Бронетехника вермахта второй мировой войны

Содержание

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.13/14

Легкий бронеавтомобиль Kugelpanzer

Машина наблюдателя создана в 1930-гг., предположительно в одном экземпляре. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель. Вооружение не устанавливалось. ТТХ машины: длина – 1,7 м; высота – 1,5 м; масса – 1,8 т; бронирование – 5 мм; колесная формула – 2х2; тип двигателя — одноцилиндровый двухтактный (мотоциклетного типа); мощность двигателя – 25 л.с; скорость передвижения по шоссе – 8 км/ч; удельная мощность – 13,8 л.с/т; средства связи – радиостанция; экипаж 1 человек.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221

Бронеавтомобиль принят на вооружение в 1935 г. как штабная или разведывательная машина. Крыша башни открытая, Сверху ее защищала от ручных гранат проволочная сетка натянутая на стальную раму. Машина дополнительно оснащались 7,92-мм противотанковыми ружьями Panzerbuchse 39. Всего было выпущено 339 машин. В конце 1938 года Германия продала Китаю 18 бронеавтомобилей которые китайцы перевооружили, установив в башне 37-мм пушку «Гочкис». 20 бронеавтомобилей получила болгарская армия. ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота та 1,7 м; клиренс – 240 мм; масса – 4 т; бронирование – 5-30 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Хорх» V8-108; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 18,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение — 7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 1 050 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

Бронеавтомобиль принят на вооружение в 1937 г. Всего было выпущено 989 машин. Крыша башни открытая. ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,9 м; клиренс – 240 мм; масса – 4,8 т; бронирование – 5-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 15,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 300 км; основное вооружение — 20-мм пушка KwK-30; боезапас – 180 выстрелов; дополнительное вооружение -7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 2 тысячи патронов; экипаж – 3 человека.

Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf А

Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf В

В 1937 году фирма Daimler-Benz разработала на базе легкого трехосного грузовика Krupp-L2H143 бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf.A с открытым верхом и выпустила его в количестве 10 единиц. В 1941 — 1942 гг. на базе полноприводного четырехколесного шасси Horsh 801/EG1 она изготовила 58 штабных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 Ausf.B. Обе модификации машин использовались в качестве командирских и штабных машин в разведывательных подразделениях танковых дивизий Вермахта и войск СС. ТТХ Ausf А: длина – 5,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,7 м; масса – 5,2 т; бронирование – 8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — 4-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М-304; мощность — 60 л.с; скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; запас хода – 350 км; экипаж 2 человека. ТТХ Ausf В: длина – 5 м; ширина – 2 м; высота – 1,8 м; клиренс – 276 мм; масса – 4 т; бронирование – 5-8 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — 8-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель «Horch/Auto-Union» V8-108; мощность — 81 л.с; удельная мощность – 18,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 400 км; средства связи — радиостанция Fu Spr Ger «f»; экипаж — 2 человека.

Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/1
Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/2
Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/3
Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/5
Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/10
Полугусеничный бронетранспортер. SdKfz 250/11

Бронетранспортер SdKfz 251/1
Бронетранспортер SdKfz 251/5 Ausf. C «Elch-2»
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/9 «Stummel»
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/7 «Pionierpanzerwagen»
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/17
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251/20

Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad)

Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (6-Rad)

Броневик создан на шасси грузовика и серийно выпускался с 1932 г. в трех модификациях: Sd.Kfz.231 (6-Rad) — линейный вариант; Sd.Kfz.232 (6-Rad) – радийный вариант; Sd.Kfz.263 (6-Rad) — вариант с радиостанцией большого радиуса действия, выпущено 28 машин. Всего было выпущено 151 машину. ТТХ машины: длина – 5,6 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,3 м; клиренс – 240 мм; масса – 6 т; бронирование – 5 — 8 мм; колесная формула – 6х4; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Даимлер-Бенц» М-09; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение — 20-мм пушка KwK-30; боезапас – 200 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 1500 патронов; экипаж – 4 человека.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Тяжелый броневик. Sd.Kfz.232 (8-Rad)
Тяжелый броневик. Sd.Kfz.233 (8-Rad)

Бронеавтомобиль выпускался в 1936-1943 гг. в двух вариантах: Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 (радийный вариант). Известна модификация Sd.Kfz.233 с короткоствольной 75-мм пушкой KwK-37 и боезапасом в 32 выстрела. Всего было выпущено 607 машин. ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,4 м; клиренс – 270 мм; масса – 8,3 т; бронирование – 5-15 мм; колесная формула – 8х8; тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Бюссинг-НАГ» L8V-G; мощность двигателя – 150 -180 л.с; удельная мощность – 18,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 85 км/ч; запас хода – 300 км; вооружение — 20-мм пушка; боезапас – 180 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет; боезапас – 1,5 — 2,1 тыс. патронов; средства связи — радиостанция Fu Spr или Fu Spr Ger «f»; экипаж – 4 человека.

Тяжелый бронеавтомобиль. Sd.Kfz.234/1
Тяжелый бронеавтомобиль. Sd.Kfz.234/2 Puma
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4

Машина принята на вооружении в 1944 г. Выпущено 478 машин в четырех вариантах: Sd.Kfz.234/1 (базовый вариант с 20-мм пушкой в открытой сверху башне); Sd.Kfz.234/2 Puma (с 50-мм пушкой в закрытой башне); Sd.Kfz.234/3 (с 75-мм пушкой в открытой рубке); Sd.Kfz.234/4 (с 75-мм противотанковой пушкой PaK.40 в открытом боевом отделении). В корме машины находился задний пост рулевого управления, который использовался для езды задним ходом без предварительного разворота. Для защиты от гранат сверху башню прикрывали две откидные рамные конструкции, затянутые металлической сеткой. При повороте поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Тормоза — пневматические. ТТХ машины: длина – 5,9 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т, бронирование – 5 — 30 мм; колесная формула – 8х8; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения «Татра-103»; мощность двигателя – 210 л.с; удельная мощность – 17,9 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 900 км; основное вооружение -20-мм пушка KwK-38; боезапас – 480 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет MG-42; боезапас – 2 850 патронов; средства связи — радиостанция Pu Spr Ger «f»; экипаж – 4 человека.

Pz.Kpfw.I Ausf.F \ VK 1801 Танк поддержки пехоты

Официальное обозначение: Pz.Kpfw.I Ausf.F
Альтернативное обозначение: VK 1801, VK 1801
Начало проектирования: 1939 г.
Стадия завершения работ: в 1940 году собран один прототип, с апреля по декабрь 1942 года построено 30 серийных танков.

Первые уроки применения лёгких танков в ходе Польской кампании привели руководство вермахта к неутешительным результатам. Если Pz.Kpfw.II («двойка») ещё мог более-менее достойно держаться в открытом бою и бороться с бронетехникой противника, то Pz.Kpfw.I («единичка») можно было использовать только для разведки и наблюдения, при условии отсутствия у противника каких бы то ни было противотанковых средств, включая бронебойные патроны. Вместе с тем, в 1939-1940 гг. ещё была сильна концепция «чистого» пехотного танка, оснащенного только пулеметами, с завидной постоянностью практиковавшейся британцами.

Идея создания «танка поддержки пехоты» была озвучена Управлением вооружений осенью 1939 года. Появившаяся к тому моменту концепция «единички» нового поколения привела к тому, что проект танка получил название Pz.Kpfw.I neuer Art. Командование вермахта не поддержало эту инициативу, так как подобная машина совершенно не вписывалась в систему вооружения бронетанковых сил. Несмотря на это, 22-го декабря 1939 года фирмам Krauss-Maffei и Daimler-Benz было выдано соответствующее техническое задание. Первой из них предстояло разработать ходовую часть, а вторая занималась проектированием корпуса и башни. Рассмотрение чернового варианта состоялось зимой 1940 года и привело к вполне предсказуемым последствиям – военные специалисты «зарубили» проект, упирая на то, что ТТЗ являлось некорректным и подобная машина вермахту не нужна. На тот момент это было вполне справедливое решение. Как показал опыт боёв во Франции пехотные танки А11 «Matilda», оснащенные только пулеметами при лобовом 65-мм бронировании, оказались неэффективными в современной войне. Однако, дальнейшие события заставили немцев изменить своё мнение.

Настоящей головной болью стали для тыловых частей вермахта партизаны. Всё было бы не так плохо, если бы не их техническое оснащение – в тылу у немцев осталось огромное количество снаряжения, включая полевые орудия, минометы и крупнокалиберные пулеметы. При таких условиях использование бронеавтомобилей и «единичек» становилось весьма опасным предприятием. Отсюда следовал вывод – полицейским подразделениям необходима хорошо бронированная бронемашина. Так, в середине 1940 года состоялось возрождение проекта, который в скором времени получил обозначение VK 1801 (18-тонная боевая машина, первая модель). Ускорению работ в определенной степени способствовала параллельная работа над проектом разведывательного авиадесантного танка VK 601, который оснащался однотипной ходовой частью. Именно по этой причине оба танка часто путают, хотя у них имелись весьма яркие отличия.

Шасси для VK 1801, разработанное фирмой Krauss-Maffei, по сути представляло собой адаптацию более раннего проекта, созданного ещё в начале 1930-х гг. для полугусеничных машин. В определнной мере шахматная подвеска уменьшала удельное давление на грунт, улучшая тем самым проходимость танка. Но были и серьёзные минусы, заключавшиеся в сложности изготовления и обслуживания такого шасси. Кроме того, пространство между опорными катками часто забивалось грязью, что в ряде случаев приводило к полному обездвиживанию танка. И всё же, Управление вооружений выбрало именно этот вариант. Применительно на один борт ходовая часть VK 1801 состояла из следующих компонентов:

— пять одинарных литых опорных катков расположенных в шахматном порядке (три во внутреннем ряду и два на внешнем) с индивидуальной торсионной подвеской;

— переднее ведущее колесо;

— заднее направляющее колесо;

— мелкозвенчатая гусеница набранная из стальных траков шириной 540 мм.

Конечно же, главной целью создателей VK 1801 была максимально возможная защищенность – и вот тут немецкие инженеры не подвели. Достаточно сказать, что толщина всех вертикальных бронелистов корпуса была доведена до 80(!) мм. Не каждый тяжелый танк выпуска 1942 года обладал подобной бронезащитой.

Компоновка корпуса была стандартной для немецких танков. У прототипа в носовой части корпуса располагалась механическая трансмиссия и коробка передач ZF SSG 47. Далее находилось место водителя и органы управления. В отличии от VK 6.01 водитель имел в своём распоряжении только один, но очень хорошо защищенный смотровой прибор, установленный в лобовом листе надстройки. Боевое отделение размещалось в средней части корпуса. В крыше надстройки был сделан круглый вырез под башенный погон. Ещё одной, весьма яркой отличительной чертой VK 1801, были круглый эвакуационные люки, выполненные в бортах корпуса непосредственно под башней. Из-за их расположения и размеров пришлось «располовинить» надгусеничные полки. В боевом отделении также устанавливалась радиостанция FuG 5 со штыревой антенной выведенной на правый борт корпуса за башней.
В

ооружение, состоявшее из двух 7,92-мм пулеметов MG34 с бинокулярным телескопическим прицелом TZF 8, монтировалось в единой маске, которая устанавливалась в башне на крыше корпуса. Углы вертикального наведения составляли от 10°до +20°. Обслуживал пулеметную установку командир танка. Командирская башенка отсутствовала, но недостаток обзорности компенсировался пятью смотровыми приборами, расположенными на крыше башни. Интересной была конструкция башни – цилиндрическая по сути, снаружи она имела коническую форму за счет пустотелой «юбки». Вращение башни осуществлялось с помощью механического механизма поворота.

Моторный отсек находился на корме и защищался сверху массивной надмоторной плитой с прорезями для системы вентиляции. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 45P (150 л.с.), оснащенный жидкостной системой охлаждения. Расход топлива при движении по шоссе составлял 150 литров на 100 км.

Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что вписаться по массе в требуемые 18 тонн, при 60-80 мм бронировании, совершенно не удастся. После обсуждения этого вопроса с Управлением вооружений было достигнуто компромиссное решение – масса танка теперь ограничивалась 21 тонной. В остальном проект особых нареканий не вызывал.

Испытания первого прототипа VK 1801, собранного к 17 июня 1940 года, прошли успешно. Положительные отзывы получила высокая проходимость по пересеченной местности, достигнутая за счет широких гусеничных траков. Вместе с тем, динамические характеристики танка оказались не на высоте. При том, что аналогичный мотор также устанавливался на VK 601, его мощности хватало лишь для разгона танка до скорости 24-25 км\ч. Впрочем, для пехотного «противопартизанского» танка данный показатель не имел существенного значения.

Производство танков VK 1801, которым уже присвоили армейское обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.F, планировали развернуть с зимы 1941 года. Темп производства предполагался следующий: январь — 10, февраль — 25, март — 50, апрель — 140, май — 250 и так далее. На деле, производственные мощности фирмы Krauss-Maffei были по максимуму загружены текущими заказами и специфическая по конструкции «противопартизанская» машина в планы поставок готовой продукции вписывалась очень плохо. Выпуск Pz.Kpfw.I Ausf.F удалось организовать лишь в конце 1941 года, чему в определённой степени способствовало увеличение активности партизан на оккупированных территориях.
Серийные танки не имели отличий от прототипа VK 1801, за исключением мелких доработок и четырехскоростной КПП (4+1) с предварительным выбором передач Maybach VG 15319. В общей сложности удалось собрать только 30 машин, выпуск которых продолжался с апреля по декабрь 1942 года.

О боевом применении танков Pz.Kpfw.I Ausf.F данные весьма противоречивые. Есть информация, что единичные экземпляры отправились на фронт уже в мае 1942 года и поступили в распоряжение 66-го особого танкового батальона (Pz.Abt.z.b.V.66), дислоцированного под Ленинградом. В сентябре батальон был прикреплён к 12-й танковой дивизии и позднее переименован (по всей видимости, по причине боевых потерь и последующего переформирования) в 8-ю роту 29-го танкового полка. Согласно другим данным 12-я танковая дивизия получила семь Pz.Kpfw.I Ausf.F в июне 1943 года.

Достоверно известно, что в начале 1943 года на вооружение 2-го батальона 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии поступили два Pz.Kpfw.I Ausf.С и восемь Pz.Kpfw.I Ausf.F. Предположительно именно в составе этого подразделения танки прошли войсковые испытания. Как минимум один Pz.Kpfw.I Ausf.F находился в составе 3-й танковой дивизии. Утверждается, что к концу года практически все танки этого типа были потеряны.

Оставшиеся 15 Pz.Kpfw.I Ausf.F распределили по тыловым частям, задействованным в противопартизанских операциях. В частности, пять машин включили в состав 2-й полицейской танковой роты, воевавшей на территории СССР. По утверждениям зарубежных источников боевое применение Pz.Kpfw.I Ausf.F было весьма успешным, однако к августу 1944 года рота осталась без материальной части и была отправлена на переформирование. Несколько танков этого типа в 1943-1945 гг. применялись на территории Югославии приблизительно с тем же успехом.

Не исключено, что на начальном этапе применения против партизанских отрядов действия Pz.Kpfw.I Ausf.F были успешными. Но в конце концов толстая броня не являлась залогом победы, а одних пулеметов «пехотного» калибра вряд ли было достаточно. Так, за время использования Pz.Kpfw.I Ausf.F на Восточном фронте частями Красной Армии было захвачено по меньшей мере три танка. Один из них (с тактическим номером «25», предположительно из состава 3-й танковой дивизии) отправили на полигон в подмосковную Кубинку, где после окончания войны этот «панцер» стал музейным экспонатом. Ещё один уцелевший Pz.Kpfw.I Ausf.F сейчас находится в военном музее Белграда – эта машина была захвачена партизанами предположительно в 1945 году.

И.Мощанский «Маленькие тигры для разведки и связи». Вече. Москва. 2009
А.Кощавцев, М.Князев «Легкий танк Panzer I» («Бронеколлекция МК» 2000-02)
П.Чемберлен, Х.Дойл “Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны”. АСТ\Астрель. Москва, 2004
И.П.Шмелёв “Бронетехника Германии 1934—1945 гг.”. АСТ. 2003. Москва. ISBN 5-17-016501-3
Lucas Molina Franco «Panzer I The Beginning of a Dynasty» (AFV Collection No.1). 2005
Чертежи танка поддержки пехоты Pz.Kpfw.I Ausf.F

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ПОДДЕРЖКИ ПЕХОТЫ
Pz.Kpfw.I Ausf.F образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 21000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4375
Ширина, мм 2640
Высота, мм 2050
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ два 7,92-мм пулемета MG34 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 5100 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел TZF8
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верт.) — 80 мм
лоб корпуса (гор.) — 60 мм
борт корпуса — 80 мм
корма корпуса (верх) — 80 мм
корма корпуса (низ) — 60 мм
крыша корпуса — 20-30 мм
днище — 20 мм
лоб башни — 80 мм
борта башни — 80 мм
корма башни — 80 мм
маска пушки — 80 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL45Р, рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. при 3800 о\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-коростная коробка передач Maybach VG 15319 (4+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков диаметром 650 мм с индивидуальной торсионной подвеской, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; мелкозвенчатая гусеница из 65 траков шириной 540 мм
СКОРОСТЬ 18-25 км\ч по шоссе
14 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 0,35
Глубина брода, м 0,55
Ширина рва, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG 5 со штыревой антенной

Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание

Самым известным и узнаваемым немецким танком времен Второй мировой войны, без всякого сомнения, является Pz.VI (Т-6) «Тигр». Тяжелый, обладавший мощной броней и убийственной 88-мм пушкой, этот танк отличался совершенной, поистине готической красотой. Однако самую важную роль в истории Второй мировой сыграла совсем другая машина — Panzerkampfwagen IV (или PzKpfw IV, а также Pz.IV). В отечественной историографии его обычно называют T IV.

Panzerkampfwagen IV – это самый массовый немецкий танк Второй мировой войны. Боевой путь этой машины начался в 1938 году в Чехословакии, затем была Польша, Франция, Балканы и Скандинавия. В 1941 году именно танк PzKpfw IV был единственным достойным противником советских Т-34 и КВ. Парадокс: хотя, по основным характеристикам T IV значительно уступал «Тигру», но именно эту машину можно назвать символом блицкрига, с ней связаны основные победы немецкого оружия.

Биографии этой машины можно только позавидовать: этот танк сражался в африканских песках, в снегах Сталинграда, готовился к высадке в Англию. Активная разработка среднего танка T IV началась сразу после прихода к власти гитлеровцев, а свой последний бой T IV принял в 1967 году в составе армии Сирии, отражая атаки израильских танков на Голландских высотах.

Немного истории

После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.

Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.

Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.

Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.

Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.

В январе 1934 года техническое задание на разработку танка получили сразу три компании: AG Krupp, MAN и Рейнметалл. В тот момент Германия еще старалась не афишировать работы над видами вооружения, запрещенными Версальскими соглашениями. Поэтому машине было присвоено название Bataillonsführerwagen или B.W., что переводится как «машина командира батальона».

Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.

Производство танка и его модификации

В 1936 году началось серийное производство новых машин. Первой модификацией танка стала модель Panzerkampfwagen IV Ausf. A. Первые образцы этого танка имели противопульное бронирование (15-20 мм) и слабую защиту приборов наблюдение. Модификацию Panzerkampfwagen IV Ausf. A можно назвать предсерийной. После выпуска нескольких десятков танков PzKpfw IV Ausf. A, AG Krupp сразу получила заказ на производство улучшенной модели Panzerkampfwagen IV Ausf. В.

Модель В имела корпус другой формы, у нее отсутствовал курсовой пулемет, были улучшены смотровые приборы (особенно командирской башенки). Лобовое бронирование танка было усилено до 30 мм. PzKpfw IV Ausf. В получил более мощный двигатель, новую коробку передач, сократился его боекомплект. Масса танка увеличилась до 17,7 тонны, при этом его скорость благодаря новой силовой установке возросла до 40 км/ч. Всего с конвейера сошло 42 танка Ausf. В.

Первой модификацией T IV, которую можно назвать по-настоящему массовой, стала Panzerkampfwagen IV Ausf. С. Она появилась в 1938 году. Внешне эта машина слабо отличалась от предыдущей модели, на нее был установлен новый двигатель, были произведены еще некоторые незначительные изменения. Всего было изготовлено около 140 единиц Ausf. С.

В 1939 году начался выпуск следующей модели танка: Pz.Kpfw.IV Ausf. D. Ее основным отличием стало появление внешней маски башни. В этой модификации была увеличена толщина бортовой брони (20 мм), также были внесено еще несколько усовершенствований. Panzerkampfwagen IV Ausf. D – это последняя модель танка мирного времени, до начала войны немцы успели сделать 45 танков Ausf.D.

К 1 сентября 1939 года немецкая армия обладала 211 единицами танка Т-IV различных модификаций. Эти машины хорошо показали себя во время польской кампании и стали основными танками германской армии. Боевой опыт показал, что слабым местом Т-IV являлась его бронезащита. Польские противотанковые орудия с легкостью пробивали как броню легких танков, так и более тяжелых «четверок».

Учитывая опыт, полученный в первые годы войны, была разработана новая модификация машины — Panzerkampfwagen IV Ausf. Е. На этой модели лобовая броня была усилена навесными плитами толщиной 30 мм, а бортовой – 20 мм. Танк получил командирскую башенку новой конструкции, была изменена форма башни. Незначительные изменения внесли в ходовую часть танка, была улучшена конструкция люков и смотровых приборов. Масса машины увеличилась до 21 тонны.

Установка навесных броневых экранов была нерациональной и могла рассматриваться только в качестве вынужденной меры и способа улучшения защиты первых моделей Т-IV. Поэтому создание новой модификации, в конструкции которой учитывались бы все замечания, было только вопросом времени.

В 1941 году началось производство модели Panzerkampfwagen IV Ausf.F, в которых навесные экраны были заменены интегральной броней. Толщина лобовой брони составляла 50 мм, а бортов – 30 мм. В результате этих изменений масса машины увеличилась до 22,3 тонны, что привело к значительному повышению удельной нагрузки на грунт.

Чтобы устранить эту проблему, конструкторам пришлось увеличить ширину гусениц и внести изменения в ходовую часть танка.

Изначально Т-IV не был приспособлен для уничтожения бронетехники противника, «четверка» считалась танком огневой поддержки пехоты. Хотя, в боекомплект танка входили бронебойные снаряды, что позволяло ему бороться с бронетехникой противника, оснащенной противопульной броней.

Однако первые встречи немецких танков с Т-34 и КВ, обладавших мощной противоснарядной броней, повергли германских танкистов в шок. «Четверка» оказалась абсолютно не эффективной против советских бронированных исполинов. Первым тревожным звоночком, который показал бесполезность использования Т-IV против мощных тяжелых танков, стали боевые столкновения с английским танком «Матильда» в 1940-41 гг.

Уже тогда стало понятно, что на PzKpfw IV следует устанавливать другое орудие, которое больше бы подходило для уничтожения танков.

Сначала родилась идея установить на Т-IV 50-мм орудие с длиной 42 калибра, но опыт первых боев на Восточном фронте показал, что эта пушка значительно проигрывает советской 76-мм, которая была установлена на КВ и Т-34. Тотальное превосходство советской бронетехники над танками вермахта стало весьма неприятным открытием для немецких солдат и офицеров.

Уже в ноябре 1941 года начались работы над созданием новой 75-мм пушки для Т-IV. Машины с новым орудием получили аббревиатуру Panzerkampfwagen IV Ausf.F2. Однако броневая защита этих машин все еще уступала советским танкам.

Именно эту проблему хотели решить немецкие конструкторы, разработав в конце 1942 года новую модификацию танка: Pz.Kpfw.IV Ausf.G. В лобовой части это танка были установлены дополнительные броневые экраны толщиной 30 мм. На части этих машин была установлена 75-мм пушка с длиной 48 калибров.

Самой массовой моделью Т- IV стала Ausf.H, впервые она сошла с конвейера весной 1943 года. Эта модификация практически ничем не отличалась от Pz.Kpfw.IV Ausf.G. На ней была установлена новая трансмиссия и утолщена крыша башни.

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку», то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

Существует мнение, что если бы ресурсы, потраченные на производство «Пантер», были использованы для выпуска дополнительных «четверок», то это создало странам антигитлеровской коалиции гораздо больше проблем.

Технические характеристики

Германский танк PzKpfw IV Ausf F1 (Т-4). Фото. Видео. Характеристики

PzKpfw IV был разработан в середине тридцатых годов во исполнение планов немецкого командования о формировании четвертых рот «тяжелых» танков в составе бронетанковых батальонов тайно сформированных фашистами дивизий. Когда в 1938 г. PzKpfw IV начал поступать заказчику, в мире не существовало танка, равного ему по огневой мощи, за исключением устаревшей французской боевой бронированной машины с установленной в корпусе и потому тактически неэффективной пушкой (это тяжелый танк Char В1, оснащавшийся 75-мм и 47-мм пушками, последняя устанавливалась в башне).

К началу войны в сентябре 1939 г. производитель успел выпустить всего 211 единиц PzKpfw IV. К маю 1940 г. в составе частей, готовых к вторжению во Францию и Нидерланды, находилось 280 Т-4 четырех первых моделей (Ausf A-D). PzKpfw IV (который начали выпускать раньше, чем PzKpfw III) стал прототипом современного танка с расположенной по центру корпуса вращающейся башней, спаренным с пушкой пулеметом, командирским Ц люком, дающим обзор на все 360 градусов, размещенным в корме двигателем и передним отсеком для водителя и радиста. Большинство этих черт было присуще и другим, более ранним танкам, однако появление средних немецких боевых бронированных машин в период между 1939 г. и 1940 г. привело к тому, что практически все выпускавшиеся позднее средние и тяжелые танки строились в соответствии с компоновкой Т-4.

Первые модели вооружались короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24, но броня оснащенных 76-мм пушками советских Т-34 заставила разработчиков установить на более поздние модели, PzKpfw IV Ausf F (обычно именуемые Ausf F2), длинноствольную пушку KwK 40 L/43 того же калибра с начальной скоростью 700 м/сек. Машина, которую вы видите на иллюстрации, это — Ausf F1 с усиленной (до 50-мм) броневой защитой, модернизированной башней, более широкими гусеницами и с впускными патрубками системы охлаждения тормозов на скате лобового броневого листа. Объем выпуска данной версии составил всего 462 единицы (из общего количества 9000 PzKpfw IV всех прочих вариантов), они несли службу в Северной Африке, на Балканах и на территории Советского Союза. Между июнем 1942 г. и июлем 1943 г. количество Ausf F1 на Восточном фронте сократилось с 208 до 60 единиц, и очень скоро они исчезли со сцены этого ТВД.

Тактико-технические характеристики танка Pz IV Ausf F1 (Т-4)

Немецкие танки

Легкие танки
Танк Pz.Kpfw I Танк Pz.Kpfw II
Танк Pz.Kpfw II «Лукс»
Средние танки
Танк Pz.Kpfw III Танк Pz.Kpfw IV
Танк «Пантера»
Тяжелые танки
Танк «Тигр» Танк «Королевский тигр «
Сверхтяжелый танк «Маус»
Самоходные противотанковые орудия
«Панцерягер» I «Мардер» II
«Насхорн» «Мардер» III
«Мардер» I «Мардер 38»
Истребители танков
«Хетцер» «Ягдпацер» IV
«Ягдпантера» «Фердинанд»
«Ягдтигр» «Штурер Эмиль»
Самоходные установки
«Веспе» «Хуммель»
Зенитная самоходная установка «38» «Вирбельвинд»
600-мм самоходная мортира «Карл»
Штурмовые орудия
StuG III «Бруммбер»
«Штурмтигр»
Бронетехника Германии
Бронеавтомобиль 222 Бронеавтомобиль 231
Бронетранспортер 250 Бронетранспортер 251

Немецкие танки Второй мировой войны

Германия вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции «молниеносной войны», поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.

Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции «молниеносной войны» немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V «Пантера» и Т-VI «Тигр», а позднее и танк «Королевский Тигр» (Т-VI «Тигр В»). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:

  • использование танков трех типов: легких — весом до 9 т; средних — весом до 26 т; тяжелых — весом от 45 до 70 т;
  • создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
  • использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
  • использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
  • выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
  • низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
  • расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:

  • в 1939 г. было 324 немецких танка,
  • в 1941 г. — 150-221,
  • в 1943 г. — 100-150,
  • в 1945 г. — 45 единиц.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года — танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.