День железнодорожных войск

День Железнодорожных войск РФ

Железнодорожные войска России ведут отчет своей истории от 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. В соответствии с этим положением и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.

В 1877-1878 годах, в ходе русско-турецкой войны, военные железнодорожники обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры — Галац.

Важную роль Железнодорожные войска сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой они построили около 300 километров ширококолейных железных дорог и до четырех тысяч километров узкоколейных, восстановили более 4,6 тысячи километров путей.

Датой создания Железнодорожных войск в Красной Армии является 5 октября 1918 года — приказом главнокомандующего ВС Республики объявлено их формирование.

В мирные годы военные железнодорожники выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог. Весом их вклад в победоносное завершение Великой Отечественной войны.

Железнодорожные части и соединения особенно отличились при обороне Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), в битвах под Сталинградом (ныне Волгоград) и на Курской дуге, во время стратегических операций фронтов на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии.

Выполняя поставленные задачи в тяжелых, чаще всего боевых условиях, они восстановили около 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов, построили свыше десяти тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов мин и фугасов.

После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно участвовали в восстановлении и реконструкции разрушенных железных дорог, строительстве новых железнодорожных магистралей. Наиболее значительными из них являются линии Кизел-Пермь, Усть-Каменогорск-Зыряновск, Абакан — Тайшет, Ивдель — Обь, Тюмень — Сургут, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль. Каждый девятый километр железных дорог в Советском Союзе был электрифицирован военными железнодорожниками.

Подразделения войск неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.

С 1991 по 2005 год Железнодорожные войска входили в силовую компоненту государства, находясь вне численности Вооружённых Сил РФ. В сентябре 1995 года указом президента РФ была создана Федеральная служба Железнодорожных войск РФ. Эта управленческая структура существовала до интеграции Железнодорожных войск в состав ВС России, которая состоялась в 2005 году.

27 ноября 2010 года приказом министра обороны РФ было утверждено Положение о Главном управлении начальника Железнодорожных войск.

Современные Железнодорожные войска по организационно-штатной структуре состоят из Главного управления Железнодорожных войск и управлений Железнодорожных войск военных округов. В Железнодорожных войсках находятся отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности и части центрального подчинения.

Начальник Главного управления Железнодорожных войск — генерал-лейтенант Олег Косенков.

На сегодняшнем этапе развития Вооруженных Сил Главное управление начальника Железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военно-учебным заведением, выпускающим высококлассных специалистов для железнодорожных войск и Управления военных сообщений Департамента транспортного обеспечения Минобороны России является Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (ранее — Военно-транспортный университет железнодорожных войск) — один из старейших военных вузов страны.

Как и все Вооруженные Силы, Железнодорожные войска совершенствуются, активно идет перевооружение в соответствии с Гособоронзаказом. До 2020 года на вооружении войск должно быть до 75% новой техники.

В 2014 году соединения и воинские части Железнодорожных войск получили около 100 единиц автомобильной техники и средств инженерного вооружения.

Целью совершенствования железнодорожных войск до 2020 года является придание им инновационного облика, удовлетворяющего потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов государства, соответствующего его экономическим и мобилизационным возможностям, в общей структуре военной организации государства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сегодня День воинской славы Железнодорожных войск

Сегодня в Железнодорожных войсках празднуют День воинской славы. 63 года назад 25 апреля 1945 года на станцию Берлин-Лихтенберг прибыл первый советский воинский эшелон. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1945 года, за образцовое выполнение задания командования в боях с немецкими захватчиками, при овладении столицей Германии – городом Берлином и проявленные при этом доблесть и мужество, 29 отдельная железнодорожная бригада была награждена орденом Красной Звезды и впредь стала именоваться “29 отдельная железнодорожная Варшавская орденов Кутузова II степени и Красной звезды бригада”.

Железнодорожные войска (ЖДВ) — специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства и заграждения железных дорог на театрах военных действий. Организационно сведены в соединения, части и подразделения. Впервые ЖДВ зародились в России в 1851 году, когда на Петербургско-Московской ж. д. были организованы военные железнодорожно-эксплуатационные формирования, входившие в состав инженерных войск.

Первые постоянные ж.-д. батальоны сформированы в 1876-77. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 они восстанавливали, строили и эксплуатировали ж. д. в Румынии, Болгарии, Турции. В 1903 ЖДВ, как специальные войска, были переданы из Главного инженерного управления в Главный штаб. В русско-японской войне 1904-05 ЖДВ осуществляли эксплуатацию Китайско-Восточной ж. д., сооружали узкоколейные ж. д. в Маньчжурии. В 1-ю мировую войну 1914-1918 роль и значение ЖДВ в обеспечении операций резко возросли, их численность увеличилась в несколько раз.

В Советской Армии ЖДВ созданы в октябре 1918 в виде отдельных ж.-д. рот, в 1919 переформированы в ж.-д. дивизионы и сведены в бригады. Советские ЖДВ действовали на всех фронтах Гражданской войны 1918-20; за боевые заслуги 5 ж.-д. дивизионов были награждены Почётными Красными Знаменами ВЦИК. В 1921 ж.-д. дивизионы переформированы в полки, в 1932 создан Особый корпус ЖДВ.

В начале Великой Отечественной войны 1941-45 ЖДВ эвакуировали подвижной состав и ценные грузы, ликвидировали последствия налётов авиации противника. В наступательных операциях Советской Армии ЖДВ совместно со специальными формированиями НКПС восстановили на территории СССР и за его рубежами около 120 тыс. км ж. д., что позволило успешно справиться с перевозками войск, вооружения, техники, боеприпасов и др. воинских грузов. За заслуги ЖДВ в Великой Отечественной войне 18 соединений и частей награждены орденами, одному соединению присвоено почётное наименование Гвардейского. Около 40 тысяч военных железнодорожников награждены орденами и медалями, 27 из них удостоены звания Героя Социалистического Труда. В послевоенное время ЖДВ были оснащены новейшей боевой, строительно-восстановительной техникой и получили дальнейшее развитие. (Источник: БСЭ).

Подвиг железнодорожника

А вы знаете, что День воинской славы железнодорожных войск, который отмечается 25 апреля, непосредственно связан со Смоленском? Эта дата выбрана потому, что 69 лет назад, в разгар боев за столицу гитлеровской Германии, на станцию Берлин-Лихтенберг прибыл первый советский воинский эшелон. А управлял им Андрей Егорович Лесников, боец 29-й отдельной железнодорожной бригады, которая сегодня базируется в Красном Бору под Смоленском.

А вы знаете, что День воинской славы железнодорожных войск, который отмечается 25 апреля, непосредственно связан со Смоленском? Эта дата выбрана потому, что 69 лет назад, в разгар боев за столицу гитлеровской Германии, на станцию Берлин-Лихтенберг прибыл первый советский воинский эшелон. А управлял им Андрей Егорович Лесников, боец 29-й отдельной железнодорожной бригады, которая сегодня базируется в Красном Бору под Смоленском.На локомотиве — через огонь и водуАндрей Лесников родился в 1912 году на территории современной Ростовской области. Еще до службы в армии работал на железнодорожной станция Глубокая младшим кондуктором, потом кочегаром паровоза. В армии тоже служил в ЖДВ, а вернувшись, окончил курсы машинистов и стал водить поезда.Вся его боевая биография в Великой Отечественной связана с 29-й железнодорожной бригадой. Враг, наступая, непрестанно бомбил стальные магистрали. С августа 1941-го Лесников с товарищами убирал со станций поврежденные вагоны, освобождал магистральные ходы, вывозил составы с боеприпасами, техникой, солдатами…Однажды Лесников получил задание вывезти из Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) эшелон с ранеными. Фронт был всего в нескольких километрах, путь частично разрушен, на станциях нет дежурных. Стрелки приходилось переводить самим локомотивщикам. В Орджоникидзе оказалось, что там застрял еще один эшелон с ранеными, без локомотива и бригады. Вопреки всем техническим нормам Лесников его забрал. Возможно, это был первый в истории железных дорог длинносоставный поезд. Прямо на перроне в Грозном, куда Андрей и привел состав, его приняли в партию.Под Пятихатками на Украине нужно было переправить на другой берег озера три цистерны с горючим. Все машинисты местного депо отказались: рельсы были уложены на баркасы, а все это инженерное сооружение плавно покачивалось на воде. А Лесников задание выполнил! …Вести первый эшелон в Берлин доверили именно ему — как лучшему машинисту взвода. Паровоз расписали белой краской: «За Родину!», «За Сталина!», «Вперед!». Фашисты полностью разрушили 80-километровый участок на подступах к своей столице. Восстанавливали его на ходу. 25 апреля 1945 года машинист паровоза старший сержант Лесников вместе с боевыми товарищами привел первый военный эшелон в осажденный нашими войсками Берлин. «Впереди для обкатки шли три четырехосные платформы. А потом наш паровоз польского производства — чистенький, надраенный до блеска, — вспоминал ветеран. — Проехали Кюстрин, мост через Одер. И вот он — Берлин- Лихтенберг. До сих пор в глазах опрокинутые вагоны и большие часы с застывшими стрелками на столбе».Его поезд подтянул к передовым позициям советских войск танки, тяжелую артиллерию, боеприпасы, продовольствие, медикаменты и, конечно, солдат, приблизив тем самым миг победы. На телеграмме, сообщавшей об открытии движения поездов по участку Кюстрин — Берлин, маршал Жуков наложил резолюцию: «Молодцы!» За этот подвиг старший сержант Лесников получил медаль «За отвагу» — самую почитаемую у солдат боевую награду.Победу он встретил в Берлине. После демобилизации восстанавливал в Глубокой родное депо. Ставил стахановские рекорды на стареньком паровозе, заработал звания лучшего машиниста сети дорог и почетного железнодорожника. Почти 40 лет Лесников отдал железной дороге. В 1986 году стал почетным железнодорожником Германской Демократической Республики. Весной 2005-го Андрей Егорович ушел из жизни, не дожив несколько дней до 60-летия Великой Победы. Имя героя увековечено в главном музее Великой Отечественной войны — в Москве, на Поклонной горе.

Ордена за Варшаву и Берлин29-я отдельная железнодорожная бригада сформирована 15 февраля 1941 года. 22 июня 1941-го ее личный состав получил боевое крещение у реки Днестр, обеспечивая отход наших войск и отражая атаки противника, а также минируя и уничтожая за собой мосты. Во время Великой Отечественной бригада выполняла задания по заграждению, минированию, восстановлению участков стальных магистралей. Основные места ее действий в период отступления были на Украине и Северном Кавказе, во время наступления — на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии.За образцовое выполнение заданий командования, овладение крепостью Прага (предместье Варшавы) и проявленные при этом доблесть и мужество бригада награждена орденом Кутузова 2-й степени, ей было присвоено почетное наименование «Варшавская». За штурм Берлина часть получила орден Красной Звезды. После войны бригада передислоцировалась в Вильнюс, с 1946 по 1992 год построила 2087,5 км главных железнодорожных путей. В 1992 году подразделение перевели в Московский военный округ с местом дислокации в Москве. Варшавская дважды орденоносная бригада, в частности, капитально ремонтировала трамвайные пути в Москве и Смоленске.В 1997 году управление бригады переведено на штат сокращенного состава и передислоцировано в Брянск, а в 2009 году часть вновь переформирована в 29-ю отдельную железнодорожную Варшавскую орденов Кутузова 2-й степени и Красной Звезды бригаду. С 1 сентября 2012 года управление бригады и личный состав базы хранения передислоцированы в пункт постоянной дислокации — Красный Бор под Смоленском. В ее задачи входят техническое прикрытие, восстановление, заграждение и строительство железных дорог.ЦИФРЫЗа время Великой Отечественной войны воинами бригады восстановлено: 8 600 км железнодорожного пути;13 100 погонных метров мостов;29 200 проводокилометров линий связи.

Смотреть что такое «День железнодорожных войск» в других словарях:

  • День Железнодорожных войск РФ — 6 августа в России отмечается День Железнодорожных войск РФ. Впервые этот праздник был установлен указом президента РФ от 19 июля 1996 года Об установлении Дня Железнодорожных войск Российской Федерации . В настоящее время отмечается как памятный … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Железнодорожных войск — Российской Федерации отмечается каждый год 6 августа. Впервые установлен указом Президента РФ № 1040 от 19 июля 1996 года. В настоящее время устанавливается указом № 549 от 18 июля 2006 г., указ № 1040 потерял силу. Приурочен ко дню образования… … Википедия

  • День железнодорожных войск России — 6 августа в России отмечается День Железнодорожных войск РФ. Впервые этот праздник был установлен указом президента РФ от 19 июля 1996 года Об установлении Дня Железнодорожных войск Российской Федерации . В настоящее время празднуется в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День Cухопутных войск России — День Сухопутных войск России отмечается ежегодно 1 октября на основании указа президента РФ Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации от 31 мая 2006 года. Свою историю сухопутные войска… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День сухопутных войск России — Свою историю сухопутные войска ведут от княжеских дружин Киевской Руси. Борьба за преодоление феодальной раздробленности, образование централизованного государства и ликвидацию иноземного гнета повлекла за собой увеличение численности армии, а… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День железнодорожника — на вокзале Челябинск Главный. 3 августа 2008. День железнодорожника профессиональный праздник, в который отмечаются профессиональные заслуги работников железнодорожного транспорта и достижения отрасли. В Росс … Википедия

  • День тыла Вооруженных Сил РФ — День тыла Вооруженных Сил (ВС) РФ учрежден приказом министра обороны РФ № 255 от 7 мая 1998 года. Он отмечается 1 августа как памятный день в соответствии с указом президента РФ от 31 мая 2006 года Об установлении профессиональных праздников и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День пограничника в России — 28 мая в России отмечается День пограничника. В этот день в 1918 году декретом Совета народных комиссаров (СНК) была учреждена пограничная охрана границы РСФСР, а в 1958 году установлен День пограничника СССР. В современной России День… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День речной милиции — Впервые в России такая правоохранительная структура, как речная полиция, была образована в июне 1867 г. Она осуществляла надзор за объектами водного транспорта, то есть проводила осмотры и освидетельствование судов, пристаней, а также и за… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День партизан и подпольщиков — Памятная дата 29 июня – День партизан и подпольщиков – установлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 10 апреля 2009 года О внесении изменения в статью 1–1 Федерального закона О днях воинской славы и памятных датах… … Энциклопедия ньюсмейкеров

День железнодорожных войск 

В годы правления Николая I были построены первые железные дороги. Для их охраны были созданы специальные железнодорожные войска. В настоящее время они являются частью Вооруженных Сил России и Белоруссии и следят за состоянием железнодорожного полотна, обеспечивают безаварийное движение поездов через мосты и безопасную работу всей железной дороги. Военным, осуществляющим службу в этих войсках, посвящен памятный день.

Когда отмечают

День Железнодорожных войск в России и Беларуси отмечается ежегодно 6 августа.

Дата в РФ учреждена 31 мая 2006 года президентским Указом № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». В 2020 году ее справляют 15-й раз.

В Белоруссии она определена 12 мая 1999 г. Указом Президента страны № 268 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь». В 2020 году торжества проходят 22-й раз.

Кто празднует

Дату отмечают более 50 тысяч военнослужащих железнодорожных войск России и Белоруссии.

История железнодорожных войск

Первое упоминание о военно-железнодорожном подразделении произошло 6 августа 1851 года, когда император Николай I ратифицировал «Положение о составе Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Были созданы военно-рабочие, кондукторские и телеграфические роты (позднее команды и батальоны) общей численностью более 4000 человек, которые охраняли мосты и переезды, поддерживали технически исправное состояние железнодорожного полотна.

История железнодорожных войск Беларуси исчисляется с августа 1876 года, когда один из батальонов располагался в городе Барановиче Брестской области. Русско-турецкая война доказала необходимость их существования, и в дальнейшем ни одно из сражений не происходило без них. В военные годы они внесли весомый вклад в оборону страны и приближение победы (восстановление, строительство и реконструкцию новых железных дорог, мостов и магистралей).

Военнослужащие железнодорожных войск осуществляют строительство, использование, восстановление железнодорожного полотна, которое необходимо для военных транспортировок, модернизацию техники и оборудования и многое другое, то есть выполняют задачи ж/д обеспечения. Они также участвуют в ликвидациях последствий ЧС, аварий, катастроф. Большое внимание уделяется и обучению личного состава.

Массированные удары по железной дороге начались только во время Второй мировой войны. За первые 2 дня было разрушено 100 стратегически важных ж/д объектов. В декабре 1941 года количество достигло 1504 шт.