День гидрографической службы ВМФ

13 октября 1827 года была образована Гидрографическая служба российского флота

Ровно 190 лет назад, 13 октября 1827 года, было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной Гидрографической службы Военно-морского флота. Первым генерал-гидрографом был назначен вице-адмирал Гаврил Андреевич Сарычев (1763-1831), выдающийся российский исследователь-океанограф, который являлся составителем большого количества карт Балтийского, Берингова и Охотского морей.

При этом еще задолго до создания в России регулярного военного флота русские люди успели прославиться как отважные мореходы. Но лишь во время царствования императора Петра I пришло окончательное осознание государственной значимости подробных исследований и описаний рек, озер и морей. Именно с начала XVIII века в нашей стране начались полноценные гидрографические работы по изучению Балтийского и Карского морей, эти работа были систематизированы. Началось регулярное издание морских карт, без которых не только флот, но и другие государственные институты страны не могли успешно решать стоящие перед ними задачи.
В 1837 году Управление генерал-гидрографа было преобразовано в Гидрографический департамент, а в 1885 году на его основе было образовано Главное гидрографическое управление при Морском министерстве. В 1886 году в данном управлении была учреждена метеорологическая часть. В 1891 году гравёрная, чертежная, литография и печатная части были объединены в картографическую часть. В 1897 году в картографической части управления прошли успешные опыты по печатанию морских карт с помощью алюминиевых печатных форм (альграфия).
Флаг гидрографических судов (катеров) Военно-морского флота с 2001 года
Выдающийся вклад в развитие отечественной гидрографической службы внесли в свое время И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. В XIX веке они впервые выполнили научные океанографические работы в открытом океане, параллельно с этим был дан старт гидрометеорологическим наблюдениям, которые в будущем стали неотъемлемой частью всех экспедиционных исследований и гидрографических работ на исследовательских и военных кораблях. С этого периода берут старт работы гидрографической службы флота по накоплению и осмыслению различных результатов океанографических наблюдений, составлению подробного описания гидрометеорологического режима морских акваторий.
В своем современном виде Гидрографическая служба Минобороны РФ предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, топогеодезическому и гидрометеорологическому обеспечению сил Военно-морского флота и иных видов ВС РФ в морских зонах и океанских стратегических районах. Помимо этого в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ России находятся также задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности страны с учетом международных обязательств по охране человеческой жизни на море во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей, а также экономической зонах (за исключением трасс СМП — Северного морского пути), находящихся под юрисдикцией РФ. Органом управления Гидрографической службой ВМФ России является сегодня Управление навигации и океанографии Минобороны РФ.

Главными задачами, которые решает Гидрографическая служба Минобороны России, являются:
— руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач повседневной и боевой деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, а также других видов ВС России в назначенных операционных зонах (зонах ответственности);
— организация проведения гидрографических, океанографических и морских геофизических работ в морях и океанах в интересах обороны России и НГО морской деятельности страны;
— осуществление руководства над работами по созданию навигационных морских, геофизических и иных специальных карт (в том числе электронных), пособий и руководств для плавания в Мировом океане и обеспечение данными картами в установленном порядке потребителей нашей страны и иностранных государств;
— руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) военно-морского флота России морскими средствами навигации и океанографии (МСН), поддержанием технической готовности данных средств на боевых кораблях постоянной готовности;
— содержание и развитие имеющейся системы навигационного оборудования в морских водах и на побережье, находящихся под юрисдикцией России (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны государства и НГО морской деятельности России, обеспечение работы средств навигационного оборудования с установленными режимами работы и набором характеристик;
— осуществление руководства непосредственно подчиненными организациями и воинскими частями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам воинскими частями, соединениями, органами военного управления и организациями ГС ВМФ;
— участие России в деятельности Международной ассоциации маячных служб (МАМС), а также Международной гидрографической организации (МГО), взаимодействие и сотрудничество с иными региональными и международными мореведческими организациями.
Гидрографическое судно «Горизонт»
Впервые после длительного перерыва (более 30 лет) в 2014-2015 годах корабли Гидрографической службы ВМФ России отправились в дальние, слабо исследованные районы Мирового океана: гидрографическое судно «Маршал Геловани» успешно пересекло Тихий океан, а океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» выполнило кругосветное плавание с проходом через моря Северного Ледовитого океана. В 2016 году океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» успешно завершило антарктическую экспедицию, в рамках которой гидрографы Тихоокеанского и Северного флотов ВМФ России успели выполнить огромный объем гидрографических работ в районах Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, острова Врангеля, Новосибирских островов, а также справились с поставленным перед ними задачами в Желтом, Южно-Китайском и Японском морях.
В 2017 году гидрографические суда из состава Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России успешно решали поставленные перед ними задачи в Аденском заливе, Красном и Средиземном морях. В наши дни собираемые Гидрографической службой ВМФ России данные успешно используются не только для решения военно-прикладных задач, но также развития российской науки и для нужд отечественного народного хозяйства. Данные работы ведутся в тесном взаимодействии и сотрудничестве с институтом РАН, а также научно-производственными организациями заинтересованных министерств и ведомств.

Важно помнить и о том, что на основе работ, выполняемых Гидрографической службой ВМФ России, была создана одна из самых больших на планете коллекций морских навигационных карт и пособий для плавания. Данная коллекция насчитывает порядка 8400 адмиралтейских номеров морских карт и еще 620 пособий и руководств для плавания. В наши дни активно пополняется банк навигационных карт в электронном виде, внедрена и успешно используется печать карт по требованию, это позволяет полностью снять затраты на хранение и транспортировку карт. Стоит также отметить, что среди военных гидрографов нашей страны традиционно велико количество членов Русского географического общества, все они достойно несут это почетное звание.

Стоит отметить, что сегодня Гидрографическая служба ВМФ России не только активно занимается исследовательской работой, но и пополняется новыми кораблями и катерами. За последние несколько лет Гидрографическая служба ВМФ получила два малых гидрографических судна проекта 19910 «Виктор Фалеев» и «Вайгач», еще два корабля данного проекта строятся сегодня для Тихоокеанского и Северного флотов. Также в составе районов гидрографической службы активно и успешно используются современные большие гидрографические катера проекта 19920. А на предприятии «Завод Нижегородский теплоход» был дан старт постройке серии больших гидрографических катеров проекта 23040Г. Первые два катера данного проекта пополнят состав гидрографической службы Балтийского флота России. Также для съемки рельефа дна на мелководных участках в России был дан старт постройке малых гидрографических катеров проекта 21961.
13 октября, в день 190-летия со дня основания Гидрографической службы ВМФ, коллектив «Военного обозрения» желает военным морякам-гидрографам всяческих успехов на службе и в научной деятельности, удачи в дальних морских походах и, конечно же, новых открытий на благо нашей страны!
По материалам из открытых источников

Военно-Морской Флот

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-Морской Флот Объединения флота Тихоокеанский флот Новости Новость подробно
12.11.2015 (10:16)

Гидрографической службе Тихоокеанского флота — 159 лет

Сегодня на Тихоокеанском флоте (ТОФ) отмечают 159-летие со дня образования гидрографической службы ТОФ.

В настоящее время гидрографическая служба ТОФ имеет в своем составе более 40 судов и катеров различных классов и продолжает пополняться кораблями новых проектов, одновременно выполняя огромный объем работ в Мировом океане. И эта география довольно обширна. Районы деятельности флотских гидрографов протянулись от Чукотского до Южно-Китайского моря.

28 октября, после завершения 3-месячного похода, во Владивосток вернулось гидрографическое судно ТОФ «Вице-адмирал Воронцов». За это время судно прошло около 10 тыс. морских миль и побывало в Японском, Чукотском, Беринговом морях, где гидрографическая экспедиция проводила комплексное океанографическое исследование. Общая площадь обследования составила около 600 кв. км.

Наряду с северными исследованиями, театром плавания гидрографов в этом году стали южные районы Тихого океана. Гидрографический экспедиционный отряд в составе судна «Маршал Геловани» и спасательного буксира «Фотий Крылов» второй половине текущего года выполнял океанографические работы в южных и юго-западных широтах Тихого океана. Выполняя поставленные задачи, суда прошли около 20 тыс. морских миль. Это уже вторая экспедиция, которая проводила исследования в отдаленных районах.

«География работ наших судов значительно расширилось. 2015 год, как и предыдущий можно уже смело занести в актив гидрографической службы нашего флота. Была выполнена большая и скрупулезная работа по исследованию арктических морей России. Также мы активно продолжили работать и в южных широтах Тихого океана», – рассказал начальник гидрографической службы ТОФ капитан 1 ранга Геннадий Непомилуев.

За последние два года гидрографами ТОФ было совершено 5 научно-исследовательских служб в различные районы Мирового океана. На ближайшие годы, по словам руководителя гидрографической службы флота, запланировано дальнейшее обследование побережья всего Дальнего Востока.

Справочно:

История гидрографической службы ТОФ начинается с позапрошлого века, когда Указом императора Александра II от 31 октября 1856 г. в штат Управления Сибирской флотилии была введена гидрографическая часть. На нее было возложено руководство маячной службой, лоцманской частью и обеспечение безопасности плавания кораблей флотилии.

В связи с быстрым ростом значения Владивостока как порта и центра развивающегося края с его выгодным географическим положением в 1880 г. создается Отдельная съемка Восточного океана, задачей которой являлось всестороннее гидрографическое изучение бухт, заливов и якорных мест, наиболее часто посещаемых судами.

Большой вклад в дело изучения северо-западной части Тихого океана внесли выдающиеся русские военно-морские деятели и учёные генерал корпуса гидрографов Михаил Жданко и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Степан Макаров.

В суровые годы русско-японской и Великой Отечественной войн гидрография выполняла мероприятия по развертыванию средств навигационного обеспечения флота, координированию постановки минных заграждений на подходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому и другим городам. Была развернута военно-лоцманская служба.

Во второй половине XX века наряду с обеспечением повседневной деятельности флота и тралением опасных от мин районов были продолжены и гидрографические исследования морей, что было обусловлено пополнением флота исследовательскими судами с большой автономностью плавания.

Активно развивалась маячная служба флота. На сегодняшний день в ведении гидрографической службы ТОФ находится 93 маяка с географией базирования от северных широт Анадыря и Магадана до южного Приморья.

Метки:

Гидрографические экспедиции ВМФ России

Экспедиционное океанографическое судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» совершает кругосветное плавание.

Целью научной экспедиции являются комплексные океанографические исследования, а также сбор сведений для корректуры морских и навигационных карт, руководств и пособий для мореплавания.

«Адмирал Владимирский» вышел из Кронштадта 18 августа, пересёк Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево моря, совершив заходы в Североморск (27.08−01.09) и Диксон (08−09.09). В Карском море океанографическое судно встретилось с отрядом кораблей ВМФ России в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», больших десантных кораблей «Георгий Победоносец» и «Кондопога», танкера «Сергей Осипов», килекторного судна «Александр Пушкин» и спасательного буксира «Памир», идущих к Новосибирским островам.

Объединённый отряд из семи кораблей и судов в сопровождении двух атомных ледоколов «Вайгач» и «50 лет Победы» успешно миновал участок со сложной ледовой обстановкой в районе проливов Матисена и Вилькицкого, после чего «Адмирал Владимирский» продолжил самостоятельное движение по маршруту экспедиции.

Пройдя вдоль трассы Северного морского пути через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море и совершив заходы в Тикси (19−22.09) и Певек (29.09−02.10) для пополнения запасов топлива, воды и продовольствия, 8 октября судно пересекло Берингов пролив и вышло в Тихий океан.Посетив Петропавловск-Камчатский (12−16.10), где экипаж судна получил возможность отдохнуть после трудного арктического перехода, «Адмирал Владимирский» продолжил путь и 25 октября зашёл в главную базу Тихоокеанского флота Владивосток.

В рамках первой половины похода по трассе Северного морского пути экипаж океанографического судна «Адмирал Владимирский» сделал ряд научных открытий — обнаружил несколько новых островов неподалеку от Новой Земли, ранее неизвестные мысы и проливы, а также произвел картографирование островка Яя, находящегося на Васильевском мелководье в архипелаге Новосибирских островов.

Члены экспедиции сошли на остров 23 сентября около 02:30 (мск). При проведении исследований установлено, что остров Яя представляет собой крошечное низкое песчаное образование высотой менее одного метра и размерами 370 на 125 метров с учётом образовавшейся на острове лагуны. Не смотря на небольшие размеры острова, определение его точных координат и нанесение на карту увеличит территориальные воды Российской Федерации более чем на 450 квадратных миль.В общей сложности с начала похода экипажем выполнено 18 тыс. км маршрутного промера, осмотрены в море и на берегу 306 геодезических знаков и средств навигационного оборудования, получены уникальные данные по гидрологическому режиму северных морей, создано 153 разовых дрейфовых океанографических станций. Кроме этого, произведено уточнение положения на картах изобат 200 и 2500 метров, имеющих важное значение в морских международно-правовых вопросах.

После непродолжительной стоянки во Владивостоке «Адмирал Владимирский» вновь вышел в море. Океанографическому судну предстоит пересечь Тихий океан. Далее через Панамский канал судно выйдет в Атлантический океан, пересечёт его и, пройдя проливом Ла-Манш, южной частью Северного моря, Датскими проливами, завершит кругосветное плавание в Балтийском море. Во время второй половины похода с целью обеспечения присутствия и демонстрации флага ВМФ России «Адмирал Владимирский» посетит несколько иностранных портов.

Гидрографическое судно «Сибиряков» вернулось в Ломоносов из дальнего похода.Гидрографическое судно Балтийского флота «Сибиряков» вышло из Ломоносова 26 сентября. По пути следования в Балтийском, Северном, Средиземном морях и Атлантическом океане специалисты-гидрографы выполнили комплекс океанографических исследований: маршрутный промер морского дна, обследование точек якорных стоянок, сбор сведений для корректуры навигационных морских карт, а также провели оценку навигационной безопасности плавания по маршруту перехода.

В общей сложности гидрографическое судно прошло более 8 тысяч морских миль, совершив с 21 по 25 октября деловой заход в порт Ла-Валетта (Мальта). 18 ноября «Сибиряков» вернулся к месту постоянного базирования в порт Ломоносов.

В течении последних нескольких месяцев аналогичные задачи выполняли:

Гидрографическое судно Тихоокеанского флота «Антарктида» — в Южно-Китайское море, судно дважды заходило в Камрань (24−28.08 и 03−07.09).

Гидрографические суда Тихоокеанского флота «Маршал Геловани» и «Вице-адмирал Воронцов» — в Охотском и Японском морях.

Гидрографическое судно Северного флота «Сенеж» — в районе архипелага островов Новая Земля и архипелага Земля Франца-Иосифа.

Гидрографическое судно Черноморского флота «Донузлав» — в Средиземном море.

Фото , , а также и с сайта shipspotting.com

vnedorog ›
Блог ›
Гидрографической службе Тихоокеанского флота исполняется 155 лет

История Тихоокеанского флота неразрывно связано со становлением и развитием Гидрографической службы, которой в этом году исполняется 155 лет.

История ее возникновения начинается с позапрошлого века, когда Указом императора Александра II от 31 октября 1856 года в штат Управления Сибирской флотилии была введена гидрографическая часть. На нее было возложено руководство маячной службой, лоцманской частью и обеспечение безопасности плавания кораблей флотилии.

В связи с быстрым ростом значения Владивостока как порта и центра развивающегося края с его выгодным географическим положением в 1880 году создается Отдельная съемка Восточного океана, задачей которой являлось всестороннее гидрографическое изучение бухт, заливов и якорных мест, наиболее часто посещаемых судами.

Большой вклад в дело изучения северо-западной части Тихого океана внесли выдающиеся русские военно-морские деятели и учёные: генерал корпуса гидрографов Михаил Жданко и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Степан Макаров.

В суровые годы русско-японской и Великой Отечественной войны гидрография выполняла мероприятия по развертыванию средств навигационного обеспечения флота, координированию постановки минных заграждений на подходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому и другим городам. Была развернута военно-лоцманская служба.

Во второй половине XX века наряду с обеспечением повседневной деятельности флота и тралением опасных от мин районов были продолжены и гидрографические исследования морей, что было обусловлено пополнением флота исследовательскими судами с большой автономностью плавания.

Всех гидрографов с праздником! Саныч!дрюююг…orlan-65
С праздником
Маяки- святыни морей.Они принадлежат всем и неприкосновенны как полпреды Держав