Это сделали немцы

Немцы — сдержанные и харизматичные

О немцах можно говорить часами. Этот народ имеет невероятно богатую историю, культуру, фольклор, гордится своей кухней и наукой. Их привычки зачастую принимают за правила этикета, а сам немецкий язык во многих странах принят за официальный деловой. Влияние этого народа на весь мир и Европу в частности непереоценимо. Давайте же узнаем о них как можно больше.

Внешность

Современные немцы зачастую ничем себя не выдают. Только опытный физиономист может точно сказать, что перед ним именно немец, а не кто-либо другой. Их лица порой совершенно не похожи друг на друга, как это распространено у американцев. В одежде у немцев четко прослеживается сдержанность. Даже дорогие наряды остаются неброскими. В целом их можно назвать типичными представителями европеоидной расы.

Характер

О немецком характере слышали во всех цивилизованных странах. Главная черта этого народа — педантичность. Прийти вовремя на деловую встречу, сдать книгу в назначенный час и непременно выполнять каждое свое обещание — вот принципы немецкого народа.

  • Особое отношение у немцев к работе — для них не существует мелочей. Скрупулезным нужно быть в каждой детали;
  • Их можно назвать одним из самых бережливых народов на планете. Спонтанных покупок немцы делать не любят, продумывать семейный бюджет и стараться всячески сэкономить, получив максимальную выгоду, не просто важное, а необходимое условие жизни;
  • Трепетное отношение к природе так же характеризует немецкий народ. Для немца немыслимо портить окружающую среду. Именно поэтому в Германии есть партия зеленых, которая имеет право голоса, часто оказывающегося решающим в политике;
  • В повседневной жизни забота о природе выражается в сортировке мусора и регулярной уборке территории. Вы удивитесь, но Германия является одной из немногих стран, в которой мусор необходимо сортировать по форме. Особенно это касается бутылок. Как результат, в этой стране переработка мусора является крупной и развитой индустрией;
  • Нередко можно видеть негативную реакцию общества на новости о превышении допустимых объемов вредных выбросов. А для многих организаций, занимающихся защитой экологии, принципиально сохранить каждый водоем и даже маленький участок леса;
  • Многие считают, что проявление эмоций для немцев чуждо. С одной стороны, это действительно правда, а с другой — едва ли касается молодежи. Взрослые немцы не любят проявлять эмоции на публике и раскрывают себя только в отношениях с друзьями и родственниками;
  • Традиционно немцы разделяют профессиональную и личную жизнь. На работе некогда веселиться, нужно сосредотачиваться и работать. Вечером же можно позволить себе отдохнуть. Поэтому в буквальном смысле у каждого взрослого жителя Германии есть две личности. Одна профессиональная, а другая — житейская.

Традиции

  1. Традиции немцев в современной Германии берут корни еще с давних времен. Пиво в стране является наиболее часто употребляемым напитком. Его ставят на каждом праздничном столе независимо от мероприятия. Даже если речь пойдет о праздновании успешного завершения проекта, пиво обязательно должно быть.
  2. В числе нетипичных для русского и украинского человека обычаев — нахождение в доме в обуви. Ее просто не принято снимать, даже если человек прошелся по улице во время дождя. Отметим, что чистота самих улиц нареканий не вызывает, однако мало кому понравится, если на его любимом ковре оставят следы. Поэтому дотошные хозяев иногда предлагают гостям надеть бахилы.
  3. Весьма важным для немцев праздником является строительство дома. Отмечают его еще до окончания завершения стройки, как только будут готовы все стены. Отмечать вместе с будущими хозяевами приходят не только их друзья, но и строители. По окончании праздника обязательно плетется венок, который затем повесят на одной из стен как можно выше. Это необходимо для обеспечения благополучия в доме.
  4. Немцы обязательно празднуют урожай, разлив вина или пива по бочкам, да и в принципе устраивают праздники в честь алкогольных напитков. Так у них издавна принято веселиться, демонстрировать свои достижения в области пивоварения всем вокруг и благодарить природу за щедрость.
  5. Знаменитый Октоберфест — яркое подтверждение тому, как немцы обожают хмельной напиток. Причем съезжаются на этот фестиваль люди со всего мира. Молодежь и взрослые пьют просто немереное количество пива, веселятся днями и ночами, вкушая колбасы и жареных цыплят.
  6. Религия тоже повлияла на традиции общества в Германии. Немецкие католики соблюдают Великий пост, отмечают приход весны и другие известные всему миру праздники. Особое значение в стране имеет большой карнавал, который празднуется ежегодно. Причем подготовка к нему начинается строго 11 ноября в 11 часов и 11 минут. Само же мероприятие длится в течение 6 дней и сопровождается безудержным весельем и гуляньями. Карнавалу сопутствуют большие трапезы, а готовятся к нему в течение нескольких месяцев. Немцы и здесь проявляют педантичность, тщательно продумывая организацию и буквально каждый час карнавала. Примечательно, что первыми начинают отмечать женщины. В один из дней празднества им позволительно настоящее с точки зрения немцев безумие. К примеру, женщина запросто может срезать пару пуговиц или галстук у мужчины, после чего поцеловать в щеку в знак симпатии. После большого карнавала следуют еще два, которые протекают в более спокойном тоне. Во время одного из таких празднеств наступает «сажистая» пятница, когда дети начинают мазать друг друга сажей. Еще есть «гвоздичная» суббота и «тюльпановое» воскресенье, сопровождающиеся гуляньями во многих крупных городах.

В ходе карнавалов многие люди наряжаются клоунами, ведьмами, принцессами и королями. В эти дни немцы совсем не похожи на себя: они веселятся, словно дети, кричат и поют и в целом ведут себя как сумасшедшие.

История

Немецкий этнос, как принято сейчас считать, начал свое формирование в 1 веке нашей эры. Германские племена тогда насчитывали несколько групп, постепенно появилось Восточно-Франкское королевство, которое в 10 веке стало именоваться Тевтонским. Раздробленность Германии в то время была довольно велика и сохранялась вплоть до 19 века. В результате как таковая нация была сформирована относительно недавно — в 1871 году.
Изначально племена населяли территории, близкие к реке Рейн. Условно их разбивают на несколько групп, которые являются предками современных британцев, австрийцев, швейцарцев и других народов. Значительные изменения в племенном строе стали происходить примерно в 5 веке, когда началось первое формирование народов как таковых. Этот период ознаменовал ассимиляцию, распады одних племен и образование других. В значительной мере на историю немцев того периода повлияли франки, имевшие большую военную мощь. Письменность и литература начала зарождаться ближе к 9 веку, и в первую очередь носила религиозный характер.

Язык

Появление немецкого языка ознаменовало возникновение единства нации. В современном мире немецкий не случайно является главным языком делового мира Европы наряду с английским, ведь эту позицию он завоевал еще в 14 веке. Немецкая письменность начала свое становление в 16 столетии, когда богослов Мартин Лютер завершил перевод Нового Завета. Именно тогда германские народы стали пользоваться письменностью для написания художественной литературы.
Велико влияние на немецкую речь неологизмов, которые пришли из славянского и французского лексиконов. Английские неологизмы также сумели прочно укорениться в разговорном языке и письменности. Пунктуация и орфография до сих пор претерпевают изменения. Так, ряду преобразований язык подвергся в 2007 году.
Сами немцы негативно воспринимают внесение изменений в родную речь. Однако в правительстве делают это с целью максимального упрощения, что должно способствовать распространению в широкие массы. Пока что результатов от реформы, проведенной в 2007 году, а также реформ 90-х годов как такового не наблюдается.

Особенности

Рукопожатие в деловой среде является обязательным в отношении мужчин и женщин. Если на встрече присутствует много незнакомых людей, то пожать руку достаточно тем, кто вас пригласил, а с остальными прощаться на словах.
С родственниками принято обниматься без поцелуев. При этом иногда немцы друг к другу прижимаются щеками.
Немцы часто проявляют внимание друг к другу во время беседы, поэтому могут неотрывно смотреть на вас, когда вы с ними разговариваете.
Немец вряд ли зайдет, если после стука ему не ответят. В Германии принято стучаться и ждать ответной реакции. Если же она не последует, значит, никого нет. Такая же ситуация может произойти в бакалее или кондитерской, когда ее владелец может оказаться очень занят. Поэтому благочестивый немец обязательно подождет, когда человек освободится и только затем поздоровается.
Если рассмеяться во время забавной истории, немцу может показаться, что вы ему не верите. В России и на Украине смех является вполне нормальной реакцией на смешную историю, но в Германии так принято реагировать только на шутки.
Велико значение для немцев такого понятия, как семья. Это не просто идеал, а самые верные люди. Однако процент разводов все равно довольно велик, что многие объясняют большим количеством стресса в повседневной жизни.

Отношение к детям в Германии довольно специфичное. Их стараются обеспечить всем необходимым и дать комфортную жизнь, однако далеко не каждый немец будет лелеять свое чадо. У многих людей они ассоциируются с излишним шумом. Кроме того, дети часто нарушают правила и общественные устои, что может вызывать негодование у соседей или окружающих. Понятие дома и уюта практически священно. Немцы прекрасно осознают, что прогресс в современном мире все более усиливает урбанизацию, которая способна разобщить людей. Именно уют связывает их с прошлым, семьей, предками и потомками.
Чудачество у немцев порицается. Выделяться можно только на карнавале, а в повседневной жизни нужно способствовать коллективизации. Сами они друг над другом шутят, что будут ругать за несимметрично развешенное белье. Яркая одежда с причудливыми принтами, как это модно у корейцев, вызовет у иного немца недоумение. Простота и аккуратность — вот главные критерии цивилизованного человека. Пожилые люди в Германии пользуются особым статусом. Их фактически принято считать элитой, поскольку именно в пенсионном возрасте немец становится независимым и многоуважаемым членом общества. В таком возрасте принято заниматься хобби, на которое раньше не хватало времени, начинать путешествовать, организовывать бизнес и просто позволять себе ту жизнь, о которой всегда мечтал. В Германии люди среднего возраста признаются, что хотели бы поскорее стать пенсионерами, поскольку считают жизнь этой категории населения лучшей во всех ее проявлениях. Вместе с тем пожилой человек служит образцом для молодых, а потому на его плечи ложится большая ответственность.
Четвероногий друг для немца столь же важен, как и любой член семьи. И это непременно должна быть собака. Самыми популярными породами в Германии являются овчарки и пудели разных мастей. Победы на выставках и достижения иного пса будут считаться немцем одним из главных поводов для гордости. Неудивительно, что в Германии так много клубов, в которых участники хвастаются своими питомцами. Кошек немцы тоже любят, хотя они не так популярны. Еще менее значимыми для них являются хомячки или попугаи. Критика в адрес животных или неуважительное отношение вызывает сильное раздражение, порой граничащее с гневом.

Отношение к иммигрантам в Германии довольно противоречивое. Немногим из них удается укорениться в обществе и остаться на постоянном месте жительства. Прежде всего, это касается выходцев из Турции, Молдавии, Румынии и других стран, откуда приезжают неквалифицированные рабочие. Именно их называют гастарбайтерами, что дословно переводится как «приглашенные работники». Однако тенденция последних лет указывает на то, что в Германии отношение к приезжим стало резко меняться. Молодежь часто выступает в защиту приезжающих на заработки людей, отстаивая их права. Особенно это касается политических беженцев. Все это приводит к ужесточению иммиграционной политики. Пограничники часто дежурят в состоянии полной готовности, тщательно прочесывая границы.
Очень щепетильны немцы в отношении лжи и приукрашивания. Если вы захотите рассказать историю, в которой немец угадает искажения, он непременно сделает замечание и даже обвинит во лжи. Если что-то в ваших словах немцу не нравится, он об этом быстро даст знать. Поэтому с ними легко говорить начистоту, ведь этот народ стремится, чтобы его понимали предельно ясно.
Очереди немцы недолюбливают. На работе в общественной столовой они могут стоять стройным рядом и ждать смиренно, но когда речь идет о любом общественном месте, то здесь не избежать негодования. Стоять в очереди — тратить время, а тратить время для иного немца немыслимо. Поэтому иногда можно видеть, как люди в очередях толкаются и даже могут начать ругаться.
Мы уже писали, что рукопожатие считается крайне важным для немцев. И вы не представляете, насколько сильно. Этот жест в Германии означает не только приветствие, но и согласие. Немец пожмет вам руку при любом удобном случае, особенно представитель старшего поколения. Например, если он одобряет ваше мнение или договаривается с вами о прогулке, совместном походе, покупке в магазине. Практически любое одобрение должно сопровождаться рукопожатием. В знак глубокого уважения рукопожатие должно длиться как можно дольше, а иногда оно бывает и чересчур крепким.
В Германии практически всегда принято обращаться к другим людям на «Вы». Даже если вы проработали с человеком более 10 лет, это правило этикета нужно соблюдать. Как и у других людей, немцы «наводят мосты» друг с другом через интересы. Примечательно, что дружеское обращение среди взрослых обязательно включает фамилию.
Очень плохо немцы относятся к лицемерию. Они стараются быть откровенны и говорить предельно открыто. Немец говорит, что думает, и думает, что говорит. Одновременно они сильно ценят дружбу, стараясь приходить друг другу на выручку даже в самых сложных ситуациях.

Еда

Отношение к еде у немцев особое. Так называемый Фресвелле (Fresswelle) до сих пор можно наблюдать в современном обществе Германии. В буквальном смысле это понятие означает обжорство. Обжорами в этой стране люди стали не от хорошей жизни, а из-за малого количества продуктов во время Второй мировой войны. Когда экономика вновь начала развиваться, на прилавках появилось множество продуктов, и неуемные аппетиты дали о себе знать.

Сейчас Германия до сих пор лидирует в потреблении свинины, опережая все страны Европы. Сами немцы говорят, что человек сыт не хлебом единым, а сосисками с ветчиной. Особым уважением пользуется хлеб, который выпекается в немереных количествах. Всего насчитывается примерно 200 сортов, наибольшей популярностью пользуется хлеб с отрубями. Любят немцы и сладости, в том числе шоколад, торты и пирожные. Основу их рациона составляют всевозможные бутерброды, например, с джемом, сыром и колбасой. Также сюда входят яичница с жареными колбасами, выпечка и различные салаты. Несмотря на кажущуюся скудность, упрекнуть в качестве продуктов Германию невозможно. Строгий контроль и надлежащее исполнение норм дают о себе знать.

Национальный костюм

Немецкие национальные костюмы стали популярны благодаря распространенным во всем мире фестивалям. Первые костюмы заимствовались у римлян. Эта тенденция сохранялась вплоть до 16 века, затем стала появляться первая одежда, прообраз которой лег в основу современного национального костюма Германии. Конечно, о роскошных нарядах простолюдины могли лишь мечтать. Закон запрещал им носить подобную одежду, потому для них была доступна только лишь та, которую шили из грубой материи.

Национальный наряд позволял узнать статус, профессию и регион проживания.
Женщины носили корсаж или кофту. В Баварии вместо юбок было принято носить платья. В довольно большом ассортименте всегда были представлены головные уборы: соломенные шляпы, платки, чепцы.
До наших дней лучше всего удалость сохранить два типа национального наряда, а именно трахтен и дирндль. Первый могут носить оба пола, а второй создан специально для женщин. Его характеризуют бюстгальтер, пышная блузка, корсет (реже жилетка) и сарафан. Дирндль непременно украшается кружевами и лентами.
Интересно, что женский национальный костюм изначально был создан для прислуги. Позже он стал универсальным. Важным элементом дирндля был бант, который завязывался на фартуке. Незамужняя завязывала бант слева, а девушка замужем, наоборот, справа. Вдовы носили его посередине. На ногах девушки часто носили гетры с полосками.

Немецкий мужской национальный костюм включает жилет, пиджак, куртку и брюки, которые могут быть заменены кожаными штанами. Штаны неизменно короткие и довольно широкие. Мужчины также надевали длинные чулки голубого цвета, часто носили и подтяжки. Обязательный атрибут — охотничий нож на поясе. Ни один мужчина не обходился без шляпы, на которой обязательно закреплялось перо. Современный вариант национального костюма носят редко. В конце концов, это настоящая роскошь. Если вы захотите увидеть немцев в таких нарядах, лучше поехать в Баварию. Отметим, что их принято шить из исключительно натуральных тканей, в том числе кожи. Такую одежду носят с гордостью.
О немцах можно рассказать еще очень многое, ведь этот народ имеет невероятно богатую культуру и наследие. И все же про него можно сказать одно наверняка: лучше один раз увидеть настоящих немцев в Германии, чем сто раз о них услышать.

Обязательно посмотрите национальный танец Валепп, ярко отражающий дух немцев. В танце принимает участие несколько пар, выполняющих довольно сложные элементы. Манера неизменно зажигательная.

Народ немцы

Германия славится не только своими достопримечательностями, но и самобытным неординарным народом, который имеет свои отличительные этнографические особенности. Нижеприведенное повествование поможет лучше понять саму сущность немецкого быта и вращающихся в круговороте событий жизни жителях Германии.

Про немцев начистоту

Каждый, кто хоть раз бывал в Германии, не мог не заметить характерные черты немцев, которые в большинстве своем отличаются высоким темпераментом, чрезмерной педантичностью и пунктуальностью. При этом этот народ имеет свои этнические признаки, среди которых наиболее выделяются – продолговатая форма лица немцев, светлые волосы, бледная кожа, светлые глаза, прямой узкий нос и высокая переносица. То есть преобладают все признаки атланто-балтийской малой расы, куда еще можно добавить средний рост немцев и появившуюся со временем характерную пигментацию кожных покровов. Имена немцев в большинстве своем имеют одинаковое окончание – Клаус, Штраус…
Немецкой размеренности и упорядоченности характера послужило историческое становление германской земли, которая повидала на своем веку немало горестных событий. Во многом сказалось и ее географическое положение, а также постоянная неопределенность относительно своих границ. Но, тем не менее, немецкий быт сложился на порой дотошной аккуратности, порядочности, удивительной пунктуальности, педантичности, где во всем проглядывается твердость характера и неиссякаемый оптимизм.
Кроем того, про немцев еще можно сказать, что их бюрократическая машина до сих пор не претерпела существенных изменений, что особенно ясно проглядывается при обращении к органам местной власти. А по бесконечному числу различных табличек там и тут развешенных, где только возможно, эта страна выходит на первое место в мире.
Другая сторона немецкого народа – это гостеприимство и умение хорошо повеселиться, тому доказательство многочисленные выставки и ярмарки, которыми так богата эта страна.

Маленькие слабости немцев

Глаза немцев буквально округляются при виде новой модели автомобиля, и это неспроста. Ведь машина для них – это любовница, друг и эталон высокого статуса. Еще для рядового немца характерна непреодолимая страсть к путешествиям, на которые многие из них копят почти всю жизнь. Купить при выходе на пенсию небольшой фургончик, оборудованный всем необходимым для постоянного проживания и пуститься в длительный круиз – мечта многих жителей Германии.
Стоит отметить и удивительную тягу к познанию культурной жизни других народов и изучению их языка, что объясняет свободную разговорную речь на французском, английском, русском и итальянском наречии. С давних пор немецкий народ был почитателем велосипедного транспорта, что объясняет их приверженность к здоровому образу жизни и сохранению первозданной природы.
Каждый немец большое значение придает своей семье, где особенно ценятся близкие отношения между всеми членами семьи, взаимопонимание, равенство в правах и самостоятельность. Дети, еще не достигнув совершеннолетия, зачастую пытаются найти себе работу и живут обособленно от родителей. Поэтому к концу школы многие из них уже имеют свою работу и сами способны прокормить себя и одеть. Причем, в семейные праздники собираются все родственники, и гулянье порой затягивается до самого утра.

Немецкие мужчины

Немецкие мужчины

Сильная половина немецкого народа отличается особой ответственностью перед семьей, детьми, женой – они законопослушные граждане. Такая открытость проявляется и во внешности – глаза немцев мужчин излучают тепло и заботу, не смотря на некоторую суровость самого стереотипа. С виду это подтянутые, интересные, высокие, спортивного телосложения мужчины, реже – толстые с выпяченными животами. Аккуратность и сдержанность – главные черты характера немцев мужчин.
Их отличает особая дисциплинированность, надежность, предсказуемость.

Немецкие женщины

Немецкие женщины

В отличие от других, немецких женщин сразу можно разглядеть по их обыденной простоте, и в тоже время по особому шарму и изысканности на праздничном ужине или где-нибудь в ресторане. Многие считают лица немцев женщин немного неприглядными, но этот вывод ошибочный. По своему, каждая из представительниц прекрасного пола необычна, привлекательна и обладает особым притягательным лоском.
В большей степени – это самодостаточные личности, которые не смыслят себя без работы. Основными их достоинствами можно назвать – трудолюбие, занятость, умение диктовать условия, не нарушая при этом прав совместно проживающих с ней людей. Их врожденная самостоятельность, независимость и способность самим пробить себе дорогу в жизни вызывает у многих восхищение их непреодолимой силой к внутренней свободе. Женщина в Германии сама выбирает свой жизненный путь и надеется только на свои силы.
Однако им не чужды простые женские слабости, а их излишняя самоуверенность и самостоятельность совсем не мешает им быть любимыми.

Известные немцы

Кроме этого, немецкая нация может похвастаться своими учеными умами и деятелями искусств с мировым именем. Нельзя не вспомнить известного композитора Людвига ванн Бетховена, великого художника Альбрехта Дюрера, Макса Борна, Иоганна Кеплера, Альберта Эйнштейна и других светлых умов, прославивших Германию на весь мир.

НЕМЦЫ

Народы, Российский исторический словник Большая Российская энциклопедия», Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия «История отечества» (1997), Энциклопедия «Святая Русь»

НЕМЦЫ — народ, основное население Германии. В Российской Федерации 843 тыс. человек. Живут также в США, Канаде, Казахстане, Бразилии и других странах. Язык немецкий германской группы индоевропейских языков. Верующие — протестанты (в основном лютеране) и католики.

Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров, алеманнов и др., смешавшиеся в первые века нашей эры с романизированным кельтским населением на юго-западе и юге Германии и с ретами в Альпах. После раздела Франкской империи (843) выделилось Восточно-франкское королевство с германоязычным населением. В начале 10 века оно стало называться Тевтонским (название восходит к этнониму древнегерманского племени тевтонов); в немецкой форме самоназвание — диутисце (позднее дойч) известно с середины 10 века, что свидетельствует о сложении немецкой общности. В 10-14 веках Немцы заселили земли к востоку от Эльбы, частично ассимилировав местное население. В эти века шёл и процесс переселения отдельных групп Немцев на территории современных Чехии, Польши, Венгрии, Румынии и других стран Европы. Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие Немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история Немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей — баварской, саксонской, швабской, франконской и др. — и в то же время складывались общие для всех Немцев черты культуры. В начале 16 века процесс консолидации проявился, прежде всего, в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол Немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в 18-19 веках активную эмиграцию Немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во 2-й половине 18 века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания. В 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии. Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце 19 века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп Немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У Немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания — баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.

Немцы

Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке — срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом — одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его — стойла для скота, у противоположной входу в дом стены — жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца 19 века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже — жилая часть, в верхнем — подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении — печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге — роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.

Немецкая традиционная одежда начинает складываться с 16-17 веков на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в 19 — начале 20 века вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В 19 веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до 20 века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В 19-20 веках широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.

Немцы

В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия (лапша, клёцки и т.п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища — свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.

С конца 19 века у Немцев преобладала малая семья с 1-2 детьми. У некоторых групп Немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни Немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).

Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в 19 веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У Немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.

Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с Немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. «Немцы» — название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен» (Deutschen), а жителей Германии — «германцами» (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны — они «немцы», а по отношению к немцам Германии — «советские немцы» (а в последнее время они часто называют себя «российские немцы», независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для Немцев характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран — голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.

Предки российских Немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового «Дранг нах Остен» — наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем Немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине 17 века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо Немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к Немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём Немцы. К середине 18 века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. Немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.

Древние германцы

Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети 18 — начале 19 века. В 1764-74 были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в 1803-23 образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 — в Бессарабии, 8 — в Крыму. В это же время (в 1817-19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца 18 века несколькими волнами в Россию — в Причерноморье, а позднее (в 1855-70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине 19 века (1830-70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала 18 века шло также переселение Немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце 18 века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине 19 века Немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для Немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов — выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.

После Октябрьской революции в октябре 1918 на Волге была создана Трудовая коммуна Немцев Поволжья, преобразованная в 1924 в Автономную республику Немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. Немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. Немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 Немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика Немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных Немцев составило около 700-800 тыс. человек. В 1959 в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. Немцев (в том числе в России — 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К 1970 численность Немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения 1979, число Немцев в бывшем СССР составило 1936,2 тыс. К 1989 численность Немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х годов их стало меньше в связи с массовой эмиграцией Немцев в Германию.

Значительная часть Немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% Немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры — жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные.

Основу хозяйства Немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.

Древние германцы (каменный век)

Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.

В строительстве колонисты сочетали национальные традиции с имевшимися строительными материалами. В южных степных районах дома были глинобитными или саманными. В северных районах преобладают деревянные постройки. Крыша двух- или четырёхскатная, из черепицы или досок. Встречается несколько типов жилых домов: дом с линейным расположением помещений, поставленный узким фронтоном к улице (так называемый фронтонный дом); дома, расположенные осью вдоль улицы, когда окнами на улицу выходят несколько помещений, четырёхкомнатные дома, где помещения расположены не последовательно, а «крестом», вокруг главной печи. Пол, потолок, печь в доме окрашены. Обязательным элементом немецкой усадьбы является летняя кухня. Сараи, баня, коптильня, специальный задний двор для скота объединяются под одной крышей, охватывая двор с трёх сторон. Фасад дома, ворота, заборы украшают орнаментом (резьба, роспись). Интерьер жилища отличают резная деревянная мебель, пуховые перины, обилие вышитых и вязаных салфеток. Вышивают гладью цветы, птиц, изречения из Библии.

Яркой вышивкой украшалась праздничная одежда. Традиционный костюм отошёл в прошлое. У женщин он состоял из кофты, сборчатой юбки, передника, головного платка, кожаных башмаков. Существовала деревянная обувь «шлёры». Из овечьей шерсти вязали кофты, жилеты, чулки, носки, варежки. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, жилета, башмаков, шляпы. Одежда меннонитов отличалась тёмными цветами и отсутствием украшений.

Традиционная пища — куриная лапша (нудль), суп с клёцками, фруктовый суп. На праздники готовят свинину или гуся с капустой, пекут пироги (кухе). Существует несколько вариантов рулета (штрудель). На зиму коптят сало, мясо и рыбу, делают разнообразные колбасы. Из напитков предпочитают кофе.

Немецкий народ

Далекими предками немцев были германские племена, ставшие также прародителями англичан, австрийцев, шведов, норвежцев, датчан, голландцев и исландцев. Немецкий народ один из самых многочисленных среди германской группы. По примерным подсчетам по всему миру расселено около 100 млн. человек этой нации, более 80% из которых проживает в Германии.

Этногенез немцев

По одной из версий название «немцы», употребляемое во всех славянских языках, произошло от племени неметов, существовавшего в античности. Самоназвание Deutsche происходит от древнегерманского слова «народ». В большинстве европейских языков название немцев происходит от латинского слова German.

Этническими предками немцев были хаты, гермундуры, свевы, алеманы и другие племена, объединенные в герминонокие племенные группы. Они являлись прародителями баварцев, гессенцев, тюрингов. Сейчас это австрийцы и швейцарцы, говорящие на языках германской языковой семьи. Племена франков, населяющих территории вдоль реки Рейн, образовались в другую племенную группу – истевонскую. Третья группа – ингевонская — сформировалась из англов и саксов, переселенцев с острова Британии, а также фризов и ютов. Большинство их потомков проживает в Северной Германии в наши дни.

Из-за климатических изменений и последовавшим за ними похолоданием в III-V вв. в Европе началось Великое переселение народов. Вынужденная миграция повлекла исчезновение одних германских племен и объединение других в более крупные группы. Так исчезли бургунды и лангобарды. Сегодня об их существовании свидетельствуют только названия областей во Франции и Италии.

Сильнейшее влияние на формирование немецкой нации и языка оказали франки, которые в V веке сформировали собственный диалект, отразившийся на верхненемецком наречии. Франкское племя состояло из двух больших групп — салических и рипуарских франков. Говор первых сформировал голландский и фламандский язык, рипуарский диалект лег в основу верхненемецкого наречия. Именно франки завоевали Францию и Италию, создав на их территориях феодальное государство.

В X-XI веках произошло ослабление франков и усиление влияния саксов. Их государство носило название Тевтонское и именно в нем проявились первые признаки целостности и единения немецкого народа. Эти черты отмечаются в архитектуре и памятниках того времени.

Активная завоевательная политика в X в. привела германские племена к завоеванию итальянских земель и преобразованию Тевтонского государства в Римскую империю. В XIV веке произошло расширение германских владений на Восток, были завоеваны территории поморских славян. Началась колонизация славянских земель, в результате которой произошло смешивание германского населения со славянским и сплочение первого на покоренных землях.

Несмотря на формирование общегерманских основ, долгое время Германия была раздробленной. И лишь в XIX в. при активном вмешательстве прусского короля начались процессы централизации, закончившиеся образованием Германской империи и сплочении народа. Принято считать что процесс формирования единой нации завершился в 1871 году.

Религия и обычаи немецкого народа

Большая часть населения являются протестантами и католиками, и отмечают христианские праздники – Рождество и Пасху. Праздник Адвента — ожидание пришествия Иисуса Христа в мир и День Святого Николауса — отмечаются только среди немецкого населения. Особое место занимает Вальпургиева ночь, названная в честь проповедницы христианства святой Вальпургии.

Самыми популярными праздниками в Германии считаются пивные фестивали. Самое масштабное торжество – Октоберфест, за период его празднования выпивается более миллиона галлонов пива.

Национальный костюм немцев

Традиционная немецкая одежда оформилась в XVI- XVII веках. В некоторых районах Германии – Верхняя Бавария, Шварцвальд, Гессен, она и сегодня частично сохранилась среди старшего поколения.

Женский костюм представляет собой корсет поверх кофты или рубашки с рукавами. Нижняя часть состоит из сборчатой юбки и фартука. На голову надевался платок, повязанный разными способами.

Мужской национальный костюм состоит льняной рубахи, заправленной в короткие штаны. Нижнюю часть ног прикрывают высокие гольфы.

Язык и письменность

Началом зарождения немецкого языка и письменности считаются VIII-IX вв., когда появляется первое упоминание диалекта германского народа Восточнофранкского государства — «teudisca lingua» (тевтонское наречие). В XI-XII веках сложилось множество диалектов, похожих между собой – баварский, алемандский, среднефранкский, нижнесаксонский. Поэты того времени пользовались верхненемецким диалектом.

У истоков немецкой письменности, формировавшейся в XV веке, стоят известные литераторы: Томас Мурнер, Себастьян Брант и Ульрихом фон Гуттен.

Примечательно:

  1. Характерной чертой немецкого народа является их педантичность, тактичность и аккуратность. Эти качества проявляются во всех сферах жизни.
  2. Из-за удивительного смешения христианства и древних обычаев, ежегодно в Вальпургиеву ночь (30 апреля) отмечается не только день памяти христианской святой, но и языческий праздник плодородия, а также время пробуждения нечистых сил, пиршество ведьм и колдунов.
  3. В немецких семьях принято делить счет пополам, супруги платят каждый за себя, то же касается и бюджета.
  4. Наряду с пивом, которого в Германии насчитывается несколько тысяч сортов, любимыми продуктами немцев считается более 1000 различных колбасок, хлеб, выпекаемый более чем по 300 различным рецептам и минеральная вода, представленная 500 вариантами.
  5. По одной из распространенных в Германии версий, немецкий язык мог стать официальным в США, так как в XVIII в. при голосовании на его определение английский язык победил с перевесом лишь в 1 голос.
  6. По количеству завоеванных за всю историю Олимпийских игр наград немцы уступают только американцам.

0gnev

М.Рыльский || «Известия» №216, 12 сентября 1943 года
СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы Гомель, Нежин, Красноград, Верхнетокмак. (3 стр.). В.Ильенков. Бессмертие Александра Матросова. (2 стр.). П.Никитин. Мариуполь 11 сентября. (2 стр.). Максим Рыльский. Это сделали немцы. (2 стр.). Бр. Тур. Лесной бой. (2 стр.). М.Степин. Некоторые вопросы поточного метода в производстве. (3 стр.). Б.Келлер. Советские ботаники. (3 стр.). И.Зубарев. Ты снова будешь жить, мой город! (3 стр.). Аркадий Первенцев. В Аджарии, стране солнца. (4 стр.). Положение в Италии. (4 стр.). Обращение Черчилля и Рузвельта к итальянскому народу. (4 стр.). Заявление бывшего помощника государственного секретаря США Молей о Финляндии. (4 стр.). К об’явлению Ираном войны Германии. (4 стр.).
# Все статьи за 12 сентября 1943 года.
От боли сжимается сердце при виде фотографий, на которых изображены зверски замученные в Макеевке женщины, дети!.. Беспримерны злодеяния наших врагов, их подлость, их трусливая жестокость.

Советские люди, запомните эти снимки, лица наших сестёр, обезображенные страданием и предсмертными муками, искалеченные тельца детей! Навеки-вечные опозорили себя подлые немецкие изверги. Ребёнок восьми месяцев с расколотым разрывной пулей черепом… Двухлетний мальчик, убитый штыком в спину, и пятилетний — с распоротым немецким штыком животом… Исколотые, обезображенные женские трупы, тела юношей, застывшие в ужасных предсмертных судорогах. Искалеченные тельца детей прильнули к матерям, видевшим перед смертью мучения своих детей. Целыми семьями лежат замученные советские люди: родители рядом с детьми, сестры с братьями. И такое страдание на лицах убитых, такая мука в глазах детей, что кровь стынет в жилах и гнев, священный гнев к палачам и мучителям народа нашего охватывает душу советского человека.

Это сделали они, наши враги — те, кто называет себя носителями «нового порядка» в Европе. Те, что пришли на нашу счастливую, свободную землю, как завоеватели и колонизаторы. Это делают они систематически, с тупым немецким упорством, с цинической немецкой методичностью. Земля украинская стонет от немецких злодеяний, самая мысль о которых леденит кровь.

Это делали немцы при захвате наших городов и сёл, это делают они при отступлении в бессильной и тупой ярости… Поруганная земля наша кричит о мести. Каждый камень её полит невинной кровью советских людей, сестёр и братьев наших, невинных детей, чьё отрочество так любовно лелеяла вся Советская страна. Рука злодея оборвала их жизнь, обрекла на мучения, непереносимые даже для взрослого человека. Это сделали немцы.
Где, какие матери, каким волчьим молоком вскормили этих выродков, этих убийц? Да будут прокляты груди, питавшие этих злодеев, да высохнут женские руки, обнимавшие убийц и благословлявшие палачей на самый позорный в мире поход! Да падёт невинная кровь детей и стариков наших на головы окаянных извергов — солдат и слуг палача Гитлера! Да будет проклята фашистская Германия, причинившая столько горя и слез миллионам людей!
Народ украинский, тебе пришлось перенести страшные мучения, немецкую неволю. Много пало, много перебито немцами украинцев и украинок в эту войну. Многие угнаны на немецкую каторгу, многие замучены. Все, побывавшие на освобождённой от немцев украинской земле, видели тени оставшихся в живых, глубокий, смертельный ужас в глазах. Я читал этот ужас во взорах жителей Харькова и украинских сёл, где побывали немцы, и он отзывается в моём сердце, в душе каждого советского человека неизмеримой болью!
Немцы должны ответить за злодеяния на земле украинской, за мучения украинского народа, за каждую каплю крови наших детей. Мы запомним всё — и невинно пролитую кровь, и слёзы пытаемых младенцев. Мёртвых оплакиваю я, живых призываю к мести!
Советские люди, запомните эти снимки. Помните о них и в час боя, и во время труда, и в минуту отдыха. Когда вам трудно бывает во время войны, когда усталость сковывает ваше тело, вспомните о тех, кто пал жертвой палачей, наглых захватчиков нашей земли. И новые силы польются в вас. Рука станет тверже, удар могучее. Помните, что в Германии ещё томятся наши братья и сестры, что стонет земля Полтавщины, Черниговщины, Киевщины. Помните, что, может быть, сейчас, и эту минуту рука немецкого палача протыкает штыком живот младенца, расстреливает семьи наших братьев и сестер.

Не может быть покоя на сердце советского человека, пока хотя один немец лютует на советской земле, пока не отомщены злодеяния врагов наших. За растоптанных, истерзанных, искалеченных и изнасилованных — месть! За сожженные дома, уничтоженные города и села, за израненную землю — месть! За страдания родины нашей, за гибель жен наших и детей — месть!
Друг мой, боец! Народ украинский благословляет тебя, воина Красной Армии, на славный подвиг возмездия. Ждет от тебя освобождения украинской земли.
Уже встает заря победы, солнце свободы озарило освобожденные украинские города и села. Любовь народная удесятеряет силы нашей доблестной армии, идущей вперед на запад.
Да свершится страшный суд над злодеями, принесшими столько горя и слез людям нашим!
Да грядет великий час освобождения и воскресения родной земли! Смерть немецким палачам!
Мы не забудем несчастных советских людей, замученных немцами в Макеевке. Память о их мучениях будет жечь наши сердца до тех пор, пока фашистская Германия не получит возмездия. Мы отомстим, и мы победим! // Максим Рыльский. Перевод с украинского.
________________________________________________________
В.Гроссман: На Украине* («Красная звезда», СССР)
Убийства и истязания советских граждан* («Красная звезда», СССР)
Зверства и насилия над мирным населением в оккупированных советских районах («Красная звезда», СССР)
************************************************************************************************************
Бессмертие Александра Матросова
«23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254 гвардейского стрелкового полка 56 гвардейской стрелковой дивизии Александр Матвеевич Матросов, в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за дер. Чернушки, прорвавшись к вражескому ДЗОТ’у, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения».
Прочитав эти строки приказа Народного Комиссара Обороны, невольно переносишься мыслью в недалекое прошлое. В феврале этого года Красная Армия наступала, разрывая железобетонный пояс вражеской обороны. Немцы, как клещи, впились в нашу землю, с головой ушли в свои норы. Они встречали наши наступающие части жестоким прицельным огнём из дзотов, защищенных броней и бетоном. На долю наших передовых частей, штурмовавших вражеские укрепления, выпала трудная задача: пробить брешь в сплошной стене огня и стали, проложить путь главным силам, которые должны были войти в эту брешь, расширить её и смять врага.
В одной из таких передовых частей шёл гвардии рядовой Александр Матросов. Винтовкой, штыком, гранатой он пробивал дорогу товарищам своим, шедшим вослед, — словно стальная игла, прокалывая врага, он тянул за собой нить атаки.
Но вот острие иглы надломилось, наткнувшись на крепкую сталь, расплавилось в неистовом огне вражеских пулемётов: Александр Матросов шёл впереди. Путь ему преграждал дзот, и нить атаки внезапно оборвалась, рассеченная немецкими пулемётами. Матросов видел чёрный, задымленный зев амбразуры. Из пасти дзота высовывалось острое змеиное жало пулемёта, разившее идущих в атаку. Нужно было отсечь его, заткнуть глотку ревущему зверю, но у Матросова ничего не было, кроме сердца, горевшего ненавистью.
Прошло лишь одно мгновение, короткое, как вспышка зарницы. И как ночью в грозу, в голубом блеске молнии виден весь мир, так и в этот миг озарения души Матросов увидел себя и товарищей своих, прижавшихся к снегу, и алые пятна крови их на февральском белом одеянии поля, и подпись свою, выведенную взволнованной рукой на листочке присяги, и родной дом свой, и всех знакомых, с кем делил радость и горе, и всех, кого любил, кому желал жизни…
Прошло одно мгновение, но Матросов успел за это время сделать прыжок к амбразуре. Он знал, что заткнуть её нечем, кроме своего собственного тела, что залить неистовый огонь вражеского пулемёта можно лишь собственной кровью, что впереди — смерть. Ещё можно было отпрянуть в сторону, упасть и зарыться в снег, чтобы остаться в живых. Но эта мысль даже робко не посмела коснуться сознания. Матросов видел лишь огненное жало пулемёта и бросился вперед, чтобы схватить его и задушить.
Он прыгнул, выбросив вперёд руки… Звенящий грохот оглушил его. Алая кровь закипела на раскалённом стволе пулемёта, и смертельное жало его сломилось, наткнувшись на сердце Матросова. Смерть отпрянула от него и вошла в дзот, к ослепшим от мрака и бессильной ярости немцам.
Вокруг амбразуры таял снег, растопленный горячей кровью, — Матросов лежал лицом вперёд, на запад, и туда шли его товарищи, шёл 254-й гвардейский стрелковый полк, — ныне полк имени Александра Матросова, — шла его жизнь, шла его бессмертная слава. // В.Ильенков.
************************************************************************************************************
Тов. М.И.Калинин вручает вторую медаль «Золотая Звезда» Герою Советского Союза гвардии подполковнику В.А.Зайцеву.
Фото Н.Петрова.

************************************************************************************************************
Мариуполь 11 сентября
(От специального военного корреспондента «Известий»)
Вместе с частями Красной Армии мы входим в Мариуполь. Многострадальный город — он пережил два года страшной немецкой оккупации. И вот сейчас мы пересекаем его улицы и площади, всматриваемся в руины его домов, беседуем с жителями.
Тот, кто видал в эти дни Мариуполь и его жителей, на всю жизнь запомнит и горький дым пожарищ, и трупы, расстрелянных женщин и детей, и пожелтевшие от голода лица горожан, которые в последние недели прятались от немецкой жандармерии в подвалах, в развалинах зданий, в болотистых зарослях на берегу реки Кальмиус. Их ловили и травили собаками, за ними гонялись верхом и на автомашинах…
По приказу германского командования весь город Мариуполь было намечено сжечь, а жителей — от мала до велика — угнать в тыл. На заборах, на стенах появился приказ «фельдкоменданта», в котором говорилось:
«В связи с изменениями в расположении фронта, город Мариуполь очутился под известной угрозой. Высшее командованию распорядилось удалить население Мариуполя. Поэтому все жители должны подготовиться к уходу из города в западном направлении. Эвакуация будет осуществлена в четырёх больших группах. Отправление со сборных пунктов будет производиться в сопровождении полиции. Приказываю населению захватить с собой конные подводы, тачки и ручные тележки. С собой нужно взять продуктов питания на три дня. Всякий, кто будет встречен в городе после обозначенного для района его местожительства срока, будет осуждён по германским военным законам».
Улицы огласились воплями выгоняемых из жилищ горожан. Первыми выселили жителей портового района. Их согнали с детьми во двор военных казарм и ночью отправили по прибрежной дороге в село Ялта. Немецкие солдаты начали грабить и жечь дома угнанных людей. Город выгорал кварталами. Специальные команды на машинах под’езжали к зданиям и поджигали их. Если немцы находили в домах спрятавшихся жителей, то, независимо от пола и возраста, расстреливали их на месте. Так была застрелена в своей квартире по улице Апатова семья юриста Цветухова. Немцы зажгли дом и застрелили сыновей Цветухова, а затем отца. Семью Зинцова, проживавшую по улице Артёма, постигла такая же участь.
Если человек был болен и не мог двигаться, его сжигали вместе с домом. На улице Апатова в доме №130 лежала больная Валентина Могильная. Дом сожгли. Соседи, услышав вопли несчастной, вылезли из убежищ. Тщетно пытались они вынести больную из об’ятого пламенем здания. Немцы со смехом наблюдали эту сцену и без конца её фотографировали.
Многие жители сходили с ума, не будучи в состоянии вынести ужасов «эвакуации», многие кончили жизнь самоубийством. Известная всему городу зубной врач Анна Мелентьевна Кулева отравилась. Яд не подействовал. Кулева слышала, как немцы ломятся к ней в квартиру. Она повесилась в своей спальне.
Город горел. Толпы жителей четырьмя колоннами брели на запад, подгоняемые дубинками полицейских. Лишь стремительный удар Красной Армии по врагу помешал немцам полностью осуществить свой дьявольский план. Части населения удалось укрыться от гитлеровцев. Часть жителей, пользуясь замешательством немцев, разбежалась. Мы видели возвращение этик людей в город. Внешний вид их ужасен. Но в глазах сияет непередаваемая радость. Они счастливы. Пусть они лишились крова, пусть немцы отобрали у них всё их имущество. Но они снова со своими, они вернулись в родную семью. Ненавистью загораются их глаза, когда они рассказывают вам о немцах.
* * *
Что собой представляет сегодня некогда шумный, богатый, красивый приморский город? Мы об’ехали его вдоль в поперек. Перед нами открылись картины, леденящие кровь.
Мариуполь разорен, разграблен. Повсюду груды обгорелых развалин. Сожжены поселки Правый берег, Новоселовка, Шишманка, посёлок около завода им. Ильича. Уничтожены не только крупные общественные здания, как, например, театр, больница, но и большая часть жилых домов. Разрушены цехи завода им. Ильича, «Азовстали», взорваны мартены, домны, сгорел коксохимический комбинат. Некий Якоби, назначенный немцами директором «Азовстали» и тщетно пытавшийся наладить хотя бы видимость производства, приказал взорвать домну. Но у немецких сапёров ничего не выходило.
— Убирайтесь, я сам уничтожу! — крикнул Якоби.
Он заложил динамит и поджег шнур. Когда Якоби стал уходить, к нему бросился один из прежних рабочих, издали наблюдавший эту сцену. Сердце его сжималось от боли и гнева.
— Погоди, гадина! — Он сбил Якоби с ног и не дал ему далеко отбежать.
Прогремел взрыв, обломки похоронили проклятого немца. Честный патриот, — имя его, к сожалению, осталось неизвестным, — отдал свою жизнь, но покарал гитлеровца.
Оборудование заводов имени Ильича и «Азовстали» было в 1941 году, перед отступлением советских войск из Приазовья, вывезено нами на Восток. Немцам достались лишь голые стены заводских корпусов. Германское командование об’явило о передаче заводских зданий концерну Круппа и возвестило о том, что «новые крупповские предприятия» в Мариуполе работают. Это была сверхнаглая ложь. Ни о какой работе предприятий и речи быть не могло. Не успевших покинуть город рабочих немцы насильно загоняли в пустые цехи, заставляли бесцельно переносить из одного конца в другой тяжести. И это называлось «работой».
Нам в руки попали приказы «дирекции заводов Круппа». В них сказано, что, если рабочий не является в контору по вызову, он подлежит отправке в концлагерь. Все в Мариуполе знают, что такое немецкий концлагерь. Около сорока тысяч человек погибло в мариупольских концлагерях. Холод, голод и болезни косили заключенных. Горы трупов выбрасывались на свалку. Но смертность в лагерях немцам показалась недостаточной. В феврале этого года они приказали сотням людей, томившимся в лагерях, раздеться догола, загнали их в товарные вагоны, заперли и погнали составы в тупик на раз’езд Асланова. Люди в вагонах замерзли.
Из лагерей никто не возвращался. В них погибли сварщик Жихарев, прессовщик Кузякин и сотни рабочих «Азовстали» и завода имени Ильича.
Немцы установили в Мариуполе, как и во всех оккупированных ими городах, режим садистского террора. Не снял шапки перед офицером — наказание, недостаточно учтиво поклонился полицейскому — наказание. Гестапо опутало липкой паутиной весь город. Пытками и кровью пыталось оно смыть память о прекрасных советских днях города. Но народ не сдавался: то таинственно исчезали предатели и их находили с петлей на шее где-нибудь в углу заводского двора, то в одну ночь чья-то невидимая рука срывала вывешенные немцами портреты людоеда Гитлера. Люди, рискуя головой, тайком мастерили радиоприёмники и слушали Москву.
Гестаповцы бесились, хватали всех, кто казался подозрительным. Немцы стали сооружать виселицы на улицах. В доме по улице Апатова, 59, помещалась тайная полиция. В комнате пыток арестованного встречали дюжие охранники.
Они брали его за подбородок, издевательски восклицали:
— Миленький, признавайся!
За этим следовали свирепые удары. Если арестованный падал, его топтали ногами, а затем бросали на койку и пороли, как выражались, «давали плетей кровяных или простых». «Кровяные» — это избиение стальной тонкой проволокой. После 25 ударов человек умирал. «Простые» — удары резиновой палкой. Бывший газовщик доменного цеха завода «Азовсталь» тов. Лещенко получил шестнадцать «простых». Его привезли домой в бесчувственном состоянии.
После разгрома немецкой группировки у Таганрога среди немцев началось смятение. Начальники тюрем неожиданно приказали побелить стены камер. Они хотели стереть надписи, сделанные арестованными, и таким путём скрыть следы содеянных здесь преступлений. Но на полусгоревших стенах камер, где томились жертвы немецких оккупантов, мы прочли написанные кровью последние просьбы отправляемых на смерть. «Здесь сидели привезенные из города Шахты муж и жена, Валя и Вася. Мы жили в Шахтах на улице Энгельса, 42, в рабочем посёлке. Никто нас теперь не спасёт». Следующая надпись потрясающе лаконична: «Грицаев расстрелян. Мстите!» Отправить на расстрел в гестапо называлось — «выбыть на луну» или «выбыть в пропасть». Вот почему молодая женщина Нина Шипакина оставила запись: «Я и Ваня Малугин выбыли на луну без вины». Вот выцарапаны строки: «Лазарева-Козлова, рождения 1916 года, выбыла в пропасть. Будь они прокляты! Мстите без пощады!»

Много месяцев хозяйничали немцы в Мариуполе. Они планомерно разрушали предприятия, физически истребляли население. Награбленные ценные вещи эшелонами отправлялись в Германию. Немцы сожгли богатую библиотеку имени Короленко, взорвали церковь, надругались над религиозными чувствами верующих. Велик список преступлений врага. Поджигая дома, фашисты цинично заявляли: «Нас надолго здесь запомнят». Да, запомнят немцев и мариупольцы, и бойцы Красной Армии! Запомнят, чтобы отомстить за разрушенный город, за истреблённых невинных людей.
* * *
…Через сгоревший город проходят части Красной Армии. Бойцов 130-й Таганрогской дивизии полковника Сычёва особенно тепло приветствуют горожане. Это бойцы Сычева утром 10 сентября штурмовали оборонительную полосу противника, прорвали её, форсировали реку Кальмиус, ворвались на городские улицы и в результате многочасового уличного сражения выбили противника далеко за городскую черту.
Лица воинов опалены порохом, усталы. Но бойцы не останавливаются в городе, не задерживаются на приготовленных жителями квартирах. Они спешат дальше, на запад, где сверкают зарницы артиллерийской канонады. Проходящих воинов осыпают цветами, к ним бросаются на шею, крепко целуют, как самых близких и дорогих. Горновой Кузубеев плачет, он не стесняется своих слёз и, вытирая мокрые морщинистые щёки, тихо говорит:
— Идите, родные, идите, орлы… Впереди увидите много горя… Несите ненависть до конца, не расплескайте её и опрокиньте на головы немцев… Отомстите и за меня, и за убитую мою старуху, и за наш распятый город. Мы постараемся, всё восстановим. Старый горновой смотрит на своих товарищей и торжественно обращается к ним:
— Поспешим на завод, друзья. Нас ждёт дело.
Мариуполь освобождён. Мариуполь поднимется из дыма пожарищ, из руин и развалин; Он снова будет красивым и сильным — наш родной советский город! // П.Никитин. МАРИУПОЛЬ. (Доставлено самолётом).
************************************************************************************************************
Рост численного состава американских вооружённых сил
ВАШИНГТОН, 10 сентября. (ТАСС). Начальник штаба американской армии генерал Маршалл опубликовал двухгодичный отчёт штаба. В отчёте приводятся цифры роста численного состава американских вооружённых сил. По данным отчёта, американская армия за время с 1941 года выросла с 1,5 млн. человек почти до 7 миллионов, в том числе военно-воздушные силы увеличились до 2.088 тыс. человек. Офицерский состав армии насчитывает 521 тыс., из них 182 тыс. офицеров военно-воздушных сил.
____________________________________________
И.Эренбург: «Новый порядок» в Курске* («Красная звезда», СССР)
Зона пустыни* («Красная звезда», СССР)**
В.Финк: Варвары («Красная звезда», СССР)
В.Радкевич: Витебск — город смерти* («Красная звезда», СССР)
П.Крайнов, В.Коротеев: Что происходит в Орле («Красная звезда», СССР)*
Зверства немцев в Крыму: Симферополь, Ялта, Евпатория* («Красная звезда», СССР)**
Газета «Известия» №216 (8209), 12 сентября 1943 годаTags: 1943, Александр Матросов, В.Ильенков, Украина в ВОВ, газета «Известия», зверства фашистов, осень 1943, сентябрь 1943