Авианесущий крейсер Новороссийск

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 11433 «НОВОРОССИЙСК»

0 в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Не обнаружив в интернете статей А.Б. Морина о создании отечественных ТАКР, начиная с проекта 11433, спешу заполнить этот пробел.

О проекте 1143 («Киев» и «Минск») см. статью Морина

А. Б. Морин (Невское ПКБ)

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 11433 «НОВОРОССИЙСК»

Одновременно с разработкой противолодочного крейсера (ПКР) проекта 1143 (см. «Судостроение», 1997, № 2) при формировании проекта плана военного судостроения на 1971 — 1980 гг. организациями ВМФ и ВВС совместно с предприятиями промышленности выполнялся ряд комплексных НИР с исследованиями по обоснованию и выбору оптимальных путей создания для ВМФ кораблей авианосного архитектурного типа с самолетами катапультного взлета и посадки на аэрофинишер, не уступающими по своим летно-техническим характеристикам самолетам авианосцев (АВ) вероятного противника.

Это определялось необходимостью формирования океанского флота, сбалансированного по родам сил и классам кораблей по опыту боевой службы ВМФ в удаленных районах, идея создания которого и была положена в основу указанного проекта плана. Однако без наличия более эффективной, чем самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП), корабельной авиации обеспечить боевую устойчивость сил ВМФ в районах, лежащих за пределами зон прикрытия кораблей флота истребительной авиацией берегового базирования, не представлялось возможным.

В реализации этой идеи, кроме достижений отечественной науки и техники, а также возросших, к тому времени возможностей экономики страны, Главком ВМФ С. Г. Горшков опирался на поддержку назначенного в 1967 г. министром обороны маршала А. А. Гречко, кроме того, в деле создания такого флота он имел твердого единомышленника в лице министра судостроительной промышленности Б. Е. Бутомы.

Комплексные НИР по указанному на правлению развития ВМФ выполнялись силами Военно-морской академии, инстиутов ВМФ, ВВС и промышленности, с участием Невского ПКБ (НПКБ) Минсудпрома МСП), а впоследствии и ОКБ Минавиапрома (МАП). После завершения совместных НИР Минобороны, МСП и МАП включили в предложения по плану военного судостроения на 1971 — 1980 гг. разработку эскизного проекта АВ и авиационного вооружения для него, имея в виду закладку такого корабля после спуска второго ПКР типа «Киев». При согласовании проекта плана в «высших инстанциях», как тогда говорили, эскизное проектирование АВ заменили разработкой аванпроекта. Десятилетний план был утвержден постановлением Правительства 1 сентября1969 г.

По результатам разработки аванпроектов и военно-экономических обоснований АВ, вооружения и энергетической установки для него, после их рассмотрения в июле 1973 г. на совместном научно техническом совете МСП, МАП и Минобороны, был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант атомного много целевого АВ водоизмещением около80 000 т, обладающего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с катапультными истребителями и штурмовиками типа Су-27 (разработки ОКБ генерального конструктора П. О. Сухого), противолодочными самолетами П-42 (разработчик — ОКБ главного конструктора А. К. Константинова) и вертолетами Ка-252 (ОКБ главного конструктора Н. И. Камова), а также новым противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит».

Главкомы ВМФ и ВВС, заместитель министра обороны по вооружению, министры судостроительной и смежных отраслей промышленности представили в ЦК КПСС доклад, в котором, при начале проектирования такого корабля в 1973 г. (по подготовленному ВМФ, одновременно с разработкой аванпроекта, тактико-техническому заданию), подтверждалась возможность постройки с соответствующим обеспечением до 1986 г. трех АВ (в том числе головного — в 1981 г.).

Реализация этой программы могла бы существенно сократить военно-техническое отставание нашего ВМФ от ВМС США в создании авианесущих кораблей и авиации для них. Однако, кроме подтверждения специалистами ВМФ и ВВС необходимости и целесообразности, а промышленностью — технической возможности создания АВ в указанные сроки, требовалось принять политическое решение на высшем уровне, к чему руководство страны оказалось не готовым.

Основным противником создания АВ(с более эффективными, чем СВВП, катапультными самолетами) был Д. Ф. Устинов, который с 1965 г. стал секретарем ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности. Он считал, что нам следует не догонять США, а обогнать их на ином направлении развития авиационной техники, где они не достигли реальных успехов — в разработке СВВП, которые могут базироваться и на ПКР, более дешевых, чем АВ и не требующих для их строительства значительных затрат на расширение судостроительной базы.

Рассмотрев в сентябре 1973г. доклад ВМФ, ВВС и промышленности с предложениями о создании АВ и реализации программы их строительства, Д. Ф. Устинов поручил председателю комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) Л. Н. Смирнову, министрам Б. Е. Бутоме и П. В. Дементьеву, Главкому ВМФ С. Г. Горшкову рассмотреть, как альтернативу созданию АВ, вопрос строительства модернизированных ПКР типа «Киев» (проекта 1143М) с базированием (в дополнение к СВВП) катапультных самолетов типа МиГ-23 (разработки ОКБ генерального конструктора А. И. Микояна) и установкой ПКРК «Гранит». Подобные изменения состава вооружения с третьего ПКР этого типа обещал осуществить (при сохранении при их строительстве главных размерений, принятых для головного корабля) главный конструктор проекта 1143 А. В. Маринич в одной из бесед в аппарате ЦК КПСС в августе 1973г.

Во исполнение поручения Д. Ф. Устинова, на совещании в НПКБ (состоявшемся в конце октября того же года с участием члена Политбюро ЦК КПСС Г. В. Романова) Б. Е. Бутома, С.Г. Горшков и заместитель председателя ВПК Г.А. Титов, с участием представителей ВВС, Минавиапрома и Минрадиопрома (МРП) рассмотрели вопросы целесообразного порядка создания модернизированных ПКР типа «Киев», с оформлением протокола, содержащего предложения о дальнейших работах по созданию авианесущих кораблей. После рассмотрения представленных А. В. Маричем проработок, замечаний по ним институтов ВМФ и ВВС, а также предложений предприятий МСП, МАП и

МРП, совещание рекомендовало: третий ПКР, учитывая установленный срок его сдачи ВМФ (1979 г.), строить с максимальным использованием рабочей конструкторской документации (РКД) головного корабля, опыта его строительства и испытаний, с увеличением количества базирующихся на нем корабельных летательных аппаратов ЛАК-СВВП Як-ЗбМ или вертолетов К-252 — до 30 единиц и отказом от торпедного вооружения (проект 1143М); для определения объема модернизации ПКР, в целях обеспечения базирования и боевого применения катапультных самолетов типа МиГ-23 и установки ПКРК «Гранит», начиная с четвертого корабля, НПКБ выполнить дополнительные проработки. Рекомендации совещания были оформлены совместным решением ВМФ и МСП от 30 октября1973г.

Указанным решением НПКБ при разработке сокращенного техпроекта 1143М поручалось выполнить проработки необходимых мероприятий по обеспечению базирования на корабле истребителей ВВП Як-ЗбП, возможности замены гидроакустики и размещения подразделения десанта в упрощенных условиях (на 10—15 су ток, без обеспечения хранения провизии для него в корабельных кладовых).

В начале 1974 г. Министр обороны А.А.Гречко посетил в Николаеве находящийся на достройке ПКР «Киев». На проведенном в его кают-компании совещании о ходе работ по созданию серии крейсеров этого типа Главком ВМФ С. Г. Горшков доложил министру, что после спуска со стапеля осенью 1975 г. второго (однотипного) ПКР «Минск» будет заложен следующий, который намечено на звать «Баку» (крейсерам этой серии, как самым крупным надводным кораблям нашего ВМФ, присваивались наименования столиц А. А. Гречко подал реплику: «Какой Баку, зачем Баку? «Новороссийском» надо назвать», на что С. Г. Горшков сразу ответил ему: «Так точно, товарищ Маршал, «Новороссийском» назовем». Так был решен вопрос о присвоении наименования третьему ПКР, что было через несколько дней оформлено в Москве приказом министра обороны, В феврале того же года Б. Е. Бутома доложил ВПК, что Невским ПКБ выполнены проектные проработки с оценкой возможного объема модернизации ПКР типа «Киев» без изменения их главных размерений. Их результаты показали возможность увеличения общего количества базирующихся ЛАК (самолетов Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252) до 30 единиц. Модернизация же этих ПКР для обеспечения базирования само­летов типа МиГ-23 и установки комплекса «Гранит» потребовала бы увеличения главных размерений и разработки нового проекта корабля. МСП и ВМФ признали целесообразным строить третий корабль проекта 1143 с увеличенным количеством СВВП Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252 (пр. 1143М) без изменения его главных размерений. Для оценки возможности создания нового авианесущего корабля с базированием на нем катапультных самолетов и установкой ПКРК «Гранит» необходимо было разработать техническое предложение (аванпроект) такого корабля и его авиационного вооружения.

На основании изложенного выше, ВПК (Г.А.Титов), МСП(Б. Е. Бутома), ВМФ (С. Г. Горшков), МАП (С. И. Кадышев) и МРП(П.С.Плешаков) доложили ЦК КПСС, что более глубокая модернизация ПКР проекта 1143 (для обеспечения базирования на них самолетов типа МиГ-23 и установки комплекса «Гранит») требует изменения главных размерений, т. е. разработки нового проекта корабля. В целях дополнительной проработки вопроса о возможности создания корабля, вооруженного самолетами катапультного взлета, ВПК решением от 11 апреля 1974 г. поручила МСП разработать во II квартале 1975 г. технические предложения по крейсеру с авиационным вооружением (проекта 1153), МАП — в I квартале того же года техпредложения по корабельным самолетам; МРП и Минпромсвязи — техпредложения по радиоэлектронному вооружению и средствам связи, для обеспечения базирования катапультных самолетов на этом корабле.

Комиссия приняла к сведению, что в целях повышения боевой эффективности строящихся ПКР проекта 1143, Минобороны и строить третий корабль этого типа с увеличенным до 30 единиц общим количеством СВВП Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252 и снятием торпедного вооружения (проект1143М) и поручила, по результатам рассмотрения разрабатываемого в соответствии с решением ВМФ и МСП от 30 октября 1973 г. сокращенного техпроекта 1143М, представить предложения об уточнении основных элементов и сроках строительства этого корабля.

Сокращенный техпроект1143М был разработан НПКБ под руководством главного конструктора А.В. Маринича и представлен на рассмотрение ВМФ и МСП в июле 1974 г. Из-за отсутствия необходимых данных и утвержденного МАП и ВВС аванпроекта по перспективному истребителю Як-ЗбП, разработка которого была поручена ОКБ Московского машиностроительного завода (ММЗ) «Скорость» (генеральный конструктор А. С. Яковлев) постановлением Правительства еще в декабре1967 г., подготовка мероприятий по обеспечению базирования и боевого применения этих самолетов на ПКР проекта 1143М была перенесена на стадию выпуска РКД для постройки корабля.

В представленном техпроекте предусматривались базирование на корабле 28 СВВП Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252 ПЛ и двух вертолетов Ка-252 ПС, а также замена ГАС «Орион» автоматизированным гидроакустическим комплексом «Полином» при снятии торпедного вооружения. При этом в ангаре удалось расположить 24 ЛАК (вместо 22 на ПКР пр. 1143) за счет уменьшения зазоров между ними, на технической позиции полетной палубы (с правого борта) — 6 машин. В штормовых условиях могли находиться в ангаре все 30 ЛАК. Снятие торпедных аппаратов обеспечило возможность размещения в новых кубриках, оборудованных на 5-й палубе, около 90 чел. (главстаршины, мичманы и рядовые).

В связи с заменой гидроакустики и снятием торпедного вооружения на корабле была предусмотрена новая система управления противолодочным оружием «Пурга». Навигационный комплекс»Салгир» для резервирования работы аппаратуры курсоуказания и скорости заменили на модернизированный — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусмотрели возможность установки на постройке резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV».

Комплексы ракетного, артиллерийского и остального радиоэлектронного вооружения, а также главная энергетическая установка корабля сохранялись по проекту 1143 без изменений. Проектом 1143М предусматривалась замена холодильных машин МХТМ-235-2000 системы кондиционирования воздуха в корабельных помещениях новыми машинами МХТМ-2000, удовлетворяющими повышенным требованиям ВМФ. Успокоители качки 89-1 были заменены на более совершенные успокоители 89-3. Личный со став десанта (офицеры, прапорщики, старшины и рядовые) общим количеством 75 чел. размещались в специально предусмотренных кубриках с трехъярусным расположением коек.

Проект третьего ПКР с авиа­ционным вооружением (1143М) был утвержден совместным решением ВМФ и МСП в январе 1975г. ПКР «Новороссийск» заложили на большом стапеле Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) 30 сентября того же года.

Со смертью (в апреле и июне1976 г.) министров А. А. Гречко и Б. Е. Бутомы Главком С. Г. Горшков лишился столь необходимой ему поддержки в создании сбалансированного океанского военно-морского флота. Министром обороны был назначен Д. Ф. Устинов, которому по-прежнему принадлежало решающее слово в определении направления развития новой техники, не всегда совпадавшее с неотложными нуждами ВМФ.

Постановлением Правительства от 1 февраля 1977 г. было принято предложение Минобороны, согласованное с МСП и МАП, одобренное ВПК, о строительстве ПКР с авиационным вооружением, начиная с третьего корабля, с утверждением представленных изменений основных элементов (по корректированному проекту1143М). Тем же постановлением МСП и Госплану СССР поручалось предусматривать в проектах планов выпуска и поставок военной техники строительство по тому же проекту четвертого ПКР со сдачей его ВМФ в 1982 г. С утверждением в марте 1977 г. новой «Классификации кораблей и судов ВМФ» ПКР «Новороссийск» был переклассифицирован в тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР).

Однако на этом проектирование уже строящегося крейсера»Новороссийск» не завершилось. Летом того же года, в связи с принятием на вооружение в ВМС США маловысотной крылатой ракеты «Гарпун» и возможностью массированного применения в будущем таких ракет против наших кораблей, Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ, совместно с институтами ВМФ, ВВС и промышленности, выполнило проработки по определению основных направлений модернизации ТАКР проектов1143 и 1143М с целью повышения их боевой устойчивости. Анализ результатов проработок показал, что успешное решение поставленной задачи требует реализации ряда мероприятий, в том числе увеличения глубины зоны ПВО соединений ВМФ с усилением корабельного зенитного и радиоэлектронного вооружения.

Возможный объем этих мероприятии на третьем и четвертом ТАКР, с учетом сроков создания новых образцов вооружения и сроков сдачи этих кораблей ВМФ, обсуждался на специальном совещании, проведенном в августе1977 г. у Главкома ВМФ. После рассмотрения представленных НПКБ результатов проектных проработок с оценкой необходимых изменений корректированного проекта 1143М при усилении вооружения этих кораблей, применительно к третьему ТАКР, было решено: обеспечить на нем базирование и боевое применение 36 ЛАК, в том числе разрабатываемого МАП (вместо Як-ЗбП) корабельного истребителя ВВП Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов КА-252 трех модификаций (противолодочных, поисково-спасательных и радиолокационного дозора), оборудовать на взлетно-посадочных площадках (ВППл) полетной палубы корабля газоотводные устройства (ГОУ) для взлета Як-41, увеличить на 50% запасы авиатоплива. Предусмотреть установку новейших зенитных ракетных систем (ЗРС) «Кинжал» (вместо ЗРК «Оса-М» и ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» (вместо 30-мм артустановок АК-630), РЛС «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»); выполнить необходимые доработки радиоэлектронного вооружения корабля и средств связи, вызванные изменением состава его авиационного и ракетного вооружения. С целью получения необходимых дополнительных объемов для реализации указанных мероприятий, исключить погреб запасных ракет ПКРК «Базальт»; НКПБ в 1977 г. выполнить корректировку техпроекта 1143М (проект 11433) с учетом принятых изменений и, в сроки по согласованию с заводом-строителем (ЧСЗ), откорректировать выпущенную РКД. ЧСЗ выполнить дополнительные работы по обеспечению строительства ТАКР «Новороссийск» по проекту 11433, обеспечив в 1978 г. спуск корабля на воду.

Принятым МАП и МСП в сентябре 1977 г. решением по вопросу обеспечения базирования СВВП Як-41 на ТАКР проекта 11433, МАП взяло на себя соответствующие обязательства по обеспечению вертикального взлета и посадки этого самолета (с выдачей МСП, в процессе эскизного проектирования Як-41, исходных данных по конструктивному решению и материалам газодинамических решеток и рекомендаций по термостойкому покрытию полетной палубы) и его боевого применения (в части сопряжения бортового оборудования самолета с радиоэлектронным вооружением корабля). Постановлением Правительства от 11 ноября 1977 г. о создании истребителя ВВП Як-41 был установлен срок его предъявления на испытания — 1982 г.

При разработке техпроекта 11433 внешний вид корабля практически не изменился (были отдельные отличия по составу и размещению антенных постов РЛС и средств радиолокационного противодействия (РПД) на боковых стенках надстройки), но внутри корпуса перепланировка общего расположения была значительной. Демонтажные и монтажные работы при достройке ТАКР «Новороссийск» в результате повторной корректировки проекта предстояло выполнить более чем в тысяче(около 40% от общего количества) корабельных помещений. Главным конструктором проекта 11433 назначили В. Ф. Аникиева, который с 1974 г. был начальником НПКБ. Техпроект пред ставили на рассмотрение ВМФ и МСП в декабре 1977 г. В I квартале 1978 г. он был одобрен НТС МСП, в мае утвержден решением ВМФ и МСП. Из-за задержки ОКБ ММЗ «Скорость» исходных данных по ГОУ для этих устройств зарезервировали объем, а после их по лучения выпустили рабочие чертежи газоотводных шахт с решетками, которые были изготовлены и смонтированы на корабле до его спуска на воду, состоявшегося26 декабря 1978 г.

В тот же день на ЧСЗ заложи ли четвертый ТАКР, к которому перешло наименование «Баку». По решению МАП, МСП, ВМФ и ВВС от 10 октября 979 г. шахты и решетки ГОУ были демонтированы. При достройке «Новороссийск» не получил предусмотренных ранее ЗРС «Кинжал», а примененные на «Киеве» и «Минске» ЗРК «Оса-М» здесь не монтировались. Кроме того, в связи с задержкой создания истребителей ВВП Як-41, его авиаполк пришлось комплектовать штурмовиками Як-38. Оба этих обстоятельства значительно снижали боевые возможности нового ТАКР.

Наиболее существенное повышение боевой эффективности авиационного вооружения нового ТАКР обеспечила замена в его составе первого корабельного противолодочного вертолета Ка-25(эксплуатировавшегося в 1975—1978 гг. на ТАКР «Киев» и «Минск») более совершенным вертолетом второго поколения Ка-27, способным успешно бороться с ПЛ противника, обладающими скоростью хода до 40 уз и глубиной погружения до 500 м, на удалении до200 км от корабля базирования (Ка-25 мог выполнять свою задачу на удалении до 50 км).

Вертолет Ка-27 создавался по принятому в апреле 1972 г. постановлению Правительства. Его раз работка началась в 1969 г. В августе 1973 г. новую машину впервые поднял в воздух летчик-испытатель ОКБ Ухтомского вертолетного завода Е. И. Ларюшин. После смерти Н. И. Камова (ноябрь 1973 г.) главным конструктором этого завода стал С. В. Михеев.

Радиоэлектронное оборудование Ка-27 обеспечивало обнаружение ПЛ в подводном положении опускаемой гидроакустической станцией на дальности свыше 7 км, а радиогидроакустическими буями (РГБ) и магнитометра ми — до 400 м, в надводном положении и под перископом с помощью РЛС — на удалении несколько десятков километров. Ка-27 имел аппаратуру полуавтоматической передачи данных об обнаруженных ПЛ и прицельно-вычислительное устройство для автоматического выведения в точку сбрасывания средств их поражения, средства приема сигналов «реагирующих» РГБ и выведения вертолета на эти буи. Вооружение Ка-27 составляли противолодочная самонаводящаяся торпеда или управляемая ракета АПР-2, глубинные бомбы (в том числе управляемые), а также другие средства поражения ПЛ и надводных кораблей. Возможно было вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35А.

На вертолете были установлены два турбовальных двигателя ТВЗ-117КМ (мощностью по 2200 л. с.) НПО им. В. Я. Климова. Его конструктивная схема и габариты определялись с учетом условий корабельного базирования и наиболее экономичного использования объемов ангара ТАКР. Конструкция шасси обеспечивала безаварийную посадку на полетную палубу корабля при качке на волнении. Для аварийной посадки на воду имелись баллонеты. В конструкции вертолета широко применялись антикоррозийные материалы и специальные покрытия. Его максимальная взлетная масса составляла 10900 кг, скорость — 270 км/ч, дальность полета — 700 км, практический потолок — 3500 м, экипаж насчитывал три человека. Создание вертолета было отмечено Государственной премией 1981 г. В дальнейшем на базе вертолета Ка-27 была создана целая серия машин различного назначения (его экспортный вариант Ка-28, поисково-спасательный Ка-27ПС, транспортно-боевой Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31, гражданская модификация Ка-32).

Швартовные испытания «Новороссийска» провели в сентябре 1981 г. — январе 1982 г., заводские ходовые — в январе—апреле 1982 г., государственные — в апреле—августе того же года (с перерывом на ревизию механизмов), устранение замечаний и окончательную окраску с 28 мая по 12 августа 1982 г. Госиспытания проводила Комиссия Госприемки кораблей ВМФ под руководством заместителя командующего КЧФ — начальника отдела боевой подготовки флота контр-адмирала Ф. Т. Старожилова. На этом этапе испытаний корабля СВВП Як-38 и Як-38У, вертолеты Ка-27 (такое обозначение получили, после принятия на вооружение авиации ВМФ в апреле1981 г., вертолеты Ка-252) и Ка-25 совершили с него около 270 полетов. Ответственным сдатчиком крейсера от ЧСЗ был главный строитель ТАКР И. Н. Овдиенко, первым командиром — капитан I ранга Б. П. Черных. Приемный акт ТАКР «Новороссийск» проекта 11433 подписали с высокой оценкой корабля после окончания госиспытаний 14 августа1982 г., спустя три месяца его включили в состав КТОФ.

Постановлением Правительства от 28 марта 1983 г. крейсер приняли на вооружение ВМФ. Указом Президиума Верховного Совета от 18 июля 1984 г. за большие заслуги в создании и производстве специальной техники, коллектив НПКБ был награжден орденом Октябрьской Революции, главный конструктор пр. 11433 В. Ф. Аникиев удостоен высшей степени отличия — присвоения звания Героя Социалистического труда, более сорока работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.

После участия в военно-морском параде в Севастополе в честь дня победы 9 мая 1983 г. ТАКР «Новороссийск» во главе группы кораблей, совершил переход вокруг Европы на главную базу КСФ — Североморск, а осенью 1983 г. ушел в дальний поход, вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток, куда при был в начале 1984 г., оставив за кормой более 20 тыс. миль. Як-38 на этом переходе выполнили около 600 полетов, из них 120 — со взлетом с коротким разбегом, повышающим летно-технические характеристики этого самолета. В составе КТОФ он совершил несколько походов на боевую службу в Тихом и Индийском океанах, в мае 1988 г. нанес визит в Вонсан (КНДР).

В связи с прекращением (с 1987 г.) серийного производства штурмовиков Як-38 и (с 1992 г.) работ по созданию многоцелевого самолета укороченного и вертикального взлета и посадки Як-41М (который, по принятому в мае 1986 г. постановлению Правительства, должен бы заменить так и не появившийся истребитель Як-41), недостатком в ВМФ России средств на эксплуатацию и ремонт кораблей, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования в условиях неразвитой инфраструктуры берегового базирования на ТОФ), в июне 1993 г. было принято решение о разоружении ТАКР «Новороссийск» и его исключении из со става флота, с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.08.94 он был расформирован, а в январе 1996 г. совершил свой последний переход в Южную Корею для разделки корпуса на металл…

Статья №7. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3 «Новороссийск»

Дата: 24 Декабрь 2013 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143М разработан в Невском ПКБ под руководством А.Н.Маринича в январе 1975 года и утверждён Министерством судостроительной промышленности СССР в июле того же года.

От проекта 1143 отличался усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием, изменённым составом вооружения (отсутствовало торпедное вооружение), увеличенным составом авиагруппы (и соответственно запасом авиационного топлива). Впервые на корабле планировалось базирование истребителей Як-38П и кратковременное (10 – 15 суток) размещение десанта в упрощённых условиях, а также возможность приёма и размещения на верхней палубе тяжёлых транспортных вертолётов.

Изменения в составе оборудования повлекли за собой увеличение численности экипажа, для размещения которого потребовались новые кубрики. Пришлось отказаться от системы перезарядки ПКРК «Базальт». В декабре 1977 года проект был переработан под руководством главного конструктора В.Ф.Аникина и получил обозначение 1143.3.

Третий авианесущий крейсер – ТАКР, а затем ТАВКР «Баку» (позже по предложению Министра обороны СССР А.А.Гречко наименование заменено на «Новороссийск», заводской №103) 24 июня 1975 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 30 сентября заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве.

1 февраля 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР утверждавшее срок сдачи корабля – 1979 год. Но изменения, вносимые в проект: усиление системы ПВО, увеличение авиационной группировки до 36 летательных аппаратов, оборудование на ВПП газоотводных шахт – потребовали переноса срока сдачи на 1982 год.

26 декабря 1978 года корабль проекта 1143.3 спущен на воду и поставлен на достройку.В конце 1979 года готовность ТАКР «Новороссийск» составляла 60%. С 1 сентября по 27 декабря 1981 года корабль прошел швартовые испытания.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» в Севастополе, 1982 год.

5 января 1982 года корабль ушёл в Севастополь, где до 25 января проходил докование для очистки и окраски днища.С 29 января по 12 апреля прошли ходовые испытания. После ходовых испытаний начались государственные испытания на полигонах Краснознаменного Черноморского флота и, которые продолжались до 28 мая 1982 года. 28 мая 1982 года «Новороссийск» прибыл в Ни­колаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окрас­ку. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полностью; в качестве дополнения лишь рекомендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях груп­пы в составе четырех вертолетов при ско­рости воздушного потока до 20 м/с, бор­товой качке до 10° и килевой — до 3°.
Кроме того,комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на «Новороссийске» вообще отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надеж­ную выборку «буксируемого тела» (опуска­емой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требова­ла много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно ска­зываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и ис­кажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках над­стройки антенн.В числе менее значительных, но дос­таточно любопытных и курьезных заме­чаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запор­ных клапанов, из-за чего имелись слу­чаи заливания кают водой (во избежа­ние этого рекомендовалось в дальней­шем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).12 августа было завершено устране­ние замечаний, а через два дня состоя­лось подписание приемного акта. С мо­мента закладки до сдачи корабля про­шло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.

15 августа 1982 г. Построение экипажа по случаю подъема Военно-морского флага . Сдача флоту очередного ТАВКРа «Новороссийск» (на заднем плане стоит недостроенный «Баку»).

15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР. 24 ноября корабль был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.

ТАВКР «Новороссийск» имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Полётная палуба площадью 5600 м2 размещалась вдоль левого борта под углом 4,5° к продольной оси. Палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. Надстройка («остров») смещена к правому борту.

Главная энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3 и разделялась на два эшелона. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.

На борту корабля размещались две эскадрильи: противолодочных вертолётов Ка-27 и самолётов вертикального взлёта Як-38.

311 ОКШАП ТОФ на палубе ТАКР «Новороссийск».

Численность авиаотряда, по сравнению с «Киевом» и «Минском», увеличена до 36 ЛА. Специально для ожидавшихся самолётов Як-141 на полётной палубе были смонтированы газоотводные устройства (позже демонтированы). Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре, расположенном под полётной палубой. За счёт уменьшения зазоров в ангаре удалось разместить 24 летательных аппарата. На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов – позади надстройки.

27 марта 1981года было принято решение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о проведении глубокой модернизации самолета Як-38.

Ставка в этой работе делалась, прежде всего, на двигатели – их тяга была доведена до 6700 кгс на вертикальном режиме. Таким образом, был получен прирост тяги на 350 кгс. Для усиления боевой мощи штурмовика его арсенал дополнили бомбовыми кассетами РБК-500 и управляемыми ракетами Х-25МР. Модернизированный самолет получил обозначение Як-38М.

Модернизированные Як-38М постепенно заменили в корабельных полках вылетавшие ресурс старые модификации. Но в конце 1980-х годов интенсивность эксплуатации этих самолетов резко пошла на убыль отчасти из-за их бесперспективности, отчасти вследствие износа основных носителей – авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и «Новороссийск», всю свою флотскую службу базировавшихся на рейдах Североморска и бухты Абрек и вынужденных постоянно эксплуатировать свои котлы и генераторы. Износ судовых механизмов и проблемы с постановкой их на капитальный ремонт привели к тому, что при гарантийном сроке эксплуатации 25 лет авианосцы исчерпали свой ресурс гораздо раньше.

За полтора десятка лет эксплуатации суммарный налет Як-38 всех модификаций составил 29 425 часов. Для отечественной морской авиации эта машина стала этапной. Ее освоение и эксплуатация дали необходимый опыт проектирования самолетов корабельного базирования. Были установлены самые тесные связи между организациями двух министерств – судостроительной и авиационной промышленности, сыгравшие важную роль в последующие годы.

Приходится констатировать, что путь развития авианесущих кораблей с самолетами вертикального взлета оказался тупиковым по ряду причин: Первая заключается в ошибке с выбором концепции самолетов вертикального взлета Як-38. Второй причиной является несоответствие предназначенных для их базирования кораблей тем достаточно ограниченным задачам, которые мог решить этот самолет при действиях в открытом море.

Авианесущие крейсеры проекта 1143 так и не стали полноценными авианосцами в классическом понимании, поскольку их наступательный ракетный комплекс крылатых ракет «Базальт» значительно превосходил по мощи все самолеты бортовой авиагруппы.

До решения основной задачи – уничтожения средств ПЛО противника – штурмовики Як-38 были бы просто не допущены чужими средствами ПВО, да и подходить так близко к чужой эскадре было бы для крупного корабля чрезвычайно опасно.

Пуск крылатой ракеты Базальт с ТАКР «Новороссийск»

ТАКР «Новороссийск» имел вооружение, которое состояло из: четырех спаренных пусковых установок противокорабельных ракет П-500 «Базальт» (16 ракет), двух спаренных пусковых установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), двух двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и восьми шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), двух реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Вместо ЗРК «Оса-М» планировалось установить более совершенный комплекс «Кинжал», но к моменту завершения строительства его разработка ещё не была завершена. Торпедные аппараты отсутствовали.

Стрельба ЗРК «Шторм» ТАКР «Новороссийск»

В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС «Аллея-2К», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», РЛС обнаружения малоразмерных целей «Подкат», навигационный комплекс «Салгир-V», система космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Полином» (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС «Платина».

Несмотря на принадлежность к Краснознаменному Тихоокеанскому флоту, ТАКР «Новороссийск» первое время выполнял задачи в составе Краснознаменного Черноморского флота. 9 мая 1983 года он участвовал в параде на рейде Севастополя.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» в Атлантическом океане, май 1983 года

С 14 мая по 7 июня в сопровождении БПК «Образцовый», СКР «Задорный» и танкера «Днестр» ТАКР «Новороссийск» совершил переход в Североморск. На Краснознаменном Северном флоте он принял участие в учениях «Мистраль» и «Океан-83».

Самолеты Як-38 на ТАКР пр.1143.3 «Новороссийск».

С 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 года крейсер в сопровождении БПК «Николаев», СКР «Порывистый», БДК «Александр Николаев» и танкера совершил переход из Североморска, вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. Это был самый продолжительный поход авианосной группировки. За четыре с половиной месяца «Новороссийск» оставил за кормой более 20 тысяч миль и посетил вместе с кораблями сопровождения порты Луанду (Ангола), Викторию (о. Сокотра), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия), Эфиопии, Южного Йемена и Вьетнама.

Покраска борта на ТАКР «Новороссийск» в Индийском океане

Командир 311-го штурмового корабельного авиаполка майор Ю.И. Чурилов вместе со своими подчиненными участвовал в переходе третьего ТАКР «Новороссийск» из Североморска в Тихий океан. За время перехода было произведено около 600 полетов, из них 120 с использованием взлета с коротким разбегом. Общий налет авиагруппы Як-38 превысил 300 часов. Высокая выучка летчиков, большая часть из которых имела опыт полетов на ТАКР «Минск», и доработки корабельного авиационного комплекса позволили говорить уже не об опытной эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки, а об их нормальной строевой службе.В 1984 году крейсер участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень». В марте-апреле 1985 года принимал участие в оперативно-тактических учениях Краснознаменного Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск», большой противолодочный корабль «Василий Чапаев» и танкер «Владимир Колечицкий» в Тихом океане, 1985 год

С 29 мая по 16 июня 1985 года ТАКР «Новороссийск» совместно с СКР «Ревностный» и «Порывистый» участвовал в поисковой операции в Японском море.

2 декабря 1985 года ТАКР «Новороссийск» решением Военного Совета ВМФ СССР объявлен лучшим надводным кораблем Тихоокеанского флота.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.3 «Новороссийск», март 1986 год.

В 1987 году ТАКР «Новороссийск» провёл показательную стрельбу главным ракетным комплексом. С 12 по 16 мая 1988 года ТАКР «Новороссийск» вместе с БПК «Адмирал Захаров» и эсминцем «Боевой» нанёс визит в Вонсан (КНДР). В 1988-1990 годах корабль прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» во Владивостоке, 1988 год

Последний поход ТАКР «Новороссийск» состоялся в мае 1991 года. Из-за сокращения финансирования решением Главкома ВМФ СССР Ф. Громова корабль был выведен в отстой и поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани. В январе 1993 года при нахождении в отстое в машинном отделении «Новороссийска» произошёл пожар.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143М «Новороссийск» у причальной стенки «Дальзавода» во Владивостоке во время своего последнего ремонта 1988-90 гг.

Корабль был поставлен в док, но 30 июня 1993 года руководством РФ было принято решение о разоружении его и исключении из состава ВМФ России. 31 августа 1994 года команда «Новороссийска» была расформирована. Всего за период службы с палубы ТАКР было выполнено 1900 полётов самолётов и 2300 полётов вертолётов.

Продажа «Новороссийска».

Главком ВМФ Феликс Громов (руководил флотом с 1992-го по 1997-й).

Из-за преступной безответственности штабов и флагманских специалистов за пять лет лучший надводный корабль ТОФа был доведен до состояния металлолома. А был ли он таким? И неужели можно за пять лет довести корабль до металлолома?

В 1994 году, имея всего 14 лет от роду, ТАКР «Новороссийск» продали южнокорейской компании на слом, а в январе 1996года он был отбуксирован в порт Пусан и впоследствии разобран на металлолом.

В том же 1994 году, имея всего 14 лет от роду, ТАКР «Новороссийск» был продан фирме «Янг Дистрибьюшн Компании» (Южная Корея) за 4,314 млн. долларов. В январе 1996 года он был отбуксирован в Южную Корею, порт Пусан, где и находится по настоящее время (есть непроверенные сообщения, что его уже разобрали на металл). По некоторым данным «Новороссийск» отстаивается в порту Чусан. По контракту покупатель «Новороссийска» обязан был представить продавшей стороне Акт порезки корабля на металлолом. Но до настоящего времени такого акта никто не видел.Если такого Акта нет в природе, то Россия имеет право потребовать рассмотрения факта нарушения международного права через суд, а купившая сторона обязана в кратности заплатить за это. Аналогичная ситуация и с «Киевом» и «Минском», которые должны были быть порезаны на металл, но контракт почему-то не выполнен, а корабли по прежнему находятся в Китае. Все это всем давно уже известно, но ни на шаг не приближает к разгадке того, что же в самом деле произошло с «Новороссийском» в Корее, тем более, что по Контракту за ходом разделки авианосца должны были следить представители Продавца.

Нынешняя Россия, в свое время поспешно избавившаяся от гордости отечественного ВМФ, заключила контракт на покупку. предположительно 4-х французских кораблей-вертолетоносцев класса «Мистраль». Два из них предназначены для ТОФ. Конечно, простое сравнение «Мистралей» с «Кречетами» проекта 1143 не вполне корректно. «Мистрали» и размерами уступают нашим ТАВКР, и водоизмещением, и бортовое вооружение у них послабее будет, не говоря уже о численности экипажа. Да и задачи у них несколько различаются: «Мистраль способен десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. В России «Мистрали» собираются использовать прежде всего как корабли управления, а также для обеспечения поиска подводных лодок и борьбы с ними.

Первый десантный вертолетоносец типа «Мистраль», корабль «Владивосток». Порт Сен-Назера, Франция, 28.11.2014г.

Десантная составляющая «Мистралей» для российских ВМФ особого значения не имеет. Важно другое: некогда продав за бесценок уникальные многоцелевые океанские корабли, способные составить ударное ядро любого иностранного флота, сегодня Россия готова тратить огромные средства (контракт на «Мистрали» оценивается примерно в миллиард евро) для приобретения несравненно более слабых боевых единиц. По целому ряду ключевых параметров ТТХ значительно уступающих «Минску» и «Новороссийску». Не говоря уже о том, что французские корабли будут поставляться в «гражданском» варианте — без вооружения и электроники, только «коробка» и ходовая часть. Тогда уж проще построить новые корабли для флота самим, в России. И не по французской лицензии (именно такой вариант сегодня рассматривается министерством обороны), а на основе собственных разработок.
Правда, нет гарантии, что через несколько лет и эти корабли не будут «сбагрены» за рубеж по цене лома очередными любителями поживиться за государственный счет. Конечно, всю правду о том, как и кто продавал за рубеж дорогостоящую военную технику и имущество государства и кто из властной верхушки (а не «пешки» вроде Махонина и Чернавина) погрел на этом руки, мы узнаем не скоро. Тем не менее, вся информация по данному государственному преступлению имеется в распоряжении чекистов и, видимо, ждет своего часа.

Тяжелый авианесущий крейсер Новороссийск пр. 11433 – 1 (1)

Тяжелый авианесущий крейсер Новороссийск пр. 11433 – 1 (1)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 31 900

– полное 43 200

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по ВЛ) 273,1 (236)

– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 49,2 (31)

– осадка средняя 9,0

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 1642 (384)

Автономность по запасам провизии, сут 30

Энергетическая установка:

– тип ГЭУ котлотурбинная

– количество х тип ГТЗА (суммарная мощность, л.с.) 4 х ТВ-12 (180 000)

– количество х тип главных котлов 8 х КВН-95/64

– количество х тип движителей 4 х ВФШ

– количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 6 х ТГ (по 1500) + 4 х ДГ (по 1500)

Скорость хода, уз:

– полная 29

– экономическая 18

Дальность плавания, мили:

– полным ходом 4 200

– экономическим ходом 7 000

Вооружение:

Авиационное, eg. (8*):

– легкие штурмовики Як-38 и Як-38У 16

– противолодочные вертолеты Ка-27 14

– спасательные вертолеты Ка-27ПС 2

Авиационно-технические средства:

– количество взлетно-посадочных площадок 7

– размеры полетной палубы, м 184 х 28

– размеры ангара, м 130 х 22,5 х 6,6

– количество самолетоподъемников 2

Комплекс противокорабельных ракет:

– наименование «Базальт» (П-500)

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4×2 (палубные, ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта)

– боекомплект 8 КР 4К80

– комплекс системы МКРЦ «Корвет-1143»

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Шторм-М»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2×2 (Б-192)

– боекомплект 96 ЗУР В611

– количество х тип СУ 2 х «Гром-М»

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-76/59 (АК-726)

– боекомплект 2 400 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Турель» (МР-105)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 8 х 1-30-мм (АК-630М)

– боекомплект 32 000 выстрелов

– количество х тип СУАО 4 х «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– ПЛРК «Вихрь»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (МС-18)

– боекомплект 16 ПАУР 82Р

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 12-213-мм (РБУ-6000)

– боекомплект 120 РГБ-60

– тип ПУСБ «Пурга»

Радиоэлектронное:

– БИУС Аллея-2К»

– комплекс средств обмена информацией «Тройник»

– комплекс средств радиосвязи «Тайфун-1 А»

– комплекс космической связи «Цунами-БМ»

– система управления полетами авиацией «Привод-СВ»

– система автоматизированного наведения самолетов-истребителей «Аллея-2К»(9*)

– РЛС обнаружения ВЦ «Восход» (МР-600)

– РЛС обнаружения ВЦ «Фрегат-М» (МР-710М)

– количество х тип РЛС обнаружения НЛЦ ( 10*) «Подкат» ГА К «Полином»

– комплекс средств РЭБ «Кольцо» + «Кантата-М» ( 11*)

– станции постановки активных помех «Ограда»

– количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 2 х 2-140-мм (ПК-2)

НК «Салгир-V»

8* По проекту корабль должен был принимать на борт 36 ЛАК.

9* Подсистема БИУС «Аллея-2К».

10* С антенной в носовом бульбовом, подкильном и буксирумом обтекателях.

11* Установка комплекса средств РЭВ «Кантата-М» предусматривалась проектом. Однако к моменту вступления корабля в строй этот комплекс еще не был принят на вооружение. «Кантату-М» предполагали разместить на ТАВКР Новороссийск при проведении среднего ремонта.

Схема общего вида ТАВКР Новороссийск.

1 – АП РЛС СУ «Аргон-К»; 2 – РБУ-6000; 3 – 45-мм салютная пушка; 4 – обтекатель носовой антенны ГАК «Полином»; 5 – ПУ ПАРК «Вихрь»; 6 76-мм АУ АК-726; 7 – ПУ ПКРК «Базальт»; 8 – ПУ ЗРК «Шторм»; 9 – 30-мм АУ АК-630М; 10 – обтекатель подкильной антенны ГАК «Полином»; 1 1 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 12 – ходовая рубка; 13 – АП РЛС СУ АО «Турель»; 14 – АП РЛС СУ «Гром»; 15 – АП комплекса «Корвет-1143»; 16 – АП РЛС «Восход»; 17 – основной АП системы «Привод-СВ»; 18 – АП РЛС «Подкат»; 19 – АП РЛС «Фрегат-М»; 20 – самолето подъем ник; 21 – курсо- глиссадные прожекторы системы «Привод-СВ»; 22 – элеваторы подачи авиационного боезапаса; 23 – ВПП; 24 – ПУ СППП ПK-2.

Схема общего вида надстройки ТАВКР Новороссийск вид с правого борта:

I – ГТУ ЗРК «Шторм-М»; 2 – ПУ ПКРК «Базальт»; 3 – 30-мм АУ АК-630М; 4 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 5 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 6 – АП РЛС СУАО «Турель»; 7 – ходовая рубка; 8 – оптический перископический визир ходовой рубки; 9 – АП РЛС «Вайгач»; 10 – ходовой мостик;

II – оперативная рубка; 12 – АП РЛС СУ «Гром-М»; 13 – АП комплекса «Корвет-1143»; 14 – устройство для передачи грузов на ходу «Струна»; 15 – АП РЛС «Восход»; 16 – АП станции «Ограда»; 17 – АП комплекса средств РЭБ «Кантата-М»; 18 – АП радиопеленгатора; 19 – АП системы «Привод-СВ»; 20 – АП комплекса средств РЭБ «Кольцо «; 21 – АП РЛС’ «Подкат»; 21 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней наружной обстановкой «Ротан»; 23 – АП РЛС «Фрегат-М»; 24 – командный пункт управления полетами авиации; 25 – АП астрокорректора; 26 – 76-мм АУ АК-726.

Вид с носа ТАВКР Новороссийск

Вид с носа ТАВКР Баку

Продольный разрез ТАВКР пр. Новороссийск

1 – выгородка АП РЛС СУ «Аргон-К» ПКРК «Базальт»; 2 – выгородка приводов АП РЛС СУ «Аргон-К»; 3 – РБУ-6000; 4 – погреб реактивных глубинных бомб для РБУ-6000; 5 – 45-мм салютная пушка; 6 – цепной ящик; 7 – носовая антенна ГАК «Полином»; 8 – посты ГАК «Полином»; 9 – выгородка шпилевых машин; 10 – ПУ ПЛРК «Вихрь»; 11 – погреб ПЛУР ПАРК «Вихрь»; 12 – кубрики личного состава; 13 – 76-мм АУ АК-726; 14 – подбашенное отделение 76мм АУ; 15 ~ Кладовые Различного назначения; 16 – подкильная антенна ГАК «Полином»; 17 – погреба авиационного боезапаса; 18 – 11У ЗРК «Шторм»; 19 – погреб ЗУР ЗРК «Шторм»; 20 – отсек водоотливных насосов; 21 – помещение агрегатов и приводов ПУ ЗРК «Шторм» 22 – боевая рубка (ГКП) и боевой информационный пост (ВИЦ); 23 – отсек рефрижераторных машин; 24 – посты комплекса «Корвет-1143»; 25 – флагманский командный пункт (ФКП); 26 – 30-мм АУ АК-630М; 27 – АП РЛС СУАО «Турель»; 28 – ходовая рубка; 29 – АП РЛС СУ «Гром»; 30 – центральная штурманская рубка; 31 – каюты офицеров; 32 – посты БИУС «Аллея-2»; 33 – носовой энергооотсек (отсек ТГ); 34 – электростанция №1 35 – АП РЛС «Восход»; 36 – АП системы «Привод-СВ»; 37 -посты комплекса «Цунами-БМ»; 38 – АП РЛС «Ф регат-М»; 39 – шахта самолетоподъемника; 40 – камера охлаждения газов; 41 – носовое МКО; 42 – электростанция №2; 43 – средний энергоотсек (отсек ТГ и ДГ); 44 – отсек вспомогательных механизмов и механизмов успокоителя качки; 45 – электростанция №3; 46 – кормовое МКО; 47 – кормовой энергоотсек (отсек ТГ); -18 – электростанция №4; 49 – ангар для самолетов и вертолетов; 50 – цистерны авиационного топлива; 51 – румпельное отделение; 52 – выгородка ПОУ буксируемой антенны ГАК «Полином»

Авианесущий крейсер пр. 11433 разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева. В отличие от первых крейсеров его авиапарк должен был включать разрабатывавшиеся сверхзвуковые истребители вертикального взлета и посадки Як-41 (12*). Ддя обеспечения их полетов взлетно-посадочные площадки оборудовали газоотбойными устройствами и на 50% увеличили запасы авиационного топлива.

Изначально ТАВКР предполагали вооружить ЗРК «Кинжал» (вместо ЗРК «Оса-М») и ракет- но-артиллерийским комплексом «Кортик» (вместо ЗАК АК-630М). Однако из-за неготовности этих систем к моменту вступления корабля в строй от этих планов отказались. Кроме того, в отличие от прототипа новый корабль имел иной состав радиотехнического вооружения.

В частности, на нем были установлены две РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат» (для обеспечения стрельбы ЗРК «Кинжал») и комплекс космической связи «Кристалл-БК» (в дополнение к комплексу «Цунами-БМ»). С целью получения необходимых дополнительных объемов на нем отказались от погреба для запасных ПКР «Базальт» и торпедных аппаратов, а также перепланировали около 40% помещений в корпусе и надстройках.

Уже после спуска корабля на воду (в конце декабря 1979 г.) из-за задержки в создании истребителей Як-41 было принято решение демонтировать газоотбойные устройства.

При достройке ЗРК «Оса-МА» не монтировался, так как предполагали впоследствии все же установить ЗРК «Кинжал». Однако он так и не появился на корабле вплоть до исключения последнего из состава флота.

По состоянию на декабрь 2001 г. ТАВКР пр. 11433 был исключен из боевого состава флота.

12* С 1986 г. истребитель Як-41 предполагали заменить на его модернизированную версию Як-41 М. Экспериментально-опытные образцы этих СВВП обозначались как Як-141.

Новороссийск (зав. № 103). ЧСЗ (г. Николаев): 30.09.1975 г.; 26.12.1978 г.; 14.08.1982 г.

Входил состав ТОФ. После участия в военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы 09.05.1983 г. корабль перешел вокруг Европы в Североморск, а осенью 1983 года-вокруг Европы, Африки и Азии -во Владивосток, куда прибыл в январе 1984 г., оставив за кормой более 20 000 миль. На этом переходе СВВП Як-38 выполнили с палубы ТАВКР около 600 полетов, из них 120-взлетов с коротким разбегом. До декабря 1991 г. авианосец совершил несколько походов на боевую службу в Тихом и Индийском океанах, а в мае 1988 г. нанес визит в порт Вонсан (КНДР).

После прекращения производства штурмовиков Як-38 (с 1987 г.) и работ над истребителем Як-141 (с 1992 г.) корабль нес на борту одни вертолеты. Со второй половины 1991 г. из-за неудовлетворительного технического состояния главных механизмов он в море не выходил. В июне 1993 г., в связи с отсутствием средств на средний ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования в условиях неразвитой инфраструктуры берегового базирования на ТОФ, было принято решение об исключении Новороссийска из боевого состава флота.

В середине 1994 г. корабль полностью разоружили и передали в ОРВИ на долговременное хранение. В конце 1995 г. его продали частной фирме и в январе 1996 г. отбуксировали в Южную Корею для разборки на металл. Однако корабль был сохранен и в 1997 г. продан правительству КНР. В настоящее время находится на отстое в одном из портов КНР.

Служба тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 («Кречет»)

«история службы советских авианосцев проектов 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 — Киев, Минск, Новороссийск, Адмирал Флота Советского Союза Горшков»

История создания и характеристики тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 («Кречет»)

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» — головной корабль серии

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

После отработки взлетов/посадки самолетов Як-36М из корабельной авиагруппы, «Киев» (16.07 по 10.08.1976 г.) с 4-я Як-36М и од­ним Як-36МУ совершил переход вокруг Европы в Североморск, совмещая переход в первой боевой службой. С 20.12.1977 г. по 4.04.1978 г. провел вторую боевую службу в северной Атлантике и Средиземном море.

3.11.1978 г. стоявший на рейде Североморска корабль сорвало с бочек и выбросило на отмель, повреждений он не получил. Во время третьей боевой службы в Атлантике и Средиземном море (с декабря 1978 г. по март 1979 г.) корабль совместно с «Минском» отрабатывал прием грузов на ходу с ККС Березина, а затем в рамках учений «Разбег-79» участвовал в спасательной операции совместно с БПК «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», эсминцами «Московский комсомолец», «Огневой».

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» с воздуха

Четвертая (с 30.12.1979 г. по 28.04.1980 г.), пятая (с 6.01 по 15.03.1981 г. и с 17.07 по 18.09.1981 г) боевые службы прошли в Атлантике и Средиземном море, затем в Балтийском море «Киев» принял участие в учениях «Запад-81», в следующем году, снова в Атлантике и Средиземном море, а затем на Балтике, выполняя задачи в совместных учениях стран Варшавского договора «Щит-82».

С 23.12.1982 г. по 1.11.1984 г. в г.Николаев, «Киев» прошел средний ремонт и модернизацию, включающую демонтаж погреба боезапаса для ракет «Базальт», установку устройств­ выравнивания воздушного потока, а также установку усовершенствованных средств связи и радиоэлектрон­ного вооружения.

В 1985 г. «Киев» участвовал в испытаниях вертолетов Ка-27, затем совершил поход вокруг Европы в Североморск. С 2-го по 6.06.1985 г. вместе с эсминцем «Отчаянный» и сторожевым кораблем «Задорный» посетил порт Алжир, а с 10-го по 20.06.1985 г. участвовал в учениях разнородных сил ПЛО Северного флота «Атлантика-85».

ТАКР «Киев», фрагмент палубы

С 31.12.1985 г. по 21.05.1986 г. снова боевая служба в северной Атлантике и Средиземном море, с заходом в Черное море. В 1987 году — последняя боевая служба в Средиземном море, в ходе которой, совместно с другими силами флота отслуживал перемещения авиагруппы США во главе с авианосцем «Нимитц», а также осуществлял заход в порт Сплит с деловым визитом. За время этой кампании, самолеты «Киева» выполнили 757 полетов.

Больше «Киев» боевых служб не имел (всего их было 10), а с 1991 года, из-за вывода в резерв самолетов Як-38, лишился авиагруппы и встал на прикол. Так как на месте базирования корабля отсутствовала береговая инфраструктура, механизмы корабля быстро исчерпали своей ресурс и крей­сер совершенно утратил боеспособность.

Ввиду невозможности проведения ремонта и отсутствия средств 30.06.1993 г. «Киев» исключили из списков флота, а 20.05.2000 г. продали Китаю, где бывший тяжелый авианесущий крейсер переоборудовали под плавучий развлекательный центр.

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

С 24.02 по 3.07.1979 г. «Минск» вместе с БПК «Ташкент», «Петропавловск» и ТН «Борис Чиликин» перешел из Севастополя во Владивосток, в ходе которого провел совместные учения с «Киевом» в Средиземном море. На выходе из порта Луанды, в море упал Як-38 (пилотов спасли), как оказалось, в условиях экватора, резко падала подъемная сила двигателей этих самолетов.

«Минск» посетил с деловыми визитами посетил порты Анголы, Мозамбика, Маврикия, Южного Йемена. Самолеты «Минска» выполнили 565, а вертолеты — 774 полета.

27.12.1979 г. в Уссурийском заливе с палубы Минска из-за отказа системы поворота сопел в море упал Як-38У (пи­лотов спасли). С 27.08 по 26.11.1980 г. ТАКР нес боевую службу в южной части Тихо­го океана. 8.09.1980 г. в Южно-Китайском море во время климатических испытаний взлета Як-38 способом ВКР самолет сошел с носового среза полетной палубы с поте­рей высоты и упал в воду (пилот погиб).

С января 1981 г. по август 1982 г. на судоремонтном заводе «Дальзавод» (г. Владивосток) «Минск» прошел текущий ремонт и модернизацию (были установлены выравнивающие устройства воздушного потока, изменена форма малого спонсона с левого борта, а также конструк­ция носовой кромки угловой палубы).

С 26.09.1982 г. по 15.02.1993 г. корабль нес боевую службу в Южно-Китайском море и Индийском океане. Во время похода он с деловыми визитами посетил порты Вьетнама, Индии и Юж­ного Йемена (662 и 516 по­летов.) В марте-апреле 1986 г. корабль нес боевую службу в Южно-Китайском море и совместно с БПК «Таллин» принимал участие в советско-вьетнамских маневрах. Во время их проведения упал в море один из Як-38 (пилот погиб).

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

С 4-го по 8.07.1986 г. «Минск» совместно с БПК «Адмирал Спиридонов» и «Тал­лин» с дружественным визитом посетил порт Вонсан (КНДР). Это был последний поход «Минска».

Как и «Киев», из-за вывода в резерв самолетов Як-38 в 1991 г., лишился авиагруппы и встал на прикол. Из-за отсутствия в месте базирования корабля береговой инфраструктуры, механизмы корабля быстро пришли в негодность.

30.06.1993 г. «Минск»исключили из списков флота, а в середине 1994 г. продали южнокорейской компании «Young Distribution Со» , в свою очередь перепродавшей его 30.07.1998 г. китайской компанией «Minsk Aicraft Industry Co., Ltd». В настоящее время корабль находится в г. Шэнь-Чжень, и представляет собой музей и развлекательный комплекс «Мир авианосца».

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Во время прохождения госиспытаний на палубу Новороссий­ска садились не только штатные Як-38 и Ка-27, Ка-25, но также тяжелые вертолеты Ми-6 и Ми-8. С 14.05.1983 по 7.06.1983 г. «Новороссийск» перешел из Николаева в Североморск, где в принял участие в учениях «Магистраль-83» (август 1983 г.) и «Океан-83» (сентябрь 1983 г.).

С 17.10.1983 г. по 27.02.1984 г. «Новороссийск» в сопровождении БПК «Николаев», сторожевого корабля «Порывистый», БДК «Александр Николаев» пере­шел из Североморска во Владивосток. Во время перехода корабль с деловыми визита­ми посетил порты Анголы и Мозамбика, а также Индии, с дружественным визитом. За время перехода его самолеты Як-38 выполнили 600 полетов. При этом один из самолетов упал в море (пилота удалось спасти).

В 1984 г. «Новороссийск» участвовал в учени­ях ТОФ «Голубая стрела» и «Длинная осень». С 25.04 по 17.04.1985 г. «Новороссийск» совместно с БПК «Николаев», «Ташкент», «Таллин», «Василий Чапаев», СКР «Ревностный» и «Порывистый», а также ТН «Влади­мир Колечицкий», «Илим» и «Абакан» в районе Гавайских островов принимал учас­тие в оперативно-тактических учениях Тихоокеанского флота.

Классическое фото призванное показать мощь советского флота. На снимке ТАКР «Новороссийск»

С 29.05 по 16.06.1985 г. «Новороссийск» совмест­но со сторожевиками «Ревностный» и «Порывистый» в Японском море участвовал в поисковой опера­ции, а с 12-го по 16.05.1988 г. совместно с БПК «Адмирал Захаров» и эсминцем «Боевой» с дружественным визитом посетил порт Вонсан (КНДР).

С 1991 г. «Новороссийск» не выходил в море из-за плохого технического состояния главных механизмов, а в его авиагруппе находились только вертолеты. В июне 1993 г., в связи с отсутствием средств на средний ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, Новороссийск исключили из списков флота, и разоружили.

В январе 1996 г. корпус корабля был продан южнокорейской компании «Young Distribution Со», после чего он был разделан на металл в г.Пусан (Юж­ная Корея). Есть также сведения, что «Новороссийск» не разбирали на металл, а продали Китаю, но подтвердить или опровергнуть информацию невозможно.

«Адмирал Горшков» или «Баку» — советский тяжелый авианесущий крейсер

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» («Баку»)

С 7.06.1988 по 17.12.1988 г. крейсер с 12 самолетами Як-38М и Як-38У, 16 противолодочными Ка-27, 2 поисково-спасательными Ка-25ПС и двумя вертолетами целеуказания Ка-25ДЦ совершил переход вокруг Ев­ропы к месту базирования в Североморск. По пути «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» посетил с деловыми визитами порты Латакия и Тартус (Сирия).

В Средиземном море крейсер осуще­ствлял слежение за авианосной группировкой ВМС США во главе с авианосцем «Энтерпрайз», вскоре после этого из-за неисправностей были потеряны самолет Як-38У и вертолет Ка-27 (эки­пажи удалось спасти).

В 1989-1990 гг. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» занимался боевой подго­товкой: проводил ракетные и артиллерийские стрельбы, отрабатывал задачи при­крытия высадки войск морского десанта. За это время с его палубы было совершено 218 полетов Як-38, и 2353 полетов вертолетов Ка-27 и Ка-25.

В 1991 г. корабль продолжил боевую подготовку, а 26.09.1991 г. на авианосец доставили два новых истребителя-перехватчика Як-141. 5.10.1991 г., во время испытаний одна из машин при посадке ударилась опорами шасси о палубу и заго­релась (пилот катапультировался). Испытания на этом прекратили.

3.02.1992 г. ТАКР, из-за плохого технического состояния главных механизмов корабль вывели из состава сил постоянной готовности и поставили на «навигационный» ремонт в поселке Росляково. В этот же день произошло возгорание в кормовом машинном отделении, а 7.02.1994 г. из-за разрыва паропровода погибли шесть человек. До 5 сентября 1994 г. корабль оставался на месте, из-за отсутствия финансирования работы на нем не проводились. Затем провели доковый ремонт, а 6 декабря 1994 г. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» вновь начали ремонт «навигационный».

7.05.1995 г. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (на трех машинах), принял участие в морском параде в честь 50-летия Побе­ды в Мурманске, после чего снова возвратился СРЗ № 35.

Индийский авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») после модернизации

В конце мая 1995 г. на авианосце был оставлен экипаж отстоя из 75 человек, а 28.09.1995 г. крейсер посетила делега­ция индийских ВМС во главе с начальником штаба адмиралом Виджай Хит Нокхаватом, с целью рассмотрения возможности его приобретения для нужд Индии. Летом 1999 г. «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» отбуксировали в Северодвинск для проведения среднего ремонта и модернизации под нужды заказчика. Модернизация (фактически переделка) крейсера по аналогии Российского авианосца «Адмирал Кузнецов». В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.
Авиагруппа «Викрамадитья» (после переименования) состоит из 16-20 самолетов МиГ-29К, предполагаемый срок эксплуатации корабля в ВМС Индии — 30 лет. Авианосец был передан индийской стороне в 2013 г.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет