Болонская система образования

Болонская система образования в современной России

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?

Болонский процесс — организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

2.3. докторантура.

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность — это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это — необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.

Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?

Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.

Болонский процесс и Российское образование

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Необходимость модернизации системы образования Советской России остро назрела уже в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., потому как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы. В результате осуществленных реформ произошло освобождение от идеологического диктата и демократизация российского образования, что позволило России в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское пространство высшего образования. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу.

Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью:

1 развития его как открытой государственно-общественной системы;

2 расширения доступности;

3 повышения качества и конкурентоспособности.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

-построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

·формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

·обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

·повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.

4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем.

До 2010 года ожидается, что Россия полностью войдет в Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты будут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

«Гармонизация архитектуры высшего образования» в рамках Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень – из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.

Модернизация системы высшего образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России и осложняется значительным несовпадением российской модели с болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса.

Традиционно российская система высшего профессионального образования была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял 5 лет. Структура профессиональной образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был и пока остается академический час. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю – 54 академических часа при средней аудиторной нагрузке – 27 академических часов.

В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат/магистратура). Бакалавров сегодня готовят более половины российских высших учебных заведений. Вместе с тем, еще не полностью разработаны концепции профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, существуют сложности практического признания этих образовательных степеней отечественным рынком труда.

В настоящее время в российской системе образования осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ISO 9000:2000, экспериментальное введение в некоторых высших учебных заведениях системы зачетных единиц и европейских приложений к дипломам. Переход к системе зачетных единиц приведет к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин. Еще предстоит разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие содержательное наполнение, сопоставимость зачетных единиц, оплату труда преподавателей.

Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений. Они связаны, в первую очередь, с уникальностью российского рынка труда, потребности которого определяют социальный заказ к системе профессионального образования.

Специфика российского рынка труда проявляется в его региональном характере и существующей неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях значительно снижаются возможности территориальной мобильности специалистов, в то время как повышается потребность в их профессиональной мобильности, обеспечиваемой дополнительными образовательными формами. С другой стороны в условиях экономической нестабильности российского общества расширение академической мобильности таит в себе реальную угрозу превращения России в поставщика интеллектуальных ресурсов западноевропейских стран.

Болонская модель базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования субъектно-объектных отношений. Столь серьезные грядущие изменения не всегда находят понимание среди российского образовательного сообщества, о чем, в частности, свидетельствуют результаты проведенных эмпирических исследований.

Преимуществами российской системы образования традиционно считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Потерю этих характеристик российские оппоненты Болонского процесса связывают с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Кроме того, высказываются опасения, что внедрение Болонской модели приведет к утрате специализаций, развалу кафедр и научных школ, сокращению занятости преподавателей.

Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов.

Поэтому развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.

6 особенностей Болонской системы образования

Идея о создании единого пространства образования в Европе витала в воздухе давно (с 70-х годов двадцатого века).

Но осуществляться она стала с 1998 года, когда министрами образования 4 стран (Германии, Франции, Италии, Великобритании) подписали Сорбонскую декларацию.

А в 1999 году уже 29 министров подписали в Болонье (Италия) совместную «Болонскую декларацию».

История Болонского образования

Болонский процесс развивался поэтапно, и на каждом рубеже увеличивалось количество стран-участниц, ставились новые цели.

Страны присоединялись к соглашению добровольно, приняв на себя обязательства:

  • с 2005 года выдавать к дипломам приложение единого образца;
  • до 2010 года провести реформу национальной системы образования (она должна соответствовать положениям декларации).

На данный момент 47 стран участвуют в Болонском процессе и среди них много государств, ранее входивших в СССР (Россия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Прибалтики).

Цель Болонской декларации – создать единую систему образования и активизировать европейское высшее образование в мировом масштабе.

Болонская система образования

Обеспечивается свободное передвижение студентов и преподавателей (создается единая система сертификации и вводится одинаковая форма приложения к диплому).

Вводится 2 цикла обучения: предварительный (не меньше трех лет) и выпускной (на его этапе студент получает степень магистра или доктора).

Во всех вузах действует единый кредитный зачет (накопительный), который служит доказательством квалификации студента. При смене работы или месте жительства в пределах стран, подписавших декларацию, стаж сохраняется.

За стандартами европейского образования следят независимые аккредитационные агентства.

В результате развивается европейское сотрудничество и совместные программы обучения, осуществляется система, контролирующая качество образования (для этого привлекают даже работодателей).

Престиж высшего образования поднялся на более высокий уровень.

Так как родиной Болонского соглашения является Италия, то будет интересно узнать, как осуществляется образование именно в этой стране.

Узнайте, все про toefl пробный тест, по сдаче экзамена на знание английского языка.

Смотрите , все про обучение английскому онлайн с нуля.

Система образования в Италии

Итальянское образование имеет сложную структуру.

Сейчас проводится реформа, которая должна ее упростить в соответствии с европейскими стандартами.

Государство держит систему образования под своим жестким контролем.

Дошкольные учреждения

Именно с них начинается обучение в Италии. Их в стране не хватает.

Для детей до 3 лет работают платные ясли.

С 3 лет детки посещают детский сад. Обучающие занятия в нем необязательны, так как при поступлении в школу не требуется умения читать и считать.

Хотя, по своему усмотрению, многие воспитатели практикуют развивающие уроки.

Итальянская школа

Обучение делится на три ступени:

    1. Начальная школа дает знание по общеобразовательным предметам (учатся дети 6-11 лет) и состоит из двух ступеней.
    1. Средняя младшая школа (11-15 лет) имеет программы со специализированным уклоном (музыкальным, языковым).
  1. Средняя старшая школа. Этот ступень необязательна. Она аналогична нашему профессиональному образованию. Многие ученики предпочитают заменить этот этап работой (трудовая деятельность в стране разрешается с 14 лет).

Школьники сами определяют программу образования: обычная в лицеях разных профилей (готовят к вузам) или обучение, включающее профессиональную подготовку (в колледже).

Школьное образование всех ступеней бесплатно. В Италии много частных школ, но они аттестаты не выдают, и их выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Высшее образование

Начинается с 18-19 лет.

В систему высшего образования входят университеты, университетские колледжи и академии.

Итальянские университеты имеют многовековую традицию.

Бесплатное обучение в Италии можно получить в гос. вузах (в стране более 60 госуниверситетов).

Но при этом надо будет заплатить обязательный налог на обучение (500-3000 евро за год)

Университет Болонья

Это старейший вуз Европы (основан в 1088 году) и с самого основания стал центром юриспруденции.

Сейчас в университете получают образование 100 000 студентов по разным специальностям.

Работают 24 факультета, вуз имеет свои региональные центры по всей стране и даже имеется филиал в Аргентине.

Программы обучения проходят на итальянском и английском.

Университетом предлагаются 128 разных курсов бакалавра (надо пройти трехлетнюю программу и достичь 180 кредитов), при вузе действуют специализированные школы разных направлений, научные центры, докторантуры.

Получить образование в стране можно и в негосударственных вузах, которые имеют такие же права, как государственные.

Поступив в Польские университеты, каждый сможет получить качественное образование европейского уровня.

Все про колледж экономики, бизнеса и права можно узнать .

Учеба в Италии на степень магистра имеет несколько видов: двухлетнее обучение с квалификационной работой в конце, программа, ориентированная на узкоквалифицированных специалистов, годичная программа для получения дополнительной профессиональной квалификации.

Третья ступень образования – докторантура и аспирантура.

Большое внимание в Италии уделяется образованию в сфере искусства.

Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи.

Почти все вузы не имеют ограничений по набору студентов (квота существует только для граждан не членов ЕС) и обучение не имеет обязательного характера (студенты сами выбирают время сдачи экзаменов).

Болонская система образования в России

Участие России в Болонском процессе началось в 2003 году.

После этого (2004 год) были одобрены основные направления развития образования в стране и предусмотрен переход на Болонскую систему.

Законодательством закреплен переход вузов России на подготовку кадров по уровням (2007 год).

В новых стандартах предусматривается расширение свободы вузов и теперь программы можно разрабатывать с учетом региональных потребностей.

Процессы несколько тормозятся, так как часто натыкаются на непонимание должностных лиц.

Болонская система образования в Украине

Присоединение страны к этой системе датируется 2005 годом.

В связи с этим, в системе образования Украины произошло много изменений.

Было внедрено независимое тестирование в школах, упрощены системы уровней в вузах.

В реализацию положений болонской декларации вовлекли специалистов из лучших украинских университетов.

В 2006 году их силами была сформирована группа промоутеров, которая проводит регулярные учебные тренинги по европейскому образованию. Налажены контакты с европейскими рабочими группами.

Тем не менее, мнение о Болонской системе в Украине неоднозначно.

Некоторые высокопоставленные лица считают, что ее внедрение не помогло решению проблем образования в стране, а только их усугубило.

Украина и Россия ввели Болонскую систему, но дипломы этих стран за границей признавать не спешат и при трудоустройстве в других странах требуется дополнительное обучение.

И все же единое европейское образование – вещь перспективная!

Болонская система есть система уничтожения классического европейского образования

«Cама Болонская система, рекламируемая как создание «единого европейского образовательного пространства», имеет очень мало общего с классической европейской образовательной моделью.
И первые, кто выступил с протестами против нее, были как раз старые европейские университеты».
Сергей Черняховский: «Остается непонятным, почему вообще требование признания российских вузов на Западе для России должно быть значимо»
Европа и антиевропейское образование
Все потешались над странным министром образования, когда он мялся и ничего не мог ответить на вопросы Путина о том, нужно ли деление на бакалавров и магистров при обучении филологов. И что лично он думает по этому поводу. И он лично не мог сказать, ни что он думает, ни каково его мнение.
Но хотя Котюков министр странный, ничего в образовании не понимающий, никогда ни в образовании, ни в науке не работавший, но по большой протекции земляка-олигарха из Красноярска эту должность получивший и до сих пор полагающий, что эффективность образования измеряется так же, как эффективность производства табуреток: чем больше один столяр выпускает табуреток, тем производство эффективнее, так же – в университетах: чем больше студентов учит один преподаватель, тем производство эффективнее, — как раз в том, в том, что он не мог ответить на вопросы Путина, он не так уж и виноват.
Потому что на эти вопросы не может ответить никто в стране, в том числе и никто из прежних министров образования, в том числе и тех, кто это разделение вводил. Причем никто не может ответить не только, зачем делить филологов на магистров и бакалавров, но и вообще: зачем нужно такое деление. И зачем страна перешла на Болонскую систему.
Есть, правда, один вариант ответа: от международных структур Минобр получил крупные субсидии на обеспечение этого перехода и имел возможность делить их среди руководителей министерства. Но они в этом все равно не признаются. А других вменяемых ответов действительно нет.
Все те странные нововведения, которые осуществляются в образовательной системе России – от перехода на «двухуровневую» систему до поголовного тестирования и ЕГЭ – не объясняются ничем внятным, помимо требований Болонского процесса. Один за другим министры образования объявляли, что это нужно, потому что Россия подписала соглашение об участи в Болонском процессе.
И параллельно этому один за другим эти министры становятся самыми непопулярными министрами в стране. Хотя каждый предыдущий начинает казаться даже почти приличным на фоне последующего.
Если требования, вытекающие из участия в Болонском процессе, ведут к непопулярности реализующих их министров, значит, сам данный процесс по некой совокупности причин рождает существенное неприятие российского общества.
Все опросы общественного мнения устойчиво показывают, что все большее число людей все хуже оценивают нынешнюю систему российского образования. Средний выпускник средней школы 1980-го года выглядит воспитанником Царскосельского лицея на фоне студента первого курса современного университета.
Как и чем министры образования отчитываются перед президентом за выполнение поставленных тем задач в этой сфере – остается загадкой. Зачем нужно делать то, что вызывает раздражение общества, не дает никаких положительных результатов и даже не может быть вменяемо, объяснено и лишь служит дискредитации власти – остается также загадкой.
Ни один из министров образования с самого начала затеи с Болонским процессом не может объяснить – ни зачем Россия хочет в нем участвовать, ни зачем он вообще нужен.
Максимум того, что декларируется – это то, что благодаря участию в нем, дипломы, выданные в России, будут признаваться в других странах. Хотя на самом деле у нужных там специалистов они признавались всегда.
И реально во многих областях специалисты из СССР и России оказывались значительно квалифицированнее специалистов западных вузов. С этой точки зрения, если рассматривать подгонку системы образования в России под систему образования, предполагающуюся Болонским процессом, это начинает выглядеть целенаправленной мерой по лишению выпускников российских вузов изначальных естественных конкурентных преимуществ перед выпускниками западных.
Хотя и здесь остается непонятным, почему вообще требование признания российских вузов на Западе для России должно быть значимо: для нее, скорее, должно быть значимо, какие специалисты придут в сферы ее производства. Поскольку задача российских университетов – не поставлять рабочую силу в западную экономику и не способствовать трудоустройству тех, кто хочет уехать из России, не считая ее своей Родиной.
Они, конечно, имеют на это право, но ведь никто им и не запрещает изначально уезжать в другие страны и там получать то образование, которое поможет им там трудоустроиться. Почему Россия должна из средств своего бюджета готовить специалистов для западной экономки и по западным нормам – никак не объясняется.
Но ведь более того – сама Болонская система, рекламируемая как создание «единого европейского образовательного пространства», имеет очень мало общего с классической европейской образовательной моделью.
И первые, кто выступил с протестами против нее, были как раз старые европейские университеты. Систему назвали Болонской по имени старейшего европейского университета — Болонского. И именно он чуть ли не первым выступил против нее.
Дело в том, что классическая система образования, сложившаяся в Европе, сложилась на основе старых классических университетов, обладавших уникальностью своих подходов и школ. То есть это была система разнообразия моделей, где каждый студент имел возможность выбирать ту, которая ему была более интересна.
Собственно, поэтому человек, который имел такую возможность, ориентировался на то, чтобы после окончания одного университета закончить и другой.
Болонская система, претендуя на общеевропейскую универсальность, исходит из абсолютно противоположного подхода: унификации национальных образовательных школ. И это относится не только к требованиям унификации российских вузов – это относится ко всем европейским национальным образовательным моделям.
То есть, строго говоря, Болонская система есть система уничтожения классического европейского образования. Участие России в этой системе означает не ее включение в общеевропейские классические модели, а ее включение в систему демонтажа этой модели с неясными последствиями, результатами и целями.
Вообще, официальной целью Болонского процесса считается «создание единого европейского пространства высшего образования». Кроме красиво звучащего названия, формально включающего позитивные ассоциации «единство», «Европа», «образование», значимость подобного начала необоснованна. Гитлер тоже вполне мог бы сказать, что создает «единое европейское пространство высшего образования».
Целями также считаются:
– «расширение доступа к высшему образованию», но если это и является проблемой для европейских стран (им виднее), доступ к нему в России уже скорее вредит российской экономике, превратившись в переизбыток представителей одних специальностей (экономистов и юристов) и дефицитность других (бульдозеристов и слесарей). В России доля обладающих высшим образованием выросла вдвое по сравнению с СССР – но зато их реальная квалифицированность после «болонских экспериментов» упала в разы;
– «дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования», то есть признается, что они сегодня недостаточны. Это печально – но почему Россия должна заботиться о повышении их привлекательности и качества, а не о повышении привлекательности и качества своего образования. Если она включается в международную конкуренцию, она должна думать о повышении своей конкурентоспособности и конкурентоспособности своего образования – в целях, кстати, развития своей экономики, а не поддержания с ней конкурирующих;
– «расширение мобильности студентов и преподавателей» — в нынешних условиях это означало б только расширение отъезда за рубеж выпускников российских вузов, обученных за деньги российского бюджета. То есть расширение «утечки мозгов за рубеж». В этом, конечно, есть и свои плюсы – чтобы уехали те, кто не считает Россию своей Родиной. Но зачем перед отъездом тратить деньги на их трудоустройство за границей – более чем спорно. Лучше уж, хоть по российской, хоть по европейской методике, учить тех, кто будет работать в России и во имя России;
– «а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда» — трудоустройства, опять же — где… Если стоит задача трудоустройства российских выпускников в России – зачем это делать по унифицированной европейской методике. Если российских же, но в Европе – зачем это нужно России, у нее сегодня недостаток квалифицированных специалистов, а не их переизбыток. Если речь о трудоустройстве выпускников западноевропейских университетов в России, то это им, скорее, нужно унифицироваться под российские условия рынка труда.

Кстати, что вообще означает положение «все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда». Это же само по себе нечто бредовое: академическое и рыночное – даже для прошлой эпохи рыночной экономики – явления разного уровня. Академическое – ориентировано на фундаментальность и долгосрочность. Рыночное – на конъюнктуру и краткосрочность.
Переориентировать академическое на рыночное – если это и возможно, означает только одно – переделку академического в рыночное.
То есть уничтожение академического, стратегического и долгосрочного во всех тех странах, которые присоединятся к Болонской системе. США, кстати, не присоединяется.
То есть в худшем случае – это сознательное уничтожение возможных конкурентных преимуществ стран, которые периферийно присоединятся к Болонской системе.
В лучшем – атавистические остатки наивных надежд на общеевропейское процветание, утвердившихся в начале прОклятых 90-х, окрашенное вспышками взрывов при евроагрессии против Югославии и ее остатков.
Болонская декларация была подписана в 1999 году на фоне идиллической веры в конец истории, в то, что с падением восточной системы можно прийти к золотому веку, и осталось только всем «войти в Европу» — как он настанет для всех. Это было наивно и тогда, но с тех пор стало ясно, что Европа вползает в перманентный кризис и ЕС не может расплатиться по долгам своих членов.
Если в этих условиях ЕС все еще хочет создавать «единое европейское образовательное пространство», это его право.
Но России-то нужно скорее создавать либо «единое европейское образовательное пространство», либо «единое евразийское», либо «единое пост (нео) советское».
Зачем ей растворять свою образовательную систему в том, что для нее спорно, конкурентно и при этом само на сегодня проблемно?
Тем более что то, в чем они предлагают унифицироваться, как уже было сказано, к классическим европейским образовательным моделям имеет предельно малое отношение.

История внедрения

Болонским называют единое учебное пространство европейских стран. Его активное формирование началось в 1998-м по инициативе образовательных министерств Великобритании, Италии, Германии и Франции. В 1999-м целесообразность этого шага признали еще 29 стран. В настоящее время в системе участвуют 48 государств. Подписать соглашение об унификации образовательного процесса в любой момент могут новые участники.

Вступление в единое учебное пространство позволяет взять все лучшее из накопленного странами опыта и обеспечить высшему образованию следующие качества:

  • студенческую мобильность;
  • скоординированную работу вузов;
  • преподавательскую и управленческую маневренность.

Принимаемые меры повышают не только качество, но и конкурентоспособность европейского образования. Они способствуют быстрому карьерному старту и продвижению молодых специалистов, а также росту уровня знаний и квалификации.

Причины введения

Необходимость построения болонского учебного процесса была продиктована потребностью переформатирования европейской образовательной системы таким образом, чтобы она составила конкуренцию образовательным школам Канады, Англии, США, стран Азии и Восточной Европы. При этом учтена такая особенность, как глобализация экономики. Из-за нее пришлось менять подход в процессе подготовки кадров.

Необходимость Болонской системы продиктована следующими условиями:

  • усилением влияния на эффективность труда, его информационную и творческую составляющую;
  • рост числа гибких непродолжительных производственных проектов, которые эффективно решают временные группы и коллективы (при этом отсутствует необходимость содержания постоянного штата);
  • утратой понятия постепенного карьерного роста: все большее число специалистов не стремится задержаться на одном предприятии;
  • персонализация работы, исключающая взаимозаменяемость сотрудников;
  • потеря актуальности образования, направленного на приобретение только одной квалификации.

Задачи Болонского процесса

Цели Болонского процесса — наделение людей навыками и умениями, которые необходимы современному государству, обществу, рынку труда. Она создает новые критерии оценки профессионализма и представляет более совершенный механизм, который повышает результат труда. Основные постулаты системы:

  • признание дипломов, действующих в рамках Болонского процесса, работодателями всего мира;
  • построение образования в три стадии: бакалавриат, магистратура, аспирантура;
  • совмещение обучения в родной стране и за ее пределами, возможность обмена учащимися и получения двойного диплома;
  • право выбора студентами университета, где изучаемая ими дисциплина рассматривается более глубоко.

Мобильность — ключевой фактор подобной системы. Например, можно проучиться в Казани, прослушать определенное количество часов, а затем присоединиться к курсу интересующей дисциплины в Праге, что будет учтено по основному месту обучения. Подобная интеграция позволяет путешествовать по миру, знакомиться с другими культурами, изучать языки.

Достижение компетенций

Болонская система ориентирована на приобретение студентами определенного набора компетенций, которые позволяют эффективно работать в современных условиях. По исследованиям американских специалистов, именно они, а не оценки в дипломе и работоспособность, гарантируют высокое качество работы.

Компетенция — способность людей организовать работу так, чтобы достичь результата максимально быстро с наименьшими усилиями. Подход к пониманию этого слова разный:

  • по-американски — описание поведения работника;
  • по-европейски — оценивание рабочих задач или результатов труда;
  • по-российски — характеристика личных способностей и навыков, требуемых для выполнения конкретной работы.

Компетенции в современном мире — товар, который можно выгодно продать. Например, востребованность экономистов и юристов падает, а робототехнические и инженерные специальности растут в цене. Освоив их, можно выгодно продать свой труд.

К уровням подготовки по болонской системе относят бакалавриат и магистратуру. Первая ступень болонского образования (бакалавриат) не обеспечивает широкого кругозора и предоставляет конкретный набор компетенций. Она занимает 3−4 года, по окончании студенту выдается диплом бакалавра. Однако полученные компетенции могут стать невостребованными на рынке труда, что приведет к дальнейшей трате времени и средств на получение новых знаний.

Более широкий набор компетенций предлагает магистратура, в которой студенты дополнительно учатся 1−2 года. Это перспективный этап обучения, по окончании которого присваивается степень магистра. Разница в получаемых компетенциях между магистром и бакалавром весьма заметна, что оценивают работодатели. К примеру, в Германии бакалавры получают до 20 тысяч долларов, а магистры — значительно выше.

Значение в России

Впервые о внедрении Болонской системы образования в России заговорили в 2003 году на саммите министров образования в Берлине. Постепенно началось переформирование сложившейся советской учебной системы, ее адаптация к Болонскому рабочему процессу. Обновление коснулось всех сфер педагогики, требовало внедрения новых планов и методик, кардинальной трансформации вузовских структур, учебной и нормативных баз.

Спустя год после того, как состоялось подписание Болонской конвенции российским министром, вышло положение о приоритетных аспектах развития образования. В его тексте был задекларирован переход к принятому в Европе процессу. Для реализации документа потребовалось:

  • обновить перечень преподавательских программ;
  • привести их в соответствие с требованиями европейских учебных заведений;
  • создать двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр);
  • оформить национальные квалификационные рамки;
  • построить программы курсов по единому кредитно-модульному принципу.

Основным нововведением, достигнутым в ходе переходного периода, стал ориентир на результаты учебы (компетенции) и учет трудозатрат в баллах, которые принимались к зачету. Произошло также расширение вузовской свободы. Согласно ФГОС, при подготовке бакалавров в программу входит лишь половина обязательных дисциплин. Для магистров — до 30% предметов, что вписывается в рамки Болонской декларации.

Каждый вуз вправе самостоятельно выбирать формат обучения, разрабатывать индивидуальные планы и утверждать их в вышестоящих инстанциях. Ориентиром для преподавателей служат пособия с примерами образовательных программ по конкретным направлениям. Для сравнения, в годы советской власти все высшие учебные заведения преподавали единый курс.

В настоящее время процесс перехода не завершен, что негативно сказывается на сущности и качестве обучения. В рамках интеграции с европейскими странами тоже не все гладко, поскольку российские учебные заведения в Европе не котируются. Многие европейские студенты против того, чтобы учиться даже в престижных вузах (МГИМО, РУДН).

Перспективы образования

У Болонской системы свои плюсы и минусы. Она является балльной, и студенты во время обучения своими знаниями и активным участием в общественной жизни зарабатывают кредиты. Один кредит равносилен 25 учебным часам, которые тратятся студентами на лекции, сдачу сессий, практические занятия и самостоятельную работу.

Участие в олимпиадах, сессиях, научных проектах также оплачивается дополнительными кредитами. По окончании учебы выдается диплом единого образца, который уравнивает шансы молодых специалистов на получение хорошей должности.

О преимуществах Болонского процесса судят по практическим достижениям:

  • рост имиджа высшего образования;
  • возможность перехода в другой вуз или смены специальности в процессе обучения;
  • право самостоятельного выбора дисциплин студентами;
  • укрепление социального и научного потенциала стран, участвующих в процессе;
  • налаженный контроль качества образования;
  • рост конкурентоспособности европейских вузов.

Присутствуют и недоработки, одна из которых — выпуск бакалавров. Для многих стран этот статус приравнен к специалисту с неоконченным высшим образованием. Их принимают на работу реже, предлагают не такую высокую оплату труда, как специалистам.

В России Болонская система подорвала устои, сложившиеся в СССР. Двухуровневая система отразилась и на менталитете. Считается, что бакалавр — студент-недоучка. Однако магистратура в основном является платной, и только поэтому многие заканчивают обучение в статусе бакалавра. При этом прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования образования.

Принятая система стала частью российского политического и экспертного дискуса. Проводятся регулярные встречи специалистов, осуществляется мониторинг качества обучения. Единое мобильное образовательное пространство находится в стадии развития. С его введением отмечен всплеск студенческой мобильности и рост рынка образования за пределами Европы. Наиболее привлекательными остаются учебные заведения США и Великобритании.