БТР 90 характеристики

Бронетранспортер БТР-90

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 “Росток” (ГАЗ-5923)

Модификации:
– БТР-90 с автоматич.гранатометом (усоверш.вариант)
– БТР-90М (с 30-мм и 100-мм пушками)

Машины созданные на базе БТР-90:
– 120-мм самоходный миномет (боевое отделение САУ “Вена”; проект)

Одной из последних российских разработок в области колесных боевых машин стал бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 г. БТР-90 отличает новая компоновка и усиленное вооружение, соответствующее гусеничной боевой машины пехоты БМП-2. Разработанный нижегородскими конструкторами ОАО “ГАЗ” бронетранспортер напоминает несколько увеличенный БТР-80, однако имеет большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а внутренний объем – до 12 м.куб.

Сварной корпус выполнен из бронелистов увеличенной толщины, что, в сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское.

Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером.

В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа – старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.

Командир машины вместе со стрелком-наводчиком располагаются во вращающейся башне. Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80,в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника. Используя половины люков как подножки, пехотинцы, стоящие в них, могут вести огонь из ПЗРК “Игла” или гранатометов. БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем Челябинского завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля, расположенного в корме машины, 510 л.с. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист.

Коробка передач – автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот “потанковому”. В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения БТР вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.

Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес.

Несмотря на относительно большой вес БТР-90 может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды. Для движения на плаву используются два водометных движителя, а в носовой части установлен поднимающийся волноотбойный щиток. Как показали испытания, при волнении до 3-х баплов “Росток” может уверенно плавать, входить на десантный корабль или выходить из него.

БТР-90 – первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.

Опытный образец бронетранспортера ГАЗ-5923 оснащен мощным для такого класса машин вооружением, включающим 30-мм автоматическую пушку 2А42 (боекомплект 500 патронов), 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов), а также ПТРК 9К113 “Конкурс” (четыре ракеты 9М113 с полуавтоматическим наведением по проводу). Углы наведения оружия по вертикали – -5/+75°, по горизонтали – 360°. Наводчик-оператор имеет комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-З-42, а командир – дневной прибор наблюдения 1П-13. Имеется специальный прицел для ведения зенитного огня. По требованиям зарубежных заказчиков допускается возможность оснащения машины прицелом наводчика-оператора БПК-М с французским тепловизионным модулем фирмы SAT.

Вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. ПТРК обеспечивает возможность борьбы с танками на дальности до 4000 м, вертолеты могут поражаться пушечным огнем на дальности до 2000-2500 м, а живая сила и небронированные транспортные средства до 4000 м.

После создания прототипа колёсного БТР-90 (ГАЗ-5923), получившего название “Росток”, арзамасские машиностроители продолжили работы по усовершенствованию своей машины. К концу 1990-х гг. был представлен новый образец бронетранспортера, отличающийся различными усовершенствованиями. Внешними отличиями нового БТР-90 являются установленный в задней левой части башни вынесенный автоматический гранатомет АГ-17 “Пламя” с дистанционным приводом, новый ИК-прожектор с теплозащитным кожухом, буфер с фарами в носовой части. Также сообщалось, что бронирование машины усилено за счет установки накладных бронеплит.

Автоматический гранатомет позволяет уничтожать открыто расположенную и укрытую в окопах и складках местности живую силу противника на дальностях до 1700 метров. Управление осуществляется наводчиком. Установка с гранатометом стабилизирована в вертикальной плоскости, по горизонтали она наводится поворотом башни.

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото. В целом ряде стран создаются мобильные образцы колёсных боевых машин пехоты, бронетранспортёров, броневиков. Считается, что именно такие машины будут в ближайшее время составлять значительную часть броневого парка сухопутных войск.
Одной из последних российских разработок стал БТР 90 ГАЗ-5923 Росток фото, продолжающий семейство широко известных . Эти восьмиколёсные машины отлично зарекомендовали себя в войсковой эксплуатации, участвовали в боевых действиях в различных точках земного шара, находясь на вооружении армий многих стран мира.

БТР-90 Росток колесный, плавающий фото

БТР-90 (ГАЗ-5923) разрабатывался на Арзамасском машиностроительном заводе (ООО «Военно-промышленная компания») совместно с отделом . Опытный образец машины был изготовлен в 1994 г. и впервые показан на выставке «Вооружение, военная техника, конверсия» в Нижнем Новгороде в том же году. Испытания полностью завершились в 2004 г.

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото, Вид с кормы, под бортом справа — один из двух водомётных движителей с трёхлопастным гребным винтом, предназначенным для движения на плаву. Сверху на борту — крыло-поплавок

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото, существенно превосходит своих предшественников по основным параметрам — мобильности, защищённости, огневой мощи. Бронетранспортёр отличают боевое вооружение, усиленная броня, более совершенная компоновка. Так, его сварной корпус составлен из бронелистов увеличенной толщины и надёжно обеспечивает защиту экипажа от крупнокалиберных пуль, осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Верхний лобовой лист корпуса совершенно плоский, с него убраны смотровые окна, хотя и защищённые на ранних образцах броневыми крышками; нижний — установлен с большим рациональным углом наклона. Значительно усилена противоминная защита, днище машины более стойко к воздействию ударной волны от взрыва, имеет V-образную форму.

Корпус БТР-90 разделён на отделения управления, боевое и десантное. Этому способствовало размещению на бронетранспортёре башенного боевого модуля от боевой машины пехоты БМП-2. Ранее в машинах такого разделения не существовало, что создавало вероятность заброневого поражения осколками снарядов всего экипажа сразу.

Боевой модуль позволил резко усилить уровень вооружения. Теперь на машину поставили 30-мм автоматическую пушку 2А42 с длиной ствола 30 клб. Стала возможной борьба не только с живой силой противника, с бронированной техникой, но даже с вертолётами и низколетящими самолётами.

Автоматическая пушка 2А42 конструкции А. Шипунова и В. Грязева была разработана на Тульском машиностроительном заводе и там же стала производиться серийно с 1980 г. Стрельба из неё ведётся бронебойными, бронебойными подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами. Легкобронированная техника может поражаться на дистанции до 1500 м, причём бронебойный снаряд БР8 массой 300 г, имеющий дульную скорость 1120 м/с, на такой дальность пробивает под углом 60° катаную броню толщиной до 25 мм, а снаряд РМСЗОЗ — даже до 43 мм. Боекомплект пушки составляет 500 снарядов. Огонь ведётся малым темпом — 200 — 300 выстр./мин или большим темпом — 500 — 800 выстр./мин, но возможны и одиночные выстрелы. Питание — ленточное — из патронных ящиков. Горизонтальное наведение — круговое, вертикальные углы наведения —5° — +75°.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВОЙ ПУШКИ 2А42

Бронепробиваемость снарядов пушки 2А42 (под углом 60° к нормали), начальная скорость снаряда БР6 — 960 м/с, БР8 — 1120 м/с

Снаряд/расстояние, м 100 200 500 1000 150 2000
Бронебойный БР6 40 35 25 18 15 10
Бронебойный БР8 45 40 33 28 25 22
Бронебойный оперённый РМСЗ-З 51 47 43 28

Вместе с 30-мм пушкой в башне находится спаренный с ней 7,62-мм ПКТ (пулемёт Калашникова танковый). Его эффективная дальность поражения цели — 1500 м, а максимальная — 3800 м. Практическая скорострельность — 250 выстр./мин. Боекомплект составляют 2500 патронов.

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото был принят на вооружение в 2008 г. Позднее принимались некоторые меры по его модернизации. Так, на бронетранспортёр поставили башенную установку «Бахча-У». Она имела уже две пушки в качестве основного вооружения. Одна — 100-мм гладкоствольная 2А70 являлась одновременно и пусковой установкой противотанковых ракет 9М117М1 «Аркан». Другая — автоматическая 30-мм пушка 2А72, имела в боекомплекте новый бронебойный подкалиберный снаряд. Кроме того, на башне стоял 7-62,мм пулемёт ПКТМ. Машина снабжалась системой управления огнём СУО, стабилизированным оптическим ТВ-прицелом с встроенным лазерным дальномером, тепловизором с дальностью действия до 5000 м.

БТР-90М с установленным боевым модулем «Бахча-У», вооружённым 30-мм пушкой 2А72 и 100-мм пушкой 2А70

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото оснащён БИУС — бортовой информационно- управляющей системой, которая способна автоматически осуществлять управление двигателем и трансмиссией, а также проводить контроль и вести диагностику. Это одно из первых успешных применений БИУС на бронетранспортёрах.

На борту бронетранспортёра имеется также автоматический гранатомёт АГ-17. Основным предназначением его является уничтожение живой силы противника и огневых средств, рас-положенных вне укрытий, в открытых траншеях и окопах, находящихся за складками местности и на обратных склонах высот. Его осколочные гранаты ВОГ17/17М, имея общую массу 280 г и массу ВВ — 35 г, при взрыве дают радиус поражения до 7 м. Стрельба из гранатомёта может вестись одиночными выстрелами или очередями на дальность (прицельную) до 1700 м. АГ снабжён призменным оптическим прицелом ПАГ-17 с увеличением 2,5 крат. Боекомплект АГ — 400 гранат.

Наиболее эффективным средством борьбы с бронетехникой является находящийся на борту БТР-90 (ПТРК) .

Схема ПТРК Конкурс 1- предзаряд тандемной боевой части; 2 — воздушно-динамический привод; 3 — аэродинамические рули; 4 — основной заряд тандемной боевой части; 5 — двигательная установка; 6 — гироскопический блок; 7 — крылья; 8 — батарея; 9 — блок системы управления; 10 — катушка с проводом; 11-источник излучения

«Конкурс» был разработан в тульском КБ Приборостроения и принят на вооружение в 1991 г. Его предназначение — борьба с тяжёлой бронетехникой, уничтожение инженерных и фортификационных сооружений. Дальность действия ракет 9М113М — до 4000 м; имея тандемную боевую часть, ракета способна пробивать броню толщиной до 800 мм при угле встречи 0° и до 300 мм — при её наклоне в 60°.

Спаренные ракетные пусковые установки размещены по бортам башни бронетранспортёра. Крышка люка механика-водителя поднята. На люк установлен защитный колпак, он применяется при движении на марше и вне боевой обстановки

Отметим, что, например, основной китайский танк «Тип 99» имеет толщину лобовой брони корпуса, равной 500 — 600 мм, лобовой части башни — 700 мм. У американского М1А1 «Абрамса» они эквивалентны 650 мм и 850 мм соответственно, для немецкого — эквивалентны 580 — 650 мм и 450 — 550 мм.

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото с ракетой 9М113 на пусковой установке

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТУР 9М113М

БТР-90: 1 — автоматическая 30-мм пушка 2А42; 2 — башня кругового вращения; 3 — пусковая установка ПТРК «Конкурс»; 4 — выходной десантный люк; 5 — крыло-поплавок; 6 — крышка люка командира; 7 — бортовой наблюдательный прибор; 8 — десантный люк на крыше; 9 — бортовая амбразура; 10 — амбразура двери выходного люка; 11 — крышка люка наводчика- оператора; 12 — крышка люка механика-водителя; 13 — перископический прибор механика-водителя; 14 — прибор наблюдения командира; 15 — водомётный движитель; 16 — кормовой броневой лист; 17 — антенна радиостанции; 18 — прицел наводчика-оператора; 19 — прожектор; 20 — водоотражающий щиток; 21 — передний броневой лист

По бортам башни установлены блоки гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902 «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Башня транспортёра имеет круговое вращение. В ней находятся два члена экипажа — наводчик-оператор и командир машины. Оператор пользуется комбинированным дневным/ ночным прицелом БПКЗ-42, командир — дневным прибором наблюдения 1П-13. Возможно переключение управления огнём полностью на командира.

Для обеспечения жизнедеятельности экипажа в условиях воздействия радиации, опасности бактериального заражения или ядовитыми веществами бронетранспортёр снабжён комплексом коллективной защиты от оружия массового поражения. Также оборудован противопожарной системой.

Десантное отделение бронетранспортёра, вдоль бортов расположены травмозащитные подвесные сиденья, оснащённые встроенными амортизаторами

В десантном отделении БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото, размещаются семь солдат с полной экипировкой. Они могут вести стрельбу из своего оружия непосредственно из корпуса через бортовые амбразуры, снабжённые шаровыми опорами и закрывающиеся герметичными заслонками. Для входа-выхода используются двухстворчатые люки в бортах, вверху которых также имеются бойницы. Два десантных люка находятся на крыше, на неё также установлены четыре перископа — по два на борт.

Водитель-механик располагается в передней части корпуса — в отделении управления. За дорогой и местностью он может наблюдать через пять перископических приборов с сектором обзора 180° вперёд. Крышка люка водителя сдвигается влево, тогда на марше он может смотреть за дорогой непосредственно из люка, приподняв сиденье. В таком случае на люк может устанавливаться защитный колпак.

Двигатель БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото, находится в моторно-трансмиссионном отделении в корме. Это многотопливный дизель 2В-06-2С жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Мощность двигателя — 510 л.с., это позволило машине массой 20,5 т иметь удельную мощность около 24,3 л.с./т, показатель гораздо больший, чем у многих подобных колёсных машин. Так, у БТР-80 удельная мощность равнялась 19 л.с./т. Там же в корме бронетранспортёра размещены топливные баки.

На машине применена оригинальная конструкция трансмиссии. Часть мощности двигателя через дифференциалы гидромеханической коробки передач отбирается и распределяется на два потока по бортам. За счёт этого обеспечивается разность скоростей вращения пар бортовых передних управляемых колёс — происходит поворот «по-танковому», радиус его резко уменьшается.

Башня БТР-90 вид сзади:
3 — комбинированный прицел наводчика-оператора БПКЗ-42; 7 — крышка люка наводчика-оператора; 8 — пусковая установка ракет; 9 — панорамный прибор наблюдения командира 1ПЗ-3; 10 — крышка люка командира; 11 — антенна радиостанции; 12 — блок дымовых гранатомётов

Торсионная подвеска — независимая, на поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами. Шины — широкопрофильные с системой централизованного регулирования давления воздуха. В случае пробития колёс машина может продолжать движение на полностью спущенных шинах или даже на совершенно разбитых четырёх из восьми колёс. Реверсивная коробка передач позволяет машине передвигаться вперёд и назад с одинаковой скоростью.

БТР 90 ГАЗ-5923 Росток бронетранспортер фото — плавающий, без какой-либо предварительной подготовки способен преодолевать водные преграды при волнении даже до трёх баллов. Для этого в корме расположены два водомётных движителя с трёхлопастными гребными винтами. В передней части корпуса при движении по воде для предотвращения попадания в машину отбивной волны поднимается водоотражательный щиток.

  • Скорость передвижения БТР-90 по шоссе — 100 км,
  • вплавь — до 10 км.
  • Запас хода — до 700 км.

Сообщалось также о проектировании на базе БТР «Росток» самоходной артиллерийской установки с 120-мм орудием, противотанковой самоходки, зенитного ракетного комплекса.

Россия доказала, что она по прежнему способна производить современное высокотехнологичное оружие. Немного о перспективных разработках. Был разработан и испытан бронетранспортер «Крымск» с гибридным питанием, который может быть превращен в беспилотный. Привод колес может кратковременно осуществлять электродвигатель с питанием от батареи. БТР «Крымск» может служить дистанционно управляемой платформой которая оснащена различными системами оружия, в том числе «будущего» лазера.

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-90 «Росток» (также обозначается как ГАЗ-5923) — российский бронетранспортёр. Боевая колёсная плавающая броневая машина, оснащённая вооружением, предназначенная для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск. Впервые БТР-90 был представлен публике в 1994 году.

БТР-90 Росток — видео

Разработчик — ОАО «Горьковский автомобильный завод», производителем заявлен ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», серийный выпуск планировалось начать в 2011 году. Испытания бронетранспортёра были завершены в 2004 году.

В 2011 году Минобороны России отказалось от закупок БТР-90.

БТР-90 оснащён автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колёс с полным приводом. Броня, по сравнению с БТР-80, была существенно усилена. Значительно улучшена противоминная защита, в частности, днище машины имеет V-образную форму — более стойкую к воздействию ударной волны, чем традиционная плоская.

Вооружение, размещённое в боевом отделении, стабилизировано в двух плоскостях. Это позволяет вести огонь в движении по пересечённой местности. Несмотря на то, что БТР-90 тяжелее и больше в сравнении с БТР-80, он значительно маневреннее своих предшественников. Так, машина может разворачиваться на месте — это возможно благодаря вращению колёс разных бортов в противоположные стороны (подобно танку).

Машина оборудована бортовой информационно-управляющей системой (БИУС).

Существенно возросла огневая мощь. Базовое вооружение состоит из:

Конструкция позволяет устанавливать более мощное оружие, в частности 100 и 125-мм орудие. На БТР установлен комбинированный дневной и ночной прицел БПКЗ-42 и дневной прицел 1П-13. Машина имеет систему защиты от поражающих факторов оружия массового поражения.

БТР-90 Росток

БТР-90 «Росток» — модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, автоматическим гранатометом АГС-17 и противотанковыми комплексом «Конкурс-М», не оснащенная СУО и тепловизором.

БТР-90 «Бережок» — модификация БТР-90 с боевым отделением «Бережок», включающего 30-мм автоматическую пушку 2А42, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, автоматический гранатомёт АГС-30 и противотанковый комплекс «Корнет», оснащённый СУО и тепловизором.

БТР-90М Бахча-У

БТР-90М — модификация БТР-90. Установлено боевое отделение «Бахча-У», в состав которого входит 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТМ, противотанковый комплекс 9М117М1 «Аркан» или 9К117 «Агона», оснащена СУО и тепловизором.

Машины на базе БТР-90

БММ «Сухожилие»

Многоцелевая бронированная медицинская машина (БММ). Разработка машины была начата 1 июня 1997 года согласно договору № НТК/2/459. Предприятием-разработчиком являлось ООО «Прибор-Контроль». Договором предусматривались следующие сроки разработки машины:

— Эскизный проект: с июня по декабрь 1997 года;
— Технический проект: с декабря 1997 по сентябрь 1998 год;
— Разработка конструкторской документации на опытный образец: с октября 1998 по июнь 1999 года;
— Создание опытного образца и его предварительные испытания: с июля 1999 по июнь 2000;
— Государственные испытания: с июля 2000 по март 2001;
— Отработка конструкторской документации по результатам государственных испытаний: с апреля 2001 по декабрь 2001.

На этапе изготовления опытного образца и проведения предварительных испытаний ООО «Прибор-Контроль» в указанные сроки не уложилось. В результате сроки завершения этапа были сдвинуты на март 2006 года. Однако 31 мая 2006 года на совещании было принято решение о закрытии проекта, обосновывая тем, что продолжение данной темы в связи с затягиванием сроков является нецелесообразным.

МЗ-187

Проект 120-мм САО на базе БТР-90. Разрабатывался в специальном конструкторском бюро ОАО «Мотовилихинские заводы». Проект предусматривал размещение боевого отделения САО 2С31 «Вена» на шасси ГАЗ-5923. Однако в ходе выполнения этапа технического предложения была выявлена нецелесообразность установки полностью унифицированного с 2С31 боевого отделения. Основными причинами послужили ограниченные углы горизонтального наведения в связи с низкой устойчивостью шасси, малый возимый боекомплект и незначительное преимущество по сравнению с ранее разработанным САО 2С23 «Нона-СВК». Работы по данному проекту были прекращены.

На вооружении

Россия — БТР-90 принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации № 324 от 9 июня 2008 года, став первым новым российским колёсным бронетранспортёром, принятым на вооружение с момента создания Российской армии. По состоянию на июнь 2009 года в войсках отсутствовал, за исключением опытной партии, поскольку ГОЗ до последнего времени включал лишь производство БТР-80А. В связи с пересмотром концепции вооружений СВ ВС России реальная постановка на вооружение находится под вопросом; начата разработка концептуально нового БТР.

В октябре 2011 года Минобороны России отказалось закупать БТР-90 и не включило их в список госпрограммы вооружения до 2020 года, а также отказалось от экспорта данного БТР.

Замена

В 2009 — 2010 годах в КБ Арзамасского машиностроительного завода началась разработка нового БТР «Гильза» на базе БТР-90. В соответствии с новыми требованиями заказчика, БТР должен быть скомпонован с размещением МТО в передней части машины и десантного отделения в корме, что позволит усилить защиту и улучшить условия для десанта (примером может быть такая машина как финский БТР «Patria»). Планируется произвести глубокую унификацию с БМП-3М силовой установки, вооружения, единой бортовой информационной управляющей системы, системы бронирования машин и другие усовершенствования.

Тактико-технические характеристики БТР-90

Экипаж, чел.: 3+7 десант

Вес БТР-90

— 22 тонны

Размеры БТР-90

— Длина корпуса, мм: 8200
— Ширина корпуса, мм: 3100
— Высота, мм: 3000
— Клиренс, мм: 510

Вооружение БТР-90

— Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42
— Пулемёты: 7,62-мм ПКТ
— Другое вооружение: гранатомёт АГС-17, ПТРК «Конкурс-М»

Двигатель БТР-90

— Тип двигателя: 2В-06-2С
— Мощность двигателя, л. с.: 510

Скорость БТР-90

— Скорость по шоссе, км/ч: более 100; на плаву — 12
— Запас хода по шоссе, км: 800
— Колёсная формула: 8 × 8
— Тип подвески: независимая торсионная с телескопическими гидроамортизаторами

Бронемашина БТР-90 и её модификации

БТР-90 Росток (ГАЗ-5923) — российская бронемашина, которую первой приняли на вооружение в новой истории России. Транспорт используется сухопутными войсками в различных боевых операциях. Первый опытный образец собрали в 1994 году, а все испытания закончились спустя 10 лет, после чего армия сделала заказ на серийный выпуск.

Конструкция БТР-90

Кузов сделан из толстых бронелистов. Они соединены между собой сваркой под острым углом. Броня защищает технику от попаданий из крупнокалиберных орудий и осколков артиллерийских снарядов. Днище V-образной формы справляется с воздействием ударной волны (например, днище защищает экипаж от подрыва мины).

Технические характеристики:

  • Вес — 22 000 килограмм;
  • Длина — 8 150 миллиметров;
  • Высота — 3 040 миллиметров;
  • Ширина — 3 100 миллиметров;
  • Броня — противопульная;
  • Максимальная скорость — 100 км/ч;
  • Запас хода — 800-900 километров;
  • Вместимость — 10 человек;
  • Мощность — 510 лошадиных сил.

Моторный отсек бронетранспортера

Дизельный силовой агрегат с турбонаддувом собирают в Челябинске для БТР-90. Для охлаждения используется жидкостная система. Двигатель развивает до 510 лошадиных сил. Он размещён в кормовой части. Техник имеет к нему доступ с салона и снаружи (на моторно-трансмиссионом отделении есть два больших люка). Радиатор, топливные баки и заправочные горловины разместили у заднего бронелиста. В роли дополнительной защиты выступают специальные крышки. Водомётные движители применяются для передвижения по воде.

Реверсивная КПП автоматическая гидромеханическая. Мощность с мотора передаётся равномерно по всем осям. Для разворота используется гидрообъёмная передача. Благодаря ней бортовые колёса могут крутиться с разной скоростью. Конструкционное решение снизило радиус поворота. Коробка передач обеспечивает равную скорость при движении назад и вперёд.

В конструкцию торсионной подвески всех колёс вошли поперечные рычаги, энергоёмкие телескопические гидроамортизаторы и широкопрофильные шины (выдерживают попадания пуль). Для улучшения проходимости в устройство введена система централизованной регулировки давления в шинах. Это система также позволяет передвигаться при повреждённых колёсах (до 4 из 8), так как при полной нагрузке способна поддерживать постоянное давление в шинах.

Кузов и технологии

БТР-90 Росток оснащён бортовой информационно-управляющей системой. Эта техника первая в России получила подобную технологию. Через неё водитель может дистанционно управлять силовым агрегатом и трансмиссией. Она также используется для контроля состояния всех механизмов бронемашины. Главными отличиями от предыдущих поколений стали компоновка и новое, более мощное вооружение.

Места водителя и старшего стрелка находятся в передней части кузова. Сиденье шофёра может подниматься до люка. Также в комплектацию входит специальный колпак, закрывающий люк при дожде. Места этих двух специалистов относятся к вращающей башне. Огневая универсальность достигается за счёт стабилизации боевого отделения в двух плоскостях (вести огонь можно как на ходу, так и стоя). Для хорошего обзора дороги водитель пользуется любым из пяти перископическим прибором. Такие же приспособления под рукой имеет старший стрелок.

Для атаки огнестрельным оружием в бортах присутствует три пары окон с шаровыми опорами, которые закрываются герметичными бронезаслонками. Две передние бойницы используют для ведения огня из ручных пулемётов, ещё одна есть справа в передней части кузова. Пара окон расположена рядом с посадочными люками. Для комфортной посадки и высадки створки сделаны так, что они являются опорами для солдат. Благодаря ним можно стрелять, высунувшись из люка, из гранатомёта.

Корпус БТР-90 Росток защищён от ударной волны ядерного взрыва, проникновения радиации, радиоактивной пыли, проникновения вредных бактерий и прочих вредных веществ. Экспортные версии, направляющиеся в страны с жарким климатом, оснащаются кондиционером и дополнительной вентиляцией.

Первая в списке вооружения — автоматическая 30-миллиметровая пушка 2А42. Рассчитана на 500 зарядов. Для обильного обстрела противника используется 7,62-миллиметровый пулемёт ПКТ на 2000 патронов. Снаружи башни присутствует 30-миллиметровый гранатомёт АГ-17, рассчитанный на 400 выстрелов. Вершина айсберга — ПТРК «Конкурс» на четыре ракеты. Угол наведения по горизонтали — 360 градусов, по вертикали — от -5 до +75 градусов. Максимальная дистанция поражения «Конкурса» — 4 километра по земле и 2-2,5 километра по воздуху.

Стандартный прицельный механизм — комбинированный БПКЗ-42. Водитель для наблюдения использовал прибор 1П-13. Экспортные экземпляры оснащались прицелом БПК-М, дополненным тепловизионным модулем французской сборки.

БТР-90 Бережок

Оснащён ПТРК «Корнет-Э» и 30-миллиметровым автоматическим гранатомётом. Огневая мощь превышает показатели базовой версии Росток в 3,2 раза. Вооружение дополняет автоматизированный СУО с инновационным прицельным комплексом. Используется комбинированный прицел для наводчика, работающий в дневном и ночном режимах. Для командира обустроен панорамический комбинированный прицел, который состоит из оптического, тепловизионного, телевизионного и лазерного каналов. Благодаря этому повышена общая точность бронемашины. Стабильное поражение целей на расстоянии до 3,5 километров.

Стабилизатор вооружения построили на новой платформе, что позволило улучшить условия работы. СУО оснащён цифровым баллистическим вычислителем, который оборудован системой датчиков условий стрельбы. Автоматическое сопровождение захваченных целей повысило точность стрельбы по движущимся объектам.

«Корнет-Э» поражает все современные танки на расстоянии до 5,5 километров. Пусковая установка многозарядная, поэтому у экипажа нет необходимости проводить постоянную перезарядку в процессе боевых действий. Благодаря новому вооружению БТР-90 Бережок повышена скорострельность.

Тыльная часть башни оборудована 30-миллиметровым автоматическим гранатомётом АГ-30М. Орудие стабилизировано по вертикали, магазин защищён бронёй и рассчитан на 300 боеприпасов. АГ-30М применяют для поражения пехоты врага, находящейся в укрытии.

БТР-90 Бахча

При разработке этой модификации перед инженерами стояла задача увеличить огневую мощь в несколько раз. Для выполнения задачи конструкторы оснастили технику 100-миллиметровым орудием 2А70, 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и 7,62-миллиметровым пулемётом.

Систему СУО перенесли с Бережка. Автоматизированный механизм с раздельными прицелами для командира и наводчика вкупе с автоматическим сопровождением движущихся целей обеспечивают высокую боевую эффективность. Технологии позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами из укрытия. Прицельные механизмы, работающие эффективно днём и ночью, обеспечивают стабильное поражение целей на расстоянии, как минимум, 3 500 метров.

Управляемое ракетное вооружение «Аркан» при первом попадании выводит из строя современные вражеские танки, даже если их конструкция дополнена динамической бронёй. Максимальная дистанция поражения — 5 500 метров (на месте и на ходу). Система управления ПТУР защищает ракеты от вражеских помех. Также при стрельбе на вражеских танках не срабатывает датчик лазерного облучения, что позволяет наносить удары неожиданно для противника. ПТУР обеспечивает автоматическую зарядку орудий, экономя время экипажа.

По желанию заказчика технику могут оснастить дополнительным оборудованием. Шасси выдерживает нагрузку в 7,5 тонн, поэтому есть возможность установки модулей как российского, так и зарубежного производства.

Какой можно сделать вывод?

Бронетранспортёр БТР-90 лучше предыдущих поколений по всем показателям. Несмотря на это, военное руководство отказалось от заказа серийных партий. Массовое производство на горьковском автомобильном заводе планировали начать в 2011 году. На вооружение принято несколько экземпляров, которые собраны в качестве опытных образов для демонстрации возможностей.

Главной причиной отказа стала компоновка, которая сделана на базе старых бронемашин. Современные реалии требуют посадку и высадку через корму. Устройство БТР-90 предусматривает погрузку через люки, расположенные сверху на бортах. Такой вариант делает солдат легкодоступными целями во время боевых действий.

Последние годы инженеры занимаются модернизацией старых моделей, которые используются армией много лет. В скором времени планируется выпуск платформы «Бумеранг», на базе которой будут строить современную технику нового поколения, удовлетворяющую все армейские потребности.

Автор статьи: Любитель оружия и мастер красивого слова.

Бронетранспортер БТР-90 «Росток» (Россия)

БТР-90 «Росток» — российский плавающий бронетранспортер, предназначенный для вооружения мотострелковых подразделений сухопутных войск, транспортирования бойцов и огневой поддержки на поле боя.

История

БТР-90, или ГАЗ-5923 (обозначение завода-изготовителя), был разработан в Нижнем Новгороде в начале 1990-х гг. и стал продолжением линии восьмиколесных бронемашин БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Впервые БТР-90 был представлен в 1994 г. Вследствие тяжелого положения российской «оборонки» разработка этой машины растянулась на десятилетие. Испытания бронетранспортера были завершены в 2004 г. Сегодня несмотря на официальное принятие на вооружение перспективы этой машины пока не ясны. К примеру, в 2011 г. Минобороны РФ вообще не выделило средства на закупку БТР-90, впрочем, все может поменяться.

Особенности

БТР-90 первым из российских бронетранспортеров был оснащен бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), осуществляющей эффективное автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также диагностику и контроль жизненно важных систем машины.

Невзирая на то, что БТР-90 в сравнении с БТР-80 больше по габаритам и тяжелее, он существенно маневреннее. Новый бронетранспортер оснастили автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, а также независимой подвеской всех восьми колес с полным приводом.

Силовая установка БТР-90 представляет собой многотопливный дизельный двигатель Челябинского завода с турбонаддувом и жидкостным охлаждением мощностью 510 л. с. К двигателю обеспечен доступ как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка, расположенных на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Радиатор, находящийся у заднего броневого листа, защищен от повреждения зажигательными боеприпасами. Топливные баки также расположены в задней части машины, а их заправочные горловины выведены в кормовой лист. Для передвижения на плаву предназначены два водометных движителя. БТР-90, несмотря на внушительный вес, может без подготовки преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов, а также заезжать из воды на десантный корабль и съезжать с него прямо в воду.

Коробка передач новой машины — автоматическая гидромеханическая реверсивная. Мощность двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Гидрообъемная передача обеспечивает разность скоростей вращения по бортам, что дает возможность в дополнение к повороту четырех передних колес разворачиваться на месте, «по-танковому». Маневренность существенно улучшилась и благодаря возможности движения БТР-90 с одинаковой скоростью как вперед, так и назад за счет реверсивной КПП.

Независимая торсионная подвеска всех восьми колес на поперечных рычагах за счет энергоемких телескопических гидроамортизаторов и пулестойких широкопрофильных шин с системой централизованной регулировки давления позволяет передвигаться по пересеченной местности со скоростью свыше 50 км/ч.

Немаловажен и тот факт, что машина сохраняет способность двигаться даже при выведении из строя четырех из восьми колес.

Вооружение

Опытные образцы БТР-90 оснащались более мощным вооружением, чем БТР-80: 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов, 30-мм гранатомет АГС-17, установленный на башне, с боекомплектом 400 выстрелов, четыре ракеты с полуавтоматическим наведением ПТРК «Конкурс», 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов. Угол наведения оружия по горизонтали — 360°, по вертикали — от –5° до +75°.

Вооружение БТР-90

Боевое отделение БТР-90 стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь как с места, так и в движении. Усиление вооружения БТР-90 заметно сказалось на боевых качествах машины. В частности, ПТРК обеспечивает эффективную борьбу с танками на дальности до 4 км, вертолеты могут быть выведены из строя на дальности до 2–2,5 км, а небронированные транспортные средства и живая сила противника — на расстоянии до 4 км.

В бортах корпуса предусмотрены шесть бойниц с шаровыми опорами и герметичными бронезаслонками для ведения огня десантом (7–8 чел.) из личного оружия. БТР-90 оснащен современным комбинированным дневным и ночным прицелом БПКЗ-42 (либо БПК-М с тепловизором французской фирмы SAT) для наводчика-оператора, а также дневным прицелом 1П13 для командира экипажа. Командир и наводчик находятся во вращающейся башне.

Вполне вероятна замена заявленного вооружения на боевое отделение «Кливер», включающее новую 30-мм пушку 2А72, 7,62-мм пулемет ПКМТ и новый серийный ПТРК «Корнет» с четырьмя ПТУР 9М133. Боевое отделение для нового БТР-90 может быть позаимствовано и у БМП-3. Оно включает 100-мм гладкоствольное орудие, стреляющее как осколочно-фугасными снарядами повышенной эффективности, так и современными ПТУР 9М 117М1 «Аркан». Сюда же входит 30-мм автоматическая пушка 2А72, ведущая огонь усовершенствованными подкалиберными бронебойными снарядами, а также 7,62-мм пулемет. Данная система управления огнем оснащена тепловизором с дальностью действия до 5 км.

Обновленная платформа бронетранспортера грузоподъемностью 7 т в будущем может быть использована для производства на ее основе боевой машины, вооруженной 120-мм танковой пушкой или ЗРК и ПТРК.

Защита

Сварной закрытый корпус БТР-90 производится из катаных бронелистов увеличенной толщины, что в комплексе с рациональными углами их наклона гарантирует надежную защиту от осколков артиллерийских снарядов и крупнокалиберных пуль. Существенно усилена и противоминная защита БТР-90, усовершенствованная с учетом боевого опыта применения бронетехники в Афганской войне. Так, днищу машины придали V-образную форму, более стойкую к воздействию ударной волны, чем привычная плоская.

БТР-90. Вид сзади

Новый БТР-90 оснащен высокоэффективной системой коллективной защиты боевого расчета от воздействия ударной волны при ядерном взрыве, а также от радиоактивной пыли, проникающей радиации, бактериологического оружия и различных отравляющих веществ. Для усиления защиты на БТР90 могут устанавливаться дополнительное бронирование, а также системы динамической и активной защиты.

При использовании в регионах с жарким климатом БТР-90 может быть оснащен кондиционером.

Перспективы

При всех своих новшествах и изменениях в конструкции и вооружении БТР-90 вызвал нарекания со стороны МО РФ, отказавшегося закупать образец БТР и экспортировать его. Главная претензия — отсутствие у десанта возможности выхода с кормы. Расположение десантных люков на бортах, обусловленное приобретенной плавучестью машины, сделало мотострелков уязвимыми при высадке.

Помимо этого МО России решило максимально унифицировать все транспортные, боевые и специальные машины, побуждая промышленников строить их на едином шасси. Таким БТР нового поколения станет, судя по всему, машина системы «Бумеранг», работа над которой находится сейчас в опытно-конструкторской стадии.

Длина корпуса/ ширина/высота, м8,2/3,1/3,0 Боевая масса, т22 Пушка30-мм 2А42 Пулемет(ы)1 × 7,62-мм ПКТ Длина ствола, калибров80 Боекомплект500 унитарных снарядов малого калибра Типы выстреловБронебойный, осколочнофугасно-зажигательный осколочно-трассирующий, оперенный подкалиберный снаряды Мощность двигателя, л. с.510 Скорость движения по шоссе/на плаву, км/ч100/12 Запас хода по шоссе, км800 Глубина преодолеваемой водной преградыПлавающий Экипаж, чел.3 (плюс 7 чел. десанта)
Поделиться ссылкой