Автомат ил 86

ИЛ86 — довольно распространённое на территории Зоны британское стрелковое оружие, созданное по схеме «булл-пап». Отличительной чертой винтовки является высокая точность при стрельбе одиночными выстрелами, которые при достаточной сноровке стрелка вполне могут заменить автоматический огонь.

Является единственным оружием британского производства в игре, а также одним из четырёх видов оружия в игре, которое имеет систему «булл-пап» (3 других — ФТ-200М, СВУмк-2 и «Гром-С14») и одна из трёх штурмовых винтовок с несъёмным прицелом (остальные — ФТ-200М и ГП37).

Игровое описание Править

Тень Чернобыля Править

» После того, как эта винтовка была заменена армией Великобритании на немецкую ГП37, она в большом количестве всплыла на чёрном рынке, а затем и в Зоне. Главным достоинством ИЛ86 являются штатный 4-кратный прицел и высокая точность первого выстрела. При стрельбе очередями точность боя резко падает, а надёжность основных механизмов винтовки недостаточно высока. Эффективна при стрельбе короткими очередями и одиночными. »

Чистое небо Править

» После того, как в армии Соединённого Королевства эта винтовка была заменена на более современную, она в большом количестве всплыла на чёрном рынке, а затем и в Зоне. Главными достоинствами данного оружия являются штатный 4-кратный оптический прицел и высокая точность первого выстрела. При стрельбе очередями точность боя резко падает, а основные механизмы демонстрируют недостаточную надёжность. »

Зов Припяти Править

» Обнаруженные при эксплуатации недостатки данной винтовки привели к тому, что большая часть оружия была модернизирована, а списанные партии через чёрный рынок попали в Зону. Главными достоинствами являются штатный четырёхкратный оптический прицел, высокая точность одиночного выстрела и высокий потенциал модернизации. При стрельбе очередями точность боя резко падает, а автоматика демонстрирует склонность к задержкам. »

Уникальные образцы Править

  • ИЛ86 Баланс — с помощью нескольких модификаций удалось уменьшить эффект подкидывания ствола.
  • Облегчённая ИЛ86 — оружие снабжено интегрированным глушителем, а многие детали заменены на более лёгкие аналоги.
  • Модифицированная ИЛ86 — модификация талантливого оружейника.
  • ИЛ86с — модифицированная винтовка с повышенной настильностью.

Местонахождение Править

ТЧ Править

  • В свободной продаже у Бармена и Сахарова.
  • Бар — у опытных долговцев в бункере генерала Воронина.
  • X18 — у мёртвого учёного.
  • Дикая территория — вооружены учёные из группы Круглова, а также бандиты с рангами «Ветеран» и «Мастер».
  • Часто попадается у сталкеров с рангом «ветеран» в комбинезоне «СЕВА».
  • Радар и лаборатория X10 — на вооружении у монолитовцев.

ЧН Править

  • Кордон — в продаже у Шилова после вступления в ряды одиночек.
  • Иногда ей вооружены одиночки на Кордоне.
  • Свалка — тайник «Бокс электрощитка в обломках», продают наводку Зуб, Боров, Васян и Гарин за 3500 RU.
  • Свалка — в тайнике Контрабандиста.
  • Свалка — иногда у одиночек и свободовцев.
  • Тёмная Долина — тайник «Трухлявое бревно».
  • Тёмная Долина — у некоторых наёмников.
  • У бойцов группировки «Свобода».

ЗП Править

  • В катере
  • Под елью около Карьера

1 из 2 Добавить фотографию

  • У свободовцев и сталкеров в окрестностях «Юпитера».
  • В продаже у торговцев.
  • У некоторых вольных сталкеров с Затона.
  • У двух бойцов отряда Тесака.
  • Тайник, находится в катере возле портовых кранов на Затоне.
  • У двух наёмников-охранников бункера учёных.
  • У некоторых монолитовцев.
  • Крайне редко у наёмников из отряда Грифа.
  • Двое наемников, посланных убить Яра, вооружены этой винтовкой.
  • В тайнике под елью рядом с Карьером.
  • Припять — у некоторых наёмников ранга «опытный».

Кто вооружён Править

  • Борзый (с глушителем)
  • Мастер (уникальный)
  • Учёный из Х18
  • Чучело (уникальный)
  • Лидер группы сталкеров у болота (возможно)
  • Сдавшийся сталкер (возможно)
  • Гайдук
  • Дуб
  • Дуплет
  • Кирзач
  • Торба
  • Хирург

Достоинства Править

  • Неплохая точность при первом выстреле.
  • Интегрированный оптический прицел, в ЗП может быть существенно улучшен (улучшена кратность до 4х, регулировка, повышена контрастность). С учетом этого в ЗП вполне заменяет снайперское оружие.
  • Средняя убойность.
  • Возможность установки подствольного гранатомёта M203 (ЧН) и глушителя (ЧН и ЗП).
  • Широкие возможности для модернизации (ЧН и ЗП).
  • Более качественная стрельба на средние дистанции по сравнению с аналогами.
  • Возможность смены калибра на 5,45х39 (ЧН и ЗП). При этом в ЗП — единственное оружие стран НАТО, которое может быть перекалибровано под патрон 5,45х39.

Недостатки Править

  • Большая масса (самая тяжёлая штурмовая винтовка).
  • Неудовлетворительная точность боя при стрельбе очередями (исчезает после модификации).
  • Малая скорострельность.
  • Невозможность установить модули (ТЧ).
  • Низкая надёжность (правится модификациями).
  • Даже при улучшении точности остается довольно посредственной в стрельбе на дальние дистанции (ЧН и ЗП).

Обзор Править

Относительно невысокая стоимость и неплохие характеристики привели к повсеместному распространению этой винтовки в Зоне. По большей части ИЛ86 вооружены одиночки, однако периодически она встречается у бандитов, наёмников, бойцов группировок «Свобода» и «Монолит». В ТЧ эта винтовка состоит также на вооружении учёных. В ТЧ и ЗП очень редко встречается у долговцев.

ИЛ86 является самой тяжёлой штурмовой винтовкой в игре. Весит целых 5 кг. Среди преимуществ использования данной винтовки можно отметить высокую точность при стрельбе одиночными выстрелами, которая, впрочем, падает при стрельбе очередями. Данный фактор, вкупе с большим весом и низкой надёжностью, делает её малопригодной для долговременного использования в глубинных участках Зоны. Однако для быстрых вылазок в конкретный сектор с последующим возвращением на базу оружие подходит почти идеально.

Избежать серьёзного разброса пуль при ведении автоматического огня можно (даже без полной прокачки точности стрельбы) простым выставлением режима одиночного огня. В итоге каждый произведенный в этом режиме выстрел будет производиться намного точнее, из-за чего кучность стрельбы несколько возрастёт. В ЧН после полного апгрейда на точность прицельная дальность становится около ~70 метров, что переводит это оружие из класса штурмовых в класс снайперских винтовок (см. дистанция среднего и дальнего боя). Однако при серьёзном износе оружия этот метод перестаёт работать. В целом, данная хитрость относится к большинству огнестрельного оружия, даже снайперского.

В ЧН и ЗП данную винтовку можно переделать под патрон 5,45х39, но без надобности этого лучше не делать, так как переделка весьма негативно сказывается на износостойкости, убойности и настильности оружия. ИЛ86 — единственная винтовка в ЗП, которую можно переделать под патроны 5,45×39 мм, а также одна из немногих имеет возможность установки глушителя (на «СГИ-5к Стрелка» и ТРс-301 он также ставится) и смены «западного» калибра на широко распространённый на Затоне и в окрестностях «Юпитера» отечественный 5,45х39. В ЗП в сетевой игре можно повесить подствольник на оружие, но в одиночной игре это невозможно.

Билды Править

  • В билдах существовал бандит по кличке Борзый, который был вооружён этим автоматом, причём с глушителем, который нельзя установить в релизной версии игры.
  • В билдах ТЧ иконка ИЛ86 была с другой текстурой — винтовка полностью тёмно-зелёного цвета (почти чёрного), а цевьё и рукоятка светло-зелёные.
  • В билде 1935 эту винтовку можно было получить в самом начале игры вместе с подствольником и глушителем.
  • В билде 2571 данной винтовкой был вооружен Боров и его телохранители.

Баги и недочёты Править

  • Для компоновки «булл-пап» у этого оружия слишком низкая точность.
  • Максимальная возможная кратность прицела — 4х (с модификацией), хотя в реальности возможно и 6х увеличение.
  • Если присмотреться, то можно увидеть защитный колпачок светло-зелёного цвета на стволе, однако это явная ошибка разработчиков, так как стрелять с этим колпачком невозможно.

Интересные факты Править

  • Ил-86 — четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина. Первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолёт.
  • Если присмотреться, то на боку оружия можно увидеть надпись «IL-85».
  • В релизе убрали возможность демонтировать с данного оружия прицел (хотя эта возможность есть в билдах). Причина тому ясна — нелепое прицеливание с при снятой оптике.
  • Является единственным оружием калибра 5.56 мм, используемый долговцами.
  • В ЧН снабжена регулируемым дальномерным прицелом.

Модернизация Править

Изображение Название Описание Средняя стоимость Характеристика
Ряд 1
Ветвь 1: Штурмовой вариант
Модификация затвора Технологическая доработка затвора позволяет увеличить темп стрельбы. 2000 RU Скорострельность +15%
Модификация газового поршня Установка компенсатора газового поршня позволяет уменьшить отдачу. 2000 RU Отдача -30%
Крепление подствольника Позволяет устанавливать на оружие подствольный гранатомёт. 2000 RU Крепление для подствольного гранатомёта
Встроенный прицел 1.6х 1.6-кратный прицел, разработанный для проведения штурмовых операций. 2000 RU Кратность оптического прицела 1.6х
Ветвь 2: Снайперский вариант
Модификация затвора Точная подгонка затвора уменьшает разброс пуль при стрельбе. 2000 RU Точность +10%
Модификация газового поршня Снижение массы газового поршня замедляет темп стрельбы, но уменьшает отдачу. 2000 RU Отдача -50%
Скорострельность -30%
Модификация ствола Насадка, увеличивающая длину ствола и, как следствие, начальную скорость пули. 2000 RU Настильность +50%
Встроенный прицел х4 Предназначен для превращения многих типов оружия в снайперский вариант. 2000 RU Кратность оптического прицела 4х
Ветвь 3: Свободная модернизация
Увеличенный магазин Увеличение количества патронов в магазине при помощи подручных средств. 2000 RU Ёмкость магазина +15 патронов
Ряд 2
Ветвь 1: Штурмовой вариант
Сбалансированная автоматика Более точная балансировка подвижных частей оружия значительно увеличит темп стрельбы. 3000 RU Скорострельность +25%
Модификация ствола Установка дульного тормоза существенно уменьшает отдачу. 3000 RU Отдача -20%
Ветвь 2: Снайперский вариант
Замена ствола Ствол из прочной стали не подвергается деформации даже при интенсивной стрельбе, в результате чего точность боя оружия повышается. 3000 RU Настильность +50%
Электронная стабилизация Автоматическая корректировка импульса пули. Значительно повышает точность стрельбы. 3000 RU Точность +20%
Ветвь 3: Свободная модернизация
Калибр 5.45х39 мм Подобную замену можно проделать только один раз, поскольку она связана с заменой ствола и подгонкой деталей под новый калибр. 2000 RU Калибр 5.45х39
Ряд 3
Ветвь 1: Штурмовой вариант
Охлаждение ствола Система охлаждения ствола позволяет повысить темп стрельбы без риска деформации ствола. 5000 RU Скорострельность +50%
Ветвь 2: Снайперский вариант
Мягкий спуск Плавный спускогой механизм позволяет повысить точность боя. 5000 RU Точность +30%
Изображение Название Описание Средняя стоимость Характеристика
Ряд 1
Ствольная коробка из сверхпрочных сплавов Сверхпрочная ствольная коробка позволяет оружию постоянные боевые нагрузки без снижения надёжности. 600 RU Надёжность +10%
Мягкий спуск Одна из самых простых и распространённых модификаций позволяет уменьшить инерцию спускового крючка. 600 RU Точность +10%
Удлинённый ствол Благодаря замене стандартного ствола наиболее длинный увеличивается точность боя и настильность траектории пули. 600 RU Настильность +10%
Оптический прицел 4x Установка оптического прицела для ведения боя на средних и дальних дистанциях. 1000 RU Кратность оптического прицела 4х
Нанесение внешней резьбы на ствол Нанесение внешней резьбы позволяет устанавливать глушитель. 800 RU Крепление глушителя
Ряд 2
Эргономичные формы ствольной коробки Более удобная форма рукоятей повышает приёмистость оружия при ведении огня в движении. 900 RU Удобность +15%
Беспружинный спуск Изъятие пружины помогает быстрее производить первый выстрел. 900 RU Удобность +15%
Композитные детали ударно-спускового механизма Индивидуальная для каждой модели подборка деталей из композитных материалов обходится недёшево, однако в результате срок службы орудия заметно возрастает. 900 RU Надёжность +15%
Современный дульный компенсатор Замена устаревшего дульного компенсатора на более современную можешь помогает заметно уменьшить отдачу. 900 RU Отдача -20%
Повышение контрастности прицела Модификация оптического прицела, которая заключается в контрастности последнего в жёлтой части спектра. Помогает вести бой в сумерках и недостаточно освещённых помещениях. 1500 RU Высококонтрастный прицел
Переделка под калибр 5.45 мм Сложная комплексная модификация механики и автоматики оружия, позволяющая сменить калибр оружия — правда, с некоторым ущербом для надёжность последнего. 2500 RU Калибр 5.45х39
Ряд 3
Модульная ствольная коробка Модификация ствольной коробки в оружии с компоновкой «булл-пап» упрощает уход за ним. 1200 RU Надёжность +25%
Сглаживающее напыление пазов и прорезей ствольной коробки Напыление сглаживает небольшие дефекты обработки движущихся частей, значительно увеличившая настильность стрельбы. 1200 RU Настильность +30%
Защитное напыление деталей ударно-спускового механизма Защитное напыление исключает возможность осечки из-за сбоя в работе ударно-спускового механизма. 1200 RU Надёжность +25%
Установка ствола с полигональными каналами нарезки Такая нарезка канала ствола, как правило применяется для повышения точности боя оружия. 1200 RU Настильность +30%
Тщательно обработанный ствол для снайперских винтовок Установка специфического ствола для достижения повышенной точности ведения огня. 1200 RU Точность +30%
Регулируемый дальномерный прицел Модификация, позволяющая быстро отрегулировать прицел под нужную дистанцию. 3000 RU Регулируемый прицел

Галерея Править

Внешний видВид через прицелТа самая билдовская иконкаИконка без прицела
(билд 1844)Иконка в меню апгрейда в ЗП
Добавить фото в галерею

П · О · Р Оружие серии S.T.A.L.K.E.R.
Пистолеты ПМм • ПБ-1с • «Фора-12» • ХПСС-1м • «Марта» • «Волкер-П9м» • ГШ-18 • «Кора-919» • СИП-т М200 • УДП «Компакт» • «Чёрный ястреб»
Дробовики Обрез • БМ-16 • Охотничье ружьё • «Чейзер-13» • СПСА-14 • «Отбойник»
Штурмовые винтовки АКМ-74/2У • АКМ-74/2 • АС-96/2 «Обокан» • «Гром-С14» • СА «ЛАВИНА» • ИЛ86 • ТРс-301 • СГИ-5к • ГП37 • ФТ-200М
Пистолеты-пулемёты «Гадюка-5» • P90
Снайперские винтовки «Винтарь-ВС» • СВУмк-2 • СВДм-2 • Гаусс-пушка
Пулемёты РП-74 • XM-134
Гранатомёты «Бульдог-6» • РПГ-7у
Ручные гранаты Ф-1 • РГД-5 • Дымовая граната (Сетевая игра)
Дополнительно Нож • Глушитель • Боеприпасы • Прицел ПСО-1 (ПСУ-1 • НСПУ-3 • ПСС-2х) • Прицел SUSAT (1.6х • «Сумерки» • «Ночь» • «Мера») • ГП-25 «Костёр» • M203
См. также Оружие

ИЛ86

ИЛ-86 (реальное название Enfield SA-80 либо L85) — британская автоматическая винтовка, принятая на вооружение в 1984 году. В Зоне присутствует только версия L85A2, созданная в 2000 г. фирмой Heckler&Koch.

Описание оружия

ИЛ-86 выполнен по схеме «булл-пап» (магазин находится внутри приклада оружия), что позволяет сократить общую длину автомата и повысить его точность. Недостатки автомата — невозможность использования левшами из-за выброса гильз (при стрельбе с левого плеча гильзы летят в лицо стрелку), большая сложность перезарядки, нежели у большинства автоматов, и непривычная эргономика — также вытекают из его компоновки. Считается очень ненадёжным — но эта информация в основном основана на проблемах варианта L85A1 (действительно весьма ненадёжного); в L85A2 большинство недостатков было устранено.
Используется патрон 5,56×45 мм, вместимость изогнутого коробчатого магазина — 30 патронов. Магазин совместим с М4 и М16.
ИЛ-86 — один из самых точных автоматов современности. Точность стрельбы одиночными выстрелами почти сравнима со снайперским оружием. Отклонение при стрельбе очередью 5 патронов на расстоянии 300 м составляет 150 мм. Поэтому ИЛ-86 — единственный современный автомат, комплектующийся штатным оптическим прицелом. Вместо него возможна установка рукояти для переноски.

Использование в Зоне

Считается, что ИЛ-86 оказался в Зоне после его замены в британской армии на ГП-37 (G36). Однако на самом деле такой замены не производилось — видимо, в Зону попала искажённая информация.
Автомат встречается крайне редко и используется только с оптическим прицелом. Сталкеры предпочитают ему ТРс 301, считая, что надёжность важнее точности. По непонятным причнам ИЛ-86 была вооружена группа Круглова, сбитая наёмниками над заводом «Росток». Также продаётся на Янтаре.

Уникальные образцы

ИЛ-86 Облегчённая

Встречается в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля у сталкера Мастер. Отличается заменой многих стальных частей на пластиковые. Это снижает вес до 2 кг.

ИЛ-86 Баланс

Встречается в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля у сталкера Чучело. После нескольких модификаций удалось уменьшить эффект подкидывания ствола.

  • По сути, такую винтовку можно легко получить в ЧН и ЗП, прокачав её у техника.

Интересные факты

  • На viewmodel, worldmodel винтовки (модель оружия «в руках» и «на земле»), а так же на иконке из ЗП присутствует надетый на ствол защитный колпак. В реальности, колпак используется для защиты ствола от попадания в него грязи при транспортировке и перед стрельбой его снимают. Скорей всего на модель попал случайно.

Галерея

  • Иконка винтовки из ЗП и опять с колпаком (в ТЧ и ЧН правильная иконка).

  • Реальный прототип в разборе.

См. также

  • ТРс 301
  • СГИ-5к
  • ГП37

п·о·р Оружие

Ножи

Нож

Пистолеты

«Волкер-П9м» • «Кора-919» • «Марта» • ПБ1с • ПМм • СИП-т М200 • УДП «Компакт» • «Фора-12» • ХПСС-1м • «Чёрный ястреб»

Пистолеты-пулемёты

«Гадюка-5»

Автоматы и винтовки

АКМ-74/2 • АКМ-74/2У • АС-96/2 • Гром-С14 • ГП37 • ИЛ86 • СА «Лавина» • СГИ-5к • ТРс-301 • ФТ-200М

Снайперские винтовки

«Винтарь-ВС» • Гаусс-пушка • СВДм-2 • СВУмк-2

Дробовики

БМ-16 • Обрез двустволки • Отбойник • Охотничье ружьё • СПСА-14 • «Чейзер-13»

Пулемёты

XM-134 • РП-74 • РПК-74 • Стационарный пулемёт

Гранатомёты

«Бульдог-6» • РПГ-7у

Другие категории

Боеприпасы • Вырезанное оружие • Модули • Квестовое оружие • Отменённое оружие • Оружие в тире • Оружие на «Арене» • Планировавшееся оружие • Уникальное оружие

Штурмовая винтовка (автомат) Enfield SA-80 / L85A1 / L85A2

После отказа в начале 1950-х годов от штурмовой винтовки Enfield ЕM-2 калибра .280, Великобритания в течение многих лет использовала винтовку L1A1 (слегка модернизированная бельгийская винтовка FN FAL калибра 7,62 мм, выпускавшаяся по лицензии в Англии).


патрон 4.85х49

Когда стало ясно, что следующий стандартный патрон НАТО будет меньше калибра 7,62 мм, британцы в 1960-1970 годах разработали патрон калибра 4,85 мм (4.85х49 мм), а затем, уже под этот патрон стали создавать новое оружие.

В 1971 году англичанами были сформулированы требования к новой системе стрелкового вооружения, которое могло бы заменить пистолеты-пулеметы L2A3, винтовки L1A1, ручные пулеметы L4 и единые L7A1. В систему включили два унифицированных образца — «индивидуальное оружие» и «легкое оружие поддержки», условно названные соответственно «Индевор» и «Ингэйджер».

С 1974 года разработкой нового оружия с индексом SA-80 (Small Arms for 1980 — стрелковое оружие 1980-х годов) под специально созданный патрон 4,85х49 мм занялся государственный арсенал «Royal Small Arms Factory» (впоследствии переименованный в «Royal Ordnance»). За основу была взята схема, фактически продолжившая линию Enfield ЕM-2.

Enfield ЕM-2

Новую автоматическую штурмовую винтовку IW (Individual Weapon — индивидуальное оружие), получившую индекс «XL 64E5», впервые продемонстрировали в 1976 году.

Созданная по схеме «булл-пап», новая винтовка стала гораздо удобнее в обращении, особенно в ограниченном пространстве, например в боевых отделениях БМП и БТР.

XL 64E5

Автоматика винтовки работала по принципу отвода пороховых газов. Запирание канала ствола осуществлялось поворотом затвора. Затвор и затворная рама имели конструкцию, аналогичную американской 5,56-мм автоматической винтовке Armalite AR-18. При этом боевые выступы затвора сцеплялись непосредственно со стволом, оставляя ствольную коробку разгруженной. Через отверстие в стволе газы направлялись к газовому регулятору, а затем к газовому поршню, воздействующему непосредственно на затворную раму, которая откатывалась по двум направляющим возвратных пружин. В оружии использовались секторные магазины коробчатого типа емкостью 20 патронов. Темп стрельбы составлял 700 — 850 выстрелов в минуту. При изготовлении деталей винтовки применялись самые современные методы штамповки и сварки. Единственными деталями, подвергавшимися станочной обработке, были затвор, затворная рама и ствол. Цевье, пистолетная рукоятка управления огнем, ствольная накладка и затылок приклада были изготовлены из пластмассы.


XL 64E5
в разрезе

К 1977 году новое оружие было готово к запуску в производство, но принятие его на вооружение британской армии вновь пришлось отложить, как и в начале 1950-х годов с винтовкой Enfield ЕM-2, по политическим причинам.

В конце 1970-х годов в НАТО широко дебатировался вопрос о стандартизации в Североатлантическом блоке 5,56-мм бельгийского малоимпульсного патрона SS 109, а новый английский 4,85-мм патрон никак не вписывался в эту схему, поэтому под давлением своих «друзей» англичанам вновь пришлось пойти на значительные уступки. По иронии судьбы, результатом испытаний нового английского оружия и боеприпасов к нему в рамках блока НАТО стало решение о принятии в качестве нового стандартного боеприпаса бельгийского патрона SS109 калибра 5,56х45.

В результате арсеналу RSAF пришлось заново переработать систему оружия SА-80 под 5,56-мм патрон НАТО.

Модернизированная 5,56-мм штурмовая винтовка получила индекс «ХL 70E3», а ручной пулемет — «XL 73E2».

В 1982-1984 годах новое оружие подверглось полномасштабным испытаниям. Первая серийная партия модернизированных образцов cемейства SA-80, предназначенная для проведения войсковых испытаний, была изготовлена летом 1984 года.

В процессе испытаний нового оружия отмечалась простота его обслуживания и удобство эксплуатации (особенно при стрельбе лежа). Оружие было достаточно простым в обращении, автоматика работала надежно, даже в затрудненных условиях эксплуатации. Кроме того, образцы системы SA-80 характеризовались высокой технологичностью изготовления деталей.

В то же время по результатам испытаний в конструкцию стрелкового оружия семейства SA-80 пришлось внести целый ряд изменений. Образцы оружия SA-80 под патрон 5,56 мм НАТО теперь существенно отличались от своих предшественников. Помимо технических усовершенствований, расширился спектр применения оружия.

Штурмовую винтовку приспособили как для установки на ней подствольного гранатомета, так и для стрельбы винтовочными наствольными гранатами. На стволе имелось обтюрирующее кольцо, что позволяло вести стрельбу штатными винтовочными гранатами с внутренним диаметром трубки стабилизатора 21 мм (соответствующий диаметр имеет пламегаситель).

Оригинальную конструкцию имел штык-нож — в его рукоятке находилась сквозная трубка, которой он крепился на пламегасителе с помощью защелки. Для пехотных подразделений штык-нож снабжался режущими кромками на внутренних поверхностях ножен для резки проволоки (другие штык-ножи этого не имели). На ножнах также были смонтированы откидывающаяся пилка, откупориватель для бутылок и брусок для заточки штыка.

Ручной пулемет получил укороченное цевье, образующее основание для длинной перфорированной опоры двуногой сошки. Сошка была смонтирована прямо под пламегасителем. На легком оружии поддержки появилась также дополнительная пластмассовая рукоятка для удержания оружия при стрельбе, расположенная внизу за магазином, и проволочный откидывающийся удлинитель (в форме крюка) на затылке приклада, который накладывался на плечо стрелка для удобства прицеливания и стрельбы.

Также был усовершенствован магазин емкостью на 30 патронов.

Изменился шаг нарезов канала ствола (178 вместо 305 мм).

Была разработана новая съемная рукоятка для переноски оружия.


прицел SUSAT

Создано упрощенное прицельное приспособление, состоящее из четырехкратного оптического прицела SUSAT L9 A1 (прицел для стрелкового оружия с подсветкой радиоактивным тритием) и мушки.

Оружие SA-80 с оптическим прицелом SUSAT предназначалось для вооружения в первую очередь пехотных частей. В случае выхода из строя оптического прицела стрельба из оружия могла вестись с помощью механических прицельных приспособлений: откидная мушка была смонтирована на газовой камере, а съемный диоптрический целик с установками на 200 и 300 м (хранящийся в пистолетной рукоятке управления огнем) устанавливался на быстросъемной рукоятке для переноски винтовки.

На всех образцах оружия семейства SA-80 наряду с прицелом SUSAT допускалась установка четырехкратного прицела ночного видения KITE, с дальностью опознавания целей до 600 м.

Конструктивно новая винтовка, построенная по схеме «булл-пап», состояла из шести основных частей: ствол со ствольной коробкой, цевьем и креплением для прицельных приспособлений; корпус ударно-спускового механизма с пистолетной рукояткой, гнездом магазина и затылком приклада; сборка газового поршня; затвор с затворной рамой; направляющие стержни с возвратной пружиной; магазин.

Ствольная коробка и корпус ударно-спускового механизма выполнены из стали методом штамповки и сварки, единственные детали станочной обработки — затвор, затворная рама и ствол.

Цевье, ствольная накладка, пистолетная рукоятка выполнены из высокопрочного найлона, амортизатор затылка приклада и накладка ствольной коробки — виниловые.

Разборка и сборка оружия просты и не требуют специальных инструментов.

Работа винтовки основана на классической автоматике, на основе отвода пороховых газов из канала ствола через газовую камеру, расположенную над стволом. Газовый регулятор имеет три положения: для обычной стрельбы (нормальное открытие); для стрельбы в неблагоприятных условиях (широкое открытие) и для стрельбы винтовочной гранатой (газоотводное отверстие закрыто). Газовый поршень выполнен отдельно, имеет короткий ход и собственную возвратную пружину. При отходе газовый поршень открывает четыре отверстия в трубке газовой камеры, через которые пороховые газы выходят в атмосферу, для чего служат также вырезы в ствольной накладке. Таким образом, обеспечивается использование только той части энергии пороховых газов, которая необходима для работы автоматики.


неполная разборка винтовки SA-80

Запирание канала ствола производится затвором при его повороте с помощью боевых выступов. Затвор установлен в затворной раме, его рабочий выступ входит в фигурный вырез на левой стороне рамы. При движении затворной рамы назад происходит поворот затвора влево и отпирание канала ствола. Затворная рама движется по двум направляющим стержням, которые входят в ствольную коробку. На третьем, среднем стержне установлена возвратная пружина. Отделяемая рукоятка взведения находится с правой стороны затворной рамы, ее паз в ствольной коробке закрывается подпружиненной крышкой. При движении рукоятки срабатывает защелка и крышка открывается. Выброс стреляной гильзы производится вправо.

Ударно-спусковой механизм в сборе размещен в металлическом корпусе и крепится в ствольной коробке двумя шплинтами и затылком приклада, имеет кнопочный предохранитель. Так как спусковой крючок находится перед магазином устанавливается длинная спусковая тяга. Кроме того, винтовка британского производства является первым образцом на которой имеется переводчик режима огня. Флажок переводчика расположен слева позади гнезда магазина (т.е. далеко от пистолетной рукоятки) и рассчитан на действие с ним левой рукой.

Магазин секторной формы крепится в гнезде ствольной коробки и фиксируется защелкой, расположенной с левой стороны ствольной коробки.

На образцах SA-80 устанавливается высокоэффективный оптический прицел SUSAT фирмы «Айвимо», который обеспечивает ведение огня в условиях плохой освещенности, а также позволяет вести наблюдение. Прицел устанавливается на кронштейне, на котором имеются приспособления для введения поправок по дальности и установок на ноль. Оптический прицел SUSAT предназначен для применения в пехоте. Для других родов войск предусмотрена установка механических прицельных приспособлений в виде диоптрического прицела (двойное отверстие) на съемной рукоятке для переноски, устанавливаемой вместо оптического прицела. При этом на ствольной накладке крепится мушка ножевого типа. Возможна установка вместо оптического прицела ночного бесподсветного РЕ «Пилкингтон» с увеличением 4х. Прикладку при прицеливании облегчает накладка над ствольной коробкой, служащая упором для щеки стрелка. Германская фирма «Heckler & Koch», перешедшая под контроль «Royal Ordnance», разработала для SA-80 оптический прицел кратности 3х, совмещенный с рукояткой для переноски.

В комплект принадлежностей входят ремень, дульная втулка для холостой стрельбы, набор для ухода за оружием.

Конструкция оружия достаточно проста и позволяет производить неполную разборку без специальных инструментов.

L85А1

В сентябре 1985 года оба варианта — и автоматическая штурмовая винтовка с обозначением L85А1, и ручной пулемет L86А1 — официально принимают на вооружение в Великобритании.

Западные военные специалисты отмечали, что стоимость изготовления одной винтовки в три раза меньше по сравнению со штатной винтовкой L1A1, а изготовление одного ручного пулемета обходится в десять раз дешевле по сравнению со штатным единым пулеметом, причем 80% узлов и деталей L85А1 и L86А1 взаимозаменяемы.

L86А1

Министерство обороны Великобритании заказало для своих целей 400 000 единиц оружия системы SA-80. Стоимость одного образца автоматической штурмовой винтовки составляла около 600 долларов (с открытым прицелом). Фирма Avimo в г. Сомерсет получила контракт на оптические прицелы SUSAT (по 140 долларов за единицу), а фирма Pilcinghton PE — заказ на изготовление ночных прицелов третьего поколения KITE.

2 октября 1985 года первое британское воинское подразделение было перевооружено новыми винтовками.

5,56-мм автоматическая штурмовая винтовка L85А1 заменила в войсках штатную 7,62-мм самозарядную винтовку L1A1 и 9-мм пистолет-пулемет «Стерлинг», а 5,56-мм ручной пулемет L86А1 пришел на смену 7,62-мм ручному пулемету «Брен» и 7,62-мм единым пулеметам L7A1 и L7A2 (в варианте ручных пулеметов).

L22A1 Сarbine

L22A2 Сarbine

Наряду с этим оружием, концерн Royal Ordnance в 1986 году представил третий образец семейства SA-80 — легкий и компактный штурмовой карабин Enfield Сarbine L22 с укороченным стволом и передней рукояткой вместо цевья. Первоначально этим оружием планировалось вооружать экипажи БМП. Однако при общей длине карабина 560 мм, смещение центра тяжести назад, характерное для всех образцов оружия по схеме «буллпап», оказалось еще ощутимее, и во время стрельбы его очень сильно подбрасывало. Поэтому карабин Enfield Сarbine остался только в опытных образцах.

Специально для курсантов военных училищ и отдельных учебных подразделений была создана учебно-тренировочная винтовка L98A1 Drill practice с ручным перезаряжанием. Из-за отсутствия в ее конструкции газового двигателя она получила кривошипно-шатунный механизм рукоятки перезаряжания и механический прицел. Планировалось, что винтовка будет использоваться в качестве штатного оружия войск гражданской обороны, а также будет продаваться спортсменам и охотникам. Однако наладить производство этой модели винтовки в больших количествах не удалось.

L98A1 Drill practice

К положительным качествам оружия семейства SA-80 относится большое усилие спуска, что исключает вероятность самопроизвольного выстрела при падении оружия на твердый грунт.

Кроме того, значительная общая масса снаряженного оружия (4,64 кг) повлияла на устойчивость автоматической стрельбы из штурмовой винтовки L85A1, особенно во время ведения огня непрерывными очередями. Так, при стрельбе очередями по два выстрела пробоины распределялись кучно, однако при стрельбе очередями по три выстрела ствол оружия сильно уводило, кучность стрельбы при этом ухудшалась.

В то же время 5,56-мм ручной пулемет L86А1 оказался неудобным для стрельбы из положения стоя из-за установки более тяжелого (по сравнению с винтовкой) ствола с сошкой.

Одним из основных недостатков системы SА-80 является ее компоновка без понижения приклада относительно оси канала ствола. При прицеливании военнослужащий вынужден поднимать голову над укрытием.

Другое конструктивное решение этой винтовки — отражение гильз — тоже имеет недостатки. Поскольку их выброс происходит вправо через экстракционное окно, расположенное на уровне лица стрелка, из оружия можно стрелять только с правого плеча. В конструкции не предусмотрено изменение направления экстракции гильз, поэтому стрелять с левого плеча небезопасно — гильзы летят стрелку в лицо. А условия боевых действий требуют в некоторых случаях ведения огня из-за левого угла укрытия. Впервые с этой проблемой английские войска столкнулись в Северной Ирландии.

У оружия семейства SА-80 рукоятка перезаряжания расположена справа, поэтому при работе необходимо либо снять правую руку с пистолетной рукоятки либо повернуть винтовку налево для того, чтобы воспользоваться другой рукой. Хотя арсенал в Энфилде выпустил штурмовую винтовку калибра 4,85 мм в левостороннем варианте и имел подобные наработки для варианта калибра 5,56х45 мм, министерство обороны Великобритании настаивало на том, что в войсках все стреляют с правого плеча. В 1986 году британская фирма Аrmalon Ltd предложила простой проект переделки SА-80 в вариант для стрельбы с обеих рук, который основывался на перекрытии тракта отражения стреляной гильзой, но эта идея так и не была осуществлена.

В 1988 году концерн Royal Ordnance продемонстрировал укороченный 40-мм подствольный гранатомет ENCAW для штурмовой винтовки L85A1. Эта конструкция была проще, чем у американского подствольного гранатомета М203, но ENCAW не имел прицела. Гранатомет так и остался опытным, поскольку британские подразделения специального назначения предпочли своей винтовке L85A1 американскую М16А2 с подствольным гранатометом М203.

Штурмовые винтовки L85A1 зарекомендовали себя как относительно простое и надежное, достаточно хорошо сбалансированное оружие с высокими боевыми показателями. Малогабаритность этого оружия, удобного особенно в ограниченном пространстве, высоко оценили британские солдаты, принимавшие участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Винтовка оказалась удачной и для использования в боях в городе.

Но в то же время штурмовая винтовка была не очень популярна в британских войсках, поскольку ее использование в боевых частях выявило наличие скрытых проблем. Так, во время стрельбы из винтовки переводчик вида огня находится фактически в подмышке стрелка, и для того, чтобы сменить его установку, необходимо переместить оружие вперед на правую сторону. При модернизации оружия было выдвинуто предложение скомбинировать переводчик вида огня с предохранителем флажкового типа, как это было осуществлено на опытном образце калибра 4,85 мм, но это предложение отклонили как слишком сложное.

Надежность оружия также оказалась ниже ожидаемой. Не был устранен один из основных дефектов конструкции — малая жесткость ствольной коробки. В сообщениях из войск отмечалось, что ствольная коробка подвержена коррозии, в особенности под направляющей планкой прицела.

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году штурмовая винтовка неожиданно показала себя неудачной с такой стороны, откуда никто и не ждал: во время стрельбы из положения лежа, в условиях пустыни при отводе пороховых газов из щелевого пламегасителя образовывалось большое пылевое облако. Таким образом, стрелок полностью демаскировал себя, и это зачастую приводило к печальным последствиям.

В середине 1993 года комитет по вопросам обороны парламента Великобритании провел слушания по проблемам системы оружия SА 80. Министерство обороны пыталось сгладить ситуацию, старалось доказать, что все недостатки нового оружия уже устранены. Но в парламентском комитете был озвучен доклад выездной группы по опыту боевого применения оружия SА-80 в операции «Буря в пустыне».

Этот доклад заканчивался выводами, что индивидуальное оружие и легкое оружие поддержки не всегда работало в условиях запыления. Командиры огневых групп и взводов считали, что это повлияло на размеры потерь, поскольку задержки при стрельбе придавали противнику больше упорства в ближнем бою. В результате бурных дебатов парламентский комитет пришел к выводу, что систему оружия SА-80 приняли преждевременно. Представители министерства обороны вынуждены были согласиться с доводом о том, что для будущих систем вооружения необходимо более строго проводить войсковые испытания.

Результатом парламентских прений стала программа усовершенствования оружия SA-80, включавшая 32 конструктивных изменения. Это обошлось английскому правительству в 36 млн. долларов, понадобившихся на усовершенствование этого оружия через несколько лет после того, как оно поступило на вооружение армии.

L85А2

Доработка английской системы SА-80 полностью была завершена только в 2000 году, причем большая часть узлов и механизмов этого оружия дорабатывалась уже англо-германской фирмой Heckler & Koch, которой стал принадлежать оружейный завод в г. Нотингем. Модернизированный вариант штурмовой винтовки получил обозначение L85А2, а ручной пулемет — L86A2.

В 2001 году первые модифицированные винтовки L85A2 начали поступать на вооружение британской армии.

Английский солдат с винтовкой L85A2,
оснащенной 40мм подствольным гранатометом

Согласно официальным реляциям, англичанам наконец то удалось получить достаточно надежный автомат, пригодный для широкого использования в войсках, однако первый опыт использования винтовок L85A2 в «противотеррористической» кампании в Афганистане в 2002 году принес не слишком положительные результаты. Их изучение привело к выводу, что в войсках оружие эксплуатируется неправильно, и после введения изменений в инструкции и программу обучения солдат жалобы на ненадежность модернизированных винтовок прекратились. Винтовки L85A2 довольно активно использовались в боевых действиях в Афганистане и Ираке, где они показали хорошую надежность и высокую точность стрельбы, не в последнюю очередь благодаря штатному оптическому прицелу SUSAT.

При этом со стоимостью порядка 1700$ винтовка L85A2 оказалась самой дорогой штурмовой винтовкой в мире, принятой на вооружение Великобритании.

5,56-мм автоматические штурмовые винтовки L85A1 / L85A2 и ручные пулеметы L86A1 / L86A2 были приняты на вооружение в английских сухопутных войсках, Королевской морской пехоте, Королевском военно-морском флоте, Королевских ВВС, частях территориальной армии, а также частях министерства гражданской обороны.

Первоначально производство оружия системы SA-80 осуществлялось заводом Royal Ordnance в г.Энфильд-Локк, а с 1988 года его изготовление было передано на другой завод этого же концерна в г. Нотингем.

Советский аэробус: как легендарный Ил-86 изменил отечественную авиацию

Об истории уникального самолета и о том, почему отдельные экземпляры этого выдающегося авиалайнера продолжают нести службу в составе Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве машин специального назначения, читайте на сайте ТРК «Звезда».

История создания советского «аэробуса» восходит к шестидесятым годам прошлого века, когда магистральные лайнеры повышенной вместительности только начинали появляться в Соединенных Штатах и Западной Европе. Стремясь следовать в русле технического прогресса, Советский Союз провел собственные научные изыскания на тему широкофюзеляжных пассажирских воздушных судов. Накопленные знания позволили ОКБ имени Сергея Владимировича Ильюшина приступить к практической проектно-конструкторской работе. В начале следующего десятилетия конструкторское бюро выпустило комплект документации для постройки опытного прототипа. Отметим, что проектирование и постройка опытного самолета заняли шесть лет – весьма короткое время для столь крупной машины. Осмотрев прототип, министр авиационной промышленности П.В. Дементьев воскликнул «Здорово! Мы все-таки его построили!»

Первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский самолет поднялся в небо 22 декабря 1976 года. Он был собран на опытном заводе ОКБ, и с центрального аэродрома города Москвы перелетел на аэродром Раменское в подмосковном Жуковском. Борт 0101 пилотировал экипаж под руководством Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова, помимо которого в его состав входили Г.Н. Волохов, И.Н. Якимец, В.А. Щеткин и А.П. Степанов. Среди очевидцев первого полета Ил-86 присутствовал и министр гражданской авиации Б.П. Бугаев.

Создав собственный широкофюзеляжный лайнер, Страна Советов сократила технологическое отставание от США и кое в чем превзошла французских, немецких и английских авиастроителей. Последние объединили усилия на выпуске «общеевропейского» Airbus А300, производство которого стартовало в 1974 году. Появившись на несколько лет раньше, широкофюзеляжный первенец Западной Европы уступал «советскому аэробусу» по массово-габаритным и отдельным техническим параметрам. Действительно, серийный А300В2 при взлетном весе 142 тонны перевозил 250 пассажиров на дальность 3700 км, а Ил-86 при своих 215 тоннах – 350 пассажиров на 4350 км. Размеры салона: длина 39 метров против 44, ширина — 5,35 против 5,7, высота — 2,54 против 2,61.

Советские руководители гордились Ил-86, считали его большим достижением отечественного авиапрома. Всего шесть месяцев спустя первого полета, они дали добро на показ опытного прототипа на парижском аэрокосмическом салоне 1977 года. Летные испытания продолжались еще более трех лет на опытных машинах, две из которых предназначались для подтверждения летно-технических характеристик, еще одна – работы пилотажно-навигационного комплекса.

Всего на этапах заводских и Государственных испытаний было выполнено 1414 полетов общей продолжительностью более двух тысяч часов. Кроме того, многочисленные тесты выполнялись на земле, в том числе на двух специально построенных планерах для статических и ресурсных испытаний. ОКБ им. С.В. Ильюшина проектировала новую машину на соответствие нормам летной годности гражданских самолетов СССР. Продемонстрировав полное им соответствие, 24 декабря 1980 года Ил-86 получил сертификат летной годности по НЛГС-2 и поступил на эксплуатацию.

Коммерческая эксплуатация

Опытные прототипы строились в Москве, а товарные экземпляры — выпускались на Воронежском авиазаводе. Осенью 1977 года первый серийный самолет воронежской сборки выполнил получасовой полет. Его передали «Аэрофлоту», где в рамках эксплуатационных испытаний «советские аэробусы» выполнили 490 полетов общей продолжительностью 1222 часа. Первые пассажиры с приобретенными в кассах билетами поднялись на борт Ил-86, выполняющего рейс Москва – Ташкент.

По мере выпуска новеньких «илов», стремительно рос налет парка «советских аэробусов»: за пару лет, с 1984 по 1986 гг., он увеличился с 28055 до 55249 часов. А к 1 июля 1987 года количество пассажиров, перевезенных Ил-86, достигло 24 миллиона 320 тысяч. Освоив внутренние линии, машина вышла на международные трассы, в том числе – трансатлантические. Регулярные рейсы в Нью-Йорк и Гавану выполнялись с одной промежуточной посадкой в Западной Европе.

После развала единого «Аэрофлота», широкофюзеляжные Илы оказались в распоряжении дюжины авиакомпаний, как российских, так и стран СНГ. Кроме того, три машины приобрел Китай. Они успешно эксплуатировались из аэропорта Урумчи – столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района. Впоследствии Илы заменили «Боингами», но местные авиаторы и пассажиры еще долгое время с любовью вспоминали «советский аэробус» как отлично приспособленный к работе в местных условиях. В частности, благодаря наличию собственного выдвижного трапа, по которому путешественники могли подниматься и спускаться с борта воздушного судна, не дожидаясь прибытия аэродромных «лесенок на колесах».

Ранний постсоветский период функционирования отечественной системы воздушного транспорта характеризовался резким сокращением объемов перевозок, из-за чего возникали трудности с обеспечением загрузки широкофюзеляжных лайнеров. Тем не менее их коммерческая эксплуатация оправдывалась, если авиакомпании удавалось продать достаточное число билетов. На рубеже веков Ил-86 выполняли полеты по регулярным маршрутам, связывающим Москву с Красноярском, Новосибирском и Ташкентом. Хорошую прибавку обеспечивали чартерные перелеты в интересах туристических фирм, отправлявших россиян отдохнуть на побережье Персидского Залива, Черного и Средиземного морей.

Коммерческая эксплуатация Ил-86 продлилась немногим более тридцати лет. Машина показала себя очень надежной. Достаточно сказать, что она не убила ни одного пассажира – немногочисленные катастрофы на данном типе случались лишь на земле и при выполнении технических перелетов. Основной причиной всегда был пресловутый «человеческий фактор», включая печальный случай 2002 года с авиакомпанией из Пулково.

Двигатель надежный, но неэкономичный

Подкосил «советский аэробус» повышенный расход топлива двигателей НК-86, специально разработанных для него Самарским научно-техническим комплексом имени Н.Д. Кузнецова. Не торопитесь винить в этом московских и самарских конструкторов: поглощенный гонкой вооружений Советский Союз уделял недостаточно внимания развитию технологий для «гражданки», в частности – силовых установок магистральных авиалайнеров. Как следствие, мы «упустили» нужный момент перехода на турбореактивные двигатели повышенной двухконтурности, суливших значительную экономию топлива.

Конструкторам ОКБ им. С.В. Ильюшина пришлось ориентироваться «на то, что было». По сути, «новый» НК-86 представлял модификацию НК-8, проверенного временем на самолетах предыдущего поколения Ил-62 и Ту-154Б. С 1987 года Казанским МПО выпускался улучшенный НК-86А с монокристаллическими рабочими лопатками первой ступени турбины и межремонтным ресурсом, увеличенным до 4000 часов. Тяга на взлетном режиме увеличилась на 300 кгс, до 13,3 тонн. Однако и эта модель по своим характеристикам заметно уступала западным «сверстникам».

Степень двухконтурности НК-86А составляла всего-навсего 1,18, что в четыре-шесть раз ниже соответствующего показателя лучших иностранных моторов того времени. Как следствие, удельный расход топлива на крейсерском режиме составлял 0,739 кг/кгс*ч против 0,536 у американского PW4056 (со степенью двухконтурности 4,9), что устанавливались на варианты Boeing 767 и 747.

Переход к горбачевской «перестройке», сопровождавшейся улучшением отношений с Западом, сделал возможным приобретение заморских силовых установок для последующей установки на отечественные самолеты. «Ильюшинцам» выпала честь стать первопроходцами в деле практического опробования иностранных двигателей. Практически одновременно они установили их сразу на три типа: легкий учебный Ил-103 (Teledyne IO-360ES), региональный турбовинтовой Ил-114 (Pratt&Whitney PW127H) и магистральный Ил-96Т/М (PW-2337).

Возникла идея переоснастить ранее выпущенные и находящиеся в эксплуатации Ил-86 на моторы CFM56-5C-2. Они оказались наиболее подходящими на замену «кузнецовским» по тяге и габаритам. Благодаря пониженному расходу топлива силовой установки, дальность полета ре-моторизированного лайнера с 350 пассажирами на борту возрастала с 4350 до 6400 км. К сожалению, отечественный авиапром и его кураторы в тогдашнем составе правительства РФ не проявили должной настойчивости при взаимодействии с коммерческими авиаперевозчиками. Им не удалось сформировать «пул» авиакомпаний, согласных поддержать коллективные усилия в данной области. Юбилейная книга АК «Ил» выпущенная в 2013 году, на данный счет утверждает: «Несмотря на подписанный бизнес-план, «Аэрофлот» не нашел необходимых средств для реализации этой программы».

Между тем автору этих строк самому доводилось беседовать с высокопоставленными руководителями «Аэрофлота», Красноярских авиалиний и других эксплуатирующих организаций и выслушать их в целом разумную позицию по данному вопросу. Они не выступали против, но хотели четкого понимания, в какой срок и за какие средства отечественная промышленность и ее иностранные партнеры смогут переоборудовать не опытный самолет, а десятки серийных машин. Как бы там не было, а отсутствие целевого финансирования погубило, в общем-то, здравую идею ре-моторизации Ил-86. Жаль, ведь на выходе мог получиться вполне конкурентоспособный самолет, способный летать еще не один десяток лет.

На воинской службе

Всего за двадцать лет производства отечественный авиапром выпустил сто шесть Ил-86, причем пара крайних машин вышла из сборочного цеха в 1995 и 1997 году. Коммерческая эксплуатация данного типа завершилась шесть лет назад, но в государственной авиации он продолжает выполнять полеты. Правда, речь идет о специальных модификациях авиалайнера, предназначенных для решения задач национальной безопасности.

Военные «положили глаз» на Ил-86 сразу после того, как он поступил «Аэрофлоту». Поначалу их заинтересовали транспортные возможности «аэробуса», а именно его способность перевозить 42 тонны платной нагрузки на дальность 3800 км. Летом 1982 года по маршруту Москва — Ташкент выполнил рейс самолет с 450 пассажирами на борту.

Для размещения столь большого числа путешественников, конкретную машину оборудовали дополнительными креслами на нижней палубе. В качестве пассажиров выступали военнослужащие Советской Армии. Демонстрация возможностей прошла успешно, после чего в течение нескольких лет самолет использовался на перевозках призывников и солдат с личным оружием. Попутно заметим, что варианты двухпалубной компоновки салона предлагались и авиакомпаниям, но не заинтересовали их.

Латунь Л85

  • Л96
  • Л90
  • Л85
  • Л80
  • Л70
  • Л68
  • Л63
  • Л60
  • ЛС63-3
  • ЛС59-1
  • ЛО70-1
  • ЛО62-1
  • ЛА77-2
  • ЛАЖ60-1-1
  • ЛЖМц59-1-1
  • ЛМц58-2
  • ЛЦ40С
  • ЛЦ40Сд
  • ЛЦ16К4
  • ЛЦ23А6Ж3Мц2

Марка латуни — Л85

Стандарт — ГОСТ 15527

Медно-цинковые сплавы (латуни) маркируют буквой Л, число 85 — указывает содержание меди в латуни примерно 85%, остальное — цинк. Латунь простая (двойная), обрабатываемая давлением, известна как золоченая латунь. Латуни, содержащие 80-90% меди, называются полутомпак.

Латунь Л85 характеризуется достаточно хорошими механическими и коррозионными свойствами; она отлично переносит обработку давлением в горячем и холодном состоянии.

Латунь марки Л85 широко применяется для изготовления сильфонов, деталей змеевиков, гибких шлангов, деталей для холодильного оборудования, теплотехнической и химической аппаратуры, а также для изготовления конденсаторных труб.

Технологические свойства
Температура литья, °С 1150-1180
Температура горячей деформации, °С 830-900
Температура начала рекристаллизации, °С 335-370
Температура полного отжига, °С 650-720
Температура отжига для уменьшения остаточных напряжений, °С 200
Обрабатываемость резанием, % 30
Физические свойства
Температура ликвидус, °С 1025
Температура солидус, °С 990
Плотность ρn, кг/м3 8750
Теплопроводность λ, Вт/(м*К) 152
Удельная теплоемкость c, Дж/(кг*К) 398
Коэффициент линейного расширения α*106, K-1 18,7
Удельное электросопротивление при температуре 20 °С, ρ, мкОм*м 0,047
Удельное электросопротивление при температуре 1100 °С, ρ, мкОм*м 0,29
Механические свойства Мягкое состояние Твердое состояние
Временное сопротивление Ϭв, МПа 280 560
Предел текучести Ϭ0,2, МПа 120 520
Относительное удлинение δ, % 43 4
Твердость по Бриннелю, HB 54 130
Модуль нормальной упругости E, ГПа 110
Ударная вязкость KCU, МДж/м2