машин своего времени F-4 Phantom II стал одним из символов Холодной Войны и, естественно, участвовал в большинстве конфликтов второй половины ХХ века. В первую очередь это, конечно, война во Вьетнаме, Арабо-Израильские войны и другие конфликты, в которых участвовали страны, имевшие на вооружении F-4 (в том числе Иран, Турция и Греция)

Схема F-4

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-4

Тип многоцелевой истребитель
Силовая установка два ТРДФ General Electric J79-GE-8 тягой по 7,7 тс
Максимальная боевая нагрузка 7,2 тонны
Практический потолок 18 898 м
Дальность полета 2 380 км
Максимальная взлетная масса 20,23 т
Максимальная скорость 2390 км/ч
Размах крыла 11,70 м
Площадь крыла 49,23 кв. м
Длина 17,78 м
Высота 4,95 м

F-4 ФАНТОМ II американский самолет истребитель фото видео, стал настоящим символом военной авиации западного мира в 1960-1980 годы прошлого века. Помимо напряженной службы на переднем крае холодной войны, F-4 «Фантом» II принимал самое активное участие и в «горячих точках»: войне во Вьетнаме, арабо-израильских конфликтах и ирано-иракской войне. Ниже по тексту смотрим видео, в основном показаны боевые действия в Вьетнамской войне.

фото RF-4B вид по левому борту 1990 г

F-4E 1-й тренировочной эскадрильи ВВС Германии и 9-й эскадрильи ВВС США. Совместные учения. Авиабаза ВВС США Холломан, Нью-Мексико, США, 1992 год.

F-4 ФАНТОМ II во Вьетнаме.
Первые боевые вылеты американские «Фантомы» совершили 5 августа 1964 года в рамках операции «Пирс Эрроу» — удара по северовьетнамским торпедным катерам в отместку за т. н. Тонкинский инцидент (якобы имевшую место атаку катерами двух американских эсминцев в Тонкинском заливе). В этой операции участвовали F-4B из эскадрилий VF-142 и VF-143 с авианосца «Констеллейшн». Первые официально признанные воздушные победы были записаны на счет F-4B 17 июня 1965 года. В тот день пара самолетов из эскадрильи VF-21 была наведена на четверку МиГ-17, приближающихся к группе американских ударных машин.

F-4N VF-111 запуска с CV-42 1977

F-4J Phantom II 93-й эскадрильи ВВС США

Бой происходил на встречных курсах, благоприятных для американских истребителей, и имел вид классического ракетного перехвата. С дистанции в 10-12 км оба «Фантома» выпустили по ракете AIM-7D, и два МиГа были сбиты, а уцелевшая пара северовьетнамских истребителей вышла из боя.

  1. В общей же сложности «Фантомы» ВМС и корпуса морской пехоты одержали над Вьетнамом 39 воздушных побед, потеряв в воздушных боях 7 своих самолетов.
  2. Таким образом, соотношение побед и потерь составило 5,57:1.

Общие же потери «Фантомов» ВМС и корпуса морской пехоты в Юго-Восточной Азии составили 71 машину, из них 53 были сбиты огнем ПВО.
Очень активно действовали над Вьетнамом и «Фантомы» из состава ВВС.

  • На их счету — 107,5 воздушных побед (из 137, одержанных ВВС во Вьетнаме).
  • Но и собственные потери были огромными: только за первые 18 месяцев участия в войне ВВС США лишились 69 F-4C.

Помимо чисто истребительных задач, «Фантомы» ВВС широко применялись и для нанесения ударов по наземным целям. В 1972 году началось широкомасштабное применение экипажами F-4D управляемых авиабомб «Пэйв Уэй» I с лазерным наведением и семейства HOBOS — с телевизионным.

F-4 ФАНТОМ II американский самолет истребитель фото видео арабо-израильские войны.
Израиль в 1969-1976 годах получил в общей сложности 230 «Фантомов» (214 самолетов F-4E и 16 — RF-4E). Машины, имевшие в этой стране название «Курнасс» («Кувалда»), на долгое время стали одним из основных типов самолетов ВВС Израиля. 9 октября 1969 года пара «Курнассов» 201-й АЭ совершила первый боевой вылет на патрулирование воздушного пространства в районе Шарм-эль-Шейх. 22 октября пара той же эскадрильи нанесла удар по позиции египетских ЗРК С-75 у Абу Суэйра.

F-4G ФАНТОМ II 35-го тактического крыла ВВС США. Операция «Щит пустыни», 1992 год

Истребители F-4 ФАНТОМ II фото

А 4 ноября два «Курнасса» появились над Каиром, несколько раз на малой высоте преодолев звуковой барьер. Результатом стали тысячи лопнувших от звуковой волны оконных стекол. Эта психическая атака должна была продемонстрировать способность ВВС Израиля нанести удар даже по наиболее защищенным объектам Египта — а к таковым, безусловно, относилась столица. 11 ноября 1969 года израильские «Фантомы» одержали первую воздушную победу. В скоротечной схватке над Суэцким заливом экипаж 69-й эскадрильи ракетой AIM-9B сбил один МиГ-21. А уже спустя несколько дней была понесена и первая потеря. 17 ноября «Курнассы» нанесли удар по двум РЛС на территории Иордании, передававшим информацию о воздушной обстановке над югом Израиля. Во время атаки один из самолетов был сбит огнем зенитной артиллерии.

Фантомы над египетскими пирамидами. Египет, 1985 год.

F-4N Phantom II 531-й эскадрильи ВМФ США, Эль-Торро, 1982 год

Настоящим испытанием для израильских ВВС стала война Судного дня (Йом-Кипур), начавшаяся 6 октября 1973 года скоординированным ударом египетской армии с рубежа Суэцкого канала и сирийской территории — из района Голанских высот. К тому моменту ВВС Израиля располагали четырьмя эскадрильями «Курнассов» — примерно 130 самолетов. 6 октября экипажи «Фантомов» II одержали в общей сложности 23 воздушные победы, сбив 14 вертолетов Ми-8, шесть МиГ-17 и по одному МиГ-21, Су-7 и КСР-11. Собственные потери составили одну машину из 119-й АЭ, сбитую ракетой ЗРКС-125. Когда же 14 октября война вступила в завершающую фазу, «Курнассы» имели на своем счету 51 воздушную победу. Но и собственные потери были весьма ощутимы — 26 самолетов.
F-4 ФАНТОМ II американский самолет истребитель фото видео ТТХ

Схема окраски Phantom II и конструктивные особенности самолета

Конструктивная схема МАКДОННЕЛ ДУГЛАС F-4 «ФАНТОМ» II фото видео

  • Тип: двухместный истребитель-бомбардировщик
  • Двигатели: ТРД «Дженерал Электрик» J79-GE-17А максимальной тягой без форсажа/на форсаже 5400/8095 кгс
  • Размеры, м: длина: 19,2, высота: 5,0, размах крыла: 11,7, площадь крыла: 49,2 кв. м
  • Вес, кг: пустого: 13 757 нормальный взлетный: 20 800 максимальный взлетный: 28 030
  • Технические характеристики:
  • максимальная скорость, км/ч: 2370
  • дальность полета с ПТБ, км: 2600 практический потолок, м: 18 300
  • Вооружение: 1 х 20-мм шестиствольная пушка М61А1 (боекомплект 640 патронов); УР различных типов, УАБ, бомбы, блоки НАР и ПТБ массой до 7250 кг на 9 узлах внешней подвески.

После войны было сформировано еще две эскадрильи «Курнассов» — 105-я и 115-я разведывательная. Таким образом, вплоть до конца 1980-х г. в составе ВВС Израиля оставалось шесть эскадрилий «Фантомов» II. Они участвовали в ливанской войне 1982 года. Сняли «Курнассы» с вооружения в 2004 году.

Смотри видео «F 4 фантом II» американский истребитель символ военной мощи запада, за 15 минут узнаешь много нового, кто кому надрал задницу и какими самолетами.

Фирма-разработчик «Макдоннелл», по самым оптимистическим прикидкам, рассчитывала выпустить порядка 500 таких машин. Никто даже и предположить не мог, что общее количество построенных «Фантомов» превзойдет первоначальные планы в десять(!) раз, а спустя более полувека после начала испытаний прототипа этот истребитель будет и дальше оставаться в строю.

27 мая 1958 года впервые поднялся в воздух прототип нового американского палубного истребителя «Phantom» II. Ничто не предвещало, что этот истребитель-бомбардировщик в последующие десятилетия станет одной из легенд мировой авиации.

Разработка будущего «Фантома» началась летом 1953 года. Руководство фирмы вело проектирование на свой страх и риск, не зная, самолет какого целевого назначения потребуется флоту. Попросту разрабатывалась машина с максимально высокими летными данными, которую можно было бы относительно легко адаптировать под конкретные цели. Большие внутренние объемы фюзеляжа позволяли разместить солидный запас топлива и установить необходимый набор бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

F-4S VMFA-312 Пенсакола 1986

Трапециевидное крыло большой площади обеспечивало хорошие летные характеристики как на больших, так и на малых скоростях, а также позволяло подвесить боевую нагрузку значительной массы. Для удовлетворения потенциальных требований заказчиков предусмотрели сменную носовую часть с одно- либо двухместной кабиной, а также различным составом бортового оборудования и вооружения. Заказчик — авиация ВМС — остановился на двухместном варианте. Новый самолет должен был стать всепогодным истребителем с чисто ракетным вооружением — встроенное пушечное вооружение не предусматривалось. Прототип, обозначавшийся YF4H-1, впервые поднялся в воздух 27 мая 1958 года. В декабре он победил в сравнительных испытаниях конкурента — истребителя Воут XF8U-3 «Крусейдер» III. Уже весной 1959-го был готов первый серийный образец.

Флотские модификации F-4 ФАНТОМ II американский самолет истребитель фото видео

  • F-4A (до 1962 года F4H-1F) — малая серия с двигателями J79-GE-2. РЛС AN/APQ-50 или AN/APQ-72. Изготовлено 45 единиц.
  • F-4B (до 1962-го F4H-1) — первая массовая модификация (в 1961-1967 годах построено 649 самолетов). Двигатели J79-GE-8. РЛС AN/APQ-72. Помимо УР «воздух — воздух» «Спэрроу» и «Сайдвиндер» способен применять обычные и ядерные авиабомбы, НАР, а также УР «воздух — поверхность» «Буллпап» с радиокомандной системой наведения.
  • Впоследствии 228 F-4B прошли модернизацию, получив обозначение F-4N.
  • F-4J — модернизированный вариант с новой системой управления вооружением AN/AWG-10 со значительно расширенными функциями, более мощными двигателями J79-GE-10 и другими доработками. В 1966-1972 годах изготовлено 522 экземпляра, часть из которых позже модернизирована до уровня F-4C.

RF-4C Phantom II 163-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США идет на дозаправку. Авиабаза Марч, Калифорния, США, 1991 год

Модификации F-4 ФАНТОМ II американский самолет истребитель фото видео для ВВС США

Высокие летные данные F-4 II вызвали интерес к нему со стороны ВВС США. Несмотря на традиционное соперничество между видами вооруженных сил, здравый смысл возобладал, и истребитель также приняли на вооружение ВВС.

  • Первый вариант, получивший обозначение F-4C, отличался от F-4B с РЛС AN/APQ-100 двигателями J79-GE-15, более развитым радиосвязным оборудованием и другими изменениями. В 1963-1966 г-ах построили 583 таких самолета.
  • F-4D с РЛС AN/APQ-109, с новым прицелом и расширенными возможностями комплекса РЭБ, выпускался в 1966-1968 г-ах (825 единиц). Наиболее глубокие изменения были внедрены в следующей модификации.
  • F-4E, единственной из всех «Phantomов» II получившей встроенную пушку. Кроме того, она комплектовалась новым радаром AN/APQ-120 и двигателями J79-GE-17. С 1967 г. было выпущено 1387 таких самолетов, из них 404 — по экспортным заказам.
  • RF-4C — разведчик для ВВС с удлиненной носовой частью, в которой устанавливались три аэрофотоаппарата. Кроме того, он оборудовался инфракрасным сканером и РЛС бокового обзора. В 1964-1973 г.г. построили 505 штук.
  • RF-4B — самолет-разведчик для корпуса морской пехоты с оборудованием, аналогичным RF-4C. В 1965-1970 годах изготовлено 46 экземпляров.
  • RF-4E — разведчик на базе F-4E. На вооружение ВВС США не принимался, поставлялся только на экспорт (156 едениц с 1970 г).
  • F-4G «Уайлд Уизл» V — самолет прорыва ПВО, оборудованный комплексом РЭБ
  • AN/APR-38 и вооруженный противорадиолокационными ракетами. Переоборудовался из ранее выпущенных F-4E. В 1977-1981 г.г. поставлено 116 самолетов.
  • QF-4 — дистанционно управляемые мишени, переделывавшиеся из списанных «Фантомов» II различных модификаций.

    F-4Cs заходят на посадку New York 1986 г

    Специальные экспортные модификации F4 Phantom «Фантома».

  • F-4ЕJ — вариант F-4E для Японии с измененным составом бортовой аппаратуры и отсутствием возможности применения оружия «воздух — поверхность». Поставлено 140 самолетов, из них 138 собрано в 1972-1981 г. в Японии фирмой «Мицубиси».
  • F-4F — облегченная и упрощенная модификация F-4E для ВВС ФРГ. В 1973-1976 годах изготовлено 175 экземпляров.
  • F-4K («Phantom» FG.1) — палубный истребитель для Великобритании на базе F-4J, но оборудованный двухконтурными ТРД «Спэй» британской фирмы «Роллс-Ройс». В 1967-1969 поставлено 48 единиц.
  • F-4M («Phantom» FGR.1) — вариант для ВВС Великобритании, отличавшийся от F-4K расширенными возможностями для ударов по наземным целям. В 1967-1969 изготовлено 116 самолетов.

В 1959-1962 годах на «Фантомах» II было установлено 16 мировых рекордов скорости, скороподъемности и высоты полета.

F-4 Фантом 2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

В сентябре 1953 г. компания «Макдоннелл-Дуглас» приступила к созданию всепогодного двухдвигательного истребителя, и в июле 1955 г. был заключен контракт на постройку двух опытных XF4H-1 и пяти предсерийных самолетов, которые получили название Фантом» 2 (ранее уже был самолет под названием «Фантом»). Техническое проектирование истребителя завершилось в августе 1956 г. Свой первый полет «Фантом» 2 совершил 27 мая 1958 г. 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A и использовались только для проведения летных испытаний, в ходе которых были получены более высокие летно-технические характеристики, чем предполагалось.

Самолет F-4 Фантом 2 — видео

В декабре 1960 г. для ВМС США начались поставки серийного варианта, который в сентябре 1962 г. получил обозначение F-4A. Когда в октябре 1979 г. производство «Фантом» 2 прекратилось, было уже выпущено 5057 машин, из них 1196 для зарубежных потребителей. Кроме того, компания “Мицубиси» по лицензии построила 127 самолетов F-4. Общее число произведенных самолетов, таким образом, достигло 5195 машин (с чем могут конкурировать только истребители МиГ-21).

Самолеты «Фантом» 2 в свое время установили абсолютные мировые рекорды высоты полета (30040 м) 6 декабря 1959 г. и скорости (2585,43 км/ч) 22 ноября 1961 г. Мировой рекорд скорости на малой высоте (1452 км/ч) продержался 16 лет. Учитывая огромную роль, которую сыграли самолеты F-4 в боевых действиях во Вьетнаме, можно сказать, что «Фантом» 2 был одним из лучших в мире военных самолетов своего времени.

Модификации

F-4B (F4H-1) — вариант с двигателями J79-GE-2У-2А тягой по 7326 кг. Ударный вариант F-4B оснащался РЛС управления огнем APQ 72 и мог нести до 7257 кг различного ударного вооружения.

QF-4B — обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные мишени.

RF-4B (F4H-1Р) — невооруженный фоторазведчик на основе F-4B с удлиненной носовой частью для ВМС США (первый полет 12 марта 1965 г.).

F-4C — вариант истребителя-штурмовика, аналогичный F-4B. но с двойным управлением и двигателями J79-GE-15 тягой по 7711 кг и другими изменениями в системах самолета (первый полет 27 ман 1963 г.).

EF-4C — обозначение самолетов F-4C, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» для ведения РЭБ.

RF-4C — самолет тактической разведки на базе F-4C, но оборудованный как RF-4B (первый полет 18 мая 1964 г.).

F-4D — серийный вариант для ВВС США. аналогичный F-4C, но оснащенный оборудованием для решения задач ВВС (первый полет 8 декабря 1965 г.)

EF-4D — обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» (радиоэлектронная разведка и огневое подавление РЛС ПВО).

F-4E — основной серийный вариант с более мощными двигателями J79-GE-17, увеличенным запасам топлива, новой РЛС APQ-120 с меньшими габаритами за счет перехода на микроэлектронные схемы, с предкрылками для улучшения маневренности и встроенной 20-мм шестиствольной пушкой с боекомплектом 639 снарядов (первый полет 30 июня 1967 г.). На ряде истребителей F-4E в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолеты противника на большом удалении.

F-4E(J) — вариант F-4E, производимый в Японии по лицензии компаниями «Мицубиси» и «Кавасаки».

RF-4E — экспортный вариант F-4E, оборудованный для ведения тактической разведки.

RF-4E( J) — невооруженный разведывательный вариант F-4E(J) Для ВВС Японии.

F-4F — вариант F-4E для ВВС Германии, модернизированный корпорацией МВВ в 1991 г.

F-4G «Уайлд Уизел» — вариант самолета F-4B (первый полет 20 марта 1963 г.), применявшегося во Вьетнаме с системой линии передачи данных ASW-1 о боевых действиях по наземным целям. Впоследствии такое обозначение получили самолеты серии F-4E, переоборудованные в конфигурацию «Уайлд Уизел» (первый полет 6 декабря 1975 г.). Переоборудование первого самолета F-4G серийной конфигурации завершилось в апреле 1978 г., и в этом же году он стал поступать на вооружение.

F-4G «Уайлд Уизел» предназначен для обнаружения и подавления РЛС ПВО на маршрутах полета ударных самолетов к объектам ударов при прорыве ПВО противника, а также для выполнения самостоятельных операций по подавлению системы ПВО. Для поражения средств ПВО противника применяются ПРЛР, УР класса «воздух—поверхность» AGM-65 «Мейверик» с оптоэлектронной ГСН и кассетные боеприпасы для поражения площадных целей.

При выполнении этой задачи самолеты F-4G должны первыми войти в зону боевых действий для подавления наземных средств ПВО противника. Сопровождение ударных самолетов осуществляется при прорыве зоны ПВО и глубоком проникновении в тыл противника. При этом перед F-4G ставится задача создать безопасный коридор пролета ударным самолетам к цели. В зависимости от типа цели, установленного вооружения и характера боевых действий самолет F-4G может совершать полет на средних и малых высотах. Атака цели и полет вблизи ее осуществляются на высоте 60— 300 м при больших дозвуковых скоростях.

На самолетах F-4G и Е используются: прицельнонавигационная РЛС ANyAPQ-120, ЭВМ системы управления пуском ракет AN/ASQ-91, цифровая ИНС AN/ARN-101, аппаратура сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек AN/ALE-40, совмещенная с системой предупреждения о радиолокационном облучении. В отсеке вооружения установлены 25 быстросъемных блоков станции радиотехнической разведки-обнаружения и определения местоположения источников радиолокационного излучения APR-38.

В состав оборонительного радиоэлектронного оборудования F-4G входит контейнер с оборудованием AN/ALQ 119-12 (-14) для постановки помех в диапазоне частот от 2 3 до 8—10 ГГц или контейнер с оборудованием для постановки помех AN/ALQ-131. Основным БРЭО самолета F-4G является система AN/APR-38. включающаяся вычислитель HAWC для представления членам экипажа классифицированных данных об угрозе, об управлении системой при различных режимах ее работы, блок индикации CIS, оптический прицел AN/APQ-30 (Mod) и супергетеродинный блок. Система AN/APR-38 предназначена для обнаружения радиолокационного излучения ото всех существующих советских импульсных РЛС и РЛС непрерывного излучения. Самолет F-4G вооружен высокоскоростной ПРЛР AGM-88A/C HARM, которая может применяться для самообороны или поражения указанных или внезапно обнаруженных целей В состав вооружения самолета могут входить также другие ПРЛР, управляемое оружие, запускаемое вне зоны объектовой ПВО противника, и обычное вооружение.

F-4J — палубный многоцелевой истребитель ВМС США (первый полет 27 мая 1966 г.), с двигателями J79-GE-10 тягой по 8119 кг. увеличенным крылом и переделанным хвостовым оперением для улучшения взлетно-посадочных характеристик, оснащенный автоматической системой посадки на авианосец.

F-4K — модифицированный вариант F-4J для английских ВМС с двигателями Роллс-Ройс Спей RB.168-25R Мк.202/203 тягой по 9305 кг. В английских ВМС эти самолеты получили обозначение «Фантом» FG Мк.1.

F-4M — модернизированный вариант F-4K, обозначенный в английских ВМС как «Фантом» FGR Мк.2.

F-4N — палубный истребитель ВМС США на базе F-4B с усиленной конструкцией и оснащенный современным электронным оборудованием (первый полет 4 июня 1972 г.).

F-4S — модернизированный вариант F-4J с усиленной конструкцией и установленными предкрылками.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж само лета типа полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины летчика. Шасси трехопорное. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад, основные стойки — в крыло.

Самолет F-4E оснащен двумя ТРДФ. Топливо размещается в семи мягких топливных баках в верхней части фюзеляжа и двух интегральных баках в средней части крыла. Кроме того, под крылом и фюзеляжем предусмотрена подвеска двух ПТБ. Имеется система дозаправки топливом в полете при помощи телескопической штанги (для самолетов ВВС) и по системе «шланг-конус» (для палубных машин).

Управление необратимое бустерное, с гидравлическим приводом и системой демпфирования по трем осям. Имеется САУ AN/ASA-32. В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно — доплеровская РЛС AN/APQ 120 (способна обнаруживать воздушные цели только на фоне свободного пространства на максимальной дальности 70 км), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Средства РЭБ включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALO-71/72/87.

Пилотажно-навигационная система F-4E состоит из ИНС AN/ASN-63, счетно-решающего устройства AN/ASN-46 и радиовысотомера малых высот AN/APN-155. Для связи радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик навигационной системы TACAN. На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нише под фюзеляжем, УР «Спэрроу». «Сайдуиндер» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два-три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 снарядов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах. Самолет может быть вооружен двумя ядерными бомбами Мк.43, Мк.57. Мк.61 или Мк.28. Для действия по наземным целям может оснащаться шестью УР АСМ-65 «Мейверик».
Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС. «Боевое крещение» «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантома» стали самолеты МиГ-21ПФ. «Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в ирано-иракской войне (1980— 1988 гг.).

Тактико-технические характеристики F-4 Фантом 2

— Первый полёт: 27 мая 1958 года
— Конец эксплуатации: 1992 год
— Единиц произведено: 5195

Экипаж F-4 Фантом 2

— 2 человека

Размеры F-4 Фантом 2

Вес F-4 Фантом 2

— пустого самолета: 13760
— топлива: 6080
— нормальная взлетная масса: 20800
— максимальная взлетная масса: 26330

Двигатель F-4 Фантом 2

— 2 x ТРДФ General Electric J79-GE-17
— Максимальная тяга, кН: бесфорсажная 2 х 53,00
— Максимальная тяга, кН: форсажная 2 х 79,60

Скорость F-4 Фантом 2

Практический потолок F-4 Фантом 2

— 16 600 м

Дальность полета F-4 Фантом 2

— 2380 км (без ПТБ)

Вооружение F-4 Фантом 2

— 1 × 20 мм шестиствольная пушка М61А1 Vulcan (639 снарядов),
— Боевая нагрузка на 9 узлах внешней подвески
— 4 УР средней дальности AIM-7 Sparrow в нишах под фюзеляжем, УР AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AIM-4 Falcon, УР Bullpup или Shrike на подкрыльевых узлах подвески, 6 УР AGM-65 Maveric.
— блоки с НАР, свободнопадающие бомбы
— Самолет может нести две ядерные бомбы Mk 43, Mk57,Mk61,Mk28.