Chengdu fc 1 xiaolong

Chengdu FC-1 Xiaolong

FC-1 Xiaolong
JF-17 Thunder
JF-17 Thunder ВВС Пакистана, 2010 год.
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик CAC
Производитель CAC
PAC
Первый полёт 3 сентября 2003 года
Начало эксплуатации 12 марта 2007 года
Статус эксплуатируется, производится
Основные эксплуатанты ВВС Пакистана
Годы производства : с июня 2007
: с января 2008
Единиц произведено CAC: 8
PAC: 26 (август 2011)
Стоимость программы разработки 500 млн
Стоимость единицы Block 1: 15-20 млн
Block 2: 20-25 млн
Изображения на Викискладе

Ченду FC-1 Сяолун (англ. Chengdu FC-1 Xiaolong) — истребитель-бомбардировщик совместной китайско-пакистанской разработки. В ВВС Пакистана самолёт имеет обозначение JF-17 Thunder.

  • 1 История создания и производства
  • 2 Тактико-технические характеристики
  • 3 Заказы
  • 4 На вооружении
  • 5 Литература
  • 6 Примечания

История создания и производства

FC-1 разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Производство самолёта для ВВС Пакистана осуществляется на совместном предприятии компаний CAC и PAC (Pakistan Aeronautical Complex) в городе Камра.

Выкатка самолёта состоялась 31 мая 2003 года. 25 августа 2003 года FC-1 совершил два восьмиминутных подлёта на аэродроме Wenjiang. 3 сентября 2003 года официально состоялся первый полёт нового самолёта, тогда же он получил обозначение JF-17 (Joint Fighter-17).

В перспективе по планам число истребителей JF-17 на вооружении ВВС Пакистана будет увеличено до 250 единиц.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Pakistan Aeronautical Complex

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 14,97 м
  • Размах крыла: 9,46 м (с ракетами на законцовках)
  • Высота: 4,77 м
  • Площадь крыла: 24,4 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 42°
  • База шасси: 4,937 м
  • Колея шасси: 2,54 м
  • Масса пустого: 6411 кг
  • Нормальная взлётная масса: 9072 кг
  • Максимальная взлётная масса: 12 474 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 2300 кг
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ РД-93 (или его копия WS-13); предусматривается возможность установки GE F404/RM12 или Turbo Union RB199
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 49,4 кН
    • Форсажная тяга: 1 × 84,4 кН

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 1,8 М
  • Максимальная скорость: 1910 км/ч (1,6 М)
  • Боевой радиус: 1350 км
  • Перегоночная дальность: 2037 км (с тремя ПТБ — 3000 км)
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Статический потолок: 16 700 м
  • Нагрузка на крыло: 373 кгс/м²
  • Тяговооружённость: 0,91 (взлётная)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5/-3,0 g

Вооружение

Заказы

Азербайджан — в 2011 году Министерство обороны Азербайджана объявило о намерении закупить партию JF-17

На вооружении

Пакистан — 34 JF-17, по состоянию на август 2011 года

На первом этапе ВВС Пакистана получили 8 JF-17, произведенных в КНР. 7 марта 2009 года компании PAC и CAC заключили контракт о начале совместного серийного производства 42 истребителей JF-17 (Block 1). По состоянию на август 2011 года в Пакистане было произведено 26 JF-17. В мае 2011 года стало известно, что представители КНР и Пакистана согласовали вопрос поставки ВВС Пакистана второй партии из 50 JF-17 (Block 2).

Литература

ВВС Пакистана успешно испытали новое оружие на истребителях JF-17

«После этих успешных испытаний JF-17 Thunder гарантированно будут способны днем и ночью с высокой точностью поражать различные цели», — говорится в заявлении. В нем отмечается, что новое оружие с увеличенной дальностью поражения разработано и установлено на самолетах пакистанскими специалистами.

Истребители JF-17 Thunder — совместная разработка пакистанской компании Pakistan Aeronautical Complex и китайской Chengdu Aircraft Industry Corporation .

В понедельник индийское агентство ANI сообщило об успешных испытаниях национальными ВС новой реактивной системы залпового огня «Pinaka» собственной разработки. Испытания прошли в округе Баласор в восточном штате Одиша. Были произведены два залпа, реактивные снаряды поразили цели на расстоянии 90 км. Система «Pinaka» позволяет выпустить 12 ракет за 44 секунды.

Испытания в Пакистане и Индии проведены на фоне сохраняющейся напряженности в отношениях между двумя странами после теракта 14 февраля в штате Джамму и Кашмир, жертвами которого стали более 40 индийских силовиков.

Соотношение цена/качество: нужен ли Азербайджану пакистанский истребитель JF-17?

Посол Исламской республики Пакистан Саид Хан Мохаманд 14 августа на пресс-конференции в Баку заявил: «Азербайджан купил 10 самолетов у Пакистана. В настоящее время мы готовимся к отправке самолетов пакистанского производства JF-17».

© Sputnik / KIRILL KUDRYAVTSEV

Саид Хан Мохаманд также отметил, что при необходимости Исламабад сможет поставить и большее количество самолетов. Насколько повлияет то или иное количество этих истребителей на потенциал военно-воздушных сил – вопрос непростой.

Ранее на постсоветском пространстве истребители JF-17 не «засвечивались», если не считать интереса к этой машине со стороны Туркменистана. Впрочем, интерес Ашхабада пока не трансформировался в контракт, несмотря на привлекательную цену – около 25 миллионов долларов за один истребитель JF-17 последней модификации (в восемь раз дешевле американского «одноклассника» F-16). Цена может оказаться главным преимуществом пакистанского истребителя в боевой обстановке.

Китайское издание Sina сообщало, что в ходе пакистано-индийского конфликта в феврале этого года JF-17 обнаружил два индийских истребителя Су-30МКИ на дистанции 110 километров и мог сбить ракетами SD-10, но не получил на это команду. Это больше похоже на рекламу военной продукции, ведь предъявить в качестве доказательств нечего. Между тем, вооружение JF-17 предназначено для поражения целей на дальности до 70 – 100 километров.

© Sputnik / Vitaly Belousov

Особенности ВВС Азербайджана

В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Азербайджан занимает 52-е место, чуть выше Ирака и Казахстана. Однако наблюдается дисбаланс – военно-воздушные силы страны (138 летательных аппаратов разного назначения) значатся на 63-й позиции. Налицо отставание в развитии от других видов и родов войск.

Президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Азербайджана Ильхам Алиев на военных расходах не экономит. 25 июля он утвердил поправки в госбюджете 2019 года – оборонные расходы возросли на 4,9 %, и достигли 1,88 миллиарда долларов. Здесь должны быть учтены и потребности развития ВВС страны.

Азербайджан располагает 30 ударными самолетами и 17 ударными вертолетами, которые сложно назвать современными. Наиболее эффективные и боеспособные — 14 истребителей МиГ-29 были закуплены на Украине в начале 21 века (бывшими в употреблении), и один из них недавно потерпел катастрофу над Каспийским морем. Это тревожный сигнал о необходимости обновления азербайджанского парка ударной авиации.

Азербайджан и Россия укрепляют военное сотрудничество на «АрМИ-2019» — мнения экспертов>>

Два наиболее распространенных в мире варианта модернизации ВВС предполагают закупки американской либо российской авиатехники. В рамках развивающегося военно-техническое сотрудничество с Францией Азербайджан мог бы приобрести многоцелевые истребители-бомбардировщики 4-го поколения Dassault Rafale. Но контракты на эту машину порой составляют космические суммы.

© AFP 2020 / ATTA KENARE

Вместе с тем, в Минобороны Азербайджана недавно завили: «США никогда не продавали нам оружие. Несмотря на это, Азербайджан в достаточном количестве закупает оружие и военную технику у стран, обладающих передовыми военными технологиями мирового уровня».

Так что американский вариант также под вопросом.

Казалось бы, что наиболее вероятным выбором для Баку остаются относительно недорогие, высокотехнологичные российские самолеты Су-30СМ и Су-35 (поколения 4++), которые пользуются значительным спросом на мировом рынке. И пакистанские истребители JF-17 в небе Азербайджана выглядят совершенной неожиданностью, но факты – вещь упрямая.

«Гром» среди ясного неба

Легкий многоцелевой истребитель JF-17 Thunder («Гром») – результат модернизации китайского J-7, который явился продолжением старого доброго советского МиГ-21, активного участника многих локальных войн и конфликтов. Ветеран может «зажечь» и в XXI веке: индийские летчики на МиГ-21 «Бизон» в показательных боях в 2004 году со счетом 9:1 победили американцев на F-15 и F-16. И все же легендарный МиГ-21 уходит в историю.

© Sputnik / Murad Orujov

Истребитель JF-17 появился в результате китайско-пакистанской кооперации в конце 1990-х годов. Китайская авиастроительная компания Chengdu Aircraft Corporation запланировала глубокую модернизацию МиГ-21 до уровня истребителей четвертого поколения. Причем этот самолет изначально не предназначался для Народно-освободительной армии Китая, только на экспорт. Пакистан проявил интерес, в значительной мере профинансировал проект, и получил за это технологии и право выпускать на своей территории и продавать истребители JF-17.

Летные испытания были завершены в 2007-м, и тогда же JF-17 был принят на вооружение пакистанских ВВС. За 12 лет корпорация Pakistan Aeronautical Complex выпустила сотни машин. В 2019 году планируется освоить уже третью версию самолета (Block III), и с 2022 года начать серийный выпуск поколения 4+ (Исламабад обещал своим ВВС именно такую машину).

Легкий истребитель JF-17 Thunderпредназначен для поражения целей ракетами «воздух-воздух» и «воздух – поверхность» на дальности до 100 километров. Авиакорпорация заявляет о наличии у машины современной авионики, способности компьютеризированного управления полетом и высокой маневренности на средних и малых высотах. Самолет JF-17 имеет неплохие характеристики для ближнего боя: он способен развивать достаточно высокую скорость и комфортен для летчика. Однако специалисты отмечают принципиальные для ВВС любой страны недостатки машины.

Эксперт: России и Ирану необходимо укреплять отношения в военной сфере>>

Пакистанский JF-17 Thunder имеет недостаточную тяговооруженность (один двигатель) и зависит от российских реактивных двигателей РД-93 (которыми оснащалсяМиГ-29)с форсажной тягой всего 8300 кгс (для сравнения, тяга Су-35 – 14500 кгс).

© Sputnik / Stringer

Очевидно, что Россия не заинтересована в дальнейшем совершенствовании двигателей вероятного конкурента на рынке легких истребителей. А цена европейских двигателей Eurojet EJ200 поднимается гораздо заметнее, чем их тяга.

JF-17 Thunder может нести лишь 3,5 тонны боевой нагрузки. А российский Су-35 берет на борт до 8 тонн боезапаса и обнаруживает цели на дистанции до 400 километров.

Пожалуй, китайский истребитель пакистанской сборки с российским двигателем от МиГ-29 – не самый лучший выбор в регионе, насыщенном современнейшими образцами боевой авиатехники и системами ПВО большой дальности. И, наверное, Азербайджан еще вернется к высокотехнологичным и по-настоящему эффективным боевым самолетам российского производства.

История приобретения Пакистаном у Китая лицензии на производство многоцелевых истребителей FC-1 «Super-7» (JF-17 «Thunder») берёт своё начало в далёком 1990 году, когда очередной пакет американских санкций коснулся и этого арабского государства. В результате под эмбарго попал и лёгкий многоцелевой истребитель F-16, который Пакистан рассчитывал закупить к середине 90-х.

А между тем, Индия, являющаяся заклятым врагом Пакистана, уже давно опередила Исламабад по геополитическому и стратегическому влиянию в Центральной и Южной Азии. И последнему, наконец, выпал шанс остаться в «игре». На этот раз на помощь пришла КНР, которая, видя в Индии своего прямого конкурента, а в недалёком будущем – даже вероятного противника, была готова поделиться своими наработками в области боевой авиации, тем более что сама Поднебесная какое-то время также испытывала определённые трудности из-за западных санкций.

Ещё одним везением для Пакистана стало то, что FC-1 «Super-7» не являлся для Китая «стратегическим активом», так как полным ходом шла разработка, испытания и передача в ВВС многоцелевого высокоманевренного истребителя J-10A, а также лицензионное производство J-11 (Су-27); данные самолёты не уступают, а по большинству параметров и превосходят нынешний JF-17.

Очень важным фактором для будущего экспорта в Пакистан нового самолёта, и тем более, приобретения лицензии на производство, стала кооперация пакистанской компании PAC (Pakistan Aeronautical Complex) с китайской «Chengdu» в 1998 году, где на тот момент инвестиционная доля пакистанской стороны составила 50% (150 млн. долларов); сейчас она уже превысила 0,5 млрд. долларов. Ещё одним немаловажным аргументом в пользу ускорения темпов сотрудничества стала разработка Индией лёгкого многоцелевого истребителя LCA «Tejas».

На тот момент Китай, являющийся в основном реципиентом технологий, взял за основу будущего самолёта два самых популярных истребителя в истории мировой авиации: МиГ-21 (китайский вариант J-7), а также F-16A. У первого было позаимствовано треугольное крыло, у второго – усечённые законцовки крыла для размещения точек подвески, а также современное заднее горизонтальное оперение (рули высоты), выполненные полноповоротными.

Я, конечно, считаю, что не обошлось здесь и без применения концепции планера F/A-18E: присмотритесь внимательнее на огромные аэродинамические наплывы у корневой части крыла, носовая часть и обтекатель, на мой взгляд, тоже ближе к «Супер Хорнету».

Массогабаритные показатели наиболее приближены к семейству «Мираж-2000» и Jas-39 «Gripen» (длина самолёта — 13,95 м, размах крыла – 9 м, площадь крыла – 35,3 м2; масса пустого снаряжённого – 6330 кг, нормальная взлётная – 9100 кг, максимальная – 12700 кг). Планер имеет весьма неплохую эксплуатационную прочность, поэтому перегрузка может достигать 8,5 ед.

Наплывы у корней крыла очень напоминают «суперхорнетовские», а небольшой мидель определяет достаточно низкую ЭПР самолёта в 1,8 м2

Катапультирование может производится даже с поверхности земли на нулевой скорости (установлено кресло Martin-Baker Mk.10, либо китайский аналог). Максимальная скорость JF-17 составляет около 1,62М, поэтому в качестве эффективного перехватчика он может быть использован лишь при использовании современных ракет «воздух-воздух» с АР- или ПАРГСН, а также современной БРЛС типа FGA-29 или хотя бы «Жемчуг» (которая сейчас и устанавливается) с дальностью обнаружения и захвата целей типа «F-16» — 70-75 км.

Имеется и информация об оснащении FC-1 ОЛПК «Хонгуанг-1», который, по заявлениям китайцев, превосходит ОЛС-27 (Су-27) и примерно соответствует КОЛС ОЛС-35 (Су-35С), разглашённая дальность обнаружения в заднюю полусферу составляет 75 км. Но из-за компактности самолёта китайцы и пакистанцы пока не могут разместить её перед кабиной лётчика и используют для этих целей подвесной контейнер, как в системе «LANTIRN».

Реализована схема управления самолётом HOTAS, кабина лётчика, в отличии от наших самолётов, практически полностью лишена аналоговых механических и электрических приборов и индикаторов, установлены 3 широкоформатных цветных МФИ вертикальной ориентации. В составе СУВ имеется и встроенный лазерный целеуказатель, а также нашлемная система целеуказания, также встроены приёмные модули СПО с памятью на 500 типов облучающих сигналов РЛС, включая корабельные, наземные и авиационные (ПВО, ДРЛО и др.).

Приборная панель истребителя JF-17 «Thunder»

Казалось бы, совершенно современный, даже перспективный бюджетный истребитель-бомбардировщик (цена всего 15-18 млн. долларов), но до поколения 4+ немного недотягивает.

Согласно публикации, сделанной 25 января «defensenews.com», Пакистан, предлагающий Египту контракт на закупку JF-17 «Thander» («Гром», как его чаще называют в Пакистане), может в очередной раз остаться не удел, поскольку Египет планирует закупить у ОАЭ глубоко модернизированные и более маневренные и скоростные «Мираж-2000-9», а также рассматривает в качестве главного претендента наши МиГ-35, что вполне адекватно, зная характеристики нашего истребителя поколения 4++ и его невысокую цену.

Всё дело в том, что JF-17 оснащается силовой установкой РД-93 с форсажной тягой всего 8300 кгс, и даже если брать класс лёгких истребителей, для обеспечения нормальной тяговооружённости в 1,0 – 1,1 при нормальной взлётной массе, необходимо парное использование этого двигателя, а конструктивно JF-17 – однодвигательная машина. И при нормальной взлётной массе в 9100 кг, тяговооружённость составит всего 0,9, что будет даже меньше, чем у F-16 Block 25 1984 года выпуска (при проектировании самолёта специалисты «Ченгду» утверждали, что FC-1/JF-17 по основным ЛТХ не будет уступать F-16C). Поэтому PAC должна искать новые пути к решению проблемы.

В нынешней геополитической обстановке очень маловероятно, что Россия будет помогать проамериканскому Пакистану разработать более «тяговитую» версию РД-93, например РД-133 с нижним расположением топливных агрегатов тягой 9300 кгс, поэтому, для достижения большей тяговооружённости, PAC рассматривает оснащение своих экспортных JF-17 европейскими ТРДДФ Eurojet EJ200, тяга которого на форсажном режиме составляет 9180 кгс и позволит достигать тяговооружённости не менее 1,01.

В такой комплектации PAC предлагала свои «Громы» ВВС Саудовской Аравии, но те, в силу своих «королевских» амбиций и больших капиталов, больше склоняются в сторону более перспективных и сверхдорогих модернизированных EF-2000. Вот такая ситуация складывается вокруг конкурентноспособности JF-17.

/Евгений Даманцев/

J-7

История первого китайского сверхзвукового самолета началась не в Китае. В 1956 году ОКБ Микояна и Гуревича создали самолет, ставший одной из признанных легенд авиации — взлетел МиГ-21. Уже в 1959 году самолет был принят на вооружение и поступил в ВВС СССР.

В 1961 году на волне теплых взаимоотношений между Советским Союзом и Китаем было решено организовать лицензионное производство этих самолетов в КНР — ВВС НОАК остро нуждались в эффективном и массовом истребителе. Пекин получил несколько готовых истребителей МиГ-21Ф-13 и двигателей Р-НФ-300 для них. Однако, на этапе передачи материалов политический фон взаимодействия двух коммунистических держав сильно испортился и СССР отозвали лицензию, а работа была немедленно прекращена.

Однако, у Китая выбора не было — молодая авиапромышленность еще не имела компетенций по созданию машин такого класса, а брать технологии было не у кого. Было решено довести свою версию МиГ-21 собственными силами на основе данных, которые были получены до разрыва отношений — новый проект под наименованием J-7 был инициирован на мощностях заводов в Гуанчжоу в 1964 году.

Работа была крайне сложной требовала огромного количества ресурсов: у китайцев не было большой части данных, информации о материалах, а так же технологических карт для производства самолетов. Тем не менее, в 1966 году первый прототип оторвался от земли.

Испытания продолжались полтора года и несколько раз едва не заканчивались катастрофами. Но, новорожденный J-7 все же доказал свою состоятельность, оказавшись вполне достойным истребителем, хоть и уступавшим в то время крайним версиям МиГ-21. Главная же его проблема была в двигателе: китайский WP-7 (копия советского Р-11Ф-300) конструкционно повторял прародителя, но материалы применялись те, какие были у Китая на тот момент — в итоге, ресурс их едва дотягивал до 100 летных часов.

Кроме того, из-за недостатка финансов ВВС НОАК не могли сразу закупить достаточное количество истребителей. Для восполнения пробелов в поставках, самолеты под наименованием F-7 начали поставляться на экспорт.

В рамках идеологии «большого скачка» Компартия КНР требовала как можно скорее насытить армию новейшей техникой. Помимо Гуанчжоу, серийное производство было развернуто на заводе в Шеньяне (ныне Shenyang Aircraft Corporation) и в Ченду (ныне Chengdu Aircraft Industry Group).

В начале 1970-хх из-за внутриполитических событий в Китае производство самолетов временно прекращалось, однако, J-7в течение долгих лет был основным истребителем ВВС НОАК.

Конструкция

J-7 конструкционно почти полностью повторяет МиГ-21. Это цельнометаллический моноплан с среднерасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, с поворотной передней стойкой.

Крыло имеет двойную стреловидность по передней кромке (57 и 42 градусов) и обратную стреловидность по задней кромке в концевой части. Имеются односекционные маневренные пред-крылки, положение которых автоматически регулируется в зависимости от угла атаки, скорости и высоты полета.

Силовая установка — турбореактивный двигатель с форсажной камерой Liyang Wopen-13F (WP13F).

На самолете J-7E имеется две 30-мм встроенные пушки. На четырех подкрыльевых и подфюзеляжном узлах подвески могут размещаться две ракеты класса “воздух-воздух” малой дальности PL-2, PL-2A, PL-5, PL-7 и PL-9 китайского производства, а также западные УР Matra Magic R550, четыре AIM-9P Sidewinder.

Для действий по назем-ным целям самолет может брать на борт до четырех блоков НАР HF-7C и Тип 90-1. Бомбардировочное вооружение может включать до двух свободнопадающих бомб массой до 500 кг или до четырех бомб по 250 кг. Под крылом могут подвешиваться два ПТБ по 480 л, а под фюзеляжем — один бак на 800л.

Видео: Видео подготовки и вылета истребителя F-7 (экспортный Chengdu J-7) ВВС Бангладеш

Эксплуатация

Истребители модели J-7, не смотря на свой возраст, по прежнему серийно выпускаются. На 2016 год было поставлено более 2500 единиц, что делает его одним из самых массовых самолетов мира. Истребители под индексом F-7 поставляются на экспорт.

С момента принятия на вооружение, J-7 и F-7 участвовали в нескольких локальных конфликтов в Азии и Африке. ВВС НОАК использовали эти машины в войне с Вьетнамом в 1979 году.

Схема истребителя J-7