Битва за англию

«Гитлер понял, что не готов к высадке в Британии»: как Датско-норвежская операция повлияла на ход Второй мировой войны

80 лет назад началась операция гитлеровских войск по захвату Дании и Норвегии. В ходе неё немцы с минимальными потерями смогли оккупировать эти страны, показав превосходство как над местными армиями, так и над союзными им англо-французскими войсками. Как отмечают историки, оккупировав Данию и Норвегию, Германия обезопасила себя от возможного удара с севера, обеспечила транзит руды из Швеции и получила новый выход к границам СССР. В то же время морская часть операции прошла не столь успешно, что, по мнению экспертов, повлияло на решение Гитлера отложить вторжение в Великобританию и ускорило начало агрессии против Советского Союза.

Морское сражение возле Нарвика © Wikimedia Commons

9 апреля 1940 года нацистские войска начали вторжение в Данию и Норвегию. Официальный Копенгаген капитулировал в тот же день, а на полную оккупацию Норвегии гитлеровцам понадобилось чуть более двух месяцев. Успех операции в Скандинавии укрепил позиции нацистов на севере Европы и обезопасил пути транзита сырья для военной промышленности рейха из Швеции.

Важнейший плацдарм

Предпосылки для вторжения нацистов в Скандинавию возникли уже на начальной стадии Второй мировой войны, рассказал RT специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.

По его словам, на фоне захвата гитлеровцами Польши Англия и Франция вступили с Германией в так называемую Странную войну. В 1939 году франко-британские войска вторглись на несколько километров вглубь Германии, а затем откатились к укреплениям линии Мажино, после чего активные боевые действия временно прекратились. Однако обе стороны конфликта понимали, что его переход в горячую стадию — лишь вопрос времени.

«И британское, и немецкое командование корпело над стратегическими планами, позволяющими создать выгодные условия для дальнейшего ведения войны. Ввиду отсутствия у Германии, в отличие от Англии, колоний и доминионов, Берлин обращал пристальное внимание на Скандинавию, страны которой имели значительные запасы необходимого рейху стратегического сырья, в частности железной руды», — подчеркнул Михайлов.

Скандинавские страны накануне Второй мировой старались придерживаться нейтральных позиций. Дания 31 мая 1939 года заключила пакт о ненападении с Германией, а власти Норвегии, уверенные в том, что их страна достаточно защищена морем, не видели в договоре с Берлином необходимости. Швеция же, несмотря на нейтральный статус, демонстрировала готовность идти на уступки Германии, в частности в области экономического сотрудничества.

«Как британцы, так и немцы видели в территории Норвегии и Дании важнейший плацдарм, прикрывавший территорию рейха с севера и позволявший контролировать прибрежную зону в Северной Атлантике. Кроме того, для нацистов это был один из возможных трамплинов для рывка против Советского Союза», — отметил в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

В конце 1939 года официальный Лондон стал оказывать дипломатическое давление на Осло с целью установления экономической блокады Германии и одновременно начал разрабатывать планы возможного вторжения на территорию Норвегии, чтобы отрезать рейх от ведущих в Швецию торговых путей. Это могло бы иметь катастрофические последствия для гитлеровского военно-промышленного комплекса.

Согласно подсчётам специалистов, в среднем около 30% металла, из которого были сделаны в годы Второй мировой войны германские пушки и танки, поставлялось именно из Швеции. По ряду позиций шведские поставки были практически незаменимы. Кроме того, Стокгольм оказывал Берлину международные финансовые и транзитные услуги.

Инцидент с «Альтмарком». Погибших немцев несут на берег для похорон © Wikimedia Commons

27 января 1940 года верховное командование вермахта издало директиву о разработке оперативно-стратегического плана вторжения в Скандинавию. Процесс военного планирования стал активнее после того, как британский эсминец «Казак» 16 февраля 1940 года у берегов Норвегии взял на абордаж германский танкер «Альтмарк», перевозивший пленных англичан. Норвежские военные предпочли не вмешиваться.

По мнению историков, это вызвало гнев у Гитлера и заставило его отдать команду о непосредственной подготовке к вторжению в Скандинавию. Главной целью нацистов была Норвегия, однако для обеспечения десанта гитлеровцы нуждались в аэродромах Дании и гарантиях безопасного судоходства у её берегов.

Операция «Везерюбунг»

Датско-норвежская операция гитлеровских войск, известная под кодовым названием «Везерюбунг», началась 9 апреля 1940 года. Рано утром германское посольство передало в МИД Дании меморандум о намерении оккупировать страну, после чего границу пересекли самолёты люфтваффе и части вермахта.

«Организованного отпора нацистам в Дании не было, имели место только случайные перестрелки», — рассказал Юрий Кнутов.

Немецкие войска в Дании, 1940 год /Gettyimages.ru © ullstein bild Dtl.

По словам историка, датские военнослужащие открывали огонь по гитлеровцам на контрольно-пропускных пунктах и в спешном порядке отступали. Помимо вторжения через сухопутную границу, нацисты высадили ряд морских и воздушных десантов. Немецкие военнослужащие появились прямо в центре Копенгагена, захватили телефонную станцию, полицейский участок, таможню и форт. Датских военных и чиновников закрывали в подвалах.

После того как немецкое командование предупредило власти Дании о начале бомбардировок, король Кристиан Х отдал приказ о капитуляции. Монарх выступил по радио и призвал население страны не сопротивляться нацистам, после чего началась демобилизация армии.

«На разгром Дании ушло всего несколько часов. Это была оккупация между завтраком и обедом. Первый раз за день датчане ели до войны, а второй — уже после её завершения», — рассказал RT член Академии военных наук, полковник запаса Андрей Кошкин.

9 апреля 1940 года, через несколько часов после вторжения в Данию, немецкие войска начали высадку в Норвегии. Гитлеровцам пытались оказывать сопротивление части береговой охраны и находившиеся у берегов Скандинавии британские корабли, однако немецкая пехота с ходу захватила Осло и ещё ряд норвежских городов.

Немецкие танки в городе Обенро © Wikimedia Commons

Нацисты пытались взять в плен или убить короля Норвегии Хокона VII. Однако его спасли оставшиеся верными присяге военные. После отказа Швеции предоставить ему убежище монарх прятался в лесу, пока его не нашли высадившиеся в Норвегии британцы.

12 апреля 1940 года в Нарвик были направлены первые подразделения 24-й пехотной бригады шотландских стрелков, к которым вскоре присоединились другие британские, французские и польские части. Однако действия различных подразделений союзников и норвежских войск были не согласованы между собой, что резко снижало их эффективность.

24 апреля немцы нанесли мощный удар по западным союзникам и норвежцам, после чего те начали отступление, вскоре переросшее в бегство. Даже Уинстон Черчилль в дальнейшем признает, что в норвежской кампании превосходство немцев в замысле, руководстве и энергии было несомненным.

28 мая союзники предприняли последнюю попытку наступления в районе Нарвика и даже потеснили немцев. Однако начало масштабного гитлеровского наступления в Западной Европе заставило Лондон и Париж вывести свои части из Скандинавии. 10 июня Норвегия официально капитулировала, после чего вся страна была оккупирована нацистами.

Немецкая пехота в Норвегии © Wikimedia Commons

«Везерюбунг» показал пример тщательно спланированной и твёрдо осуществлявшейся операции всех трёх видов вооружённых сил. Германская сторона продемонстрировала своё превосходство над союзниками в развитии военного искусства, степени готовности высшего командования и штабов к проведению сложных в оперативном и тактическом плане форм действий, уровне боевой подготовки сухопутных войск, авиации и флота», — пишет в своей книге «Везерюбунг». Норвежская кампания 1940 года» историк Сергей Патянин.

По словам Юрия Кнутова, соотношение потерь в ходе Датско-норвежской операции было в пользу нацистов. Так, при захвате Дании погибли два немца и 16 датских военнослужащих. В Норвегии гитлеровцы потеряли безвозвратно порядка 3,7 тыс. человек — по большей части на затонувших во время морских боёв кораблях. Общие потери союзников составили порядка 4 тыс. убитыми.

«Единственная позиция, где потери Германии были ощутимо больше британско-французских, — это флот. Особенно много немцы потеряли вспомогательных судов», — отметил историк.

Результаты «Везерюбунга»

Оккупировав Данию и Норвегию, Германия в начале лета 1940 года обезопасила себя от возможного удара с севера, обеспечила транзит руды из Швеции, получила новый выход к границе СССР и возможность контролировать прибрежную зону Северной Атлантики, отметил Кнутов.

«Норвежцы и датчане передали вермахту большую часть своих запасов оружия, амуниции и провианта. Появилась возможность эксплуатировать в интересах рейха промышленность оккупированных государств со всеми их заводами и месторождениями полезных ископаемых. Помимо этого, что немаловажно, вермахт укрепил веру в свои силы для дальнейших агрессий», — подчеркнул эксперт.

По его словам, в обеих оккупированных странах наблюдался серьёзный рост коллаборационистских настроений. На этом фоне движение Сопротивления с 1940 по 1942 год было не слишком активно.

Норвежские и датские предприятия работали в условиях оккупации в интересах германского военно-промышленного комплекса, строительные фирмы возводили укрепления, а фермеры поставляли продукты вермахту.

Выходцы из Дании и Норвегии активно записывались добровольцами в войска СС. Укомплектованные скандинавами подразделения входили в состав дивизий СС «Нордланд» и «Викинг», а также отдельных охранных батальонов. Они воевали на территории СССР и Югославии.

На фоне ужесточения условий оккупации и перелома в войне в 1943 году деятельность движения Сопротивления в Скандинавии активизировалась.

Советские солдаты сидят на немецкой пушке, захваченной в ходе боёв. Киркенес, Норвегия РИА Новости © Дмитрий Козлов

7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция советских войск, в результате которой от нацистов была освобождена северная часть Норвегии. На юге Норвегии и в Дании группировки немецких войск капитулировали в начале мая 1945 года.

«Датско-норвежская операция оказала существенное влияние на ход Второй мировой войны. С одной стороны, Гитлер снова убедился в боеспособности своих войск, с другой — его сильно смутили значительные потери флота при вторжении в Норвегию. Он понял, что не готов к высадке в Британии, и принялся форсированно готовиться к нападению на Советский Союз. Правда, восточная кампания, как мы знаем, сразу пошла для нацистов совсем не так, как в Норвегии. Лёгкие победы для них закончились», — резюмировал Юрий Кнутов.

Битва за Англию. Кракто

«Битва за Англию» — общепринятое название периода Второй мировой войны, когда люфтваффе при помощи массированных налетов и бомбежек попытались перед запланированным вторжением в Великобританию с моря и по воздуху в рамках операции «Морской лев» завоевать воздушное пространство, уничтожить авиационные заводы и запугать гражданское население По мнению премьер-министра Великобритании У. Черчилля Битва за Англию началась 10 июля 1940 года, закончилась 18 июня 1941 года

История Битвы за Англию. Кратко

  • 1940, 4 июня — на фоне поражений французской армии У. Черчилль от имени правительства Великобритании выразил готовность его страны бороться с Гитлером: «Если необходимо — годами, если необходимо — в одиночестве»
  • 1940, 10 июня — Англии объявила войну Италия
  • 1940, 14 июня — немецкие войска вступили в Париж
  • 1940, 17 июня — французское правительство Петена, убедившись, что армия более не может оказывать сопротивление Гитлеру, запросило перемирия

«Битва, которую генерал Вейган называл битвой за Францию, закончена. Я полагаю, что сейчас начнется битва за Англию. От исхода этой битвы зависит существование христианской цивилизации» (У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, июнь — «У нас почти не было противотанковых пушек и боеприпасов и даже обыкновенной полевой артиллерии…Я посетил наше побережье в заливе Сен-Маргарет, вблизи Дувра. Бригадный генерал сообщил мне, что в его бригаде имеются всего три противотанковые пушки, прикрывающие четыре или пять миль этой весьма угрожаемой береговой линии обороны. Он заявил, что имеет только по шесть снарядов на пушку…» (У. Черчилль)
  • 1940, 2 июля — первая директива Гитлера о составлении плана вторжения в Англию. Он считал, «что при определенных условиях, самым важным из которых является обеспечение превосходства в воздухе, высадка в Англии могла бы состояться»
  • 1940, начало июля — германские военно-воздушные силы пополнили и перегруппировали свои соединения и разместились на всех французских и бельгийских аэродромах, с которых предполагалось повести наступление
  • 1940, 10 июля — начало воздушной битвы за Англию
  • 1940, 16 июля — «Поскольку Англия, несмотря на ее безнадежное в военном отношении положение, не проявляет признаков готовности прийти к соглашению, я решил подготовить десантную операцию против Англии и в случае необходимости – осуществить ее… Подготовку к операции следует завершить к середине августа» (Гитлер)
  • 1940, 21 июля — встреча руководителей трех видов германских вооруженных сил с Гитлером. Он сообщил им, что решающий этап войны наступил и осуществление операции «Морской лев» является самым действенным средством быстрого её завершения
    «Время года служит важным фактором, поскольку погода в Северном море и в Ла-Манше во второй половине сентября бывает очень плохой, а в середине октября начинаются туманы. Поэтому главная часть операции должна быть завершена к 15 сентября»
  • 1940, 31 июля — Гитлер сказал адмиралу Редеру: «Если после восьми дней интенсивной воздушной войны немецкая авиация не уничтожит значительную часть вражеской авиации, портов и военно-морских сил, всю операцию придется отложить до мая 1941 года»

«В эти летние дни 1940 года после падения Франции мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион не мог оказать нам …помощь. Победоносные огромные германские армии, прекрасно вооруженные, обладающие большими запасами захваченного оружия и арсеналами, готовились к последнему удару. Италия с ее многочисленными и внушительными войсками объявила нам войну и энергично добивалась нашего поражения на Средиземном море и в Египте. На Дальнем Востоке Япония держалась загадочно… Советская Россия была связана пактом с нацистской Германией и оказывала Гитлеру значительную помощь сырьем. Испания … могла…в любой момент…напасть на Гибралтар, либо установить батареи, чтобы закрыть проход через пролив. Франция Петэна…могла быть вынуждена в любой момент объявить нам войну. Поистине у нас не было недостатка во врагах» (У. Черчилль)

  • 1940, июль-начало августа — беспрерывные и жестокие воздушные бои над Кентским мысом и побережьем Ла-Манша
  • 1940, 15 августа — крупнейшее за тот период войны сражение в воздухе: было проведено пять ожесточенных боев на фронте в 500 миль. Около 100 бомбардировщиков в сопровождении 40 истребителей Me-110 были брошены против долины реки Тайн. Более 800 самолетов было направлено на юг, чтобы сковать английские силы, которые, по предположениям немцев, уже были там сосредоточены. Немцы потеряли 76 самолетов против 34 английских
  • 1940, 22 августа — немецкие батареи впервые открыли огонь по каравану судов в проливе Па-де-Кале и позже подвергли обстрелу Дувр. Им ответило только одно из английских 14-дюймовых орудий, которое уже было готово к действию
  • 1940, 24 августа — первая бомбардировка пригорода Лондона
  • 1940, 24 августа-6 сентября — истребительная авиация Англии серьезно ослаблена. За две недели погибли 103 летчика, 128 были ранены, 466 самолетов уничтожены и повреждены
  • 1940, 26 августа — первая бомбардировка англичанами Берлина. Из 81 одного самолета вернулись только треть. Но психологические последствия оказались огромными: впервые с начала войны Германии пришлось защищать собственную территорию
  • 1940, 30 августа — германский военно-морской штаб имел 168 транспортов (водоизмещением в 700 тысяч тонн), 1910 барж, 419 буксиров и траулеров, 1600 моторных катеров. Всю эту армаду нужно было укомплектовать личным составом и доставить по морю и по каналам в порты сосредоточения. Однако к 15 сентября успеть сделать это не представлялось возможным. Вторжение было перенесено на 21 сетнября
  • 1940, 1 сентября — началось передвижение большого потока судов, на которых предполагалось совершить вторжение
  • 1940, 6 сентября — 68 немецких самолетов бомбили Лондон
  • 1940, 7 сентября — Геринг публично объявил, что берет на себя командование воздушным сражением, и перешел от дневных налетов к ночным и от налетов на базы истребителей к налетам на обширные, тесно застроенные районы Лондона
  • 1940, 7 сентября — Налет 300 самолетов на Лондон.
  • 1940, 7 сентября-3 ноября — каждую ночь на Лондон совершали налет в среднем 200 германских бомбардировщиков
  • 1940, 9 сентября — тяжелый обстрел Дувра. По городу было выпущено свыше 150 снарядов
  • 1940, 10 сентября — вторжение перенесено на 24 сентября
  • 1940, 12 сентября — запись в журнале германского военно-морского штаба: «Война в воздухе ведется как «абсолютная воздушная война» без учета нынешних требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В ее нынешней форме воздушная война не может помочь подготовке к операции «Морской лев»,…поэтому по оперативным причинам пока еще нельзя думать об осуществлении высадки»
  • 1940, 14-15 сентября — крупнейший массированный авианалет на Лондон. Английские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков врага

«15 сентября явилось переломным моментом в битве за Англию. Той же ночью наша бомбардировочная авиация совершила массированный налет на суда в портах между Булонью и Антверпеном. Особенно тяжелый ущерб был нанесен противнику в Антверпене». Англичане называют 15 сентября «днем битвы за Британию»

  • 1940, 17 сентября — дата вторжения отложена на неопределенный срок

«Теперь наша судьба зависела от победы в воздухе. Германские руководители признали, что успех всех их планов вторжения в Англию зависит от того, удастся ли им добиться превосходства в воздухе над проливом и пунктами намеченной высадки на нашем южном побережье. Подготовка портов погрузки, сосредоточение транспортов, очистка от мин проходов и установка новых минных полей – все это было невозможно без защиты от налетов английской авиации. Для практической переброски и высадки десантов установление полного господства в воздухе…имело решающее значение. Таким образом, успех зависел от уничтожения английской авиации и системы аэродромов между Лондоном и морем.
Геринг отнюдь не возражал против этого, считая, что благодаря своему большому численному превосходству германская авиация через несколько недель…разобьет английскую противовоздушную оборону, уничтожит английские аэродромы..и установит полное господство над проливом. Но, помимо этого, он был уверен в том, что бомбардировка Англии, и особенно Лондона, доведет вырождающихся миролюбивых англичан до такого состояния, что они запросят мира, особенно если на их горизонте будет непрерывно расти угроза вторжения» (У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, 27 сентября — Геринг, ранее убеждавший Гитлера в том, что массированные бомбардировки Лондона сыграют решающую роль в битве за Англию, отказался от надежды добиться победы таким образом. «Несмотря на то что в течение октября Лондон получал сполна всю причитавшуюся ему долю, усилия немцев дробились на частые дневные и ночные налеты, предпринимавшиеся в небольших масштабах и во многих местах. Сосредоточение сил уступило место их распылению; началась битва на истощение»
  • 1940, 15 октября — около 480 германских самолетов сбросили 386 тонн бомб большой взрывной силы и, кроме того, 70
    тысяч зажигательных бомб. Это был самый ожесточенный налет на Лондон за весь месяц.
  • 1940, 14 ноября — Авианалет на город Ковентри. Ночью почти 500 немецких самолетов сбросили 600 тонн бомб большой мощности и тысячи зажигательных бомб. Центральная часть Ковентри была совершенно разрушена, и жизнь в ней была на некоторое время полностью парализована. 400 человек было убито и еще большее количество тяжело ранено. Однако важнейший завод авиационных моторов и инструментальный завод не прекратили работу; через неделю жизнь в Ковентри была восстановлена
  • 1940, 15 ноября — жестокая бомбардировка Лондона
  • 1940, 19-22 ноября — Бомбардировки Бирмингема, около 800 человек было убито, свыше 1000 ранено
  • 1940, конец ноября-начало декабря — крупные налеты на Бристоль, Саутгемптон, Ливерпуль, Плимут, Шеффилд, Манчестер, Лидс, Глазго
  • 1940, 29 декабря — Очередная жестокая бомбардировка Лондона, пострадал район Сити

«Наступила зима с обычными в это время штормами. Угроза вторжения определенно ослабела. Воздушная битва за Англию была выиграна. (И поскольку) господство на море или в воздухе не было обеспечено, представлялось невозможным двинуть германские армии через Ла-Манш. Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах»

  • 1941, 31 мая — бомбардировка Дублина

Уинстон Черчилль установил дату окончания Битвы за Англию 18 июня 1941 года. Одной из причин этого была его уверенность в том, что Германия уже не в состоянии проводить массированные бомбардировки английских городов. Таким образом, периодом Битвы за Англию считается 10 июля 1940 года — 18 июня 1941-го

  • 1942, 13 февраля — командующий кригсмарине адмирал Редер в последний раз беседовал с Гитлером об операции «Морской лев» и убедил его дать согласие на прекращение какой-либо подготовки в этом направлении

Итог Битвы за Англию

«Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах… Удивительно ли, что Гитлер … обратил свои взоры на Восток? Как и Наполеон в 1804 году, он отказался от мысли напасть на наш остров, по крайней мере, до тех пор, пока не устранит восточную угрозу. Он считал, что сейчас должен любой ценой урегулировать дела с Россией, прежде чем поставить все на карту вторжения в Великобританию…
Нужно отдать справедливость Сталину, он всеми силами старался лояльно и верно сотрудничать с Гитлером, в то же время собирая все силы, какие он только мог собрать на необъятных просторах Советской России.
И он, и Молотов исправно слали свои поздравления с каждой германской победой. Они отправляли в Германию бесконечным потоком продовольствие и ценнейшее сырье. Их коммунистическая «пятая колонна» делала все, что могла, для того, чтобы помешать работе наших заводов. Их радио оскорбляло нас и клеветало на нас. Они были готовы в любой момент достигнуть прочного урегулирования с нацистской Германией по многим важным нерешенным вопросам и благодушно встретить окончательное уничтожение Британской державы. Но вместе с тем они признавали, что эта политика может потерпеть крах. И они были исполнены решимости любыми средствами выиграть время и не намеревались, насколько они могли оценить эту проблему, основывать русские интересы и стремления исключительно на победе Германии. Две великие тоталитарные империи, в равной мере не желавшие сдерживающих моментов морального свойства, стояли друг напротив друга вежливые, но неумолимые» (Уинстон Черчилль «Вторая мировая война»)

Ещё статьи

  • Вторая мировая война
  • Странная война
  • Пакт Риббентропа-Молотова
  • Восстание в Варшавском гетто
  • Вторая мировая война. 1939 год
  • События Второй мировой войны в 1940 году
  • События Второй мировой войны в 1941 году
  • События Второй мировой войны в 1942 году
  • События Второй мировой войны в 1943 году
  • События Второй мировой войны в 1944 году
  • События Второй мировой войны в 1945 году
  • Нюрнбергский процесс
  • После блицкрига по малым европейским странам, эвакуации британских и французских войск из Дюнкерка и капитуляции Франции, единственным противником Германии на западе оставалась Великобритания. Гитлер верил, что война в Европе фактически подошла к концу. Он ждал что британцы, потерпевшие поражение на континенте и потерявшие союзников, вскоре заговорят о переговорах. Для ускорения этого, необходимо было припугнуть англичан, тем более, что часть правящей элиты Великобритании во главе с лордом Гамильтоном были готовы к переговорам. Не отличался воинственным настроением и король Георг VI. Однако, Уинстон Черчилль, занявший премьерское кресло, и большая часть его кабинета отказались идти к мирному соглашению с Гитлером. Вместо этого Черчилль задействовал весь свой талант оратора для того, чтобы отвратить общественное мнение от мыслей о капитуляции и приготовить Британию к продолжительной войне. Он говорил: — «Со дня на день начнётся битва за Британию. От исхода этого сражения зависит судьба христианской цивилизации. От этого зависит наша собственная британская жизнь… Скоро на нас обрушатся вся ярость и мощь врага. Гитлер знает, что или ему надо сломить нас на нашем острове, или он проиграет войну».

    Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

    Еще 9 октября 1939 года Директива Гитлера №6 указывала, что после завоевания побережья Нидерландов, Бельгии и Северной Франции необходимо приступить к ведению воздушной и морской войны против Англии. 29 ноября Директивой №9 ОКВ была утверждена «Инструкции по ведению войны против экономики противника», которая обязывала Люфтваффе вместе с Кригсмарине блокировать британские порты морскими минами, атаковать морские и военные корабли и наносить воздушные удары по береговым укреплениям и промышленным объектам. 24 мая 1940 года, еще во время боев за Францию, Директивой №13 Люфтваффе уполномочивали атаковать Англию самым полным образом, как только появятся достаточные силы. Во исполнение указанных директив, Люфтваффе уже в июне 1940 года начали регулярные разведывательные полеты и авианалеты на Великобританию одного или нескольких бомбардировщиков, как днем, так и ночью. Это дало экипажам возможность практиковаться в навигации и обходе средств противовоздушной обороны, а также терроризировало гражданское населения Англии. Интенсивность атак Люфтваффе нарастала с каждым днем, по мере освобождения их сил во Франции.

    Британцы официально признают начало Битвы за Британию 10 июля 1940 года, хотя эта дата не привязана к каким либо событиям: ни к началу массовых атак, ни к выходу каких-либо документов. Немецкие историки считают началом битвы начало июля, но тоже без привязки к чему-либо. Таким образом, начало Битвы за Британию не имеет конкретной даты.

    Впервые вопрос вторжения в Англию Гитлер обсудил на встрече с адмиралом Редером 21 мая 1940 года, который подчеркнул трудности десанта и высказал предпочтение блокаде Острова. 30 июня 1940 года начальник штаба ОКВ Альфред Йодль изложил Гитлеру план завоевания Англии. Предлагалось усилить атаки на судоходство, на промышленные цели и ВВС. В результате ожидалось, что воздушные атаки и нехватка продовольствия сломают моральный дух и приведут к капитуляции. Уничтожение ВВС было первоочередной задачей Германии, а вторжение — последним средством. В тот же день Геринг издал оперативную директиву, которая предписывала Люфтваффе приступить к уничтожению Королевских ВВС, чтобы расчистить путь для атак на морских коммуникациях.

    11 июля гросс-адмирал Эрих Редер, главнокомандующий Кригсмарине, доложил Гитлеру, что вторжение на Остров должно рассматриваться в качестве последней, крайней меры, и то при полном господстве в воздухе. В ходе датско-норвежской операции немецкий флот понёс значительные потери, в то время как британские Королевские ВМС на тот момент только во «Флоте Метрополии» имели на вооружении более 50 эсминцев, 21 крейсер и 8 линкоров. В подобной ситуации Кригсмарине были бы бессильны помешать британскому флоту блокировать высадку. Единственной возможностью сковывания сил английского флота было бы широкое использование пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, а для этого требовалось избавиться от Королевских ВВС. Таким образом, именно ВВС Великобритании, считались главным препятствием вторжению на Остров.

    Карта-схема операции «Морской лев».

    Несмотря на то, что Гитлер согласился с мнением Редера, уже 16 июля был отдан приказ о подготовке плана вторжения в Великобританию под кодовым названием «Морской лев». Гитлер верил в то, что уже одно известие о немецких военных приготовлениях испугает британцев и склонит их к мирным переговорам. План был представлен Верховному командованию Вермахта, его выполнение было запланировано на середину сентября 1940 года. В плане предусматривались высадки немецких войск на южном побережье Англии под прикрытием авиационных атак. К этому времени от Люфтваффе требовалось нейтрализовать Королевские ВВС. Интересно, что впоследствии Гитлер практически не интересовался ходом подготовки операции, что было исключением в его поведении. Из этого ближнее окружение сделало вывод, что операция «Морской лев» врятли состоится. А перемирие с Англией будет достигаться исключительно за счет атак Люфтваффе.

    Начиная с июля 1940 года стало разворачиваться величайшее авиационное сражение Второй мировой войны, длившееся четыре месяца. К средине лета британцы имели 1963 самолета, в т.ч. 700 истребителей. Люфтваффе располагало 4074 самолетами, в т.ч. 3 500 бомбардировщиками. Основной костяк истребительной авиации Британии составляли «Харрикейны», сравнимые с немецкими «Мессершмиттами 109» по маневренности, но уступавшие им в скорости. Около трети истребителей Британии составляли недавно принятые на вооружение «Спитфайеры», достойные противники немецких истребителей, уступавшие в скорости набора высоты и «потолке» полета, но превосходившие «Мессершмитты» в скорости и маневренности. К тому же, «Мессершмитт» требовал высокой квалификации пилота, в то время, как «Спитфайер» и «Харрикейн» могли «прощать» мелкие оплошности пилотов-новичков. Последнее было особенно важно, ведь одна из главных проблем Королевских ВВС во время Битвы — нехватка летчиков.

    У Люфтваффе основная нагрузка легла на бомбардировщики «Дорнье 17» и «Хенкель 111». Разработанные в начале 30-х годов, они уже к началу войны считались недостаточно быстрыми и защищенными. Но их главное преимущество было в количестве — к июню 1940 года Германия располагала примерно тысячей самолетов лишь этих моделей.

    Мобильные британские радары.

    Цепь стационарных радиолокационных установок AMES.

    Схема размещения авиабаз противников и зона обнаружения целей радарами.

    Исходя из приведенного, по расчетам Геринга на уничтожение Королевских ВВС требовалось от двух до четырех недель. Однако, у британской авиации было два козыря: система радарного обнаружения и отдаленность баз Люфтваффе. Первое позволяло поднимать истребители в воздух и направлять их против конкретных целей, максимально используя запас горючего. Кроме того, британцы не тратили ни материальные ресурсы, ни человеческие силы на постоянное патрулирование побережья. Они всегда знали, где и в каком количестве ждать противника. Точное наведение на цель истребителей, по мнению британского командования, увеличивало эффективность истребителя в два-три раза по сравнению с противником. Именно это уравнивало шансы британских истребителей с превосходящей численностью немецких. Второе обстоятельство означало, что немецкие истребители могли сопровождать и защищать бомбардировщики в воздушном пространстве Британии не более 20 минут.

    Разрушения в Портсмуте.

    В начале июля 1940 года самолеты Люфтваффе еще перебрасывались на аэродромы во Франции, Бельгии и Нидерландах. Налеты совершались в основном на морские суда в Ла-Манше и устье Темзы. Проводилось и прощупывание ПВО Юго-Восточной Англии. В это время большинство лондонцев жили обычной жизнью, как будто и не было войны. Основными целями немецких бомбардировок являлись прибрежные конвои и морские базы, такие как Портсмут, но уже через месяц Люфтваффе переключилось на английские аэродромы. В ходе битвы также подвергались бомбардировке авиационные заводы и объекты наземной инфраструктуры.

    С августа по сентябрь рейды против морских конвоев продолжались, но главной задачей Люфтваффе теперь было уничтожение Королевских ВВС, в первую очередь истребителей. Целью бомбардировок были авиабазы в Южной и Юго-Восточной Англии и радарные станции на побережье. Затем Гитлер совершил серьезнейшую ошибку, перенеся основные цели бомбардировок с объектов ВВС на британские города, в первую очередь Лондон. Гитлер полагал, что Люфтваффе сможет нанести таким образом громадный ущерб Британии и существенно подорвать моральных дух британцев. Однако перенос ударов с объектов Королевских ВВС позволил значительно восстановить мощь последних. В конечном счёте, немецкие ВВС прибегли к тактике устрашающего бомбометания и атакам на объекты, имеющим большое политическое значение.

    См. также: Фото | Великобритания. Битва за Британию

    Битва за Англию

    Битва за Англию — под таким названием вошло в историю Второй мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 — мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но успеха не достиг. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву №16 о подготовке операции «Морской лев» против Англии, а 1 августа директиву №17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на сев.-зап. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на сев.-вост. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолетов, в т. ч. 1600 бомбардировщиков.

    Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолета, в т. ч. 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налет 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутгемптон, Ливерпуль, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен город Ковентри. В дальнейшем налеты стали слабее, за исключением отдельных (например, налет 685 самолетов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налетов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель — вывести Великобританию из войны — достигнута не была, т. к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжелые потери. Немаловажное значение имело то, что немецкое командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

    Использован материал сайта Третий рейх — www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm

    Далее читайте:

    Вторая мировая война 1939-1945 гг. (хронологическая таблица).

    Великобритания в XX веке (хронологическая таблица).

    Германия в XX веке (хронологическая таблица).

    Кулишенко Наталия. «Лунная соната» для Ковентри. 19.05.2010

    II Мировая война: Битва за Британию

    Pixanews продолжает вести фотодневник Второй Мировой Войны.

    Часть I. Вторая Мировая Война. Начало.
    Часть II. Вторая мировая война. Оккупация Франции.

    Часть III.

    В 1940 году люфтваффе, военно-воздушные силы вермахта начали бомбить военные и промышленные объекты на территории Королевства. В ответ Британия начала свою воздушную кампанию. Королевские ВВС нанесли удар по Германии, сбросив немало бомб и на мирные города. Германские пилоты не остались в долгу. На территории Британии началось уничтожение не только заводов и фабрик, но и велась бомбежка населенных пунктов. С июля по декабрь 1940 года в результате бомбежек немецкой авиации погибло 23 тыс. мирных британцев. Одновременно с этим, гитлеровские войска, стремясь добиться превосходства в воздухе, готовились к вторжению в Британию. Операция получила название «Морской лев».

    В это же время в небе над Британией не прекращались бои. Они получили название «Битва за Британию». С 9 июля по 30 октября 1940 года Британия потеряла сбитыми 1547 самолетов, а Германия 1887. В результате ожесточенных боев британской авиации удалось отразить атаки люфтваффе и фактически остановить готовящуюся высадку немецких войск на Британские острова. Премьер-министр Уинстон Черчилль 20 августа 1940 г., выступая в палате общин, скажет: «Впервые за всю историю военных конфликтов столь много людей обязано столь небольшой группе героев столь многим».

    Лондон после бомбардировки

    29 декабря, 1940. Лондон после бомбардировки немецкой авиации. Над горящими зданиями возвышается купол Собора Св. Павла.
    (AP Photo/U.S. Office of War Information)

    «Стая» самолетов Heinkel He 111

    1940. «Стая» самолетов Heinkel He 111 или как их называли – «крылья люфтваффе» над Английским каналом. Heinkel He 111 – немецкий средний бомбардировщик-моноплан был одним из основных бомбардировщиков люфтваффе.
    (Deutsches Bundesarchiv/German Federal Archive)

    Британские солдаты бьют из зенитных орудий

    20 сентября, 1940. Лондон. Британские солдаты бьют из зенитных орудий по немецкой авиации.
    (AP Photo)

    Школьники

    20 июля, 1940. Лондон. Школьники не успели укрыться в бомбоубежище во время очередного авианалета немецкой авиации.
    (AP Photo)

    Messerschmitt Bf. 110

    Август, 1940. Messerschmitt Bf. 110, двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель-бомбардировщик, прозванный «Fliegender Haifisch» (Летающая акула»), над Английским каналом.
    (AP Photo)

    Инверсионные следы

    3 сентября, 1940. Инверсионные следы британских и немецких самолетов, участвовавших в воздушном бое над территорией графства Кент.
    (AP Photo)

    Взрыв бомбы

    7 сентября, 1940. Взрыв бомбы осветил корабли, стоящие в порту на Темзе.
    (AP Photo)

    Плимут, юго-западная Англия

    Ноябрь, 1940. Плимут, юго-западная Англия, после бомбардировки.
    (AP Photo)

    Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета

    21 сентября, 1940. Лондон. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета Дорнье Do X, уничтоженного во время воздушного боя.
    (AP Photo)

    Британские рабочие

    30 июля, 1940. Британские рабочие на одном из заводов собирают радиолокационное устройство, необходимое для противостояния вражеской авиации.
    (AP Photo)

    Бомбардировка Тилбери

    4 октября, 1940. Бомбардировка Тилбери, порта на Темзе. Так как Тилбери был стратегическим объектом для Британии, он стал объектом пристального внимания для немецкой авиации.
    (AP Photo)

    Юнкерсы Ю-87

    19 августа, 1940 года. Юнкерсы Ю-87 (нем. название «штука») перед воздушным боем над южным побережьем Британии.
    (AP Photo)

    Подготовка британского самолета

    24 октября, 1940. Подготовка британского самолета перед бомбардировкой Берлина.
    (AP Photo)

    Лучи лондонских прожекторов

    2 сентября, 1940. Лучи лондонских прожекторов выхватили из темноты самолет противника.
    (AP Photo)

    В бомбоубежище

    8 октября, 1940. Услышав рев сирен, британцы спрятались на станции метро Олдвич.
    (AP Photo)

    Вестминстерское аббатство

    Вестминстерское аббатство на фоне горящих зданий.
    (Library of Congress)

    Грузовики

    5 декабря, 1940. Лондон. Грузовики, отброшенные взрывной волной.
    (AP Photo)

    Девушка

    23 октября, 1940. Лондон. Девушка, спасенная из под обломков, не верит, что осталась жива.
    (AP Photo)

    Пожарные тушат здание

    9 сентября, 1940. Пожарные тушат здание, расположенное неподалеку от Лондонского моста.
    (AP Photo)

    Люди, потерявшие в результате бомбардировок крышу над головой

    12 декабря, 1940. Люди, потерявшие в результате бомбардировок крышу над головой, временно обосновались в пещерах Гастингса (город на юго-востоке Британии)
    (AP Photo)

    Лондонский лавочник

    После ночной бомбардировки лондонский лавочник выводит мелом надпись у входа в свой магазин: «Действует как обычно».
    (AP Photo)

    Сбитый самолет

    13 июля, 1940. Все, что осталось от немецкого бомбардировщика, сбитого над юго-восточным побережье Англии.
    (AP Photo)

    Британские рабочие

    26 августа, 1940. Британские рабочие разбирают остатки сбитого немецкого самолета.
    (AP Photo)

    Лом

    27 августа, 1940. Остатки сбитых над Британией немецких самолетов, собранных для переработки как металлический лом.
    (AP Photo)

    Heinkel He 111

    Осень 1940. Самолет Heinkel He 111 над Темзой.
    (AP Photo/British Official Photo)

    Мэри Каучмен

    18 октября, 1940. 24-летняя Мэри Каучмен, староста небольшой деревни Кентиш, укрывает своим телом трех маленьких детей. Несколькими секундами ранее раздался вой сирен, предвещающих атаку немецкой авиации. На вопрос о том, откуда у нее столько храбрости, Мэри просто сказала фотографу: «Я ничего особенного не сделала. Кто-то же должен заботиться о детях».
    (AP Photo)

    Сбитые воздушные шары

    30 августа, 1940. Сбитые немецкой авиацией над графством Кент воздушные шары.
    (AP Photo)

    Улицы Лондона

    10 сентября, 1940. Улицы Лондона после бомбардировки.
    (AP Photo)

    Докланд

    17 сентября, 1940. Докланд (район Лондона) после авианалета немецкой авиации.
    (AP Photo)

    Осиротевший лондонский мальчик.

    1940. Осиротевший лондонский мальчик.
    (Toni Frissell/LOC)

    Бомбардировка Англии

    20 сентября, 1940. Бомбардировка Англии немецкой авиацией.
    (AP Photo)

    Пожар в доках Суррея

    7 сентября, 1940. Пожар в доках Суррея (Лондон), вспыхнувший после ночной бомбардировки.
    (AP Photo/Staff/Worth)

    Бушующие в Лондоне пожары

    1 сентября, 1940. Бушующие в Лондоне пожары. Пожары вспыхнули после того, как на город сбросили зажигательные снаряды.
    (AP Photo)

    Лондонские дети

    25 декабря, 1940. Лондонские дети отмечают Рождественский вечер в бомбоубежище.
    (AP Photo)

    Горящие доки

    7 сентября, 1940. Горящие доки и промышленные районы Лондона после авианалета.
    (AP Photo)

    Здание Государственного архива

    1940. Здание Государственного архива в Лондоне в свете горящих зданий.
    (LOC)

    Первое выступление Принцессы Елизаветы

    22 октября, 1940. Лондон. Первое выступление Принцессы Елизаветы на радио.
    11-летняя наследница британского престола в трехминутном выступлении обращается к британским девочкам и мальчикам, эвакуированным за рубеж. Рядом с ней стоит ее младшая сестра – принцесса Маргарет Роз.
    (AP Photo)

    Британские солдаты

    3 сентября, 1940. Британские солдаты уносят хвост сбитого в Эссексе немецкого Мессершмитта 110.
    (AP Photo)

    Театр «Виндмилл»

    24 сентября, 1940. Во время бомбежек Лондона театр «Виндмилл» не закрывался, а давал представления. На фотографии: актеры, устроившие ночлег в гардеробной.
    (AP Photo)

    Лондон. Руины зданий

    16 октября, 1940. Лондон. Руины зданий.
    (AP Photo)

    Дорога на Элефан энд Касл

    7 сентября, 1940. Дорога на Элефан энд Касл (Elephant & Castle) после бомбежки. Элефант энд Касл – один из микрорайонов Лондона.
    (AP Photo/Staff/Worth)

    Девочки

    Девочки у заграждения из колючей проволоки, установленного на побережье Британии на случай немецкого вторжения.
    (LOC)

    Художница Этель Габэн

    28 ноября, 1940. Художница Этель Габэн на фоне руин домов в лондонском Ист-Энде. Дома были уничтожены в результате бомбежек.
    (AP Photo)

    Устремившийся в сторону Британии немецкий самолет

    Ноябрь, 1940. Устремившийся в сторону Британии немецкий самолет Heinkel He 111.
    (AP Photo)

    Уничтоженное здание книжного магазина

    8 октября, 1940. Уничтоженное здание книжного магазина. Интересный момент: мальчик читает книгу, которая называется «История Лондона» практически на руинах города.
    (AP Photo)

    Битва за Британию 1940.